Как раньше называли диван

Обновлено: 05.07.2024

диван (софа). Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где divan < иран. divan в значении «возвышение, покрытое коврами и подушками» (в помещении заседания государственного совета, называемого диваном).

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа . Н. М. Шанский, Т. А. Боброва . 2004 .

Смотреть что такое "диван" в других словарях:

диван — а, м. divan m.<перс. возвышение, покрытое ковром. 1. Род мягкой мебели для сидения и лежания. Сл. 18. Когда хозяйка одета Гречанкою, тогда и мёбели Греческия, когда она в Турецкой шубе, тогда мягкие диваны покоят ея прелести. ММ 1803 1 176.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИВАН — (перс, diwan, араб. daiwan). В Персии и Турции: 1) поземельная книга, реестр, список. 2) собрание поэтических произведений. 3) одна из комнат в жилище турок, по стенам которой находятся мягкие софы. 4) собрание министров в Турции под… … Словарь иностранных слов русского языка

диван — См … Словарь синонимов

Диван — (соб. «счетная книга, канцелярия») в языках Ближнего Востока собрание лирических стихотворений одного поэта или группы их, объединяемой по какому нибудь признаку (напр. «Диван племени Хузайль»). Стихотворения располагаются в алфавитном порядке их … Литературная энциклопедия

ДИВАН — 1. ДИВАН1, дивана, муж. (см. диван2). Род мягкой мебели для сидения и лежания, с длинной спинкой и ручками. 2. ДИВАН2, дивана, муж. (перс. divan, первонач. записи доходов). 1. В старой Турции совет высших сановников при султане. 2. В восточных… … Толковый словарь Ушакова

диван — 1. ДИВАН, а; м. [от перс. divan возвышенный пол, покрытый ковром] Вид (обычно мягкой) мебели с длинной спинкой и ручками (или подушками и валиками), предназначенный для сидения и лежания. Спать на диване. Сесть на д. Разложить д. ◁ Диванчик, а; м … Энциклопедический словарь

диван — ДИВАН, канапе, оттоманка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ДИВАН — ДИВАН. Как правило, диван имеет спинку и подлокотники. Сиденье может быть жёстким, полужёстким, полумягким и мягким. Три первых вида диванов используются только для сидения, их длина 1200 1800 мм, длина мягких не менее 1850 мм. Для удобства… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Юридический словарь

ДИВАН — (персидское), в классических литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихов одного поэта, расположенных в традиционном порядке жанров, а в пределах жанра в порядке алфавита рифм (по последним буквам рифмующихся слов) … Современная энциклопедия

Козетка, канапе, пате, конфидан, оттоманка. Что же это такое?

Оказывается, современный диван имеет интереснейшую генеалогию. Наши предки в мебельном вопросе были куда изобретательнее нас. Мы-то в наш компьютерный век не помним даже названий многих видов мебели тогдашней эпохи, за каждым из которых стоит интригующая история. Тем не менее, многие раритеты оказались на вершине нынешней интерьерной моды. В качестве примера расскажем про диваны.

Мы привыкли называть всё мягкое, на что могут присесть несколько человек, диваном. А это не совсем правильно. Вообще-то диван (divan) – слово из персидского языка и обозначает в странах Ближнего и Среднего Востока помещение, где собирается руководство страны для обсуждения важных государственных дел. Поскольку прения, бывало, затягивались допоздна, участникам требовалась удобная мебель, которую постепенно стали называть точно так же, как и помещение, то есть диваном.

Что из себя представлял старинный восточный диван? Ни спинок, ни ножек у него не было. Это было некое приподнятое над полом ложе, усыпанное подушками или покрытое коврами. Вот такими первые модели диванов были завезены во Францию, претерпели там эволюционные изменения, а потом распространились по всей Европе.

Канапе

kanapie2.jpg
kanapie.jpg

Вот, к примеру, изящный диванчик под названием канапе. Чем эта модель отличается от кушетки или оттоманки (ottomane - широкий диван с подушками, заменяющими спинку, и валиками по бокам)? Классический французский канапе предназначался для сидения только 2-3 человек. У него много изящных ножек, жесткие подлокотники и мягкая обивка. Канапе представляет собой как бы несколько составленных рядом стульев. Ну, а само слово «канапе» (фр. canapé – диван, кушетка) пришло во Францию из Греции. Там его позаимствовали у египтян, где conopeum представляло собой мягкое ложе с пологом, защищающим от москитов. Сейчас мы называем словом канапе просто небольшой изящный диванчик. Англичане же используют более звучные названия: loveseat и settee, то есть диванчик для влюблённых или просто для двоих сидящих.

Говорят, что в Россию первый диван привёз из Парижа в подарок императрице Екатерине её фаворит Григорий Потёмкин. Это был просто обалденный предмет интерьера – «турецкий диван», усыпанный яркими подушками, на котором могли уместиться сразу аж 12 человек. Наверное, после этого в моду вошла связанная с диванами гигантомания. В домах богатых сановников в те времена обустраивались целые диванные комнаты, сплошь уставленные мягкой «турецкой» мебелью. Здесь и появился этот загадочный «пате».

patie.jpeg

Аабсолютно новая модель мягкой мебели (кстати, в переводе с французского слово pâté означает мягкую массу, тесто, пирожок). Чаще всего это островной круглый диван с возвышением, спинкой или тумбой-подставкой для вазы в центре. Такие диваны, пережив многие годы, выпускаются и ныне. Правда, сейчас они требуют изрядной изобретательности для размещения в наших городских квартирах. В старые времена с этим проблем не было – пате устанавливали в центре диванной, а остальная мягкая мебель располагалась вдоль стен по кругу. Классический вариант дивана модели пате можно увидеть в холле любого отеля.

Десадос

diesados.jpg

К современному домашнему интерьеру ещё менее приспособлен другой тип французского дивана, который пользовался успехом в салонах русских дам – диван-десадос (des ados, подростковый возраст). Чтобы представить, на что похожа эта модель, мысленно поставьте рядом два небольших диванчика, прислонив их друг к другу спинками.

Визави или конфидиан

imenitihe_predki_myagkoyj_mebeli5.jpg

Старинные диваны. Каких только не было у них конструкций! Во второй половине XIX века эта мягкая мебель развивалась необычайно стремительно. В Петербургских и Московских салонах можно было увидеть визави (S-образное кресло на двоих), лежанки на колёсиках, оснащённые рессорами и винтами для подъёма или опускания, с изящными спинками и «без прислону».

Диван модели визави (vis-a-vis), конечно, требует некоторых пояснений. Это, как мы уже отмечали, два симпатичных креслица, соединенных в форме буквы S. Эта модель дивана имеет ещё два названия: «тет-а-тет» (tet-a-tet) и «конфидан» (confiden). Его особенность заключается в расположении сидящих – они пикантно как бы полуобращены друг к другу, что, по мнению создателей этой модели дивана, создаёт некие «волнительные» моменты и способствует доверительности беседы.

Кушетка

kushietka2.jpg

Однако вернёмся к заданному вначале вопросу: чем кушетка отличается от канапе? Оказывается, на классической кушетке было положено полулежать. Ведь название её идёт от французского глагола сoucher, то есть спать. В такой позе и встречали дамы своих гостей и кавалеров в наполеоновскую эпоху. По сути, кушетка – это мягкая лавка с одним изголовьем, своего рода переходная модель от дивана к лежанке. Ещё одно отличие – отсутствие у кушетки спинки. Современные производители мебели называют такую модель кроватью для дневного отдыха (англ. – daybed). Кстати, её модернизация создала такие типы мебели для сидения и лежания, как диван-дюшес, рекамье, козетка и даже пляжный шезлонг.

Рекамье

riekamie.jpg

В XIX веке в Европе царствовала повальная мода на античность. В древние времена греки и римляне предпочитали не только читать и писать, но и принимать пищу лёжа. Мебель в Европе стали изготавливать в стиле «a la antique». Одним из наиболее ярких образцов её стала кушетка «рекамье», названная по имени известной светской дамы во времена Наполеона. Первое такое ложе было сделано по фрескам, обнаруженным на стенах древней Помпеи. В одном из музеев Парижа имеется картина, где мадам Рекамье запечатлена лежащей на такой кушетке.

"Разбитая герцогиня"

Diushies.jpg

Диван-дюшесом стали называть кушетку с округлой широкой спинкой, а ещё проще – кресло, которое соединено с банкеткой. В старые времена использовался простой способ быстро соорудить недостающую в салоне кушетку. Брали два кресла, ставили друг к другу сиденьями, а между ними помещали пуфик. Однажды некто с юмором назвал такую конструкцию дивана «разбитой герцогиней» (дюшес-бризе). Сегодня подобные мягкие кресла, имеющие приставной пуфик, снова в моде.

Кокетка на козетке

Kozietka.jpg

С годами нравы стали сдержаннее, и мода на возлежание на кушетке в ходе беседы сошла на нет. Появилась новая модель, так называемая козетка. Форма козеток (фр. la сausette – лёгкая беседа) бывает разной, но общее в них то, что пара, чинно восседая лицом к друг другу по разным сторонам дивана и положив руки на подлокотник, могла в тоже время украдкой соприкоснуться пальцами за спинкой козетки незаметно для окружающих. В наше время козеткой чаще всего называют сидение в угловой части дивана.

Шезлонг

shiezlongh.jpg

Ну вот, добрались и до шезлонга, которое по-французски звучит как chaise longue (длинное кресло). Современные шезлонги весьма отдалённо напоминают свой прототип. Они бывают самых разнообразных моделей и изготавливаются из разных материалов. Современный тип шезлонга, состоящий из металлических трубок, настила из холста и кожаного валика под голову, создал знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье.

В заключение хотелось бы отметить, что нынешние канапе, кушетки и козетки совершенно не похожи на первые образцы этой мягкой мебели. Модели современных диванов снабжены электроприводами, могут раскладываться, выпускаются модулями и стали более практичными, утратив, к сожалению, изящество старины.

Эволюция дивана

Эволюция дивана

Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.

Диван в Османской империи: немного лингвистики

Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого dīvān и персидского dīwān. Диваном называли поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.

Дворец Топкапы, Стамбул.

рис. 1. Дворец Топкапы, Стамбул. Источник: privet.club

Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.

Gaetano Previati. Курительницы гашиша.

Диван в эпоху античности

Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.

И все же римляне имеют отношению к современному дивану. Всем знакомая кушетка - это потомок римской клинии (рис. 3) - ложа, которое они переняли у греков. На них патриции возлежали во время бесед и принятия пищи. Это было металлическое сиденье с выступом с одной или двух сторон для подушек. На бронзе было не расслабиться и не отдохнуть, а потому подушки были не только декоративным элементом, но и помогали предотвратить онемение во время длительных трапез.

Римские клинии, I в

рис. 3. Римские клинии, I в. Источник: Википедия

Диван в Средневековье

Жители средневековой Европы не знали ни восточного дивана, ни римской кушетки. На чем же они сидели? Это зависело от происхождения: знатная персона восседала на скамье, которая как раз и заменила диван (рис. 4). Образованный монах - на аскетичном табурете, а простой работяга на корточках или грубо сколоченном ящике. И несмотря на социальные различия, первый, второй и третий не знали что значит удобно сидеть, не могли правильно расслабить спину и беспечно протянуть ноги.

Восстановленная обстановка пиршественного зала замка в Йорке (1483г.)

Причиной аскетизма была не нехватка материала или грубые руки мастеров. Средневековое христианство несло в себе цель просветить душу, но и не забывало всячески обуздать тело, так как считалось, что душа и тело - неразрывны. Мягкие сиденья никак не вписывались в концепцию умерщвления плоти.

Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.

У. Цзинвэнь “12 красавиц”.

Мягкий диван в эпоху Возрождения

Идея набить шкуру или ткань мягким материалом, чтобы потом использовать это изделие для отдыха была не нова. Еще в древнем Египте использовали подушки, но чтобы создать целую мебель по такому принципу - пришлось подождать несколько тысячелетий.

Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.

Эпоха Возрождения - это переворот эстетических предпочтений и возврат к античным идеалам. Человеческая мысль стала смелее и многие суровые постулаты христианства были свергнуты. Все эти процессы смягчили дерево и камень средневековой мебели в буквальном смысле. Богатых людей окружала мягкая мебель, вернулись забытые кушетки.

Предшественником канапе - маленького дивана - была итальянская касса-панка (рис.6). Это скамья-сундук, которая по своей форме напоминает современный небольшой диван. Касса-панку делали из дерева, поэтому удобства она доставляла не много, а вот красоты и чувства превосходства - достаточно. К тому же внутри хранили деньги и прочие ценности, а некоторые купцы предпочитали вести дела, только сидя на ней. Для безопасности.


Кстати, именно касса-панка легла в основу знаменитого сталинского дивана.

Диваны в Версальском дворце

Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.

Дворец Людовика XIV - это место открытий и эстетических переворотов. Здесь появляются не только новые виды танцев, церемоний, невообразимые законы и порядки, но и новые виды мебели . Первый диван, который отдаленно напоминает современный был как бы составлен из несколько стульев в ряд (рис. 7). Опорой такой мебели служили шесть или восемь ножек.


Чаще всего верхняя часть спинки имела волнистую форму, которую повторяли боковины. Форма волны и завитка - основной элемент роскошной и перегруженной барочной мебели.

Дворяне, у которых было достаточно денег на забавы, хотели сидеть на чем-то необычайно комфортном. Спрос рождал предложение, и мастера удивляли заказчиков новыми идеями. В результате появились шезлонги, диваны и диванчики - подобие канапе, которые по-английски двусмысленно называются loveseat . Казалось бы, это мебель для любовных утех, но вовсе нет. Изделия были специально разработаны для тяжеловесных и массивных платьев с кринолинами из железных прутьев, которые приходилось носить дамам XVII века. (рис.8)

Портрет Марии Антуанетты.

Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.

Эпоха Людовика XIV и Людовика XV - это революция в понимании комфорта, настоящий мебельный переворот. Мебель становится источником наслаждения, а не только жестким и холодным свидетельством статуса и финансового положения. А вот Людовик XVI станет свидетелем совсем другой революции, жестокой и кровавой, благодаря которой понятия удобства и красоты станут доступными не только аристократам, но и народным массам.

В Российской империи диваны стали широко распространяться в середине XVIII века. Прорубленное “окно в Европу” не привило любви русской знати к миниатюрным канапе. Зато популярность приобрел восточный тип - крупный диван, с большим мягким сиденьем.

Князь Потемкин в качестве военного трофея преподнес Екатерине II огромный турецкий диван (рис. 9), который дал имя одной из комнат дворца в Петергофе - диванная.

Диванная в Большом Петергофском дворце.

Диваны Честерфилд

Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что Честерфилд - это не только город в Англии и название футбольного клуба, но еще и диван. Например, в Оксфордском словаре английского языка сказано, что словом “честерфилд” называли кожаный диван уже в 1800-х годах.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда (рис. 10) был политиком и писателем, покровителем Вольтера, известным законодателем моды.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда

Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.

Чем он был так необычен?

  • Это был первый полностью обитый диван в истории дизайна
  • Кожаная обивка была глубоко прошита пуговицами
  • Сиденье располагалось довольно низко
  • Подлокотниками служили удобные валики
  • Подлокотники и спинка располагались на одной высоте

Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.


В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).

Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.

Кстати, отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - принимал своих пациентов в кабинете, где стоял кожаный Честерфилд.

Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим

Эпоха Наполеона - это время открытия античной истории, сотен раскопок и ценнейших находок. Новые знания коснулись не только мира ученых и путешественников, но и повседневной жизни аристократов. Наполеон был буквально помешан на Римской империи, а потому легко сменил пышные интерьеры своих предшественников-королей на рассудочность и холодное великолепие имперского стиля.

Появляется новый тип дивана, который кардинально отличается от изящных канапе и loveseat Марии-Антуанетты. Это кушетка рекамье, в основе которой лежат формы римской клинии - ложа для трапез и бесед. Своим названием мебель обязана мадам Рекамье, которая стала первой ее обладательницей (рис. 12).

Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье».

рис.12. Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». Источник: Википедия

Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.

Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).

Современная кушетка рекамье.

Диваны XIX века

Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.

Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):


Диванная эклектика и ар нуво

Конец XIX века - это время эклектики. Гостиную английского аристократа могли наполнять предметы совершенно разного стиля, и казалось бы, разных эпох. Но это не так. Мебельщики, как художники и архитекторы копировали образцы предыдущих веков, привнося свои идеи и детали. Например, этот диван (рис.15) не эпохи Наполеона, как может показаться, а 1880 года.


А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.


Порядок восстановился в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Именно там зародился стиль ар нуво или модерн, как его принято называть в России. Мебель модерна, а в частности диваны - это преобладание плавных, естественных линий. Можно сказать, что цель этого стиля - возвращение к природным формам: мастера смотрят в сторону в ьющихся растений (рис. 17), морских волн и раковин .

Диван в стиле модерн.

Одна из особенностей диванов ар нуво - это приглушенность цвета обивки, мерцающие оттенки, полутона. Асимметричные формы (рис. 18) - еще один способ оживить изделие, сделать его более “органичным”.


Мой любимый цвет, мой любимый размер: диван Ле Корбюзье

Отгремев, модерн уступил место науке и практичности. В изготовлении мебели стали использовать достижения ортопедии - изучения и лечения нарушений работы костно-мышечной системы.

В 1934 году архитектор Ле Корбюзье создает первый культовый предмет мебельного дизайна - кожаный диван LC5 (рис. 19). Идея идеального соотношения удобства и “сухости” стиля конструктивизм пришла в голову француза в процессе обустройства своей парижской квартиры.


Ножки дивана - это часть металлического трубчатого каркаса. Высокие и изящные, они создают ощущение невесомости довольно массивного предмета. В архивах Ле Корбюзье хранится несколько вариантов дивана, который стал идеальным во всех отношениях.

LC5 - отправная точка для современного интерьера, основа лаконичной и продуманной обстановки XXI века.

Диванные фантазии Сальвадора Дали

Наряду с холодным практицизмом и трезвым взглядом на потребности человека, создаются немыслимые для тех лет изделия. Сюрреалистичные идеи Сальвадора Дали касаются не только живописи, но и всего его окружения от столовых приборов до архитектуры. Предмет в его руках теряет свой изначальный смысл, и даже такое простое изделие как диван претерпевает метаморфозы.

Знаменитый алый диван в форме губ секс-символа 30-х актрисы Мэй Уэст (рис. 20) до сих пор с триумфом копируется и продается. При этом несложно догадаться, что предмет создан не для сидения, а как идея и вызов. Дали сделал несколько вариантов “губ”, один из которых оформляет знаменитую комнату Мэй Уэст его дома в Фегерасе.

Сальвадор Дали и испанский дизайнер Оскар Тускетс Бланка.

На этом диванные происки Сальвадора Дали не закончились. Еще один более практичный и чуть менее вызывающий предмет - это S-образный двухместный диван Vis-à-vis de Gala (рис.21), который был воссоздан уже современными дизайнерами по эскизам сюрреалиста. Диван для влюбленных интровертов.


Диваны СССР

Сталинский ампир произвел на свет тяжеловесные, монументальные диваны, их обивали бархатом темных насыщенных оттенков и натуральной кожей.

Такие диваны не антиквариат, поскольку им еще нет 100 лет, но ценятся как старина и стоят от 50000 рублей (в хорошем состоянии).


Время оттепели коснулось и диванов. Громоздкие формы буквально растаяли, уступив место примитивным и минималистским изделиям. Для уставших от коммуналок советских граждан стало доступным собственное жилье, а значит появилась потребность в большом количестве мебели. Количество отразилось на качестве, о чем знают и помнят многие из нас.

В 60-х появился знаменитый диван-кровать (рис.22), который превратил спальню в гостиную и позволял оставлять гостей на ночь.


Для снижения стоимости мебели стали применять ДСП, фанеру и полимерные материалы. Дизайнеры делали попытки копировать образцы из западных каталогов, но на свет все равно появлялись унылые модели, которые сейчас называют одним словом - “советские”. Часто это происходило не от бездарности авторов, а от специфики производства тех лет.

Диваны: современные разработки

Диваны нового поколения - это квинтэссенция комфорта и эстетики. Дизайнеры не ограничены формой, поэтому в мебельном салоне легко встретить кушетку в стиле ампир и изделие, не поддающейся описанию формы.


И все же можно выделить несколько тенденций, которым отвечают современные мягкие диваны и все его разновидности (кушетки, канапе, софы и т.д.)

Раскладным диваном сегодня мало кого удивишь, но теперь можно найти не только ветерана отечественного рынка - диван “книжка”, но и с десяток других систем. Например, диван-двухъярусная кровать (рис. 24) - находка для небольших квартир.


Модульные диваны - один из современных трендов. “Сделай диван таким каким ты хочешь” - девиз дизайнеров, которые придумывают изделия, состоящие из отдельных блоков. С их помощью легко соорудить диван, кровать, кресла или просто пуфы - все зависит от изначальной конфигурации.


Сам по себе диван - предмет тяжелый. Но современные изделия не идут ни в какое сравнение с диванами прошлого века. Мы часто меняем не только обстановку в комнате, но и место жительства. Диваны становятся легче, некоторые модели можно даже разбирать.

А например, чтобы переставить мебель сталинских годов, вам потребуется созвать на помощь всех соседей.

Диван - не просто символ отдыха и лени, но и катализатор развития языков. На свет появились такие выражения на русском как “диванные войска”, “диванные эксперты”, на английском - “couch potatoes”, что означает “домосед” (дословно - диванная картошка). Не говоря уже о сотнях анекдотов и интернет-мемов.

Пожалуй, диван - это чуть больше, чем мебель.

При перепечатывании прямая активная ссылка на эту страницу обязательна.

Диван


Дива́н — комфортабельное мебельное изделие для сидения нескольких человек, со спинкой [1] .

Может входить в набор мебели для отдыха в комплекте с другими изделиями, например с креслами, подставками для ног (пуфиками), журнальным столом и др.

Содержание

Происхождение названия

Слово «диван» появилось не позднее XVI века и означало на фарси, на турецком и арабском языках сначала «исписанные листы бумаги» или «списки» [2] , затем этим словом стали обозначать учётные книги, потом канцелярии и в конце концов типичную для подобных учреждений мебель — длинные скамьи с мягкой набивкой [3] .

Основные части, детали и применяемые материалы

Каркас-остов

Каркас дивана — это спроектированная определенным образом конструкция, которая принимают основную часть нагрузки при эксплуатации изделия. Несущая часть состоит из деревянных деталей: брусков и досок. В основном, для изготовления данных несущих деталей применяются сосна, ель, берёза, ольха.

В качестве щитовых элементов и элементов заполнения рамок каркаса используют детали из фанеры, ДСП, ДВП.

Мягкие элементы и настилочные материалы

Основным настилочным материалом при изготовлении мягкого элемента является пенополиуретан (ППУ), который имеет разную плотность и рассчитанный на разные нагрузки. Разные марки ППУ применяются в разных частях дивана, например: белый пенополиуретан применяют для декоративных элементов, который не несут нагрузки (боковые стенки, задняя стенка и т. д.), также он может использоваться как упаковочный материал; марки, способные выдерживать значительные нагрузки в течение всего срока эксплуатации (15 лет) применяются на сиденье.

Эластичные мебельные ремни применяются для распределения нагрузки на каркас при эксплуатации. Они имеет разную степень растяжения, что позволяет правильно подбирать степень мягкости изделия.

В подушках и боковых конструкциях могут применяться нетканые полотна, пласты и «шарики».

Облицовка

Обивочные ткани

  • Шенилл — классифицируется как ткань с разрезным ворсом. Шенилловая пряжа используется в плетении Лэно (вид ажурного плетения, напоминающий кружево) для хлопка, шелка, шерсти и других производных тканях, которая режется вдоль основы, что создает полосы ворса шенилловые полосы, а затем используются как уток в текстиле, который может быть одно- и двусторонний. Шиниллы имеют сложный состав (натуральные и синтетические волокна), примерно 50 % — хлопок, 50 % — синтетика и относятся к группе мебельных тканей со сложным рисунком плетения, имеющие в структуре одну или несколько шинилловых нитей. Шинилловая нить (созданная плетением простой и пушистой нитей) становится практически нерастяжимой и хорошо встает в общую структуру ткани.
  • Велюр — это ткани, которые получают при переплетении пяти нитей, четыре из них попарно образуют верхнюю и нижнюю основы, а пятая — образует ворс. Далее ткани между двух образованных основ режутся и отделяются, таким образом, друг от друга, образовывая два рулона ткани с ворсистой поверхностью.
    Ворс может быть расположен вертикально по всей ткани или на отдельных участках приглажен в одну сторону. Ворс отделывают тиснением, расчесывают по трафарету или укладывают в виде разнообразных рисунков, поэтому велюр может быть гладким, фасонным, тисненым и др.
    Для обивки мягкой мебели применяются велюры хлопчатобумажные и шерстяные. Хлопчатобумажный велюр имеет две основы. Плотность основы больше плотности утка. Полотно велюра состоит из нитей вискозного шелка и штапельной или шерстяной пряжи.
  • Флок (заменитель бархата) — это обивочная ткань с основой из полиэстра и хлопка (обычно 35 % — хлопок, 65 % — синтетика), на которую электростатическим способом наносится ворс. Сначала изготавливается канва из хлопковой нити редкого полотняного переплетения («сеточка»). Она пропитывается клеем и растягивается в электромагнитном поле, где на неё напыляется ворс. В результате получается ворсовая ткань нейтрального белого цвета. Потом ткань окрашивается печатным способом.
  • Гобелен — одна из тех натуральных природных обивочных тканей. Гобелен отличает правильное переплетение пряжи с фигурой или орнаментальная композиция и множество различных оттенков и расцветок. Его можно стирать.
  • Жаккард — ткань со сложным рисунок и рисунком крупного рапорта (вертикальный и горизонтальный повтор рисунка). Это достигается путем переплетения нитей основы (продольных) и утка (поперечных) в заранее определенном порядке. По составу сырья ткань может быть однородной, скажем, вискозной или полиэстерной, или быть смешанной, например, полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом.
  • Кожа натуральная (см. кожа) является основным облицовочным материалом для изготовления высококачественной, «престижной» мягкой мебели.
  • Искусственная кожа (кожезаменитель, кожзам) — материал с односторонним монолитным или пористым ПВХ покрытием на хлопчатобумажных и полиэфирных трикотажных основах. В зависимости от назначения, выпускается с поливинилхлоридным и комбинированным поливинилхлорид-полиуретановым покрытием различной толщины, то есть путем соединения пленки поливинилхлорида или полимерных полиэфирных материалов с различными основами — трикотажной, тканой или нетканой.
    Искусственная кожа не уступает по эксплуатационным характеристикам натуральной коже, достаточно износостойкий материал, предназначенный как для бытовой мебели, так и для мебели общественных помещений.

Искусственный мех

Искусственный мех применяется в основном при изготовлении диванных подушек.

Механизмы трансформации дивана

  • «Книжка» — это механизм, который раскладывается откидыванием спинки назад (до щелчка) и незначительным выдвижением сидения вперед. Изготавливается с применением двух деревянных рам и пружинных блоков, что делает его в особенности долговечным и комфортным. Имеет два положения: «диван» и «кровать».
  • «Еврокнижка» («Кушетка») — альтернатива «книжке». Принцип работы: сидение выдвигается вперед, а подушки спинки опускаются в образовавшееся пространство. Достоинства: легкость трансформации, более ровное (в отличие от книжки) спальное место, повышенная надежность эксплуатации, возможность ставить диван вплотную к стене, наличие ящиков для белья, большая площадь спального места.
  • «Клик-Клак»(«Клик-кляк») — это аналог «Книжки», с той разницей, что в конструкции Клик-Клак предусмотрено дополнительное промежуточное положение спинки «Релакс» (иногда два положения), благодаря которому человек сможет располагаться в положении полусидя и полулежа.
    Достоинства: имеет три варианта положения (сидя, полусидя, лежа); компактен; имеются ящики для белья; практически ровная поверхность спального места.
    Недостатки: диван нельзя ставить вплотную к стенке из-за спинки, которая должна иметь запас пространства для раскладывания.
  • Французская раскладушка — механизм трансформации тройного сложения. Механизм «французская раскладушка» применяется обычно в мебели для гостей.
    Достоинства: компактность в сложенном виде.
    Недостатки: неровная поверхность при раскладывании; необходимость снимать элементы перед трансформацией; отсутствие ящика для белья, короткий срок эксплуатации (5 лет).
  • Американская раскладушка (Седафлекс, Sedaflex) — механизм трансформации двойного сложения, рассчитан на повседневное использование.
    Достоинства: прочность, удобство раскладывания, пригодность для повседневного применения.
    Недостатки: неровная поверхность при раскладывании
  • Выкатной диван - наиболее прочный механизм, рассчитанный на частые трансформации.
    Достоинства: наибольшая надежность по сравнению с другими механизмами трансформации; компактность; большое спальное место.
    Недостатки: заниженная высота спального места.
  • Дельфин - механизм трансформации, в основном для угловых диванов. «Дельфин» состоит из нескольких частей, одна из которых находится под сидением в особом выдвижном отсеке. Вторая часть содержится в особом выдвижном блоке, расположенном под сиденьем.
    Достоинства: легкость трансформации, большое спальное место, ровная поверхность спального места.
    Недостатки: требует прочной качественной древесины для изготовления дивана с таким механизмом.
  • Аккордеон - механизм трансформации по принципу «гармошки», имеет высокое, широкое и ровное спальное место.
    Достоинства: надежность, большое спальное места, компактность, возможность установки бельевых ящиков.
    Недостатки: требуется дополнительное пространство для трансформации.
  • Реклайнер (англ.recliner — откидываться назад, полулежать) — это современный вариант высокомеханизированного кресла, у которого откидывается спинка в положение полулежа и выдвигаются дополнительные подставки под ноги. Механизм трансформации кресла придаёт изделию повышенную комфортность. В диване используется путем объедения нескольких механизмов для кресел.

Диванная подушка

Является комплектующим изделием для обеспечения дополнительного комфорта, а также имеет декоративную функцию. В отличие от обычной подушки не предназначена для сна.

Интересные факты

По легенде итальянский путешественник Пьетро делла Валле при посещении одной из канцелярий в 1621 году шуточно назвал скамью, на которой сидели более состоятельные посетители и стоящую обособленно в самом центре зала, «диванто». Слово так понравилось местным жителям, что стало нарицательным в обозначении «дивана, стоящего в центре помещения». Со временем значение слова «диванто» было забыто и более не используется. [источник не указан 469 дней]

Диван (мебель)


Слово «диван» появилось не позднее XVI века и означало на фарси, на турецком и арабском языках сначала «исписанные листы бумаги» или «списки» [1] , затем этим словом стали обозначать учётные книги, потом канцелярии и в конце концов типичную для подобных учреждений мебель — длинные скамьи с мягкой набивкой [2] . Интересный факт: По легенде итальянский путешественник Пьетро делла Валле при посещении одной из таких канцелярий в 1621 году шуточно назвал скамью, на которой сидели более состоятельные посетители и стоящую обособленно в самом центре зала, «диванто». Слово так понравилось местным жителям, что стало нарицательным в обозначении «дивана, стоящего в центре помещения». Со временем значение слова «диванто» было забыто и более не используется. [источник не указан 78 дней]

Детализация элементов дивана

Каркас

Каркас дивана это спроектированная определенным образом конструкция, которая принимают основную часть нагрузки при эксплуатации изделия. Несущая часть состоит из дерева, которое имеет определенную влажность. В основном применяется сосна и ольха, вторая порода дерева выдерживает более длительные строки эксплуатации. Вторым элементом являются плиты фанеры или ДСП строительное. Фанера применяется толщиной от 12 мм, оптимальный вариант 18 мм. ДСП строительное используется для производства бюджетных вариантов диванов и имеет прочность по сравнению с фанерой в несколько раз ниже. ДСП строительное толщиной 18 мм в 4,7 раза уступает по прочности фанере березовой толщиной 18 мм.

Пенополиуретан, Холлофайбер и дополнительные смягчающее и настилочные материалы

Пенополиуретан(ППУ) разработан немецким предприятием Bayer более ста лет назад, с тех пор произошло были разработаны определенные марки этого материала, которые можно применять в производстве мягкой мебели. Пенополиуретан имеет разную плотность, каждая из которых имеет свои нормы нагрузки. Потому разные его марки применяются в разных частях дивана. Белый пенополиуретан применяют для декоративных элементов, который не несет нагрузки(боковинки, задняя стенка и т.д.), также он идет как упаковочный материал. Есть марки, которые желательно применять только на сидение, они способны выдерживать каждодневную нагрузку и не просесть при этом в течении пятнадцати лет. Эластичные ремни мебельные применяются для распределения нагрузки на каркас при эксплуатации. Они имеет разную степень растяжки, что позволяет правильно подбирать степень мягкости посадки. В последние годы наиболее популярными настилочными и смягчающими материалами стали нетканые полотна, пласты и "шарики" (в основном - в подушках и боковых конструкциях). Широкое применение волоконных нетканых материалов началось после появления в РФ завода "Термопол", который в 2005 году начал в широком спектре выпускать "Холлофайбер", который со временем стал альтернативой пожароопасному и негигиеничному поролону, морально устаревшим вате и синтепону. За рубежом развитие индустрии наполнителей для мягкой мебели и матрасов идёт в ключе разарботок бескаркасной мебели, ортопедических оснований, анатомических конструкций.

Обивка

Ткань

Шенилл

Шенилл классифицируется как ткань с разрезным ворсом. В настоящее время шенилловая пряжа используется в плетении Лэно (вид ажурного плетения, напоминающий кружево) для хлопка, шелка, шерсти и других производных тканях, которая режется вдоль основы, что создает полосы ворса шенилловые полосы, а затем используются как уток в текстиле, который может быть одно- и двусторонний. Шенилл не является грубым текстилем, поскольку его пучки не закреплены на месте и могут быть вытащены из основы ткани. Шиниллы имеют сложный состав (натуральные и синтетические волокна), примерно 50% — хлопок, 50% — синтетика и относятся к группе мебельных тканей со сложным рисунком плетения, имеющие в структуре одну или несколько шинилловых нитей. Шинилловая нить (созданная плетением простой и пушистой нитей) становится практически нерастяжимой и хорошо встает в общую структуру ткани.

Велюр

Велюры — это ткани, которые получают при переплетении пяти нитей, четыре из них попарно образуют верхнюю и нижнюю основы, а пятая — образует ворс. Далее ткани между двух образованных основ режутся и отделяются, таким образом, друг от друга, образовывая два рулона ткани с ворсистой поверхностью.

Ворс может быть расположен вертикально по всей ткани или на отдельных участках приглажен в одну сторону. Ворс отделывают тиснением, расчесывают по трафарету или укладывают в виде разнообразных рисунков, поэтому велюр может быть гладким, фасонным, тисненым и др. Для обивки мягкой мебели применяются велюры хлопчатобумажные и шерстяные. Хлопчатобумажный велюр имеет две основы. Плотность основы больше плотности утка. Полотно велюра состоит из нитей вискозного шелка и штапельной или шерстяной пряжи.

Флок (заменитель бархата) — это обивочная ткань с основой из полиэстра и хлопка (обычно 35% — хлопок, 65% — синтетика), на которую электростатическим способом наносится ворс. Сначала изготавливается канва из хлопковой нити редкого полотняного переплетения («сеточка»). Она пропитывается клеем и растягивается в электромагнитном поле, где на нее напыляется ворс. В результате получается ворсовая ткань нейтрального белого цвета. Потом ткань окрашивается печатным способом.

Гобелен

Гобелен отличает правильное переплетение пряжи с фигурой или орнаментальная композиция и множество различных оттенков и расцветок. Его можно стирать. Гобелен — одна из тех натуральных природных обивочных тканей, которые всегда вызывают у покупателя массовый и устойчивый интерес и пользуются стабильным спросом.

Жаккард

Жаккард – ткань со сложным рисунок и рисунком крупного рапорта (вертикальный и горизонтальный повтор рисунка). Это достигается путем переплетения нитей основы (продольных) и утка (поперечных) в заранее определенном порядке. По составу сырья ткань может быть однородной, скажем, вискозной или полиэстерной, или быть смешанной: например, полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом.

Кожа – это натуральный продукт, она дышит и приспосабливается к температурным изменениям, что позволяет ей быть комфортной в любое время года. Кожа – вневременной материал, со временем она становится лишь совершенней.

Искусственная кожа

Искусственная кожа — материал с односторонним монолитным или пористым ПВХ покрытием на хлопчатобумажных и полиэфирных трикотажных основах. В зависимости от назначения, выпускается с поливинилхлоридным и комбинированным поливинилхлорид-полиуретановым покрытием различной толщины, т.е. путем соединения пленки поливинилхлорида или полимерных полиэфирных материалов с различными основами — трикотажной, тканой или нетканой. Искусственная кожа хорошего качества не уступает натуральной коже, а также удобна в эксплуатации. Это — износостойкий материал, предназначенный как для бытовой мебели, так и для мебели установленной в общественных местах и офисах.

Мебельный мех

Вариант применяемый для одеяния зачастую подушек, имеет искусственное происхождение и напоминает мех животных. Крайне прихотлив в уходе.

Механизмы

Механизм для трансформации дивана в спальное место

Книжка

Один из наиболее известных механизмов, замечательно зарекомендовавший себя за многие годы использования. "Книжка" это механизм, который раскладывается откидыванием спинки назад (до щелчка) и незначительным выдвижением сидения вперед. Изготавливается с применением двух деревянных рам и пружинных блоков, что делает его в особенности долговечным и комфортным. Имеет два положения: "диван" и "кровать".

Еврокнижка

Европейской альтернативой привычной для нас книжки служит механизм раскладывания условно называемый «кушеткой» («еврокнижкой»). Принцип его работы прост: сидение выдвигается вперед, а подушки спинки опускаются в образовавшееся пространство. Можно сказать, что такая в такой механике фактически отсутствуют недостатки. При этом величина спального места может быть очень большой. Также, присутствует ящик для белья.

Трансформация: выкатить (или вытянуть) вперед сиденье дивана, постепенно перевести спинку из вертикального положения в горизонтальное (опустить на освободившееся место) - диван разложен.

Достоинства: легкость трансформации, более ровное (в отличие от книжки) спальное место, надежность, возможность ставить диван вплотную к стене, наличия ящиков для белья, величина спального места.

Клик-кляк (клик-клак)

«Клик-Клак» — это аналого Еврокнижки. Это один из наиболее современных механизмов трансформации, разработанный французскими инженерами. Но, в конструкции Клик-Клак предусмотрено дополнительное промежуточное положение спинки «Релакс» (или даже два его варианта), благодаря которому человек сможет располагаться в положении полусидя и полулежа.

Основные особенности данного механизма:

  1. Три положения — сидя, полусидя, лежа.
  2. Съемный чехол.
  3. Отсутствие щели (впадины) в месте соединения частей спального места.

Этот механизм легок в эксплуатации, имеет крупный отсек для белья. Недостатком этого механизма является то, что диван нельзя ставить вплотную к стенке из-за спинки, которая должна иметь запас пространства для раскладывания.

Трансформация: из положения "диван" опрокинуть механизм назад на спинку, держась за рамку сиденья, отжать сиденье до второго щелчка, разложив в положение кровать; полусидя.

Достоинства: имеет три варианта положения (сидя, полусидя, лежа); компактен; имеются ящики для белья; практически полностью ровная поверхность спального места.

Французская раскладушка

Механизм трансформации тройного сложения.

Механизм "французская раскладушка" предназначен не для повседневного пользования и потому применяется обычно как вариант для гостей.

Трансформация: снять мелкие элементы (подлокотники, подушки) с сиденья, потянуть механизм вверх и на себя, развернуть звенья, при трансформации становится на стальные ножки - диван разложен.

Достоинства: в сложенном варианте диван не требует много места.

Недостатки: невозможность добиться совершенно ровной поверхности при раскладывании, вот почему лучше применять не каждый день, скажем, как гостевой вариант; надобность снимать мелкие элементы с дивана каждый раз перед трансформацией; отсутствует ящик для белья.

Средний срок службы французской раскладушки: 5 лет.

Американская раскладушка (Седафлекс, Sedaflex)

Механизм трансформации двойного сложения. Этот механизм более прочный чем у французской раскладушки и расчитан для повседневного пользования.

Трансформация: потянуть механизм вверх и на себя, развернуть звенья, при трансформации становится на стальные ножки - диван разложен.

Достоинства: механизм прочнее, в сравнении с французской раскладушкой, не требуется снятие мелких элементов с дивана, пригоден для повседневного применения.

Недостатки: невозможность добиться совершенно ровной поверхности при раскладывании, вот почему лучше применять не каждый день, скажем, как гостевой вариант; отсутствует ящик для белья.

Выкатной диван

Наиболее прочный механизм, рассчитанный на частые трансформации.

Трансформация: потянув за потайной ремешок сидения, выдвинуть диван до полного разложения (при трансформации передняя часть тянет за собой остальные).

Достоинства: наивысшая надежность среди всех механизмов трансформации; компактность в сложенном виде и большое спальное место - в разложенном.

Недостатки: высота спального места немного ниже, чем обычно.

Дельфин

Этот механизм, как правило, применяется в угловых диванах. "Дельфин" состоит из нескольких частей, одна из которых находится под сидением в особом выдвижном отсеке. Вторая часть содержится в особом выдвижном блоке, расположенном под сиденьем.

Несмотря на массивность конструкции спального места, подъемный механизм дает возможность без особых усилий поднять его и зафиксировать в верхнем положении.

Трансформация: потянув за потайной ремешок сидения, выдвинуть его до полного разложения.

Достоинства: легкость трансформации, большое спальное место, ровная поверхность спального места.

Недостатки: надежность механизма напрямую зависит от качества используемой древесины.

Аккордеон

Благодаря тому, что диваны с механизмом аккордеон имеют высокое, широкое и ровное спальное место, они замечательно подойдут для ночного отдыха. Механизм раскладывается без труда, по принципу гармошки.

Трансформация: немного подняв сидение до щелчка, выдвинуть его до полного разложения спального места (или же оно само выезжает вперед)

Достоинства: надежность, значительная величина спального места, в собранном виде он занимает минимальную площадь, в конструкции возможны бельевые ящики.

Недостатки: требуется достаточно пространства для трансформации.

Реклайнер

Реклайнер (от англ. «recliner» – откидываться назад, полулежать) – это современный вариант высокомеханизированного кресла, у которого откидывается спинка в положение полулежа и выдвигаются дополнительные подставки под ноги. Кресло обеспечивает непревзойденный комфорт сидящему человеку. В диване это реализуется путем объедения таких кресел.

подушка

Разновидность подушки в данном изделии рассматривается как комплектация для придания дополнительного комфорта при посадке, также имеет декоративную функцию. В отличии от обычной подушки не предназначения для сна.

Читайте также: