Крестный отец в кресле

Обновлено: 16.05.2024



Многие наверняка помнят ставший культовым фильм «Крёстный отец», который был снят по одноимённому роману Марио Пьюзо, повествующему увлекательную историю о вымышленной семье Корлеоне. Но мало кто знает о том, что в этой франшизе за образами Марлона Брандо, Аль Пачино и других персонажей скрываются настоящие гангстеры, а также ряд событий, основанных на правдивых историях.

Кадр из фильма: Крёстный отец. \ Фото: pinterest.com.

Собирательный образ Вито

Слева направо: Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне и Фрэнк Костелло. \ Фото: nationalgeographic.grid.id.

Слева направо: Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне и Фрэнк Костелло. \ Фото: nationalgeographic.grid.id.

Вдохновением для персонажей послужили реальные гангстеры. Изображённый Брандо, персонаж Вито, на самом деле состоял из нескольких образов гангстеров. Как и настоящий гангстер Джо Профачи, Вито имел дело с оливковым маслом, которое служило прикрытием для его незаконной деятельности, известной лишь в узких кругах.

Впрочем, как и Карло Гамбино, Вито имел репутацию скромной и незаметной фигуры, практически всегда остающейся в тени. Однако характер «Крёстного отца» больше всего походил на реального гангстера Фрэнка Костелло, который был прекрасным разумным стратегом, больше известным как «премьер-министр» мафии из-за его мудрых советов.

Вито, как и Костелло, использовал свои дипломатические навыки и связи с влиятельными бизнесменами и политиками, чтобы сохранить свою власть, а также отговаривал своих подчинённых от участия в наркобизнесе.

Образ Джонни Фонтейна был вдохновлён Фрэнком Синатрой

Слева направо: Джонни Фонтейн и Фрэнк Синатра. \ Фото: google.com.

Сходство между персонажем Джонни Фонтейна (которого играет Аль Мартино) и певцом Фрэнком Синатрой было настолько заметным, что Синатру это якобы раздражало.

В фильме Джонни обратился за помощью к Вито, прося о помощи с улаживанием всех вопросов, что касались подписанного соглашения, условиями которого он был не слишком доволен. Отчаявшись спасти свою угасающую карьеру, Фонтейн решает податься в актёры и получает возможность сыграть одного из персонажей в грядущем, крупном кино.

Этот момент был основан на реальном событии из жизни Синатры, который умудрился при помощи своих связей с мафией выкрутиться из малоприятного контракта. Именно после этого он снялся в фильме «Отныне и во веки веков», тем самым оживив свою популярность.

Образ Мо Грина был вдохновлён Багси Сигелом

Слева напрово: Алекс Рокко в роли Мо Грина и Багси Сигел. \ Фото: twitter.com.

Грин (которого сыграл Алекс Рокко) был очень дерзкой и незаурядной личностью, вдохнувшей жизнь во все лазейки Лас-Вегаса. В реальности гангстер Багси Сигел вёл себя также и занимался тем же. Будучи бывшим киллером, он переехал на Запад, где помогал строить Вегас, управляя роскошным казино «Фламинго».

Не испытывая никаких угрызений совести, он любил выпендриваться среди толпы знаменитостей, тем самым привлекая к себе внимание, и Грин действовал точь-в-точь, как и его прототип. Оба еврея по происхождению, Сигел и Грин также столкнулись с похожей судьбой – их застрелили, а и в их глазницах было найдено по пуле. Однако Багси был убит за то, что украл приличную сумму у мафии, а отсутствие подобающего уважения со стороны Грина к крестному отцу лишь ускорило надвигающуюся на него участь.

Образ Майкла Корлеоне был вдохновлён Сальваторе Бонанно

Слева направо: Аль Пачино в роли Майкла Корлеоне и Сальваторе (Билл) Бонанно. \ Фото: nationalgeographic.grid.id.

Слева направо: Аль Пачино в роли Майкла Корлеоне и Сальваторе (Билл) Бонанно. \ Фото: nationalgeographic.grid.id.

Персонаж Корлеоне был вдохновлён реальной личностью по имени Сальваторе Бонанно, которого все звали «Билл». В отличие от других преступных деятелей, отец Сальваторе не хотел, чтобы его сын Билл занимался семейным бизнесом. Напутствуя Билла, Джозеф заставил его пойти в юридическую школу - точно так же, как Вито заставил своего сына Майкла поступить на юрфак.

Вопреки желанию отца, Майкл — как и Билл — нашёл свой путь в жизни мафии. Однако на этом общая нить заканчивается. В реальности Билл имел большую схожесть со старшим братом Майкла, Фредо. Он был таким же напыщенным, требовал внимания, жил за счёт средств своей семьи и всячески пытался получить уважения со стороны подчинённых своего отца, что оказалось тщетным.

Образ Сальваторе Тессио был вдохновлён Гаспаром Дигрегорио

Эйб Вигода в роли Сальваторе Тессио. \ Фото: biography.com.

В «Крёстном отце» Корлеоне обнаружили, что один из членов группировки участвовал при заключении заговора, который препятствовал бы Корлеоне взойти на вершину. Поначалу все начали подозревать одного более наглого гангстера, но вскоре семья узнаёт, что именно тихий рослый Тессио (которого играет Эйб Вигода) стоял за покушением на Майкла на саммите мафии.

Настоящий гангстер Гаспар Дигрегорио был вдохновителем персонажа Тессио. Когда «Билл» попытался избавиться от власти путём её передачи своему наследнику, Дигрегорио почувствовал себя обиженным. Именно тогда было принято решение действовать и начать бороться с мафиози.

Тогда же он и решил взяться за организацию встречи между враждующими группировками-конкурентами, дабы как можно скорее избавиться от Бонанно. Однако, в отличие от ревнивого и жаждущего власти Дигрегорио, Тессио хотел убрать Майкла, потому что не был согласен с тем, что именно Майкл достоин такой чести. В то время как Дигрегорио не смог убить своих соперников и умер в безвестности, Тессио был и убит за своё предательство.

Съёмки в ресторане были вдохновлены встречей между Лаки Лучано и Джо Массерией

Джо Массерия. \ Фото: google.com.ua.

Съёмки фильма в ресторане были вдохновлены одной из самых известных публичных казней в истории мафии. В 1931 году знаменитый гангстер Лаки Лучано, который был склонен узурпировать власть у своего наставника и босса Джузеппе «Джо» Массерия, пригласил его пообедать в ресторане на Кони-Айленде. Когда Лучано отправился в мужской туалет, Массерия встретил свою безвременную кончину, когда его застрелила группа наёмных убийц.

Судебные слушания по делу Фрэнка Костелло и Вито Дженовезе

Американский гангстер, ставший информатором Джозефа Валачи, даёт показания в сенатском комитете, 1963 год. \ Фото: the-godfather4.netlify.app.

Сенатские слушания в «Крёстном отце II», которые вынудили Майкла дать показания о мафии, были похожи на реальные слушания в Конгрессе, которые происходили в 1950-х и 1960-х годах, когда гангстеры Костелло и Вито Дженовезе предстали перед публикой.

Наиболее примечательно, что гангстер Джо Валачи давал показания, но не как преданный гангстер, а скорее, как государственный свидетель. Он был первым членом мафии, который появился на публике и признал существование организации, что в конечном итоге привело к её падению.

История Дженовезе и Лучано

Лаки Лучано. \ Фото: stoneforest.ru.

Когда Майкл расстреливает врагов своего отца, он отправляется на Сицилию, в конце концов влюбляется и женится на местной деревенской девушке Аполлонии Вителли. Сюжетная линия была страницей, взятой из жизни гангстера Дженовезе и Лучано. Чтобы избежать судебного преследования за совершенное им убийство, Дженовезе бежал в Италию и вернулся только тогда, когда был на свободе. В случае Лучано он был депортирован на родину и в конечном итоге руководил своей незаконной деятельностью в Соединенных Штатах, чтобы никогда больше не возвращаться домой. Как и Майкл, Лучано влюбился в молодую итальянку, балерину по имени Иджеа Лиссони, с которой прожил до самой её смерти.

История полна уникальных людей, которые благодаря своему таланту и хитрости сумели прославиться на весь мир. Читайте о том, как восемь выдающихся мошенников , обведя вокруг пальцев доверчивую толпу, стали частью истории.

15 малоизвестных фактов об эпичной криминальной драме «Крёстный отец»

Аль Пачино в образе Майкла Корлеоне.


Эпичная гангстерская сага «Крёстный отец» считается одним из лучших фильмов всех времён. Этот фильм цитировали, ему подражали и им восхищались. Превосходный, яркий сюжет, гениальная режиссура Копполы, великолепная игра Аль Пачино и Марлона Брандо, великолепная музыка – всё это сделали фильм «Крёстный отец» незабвенным.

1. Гангстерский фильм с диалогами или драма со стрелбьой

Фрэнсис Форд Коппола находился на грани увольнения.

Фрэнсис Форд Коппола (которому доверили съемки из-за его предыдущего фильма, "Люди дождя") был далеко не первой кандидатурой на роль режиссера. Перед этим от предложения снять "Крестный отец" отказались Элиа Казан, Артур Пенн, Ричард Брукс и Коста-Гаврас. И после того, как начались съемки, продюсеры были недовольны тем, что фильм превращается в драму с множеством диалогов. Они хотели гангстерский фильм с множеством стрельбы, поэтому постоянно угрожали уволить Копполу.

2. "Веревочки марионеток"

Коппола отчаянно отстаивал знаменитый логотип.

Студия изначально хотел изменить знаменитый и знаковый сегодня логотип с "веревочками марионеток" (который впервые был создан графическим дизайнером С. Нилом Фуджита для романа). Коппола настаивал на сохранении логотипа, потому что писал сценарий в соавторстве с автором романа Марио Пьюзо.

3. Paramount желал сэкономить

Нью - Йорк нужно снимать в Нью - Йорке.

Он также настаивал на сохранении временных рамок и места развития сюжета. Чтобы снизить затраты на реквизит, Paramount попросил Копполу модернизировать сценарий таким образом, чтобы сюжет развивался в 1972 году, а также снять кино в Канзас-Сити, а не в более дорогом Нью - Йорке. Коппола убедил продюсеров в том, что фильм нужно снимать в Нью-Йорке по событиям, происходящим после Второй мировой войны.

4. Семейные ужины помогали вжиться в роль

Режиссерская установка - не выходить из образа.

Коппола проводил импровизационные репетиции, во время которых приглашал актеров на семейный ужин. При этом актеры должны были "находиться в образе своего персонажа".

5. Интриги, закулисье. Брандо!

На Paramount не утверждали Марлона Брандо.

Когда Коппола первоначально упомянул о том, что Брандо может сняться в роли Вито Корлеоне, глава Paramount Чарльз Блахдорн сказал Копполе, что этот актер "никогда не появится ни в одном фильме Paramount. Студия хотела пригласить на эту роль Лоренса Оливье, но Коппола втайне пригласил Брандо на пробную съемку. Когда Коппола показал студии отснятые кадры, то Брандо разрешили сниматься дальше.

6. Аль Пачино не был единственным кандидатом на роль Майкла Корлеоне

Роберт Редфорд.

Студия хотела видеть в этой роли Роберта Редфорда или Райана О'Нила, но Коппола всегда хотел, чтобы Майкла сыграл именно Аль Пачино.

7. Де Ниро пробовался на роль Сонни

Слишком жесткий для роли Сонни.

Роберт Де Ниро пробовался на роль Сонни, но Коппола счел, что его личность была слишком жестокой для этой роли. Де Ниро позже появился в качестве молодого Вито Корлеоне в "Крестном отце: Часть II" и выиграл приз за лучшую мужскую роль второго плана.

8. Коппола много импровизировал

Чтобы добавить ощущения реальности на свадебных сценах (а также потому, что у него было всего два дня для съемки), Коппола полностью импровизировал во время этих сцен.

9. Заикание Ленни Монтана

Коппола исправлял ошибки по ходу съемки.

Ленни Монтана, который играл Луку Брази, был профессиональным борцом, прежде чем стать актером. Он настолько нервничал, что постоянно сбивался во время диалога с Брандо во время сцены в кабинете крестного отца. Поскольку у Копполы не было времени переснимать сцену, он добавил новую сцену, где Лука Брази репетирует свой разговор с Вито Корлеоне и поясняет свое заикание волнением.

10. Дом на Стейтен Айленд

Резиденция Корлеоне была настоящей и находилась на Стейтен Айленд.

Резиденция была выставлена на продажу в 2014 году чуть менее чем за $ 3 млн.

11. Головокружительная карьера

Кошка крестного отца была бродячей.

Во время своих ежедневных прогулок по съемочной площадке Коппола часто видел бездомную кошку. В день съемки сцены в кабинете Вито Коппола попросил Брандо взять зверька на руки. Брандо так пришелся по душе кошке, что она просидела у актера на коленях в течение всего дня.

12. Все по-честному

Аль Пачино предпочитал съемки по-старинке.

Он на самом деле ударил себя кулаком в челюсть, чтобы выглядеть естественно при дальнейших съемках (ранее его персонажа по сюжету ударили кулаком в лицо).

13. Натурализм

Голова лошади в постели была настоящей.

Это был не муляж, отрезанную голову принесли с местной бойни.

14. "Не забудь про канноли"

Канноли.

“Не забудь о канноли”- напоминает жена Клеменца, который выходит из дома. В сценарии этого не было, но на режиссера снизошло вдохновение вставить в диалоги сцену, где жена персонажа просит его купить популярное итальянское лакомство на десерт.

15. Несостоявшийся антракт

Антракт не нужен.

175-минутный фильм по меркам Голливуда — слишком длинный. Изначально предполагался "антракт", но затем создатели фильма сочли, что это разрушит атмосферность.

«Ничего личного. Исключительно бизнес»: история создания «Крестного отца»

«Ничего личного. Исключительно бизнес»: история создания «Крестного отца»

14 марта исполняется 50 лет творению Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец». История создания ленты не менее драматична и занимательна, чем сама картина. Режиссер считал это самым ужасным опытом в своей жизни, и даже последующий ошеломительный успех не смог избавить его от неприятных воспоминаний. Time Out рассказывает, что происходило во время съемок картины.

Фрэнсис Форд Коппола не хотел заниматься экранизацией романа

В 1969 году Фрэнсис Форд Коппола, Уолтер Мерч, Джордж Лукас и Калеб Дешанель переехали в Сан-Франциско, чтобы основать собственную независимую компанию American Zoetrope. Кинематографисты были противниками Голливуда, преклонялись перед работами Жана-Люка Годара, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Акиры Куросавы, Франсуа Трюффо и черпали вдохновение для своих картин из шедевров мирового кинематографа. Коппола был на тот момент единственным, кому удалось сотрудничать с Warner Bros., и команда рассчитывала, что студия поможет им с финансированием. Руководство дало добро на создание дебютной работы Zoetrope — THX 1138 Джорджа Лукаса, но из-за неправильного маркетинга лента с треском провалилась в прокате, и руководство компании отозвало свой капитал.

В 1970 году Zoetrope задолжала по счетам. Ходили слухи, что, если Коппола не расплатится, ее закроют. Тогда Лукас убедил своего товарища рассмотреть предложение Warner Bros. экранизировать роман Марио Пьюзо.

Коппола посчитал книгу весьма безвкусной, чрезмерно жестокой и противоречащей его принципам не снимать типичные голливудские блокбастеры, но Лукас уверил, что тот сделает отличный фильм. В конце концов, Фрэнсис был вынужден пойти на сделку с совестью и взялся за проект, чтобы спасти Zoetrope от краха.


Роман ждал беспрецедентный успех после выхода, однако многие кинокомпании сомневались в необходимости его экранизации из-за романтизации мафии. В 1968 году Paramount выпустила гангстерский фильм «Братство» с Кирком Дугласом, но зрителям он не особо понравился. Роберт Эванс, который тогда был начальником производства в студии, сделал все, чтобы убедить президента одобрить экранизацию «Крестного отца». Он заявил, что «Братство» оказалось неудачным потому, что над фильмом работала еврейская команда.

«Крестный отец» же должен был стать целиком итало-американским. Существует легенда, что Фрэнсиса Форда Копполу рассматривали на режиссерское кресло только потому, что это был единственный известный им режиссер с итало-американскими корнями.

Коппола настаивал, что вместо 70-х годов действие ленты должно разворачиваться в 40-х. Продюсеры выступали против, так как для придания реалистичности эпохи требовался гораздо больший бюджет на пошив костюмов и декораций, чем они рассчитывали, но режиссер не сдавался.

Сотрудники студии признавались, что Коппола устанавливал правила так, будто мнил себя Стэнли Кубриком, хотя многие его проекты на тот момент считались провальными.

К предложению Копполы, однако, прислушался Марио Пьюзо. Писатель признавался, что они с Фрэнсисом настолько плотно работали над сценарием, что он уже и не помнит, какие идеи принадлежат ему, а какие — Копполе.

«Мне кажется, весь фильм — целиком его заслуга», — говорил Пьюзо.


Коппола до последнего считал, что снимает картину, которая в итоге его погубит. В каком-то смысле, по мнению режиссера, так и произошло: все хотели видеть от Фрэнсиса продолжение гангстерской саги, а не его собственных работ. «Разговор», над которым Коппола достаточно долго трудился, никого не интересовал. Ему позволили заняться производством ленты только потому, что на горизонте маячила вторая часть «Крестного отца».

«Главный элемент любого искусства — это риск. Без него невозможно создать нечто невероятно прекрасное, то, чего никто раньше никогда не видел», — признавался он в интервью изданию NPR.

Точно так же он рискнул с выбором актеров — и не прогадал. В их первую встречу режиссер попросил Брандо, Пачино, Каана, Дюваля и свою сестру Талию, которая играла Конни, прийти голодными. Когда актеры расселись за столом, Коппола предложил разыграть импровизированную сцену ужина. Каждый из артистов побаивался Марлона Брандо и восхищался им, что отразилось на игре. Так режиссер определился с характерами своих персонажей.

Продюсеры были против Марлона Брандо


Продюсеры не хотели, чтобы роль Вито Корлеоне исполнял Марлон Брандо. К тому времени вокруг него распространилась дурная слава: актер был известен своей требовательностью к исполнению любых прихотей, отказывался заучивать реплики, запрашивал неподъемные гонорары, старался контролировать фильм, а после смерти матери и вовсе будто бы потерял интерес к профессии.

Примерно в то же время стало известно о невероятном аппетите артиста: в очерке «Князь в своих владениях» Трумен Капоте писал, что только за один прием пищи Брандо мог съесть суп, бифштекс, картошку, тарелку спагетти, салат, сыр, яблочный пирог и запить все молоком. Однако больше всего Брандо любил мороженое. Рассказывали, что во время съемок «Мятежа на Баунти» на нем 52 раза рвались брюки, не помогала даже эластичная заплатка.


В 60-е Брандо преследовали кассовые провалы, и продюсеры не хотели сотрудничать с актером. Каково же было их удивление, когда на роль главы одного из мафиозных кланов Нью-Йорка Фрэнсис Форд Коппола предложил именно его. Кроме того, актеру лично написал Марио Пьюзо — по его мнению, именно Марлон был единственным, кто должен сыграть дона Корлеоне.

Продюсеры скептически отнеслись к скандальной фигуре артиста, да и сам Брандо поначалу отказывался сниматься в ленте, где, по его словам, прославляют мафиози. Однако после прочтения сценария актер передумал. Коппола хитростью помог Брандо записать видеопробы: он втайне установил в его доме камеры, но актер быстро просек идею. Для наиболее реалистичной передачи образа Брандо набил рот салфетками и уложил волосы с помощью крема для обуви. Продюсеры поначалу не поняли, что перед ними Марлон, и порадовались, что в картине будет играть «настоящий сицилиец».


Реплики Брандо так и не выучил — он считал, что импровизация помогает чувствовать себя в кадре более естественно. Чтобы рабочий процесс не застопорился, актер полагался на телесуфлера и бумажные шпаргалки, которые ему приклеивали на руки. Роль Вито Корлеоне стала одной из лучших в карьере актера. Критики писали, что Брандо напрочь перевернул устоявшиеся в обществе представления о гангстерах в кино и доказал, что у него еще есть порох в пороховницах, несмотря на многочисленные провалы.

Однако и «Крестный отец» не обошелся без скандалов. Марлона Брандо номинировали на «Оскар», но вместо себя на вручение премии он прислал дочь индейского вождя племени апачи и актрису Сашин Литлфезе. Так Брандо хотел осудить американское правительство за пренебрежительное отношение к коренным народам страны.

Аля Пачино хотели уволить три раза


На роль Майкла Корлеоне продюсеры рассматривали Роберта Рэдфорда («Буч Кэссиди и Сандэнс Кид») и Райана О’Нила («История любви», «Бумажная луна»). Однако еще во время прочтения романа Коппола знал, что Майкла должен сыграть никому тогда не известный театральный актер Аль Пачино.

Режиссеру вновь пришлось воевать с продюсерами за право выбора артиста. Они видели Майкла высоким и статным, в то время как Коппола представлял его южанином, а те, как известно, невысокие.

Продюсеры согласились, когда Коппола уехал на встречу с Брандо в Англию. Возможно, говорил кинематографист, они посмотрели отрывок из единственного на тот момента фильма с участием Пачино «Паника в Нидл-парке» или просто пошли навстречу. И все же на протяжении съемочного процесса Пачино был на грани увольнения трижды — продюсеры считали его игру вялой и безынтересной. Аль Пачино очень переживал, что фильм провалится в прокате, поэтому называл его одной из худших лент, когда-либо снятых.

Съемочный процесс

Многие на съемочной площадке были настроены скептически по отношению к Копполе и говорили, что режиссер мнит из себя невесть кого. И это при том, что он не обладал должной кинематографической подготовкой, а на его счету был всего один известный фильм — «Паттон».

К примеру, монтажер Арам Авакян плел против Копполы интриги. Он уверял президента студии, что тот относится к работе спустя рукава, и практически осуществил свой план по увольнению режиссера. Однако все поменялось, когда директор увидел сцену убийства дилера Солоццо и капитана полиции Маккласки. После этого Коппола попросил Авакяна покинуть команду.


Тяжелыми были отношения и с оператором Гордоном Уиллисом. Он заранее планировал сцены и использовал привычные ему приемы, в то время как Коппола предпочитал подходить к материалу свободно, не боясь экспериментировать, и того же добивался от актеров. Скандал разразился во время съемок эпизода похорон в доме Корлеоне. Аль Пачино нарушил оговоренный план, из-за чего выпал из света. Тогда Уиллис остановил процесс, чтобы заново выставить оборудование, но Коппола потребовал не прерывать съемки. Разозлившись, оператор покинул площадку, и никто из его подчиненных не собирался действовать без его приказа. Нервы Копполы в тот момент тоже не выдержали: он на время заперся у себя в кабинете и так громко колотил по двери, что ассистент режиссера решил, что тот застрелился.

После ожесточенного противостояния Коппола решил довериться мастерству Уиллиса, который в итоге добился уникального цветового решения. Оператор назвал картинку фильма «газетной фотографией в плохом цвете».

Мафия была против съемок «Крестного отца»


Итало-Американская ассоциация дружбы, возглавляемая мафиозным боссом Джо Коломбо-старшим, организовала кампанию с целью запретить выпуск ленты из-за стереотипного изображение итало-американцев, которых поголовно причисляли к гангстерам. В Нью-Йорке устраивали акции протеста, в Paramount присылали гневные письма, продюсеру Элу Рудди поступали анонимные угрозы, а отвечавшему за кинопроизодство Роберту Эвансу однажды позвонили и пригрозили нанесением вреда его ребенку, если тот не остановит съемки. В итоге Эванс связался с Коломбо — и они условились, что в ленте не должно звучать слово «мафия».

После того как конфликт сошел на нет, Коломбо и его подопечные даже стали оказывать поддержку Копполе: посещали съемки, давали советы, а некоторые — к примеру, Ленни Монтано, исполнивший роль Луки Брази — снялись в кино.

Вплоть до выхода ленты на экраны Коппола считал, что провала не избежать. Режиссер как-то даже сказал: «Что я сделал? Взял популярный, полный пикантности и “клубнички”, роман и превратил его в одну бесконечную сцену болтовни шайки бандитов в полутемных интерьерах».


Премьера «Крестного отца» состоялась 14 марта 1972 года. Очереди в кинотеатры были такими, что студенты Калифорнийского университета быстро смекнули и решили брать по 5 долларов, чтобы придержать место желавшим посмотреть фильм. К моменту завершения первого показа лента заработала 86 миллионов долларов и стала самой кассовой на тот момент за всю историю кинематографа.

Эл Рудди и Роберт Эванс пообещали Копполе подарить мерседес, если «Крестный отец» возьмет планку в 15 миллионов. При покупке машины режиссер попросил прислать счет студии Paramount. Этот подарок он посчитал своеобразным извинением за то, что ему пришлось выдержать в процессе съемок.

Питер Бискинд в книге «Беспечные ездоки, бешеные быки» писал, что сразу после премьеры Коппола приступил к созданию другой картины. Родственники звонили режиссеру и поздравляли с грандиозным успехом, на что Коппола достаточно сухо отвечал «Отлично, спасибо» и вновь возвращался к разработке сценария.

Хотя процесс создания «Крестного отца» оказался нелегким для каждого из его участников, вложенные силы окупились с лихвой. Ленту признали лучшей гангстерской картиной Америки, а Копполу — одним из гениальнейших режиссеров своего времени.

50 лет «Крестному отцу». Как продюсеры почти уничтожили великий фильм, а затем получили «Оскар»

50 лет «Крестному отцу». Как продюсеры почти уничтожили великий фильм, а затем получили «Оскар»

24 января в российский прокат вышел «Крестный отец» — великому фильму Фрэнсиса Форда Копполы в 2022 году исполняется 50 лет. К юбилею одной из главных голливудских картин XX века в рамках проекта «В кино на машине времени. Легендарные фильмы, которые отмечают юбилей в 2022 году» Time Out вспоминает, как создавался «Крестный отец» и какое наследие оставил после себя.

«Я верю в Америку» — таким многообещающим возгласом начинается «Крестный отец». Американец итальянского происхождения с говорящим именем Америго Бонасера рассказывает дону Вито Корлеоне трагичную историю дочери и делится своим разочарованием в американском правосудии. На это глава одного из пяти сицилийских семейств, поглаживая котика, отвечает, что готов помочь в любую секунду. От просящего гробовщика требуются только уважение и дружба.

Мог ли хоть кто-то из присутствующих на премьере «Крестного отца» 14 марта 1972 года в дождливом Нью-Йорке представить, что такая незатейливая сцена станет легендарной и часто цитируемой? Наверное, из всех людей, старавшихся урвать билетик в длинных очередях в кинотеатр Loew’s State на углу Таймс-сквер и Бродвея, таких было мало.


Еще меньше верили, что спустя годы «Крестный отец» станет первым лицом американской киноклассики. И все же это случилось.

Нежеланное коммерческое криминальное чтиво

История семейства Корлеоне началась в доме Марио Пьюзо — американского писателя итальянского происхождения. К 47 годам он уже написал четыре книги: все они успехом у читателей не пользовались, а сам Пьюзо находился в финансовой яме. На лягушку, взбивающую молоко ради масла, он был совсем не похож. Ему не хотелось создавать коммерческое чтиво, но долги перед банками, букмекерами и финансовыми компаниями заставили его согласиться на предложение редакторов — они посоветовали Пьюзо «рассказать что-нибудь о мафии».

Первый 150-страничный черновой вариант романа с простым, но емким названием «Мафия», впоследствии преобразовавшимся в «Крестного отца», понравился издателям, которые тут же анонсировали выход книги на прилавки. Кинопродюсеры в то время как коршуны слетались на все мало-мальски интересное: большое кино в 1960-х терпело крах, а зрители переключались на грайндхаус и европейских режиссеров — тогда очень кстати до Америки добралась французская новая волна с Трюффо и Годаром. Такое положение дел студии не устраивало и побуждало боссов включаться в поиски новых, интересных сюжетов.

Роман Пьюзо был как раз таким, поэтому Paramount выкупил права на экранизацию еще не вышедшего произведения за 80 тысяч долларов и стал постепенно набирать команду для съемок. Продюсеров даже не волновал пропавший интерес к гангстерскому кино.


Когда книга появилась в продаже, случилось неожиданное — «Крестный отец» внезапно стал бестселлером и больше года держался на верхних строчках списка самых продаваемых книг. Пьюзо от таких новостей был в шоке: он считал этот роман своим худшим и никак не мог смириться, что история о мафиозных семьях, написанная не благодаря, а вопреки, вообще выстрелила. Писатель не был и близко знаком с преступными кругами, создавая мир романа по стереотипам и слухам.

В поисках итало-американцев

Успех литературного первоисточника 1969 года заставил продюсеров поторопиться, чтобы собрать все сливки с проката. Роберт Эванс, в те годы заведующий кинопроизводством Paramount, тут же подписал контракт с Пьюзо, чтобы писатель адаптировал сценарий.

Дальше для студии начался настоящий квест: кто снимет фильм? После долгих консультаций было решено, что экранизировать «Крестного отца» необходимо режиссеру с итальянскими корнями. Все-таки огромный пласт ленты посвящен иммигрантам: они, когда-то перебравшиеся за океан в поисках американской мечты, вынуждены цепляться за призрачные шансы восстановления патриархального мироустройства и по крупицам собирать итальянскую культуру в новом обществе. К тому же перед Эвансом маячил пример с треском провалившегося гангстерского фильма «Братство» (1968), снятого американским евреем Мартином Риттом с Кирком Дугласом в главной роли. Оплошать было нельзя.



Главным среди возможных кандидатов считался Серджио Леоне — автор нашумевшей долларовой трилогии. Казалось, лучше кандидата не сыскать, но режиссер уже был занят разработкой собственного фильма о мафии. В итоге он снял «Однажды в Америке» только в 1984 году, когда две части «Крестного отца» уже стали современной классикой. Следом за Леоне в списках значились Питер Богданович, Ричард Брукс, Питер Йейтс и многие другие. Все они от идей Эванса открещивались сразу же после получения предложений.

Раздосадованные продюсеры уже отчаялись, пока не заметили на горизонте еще одну подходящую кандидатуру — Фрэнсиса Форда Копполу. Потомку итальянских иммигрантов тогда было всего 30 лет, но он успел отметиться драмой «Люди дождя», написанным сценарием к оскароносному «Паттону» и в целом подходил под описание идеального режиссера для «Крестного отца». Однако Коппола тоже отказался от проекта — говорил, что не готов снимать коммерческое кино, а мечтал создавать авторское и подвинуть «старый Голливуд». Тогда постановщик даже не подозревал, что «Крестный отец» станет едва ли не лучшим образчиком арт-мейнстрима и откроет двери в Новый Голливуд его близким друзьям Спилбергу, Лукасу и другим режиссерам.


Именно Джордж Лукас подтолкнул Копполу к работе над великой гангстерской мелодрамой. В 1969 году они вместе трудились над проектами основанной Фрэнсисом студии American Zoetrope, столкнувшейся с финансовыми трудностями. Выход был один — соглашаться на «Крестного отца». Таким образом, Коппола фактически повторил путь Марио Пьюзо, поневоле начавшим работу над коммерческим проектом. Наверное, это и стало главной точкой творческого соприкосновения для обоих — они сразу же близко подружились и вместе адаптировали сценарий.

Кастинговые конфликты

Первоначальное отсутствие влечения к материалу — это еще цветочки. Ягодки появились, когда началась подготовка к съемкам и Коппола сталкивался с продюсерами буквально по каждому поводу. Первый из них — подбор актеров. Поскольку режиссер планировал собрать в фильме Маленькую Италию, на территории которой главенствуют патриархальные принципы и родная для итальянской диаспоры культура, актеры должны были хорошо понимать и чувствовать образы.

Коппола желал видеть в своем фильме итальянцев или итало-американцев, тогда как студийные боссы настаивали исключительно на американских актерах — надо же как-тоо продавать фильм.

Результатом долгих прений стал компромисс: Коппола отдал несколько ролей американцам (в том числе Дюваллу и Каану, с которыми работал в «Людях дождя»), но выиграл спор за молодого и малоизвестного бродвейского актера Аля Пачино на роль Майкла Корлеоне. Продюсеры выражали свою обеспокоенность этим выбором — разве может артист без внушительного опыта за плечами создать главный для саги трансформирующийся образ, полный дуализма, борьбы света и тьмы? Оказалось, что может.



Самые ожесточенный спор развернулся за роль Вито Корлеоне. Создатели осознавали, что играть главу семейства должен большой актер. Среди итало-американцев такие фигуры не нашлись, поэтому Марио Пьюзо посоветовал обратиться к Марлону Брандо. Копполе это предложение понравилось, но продюсеры вновь решили вставить палки в колеса: «у Брандо ужасная репутация», «Брандо коммерчески невыгоден», «он слишком много просит и не готовится к ролям». Вместо него студия предлагала Орсона Уэллса («Гражданин Кейн»), Лоуренса Оливье («Ребекка») и Джорджа К. Скотта («Паттон», «Доктор Стрейнджлав…»). Коппола уверенно стоял на кандидатуре Брандо и даже пошел на уступки рискующей студии — актер был вынужден подписать специальный контракт с оговорками.

С горем пополам актерский состав был набран, но количество новых возникающих трудностей, кажется, росло в геометрической прогрессии.

Город засыпает — просыпается мафия

Реальные сицилийские семьи в стороне от такого проекта остаться не могли. Прознав, что в Голливуде собираются снимать громкую экранизацию американского бестселлера, мафия тут же стала отправлять письменные угрозы студийным боссам. Причина недовольства ясна — репутация некоторых семей в обществе и так страдала, а уж фильм, основанный на гангстерских стереотипах, должен был окончательно ее испортить.


Письменные попытки мафиози остановить производство фильма оказывались неудачными. Продюсерам начали поступать «предложения, от которых невозможно отказаться»: звонки, угрозы расправы над семьями, обстрелы машин создателей ленты. Благо, голову мертвой лошади в кровать Роберту Эвансу никто не подкидывал. В общем, мафия, стараясь избежать стереотипизации всего, что с ней связано, собственными действиями невольно подтвердила многое, о чем и рассказывает «Крестный отец».

Ради безопасности киноделам все же пришлось пойти на переговоры с гангстерами. Дабы репутация итало-американцев не пострадала, главы пяти сицилийских семей поставили перед съемочной группой несколько условий.

Во-первых, в фильме не должно использоваться слово «мафия». Преступные группировки и «Лига защиты гражданских прав итало-американцев» под руководством главы семейства Коломбо настаивали на полном искоренении слова из лексикона персонажей. Второе условие — ознакомление со сценарием, чтобы убедиться, что репутация диаспоры из-за «Крестного отца» не пострадает.

Оба условия были выполнены, семьи ознакомились с текстом и остались довольными — Корлеоне, на их взгляд, предстали честными и справедливыми людьми. Продюсеры даже перевыполнили план по обещаниям: пожертвовали небольшую сумму в организацию Коломбо и пригласили на некоторые роли настоящих мафиози. В основном, конечно, в массовку.

Съемки и премьера

Когда большая часть подготовительных вопросов наконец была улажена, Коппола мог начать съемку. Бюджет он получил ограниченный — 6 миллионов долларов, как и время на работу — всего 80 дней, 21 из которых был потрачен на решение последних проблем с мафией и съемочной командой.

В оставшиеся два месяца конфликты с продюсерами не заканчивались. Сначала студийным боссам не понравились первые наработки режиссера, затем они стали упрекать его в непрофессионализме — многие члены съемочной группы, включая монтажеров, оператора Гордона Уиллиса и некоторых актеров, жаловались, что Коппола некомпетентен и фильм станет большим разочарованием для студии. За режиссера заступался восхитивший мафию и заручившийся ее поддержкой Марлон Брандо, угрожая выйти из проекта, если нападки на Копполу не прекратятся.



После долгих споров с продюсерами практически за каждую сцену на этапе постпродакшена «Крестный отец» все-таки был готов. Первая версия длилась чуть больше двух часов и не устроила Роберта Эванса. Где это видано, чтобы крупную голливудскую студию не устроил малый хронометраж ленты? Большинство киноделов старается уложиться в два часа, так как это выгодно всем: и кинотеатрам, которые могут поставить больше сеансов в день, и любым другим выгодоприобретателям от проката. Эванс решил «играть на все деньги»: он потребовал расширить ленту и добавить в нее дополнительный снятый материал — сюжетных линий, героев, проблем, конфликтов должно было быть больше:

«Какой еще глава студии просит режиссера сделать фильм дольше? Только такой безумец, как я. Ты снял сагу и превратил ее в трейлер. А теперь дай мне чертов фильм!».

Требование Эванса было выполнено, и «Крестного отца» ожидали тестовые показы представителям кинотеатров. Мнения разнились: кто-то остался недовольным из-за огромного количества разговорных сцен или отсутствия экшена, а кто-то, напротив, выходил в восторге от версии Копполы. Предсказывать прокатную судьбу картины никто не решался — «Крестный отец» не был похож на то, что люди привыкли смотреть в американских кинотеатрах, а уж о перспективах в остальном мире не шло и речи.


Первоначально прокат должен был начаться в декабре 1971 года, перед Рождеством, что позволило бы ленте прилично заработать. Однако премьеру перенесли на март 1972 года — это был первый звоночек возможного кассового провала, которого все же не случилось. Интерес к «Крестному отцу» на протяжении всего производственного процесса сохранялся высокий, поэтому студия решила поддержать его громкой рекламной кампанией, обошедшейся в миллион долларов.

Нью-Йоркская премьера состоялась 14 марта и вызвала огромный ажиотаж. Несмотря на промозглую погоду, у касс кинотеатра собралась длинная очередь, некоторые ушлые американцы даже продавали свои места в очереди.


Зрителей совсем не волновало, что на премьеру отказались приехать Марлон Брандо и Фрэнсис Форд Коппола, ожидавшие оглушительного провала, вместо них Роберт Эванс пригласил госсекретаря США Генри Киссинджера. На фоне того, какие препятствия Paramount создавал Копполе при создании «Крестного отца», приглашение такой личности на премьерный показ видится чуть ли не единственным верным решением представителей студии. Хотя на самом деле это далеко не так.

Несколько правильных решений было принято президентом Paramount Фрэнком Яблансом. Специально для «Крестного отца» он выбил особые условия проката: если до этого ленты сначала эксклюзивно демонстрировались в отдельных кинотеатрах, то картине Копполы сразу же стали доступны 400 экранов по всей стране. Цены на билеты тоже превышали стандартные 1,5 доллара в два раза, а после старта проката и неугасающего интереса к фильму — в три.

Финальные кассовые сборы «Крестного отца» составили почти 250 миллионов долларов. Это был грандиозный успех, причем не только коммерческий, но и кинематографический.

Наследие «Крестного отца»

История «Крестного отца» — это история победы таланта и рвения Копполы над продюсерами. Несмотря на все склоки, недопонимание и открытые конфликты, фильм все же был создан. Забавно, что полученный в 1973 году «Оскар» за лучший фильм, как тогда было принято, достался не всей съемочной команде, а именно продюсерам, которые беспрерывно вставляли палки в колеса главного проекта студии в XX веке.

В самом начале производственного процесса Коппола еще не представлял, чем все обернется. Режиссер, мечтавший о революции в Голливуде, чуть не отказался от фильма, с которым и совершил эту революцию. Арт-мейнстрим заполонил американские кинотеатры в 1970-х и более поздние годы. Кассовый успех картины Копполы подтолкнули крупные студии к сотрудничеству с молодыми режиссерами и инвестированию в дорогостоящие проекты. Провалы вроде того, что произошел с «Клеопатрой», остались в прошлом — мир узнал о Стивене Спилберге (с его «Челюстей» открылась эпоха летних блокбастеров), Джордже Лукасе и Мартине Скорсезе.

«Крестный отец» буквально реанимировал целый жанр — фильмы о мафии перестали быть исключительно коммерческими и однотипными продуктами голливудского конвейера.

Для многих режиссеров такие ленты и вовсе стали вершиной всей фильмографии: «Славные парни», «Казино» и «Отступники» Скорсезе, «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальмы, «Однажды в Америке» Серджио Леоне.

Более того, Коппола создал образ мафии, который эксплуатируется до сих пор: романтизированный, отчасти даже общественно опасный из-за борьбы света и тьмы внутри Вито Корлеоне и всего семейства в целом. Личный опыт и представления итало-американского режиссера о чужаках в Америке, поглощенных злом и формирующих вокруг себя знакомый и родной патриархальный мир, фактически превратились в стереотип.

Количество отсылок на «Крестного отца» в массовой культуре сегодня превышает все мыслимые и немыслимые границы. Если пародии в «Симпсонах» и «Гриффинах» — уже само собой разумеющееся явление для великих картин, то виртуозно сделанные сцены вроде свадьбы дочери бурозубки-мафиози в «Зверополисе» всегда становятся отдельным наслаждением для любого зрителя.

«Крестный отец» вмиг стал каноническим американским кино, дуалистическим фильмом-отпечатком, по влиянию сравнимым с «Гражданином Кейном». Этого у картины Копполы уже не отнять никогда, как не отнять Америку у окончательно ассимилировавшихся в ней итальянцев. Даже если сделать предложение, от которого они не смогут отказаться.

Почему в фильме «Крёстный отец» не произносят слово «мафия» и другие любопытные факты о популярнейшем сериале Голливуда



Это один из самых популярных и знаменитых сериалов в истории Голливуда. Он признан не только зрителями, но и критиками, обладатель огромного количества престижных кинопремий, в том числе и Оскара. Но когда ныне культовый режиссёр, Френсис Форд Коппола, снимал «Крёстного отца», это было что угодно, но только не хит. От безобразных склок на кастингах до реальных баталий продюсеров с боссами мафии. История создания фильма не менее увлекательна, чем само кино. Всё, чего могли не знать зрители о легендарной трилогии, далее в обзоре.

1. И Пьюзо, и Коппола занялись «Крёстным отцом» из-за финансовых проблем

Фильм не обещал стать хитом.

Марио Пьюзо был нью-йоркским писателем, у которого за плечами было несколько малоуспешных публикаций. Для того чтобы свести концы с концами он печатался под псевдонимом в различных журналах. В середине 60-х годов прошлого века у него была большая семья и не менее большие долги. Пьюзо лихорадочно искал тему, которая бы увлекла массового читателя. Выбор его пал на истории об организованной преступности. В то время в Америке это была весьма горячая тема из-за слушаний в Конгрессе. Права на ещё не опубликованный роман писатель продал Paramount Pictures. Те, в свою очередь, даже не ожидали, что в будущем это будет такой бестселлер.

В то же время две сегодняшних легенды кинематографа, режиссёр Фрэнсис Форд Коппола и его друг Джордж Лукас решили покинуть Paramount. Они основали собственную независимую киностудию American Zoetrope. Компания нуждалась в деньгах, которых ни у того, ни у другого не было. Киностудия предложила Копполе поработать над «Крёстным отцом». Тот поначалу отказался наотрез. Он даже не смог осилить дочитать эту книгу до конца. Но в конце концов, из-за денег режиссёр решил взяться за этот проект.

И Марио Пьюзо, и Френсис Форд Коппола пошли на это из-за денег.

2. Первый конфликт

Одна из первых битв Копполы с Paramount была из-за сценария фильма и его бюджета. В погоне за экономией студия заставила Пьюзо переписать сценарий, перенеся происходящее из 40-х годов в 70-е. Коппола категорически отверг эту версию и настоял на первоначальном варианте. Также он был против съёмок за пределами Нью-Йорка, как предлагали продюсеры, опять же в целях экономии.

Копполе за упорство угрожали увольнением, но режиссёр твёрдо стоял на своём. В процессе он уволил всех членов команды, кто не поддерживал его оригинальное видение. Также Коппола вступился за кинематографиста Гордона Уиллиса. Его работа со светом и тенью в «Крёстном отце» сейчас считается культовой. Тогда же это так не понравилось студийным боссам, что его должны были заменить, а всё снятое переделать.

Фирменная игра света и тени в фильме очень уж не понравилась студийным боссам.

3. Студия не поддержала выбор Копполы на главные роли

Сейчас кажется невероятным, что этих персонажей мог сыграть кто-то другой. Но в то время в Paramount были против выбора режиссёра. Марлон Брандо не должен был играть по мнению студии Вито Корлеоне. Да, никто не сомневался, что он популярен, но о его трудном характере и срывах на съёмках ходили настоящие легенды. Продюсеры предлагали Дэнни Томаса, Берта Ланкастера, Эрнеста Боргнина, Энтони Куинна, нескольких других актёров. Коппола был непреклонен — только Брандо и никто другой.

Марлона Брандо не хотели видеть в фильме.

В результате студия выдвинула для актёра ряд условий, изучив которые, он должен был непременно отказаться от роли. Ему назначили маленькую зарплату, вынуждали внести залог и требовали прохождения множества кинопроб. Коппола поступил очень хитро. Он сказал Брандо, что хочет снять кино сам, в частном порядке. Для этого ему нужно отснять несколько сцен, чтобы проработать свои авторские идеи. Марлон настолько отлично перевоплотился в Вито Корлеоне на камеру, что все споры прекратились.

Кандидатуру Аль Пачино студия вообще не хотела даже рассматривать на роль Майкла Корлеоне. Он был по мнению продюсеров слишком молод, неопытен и малоизвестен. Они предлагали Уоррена Битти, Роберта Редфорда и Джека Николсона. На роль даже пробовались Мартин Шин и Роберт Де Ниро. Последнего взяли на роль молодого Вито. Коппола отстоял Пачино.

Аль Пачино сочли слишком молодым и неизвестным для роли Майкла Корлеоне.

4. Благодаря реальной мафии слово «мафия» в кино не упоминается

В 1970 году группа криминальных авторитетов сформировала общественную организацию: Итальяно-американская лига за гражданские права. По их словам в целях борьбы с использованием в СМИ оскорбительных стереотипов и изображений. Они набросились на «Крёстного отца», грозя сорвать премьеру фильма. Беспорядки, учинённые протестующими были не только опасными, но и грозили огромными финансовыми неприятностями не только студии. Руководству студии их семьям постоянно угрожали, машину главного продюсера Альберта Рудди обстреляли.

Реальная мафия угрожала продюсерам фильма.

В результате Рудди пошёл на компромисс. Из фильма были удалены слова «мафия» и «коза ностра», а часть прибыли с проката была «пожертвована» Лиге. Эта сделка просто взбесила боссов Paramount. Они даже хотели уволить продюсера, но видя, что прекратились забастовки и угрозы, они смирились.

5. Фрэнк Синатра был не в восторге от самого себя в фильме

Многие считают, что прототипом знаменитого в «Крёстном отце» певца, Джонни Фонтейна, стал Фрэнк Синатра. Согласно роману певца спонсируют мафиози и благодаря этому он становится знаменитым. Синатра даже сам так считал и угрожал Пьюзо, что уничтожит его за это. За писателя вступился Аль Мартино, певец, который сыграл роль Фонтейна в фильме. Он сказал, что на самом деле персонаж списан с него. Гнев Синатры остыл с годами и он даже согласился сыграть в продолжении фильма в 1989 году. Не получилось из-за напряжённого графика гастролей. По слухам, певца не устроил гонорар.

6. Самые знаковые моменты в фильме — это импровизации

Самые знаковые моменты в фильме были сымпровизированы.

В самые первые моменты трилогии Вито Корлеоне предстаёт с кошкой на руках. Он ведёт переговоры с гробовщиком Америго Бонасерой и меланхолично поглаживает животное. На самом деле никакой кошки в сценарии не было. Она была бездомной и бродила по студии. Коппола импульсивно схватил её на руки, а потом не зная куда деть сунул животное Брандо. Актёр и киса так поладили, что последняя грозила испортить своим мурлыканьем весь аудио микс. Так появился тот самый культовый образ.

Одни из самых знаменитых выражений в фильме были сымпровизированы. Актёр Ричард Кастеллано (изображавший босса Корлеоне, Клеменцу) изначально должен был сказать «возьми пистолет», но добавил фразу «возьми канноли». По его словам, так посоветовала его экранная супруга.

Аль Пачино вжился в роль Майкла Корлеоне настолько, что невозможно представить кого-то другого в этой роли.

Аль Пачино вжился в роль Майкла Корлеоне настолько, что невозможно представить кого-то другого в этой роли.

7. Коппола позвал Лукаса на помощь

Коппола был частью целой новой волны молодых режиссёров, штурмом покоривших Голливуд в начале 1970-х. В их числе Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе и Джордж Лукас. Лукас был ассистентом режиссёра в первом фильме «Крёстный отец». Будущая легенда кинематографа занимался съёмками большинства сцен первой части. По его совету Коппола изменил эпизод, где Майкл приходит в больницу к отцу, для усиления драматического эффекта. Через пару лет Лукас снял киноленту «Американские граффити». Благодаря этому фильму он стал знаменитым и влиятельным режиссёром. Свой статус голливудской легенды Лукас подтвердил, выпустив первые «Звёздные войны».

8. Для Копполы трилогия стала семейным бизнесом

Целых шесть членов семьи Френсиса Форда Копполы участвовали в съёмках «Крёстного отца». Сестра режиссёра, Талия Шайр, сыграла сестру Корлеоне, Конни. Хотя это была одна из первых ролей Талии, она была номинирована на «Оскар». Мать режиссёра, Италия, была статисткой в роковой сцене ресторана, где Майкл убивает Солоццо и МакКласки. Отец Копполы, Кармин, музыкант, композитор и дирижёр написал музыку к фильму. И Кармин, и Италия участвовали во всех частях трилогии.

Двое сыновей Копполы несколько раз появлялись на экране, как и его дочь София. Будучи новорождённой, она сыграла сына Конни в сцене крещения в «Крёстном отце I», участвовала в массовке «Крёстного отца II». Потом она же играла дочь Майкла, Мэри, в финальной части. Сейчас София сама титулованный сценарист и режиссёр.

9. Коппола продолжил возиться с фильмами после их выхода

В 1977 году режиссёр согласился продюсировать телеверсию первых двух фильмов. Сделал он это, опять же, ради денег. Он очень нуждался в средствах для съёмок своего эпика «Апокалипсис сегодня». Телесага описывает события в хронологическом порядке, начиная с юности Вито на Сицилии и заканчивая последними событиями. В соответствии с требованиями цензоров из фильма были удалены некоторые жестокие сцены насилия. Расширенные версии были доступны для просмотра по кабельному телевидению и для домашнего видео.

Режиссёрские версии были доступны по кабельному и на видео.

В 2020 году Коппола вернулся к финальному фильму трилогии, через 30 лет после его выхода. Он давно был недоволен тем, как студия в спешке запустила фильм в производство. Режиссёрская версия представляет кино альтернативным началом и концом. Назван фильм «Крёстный отец, Кода: смерть Майкла Корлеоне».

Кадр из фильма «Крёстный отец, Кода: смерть Майкла Корлеоне».

Подробнее о том, кто стал прототипами персонажей культового фильма, прочтите в другой нашей статье .

Читайте также: