Кресла в большом театре

Обновлено: 14.05.2024

Театральная площадь, 1

Историческое здание Большого театра обрело свой нынешний облик после масштабной реконструкции, осуществленной в 2005-11 годах.

Она преследовала несколько целей. Необходимо было отреставрировать здание, износ которого к моменту ее начала составлял по разным оценкам от пятидесяти до семидесяти процентов; расширить закулисное пространство, обеспечив труппу, численность которой очень выросла с годами, необходимыми репетиционными помещениями и гримуборными; установить самое современное технологическое оборудование в сценической части и новых пространствах театра, при этом не только сохранив исторический облик здания как памятника архитектуры, но и восстановив по возможности те его черты, что были утрачены в советское время.

Непременным условием предусмотренной проектом научной реставрации была полная аутентичность использовавшихся материалов: тканей, красок, позолоты и т.д. Все они изготавливались по старинным технологиям. Рисунки на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина воссозданы в мельчайших деталях. Для этого были тщательно изучены все документы, касающиеся облика здания, использовавшихся в XIX веке строительных и отделочных материалов.


Фото Дамира Юсупова

Общая площадь здания в результате реконструкции увеличилась практически вдвое – от 40 тысяч до 80 тысяч квадратных метров за счет появления подземных пространств, в том числе нового концертного зала и служебных помещений.

В ходе реставрации фасад Большого был выкрашен краской золотисто-песочного оттенка. Правильность выбора тона подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен. За двести лет сильно пострадали от попадания грунтовых вод сделанные из известняка колонны, утратившие свой первоначальный оттенок слоновой кости, который был им возвращен благодаря специальной методике обессоливания камня.

В ниши главного фасада вернулись фигуры муз, разрушенные при бомбежке в 1941 году. Уже на следующий год статуи были воссозданы из гипса, однако внешне они сильно отличались от оригинальных. Чтобы воссоздать облик муз, наиболее приближенный к статуям эпохи Кавоса, была проведена скрупулезная исследовательская работа. Завершающим штрихом, без которого было бы нарушено впечатление целостности общей картины обновленного фасада, стала замена герба на фронтоне. Устаревший советский герб был наконец демонтирован и заменен в соответствии с решением геральдического совета при президенте РФ на имперский, с двуглавым орлом.

Реставрация скульптуры работы Петра Клодта, украшающей фронтон, была сопряжена с особенными трудностями. Из-за риска повредить покрывающий всю поверхность тонкий слой меди, было решено ее не снимать и проводить реставрационные работы прямо наверху на специально выстроенных помостах. Скульптура была покрыта специальным составом для защиты от воздействия внешней среды, поверх которого была нанесена оливково-зеленая краска, имитирующая тон подернутой патиной бронзы. Статуе Аполлона были возвращены пряжка на поясе, фиговый листок и венок, который бог-покровитель искусств ранее держал в своей руке.




Фото Павла Рычкова






Главное фойе, в советские времена известное как «Белое», стало предметом особой гордости работавших на проекте реставраторов и практически вернуло себе тот облик, что был хорошо известен фланировавшим здесь зрителям XIX столетия.

Перед началом восстановительных работ состояние его было самым плачевным: стены были покрыты трещинами, местами даже отслаивалась штукатурка. Украшавшая фойе настенная живопись имела массу повреждений. Многие элементы подлинного декора XIX века сохранились, но многие – весьма существенные, например, алебастровые вазы на балюстраде – отсутствовали. Силами реставраторов все красоты Главного фойе были восстановлены, в том числе и детали отделки с императорской символикой.

В ходе работ изменилось общее цветовое решение: преобладающим цветом стал пастельно-розовый, как это и было в середине XIX века. Возвращенные на место встроенные зеркала создают в зале ощущение дополнительного пространства и света, как задумывал в свое время еще сам Альберт Кавос. Ранее бывшее Белое фойе освещалось одной люстрой и настенными бра, теперь его освещают три большие хрустальные люстры.


Круглый зал, или Малое императорское фойе, в далекие имперские времена использовался для балов и приемов, часто проводившихся в здании театра. Зал, или ротонда, был украшен зеркалами и освещался сорока двумя люстрами. И в этом зале также воссоздан первоначальный декор. Гербы, которые его украшают, пришлось восстанавливать по архивным документам, хранящимся в музее Большого театра. Зал назван Круглым благодаря его потолку, представляющему собой самый настоящий потолок ротонды. Особенность этого зала – акустика. Самый тихий звук, раздавшийся здесь, будет многократно усилен резонансом от стен и пола. Такая «акустическая раковина», вероятно, была устроена для размещения оркестра, игравшего на придворных балах, проходивших в театре.

В Большом императорском фойе, в 1920 году получившем название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, в советскую эпоху проводились концерты. В конце XIX века, к коронации Николая II, стены фойе были обтянуты атласной тканью «фирменного» для Большого театра цвета «раскаленного чугуна» и дополнительно украшены шелковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. С годами ткань ветшала – ее небрежно реставрировали и подвергали вредной для красок химической чистке. А та вышивка, что представляла собой имперскую символику, была просто-напросто вырезана ножницами, и на ее место были нашиты цветные заплаты.

К началу работ приблизительно сорок процентов оригинальных тканей было утрачено. Уцелевшая часть обивки стен была вручную очищена специальными инструментами, а остальные фрагменты сотканы заново в единственной мастерской в России, где по музейным образцам VIII–XIX веков изготавливаются уникальные узорные шелковые ткани. Стенам зала был также возвращен их изначальный позолоченный лепной декор, в том числе вензеля Николая II и кессоны с розетками.

Как выяснилось в ходе исследования, рисунки на стенах были выполнены еще в конце 50-х годов XX века. Изначальную роспись искали под более поздними слоями краски, сопоставляя с описанием ее в архивных документах. В результате, она была полностью восстановлена. Как и роспись тимпана на стене между Экспозиционным и Хоровым залами. В этих залах теперь проводятся выставки экспонатов из фондов музея Большого театра.











Реставраторы приложили все силы к тому, чтобы зал выглядел максимально впечатляюще, не став при этом перегруженным богатым убранством. Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой полы, стенные панели и потолок работают, как деревянные деки инструмента, для проведения звука. Поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.

Но в 2005 году остались только воспоминания об этом былом благополучии. Во время ремонтных работ, проводившихся в 1960-70-х годах, пол был покрыт бетоном, а деревянные панели стен – заменены фанерой. Зал был заново отделан акустическими панелями из резонансной ели. Ткани, использованные для обивки мебели и стен, также имеют специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала. Так была восстановлена легендарная акустика Большого театра.

Раздвижной занавес (так называемый «золотой») с надписью «Россия» создан по эскизам Федора Федоровского, переработанным Сергеем Бархиным. Перед мастерами была поставлена задача соткать гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа с несколькими слоями для лучшего звукопоглощения. Ткань имитирует натуральный шелк, но при этом является современным негорючим материалом. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие. Это создает эффект объема изображения и придает ткани торжественный вид. Арлекин – неопускаемый занавес над сценой – изготовлен по эскизу Федора Федоровского начала 1950-х, переработанному в соответствии с требованиями времени. Место герба СССР заняла лира – символ чистого искусства и старинная эмблема императорских театров. На смену древкам флагов пришли трубы, которые, подразумевается, исполняют триумфальную мелодию «Славься!» Михаила Глинки, нотный текст которой также воспроизведен на арлекине.

Для того чтобы обновить золоченое убранство зрительного зала, потребовалось 4,5 килограммов золота: 2812 книжек сусального золота 960-й пробы.


Знаменитая люстра зрительного зала состоит из 24 тысяч элементов, больше половины которых пришлось изготовить заново в соответствии с оригинальными эскизами.

Ткани, которыми декорированы интерьеры зрительской части, воссозданы по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века в научно-производственной мастерской «Старинные ткани» Новоспасского монастыря. В день из ткацкого станка выходило не более шести сантиметров ткани, так что от начало до окончания ткацких работ прошло целых пять лет. Центральная ложа (бывшая Царская), как и остальной зал, отделана в красно-золотых тонах. Красные бархатные портьеры дополнены золотистой бахромой с крупными кистями оригинальной формы, каждая из кистей была собрана вручную из более чем ста точеных деталей, обтянутых шелком, сутажом и тесьмой.

Как и на фасаде театра, в зрительном зале, вся советская символика уступила место гербам разных исторических эпох. Над Центральной ложей расположен государственный герб Российской империи образца 1856 года. Над ложей Спецзоны (бывшей «зоны» царской семьи) восстановлен герб Романовых. Над директорской ложей (бывшей ложей министра Императорского двора) теперь размещается герб Москвы

Многих усилий потребовало восстановление позолоты, которой щедро украшен зрительный зал. Лепные элементы из папье-маше золотили вручную, для чего были собраны мастера-позолотчики буквально со всей страны. Ручная технология золочения была почти совсем утрачена в советское время, и ее пришлось восстанавливать. Но вначале было необходимо расчистить все многолетние наслоения и установить истинный состав позолоты. Толщина каждого золотого листа, использованного позолотчиками, составляла 0,12 микрометров. А общая площадь позолоченного убранства в зале насчитывает 893 квадратных метра. Каждый ярус имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его декор, и каждый рисунок декора на ярусах и ложах – неповторимо индивидуален. На полное восстановление одного элемента декора уходило около месяца работы: от проклеивания папье-маше до наведения блеска позолоты.

Согласно историческим данным, вместимость зала ранее составляла 1 740 мест. Однако, поскольку в советские годы театр часто использовали для политических мероприятий, количество мест увеличили до 2 185 за счет установки более узких кресел. Было решено вернуть историческое количество мест.


Трехъярусная люстра зрительного зала – высотой восемь с половиной, а диаметром – шесть с половиной метров, была сначала свечной, затем масляной, газовой и, наконец, в 1890-х годах стала электрической. За свое долгое существование она утеряла многие мелкие хрустальные детали, другие были надколоты или сломаны. В неудовлетворительном состоянии была позолота. Утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни воссоздавались по сохранившимся аналогам. Хрустальные старые подвески, имеющие сколы, не заменялись, но осторожно отшлифовывались и полировались, чтобы не нарушались их подлинные грани. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. В целом пришлось изготовить заново около половины хрустальных элементов (приблизительно тринадцать тысяч из двадцати четырех).

Серьезной реставрации подвергся и плафон «Аполлон и музы», выполненный в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика Алексея Титова. Из-за копоти множества свечей, затем масляных и газовых светильников и собиравшейся на потолке влаги плафон быстро портился и подвергался постоянным реставрациям. В 1950-х была установлена система кондиционирования, но это изменило микроклимат зала, от чего живопись также пострадала. Со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, отшлифованы и заделаны швы между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно. Одновременно мастера укрепили красочный слой плафона и устранили провисания и прорывы холста. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями защитного лака с добавлением воска для влагостойкости.

Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.

Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.

В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).

Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме

28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.

14 мая состоялася концерт-презентация с открытием нового духового органа фирмы «Глаттер-Гёц»

Большой гид по Большому театру

Большой театр… Звучит как что-то недостижимое, не так ли? Все мы без труда узнаем фасад исторического здания на Театральной площади. Это огромное сооружение в имперском стиле выглядит одновременно и как античный храм, и как неприступная крепость. Говорят, нужно заплатить 100 тысяч или простоять в очереди за билетом всю ночь, чтобы попасть внутрь. Но скажем по секрету, это неправда.


©Юлия Федорова / Журналист Online

Историческая сцена

Адрес: Театральная площадь, дом 1.

Цена билета: 100 – 15 000 рублей (в некоторых случаях может быть выше).

Пожалуй, каждый житель России видел фотографию исторического здания Большого театра. Или, как минимум, его изображение на сторублевой купюре. Тем не менее, этот интерьер ошеломит любого, кто войдёт в здание впервые.


Ещё до спектакля капельдинеры (те самые женщины в красных костюмах, которые помогают заблудшим театралам отыскать своё место) порекомендуют вам осмотреть третий этаж здания. Не пренебрегайте их советами, ведь там вы увидите роскошное фойе. Как только вы в него войдёте, сразу почувствуете себя аристократом на приёме у императора. Вас окружат белые вазы с растениями, золотые люстры и бра, огромные окна с алыми драпировками. А если посмотреть наверх, то можно обнаружить потолок, расписанный в имитирующей рельеф технике гризайль. Завершает композицию элегантный белый рояль.

Как только вы насладитесь грандиозным Белым фойе, осмотрите и другие залы. Вы без труда найдёте два Императорских фойе, стены которых затянуты уникальным алым шёлком. Этот материал был изготовлен вручную специально для театра в ткацких мастерских московского Новоспасского монастыря.

А ещё у малого Императорского фойе есть секрет: если вы встанете по центру небольшого зала, ваш голос станет громче в несколько раз. По легенде такая акустика была разработана специально для Николая II, который не любил публичные выступления из-за слабого и тихого голоса.


Последние два холла на третьем этаже исторического здания – Экспозиционный и Хоровой. Здесь вы увидите экспонаты музея Большого театра, например, костюмы мировых звёзд балета и оперы или старые афиши спектаклей. Экспозиция в этих залах меняется несколько раз в год.


На входе в зрительный зал вас встретит капельдинер, он же поможет найти ваше место и предложит сувенирный буклет и программку. Ослепительный блеск люстры, огромного количества бра и сотен золотых рельефов может дезориентировать. Но, как только глаза привыкнут к этому великолепию, обязательно обратите внимание на потолок. На нём располагается картина «Аполлон и музы», выполненная художником Алексеем Титовым в позапрошлом веке.

В зрительном зале внимание привлекают три ложи: Императорская, Директорская и Романовская. Ни в одну из них купить билеты невозможно. В Директорской ложе часто можно увидеть Махара Вазиева – руководителя балетной труппы Большого театра. Императорская ложа пустует гораздо чаще, в неё запрещено входить даже большинству работников театра. А ложа дома Романовых, расположенная слева от сцены, и вовсе обречена на одиночество. Когда-то она была предназначена для родственников российских императоров. В последний раз её посещал Иосиф Сталин. По рассказам современников, по залу растекалась особая мрачная атмосфера страха, когда генсек появлялся в ложе. С тех пор ложа дома Романовых стала считаться почти что проклятым местом.

На Исторической сцене проходят показы самых зрелищных спектаклей, таких как «Лебединое озеро», «Жизель», «Травиата», «Борис Годунов». Иногда сцена принимает гастролирующие труппы со всего мира и становится площадкой для проведения концертов.

Во время антракта буфеты на первом и седьмом этажах наполняются зрителями. Но если захотите перекусить или просто попить, будьте готовы: бутылка воды обойдётся вам в 150 рублей.

На -1 этаже с 11 утра до 5 вечера семь дней в неделю работает сувенирный магазин. В него также можно войти с левого фасада здания или заказать любой интересующий товар в онлайн-магазине на официальном сайте театра.

____

Зал Исторической сцены вмещает более двух тысяч зрителей. При виде его схемы с партером, амфитеатром, бельэтажем и ещё четырьмя ярусами балконов разбегаются глаза.

Если вы спросите у капельдинера, какие места здесь самые лучшие, она улыбнётся и покажет на Императорскую ложу. К сожалению, если вы не министр или высокопоставленный дипломат, вам вряд ли удастся в неё попасть. Но не расстраивайтесь: из центральных лож бельэтажа видно не хуже, особенно с первого ряда. А вот второй и третий ряды могут оказаться не лучшим выбором, особенно, если место перед вами займёт театрал высокого роста.


Прекрасно будет видно также из партера и амфитеатра. Лучшие места там находятся у центрального прохода. Правда, некоторые любители оперы и балета жалуются на то, что с этих точек не видно многослойных декораций и замысловатых рисунков танца.

Если же вы ищете билеты подешевле, то приготовьтесь к некоторым неудобствам. При выборе места на третьем ряду балкона 2 яруса, вы, вероятно, будете стоять весь спектакль. То же касается и второго ряда в ложах 1 яруса. Главное, при выборе мест помните: чем ближе кресло к центру зала и к первому ряду – тем лучше будет видно.

Новая сцена

Адрес: Большая Дмитровка, дом 4/2.

Цена билета: 300 – 7 000 рублей (в некоторых случаях может быть выше).

Новая сцена Большого театра находится через дорогу от исторической. Это пастельно-жёлтое здание в классическом стиле примерно в два раза меньше своего соседа, но всё же выглядит впечатляюще. Оно было построено в 2002 году на месте старых домов с коммунальными квартирами.

Интерьер нового здания не отличается помпезностью: здесь вы не увидите стен, покрытых красным шёлком и золочёных барельефов. Интерьер выдержан в спокойных тонах: бежевом, зелёном, белом, выделяются только редкие золотые акценты. Пол в главном холле покрыт паркетом, а высокие панорамные окна задрапированы лёгким полупрозрачным тюлем. Спиральные лестницы, множество люстр и мраморные ступеньки создают атмосферу лёгкости и аристократичности.

Главная достопримечательность зала Новой сцены – роспись на потолке, которая была создана по знаменитым эскизам Леона Бакста в редакции Зураба Церетели. Это яркая картина, изображающая тринадцать танцующих фигур среди разноцветных пятен. Если вы достаточно внимательны, то даже сумеете разглядеть изображение исторического здания театра на плафоне.

На Новой сцене поставлены многие всемирно-известные балеты и оперы «Кармен-сюита», «Иоланта», «Сильфида», «Ромео и Джульетта» и современные постановки, например, «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо. Кроме постоянного репертуара, Новая сцена также принимает гостей из различных театров со всего мира и становится площадкой для проведения концертов.

Как и в историческом здании, здесь каждый гость без труда найдёт буфет и сувенирный магазин. Они работают только для зрителей.

Зал Новой сцены гораздо меньше и комфортнее, чем зал исторической. Уклон достаточно крутой, чтобы соседи спереди не закрывали вам вид на сцену. Но и здесь я не рекомендую вам выбирать места по бокам балкона. Лучшие места, как и в историческом здании, – по центру партера, амфитеатра и бельэтажа. Но даже с самых высоких центральных мест вам будет отлично видно сцену, хотя, конечно, театральный бинокль на балконе 1 яруса не помешает.

Бетховенский зал

Цена билета: 500 – 750 рублей.

Современный Бетховенский зал начинает свою историю с 2011 года. Эта небольшая сцена была построена на -1 этаже во время реставрации здания театра в 2005-2011 годах. До этого Бетховенским залом называлось Большое Императорское фойе.


Бетховенский зал напоминает уменьшенный в размерах античный театр. Полукруглые ряды кресел огибают совсем крохотную сцену и упираются в заднюю стену, которая имитирует фасад Петровского театра, предшественника Большого.

Бетховенский зал используется для камерных концертов и репетиций. У него есть свой собственный буфет, который зрители любят за отсутствие длинных очередей.

___

Бетховенский зал очень небольшой, поэтому с любого места вам будет хорошо видно и слышно исполнителей. Цена на билет не будет отличаться в зависимости от места.

Камерная сцена имени Бориса Покровского

Адрес: Никольская улица, дом 17.

Цена за билет: 500 – 3000 рублей.

Изначально, эта сцена принадлежала Московскому Камерному Музыкальному театру, который был основан Борисом Покровским в 1972 году. В здание на Никольской труппа небольшого театра переехала в 1997 году, а в 2018 Камерный театр был объединён с Большим.

На Камерной сцене вы можете увидеть оперы в постановках Бориса Покровского, Геннадия Рождественского и других менее именитых режиссёров, например, «Нос», «Один день Ивана Денисовича», «Москва, Черёмушки».

Сцена здесь небольшая, но вы удивитесь, когда увидите, как много артистов и декораций могут уместиться на ней. Спектакли на Камерной сцене домашние, но зрелищные и необычные.

Пожалуй, самый заметный недостаток Камерной сцены – маленькое пространство, в котором очень быстро становится душно, так что не забудьте взять на спектакль веер.

В зале всего 17 рядов, по 12 мест в каждом, и цена не варьируется в зависимости от места, поэтому можно смело выбирать билет, руководствуюсь только личными предпочтениями. Мы посоветуем вам выбирать места ближе к сцене и к центральному проходу.

Как купить билет и избежать перекупщиков?

Перекупщики – злейшие враги театралов. Если вы видите, что билеты в Большой продаются за 50, 100 тысяч рублей и выше, будьте уверены: вы наткнулись на них. Но избежать перекупщиков нетрудно. Достаточно покупать билеты в кассах театра или на официальном сайте.

Не секрет, что билеты в Большой разбирают очень быстро. Так что приобретать их нужно в первый день продаж. График начала продаж вы найдёте на официальном сайте в разделе «Визит в театр». Там же указан диапазон цен на билеты.

Экскурсии

Посещение экскурсии по историческому зданию – отличный способ увидеть Большой театр изнутри, узнать его историю, осмотреть интерьеры, обратить внимание на необычные детали и, если повезёт, понаблюдать за репетицией на Исторической сцене.

Большой театр – удивительное место с богатой историей, буквально пропитанное искусством. Так что, несмотря на все трудности, Большой, определённо, стоит посетить. Хотя бы раз в жизни.


Модели Светлана Истомина, Элиз Чуприс и Анастасия Соловьёва поделились c "Журналистом Online" впечатлениями о работе в Южной Корее


Профессор Константин Анохин прочел лекцию «Темная материя и темная энергия мозга: как наука может объяснить сознание?»

Кресла в большом театре

Войти

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Большой. Экскурсия по театру

Большой театр.jpg

Сколько раз я пробегала мимо Большого театра, удостаивая его мимолетным взглядом: «На месте? – На месте» и бежала дальше. И в голову не приходило, что Большой театр – это своего рода «государство в государстве», что это особый мир со своими законами, традициями, своей иерархией.
И вот в этот мир неожиданно приоткрылась дверь… подъезда №12, где находятся кассы театра, и собралась наша замечательная блогерская группа, которую возглавила экскурсовод от Музея Большого театра.
Мне сложно будет передать словами всё великолепие, которое предстало нашим глазам… Несомненно Большой театр один из самых красивых театров мира! Грандиозный, недавно закончившийся ремонт позволил нам увидеть его во всем своём истинно императорском великолепии!
Вы только представьте себе, что внизу под театром находятся ещё 6 подземных этажей; что Бетховенский зал, где проходят музыкальные концерты, построен по принципу «складного стаканчика», стоит нажать на волшебную кнопку и сцена вместе с рядами начинает подниматься и складываться до ровного пола, и тогда
концертный зал превращается в банкетный; что под самой крышей есть новенький репетиционный зал с покатой и расчерченной прямоугольниками сценой и роскошным залом из темного дерева, где отдыхают артисты в ожидании своей партии и куда нет доступа нет посторонним.
Большой театр великолепен без лишних слов!

Меньше всего мне хочется переписывать Википедию – давайте просто молча любоваться!
Но при этом всё же совсем кратко. О Большом театре.

Первое название театра – Московский Публичный театр (1776).
Второе – Петровский театр (1780).
Третье – Императорский театр (1805).

В 1824 его перестраивает архитектор Осип Бове.
Свой примерный сегодняшний облик театр приобретает в 1856 и обязан им архитектору Альберту Кавосу.
Пётр Клодт установил на фронтоне знаменитую квадригу (четвёрку) коней с богом искусств Аполлоном.

В 20-х годах Большой театр был назван В.И.Лениным «куском чисто помещичьей культуры» и был на грани закрытия.
В 1983 – театр получил несколько близлежащих зданий.
В 2002 – открыта Новая сцена.

IMG_9150.jpg

Театральная площадь. Большой Театр

IMG_9152.jpg

Нам очень повезло с экскурсоводом. Лариса – интеллигентная, изящная, с прекрасной подачей информации об истории театра

IMG_9155.jpg

Из входного вестибюля, мы спускаемся по лестнице в мраморный зал (сувенирный магазин, маленький гардероб, туалетные комнаты), а оттуда снова вниз уже по эскалатору и попадаем в Бетховенский концертно-репетиционный зал, тот самый «складной стаканчик».
Когда идёт репетиция оркестра фотографировать строго запрещено.
Поэтому фотография одна, но и она даёт полное представление о красоте этого технологичного и современного концертного зала (шумонепроницаемые движущиеся стены, и да-да стеклянные перегородки, ряды с креслами, сама площадка сцены, всё-всё исчезает, поднимается/опускается/выравнивается).


Здесь схема Большого театра в разрезе.
Найдите цифру 5 - это и есть Бетховенский зал! То есть примерно он находится под фонтаном на Театральной площади!
(с) Иллюстрация студии iCube

IMG_9212.jpg

А теперь с замиранием сердца входим в зрительный зал!

IMG_9206.jpg

IMG_9195.jpg

IMG_9196.jpg

IMG_9179.jpg

IMG_9174.jpg

Вы не ослепли от блеска золота?
Оказывается, есть одна небольшая хитрость, т.н. оптическая иллюзия. На самом деле позолочена не вся поверхность, а лишь декоративные выступающие детали.
На этом фото хорошо виден белый фон

IMG_9171.jpg

А на этом уже почти нет) Царская ложа великолепна!

IMG_9199.jpg

IMG_9217.jpg

И здесь тоже хитрость. Атлант не мраморный, как может показаться, а – из папье-маше.

IMG_9215.jpg

Сейчас мне хочется перевести восхищенно-эмоциональный разговор в практическое русло, и обсудить столь важные для театралов – удобные и неудобные места в зрительном зале. Слава Богу, в своё время я много раз была в Большом, не меньше десяти, точно. Смотрела и оперу, и балет, сидела в партере, на всех балконах и ярусах, на галерке, а однажды так вообще у меня было место «за колонной».
Так вот посмотрим, что представляет собой партер.
Стулья! Пол наклонный, поэтому ряды один чуть выше другого.

IMG_9231.jpg

Цвет бархатной обивки – малиново-алый. Очень красиво

IMG_9233.jpg

Под каждым стулом вмонтировано что-то вроде вентиляционной крышки. Раньше, по-моему, такого не было, появилось после ремонта. Очень удобно

IMG_9232.jpg

Но всё же надо признать, что в партере не самый лучший обзор сцены.
Посмотрите на эти прекрасные алые мягкие кресла. Амфитеатр! Располагается следующим за партером, под царской ложей. Обзор превосходный!

IMG_9214.jpg

Посмотрите, как отсюда видно! Вся сцена как на ладони!

IMG_9237.jpg

А вот теперь посмотрим на ложи.
Первый ярус - ложи бенуара.

IMG_9209.jpg

Вот так видно из лож бенуара. Очень хорошо.
Но, в ложах так – первый ряд самый лучший. Второй – и уже перед вами головы. В Большом сейчас вместо стульев третьего ряда стали ставить высокие стульчики, похожие на барные. Они гораздо дешевле, а видно отлично.
*Аня atlanta_s меня поправила (а она балерина Большого театра!) - высокие стульчики в ложах 10-14, действительно, дают хороший обзор, а вот в ложах 1-3 видно менее 50% сцены! Знание столь существеных ньюансов поможет вам выбрать, действительно, хорошие билеты.

IMG_9248.jpg

Присмотритесь – видите стулья на высоких ножках? Если будут предлагать билеты на них – брать не раздумывая!

IMG_9277.jpg

Ложи бельэтажа находятся на уровне Царской ложи.
Поэтому обзор отсюда, безусловно, самый лучший.
Видите у самой сцены справа нижнюю ложу? Она предназначена для артистов, которые празднуют свои юбилеи в театре, отсюда приветствуя публику, принимая букеты и купаясь в аплодисментах.
Над ней – Гостевая ложа для очень важных персон.

IMG_9245_5.jpg

Подождите, подождите восхищаться люстрой! Восхищаться и рассматривать её в деталях будем чуть ниже. А сейчас – устремите свой пристальный взор на галерку. Видите золоченые металлические ограждения? Это нововведение в Большом – стоячие места. Стоят такие совсем недорого – 200-300р. Продаются по студенческому билету. Подобный опыт уже давно практикуется в европейских театрах, теперь, наконец-то, он дошел и до нас.
Но! Всё же… Я сноб, дорогие товарищи. И я не понимаю за ради чего нужно два или три часа стоять на ногах и видеть кусок сцены… Если только просто зайти полюбоваться театром, немного посмотреть и …уйти.
Вид с балкона 4-го яруса

IMG_9254.jpg

Ну а теперь вдо-о-х.
И восхищённый выдох!

IMG_9182.jpg

IMG_9245.jpg

Вес стального каркаса с латунными элементами — около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами - около 2,3 тонн. Диаметр - 6,5 метра, высота – 8,5 метра.
Кстати, верхняя часть занавеса называется «портальный арлекин», и она украшена российской геральдической символикой.

IMG_9172.jpg

Если поднимете голову, то на театральном плафоне увидите Аполлона, играющего на золотой «кифаре», и 9 муз: Каллиопу с флейтой (муза поэзии), Эвтерпу с книгой и флейтой (муза лирики), Эрато с лирой (муза любовных песен), Мельпомену с мечом (муза трагедии), Талию с маской (муза комедии), Терпсихору с бубном (муза танцев), Клио с папирусом (муза истории), Уранию с глобусом (муза астрономии). А вместо девятой музы священных гимнов Полигимнии художники изобразили «самозваную» музу живописи с палитрой и кистью.

IMG_9253_1.jpg

IMG_9241.jpg

Теперь на лифте поднимаемся ещё выше!

IMG_9263_1.jpg

А потом ещё по ступенькам одолеваем несколько пролётов.
Подумаешь запыхались и болят коленки, зато мы сейчас в Большом репетиционном зале (на фото разреза Большого театра найдите №4)!
И нам дико повезло, репетиция только что закончилась, и мы можем немножко поснимать.

IMG_9261.jpg

Прямоугольники на сцене показывают расположение декораций.
Сцена имеет визуально видимый укат в три градуса – так принято в русской балетной традиции.

IMG_9268.jpg

IMG_9283.jpg

Но не будем мешать.
Полюбовались и хватит.
Снова спускаемся вниз и идём в Белое фойе, которое находится над входом в театр.
Здесь восстановлен интерьер 1856 года - роспись в технике «гризайль» (выполняется в разных оттенках одного цвета, что создает впечатление выпуклых лепных изображений), большие зеркала увеличивающие зрительный объем помещения, три хрустальных люстры.

IMG_9284.jpg

IMG_9286.jpg

IMG_9310.jpg

Теперь мы переходим в Большой зал императорского фойе. Он украшен французскими атласными гобеленами цвета «раскаленного чугуна». Удивительные события проходили в этом зале. Здесь происходила коронация Николая II, и здесь исключали из партии Галину Вишневскую.

IMG_9303.jpg

IMG_9311.jpg

Видите дверь, заставленную диванчиком? Она ведет в сталинскую ложу

IMG_9312.jpg

IMG_9298.jpg

Бесконечно благодарна за проведённую уникальную экскурсию по красивейшему театру мира - Музею Большого театра.

IMG_9278.jpg

Вот жалко только, что я не спросила декорации к какому спектаклю готовятся сейчас на сцене…

Московские клакёры и Большой театр

Московские клакёры и Большой театр

В толпе, собравшейся в Большом театре перед началом балета, не трудно обнаружить Романа Абрамова и его команду при условии, что вы знаете, кого искать.

Они не выглядят как супруги нуворишей, облаченные в шаровары золотой парчи и носящие сумки-мешки из меха шиншиллы. Их лица не отображают сытое удовлетворение жен чиновников, получивших все, что им причиталось. И они не похожи на туристов в походных ботинках, восторженно глазеющих на потолки театрального фойе, разукрашенные яркими росписями под розовый мрамор.

Люди господина Абрамова — это скромно выглядящие русские женщины средних лет в суконных пальто. Все их высказывания касаются работы. Они собираются на лестнице и с первыми шевелениями занавеса подобно пловчихам-синхронисткам разделяются на группы, чтобы затеряться в потоке людей, стремящихся занять свои места. (Вот тонкий момент: средних лет дамы, работающие на Абрамова, воплощают собирательный образ советской интеллигентной балетоманки со стажем»: люди, плохо разбирающиеся в балете, подсознательно будут копировать модель поведения того, кто выглядит в их глазах «знатоком».

Скромный гардероб делает представительницу клаки похожей на среднестатистическую поклонницу классического балета, и в этом тоже есть особый расчет: «Принцип социального доказательства является наиболее действенным при наличии двух факторов. Одним из них является неуверенность. Когда люди сомневаются и ситуация представляется им неопределенной, они в большей степени склонны обращать внимание на действия других и считать эти действия правильными.

Наблюдает за всем этим лично господин Абрамов, его умные темные глаза пристально «сканируют» фойе. Его работа — на основе тайных договоренностей с танцорами запускать запланированные аплодисменты и овации, используя для этого своих сообщников, рассеянных среди публики. Подобное сотрудничество — частично страсть к искусству, частично коммерция — может продолжаться долгие годы; иногда оно приводит к озлобленности, находящей выход в отвратительных актах мести.

Клакёры (фр. «claqueur», от фр. «claque» — хлопок ладонью) — под этим названием были известны эти «профессиональные поклонники», когда-то распространенные во всех великих театрах мира; но к середине 20-го века эта практика почти что вымерла.

Их выживание в московской театральной жизни, возможно, осталось бы никем не замеченным, если бы не нападение на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина, случившееся 17 января 2013 года: ему в лицо плеснули кислотой. Филин перенес около 40 операций — хирурги смогли частично сохранить ему зрение. Позже в организации нападения был обвинен солист труппы Большого, танцор Павел Дмитриченко.

Беспрецедентное по тщательности расследование, обрушившееся на Большой после скандального происшествия, попутно разоблачило некоторые из теневых неофициальных властных структур, управляющих жизнью театра. В России бывает трудно отличить настоящее от поддельного, тем более в украшенном позолотой зале.

Эти крики «Браво!», что звучат после великолепного па-де-де, — означают ли они, что публика действительно наэлектризована восторгом? Или же это звуковое сопровождение очень элегантного театрального вымогательства, маскирующегося под покровительство?

В главном зале Большого театра на весеннем показе «Лебединого озера» господин Абрамов, пребывающий в возрасте «поздних сороковых», находится полностью в своей стихии. Абрамов одет в потертые джинсы и кроссовки New Balance, щетина робко намекает на бороду; он выглядит слегка похожим на букмекера. Он практически не может отвлекаться на посторонние разговоры, потому что глубочайшим образом сосредоточен на управлении своими людьми, расположенными на «созвездии» стульев и кресел, не существующих на официальной схеме рассадки.

Когда зрители устремились на антракт, немалое их количество не преминуло поздороваться с Абрамовым лично. Женщина в тунике арбузного цвета, очевидно, мать какого-то артиста, подошла к нему в коридоре, надеясь, видимо, заручиться поддержкой клаки на предстоящем выступлении. Абрамов был слишком занят, чтобы поговорить с ней, так что она просто стояла рядом, не скрывая своего беспокойства.


Лицо Абрамова хорошо известно в театральном мире Москвы, что неудивительно: он заявляет, что посещает в год 300 представлений в Большом театре. Но специфика его работы — он называет ее «служением», совершаемым им из любви и фанатизма — загадочна; единственное интервью он дал в 2004 году.

Когда спросили об Абрамове российского балетного критика и историка Павла Гершензона, лицо последнего просияло восторгом.

«Как Рома попал в театр? Я не знаю», — сказал г-н Гершензон, бывший заместитель директора Мариинского театра в Санкт-Петербурге. «Я не знаю, кто он. Я не знаю, где он живет, — продолжил он изумленным тоном. — Еврей ли он?»

«Я даже не знаю его фамилию», — добавил Гершензон.

Абрамов описывает свою работу как хорошо кодифицированную сделку: клака предоставляет артистам гарантированные аплодисменты, а взамен он получает бесплатные билеты, выделяемые артистам, как правило, два на кресла в партере и от 4 до 6 контрамарок. Поскольку современный клакёр представляет сразу несколько артистов, задействованных в одном спектакле, г-н Абрамов зачастую может обеспечить до 28 мест в театре на каждый вечер — замечательный «улов» с учетом того, что билеты на «Лебединое озеро» с рук продают где-то по цене от $300 до $500.

Некоторые инсайдеры из балетных кругов утверждают, что клакёры извлекают прибыль от перепродажи билетов и контрамарок. Г-н Абрамов категорически отрицает это, уверяя, что администрация Большого театра отслеживает бесплатные билеты, выдаваемые актерам, так что если перепродажа обнаружится, он немедленно будет раз и навсегда изгнан из театра. Он говорит, что мотивация клакёров является более простой: они — фанатики.

Господин Абрамов и его коллеги наслаждаются близостью к «звездам» и служат свирепыми защитниками консервативной, классической традиции Большого театра. Чтобы попасть в театр, им требуются билеты.

Клакёры: бескорыстные покровители молодых талантов или мстительные «домовые» Большого театра?

Почему артисты нуждаются в клакёрах? Опытные исполнители стремятся получить от аплодисментов что-то очень конкретное, говорит Абрамов, например, лишние секунды, чтобы перевести дыхание между окончанием адажио и началом вариации. Молодые артисты боятся, что их исполнение будет встречено тишиной. Абрамов говорит, что он лично и его «заместители» в течение некоторого времени наблюдают за подающими надежды исполнителями, прежде чем выбрать тех, которых они считают наиболее перспективными и организовать с ними неформальную встречу.

«Так происходит первый контакт, затем следующий и так далее, а затем они перерастают в нормальные рабочие отношения», — говорит он. Предложение — «Вы можете быть включены в нашу ситуацию», как он выразился — растягивается в длительный симбиоз. С течением времени в отношениях с артистами может накопиться обоюдное раздражение; клакеры часто предпочитают иметь дело с матерями молодых дарований.

Абрамов, посещающий Большой театр с семнадцати лет, говорит об артистах с бросающимся в глаза отсутствием благоговения.

«У артистов очень тонкие и нежные натуры, они имеют очень деликатную нервную систему, и, к сожалению, у всех у них дико раздутая самооценка», — слегка помрачнев, произносит он. С танцорами, продолжает он, есть дополнительная проблема: «В основном они все тупые». Он добавляет: «Им можно восемь раз сказать, что надо делать, а на девятый раз они все равно все шагнут в неправильную сторону».

Выполняемое должным образом то, что делают Абрамов и его команда, выглядит своего рода наукой. Аплодисменты нескольких незаметных хорошо размещенных действующих лиц — уведомляющие о состоянии акустики зала, приводящие в состояние боевой готовности массовую психологию и предупреждающие о технических проблемах, с которыми исполнители сталкиваются на сцене — могут перекинуться на публику, как запальник зажигает газовую печь, побуждая неофитов признать, что они стали свидетелями чего-то виртуозного.

«Зрители не доверяют себе, они доверяют кому-то другому», — говорит балетный критик Вадим Гаевский, примкнувший к клакёрам еще мальчиком в 1940-х годах. Он объясняет: «Если они слышат, что кто-то аплодирует очень агрессивно и интенсивно, зрители думают, что происходит нечто экстраординарное, чего они просто не понимают, но, как правило, считают, что не должны выглядеть дураками, поэтому присоединяются к аплодисментам».

Это особенно актуально для Большого театра, который преобразился в условиях щедро подпитываемой высокими ценами на нефть экономики России. Театральные сиденья теперь заполнены людьми, которые могут позволить себе занять их, а не хорошо разбирающимися в искусстве балетоманами советской эпохи. Те зрители, что одобряют деятельность клакёров, говорят, что клака передает звуковую атмосферу, исчезающую вместе с поколением обычных людей, воспитанных в преклонении перед классическим балетом.

Нет никакой тайны в том, что происходит, когда клакёры исчезают, говорит господин Абрамов. «Возьмите любую запись спектакля в Большом театре — вы услышите крики "Браво!", аплодисменты на каждый подъем занавеса и каждый выход актеров», — заявляет он. И добавляет: «Теперь сходите в Мариинский театр и убедитесь, что гробовая тишина сопровождает представление "Лебединого озера"».


Танцоры редко публично признают существование клакёров. В интервью, взятых у полудюжины нынешних и бывших танцоров Большого театра, много говорилось о том, что артисты рассматривали клаку как положительное влияние, энергетическую подпитку из зала, заполненного сонными туристами и скучающей номенклатурой.

Многие исполнители помнят то острое ощущение, когда клака выбирает его подростком, определяет в нем одного из немногих избранных, кто сможет пройти весь путь до конца. Отвечая на вопрос о клакёрах в своем интервью, сам Сергей Филин сказал, что «вырос у них на руках».

«Вы могли бы назвать этих людей "домовыми" Большого театра», — шутит он.

Но сдержанность танцоров в разговорах о клаке проистекает также из чувства самосохранения: клакёры Большого известны как ранимые и мстительные субъекты, владеющие широким диапазоном изобретательных стратегий, позволяющих вмешаться в ход спектакля. Причиной обиды клакёров может послужить, например, выход артиста из давнишнего соглашения о предоставлении бесплатных билетов — такое происходит нередко, как только танцор набирается уверенности в своих силах и не чувствует больше необходимости в гарантированных аплодисментах.

Государственный академический большой театр России, Москва - отзыв


Сходили в театр за 30 000 рублей. БАЛЕТ ЖИЗЕЛЬ, БОЛЬШОЙ ТЕАТР – время культурного времяпрепровождения. Расскажу, О САМОМ ТЕАТРЕ и О БАЛЕТЕ ЖИЗЕЛЬ

Приветствую!

Сегодня я хочу рассказать о своем походе в Большой театр, который находится в городе Москве, на Театральной площади, дом 1. Находится театр недалеко от станции метро Театральная, для тех, кто на машине, парковка возле театра 100 рублей/час.




2 билета на балет Жизель я подарил своей любимой на 8 марта, она очень хотела его посмотреть, но поскольку я не любитель балета, я думал, что она пойдет со своей подругой или мамой, но те отказались, и мне пришлось составить ей компанию. Я уже несколько раз был в Большом театре, смотрел там балет “Баядерка” и “История о любви”, так же ходил на оперу “Богема”, так вот опера мне нравится больше всего.


Стоимость 2-х билетов 30 000 рублей, места выбрал в зоне Бенуар, левая сторона. Я считаю, что отсюда лучше всего видно сцену.

Такая стоимость не означает, что за меньшую плату в Большой театр не попасть, можно попробовать найти, совсем бюджетные билеты и за 100 рублей, только придется постараться.

Вид с ложи Бенуар:


В ложе Бенуар стоит кушетка, видимо для тех, кто уморился смотреть балет:)


Интерьер театра роскошный и просто кричит своим богатством: лепнина, красный бархат и хрустальные люстры, самая огромная из которых весит больше 2-х тонн, диаметр ее составляет больше 6 метров, а высота больше 8 метров, обстановка впечатляющая.




Сам театр был построен в 1776 году, а с 2005 по 2011 год проделали полную реставрацию Большого театра, полностью реконструировали, расширив и переоборудовав его, снабдив большой оркестровой ямой и хорошей современной сценой с прекрасной акустикой.


Театр действительно большой, партер состоит из 17 рядов, далее идет бенуар, бельэтаж и 4 балкона.


Царская ложа:



В Большом театре есть несколько буфетов, где можно выпить коньяка, съесть пару бутербродов и выпить кофе, цены вполне демократичные, чашка кофе, например, стоит 200 рублей.


Оркестровая яма:



О БАЛЕТЕ ЖИЗЕЛЬ.

Балет в 2- действиях, идет с одним антрактом всего 2 часа 25 минут.

В первом действии рассказывается о девушке Жизель, которая живет с матерью в бедной деревушке, и у нее есть возлюбленный Лойс. В Жизель влюблен еще один молодой человек, лесничий Ганс, он мучается от ревности, а когда видит объятья девушки и Лойса, то подбегает к ним и осуждает их. Лойс прогоняет Ганса, а тот в свою очередь обещает отомстить возлюбленному Жизель (Санта-Барбара 19 века, в общем). Лесничий Ганс сдерживает слово и раскрывает тайну Лойса, который оказывается не простым деревенским парнем, а герцогом, у которого имеется шпага. Узнав это Жизель потрясена, сердце ее не выдерживает и она умирает.

Во втором действии рассказывается о том, что Жизель превратилась в велису - мистический дух умершей девушки, и когда к ней на могилу приходит Ганс, Жизель вместе с другими велисами окружает его и он умирает. Но и герцог Альберт не может забыть свою любимую Жизель, приходя к ней на могилу, его тоже окружают мистически духи, и пытаются убить его, но дух Жизель его спасает и улетает вместе со всеми, оставшись навсегда в его душе. Драматично.


Сразу скажу, если вы собираетесь на балет, обязательно купите или прочитайте “программку”, так как даже 100 грамм коньяка вам не помогут понять сюжет и вообще все то, что происходит на сцене.

После балета Жизель, сам балет мне стал нравиться больше чем прежде, и я бы с удовольствием сходил посмотреть его еще раз.


Еще немного О БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ:

  • После реконструкции в нем полностью восстановили утраченную ранее акустику, за счет воздушной подушки под зрительским залом.
  • Уменьшили количество число мест в зрительном зале с 2185 до 1740.
  • Кресла точь-в-точь повторяют те, что были прежде, так же они имеют акустику и каждое кресло проходило акустический тест.
  • После реконструкции Большого театра оркестровая яма увеличилась на 37 мест, и появилась возможность сажать оркестр на уровне зрителей.
  • Занавес в Большом театре соткан с использованием золотых нитей в Испании, Италии, Франции и России.
  • Стоимость реконструкции большого театра больше 24 миллиардов рублей.

В Большой театр я обязательно вернусь еще, и вам рекомендую посетить его по возможности.

Читайте также: