Кресло лебедь арне якобсен

Обновлено: 09.05.2024

Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902–1971) — автор знаменитых кресел Swan и Egg, стульев Ant и Series 7. Историю дизайна ХХ века невозможно представить себе без его творений: она была бы другой.

Энциклопедии называют его отцом современного датского дизайна и ведущим представителем функционализма в архитектуре. Построенные им здания вошли в список национального наследия страны и в Датский культурный канон. Swan и Egg, Ant и Series 7 были спроектированы еще в 1950-е годы и с тех пор никогда не выходили из моды: датская компания Fritz Hansen продает эти стулья и кресла миллионными тиражами. Их запоминающиеся силуэты можно видеть в рекламных роликах и кинофильмах, в домах селебрити и в интерьерах люксовых отелей. Знаменитые дизайнеры и архитекторы регулярно участвуют в проектах по их реинкарнации: придумывают для них новые обивки, ставят на фантазийные ножки или объединяют парами как инь и ян.

По легенде, Якобсен проявил себя как радикальный минималист еще в детстве: викторианские цветочные обои на стенах своей комнаты в родительском доме он закрасил белой краской — так они его раздражали. Он рос в благополучной мелкобуржуазной семье в Копенгагене и рано стал проявлять способности к рисованию, хотел стать художником, но отец настоял на более практичной строительной специализации.

До поступления в 1924 году на архитектурный факультет Королевской академии изящных искусств Якобсен успел сплавать в Нью-Йорк, нанявшись на корабль матросом, поработать каменщиком в Германии и закончить строительный колледж. В 1925 году он участвует в знаменитой парижской выставке Декоративных искусств, давшей название стилю ар деко, и получает серебряную медаль за кресло из ратанга, которое позже назвал в честь этого события Paris Chair.

В Париже огромное впечатление на Якобсена производит модернистский павильон Ле Корбюзье из стекла и бетона L'Esprit Nouveau. Он хочет быть на волне авангардных течений и едет в Берлин знакомиться с творчеством деятелей немецкого Баухауса Вальтера Гроппиуса и Миса ван дер Роэ. Якобсен как губка впитывает и осмысляет эстетику новой архитектуры и сразу начинает проектировать в этом ключе, счастливо избежав увлечения неоклассицизмом или национальными вариантами «артс-энд-крафтс».


Эскиз Дома будущего для выставки в Копенгагенском форуме, 1929.

В 1929-м вместе со своим соратником-архитектором Флеммингом Лассеном Арне Якобсен победил в конкурсе Датской ассоциации архитекторов и ему поручили строить «Дом будущего» на выставке в Копенгагенском форуме. Это был круглый в плане спиралевидный павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. Там был гараж, в котором стоял Додж-кабриолет, вертолетная площадка на крыше с приземлившимся гирокоптером и эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, была конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и кухня для приготовления полуфабрикатов. Мебель была спроектирована из стальных трубок. Якобсен сразу прославился как ультра-современный архитектор. В следующем году он открывает собственное бюро.

В 1930-е годы он много строит в Копенгагене и окрестных муниципалитетах. Самым масштабным стал проект «Беллависта» севернее Копенгагена — Якобсен обустроил там пляжный резорт, построил многоквартирный жилой комплекс, футуристичную бензоколонку, театр «Бельвю» и модернизировал старый ипподром. Для резорта он проектировал все: киоски, спасательные вышки, кабинки для переодевания, билеты, афиши и униформу для сотрудников. В основе фирменного стиля были бело-голубые полоски. Вскоре «Беллависта» стала самым популярным местом отдыха копенгагенцев. Рядом вырос белоснежный трех- и двухэтажный престижный жилой комплекс с плоскими крышами и ритмично расположенными балконами, спроектированный так, что почти из каждой квартиры открывался вид на море.

Его постройки тогда воспринимались как слишком радикальные. И вызывали протесты не только у обывателей, но и среди критиков. В «Беллависте» местное население не дало построить центральный элемент парка — вышку с вращающимся рестораном наверху. По поводу скромного дома Стеллинга, который Якобсен, как оценивают современные специалисты, идеально вписал в историческую застройку площади Старого рынка в Копенгагене, газеты возмущенно требовали навсегда отнять у него диплом архитектора. А к грандиозному зданию муниципалитета в Орхусе под давлением общественности пришлось пристроить традиционную башню с часами — без нее ратуша напоминала рассерженным горожанам заводской цех. Сегодня муниципалитет в Орхусе вошел в Датский кульутрный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, официально признанных неотъемлемой частью датской культуры. Дом Стеллинга, как и завершенный к 1942 году муниципалитет в Сёллерёде, и многие другие постройки Якобсена, вошел в список зданий, охраняемых государством.

Во время Второй мировой войны Дания была оккупирована. В сентябре 1943-го стало известно, что готовится депортация всех датских евреев в лагеря смерти. За 72 часа датчане спасли почти всех: 7200 человек под покровом темноты были переправлены на рыбацких лодках в Швецию. Такси, кареты скорой помощи свозили людей на берег, где их ждали рыбаки. Среди спасенных был и Якобсен. В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но за всю свою жизнь он никогда не сидел без дела. Он занялся дизайном тканей и обоев. Кроме элегантных геометрических орнаментов Якобсен создавал и живописные цветочные композиции: в них отразилось его увлечение ботаникой. Сегодня обои по некоторым из созданных в годы изгнания эскизам выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.


Обои Trapez, Boras Tapeter.


Обои Arne, Boras Tapeter.


Обои Ypsilon, Boras Tapeter.


Обои Vertigo, Boras Tapeter.

Вернувшись в 1945-м на родину, Якобсен с головой окунается в работу, по которой соскучился за годы вынужденного простоя. Сначала это незамысловатое многоквартирное жилье — после войны в нем была острая нехватка, строить нужно было быстро и дешево. Но вскоре он уже вновь возвращается к экспериментальным и авангардным формам. Рядом с «Беллавистой» в конце 1940-х, начале 1950-х вырастает комплекс Søholm — необычный ансамбль террасных таунхаусов из желтого кирпича. В одном из них архитектор жил с 1951-го до самой своей смерти в 1971-м. Он пристроил к дому студию, в которой и работал. Чтобы не затенять рабочее пространство, вместо деревьев на участке разбил красивый цветник с более чем 300 видами растений, за которыми ухаживал с наслаждением. Сегодня этот таунхаус, полностью отреставрированный, сдается в аренду с условием, что жильцы будут несколько раз в год пускать внутрь посетителей и показывать им бывшее жилище легендарного архитектора.


Колледж St. Catherine, Оксфорд, 1962.

Арне Якобсен почти никогда не ограничивался только архитектурой зданий: он рассматривал свои постройки как единое, не делимое на разрозненные составляющие произведение, в котором автор отвечает за всё: от мелких деталей в декоре интерьера до материалов, которыми облицованы фасады. Он подбирал текстиль, проектировал мебель, светильники, придумывал отделку стен, пола и потолков.

Мебель, созданная для конкретного проекта, часто оказывалась настолько удачной, что ее рано или поздно запускали в самостоятельное производство. Так, диван Mayor Sofa, спроектированный еще для здания муниципалитета в Сёллерёде, сегодня с успехом выпускает компания &tradition.

Стулья Mosquito и Tongue из школы Munkegaard делает Howe, а кресла Oxford из колледжа St. Catherine — Fritz Hansen. Пригодился даже типографский шрифт, специально придуманный Якобсеном для табличек в муниципалитете Орхуса: датская студия Design Letters использует его в качестве декора посуды, постельного белья и всевозможных предметов интерьера.

Легендарный стул «Муравей» — Ant — из формованной под давлением фанеры в 1951-м был придуман для кафетерия фармацевтической компании Novo Nordisk. Якобсен тогда восхищался опытами с фанерой супругов Имз и пытался «пойти по их стопам», часами и днями ставя эксперименты. Через пару лет он спроектировал еще более успешные стулья «седьмой серии» — Serie 7, которые теперь миллионными тиражами продает Fritz Hansen.

Но больше всего икон дизайна родилось в результате создания отеля SAS Royal Hotel в 1956—1960 гг. (теперь он называется The Radisson Blu Royal Hotel). По сути, это был первый в мире дизайнерский отель, потому что авторским здесь было всё — от архитектуры («две сигаретные пачки, поставленные перпендикулярно друг другу») до дверных ручек, смесителей и пепельниц, которые сразу же появились среди фирменных бортовых сувениров авиакомпании SAS (ей первоначально и принадлежала гостиница). В лобби отеля, где стояли ставшие классикой дизайна кресла Egg, Swan и Drop, можно было зарегистрироваться на рейс, шаттл доставлял постояльцев до аэропорта за 20 минут.

Знаменитые кресла смотрятся как скульптуры, потому что именно как скульптуры они и создавались: Якобсен лепил многочисленные прототипы из глины, и лишь после того, как идеальная форма была найдена, фабрика Fritz Hansen воссоздавала их из пластика, армированного стекловолокном. Кроме того, для отеля были спроектированы прекрасные в своем лаконизме светильники, которые теперь выпускает Louis Poulsen под названием AJ, и уникальные посеребренные столовые приборы, больше похожие на арт-объекты, чем на приспособления для приема пищи. Неслучайно они сразу попали в коллекцию нью-йоркского музея современного искусства MoMA. Реплику выпускает датская фирма Georg Jensen.

К сожалению, когда отель сменил владельцев и стал сетевым, его подогнали под общие корпоративные стандарты. Всё авторское заменили на обычное. Только номер 606 оставили в том виде, в каком его задумал Арне Якобсен — с деревянными панелями по стенам, встроенной мебелью и креслами Egg и Swan в ярко-голубой обивке. Причем «музейный номер» можно бронировать.

Свой последний проект — Национальный банк Дании — Арне Якобсен начал в 1966-м, но завершить не успел, это за него сделали его ученики, архитекторы бюро Dissing+Weitling. Мраморный холл здания с прекрасной скульптурной лестницей получился торжественным, словно собор, и считается одним из самых красивых общественных интерьеров в Копенгагене.

Символ скандинавского модернизма: кресло Swan в истории дизайна

С момента его появления прошло более полувека, но изысканно-экстравагантное кресла Swan по-прежнему притягивает взгляды и отлично вписывается в современные интерьеры.

Альбина Рогова

Созданное без единой прямой линии кресло Swan покорило сердца миллионов и стало одним из самых знаковых предметов мебели в мировом дизайне. Рассказываем об истории его успеха и о том, как использовать его в современных интерьерах.

Эффектная пара кресел Swan в лиловой обивке

Кресло Swan в блокбастере «Люди в черном 3»

История производства

В середине 50-х на пике своей славы Арне Якобсен получил заказ от скандинавской авиакомпании SAS – спроектировать первый в мире дизайн-отель Radisson SAS Royal. Самому успешному дизайнеру и архитектору Дании доверили воплотить все детали проекта: от фасада здания до мебели и столовых приборов.

Факт: отель был рассчитан на состоятельных и искушенных клиентов, а само здание должно было стать украшением центра Копенгагена и международными воротами в Скандинавию.

Арне Якобсен на созданном им кресле

Хотя само строение вызывало спорные отзывы, мебель (в частности, кресла Swan, Drop и Egg), специально спроектированная для лобби отеля, стала культовой в мире дизайна. Первые прототипы кресла Swan Якобсен создал в гараже своего дома на севере от Копенгагена. Окончательная версия родилась в 1958 году на фабрике датской компании Republic of Fritz Hansen.

Интересно: по словам дизайнера, он «измотал 3 машины и 6 костюмов в поездках на фабрику Fritz Hansen для согласования проекта кресла».

Кресла Swan в зоне отдыха гостиницы середины ХХ века

Блеснув в лаунж-зоне Radisson SAS Royal Hotel, кресло Swan быстро завоевало популярность во всем мире и было названо символом скандинавского дизайна середины ХХ века.

Философия дизайна

Кресло Swan – синоним элегантности, утонченности и динамизма. Его вневременный универсальный дизайн стирает грань между коммерческими и частными интерьерами.

Важно: овальные формы Swan chair вдохновлены растениями и ландшафтом английских садов, которыми увлекался Якобсен.

Характерная черта Swan chair – отсутствие прямых линий и острых углов

Дизайн мебели Арне свободен от традиционных визуальных характеристик и основан на четырех важных принципах:

  • Отказ от прямых линий. Корпус кресла не имеет прямых линий и острых углов. Это стало революционным решением для того времени. Благодаря бесконечным плавным изгибам кресло выглядит динамично и выразительно.
  • Концепция биоморфизма. Дизайн кресла относится к направлению популярному в середине ХХ века – биоморфизм. Его последователи подражают природным формам и используют натуральные материалы. Swan chair внешне напоминает тело лебедя с приподнятыми крыльями, откуда и получило свое название (Swan – по-английски «лебедь»).
  • Минимализм. В мебели Арне нет лишних деталей и предметов декора. Она самодостаточна и гармонична за счет необычной футуристической формы. Простота, изящество и грация делают Swan chair идеальным элементом стильного интерьера.
  • Элегантность: В дизайне кресла нет противоречий. Чтобы добиться элегантности, Якобсен отказался от классических моделей и сделал ставку на лаконичный и утонченный дизайн.

Конструкция и размеры

Единый остов сидения изготавливается ​​из стекловолокна, которому придают желаемую форму. Она словно кокон обволакивает сидящего в нем человека, обеспечивая высочайший комфорт и чувство защищенности. Изогнутые подлокотники и широкая спинка позволяют уютно расположиться в кресле и расслабить тело.

Важно: отдельные части изделия сварены, а их поверхность обработана матовым цинком.

Классическое кожаное кресло Swan

Стекловолоконная форма покрывается плотной, но мягкой полиуретановой пеной. Ее обивают либо кожей, либо тканью самых разных оттенков. Сидение держится на опоре из полированной стальной трубы (28 мм в диаметре) и 4-звездочного основания из литого под давлением алюминия.

 Оригинальные размеры кресла:

Высота 77 см
Ширина 74 см
Глубина 68 см
Высота сидения 40 см
Глубина сидения 44 см
Ширина сидения 38 см

Культовые кресла Арне Якобсена

Важно: прямоугольная стальная пластина под сидением прикреплена четырьмя винтами с внутренним шестигранником, усиливающим прочность и устойчивость конструкции.

Кресло оснащено бесшумным поворотным механизмом (360º) и устойчиво держится на четырех ножках в форме креста. Их манжеты выполнены из синтетического материала черного цвета.

Важно: поверхность деталей в нижней части кресла идеально гладкая, практически глянцевая за счет сатинированной полировки.

Процесс производства

Самые первые модели кресла Лебедь родились на датской фабрике Fritz Hansen, которая специализируется на эксклюзивной мебели. Арне сотрудничал с этой компанией с 1934 года. Сегодня ей принадлежат официальные права на производство Swan chair и ряда других культовых творений Якобсена (стул Grand Prix, кресла Drop и Egg).

Факт: в стиле кресла Swan Fritz Hansen выпускает еще и двухместный диван Swan, также спроектированный Арне Якобсеном.

Софа Swan из черной кожи

Процесс производства кресла Swan длится до двух недель. Синтетическая форма и база вырезаются на фабричных станках, но слой полиуретана и обивка крепятся исключительно вручную. Это занимает несколько часов: материал режут, склеивают и сшивают. Обивочную кожу вымачивают и сушат для получения правильной формы под каркас. Неудивительно, что оригинальные модели Swan chair стоят недешево: изделие с текстильной обивкой – около 3200 евро, кожаной – 5760 евро.

Материалы и цвета

До появления кресла Swan работу Якобсена и других дизайнеров ограничивали жесткие и неподатливые материалы. Но гибкая формованная пена изменила правила. Экспериментируя с ней, Якобсен добился свободы в создании плавных изогнутых форм и получении цельного корпуса мебели.

Разноцветные кресла Swan

Важно: кресло Swan доступно в нескольких вариантах обивки из кожи и ткани, но основание всегда выполнено в форме звезды из сатинированного полированного алюминия.

Детали кресла Материал
корпус армированное стекловолокно
наполнитель/покрытие пенополиуретан
основание литой алюминий
поворотный механизм сатинированная сталь
обивка ткань или кожа

Факт: первоначально кресло Swan изготовляли из стиропора, а основание – из дерева.

Оригинальные модели кресла Арне выпускаются с обивкой из текстиля и кожи. Текстильные изделия доступны в 31 расцветке: от нейтральных пастельных (бежевый, кремовый, светло-коричневый, серый) до ярких акцентных оттенков (красный, оранжевый, синий, желтый). Swan chair в кожаной отделке выпускается лишь в черном варианте.

Известные реплики

Цены на подлинные модели Swan chair довольно высоки. Но есть немало достойных реплик культового кресла, близких ему по дизайну и материалам. Знакомим с несколькими из них:

Факт: мебель авторства Арне Якобсена – одна из самых копируемых в мире.

Kmax Faux Fur Vanity Swan Chair. Эта реплика известна супермягкой обивкой из плюша или искусственного меха. Вместо 4-звездчатого основания – твердый круглый диск из прочной нержавеющей стали. Высота сидения регулируется от 45 до 53 см.

Swan aviator chair Timothy Oulton. Это объект желания фанатов авиации и классического лофта. Реплика британского дизайнера Тимоти Оултона отличается эффектной задней обшивкой из авиационного алюминия со стилизованными заклепками как на фюзеляже самолета. Сидение оббито слегка потертой экокожей для создания винтажного образа.

Swan aviator идеален для лофта

Hand Hammered Aluminum Mid Century Swan Chair. В этой модели воедино слились эстетика, сила и элегантность. Рама сиденья изготовлена из алюминиевой пластины ручной ковки. Обивку украшает пестрая ткань в стиле пэчворк. Сидение и спинка кресла сделаны из нержавеющей стали, что увеличивает прочность и позволяет выдерживать большой вес.

Реплика кресла в обивке пэчворк

Mid Century Modern Classic Swan Chair. Он чрезвычайно похож на оригинал Арне с его высококачественной коричневой обивкой из искусственной кожи, сатинированным основанием из нержавеющей стали и прочной опорой для сидения. Каждая ножка кресла снабжена противоскользящими прокладками.

International Design USA Adjustable Swan Leisure Chair. Американская версия кресла точно копирует датский оригинал. Модель отличается той же эргономичной формой спинки и подлокотников, но обивка выполнена из шерстяного плюша. Механизм для регулировки высоты позволяет выбирать наиболее комфортное положение для сидения.

Pori chair Manhattan Home Design. Эта модель представляет собой увеличенную версию Swan chair. Промежутки между подлокотниками и спинкой шире, чем у оригинала. К тому же Pori chair немного тяжелее, но удобнее из-за крупных подушек. Кресло доступно в трех расцветках – серой, фисташковой, красной.

Реплики кресла в оливковых тонах

Важно: каждое оригинальное кресло Swan имеет уникальный серийный номер, который позволяет отличить его от копии.

Применение

Поначалу кресло Swan воспринималось только как мебель для общественных интерьеров. Им украшали вестибюли отелей, салонов красоты, офисные кабинеты, рестораны и клубы. Популярно в этой роли оно и сегодня. Его экстравагантный футуристический дизайн сразу привлекает внимание посетителей, хорошо запоминается и подчеркивает статус заведения.

Кресла Swan в фойе офисного здания

Со временем кресло все чаще стало мелькать в модных журналах на фоне жилых интерьеров, подтверждая свой универсальный характер. Немаловажную роль играет материал и цвет обивки. К примеру, кожа больше подойдет для формальных обстановок (рабочих кабинетов, конференц-залов, домашних библиотек), для брутального лофта и стилей с богатой текстурой (эко, рустик, кантри).

Кожаное кресло в неоклассике

Кресло с красочным текстилем хорошо работает в игривых и смелых интерьерах. Его можно разместить перед туалетным столиком, чтобы оживить нейтральную спальню, поставить в центр гардеробной, разбавить рабочую зону в детской или подчеркнуть уголок для чтения в гостиной.

Яркий акцент в нейтральной обстановке

Нейтральная и светлая обивка – для тех, кто не любит эксперименты или затрудняется с выбором оттенка. Ее можно вписать практически в любой современный стиль, но особенно гармонично творение Арни в рамках:

  • Минимализма,
  • Сканди,
  • Контемпорари,
  • Лофта,
  • Винтажа,
  • Неоклассики,
  • Эклектики,
  • Бионики,
  • Хай-тека,
  • Футуризма.

Совет: Любимый прием современных дизайнеров – игра на контрастах. Попробуйте сочетать классическое черное кресло Swan из кожи со светлой мебелью или текстилем.

Кресло Swan. Кресло на все времена

Swan chair_Arne Jacobsen

Объект: кресло Swan / Swan chair
Дизайн: Арне Якобсен / Arne Jacobsen
Дания, 1958
Икона дизайна

Кресло Swan.

Одно из кресел, специально сконструированных Арне Якобсеном для интерьеров фойе и холлов отеля Radisson Hotel в Копенгагене. В 1958 году кресло было технологически и внешне инновационным – каркас изготовлен литьём формы, спинка, сиденье и подлокотники в одной литой форме, в конструкции не применено ни одной прямой линии, использованы обтекаемые формы и волнистые края.

Swan chair_Arne Jacobsen

Элегантные и органические формы кресла идеально подходят для дома, лаунж и зон ожидания. Сидящий на кресле может вращаться на поворотной базе, что делает его участником пространства — идеально подходит для оживленных пространств.

Swan chair_Arne Jacobsen

Кресло Swan. История создания.

Трудно сказать, когда кресло Swan перешло на рынок домашней мебели, именно оно стерло грань между коммерческой и жилой мебелью, что делает его выдающимся креслом с универсальным дизайном на все времена. Скорее всего, именно его внешний вид и возможность использовать в домашних условиях привлекли домовладельцев.

Кристиан Расмуссен, руководитель отдела дизайна Fritz Hansen, компании, которая начала производство кресел рассказывает, как родилось это кресло: «Мы нашли молодого венгерского скульптора по имени Сандер Паеси / Sander Paesi, который работал с Арне Якобсеном над креслами Egg и Swan, он рассказывал нам, как они работали над креслами, как над скульптурами, изменяя форму снова и снова, чтобы достичь совершенства. Paesi признавался, что иногда это было изнурительно, но, оглядываясь назад, результат говорит сам за себя.

Арне Якобсен: «Много времени ушло, чтобы добиться начала производства кресел Egg и Swan, для их производства требовалась новая технология. Я «износил» 3 автомобиля и 6 костюмов пока ездил между Копенгагеном и заводом Fritz Hansen, пока мы обсуждали нюансы производства.»

Кресло Swan. Процесс изготовления.

Производство кресла Swan занимает до 2 недель из-за кожи, которую мочат и сушат, чтобы получить правильную форму для каркаса. После этого, несколько часов занимает процесс обивки. Сама формы и база делается на машинах, но вся обивка (резка, склеивание, сшивание) и установка слоя полиуретана (резка и склеивание) делается вручную.


Конструкция

Каркас кресла представляет собой литую синтетическую раковину, покрытую пенополиуретаном. Опора кресла — полированная стальная труба и 4-звездочная лучина из литого алюминия. Обивка кресла можете быть сделана из ткани или кожи. Возможно, установить газ-патрон для подъемного механизма.



Дизайн внутри. Arne Jacobsen

Arne Jacobsen

Арне Якобсен / Arne Jacobsen

Арне Якобсен — архитектор и дизайнер, наиболее успешно реализовавший идеи Bauhaus, стиля, сочетающего в себе функционализм, удобство и потрясающий внешний вид. Его проекты дизайна и архитектуры распространены по всему миру и несут эпохальную значимость развития искусства.
До изучения архитектуры Арне Якобсен первоначально прошел обучение на скульптора в Датской Королевской академии искусств, Копенгаген / Royal Danish Academy of Arts, Copenhagen, которую окончил в 1927 году. После окончания академии три года он проработал в архитектурной студии Пола Холсо / Paul Holsoe, в 1930 году основал конструкторское агенство, в котором воплощал все свои идеи в качестве архитектора, создавал шедевры дизайна и интерьера. С 1956 года Арне Якобсена пригласили преподавать в академию искусств, которую он закончил. Наиболее значимые проекты Якобсена — St. Catherine´s College, Оксфорд и the SAS Hotel в Копенгагене.

Arne Jacobsen

Все изобретения Арне Якобсена появлялись сначала как наброски на бумаге в виде эскизов конструкций с краткими очерками, а затем были смоделированы в гипсе или картоне в натуральную величину. Работа над моделью продолжалась до тех пор, пока его макет и идея не приобретали абсолютную точностью. Стул «Ant» / «Муравей», сконструированный в 1952 стал началом его мировой известности в качестве дизайнера мебели и стал первым из ряда серии легких стульев с сиденьем и спинкой в едином плате гнутого дерева.

Модель «3107» с 1955 часто называют просто «Стул Номер Семь «. Стул производился в трех цветах — бук, черный и белый. На протяжении многих лет цветовые решения дорабатывались. В этом приняли участие датский дизайнер Вернер Пантон / Verner Panton и художник Поль Гернес / Poul Gernes. И сегодня цветовая палитра включает в себя разнообразие цветов в лаке или глазури и классические — бук, клен, ясень, вишня. Стул «3107» стал самым большим успехом в истории датского мебельного дизайна – уже продано более 5 миллионов копий.

Проект отеля Royal Hotel, расположенного в Копенгагене в 1956-61, является одним из шедевров работ Арне Якобсена. Для интерьера отеля он разработал несколько предметов мебели, светильников и тканей, так же столовые приборы, стаканы и дверные ручки. Основными объектами интерьера стали кресло «Swan» и «Egg«, ярко выделяющиеся своей формой и индивидуальностью, но находящиеся в гармонии с интерьером отеля.

В 1960’ых Арне Якобсен обратился к простым геометрическим формам. Всё больше проявлялись в его работах круг, цилиндр, треугольник и куб. Можно сказать, что архитектурное образование стало проявляться в дизайне со строгими формами и пропорциями. Посуда из нержавеющей стали «Cylinda-Line» и лампы серии «AJ» отражают это. Общим для всех творений Арне Якобсена является то, что они все стали иконами дизайна.

Arne Jacobsen

Всемирная известность к Якобсену пришла после того, как Fritz Hansen, международный производитель дизайнерской и качественной мебели, начал производство стульев «Муравей» и «Номер Семь». Коллекция производителя включает в себя мебель вне времени — известные модели датских дизайнеров , ставших иконами дизайна и более свежие серии мебели, разработанные датскими и международными дизайнерами.

Кресло Swan в интерьере – дизайн на все времена

Кресло Swan своеобразный эталон вневременной и внестилевой универсальности. Его автор — известный датский дизайнер Арне Якобсен представил миру свое создание в далеком 1958 году. И с тех пор кресло Swan не теряет своей популярности, распространившись из лобби отелей и пространств офисов в жилые помещения.

Кресло Swan: история создания

Своей яркой узнаваемой внешностью кресло Swan обязано сходству с лебедем, напоминая мягкими изгибами красивую белую птицу, скользящую по воде и поднявшую крылья…

Кресло Swan

Кресла Swan

Кресло Swan появилось в рамках грандиозного проекта – создания первого в мире дизайн-отеля Radisson SAS Royal. Заказчиком — скандинавской компанией SAS в качестве исполнителя был выбран уже известный в то время датский дизайнер и архитектор Арне Якобсен. Ему было поручено разработать не только фасад здания, но и интерьеры, мебель и даже столовые приборы. По итогу созданные Якобсеном предметы обстановки (кроме модели Swan это были кресла Drop и Egg) стали культовыми в мире дизайна и не теряют своей актуальности и до сих пор.

Арне Якобсен - фото

Работу над креслом-лебедем Якобсен начал в гараже своего дома в пригороде Копенгагена. Результат, тот который нам знаком сейчас, был готов в 1958 году. Но сам процесс согласования проекта, который должны были воплотить на фабрике детской мебели Fritz Hansen, был долгим и трудным. По словам самого Якобсена ему пришлось «износить 3 машины и 6 костюмов», чтобы добиться желаемого.

Идейный фундамент автора

Арне Якобсен придерживался при проектировании этого предмета мебели 4 основных принципов, которые считал основополагающими. К их числу относятся:

  • отсутствие прямых линий и острых углов. В кресле Swan мы видим только плавность мягких переходов и никакой строгой геометрии. Это настоящий прорыв для того времени, который и по сей день демонстрирует динамичность;
  • следование концепции биоморфизма – подражанию природе. И в плане формы и в плане цвета;
  • лаконизм. В кресле датского дизайнера нет ни одной лишней детали, все подчинено строгой функциональности с одной стороны и визуальному совершенству с другой;
  • элегантность. Якобсен отказался от классики и множества дополнений в угоду совершенной форме и, надо сказать, добился отличного результата.

И если с внешностью знаменитого кресла более-менее все понятно, много интересного скрывает в себе его конструкция. Ведь такая инновационная для того времени форма требовала определенных конструкционных решений, без которых воплотить ее было бы попросту невозможно. Но Якобсен сделал и это.

Конструкция. Основание

Основа сидения изготавливалась из стекловолокна, то есть из цельного куска этого материала, которому придавали нужную форму. Кстати сказать, такая форма позволяет идеально расслабиться сидящему на таком сидении человеку. Если описывать ощущения от нахождения в этом кресле, то их можно передать как чувство уюта и комфорта. Этому способствует и форма спинки и мягкие высокие подлокотники.

Конструкция кресел Сван

Следующий слой, крепившийся на стекловолоконное основание – мягкая, но прочная пена из полиуретана. Кресло обивалось либо кожей (в оригинале только черного цвета), либо тканью в самой широкой палитре оттенков. Сидение помещалось на полированную стальную трубу диаметром 28 мм с крестообразным звездчатым основанием с четырьмя «лучами» из алюминия, производившегося методом литья под высоким давлением. Под сидением размещается прямоугольная стальная пластина, крепящаяся на 4 винтах с внутренним шестигранником для увеличения прочности всей конструкции.

Еще одна важная особенность кресла то, что оно оснащается поворотным механизмом.

Нижняя часть, размеры

Металлические части кресла полируются до блеска. Их сатинированная глянцевая поверхность прекрасно сочетается с фактурой обивки, создавая тот самый футуристический контраст. Некоторые из моделей по желанию заказчика могут оснащаться системой газ-патрона, что дает возможность регулировки кресла по высоте. Но в оригинальной версии Swan такого предусмотрено не было.

Размеры кресла swan

Размеры оригинальной модели кресла следующие:

  • высота – 76 см,
  • глубина – 70 см,
  • ширина – 72 см,
  • высота сидения 38 см,
  • ширина сидения 40 см,
  • глубина сидения 44 см.

Исходя из этих параметров даже навскидку можно сделать вывод – кресло Swan нельзя использовать для работы за столом. Эта модель для расслабленного, удобного положения, когда тело занимает максимально комфортную позу.

Производство – этапы и особенности

Самые первые модели кресла были выпущены все на той же фабрике Fritz Hansen – давнем партнере Арне Якобсена (их совместная деятельность началась аж в 1934 году). В настоящий момент именно эта компания является официальным владельцем прав на производство кресел Swan, Drop и Egg. Кроме того прекрасным дополнением к креслу-лебедю есть и двухместный диван, также спроектированный Якобсеном и выпускаемый под тем же лейблом Fritz Hansen.

Производство кресел swan

2 недели – именно столько нужно времени, чтобы изготовить новое кресло Swan. И в производстве этом есть одна уникальная особенность. Если для вырезания стекловолокна и придания ему особой формы задействуются станки, то слой полиуретана и обивка крепятся только вручную. Это в свою очередь накладывает отпечаток и на итоговую стоимость кресла. Еще бы – для того чтобы вырезать и пришить все эти слои требуется кропотливая работа мастера, длящаяся несколько часов. Именно поэтому кресло Swan с обивкой из кожи стоит 5760 евро, а с покрытием из текстиля – 3200 евро.

Материалы и палитра

До появления творения Якобсена на рынке мебели господствовали жесткие материалы. Инновация дизайнера была связана с изготовлением литого цельного сидения изогнутой формы. До этого момента такая свобода при создании мебели была недоступна.

Оригинал кресла Swan изготавливался в двух вариантах обивки: из кожи (как упоминалось ранее только из черной) и из текстиля в палитре из 31 цвета от нейтральных до ярких.

Палитра кресел сван

Интересно отметить, что у кресла Swan есть много реплик в мире дизайна, отличающихся размерами, чуть видоизмененной формой, большой вариативностью типов обивки. Эти предметы мебели часто ничем не хуже по качеству своего знаменитого оригинала, предлагая иногда очень смелые и интересные решения. Тем, кто все же хочет владеть креслом, выпущенным фабрикой Fritz Hansen, нужно помнить, что каждая оригинальная модель снабжается специальным номером, по которому ее можно идентифицировать.

Кресло Swan в дизайне интерьеров

Изначально кресло Swan рассматривалось лишь как предназначенное для общественных мест. Идеальными объектами для его размещения считались отели, офисы компаний, банков, салонов красоты, рестораны и клубы. Эта тенденция сохранилась и по сей день. Ведь это кресло придает интерьеру кроме присущей ему футуристичности и особый статус, и респектабельность.

Кресло-лебедь в коммерческом интерьере

С течением времени акценты применения этого кресла чуть изменились. Как только кресло стало появляться на страницах глянцевых журналов на фоне модных интерьеров, датский «лебедь» стал желанным гостем и в оформлении жилых помещений. Так и подтвердилась универсальность дизайна этого предмета мебели. Это кресло гармонично вписывается в абсолютно любое пространство, становясь единым целым с обстановкой или превращаясь в значимый и яркий акцент.

Кресло-лебедь в интерьере квартиры

На то, где именно планируется размещать кресло Swan, очень влияет обивка. Так модели из кожи не только хорошо смотрятся в пределах рабочего кабинета, библиотеки, конференц-зала, но и в рамках таких стилевых концепций как лофт, рустик или кантри.

Яркая текстильная обивка отлично смотрится в детской, гостиной (зона для отдыха), гардеробной и даже в спальне (почему бы и нет?).

Кресла с чехлами в нейтральной цветовой гамме подойдут для всех, кто сомневается в своих способностях правильно подбирать оттенки, а также это беспроигрышный вариант практически для всех известных на данный момент направлений дизайна.

Для каких стилей интерьера подходит

Так, если говорить на эту тему более подробно, то Swan желанный гость в интерьерах, в ниже перечисленных стилях:

Модели диванов: какие бывают, классификация с фото

Кресло Суон в скандинавском стиле

Скандинавский. Ну, это, как говорится то, «что доктор прописал». Кресло Swan являясь скандинавским «по национальности», в полной мере унаследовало возможность сливаться и гармонировать со светлыми, максимально наполненными пространством интерьерами. Здесь также есть 2 пути использования потенциала, заложенного в этом предмете обстановки. Либо это постановка яркого акцента на фоне нейтрального базового оформления, либо это абсолютное слияние с общей концепцией. И то и другое решение полностью оправданы и всегда работают, придавая интерьеру ту самую необходимую ему изюминку.

Минимализм. Этот предмет мебели прекрасно вписывается в лаконичную обстановку, так как изначально содержит в себе простоту, но изысканность форм и отсутствие каких бы то ни было лишних деталей. В среде этого стиля, Swan воспринимается как органичная и неотъемлемая часть обстановки, одновременно являясь очень функциональным, практичным и удобным для использования.

Кресло Сван в интерьере квартиры

Контемпорари. Объединяющий в себе черты минимализма, конструктивизма, сканди и модерна, этот стиль очень располагает к таким интересным по форме аксессуарам каким по сути и является Swan. Главное правильно его вписать по цветовой гамме и «связать» с другими предметами обстановки. И вот здесь всплывает еще одна черта, характерная для кресла Якобсена – оно удивительно легко и гармонично создает ансамбли с прочей мебелью. Будь это такие же известные творения знаменитых дизайнеров или обычная модульная конструкция.

Кресла Swan в эклектичном интерьере

Эклектика. Это стиль, ломающий стереотипы и словно созданный для того, чтобы смешивать разные направления и показывать, как органично они могут сосуществовать с друг с другом. В такой обстановке найдется место и элегантному креслу Swan. Оно может выступать как связующее звено между отдельными концепциями или становиться вполне себе самодостаточным центром всего оформления в целом.

Кресло-лебедь в лофт-интерьере

Лофт. Строгому и «непричесанному» лофту, кресло Swan как бальзам на душу. Оно идеально вписывается в атмосферу, наполненную открытыми инженерными коммуникациями, кирпичными или бетонными стенами, аскетичным по своему внешнему оформлению искусственному освещению.

Винтаж. Уютный, чуть потертый ретро-стиль очень благоволит к деталям, протягивающим мостик между ним и современностью. Кресло Swan с его мягкой округлой формой и отделкой под состаренную кожу (согласитесь, здесь она особенно придется к месту) прекрасно впишется в винтажную среду.

Кресла Swan в неоклассическом интерьере

Неоклассика. Направление, примиряющее в себе классику и современность, — одно из многих, где кресло Swan прекрасно уживается, становясь значимым акцентом. Будет ли оно изготовлено из кожи или обито текстилем (как вам вариант из мягкого, переливающего на свете плюша?), его трудно будет не заметить и уж тем более не полюбить.

В бионике, пропагандирующей единство природы и технологий, также найдется место датскому «лебедю». Оформление в этом стиле выглядит более чем футуристично. Настолько, что далеко не каждый владелец частного дома решится на подобный эксперимент. Чего не скажешь о крупных корпорациях, делающих ставку на свежий взгляд и динамичное опережение времени. И здесь, в рамках такого хитросплетения биологических и технологических мотивов, кресло Swan обретет свою нишу и не будет выглядеть чужеродным элементом.

Итак, кресло Swan – уникальное дизайнерское творение. Оно вне времени и вне стилей. Его элегантная простота, продуманность формы и яркая внешность обеспечили ему востребованность, которая, кажется, будет актуальной всегда.

Читайте также: