Крестный отец на кресле

Обновлено: 05.05.2024

Как-то боязно не то что рецензировать – смотреть фильм, занимающий верхние строчки во всевозможных списках лучших картин всех времён (может быть, и народов), потому что высокие оценки, данные ему за все 50 лет его существования, безусловно, сбивают ориентир. С одной стороны, крепнет убеждение, что кино надо смотреть (ибо классика), с другой – сильнее страх, что, если ожидания не оправдаются, то, стало быть, с тобой что-то не так. Ну, ты туповат, ну, ты сероват, и что-то в этом духе. Не соответствуешь общепринятым вкусовым меркам. Ведь культ – дело нешуточное.

Надо сказать, что опасения мои после просмотра развеялись. Но лишь отчасти… Я увидел хорошее, мощно сделанное кино, с качественной сценарной основой, убедительной актёрской игрой. Фрэнсис Форд Коппола снял поистине достойную картину. Право, за 50 лет всё стало культовым – и саундтрек, и цветок в петличке дона Вито, и разбитое лицо Майкла.

Вообще всегда тяжело давать оценку фильмам такого рода – где главные герои – это заведомо лица, скажем так, незаконопослушные. Велик соблазн обвинить творцов в романтизации криминального мира, симпатии к гангстерам, создании благоприятного имиджа мафии. Но если всё же посмотреть на происходящее с позиции «над» – это нам позволяет и прошедшее время, и то, что мы принадлежим к иной культуре (хотя сколько, господипрости, было снято у нас за недавние годы всякого «ментовского» и «бандитского» навоза, что уж кажется, будто криминальный мир всё собою поглотил), – то сквозь ворох малопривлекательных вещей вроде горы трупов и крови, блатной философии и мафиозной эстетики можно разглядеть историю вот этого «слоя населения», преступной группировки выходцев из сицилийской мафии, обосновавшейся в США в послевоенное время (после Первой мировой). В конце концов, за всем показанным стоит сюжет человеческих взаимоотношений – семейных, любовных, дружеских. Во многом эти понятия извращены своеобразной нравственностью клана Корлеоне и иных коза ностр, правящих криминальный бал в городе. Но слёзы главы семейства показывают, что и у бандитов есть сердце. Ничто не вечно под луной и для сильных мира сего.

Пару слов об актёрах, сделавших этот фильм. Марлон Брандо, конечно, был величайшим актёром. Вглядываешься в глаза старого дона и думаешь – неужели это Стэнли Ковальски из «Трамвая 'Желание'»? Разве это Терри Мэллой («В порту»)? Нет, это Вито Корлеоне, при всём том, что Брандо, похоже, особенно-то и не старался, чтобы завоевать второй «Оскар» в карьере (от которого, впрочем, отказался). Его герой вязок, медлителен, вальяжен. Словеса его напоминают паутину, в которую, в конце концов, попадает младший сын Майкл (Аль Пачино) – наиболее далёкий от мафиозной атмосферы член семьи, вернувшийся с войны. Пачино первую половину фильма меня повергал в довольно сильное недоумение – что же такого нашёл режиссёр в этом неменяющемся лице? Где эти пресловутые развитие и раскрытие? Но сцена в ресторане расставила всё по местам. Очевидно, Майкл всё переживал внутри себя, в глубине души, ведь война наверняка серьёзно повлияла на эмоциональную сферу. И в конце фильма мы уже видим хладнокровного циника, потеснившего своего отца на троне всевластия и жестокости.

Колоритны персонажи второго плана, сыгравшие консильери, капореджиме, владельца киностудии, других мафиози.

В целом же, фильм вполне заслуживает достойной оценки, однако пока – пока – я не могу разделить бешеных восторгов по его поводу. Возможно, следующие части саги дополнят моё мнение.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 3 / 0
  • тип рецензии:

Это не просто кино про мафию

Мало кто не знает о существовании этого фильма. Как минимум из-за частных упоминаний, отсылок и пародий почти каждый знает, что есть такой фильм и примерно о чем он. Однако, если прочитать краткое описание картины или не особо внимательно смотреть кино, может создаться впечатление, что это обычный фильм про бандитов. Так что же делает это кино великим? Ответ - то, как это снято, поставлено и с какими отсылками на мировую культуру.

Действительно, это простое, на первый взгляд, кино о пути одной из криминальной семьи в США середины прошлого века начинает играть совершенно новыми красками, если внимательно смотреть за кадром, как он поставлен режиссером, что и почему говорят актеры и какой символизм есть в этих всех сценах. И тогда, о чудо, кино преображается. В том, как сидит босс мафии дон Карлеоне можно увидеть картины Караваджо, количество библейских отсылок сложно сосчитать, а банальные бандиты впервые на тот момент для кинематографа предстают перед зрителем сложными и драматическими героями, будто из-под пера Шекспировской трагедии. Такой подход был на тот момент прорывом, а сама картина ни на год не устаревает и по сей день смотрится отлично.

История семьи Корлеона - это история падения в пропасть греха и порока, и от этого не избавлены даже главные, с первого взгляда положительные, персонажи. Они сражаются с такими же бандитами как они, выставляя тех злодеями, будто забывая что являются злодеями сами. Осознание этого и падение главного героя Майкла от героя войны, до обычного убийцы - вот где раскрывается настоящая драма фильма. Зритель видит, что в мире мафии все извращено. Весь фильм персонажи говорят о долге, чести, уважении, семье и важности всех этих вещей, но потом последовательно нарушают и искажают все эти идеалы, представая в извращенной и порочной форме антитезы всего хорошего и светлого в этом мире. Таким образом Крестный отец - один из самых порицающих мафию и преступную жизнь фильм, хоть это заметно не всем.

О важности этой ленты легко судить и по тому, как многие обращаются к ней и к ее легендарным сценам и фразам, а так же сколько фильмов-подражателей разной степени качества вышло осле Крестного отца и выходит до сих пор. Это в высшей степени качественное, умное и сложное кино, которое не выйдет посмотреть под попкорн и понять его.

Посмотреть этот фильм должен каждый, кто считает себя интересующийся кинематографом личностью.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 2 / 0
  • тип рецензии:

Жемчужина классики мирового кинематографа.

Стоит признать, что вовсе не 'Титаник', не 'Аватар', и уж точно не 'Мстители' изменили мировой кинематограф навсегда, разделив киноиндустрию на 'до' и 'после'. И да, как бы это предсказуемо ни звучало, это сделал культовый 'Крестный отец', рожденный в муках (чему будет посвящен готовящийся HBO сериал) творческим тандемом писателя Марио Пьюзо и режиссера Фрэнсиса Форда Копполы.

Как бы это забавно не звучало, но Пьюзо написал свой криминальный роман тупо чтобы 'поднять бабла' на мейнстримной теме и погасить имеющиеся долги, а Коппола включился в проект чтобы прорваться в Большое Кино. Результат их совместного творчества мы все знаем. А дело в том, что несмотря на отчасти корыстные мотивы двух творцов, к процессу создания главной голливудской иконы криминального жанра они подходили со всей серьезностью - максимально близко к литературному оригиналу адаптировался сценарий (под кураторством автора оригинала), максимально тщательно подбирался актерский состав на имеющиеся позиции, очень тонко была подобрана и написана музыка, подарившая незабываемую атмосферу этой ленте. И каждая последующая пародия на великий фильм даже не оскорбляла его, а только увековечивала заслуги лиц, принимавших участие в этом проекте. А сколько в будущем еще фильмов было вдохновлено именно этой бессмертной постановкой!

Без устали нахваливать это кино и разглагольствовать о непростой истории его создания нет смысла - на это не хватит объема одной рецензии. По созданию 'Крестного отца' пишутся статьи и книги, снимаются целые сериалы. Стоит только констатировать - это тот проект, в котором сошлись все звезды именно так, как надо. И превзойти его если кто-то и смог, так только сам Коппола в гениальном сиквеле.

Неспешный ритм преимущественно разговорной картины с чарующими диалогами в исполнении бесспорно талантливых артистов периодически перемежался с эстетичным экшном - в меру динамичным и кровавым, лишенным драйва современных блокбастеров, но определенно приятным глазу и доказывающим, что перед зрителем серьезное, взрослое кино. Еще и умное и по-своему философское, открывающее тайный криминальный мир для рядового обывателя в новом свете - чего стоят только диалоги, о которых уже упомянул ранее. Неторопливое действие вкупе с приглушенным тьмой матовым кадром и задумчивыми лицами главных героев рождает непередаваемую печальную атмосферу несбывшихся надежд и планов, даже какой-то ностальгии, что в будущем будет ярко отображено в заключительном фильме трилогии, который все же уступил своим двум предшественникам, но не намного.

Визуальный ряд проекта - отдельная радость для глаз, даже до реставрации очень радовала глаз работа со светофильтрами, постановка сцен и грамотная операторская работа. Более того, здесь операторская съемка еще и влияла на раскрытие образов героев, сложно передать как, но это чувствовалось на подкожном уровне. Я уже молчу про различные намеки, символы и закономерности в кадре, которые до сих пор ищут многие фанаты трилогии в детальных разборах фильма.

Огромный эпический сюжет серьезного романа получил достойное воплощение в виде масштабного, при всей своей относителтной камерности, трехчасового полотна. Весь мотив отражения похожей судьбы отца и сына начинает прослеживаться еще в первой части трилогии.

И этого самого отца с упоением и явным удовольствием великолепно играет скандально известный мастодонт актерского ремесла, Марлон Брандо, и лучше него, пожалуй, кандидатуры не найти. Даже удивительно, что продюсеры ленты очень сопротивлялись его назначению на роль - так органичен он в образе грозного лидера преступного мира и нежно любящего внуков деда. А также учителя, которым он стал на всю жизнь для собственного сына в гениальном исполнении тогда только начинающего Аль Пачино, ставшего легендой мирового кино. Пачино в роли вчерашнего мальчишки, образованного студента и ветерана Второй Мировой очень достоверно проходит путь юного наследника огромной империи, не по своей воле унаследовавшего тяжкий груз судьбы мафиозного главаря. Кроме главных двух звезд можно выделить практически каждого из задействованных на второстепенных ролях артистов.

Отдельного упоминания заслуживает главная романтическая линия картины. Первая любовь Майкла Корлеоне, которая могла стать его билетом в счастливую семейную и благополучную жизнь нормального человека, о которой он мечтал. Это самая печальная и трогательная линия картины (не считая развития отношений между отцом и сыном), сыгранная наиболее проникновенно. Уже за одну эту сюжетную линию фильм можно было бы поставить в ряд лучших мелодрам того времени, хоть картина мелодрамой в чистом виде и не является.

Самое масштабное, самое трогательное эпичное полотно, ставшее родоначальником современного криминального кино, вернувшее зрителей в кинотеатры и вдохнувшее новую жизнь в Голливуд, попутно увековечив труд заслуженного писателя и подарив всемирную славу будущим легендам кинематографа - только так можно описать шедевр 'Крестный отец'. Который хочется пересматривать снова и снова, даже несмотря на его поистине огромный хронометраж.

Кто стал прототипами персонажей культового фильма «Крёстный отец»



Многие наверняка помнят ставший культовым фильм «Крёстный отец», который был снят по одноимённому роману Марио Пьюзо, повествующему увлекательную историю о вымышленной семье Корлеоне. Но мало кто знает о том, что в этой франшизе за образами Марлона Брандо, Аль Пачино и других персонажей скрываются настоящие гангстеры, а также ряд событий, основанных на правдивых историях.

Кадр из фильма: Крёстный отец. \ Фото: pinterest.com.

Собирательный образ Вито

Слева направо: Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне и Фрэнк Костелло. \ Фото: nationalgeographic.grid.id.

Слева направо: Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне и Фрэнк Костелло. \ Фото: nationalgeographic.grid.id.

Вдохновением для персонажей послужили реальные гангстеры. Изображённый Брандо, персонаж Вито, на самом деле состоял из нескольких образов гангстеров. Как и настоящий гангстер Джо Профачи, Вито имел дело с оливковым маслом, которое служило прикрытием для его незаконной деятельности, известной лишь в узких кругах.

Впрочем, как и Карло Гамбино, Вито имел репутацию скромной и незаметной фигуры, практически всегда остающейся в тени. Однако характер «Крёстного отца» больше всего походил на реального гангстера Фрэнка Костелло, который был прекрасным разумным стратегом, больше известным как «премьер-министр» мафии из-за его мудрых советов.

Вито, как и Костелло, использовал свои дипломатические навыки и связи с влиятельными бизнесменами и политиками, чтобы сохранить свою власть, а также отговаривал своих подчинённых от участия в наркобизнесе.

Образ Джонни Фонтейна был вдохновлён Фрэнком Синатрой

Слева направо: Джонни Фонтейн и Фрэнк Синатра. \ Фото: google.com.

Сходство между персонажем Джонни Фонтейна (которого играет Аль Мартино) и певцом Фрэнком Синатрой было настолько заметным, что Синатру это якобы раздражало.

В фильме Джонни обратился за помощью к Вито, прося о помощи с улаживанием всех вопросов, что касались подписанного соглашения, условиями которого он был не слишком доволен. Отчаявшись спасти свою угасающую карьеру, Фонтейн решает податься в актёры и получает возможность сыграть одного из персонажей в грядущем, крупном кино.

Этот момент был основан на реальном событии из жизни Синатры, который умудрился при помощи своих связей с мафией выкрутиться из малоприятного контракта. Именно после этого он снялся в фильме «Отныне и во веки веков», тем самым оживив свою популярность.

Образ Мо Грина был вдохновлён Багси Сигелом

Слева напрово: Алекс Рокко в роли Мо Грина и Багси Сигел. \ Фото: twitter.com.

Грин (которого сыграл Алекс Рокко) был очень дерзкой и незаурядной личностью, вдохнувшей жизнь во все лазейки Лас-Вегаса. В реальности гангстер Багси Сигел вёл себя также и занимался тем же. Будучи бывшим киллером, он переехал на Запад, где помогал строить Вегас, управляя роскошным казино «Фламинго».

Не испытывая никаких угрызений совести, он любил выпендриваться среди толпы знаменитостей, тем самым привлекая к себе внимание, и Грин действовал точь-в-точь, как и его прототип. Оба еврея по происхождению, Сигел и Грин также столкнулись с похожей судьбой – их застрелили, а и в их глазницах было найдено по пуле. Однако Багси был убит за то, что украл приличную сумму у мафии, а отсутствие подобающего уважения со стороны Грина к крестному отцу лишь ускорило надвигающуюся на него участь.

Образ Майкла Корлеоне был вдохновлён Сальваторе Бонанно

Слева направо: Аль Пачино в роли Майкла Корлеоне и Сальваторе (Билл) Бонанно. \ Фото: nationalgeographic.grid.id.

Слева направо: Аль Пачино в роли Майкла Корлеоне и Сальваторе (Билл) Бонанно. \ Фото: nationalgeographic.grid.id.

Персонаж Корлеоне был вдохновлён реальной личностью по имени Сальваторе Бонанно, которого все звали «Билл». В отличие от других преступных деятелей, отец Сальваторе не хотел, чтобы его сын Билл занимался семейным бизнесом. Напутствуя Билла, Джозеф заставил его пойти в юридическую школу - точно так же, как Вито заставил своего сына Майкла поступить на юрфак.

Вопреки желанию отца, Майкл — как и Билл — нашёл свой путь в жизни мафии. Однако на этом общая нить заканчивается. В реальности Билл имел большую схожесть со старшим братом Майкла, Фредо. Он был таким же напыщенным, требовал внимания, жил за счёт средств своей семьи и всячески пытался получить уважения со стороны подчинённых своего отца, что оказалось тщетным.

Образ Сальваторе Тессио был вдохновлён Гаспаром Дигрегорио

Эйб Вигода в роли Сальваторе Тессио. \ Фото: biography.com.

В «Крёстном отце» Корлеоне обнаружили, что один из членов группировки участвовал при заключении заговора, который препятствовал бы Корлеоне взойти на вершину. Поначалу все начали подозревать одного более наглого гангстера, но вскоре семья узнаёт, что именно тихий рослый Тессио (которого играет Эйб Вигода) стоял за покушением на Майкла на саммите мафии.

Настоящий гангстер Гаспар Дигрегорио был вдохновителем персонажа Тессио. Когда «Билл» попытался избавиться от власти путём её передачи своему наследнику, Дигрегорио почувствовал себя обиженным. Именно тогда было принято решение действовать и начать бороться с мафиози.

Тогда же он и решил взяться за организацию встречи между враждующими группировками-конкурентами, дабы как можно скорее избавиться от Бонанно. Однако, в отличие от ревнивого и жаждущего власти Дигрегорио, Тессио хотел убрать Майкла, потому что не был согласен с тем, что именно Майкл достоин такой чести. В то время как Дигрегорио не смог убить своих соперников и умер в безвестности, Тессио был и убит за своё предательство.

Съёмки в ресторане были вдохновлены встречей между Лаки Лучано и Джо Массерией

Джо Массерия. \ Фото: google.com.ua.

Съёмки фильма в ресторане были вдохновлены одной из самых известных публичных казней в истории мафии. В 1931 году знаменитый гангстер Лаки Лучано, который был склонен узурпировать власть у своего наставника и босса Джузеппе «Джо» Массерия, пригласил его пообедать в ресторане на Кони-Айленде. Когда Лучано отправился в мужской туалет, Массерия встретил свою безвременную кончину, когда его застрелила группа наёмных убийц.

Судебные слушания по делу Фрэнка Костелло и Вито Дженовезе

Американский гангстер, ставший информатором Джозефа Валачи, даёт показания в сенатском комитете, 1963 год. \ Фото: the-godfather4.netlify.app.

Сенатские слушания в «Крёстном отце II», которые вынудили Майкла дать показания о мафии, были похожи на реальные слушания в Конгрессе, которые происходили в 1950-х и 1960-х годах, когда гангстеры Костелло и Вито Дженовезе предстали перед публикой.

Наиболее примечательно, что гангстер Джо Валачи давал показания, но не как преданный гангстер, а скорее, как государственный свидетель. Он был первым членом мафии, который появился на публике и признал существование организации, что в конечном итоге привело к её падению.

История Дженовезе и Лучано

Лаки Лучано. \ Фото: stoneforest.ru.

Когда Майкл расстреливает врагов своего отца, он отправляется на Сицилию, в конце концов влюбляется и женится на местной деревенской девушке Аполлонии Вителли. Сюжетная линия была страницей, взятой из жизни гангстера Дженовезе и Лучано. Чтобы избежать судебного преследования за совершенное им убийство, Дженовезе бежал в Италию и вернулся только тогда, когда был на свободе. В случае Лучано он был депортирован на родину и в конечном итоге руководил своей незаконной деятельностью в Соединенных Штатах, чтобы никогда больше не возвращаться домой. Как и Майкл, Лучано влюбился в молодую итальянку, балерину по имени Иджеа Лиссони, с которой прожил до самой её смерти.

История полна уникальных людей, которые благодаря своему таланту и хитрости сумели прославиться на весь мир. Читайте о том, как восемь выдающихся мошенников , обведя вокруг пальцев доверчивую толпу, стали частью истории.

15 малоизвестных фактов об эпичной криминальной драме «Крёстный отец»

Аль Пачино в образе Майкла Корлеоне.


Эпичная гангстерская сага «Крёстный отец» считается одним из лучших фильмов всех времён. Этот фильм цитировали, ему подражали и им восхищались. Превосходный, яркий сюжет, гениальная режиссура Копполы, великолепная игра Аль Пачино и Марлона Брандо, великолепная музыка – всё это сделали фильм «Крёстный отец» незабвенным.

1. Гангстерский фильм с диалогами или драма со стрелбьой

Фрэнсис Форд Коппола находился на грани увольнения.

Фрэнсис Форд Коппола (которому доверили съемки из-за его предыдущего фильма, "Люди дождя") был далеко не первой кандидатурой на роль режиссера. Перед этим от предложения снять "Крестный отец" отказались Элиа Казан, Артур Пенн, Ричард Брукс и Коста-Гаврас. И после того, как начались съемки, продюсеры были недовольны тем, что фильм превращается в драму с множеством диалогов. Они хотели гангстерский фильм с множеством стрельбы, поэтому постоянно угрожали уволить Копполу.

2. "Веревочки марионеток"

Коппола отчаянно отстаивал знаменитый логотип.

Студия изначально хотел изменить знаменитый и знаковый сегодня логотип с "веревочками марионеток" (который впервые был создан графическим дизайнером С. Нилом Фуджита для романа). Коппола настаивал на сохранении логотипа, потому что писал сценарий в соавторстве с автором романа Марио Пьюзо.

3. Paramount желал сэкономить

Нью - Йорк нужно снимать в Нью - Йорке.

Он также настаивал на сохранении временных рамок и места развития сюжета. Чтобы снизить затраты на реквизит, Paramount попросил Копполу модернизировать сценарий таким образом, чтобы сюжет развивался в 1972 году, а также снять кино в Канзас-Сити, а не в более дорогом Нью - Йорке. Коппола убедил продюсеров в том, что фильм нужно снимать в Нью-Йорке по событиям, происходящим после Второй мировой войны.

4. Семейные ужины помогали вжиться в роль

Режиссерская установка - не выходить из образа.

Коппола проводил импровизационные репетиции, во время которых приглашал актеров на семейный ужин. При этом актеры должны были "находиться в образе своего персонажа".

5. Интриги, закулисье. Брандо!

На Paramount не утверждали Марлона Брандо.

Когда Коппола первоначально упомянул о том, что Брандо может сняться в роли Вито Корлеоне, глава Paramount Чарльз Блахдорн сказал Копполе, что этот актер "никогда не появится ни в одном фильме Paramount. Студия хотела пригласить на эту роль Лоренса Оливье, но Коппола втайне пригласил Брандо на пробную съемку. Когда Коппола показал студии отснятые кадры, то Брандо разрешили сниматься дальше.

6. Аль Пачино не был единственным кандидатом на роль Майкла Корлеоне

Роберт Редфорд.

Студия хотела видеть в этой роли Роберта Редфорда или Райана О'Нила, но Коппола всегда хотел, чтобы Майкла сыграл именно Аль Пачино.

7. Де Ниро пробовался на роль Сонни

Слишком жесткий для роли Сонни.

Роберт Де Ниро пробовался на роль Сонни, но Коппола счел, что его личность была слишком жестокой для этой роли. Де Ниро позже появился в качестве молодого Вито Корлеоне в "Крестном отце: Часть II" и выиграл приз за лучшую мужскую роль второго плана.

8. Коппола много импровизировал

Чтобы добавить ощущения реальности на свадебных сценах (а также потому, что у него было всего два дня для съемки), Коппола полностью импровизировал во время этих сцен.

9. Заикание Ленни Монтана

Коппола исправлял ошибки по ходу съемки.

Ленни Монтана, который играл Луку Брази, был профессиональным борцом, прежде чем стать актером. Он настолько нервничал, что постоянно сбивался во время диалога с Брандо во время сцены в кабинете крестного отца. Поскольку у Копполы не было времени переснимать сцену, он добавил новую сцену, где Лука Брази репетирует свой разговор с Вито Корлеоне и поясняет свое заикание волнением.

10. Дом на Стейтен Айленд

Резиденция Корлеоне была настоящей и находилась на Стейтен Айленд.

Резиденция была выставлена на продажу в 2014 году чуть менее чем за $ 3 млн.

11. Головокружительная карьера

Кошка крестного отца была бродячей.

Во время своих ежедневных прогулок по съемочной площадке Коппола часто видел бездомную кошку. В день съемки сцены в кабинете Вито Коппола попросил Брандо взять зверька на руки. Брандо так пришелся по душе кошке, что она просидела у актера на коленях в течение всего дня.

12. Все по-честному

Аль Пачино предпочитал съемки по-старинке.

Он на самом деле ударил себя кулаком в челюсть, чтобы выглядеть естественно при дальнейших съемках (ранее его персонажа по сюжету ударили кулаком в лицо).

13. Натурализм

Голова лошади в постели была настоящей.

Это был не муляж, отрезанную голову принесли с местной бойни.

14. "Не забудь про канноли"

Канноли.

“Не забудь о канноли”- напоминает жена Клеменца, который выходит из дома. В сценарии этого не было, но на режиссера снизошло вдохновение вставить в диалоги сцену, где жена персонажа просит его купить популярное итальянское лакомство на десерт.

15. Несостоявшийся антракт

Антракт не нужен.

175-минутный фильм по меркам Голливуда — слишком длинный. Изначально предполагался "антракт", но затем создатели фильма сочли, что это разрушит атмосферность.

Обязанности крестного. Что должны делать крестный отец и крестная мать?

Главные обязанности крестных

Во время таинства крещения на крестных родителей ложится обязанность поручиться за веру младенца и в дальнейшем воспитывать его в православной вере. Сам ребенок еще ничего не знает и не может исповедовать веру, поэтому за него обеты крещения приносят крестные родители. Если ваша вера недостаточно крепка, стоит серьезно подумать, прежде чем соглашаться взять на себя обязанности крестного. Ведь в дальнейшем вам придется отвечать перед Богом не только за себя, но и за своего крестника.

Крестные родители всю жизнь молятся за крестника. Пока ребенок маленький, они учат его православной вере, стараются, чтобы он чаще посещал храм, причащался, объясняют смысл богослужения, рассказывают о святых, об иконах, о православных праздниках. Когда ребенок становится подростком, именно крестные должны особенно позаботиться о его нравственном состоянии. Этим объясняется выбор крестных – мальчику непременно нужен крестный отец, а девочке – крестная мать, наличие второго крестного не является обязательным. С крестным своего пола подростку легче обсудить какие-то личные вопросы, проблемы, о которых он, быть может, не решается говорить с родителями.

Что должны сделать крестные перед таинством крещения

Будущие крестные вместе с родителями младенца договариваются о месте и времени крещения. Перед таинством нужно будет пройти огласительную беседу, или «собеседование» в том храме, где будет совершаться крещение. Таких бесед может быть несколько. На них излагают основы православной веры, которые необходимо знать каждому христианину.

Кто именно будет покупать крестильный набор, нательный крестик и икону – не имеет принципиальной разницы. Если крестные хотят сделать подарок крестнику, они могут взять часть расходов на себя.

Некоторые состоятельные люди заказывают мерную икону – это икона, написанная на заказ, на доске, соответствующей росту младенца при рождении. На ней изображается святой, имя которого дано ребенку.

Чаще покупают икону в церковной лавке: для мальчика – Спасителя, для девочки – Божией Матери. Икону можно выбрать любую, исходя из ваших желаний, вкусов и средств. Но следует учитывать, что эта икона будет с крестником всю жизнь. В старину было принято именно этой иконой благословлять выросшее чадо на брак. Вступая в семейную жизнь, жених и невеста приносили с собой каждый свою икону, и они образовывали так называемую «венчальную пару» икон. Исходя из этого, лучше покупать не самую маленькую иконку (на которой едва можно разглядеть изображение), а несколько больше размером (обычно выбирают приблизительно габарита книги) и в окладе. Но, повторяю, каких-либо жестких правил тут нет, и если вы очень скованы в средствах, дорогая икона вовсе не является самоцелью.

Выбирая крестик для ребенка, не стоит покупать самый крошечный. Он кажется очень подходящим к такому малышу, но ведь малыш вырастет, и крошечный крест, особенно на мужчине, будет смотреться уже совсем иначе. Лучше купить крест среднего размера.

Крестильный комплект, как правило, можно купить в церковной лавке при храме. В него входит пеленка с вышитым крестом, сорочка и косынка для девочки.

Обязанности крестных во время крещения

Крестные родители должны знать наизусть Символ Веры , в котором заключены все главные истины Православия. Его нужно будет прочитать во время таинства крещения:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Во время совершения таинства крестные родители держат младенца на руках (если ребенок беспокоится и плачет, допускается его держать родной матери, в этом нет нарушения). Наиболее важен момент, когда крестный принимает крестника от купели из рук священника. Поэтому крестные иначе называются восприемниками. Принимать мальчика от купели должен крестный отец, девочку – крестная мать.

Обязанности крестных после крещения

Крестные родители молятся за крестника, заботятся о посещении им храма, участии в таинствах , о воспитании восприемника в духе православной веры.

Что касается каких-либо особых подарков, то это не имеет значения и зависит от желания и возможностей самих крестных.

Крестные родители считаются духовными родственниками, в связи с этим им нельзя вступать в брак между собой или со своим крестником. Если же такая ситуация возникла, то за разрешением ее следует обращаться к правящему архиерею.

«Ничего личного. Исключительно бизнес»: история создания «Крестного отца»

«Ничего личного. Исключительно бизнес»: история создания «Крестного отца»

14 марта исполняется 50 лет творению Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец». История создания ленты не менее драматична и занимательна, чем сама картина. Режиссер считал это самым ужасным опытом в своей жизни, и даже последующий ошеломительный успех не смог избавить его от неприятных воспоминаний. Time Out рассказывает, что происходило во время съемок картины.

Фрэнсис Форд Коппола не хотел заниматься экранизацией романа

В 1969 году Фрэнсис Форд Коппола, Уолтер Мерч, Джордж Лукас и Калеб Дешанель переехали в Сан-Франциско, чтобы основать собственную независимую компанию American Zoetrope. Кинематографисты были противниками Голливуда, преклонялись перед работами Жана-Люка Годара, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Акиры Куросавы, Франсуа Трюффо и черпали вдохновение для своих картин из шедевров мирового кинематографа. Коппола был на тот момент единственным, кому удалось сотрудничать с Warner Bros., и команда рассчитывала, что студия поможет им с финансированием. Руководство дало добро на создание дебютной работы Zoetrope — THX 1138 Джорджа Лукаса, но из-за неправильного маркетинга лента с треском провалилась в прокате, и руководство компании отозвало свой капитал.

В 1970 году Zoetrope задолжала по счетам. Ходили слухи, что, если Коппола не расплатится, ее закроют. Тогда Лукас убедил своего товарища рассмотреть предложение Warner Bros. экранизировать роман Марио Пьюзо.

Коппола посчитал книгу весьма безвкусной, чрезмерно жестокой и противоречащей его принципам не снимать типичные голливудские блокбастеры, но Лукас уверил, что тот сделает отличный фильм. В конце концов, Фрэнсис был вынужден пойти на сделку с совестью и взялся за проект, чтобы спасти Zoetrope от краха.


Роман ждал беспрецедентный успех после выхода, однако многие кинокомпании сомневались в необходимости его экранизации из-за романтизации мафии. В 1968 году Paramount выпустила гангстерский фильм «Братство» с Кирком Дугласом, но зрителям он не особо понравился. Роберт Эванс, который тогда был начальником производства в студии, сделал все, чтобы убедить президента одобрить экранизацию «Крестного отца». Он заявил, что «Братство» оказалось неудачным потому, что над фильмом работала еврейская команда.

«Крестный отец» же должен был стать целиком итало-американским. Существует легенда, что Фрэнсиса Форда Копполу рассматривали на режиссерское кресло только потому, что это был единственный известный им режиссер с итало-американскими корнями.

Коппола настаивал, что вместо 70-х годов действие ленты должно разворачиваться в 40-х. Продюсеры выступали против, так как для придания реалистичности эпохи требовался гораздо больший бюджет на пошив костюмов и декораций, чем они рассчитывали, но режиссер не сдавался.

Сотрудники студии признавались, что Коппола устанавливал правила так, будто мнил себя Стэнли Кубриком, хотя многие его проекты на тот момент считались провальными.

К предложению Копполы, однако, прислушался Марио Пьюзо. Писатель признавался, что они с Фрэнсисом настолько плотно работали над сценарием, что он уже и не помнит, какие идеи принадлежат ему, а какие — Копполе.

«Мне кажется, весь фильм — целиком его заслуга», — говорил Пьюзо.


Коппола до последнего считал, что снимает картину, которая в итоге его погубит. В каком-то смысле, по мнению режиссера, так и произошло: все хотели видеть от Фрэнсиса продолжение гангстерской саги, а не его собственных работ. «Разговор», над которым Коппола достаточно долго трудился, никого не интересовал. Ему позволили заняться производством ленты только потому, что на горизонте маячила вторая часть «Крестного отца».

«Главный элемент любого искусства — это риск. Без него невозможно создать нечто невероятно прекрасное, то, чего никто раньше никогда не видел», — признавался он в интервью изданию NPR.

Точно так же он рискнул с выбором актеров — и не прогадал. В их первую встречу режиссер попросил Брандо, Пачино, Каана, Дюваля и свою сестру Талию, которая играла Конни, прийти голодными. Когда актеры расселись за столом, Коппола предложил разыграть импровизированную сцену ужина. Каждый из артистов побаивался Марлона Брандо и восхищался им, что отразилось на игре. Так режиссер определился с характерами своих персонажей.

Продюсеры были против Марлона Брандо


Продюсеры не хотели, чтобы роль Вито Корлеоне исполнял Марлон Брандо. К тому времени вокруг него распространилась дурная слава: актер был известен своей требовательностью к исполнению любых прихотей, отказывался заучивать реплики, запрашивал неподъемные гонорары, старался контролировать фильм, а после смерти матери и вовсе будто бы потерял интерес к профессии.

Примерно в то же время стало известно о невероятном аппетите артиста: в очерке «Князь в своих владениях» Трумен Капоте писал, что только за один прием пищи Брандо мог съесть суп, бифштекс, картошку, тарелку спагетти, салат, сыр, яблочный пирог и запить все молоком. Однако больше всего Брандо любил мороженое. Рассказывали, что во время съемок «Мятежа на Баунти» на нем 52 раза рвались брюки, не помогала даже эластичная заплатка.


В 60-е Брандо преследовали кассовые провалы, и продюсеры не хотели сотрудничать с актером. Каково же было их удивление, когда на роль главы одного из мафиозных кланов Нью-Йорка Фрэнсис Форд Коппола предложил именно его. Кроме того, актеру лично написал Марио Пьюзо — по его мнению, именно Марлон был единственным, кто должен сыграть дона Корлеоне.

Продюсеры скептически отнеслись к скандальной фигуре артиста, да и сам Брандо поначалу отказывался сниматься в ленте, где, по его словам, прославляют мафиози. Однако после прочтения сценария актер передумал. Коппола хитростью помог Брандо записать видеопробы: он втайне установил в его доме камеры, но актер быстро просек идею. Для наиболее реалистичной передачи образа Брандо набил рот салфетками и уложил волосы с помощью крема для обуви. Продюсеры поначалу не поняли, что перед ними Марлон, и порадовались, что в картине будет играть «настоящий сицилиец».


Реплики Брандо так и не выучил — он считал, что импровизация помогает чувствовать себя в кадре более естественно. Чтобы рабочий процесс не застопорился, актер полагался на телесуфлера и бумажные шпаргалки, которые ему приклеивали на руки. Роль Вито Корлеоне стала одной из лучших в карьере актера. Критики писали, что Брандо напрочь перевернул устоявшиеся в обществе представления о гангстерах в кино и доказал, что у него еще есть порох в пороховницах, несмотря на многочисленные провалы.

Однако и «Крестный отец» не обошелся без скандалов. Марлона Брандо номинировали на «Оскар», но вместо себя на вручение премии он прислал дочь индейского вождя племени апачи и актрису Сашин Литлфезе. Так Брандо хотел осудить американское правительство за пренебрежительное отношение к коренным народам страны.

Аля Пачино хотели уволить три раза


На роль Майкла Корлеоне продюсеры рассматривали Роберта Рэдфорда («Буч Кэссиди и Сандэнс Кид») и Райана О’Нила («История любви», «Бумажная луна»). Однако еще во время прочтения романа Коппола знал, что Майкла должен сыграть никому тогда не известный театральный актер Аль Пачино.

Режиссеру вновь пришлось воевать с продюсерами за право выбора артиста. Они видели Майкла высоким и статным, в то время как Коппола представлял его южанином, а те, как известно, невысокие.

Продюсеры согласились, когда Коппола уехал на встречу с Брандо в Англию. Возможно, говорил кинематографист, они посмотрели отрывок из единственного на тот момента фильма с участием Пачино «Паника в Нидл-парке» или просто пошли навстречу. И все же на протяжении съемочного процесса Пачино был на грани увольнения трижды — продюсеры считали его игру вялой и безынтересной. Аль Пачино очень переживал, что фильм провалится в прокате, поэтому называл его одной из худших лент, когда-либо снятых.

Съемочный процесс

Многие на съемочной площадке были настроены скептически по отношению к Копполе и говорили, что режиссер мнит из себя невесть кого. И это при том, что он не обладал должной кинематографической подготовкой, а на его счету был всего один известный фильм — «Паттон».

К примеру, монтажер Арам Авакян плел против Копполы интриги. Он уверял президента студии, что тот относится к работе спустя рукава, и практически осуществил свой план по увольнению режиссера. Однако все поменялось, когда директор увидел сцену убийства дилера Солоццо и капитана полиции Маккласки. После этого Коппола попросил Авакяна покинуть команду.


Тяжелыми были отношения и с оператором Гордоном Уиллисом. Он заранее планировал сцены и использовал привычные ему приемы, в то время как Коппола предпочитал подходить к материалу свободно, не боясь экспериментировать, и того же добивался от актеров. Скандал разразился во время съемок эпизода похорон в доме Корлеоне. Аль Пачино нарушил оговоренный план, из-за чего выпал из света. Тогда Уиллис остановил процесс, чтобы заново выставить оборудование, но Коппола потребовал не прерывать съемки. Разозлившись, оператор покинул площадку, и никто из его подчиненных не собирался действовать без его приказа. Нервы Копполы в тот момент тоже не выдержали: он на время заперся у себя в кабинете и так громко колотил по двери, что ассистент режиссера решил, что тот застрелился.

После ожесточенного противостояния Коппола решил довериться мастерству Уиллиса, который в итоге добился уникального цветового решения. Оператор назвал картинку фильма «газетной фотографией в плохом цвете».

Мафия была против съемок «Крестного отца»


Итало-Американская ассоциация дружбы, возглавляемая мафиозным боссом Джо Коломбо-старшим, организовала кампанию с целью запретить выпуск ленты из-за стереотипного изображение итало-американцев, которых поголовно причисляли к гангстерам. В Нью-Йорке устраивали акции протеста, в Paramount присылали гневные письма, продюсеру Элу Рудди поступали анонимные угрозы, а отвечавшему за кинопроизодство Роберту Эвансу однажды позвонили и пригрозили нанесением вреда его ребенку, если тот не остановит съемки. В итоге Эванс связался с Коломбо — и они условились, что в ленте не должно звучать слово «мафия».

После того как конфликт сошел на нет, Коломбо и его подопечные даже стали оказывать поддержку Копполе: посещали съемки, давали советы, а некоторые — к примеру, Ленни Монтано, исполнивший роль Луки Брази — снялись в кино.

Вплоть до выхода ленты на экраны Коппола считал, что провала не избежать. Режиссер как-то даже сказал: «Что я сделал? Взял популярный, полный пикантности и “клубнички”, роман и превратил его в одну бесконечную сцену болтовни шайки бандитов в полутемных интерьерах».


Премьера «Крестного отца» состоялась 14 марта 1972 года. Очереди в кинотеатры были такими, что студенты Калифорнийского университета быстро смекнули и решили брать по 5 долларов, чтобы придержать место желавшим посмотреть фильм. К моменту завершения первого показа лента заработала 86 миллионов долларов и стала самой кассовой на тот момент за всю историю кинематографа.

Эл Рудди и Роберт Эванс пообещали Копполе подарить мерседес, если «Крестный отец» возьмет планку в 15 миллионов. При покупке машины режиссер попросил прислать счет студии Paramount. Этот подарок он посчитал своеобразным извинением за то, что ему пришлось выдержать в процессе съемок.

Питер Бискинд в книге «Беспечные ездоки, бешеные быки» писал, что сразу после премьеры Коппола приступил к созданию другой картины. Родственники звонили режиссеру и поздравляли с грандиозным успехом, на что Коппола достаточно сухо отвечал «Отлично, спасибо» и вновь возвращался к разработке сценария.

Хотя процесс создания «Крестного отца» оказался нелегким для каждого из его участников, вложенные силы окупились с лихвой. Ленту признали лучшей гангстерской картиной Америки, а Копполу — одним из гениальнейших режиссеров своего времени.

Читайте также: