Как сделать кресло для авиасимулятора

Обновлено: 28.03.2024

Полёт на своем авиатренажере – удовольствие, которое многие пользователи авиасимуляторов считают вне своих сил. Среди основных причин – стоимость и необходимость больших временных затрат. Но есть и решение: в настоящее время на рынке имеется достаточное количество устройств «plug-and-play» и различных продуктов, которые могут помочь построить авиатренажер любых размеров. Вашему вниманию перевод статьи строителя авиационных тренажеров Хермана Ленферика об опыте самостоятельной постройки, где с одной стороны можно найти информацию об опыте создания тренажеров разной сложности, а с другой – ссылки на интересные ресурсы.

1. Концепция проекта

2. Компоненты авиатренажера (вторая статья)

  • Компоненты авиатренажера
  • На старт!
  • Полезные ресурсы

С чего начать работу над проектом

С самого начала появления на рынке симулятора игры Microsoft Flight Simulator в 1982 году пользователи по всему миру начали создавать закрытые кокпиты, имитирующие кабины настоящих самолетов. Кокпиты становились сложнее и совершеннее с появлением новых версий популярного симулятора. В настоящее время в мире существует развитый рынок узлов и запчастей для самых разных авиатренажеров, а также группы и сообщества их строителей.

Подходы к строительству могут быть разными


Кокпит Lentosimulaattori на основе Cessna172

Подходы к созданию проектов кокпитов отличаются друг от друга в зависимости от их назначения и задумки. Некоторые энтузиасты стремятся к полному подобию тренажера и кабины самолета, как вариант, часто в качестве основы используется настоящая кабина. Вот примеры такого подхода: Project 727, F15 sim, Bell 206B, Lentosimulaattori.

Другие строители фокусируются на схожести внутреннего пространства кабины: Ian, ConnieSim, CessnaSim, 777 Blog, Hoddo, 747-400.

Некоторые создают кокпиты самолетов по оригинальным чертежам и из таких же материалов: SimHardware.

Многие строители делают тренажеры в развлекательных целях, и степени подобия не придается большой важности, лишь бы напоминало чем-то кабину: Beech 1900D, GLAHBC.

Тренажеры на подвижной платформе составляют отдельную группу тренажеров из-за особенностей внешнего вида: JimsPage.


Наконец, отдельная группа энтузиастов делает упор на простоту проекта: они просто приобретают по отдельности узлы и компонуют их вместе. А вот и примеры: B767 Cockpit, тренажер Фрэнка Бонда.

Выбор компоновки тренажера

В начале любого проекта необходимо составить план работ. В строительстве кокпита таким планом является выбор компоновки с указанием будущих устройств и блоков тренажера. Как всегда правильного ответа по поводу состава компоновки нет. В общих чертах состав зависит от ваших амбиций, технических знаний и их доступности, бюджета и свободного времени.
Обычно одного компьютера достаточно, но в комплексных тренажерах часто используются несколько, связанных друг с другом. Игра Microsoft Flight Simulator поставляется с открытым кодом с возможностью тонкой пользовательской настройки, как модели воздушного судна, так и внешних декораций полета. Наиболее продвинутые приложения позволяют настраивать летные характеристики вашего воздушного судна и даже создавать свою модель самолета. Также есть возможность создавать свою приборную панель и настраивать звуковые эффекты в кабине. Вообщем, что душа просит…

Самым важным компонентом авиасимулятора является приложение, позволяющее игре обмениваться данными с узлами управления для управления кокпитом и моделью судна в игре. До появления игры Flight Simulator X, основным способом такого обмена было приложение FSUIPC. После выхода обновления появилось приложение с официальной техподдержкой – SimConnect. Оно и решает вопрос обмена данными с игрой. Поэтому вовсе не обязательно писать свое собственное программное обеспечение для этих целей, достаточно использовать то, что есть. Если тренажер сделан на базе контроллера, поддерживаемого MFS, или на основе заводских комплектующих, то часто можно ограничиться редактированием конфигурационных файлов. Также можно воспользоваться программами – эмуляторами: Key2Mouse, Autohotkey. Эти программы позволяют переназначать команды с мышки, клавиатуры, а также с джойстика или контроллера на другие устройства.

В зависимости от ваших условий оборудование тренажера может состоять их разных переключателей, сигнальных лампочек, моторов для аналоговых приборов и даже целых летных компьютеров. С развитием проекта могут появляться новые устройства.

Одно из важных устройств интерфейса – эмулятор клавиатуры. Большинство команд MFS можно задать путем простого нажатия клавиши или их комбинации. Эмулятор клавиатуры позволяет легко и просто связать переключатели и тумблеры с набором команд на клавиатуре без применения специальных технических знаний. Примеры таких устройств можно найти здесь: KE72 Encoder Module, TCP-S2.

Также нужно будет использовать плату контроллеров для связи узлов управления с MFS. Например, с помощью такой платы можно задействовать сервомоторы и приводы приборов, также переключать тумблеры и включать лампочки. А вот и примеры таких плат: IO-Cards, Remote Mount Kits, SIM-board, M-Joy16. Обычно все подобные устройства поставляются с программным обеспечением, так что необходимости в программировании нет. Для таких сложных устройств, как бортовые компьютеры, более практичным является применение устройств ввода с вычислительными функциями. Для этого часто используются микроконтроллеры. Они организуют функцию ввода – вывода информации с устройства, не допуская перегрузки при простоте программирования основного компьютера. Примеры микроконтроллеров: BASIC Stamp. Для снижения стоимости и упрощения интерфейса многие используют вместо микроконтроллеров стандартные компьютеры и обычное программное обеспечение.

Чаще всего для строительства тренажера используют дерево, оргстекло и пластик (полиэстер и плексиглас). Система визуализации может состоять из нескольких мониторов или проектора. Кто-то ставит в тренажер настоящие приборы, другие изобретают свои. Что касается цифровых приборов (экранов), то существует целый спектр коммерческих, условно – бесплатных и бесплатных программ, которые могут взять на себя эту функцию. Узлы управления, такие как штурвалы, педали и ручки управления двигателями могут быть изготовлены самостоятельно или куплены у поставщика. Круг дополнительных устройств тренажера широк и может удовлетворить любые прихоти.

Пять вопросов для выбора типа авиатренажера

После того, как вы разобрались с компоновкой тренажера, пришло время сделать обзор Интернета в поисках подходящих технических решений. Для этого можно воспользоваться разделом «Полезные ресурсы». Вложение времени на этом этапе окупит себя: чем тщательнее сделан обзор, тем больше шансов найти оптимальное решение, конструирование также поощряется.

Для того чтобы определиться с типом тренажера задайте себе пять вопросов:

  1. Какими навыками вы обладаете, и какой навык хотите развить?
    Можно использовать готовые компоненты тренажера, а можно разрабатывать их с нуля. Если используешь компоненты конкретного самолета, то в итоге он и получится. А если разрабатываешь что-то сам, то выбор узлов для копирования увеличивается и можно выбирать. Можно прокачать некоторые навыки программирования и улучшить уровень реализма модели воздушного судна. Творчество может быть во всем, вопрос в бюджете и во времени реализации проекта.
  2. Какой лимит времени?
    Через какой промежуток времени вы хотите облетать первую версию вашего летного тренажера? Для собственного удовлетворения и повышения мотивации лучше идти небольшими шагами и иметь возможность летать на каждом из них в любой момент времени.
  3. Жилищный вопрос.
    Кто-то строит тренажер в углу комнаты и вынужден делить жизненное пространство своего хобби с членами своей семьи. Другие имеют для строительства целую мастерскую. Доступное пространство поможет определиться с размерами тренажера, который можно построить и это будет влиять на другие факторы.
  4. Уровень ваших амбиций
    Какого уровня реализма вы хотите достичь? Какой бюджет? Сколько компьютеров будет задействовано?
  5. На каких воздушных судах вы собираетесь летать?
    Кто-то выбирает популярные самолеты большой и малой авиации. В таких случаях обычно есть в продаже готовые компоненты, а в MFS присутствуют модели этих воздушных судов. Если человек решил все делать самостоятельно, то выбор воздушного судна у него шире, но в любом случае лучше просмотреть список самолетов из популярных авиасимуляторов.

Подготовительная часть

Чем выше качество чертежей, тем лучше

Если проект заточен под конкретный самолет, то в первую очередь следует найти по нему техническую документацию, в том числе чертежи, и сделать фотографии кабины. Помочь могут следующие ресурсы: Ebay, Avsoft, eFlightManuals, EsscoAircraft, FlightManualsOnCD.

Также стоит просмотреть сообщества кокпитостроителей по конкретному самолету: A340 project (раздел файлы), B767 dimensions, B777 dimensions и 47 Simulator (раздел «картинки и файлы»).

В строительстве могут понадобиться программы для проектирования, бесплатные можно найти на FreeByte.

Приборная панель – лицо проекта, и оно должно быть красивым

В приборной панели установлены переключатели и приборы, и она всегда находится на виду.

При разработке приборной панели, в первую очередь следует определиться с планировкой панели. Если в планах кокпит настоящего самолета, то лучше всего найти оригинальные чертежи с техническими документами и узнать форму панели, места расположения на ней приборов, переключателей и их типы. Не стоит экономить здесь время: панель находится на переднем плане.

Техническая документация может дать некоторую информацию о схеме панели, однако, не всегда можно найти информацию о реальных её размерах. Как выход – поискать в дополнительных ресурсах Интернета, например, на Varxec и Pietila, либо задать вопрос продавцу компонентов приборной панели на Ebay, а размеры самой панели определить пересчетом.

Также можно купить готовые эскизы панелей в натуральную величину. Их можно найти у таких поставщиков, как Hispapanels, Flightdeck Solutions, Engravity.

Надписи на панель следует наносить с помощью специального оборудования, которое не всегда есть под рукой, в таком случае следует вместо гравировки панелей использовать самоклеющиеся наклейки. Например, надписи, сделанные 3M ScotchMark. Другой способ в использовании надписей напечатанных на бумаге, размещенных между двумя листами оргстекла.

Область, которая требует особого внимания – подсветка панели. Принцип такой, что надпись загорается, когда включается освещение панели. Это нельзя воспроизвести без применения профессионального оборудования и материалов. Однако, есть хорошие альтернативные подходы: F16Simulator, Biggles, Hans Krohn, и xFlight/F16.

Конструкция корпуса на любой вкус

Вариантов строительства кабины тренажера множество, а общее правило звучит так: чем больше корпус закрыт, тем выше уровень реализма. К другим важным критериям относятся: транспортирования без риска поломки, размеры с которыми тренажер может пройти через дверные проемы, удобство в эксплуатации и простота модернизации (поскольку может появиться желания сделать лучше). Если в конечном итоге вы намереваетесь установить всё на подвижную платформу, то ваша задача сделать каркас достаточно прочным.

Любые доступные материалы могут быть использованы для достижения нужных эффектов. Это может быть ДСП различной плотности, круглые гвозди в месте заклепок и многослойная разноцветная краска для создания эффекта потертости.

Также можно покупать детали настоящих самолетов. В этом могут помочь такие ресурсы как: BoneYard2U, Desert Air Spares, Scroggins Aviation, Warbird Parts, and Konfederate Klassiks.

Варианты строительства кабины тренажера


Кокпит 1 к 1 из деталей обшивки самолета или подобных по свойствам.
Наружная часть тренажера копирует оригинал с целью максимального сходства: Тренажер планера Бланик

Кокпит без сходства, только функционал.
Цель строительства — воспроизвести функциональную часть самолета без учета внешнего и внутреннего сходства: xFlight/F16

Настольный вариант авиатренажера.
Нет времени много заниматься, ни к чему это, есть и ладно: Frank Bond

Уголок заядлого геймера, или как построить КокпиТ в домашних условиях.


Всем привет, хочу поделиться с вами воплощением в жизнь своей задумки, а именно — я наконец-то построил приблуду для гонок на дому.

Встречайте Кокпит для Симрейсинга KSR – v1.0 (над названием нужно поработать).



Кому лень читать указываю сразу ссылку на видео на моем канале

И так поехали.

Идея по созданию этого чуда возникла спонтанно, осенью 2017г. Жена на мой ДР подарила мне регистратор для авто, который я в итоге вернул в магазин (были на то причины, но это другая история). Долго думал, что же я хочу в виде подарка. В шутку сказал жене что давай купим руль для компа. На вопрос : Нахрена он тебе? – сказал, хочу :-)

Ноябрь 2017г.

Сказано – сделано.
В течении последующего месяца просматривали объявления на всеми любимом Авито, и параллельно этому я начал изучать в чем же разница различных моделей, т.к. одни можно купить в пределах 1000-2000р, естественно Б\У, а другие от 5000 и до 20000р, а возможно и выше.
Выбор пал на Logitech G25, который был найден всё на том же сайте, т.к. имел все необходимое, т.е. сам руль — 900 градусов, 3 педали и 6-ти ступенчатую КПП (а что еще нужно).
Почитав отзывы об эксплуатации, стало понятно, что девайс как автомат Калашникова – простой в эксплуатации и безотказный.
Цена его составила 5000р, состояние нового (даже пленочка была не оторвана.)

После нескольких недель игры с закрепленных рулем на столе, торчащей КПП (стол у меня угловой) и постоянно убегающими по полу блоком педалей (пожалуй, единственный минус этого руля) при любом нажатии на педаль, было принято решение собрать отдельное место для наездника, которое не будет мешать работе на ПК и занимать минимум места в квартире. При подключении руля на столе к штатной клавиатуре хрен дотянешься.

Цель:
1) Найти нужные детали (металл, кресло, сварщика)
2) Нарисовать чертеж (благо 21 век – наличие интернета)
3) Сварить конструкцию из металла компактных размеров
4) Разборка и сборка должна занимать минимум времени
5) Удобность использования

Принявшись штудировать всемирную сеть, благо я не первый и не последний с этой задумкой, нашлись видеоролики и статьи по изготовлению, за основу было принято решение сделать вот такую форму для стойки:


Декабрь 2017г.

Посоветовавшись с человеком, который в итоге согласился варить стойку, я выдвинулся на ближайшую металлобазу, на которой приобрел 10 метров профиля 40*20*2мм. В итоге с резкой на месте на куски по 2 метра, обошлось в 850р.
Работы решили начать на январских праздниках.
В это время неспешно подыскивалось кресло, основными критериями была удобность, небольшие боковые выступы, регулировка вперед\назад и регулировка спинки.
В результате кресло нашлось по объявлению с Daewoo Nexia в хорошем состоянии за 1500р.

5 января, после бадуна… Начало работ.

Созвонившись и договорившись, выдвигаюсь на место производства. При себе кресло, металл, руль с педалями и кпп.

Смотрим чертеж, прикидываем, мозгуем, генерим идеи…
Пробуем сварить прямоугольное основание…


Далее пробуем пристыковать кресло и смотрим сколько нужно доварить по высоте, что бы задние ножки были ниже чем передние на несколько сантиметров.


Сверлим места под болты для сиденья


Примеряем педали по расстоянию и высоте, что бы удобно было дотягиваться.


Фотку итога дня забыл сделать в тот момент, слишком были увлечены процессом…
Доварили верхний крепеж непосредственно для установки руля и боковую стойку для КПП.

Выкладываю фото готовой стойки по приезду домой.


В итоге имеем 3 составных части
1)Основание
2) Сиденье на ногах
3) Боковая стойка для КПП

Далее следовала покраска и сборка.
Все размеры подгонялись индивидуально уже на месте, методом держим руль в руках и снимаем мерку на какой высоте глубине нам комфортно, тоже самое и с педалями.
Никаких дополнительных стоек для прочности делать не стали, т.к. конструкция не пружинит, поэтому советую брать толщину 40*20*2мм.
Изначально планировалось сделать полностью разборную стойку, но решили что будет люфт и не будет такой прочности, поэтому решили сделать целое основание.

Итого на девайс потрачено:
Logitech G25 – 5000р.
Металл -850р.
Кресло – 1500р.
Краска – 200р.
Работа сварщика – военная тайна(не дорого). Андрей, еще раз спасибо ;-)

Если кто дочитал данный пост до конца и у него возникли вопросы, пишите мне, с удовольствием отвечу

Всем спасибо за внимание!
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал на ютубе, далее будет только интереснее, ведь у меня же есть такой девайс ))

Крутое кресло для игры в авиасимуляторы ⁠ ⁠


Роман пару часов помогал девчонке-врхивариусу переносить папки в другое помещение. Потом он набрался храбрости и спросил:

- Настя, а как рассчитываться то будем?

- А что бы ты хотел? - ответила девушка.

- Пиво и секс! - шутливо продолжил парень.

- А можно без пива? - улыбнулась Настя, глядя ему прямо в глаза.

Роман опешил, покраснел и не говоря ни слова вышел из комнаты.

Мораль: если ты что-то предлагаешь девушке то будь готов, что она согласится.

Испортил шутку⁠ ⁠


Большой казахский рахмет⁠ ⁠


Маркетинг⁠ ⁠

Ответ на пост «Почему нужно разговаривать с детьми и помогать решать им их проблемы»⁠ ⁠

А зачем вообще общаться в такими? Все равно толку ноль.

Сын пожаловался что у него вымогают деньги. Почитал переписку - сложилось ощущение, что лично Саша Белый вымогает. Плюс дружки толпой угрожали. Написал заявление в полицию, передав фото одного из угрожавших и переписку с ватсапа, с требованием «прошу привлечь неизвестную группу лиц». И стало тихо. Эта бригада видя сына проходит молча.

Совет. Если будете писать заявление, то пдн будет склонять к изменению требований на «прошу провести профилактическую беседу с подростком и его законным опекуном». Не ведитесь. С такой формулировкой дело сдадут в архив с минимумом работы. А с требованием принять меры - это уже постановка на учет и объем работ совершенно другой. И законные опекуны будут готовылучше следить за отпрысками, лишь бы перестала опека ходить с проверками


Ди Каприо фигни не скажет⁠ ⁠

Тимоти Шаламе рассказал, что Леонардо ДиКаприо дал ему актёрский совет: «Никаких тяжелых наркотиков и супергеройских фильмов».

Ди Каприо фигни не скажет Леонардо ди Каприо, Актеры и актрисы, Знаменитости, Тимоти Шаламе, Волк с Уолл-стрит, Совет, Из сети, Юмор, 25 лет

Потом наверное добавил: «И никаких девок старше 25-ти».

Ответ на пост «Ты не уродина, ты просто бедная!»⁠ ⁠

Если вы в России обитаете и у вас есть ребёнок от 3-5 до 10-12 лет, и у него не шибко идеально зубы расположены, то не тупите и идите к ортодонту и просите зубную пластинку.

Ответ на пост «Ты не уродина, ты просто бедная!» Стоматология, Дети, Родители и дети, Зубы, Ответ на пост

Я хз, м.б. даже по ОМС можно провернуть. Даже если вы из не очень обеспеченных семей, то поднапрягитесь т.к. это очень важное вложение.

Диоген а-ля рус⁠ ⁠

Подписался я как-то, сидя без работы в "муж на час". Гусары, молчать.

И вот, третий вызов. По электрике.

Приезжаю в малосемейку с темным коридором, дамочка вручает мне автоматический выключатель аж на 63 ампера и просит заменить в щитке. Старый, мол, всего на 32 ампера и его постоянно выбивает.

Пытаюсь объяснить, что проблема, возможно, не в автомате. Что ее проводка не выдержит нагрузку, которую позволяет новый автомат (да и старый тоже) и, как вариант, она сгорит к такой-то маме.

Предлагаю поискать проблему в другом месте и только потом переходить к таким радикальным мерам.

В итоге дамочка психует и звонит в мою контору. Мне перезванивает диспетчер, мы постепенно переходим на повышенные тона и я объявляю, что увольняюсь.

Иду домой пешком, настроение паршивое, раздумываю, купить на последние наличные интернета или вискаря и, внезапно, во дворе натыкаюсь на парочку мужичков, "употребляющих".

Тот, который как раз стакан приподнимал, смотрит на меня, и, внезапно, не донеся до рта, протягивает мне: "Выпей, братишка"

"Вижу, на работе проблемы. "

"Ну не просто так же ты средь бела дня с включенным фонарем на лбу ходишь. "

Особенная⁠ ⁠

Особенная Картинка с текстом, Две женщины орут на кота, Повтор, Автомобильные номера, Мат

ЕС. НАТО. ШОС! 18.09.2022⁠ ⁠

Заголовок отсылает мысль к советскому мультику:

В котором главным рефреном звучит фраза: "Крылья. Ноги. Хвост"

Ссылку на мультик привожу. Рекомендую посмотреть, для поднятия настроения:) Всё-таки сегодня воскресенье.

Теперь по делу. Саммит ШОС разорвал в клочья (с) миф об изоляции России.

В саммите приняли участие лидеры 14 стран и главы 10 международных организаций. Четыре страны входят в "ядерный клуб".
centralasia.media/news:1804710?f=cp

ЕС. НАТО. ШОС! 18.09.2022 Политика, Экономика, Санкции, Рубль, Шос, Видео, YouTube, Длиннопост

ШОС изначально создавалась с целью защиты границ стран-членов и борьбы с терроризмом, но сейчас все больше внимания уделяет экономическим вопросам. ШОС стала расширять сферы взаимодействия, которые охватывают не только вопросы безопасности и противостояния терроризму, как в начале. Теперь они включают экономическую, транспортную, энергетическую, финансово-банковскую сферы.

Саммит Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде стал приговором однополярному миру. Контуры новой организации держав, которые стремятся к сотрудничеству без Запада, продемонстрировали состав, статус и число участников саммита. К ШОС готовы примкнуть ещё пять: Египет, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн и Мальдивские острова, а Иран подписал меморандум о вступлении. Идут разговоры о вступлении в ШОС Белоруссии.

Бомба саммита №1:

Эрдоган назвал целью Турции стать членом Шанхайской организации сотрудничества.// Турция - мост между Западом и Востоком. Вступление Турции в ШОС (если оно произойдёт), подчеркнёт глобальный характер организации.

Бомба саммита №2:

Цитата: "Следует подумать о создании при ШОС ассоциации спортивных организаций"// Совершенно правильное предложение. Полностью дискредитированное ВАДА и МОК олимпийское должно получить альтернативу.

Бомба саммита №3:

ЕС. НАТО. ШОС! 18.09.2022 Политика, Экономика, Санкции, Рубль, Шос, Видео, YouTube, Длиннопост

Бомба саммита №4:

Страны договорились о постепенном увеличении доли национальных валют во взаимных расчетах.// Помните вот это:

Решение саммита однозначно указывает на то, что началось.

Бомба саммита №5:

Иран подписал меморандум о вступлении в ШОС.// Запад может сколько угодно заявлять, что Иран является страной - изгоем. Всё. Запад утратил монополию на определение хороших или плохих стран. Не принимает Запад - добро пожаловать в ШОС. Меморандум фактически констатирует восстановление двуполярного мира.

Бомба саммита №6:

Страны ШОС будут наращивать сотрудничество в области обороны и безопасности.// Комментарии излишни.

Главное: Принята Самаркандская декларация.

Основные пункты:

1. Лидеры стран ШОС заявили о недопустимости вмешательства в дела государств под предлогом противодействия терроризму;

2. Страны организации будут вырабатывать общие подходы к формированию перечня террористических организаций, запрещенных на их территориях;

3. Всем странам — участницам иранской ядерной сделки следует неукоснительно соблюдать свои обязательства для всестороннего ее выполнения;

4. Лидеры стран ШОС констатировали «опасную деградацию положения дел в мире»;

5. Страны ШОС придерживаются близких оценок в отношении текущей международной повестки дня, выступают за более справедливый миропорядок и формирование общего видения единой судьбы человечества;

6. Одностороннее применение экономических санкций, кроме принятых СБ ООН, несовместимо с принципами международного права;

7. Лидеры организации выступают против протекционистских действий и торговых ограничений, которые угрожают мировой экономике;

8. Страны ШОС высказались за расширение практики постепенного увеличения доли национальных валют во взаимных расчетах;

9. Страны организации продолжат консультации по вопросам создания Банка развития ШОС и Фонда развития ШОС;

10. Страны ШОС убеждены в недопустимости использования климатической повестки для введения мер, ограничивающих торговое сотрудничество.

Резюме: Прошедший саммит стран ШОС стал официальным подтверждением факта прекращения существования однополярного мира.

Мир снова становится двуполярным, и это естественное состояние для существования любой устойчивой системы.

Универсальный закон Единства и борьбы противоположностей - в действии.

Важное уточнение

Это не значит, что "Америке кирдык" и/или "ЕС развалится" и т.д. штампы, которые почему-то всегда пытаются приписать мне. Никогда такого не писал, и не планирую.

Америке не "кирдык". Просто часть стран (примерно половина нашего мира) уходит из под её влияния. Соответственно, уменьшится роль доллара в международных расчётах. Не более того. У США всё будет хорошо. Будучи страной прагматичной, а также уверившись в силе ШОС, США будет совершенно спокойно со странам ШОС торговать.

С ЕС всё несколько сложнее. Будучи несамостоятельной организацией, ЕС не сможет принять своевременные решения, и соответственно, пострадает от усиления ШОС значительно сильнее.

И ещё раз подчёркиваю: саммит ШОС - это не про "сделать Западу плохо". Это про "сделать странам ШОС и сочувствующим хорошо".


Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени⁠ ⁠

В центре города Ростова на Дону на углу улиц Чехова и Седова при научно-исследовательских работах найдена бутылка с посланием из прошлого и предметами 120-летней давности, сообщается на аккаунте в инстаграмме Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области.

Давайте глянем вместе, что в нем, и попробуем понять, кто его написал.

Нераспечатанная бутылка

Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени История, Археология, Интересное, Артефакт, Научпоп, Длиннопост, Капсула времени

Видна записка и газетный лист внутри

Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени История, Археология, Интересное, Артефакт, Научпоп, Длиннопост, Капсула времени

Горлышко запечатано - сургуч (?), так же видны две монеты-жетоны (?)

Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени История, Археология, Интересное, Артефакт, Научпоп, Длиннопост, Капсула времени

Лист от отрывного календаря с датой 11 апреля 1901 года

Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени История, Археология, Интересное, Артефакт, Научпоп, Длиннопост, Капсула времени

Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени История, Археология, Интересное, Артефакт, Научпоп, Длиннопост, Капсула времени

Текст записки:

«Ростовский на Дону
мещанин Иван Федорович
Старков
11 апреля 1901 года
Эту бутылку закопал я на память о себе и в этой бутылке газета «Приазовский край» №265 года девятого
Наследник этого дома и внук старого (?) МаКагона
ИвСтарков (подпись)
Еще на горлышке в на бутылке 2 копейки 1816г 1812 г
ИвСтарков (подпись)»

Почему газета от "девятого года", если на дате указан 1901?

Об этом чуть ниже.

Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени История, Археология, Интересное, Артефакт, Научпоп, Длиннопост, Капсула времени

А вот это замечательно:

Слева три пуговицы – первая, вероятно, от рубашки, вторая - от брюк, третья - обтянутая чем-то, возможно, от шинели;

Папиросы табачной фабрики «В.И. Асмолов и Ко», основана в 1881 г., переименована в 1920г.;

Газетный лист

Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени История, Археология, Интересное, Артефакт, Научпоп, Длиннопост, Капсула времени

Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени История, Археология, Интересное, Артефакт, Научпоп, Длиннопост, Капсула времени

Итак, перед нами первый лист газеты: "Приазовский край ежедневная газета политическая, экономическая и литературная", номер 265, год девятый.

Несмотря на громкую заявку ("газета политическая, экономическая и литературная") живет она именно рекламой, потому на самом первом листе – сплошь рекламные объявления.

А теперь зададимся вопросом, кто же этот мещанин Иван Федорович Старков, внук МаКагона?

По мне так, вполне очевидно, что, вероятней всего, это гимназист-подросток 13-16 лет.

Смотрите: папиросы - явная заявка на взрослость, детские богатства – две копейки возрастом на тот момент почти 90 лет (в наивном расчете, что, когда их найдут, они составят гораздо большую ценность чем для владельца - подарок от Вани нашедшему) и раскуроченный винтовочный патрон (его явно разбирали и вытряхнули порох для пиротехнических забав - горловина гильзы расширена, пуля вытащена), плюс старательно "взрослый тон" письма.

Меня позабавила приписка в письме "внук старого (?) МаКагона". Автор хочет, чтобы фамилия деда (отца матери) звучала на иностранный манер, как у знаменитого фельдмаршала и президента Франции (1873-1875 гг.) Мак-Магона На самом деле Макагон вполне обычная русская фамилия от профессии макагона ("гнать мак"- выжимать из него маковое масло).

Кому-то почерк покажется взрослым, но вспомните, в классической гимназии учащиеся писали много, причем чернильными ручкам с перьями, почерк (весьма приличный) устанавливался довольно быстро, не в пример современным детям, которые к концу школы и писать-то толком не умеют.

1901 год – скоро уже русско-японская война, Порт-Артур, Цусима, революция 1905 года, еще через 13 лет – Великая (мировая) война, затем гражданская, разруха и голод в России. Всего этого наш гимназист не знает, он мечтает о том, как далекие потомки найдут его послание в будущее, засыпая в своей постели 120 лет назад.

Вы можете поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната ₽ под любой публикацией

Заранее благодарен, ваш старый знакомый Лысый Камрад.

Планируется серия публикаций про интересные археологические находки с предварительным названием "Окно в прошлое". Если вы не желаете пропустить новые публикации из этой серии и просто мои будущие интересные вам публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

Строим motion simulator из палок и синей изоленты


Обычно первый комментарий к статье про какую-то неведомую технологию выглядит так: «Вы бы перед тем как углубляться сначала рассказали что это и зачем нужно». Итак, сия чуднАя периферия призвана при игре в автомобильные симуляторы имитировать воздействие перегрузок на игрока. В данном случае это обеспечивается наклоном кресла по двум осям, следовательно получился симулятор движения с двумя степенями свободы.

Наглядная демонстрация:

Кусочек истории

Несколько лет назад увидел в Интернетах этот ролик. Захотелось построить что-то похожее. Рассудив, что такую конструкцию я не осилю, решил сделать просто качающееся кресло. Погуглил, оказалось Америку я не открыл и такие устройства бывают. Девайс, описанный в топике реализован по схеме racingseat, когда кресло закреплено на карданной передаче или её функциональном аналоге. Это уже вторая попытка реализации. Первой была схема joyrider, при которой кресло вращается на двух перпендикулярных осях в идеале пересекающихся в центре масс платформы. Также я исходил из того, что денег нет. Поэтому между хорошим, дешевым, плохим и дорогим пришлось выбирать хорошее и дешевое.

Комплектующие

Двигатель. Изучая тематические ресурсы на предмет выбора, так и не смог найти четкий ответ какой мощности двигатель нужен. В предыдущей версии я использовал двигатель от аккумуляторного шуруповерта, результат был не очень. Обычно для таких целей используют мотор-редукторы для стеклоочистителей автомобилей. Рекомендуют использовать узлы от автомобилей с большими лобовыми окнами (большие легковушки, автобусы, грузовые автомобили), поскольку электромоторы там мощнее. И даже несмотря на это симоводы обычно жалуются на малую мощность. Оценив бюджет я решил забить на рекомендации, смириться с малой мощностью и сделать дешево и сердито — прикупил два мотор-редуктора от Ланоса по $20 каждый. Двигатель маркирован как 30Ваттный. Я полагал пластиковая ведомая шестерня редуктора проживет недолго. К счастью я ошибся, спустя пол года использования не появилось даже люфта. Могу сказать, что по ощущениям мощности этих двигателей вполне достаточно. При желании можно поднять напряжение питания и получить еще немного динамики.

Карданная передача использована от карданного вала ВАЗ-2101. ~$20
Блок питания 12В 350Вт заказан в Китае, поскольку в ATX'овом блоке питания чуть меньшей мощности срабатывала защита даже при работе одного двигателя. Думаю эту защиту при желании можно легко отключить, но не стал заморачиваться. Китайский же тянет оба двигателя не напрягаясь. ~$30
Шарниры ball joint – шарниры, передающие усилие мотор-редукторов на кресло. Не знаю как этот шарнир называется по-русски. Возможно шаровой шарнир. Первая мысль была использовать рулевые наконечники от автомобиля. Купил, попробовал — оказались слишком тугие и громоздкие. Затем решил сколхозить самодельные — оказались слишком большими зазоры. В результате заказал в том же Китае по $3 за штуку. Забавно, что когда я пытался найти такие шарниры в оффлайн, в конторе, специализирующейся на продаже подшипников, надо мной малость посмеялись и сказали что такое найти невозможно.
Пара автоматических выключателей для защиты от КЗ.
Автомобильное кресло с неизвестной родословной, и совершенно точно нелегкой судьбой.
Метизы, железо, провода, всякие мелочи вроде вениляторов, ХЗ сколько.
Игровой контроллер aka Logitech G25, компьютер, монитор и остальное уже было в наличии.
Несколко фотографий для понимания механической части. Крепление карданного шарнира и двигателей с упомянутыми выше ball joint. Заодно можете посмеяться над над моими скилами сварщика и маляра:



Электроника.


Был бы я поумнее, купил или скопировал китайские драйвера двигателей и подключил бы к Arduino, благо реализации есть в открытом доступе. Но нет, я надумал пойти своим путем. И чтобы в пути было не скучно, я решил во время похода потащить на своей спине свежеизобретенный велосипед с квадратными колесами. Да, я забубенил свои драйвера и контроллер с прошивкой. Причем драйверов я сделал, наверное, больше десятка версий, а количество сгоревших полевиков впору измерять на вес. Итак, смертельный номер, не рекомендуемые к повторению схемы:



Некоторые места в схемах были исправлены уже на текстолите, так что не рекомендую повторять. Рисуем платы, расчехляем лазерный утюг, тапок для съемки. Получаем следующее:


И упаковываем все в элегантный корпус:



Само собой не обошлось без косяков и в некоторых местах плату пришлось исправлять.

Необходимая для работы информация (задание положения двигателя) передается через переходник USB-Serial TTL на микросхеме cp2102 в контроллер. Контроллер реализован на МК atmega88 с минимальной обвязкой. Для удобства добавлен четырехразрядный семисегментный индикатор. Контроллер по сигналу обратной связи, датчиком которой выступает переменный резистор на оси мотор-редуктора, определяет фактическое положение двигателя и при необходимости вносит в него коррективы. В контроллере реализован пропорциональный регулятор. Прошивкой скорее всего не поделюсь, т. к. не люблю бэкапы. В драйверах двигателей реализован H-мост. Контроллер имеет возможность открыть любой из транзисторов моста, что в данном случае избыточно. Из-за этого пришлось городить логическую защиту от КЗ. Достаточно было бы передать из контроллера в драйвер сигналы направления и разрешения.

Рисуем остальные части совы Как то так все это выглядит если собрать вместе:



Софт для компьютера.

Для меня было откровением, что многие игры реализуют вывод телеметрии. Раньше я думал, что получить данные о физической модели игры можно только с помощью черной магии и метода научного тыка в память процесса. Оказывается нет, часто разработчики игр заморачиваются над выводом соответствующих данных через сокет. Отличное место чтобы изобрести еще один велосипед, а то я уже почти оправился от предыдущего. Но тут что-то пошлО не так и я решил посмотреть готовые варианты. А их есть как минимум два бесплатных:
X-Sim напичкана массой свистелок вроде возможности прикручивания плагинов, перехватывания состояния джойстиков, но сложна для старта. Список поддерживаемых игр.
SimTools относительно новая программа, значительно проще первой, но обладает меньшим функционалом. Для старта самое оно. Список поддерживаемых игр.
Обе программы допускают вывод необходимой информации через последовательный порт (в данном случае виртуальный). Поддерживаются практически все более-менее известные преимущественно автомобильные, но есть также и авиационные симуляторы.

Думаю в комплект к этому девайсу неплохо бы поиметь Oculus Rift. Только вероятно понадобится вторая версия, поскольку у первой гироскопы с ума сойдут.

Хочу извиниться перед теми, кто просмотрел все картинки, но так и не увидел синюю изоленту, и перед читателями, кто сюда дочитал, за пост вида КакНарисоватьСову.jpg. Изначально он не планировался, поэтому не вся информация о процессе изготовления сохранилась. Но по крайней мере статья расскажет о подобных устройствах тем, кто не задумывался об их существовании. Еще несколько видео с этой железкой есть в этом плейлисте.

Как мы строили авиатренажер: бесценный опыт

Чуть менее года назад я включился в процесс строительства устройства, которое находится где-то между авиасимулятором и профессиональным авиатренажером. Это был не первый опыт — в 2009 году мы уже решали такую задачу, поэтому приступая к реализации весьма амбициозной мечты мы постарались не наступить на все возможные грабли. Тут я опишу предысторию с «первым блином», и как она повлияла на второй. Если будет интересно, напишу подробно про наш второй тренажер.

Пост в «DIY» потому, что ни у кого из нас раньше не было опыта строительства самолётов или профессиональных тренажеров. Более того, как выяснилось позднее, подходы при конструировании низкобюджетного авиатренажера кардинально отличаются от подходов в профессиональной области. В общем, и первый и второй тренажер был построен любителями, правда, с техническим бэкграундом.


Осторожно, много картинок, вызывающих нервный тик у любителей авиации и инженеров.
Итак…


Предыстория

В июле 2009 года один из моих знакомых позвонил и сказал, что мол в Москве некий бизнесмен строит для себя тренажер самолёта Boeing 737-800, и что у него не все получается, и, дескать, не хотел ли бы я поучаствовать в проекте. Я захотел, приехал к этому бизнесмену, обалдел, и сразу включился в работу.

Надо сказать, что в результате тренажер построился, пожалуй, максимально дорого и с максимальным количеством граблей. Это было связано и с отсутствием опыта у нас, в очень значительной степени — с крайней малоразвитостью рынка низкобюджетных авиатренажеров и их компонентов, и, самое главное — мы не планировали. Это была чистая лабораторщина, наколенщина и экспромт: мы были крайне ограничены во времени.

В результате, худо-бедно наша штуковина ожила, показалась на МАКСе, и мы стали катать на ней всех желающих.

Вскоре после завершения постройки Боинга я ушел из компании, и вернулся к ней летом 2012 года. Меня позвали назад, поскольку тот чудный бизнесмен решился на постройку второго тренажера. На этот раз им стал Airbus A320.

В этот раз мы решили подойти к вопросу более проактивно: было принято совместное решение потратить время и силы для планирования. Кроме этого, я настоял на том, чтобы вначале появлялись бумаги и картинки, и лишь потом происходили закупки многочисленных компонентов.

Конечно, одной из главных задач была сократить совокупную стоимость владения, а для этого нам нужно было проанализировать и обдумать грабли, на которые мы наступили с Боингом.

Грабли

Для начала я решил проанализировать грабли. В конечном итоге, эти самые грабли на этапе проектирования и конструирования приводили к неожиданным простоям тренажера, что выливалось в весьма ощутимые финансовые и имиджевые потери для компании. Нужно было не пробакланить их по второму кругу.

Отсутствие ИТ-инфраструктуры

По сути, когда появлялся на свет Боинг, предполагалось, что «все заработает само». Поставщиков было всего три: кабина со всей электроникой, подвижная платформа и видеосистема. Софт (Project Magenta если кому-то что-то это говорит) был поставлен поставщиком кабины, соответственно и инфраструктура была «дана нам свыше». Как показала эксплуатация, нужно было по крайней мере правильно раскидать компоненты по компьютерам, но даже этого не было сделано.

В дальнейшем постоянные изменения (о которых я расскажу отдельно) привели к тому, что система зажила своей собственной жизнью. Каждый раз когда происходил какой-то сбой или отказ, приходилось распутывать узел из множества компонентов, чтобы в конечном итоге обнаружить, что один из них перестает работать, если лог-файл достиг определенного размера.
Ни о каком сколько-нибудь регулярном резервном копировании, контроле версий компонентов и речи не шло.

Что касается производительности, то по мере установки новых сценариев, производительность симулятора падала весьма существенно, что в результате потребовало замены MSFS на X-Plane. Почему именно такой выборы был сделан — я не знаю, я не принимал в нем участия, однако факт остается фактом.

Даже после замены монолитного MSFS на масштабируемый X-Plane, производительность графической подсистемы не была просчитана, в результате чего аппаратное обеспечение этих серверов дважды подвергалось апгрейду.

Из этого дизастера я сделал вывод, что просто необходимо нарисовать архитектуру всего тренажера, расписать какой компонент будет работать на каком компьютере, предусмотреть возможные расширения, расписать требования к производительности железа, оценить загрузку сети и сделать небольшой запас на дальнейшее развитие. В конечном итоге, целью существования тренажера является не постоянная отработка новых технологий, а улыбки на лицах клиентов.

Постоянные изменения и мультивендорность

О, это просто праздник.
Пока в качестве симулятора использовался MSFS, все было более или менее стабильно: поставил кривой сценарий — получи сходу отвал симулятора. Просто и без изысков.

Когда перешли на X-Plane и масштабировали систему установкой четырех экземпляров (один считает динамику, и каждый рисует свою картинку на свой проектор) выяснилось, что распространить один и тот-же сценарий на четыре экземпляра без ошибок гораздо сложнее. Особенно если учесть, что один из них работает под Виндой, а три — под Линуксом. Начались ошибки и проблемы, вылетания сценариев на одном из проекторов (самое неприятное). В какой-то момент контроль над сценариями был полностью утерян, и было принято волевое решение полностью синхронизировать все инсталляции с какой-то одной. Это позволило почти полностью избавиться от проблем с визуалкой, но корень проблемы остался — у нас четыре разные инсталляции симуляторов, три из которых формируют изображение на одном экране.

Иногда железо (контроллеры) выходили из строя. Вместо того чтобы смириться и покупать то-же самое, покупались контроллеры других производителей. В результате через три года в Боинге стояло оборудование аж 5 вендоров, и у каждого из них свой интерфейсный софт со своими особенностями. Конечно, это работает вместе, но в случае каких-то неизведанных проблем, диагностика превращается в сущий ад.

Опять-таки новые контроллеры — это новые кабели на борту, и в какой-то момент мы пришли к осознанию, что мы уже не знаем, что это за провод, куда он идет и для чего он нужен. Пришлось остановить работу тренажера на несколько дней, и сделать почти полный re-wiring.

Из этих граблей я сделал вывод, что тренажер должен строиться если и не на века, то по крайней мере на годы. Нужно заранее оценить направления возможного развития, зафиксировать их и строить систему исходя из этих направлений. Если в какой-то момент возникнет желание улучшить что-то в другом направлении — ну что-ж, от чего-то придется отказаться в пользу эксплуатационной надежности.

Эксплуатация

Эксплуатация тренажера не была похожа на таковую вообще.

Инструкций по эксплуатации не было, ограничений на изменения не было, плана резервного копирования, планового техобслуживания, да и много чего еще не было.

Разные руки лезли в один и тот-же тренажер, меняли настройки, наскоро проверяли и уходили, а на следующее утро тренажер не заводился.

Лампы в проекторах перегорали в самый неподходящий момент, а запасные были в магазине где-нибудь в Видном, и в пятницу вечером наш курьер несся через всю Москву дабы купить последнюю в Москве (кроме шуток) лампу.

Масло в цилиндрах приводов подвижной платформы незаметно вытекало, и мы обнаружили что оно течет только когда на полу образовалась лужа. И, конечно, масла этой марки было не купить.

Обобщая: тренажер работал, а не эксплуатировался. Ломается — чиним. Не ломается — летаем.

В новом проекте было очень важно предусмотреть и описать процесс эксплуатации: какой ЗИП в каком объеме нам нужен, как часто мы делаем диагностику, что делаем если сломается то-то и то-то, какие обновления мы устанавливаем и как, как мы их тестируем, как часто мы делаем бэкапы и т.д. Забегая вперед скажу, что такой подход здорово помог. Оказалось, что если договориться хотя бы о регулярных бэкапах и не вносить изменения когда попало, то система живет гораздо дольше и лучше.

Электрические проблемы

Казалось бы, в таком технически сложном устройстве электрические проблемы не должны занимать много места.
Ан-нет! Когда я только приобщился к Боингу, обнаружились спонтанные отключения контроллеров, которые мы долго не могли диагностировать. В какой-то момент я догадался померить разность потенциалов между «землей» USB контроллеров и компьютера, в который этот разъем был включен: там было много, слишком много как для контроллеров, так и для USB-хабов на материнских платах компьютеров. Оказалось, что каким-то неведомым образом наши поставщики умудрились развязать «земли» кабины и стойки с компьютерами. Сделали энергоснабжение из одной точки, с правильной разводкой «земли» и нейтрали — количество отваливаний резко сократилось.
В другой раз у нас вышибло одну из фаз, и вскрытие показало, что балансировки нагрузки нету. После этого я проанализировал схему электроснабжения всех компонентов тренажера и переделал ее, проблема ушла.

Выводом стала необходимость схемы электроснабжения с расчетом и балансировкой нагрузок, распределением их по бесперебойникам, и, конечно, с защитой как от КЗ, так и от поражения током. Сначала — на бумаге, с проверками «а что будет если этот проводок оторвется», с расчетом сечений проводов, номиналов автоматов и тому подобных электротехнических вещей. И лишь после того, как схема не изменялась — закупка компонентов и сборка электрического щита.

Мы никогда точно не считали, сколько в кабине лампочек и кнопочек, но количество контроллеров ввода-вывода переваливает за полтора десятка. И каждый из них заканчивается USB, а он должен включиться в компьютер.
Я уже написал про проблемы с отсутствием общей «земли», ее мы успешно решили, но когда на три разных компьютера идет три пучка кабелей — проблем не обойти.
Мы перепробовали несколько разных USB-удлиннителей, пробовали ставить хабы разных производителей, пробовали собирать все устройства на один компьютер, в общем, много чего пробовали, но проблема с «отваливанием» USB-устройства в самый неподходящий момент хоть и редка, но остается и по сей день.

Очевидным выводом был отказ от использования USB, однако как я уже сказал, в наш просвещенный век рынок малобюджетных тренажеров (т.е. тех, которые могут позволить себе частные лица, стоимостью до $50k) крайне малоразвит, и там царит USB. Более того, никто из поставщиков компонентов не держит в голове, что кабина может двигаться — почти все (за исключением единиц) таких вот тренажеров — неподвижны. Мы же строили тренажер на подвижной платформе, а отсюда возникала и необходимость длинных кабелей, и проблемы с вибрацией.

Ну что-ж, раз так, то никуда от него не деться, а значит нужно делать кабели максимально короткими, не тащить USB через удлинители на 10 метров, а ставить компьютеры на борту. Забегая вперед: это означало, что на борту должны стоять бездисковые компьютеры. Это отдельная прекрасная задача, о которой я расскажу в одной из следующих частей.

Механические проблемы

Подвижность + люди в кабине = разнообразные проблемы с механикой.
От вибрации раскручиваются резьбовые соединения, выпадают саморезы, со временем начинает рассыпаться пластик.
Клиенты наши — не профессиональные пилоты, а обычные люди, иногда даже не очень и увлеченные авиацией. Они не знают, что можно делать, а чего делать нельзя.
Обычный среднестатистический мужчина в самом расцвете сил может по незнанию оторвать рукоятку от настоящего авиационного прибора, и даже не заметить этого. Впрочем, по рассказам наших друзей-инженеров из «взрослых» тренажерных центров, настоящие пилоты иногда делают то-же самое.

В новом тренажере мы победили эти грабли процентов на 95%: все кабели должны быть зафиксированы, все резьбовые соединения — законтрены. Никаких саморезов. Стяжки, стяжки, стяжки. Оставшиеся 5 процентов — это по-прежнему наши клиенты. Увы, тут — только ласковым, но настойчивым словом. Это я отношу к организационным выводам.

Выводы

Планировать, проектировать, писать, думать, анализировать.
«С листа» можно, наверное, за пару вечеров смастерить самокат, но мясорубку — уже нет. А авиатренажер — и подавно.
Анализ прошлых неудач сыграл важную, если не решающую роль. Именно благодаря систематизации «выученных уроков» стала очевидной необходимость сначала думать и рисовать, а потом — делать.

Конечно, избежав части старых граблей, мы нашли новые, но полугодовой опыт показал, что эксплуатационная надежность нового тренажера гораздо выше. Гораздо меньше вынужденных простоев, сбоев и отказов. Гораздо больше счастливых клиентов, а ведь именно в этом и цель.

В следующих постах я опишу процесс постройки A320 в подробностях.

Апдейт

Я нашел фотографии с постройки Боинга, выкладываю.


Основание кабины со штурвалами. Первоначально использовались компьютерные БП, что оказалось большим злом. Сейчас MeanWell


Прибыла подвижная платформа из Италии. Масса самой подвижной платформы — около 800 кг, шкаф управления — еще 800.


У нас была возможность использовать погрузчик (с Аирбасом — уже нет, не было места). Слева — первая версия стойки с серверами. Справа — металлоконструкции, на которые будет натянут проекционный экран.


Сборка кокпита. MIP (Main instrument panel) уже почти собрана.


Кокпит с основанием и рамой.


Вид сквозь окна на открытую потолочную панель. Впоследствии стало понятно, что избранный способ прокладки кабелей был неверным.


Наши канадские специалисты настраивают интерфейсный софт — прослойку между FSUIPC и контроллерами. Каждая кнопка-тумблер-лампа-индикатор «привязываются» к переменной FSUIPC. Один раз мы эту конфигурацию потеряли — было весело.


Начало сборки основания, по которому будет ездить трап.


Кабина, платформа, шкаф управления платформой. «Сердце» шкафа управления — ПЛК Siemens. Драйверы приводов — Baumuller. Драйверы вместе с двигателями заслуживают отдельной статьи. К примеру, драйвер внутри считает температуру обмоток двигателя в зависимости от нагрузки на мотор. Кроме этого есть несколько температурных датчиков в обмотке, которые, конечно, тоже подключены к контроллеру. Что, впрочем, не мешает ему выдать аварийный сигнал и остановить всю подвижность, если расчетная температура выскочила за допустимый предел. А расчет ведется на основе уникальных параметров двигателя, которые снимаются в процессе тестирования на заводе. Когда мы столкнулись с этой трудностью (с расчетной температурой), пришлось выходить на связь с заводом.


Шкаф управления платформой и стойка с серверами, какими они были 4 года назад.


А теперь — ррраз, и мы погрузчиком водрузили кабину на платформу.


Блок РУДов (рукоятки управления двигателями, Throttle Quadrant по-английски). Собственно, причина моего появления в проекте. Оно не работало совсем. Блок сделан из настоящего блока с Боинга 737-300 немецким умельцем. К сожалению, умелец выкинул большую часть кондовой боинговской механики, и заменил ее смешными тягами, и, местами, (без шуток) крышкой от зажигалки. А винтовой клеммник решил залить припоем. Используемые контроллеры — Phidgets. Всего их на один этот блок — 6 штук.


Если я правильно помню, тут мы пытаемся разобраться, как распределяется питание (их там два — 12 и 5) внутри блока. Это питание используется для привода моторов (от стеклоочистителей), которые эмулируют работу автомата тяги, когда ручки ездят «сами по себе».


Вид в основание кабины. Обратите внимание на количество USB-удлинителей. Это были первые, после них были еще, и еще, и еще. Кабели не закреплены, это было одной из причин выхода из строя удлинителей.


Натянули проекционный экран и сводим изображение. В качестве делителя изображения использовался TrippleHead2Go, в качестве софта для искривления изображения под цилиндрический экран — Sol7.


Один из рабочих моментов. Если не изменяет память, мы ругались на тему как правильно заставить РУДы двигаться.


Обкатка.


Финальный вид кокпита в 2009 году.


Вид снаружи во время работы подвижной платформы.

Прямо сейчас Боинг из этого поста выглядит так:

и еще так

и так:

Все это называется словоми «капитальный ремонт».

Если у кого-то есть время и чешутся руки поковырять наш пыльный тренажер завтра и в пятницу, напишите мне в личку.

Читайте также: