Кресло гогена ван гог

Обновлено: 13.05.2024

«Кресло Гогена»
(нидерл. De stoel van Gauguin) — картина известного нидерландского художника Винсента Ван Гога. Она была написана в ноябре 1888 года в Арле.

История

Известный французский художник Поль Гоген, который был близким другом и коллегой Ван Гога, приехал в Арль в конце октября 1888 года. Винсент был очень рад его приезду. Примерно два месяца художники жили в доме на улице Ламартин (см. Жёлтый дом). Эту картину Ван Гог написал в конце ноября 1888 года. Ван Гог хотел показать, что именно такие пустые стулья часто служат персонификацией владельцев. Примерно в то же время он написал ещё картину «Стул Винсента с трубкой», которая считается дополнением к картине «Кресло Гогена». Эта картина находится в Национальной галерее Лондона. Символически Ван Гог желал передать через эти полотна то, насколько у двух художников были разные характеры.

романов», черной на фоне желтой полки с книгами. Тогда абстракция казалась мне

соблазнительной дорогой. Но эта дорога – заколдованная, милый мой: она сразу же упирается

в стену». Таким образом, Ван Гог не пошел за Гогеном и Бернаром. Ему был чужд

рафинированный мистический символизм, свойственный их некоторым произведениям этих

лет. Если он и пытался создать, например в той же «Колыбельной», утешительный символ

далекого детства – старушку няню, для которой ему позировала жена почтальона Рулена, то и

сам символ был тесно связан с реальной, народной жизнью и появление его было продиктовано

высоко этическими соображениями. Точно так же воспринимал «символизм» Винсента и его

брат Тео, который писал ему в 1889 г.: «В противоположность тем, которые ищут

символическое, насилуя форму, я вижу проявления символизма во многих твоих картинах в

том, что они обобщают выражение всех твоих мыслей о природе и живых существах, которых

ты ощущаешь в единстве с нею».

В этом же плане следует воспринимать и два таких сложных и одновременно таких

простых символа, как «Кресло Гогена» и «Стул Ван Гога». В письмах Винсента содержится

большой материал, раскрывающий историю замысла произведений.

В декабре 1882 г. Винсент пишет брату, что его внимание привлек рисунок Льюка

Филдса «Пустой стул». Льюк Филдс, иллюстратор произведений Диккенса, в день смерти

писателя вошел в его комнату и увидел там его пустой стул. Такова была история этого

рисунка. Рисунок произвел большое впечатление на Винсента. «О, эти пустые стулья! –

горестно восклицает он. – Их и теперь уже много, а будет еще больше: рано или поздно на

месте Херкомера, Льюка Филдса… и пр. останутся лишь пустые стулья». Через шесть лет, в

декабре 1888 г., Винсент, по-видимому, вновь вспомнил этот рисунок и создал «Кресло Гогена»

и «Стул Ван Гога». Таким образом, хотя содержание этих произведений иное, чем рисунка

Филдса, нетрудно заметить, что сама идея через изображение стула, этого «пустого места»,

создать емкий художественный образ, пришла от виденного Винсентом шесть лет назад

рисунка. Письмо Винсента к Орье проливает дополнительный свет на замысел «Кресла Гогена»:

«За несколько дней до того, как мы расстались и болезнь вынудила меня лечь в больницу, я

пытался написать «его пустое место». Винсенту уже тогда было ясно, что Гоген покидает

«мастерскую будущего». В парных, построенных как на смысловом, так и на колористическом

контрасте произведениях есть и другое, более глубокое содержание, граничащее с идеей

портрета и автопортрета.

Два «пустых места» в одной комнате «Желтого домика» – широкое, удобное кресло с

горящей свечой и книгами – в таких сидят господа – и скромный крестьянский соломенный

стул с курительной трубкой и щепоткой табака. Их хозяева навсегда расстались с ними и друг с

другом. Гоген уехал в Париж искать свое счастье, бросив товарища в беде. Ван Гог – в

больнице, для него опять настали тяжелые дни одиночества, которое преследовало его всю

жизнь, которое наложило свое клеймо на его манеру думать, чувствовать, писать, на все его

творчество и даже на художнический почерк. Ко всем бедам Ван Гога добавилась еще одна,

самая страшная – болезнь. Если раньше художник находил спасение от одиночества в работе,

то теперь и работать он мог только между двумя очередными припадками безумия. Письма из

Сен-Реми и Овера, последних пристанищ Винсента, поражают героическими попытками

Но отчаяние и пессимизм все больше дают себя знать и в письмах и в творчестве. Ван

Гог давно понял, что «общество находится в состоянии распада», что художники, которые

«вросли всем своим существом» в это общество, «пропащие люди», что «сама жизнь делает их,

мягко выражаясь, несколько ненормальными». «Мы больше не восстаем против установленного

порядка вещей, хоть и не примирились с ним; мы просто чувствуем, что мы больны, что недуг

наш никогда не пройдет и что излечить его невозможно» – вот тот пессимистический вывод, к

которому приходит теперь художник. Винсент видит, что его поколению недостает

революционного боевого задора и что современные художники «гораздо менее бойцы, чем

были, например, Делакруа и Курбе». И действительно, современное Ван Гогу искусство

отказывается активно вмешиваться в жизнь, оно не выносит свой приговор социальному злу и

не поднимает, как прежде, свой голос во имя победы социальной справедливости. Утратил свой

боевой задор и больной Ван Гог: «Мы, вероятно, рождены не для победы и не для поражения, а

просто для того, чтобы утешать искусством людей или подготовить такое искусство».

Но в будущем, по мысли Ван Гога, появится другое искусство, потому что родится

другое, более здоровое, светлое и гармоничное общество. «Такое общество – не сомневаюсь в

этом – будет претворено в жизнь, когда социалисты возведут свое логичное социальное здание

– от чего они еще довольно далеки. Пока же мы пребываем, как ты знаешь, в состоянии

полного хаоса и анархии… мы можем написать какую-то частицу этого хаоса: лошадь, портрет,

твою бабушку, яблоки, пейзаж», Винсент понимает, что с его поколением связано начало конца

искусства большого социального звучания. Он видит, что современная ему французская

живопись уже не может создать цельный, социально-значимый, синтетический образ

действительности. Ему горько сознавать, что все завоевания импрессионистов и «молодых

импрессионистов», то есть постимпрессионистов – это, в лучшем случае, лишь отдельные

маленькие правдочки – «лошадь», «портрет», «твоя бабушка», «яблоки», «пейзаж», а чао

большая правда, создание широкого полотна социальной жизни им недоступны. И это сознание

своего бессилия и беспомощности в мире «полного хаоса и анархии», сознание одиночества и

непонятости, даже в узком кругу друзей, не говоря уже о тех рабочих людях, к которым он

настойчиво искал дорогу, явилось для Ван Гога подлинной трагедией.

«Как художнику мне уже никогда не стать чем-то значительным – в этом я совершенно

уверен. Об этом могла бы идти речь лишь в том случае, если бы у меня все изменилось –

характер, воспитание, жизненные обстоятельства. Но мы слишком трезвые люди, чтобы

допустить возможность подобных изменения». Это был окончательный вывод. Искусство,

которому он служил, взяло у него все: «Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне

половины моего рассудка», – пишет он в предсмертном, не отправленном брату письме.

Смертельный выстрел, который раздался 27 июля 1890 г. в полях Овера, в обширных,

бескрайних полях, которые на последних картинах художника выражали «печаль и предельное

одиночество», был вызван, конечно, очередным приступом болезни или страхом перед ним. Но

не следует забывать, что предельно измученный и истерзанный жизнью Винсент был склонен

видеть в самоубийстве единственную возможность протеста против жестокого, бесчеловечного

общества. «Надеюсь, ты согласишься, что тут мы имеем право восставать против общества и

защищать себя», – сообщал он брату свое мнение о самоубийстве. Не следует также забывать

сохраненные Бернаром слова Ван Гога: «Искусство может быть только в том, что духовно

Всего десять лет насчитывает творческая биография Винсента Ван Гога. Но за эти десять

лет, ценой беспримерного подвижничества, трудолюбия и самоограничения, ценой

величайшего, опустошающего напряжения всех творческих сил, он сумел создать более

восьмисот картин и более восьмисот рисунков. Каждое из этих произведений несет в себе

Ван Гог против Гогена, или История с отрезанным ухом

Многие видели автопортрет ван Гога с отрезанным ухом и слышали историю о том, что в приступе ярости художник пытался зарезать своего друга Гогена (Paul Gauguin). Далее обычно рассказывают, что последнему удалось сбежать, а рассвирепевший до невменяемости ван Гог отхватил себе половину мочки уха. Что же не поделили художники и что вообще произошло?

Конфликт, случившийся между двумя гениями, пришелся на 23 декабря 1888 года, накануне Рождества. Это был действительно очень громкий скандал, который разразился в Арле и стал некой точкой во взаимоотношениях двух мастеров. Художники познакомились двумя годами ранее и, говорят, относились друг к другу с большим уважением. Когда в 1888 году живописец пригласил бедствующего Гогена пожить в своём «желтом доме», тот согласился не раздумывая, но долго откладывал переезд. Ван Гог ожидал визита Гогена с таким нетерпением, что, как рассказывают, едва не сошел с ума.

И вот переезд состоялся, ван Гог счастлив. К сожалению, это продлилось недолго — отношения двух творческих людей, делящих кров, но не взгляды на искусство живописи, становятся похожи на войну. Ван Гог разочарован в приятеле, он иначе представлял себе совместное проживание. Положение ухудшается тем, что хозяин дома в то время пребывает в плохой душевной форме. Взрыв был неизбежен, и он состоялся.

Местная газета Арля, вышедшая неделей позднее происшествия в желтом доме, пишет, что в половине девятого вечера некто ван Гог, художник, явился в Дом милосердия №1 и передал женщине по имени Рашель свое ухо, попросив сберечь сей предмет. Полицейские, получив известие об инциденте, сочли художника сумасшедшим и пришли к нему в дом, где нашли того на грани смерти. Несчастный был срочно отправлен в лечебницу. Кстати, отрезана была не вся ушная раковина, а лишь фрагмент хряща и мочки.

Гоген же, описывая историю своему другу-художнику Бернару, рассказывал, что перед отъездом из Арля столкнулся с совершенно вздорным и неадекватным поведением ван Гога. Гогену пришлось покинуть дом художника и провести ночь в отеле. Утром он застал у желтого дома почти все население городка и затем был арестован полицией. Позже, по словам художника, он узнал, что ван Гог отхватил ножом пол-уха и отдал его даме легкого поведения, наказав помнить о нем.

Гоген объяснял это происшествие обострившимся недугом бывшего приятеля, но у Винсента другое мнение — он уверен в сумасшествии Гогена, о чем и сообщил письмом бывшему приятелю. Некрасивая история послужила началом отшельничества Гогена, отказавшегося от общества единомышленников и отдавшего предпочтение ]туземцев Таити[/anchor].

1Нью-Йорк

Мария и Давид Бурлюки (весна 1961)
Бурлюка все спрашивали: почему именно Ван Гог? Уже после путешествия он ответил на этот вопрос так: «Мы всегда должны помнить даты нашего рождения и рождения наших родителей. Ван Гог и Гоген родились соответственно в 1853 и 1848 году. Мой отец появился на свет в 1857 году; Сезанн — в 1839. Сезанн всегда был олимпийским небожителем. В великом трио: Сезанн, Гоген и Ван Гог — этот последний оставался до сих пор в какой-то мере скрытым и недооцененным сокровищем века, в то время как схемы и пределы первых двух уже активно исследовались и расширялись их последователями. Когда коллекционеры и музеи пресытились работами двух других, Ван Гог все еще оставался среди неосвоенных эстетических ценностей столетия».

23 сентября 1949 года пароход «Собески», на борту которого находились Давид и Мария Бурляки, отчалил от берегов Манхэттена. В путешествие к Лазурному берегу художник с женой отправились третьим классом в каюте на 8 человек.

4Сен-Реми-де-Прованс

4 ноября Бурлюки отправились на автомобильную экскурсию в Фонвьей, Ле-Бо-де-Прованс и Сен-Реми-де-Прованс.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889

Бурлюки посетили приют для душевнобольных в Сен-Реми.

Отрывок, характеризующий Кресло Гогена

– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило. – Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала. Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах. – Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали. – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку. Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу. – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки: – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые. Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.

Кресло Гогена - Винсент Ван Гог

Кресло Гогена

Картина "Кресло Гогена" была написана Винсентом Ван Гогом в декабре 1888 года и в настоящий момент принадлежит коллекции Музея Ван Гога в Амстердаме. Эту вещь можно и нужно воспринимать как парную еще одной работе того же периода, написанной месяцем раньше - "Стул Винсента с трубкой".

Помимо схожести названий и главных объектов, общим для обеих работ является то, что через этот предметы интерьера Ван Гог дает характеристику их отсутствующим владельцам, то есть, себе и Полю Гогену.

Отметим, что в отличие от стула Ван Гога, который гораздо более прост и, соответственно, менее удобен, кресло Гогена - с подлокотниками, с мягким превосходным сиденьем, и, что немаловажно, кресло этот не входит целиком в пространство картины, как будто норовя раздвинуть его ближайшей к зрителю ножкой.

Вторая часть плана заключалась в том, чтобы заставить другого художника остаться с ним и рисовать. В предыдущем году, в 1887 году, Поль Гоген переехал в Париж, где познакомился с Винсентом. Брат Винсента Тео, торговец произведениями искусства, представил художников друг другу. Винсент уважал Гогена и считал его идеальным художником для совместной работы в Арле. После некоторых уговоров, предпринятых Тео, Гоген согласился и прибыл в Арль 23 октября рано утром.

Поначалу художники прекрасно ладили. Они вместе ели, вместе пьянствовали, вместе ходили к "девочкам" и вместе рисовали, оставаясь практически неразлучными. Оба были увлечены импрессионизмом и рисовали одни и те же предметы, демонстрируя друг другу, как два художника могут по-разному показать одну и ту же сцену.

Идиллия, однако не продлилась долго. Начались творческие разногласия, а поскольку ни один не хотел уступать другом, совместное существование осложнялось частыми ссорами и становилось все более и более в тягость.

Гоген стал подумывать о том, чтобы уехать, а Ван Гог одновременно и желал, и боялся этого. Все зависело от настроения и количества выпитого: иногда Винсент ощущал прежнюю привязанность к своему товарищу, а иногда ненавидел его лютой ненавистью.

К декабрю решение Гогена покинуть Винсента созрело окончательно. Он написал другому художнику: «Пока я остаюсь здесь, но готов уйти в любой момент». Наконец, 23 декабря Винсент спросил Гогена, собирается ли он уезжать, и, когда Гоген ответил «да», Винсент ощутил внезапную и острую пустоту внутри.

Не говоря ни слова, он вырвал из газеты попавший ему на глаза фрагмент заголовка, гласивший "Убийца сбежал", и так же молча протянул этот клочок бумаги Полю Гогену. После ужина Гоген вышел на прогулку. Едва успев отдалиться от "Желтого дома" на десяток метров, он услышал за спиной приближающиеся шаги Винсента.

Повернувшись он увидел Ван Гога, быстро идущего к нему с бритвой в руке. Зрелище это совершенно Гогену не понравилось - и мы прекрасно его понимаем! Впрочем, не дойдя до оппонента нескольких шагов, Винсент внезапно остановился, опустил голову, повернулся, и так же быстро ушел в обратном направлении.

Решив не испытывать судьбу, Поль Гоген предпочел переночевать в отеле. Что до Ван Гога - тем же вечером, в районе 22:00, он снова схватился за бритву и совершил членовредительство, отрезав себе мочку уха. Позже полиция онаружила кровь в разных местах квартиры, кровавые отпечатки рук Винсента на стенах и валявшиеся повсюду пропитанные кровью тряпки.

Отрезанную часть уха Винсент завернул его в газету. Кое-как перевязав рану и надев шляпу, он вышел из дома и привычной тропою направился в близлежащий бордель, где вручил завернутую в газету мочку уха проститутке по имени Рейчел, наказав остолбеневшей от ужаса девице "тщательно охранять этот объект".

Утром следующего дня Гоген, решивший вернуть в "Желтый дом" нашел там полицию, окруженную топлой зевак. Полицейские обнаружили Ван Гога в залитой кровью постели и поначалу посчитали его мертвым решив, что художник совершил самоубийство - однако выяснилось, что он спит тяжелым похмельным сном.

Убедившись, что Ван Гог жив, Поль Гоген мигом собрал пожитки и уехал в Париж, а Ван Гог был доставлен в клинику для умалишенных, где, придя в себя, постоянно твердил о "своем друге Поле", и просил увидеться с ним. Бедняга, он надеялся, что дружбу еще можно спасти, и мечтал о том, как они с Гогенам снова будут работать и жить вместе - чему, увы, не суждено было случиться.

"Катастрофой" этот случай стал потому, что с уехавшим, а точнее, бежавшим Гогеном для Винсента умерла последняя его мечта, наполнявшая его жизнь смыслом и целью - мечта о колонии свободных художников. Отнимите у человека мечту - и ему незачем станет жить. А как только он поймет, что ему незачем жить - организм услужливо сделает все остальное: то есть, запустит механизм самоуничтожения. Нечто подобное произошло и с Ван Гогом.

Самое удивительное в этом то, что агонизирующий и скорый, действительно подобный катастрофе закат Ван Гога был отмечен большим числом поистине прекрасных работ - лучших, что были созданы художником за жизнь.

Винсент Ван Гог - интересные факты

Винсент Ван Гог - интересные факты

Мало кто из художников был так неизвестен при жизни и так знаменит в посмертный период, как всем нам хорошо известный Винсент Ван Гог.

Из типичного неудачника, с упорством безумца гнувшего свою линию в искусстве и абсолютно не понятого современниками; из бедняка, выживавшего лишь благодаря регулярной поддержке брата, Ван Гог, перебравшись на тот свет, довольно быстро превратился в гения живописного искусства, а работы его в наши дни стоят десятки миллионов в твердой валюте.

Как ему это удалось? Помимо большого и оригинального таланта, огромную роль в этой трансформации сыграли некоторые обстоятельства жизни нидерландского художника, о которых мы и вспомним в этой статье.

Итак, Винсент Ван Гог - интересные, курьезные, печальные, трагические и забавные факты из жизни великого художника!

1. Художник был далеко не единственным Винсентом Ван Гогом в семье

Винсент Ван Гог был далеко не единственным в семье обладателем подобного имени. Точно так же - Винсент Ван Гог - звали его мертворожденного старшего брата, в честь которого, собственно, и был назван всемирно известный художник.

А мертворожденный брат Винсента Ван Гога был назван так в честь дедушки - тоже Винсента Ван Гога. А затем брат Винсента Ван Гога - Тео Ван Гог - назвал своего сына в честь своего брата - Винсента Ван Гога. Как видим, с Винсентами Ван Гогами в этой семье был полный порядок!

2. Ван Гог начал рисовать очень поздно - в возрасте 27 лет!

Ван Гог начал рисовать только в относительно позднем возрасте 27 лет и в основном был самоучкой. Его ранние работы - это вовсе не те красочные и яркие картины, по которым мир, собственно, и знает художника.

В начале творческой карьеры Ван Гог начал использовал тусклую, и иногда и откровенно мрачную палитру цветов, изображая суровые реалии повседневного быта бедняков. Бедность и финансовые затруднения и вообще были общей темой во многих его ранних работах. Лишь за несколько лет до смерти в картинах Ван Гога стали появляться те насыщенные, яркие, почти кричащие цвета, за которые мы и любим работы художника.

Винсент Ван Гог: Кресло Гогена

Винсент Ван Гог. "Кресло Гогена"

3. Ван Гог был близким другом Поля Гогена

Ван Гог познакомился с Полем Гогеном в Париже в 1887 году. Впоследствии двум художникам приходилось не только рисовать, но даже, пусть и недолго жить вместе - после того, как Поль Гоген приехал в Арль, где Винсент подготовил для него две комнаты в знаменитом сегодня "Желтом доме".

Идиллия, тем не менее, не продлилась долго. Оба художника обладали отвратительным характером, так часто свойственным творческим личностям. Оба художника по-разному смотрели на вопросы искусства, и Гоген, обладавший склонностью к авторитарности, пытался активно навязывать свое мнение (разумеется, единственно верное) Ван Гогу.

В конечном счете все закончилось широко известным и поистине печальным эпизодом с отрезанной мочкой уха Ван Гога - после чего Гоген, не желая более подвергать себя подобному экстриму, буквально сбежал из Арля, а Винсент прямиком отправился в клинику для душевнобольных.

Тем не менее, Ван Гог и до, и после этого эпизода относился к Гогену с большим уважением. В письме к брату Тео в 1888 году Ван Гог сказал о Гогене: "Гоген дает мне смелость воображать, и плоды моего воображения благодаря ему действительно приобретают куда более интересный характер."

Винсент Ван Гог - "Желтый дом"

4. Запутанная, беспорядочная и сумбурная жизнь Винсента Ван Гога прекрасно задокументирована!

Невизрая на крайне беспорядочный образ жизни Винсента Ван Гога, бытие художника отлично задокументировано. им самим! Ван Гог за свою жизнь написал более 800 писем своему брату, близкому другу и родной душе Тео, своим друзьям-художникам Полю Гогену и Эмилю Бернару и многим другим.

Многие письма не датированы, однако на этот случай свуществуют историки искусства и знатоки творчества Ван Гога, которые смогли расположить большинство писем в хронологическом порядке.

Эти письма являются наиболее полным источником информации о жизни Ван Гога и открывают окно в мир Ван Гога.

Ван Гог и его брат Тео за жизнь обменялись более чем 600 письмами. В этих письмах раскрывается история их родственных и дружеских взаимоотношений, а также взгляды и теории Ван Гога относительно искусства в целом и живописи в частности.

Тео хранил все письма Ван Гога к нему, да и сам Винсент Ван Гог смог сохранить хотя бы часть полученных писем, невзирая на жизненные катаклизмы. После того, как сразу Винсент, а потом и его брат скончались, вдова Тео Йоханна Ван Гог потратила нремало времени, сопоставляя и редактируя оказавшийся в ее распоряжении архив. Большинство писем было опубликовано в 1914 году.

Винсент Ван Гог - интересные факты из жизни

5. Винсент Ван Гог перепробовал много других профессий, прежде чем объявить себя художником!

Ван Гог был художником только последнее десятилетие своей откровенно короткой жизни. Перед тем как начать рисовать, он успел попробовать свои силы во многих других сферах деятельности.

Винсент пытался торговать произведениями искусства, как и его брат Тео; был школьным учителем и даже проповедником - однако ни в одном из занятий так и не смог преуспеть. Оставалось испытанное прибежище для всех неудачников, а также привыкших неформально мыслить и поступать людей - творчество.

Так Винсент Ван Гог решил стать художнком - и это выбор оказался самым правильным их всех, сделанных им за жизнь. Ван Гог был рожден не для того, чтобы наживаться на искусстве, лупить линейкой непослушных школьников или проповедовать темным селянам о вечных ценностях веры. Нет, Ван Гог был рожден, чтобы творить - и счастье для всех нас, что, пусть с опозданием, но Винсент нашел себя!

6. Карьера Ван Гога как художника была короткой, но невероятно плодотворной!

Да, "невероятно" - пожалуй, самое подходящее в этом случае слово. Ван Гог прожил относительно короткую жизнь как художник, однако за это время, всего-то около 10 лет, Винсент Ван Гог создал около 2100 произведений искусства, в том числе 860 картин маслом! За 10 лет, Карл!

Можно ли в такое поверить? Это действительно кажется невероятным - но всё именно так и было! Следует отметить, что особенно много картин было создано художником в последние, самые мучительные и сложные годы жизни.

Да, несмотря на финансовые трудности и психическое заболевание, от которых он жестоко страдал, и которые по большому счету, и стали причиной смерти Винсента Ван Гога, он смог создать слабо поддающийся осмыслению объем работ - больший, чем подавлящее большинство художников способны выполнить за всю свою долгую жизнь.

Винсент Ван Гог - портрет доктора Гаше

Винсент Ван Гог - "Портрет доктора Гаше"

7. Картина Ван Гога «Портрет доктора Гаше» был продана в 1990 году за 82,5 миллиона долларов!

Винсент Ван Гог, сам того не зная, создал одну из самых дорогих картин в истории живописи. Его "Портрет доктора Гаше", который художник написал в 1890 году, ровно сотню лет спустя был продан за рекордные и непостижимые рассудком 82,5 миллиона долларов. Неплохо, учитывая финансовые трудности, которые он испытывал большую часть своей жизни.

Конечно, сегодня есть немалое число картин, аукционная стоимость которых составляла 100 и более миллионов - но мы, не забывайте, говорим о 1990-ом, когда деньги стоили дорого! Следует отметить, что по совокупной стоимости проданных с аукционов работ Винсент Ван Гог входит в тройку самых "дорогих" художников мира.

8. А вот при жизни Винсент Ван Гог так и не смог добиться коммерческого успеха!

Принято считать, что за целую жизнь Ван Гог продал только одну картину - "Красные виноградники в Арле". Это не совсем так - но, пожалуй, недалеко от истины.

Вся трагичность ситуации заключается в том, что если бы Ван Гог смог прожить хотя бы еще два-три года - он неминуемо познал бы прижизненный успех. Отношение к его работам необратимо менялось в лучшую сторону - Ван Гогу попросту не хватило этих нескольких лет!

9. Ван Гог страдал от психического расстройства

Ван Гог страдал психическим заболеванием большую часть своей жизни. Художник провел немало времени в психиатрических больницах, в том числе и в Сен-Реми-де-Прованс, где написал лучшие свои работы.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что он страдал маниакально-депрессивным психозом, известным также, как биполярное расстройство. Многие современные психиатры пытались диагностировать Ван Гога, вынося ему самые разнообразные диагнозы, включая шизофрению, порфирию, сифилис и эпилепсию.

Не являясь психиатром, но располагая определенными знаниями об обстоятельствах жизни Ван Гога, рискну поставить Винсенту свой собственный диагноз, который (разумеется, на мой взгляд, является самым верным. Винсент Ван Гог страдал заболеванием, которое можно определить как "синдром обнаженной души". Художник обладал чрезвычайно развитой воспримчивостью, которая делала его поистине "человеком без кожи".

Винсент Ван Гог: "Звездная ночь". Написана в клинике для душевнобольных

Чтобы защитить свое уязвимое естество от грубой реальности внешнего мира, Ван Гогу нужен был панцирь, или, если хотите, бронежилет - и таким "бронежилетом" стал для него алкоголь. Совершенно очевидно, что Ван Гог достаточно скоро сделался запойным алкоголиком, что вскоре повлекло за собой следовавшие за запоями типичные делирии, в народе известные, как "белая горячка".

Белая горячка - крайне разрушительный для организма опыт, а если таких опытов два, три десятка - то остается только удивляться и радоваться, что художник смог прожить хотя бы 37 лет.

Однако приступы делирия не проходят бесследно: со временим запойный алкоголизм Ван Гога обогатился алькогольным психозом и алкогольной же эпилепсией - да, чрезмерное потребление горячительных напитков чревато и эпилепсией, среди прочих бед. Беда, однако, в том, что так не могло продолжаться вечно - и должно было закончиться именно так, как закончилось - то есть, самым печальным образом.

10. Винсент Ван Гог отрезал себе часть уха

Инцидент с отрезанным ухом Ван Гога породил массу конспирологических теорий и до сих пор окутан мраком неизвестности. Тем не менее, есть все основания предполагать, что дело было так: после очередного скандала с Гогеном во время их совместного проживания в Арле Винсент, находясь "в состоянии сильного алкогольного опьянения", достал Гогена так, что тот объявил, что немедленно уезжает - и ушел из дома. Ван Гог пытался догнать его (с бритвой в руке), и не исключено, что художники даже подрались.

Тем не менее, совершенно очевидно, что резать Гогена Ван Гог не собирался - для этого он слишком ценил его, как художника, и слишком уважал, как друга. Ван Гог пытался любыми силами заставить Гогена остаться, а когда это не получилось, вернулся в дом, "накатил еще" и отхватил себе бритвой мочку уха. Подсознательно, надо полагать, таким образом он, опять же, надеялся заставить Гогена вернуться.

Совершив членовредительство и окончательно впав в алкогольный психоз, Ван Гог аккуратно завернул мочку своего уха в газету и отправился в бордель, где и вручил сверток знакомой девице на сохранение, наказав беречь его как зеницу ока. После этого художник отправился домой. Любопытная проститутка, развернув пакет из чистого любопытства, упала в глубокий обморок.

Прибывшая в "Желтый дом" полиция застала Ван Гога в глубоком похмельном сне, пробуждение после которого закончилось клиникой для душевнобольных.

11. Винсент Ван Гог покончил жизнь самоубийством!

27 июля 1890 года Ван Гог выстрелил себе в грудь из револьвера и умер через 2 дня. Трагическое событие приключилось на пшеничном поле, где он в то время писал с натуры. После выстрела художник еще смог самостоятельно добраться до своей резиденции в Оберж-Раву, где за жизнь его боролись два врача.

Однако в конце концов Ван Гог скончался в результате попавшей в рану инфекции. По словам его брата Тео, последними словами Винсента Ван Гога были «La tristesse durera toujours», что означает:

Ван Гог «Кресло Поля Гогена (Стул Гогена)»

Ван Гог «Кресло Поля Гогена (Стул Гогена)»

Картина художника Винсента Ван Гога «Кресло Поля Гогена (Стул Гогена)» 1888 г.
Холст, масло. 90.5 x 72.5 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.

Ещё картины

Ван Гог «Закат в Монмажуре». Описание картины

Ван Гог «Закат в Монмажуре». Описание картины

Ван Гог «Палата Арльзкой больницы»

Ван Гог «Палата Арльзкой больницы»

Ван Гог «Розовый куст в цвету»

Ван Гог «Розовый куст в цвету»

Ван Гог «Красные каштаны в общественном парке в Арле»

Ван Гог «Красные каштаны в общественном парке в Арле»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена V»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена V»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена IV»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена IV»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена III». Описание картины

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена III». Описание картины

Ван Гог «Голые ивы»

Ван Гог «Фруктовый сад в цвету с видом на Арль»

Ван Гог «Фруктовый сад в цвету с видом на Арль»

Ван Гог «Ла Кро и персики в цвету»

Ван Гог «Ла Кро и персики в цвету»

Ван Гог «Поле желтых цветов»

Ван Гог «Поле желтых цветов»

Ван Гог «Двор Арльзкой больницы»

Ван Гог «Двор Арльзкой больницы»

Ван Гог «Пучки травы»

Ван Гог «Пучки травы»

Ван Гог «Две белых бабочки»

Ван Гог «Две белых бабочки»

Ван Гог «Колыбельная (Августина Рулен) IV». Описание картины

Ван Гог «Колыбельная (Августина Рулен) IV». Описание картины

Ван Гог «Колыбельная (Августина Рулен) III»

Ван Гог «Колыбельная (Августина Рулен) III»

Ван Гог «Два краба». Описание картины

Ван Гог «Два краба». Описание картины

Ван Гог «Натюрморт: двенадцать подсолнухов в вазе II»

Ван Гог «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе III»

Ван Гог «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе III»

Ван Гог «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе II»

Ван Гог «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе II»

Ван Гог «Натюрморт: чертежная доска, трубка, лук и сургуч»

Ван Гог «Натюрморт: чертежная доска, трубка, лук и сургуч»

Ван Гог «Натюрморт: копченая селедка на куске желтой бумаги»

Ван Гог «Натюрморт: копченая селедка на куске желтой бумаги»

Ван Гог «Натюрморт с апельсинами, лимонами и синими перчатками»

Ван Гог «Натюрморт с апельсинами, лимонами и синими перчатками»

Ван Гог «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Описание картины

Ван Гог «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Описание картины

Комментировать Cancel reply

ПОИСК КАРТИНЫ

Картины

Гоген. Ранние работы

Гоген. Бретонский период

Гоген. Таити 1

Гоген. Париж

Гоген. Таити 2

Биографии

После годичного пребывания в Сен-Реми, Винсент считает, что его состояние стабильно, и он должен покинуть Юг, полагая, что новое равновесие наступит на Севере, о котором он старается вспоминать только приятное.

Ван Гог «Крыши. Вид из мастерской». Описание картины

Ван Гог «Крыши. Вид из мастерской». Описание картины

Ван Гог «Ферма и кипы торфа»

Ван Гог «Крестьянин сжигающий сорняки»

Ван Гог «Две женщины на вересковой пустоши». Описание картины

Ван Гог. Нюэнен, Антверпен 1883-86

Ван Гог «Череп с горящей сигаретой». Описание картины

Ван Гог «Череп с горящей сигаретой». Описание картины

Картину «Череп с горящей сигаретой» Ван Гог написал в 1886 году в Анверпене. Этот период . Смотреть »

Ван Гог «Портрет женщины в голубом»

Ван Гог «Портрет женщины с красной лентой»

Ван Гог «Портрет старика с бородой»

Ван Гог. Париж 1886-88

Ван Гог «Автопортрет перед мольбертом». Описание картины

Ван Гог «Автопортрет перед мольбертом». Описание картины

За свою творческую жизнь Ван Гог написал множество автопортретов. Для него это было одной из . Смотреть »

Ван Гог «Натюрморт с грушами». Описание картины

Ван Гог «Череп II»

Ван Гог «Череп»

Ван Гог «Закат в Монмажуре». Описание картины

Картину «Закат в Монмажуре» Ван Гог написал во время пребывания на юге Франции, в наиболее . Смотреть »

Ван Гог. Сен-Реми 1889-90

Ван Гог «Дорога с кипарисом и звездой». Описание картины

Ван Гог «Дорога с кипарисом и звездой». Описание картины

Эта работа написана художником в последний год его жизни, когда приступы душевной болезни чередовались с . Смотреть »

Ван Гог «Натюрморт: ваза с розами». Описание картины

Ван Гог «Натюрморт: ваза с ирисами на желтом фоне». Описание картины

Ван Гог «Натюрморт: ваза с ирисами». Описание картины

Ван Гог. Овер 1890

Ван Гог «Вороны на пшеничном поле (Пшеничное поле с воронами)». Описание картины

Ван Гог «Вороны на пшеничном поле (Пшеничное поле с воронами)». Описание картины

Ван Гог «Пшеничные поля и Овер на заднем плане»

Ван Гог «Пшеничные поля в Овере под облачным небом»

Ван Гог «Пшеничное поле с васильками». Описание картины

Гоген. Ранние работы

Поль Гоген «Женщины купаются»

Поль Гоген «Женщины купаются»

Картина художника Поля Гогена «Женщины купаются» 1885 г. Холст, масло. Национальный музей западного искусства, Токио, . Смотреть »

Поль Гоген «Конец зимы»

Поль Гоген «Ивы»

Поль Гоген «Белый дом»

Гоген. Бретонский период 1886-90

Поль Гоген «Натюрморт яблоками и зеленой вазой»

Поль Гоген «Натюрморт яблоками и зеленой вазой»

Картина художника Поля Гогена «Натюрморт яблоками и зеленой вазой» 1890 г. Холст, масло. Частная коллекция. Смотреть »

Поль Гоген «Автопортрет с желтым Христом». Описание картины

Поль Гоген «Автопортрет II»

Поль Гоген «Жатва на побережье»

Гоген. 1-й Таитянский период 1891-93

Поль Гоген «Ноа Ноа: Земля обетованная»

Поль Гоген «Ноа Ноа: Земля обетованная»

Ксилография художника Поля Гогена «Ноа Ноа: Земля обетованная» 1893 г. Бумага. 47,6 x 27,2 см. . Смотреть »

Поль Гоген «Женщина, держащая плод». Описание картины

Поль Гоген «Момент истины II»

Поль Гоген «Посланцы Оро»

Гоген. Парижский период 1894-95

Поль Гоген «Дитя»

Поль Гоген «Дитя»

Картина художника Поля Гогена «Дитя» 1895 г. Холст, масло. 32,1 x 25,4 см. Частная коллекция. Смотреть »

Поль Гоген «Юная христианка»

Поль Гоген «Деревня в снегу»

Поль Гоген «Гитарист»

Гоген. 2-й Таитянский период 1895-03

Поль Гоген «Мечта». Описание картины

Поль Гоген «Мечта». Описание картины

Поиск чистых средств выразительности и сюжетов, отмежёванных от европейской мастеровитости и замысловатости – вот что . Смотреть »

Поль Гоген «Женщины и белая лошадь»

Поль Гоген «Заклинание»

Поль Гоген «Автопортрет в очках»

Ван Гог. Гоген. Биографии

Винсент с бритвой в руках бросается на Гогена, и тот вынужден бежать в гостиницу. Не контролирующий своих действий Ван Гог, отрезает себе мочку уха и «дарит» ее общей знакомой – проститутке Рашель. Существует также версия (общепринятая), что Ван Гог собирался зарезать спящего Гогена, и только счастливая случайность спасла его от трагедии, а часть отрезанного уха свидетельствует о раскаянии Винсента.

Читайте также: