Кресло чарльз и рэй имз

Обновлено: 14.05.2024


Залог успешных отношений внутри любой пары однажды сформулировали знаменитые супруги — композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов. Они сказали, что счастливые влюбленные смотрят не друг на друга, а в одном направлении. Это позволяет им сохранять корабль любви на плову многие годы. Так было и в паре дизайнеров Чарльза и Рей Имс (Charles and Ray Eames). Эти двое внесли значительный вклад в развитие дизайна 20 века, особенно в послевоенный период. Но наша статья не только о том как стул Еames и другая мебель, которую они «произвели на свет» (ведь известно, что всякое творение дизайнера, это его детище) стали для них дизайнерским успехом, но и о их любви.

дизайнеры Имз

История одного знакомства

Чарльз Имс родился в 1907 году в Сент-Луисе, штат Миссури. Учился архитектуре в Вашингтонском университете в родном городе, но был выгнан оттуда за преданность идеям Фрэнка Ллойд Райта. В 1929 году женился на своей первой жене Кэтрин Верман, а через год создал собственное архитектурное бюро.

супруги Имз

Стул Еames — «стул века»

В тяжелые военные годы пара делает акцент на создании полезного многофункционального дизайна. В первую очередь они проектируют мебель из фанеры, правда, для удобства создавая ее по частям. Впоследствии они заключат соглашение с ВМС США по разработке аварийных транспортных шин для раненых солдат Второй мировой войны (а также носилок и экспериментальных планетарных снарядов). Многофункциональное устройство оказалось легким и дешевым, и тут же было внедрено в массовое производство.

стул Имз

В 1946 году компания Evans Products начала производство фанерной мебели Eameses. Влиятельный архитектурный критик Эстер Маккой называет их формованный фанерный стул Eames «стулом века». Производство мебели бренда Eameses начато как в США, так и в Европе.

В послевоенные годы в Америке начинается строительный кризис. В стране необходимы новые проекты по возведению домов, в одном из которых участвует и семья Имсов. Они придумывают для ветеранов войны высокофункциональное жилище с высоким потолком и раздвижными дверями и окнами.

дом супругов Имз

В рамках этой же программы в 1949 году Чарльз и Рей разработали и построили собственный дом в Pacific Palisades, штат Калифорния. Их дизайн и инновационное использование материалов сделали дом меккой для архитекторов и дизайнеров как из ближнего, так и дальнего зарубежья.


Эксперименты со стульями

В 50-е годы продолжаются эксперименты со стульями. Имз создают стул Eames Lounge Chair — стул, похожий на шезлонг, на котором можно сидеть вразвалку. Затем появляется еще один стул Эймс — стул из фанеры.

дизайнеры Имз

А потом дизайнерская пара неожиданно для всех заинтересовалась кинематографом и создала более 80 короткометражных картин, посвященным дизайну и разным дисциплинам: математике, биологии, астрономии.

Но чем бы ни увлекались эти творческие люди, они все делали вместе. Пара работала над разными проектами вплоть до смерти Чарльза в 1978 году. После этого Рей закончила все проекты, которые они начали вместе. 21 августа 1988 года, в десятилетнюю годовщину со дня смерти мужа, она умерла от рака. Преобразовывать мир в одиночку Рей Имс просто не захотелось.

100 лет дизайна: Lounge Chair Чарльз и Рэй Имзов


Lounge Chair and Ottoman по дизайну Чарльза и Рэй Имзов является олицетворением промышленного послевоенного дизайна. Оно прописалось в коллекциях двадцати музеев дизайна, предмет бесчисленное количество раз появлялся на экранах в кинофильмах, его большими поклонниками были Фрэнк Синатра и Ханс Руди Гигер.

Популярность с момента создания — предмет был выпущен в 1956 году — была так велика, что его представили в прайм-тайм в известном телешоу Arlene Francis Home Show. Это был первый случай за всю телевизионную практику того времени, когда дизайнеры получили такое приглашение.

На создание этой «двухчастной» мебельной композиции Чарльза и Рэй Имз вдохновил знаменитый режиссер Билли Уайлдер, автор фильма «В джазе только девушки». Имзы часто приходили к нему на съемочную площадку, и были свидетелями, как Уйалдер в перерывах между съемками делал для себя шезлонги из подручного реквизита, чтобы передохнуть.


Знаменитый режиссер Билли Уалдер в подаренном Имзами кресле Lounge Chair and Ottoman.

Имзы стремились к созданию нового типа клубного английского кресла с помощью технологий, освоенных ими еще в ходе Второй мировой войны: они делали шины из гнутой фанеры для раненых армейцев, и хотели применить тот же способ обработки фанеры в мебельном производстве.

Эксперименты над креслом велись несколько лет — только подлокотников было создано 13 вариантов. Основа кресла была из алюминия. Чтобы обеспечить более плавную подстройку кресла под сидящего, использовали соединение спинки с помощью подлокотников. Кресло состояло из множества деталей, однако к креслу прилагалась подробная схема его сборки: при переезде или необходимости его можно было самостоятельно разобрать и собрать.


Чарльз Имз на производстве Herman Miller контролирует качество деталей для кресла Lounge Chair and Ottoman.

Когда кресло проходило тестовые испытания, Чарльз Имз пригласил своего друга, кинопродюсера Джулиана Блаустина в свой офис, чтобы тот опробовал кресло во время чтения сценариев. Блаустин устроился поудобней, Имз вышел из комнаты, чтобы решить деловые вопросы в другой части офиса. Когда он вернулся, то застал своего друга крепко спящим. Блаустин был раздражен этим обстоятельством, однако Имз был крайне доволен.


Технология производства кресла Lounge Chair and Ottoman в наши дни почти не изменилась: единственно, для деревянных деталей используют семислойную фанеру, а не пятислойную.

Первый тестовый экземпляр, разумеется, остался у самих Имзов в офисе. А второй — еще до начала промышленного производства этой модели — отправился прямиком в дом Билли Уйлдера. Lounge chair and Ottoman стал ответным подарком Уайлдеру, вручившим несколькими годами ранее кресло, которое в семье Имзов обожали. Сам Чарльз Имз часто шутил, что искренне хотел бы сам спроектировать подаренное Уайлдером сидение.


Реклама Lounge Chair and Ottoman.

Чарльз и Рэй Имзы хотели, чтобы кресло 670/671 (под таким номером оно было запущено в промышленное производство) имело вид хорошо потрепанной бейсбольной перчатки. Это относилось и к удобству (кресло должно было ловко обхватывать человека), но также к качеству и внешнему виду кожи — она должна была выглядеть «вечной». В итоге кожа, которую применяют для обивки этой модели, имеет все свойства материала «бессрочного использования», поскольку на стадии окрашивания она пропитывается достаточным количеством масла, позволяющим поддерживать и сам цвет, и эластичность материала, и его устойчивость к различным воздействиям.


Чарльз и Рэй Имз на кресле Lounge Chair and Ottoman.

Первые десять лет производства компания Herman Miller предлагала кресло в отделке из кожи, ткани и искусственного материала Naugahyde. Однако Чарльз и Рэй Имзы настаивали, чтобы в каталоге была приписка, что рекомендуемый материал для кресла — «лучшая ягнячья кожа». Пара заказывала ее в Шотландии, поскольку там фермеры не использовали для ограждения колючую проволоку, и в результате в производство шла кожа высшего качества.


Схема деталей Lounge Chair and Ottoman.

Занятный факт: подушки кресла Lounge chair and Ottoman не только симметричны, но и взаимозаменяемы. Любопытно также, что основание стула с его характерными пятью «лопастями» было первоначально разработано как основа для офисного стола, а вовсе не для кресла.


Персонаж Хью Лори в кресле Lounge Chair and Ottoman в сериале «Доктор Хауc».


Швейцарский художник Ханс Руди Гигер, автор декораций и костюмов фильма «Чужой», в кресле Lounge Chair and Ottoman


Фрэнк Синатра в Lounge Chair and Ottoman.

В 1961 году вышла знаменитая статья в журнале Playboy, в которой были представлены ведущие дизайнеры того времени (на фотографии авторы были рядом с культовыми предметами, ими спроектированными). Автор статьи заявлял, что «Lounge Chair and Ottoman подгружает сидящего в нем человека в атмосферу чувственной роскоши, которая была доступна только нескольким смертным со времен Нерона». Сейчас кресло выпускается в нескольких цветовых вариантах: черном, двух видах коричневого и белом, под брендами Herman Miller и Vitra.

Чарльз и Рэй Имз: самые знаменитые дизайнеры Америки


Супруги Рэй (1912—1988) и Чарльз Имз (1907—1978) перевернули повседневную жизнь американцев. В 1940-1950-х они формировали их вкусы, меняя их представления о мебели, архитектуре, кино и фотографии. Они проектировали мебель, вошедшую в золотой фонд истории дизайна.

Шезлонги, пластиковые и фанерные стулья и кресла от Имзов — вневременная классика, навсегда вошедшая в каталоги знаменитых компаний Vitra и Herman Miller.


Интерьер офиса со стульями DSW и креслами DAW. 1950. Herman Miller.

«Дизайнер должен быть как очень хороший и чуткий хозяин, умеющий предвосхитить все потребности своих гостей»

Чарльз Имз родился в Сент-Луисе, штат Миссури, учился на архитектора в университете им. Вашингтона и в 1930-е годы работал в различных бюро, которые открывал вместе с другими коллегами. В 1938 году он попадает на стажировку в Кренбрукскую академию искусств. В те годы Кренбрук был средоточием талантов и творческой лабораторией для архитекторов, скульпторов, художников и ювелиров.


Стул DSW (Dining Side Wood). 1950. Herman Miller. Изначально выпускался из стекловолокна. Сейчас из экологических соображений компании перешли на пластиковый вариант.

Обучение проходило в форме мастер-классов, ректором академии был знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен, одним из приглашенных профессоров — Вальтер Гроппиус. Здесь Чарльз Имз знакомится с сыном Элиэля Сааринена Эеро, с Гарри Бертойей, с будущим архитектором-модернистом и градостроителем Эдмундом Бэконом, с основателями бренда Knoll Флоренс и Хансом Кнолл, а также с Бернис Александрой Кайзер, которая позже станет известна как Рэй Имз. В Кренбруке он активно занимался дизайном мебели из многослойной фанеры, в 1940-м году вместе с Эеро Саариненом Чарльз Имз участвует и получает первое место в конкурсе «Органический дизайн в домашней меблировке», организованном нью-йоркским Музеем современного искусства, в том же году Чарльз становится главой факультета промдизайна.

Бернис Александра Кайзер, будущая Рэй Имз, родилась в Сакраменто в Калифорнии, до поступления в Кренбрукскую академию она училась живописи, брала уроки у знаменитого художника Ганса Гофмана и участвовала в выставках американских абстракционистов. В 1941 году она закончила Кренбрукскую академию и тогда же вышла замуж за Чарльза. С тех пор они не расставались и все свои произведения подписывали вдвоем. После Кренбрука супруги перезжают в Калифорнию, продолжая свои опыты по созданию мебели из формованной многослойной фанеры. Чарльз, кроме того, сотрудничает с индустрией кино, а Рэй делает обложки для влиятельного журнала California Arts and Architecture.


DCM (Dining Chair Metal) и похожий на него, но с более низкой посадкой, стул LCM прозвали «стул-чипс» за форму спинки и сиденья, напоминающих картофельные чипсы. 1946. Herman Miller.

Дизайнеры исследуют процессы обработки фанеры и способы превращения ее в прочный, одновременно способный принимать любые формы материал, даже конструируют специальный станок по формовке элементов фанерной мебели. Успех, однако, на первых порах, имела не мебель, а детали для самолетов и биоморфные шины для поддержки конечностей раненых на войне солдат — результат сотрудничества Имзов с ВМФ США. Созданная ими в те годы медицинская шина получилась настолько красивой, что музей Метрополитен взял ее в свою коллекцию, в классификаторе она значится как artwork — «произведение искусства».


Кресло DAW (Dining Armchair Wood). 1950. Herman Miller. Стекловолокно или пластик.

Знакомство с военными технологиями пошло дизайнерам на пользу, наконец, после долгих опытов и тестов, изготовления многочисленных прототипов, в 1946 году они показали свои стулья из формованной фанеры на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), а в 1949-м на фабрике Herman Miller начали промышленное производство этой мебели.


Стул LCW (Lounge Chair Wood). 1946. Herman Miller.

Первые модели, имевшие колоссальный успех, ECW (Eames Chair Wood, другие названия: DCW, LCW), с эргономично и одновременно скульптурно сформированными спинкой и сиденьем из многослойной деревянной фанеры. Новаторство заключалось в том, что спинка и сиденье в этих стульях разъединены и крепятся не друг к другу, а к L-образному изогнутому профилю. В 2001 году журнал Time объявил этот первый имзовский стул лучшим предметом дизайна ХХ века.


Шезлонг Long Chair с пуфом для ног в тканевой обивке, выпущенный Vitra в честь 60-летия модели. Ограниченный тираж, последний месяц продаж — январь 2017.

Вскоре к нему добавились аналогичные, но с каркасом из металлических трубок, а также столы, стеллажи и столики. Мебель Имзов преобразовала не только жилые интерьеры, но и офисные пространства. Когда в 1956-м появилось шикарное кожаное кресло Lounge Chair, оно стало непременным атрибутом кабинетов руководителей. А в сочетании с пуфом для ног — чуть ли не обязательным элементом гостиных в домах высшего и среднего класса. «Мы хотели создать современную и более удобную альтернативу классическому клубному креслу», — вспоминали потом дизайнеры историю возникновения этой модели. В ноябре в честь 60-летия легендарного кресла Vitra выпустила ограниченным тиражом «юбилейный» вариант — в черной тканевой обивке. Январь 2017-го — последний месяц продаж этого варианта, обещающего стать раритетом.

Английские журналисты недавно обнаружили, что дискаунтная сеть Aldi торгует фейковыми стульями Имз по 40 фунтов за штуку. Подобные истории каждый раз инициируют бурные дискуссии о том, должен ли качественный дизайн быть общедоступным или принадлежать только высокому сегменту.

В конце 1940-х и в 1950-е годы Имзы создали ряд культовых моделей кресел и стульев из прочного стекловолокна, и среди них живописное кресло La Chaise, похожее на морскую раковину. Были в их портфолио стулья из металлической сетки и невероятно удобные кожаные офисные кресла, и даже детские игрушки, а также похожая на игрушку-головоломку популярная вешалка для одежды Hang-It-All.

Стулья и кресла Имз — наверное, самые подделываемые предметы дизайна в мире. Лицензией на право их выпуска обладают только две компании в мире: Herman Miller в Америке и Vitra в Европе и на Ближнем Востоке. Но существует целая индустрия фейков, предлагающая подделки по ценам в десять раз более низким, чем стоят оригиналы. В любом случае то, что оба сегмента — оригиналы и подделки — существуют на равных и оба имеют своих приверженцев, лишний раз подтверждает гениальность созданного Имз дизайна: он универсален, одинаково хорошо вписываясь и в авторские интерьеры, и в комнаты студентов.

Кресло La Chaise. 1948. Vitra. Икона органического дизайна. Оммаж скульптуре Floating Figure Гастона Ляшеза.

Фанерный слоник, спроектированный еще в 1940-е, долгое время существовал всего в нескольких экземплярах и лишь в 2007-м в честь столетия со дня рождения Чарльза Имза игрушку выпустили массовым тиражом в пластике. «Дизайнер должен быть как очень хороший и чуткий хозяин, умеющий предвосхитить все потребности своих гостей», — любил говорить Чарльз.


Фанерный слон-игрушка, спроектированный Имз в 1940-е годы.

Рэй использовала свои художественные навыки, создавая дизайн тканей. Коллекция, придуманная ею для участия в конкурсе, объявленном музеем МоМА в 1947 году, стала культовой. Замысловатые и одновременно понятные и даже чем-то похожие на детское творчество геометрические орнаменты Dot Pattern, Circles, Cross Patch изменили представление потребителей о декоративных и обивочных тканях. Сегодня эти ткани выпускает компания Maharam.

В 1949 году при поддержке журнала California Arts and Architecture в Калифорнии осуществлялся проект, целью которого было разработать принципы строительства недорогих частных домов. Имз приняли в нем участие и в результате построили в Пасифик Палисадес близ Лос-Анджелеса дом, вошедший в историю архитектуры и дизайна как «Дом Имз», — они поселились в нем, воплотив в интерьерах и в самой постройке свои представления об идеальном жилье.


Фасад дома Имз (Eames House) в Лос-Анджелесе.

В 2006-м дому присвоили статус Национального исторического памятника. Основа дома — две прямоугольные «коробки» из стали и стекла. В одной располагалась дизайн-студия (сейчас там офис Фонда Имз), в другой — жилые комнаты. Имз использовали стандартные строительные элементы, раздвижные двери и оконные рамы. Фасады, расчерченные на клетки из прозрачного стекла и цветного асбеста, похожи на композиции Мондриана.


Рэй и Чарльз Имз, ок. 1950.

Объединяющий центр дома — просторная двусветная гостиная, наполненная светом, с деревянной облицовкой на стенах и большим количеством стульев и кресел, спроектированных хозяевами — в интерьерах Имз использовали только собственную мебель. Комнаты дома полны сувениров, привезенных из Индии, Мексики, Японии, и произведениями искусства любимых хозяевами авторов. Творческая, очень личная и неповторимая атмосфера, которую хозяева не стеснялись демонстрировать многочисленным гостям (а дом был настоящей меккой для архитекторов, художников и других арт-деятелей середины ХХ века) сохранилась в наши дни, дом можно посмотреть, записавшись на экскурсию.

В 1950-е супруги Имз профессионально занялись созданием научно-популярных и производственных короткометражных фильмов. За почти 30 лет работы они сняли около 125 короткометражек, в некоторых они рассказывали о собственном творчестве и жизни в своем доме. В 1959-м в разгар оттепели американцы привезли в Москву грандиозную выставку, рассказывающую о жизни и достижениях Соединенных Штатов. Знаменитый архитектор Бакминстер Фуллер выстроил в парке Сокольники огромный павильон с золотистым кристаллическим куполом. Там одновременно на семи экранах демонстрировался слайд-фильм об Америке Glimpses of the USA, снятый супругами Имз специально для выставки.

Особенно плодотворным было их сотрудничество с компанией IBM — Имз снимали по ее заказу фильмы, оформляли выставки. На заре компьютерной эры они пропагандировали роль математики, физики и вычислительной техники в развитии человечества. В 1968 году по заказу IBM они сняли один из самых своих знаменитых научно-популярных фильмов —Powers of Ten, в которой наглядно демонстрировалась бесконечность вселенной и микроскопичность составляющих организмы атомов.

100 лет дизайна: стул Eames DSW Чарльза и Рэй Имз


Стул Eames DSW по дизайну Чарльза и Рэй Имз впервые он был показан публике в 1948 году, и в то время это был фактически первый пластиковый стул, изготовленный промышленным способом. Eames DSW по сути стал манифестом работы Имзов как дизайнеров: в нем сочетаются два основных принципа, возведенных в абсолют — простота и функциональность.

По теме: Чарльз и Рэй Имз: самые знаменитые дизайнеры Америки

Пластиковый стул Eames DSW (аббревиатура расшифровывается как Dining Height Side Chair Wood Base) официально появился в 1950 году. Чарльз и Рэй Имз уже имели огромный десятилетний опыт в области проектирования, причем не только в области мебели, но и медицинского оборудования — в частности, шин (медицинских фиксаторов) для госпиталей. Именно в военные годы, под давлением обстоятельств, когда нужно было найти оптимальный баланс между скоростью производства, качеством и легкостью воспроизведения предметов, были выработаны основные методы их дизайна.


Они применяли неприхотливые недорогие материалы (фанеру и пластик), при этом главные эксперименты лежали в области технологий и эргономики. Для них было важно, чтобы вещь отвечала удобству максимального количества людей, независимо от их комплекции. Первым шедевром в области эргономики как раз и стал стул Eames DSW: в нем применен принцип разгрузки давления на поясницу, что сделало его одним из самых удобных сидений в мире.

Стимулирующим поводом к появлению стула стал революционный конкурс, объявленный Нельсоном Рокфеллером, президентом MоMA . Критерии конкурса были сформулированы на знаменитом ужине в октябре 1947 года, где собрались лидеры мебельной промышленности США. За ужином прозвучала обеспокоенность тем фактом, что мировое правительство и промышленность сосредоточены исключительно на решении проблемы доступного жилья, но при этом совершенно не уделяет внимания «разработке и производству хорошей, недорогой и привлекательной мебели». На первый план организаторы конкурса выдвинули потребность в хорошо разработанной мебели среднего ценового сегмента, подходящей для большинства людей; мебель, которую можно легко перемещать, хранить и обслуживать — такую, которая бы отвечала потребностям современной жизни.


Имзы не могли не откликнуться — удобное, красивое и недорогое было их фирменным приемом. Они были молоды, азартны и с охотой приняли вызов – кроме того, они не понаслышке понимали суть проблемы, связанной с повышенной заинтересованностью в архитектуре и почти полным отсутствием интереса к мебели. Буквально двумя годами раньше, в 1945, они сами взялись за разработку экспериментального дома Case Study House № 8, в котором использовались новые материалы и технологии, разработанные во время Второй мировой войны. Сутью было создать сборную модель в современном стиле, которую можно было бы легко построить. Их проект оказался настолько удобным, что в итоге позже они сами стали жить в подобном доме.


Как раз после окончания работы над проектом дома Чарльз и Рэй принялись за разработку стула — это случилось в 1948 году. Заявку на конкурс подавали от имени Чарльза — его объявили участником проекта от Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Всего было подано более 3000 заявок. Стул в итоге был объявлен вторым лауреатом и получил денежный приз в размере 2500 долларов. Жюри посчитало революционным такую систему, когда кресло-ракушку можно было приспособить к различными ситуациям и нуждам: за счет того, что его основание предоставляло несколько вариантом, он подходил и для дома, и для офиса. Ни один проект из предложенных на конкурс не продемонстрировал такого «тюнинга» для удобства пользователя. Кроме того, его дизайн отвечал всем требованиям конкурса: стул был предназначен для массового послевоенного производства, был удобным, прочным и невероятно красивым.


Годом рождения стула считают 1950, когда он был запущен в производство. Его стала выпускать компания Herman Miller . Когда стул только вышел в массовое производство, у него было всего три цветовых варианта: серый (greige), пергамент (parchment) и «слоновый серый» (elephant hide grey). Вскоре к ним были добавлены красный и желтый, еще позже — бирюзовый. В 1957 году швейцарская компания Vitra подписала лицензионное соглашение с Herman Miller и начала производство стула Eames DSW для Европы и Ближнего Востока. Сейчас все модели этого стула можно заказать или с дополнительной подушкой, или в мягкой обивке. Полностью обитая версия имеет формованную пенополиуретановую прокладку, покрытую тканью. Различные цвета корпуса и обивки, а также различные основы обеспечивают множество новых комбинаций.


Это стул, как и многие другие произведения Имзов, подделывали бесконечное количество раз. Одна из громких историй, произошедших несколько лет назад в Великобритании — крупный ритейлер Aldi преставил на своем сайте пару стульев Eiffel всего за 39,99 фунтов: стулья выглядели как слепок со знаменитого Eames SDW. Проще всего отличить подделку по винтам и соединениям деревянных деталей с сиденьем: они разительно отличаются от оригинальных.

Читайте также: