Кресла в готическом стиле

Обновлено: 18.05.2024

Love the upholstery detail on this lovely chair - Francie Hargrove Interior Design Бар В Столовой, Стулья Для Гостиной, Мебель С Отделкой, Дизайн Мебели, Дизайн Стула, Мебель В Стиле Барокко, Деревянные Игрушки

Gothic Revival armchair, c. 1850, New York, John & Joseph W. Meeks, mahogany, 53 x 23 x 22 in. [crocket, lancet arch, tracery, quatrefoil, rose window medallion, with Elizabethan turnings] | The Metropolitan Museum of Art |

Walnut gothic bookcase with stained glass, 19th century Винтажная Мебель, Мебельный Декор, Детская Мебель, Arquitetura, Готическая Архитектура, Домашний Декор В Стиле Готов, Интерьер

Antique French Gothic Footstool | Gothic antique furniture | Inessa Stewart's… Готическая Мебель, Дизайн Дивана, Art Furniture, Диваны, Архитектура

Antique Gothic Church Throne Chair Мебель Для Дома, Викторианский Декор, Антикварные Стулья, Древние Артефакты, Винтажное Кресло

Gothic Chair Викторианский Готический Декор, Готический Декор Дома, Викторианская Эпоха, Викторианский, Дерево

1840-1860 American Side chair at the Museum of Fine Art, Boston - This piece was created during a time of Gothic revival in decorative art and architecture. The designs on the chair are reminiscent of the pointed Gothic arches from Medieval Europe, and the colourful upholstery is inspired by Medieval stained glass, such as would be seen in cathedrals and manor houses. Восточная Мебель, Органайзер

1840-1860 American Side chair at the Museum of Fine Art, Boston - This piece was created during a time of Gothic revival in decorative art and architecture. The designs on the chair are reminiscent of the pointed Gothic arches from Medieval Europe, and the colourful upholstery is inspired by Medieval stained glass, such as would be seen in cathedrals and manor houses.

FRANCO-FLEMISH CARVED THRONE CHAIR : Lot 383 Трон, Домашний Декор, Кресло, Проекты

American Gothic carved oak armchair with elaborate cathedral back and square tapered legs, poss. by A. Eliaers, Boston, USA c. 1850 Необычная Мебель, Коллекция Мебели, Роскошная Мебель, Дома, Художественный Декор

American Gothic carved oak armchair with elaborate cathedral back and square tapered legs, poss. by A. Eliaers, Boston, USA c. 1850

victorian gothic revival Естественный Интерьер Дома, Квартира В Стиле Минимализм, Витражи

ПАРА ТРОН СТУЛЬЯ Gothic ЕГО И ЕЕ РЫЦАРЬ ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ ЩИТ | eBay Средневековый Рыцарь

СХОДНЫЕ ПАРА СТАРИННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ Gothic ОРЕХ РУКИ СТУЛЬЯ ИЗЯЩНЫЙ РЕЗЬБОЙ 19 ВЕК | eBay Готическая Мода, Камины

Стиль готика в дизайне интерьера

В середине XII века в Европе происходит скачок в развитии ремесла и техники. Параллельно расширяются города, формируются централизованные государства, зарождаются светские силы, смягчаются нравы. Соединение этих факторов повлияло на градостроительство того времени. Храмы, соборы, монастыри потянулись вверх к небу и Богу, возводятся каменные общественные и жилые здания. Появляется привычная нашим современникам мебель.

Конструкции здания в стиле готика

Особенности готического стиля

Конструкции, линии и формы

В постройках вертикали пронизывают все сооружение и предметы интерьера. Рост ввысь стал возможным благодаря новым инженерным решениям. Крестовый свод, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов придали соборам вид громадных ажурных сооружений. Кровля больше не опирается на стены, увеличивается внутренняя площадь помещений. На местах креплений конструктивных элементов монтируются остроконечные башенки, скульптуры, декоративные элементы, что облегчило облик построек. Крестовым сводам вторят стрельчатые арки, которые с течением времени стремятся все выше и выше. Удалось преодолеть громоздкость камня.

Окна и стены в готическом интерьере

Стены и окна

Стены получают роль простой оболочки, прорезаются окна большего размера, чем раньше. Витражное искусство вытесняет роспись. В оконные проемы вставлены стекла в свинцовом обрамлении, часто по-черному, без шлифовки. А современные технологии позволяют установить витраж не только на окно, но и на глухую стену, используя подсветку.

Заказчику следует предложить для отделки стен текстуры штукатурки, кожи, камня, обшивку деревом и даже кованый металл.

Занавеси есть преимущественно в жилых помещениях. В общих зонах драпировки несут декоративную функцию.

Полы в интерьере в стиле готика

Стремление к декоративности отразилось и на укладке пола. В каменных или деревянных полах используются сложные раскладки, вписываются мозаики. Ритмы камней контрастных цветов образуют лабиринты и великолепные иллюзорные перспективы.

Потолок с нервюрами

Потолки

Особенность потолков в интерьерах - нервюрный свод - переплетение колонн и арок - нервюров, часто многослойное, криволинейно-витиеватое. Такой каркас выполнялся для облегчения строительства и стал одним из самых главных элементов декора.

Также распространена балочная система с подшитыми потолками или открытыми оформленными стропилами, которые расписывались в соответствии с готическим колоритом и назначением помещения.

Интерьер в стиле готика

Новые технологии позволили существенно расширить цветовую палитру. Помимо простых в производстве красных и зеленых оттенков, ахроматических белых, серых и чёрных используются розовый и фиолетовый, голубой и синий, изумрудный, жёлтый и оранжевый. Цвет используется в витражах, обивке мебели, коврах и даже в скульптуре.

Мебель, двери и декор

В готическом интерьере много скульптуры. Порталы, двери, мебель украшены резными элементами, орнаментами, рельефами с изображениями людей и фигурами фантастических животных. Все плоскости помещения, - стены, пол и потолок – задекорированы и нарядны.

Освещение

Светильники под стать обстановке. Огромные люстры, которые можно спустить на цепи, подсвечники, факелы. Они могут быть выполнены из дерева, кованого металла, с витражными вставками.

Готический стиль в дизайне комнат

Кухня, столовая

Мебель в готическом стиле производится, как правило, на заказ. Хотя можно найти более сдержанные модели и обыграть их за счет окружения. Акцентируется внимание на обеденной зоне. Этого можно добиться светом, текстилем или вычурными стульями с высокой спинкой.

Гостиная

В гостиной не обойтись без камина. Исторически сложилось, что очаг – это сердце дома. Мягкую мебель допустимо выбрать более сдержанной, а вот корпусную - строго в соответствии со стилем. В гостиной уместно выставить и подсветить парадный сервиз, предметы рыцарской тематики и книги. Готика любит пафос.

Спальня и детская

Отдых от торжественности общих зон ждет в личных комнатах. Отделка стен деревом, кровати с балдахином, мягкие уютные кресла с высокой спинкой, обилие подушек и большая свобода в декоре добавляют уюта.

Ванная

Для ванной можно выбрать несколько материалов для отделки сразу. Штукатурка сочетается с яркой плиткой, в местах, куда не попадает вода, оригинально смотрятся фрески. Встроенная сантехника, ниши с подсветкой сделают интерьер интереснее.

Клиентов, желающих заказать дизайн-проект в готическом стиле, немного. Среднестатистические квартиры не дадут раскрыться декору в полную силу. Готика любит высокие потолки, огромные окна. Из городского жилого фонда лишь немногие дома могут похвастаться такими характеристиками. Другое дело загородное строительство по индивидуальным проектам. Именно здесь стиль раскроется в полную силу.

Кабинет в готическом стиле. Готическое кресло в кабинете, книжный стеллаж, камин, этажерки, кованая люстра, столик на одной ножке - все это предметы мебели готического интерьера кабинета. Детская комната и кухня в готическом стиле.


Кресло в готическом стиле не отличалось в Средние века мягкостью.Но мы уже говорили о возможности "несоответствия" современных предметов мебели, выполненных в стилях ушедших эпох, "оригиналу". Поэтому сидение у кресла может быть мягким. Что же касается его внешнего вида, то по сравнению с романским креслом, в готическом появилась новая деталь - узкие витые колонны. Во всем остальном оно практически не отличается от романского.

Книжный стеллаж (библиотека) - "изюминка" готического кабинета. Для большего соответствия духу готики в стеллаж можно поместить "бутафорские" книги, корешки которых будут сделаны так же, как их делали в Средние века, а эффект состаривания придаст библиотеке черты настоящего готического стеллажа.

Камин - еще один немаловажный элемент готического кабинета. Мы уже говорили о средневековых каминах, поэтому повторяться не будем. Добавим лишь, что интерьер в данном стиле предполагает некую ширму, которая устанавливается перед камином. Ширма должна иметь готические черты, то есть, "устремляться" вверх.

В готическом кабинете нередко устанавливали этажерки, на которых лежали предметы, необходимые под рукой, а также стояли статуэтки. Поэтому в просторном кабинете загородного дома эта деталь (этажерка) будет нелишней.

В готическом кабинете можно установить узкую кровать. Ее внешний вид, естественно, должен отвечать духу того времени, то есть изголовье должно быть высоким. Эта кровать предназначается не для ночного отдыха, а для дневного - на тот случай, если хозяин кабинета устанет от работы за письменным столом и захочет некоторое время посвятить отдыху.

Еще одной деталью готического кабинета может быть небольшой столик на одной ножке (разумеется, точек опоры несколько, но "основная" ножка поддерживает столешницу в центральной ее части, с обратной стороны) - "предок" современных журнальных столиков. На его столешницу можно класть журналы, газеты и прочую издательскую продукцию. Но заваливать столик не следует, так как интерьер в данном стиле "не терпит" беспорядка (справедливости ради, следует сказать, что беспорядок не "нравится" ни одному интерьеру, но строгая готика перестанет быть готикой, если в помещении будет, простите, бардак).

Рыцарская символика должна непременно присутствовать в готическом кабинете, будь то доспехи, оружие или статуэтки, изображающие рыцарей и рыцарские турниры.

И, наконец, украшением кабинета станет кованая люстра, без которой не обходится средневековый интерьер.

А теперь из кабинета мы перейдем в детскую комнату и, "обустраивая" ее вместе с дизайнером, выясним, какие детали придают этому помещению готические черты в интерьере.

Когда мы говорили о романском стиле в детской комнате, то сделали акцент на психологической составляющей данного интерьера: в детской комнате, отражающей средневековый интерьер, не должно быть мрачных цветов и деталей, пугающих малыша. Так как и романский, и готический стили - это стили одной эпохи, то все сказанное ранее о романском стиле в детской комнате в равной степени относится и к готическому стилю. Здесь также придется идти на "жертвы" и исключать из интерьера многие элементы, характерные для готики. Если мы начнем перечислять все, что следует исключить, то повторим уже сказанное о детской комнате в романском стиле. Поэтому скажет о том, что нужно оставить в этом помещении. Прежде всего, это игрушки со средневековой тематикой, включая игрушечные рыцарские замки, размеры которых позволят находиться малышу внутри "строения". Ковер, лежащий на полу, может иметь рисунок с изображением рыцарского турнира. На стенах допустимы фрагменты каменной кладки, но камни при этом не должны быть однотонными. Ничего не будет плохого в том, что камни (материал, имитирующий камень), благодаря краске, станут разноцветными. Этот "штрих", с одной стороны, поддержит общий стиль в доме, а, с другой, придаст интерьеру яркий оттенок. Такими же "камнями" можно украсить дверной и оконный проемы.

И последнее: пол в детской комнате должен быть деревянным и ни в коем случае не иметь щелей.

Кухня в готическом стиле - это тоже предмет отдельного разговора. В таком помещении дизайнер может воплотить свои "готические" мечты в полной мере. Конечно, средневековое кухонное помещение, где готовилась пища, вряд ли может быть предметом подражания в веке 21-м. Но задачей дизайнера является не копирование того или иного средневекового помещения, а передача духа эпохи посредством элементов, деталей, "штрихов"…

Кухня - это то помещение, где каждая такая деталь должна "кричать" о стиле. Связано это с тем, что некоторые элементы кухни никак не вписываются в готику, но непременно должны присутствовать. Речь идет, прежде всего, о газовой (электрической) плите, а также о холодильнике, микроволновой печи и другой бытовой технике, которой в Средние века не было. Поэтому все остальные детали интерьера кухни должны "оттянуть" на себя внимание и "заставить" поверить в то, что на кухне не смешение стилей, а именно готика. Что для этого делает дизайнер? А для этого он, в первую очередь, придает полу, стенам и потолку характера готики. Мы уже знаем, что ни один материал не способен так отразить готический стиль в интерьере, как камень (материал, имитирующий камень). Поэтому пол облицовывается либо натуральным камнем, либо альтернативным ему искусственным камнем. При этом на кухне можно смонтировать теплый пол. Разумеется, его монтаж будет предшествовать монтажу облицовки.

О том, что еще необходимо сделать для того, чтобы кухонное помещение имело готический характер, мы поговорим в следующей части статьи.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: masteroff, khabarovsk.olx, kids-price, luxw, liveinternet, а так же сайта d-k-d

Стулья в романском стиле и в стиле готики.


В конце предыдущей беседы мы обратились к БСЭ, чтобы в деталях разобраться, что собой представлял романский стиль. Как уже отмечалось ранее, различные стили в архитектуре и искусстве находили и продолжают находить свое отражение в мебельном мастерстве. Итак, мы продолжим знакомство с романским стилем, чтобы найти его отражение в конкретных предметах мебели - стульях. "В интерьере (церквей - прим. А. К.), - сообщает источник, - мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), приходящими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами. " Все эти элементы мы можем наблюдать и на стульях, выполненных в романском стиле.

В наших беседах о мебели мы еще не раз будем возвращаться к тому или иному стилю, а в разговоре об интерьере (понятие "интерьер" включает в себя не только мебель) мы будем сравнивать стили, в которых выполнены интерьеры помещений загородных домов. Если подвести итог сказанному о романском стиле и его отражении в стульях, то отметим устойчивую форму этих предметов мебели и их строгость. Говоря о древесине, из которой изготавливались стулья в романский период, скажем, что предпочтение отдавалось кедру, дубу и ели. Современные мебельщики, изготавливающие стулья в романском стиле, стараются придерживаться не только формы изделий, но и использовать в качестве материала для их производства именно эти породы деревьев, дабы приблизить свое творение к оригиналу.

Те россияне, которые могут себе позволить построить на участке достаточно "солидный" дом, зачастую просят дизайнеров спроектировать будущее жилище в средневековом стиле. По сути, такие коттеджи трудно назвать коттеджами, так как похожи они на замки. Вот в таких "замках" и находят свое место стулья, выполненные в романском и готическом стилях. Но если о романском стиле мы уже сказали достаточно много, то о готическом в настоящем цикле статей было сказано совсем мало. Правда, с этим стилем мы уже знакомились, беседуя о каминах. Настало время более подробно рассказать о готике, так как она имеет самое непосредственное отношение к мебели, и к стульям в частности.

Готический стиль, стал "заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15-16 вв.)", - говорится в БСЭ. "Синтез искусств в готике, - продолжает источник, - несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей существенно видоизменился: в искусство вошли тема материнства, тема нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства готики: в нём переплетались лиризм и трагические аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряженный эмоциональный строй готического искусства непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-oбразным изгибом и остро выразительным ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах.

Эпоха готики - время. высокого подъёма декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии. - всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки".

Мы постоянно говорим о том, что современные мастера изготавливают стулья в том или ином стиле. Но стилизовать свои изделия стремились во все времена. Тот же мастер Гамбс, о котором мы узнали, благодаря роману "12 стульев", в 19 веке изготавливал стулья, отражающие различные эпохи, в том числе, готические стулья. Всё, что было сказано в цитате, находило свое отражение в его изделиях. И сегодня профессионалы изготавливают стулья не столько "под готику", сколько "под Гамбса", стилизовавшего свои творения под готику. Но. вернемся к источнику. В нем сообщается, что во Франции в готический период "возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художественной формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта.

В позднеготическом искусстве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм.

В Германии. виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). " Последнее слово в цитате для нас представляет наибольший интерес. Кроме того, мы видим, что готика одной страны отличается от готики другой и, следовательно, существуют некие различия между готической мебелью (и стульями, в частности) одного государства и этой же мебелью (стульям) другого государства.

В начале нашей следующей встречи мы еще немного поговорим о готическом стиле, после чего приступим к беседе о стульях, выполненных в других стилях.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: abcstyle.turbe, mebelvesta, livemaster, abcstyle.turbe, mastera-mebeli

a_les_sandro

04.10.2018
Это четвертый пост по следам выставки в Эрмитаже «“Мебель для всех причуд тела“. Эпоха историзма в России». При его подготовке были использованы материалы каталога выставки. Цитаты приводятся с указанием страниц источника.

DSC00495.jpg

Ушедшая, казалось бы, в историю эпоха Людовиков еще долго вдохновляла многих мастеров на создание великолепных дворцовых интерьеров. Так, в 1853 году Гаральд Боссе, обращаясь к наследию Людовика XV, оформил для императрицы Марии Александровны Будуар «с фигурным альковом, ажурными решетками-перголи, богатой лепниной и затейливыми резными рамами на стенах, которые многократно отражались в зеркалах, размещенных даже на потолке…» (с. 189).

Э. П. Гау. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны. 1861 г. Фрагмент

DSC00496.jpg

«В комплект мебели для Будуара входили разного вида диваны, кушетки, стулья и кресла, среди которых явно угадывались французские прототипы “королева” (фр. a la reine)…» (с. 190).

Каталог поясняет: «Все эскизы, ориентированные на модные французские образцы, лично утверждались хозяйкой. Прототипом представленного предмета мебели является широкое кресло со сквозными подлокотниками волнистого силуэта, прозванное еще в XVIII веке “королева”» (с. 227).
Асимметричную кушетку «современники называли “козеткой” или “козеской”» (с. 228) — мы назовем ее дормезом.

Кресло-королева, козетка, плевательница. Санкт-Петербург, 1853 г. По проекту Г. Боссе

DSC05820.jpg

Наконец, «своеобразной квинтэссенцией оформления Будуара можно назвать художественное решение плевательницы — изобретения 1810-х годов, — имеющей вид пластичной двустворчатой раковины с вертикальной ручкой в виде перевитых стеблей…» (с. 190). В XIX веке плевательницы были частью интерьера и служили для изящного сплевывания жевательного табака.

DSC00484.jpg

Другой пример мебели в стиле рококо можно найти у А. И. Штакеншнейдера, который «в любом из своих замыслов… проявлял удивительную изобретательность. Нередко ему удавалось привнести мотивы рококо даже в интерьеры, решенные в совсем другом художественном ключе» (с. 190).

А. Х. Кольб. Павильонный (Мавританский) зал в Малом Эрмитаже. 1864 г.

DSC00481.jpg

Речь о Павильонном зале «в здании Малого Эрмитажа, который сам архитектор считал “мавританским”» (с. 190). Так, около 1857 года «по эскизам А. И. Штакеншнейдера для Павильонного зала, оформление которого… зодчий начал в 1850 году» (с. 230), был специально создан гарнитур в стиле Людовика XV, состоявший из диванов, стульев и каминного экрана. Судя по акварели, первоначальная обивка была интенсивного пунцового цвета. Ткань на каминном экране драпировалась в виде расположенного по центру узла, к которому от краев сбегались складки материи.

Стул, экран каминный. Санкт-Петербург, около 1857 г. По проекту А. И. Штакеншнейдера. Мастерская братьев Гамбс

DSC00509.jpg

Сохранилось изображение интерьера спальни великой княгини Ольги Федоровны в Новомихайловском дворце, построенном «по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1862 году на Дворцовой набережной для третьего сына императора — великого князя Михаила Николаевича» (с. 239). Известно, что выполненная в стиле второго рококо ореховая мебель — всевозможные столики, стулья, кресла разных форм и размеров, кушетки, а также кровать — была «гамбсовой».

Э. П. Гау. Интерьер опочивальни великой княгини Ольги Федоровны в Новомихайловском дворце. 1864 г. Фрагмент

DSC00505.jpg

В коллекции Эрмитажа есть изголовье и изножье от кровати, происходящей из усадьбы Голицыных-Строгановых Марьино. Интересно, что «общий вид этих деталей практически полностью совпадает с кроватью из Новомихайловского дворца…» (с. 236).

Изножье кровати. Санкт-Петербург, 1840–1850-е гг. Мастерская братьев Гамбс

DSC00492.jpg

Среди мебели, изготовленной братьями Гамбс, есть подлинные шедевры. Речь в первую очередь о бюро и рабочей шкатулке розового дерева, украшенных вставками из расписного фарфора.

Бюро, корзинка для бумаг, шкатулка рабочая. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс

DSC00487.jpg

Предметами, подобными шкатулке, «редко пользовались в быту… их создавали скорее как дорогие безделушки, украшение интерьера, некий символ своего времени и стиля рококо. Именно в этом качестве шкатулка красовалась в одном из интерьеров Зимнего дворца» (с. 224). Речь об Угловой гостиной первого этажа, выходившей «окнами на Неву и Адмиралтейство» (там же).

Шкатулка рабочая. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс

DSC00490.jpg

Бюро некогда находилось в Белой (Розовой) гостиной Зимнего дворца. Каталог сообщает: «Подобные бюро изящных рокайльных форм, украшенные фарфоровыми вставками… заказывали в качестве дорогих подарков не только члены императорской семьи, но и богатые столичные жители. При этом тематика росписей на фарфоре часто варьировалась, а вместо розового дерева иногда использовали ценный палисандр» (с. 224).

Бюро. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс

DSC00510.jpg

Мебель в стиле Людовика XV была необычайно популярна не только в интерьерах императорской фамилии. Так, из дворца Бобринских, находившегося в Санкт-Петербурге на Галерной улице, происходит гарнитур, состоящий из стульев, кресла-бержерки, софы, кушетки, а также оставшихся за кадром кутаных кресел и кресла-королевы. Действительно, «в эпоху историзма подражание различным формам прошлого породило большое разнообразие вариантов» (с. 246).

Софа, стул, кушетка, кресло-бержерка. Санкт-Петербург, 1860–1890-е гг.

DSC00500.jpg

«Непременной частью комфортной обстановки считалась кутаная мебель со стеганой обивкой капитоне… С 1830-х годов, благодаря изобретению обивок с пружинами, подобные композиции быстро входят в моду. Честь изобретения пружин, вероятно, принадлежит австрийцам. “Некий Георг Джунигл получил в 1822 году патент, подтверждающий современные методы обивки мебели. В нем упоминаются металлические пружины”. В России одними из первых, кто внедрил в производство в 1830-х годах пружины, были братья Гамбс» (с. 191).
Сиденье асимметричной софы как раз снабжено пружинами, поэтому, «близко повторяя предметы середины XVIII века и, возможно, имея в основе конструкцию того времени, она… относится к эпохе историзма…» (с. 226). Подобными кушетками часто меблировали будуары или спальни, где они могли оказаться стоящими рядом с зеркалами-псише.

Софа. Россия, 1850–1860-е гг.
Зеркало-псише. Санкт-Петербург, 1860–1890-е гг. Мастер Г. Будылин

DSC00499.jpg

В гостиных порой можно было встретить двойные канапе, названные «сиамскими близнецами». «Необычное название этой композиции связано с известной парой младенцев, сросшихся в области грудных клеток. Чанг и Энг Банкеры (1811–1874), родившиеся в Сиаме, много лет гастролировали с цирком и стали знаменитыми» (с. 242).

Канапе «сиамские близнецы». Россия, вторая половина XIX в.

DSC00507.jpg

К так называемому ореховому рококо относится столик с двойным изгибом ножек и двойными фигурными проножками.

Столик. Россия, середина XIX в.

DSC00508.jpg

Его столешница украшена вышитой бисером вставкой.

DSC00516.jpg

В стиле орехового рококо решено и кресло с расширяющейся веерообразной спинкой. Фронтальная часть основания украшена трельяжной сеткой. Судя по прямому срезу передней стороны сиденья и основания, «к креслу, вероятно, приставлялась подножная скамеечка» (с. 248) — так получался шезлонг.

Кресло. Россия, третья четверть XIX в.

О следующем экспонате — стуле каталог рассказывает интересную историю: «Стул происходит из коллекции Юрия Эрастовича Озаровского, известного артиста императорских театров, педагога и страстного любителя старины. В 1914 году в Соляном городке, купив небольшой флигель, он открыл свой частный музей, назвав его “Старый домик”. Рассматриваемый стул он поместил в “Елизаветинскую комнату”, считая его подлинником того времени» (с. 244). Коллекционер не учел того, что пружинных сидений — «достижения историзма» — при Елизавете не знали.

DSC00565.jpg

Стоящее справа кресло происходит из дворца Юсуповых. Навершие спинки «украшено марьяжными гербами рода князей Юсуповых… и графов Рибопьеров» (с. 244).

Стул. Россия, вторая половина XIX в.
Кресло. Санкт-Петербург, конец 1850-х гг.

DSC00566.jpg

У раскладного игрального столика из дворца Шуваловых две столешницы: «…одна с наборной шахматно-шашечной доской, вторая — с сукном для карточной игры. Сначала доски складываются, подобно скатерти, вдоль, а затем поперек» (с. 235).

Столик раскладной игральный. Санкт-Петербург, середина XIX в.

DSC00522.jpg

Мебель в стиле второго рококо можно было встретить не только в столице, но и в городах, значительно от нее удаленных. Пример тому — интерьер одной из комнат вятского губернатора. Как видно, кабинет был меблирован креслами со стеганой бархатной обивкой наподобие тех, что представлены слева и справа от постера. Производство подобной мебели было налажено в России повсеместно.

П. М. Шестаков. Интерьер кабинета с зелеными обоями в губернаторском доме в Вятке. 1859 г.
Кресла. Россия, 1850–1870-е гг.

DSC00513.jpg

Интересно, что в эпоху историзма разные стили могли благополучно уживаться в одном и том же предмете мебели. Взять, например, бюро-цилиндр.

Бюро-цилиндр. Россия, 1830–1860-е гг.

DSC00514.jpg

С одной стороны, в его конструкции прослеживаются черты рококо: ножки-кабриоли, волнистая фронтальная часть, напоминающая формы комодов-бомбе, фигурный подзор.

DSC00515.jpg

С другой стороны, в отделке применена свойственная ампиру техника жакоб, предусматривающая декорировку латунными полосами.

DSC00478.jpg

Эпоха историзма породила и другие удивительные межстилевые союзы. Так, представленный комплект мебели из Зимнего дворца «подобран из предметов, оформленных в стилях Людовика XV [кресло-бержерка и кресло-маркиза] и Людовика XVI [табурет-банкетка]» (с. 254).

Кресло-бержерка, табурет-банкетка, кресло-маркиза. Россия, 1880–1900-е гг.

DSC00479.jpg

Тому есть простое объяснение: «Подобные образцы мебели типичны для ассортимента крупных мебельных фабрик по всей Европе. По каталогам различных производств закупали мебель… для многочисленного обслуживающего персонала, жившего во дворце: фрейлин, учителей, воспитателей и т. д. Вероятно, в одной из таких комнат стояли и представленные кресла с табуретом» (с. 254).

Кресло-маркиза. Россия, 1880–1900-е гг.

DSC00485.jpg

В стиле Людовика XVI исполнено кресло из Библиотеки ранее упомянутого Новомихайловского дворца. Овальная спинка и боковины кресла выполнены в технике капитоне.

Кресло. Санкт-Петербург, 1860-е гг.

DSC00486.jpg

Спинка и передняя царга украшены резными перекрещенными факелом и колчаном.

DSC00527.jpg

Стул и стол, изготовленные на фабрике братьев Лизере, «были, вероятно, частью обстановки Александровского дворца в Царском Селе» (с. 250).

Стул, стол. Санкт-Петербург, 1883 г. Фабрика братьев Лизере

В целом «мебель, сделанная в стиле Людовика XVI, имела относительно простые прямолинейные конструкции, украшенные изящными резными элементами в виде перевитых лент, цветочных гирлянд, каннелированных колонок и т. д.» (с. 195). На выставке она была представлена довольно скромно.

Но это не повод для расстройства, особенно по сравнению с тем, что «к концу XIX века с развитием городской инфраструктуры владельцы крупных гостиниц и дорогих меблированных комнат как в Европе, так и в России стали отдавать предпочтение нарядной комбинированной обстановке в духе всех Людовиков сразу (XIV, XV и XVI). В эпоху модерна это унифицированное убранство повсеместно получило шутливое название “Louis the Hotel”» (с. 197).
Источник: «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Н. Ю. Гусева. — СПб, 2018.

Читайте также: