Кресло egg история создания

Обновлено: 02.07.2024

Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902–1971) — автор знаменитых кресел Swan и Egg, стульев Ant и Series 7. Историю дизайна ХХ века невозможно представить себе без его творений: она была бы другой.

Энциклопедии называют его отцом современного датского дизайна и ведущим представителем функционализма в архитектуре. Построенные им здания вошли в список национального наследия страны и в Датский культурный канон. Swan и Egg, Ant и Series 7 были спроектированы еще в 1950-е годы и с тех пор никогда не выходили из моды: датская компания Fritz Hansen продает эти стулья и кресла миллионными тиражами. Их запоминающиеся силуэты можно видеть в рекламных роликах и кинофильмах, в домах селебрити и в интерьерах люксовых отелей. Знаменитые дизайнеры и архитекторы регулярно участвуют в проектах по их реинкарнации: придумывают для них новые обивки, ставят на фантазийные ножки или объединяют парами как инь и ян.

По легенде, Якобсен проявил себя как радикальный минималист еще в детстве: викторианские цветочные обои на стенах своей комнаты в родительском доме он закрасил белой краской — так они его раздражали. Он рос в благополучной мелкобуржуазной семье в Копенгагене и рано стал проявлять способности к рисованию, хотел стать художником, но отец настоял на более практичной строительной специализации.

До поступления в 1924 году на архитектурный факультет Королевской академии изящных искусств Якобсен успел сплавать в Нью-Йорк, нанявшись на корабль матросом, поработать каменщиком в Германии и закончить строительный колледж. В 1925 году он участвует в знаменитой парижской выставке Декоративных искусств, давшей название стилю ар деко, и получает серебряную медаль за кресло из ратанга, которое позже назвал в честь этого события Paris Chair.

В Париже огромное впечатление на Якобсена производит модернистский павильон Ле Корбюзье из стекла и бетона L'Esprit Nouveau. Он хочет быть на волне авангардных течений и едет в Берлин знакомиться с творчеством деятелей немецкого Баухауса Вальтера Гроппиуса и Миса ван дер Роэ. Якобсен как губка впитывает и осмысляет эстетику новой архитектуры и сразу начинает проектировать в этом ключе, счастливо избежав увлечения неоклассицизмом или национальными вариантами «артс-энд-крафтс».


Эскиз Дома будущего для выставки в Копенгагенском форуме, 1929.

В 1929-м вместе со своим соратником-архитектором Флеммингом Лассеном Арне Якобсен победил в конкурсе Датской ассоциации архитекторов и ему поручили строить «Дом будущего» на выставке в Копенгагенском форуме. Это был круглый в плане спиралевидный павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. Там был гараж, в котором стоял Додж-кабриолет, вертолетная площадка на крыше с приземлившимся гирокоптером и эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, была конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и кухня для приготовления полуфабрикатов. Мебель была спроектирована из стальных трубок. Якобсен сразу прославился как ультра-современный архитектор. В следующем году он открывает собственное бюро.

В 1930-е годы он много строит в Копенгагене и окрестных муниципалитетах. Самым масштабным стал проект «Беллависта» севернее Копенгагена — Якобсен обустроил там пляжный резорт, построил многоквартирный жилой комплекс, футуристичную бензоколонку, театр «Бельвю» и модернизировал старый ипподром. Для резорта он проектировал все: киоски, спасательные вышки, кабинки для переодевания, билеты, афиши и униформу для сотрудников. В основе фирменного стиля были бело-голубые полоски. Вскоре «Беллависта» стала самым популярным местом отдыха копенгагенцев. Рядом вырос белоснежный трех- и двухэтажный престижный жилой комплекс с плоскими крышами и ритмично расположенными балконами, спроектированный так, что почти из каждой квартиры открывался вид на море.

Его постройки тогда воспринимались как слишком радикальные. И вызывали протесты не только у обывателей, но и среди критиков. В «Беллависте» местное население не дало построить центральный элемент парка — вышку с вращающимся рестораном наверху. По поводу скромного дома Стеллинга, который Якобсен, как оценивают современные специалисты, идеально вписал в историческую застройку площади Старого рынка в Копенгагене, газеты возмущенно требовали навсегда отнять у него диплом архитектора. А к грандиозному зданию муниципалитета в Орхусе под давлением общественности пришлось пристроить традиционную башню с часами — без нее ратуша напоминала рассерженным горожанам заводской цех. Сегодня муниципалитет в Орхусе вошел в Датский кульутрный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, официально признанных неотъемлемой частью датской культуры. Дом Стеллинга, как и завершенный к 1942 году муниципалитет в Сёллерёде, и многие другие постройки Якобсена, вошел в список зданий, охраняемых государством.

Во время Второй мировой войны Дания была оккупирована. В сентябре 1943-го стало известно, что готовится депортация всех датских евреев в лагеря смерти. За 72 часа датчане спасли почти всех: 7200 человек под покровом темноты были переправлены на рыбацких лодках в Швецию. Такси, кареты скорой помощи свозили людей на берег, где их ждали рыбаки. Среди спасенных был и Якобсен. В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но за всю свою жизнь он никогда не сидел без дела. Он занялся дизайном тканей и обоев. Кроме элегантных геометрических орнаментов Якобсен создавал и живописные цветочные композиции: в них отразилось его увлечение ботаникой. Сегодня обои по некоторым из созданных в годы изгнания эскизам выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.


Обои Trapez, Boras Tapeter.


Обои Arne, Boras Tapeter.


Обои Ypsilon, Boras Tapeter.


Обои Vertigo, Boras Tapeter.

Вернувшись в 1945-м на родину, Якобсен с головой окунается в работу, по которой соскучился за годы вынужденного простоя. Сначала это незамысловатое многоквартирное жилье — после войны в нем была острая нехватка, строить нужно было быстро и дешево. Но вскоре он уже вновь возвращается к экспериментальным и авангардным формам. Рядом с «Беллавистой» в конце 1940-х, начале 1950-х вырастает комплекс Søholm — необычный ансамбль террасных таунхаусов из желтого кирпича. В одном из них архитектор жил с 1951-го до самой своей смерти в 1971-м. Он пристроил к дому студию, в которой и работал. Чтобы не затенять рабочее пространство, вместо деревьев на участке разбил красивый цветник с более чем 300 видами растений, за которыми ухаживал с наслаждением. Сегодня этот таунхаус, полностью отреставрированный, сдается в аренду с условием, что жильцы будут несколько раз в год пускать внутрь посетителей и показывать им бывшее жилище легендарного архитектора.


Колледж St. Catherine, Оксфорд, 1962.

Арне Якобсен почти никогда не ограничивался только архитектурой зданий: он рассматривал свои постройки как единое, не делимое на разрозненные составляющие произведение, в котором автор отвечает за всё: от мелких деталей в декоре интерьера до материалов, которыми облицованы фасады. Он подбирал текстиль, проектировал мебель, светильники, придумывал отделку стен, пола и потолков.

Мебель, созданная для конкретного проекта, часто оказывалась настолько удачной, что ее рано или поздно запускали в самостоятельное производство. Так, диван Mayor Sofa, спроектированный еще для здания муниципалитета в Сёллерёде, сегодня с успехом выпускает компания &tradition.

Стулья Mosquito и Tongue из школы Munkegaard делает Howe, а кресла Oxford из колледжа St. Catherine — Fritz Hansen. Пригодился даже типографский шрифт, специально придуманный Якобсеном для табличек в муниципалитете Орхуса: датская студия Design Letters использует его в качестве декора посуды, постельного белья и всевозможных предметов интерьера.

Легендарный стул «Муравей» — Ant — из формованной под давлением фанеры в 1951-м был придуман для кафетерия фармацевтической компании Novo Nordisk. Якобсен тогда восхищался опытами с фанерой супругов Имз и пытался «пойти по их стопам», часами и днями ставя эксперименты. Через пару лет он спроектировал еще более успешные стулья «седьмой серии» — Serie 7, которые теперь миллионными тиражами продает Fritz Hansen.

Но больше всего икон дизайна родилось в результате создания отеля SAS Royal Hotel в 1956—1960 гг. (теперь он называется The Radisson Blu Royal Hotel). По сути, это был первый в мире дизайнерский отель, потому что авторским здесь было всё — от архитектуры («две сигаретные пачки, поставленные перпендикулярно друг другу») до дверных ручек, смесителей и пепельниц, которые сразу же появились среди фирменных бортовых сувениров авиакомпании SAS (ей первоначально и принадлежала гостиница). В лобби отеля, где стояли ставшие классикой дизайна кресла Egg, Swan и Drop, можно было зарегистрироваться на рейс, шаттл доставлял постояльцев до аэропорта за 20 минут.

Знаменитые кресла смотрятся как скульптуры, потому что именно как скульптуры они и создавались: Якобсен лепил многочисленные прототипы из глины, и лишь после того, как идеальная форма была найдена, фабрика Fritz Hansen воссоздавала их из пластика, армированного стекловолокном. Кроме того, для отеля были спроектированы прекрасные в своем лаконизме светильники, которые теперь выпускает Louis Poulsen под названием AJ, и уникальные посеребренные столовые приборы, больше похожие на арт-объекты, чем на приспособления для приема пищи. Неслучайно они сразу попали в коллекцию нью-йоркского музея современного искусства MoMA. Реплику выпускает датская фирма Georg Jensen.

К сожалению, когда отель сменил владельцев и стал сетевым, его подогнали под общие корпоративные стандарты. Всё авторское заменили на обычное. Только номер 606 оставили в том виде, в каком его задумал Арне Якобсен — с деревянными панелями по стенам, встроенной мебелью и креслами Egg и Swan в ярко-голубой обивке. Причем «музейный номер» можно бронировать.

Свой последний проект — Национальный банк Дании — Арне Якобсен начал в 1966-м, но завершить не успел, это за него сделали его ученики, архитекторы бюро Dissing+Weitling. Мраморный холл здания с прекрасной скульптурной лестницей получился торжественным, словно собор, и считается одним из самых красивых общественных интерьеров в Копенгагене.

Egg Chair: история создания легендарного кресла

Ангелина Буваева

Кресло Egg Chair, созданное Арне Якобсенем, называют иконой стиля и шедевром вне времени. Знаменитый датский дизайнер и архитектор разработал его в 1958 году для холла гостиницы Radisson SAS в Копенгагене. Необычное кресло-яйцо удачно вписалось в интерьер и стало ярким штрихом, на который невозможно было не обратить внимание. Через какое-то время на компанию Fritz Hansen, выпускающую Egg Chair, обрушился поток заказов. Отели, офисы, модные бутики, частные домовладельцы — все хотели заполучить стильное и удобное кресло.

Кресло в виде яйца можно было увидеть не только в дорогих офисах и бутиках, но и на экранах телевизоров. Egg Chair появляется поочередно в двух культовых фильмах про освоение космоса — в «Солярисе» Андрея Тарковского и «Космической одиссее» Стэнли Кубрика. У кресла-яйца просто не было шансов на забвение.

Кадры из фильма «Солярис»: кресло Egg Chair на станции

Как создавалось кресло Egg Chair

Датский архитектор и дизайнер Арне Якобсен долго искал форму будущего кресла-яйца. Он мечтал создать нечто новое и революционное, но в то же время стильное и комфортное. По одной из версий, источником вдохновения в поисках формы послужило знаменитое «кресло-утроба» (Womb Chair) Ээро Сааринена. Обнимающий каркас кресла-яйца имеет с этой моделью нечто общее.

Кресло-утроба (womb chair) в интерьере

Но Якобсен хотел произвести фурор и одновременно опасался обвинений в плагиате, поэтому продолжил эксперименты.

В своем гараже он отливал глиняные формы, чтобы найти идеальную эргономику. Датский архитектор хотел сделать каркас кресла-яйца цельным, объединив спинку, сидение и подлокотники. Такая конструкция объединила бы лучшие черты предыдущих моделей — стул-муравей Арне Якобсена, кресла из «Серии 7» и кресло-лебедь, — и обеспечила максимальный комфорт.

Кресла Egg Chair и Swan в интерьере

Окончательная форма кресла-яйца действительно оказалась удачной. Характерные «уши» на спинке кресла стали удобной опорой для головы и в то же время создавали ощущение уединенности и приватности, ограждали от любопытных глаз. Люди, которым посчастливилось первым опробовать новую модель, отмечали сходство Egg Chair с уютным «дедушкиным креслом» — в нем можно было принять удобную позу и спрятаться от сквозняков, укутавшись пледом.

Кресло Egg Chair серого цвета в интерьере

Когда форма была найдена, Арне Якобсен начал экспериментировать с материалами и технологиями изготовления. Дизайнер решил остановиться на каркасе из стекловолокна, покрытого пенополиуретаном, а в качестве обивки выбрал несколько видов тканей и кожу.

Обязательным условием в процессе производства кресел Egg Chair стал ручной пошив обивки. Кожу вымачивали в специальном растворе, чтобы сделать ее эластичной и податливой, затем натягивали на каркас кресла и сшивали. Для одного кресла-яйца использовали две цельные шкуры — никаких лоскутов и дополнительных швов, которые испортили бы внешний вид кресла.

Кто производит оригинальные дизайнерские кресла Egg Chair

Права на производство оригинальных дизайнерских кресел Egg Chair принадлежат мебельной компании Fritz Hansen. С ней Арне Якобсен начал сотрудничать еще в 1934 году. Посмотрите, насколько это сложный и трудоемкий процесс:

На видео — работа мастеров компании Fritz Hansen, которые до сих пор делают оригинальные дизайнерские кресла Egg Chair.

Первые кресла в виде яйца выпускались только под заказ небольшими партиями. Это было обусловлено сложностью технологии производства и высокой себестоимостью самих материалов. Со временем компания перешла на новое оборудование и вышла на массовые тиражи.

Процесс производства первых кресел Egg Chair

Периодические Fritz Hansen выпускает лимитированные коллекции кресел Egg Chair. В 2008 году к полувековому юбилею модели кресла-яйца мастера сделали 999 экземпляров с обивкой из замши шоколадного оттенка и бронзовыми, отполированными вручную, ножками. На каждой модели было тиснение с личным номером.

Кресло-яйцо 2008 года от компании Fritz Hansen: лимитированная версия

Два года назад компания отпраздновала очередной юбилей легендарного кресла. В этот раз тираж был больше — 1958 экземпляров. Причем в лимитированную коллекцию вошли не только дизайнерское кресло Арне Якобсена Egg Chair, но и его ранние модели — кресло «Лебедь», «Капля». Алюминиевые основания кресел мастера покрыли 23-каратным золотом.

Кресло Egg Chair и Swan 2018 года

Сколько стоит кресло-яйцо

Мебельная компания Fritz Hansen до сих пор выпускает кресла Арне Якобсена. Сегодня стоимость оригинального дизайнерского Egg Chair начинается от 5 700 евро. Цена может быть и выше — по просьбам заказчиков мастера Fritz Hansen сделают кресло-яйцо определенного цвета, заменят некоторые материалы. Каждое изделие становится уникальным произведением искусства.

Кресло Egg Chair и Swan 2018 года

Современные разновидности кресел в форме яйца

Компания Fritz Hansen не только производит дизайнерскую мебель Арне Якобсена — стулья-муравьи, кресло-яйцо и кресло-лебедь, — но и развивает партнерскую сеть. Только через официальных партнеров Fritz Hansen можно купить оригинальную мебель. Каждое оригинальное изделие отличается безупречным качеством, а для подтверждения подлинности компания использует бирки с надписью Republic of Fritz Hansen и уникальным номером, указывает имя мастера, который делал конкретное кресло Egg Chair.

Это интересно: Только оригинальные кресла, созданные в точности по эскизам Арне Якобсена, могут называться Egg Chair. Если производитель мебели вносит какие-либо изменения в дизайн или использует другие материалы, то в названии изделия указывают «Egg Chair Style» или «реплика Egg Chair».

Реплики легендарных кресел Egg Chair выпускают многие компании, причем стоит такая мебель дешевле оригинальной продукции Fritz Hansen. Если вы хотите стать обладателем знаменитого кресла-яйца, но не готовы выкладывать за него более 5 000 евро, выберите подходящую для интерьера вашей гостиной или кабинета реплику. Посмотрите, какой разнообразный выбор:

Сиреневое кресло Egg Chair с обивкой из шерсти

Серое кресло Egg Chair Style для спальни

Белое кожаное кресло Egg Chair Style

Напольное кресло-яйцо с малиновой обивкой из шерсти

Кресло в виде яйца удачно впишется не только в гостиную, но и в детскую комнату. Дети будут в восторге от удобного кресла-яйца с изголовьем, напоминающим уши Микки Мауса. Эта же модифицикация кресла Egg Chair вызовет отклик у тех, кто временами ностальгирует по добрым диснеевским мультфильмам:

Легендарные дизайнерские кресла XX века: история создания и современное воплощение

«Кресло-шар», «кресло-лебедь», «кресло-яйцо» и другие культовые дизайнерские модели для высококлассных интерьеров. От истории создания до лучших современных реплик.

Анна Егорова

XX век стал периодом самых масштабных изменений в мире дизайна кресел. Периодом, когда гениальные дизайнеры по всему миру создали максимальное количество легендарных дизайнерских кресел для дома и офиса. Кресла того времени — это эталон стиля, функциональности и комфорта. Именно поэтому они пользуются такой популярностью до сих пор и вряд ли когда-нибудь выйдут из моды.

В статье поговорим обо всех легендарных моделях, созданных в XX веке, расскажем, как использовать реплики культовых дизайнерских кресел в современных интерьерах.

Barcelona

Кресло «Барселона» — стильное и комфортное одновременно

Кресло Barcelona — образец стиля, который не теряет популярности уже почти 100 лет. Стеганые кожаные подушки, ножки-«ножницы» и невероятный комфорт — главные особенности этого элитного предмета мебели.

Создателем кресла «Барселона» стал немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1929 году он представил модель на Всемирной ярмарке искусств, где оно произвело невероятный фурор. Первые наброски до сих пор хранятся в МоМА (Музее современного искусства), а само кресло нередко появляется в голливудских фильмах и интерьерах известных личностей.

Людвиг Мис ван дер Роэ — создатель кресла Барселона

Позже идею Людвига повторили для создания дизайна других предметов мебели: оттоманок, кушеток, диванов. Современные производители поставляют высококачественные аналоги стильных дизайнерских кресел и мебели Barcelona, которые просто невозможно отличить от оригинала. Даже дизайнерские барные кресла легко узнаваемы, если созданы по прототипу Barcelona.

Кресло «Барселона» в современном интерьере — это классика дизайна с богатой историей. С его помощью вы создадите идеальную композицию интерьера в стиле минимализм, классика, модерн, лофт и др.

Egg Chair

Кресло-яйцо неизбежно станет ярким акцентом в интерьере

История создания культового Egg Chair (кресло-яйцо) начинается в 1958 году. Именно тогда его создал датский архитектор и дизайнер Арне Якобсен. Арне мечтал создать уникальное кресло, которое совместит в себе революционную идею, удобство и комфорт. Собственно, это у него и получилось. Сразу после презентации модели, на него посыпались многочисленные заявки от отелей, ресторанов и богатых домов.

Основные отличительные черты кресла-яйца Якобсена:

  • Яркие цвета;
  • Обтекаемые линии;
  • Спинка, сидушка, «крылья» и подлокотники — одно целое;
  • Рычаг управления наклоном спинки;
  • «Уши» на спинке кресла;
  • Обивка — качественная ткань или кожа, без лишних швов;
  • Оттоманка в комплекте — для дополнительного удобства.

Кресло-яйцо отлично сочетается с другими дизайнерскими моделями

Сейчас оригинальные Egg Chair выпускаются только американской компанией Fritz Hansen, а цена кресла превышает 5 тыс. евро. Но многие мировые бренды производят высококачественные реплики, которые так же сохранили идею Якобсена, а цена на них в разы меньше.

Swan Chair

Кресло-лебедь украсит любой интерьер

Swan Chair (кресло-лебедь) — еще одно творение Арне Якобсена. Модель была представлена в Дании в 1958 году как идеальное кресло для гостиничных и лаунж-зон. Для того времени это было технологическим и стилистическим прорывом, кресло кардинально отличалось от производимых тогда моделей. Все особенности Swan Chair соблюдаются и в современных репликах.

Swan Chair используется не только для общественных заведений высокого класса, но и в частных квартирах и домах.

Кожаное кресло-лебедь в современном интерьере

Так кожаное кресло-лебедь отлично смотрится в рабочем кабинете, домашней библиотеке и в любых смелых современных интерьерах. А дизайнерское мягкое кресло с обивкой из кашемира или ткани разнообразит интерьер спальни и гостиной. Swan Chair поможет создать удобную и стильную зону отдыха.

Ball Chair

Ball Chair (кресло-шар) — реплика знаменитой дизайнерской модели

Ball Chair (кресло-шар) создал финский дизайнер Ээро Аарнио. В 1966 он презентовал революционную модель на мебельной выставке в Германии, где получил хвалебные отзывы критиков. Первый же прототип модели был создан им в 1963 году, а на протяжении 3-х следующих лет он дорабатывался, стремясь к совершенству формы и функциональности.

Ээро Аарнио — новатор мебельной индустрии XX века и его кресло-шар

Дизайнерские подвесные кресла (Bubble Chair) и напольные шарообразные модели (Ball Chair) изначально изготавливались из стекловолокна и пластика. Уже это стало прорывом, ведь в те годы пластиковая мебель была чем-то супер-экзотическим. Добавьте сюда уникальную форму, удобство и профессиональное воплощение, и получите ответ на вопрос, почему кресло-шар уже почти 60 лет настолько популярно.

Подвесное кресло шар (Bubble Chair) — ультрасовременный вариант по прототипу модели XX века

Ball Chair и Bubble Chair в интерьере переворачивают традиционное восприятие кресел, как это сделал в свое время Ээро Аарнио с миром мебельного дизайна. Разнообразие цветов и материалов подобрать кресло-шар под любой стиль интерьера.

Смотрите видео о том, как правильно выбрать кресла в гостиную и как их сочетать с другими предметами мебели.

Eames Lounge Chair

Чарлз и Рэй Имзы и легендарные кресла Eames

История знаменитого Eames Lounge Chair началась в Америке, в 1956 году. Именно тогда оно создано супружеской парой промышленных дизайнеров Чарльзом и Рэем Имсами. Кресло для отдыха, ориентированное на высокий класс — такова была цель создания модели.

Выпуск начался на мебельной компании Herman Miller, затем многие компании по всему миру стали выпускать прямые копии Eames Lounge. Современные модели максимально приближены к версии 1956 года.

Кресло Eames Lounge Chair всегда выглядит дорого и невероятно стильно

Изготавливаются из тонких слоев фанеры, шпона, качественного металла и кожи. Сиденье, фиксируется в откидном положении. Она невероятно мягкое, как и спинка, подлокотники и оттоманка для ног.

Дизайнерское кресло с подставкой для ног одинаково хорошо украсит офис корпорации, стильный интерьер домашнего кабинета или зону отдыха в гостиной.

Кресло-мешок

Дизайнерское кресло-мешок добавит интерьеру воздушности и легкости

Первое кресло Sacco (кресло-мешок) выпущено итальянской компанией Zanottac в 1969 году. Авторами дизайнерского бескаркасного кресла стали итальянские архитекторы-дизайнеры Франко Теодоро, Чезаре Паолини и Пьеро Гатти.

Друзья хотели создать кресло-тюфяк, которое будет набит чем-то мягким, чтобы подстраивалось под форму тела пользователя. Таким наполнителем послужили шарики полистирола.

Сейчас текстильная основа наполняется пенополиуретаном (ППУ), гранулами биопластика, холлофайбером и пр. А само кресло-мешок активно используется в современных интерьерах. Гостиная, детская, спальня, балкон и терраса — для кресла Sacco найдет место в любом помещении.

Кресло-мешок создано в XX веке, но достойно украшает современные интерьеры

Резюме

Дизайнерское кресло — это не просто предмет мебели, это возможность проявить индивидуальность, чувство вкуса и статусность. Лучшие мировые дизайнеры XX века работали над их созданием, чтобы мы сейчас могли с удовольствием пользоваться качественными репликами культовых моделей. Дизайнерские кресла могут быть деревянными или на металлическом каркасе, кожаными, из ткани или ротанга, для работы или отдыха. Но их объединяет одно — узнаваемая рука мастера, интересная история и всемирное признание, вне зависимости от времени и модных тенденций.

100 лет дизайна: кресло Egg Арне Якобсена


Кресло Egg датчанина Арне Якобсена (Arne Jacobsen, 1902–1971) — шедевр на все времена. Оно появилось у Beathles в клипе Help и в «Космической Одиссее» Стенли Кубрика, и считается самым кинематографичным креслом. Выпускает кресло компания Fritz Hansen.

Swan, Egg и Drop («лебедь», «яйцо» и «капля») в ряду с другими предметами были созданы для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене, который Якобсен проектировал в 1958 году. К тому времени он уже почти забыл, как начинал каменщиком и был матросом на корабле. Уже прошло 15 лет с той ночи (это было в 1943 году), когда Якобсену пришлось вместе с другими евреями бежать в Швецию от фашистского режима и даже не мечтать о том, чтобы снова заниматься архитектурой. Напротив: жизнь сулила Арне только светлые перспективы. Он уже знаменит, у него много обожаемой работы, кино и рекламные ролики прославили его творения.


Арне Якобсен позирует в знаменитом кресле.

Знаменитую форму кресла не удавалось найти довольно долго. Но Якобсен, обладавший не только легким характером, но и необычайным терпением, не привык сдаваться перед трудностями. Задачей было сформировать совершенно новый подход для создания форм.


Интерьер номера в отеле SAS Royal Hotel в Копенгагене.

Сначала было сделано несколько белых глиняных форм, чтобы рассчитать эргономику и сделать кресло удобным. Нужно было объединить спинку, сиденье, подлокотники в единую форму, без резких переходов и выступов. Кроме того, Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника. В лобби отеля они давали ощущение приватности, скрывали от взглядов. Такая форма, объединявшая спинку, сидении, подлокотники и «уши», стала настоящим откровением. Его до сих пор называют самым удачным современным воплощением классического «дедушкиного кресла», защищавшего сидящего от сквозняков.


Арне Якобсен в отеле SAS Royal Hotel. К созданию отеля SAS Якобсен подошел основательно. В нем он решил все сделать сам: от архитектурных планов до дверных ручек и мебели. Когда шла работа над лобби отеля и ресепшеном, он задумался над креслами в форме яичной скорлупы.

После того, как глиняная форма полностью устроила Якобсена, нужно было решить, из какого материала делать прочную версию. Окончательный вариант cоздавался из пластика, армированного стекловолокном: такой литой цельный пластиковый каркас был использован впервые. Он был дополнен пенополиуретаном. Был также разработан рычаг, позволяющий регулировать наклон кресла.


Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника.

Особенность этого кресла еще и в том, что поскольку полиуретановый наполнитель очень легкий, вес самого предмета для таких размеров совсем незначительный: около 8 кг. Его можно было легко двигать, что для отеля было очень важным: композиции кресел и в номерах, и в общественных зонах постоянно менялись. Кроме того, обивка легко чистилась.


Изначально модели обивались шерстью, сейчас много других вариантов и расцветок.

За десятки лет существования у Egg Chair появилось неисчислимое количество обивок и оттенков, по его мотивам был сделан диван, его снимали в кино; самое недавнее появление на экране в фильме «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде.


Рекламный плакат фильма «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде — один из героев сидит в кресле Egg.

У этого кресла действительно счастливая судьба. К тому времени, когда отель был закрыт, оно уже было очень популярно. После реставрации отеля Radisson SAS Royal (сейчас он называется Radisson Blu Royal Hotel), в номере-музее 606 снова воссоздали аутентичную обстановку. И среди всех созданных предметов на почетном месте — кресло Egg.


Детская версия кресла Egg.

Egg Chair производится датской мебельной компанией Fritz Hansen, которая начала сотрудничать с Арне Якобсеном ещё в 1934-м. Его тираж уже давно шагнул за миллион, хотя поначалу его производили совсем не большими партиями.


Сейчас кресло Egg часто выпускается в кожаной обивке, хотя изначально она была текстильная.

В 2008 году кресло праздновало полувековой юбилей. Было выпущено 999 экземпляров лимитированной серии: обивка из кожи замши шоколадного оттенка, ножки выполнены из бронзы и отполированы вручную, у каждого кресла — тиснение с личным номером.


Юбилейная коллекция Egg и Swan, выпущенная к их 60-летию компанией Fritz Hansen: обивка выполнена из неокрашенной натуральной кожи.

В 2018 году, отмечая 60-летний юбилей своих «золотых» вещей датский производитель решился на особый тираж — 1958 экземпляров. «Лебедь» и «Яйцо» обили неокрашенной натуральной кожей, которая, как обещает фабрика, будет очень красиво стареть. «Капля» вышла в шерстяной обивке оттенка «меха крота». Основания из алюминия покрыли 23-каратным золотом.

100 лет дизайна: кресло Egg Арне Якобсена


Кресло Egg датчанина Арне Якобсена (Arne Jacobsen, 1902–1971) — шедевр на все времена. Оно появилось у Beathles в клипе Help и в «Космической Одиссее» Стенли Кубрика, и считается самым кинематографичным креслом. Выпускает кресло компания Fritz Hansen.

Swan, Egg и Drop («лебедь», «яйцо» и «капля») в ряду с другими предметами были созданы для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене, который Якобсен проектировал в 1958 году. К тому времени он уже почти забыл, как начинал каменщиком и был матросом на корабле. Уже прошло 15 лет с той ночи (это было в 1943 году), когда Якобсену пришлось вместе с другими евреями бежать в Швецию от фашистского режима и даже не мечтать о том, чтобы снова заниматься архитектурой. Напротив: жизнь сулила Арне только светлые перспективы. Он уже знаменит, у него много обожаемой работы, кино и рекламные ролики прославили его творения.


Арне Якобсен позирует в знаменитом кресле.

Знаменитую форму кресла не удавалось найти довольно долго. Но Якобсен, обладавший не только легким характером, но и необычайным терпением, не привык сдаваться перед трудностями. Задачей было сформировать совершенно новый подход для создания форм.


Интерьер номера в отеле SAS Royal Hotel в Копенгагене.

Сначала было сделано несколько белых глиняных форм, чтобы рассчитать эргономику и сделать кресло удобным. Нужно было объединить спинку, сиденье, подлокотники в единую форму, без резких переходов и выступов. Кроме того, Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника. В лобби отеля они давали ощущение приватности, скрывали от взглядов. Такая форма, объединявшая спинку, сидении, подлокотники и «уши», стала настоящим откровением. Его до сих пор называют самым удачным современным воплощением классического «дедушкиного кресла», защищавшего сидящего от сквозняков.


Арне Якобсен в отеле SAS Royal Hotel. К созданию отеля SAS Якобсен подошел основательно. В нем он решил все сделать сам: от архитектурных планов до дверных ручек и мебели. Когда шла работа над лобби отеля и ресепшеном, он задумался над креслами в форме яичной скорлупы.

После того, как глиняная форма полностью устроила Якобсена, нужно было решить, из какого материала делать прочную версию. Окончательный вариант cоздавался из пластика, армированного стекловолокном: такой литой цельный пластиковый каркас был использован впервые. Он был дополнен пенополиуретаном. Был также разработан рычаг, позволяющий регулировать наклон кресла.


Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника.

Особенность этого кресла еще и в том, что поскольку полиуретановый наполнитель очень легкий, вес самого предмета для таких размеров совсем незначительный: около 8 кг. Его можно было легко двигать, что для отеля было очень важным: композиции кресел и в номерах, и в общественных зонах постоянно менялись. Кроме того, обивка легко чистилась.


Изначально модели обивались шерстью, сейчас много других вариантов и расцветок.

За десятки лет существования у Egg Chair появилось неисчислимое количество обивок и оттенков, по его мотивам был сделан диван, его снимали в кино; самое недавнее появление на экране в фильме «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде.


Рекламный плакат фильма «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде — один из героев сидит в кресле Egg.

У этого кресла действительно счастливая судьба. К тому времени, когда отель был закрыт, оно уже было очень популярно. После реставрации отеля Radisson SAS Royal (сейчас он называется Radisson Blu Royal Hotel), в номере-музее 606 снова воссоздали аутентичную обстановку. И среди всех созданных предметов на почетном месте — кресло Egg.


Детская версия кресла Egg.

Egg Chair производится датской мебельной компанией Fritz Hansen, которая начала сотрудничать с Арне Якобсеном ещё в 1934-м. Его тираж уже давно шагнул за миллион, хотя поначалу его производили совсем не большими партиями.


Сейчас кресло Egg часто выпускается в кожаной обивке, хотя изначально она была текстильная.

В 2008 году кресло праздновало полувековой юбилей. Было выпущено 999 экземпляров лимитированной серии: обивка из кожи замши шоколадного оттенка, ножки выполнены из бронзы и отполированы вручную, у каждого кресла — тиснение с личным номером.


Юбилейная коллекция Egg и Swan, выпущенная к их 60-летию компанией Fritz Hansen: обивка выполнена из неокрашенной натуральной кожи.

В 2018 году, отмечая 60-летний юбилей своих «золотых» вещей датский производитель решился на особый тираж — 1958 экземпляров. «Лебедь» и «Яйцо» обили неокрашенной натуральной кожей, которая, как обещает фабрика, будет очень красиво стареть. «Капля» вышла в шерстяной обивке оттенка «меха крота». Основания из алюминия покрыли 23-каратным золотом.

Читайте также: