Кто и когда изобрел диван

Обновлено: 03.07.2024

Сегодня купить диван проще простого. Этот предмет интерьера прочно вошёл в нашу жизнь и, наверное, есть в каждом доме. Форма, размер, расцветка дивана могут быть самыми разными. Это делает диван не только комфортным местом для отдыха, но и создаёт уютную атмосферу.

Первые диваны для сидения изобрели персы в середине XVII века. В то время это была невысокая софа без спинки, которую обивали дорогими фактурными тканями или кожей.

В Европе диван появляется в начале XVIII века, постепенно приобретая разные формы.

Несколько видов диванов придумали французы. Например, козетку или канапе.

Козетка — небольшая двухместная кушетка. Такое название произошло от глагола causer, что значит «беседовать, разговаривать». А вот канапе — это диван с изящной спинкой. Канапе был предназначен для сидения и стал распространённым модным видом салонной мебели.

Всё те же французы изобрели раскладные диваны и откидывающиеся подлокотники. Таким образом, диван превратился в уютное место для отдыха — красивое и комфортное.

В российских салонах этот удобный вид мебели появилось в середине XVIII века, спустя целое столетие.

И только в XX веке диван превратился в полноценное спальное место. Быстрый рост городов и сокращение площади квартир стали предпосылками такому преобразованию. Экономя жилое пространство, многим приходится совмещать гостиную и спальню в одной комнате. И диван-кровать является отличным выходом из положения: днём это красивый и удобный элемент гостиной, а ночью — комфортное место для сна.

Новый законопроект США направлен на прекращение преследования Фалуньгун в Китае

Новый законопроект США направлен на прекращение преследования Фалуньгун в Китае

Банные процедуры по японским традициям

Банные процедуры по японским традициям

Компания «ICOPAL Россия» приняла участие в строительстве ЛАЭС-2

Компания «ICOPAL Россия» приняла участие в строительстве ЛАЭС-2

Как выбрать фотографа на мероприятие

Как выбрать фотографа на мероприятие

Как избавиться от лишних килограммов без ущерба для здоровья

Как избавиться от лишних килограммов без ущерба для здоровья

Как найти металл под землёй?

Как найти металл под землёй?

Тесты на полиграфе набирают популярность

Тесты на полиграфе набирают популярность

Эволюция дивана

Эволюция дивана

Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.

Диван в Османской империи: немного лингвистики

Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого dīvān и персидского dīwān. Диваном называли поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.

Дворец Топкапы, Стамбул.

рис. 1. Дворец Топкапы, Стамбул. Источник: privet.club

Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.

Gaetano Previati. Курительницы гашиша.

Диван в эпоху античности

Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.

И все же римляне имеют отношению к современному дивану. Всем знакомая кушетка - это потомок римской клинии (рис. 3) - ложа, которое они переняли у греков. На них патриции возлежали во время бесед и принятия пищи. Это было металлическое сиденье с выступом с одной или двух сторон для подушек. На бронзе было не расслабиться и не отдохнуть, а потому подушки были не только декоративным элементом, но и помогали предотвратить онемение во время длительных трапез.

Римские клинии, I в

рис. 3. Римские клинии, I в. Источник: Википедия

Диван в Средневековье

Жители средневековой Европы не знали ни восточного дивана, ни римской кушетки. На чем же они сидели? Это зависело от происхождения: знатная персона восседала на скамье, которая как раз и заменила диван (рис. 4). Образованный монах - на аскетичном табурете, а простой работяга на корточках или грубо сколоченном ящике. И несмотря на социальные различия, первый, второй и третий не знали что значит удобно сидеть, не могли правильно расслабить спину и беспечно протянуть ноги.

Восстановленная обстановка пиршественного зала замка в Йорке (1483г.)

Причиной аскетизма была не нехватка материала или грубые руки мастеров. Средневековое христианство несло в себе цель просветить душу, но и не забывало всячески обуздать тело, так как считалось, что душа и тело - неразрывны. Мягкие сиденья никак не вписывались в концепцию умерщвления плоти.

Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.

У. Цзинвэнь “12 красавиц”.

Мягкий диван в эпоху Возрождения

Идея набить шкуру или ткань мягким материалом, чтобы потом использовать это изделие для отдыха была не нова. Еще в древнем Египте использовали подушки, но чтобы создать целую мебель по такому принципу - пришлось подождать несколько тысячелетий.

Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.

Эпоха Возрождения - это переворот эстетических предпочтений и возврат к античным идеалам. Человеческая мысль стала смелее и многие суровые постулаты христианства были свергнуты. Все эти процессы смягчили дерево и камень средневековой мебели в буквальном смысле. Богатых людей окружала мягкая мебель, вернулись забытые кушетки.

Предшественником канапе - маленького дивана - была итальянская касса-панка (рис.6). Это скамья-сундук, которая по своей форме напоминает современный небольшой диван. Касса-панку делали из дерева, поэтому удобства она доставляла не много, а вот красоты и чувства превосходства - достаточно. К тому же внутри хранили деньги и прочие ценности, а некоторые купцы предпочитали вести дела, только сидя на ней. Для безопасности.


Кстати, именно касса-панка легла в основу знаменитого сталинского дивана.

Диваны в Версальском дворце

Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.

Дворец Людовика XIV - это место открытий и эстетических переворотов. Здесь появляются не только новые виды танцев, церемоний, невообразимые законы и порядки, но и новые виды мебели . Первый диван, который отдаленно напоминает современный был как бы составлен из несколько стульев в ряд (рис. 7). Опорой такой мебели служили шесть или восемь ножек.


Чаще всего верхняя часть спинки имела волнистую форму, которую повторяли боковины. Форма волны и завитка - основной элемент роскошной и перегруженной барочной мебели.

Дворяне, у которых было достаточно денег на забавы, хотели сидеть на чем-то необычайно комфортном. Спрос рождал предложение, и мастера удивляли заказчиков новыми идеями. В результате появились шезлонги, диваны и диванчики - подобие канапе, которые по-английски двусмысленно называются loveseat . Казалось бы, это мебель для любовных утех, но вовсе нет. Изделия были специально разработаны для тяжеловесных и массивных платьев с кринолинами из железных прутьев, которые приходилось носить дамам XVII века. (рис.8)

Портрет Марии Антуанетты.

Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.

Эпоха Людовика XIV и Людовика XV - это революция в понимании комфорта, настоящий мебельный переворот. Мебель становится источником наслаждения, а не только жестким и холодным свидетельством статуса и финансового положения. А вот Людовик XVI станет свидетелем совсем другой революции, жестокой и кровавой, благодаря которой понятия удобства и красоты станут доступными не только аристократам, но и народным массам.

В Российской империи диваны стали широко распространяться в середине XVIII века. Прорубленное “окно в Европу” не привило любви русской знати к миниатюрным канапе. Зато популярность приобрел восточный тип - крупный диван, с большим мягким сиденьем.

Князь Потемкин в качестве военного трофея преподнес Екатерине II огромный турецкий диван (рис. 9), который дал имя одной из комнат дворца в Петергофе - диванная.

Диванная в Большом Петергофском дворце.

Диваны Честерфилд

Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что Честерфилд - это не только город в Англии и название футбольного клуба, но еще и диван. Например, в Оксфордском словаре английского языка сказано, что словом “честерфилд” называли кожаный диван уже в 1800-х годах.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда (рис. 10) был политиком и писателем, покровителем Вольтера, известным законодателем моды.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда

Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.

Чем он был так необычен?

  • Это был первый полностью обитый диван в истории дизайна
  • Кожаная обивка была глубоко прошита пуговицами
  • Сиденье располагалось довольно низко
  • Подлокотниками служили удобные валики
  • Подлокотники и спинка располагались на одной высоте

Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.


В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).

Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.

Кстати, отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - принимал своих пациентов в кабинете, где стоял кожаный Честерфилд.

Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим

Эпоха Наполеона - это время открытия античной истории, сотен раскопок и ценнейших находок. Новые знания коснулись не только мира ученых и путешественников, но и повседневной жизни аристократов. Наполеон был буквально помешан на Римской империи, а потому легко сменил пышные интерьеры своих предшественников-королей на рассудочность и холодное великолепие имперского стиля.

Появляется новый тип дивана, который кардинально отличается от изящных канапе и loveseat Марии-Антуанетты. Это кушетка рекамье, в основе которой лежат формы римской клинии - ложа для трапез и бесед. Своим названием мебель обязана мадам Рекамье, которая стала первой ее обладательницей (рис. 12).

Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье».

рис.12. Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». Источник: Википедия

Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.

Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).

Современная кушетка рекамье.

Диваны XIX века

Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.

Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):


Диванная эклектика и ар нуво

Конец XIX века - это время эклектики. Гостиную английского аристократа могли наполнять предметы совершенно разного стиля, и казалось бы, разных эпох. Но это не так. Мебельщики, как художники и архитекторы копировали образцы предыдущих веков, привнося свои идеи и детали. Например, этот диван (рис.15) не эпохи Наполеона, как может показаться, а 1880 года.


А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.


Порядок восстановился в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Именно там зародился стиль ар нуво или модерн, как его принято называть в России. Мебель модерна, а в частности диваны - это преобладание плавных, естественных линий. Можно сказать, что цель этого стиля - возвращение к природным формам: мастера смотрят в сторону в ьющихся растений (рис. 17), морских волн и раковин .

Диван в стиле модерн.

Одна из особенностей диванов ар нуво - это приглушенность цвета обивки, мерцающие оттенки, полутона. Асимметричные формы (рис. 18) - еще один способ оживить изделие, сделать его более “органичным”.


Мой любимый цвет, мой любимый размер: диван Ле Корбюзье

Отгремев, модерн уступил место науке и практичности. В изготовлении мебели стали использовать достижения ортопедии - изучения и лечения нарушений работы костно-мышечной системы.

В 1934 году архитектор Ле Корбюзье создает первый культовый предмет мебельного дизайна - кожаный диван LC5 (рис. 19). Идея идеального соотношения удобства и “сухости” стиля конструктивизм пришла в голову француза в процессе обустройства своей парижской квартиры.


Ножки дивана - это часть металлического трубчатого каркаса. Высокие и изящные, они создают ощущение невесомости довольно массивного предмета. В архивах Ле Корбюзье хранится несколько вариантов дивана, который стал идеальным во всех отношениях.

LC5 - отправная точка для современного интерьера, основа лаконичной и продуманной обстановки XXI века.

Диванные фантазии Сальвадора Дали

Наряду с холодным практицизмом и трезвым взглядом на потребности человека, создаются немыслимые для тех лет изделия. Сюрреалистичные идеи Сальвадора Дали касаются не только живописи, но и всего его окружения от столовых приборов до архитектуры. Предмет в его руках теряет свой изначальный смысл, и даже такое простое изделие как диван претерпевает метаморфозы.

Знаменитый алый диван в форме губ секс-символа 30-х актрисы Мэй Уэст (рис. 20) до сих пор с триумфом копируется и продается. При этом несложно догадаться, что предмет создан не для сидения, а как идея и вызов. Дали сделал несколько вариантов “губ”, один из которых оформляет знаменитую комнату Мэй Уэст его дома в Фегерасе.

Сальвадор Дали и испанский дизайнер Оскар Тускетс Бланка.

На этом диванные происки Сальвадора Дали не закончились. Еще один более практичный и чуть менее вызывающий предмет - это S-образный двухместный диван Vis-à-vis de Gala (рис.21), который был воссоздан уже современными дизайнерами по эскизам сюрреалиста. Диван для влюбленных интровертов.


Диваны СССР

Сталинский ампир произвел на свет тяжеловесные, монументальные диваны, их обивали бархатом темных насыщенных оттенков и натуральной кожей.

Такие диваны не антиквариат, поскольку им еще нет 100 лет, но ценятся как старина и стоят от 50000 рублей (в хорошем состоянии).


Время оттепели коснулось и диванов. Громоздкие формы буквально растаяли, уступив место примитивным и минималистским изделиям. Для уставших от коммуналок советских граждан стало доступным собственное жилье, а значит появилась потребность в большом количестве мебели. Количество отразилось на качестве, о чем знают и помнят многие из нас.

В 60-х появился знаменитый диван-кровать (рис.22), который превратил спальню в гостиную и позволял оставлять гостей на ночь.


Для снижения стоимости мебели стали применять ДСП, фанеру и полимерные материалы. Дизайнеры делали попытки копировать образцы из западных каталогов, но на свет все равно появлялись унылые модели, которые сейчас называют одним словом - “советские”. Часто это происходило не от бездарности авторов, а от специфики производства тех лет.

Диваны: современные разработки

Диваны нового поколения - это квинтэссенция комфорта и эстетики. Дизайнеры не ограничены формой, поэтому в мебельном салоне легко встретить кушетку в стиле ампир и изделие, не поддающейся описанию формы.


И все же можно выделить несколько тенденций, которым отвечают современные мягкие диваны и все его разновидности (кушетки, канапе, софы и т.д.)

Раскладным диваном сегодня мало кого удивишь, но теперь можно найти не только ветерана отечественного рынка - диван “книжка”, но и с десяток других систем. Например, диван-двухъярусная кровать (рис. 24) - находка для небольших квартир.


Модульные диваны - один из современных трендов. “Сделай диван таким каким ты хочешь” - девиз дизайнеров, которые придумывают изделия, состоящие из отдельных блоков. С их помощью легко соорудить диван, кровать, кресла или просто пуфы - все зависит от изначальной конфигурации.


Сам по себе диван - предмет тяжелый. Но современные изделия не идут ни в какое сравнение с диванами прошлого века. Мы часто меняем не только обстановку в комнате, но и место жительства. Диваны становятся легче, некоторые модели можно даже разбирать.

А например, чтобы переставить мебель сталинских годов, вам потребуется созвать на помощь всех соседей.

Диван - не просто символ отдыха и лени, но и катализатор развития языков. На свет появились такие выражения на русском как “диванные войска”, “диванные эксперты”, на английском - “couch potatoes”, что означает “домосед” (дословно - диванная картошка). Не говоря уже о сотнях анекдотов и интернет-мемов.

Пожалуй, диван - это чуть больше, чем мебель.

При перепечатывании прямая активная ссылка на эту страницу обязательна.

Офисная мебель и всё вокруг неё

5 причин стать клиентом Юнитекс

История дивана: от древних римлян до Сальвадора Дали

Римляне на пиру

Знайте, что делать свои дела лежа — прерогатива преуспевающих людей, хозяев жизни, как модно было говорить в 90-е! Прекрасный пример всему миру показали древние римляне — непобедимые завоеватели, просвещенные науками, избалованные развлечениями и телесными удовольствиями. Не спешите и не суетитесь! Расслабляйтесь в позе победителя — лежа или полулежа, прилюдно или в одиночестве. А лучше всего для этого предназначен диван!

Римляне пировали, лежа на клине или триклиниях — удобных лежанках с приподнятым изголовьем. Они были мраморными или бронзовыми, устеленными для мягкости покрывалами и подушками. Лежа на боку, опираясь на одну руку, или на животе, гости брали еду с низких столиков, уставленных яствами. Проводить день в неподвижности было прерогативой высшего класса. Римские знатные матроны, например, принимали гостей тоже лежа или полулежа на клине. Эту античную моду с удовольствием переняли светские красавицы 19 века. Однако, об этом позже.

Древнеримский барельеф: знатный римлянин на пиру.

Символом роскоши и преуспевания были диваны и на Востоке. Широкие тахты без ножек с мягкими шикарными подушками из дорогих тканей так и манили прилечь. На них знать проводила день в праздности. Здесь ели и пили, курили кальян и вели беседы. А утомившись от бесед можно было поспать, не сходя с места.

Восточная красавица курит кальян на диване

Европейцы пошли другим путем. Диваны и диванчики, которые появились в 17 веке — начале 18 века во Франции, были далеки от восточных. На них не принято было величаво возлежать или попросту валяться. Да и попробуй развались в тогдашних костюмах, — в корсетах и огромных юбках на каркасе. В них лучше всего было красиво стоять или присесть на краешек канапе и кушетки. Именно канапе и кушетки и стали первыми разновидностями европейских диванов. Кому-то пришло в голову объединить несколько составленных вместе стульев, а, может быть, расширить кресло так, чтобы в нем поместились трое-четверо. Так и получилось канапе. Эдакая сороконожка — с шестью или восьмью ножками. Также канапе было снабжено тремя спинками и двумя подлокотниками по бокам. Позже спинки слились все-таки в одну, порой ассиметричную, хотя существовали канапе и с несколькими спинками. На таком диванчике принято было чинно сидеть и беседовать, лучше всего, конечно же, о любви.

Канапе в стиле рококо с одной спинкой

В эпоху ампира, когда стала модной одежда и мебель в античном стиле, на кушетки в красивых позах улеглись светские дамы, подражая древнеримским матронам. Мода эта была чрезвычайно сильна при Наполеоне. Ведь задумав создать из Франции великую мировую империю, он подражал Древнему Риму. Красавицы в античных туниках (уже без корсета) принимали гостей полулежа на кушетке. Поза эта, чрезвычайно живописная и соблазнительная, позволяла выставить ножки в хорошеньких туфельках, которые в обычной жизни показывать было неприлично. Их также можно было поставить на маленькую скамеечку. Лежа на кушетках вели беседы, музицировали, читали стихи. Одно условие — возлежать могла только хозяйка гостинной, гости вели себя более сдержанно.

Рафаэль Джианетти, «Красавица Помпей». Вот так в 18 веке представляли себе античных красавиц, и светские дамы старались их копировать

Красотка в стиле ампир подражает античным матронам. Ривьер. "Портрет дамы с лирой", 1806 г.

Светские дамы на кушетке кокетничают с молодым франтом

Одна из разновидностей кушетки — рекамье — получила свое название по имени известной красавицы наполеоновского Парижа мадам Рекамье. Известная законодательница мод и покровительница искусств она собирала в своем салоне политиков, художников, писателей и прочих властителей дум. Мадам увлекалась античностью. Специально для нее была изготовлена кушетка, в точности повторяющая рисунки с фресок, найденных при раскопках в Помпеях. Это кушетка с двумя изголовьями по бокам и без спинки.

Жак-Луи Давид, портрет мадам Рекамье на одноименной кушетке, 1800 г.

Россия не осталась вдалеке от диванной моды. До России диваны добрались в середине 18 века. Это были восточные широкие диваны с мягкими подушками. Они, возможно, больше подходили русской натуре, воспитанной на печи. Считается, кстати, что моду на восточные диваны завел граф Потемкин. Однако, вскоре до России дошли и французские моды — и кушетки, и канапе, и лежащие на виду у всех красавицы.

Диваны. Перезагрузка

В 20 веке европейские и восточные веяния соединились. Наиболее популярные диваны сегодня — широкие, невысокие, мягкие и удобные. Эти качества они взяли от восточных прототипов. От западных современные диваны получили ножки, спинки и подлокотники. Кроме того, в 20 веке некоторые диваны соединились и с другими предметами мебели. В начале века стали делать диваны, совмещенные со шкафами, этажерками, горками, баром. На протяжении столетия эта тема развивалась в соответствии с достижениями науки и техники — например, появились диваны со встроенными телевизорами или столиками для компьютера.

Современная кушетка-рекамье с полками

Диван со встроенным телевизором

Кроме того, 20 век совершил настоящую революцию в диванном деле — стали применяться достижения науки новой ортопедии, современные технологии для создания удобного сидения. Отличный пример — знаменитый архитектор и дизайнер Ле Корбюзье. В 1928 году он создал просто революционные для того времени кушетки на пружинящем каркасе из гнутых стальных трубок и кубические диваны, втиснутые в хромированный металлический каркас.

Знаменитая пятнистая кушетка Ле Корбюзье стала новым словом в мебельном деле и настоящим символом сладкой жизни в 20 веке. На ней возлежат с бокалом в руке голливудские звезды, которые наследуют римский дух — они всего добились и им некуда спешить. Еще один хит от Ле Корбюзье — кубические кожаные диваны. Прошел уже почти век с их создания, а они до сих выглядят модно и современно.

Диван и кушетка по эскизам Ле Корбюзье

Слева: таким Ле Корбюзье представлял интерьер для своей мебели, фото 1929г. Справа: эскиз кубического кресла

Не забывайте, что диван стал еще и объектом искусства. В 20 веке дизайнеры и художники сделали диван одним из объектов для приложения своей творческой фантазии. На эти диваны и садиться-то не стоит — не дай боже, нарушишь задуманный образ! Хороший пример — это пожалуй, самый известный диван в мире — диван-губы от Сальвадора Дали. Алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандально известной в 30-е годы в Америке звезды Мэй Уэст, появился в 1937 году.

Комната Мэй Уэст в театре-музее Сальвадора Дали

А каков диван в видении современных дизайнеров? Вот, к примеру, диван от иконы современного дизайна Филиппа Старка. Элементы дивана, соединенные между собой, можно расположить, как вам заблагорассудится — установить спинку под нужным углом или совсем опустить в виде изголовья, сделать подлокотники или превратить диван в одно большое ложе. В общем, настоящий диван-возможность. Здесь можно чинно сидеть, вольготно лежать, свернуться клубочком и т. д.

Диван и кресло-трансформеры от Филиппа Старка

Диваны «Бисмарк» и «Кай»: мягкие кожаные подушки строгих форм в сочетании с хромированной сталью - блестящая идея Ле Корбьюзье

Оригинальное сочетание старинной темы канапе и футуристических форм мебели «Клерк»

Античные формы кушетки «Крофорд» и современное понимание роскоши и удобства. Никакого мрамора или бронзы — только мягчайшая кожа!

Admin comments: диваны и кресла для отдыха из ассортимента ЮНИТЕКС показаны на нашем сайте.

История дивана: как проходила эволюцию мягкой мебели

Что такое диван? Это, без сомнения, нечто большее, чем просто мебель. Центр зоны комфорта, куда мы постоянно возвращаемся. Must have любого интерьера. Диван — обязательная часть обстановки крошечной хрущевки и элитного пентхауса. Кажется, что он был всегда. Но на самом деле, привычный вид диван приобрел совсем недавно.

Диван. Начало. Персия, Египет или Рим?

Когда появился первый диван? История не дает точного ответа на этот вопрос. Одни считают, что прообразом дивана был трон восточных правителей. А само слово «диван» заимствовано нами из французского языка и в свою очередь является калькой с фарси (персидского языка) «dīwān». У этого слова множество значений и только одно имеет отношение к предмету обстановки — «скамья, покрытая ковром». Устроившись на таком возвышении, восточные вельможи решали государственные вопросы. В некоторых турецких домах до сих пор есть комната с низкими лежанками вдоль стен, которая так и называется — dīvān.

Диван. Начало. Персия, Египет или Рим

Знать проводила время «лежа на боку» в окружении ковров, тюфяков и подушек. Их использовали везде, даже в государственных учреждениях. Такая мебель была мало похожа на ваш любимый диван, но отдаленно напоминала софу — низкую лежанку со спинкой и подлокотниками одной высоты. По арабски «ṣuffаh» — подушка на верблюжьем седле.

Диван. Начало. Персия, Египет или Рим?

Существует еще одна версия истории создания древнего дивана — древнеегипетская. Но расслабиться на таком ложе было проблематично. Металл, слоновая кость и драгоценное дерево. Такая версия дивана далека от восточного комфорта.

Диван. Начало. Персия, Египет или Рим?

И воспользоваться ею для отдыха или беседы мог не каждый, а только самые обеспеченные. В то время мебель была атрибутом дворцов. Остальные обходились тюфяками и циновками.

Египетскую традицию продолжили греки и римляне. Греческий вариант — канапелеон, выглядел, как скамейка с приподнятой спинкой.

Диван. Начало. Персия, Египет или Рим?

Изящное ложе с обязательными резными ножками стало прототипом канапе и его производных: козетки, рекамье и конфиденты.

Патриции предпочитали клинию или триклинию. На ней можно было возлежать в одиночестве или в компании. Мраморная, деревянная или бронзовая лежанка могла быть инкрустирована драгоценными камнями или мозаикой, но была невозможно твердой. А средством от онемения во время длительных бесед или трапез были небольшие подушки.

Диван. Начало. Персия, Египет или Рим?
Диван. Начало. Персия, Египет или Рим?
Диван. Начало. Персия, Египет или Рим?

Существовали и подковообразные лежанки — сигмы. Интересно, что пользоваться ими могли только мужчины знатного происхождения. Всем остальным «диваны» не полагались.

Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения

Европейские правители не допускали и мысли, что принимать гостей можно развалившись. В замках и дворцах средневековой Европы все было прямо, жестко и твердо — сплошной хардкор. Лежать можно было только на кровати. Мебель была символом финансового благополучия и аристократизма. Сидеть на скамьях и стульях полагалось прямо, подчеркивая врожденную аристократичность.

Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения

Обстановка в домах попроще состояла из сундуков, столов и скамеек. Такое положение сохранялось до 17 века.

С началом правления Людовика XIV во Франции появились первые диванчики. Интересен тот факт, что возникновением почти всей мягкой мебели мы обязаны дамам в кринолинах.

Первые диваны были не слишком мягкие, на высоких ножках и с обязательной спинкой. Такую форму диктовала мода того времени. «Железобетонные» корсеты и ворох негнущихся юбок не позволяли расположиться с комфортом. Только присесть на самый краешек.

Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения

Канапе и кушетки стали первыми настоящими диванами.

Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения
Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения

Чуть позже появились loveseat (диваны для влюбленных), но первоначально они предназначались только для дамы и ее юбок. Когда мода стала демократичней, кавалер получил возможность посидеть рядом.

Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения

Это была революция комфорта, когда мебель стала источником наслаждения, а не показателем длины родословной. А первым настоящим диваном стало канапе Людовика XV.

Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения

Мода на античность при дворе Наполеона Бонапарта и отсутствие жестких корсетов дала толчок к появлению кушетки-рекамье. Знатные дамы, принимали своих гостей полулежа, подражая сибаритам Древнего Рима.

Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения

Пионером-популяризатором этой изысканной мебели стала Жюли Рекамье.

Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения

Ее литературно-политический салон был признанным центром образованности и хорошего вкуса.

С легкой руки Светлейшего Князя Потемкина такие диваны появились и в Российской Империи. Но окно в Европу не прибавило любви к миниатюрной французской мебели. На Руси наибольшей популярностью пользовались другие модели. Следуя восточной традиции, мягкие и широкие диваны располагались вдоль стен.

Аскетичное средневековье, роскошное рококо и эпоха просвещения

XVII век и первые удобные диваны

Промышленная революция конца XVII начала XIX века и появление среднего класса, породило спрос на доступную, удобную мебель. Диван вышел за рамки дворцовых интерьеров и начал наступление по всем фронтам.

Филипп Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд заказал своему мебельщику диван, на котором можно было сидеть в костюме сложного кроя и не испытывать неудобства. Это был первый полностью обтянутый кожей диван в истории.

XVII век и первые удобные диваны

Несколько лет спустя в конструкции «честерфилда» был использован пружинный блок.

Модель стала чрезвычайно популярной. Это вечная классика, которая легко вписывается в современный интерьер, несмотря на нестабильность трендов.

Во Франции 18 века начались первые опыты по трансформации дивана. Немного изменялся угол наклона, и опускались подлокотники. Со временем, технический прогресс позволил создавать механизм для превращения дивана в кровать.

Технический прогресс и функционализм дал дивану возможность постоянного преображения. Конец 19 века был временем эклектики. Мебельщики копировали образцы предыдущих эпох, добавляя детали и акценты.

XVII век и первые удобные диваны

Этот диван работы братьев Гамбс, вполне мог составлять гарнитур со всем известными 12 стульями.

После всемирной выставки в Париже на смену эклектике пришел модерн (ар-нуво).

XVII век и первые удобные диваны

XX век и развитие новых форм

В начале 30-х годов прошлого века, ар-нуво уступил место строгой функциональности и практичности. Мебель стали создавать по-науке, используя последние ортопедические исследования.

XX век и развитие новых форм

Знакомый дизайн? Это LC5 Ле Корбюзье 1934 г. — идеальное сочетание удобства и конструктивной «сухости».

В середине XX века появляется новая форма — угловые диваны — и почти молниеносно завоевывает рынок.

XX век и развитие новых форм

В 1970 году французский ритейлер Roshe Bobois представил концепт Mah Jong — первый модульный диван.

XX век и развитие новых форм

Его девиз: «Ты — творец своего дивана. Сделай его таким, каким хочешь». Главное достоинство такого конструкта — отсутствие жесткой связки между элементами системы. Их можно тасовать как угодно. Это выгодное предложение для любителей частых перестановок.

В модуль могут быть включены диваны, кресла, пуфы, уголки, столики. Все они прекрасно сочетаются между собой в любых вариантах. Если вы часто принимаете гостей, то модульные диваны со спальным местом — практичное решение. Еще один плюс — возможность заказать необходимый элемент или дополнить уже имеющийся модуль.

XXI век: новые формы и принципы

Диван XXI века — это соединение восточного комфорта и западного прагматизма. Популярная сегодня широкая, невысокая, удобная мебель — современная интерпретация давнего арабского прототипа. Ножки, спинки и подлокотники, многозадачность, механизм трансформации и дополнительные аксессуары — наследие европейской функциональности.

XXI век: новые формы и принципы

Актуальные модели диванов — это квинтэссенция комфорта, практичности и эстетики. Современные материалы и технологии ничем не ограничивают фантазию дизайнеров.

Но есть неизменные тенденции — три «М»: многофункциональность, модульность, мобильность. Это та база, на основе которой создается любая модель мягкой мебели. Мягкая мебель от производителя — возможность без труда подобрать диван для любого помещения.

Островные диваны

XXI век: новые формы и принципы

Считаются наиболее статусными сегодня. На них не спят. В них нет механизма трансформации. Их назначение — создавать интимную обстановку и визуально ограниченную зону отдыха. Их нельзя задвинуть в угол или поместить вдоль стен. Это элемент обстановки роскошных апартаментов, патио и зон отдыха.

Реклайнеры — вершина эволюции дивана. Когда они работают — мы отдыхаем

XXI век: новые формы и принципы

Это мебель повышенного комфорта с изменяемой геометрией. Вы можете зафиксировать ее в наиболее удобных для вас положениях. А подставка для ног увеличивает степень удобства. Для того чтобы трансформировать диван, вставать с него необязательно. Три положения спинки:

● стандарт (угол наклона 100 ○ ) для разговоров, чтения или работы, без подставки для ног;

● ТВ –положение (угол наклона 110 ○ ) с подставкой для ног;

● релакс (угол наклона 130-150 ○ ), измененный наклон сиденья и приподнятая подставка для ног.

Таким механизмом трансформации может быть оснащен элемент модульной системы, прямой или угловой диван.

Диван — это любимое место отдыха, уединения или шумных посиделок. Это обязательный атрибут телевизионного шоу или любимого сериала.

XXI век: новые формы и принципы

Диван — катализатор языка. Без этого символа лени и пустой болтовни не появилось бы выражение «диванные войска». Он герой анекдотов и мемов в интернете. Он украшает гостиную, уместен в спальне, детской, кабинете и даже на кухне. Диван — это немного больше чем мебель.

Диван

Заимствован со Среднего Востока, с которым и у России, и у стран Запада издавна установились торговые и политические отношения. Да и постоянные войны помогали ближе узнать друг друга.

Диван

Родом диван если не из Турции, то из Персии (сегодняшнего Ирана).

Само слово «диван» турецко-персидского происхождения, хотя пожаловало к нам с арабского Востока через Францию.

Диваном турки называли свой Государственный совет, который заседал на возвышении, устланном коврами и покрытом подушками; оно было таким мягким и удобным, что нередко собиравшиеся здесь знать и высшие чиновники расслаблялись и были неспособны к быстрым и решительным действиям, что передавалось и грядущим поколениям.

В России диван появился благодаря Григорию Потемкину, светлейшему князю Таврическому, одолевшему турок и отвоевавшему для России Крым вместе с удобными и красивыми лежанками. Он был близким другом императрицы и старался угодить ей во всем. И не ошибся: Екатерине II очень понравилось возлежать на персидских коврах и турецких подушках. Государыня в письме во Францию своему доверенному лицу дипломату и писателю Ф.-М. Гримму сообщала: «Мосье Том (собака Екатерины II) в данный момент глубоко храпит позади меня на турецком канапе, о существовании коего французские собаки и не подозревают и который генерал Потемкин ввел нынче (речь идет о 1770-х годах. — К. Б.), и на коем канапе двенадцать человек. могут с удобством скорчиться как им угодно. »

Гостиная в доме Юсуповых. Акварель К. Кольмана. 1833 г.

Екатерина II соблазняла Гримма диваном («канапе»), если тот приедет в Санкт-Петербург. «На это сама потрачусь», — обещала она. Тут самодержица российская заблуждалась (возможно, по вине светлейшего князя). Слово «divan» французы узнали лет эдак за тридцать до упомянутого письма Гримму. А французский король Людовик XV, пытаясь усыпить бдительность турецкого султана, подарил ему в 1745 году диван из восемнадцати подушек, крытых атласом пунцового цвета с золотом. Почивай, мол, дорогой, а мы тебе сделаем козу в мировом масштабе!

Знаток русского быта XVIII—XIX вв. М. И. Пыляев писал: «Гостиная барского дома загромождена софами и новомодными диванами, последние появились у нас после взятия Очакова; название они получили от Потемкина. Перед диванами на столах имели обыкновение раскладывать фарфоровые куколки и игрушки «рококо», стоящие иногда по несколько тысяч рублей; такая модная гостиная в то время походила на магазин и служила вывеской безрассудного тщеславия».

Во времена Пушкина (первая треть XIX века) рядом с гостиной была диванная — зала, где могли собраться семья и гости. Диваны в ней расставляли по стенам.

Диванная в доме Юсуповых. Акварель неизвестного художника. 1830 г.

Несколько позже диваны уже заняли центральное место в гостиных в виде «четырехугольной громады» с французским названием «пате» (пирог).

Придворный художник К. Кольман изобразил всю эту диванную роскошь, окружающую вазу на возвышении, во дворце князей Юсуповых в Санкт-Петербурге, см. ил. на с. 126.

Со временем семейство диванов разрослось: появилась кушетка (от франц. coucher — спать), потом оттоманка, которой можно справлять 250-летний юбилей; она унаследовала имя родоначальника Османской империи Османа I (по-арабски Отман, XIII в.), тоже, наверно, большого охотника понежиться на диване.

В родстве с диваном и канапе, название которого упомянула Екатерина Великая, — изящный диванчик со спинкой и подлокотниками, рассчитанный на двух или нескольких человек. Оно стало порождением стиля рококо (тоже XVIII в.). А мягкая софа произошла, оказывается, и вовсе от конского седла — по-арабски «зуффы».

Французские мебельщики немало потрудились для комфорта своих монархов, аристократов и состоятельных буржуа. Для их дневного отдыха они триста лет назад придумали шезлонг , «длинный стул».

Читайте также: