Кресло с драконами работы эйлин грей

Обновлено: 20.05.2024

В 2009 году на Christie’s продавали коллекцию Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent) и Пьера Берже (Pierre Bergé). Одним из самых дорогих лотов стало кресло Dragons от Эйлин Грей. Оно ушло за 28 млн долларов — столько за предмет мебели XX века еще никогда и нигде не давали. Кресло это, из дерева и кожи, по признанию критиков, больше похоже на символистскую скульптуру, чем на предмет интерьера.

Грей потратила на его изготовление два года: наносила слой за слоем лак, сушила в собственной ванной, потом долго и тщательно полировала. Она могла себе позволить подолгу возиться с каждой вещью, потому что была независима и не нуждалась в деньгах: Грей принадлежала к знатному ирландскому роду.

Но вместо того, чтобы составить счастье какого-нибудь отпрыска аристократической фамилии и стать хозяйкой родового поместья, в 20 лет она поступила в лондонскую художественную школу Slade. У этого учебного заведения было не совсем приличное реноме в высшем свете: там царили свободные нравы, студенты мужского и женского пола — о, ужас! — занимались вместе.

Эскиз лампы Suspension Satellite из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, один из лотов аукциона Christie’s 2009 года.

Апартаменты Матье Леви на рю де Лота, оформленные Эйлин Грей. Пол выложен стеклянными плитами и подсвечивается снизу. Софа Lota, кресла Dragons и Bibendum, дизайн Эйлин Грей. Фото 1933 года.

Если девушка посещала Slade, ее считали эмансипе. Но учебная программа показалась Эйлин слишком академичной. В 1902 году она уехала продолжать образование во Францию — и осталась там навсегда. Упорно практикуясь в рисунке, Эйлин совершенно не планировала становиться художницей. Но что делать — дизайну тогда еще не обучали, в архитекторы женщин не брали.

Она начала делать мебель на свой страх и риск, не имея специального образования. Еще в Лондоне Грей увлеклась изучением дальневосточной техники лакировки: ходила на мастер-классы в Музей Виктории и Альберта. В Париже она познакомилась с мастером-лаковщиком японцем Сейзо Сугаварой и даже открыла с ним общую мастерскую.

В 1913 году на Салоне декоративных искусств она показала настенные панно, лакированные кресла, ширмы, туалетные столики и бюро, сделанные собственноручно. Предметы привлекли внимание Жака Дюкета — великого модельера, личного кутюрье Сары Бернар. Он купил у Эйлин несколько вещей, а вслед за ним к ней потянулись другие клиенты из парижского бомонда.

Грей была очень хороша собой — высокая, статная, голубоглазая, с безупречными аристократическими манерами, всегда очень элегантно и дорого одетая. Однако она слыла нелюдимой и не любила разудалые богемные сборища в прокуренных кафе. Зато ее часто видели несущейся по ночному Парижу за рулем открытого автомобиля в пальто от Пуаре и шляпе от Ланвен; рядом сидела ее воз-любленная — певица из кабаре Дамия, на заднем сиденье — их питомица, черная пантера.

Вскоре за Грей закрепилась слава экстравагантной чудачки. Но ей было безразлично, что о ней думают. Она много работала, не стремясь при этом заработать. Пока Франция сходила с ума по ар-деко, Грей уже мыслила категориями модернизма. В 1919-м парижская миллионерша Матье Леви поручила Грей оформить свою новую квартиру на рю де Лота.

Эйлин впервые создала интерьер с нуля. Пятилетний труд увенчался триумфом: радикальный и экстравагантный, продуманный до мелочей интерьер покорил высший свет. О нем писали The Times и Guardian. Верхом эпатажа была кушетка Pirogue в виде индейской лодки — такой формы история мебели еще не знала. Леви позировала на ней для модных журналов.

Успех воодушевил Грей, и вместе со своим новым возлюбленным, румынским архитектором и критиком Жаном Бадовичи, который был моложе ее на 15 лет, она открыла магазин Galerie Jean Désert. Но представленную там мебель покупали неохотно. Зато хорошо расходились ковры с абстрактными рисунками. Мастерскую по их изготовлению Грей открыла еще в 1909 году вместе со своей американской подругой Эвелин Вайлд. Девушки вдвоем ездили в Северную Африку и брали уроки ковроткачества у местных мастериц.

В начале 1920-х Грей делала много ширм, состоящих из лакированных поворотных блоков. Так она создала принципиально новый предмет интерьера — «переходное звено» от мебели к архитектуре. «Ширмы были моей формой протеста против ар-деко», — писала она позже. К середине 1920-х она уже делала мебель в основном для себя и для избранных ценителей.

Топ десять мебели — лучшие работы великих мастеров

Самая дорогая мебель мира являет собой результаты трудов самых талантливых мастеров. Только руки истинного Творца могли создать такую красоту. Интересно, что Топ-10 самой дорогой мебели мира – это антикварная мебель, имеющая следующие общие черты:

  • — все вещи созданы более 50 лет назад;
  • — они были произведены в лучших мастерских, а их авторы – одаренные художники-краснодеревщики;
  • — каждый объект уникален – даже при помощи современных технологий сделать точную копию практически невозможно;
  • — они признаны ценнейшими произведениями искусства, и именно это определяет их высокую стоимость.

Естественно, что максимальную цену за подобные вещи предлагали люди понимающие, а все сделки совершались при непосредственном участии аукционных домов Sotheby’s и Cristie’s.

Итак, предлагаем Вашему вниманию 10 предметов, созданных в лучших мебельных мастерских, стоимость которых баснословна.

Десятое место – Туалетный столик работы Вильяма Сейвери – 4,48 млн. долл. США

Туалетный столик

Туалетный столик — 4,48 млн. долл. США

Туалетный столик работы Вильяма Сейвери – один из лучших образцов американского мебельного искусства XVIII века. Его продажа состоялась в январе 2009 года на торгах Sotheby’s, цена – 4,48 млн. долл. США.

Идеальное состояние вещи объясняется тем, что столик более полутора веков хранился членами одной семьи, потомками первого владельца предмета: Джона Джексона. Впервые данный лот был выставлен на продажу только в тяжелые времена Великой депрессии в 1930 году.

Девятое место – Секретер эпохи Людовика XV – 3,2 млн. фунтов стерлингов (5,1 млн. долл. США)

Секретер эпохи Людовика XV – 3,2 млн. фунтов стерлингов (5,1 млн. долл. США)

Секретер эпохи Людовика XV – 5,1 млн. долл. США

Имя французского мастера-мебельщика голландского происхождения Бернарда II Ван Ризамбурга всегда вызывает ажиотаж на аукционах. Его творения – драгоценные жемчужины многих музеев и частных коллекций.

При создании данного секретера в 1756-1757 годах мастер применил японскую технику нанесения рисунка на деревянную поверхность. В то время данная технология отличалась трудоемкостью и дороговизной. Но самое главное, при производстве были использованы аутентичные материалы, в частности, японский лак, который было практически невозможно заполучить по причине закрытости Страны Восходящего Солнца в тот период времени. Инкрустация выполнена позолоченной бронзой.

Вероятнее всего, секретер был доставлен мадам де Помпадур в 1757 году господином Lazare Duvaux. Габариты предмета – 130 х 105,5 х 45 см.

Лот ушел за 3,2 млн. фунтов стерлингов в декабре 2012 года на лондонских торгах аукционного дома Cristie’s.

Восьмое место – Табурет Реджинальда Льюиса – 5,2 млн. долл. США

Табурет Реджинальда Льюиса

Табурет Реджинальда Льюиса

Ценность табурета Реджинальда Льюиса, созданного около 1750 года из орехового дерева, обусловлена его:

  • — редкостью – осталось менее пяти подобных экземпляров, созданных в XVIII веке в Новой Англии (Пенсильвания, США);
  • — схожестью с аналогичным экспонатом, выставленным в Метрополитен-музее;
  • — хорошим состоянием – предмет, вероятнее всего, не подвергался реставрационным работам.

Торги Sotheby’s прошли в Нью-Йорке в сентябре 2008 года. Цена – 5,2 млн. долл. США. В последний раз подобный табурет был выставлен на продажу лишь в середине XX века. Тогда за него предложили всего 10 тыс. долл. США.

Седьмое место – Английский комод эпохи Георга III – 3,8 млн. фунтов стерлингов (5, 98 млн. долл. США)

Английский комод

Английский комод — 3,8 млн. фунтов стерлингов

Томас Чиппендейл (1718 – 1779 гг.) – знаменитый мастер-краснодеревщик эпохи рококо и раннего классицизма. Каждая его работа – это выдающееся достижение мебельного искусства Великобритании XVIII века. Любой предмет, созданный руками этого мастера, мечтают заполучить все коллекционеры антикварной мебели.

В декабре 2010 года английский комод от Т. Чиппендейла (около 1770 года) ушел на торгах Sotheby’s в Лондоне за 3,8 млн. фунтов стерлингов, что вполне объяснимо, учитывая его высокую художественную и культурную ценность.

Комод украшен элементами, выполненными из золоченой латуни. Габариты предмета – 89 х 140 х 65 см.

Шестое место – Шкаф-кабинет из красного дерева, выполненный Доменико Куччи – 7,33 млн. долл. США

Шкаф-кабинет из красного дерева, выполненный Доменико Куччи – 7,33 млн. долл. США

Шкаф кабинет был вырезан из массива красного дерева во второй половине XVII века. Его автор – знаменитый мебельный мастер из Франции Доменико Куччи (1635 – 1704 гг.). Именно он создал несколько архитектурных кабинетов по заказу Людовика XIV.

Шкаф-кабинет, принадлежавший Хедвиге Элеоноре Гольштейн-Готторпской королеве Швеции, был продан за 7,33 млн. долл. США. Данный предмет декорирован:

  • — гранитными колоннами;
  • — флорентийской мозаикой;
  • — позолоченной бронзой.

Сохранилось всего три подобных шкафа, созданных руками Доменико Куччи.

Пятое место – Чайный столик работы Джона Годдарда – 8,416 млн. долл. США

Чайный столик работы Джона Годдарда – 8,416 млн. долл. США

Чайный столик работы Джона Годдарда – 8,416 млн. долл. США

В мире существует всего два чайных столика, предположительно созданных Джоном Годдардом. Один из них находится в экспозиции Винтертурского музея (штат Делавэр, США), а второй был продан в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s в январе 2005 года за 8,416 млн. долл. США.

Этот чайный столик бережно хранился в одной и той же семье более 250 лет. С обратной стороны на столике имеется ярлычок, свидетельствующий о том, что данный предмет в свое время принадлежал самому Джону Годдарду (надпись гласит: «Property of RHI Goddard»).

Четвертое место – Трон китайского императора Цяньлуна (династия Цин) – 85,78 млн. гонконгских долларов (11,07 млн. долл. США)

Трон принадлежал китайскому императору Цаньлуну (годы жизни – 1711 – 1799) из династии Цин.

Артефакт перешел в частное владение предположительно после Синьхайской революции, потрясшей Китай в 1911 году. Несмотря ни на что трон сохранился и находится в прекрасном состоянии.

Широкое сидение набрано из шести досок, укрепленных на панели. Спинка украшена филигранной резьбой, изображающей дракона, парящего над волнами. Тело чудовища обвивает жемчужину.

Третье место – Обеденный стол из красного дерева Джона Годдарда – 12,1 млн. долл. США

Обеденный стол из красного дерева Джона Годдарда – 12,1 млн. долл. США

Обеденный стол из красного дерева Джона Годдарда – 12,1 млн. долл. США

В 1760 году английский краснодеревщик Джон Годдард – как свидетельствует имеющаяся гравировка — в подарок дочери Кэтрин вырезал обеденный столик, точную копию которого не удалось воссоздать мастерам XXI века даже при помощи высоких технологий.

Более чем через два столетия — 3 июня 1989 года — за эту вещь, находящуюся в идеальном состоянии, участник торгов Cristie’s, состоявшихся в Нью-Йорке, заплатил 12,1 млн. долл. США.

Второе место – Кресло с драконами работы Эйлин Грей — 28,24 млн. долл. США

Кресло с драконами работы Эйлин Грей — 28,24 млн. долл. США

Лучший образец мебельного искусства, жемчужина аукционного дома Cristie’s, венец творения Эйлин Грей: кресло с драконами. Цена шедевра баснословна – 28,24 млн. долл. США. Именно эта цена была уплачена за работу ирландского дизайнера в феврале 2009 года на торгах в Париже.

Долгие годы этот предмет интерьера находился в частной коллекции модельера Ив Сен-Лорана. Гений моды работал над своими лучшими коллекциями, удобно расположившись в кресле от Эйлин Грей.

Эта неординарная женщина, известная своим эксцентричным поведением, стала классиком еще при жизни. Коллекционеры ее работы ждали, за ними шла настоящая охота.

На создание кресла с драконами Эйлин Грей потратила два года. Она работала над ним в 1917-1919 годах. Сидение и спинка кресла выполнены в виде темно-коричневых кожаных лепестков, окруженных телами драконов, парящих среди стилизованных облаков. Особенно поражают глаза чудовищ – ярко белые на черном фоне – они невероятны.

В китайской мифологии драконы отождествляются с силой и властью, их предназначение – отгонять злых духов. Часто их изображали играющими с жемчужиной, которая в свою очередь символизирует силу луны и грома. Исходя из данных образов, кресло – а, вероятнее всего, сидящего в нем — можно рассматривать как жемчужину в своей естественной безопасной среде. Деревянные элементы покрыты лаком по старинной японской технологии.

Первое место – Кабинетное бюро «Бадминтон» – 19,045 млн. фунтов стерлингов (порядка 36,8 млн. долл. США)

Кабинетное бюро «Бадминтон» – 19,045 млн. фунтов стерлингов (порядка 36,8 млн. долл. США)

Кабинетное бюро «Бадминтон» – 19,045 млн. фунтов стерлингов (порядка 36,8 млн. долл. США)

Монументальное произведение – кабинетное бюро «Бадминтон» — создано в XVIII веке. Его стоимость в декабре 2004 года – 19 миллионов 45 тысяч и 250 долл. США.

Своим названием бюро обязано резиденции герцогов Бофорских: поместью Бадминтон, что в Глостершире, Великобритания. Его заказал тогда еще 19-летний юноша, но уже обладающий отличным вкусом, третий герцог Бофорский, совершая «the Grand Tour» по Италии и Франции.

Впервые данное произведение искусства было выставлено на торги в 1990 году на аукционе Cristie’s. Это была сенсация. Тогда оно было приобретено для коллекции Барбары Пьясека Джонсон за 15 178 020 долл. США. Уже тогда это был рекорд.

Позднее – в декабре 2004 года — мучительные торги посредством телефонной связи выиграл Йоган Крефтнер, осуществляющий руководство коллекцией Музея Лихтенштейна (Вена, Австрия). Он предполагает, что в финале за право обладания творением величайших мастеров борьба велась с музеем Метрополитен (Нью-Йорк, США). За «Бадминтон» было уплачено из личных средств князя Лихтенштейна Ганса-Адама II.

Оно являет собой идеальное сочетание архитектурных элементов, скульптурных композиций и элементов живописи, выполненной в технике «пьетра дура». Шедевр поражает своей органичностью и роскошью.

Кабинетное бюро «Бадминтон» создано руками мастеров, работающих у герцога тосканского во Флоренции в Galeria dei Lavori. Работа была завершена в 1732 году.

Данный объект выполнен из черного дерева с элементами из позолоченной бронзы. Корона бюро – герб рода Бофоров. Он окружен четырьмя фигурами, символизирующими времена года. Они размещены по верхним углам «Бадминтона».

Бюро содержит 10 ящиков (массив кедра), украшенных:

  • — изображениями птиц, листвы и цветов;
  • — панелями из кварца и аметиста;
  • — рельефными полосами красной и зеленой сицилийской яшмы, лазурита;
  • — цветочными гирляндами (позолоченная бронза);
  • — халцедоновой львиной маской.

Габариты данного предмета:

Оценить монументальность произведения итальянских мастеров можно в музее Лихтенштейна, где данное бюро представлено на всеобщее обозрение с весны 2005 года.

На сегодняшний день кабинетное бюро «Бадминтон» – самый дорогой предмет мебели за всю историю человечества.

Самая дорогая мебель всех времен и народов ⁠ ⁠

Все предметы антикварной мебели, установившие ценовые рекорды на торгах крупнейших аукционных домов мира, будь то трон китайского императора Цяньлуна, стул фирмы «Фаберже» или кресло с драконами работы Эйлин Грей, являются настоящими произведениями искусства и яркими образцами мебельного дизайна своего времени.

Иметь подобные предметы в своей коллекции — мечта и цель многих состоятельных коллекционеров, и зачастую за них разворачивается настоящая борьба. Например, табурет Реджинальда Льюиса 1750 года был продан в 10,4 раза дороже максимального предпродажного эстимейта, а самое дорогое кресло в мире работы Эйлин Грей — в 7,2 раза. Forbes выбрал 10 самых дорогих предметов антикварной мебели, проданных на аукционных торгах за последние 13 лет.

Кресло с драконами работы Эйлин Грей

Цена: €21,9 млн ($28,24 млн)

Самая дорогая мебель всех времен и народов Мебель, Огурцы, Антиквариат, Длиннопост

Эйлин Грей (1878–1976) стала классиком в дизайне и архитектуре еще при жизни. Ее работы были смелыми и новаторскими, на нее равнялись, ей завидовали. Уже при жизни Эйлин за ее шедеврами шла настоящая охота. Многие коллекционеры желают заполучить в свое собрание предметы мебели, созданные Эйлин Грей. И как показали парижские торги Cristie’s в феврале 2009 года, они готовы потратить даже не миллионы, а десятки миллионов ради этой цели. Почти €22 млн было заплачено за кресло с драконами, над которым Эйлин работала в период с 1917 по 1919 год. На сегодняшний день это самый дорогой предмет мебели, созданный в XX веке.

Трон китайского императора Цяньлуна из династии Цин

Цена: 85,78 млн гонконгских долларов ($11,07 млн)

Самая дорогая мебель всех времен и народов Мебель, Огурцы, Антиквариат, Длиннопост

Появление лотов, подобных трону китайского императора Цяньлуна (1711-1799) из маньчжурской династии Цин — настоящее событие в аукционном мире. Считается, что данный артефакт попал в частные руки после Синьхайской революции 1911 года, когда в Китае была свергнута монархия и провозглашена республика.

К сожалению, на сохранности исторического наследия подобные события отражаются не лучшим образом, и удивительно, что трон дошел до наших дней в идеальном состоянии. Это подлинный шедевр придворных китайских мастеров, который, как и ожидалось, на октябрьских торгах Sotheby’s в 2009 году в Гонконге установил ценовой рекорд, перекрыв почти втрое максимальную оценочную стоимость.

Чайный столик Годдартов

Цена: $8,416 млн

Самая дорогая мебель всех времен и народов Мебель, Огурцы, Антиквариат, Длиннопост

Предметов мебели, созданных американскими краснодеревщиками в первой половине и середине XVIII века, сохранилось не так много. До наших дней дошло всего два чайных столика, приписываемых мастеру Джону Годдарту. Первый хранится в Винтертурском музее в штате Делавэр, а второй был пущен с молотка на нью-йоркском аукционе Sotheby’s в январе 2005 года. Этот чайный столик является ярким образцом американского мебельного дизайна XVIII века и одной из лучших работ Годдарта. Что примечательно, он оставался в одной семье на протяжении более чем двух с половиной веков и бережно передавался из поколения в поколение, что объясняет его почти идеальную сохранность, благодаря чему итоговая цена превысила максимальную оценочную на $3,4 млн.

Самая дорогая мебель XXI века

Трон китайского императора Цяньлуна из династии Цин

Цена: 85,78 млн гонконгских долларов ($11,07 млн)

Появление лотов, подобных трону китайского императора Цяньлуна (1711-1799) из маньчжурской династии Цин — настоящее событие в аукционном мире. Считается, что данный артефакт попал в частные руки после Синьхайской революции 1911 года, когда в Китае была свергнута монархия и провозглашена республика. К сожалению, на сохранности исторического наследия подобные события отражаются не лучшим образом, и удивительно, что трон дошел до наших дней в идеальном состоянии. Это подлинный шедевр придворных китайских мастеров, который, как и ожидалось, на октябрьских торгах Sotheby’s в 2009 году в Гонконге установил ценовой рекорд, перекрыв почти втрое максимальную оценочную стоимость.

Английский комод эпохи Георга III

Цена: £3,8 млн ($5,98 млн)

Томас Чиппендейл (1718–1779) является крупнейшим английским мастером-краснодеревщиком эпохи рококо и раннего классицизма. Его работы — это вершина британского мебельного искусства XVIII века. Когда предметы мебели, созданные Чиппендейлом, выставляются на продажу, то они неизменно пользуются успехом у состоятельных коллекционеров. И лондонские торги Sotheby’s, прошедшие в декабре 2010 года, исключением не стали. С молотка был пущен изысканный комод его работы, установивший новый ценовой рекорд. При максимальный оценочной стоимости в £1 млн он был продан почти в 3,8 раза дороже, что и неудивительно, учитывая культурную и художественную ценность этого предмета мебели.

Табурет Реджинальда Льюса 1750 года

Табуреты, изготовленные мастерами-краснодеревщиками в XVIII веке на территории Новой Англии (в первую очередь Пенсильвании) и дошедшие до наших дней в более или менее хорошей сохранности, можно пересчитать по пальцам одной руки. И это не преувеличение. Самый знаменитый из них выставлен не где-нибудь, а в Метрополитен- музее. Они являются настоящими произведениями американского мебельного искусства XVIII века. Поэтому когда один из табуретов появился на нью-йоркских торгах Sotheby’s в сентябре 2008 года, то за него развернулась нешуточная борьба: цена продажи превысила максимальный эстимейт в 10,4 раза! Любопытно, что когда табурет выставлялся на торги в предыдущий раз в середине ХХ века, то его стоимость составила всего $10 000.

Секретер эпохи Людовика XV

Лучшие работы известного французского мастера голландского происхождения Бернарда II Ван Ризамбурга являются украшениями многих музейных и частных коллекций, и появление его комодов или секретеров на аукционных торгах сразу же вызывает ажиотаж. Ван Ризамбург использовал очень трудоемкую и дорогую для своего времени японскую технику нанесения изображения на поверхность мебели, причем применялась не только аутентичная техника, но и материалы — например, знаменитый японский лак, достать который было очень сложно в силу тогдашней закрытости Страны восходящего солнца. Понятно, почему в декабре 2012 года на лондонских торгах Cristie’s секретер, сделанный мастером в 1756-57 годах, был продан за 3 с лишним миллиона фунтов стерлингов.

Туалетный столик работы Вильяма Сейвери

Туалетный столик, проданный на торгах Sotheby’s в январе 2009 года, является очередным шедевром американского мебельного дизайна XVIII века. Его создание приписывают Вильяму Сейвери — известному в Филадельфии мастеру-краснодеревщику, чьи столики, дошедшие до наших дней, можно пересчитать опять-таки по пальцам одной руки. Поэтому, когда его туалетный столик был продан в 7,5 раза дороже максимального эстимейта, установив ценовой рекорд, это стало вполне ожидаемым результатом. Ведь ровно за год до этого шесть стульев работы Сейвери были пущены с молотка за рекордные $2,1 млн. Примечательно, что туалетный столик более полутора веков хранился у потомков его первого владельца Джона Джонсона и был впервые выставлен на торги во времена Великой депрессии.

Кровать времен императора Цяньлуна из династии Цин

Цена: 23,06 млн гонконгских долларов ($2,97 млн)

В имперском Китае придворные мастера-краснодеревщики создавали настоящие произведения мебельного искусства для Сына Неба и его приближенных. В годы смуты после Синьхайской революции 1911 года часть предметов мебели была утрачена, часть — вывезена из страны. И кровать времен императора Цяньлуна из династии Цин, проданная на гонконгских торгах Sotheby’s в октябре 2010 года, наглядное тому доказательство. Это замечательная работа китайских придворных умельцев: для ее создания использовали сандаловое дерево, а на искусную резьбу был потрачен не один год. Поэтому вполне закономерно, что максимальный эстимейт был с легкостью превышен на 3,06 млн гонконгских долларов.

Пара итальянских диванов середины XVIII века

Цена: £1,7 млн ($2,77 млн)

Имя художника (именно художника, а не краснодеревщика), разработавшего дизайн двух диванов, пущенных с молотка на лондонском аукционе Sotheby’s в июле 2011 года, покрыто тайной. Есть только версии: согласно первой, это был Лоренцо де Феррари (1680–1744), согласно второй — Доменико Пароди (1668–1740). Оба были именитыми художниками своего времени, которые не гнушались подрабатывать разработкой дизайна предметов мебели. Предположительно, диваны были сделаны в период с 1740 по 1744 год и вполне могли быть одной из последних работ как де Феррари, так и Пароди. Первоначально диваны находились в ныне сохранившемся здании Торговой палаты Генуи, потом оказались в Америке, затем — в Англии, где и были выставлены на торги, закончившиеся с рекордным результатом.

Стул фирмы Фаберже работы мастера Михаила Першина

Когда произносят фамилию Фаберже, то в голове сразу возникает образ известных на весь мир пасхальных яиц и ювелирных украшений, сделанных мастерами одноименной фирмы. С предметами мебели она практически не ассоциируется. Тем не менее, они изготовлялись, но в весьма ограниченном количестве, однако и в работе над более крупными формами умельцы Фаберже держали марку и вкладывали в работу свою душу. Целых четыре года — с 1899 по 1903-й — потратил мастер Михаил Першин, чтобы создать подлинный шедевр мебельного искусства: стул по сохранившимся эскизам немецкого художника и архитектора Лео фон Кленца (1784–1864). На нью-йоркских торгах Sotheby’s в апреле 2007 года итоговая сумма продажи превысила максимальную оценочную на $780 000.

Aр деко. Первая леди дизайна ХХ века Эйлин Грей

Aр деко. Первая леди дизайна ХХ века Эйлин Грей

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», – гласит древняя китайская мудрость. В это время уходят чтимые веками традиции, забываются условности, идет ломка стереотипов, начинается поиск новых форм бытия и быта. В такое смутное, но весьма изобретательное время рождаются новые стили, направления, привычки. Архитектура и дизайн 1920-х годов – тому подтверждение.

Право прекрасного пола на свободное творчество в 20-х годах ХХ века стало неоспоримым. Одним из первых проявлений эмансипации в дизайне с полным основанием можно считать творчество Эйлин Грей.

Eileen Green

… В 1878 году в Ирландии, в богатой аристократической семье родилась младшая из пятерых детей Кэтлин Эйлин Мурена, позже взявшая фамилию матери – Грей. Эйлин начала художественное образование в Лондоне, продолжив его в Париже. Здесь она изучала живопись, училась технике лакирования у японского мастера Сеизо Сугавары. Лак – материал капризный и коварный. Эйлин получила тяжелую аллергию, но ремесло это не оставила, страстно отдаваясь ему полностью, оттачивая мастерство. Результатом кропотливого труда стала ширма Le Destin и статья в английском журнале Vogue с признанием: «Эйлин Грей стоит особняком, она уникальна, чемпион по свободному выражению идей и мыслей». В ширмах и других объектах она изобретательно использовала сочетания черного лака с эмалями и полированным металлом. Известность ей принесли также декоративные панно и ковры.

Eileen Green

Интерьер салона в апартаментах Сюзанны Тальбо. 1920

Одновременно она проектировала предметы мебели, путешествовала по континенту на первых открытых автомобилях, летала на биплане в окрестностях Марселя. И открыла салон, который разместила в собственной квартире.

Работая в стиле ар деко, Эйлин создавала удивительные вещи. Например, кресло Dragon, столик, стоящий на изящных ножках-спичках, с торцов столешницы которого выдвигаются дополнительные доски, или шезлонг Pirogue – дань Черному континенту. В 1922 году Эйлин Грей стала выставлять свои предметы мебели, ширмы, светильники и ковры на продажу в галерее Жана Дезера.

Eileen Green

Шезлонг Pirogue. 1919

Вскоре под воздействием голландской группы De Stijl Грей перешла к строгим геометрическим формам функционализма.

Функционализм можно смело назвать одним из самых обширных и влиятельных художественных движений ХХ века. Вслед за социальными потрясениями, вызванными Первой мировой войной, грянула эстетическая революция, направленная против устаревших классических догм в искусстве, архитектуре и дизайне. Была объявлена беспощадная война не только роскоши, но и декору вообще. Изощренная пластика псевдоисторических форм уступила место жестким и рациональным формам промышленно-машинной эстетики.

Эйлин Грей приступила к экспериментам с каркасными конструкциями. В то время, когда Марсель Брейер еще учился в Bauhaus, а Ле Корбюзье еще не встретил свою музу Шарлотту Перриан, она уже пробовала сочетать в своей мебели металлические рамы с кожаной и текстильной обивкой. Эйлин создала такие известные предметы, как журнальный столик E 1027 (1927), кресло Bibendum (1929) и диван Monte Carlo (1929), которые причислены к классике функционализма. Кресло Bibendum со спинкой из сложенных друг на друга кожаных «колбасок» – одно из самых узнаваемых произведений дизайна XX века. Вдохновителем создания такой формы спинки, по признанию Эйлин, стали шины Michelin.

Eileen Green

Работала Эйлин Грей и над созданием интерьеров. В 1923-м году в рамках салона Artistes Decorateurs Эйлин создала интерьер спальни-будуара Monte Carlo. Одним из главных акцентов в нем стал напольный светильник, в котором отчетливо проявились мотивы кубизма. Примечателен интерьер салона в апартаментах Сюзанны Тальбо на Rue de Lota в Париже, центральной композицией которой стал шезлонг Pirogue. Вдохновленная африканскими мотивами, Эйлин Грей создала уникальный предмет мебели, в котором серебристая ткань обивки прекрасно сочеталась с покрытым коричневым лаком деревянным основанием, похожим на сороконожку. Шедевром стал интерьер гостиной в апартаментах мадам Матье-Леви. Здесь показателен пример, как мебель функционализма (пара кресел Bibendum) может быть представлена в интерьере стиля ар деко.

Eileen Green

Шезлонг Pirogue (1919), напольный светильник (1923) и лакированная ширма (1922), выставленные в галерее Жана Дезара в 1923 году.

Невозможно пройти мимо одного факта, который стал для Эйлин Грей судьбоносным.

…Эта встреча не могла не состояться. В начале 1920-х годов молодых красавчиков с пустыми карманами в Париже было предостаточно. Среди них – эмигрант из Бухареста, архитектурный критик Жан Бадовичи, бравирующий своей бисексуальностью. Хотя Эйлин Грэй никогда не была членом творческих гильдий, ремесленных объединений или женских движений и работала в одиночку, она изредка, но посещала собрания архитекторов, которые любили споры до хрипоты, громкие манифесты и собственное творчество. На одном из таких собраний и познакомились молодой повеса и замкнутая, много старше его, аристократка.

Eileen Green

1 Напольный светильник в стиле ар деко. 1923. 2 Канапе в стиле ар деко. 1920

Через какое-то время, как утверждают злые языки, из уст молодого любовника, словно, между прочим, прозвучала фраза: «Почему бы тебе не построить дом для своих вещей?» – он мечтал о собственном жилье, но никогда не мог себе его позволить. Это позволила себе влюбленная женщина.

В местечке Рокбюрн-Кап-Мартен на Лазурном берегу Эйлин спроектировала и построила на свои деньги для себя и Жана похожий на белоснежный океанский лайнер дом, ставший впоследствии наглядной иллюстрацией тезисов новой архитектуры. Строительство заняло 4 года: с 1926 по 1929.

Eileen Green

Они дали дому имя – Е 1027. Шифр не лишен романтики: Е – первая буква имени Eileen, 10 – порядковый номер буквы J, 2 – номер буквы B (J и B – инициалы Jean Badovici), а 7 – первой буквы ее фамилии (Gray). (То же название получил и знаменитый журнальный столик из металла и стекла.)

В доме были гостиная, две спальни, кухня и две комнаты для прислуги. Здесь впервые был применен ныне общепризнанный принцип деления пространства ширмами и мобильными перегородками. С помощью их менялась планировка комнат: одно помещение превращалось в несколько. Предметы находились в постоянном движении: полки вращались на петлях, столы ездили по рельсам, табуретки служили лесенками, шкафы то скрывались, то появлялись вновь.

Eileen Green

В очередной раз, побывав в этом доме, Ле Корбюзье написал Эйлин Грей: «Я рад возможности рассказать Вам, что я… научился ценить редкий гений, разграничивший внутреннее и внешнее, придавший современной мебели чарующую и оригинальную форму». (Это было единственное письмо, не полетевшее в огонь вслед за другими посланиями и фотографиями – так Эйлин в конце жизни распорядилась своим архивом.)

Там были парусиновые занавеси, блестящие металлические перила и ковры с морскими рисунками. На стене в гостиной висела огромная навигационная карта с надписью «Счастливого плавания» и лампа, освещавшая карту ночью. Кожаное кресло Transat с металлическим каркасом напоминало шезлонги с палуб трансатлантических кораблей. Это кресло, а также и другие предметы мебели и интерьера Грей спроектировала сама.

Eileen Green

Дом E 1027. 1926-1929

Eileen Green

Интерьер комнаты в доме E 1027. 1929

Она строила дом для счастливой жизни. Но он превратился в архитектурный салон (а их так не любила Эйлин!). Отношения с Жаном разладились. И Эйлин покинула его, забрав только свою одежду и столик Е 1027. Закрыв за собой дверь, больше никогда не возвращалась в дом Жана (она переписала свое творение на его имя). Отказ даже просто наведаться в гости связан еще и с таким фактом. Ле Корбюзье вдруг увлекся созданием фресок. Для своих творений он выбирал чистые стены домов друзей. Дошла очередь и до Бадовичи. В 1938 году он расписал восемь стен Е 1027. Белоснежный лайнер утратил свою чистоту. Позже Корбюзье приобрел участок земли рядом с Е 1027 и построил свою знаменитую «Хижину», а в 1956-м, после смерти Бадовичи выкупил и сам дом Е 1027. Эйлин не разрешили взять ничего из мебели или вещей. Грей не отстаивала свои права.

Eileen Green

1 Столик на террасе в доме E 1027. 1929. 2 Зеркало в ванной комнате в доме E 1027. 1929

Как архитектор Эйлин Грей проявила себя еще в нескольких объектах. Это дом Tempe à Pailla в Кастелларе (1930-1934), а также дом Lou Pérou в Сен-Тропе. Но ни один из этих проектов не нравился ей так, как тот первый – Е 1027.

Она жила одна, много работала, придумывала, экспериментировала. И наотрез отказывалась от встреч с журналистами. Приглашения на выставки своих же работ выбрасывала (иногда приходила на вернисажи инкогнито). А когда ей сообщили, что некоторые ее вещи были проданы с аукциона за огромные деньги, посчитала это бредом. Она умерла в своей квартире в Париже в 1976-м году.

Eileen Green

P.S. Дом Е 1027 долгое время напоминал разбившийся о скалы корабль. Сегодня его реставрируют. Он признан уникальным памятником функционализма.

Оригинальные предметы мебели от Эйлин Грей особо почитаемы у коллекционеров. Так, настоящая битва разыгралась на аукционе Christie’s в 2009 году за кресло Dragon из коллекции Ива Сен-Лорана. Первоначальная цена за лот составляла 3-4 млн. долларов, однако в процессе торгов она поднялась до 28,3 млн. долларов! Таким образом, кресло Эйлин Грей стало самым дорогим предметом мебели ХХ века. Вот бы удивилась и посмеялась Эйлин!

Реплики предметов мебели и интерьера, разработанные Эйлин Грей, популярны и в наше время. Так, компания ClassiCon успешно выпускает журнальный столик Е 1027, кресло Bibendum и диван Monte Carlo. А на прошедшей в 2012 году выставке Imm Cologne в Кельне ею была представлена ширма Break.

Читайте также: