Как сделать инвалидное кресло

Обновлено: 18.04.2024

Необычное транспортное средство, больше похожее на коробочку или шкафчик на колесах, несколько раз замечали автомобилисты и пешеходы в Уручье. Выяснилось, что диковинная машина — это коляска для инвалидов на электроприводе. Ее владелец — 72-летний Владимир Антонович Медведский, в прошлом водитель-профессионал, а сейчас пенсионер и инвалид первой группы. Мужчина рассказал сайт о своей любви к шоферскому делу, болезни, свалившей его с ног, «коробчонке» на колесах и его пока несбывшейся мечте, которая поможет осчастливить всех инвалидов.

«Тяжелой технике не изменял»

Тяга к автомобилям и шоферскому делу у Владимира проявилась еще во время учебы в школе, поэтому очень кстати для мальчика были уроки производственного обучения, на которых он получил профессию автослесаря и водительские права с присвоением ему самого низшего, третьего класса.

— Права получил в 1963 году, мог бы сразу стать водителем, но после школы устроился на работу киномехаником. У нас в Глубокском районе это считалась «модной» профессией. А потом понял — не мое это, хочу крутить баранку!

Через два года парня призвали в армию, там и осуществилась его мечта — три года он возил на автобусе солдат. Дело заладилось — никаких нареканий со стороны военного начальства, нарушений ПДД у него не было, так что вместе с «дембелем» дослужился Владимир до первого водительского класса.

После военной службы решил Владимир податься в столицу, туда как раз переехала его родная сестра.

— Как водится, «по знакомству», меня устроили в военный строительный отряд водителем — то, что мне надо.

Возил Владимир Антонович солдат по всему Советскому Союзу, ездил на разной технике: от автобуса до самосвала, «не катался разве что на оленях». А один раз даже попробовал поработать личным водителем у большого начальника. Уж больно хотелось Володе покататься на «Волге». Но у шефа оказался сложный характер, и через полгода молодой шофер вернулся на большие машины. Так на них всю жизнь и проработал.

Зарплата по тем временам у Владимира Антоновича была достойной — около 200 рублей. Получал он немного больше, чем другие водители, потому что совмещал шоферскую работу с «автослесаркой».

— Но вы не подумайте, что водителей заставляли самим ремонтами заниматься. Для этого в военной части были огромные мастерские с отличным оборудованием и очень хорошие автослесари. С ремонтами проблем не было. Но мне нравилось этим заниматься.

«Нет техпаспорта — нет гаража»

В 70-х Владимир женился, и вскоре у молодоженов появился сын. А еще через несколько лет семье предложили возле Минска участок под строительство собственного дома.

— Я обрадовался, конечно, взял его. Сразу решил — непременно буду строить и гараж! Хотя так просто этого нельзя было сделать: сначала надо было предъявить техпаспорт на машину и лишь тогда строить гараж.

Однако гараж Владимир Антонович все же построил. А вскоре появилась и машина, «да не абы какая» — «Москвич-2140 люкс».

— На военную часть иногда выделяли легковые машины, но люди часто от них отказывались — не было денег. И вот однажды по селектору объявляют: кто хочет приобрести автомобиль «Москвич»? Я аж встрепенулся, но в кармане-то у меня пусто. А машина стоила восемь тысяч рублей!

Владимир Антонович бросил клич среди друзей.

— Кто по 500 рублей дал, кто по тысяче или две. И на следующий день нужная сумма у меня была на руках. Так я и приобрел себе машину. Правда, раздавать долги потом помогли родители.

Двадцать пять лет автомобилист ездил на «Москвиче». Говорит, качество тогда у машин было «высшее». Потом заменил машину на Volkswagen Passat, да вот толком на ней и не поездил — помешала болезнь.

«Говорили — не встану, а я хожу»

— Всего два месяца мне оставалось до выхода на пенсию… Возился я возле дома на рабочем МАЗе. Залез на кузов и в какой-то момент вдруг понял, что не чувствую левой руки и ноги — отнялись. Слезть сам уже не мог…

В больнице, куда его доставила скорая, поставили диагноз — инсульт: парализовало левую половину тела, хотя память и речь Владимир Антонович не потерял.

— Мне-то врачи ничего не говорили, а сына предупредили: прогнозы неутешительные, возможно, ходить ваш отец уже не будет. Выписали из больницы и дали бессрочно первую группу инвалидности.

Первые месяцы Владимир Антонович лежал, ухаживали за ним дети и внуки.

— Думаю, это ж сколько я лежать буду? Начал потихоньку делать зарядку. Или лежу, смотрю телевизор и туда-сюда тягаю эспандер. А через некоторое время рука задвигалась и я встал с постели. Врачи удивлялись!

Мужчина начал передвигаться по дому, а потом с тростью стал выходить и на улицу.

— Дали мне инвалидную коляску, но на ней же далеко не уедешь. Передние колеса там маленькие: бордюр в 2,5 сантиметра для меня — как высокая стена. Неудивительно, что инвалиды не могут никуда выехать и вынуждены сидеть в четырех стенах!

Для поездки в поликлинику Владимиру Антоновичу вызывали такси, позже появилось специальное такси для инвалидов, иногда сын срывался с работы и подвозил отца на своем автомобиле.

— А тут из Ассоциации инвалидов-колясочников мне предложили технику из Германии, привезенную для инвалидов. Она, конечно, не новая, но на ходу и бесплатно. Конечно, я согласился.

«Есть фары, аварийка и светоотражатели»

Заграничной техникой оказалась «инвалидная кара «Дельта-2», больше похожая на трехколесный электроскутер.

— Как только она у меня появилась, подумал: надо делать крышу, чтобы можно было выезжать в любую погоду.

Мужчина поделился своими мыслями с сыном, но тот идею не одобрил.

— Отговаривал меня, говорил, мол, люди смеяться будут. А потом сын согласился и все мне начали помогать: и сын, и внук, и сосед, и даже ребята с работы отозвались.

Под руководством Владимира Антоновича «боевая команда» из металлических труб сделала каркас, который приварили к инвалидному креслу. Сверху его обшили листами из дюралюминия — в них сделали отверстия для окон и вставили оргстекло. С одной стороны установили дверцу, которая движется по направляющим. Для лучшей проходимости и устойчивости задние колеса сделали сдвоенными. Что-то у «самоделкиных» получалось не сразу, поэтому приходилось переделывать по несколько раз.

В «коробочке» есть аварийка, указатели поворотов, две фары (одну из которых, галогенную, установили сами умельцы), звуковой сигнал. Сзади наклеили светоотражатели и повесили фликер.

— Когда «машина» была готова, я съездил на ней сначала в магазин, потом — постепенно начал выезжать в город — в поликлинику, церковь. Заводится «машина» без ключа и может ехать со скоростью 16 км/ч. Опытным путем выяснил, что одного заряда аккумулятора хватает на 30−40 км пути. Подзаряжаю его я прямо в гараже, включаю в розетку 220 на ночь, электроэнергии он потребляет немного.

«Эта „коробчонка“ — мои ноги!»

— Сейчас, когда я еду по городу, все пешеходы смотрят, удивляются. Водители обгоняют и снимают из машин на камеры мобильных телефонов.

Чаще всего Владимир Антонович едет на своей «коробчонке» по проезжей части. Все потому, что на тротуаре очень много бордюров, которые он не может преодолеть.

— Эта машинка — мои ноги. Но как бывший водитель я понимаю, как надо ехать, чтобы никому не мешать: на середину дороги не выезжаю, еду по краю. Если сзади едет грузовик или автобус — сразу съезжаю на обочину, чтобы их пропустить. Если мне надо повернуть налево, то я делаю это через пешеходный переход, не выскакиваю на перекресток. Ни разу на меня никто из водителей не ругался и не делал замечания.

Необычной машиной люди интересуются, особенно возле поликлиник.

— Говорят, что у кого-то родственник или знакомый — инвалид и спрашивают, где можно купить такую машину. Я советую им заглянуть в интернет: там аналогичных решений море. Кстати, в Украине такие средства передвижения давно используются. А в Европе даже просто пожилые люди, не инвалиды, ездят на таких колясках.

«Хочу, чтобы инвалиды были счастливы»

Владимир Антонович очень доволен своим доработанным инвалидным креслом. Но переживает за тех, кто на своих инвалидных колясках не может преодолеть бордюры, ступеньки или пороги и вынуждены все время проводить дома.

— Вроде бы инвалидам и выдают отечественные инвалидные кресла, ну, а толку с них… Проехать-то на них невозможно.

Мужчина знает, как надо сделать белорусские инвалидные кресла более удобными и проходимыми. Об этом он сообщал конструктору протезно-ортопедического восстановительного центра.

— Он нам сказал: производство колясок уже налажено, перестраивать его сложно. Ну так и «Жигули» не сразу с последней модели начали выпускать! Почему бы не вносить потихоньку какие-то изменения?

В ближайшие дни по этому вопросу Владимир Антонович вместе с соседом Валерием поедут на прием к генеральному директору предприятия.

— Будем просить его разрешить модернизировать инвалидные коляски. Хочется, чтобы он нас услышал и пошел навстречу. Все инвалиды скажут «спасибо» и станут намного счастливее.

Люди, потерявшие возможность самостоятельно передвигаться, обречены на заключение в четырех стенах. А ведь им нужно и в магазин попасть, и на прогулку хочется.
Предлагаем вариант самодельной инвалидной мотоколяски, спроектированной на базе универсального силового мотоблока - модуля , о котором шла речь в предыдущих публикациях.

Наша инвалидная мотоколяска - машина сочлененной схемы: кресло соединяется с силовым мотоблоком с помощью шарнира. Внешне он напоминает рулевую колонку обычного мопеда или мотоцикла, а конструктивно представляет собой стальную трубу с запрессованными в нее бронзовыми или фторопластовыми втулками. С помощью двух стальных косынок и стыковочного фланца он соединяется с ответным стыковочным фланцем рамы силового мотоблока.
Вторая часть шарнира напоминает рулевые мостики передней вилки мопеда. Вырезаются они из стального листа толщиной 4 мм и привариваются к передним подкосам кресла Соединяются мостики с рулевой колонкой при помощи длинного болта диаметром 10-12 мм и гайки с шайбой. Такой шарнир можно собрать из деталей любого старого мопеда, используя и «фирменные» шариковые подшипники.
Кресло соединяется с осью мотоколяски посредством передних и двух задних подкосов.
Ось кресла стальная труба диаметром 30x2,5 мм, соединенная сваркой с двумя полуосями - ступенчатыми валиками.
Их больший диаметр равен внутреннему диаметру трубчатой оси, а меньший - посадочному диаметру подшипников передних колес. На конце валика нарезается резьба для фиксации колеса на полуоси шайбой и гайкой.
Каркас кресла сгибается и сваривается из стальных труб диаметром 25x2,5 мм. Сиденье и спинка - из дюралюминиевого листа толщиной 2.5 мм, подушка спинки и сиденья - из поролона толщиной около 50 мм обшивка - из искусственной кожи или дерматина. В нижней части сиденья сварной закреплена площадка для ног Она состоит из трубчатой прямоугольной рамки, на которой винтами зафиксирована обшивка из дюралюминиевого листа толщиной 2 - 2,5 мм. Сверху площадка оклеена рифленой резиной.
Передние колеса - от любого мопеда Для фиксации неподвижной части тормозного барабана к их осям привариваются упоры - стальные трапециевидные пластины из листа толщиной 10 мм.
Управляется кресло с помощью руля, жестко соединенного с силовым блоком. Напомним, коляска поворачивает направо, когда руль повернут налево.
На руле монтируются все органы управления: на правой рукоятке - ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора (ручка «газа*) и рукоятка тормоза, на левой - ручка управления муфтой сцепления и рукоятка переключения коробки передач.
Запуск двигателя осуществляется с помощью доработанного кикстартера: на месте педали пускового устройства установлен выточенный из дюралюминия шкив, на который наматываются два-три витка капронового шнура толщиной около 8 мм. Свободный конец шнура снабжен удобной рукояткой. Достаточно дернуть за рукоятку пускового устройства да на четверть хода повернуть рукоятку «газа», и двигатель запущен.
Скорость мотоколяски - около 20 км/ч. Это даже многовато для машины с такой короткой базой, не имеющей амортизации. Поэтому ездить на такой скорости рекомендуем лишь по хорошему асфальту.
Торможение осуществляется двумя передними колесами с приводом от одной рукоятки. Чтобы подсоединить к ней два тормозных троса, придется закрепить на тормозном рычаге накладку и упор. Если предполагаете использовать движущееся кресло на городских улицах, оснастите его световыми приборами: фарой, задними габаритными огнями и катафотами - отражателями. Неплохо бы установить на коляске и звуковой сигнал от мопеда.

Инженер З.СЛАВЕЦ
Источник; Левша 1991 г.

1 - универсальный силовой блок с двигателем типа В-50; 2 - спинка сиденья (дюралюминий толщиной 2,5 мм оклеенный поролоном и искусственной ножей); 3 - рама кресла (стальная труба диаметром 25x2,5 мм); 4 - подушка сиденья (листовой дюралюминий толщиной 2,5 мм оклеенный поролоном и искусственной кожей); 5 - рукоятка управления (справа - ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора и ручка тормоза, слева - ручка управления муфты сцепления двигателя и ручка переключения коробки передач); 6 - косынки-переходники (стальной лист толщиной 2,5 мм); 7 - рулевая колонка центрального шарнира (стальная труба диаметром 30x2,5 мм с бронзовыми или фторопластовыми втулками); 8 - задний подкос (стальная труба диаметром 25x2,5 мм); 9 - передний подкос (стальная труба диаметром 25x2,5 мм); 10 - нижний подкос (стальная труба диаметром 20x2,5 мм); 11 - площадка для ног (рамка - из трубы диаметром 20x2,5 мм, площадка - из листового дюралюминия толщиной 205 мм, оклеенного рифленым резиновым ковриком); 12 - поперечина (стальная труба диаметром 20 х 2,5 мм); 13 - опора подушки сиденья диаметром 30x2,5 мм с двумя вваренными в нее стальными полуосями; 15 - рулевой рычаг (стальная труба диаметром 22x2,5 мм); 16 - передние колеса (от мопедов типа «Рига» или «Карпаты»); 17 - упор тормозного барабана (стальная пластина толщиной 10 мм); 18 - мостики центрального шарнира (стальной лист толщиной 4 мм).

Несложный электропривод, превращающий обычное инвалидное кресло в самоходное, разработан на малом предприятии "Электромобиль". Устройство это достаточно простое; изготовить его можно даже в квартире, без применения специальных инструментов и материалов. В качестве базового использовалось наиболее распространенное и надежное инвалидное кресло - коляска модели "400" производства Ставровского завода, хотя можно модернизировать таким образом и любое другое.

В качестве силового агрегата рекомендуется электродвигатель типа МЭ272 на напряжение 12 В и мощностью 100 Вт (от вентилятора автомобиля "Жигули"). Крутящий момент от вала двигателя передается на колесо с помощью простейшего фрикционного ролика. На валу двигателя он фиксируется штифтом и специальной удлиненной гайкой. Наилучший материал для ролика - чугун, поскольку он обладает хорошими фрикционными свойствами. Следует отметить, что ролик и спецгайка - единственные точеные детали всей конструкции.

Электродвигатель крепится тремя резьбовыми шпильками М6 на промежуточной пластине. А та, в свою очередь, фиксируется на каркасе винтом М8.

Фрикционный ролик прижимается к колесу с помощью механизма правого стояночного тормоза, так что его рукоятка превращается в рычаг управления сцеплением. Доработка механизма заключается в удалении пластиковой тормозной колодки и обрезке части рычага, на которую она крепилась. На расстоянии 3. 5 мм от края реза в рычаге пропиливается вертикальный паз размерами 4,2x6 мм, через который пропускается болт М4, соединяющий рычаг и промежуточную пластину - основание электродвигателя.

Бывший тормозной механизм следует отрегулировать так, чтобы при нажатии на рычаг (до момента его фиксации) ролик вдавливался в шину на 5. 7 мм, а при переводе рычага в другое крайнее положение выходил из контакта с колесом.

Чтобы установить прижимной узел в каркас кресла, необходимо отрезать трубу фиксации сиденья. На прочность кресла это не повлияет, но, поскольку такая процедура, как правило, выполняется нечасто, вряд ли эти сложности будут иметь принципиальное значение.

Автомобильный аккумулятор типа 6СТ55 устанавливается за сиденьем на раме из дюралюминиевых уголков, закрепленной на каркасе винтами М6.



Рулевое управление (нажмите для увеличения): 1 - рулевой рычаг; 2 - втулка; 3 - труба 4 - рукоятка; 5 - шайба; 6 - кабель от резистора R16



Принципиальная схема блока управления электродвигателем (нажмите для увеличения)

Коммутирование тягового электродвигателя производится с помощью электронного регулятора оборотов. Следует учесть, что транзисторы VT5 и VT6 устанавливаются на теплоотводящих радиаторах с мощностью рассеивания не менее 20 Вт. Реле К1 - типа 111.3747 - такое используется для включения фар на автомобилях типа "Жигули". Включается блок регулятора тумблером S1 типа А3С-20, выполняющим роль автомата защиты при перегрузках. Тумблер S2 типа ПТ2-10 предназначен для изменения направления вращения вала двигателя и, соответственно, реверсирования хода кресла.

Мощный транзистор VT6 соединен последовательно с двигателем. Управляется транзистор генератором, собранным на транзисторах VT1 и VT2, через устройство на DA1. Задающим элементом служит потенциометр R16, который устанавливается в ручке управления в рулевом рычаге. При полностью открытом транзисторе VT6 "закорачиваются" контакты К1.1 реле К1. Угол поворота резистора R16, при котором это происходит, определяется сопротивлением резистора R8, а нижний порог "приоткрывания" выходного ключа выставляется с помощью резистора R7. Сечение соединительных проводов схемы "аккумулятор - регулятор - пульт управления" - не менее 2 мм2.

Кресло управляется с помощью рычага, резьбовой конец которого навинчивается на цапфу правого или левого переднего поворотного колеса и закрепляется болтом М6 с гайкой и контргайкой. На противоположном конце рычага монтируется резистор R16, регулирующий скорость передвижения.



Монтажная плата регулятора частоты вращения электродвигателя (нажмите для увеличения)



Монтажная схема регулятора частоты вращения электродвигателя (нажмите для увеличения)

Тормозная система электрифицированного кресла - штатная, действующая на левое колесо. Для удобства пользования ею с тормозного рычага снимается пластиковая ручка и к нему приваривается стальной стержень диаметром 8 мм и длиной около 300 мм. Теперь, при необходимости, кресло можно подтормаживать и при движении в, моторном варианте.

Никаких особых требований при эксплуатации "Элетрана-2" не регламентируется. Важно лишь следить за давлением в шинах, в частности правого колеса, к которому прижимается фрикционный ролик, при падении давления возможно его проскальзывание. Хорошо накачаны должны быть и передние колеса - это уменьшит сопротивление качению и улучшит управляемость.

Умная инвалидная коляска-трансформер

Хочу рассказать о нашем проекте создания вездеходной инвалидной коляски с электроприводом. В техническом понимании это не просто коляска, а настоящий робот, я бы даже сказал – робот-трансформер.


Какой должна быть эта коляска?

  1. Большинство инвалидов не может иметь несколько электроколясок, поэтому она должна быть максимально универсальной. Чтоб на ней можно было передвигаться и дома, и на улице, и в лесу, и чтоб можно было самостоятельно подняться по лестнице и на бордюр залезть. Отсюда же вытекает и второй пункт.
  2. Ширина коляски не более 650 мм, чтоб можно было в любой проем и лифт заехать. Длина не более 1100 мм.
  3. Безопасной.
  4. Дешевой. Думаю, здесь комментарии излишни.
  5. Энергоэффективной, так как аккумуляторы стоят дорого.

Главный вопрос, требующий кардинальных конструктивных подходов — это, конечно же, подъем по лестнице. Было рассмотрено очень большое количество вариантов реализации, начиная от обычных колес большого диаметра с глубоким протектором и заканчивая колесом-трансформером, превращающимся в шагающее устройство. Везде возникали свои проблемы: какие-то решения не были безопасными, какие-то варианты подходили только под один тип лестниц (определенная высота и глубина ступени) и т.д. Наилучшим вариантом оказался гусеничный движитель.

Наша первая классная идея, обреченная на провал

Идея была следующей: 4 мотор-редуктора (полный привод), поворотное кресло, поворотная задняя платформа и 4 шкив-колеса с натянутыми траками. Фишка шкив-колес в том, что на ровной поверхности трака земли не касается и, соответственно, не создает вибраций и дополнительного трения. Коляска едет на резиновых подушках шкив-колес. А при наезде на препятствие, например на лестницу, трака вступает в зацепление с этим самым препятствием.


  1. Поворотная платформа опускается для удобного заезда на лестницу.
  2. После заезда задняя платформа опускается в одну линию с основной платформой. Таким образом, суммарная длина гусеничной базы обеспечивает хорошее сцепление и безопасность от переворота.
  3. При съезде с лестницы задняя платформа опускается вниз для предотвращения резкого падение.


Создание первого прототипа

Для проверки идеи мы взялись за создание прототипа. Управляющую электронику решили пока не изобретать, а использовать 2 пульта от других электроколясок (каждый из которых управляет 2-ми двигателями). Привода кресла и задней платформы управлялись с помощью трехпозиционных тумблеров.

Изготовление трак – это вообще отдельная история. Основа самодельных трак – это ремни ГРМ от Импрезы. Ремни сшиты между собой. В качестве грунтозацепов были нарезаны сегменты клинового ремня и нашиты саморезами.


Приемы использовались колхозные, так как финансировалось все со своего кармана. Стоимость изготовления 4-х таких трак по чертежам (даже в Китае) начинается от 70 тыс. руб. (включая изготовление оснастки). В результате самодельных трак хватило, чтобы коляска поднялась по лестнице без пассажира. От полезной нагрузки трака порвалась в месте соединения.

На создание первого прототипа ушло около 80 тыс. руб., включая аренду гаражной мастерской.

  1. На траке с грунтозацепами подняться по лестнице можно. Даже если ступени разного размера и сколоты.
  2. Идея с поворотной задней платформой работает.
  3. Схема с шкив-колесом обречена на провал.

Электроколяска – трансформер.

  1. Сделать редуктор с переключением скоростей. Точнее, 4 редуктора или как минимум 2 (на левую и правую стороны).
  2. Гусеницы и колеса вращать от разных приводов.
  3. Разделить колесную и гусеничную базы. При этом колесо и трака будут приводиться в движение одним приводом с редукцией на траку.


На ровной поверхности гусеничные базы (нижняя и задняя) находятся в крайнем верхнем положении и совершенно не мешают движению коляски. При необходимости преодоления препятствия нижняя и задняя платформы опускаются, и коляска встает на гусеницы. В итоге, за счет механической передачи от вала двигателя до ведущего шкива траки и разницы диаметров колеса и шкива удалось достичь проектной десятикратной разницы в скоростях и моментах.

Реализация идеи в железе

На этот раз к изготовлению прототипа подошли более основательным образом: заказали в Поднебесной нужные траки, привода, закупили электронику. Механическую обработку, лазерную резку и гибку заказали на предприятиях Новосибирска. Сборку и сварку, естественно, осуществляли сами. Все работы как в классическом стартапе проводили в гаражной мастерской.

Управляющая система состоит из пульта и исполнительного модуля, которые общаются по блютузу. Беспроводной пульт особенно необходим в случае, когда инвалид не может сам управлять джойстиком, и коляской управляет сопровождающее лицо. При подъеме на лестницу сопровождающему не нужно тянуться к ручке кресла за джойстиком, держа пульт в руке, он визуально контролирует движение.

Автоматическая система поддержания горизонтальности кресла основана на акселлерометре. Так как система не высокодинамична, можно обойтись без гироскопа и сократить математические расчеты. На механизмах опускания-подъема нижней и задней платформ есть датчики обратной связи. Информация о положении платформ передается на пульт. Питание системы обеспечивается гелевыми аккумуляторами 24 В (в следующих версиях будем использовать литий-ион).

Испытания проводили на ступенях многоэтажки:

Проблем, требующих решения, все еще достаточно. Но одно можно сказать точно – это работает! На разработку колесно-гусеничной системы с опускающимися платформами подана заявка на патент. Дальнейшие наши действия направлены на доработку электроники, увеличение момента на гусеницах, изменения профиля траки для наилучшего зацепления и, конечно же, создание презентабельного облика продукта.

На тему важности данной разработки мы сняли видеоролик:

Теперь мы сможем дать инвалиду свободу передвижения. Лестница дома, магазина, кинотеатра, пара лестничных пролетов на пути к другу или подруге покажутся для них сущими пустяками.

Как получить технические средства реабилитации для инвалида

Какими бывают технические средства реабилитации. Как бесплатно получить кресло-коляску, слуховой аппарат или глазной протез. Как внести в индивидуальную программу реабилитации необходимое средство реабилитации

  • 1. Что такое технические средства реабилитации?
  • 2. Как внести необходимое средство в индивидуальную программу реабилитации?
  • 3. Какие нужны документы, чтобы получить техническое средство реабилитации?
  • 4. Куда подавать документы?
  • 5. Как заменить или отремонтировать техническое средство реабилитации?
  • 6. Как получить выплату на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации?

1. Что такое технические средства реабилитации?

Технические средства реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедические изделия (ПОИ) предназначены для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности. Существует два вида технических средств реабилитации: общие и медицинские .

Общие технические средства реабилитации, в свою очередь, делятся на высокотехнологичные и простые . Люди с ограничениями жизнедеятельности также могут бесплатно получить собаку-проводника и воспользоваться услугами сурдоперевода.

Для бесплатного получения ТСР (или услуги) необходимо иметь индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА), в которую вносится нужное средство (или услуга). ИПРА разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) есть возможность получить техническое средство реабилитации во временное пользование. Для этого необходимо обратиться в ближайший ТЦСО, имеющий пункт проката.

На некоторые ТСР можно получить компенсацию (выплату), и потом купить их самостоятельно.

Необходимые ТСР также можно купить самостоятельно, а потом получить компенсацию за их приобретение.

Кроме того, с 2021 года для приобретения любого (независимо от вида) технического средства реабилитации можно оформить электронный сертификат. Он записывается на карту «Мир».

2. Как внести необходимое средство в индивидуальную программу реабилитации?

Внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации и вписать туда необходимое техническое средство можно в том случае, если у вас есть показания и нет противопоказаний для его использования. Лечащий врач должен зафиксировать отсутствие противопоказаний и выдать направление в бюро медико-социальной экспертизы (форма № 088/у).

После того как будет получено направление от врача на прохождение медико-социальной экспертизы (МСЭ), подготовьте пакет документов и обратитесь в филиал Главного бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства. Вам понадобятся:

    на освидетельствование (переосвидетельствование) от вашего лица или от лица вашего представителя;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • направление на МСЭ, выданное лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении;
  • копия трудовой книжки;
  • профессионально-производственная характеристика с последнего места работы (по утвержденной форме);
  • медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии вашего здоровья (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • если документы будет подавать представитель — доверенность на представителя и его паспорт;
  • дополнительные документы (в зависимости от конкретного случая).

3. Какие нужны документы, чтобы получить техническое средство реабилитации?

Для получения технического средства реабилитации, услуги сурдоперевода или собаки-проводника вам понадобятся:

  • для взрослых и детей старше 14 лет — паспорт;
  • для детей младше 14 лет — свидетельство о рождении;
  • документы, подтверждающие место жительства инвалида;
  • справка об инвалидности;
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (запрашивается в ходе медведомственного взаимодействия);
  • если обращается доверенное лицо — паспорт доверенного лица и доверенность;
  • сведения, подтверждающие регистрацию инвалида в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС) — по желанию;
  • инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны или ветеранам Великой Отечественной войны — соответствующее удостоверение.

Если получить ТСР необходимо ребенку, к перечисленным документам прилагаются документ, удостоверяющий личность родителя или опекуна и (при необходимости) документ об установлении опеки.

4. Куда подавать документы?

Способ подачи документов будет отличаться в зависимости от того, какое средство реабилитации или какую услугу вы хотите получить.

Также, независимо от того, какое средство реабилитации вы хотите получить, вы можете оформить электронный сертификат на приобретение ТСР. Заявление на его оформление можно подать в отделении Фонда социального страхования либо онлайн. Сумма электронного сертификата привязывается к карте «Мир». Выбрать ТСР можно в каталоге товаров на странице ФСС. Каталог будет пополняться по мере подключения торговых точек.

5. Как заменить или отремонтировать техническое средство реабилитации?

Сроки пользования техническими средствами реабилитации устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Сроки гарантий на изделия указываются в гарантийных талонах. Если вы хотите отремонтировать или заменить ТСР, гарантия на которое еще действует, обратитесь в организацию, контакты которой указаны в гарантийном талоне.

Если гарантийный срок уже истек, а срок использования еще нет, вы можете бесплатно отремонтировать ТСР или досрочно заменить его, предварительно отправив изделие на медико-техническую экспертизу . После того как будет получено заключение экспертизы, в Ресурсный центр для инвалидов нужно будет предоставить:

  • заявление на ремонт ТСР либо выдачу нового ТСР (в зависимости от заключения экспертизы);
  • заключение медико-технической экспертизы.

Если срок пользования средством реабилитации истек, вы можете заменить его на новое.

Если вы хотите заменить немедицинское ТСР, подготовьте следующие документы:

  • заявление;
  • индивидуальную программу реабилитации или абилитации;
  • заключение об отсутствии противопоказаний к обеспечению техническим средством (выдается врачебной комиссией вашей медицинской организации).

С этими документами нужно обратиться в Ресурсный центр для инвалидов. Сотрудник центра сформирует ваше личное дело и выдаст необходимое техническое средство реабилитации. Если необходимое ТСР отсутствует, вас в письменной форме уведомят о постановке на учет для последующего обеспечения.

Чтобы заменить медицинское ТСР, срок пользования которым истек, придется обратиться в территориальное амбулаторно-поликлиническое учреждение (поликлинику), представив следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность (для взрослого и ребенка старше 14 лет);
  • свидетельство о рождении (для ребенка);
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида;
  • СНИЛС (по инициативе заявителя);
  • заявление о замене ТСР.

Если заменить ТСР необходимо ребенку, к перечисленным документам прилагаются документ, удостоверяющий личность родителя или опекуна и (при необходимости) документ об установлении опеки. После того как вы представите необходимые документы, вам выдадут направление на получение (установку) ТСР медицинского назначения в уполномоченное лечебно-профилактическое учреждение (больницу, НИИ, клинику и т.д.). Получить ТСР можно в течение срока действия направления.

Чтобы заменить/отремонтировать протезно-ортопедическое изделие, дополнительных документов не понадобится. Достаточно просто обратиться в Ресурсный центр для инвалидов.

6. Как получить выплату на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации?

Чтобы получить компенсацию (выплату) для самостоятельной покупки технического средства реабилитации из списка выше, вам понадобятся:

  • заявление (оформляется при личном визите в МФЦ, не требуется при подаче запроса онлайн);
  • для взрослых и детей старше 14 лет — паспорт;
  • для детей младше 14 лет — свидетельство о рождении (если государственная регистрация рождения произведена не в Москве);
  • документ, содержащий сведения о месте жительства инвалида, ребенка-инвалида в городе Москве — понадобятся, если в паспорте нет этой информации, при условии, что в отношении дома, в котором находится жилое помещение, начисление платежей за ЖКУ и регистрационный учет по месту жительства и пребывания ведет не ГБУ МФЦ;
  • сведения, подтверждающие регистрацию инвалида в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС) — по желанию;
  • реквизиты кредитной организации и номер счета;
  • если обращается доверенное лицо — паспорт доверенного лица и доверенность.

Если получить ТСР необходимо ребенку, к перечисленным документам прилагаются документ, удостоверяющий личность родителя или опекуна, и (при необходимости) документ об установлении опеки.

Подать запрос и документы можно:

Решение о выплате компенсации принимается в течение 10 дней после того, как вы или ваш представитель предоставите необходимые документы.

Выплата производится в течение месяца после того, как принято соответствующее решение. Деньги могут перечислить на банковский счет или перевести по почте в зависимости от выбранного вами способа.

Необходимые ТСР также можно купить самостоятельно, а потом получить компенсацию за их приобретение. Подробнее об этом читайте в нашей инструкции.

Самодельная инвалидная коляска своими руками. Инвалидное кресло-коляска. Чертеж, описание. «Эта „коробчонка“ — мои ноги!»

Читайте также: