Кресла для машины взрослые

Обновлено: 16.05.2024

Конструкция анатомических сидений рассчитана на скоростную, длительную поездку за рулём, во время которой позвоночник водителя способен испытывать перегрузку. Обращаясь к надёжному, проверенному производителю, вы сможете приобрести качественные сиденья. Ведь во время изготовления учитываются все анатомические особенности человеческого тела, а также нюансы установки в салоне. К тому же, они способны поддерживать правильное положение бедер, столба, снять нагрузку с опорно-двигательного аппарата. Анатомические кресла обладают системой, способствующей поддержке плеч. Для их производства используется высококачественный материал, а сам каркас изготавливается из лёгкого, но в тоже время, практичного сплава. Все составляющие подобных приспособлений надёжны и эффективны. Все представленные модели анатомических сидений имеют все необходимые сертификаты, подтверждающие их надежность и соответствиям нормам и техническим регламентам.

Автомобиль уже давно перестал быть простым средством передвижения и превратился в нечто необходимое. Он используется для поездок на работу и с работы, по рабочим и семейным делам, поездки на отдых. Таким образом, человек все больше времени проводит за рулем, что неблагоприятно сказывается на его здоровье. Больше всего страдает опорно-двигательная система, а именно позвоночник, а это может привести к серьезным последствиям для всего организма, начиная от головной боли и заканчивая более серьезными патологиями других органов и систем. Поэтому, если вы задумываетесь о своем здоровье, то стоит присмотреться к анатомическим автомобильным сиденьям.

Что такое анатомическое сиденье?

Специалисты уже давно бились над проблемой профессиональных заболеваний водителей и пришли к созданию ортопедических, анатомически правильных сидений. Такие сиденья по внешним признакам мало чем отличаются от штатных автокресел, но имеют механизм, позволяющий регулировать спинку в поясничной области. Это обеспечивает комфортную и правильную посадку за рулем. Помимо этого, такие автомобильные сиденья оснащены достаточно прочными боковыми поддержками, которые обеспечивают фиксацию тела. Этот аспект особенно важен при резких поворотах или заносах на зимней дороге.

Конструкция анатомического кресла

В основе таких кресел лежит металлический каркас и формованный пенополиуретан, который и выполняют функцию горизонтальной и вертикальной плоскостей сиденья. Снаружи такие сиденья обтягивают различными типами материалов: велюр, твид, винил, кожзаменитель или натуральная кожа. Отсюда и богатый выбор исполнения и цветовой гаммы.

Ортопедические кресла изготавливаются из качественных материалов и имеют правильную анатомическую форму. Это позволяет достичь не только комфорта, но и правильной осанки.

Дополнительно анатомические кресла могут оснащаться вентиляцией или подогревом, что немаловажно при использовании в российском климате зимой и летом.

Приобретая анатомическое сиденье, стоит учесть тот факт, что оно будет лучше смотреться в паре с пассажирским, тем более, что пассажиры тоже могут проводить много времени в машине и страдать не меньше, чем водители.

Анатомические сиденья ULTRA

2 автокресла + 1 взрослый сзади: легко!


Вот не поленитесь прочитать этот пост. Это реально интересно. Для всех, у кого есть кроссовер или седан, и при этом 2 или больше детей, запись рекомендована к прочтению! Уверен, что многие из вас просто не знали, что так можно было =D

Я думаю, ни для кого не секрет, что на заднем сидении Opel Mokka не так просторно, как хотелось бы. И ладно, если речь идёт о том, чтобы усадить 2-3 взрослых человека. В принципе, двое сидят комфортно; троим уже тесно, но в целом, это реально.

Но мне пришлось решать серьёзный квест: как разместить на заднем сидении Мокки два детских автокресла и при этом ещё одного взрослого?!

Тот, кто ездит на Мокке, сразу скажет — это нереально, и будет прав. Но он же, скорее всего, возразит: "А зачем сажать 2х детей и взрослого на задний ряд, если можно одного ребёнка посадить на переднее сидение, а второго — назад вместе со взрослым?" Или посадить двух детей сзади, а родителей — спереди.

Вроде, логичные вопросы и предложения. Но не для моей жены)))) У неё идея фикс: ехать с двумя детьми только сзади. И не хочет она сажать одного из детей на переднее сидение вообще никак. Возможно, это потому что в нашей жизни с женой было серьёзное дтп с тоталем авто ранее…

Поэтому, понимая реальные размеры Opel Mokka, я с грустью отнёсся к идее жены, усадить всех троих сзади.

ПРОБЛЕМАТИКА ВОПРОСА

Пожалуй, все знают, что на большинстве иностранных кроссоверов и седанов с 2010х годов на заднем диване с завода устанавливаются крепления ISOFIX для фиксации детских автокресел. И их два — на крайних сидениях рядом с дверями. Не исключение в этом и Opel Mokka:

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Запчасти на фото: 95273827. Фото в бортжурнале Opel Mokka

У меня двое детей, как вы уже поняли. Для одного использую автокресло, закреплённое на изофикс. Рождение второго ребёнка принесло новый вызов для Мокки) Пока второй ребёнок был маленьким, я вопрос решил: мы устанавливали его автолюльку (детское автокресло 0+) по центру, фиксируя ремнём безопасности, — так жене можно было вполне уместиться сзади на крайнем к двери сидении.

Но когда ребёнок подрос, было куплено очередное кресло уже под крепеж isofix, и вот тут ситуация казалась мне безвыходной. Засада в том, что поставить два автокресла сзади можно, но вот при это взрослый сзади уже не влезет: при размещении двух автокресел расстояние между ними в Опель Мокка составляет всего 22-23 сантиметра:

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Без вариантов, уместиться между — нереально. И это не только в Мокке, но и в куче других подобных авто.

Без особых надежд я решил погуглить. Хотя что-то мне подсказывало, что решения два: либо уговорить жену отсадить одного ребёнка на переднее сидение, либо покупать более вместительное авто (а-ля Kia Karnival).

И вдруг бац! Нахожу решение, и моё сердце замирает: кажется, это именно то, что нужно мне! Я перечитывал сайт снова и снова, и удивлялся: почему об этом так мало известно — это же мега-нужная в России вещь!

Итак, встречайте обновку для моего Opel Mokka: специальные рейки ISOFIX-MSK:

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Кронштейн-рейка ISOFIX-MSK предназначена для увеличения пространства между двумя закрепленными на изофикс автокреслами на заднем сидении, что позволяет расположить между ними третье автокресло, либо комфортно разместить взрослого человека.

Кронштейн-рейка ISOFIX-MSK представляет из себя металлическую конструкцию, состоящую из внешнего металлического корпуса с замками ISOFIX (аналогичные тем, что находятся в автокресле) и внутреннего каркаса с петлями крепления по стандарту ISOFIX, который смещается в сторону на определенное фиксаторами расстояние. Рейка защелкивается на штатные крепления изофикс автомобиля, а автокресло защелкивается уже на саму рейку.

За счет своей конструкции кронштейн-рейки ISOFIX-MSK позволяют смещать одно автокресло в сторону на расстояние до 7 см, две рейки позволят расширить пространство по середине заднего сиденья между детскими автокреслами суммарно на 14 см.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Я понимал, что это решение может полностью закрыть мой вопрос, но уверенности, что для Opel Mokka использование реек на изофикс даст именно 14 см, не было. Да и вопрос безопасности меня немного волновал. Поэтому решено было съездить на "примерку", чтобы вживую всё пощупать, померить, позадавать вопросы.

Сказано — сделано. Я мчу к ребятам из компании ISOFIX-MSK на знакомство. Забегая вперёд скажу, что в общении с этой компаний понравилось всё — чёткие, вежливые, гибкие и знающие своё дело ребята. Находится компания в Солнцево, на ул. Щорса, д.8кA:

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Во время визита узнаю, что планка изофикс — это не российское ноу-хау, а клон испанской разработки — рейки RiveMove. На примерке как раз имею возможность подержать в руках испанскую рейку и российский аналог: визуально и на ощупь есть лишь незначительная разница в дизайне.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

В итоге, мне всё подходит, я оформляю заказ и уезжаю ждать неделю, когда будет изготовлена новая партия этих кронштейнов.

И вот, через неделю забрав две планки для раздвижения автокресел, я установил их в свой Опель Мокка.

Итак, достаём планку из упаковки:

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Планка ИЗОФИКС-МСК представляет из себя комбинацию из двух квадратных в сечении труб разных диаметров, вставленных одна в другую. На одной находятся фиксаторы ISOFIX (такие же, как в детском кресле) — они защёлкиваются на скобы сидения автомобиля, а на другой — скобы, в которые будут установлены фиксаторы автокресла. Соответственно, внутренняя часть может выдвигаться в сторону — как вправо, так и влево, — на длину до 7 см. В некоторых авто на столько выдвинуть не получится (не позволит конструкция дверей), поэтому есть вариант выдвижения на 5 см. Выбранный вариант выдвижения фиксирует подпружиненный штырь.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Установка аксессуара элементарна, с ней справится абсолютно любой.

Утопив металлический штырь, выдвигаем планку на требуемую длину, отпускаем штырь, оставив его в нужном отверстии.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Теперь крепления устанавливаем на скобы сидушки.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Фото в бортжурнале Opel Mokka

А далее крепим кресло к скобам планки.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Готово, всё на месте. Пододвигаем детское кресло к спинке сидения.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Аналогичные действия проделываем с другой стороны, установив вторую рейку.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Самое время взять рулетку и измерить получившийся результат. Итак, после установки двух реек ISOFIX-MSK оба детских автокресла сдвинулись ближе к дверям.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

И расстояние между креслами теперь составляет целых 37 сантиметров!

Фото в бортжурнале Opel Mokka

А это значит, что даже я помещаюсь) Да, впритык, но сидеть реально можно, только плечи немного поджимает. Жена же влезла вообще без проблем, что самое главное. Это успех!

БЕЗОПАСНОСТЬ

Отдельного внимания заслуживает тема безопасности этого изделия. Всё-таки, речь о детях.

Как я писал ранее, придумали эту конструкцию реек в жаркой Испании, там её назвали RiveMove. Это и неудивительно: преимущественно по дорогам страны ездят небольшие машины, при этом много семей с двумя и более детьми. Так вот, процитирую сайт производителя isofix-msk:

Кронштейн-рейка RiveMoveRiveMove производится на территории Евросоюза, изделие прошло сертификацию на соответствие требованиям европейскому стандарту безопасности ECE 44 с проведением соответствующих краш-тестов, в т.ч. в ADAC.

Действительно, эта информация подтвердилась в разных источниках. См. далее.

В целом, при осмотре конструкции не возникает ощущения хлипкости или ненадёжности. Я снял декоративные заглушки с торцов рейки и осмотрел изделие изнутри. Скобы толщиной 4 мм крепятся к мощной трубе сваркой в 4 местах — каждый конец по двум точкам.

Аналогично и с защёлками изофикс.

Но мне хотелось как-то дополнительно убедиться, что кронштейн российского производства выдерживает хоть какие-то нагрузки.

И ребята из isofiks msk поделилилсь видео собственных крэш-тестов этих планок — кому интересно, можете посмотреть:

В инструкции к изделию я нашёл абзац, посвящённый гарантиям:

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Соответственно, говорить, что этот девайс на 100% безопасен при любых условиях, я не стану. Всё-таки любая "прослойка" в жёсткой конструкции может создавать дополнительные риски. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что и автокресла, и ремни безопасности работают лишь в пределах разумного, становясь бесполезными на высоких скоростях и при сильных ударах.

RiveMove меняет распределение нагрузок между креплениями, в конструкции возникают изгибающие моменты. Производитель рекомендует использовать изделие только для сидений старшей возрастной группы 2-3, в которой основным удерживающим элементом является штатный ремень автомобиля, а isofix играет лишь вспомогательную роль. Для сидений младших возрастных групп, в которых изофикс является единственным креплением автокресла, влияние адаптера может быть опасным.

В инструкции к кронштейну-рейке ISOFIX-MSK этот момент также не обходят стороной, вот что российский производитель рекомендует (см. второй абзац):

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Технология, на которой основана RiveMove, была протестирована в международном и независимом технологическом центре CSI S.p.A. Испытания, проведенные этой лабораторией, подтверждают, что RiveMove поглощает часть энергии удара, тем самым снижая риск получения травм, которым подвергается ваш ребенок.

Понятно, что каждый сам отвечает за свою безопасность и безопасность своей семьи. Я, проанализировав автоаксессуар от ISOFIX-MSK для увеличения места между автокреслами на заднем сидении, взвесил аргументы в плане риск-польза, и счёл его для себя возможным к эксплуатации. При этом, постоянно с ним я не езжу — только когда нужно именно 2 автокресла + 1 взрослый между ними.

Фото в бортжурнале Opel Mokka

Использование этого кронштейна также даёт определённые преимущества помимо того, что решает задачу комфортного размещения двоих детей и взрослого сзади: при установке этих реек на изофикс, переднее сиденье освобождается, и в дорогу можно взять ещё одного человека, например, бабушку/дедушку. Или даже уместить в Мокку троих детей с двумя родителями :)

Мне удалось договориться с компанией ISOFIX-MSK о небольшом приятном бонусе для всех владельцев Opel Mokka: по кодовому слову MOKKA-ISOFIX вас ждёт 5% скидка на эти рейки. Возможно, что для кого-то это решение будет таким же интересным и даже необходимым, как и для меня.

Выбор автокресла. Как выбрать детское кресло?


Несомненно, каждый родитель хочет купить самое надежное детское автокресло, но универсальной модели, которая подходила бы всем без исключения, не существует. Но, каждый ответственный автолюбитель вполне может подобрать кресло, которое идеально подойдет именно его ребенку.

Принципы подбора автокресла заложены в международных стандартах безопасности детских автокресел. С 2013 года действует стандарт ECE R44/04, и с 2015 года параллельно с ним действует стандарт ECE R129 (также называется I-Size) – на основании них и делается подбор. Несмотря на небольшую разницу в подходе, оба стандарта предполагают разделение всех детей на группы. И после определения группы, дальнейшими факторами будут – качество материалов обивки, эргономика и другие нюансы.

Итак, исходя из того, в какую группу попадает ребенок, вы сможете подобрать детское автокресло. Начиная с 2018 года, согласно стандарту I-Size, основным параметром подбора будет рост ребенка. Основываясь на этом, мы расскажем как подобрать детское автокресло.


Группа 0/0+ (с рождения до роста 75см)

Эта группа автокресел предназначается для самых маленьких детей. Тут надо сделать оговорку – автокресла этой группы могут быть как просто Группы 0 (рост до 70см), так и Группы 0/0+ – различие в максимальном росте ребенка, который поместится в такое кресло. В настоящее время большинство известных производителей делают автолюльки 0/0+, что позволяет возить ребенка даже тогда, когда он уже может нормально сидеть.

Установка таких кресел производится против хода движения, крепление кресла в автомобиле – штатными ремнями, либо на базу изофикс (продается как правило отдельно). Так как ребенок лежит головой вперед, это не создает нагрузку на шею и позвоночник и позволяет избежать «кивка» в случае резкого торможения или аварийной ситуации.

Крепление автокресла Группы 0/0+ на базу isofix – более надежное и безопасное, помогает избежать ошибок при установке. В дальнейшем базу изофикс можно использовать под кресло Группы 1, имейте в виду этот момент при выборе бренда автокресла, не все производители предлагают подобные варианты.

В модельной линейке Recaro в данной группе представлены 2 модели – Privia и Guardia.



Группа 0+/1 (рост от 75 до 110см)

Кресла группы 0+/1 – это универсальное кресло с рождения до примерно 3-3,5 лет. Этот вариант подходит как для только родившихся детей, так и для тех, чей рост уже более 75 см.

Дети в таких креслах ездят против хода движения до 15 месяцев, что повышает безопасность – в аварийной ситуации уменьшается нагрузка на шейный отдел позвоночника. Крепление детей в кресле Группы 0+/1 может быть как 5-точечными ремнями, так и защитным столиком. Более подробно прочитать про столик безопасности вы можете в статье "Столик безопасности – что это?". Также есть режим комфортного отдыха (режим сна) как для Группы 0, так и для Группы 1.

Подобные автокресла хороши тем, что как правило имеют поворотный механизм, это позволяет получить несколько преимуществ по сравнению с раздельными креслами групп 0 и 1. Но, так как кресло универсальное, в нем есть и свои незначительные минусы.

Детские автокресла группы 0+/1 бывают как с системой крепления изофикс, так и без неё. Isofix в этой группе влияет на безопасность, краш-тесты это подтверждают, поэтому если у вас есть выбор – покупайте кресло с изофикс.

Плюсы:
— Поворотный механизм позволяет более удобно сажать ребенка в кресло.
— До 15 месяцев ребенка можно перевозить лицом против хода движения, что положительно сказывается на безопасности.
— В подобном автокресле можно получить сочетание встроенных 5-точечных ремней, isofix и принудительного наклона кресла для сна.

Минусы:
— Наличие базы изофикс увеличивает вес конструкции.
— Кресло нельзя вынуть из машины вместе с ребенком, например, если вы приехали в поликлинику.
— Чуть меньший внутренний объем в группе 1 (по сравнению с креслом Группы 1).


Группа 1 (рост от 70 до 110см)

Данная группа автокресел отлично подойдет для тех детей, которые уже выросли из автолюльки и чей рост больше 70см.

Ребенок может сидеть как лицом вперед, так и против хода движения. Но, модели с реверсивной посадкой не очень распространены и купить их довольно непросто. Если же для Вас принципиальна посадка ребенка против хода движения до возраста 15 месяцев – стоит обратить свое внимание на кресла Группы 0+/1.

Вариации крепления ребенка в детском автокресле Группы 1 – защитный столик или встроенные 5-точечные ремни. Ремни более просты в использовании, и зачастую более удобные для ребенка. "Столик безопасности – что это?".

Детские автокресла Группы 1 можно разделить на три типа:

1. Автокресло с упором в пол, который предотвратит переворачивание кресла в аварийной ситуации, с коннекторами Isofix.
2. Детское автокресло без изофикс с креплением посредством штатного ремня автомобиля.
3. Автокресла, которые устанавливаются на базу изофикс, которая использовалась в Группе 0/0+.

Все три типа кресел имеют режим комфортного отдыха (режим сна), угол наклона 30 градусов. Автокресла Группы 1, имеющие систему изофикс – более безопасные, поэтому желательно покупать именно такое, если у вас есть выбор.

Кресла Группы 1 имеют ряд преимуществ по сравнению с универсальными автокреслами группы 1-2-3.

Плюсы:
— В подобном автокресле можно получить сочетание встроенных 5-точечных ремней, isofix и принудительного наклона кресла для сна.
— Детское авторесло Группы 1 можно полноценно использовать до 4 лет.
— Кресла с системой изофикс имеют очень хорошие оценки в краш-тестах.

Минусы:
— Наличие базы с изофикс увеличивает вес конструкции.


Группа 2-3 (рост от 95 до 150см)

Группа для самых старших детей, ростом от 95 до 150см. Дети в этой группе ездят только лицом вперед, а крепление их в автокресле осуществляется при помощи штатного автомобильного ремня безопасности. Само детское кресло может быть как с коннекторами Isofix, так и без них.

В детских автокреслах Группы 2-3 надо обратить внимание на следующие вещи: ширина и глубина посадочного места (нижняя часть сиденья не должна быть короткой), наличие усиленной боковой защиты, качество материалов чехла, хорошие краш-тесты.

Кресла Группы 2-3 как правило не имеют принудительного режима комфортного отдыха, крепление изофикс уже не влияет на безопасность, а скорее повышает удобство крепления детского автокресла в автомобиле. Кресла без изофикс могут иметь режим комфортного отдыха, но как показывает практика, чем взрослее ребенок, тем меньше он спит в машине в течении поездки. Поэтому особого смысла в "режиме сна" в этой Группе нету, и лучше купить детское автокресло с изофикс, которым будет удобнее пользоваться, а ребенок будет в нем передвигаться с тем же комфортом.

За безопасность крепления в Группе 2-3 можно сильно не беспокоиться. Штатный ремень безопасности автомобиля, как известно, самый надежный способ крепления, который выдерживает нагрузку в 2000кг, прежде чем порваться.



Группа 1-2-3 (рост от 70 до 150см)

Наиболее распространенная группа автокресел, предназначенная для детей ростом от 70см до 150см. Автокресла этой группы позволяют достаточно безопасно перевозить ребенка на протяжении 10-11 лет.

Дети передвигаются в этих креслах лицом вперед, вариации крепления – 5-точечные ремни или защитный столик (impact shield). Кресло может быть оснащено системой Isofix, а может быть и без нее. Тут мы выделим два основных типа кресел Группы 1-2-3:

1. Детское автокресло без изофикс со встроенными 5-точечными ремнями.
2. Детские автокресла с изофикс с защитным столиком.
Встречаются также вариации со столиком и без системы изофикс.

Обратите внимание, что после крепления ребенка в автокресле, между одеждой и ремнями (или защитным столиком) должно оставаться примерно 3см. Это общее правило крепления ребенка в автокресле, которое поможет избежать ошибки и позволит полностью использовать потенциал безопасности детского автокресла.

В связи с длительным сроком использования детских автокресел Группы 1-2-3, есть отличия в использовании этих кресел в Группе 1. Вернемся к двум основным типам автокресел этой Группы, и разберем особенности их использования.

Первый тип: детские автокресла без изофикс с 5-точечными ремнями более удобны в использовании в Группе 1 в связи с тем, что имеют режим комфортного отдыха (режим сна) – это позволяет без проблем ездить на длительные расстояния, а 5-точечные ремни безопасности, встроенные в кресле – более привычны ребенку, их проще крепить. Само автокресло закрепляется при помощи штатного ремня безопасности, пропущенного под обшивкой. В Группе 2-3, то есть при достижении роста 95см, внутренние ремни снимаются, и кресло вместе с ребенком крепится штатным ремнем автомобиля.


Второй тип: детские автокресла с изофикс и защитным столиком – более безопасные с точки зрения краш-тестов. Но, несмотря на это, можно отметить три момента, на которые стоит обратить внимание при выборе такого автокресла.

1. Подобные кресла не имеют режима комфортного отдыха (режима сна) в связи с тем, что коннекторы Isofix не позволяют наклонить автокресло, дети в них спят положив голову на столик.
2. Крепление столика требует некоторой сноровки, ведь вам надо пропустить через столик сложенный вдвое штатный ремень безопасности автомобиля.
3. Автокресла со столиком имеют требования по росту – минимум 75см. При таком росте столик заходит ребенку прямо подмышки, поэтому желательно использование подобных кресел от роста 80см. Либо немного потерпеть с ростом 75см, ведь дети в таком возрасте очень быстро растут.

Само автокресло при этом не обязательно должно быть закреплено на коннекторах изофикс. Поэтому, если вы хотите купить детское автокресло со столиком и с изофикс, но у вас в машине нет скобок Isofix, то вы можете смело его покупать. Штатный ремень безопасности автомобиля будет надежно держать кресло с ребенком, срок использования автокресла довольно долгий и вы со временем можете купить машину, в которой будут скобы изофикс.

В Группе 2-3, при росте ребенка 95см, защитный столик убирается и автокресло с ребенком удерживает штатный ремень безопасности. По сравнению с креслами, которые не имеют крепления изофикс и внутренние 5-точечные ремни, детские автокресла с изофикс удобнее в использовании в Группе 2-3, они как правило более широкие.


Особняком в детской автомобильной безопасности стоит такое приспособление как бустер. Бустер – это нижняя часть автокресла. Основное назначение бустера – использование его в поездках, если вы не уверены, что в автомобиле, которым вы будете пользоваться, есть детское автокресло. Надо понимать, что бустер лишь приподнимет вашего ребенка над штатным сиденьем автомобиля, но не обеспечивает защиту головы и защиту от бокового удара.

Поэтому, если у вас есть возможность использовать полноценное детское автокресло – используйте его, ведь это безопасность и комфорт вашего ребенка.

Детально разбираемся в автомобильных сиденьях

 Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.

Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.

Сиденья ― наверное, самая недооценённая часть автомобиля. Мы любим удобно расположиться, но плохо представляем, как они устроены. Знали бы хорошо, вряд ли использовали такие примитивные жаргонизмы, как «мебель» или «стулья». Под непрозрачной обивкой подчас скрыта сложнейшая конструкция, инженерный и технологический шедевр. Поскольку это весьма дорогой и тяжёлый элемент автомобиля, в конструировании и производстве ему уделяется гораздо больше внимания, чем в рекламе или отчёте о журналистском тест-драйве.


На примере сидений Volvo XC90 видно, как нечто, воспринимаемое цельным объектом, оказывается непростой в изготовлении конструкцией со множеством деталей.

Посадочные места, занимающие значительную часть интерьера, крайне важны для дизайнеров. А для водителя кресло ― основной канал физической связи с автомобилем: с ним соприкасается треть поверхности тела. Европейские исследования показывают, что за свою жизнь среднестатистический автолюбитель проводит в машине около 22 тысяч часов. И хотя сегодня совсем уж плохие сиденья встречаются нечасто, около 75% водителей в той или иной степени жалуются на проблемы со спиной. Плюс боли в шее, затруднения кровообращения, преждевременная усталость… Вызванная ей потеря концентрации ― причина трети серьёзных ДТП в Европе. А вы говорите «стулья».

 Типичную для начала ХХ века конструкцию сиденья на металлических пружинах демонстрирует американский седан Essex 1927 года.

Типичную для начала ХХ века конструкцию сиденья на металлических пружинах демонстрирует американский седан Essex 1927 года.

Хотя начиналось всё именно с мебельных технологий. Самобеглые повозки до начала ХХ века оснащались пружинными сиденьями а-ля бабушкин диван: набор витых металлических пружин обтягивался кожей с небольшим мягким подбоем. С 1900-х годов совершенствовали именно эту прослойку, применяя натуральные волокна от шерсти животных до кокосовых нитей, в том числе прорезиненных. В 1930-х появилась пена, сначала латексная. Она удешевила сиденья по сравнению с пружинными. С 1960-ми в автопром пришёл ещё более доступный вспененный полиуретан с различными производными.

 Во-первых, это красиво… Примерно до 70-х годов сиденья воспринимались в первую очередь как художественный объект и проектировались по наитию.

Во-первых, это красиво… Примерно до 70-х годов сиденья воспринимались в первую очередь как художественный объект и проектировались по наитию.

Ещё 30 лет назад считалось, что лучшие автомобильные сиденья сочетают пружинный каркас и формованную оболочку из пены, однако экономические соображения свели на нет «диванные» конструкции к началу 1990-х. Пружины в креслах остались и сейчас, но упростились до S-образной проволоки, в качестве ненавязчивой опоры для пены.

 В спортивных креслах Понтиака GTO конца 1960-х упрощённые, но всё ещё развитые пружины поддерживают пенную подбивку, играющую важную роль для образования формы.

В спортивных креслах Понтиака GTO конца 1960-х упрощённые, но всё ещё развитые пружины поддерживают пенную подбивку, играющую важную роль для образования формы.

Основой в любом случае служит каркас из металла или композитов. Его прочность в последние десятилетия многократно выросла ― прежде всего из-за ужесточения требований пассивной безопасности. К сиденьям теперь крепятся как минимум замки ремней, а то и надувные подушки, да и сами кресла положено испытывать на прочность по самым разным параметрам. Эти нормы, как и развитие научного подхода к проектированию штатных сидений почти убили рынок тюнинговых. Даже начинавшая с них известнейшая компания Recaro уже около десяти лет не производит гражданские автокресла сама, лишь «торгуя именем» на сторону.

 В кресла Volvo XC90 встроены деформируемые элементы, позволяющие на треть снизить нагрузку на позвоночник при вертикальном ударе ― например, если автомобиль упал с высоты.

В кресла Volvo XC90 встроены деформируемые элементы, позволяющие на треть снизить нагрузку на позвоночник при вертикальном ударе ― например, если автомобиль упал с высоты.

Профессионально оценивать сиденья принято дважды. Первичное восприятие ― статическое, в течение буквально первых 10–15 секунд после того, как ты оказался в кресле, будто покупатель в автосалоне. Не мешает ли оно процессу посадки? Насколько жёсткое? Не теснит ли? Хорошо ли держит? А главное ― как распределены реактивные силы от давления человеческого тела на обивку. Говоря по-простому, каков тот самый часто упоминаемый нами в тестах исходный рельеф или «профиль» сиденья.

 Volvo 144, конец 1960-х. Подголовники и трёхточечные ремни вынудили рассматривать кресла ещё и как важный элемент безопасности, изменив конструкторские подходы.

Volvo 144, конец 1960-х. Подголовники и трёхточечные ремни вынудили рассматривать кресла ещё и как важный элемент безопасности, изменив конструкторские подходы.

Затем в ходе поездки длиной не менее часа-двух составляется представление о динамическом комфорте. Ко всем перечисленным факторам ― а их восприятие в движении может измениться ― добавляется то, как сиденье гасит широкий спектр колебаний. Ведь за плавность хода в автомобиле отвечает не только подвеска, а триумвират шин, шасси и кресел.

С научной точки зрения это означает, что каркас, упругие элементы, пена вместе и по отдельности должны избегать резонансов в самой неприятной области частот от четырёх до восьми герц. Резонансы на частотах от 0,1 до 0,6 Гц вызывают укачивание ― помните убаюкивающий задний диван дедушкиной Волги? Отказ от каркасов на витых пружинах существенно облегчил жизнь людям со слабым вестибулярным аппаратом. Частоты собственных колебаний современных сидений много выше. Нельзя их делать и слишком жёсткими, чтобы не передавали вибрации.


У современных кресел мощные каркасы, минимум пружин и максимум пены. Слева ― сиденья «пятого» Гольфа, а справа ― адаптивные от Мерседеса SL 2012 года с подбивкой верхнего слоя из прорезиненного волокна, приспосабливающегося к форме тела, и подачей тёплого воздуха к шее.

Как сделать идеальное сиденье? Научные исследования этой темы начались только в 1940-х, и прошло два-три десятилетия, прежде чем результаты заметно сказались на серийной продукции, причём не повсеместно. Зато сейчас недостатка в данных нет, и по наитию или методом тыка никто вроде бы не работает. Многочисленные исследования даже порой противоречат друг другу. В том числе в самом важном — как должна распределяться нагрузка от тела по сиденью.

 Седан Volvo Amazon 1964 года впервые предложил регулируемый поясничный подпор. Именно в области поясницы передаётся максимальная нагрузка от спины на спинку, поэтому важно иметь возможность подстроить его под индивидуальные особенности седока.

Седан Volvo Amazon 1964 года впервые предложил регулируемый поясничный подпор. Именно в области поясницы передаётся максимальная нагрузка от спины на спинку, поэтому важно иметь возможность подстроить его под индивидуальные особенности седока.

Меньшинство учёных считают, что достаточно сделать кресло равномерно мягким, как, например, в старых французских машинах. Большинство — что жёсткость должна варьироваться, поскольку разные части тела неодинаково переносят нагрузку. Можно снизить давление на уязвимые ткани, сделав сиденье плотнее в местах контакта с наиболее выносливыми частями тела. Это ягодицы под так называемыми седалищными буграми и область поясницы на спине.

 Форма и жёсткость сиденья выводится в виде эпюры — карты нагрузок. Чем краснее зона, тем сильнее удельное давление. Чрезмерное сдавливание тканей воздействует на нервы, вызывая дискомфорт или боль, а также затрудняет кровоток в крупных сосудах.

Форма и жёсткость сиденья выводится в виде эпюры — карты нагрузок. Чем краснее зона, тем сильнее удельное давление. Чрезмерное сдавливание тканей воздействует на нервы, вызывая дискомфорт или боль, а также затрудняет кровоток в крупных сосудах.

Угол между подушкой и спинкой подбирается так, чтобы человек не «сползал» по подушке, потому что тогда к напряжению от сдавливания в нижней части тела добавится и сдвиг тканей. При этом седоки должны иметь возможность в дальней дороге сменить позу без существенного изменения карты давлений. В самой удобной для человека позе каждый из суставов находится примерно в середине его диапазона поворота. Все расчёты ведутся относительно центра тазобедренного сустава, так называемой точки Н (от hip-point, но некоторые инженеры используют индекс R).


Про задние диваны поговорим в другой раз, но к ним применимы те же закономерности, что и в случае с передними креслами. Серьёзный компоновочный вызов ― недостаток места для толстых комфортных подушек и их пружин. На фото ― срез второго ряда кроссовера Skoda Kodiaq.

 Каркас задних спинок приходится существенно усиливать, поскольку во многих случаях к ним крепится верхняя точка ремня безопасности среднего пассажира.

Каркас задних спинок приходится существенно усиливать, поскольку во многих случаях к ним крепится верхняя точка ремня безопасности среднего пассажира.

Учитывается, что под массой тела обивка деформируется в среднем на 4-5 см. У очень мягких кресел ― примерно на восемь. Комфорт посадки зависит от её высоты, то есть положения точки Н над полом кузова. Проблема в том, что все люди разные. Достаточно вспомнить долю страдающих ожирением жителей США или статистически низкий средний рост китайцев.

От рынка к рынку отличается традиционный диапазон между так называемым пятым женским перцентилем (дама ростом около 153 см) и 95-м мужским (187 см). И даже в этих рамках получается удовлетворить лишь 90% клиентов. Приходится выбирать, для кого в основном создаётся автомобиль, потому что полностью компенсировать разницу телосложений не поможет и миллион регулировок. А ведь сиденье должно не только принять, удобно разместить, но и зафиксировать тело.

 В «адаптивном» сиденье седана Cadillac Seville STS (1998–2001) при запуске двигателя надувалось десять подушек. Раз в четыре минуты наполненность каждой проверял компьютер. Подобная система стояла и в заднем диване лимузина президента США.

В «адаптивном» сиденье седана Cadillac Seville STS (1998–2001) при запуске двигателя надувалось десять подушек. Раз в четыре минуты наполненность каждой проверял компьютер. Подобная система стояла и в заднем диване лимузина президента США.

А ещё есть данные, что люди растут: за каждые десять лет американцы и европейцы становятся на сантиметр выше. Неудивительно, что диапазоны продольной регулировки передних кресел, некогда очерченные стандартами DIN как минимум 160 мм, сегодня порой достигают почти 300. Вилка перемещения по высоте обычно составляет 60–70 мм.


Последняя доступная в продаже серийная легковушка со сплошным передним диваном ― Chevrolet Impala 2012 года. Это была опция.

Отдельная история ― микроклимат. Поскольку треть нашего тела соприкасается с сиденьем, его роль в обеспечении теплового комфорта огромна. Оптимальной считается температура поверхности 23 ºС в любое время дня и года. Неудивительно, что подогрев сидений появился ещё в 1966 году в качестве опции автомобилей Cadillac. Но теплообмен ― процесс двусторонний. Обивка должна поглощать примерно 75 Вт/м² тепловой энергии человеческого тела. Проще говоря, пропускать воздух и пот.

Не считая дополнительных чехлов с авторынка, худший вариант в этом плане ― обивка из искусственной кожи. Натуральная немного, но «дышит» ― хотя и её желательно снабдить глубокой текстурой, чтобы обеспечить микродренаж. При этом в любом случае формообразующая пена должна быть толстой, ведь при сжатии более чем на 80% она становится практически непроницаемой.

 Кресло легковушки Ford 2007 года интересно как пример типичного недорогого решения. Обивка натянута сразу на пену, без промежуточных слоёв. Зато она экологически чистая соевая, а не полученный из нефтяного сырья пенополиуретан.

Кресло легковушки Ford 2007 года интересно как пример типичного недорогого решения. Обивка натянута сразу на пену, без промежуточных слоёв. Зато она экологически чистая соевая, а не полученный из нефтяного сырья пенополиуретан.

Однако ткань, даже самая дешёвая, — лучше. Кожаная обивка может с ней сравниться по эффективности теплоотвода только в случае применения дорогой перфорации и ещё более дорогой вентиляции. Как правило, вентиляторы работают на «вытяжку». Так повелось ещё с 1997 года, когда подобная система дебютировала на автомобиле Saab 9-5. Вероятнее всего, в кресла скоро начнут встраивать более экономичные небольшие тепловые насосы, использующие принцип кондиционера ― отбор или выдачу тепла при изменении агрегатного состояния хладагента.


Сиденья зачастую представляются маркетингом как нечто новое и уникальное. Но Nissan Gravity Seats в кроссовере Murano (слева) или «поддерживающие таз» кресла Мазды 3 конструктивно не оригинальны. Просто усовершенствована карта давлений.

Среди современных тенденций ― максимальная индивидуализация под конкретного человека с применением персональных ложементов, как это издавна делается в автоспорте и индустрии спорткаров. Если Ferrari довольно давно продаёт три размера кресел для дорожных машин, то Porsche уже предлагает индивидуальную формовку «ковшей» трёх степеней жёсткости для трековых версий моделей 911 и 718.

 Porsche обещает индивидуально формованные «ковши» для дорожного применения с мая 2021 года. Концептуальное сиденье Lexus Kinetic Seat обозначает важный тренд в сторону облегчения конструкции, ведь только пены в стандартном кресле не менее восьми килограмм.

Porsche обещает индивидуально формованные «ковши» для дорожного применения с мая 2021 года. Концептуальное сиденье Lexus Kinetic Seat обозначает важный тренд в сторону облегчения конструкции, ведь только пены в стандартном кресле не менее восьми килограмм.

В массовых машинах стараются увеличить число регулировок. Рекордсмен ― марка Lincoln, с 2017 года предлагающая кресла с 15 настраиваемыми параметрами, включая индивидуальные изменения длины и наклона подушек каждого бедра. На американский манер, подразумевая, что все размеры можно менять в двух направлениях, их называют сиденьями с 30 регулировками.


Опциональные кресла Perfect Position седана Lincoln Continental позволяют индивидуально регулировать вылет и высоту правой и левой передних частей подушки в зоне опоры бёдер. По статистике, мужчины, молодёжь и стройные люди при прочих равных менее придирчивы к креслам.

Массажем уже вообще никого не удивить, он предлагается даже для пикапов Ford F-150. Несложные датчики, встроенные в сиденья, скоро позволят контролировать пульс водителя и предупреждать о потере бдительности. Наверняка в серию пойдут и развитые сенсоры нагрузки на сиденья, отслеживающие «карту» давления седока на обивку. Это полезно не только для оптимизации регулировок самого кресла, но и для настроек систем активной безопасности. И даже для противоугонных систем! Поэтому мы запросто можем вскоре прочитать на щитке приборов что-нибудь типа «ваши седалищные бугорки распознаны, хорошей поездки».

Никита Гудков, 29 мая 2020 в 13:25. Фото и иллюстрации Драйва, фирм-производителей и из открытых источников

Читайте также: