Как научить ребенка сползать с дивана комаровский

Обновлено: 14.05.2024

Сидение — важный навык для гармоничного развития малыша. Медики утверждают, что ребенок в 6-7 месяцев должен научиться самостоятельно сидеть, однако эти сроки условны и могут различаться у разных деток. Причинами задержки развития способности к самостоятельному сидению могут стать наследственность или нарушения внутриутробного развития. Детский невролог в Калининграде клиники «Эдкарик» советует родителям записать ребенка на консультацию, чтобы исключить возможную патологию и рассеять страхи.

Возрастные границы: когда малыш начинает сидеть

Дети на определенном этапе своего развития должны уметь:

  • в 5 месяцев — лежа на животе, опираться на ручки и долго удерживаться в таком положении; реагировать на движение или голос, переворачиваться при этом в кроватке;
  • в 6 месяцев — начинать ползать и садиться, самостоятельно переворачиваться с живота на спинку;
  • в 7 месяцев — ползать на животе, самостоятельно сидеть с опорой на руки, быстро переворачиваться со спины на живот и обратно, пытаться встать на четвереньки;
  • в 8 месяцев — самостоятельно вставать на четвереньки, быстро ползать, опираться при этом на конечности;
  • в 9 месяцев — быстро и уверенно ползать, хватать при этом игрушки; пытаться вставать и двигаться, придерживаясь за опору.

Основные причины, почему малыш не сидит

Специалисты утверждают, что формирование навыка сидения может запаздывать по следующим причинам:

  • недостаточно окрепшие мышцы конечностей, чтобы удерживать свое тело в пространстве;
  • эмоциональная неготовность малыша к переходу на новый этап физического развития;
  • лишний вес, из-за которого ребенку тяжело сидеть и двигаться;
  • флегматичный темперамент, нежелание прилагать усилия к освоению новых навыков.

На темп формирования навыков влияет пол ребенка — девочки обретают новые способности раньше мальчиков. Замедленное развитие всех навыков наблюдается также у недоношенных деток и малышей, которые обделены вниманием своих родителей.

Неумение ребенка в возрасте 6-7 месяцев самостоятельно сидеть может заключаться в задержке психомоторного развития в результате проблем с опорно-двигательным аппаратом и нервной системой. Эти проблемы могут быть связаны с:

  • нарушением внутриутробного развития;
  • родовой травмой;
  • наследственными заболеваниями;
  • перенесенными тяжелыми инфекционными болезнями.

Как научить кроху сидеть: советы родителям

Для того чтобы ребенок мог удерживать свое тело в положении сидя, его мышцы должны быть достаточно развиты. Раньше предназначенного природой срока научить кроху сидеть нельзя, но родители могут подготовить его мышцы для приобретения навыков сидения, ползания, ходьбы в дальнейшем.

Чтобы узнать, готовы ли мышцы малыша к самостоятельному сидению, родители в домашних условиях могут провести простые тесты:

  • в положении сидя спинка ребенка «согнута дугой» — признак того, что тонус мышц недостаточен для удержания тела в вертикальном положении;
  • если в положении сидя спинка малыша выпрямлена, а ноги расположены перед туловищем и не согнуты в суставах, то это свидетельствует об отсутствии гипертонуса мышц нижних конечностей и готовности ребенка самостоятельно сидеть;
  • при подтягивании малыша за ручки он садится, спинка при этом ровная, а голова не запрокидывается назад — это означает, что мышечный корсет сформирован достаточно для самостоятельного сидения.

Вот несколько советов родителям по укреплению мышечной системы детей:

  • Начиная с 3-4 месяцев (как только малыш научился удерживать головку), его надо усаживать в детское кресло. Для того чтобы помочь ему сидеть, надо дополнительно использовать подушки.
  • Для самостоятельного сидения важно наличие навыка балансирования. Ребенок должен почувствовать положение своего тела в пространстве. С этой целью маме следует посадить его в углу кресла или между своими ногами, не забывая при этом обеспечивать крохе поддержку.
  • Навык сидения связан с умением малыша удерживать неподвижно головку. Для этого его надо как можно чаще выкладывать на животик. Разглядывая разложенные перед ним игрушки, ребенок приподнимает голову, что способствует укреплению мышц спины и шеи. Когда он уже будет уметь сидеть самостоятельно, можно продолжать выполнять это упражнение — развивается навык поддержания и переноса веса во время сидения.
  • Чтобы ребенок освоил навыки сидения, ему надо помочь развить ориентацию. Малыша необходимо осторожно поднимать из положения лежа и садить, аккуратно придерживая за тельце. Освоение необходимых движений позволит ему в будущем научиться самостоятельно садиться.

Мама может научить ребенка сидеть, используя как опору собственное тело. Это упражнение можно выполнять, начиная с 6 месяцев. Мама усаживает малыша к себе на колени и раскладывает перед собой игрушки, при этом он опирается об нее спинкой. Таким образом укрепляются мышцы спины, а ребенок привыкает к сидячей позе.

Регулярные массажи, активные игры способствуют укреплению мышц спины. Кроме того, мышечный тонус повышается во время перекатывания, при лежании на животе. Крепкие мышцы гарантируют быстрое формирование навыка сидения.

Учим малыша сидеть: меры предосторожности

Заставляя кроху сидеть до того, как его организм будет подготовлен к этому процессу, родители не должны забывать о естественном темпе развития каждого малыша. Насильственное обучение не только не приведет к положительным результатам, но и может нанести вред ребенку.

Применение поддерживающих приспособлений (подушек, сидений и т.д.) рекомендуется лишь для поддержания тела малыша при выполнении упражнений по укреплению мышц спины и шеи. Их длительное применение чревато нарушениями осанки, развитием различных деформаций скелета. При использовании таких приспособлений ребенок принимает неудобную позу, его спинка напряжена. Более безопасным вариантом будет учить его сидеть на полу без подушек.

Родители должны присматривать за ребенком даже тогда, когда он уже самостоятельно сидит. Он может упасть и травмироваться, так как уверенность при сидении приобретается детьми к двухлетнему возрасту. Кроме того, позы, в которых сидит кроха, должны быть безопасными. Поджатые к бедрам голени приводят к мышечному напряжению и повышению риска вывиха суставов.

На что родителям обращать внимание?

Признаки, из-за которых родителям стоит переживать, следующие:

  • при попытке малыша посадить - он не может удержать равновесие;
  • ребенок не хватает предметы, не удерживает их в ручках;
  • малыш беспокоен, беспричинно плачет.

При обследовании ребенка можно обнаружить отсутствие подкожной жировой прослойки, мягкий, длительно не зарастающий родничок, несоответствие массы тела и роста биологическому возрасту, экзофтальм (пучеглазие) или косоглазие. Деток, у которых есть такие симптомы, следует срочно показать педиатру. При необходимости он дает направление к специалистам других профилей (ортопеду, неврологу) для более тщательной диагностики.

Если Ваш малыш еще не умеет сидеть - не паникуйте раньше времени. При подозрении на проблемы со стороны нервной системы вы можете записаться к детскому неврологу в Калининграде в клинике «Эдкарик». Врач внимательно обследует кроху и при необходимости предложит правильное лечение.

Записаться на консультацию можно, заполнив специальную форму на сайте клиники либо связавшись с нашими операторами по телефону.

Надеемся наша статья Вам помогла. Мы искренне желаем Вашему ребёночку здоровья! Если Вам не сложно, пожалуйста, оставьте нам отзыв.

«ЭДКАРИК» В ФОТОГРАФИЯХ

Несколько случайных отзывов

Хочу выразить огромную благодарность всему персоналу клиники Эдкарик, а особенно нашему любимому врачу Рубанову Сергею Сергеевичу. В клинике действительно особое отношение к маленьким пациентам, и один из наших мальчишек, немного боязливый, с лёгкостью прошёл все процедуры перед лечением зубов. В нашей обычной поликлинике мы кровь из пальца с трудом сдаём, а здесь все анализы и даже кардиограмму - влегкую и с улыбкой! Чуткое и внимательно отношение Сергея Сергеевича окончательно подкупило маленького пациента :). Так как у нас разрушилось несколько зубов, а ребёнок ещё маленький предложили вылечить сразу все зубки под наркозом. О такой процедуре я, конечно, уже слышала, но слова "общий наркоз" это все равно боязно. Врач очень подробно все рассказал и объяснилил и мы решились на операцию. В итоге оказалось совсем не страшно. Очень внимательное отношение к здоровью ребёнка: операцию нам переносили несколько раз из-за отклонений в анализах (обнаружилась анемия), врачам совсем не важно сделать больше операций им действительно важно здоровье, благополучие пациента и положительный результат. Конечно несколько часов ожидания были тревожными, но сын очень хорошо перенёс и операцию и наркоз, а отходил от наркоза очень легко, и через пару часов уже с удовольствием лопал мороженное (с разрешения врача, конечно :)). Спасибо Сергею Сергеевичу за профессионализм и не равнодушное отношение к своему делу и нашим детям. Современная клиника, оборудование и квалифицированный медперсонал делает клинику Эдкарик совсем не похожей на "страшные" зубные кабинеты из моего детства и лечить зубы своим детям я буду теперь только здесь!

Хочу сказать огромное спасибо Виктории Сергеевне Даниловой за профессиональное отношение к пациентам. Наша девочка после посещения в октябре стоматолога чистит зубки старается, чтобы следующий раз доктор ее похвалила.

Были у врача Алимовой, с ребёнком в кабинет зашёл муж, все было хорошо, ребёнок лежал спокойно, начали лечение, дальше врач показала сыну коффердам, он увидев его испугался, начал сильно плакать и кричать, так как не понял что это, вместо того чтобы успокоить ребёнка, врач начала кричать и пугать ребёнка. Алимова кричала такие слова, как «заткнись» «замолчи» «сейчас выгоним тебя», «ходи с больным зубом» «больше не приходи к нам». Ужасное отношение к ребёнку, как так можно, нужно было найти подход к ребёнку, и успокоить его, а не орать так. Ребёнок вышел весь заплаканный, и муж тоже был в шоке от такого отношения врача. Больше в вашу клинику не придём, и никому не посоветуем.

Здравствуйте, уважаемая Лана. Анализ видеозаписи с приёма показал, что на приёме с ребёнком был его отец, возможно, информация полученная вами несколько искажена. Тон врача на приеме доброжелательный, манипуляции сопровождались объяснениями. Папе были объяснены этапы и принцип лечения, была предложена седация. От седации папа на приёме отказался, но потом, во время расчета на регистратуре, спросил, почему ему не предложили седацию (сразу скажем, что вы можете по предварительному согласованию приехать к нам и мы покажем вам запись с приёма для подтверждения наших слов).

При проведении анестезии ребенок вел себя спокойно, манипуляция выполнена по стандарту. Папа придерживал ребенка за руки (доктор просил придержать руки ребенка, чтобы мальчик случайно не толкнул руку врача при проведении анестезии).

Перед наложением коффердама ребенку показали кламмер, объяснили что это. Вид кламмера ребенку не понравился, ребенок испугался и стал вести себя крайне беспокойно. Врач успокаивал ребенка, сказав, что коффердам использоваться не будет. Очень негативно ребенок отреагировал на вращающиеся инструменты и громкий звук стоматологической установки - кричал очень громко, бил ногами по установке. Эндодонтическое лечение проводить стало невозможным.

По тону врача - спокойный голос на приеме, тихий до момента громких криков ребенка, потом врач стал разговаривать несколько громче (т.к. стало ничего не слышно). Слов «выгонит его», «ходи с больным зубом», «больше не приходи к нам» на приеме не звучало. Фразы врача во время криков ребёнка - «Спокойно, ну что за истерика?», «Открывай рот, спокойно», «Всё, замри, сейчас кладу ватку и идёшь домой, молодец, умничка», единственная фраза более жесткая «Хочешь, чтобы зуб болел? Тогда открывай рот», но и она произнесена вопросительным, но никак не угрожающим, тоном.

Мы очень расстроены, что сложилась подобная ситуация, но надеемся, что наш ответ всё-таки позволит вам посмотреть на ситуацию под другим углом. Повторимся, мы готовы принять вас и показать вам запись с приёма, подробно разобрав её вместе с нашим специалистом.

С уважением, система клиник «Эдкар».

Хороший обслуживающий персонал и внимательные врачи. Хочется, чтобы открыли лабораторию и рентген. Хочется все комплексно обследовать в одной клинике.

Первые шаги ребенка: учимся правильно ходить

Все родители с нетерпением ждут, когда же их малыш сделает первый шаг. Ребенок уже научился переворачиваться, сидеть, ползать, вставать у опоры, даже ходить с поддержкой, но впереди самое сложное — пойти самостоятельно. В нашей статье мы расскажем, когда в норме стоит ожидать первые шаги ребенка, во сколько детей учат ходить (и вообще, учить ли ребенка ходить или он разберется в этом самостоятельно). И, главное, чего делать категорически нельзя.

Во сколько дети делают первые шаги?

Обычно ребенок делает первый шаг в возрасте 9–12 месяцев, и уже к 14–15 месяцам довольно уверенно передвигается без помощи взрослых. Однако, если ребенку уже исполнился год, а он еще не пошел сам, не стоит переживать и думать, как начать учить ребенка ходить. Просто кому-то для освоения этого навыка требуется больше времени, чем остальным. Согласно исследованиям, проведенным Всемирной организацией здравоохранения, нормой считается начало самостоятельной ходьбы с 8 до 18 месяцев.

На первом году жизни ребенок совершает немыслимый по меркам взрослых скачок: за короткий промежуток времени ему необходимо научиться управлять своими мышцами, координировать движения и находить равновесие. Прежде чем сделать первые робкие шажки, ребенок учится сидеть, ползать, вставать и ходить у опоры. Иногда это происходит размеренно в течение 3–4 месяцев, а порой буквально за несколько недель неуверенно сидящий карапуз превращается в бодро шагающего малыша! Все очень индивидуально и соответствует особенностям развития нервной системы конкретного малыша.

Как ребенок учится ходить?

Мышцы ног новорожденного еще совсем слабы, координация не развита, и опорно-двигательный аппарат пока не может выдержать вес собственного тела. Однако, если удерживать младенца на весу и давать его ступням касаться поверхности, будет казаться, что ребенок пошел: он будет совершать движения, похожие на первые шаги — так проверяется безусловный (врожденный) рефлекс автоматической ходьбы, который говорит о нормальном развитии новорожденного. К двум месяцам этот рефлекс угасает.

Примерно в полгода ребенок, удерживаемый взрослым под мышки, в момент касания поверхности начинает достаточно уверенно опираться ножками и будто пружинить ими. Ближайшие пару месяцев это будет любимое развлечение малыша!

Приблизительно в 9–10 месяцев, освоив самостоятельное сидение, ребенок начинает пробовать вставать у опоры. Это очень непросто для малыша, и здесь помощь родителей особенно важна. После он учится плавно присаживаться на пол из положения стоя — это уже совсем другой уровень владения своим телом.

Почувствовав уверенность в себе, малыш начинает делать первые шаги вдоль опоры, вбок. Сначала это 1–2 шага, но впоследствии ребенок может и весь дом обойти, придерживаясь за мебель!

Когда ребенок в достаточной степени овладел ходьбой вдоль опоры, ему хочется большего. Он пробует делать маленькие шаги от предмета к предмету, сначала держась за них, а затем и отпустив руки. В какой-то момент он может задержаться в таком положении и постоять несколько секунд не держась, но затем может присесть на корточки. Можно ли ребенка учить ходить на этом этапе, чтобы ускорить процесс? Нет, сейчас вам нужно лишь страховать и иногда поддерживать его, и пусть все идет своим чередом.

Только научившись управлять своим корпусом, быстро вставать и присаживаться, малыш сможет начать делать первые самостоятельные шаги. Первые недели ему нужна будет помощь взрослых, а, уже почувствовав уверенность в своих действиях, ребенок начнет ходить сам. Конечно, порой он будет вновь возвращаться на четвереньки и ползти, но это лишь от того, что пока так быстрее передвигаться. Наберитесь терпения: если ребенок пошел, и сделал свои первые шаги, это значит, что совсем скоро за ним будет не угнаться!

Нужно ли учить ребенка ходить?

В общепринятом понимании здоровый ребенок не нуждается в посторонней помощи. Мы не учим ребенка ходить самостоятельно, как до этого не учили сидеть и ползать. Это процессы, которые заложены на генетическом уровне.

Каждый новый моторный навык ребенок осваивает в тот момент, когда его нервная и костно-мышечная системы готовы к этому: в головном мозге созревают определенные участки, от которых поступает импульс к мышцам; структуры головного мозга, отвечающие за координацию и поддержание положения тела в пространстве также способны обеспечить выполнение новых движений. Не стоит форсировать события, всему свое время.

Часто родители хотят помочь своему ребенку скорее сделать первые шаги. Им кажется, что уже настал момент, когда можно учить ребенка ходить, и они приобретают для этого разнообразных «помощников». Но стоит ли?

Любимые жителями нашей страны ходунки, к примеру, не рекомендованы к использованию многими международными организациями, среди которых Американская академия педиатрии. Во-первых, они могут, напротив, замедлить процесс освоения ребенком ходьбы. Находясь в ходунках, ребенок совершает минимальные усилия для передвижения, поэтому без них стремление самостоятельно ходить у него пропадает. Во-вторых, зачастую у малышей, которые часто бегают в ходунках, формируется неправильный двигательный стереотип — они привыкают ходить на носках (потому что так быстрее бегать и проще отталкиваться). В-третьих, это небезопасно: зачастую дети очень быстро перемещаются в ходунках по дому, при этом они не видят, что лежит у них под ногами. Дети задевают ногами ковры, спотыкаются об игрушки, переворачиваются в ходунках и падают. Так что ходунки — точно неверный ответ на вопрос, как правильно учить ребенка ходить.

Толокары или каталки нравятся многим детям. Это неплохое приспособление для начала ходьбы, однако стоит выбирать те, которые соответствуют росту ребенка: если для опоры ребенок будет слишком сильно отклонять корпус вперед, это может навредить осанке.

Как помочь, когда ребенок пошел, и делает первые шаги?

Как бы банально это ни звучало, но главная помощь родителей заключается в их присутствии и внимании! Комфортнее всего ребенку в то время, когда близкие ему люди находятся на одном зрительном уровне с ним, т.е. на полу.

Когда ребенок делает первые шаги, передвигаясь от предмета к предмету, придерживайте его за корпус — так малыш будет чувствовать, что мама или папа рядом, а значит, он под защитой.

Инициируйте ходьбу привлечением внимания к яркому или интересному ему предмету: позовите ребенка к себе и покажите, например, игрушку — пусть малыш сначала пройдет несколько шагов вдоль опоры, а затем можно расположить игрушку так, чтобы ему пришлось оторваться от опоры и сделать пару шагов в сторону. Придерживайте его в это время, чтобы ребенок не упал и не испугался. Так мы и учим ребенка ходить самостоятельно — поддерживая, мотивируя к освоению нового навыка, но не более того.

Кстати, относительно того, как нужно держать ребенка, который учится ходить. Привычный многим способ помогать малышу передвигаться за вытянутые и поднятые вверх руки не считается правильным: во-первых, ребенок привыкает ходить, отклонив ось позвоночника вперед, а, во-вторых, это чревато травмами плечевого сустава, если кроха упадет вперед.

Когда ребенок делает первый шаг, нужна ли ему обувь?

Когда ребенок учится управлять своим телом, важным этапом этого процесса является навык находить равновесие и координировать в этот момент работу мышц. Будучи босиком, малыш лучше чувствует свое тело и быстрее выстраивает связи в своем головном мозге: что и как надо делать, чтобы передвигаться. Когда ножки находятся в обуви, ребенку гораздо сложнее освоить ходьбу, потому что он просто перестает чувствовать мышцы ног в той степени, в которой это ему необходимо. Поэтому не стоит носить дома сандалии или ботинки, пока малыш не научится уверенно ходить. И как можно больше практикуйте прогулки без обуви летом на улице: это лучшая профилактика различных ортопедических проблем со стопами у детей.

Как обеспечить безопасность в период первых шагов ребенка?

Ребенок быстрее сделает свои первые шаги, если его ничто не ограничивает вокруг: интерес — главный двигатель любых свершений в детском возрасте! Но, чтобы малыш «изучал мир» безопасно и без рисков для здоровья, необходимо обратить внимание на некоторые предметы.

Розетки. Пожалуй, самое интересное место для малыша. Еще на этапе ползания стоит позаботиться о том, чтобы они были недоступны для ребенка. На рынке представлено огромное множество заглушек для розеток любых цветов и конфигураций. Когда малыш станет старше, постарайтесь объяснить, что с ними играться опасно.

Углы. Для делающего первые шаги ребенка, еще совсем неуклюжего, углы действительно представляют опасность. Поэтому в магазинах можно купить специальные накладки или обклеить их подручными средствами (например, синтепоном или слоем ваты и ткани).

Все, что свисает вниз с поверхности мебели или лежит на краю, например, скатерти, салфетки, элементы декора. Непременно внимание ребенка будет обращено к этим предметам. Постарайтесь на время отказаться от того, что ребенок может стащить и опрокинуть на себя в целях вашего же спокойствия.

Комнатные растения. Если есть возможность, переместите горшки на более высокую поверхность. Помимо того, что ребенок может опрокинуть на себя горшок, он может попробовать листья на вкус.

Содержимое шкафов. Нет лучше «игрушек», чем кастрюли, сковороды, крупы и прочее, пока мама с ребенком находятся на кухне! Бесспорно, ребенком движет интерес, и это прекрасно. Если вы против подобных «ревизий», используйте специальные защитные замки (позаботьтесь об этом на этапе освоения ползания). Если же то, что малыш будет вытаскивать из ящиков их содержимое, вас не пугает, озадачьтесь тем, чтобы в свободном доступе не лежали предметы, которые могут быть опасны для здоровья ребенка: уберите подальше всю бытовую химию и лекарства, мелкие предметы, которыми может подавиться малыш, чугунную и любую тяжелую или хрупкую посуду, колющие и режущие предметы и т.д.

Духовые шкафы. Обязательно находитесь рядом с ребенком, когда на кухне работает духовка или плита: малышу совсем не сложно открыть дверцу или покрутить переключатели температуры.

Препятствия в виде ступенек и порогов: будьте рядом, когда малыш будет учиться преодолевать их, помогайте, поддерживайте и поощряйте инициативу!

Первые шаги — это всегда волнительно и для ребенка, и для родителей. И, конечно, первым успехам будут сопутствовать падения. Не бойтесь этого и не думайте, как учить ребенка ходить без неудач. Согласитесь, вставать после падений — один из важнейших навыков не только во время обучения ходьбе, но и в целом по жизни!

Как вы учили вашихх деток слазить с дивана (кроватки)?


Девочки, вот такая проблемочка у нас. Нам 1,1 года, а слазить с кровати не умеет и не хочет учиться. С 8 мес. показываем, что надо попой и ножками вперед (т.е. вниз) и слазить.она все пытается или ручками вперед сползти или вообщ спрыгнуть (т.е.стоя на ногах).
Ваши детки умеют сползать? Как учили их ? Может есть какие-то секреты.
Поделитесь,плиззз ;)



Так и учила. Клала на диван на живот и своими руками двигала ей ноги, попу и т.д. Несколько раз повторили, потом она сама спускалась под контролем. Ну и сама потом. Несколько раз падала, конечно, но у нее в комнате диван низкий, на полу ковер.



ага, + еще вслух комментировала, что сначала ножки на пол ставить надо. ну а после пары-тройки падений сын уже я думаю каким-то своим чутьем стал понимать смысл моих слов. это месяцев в 9 все было




нам 9, показала, прокомментирова все несколько раз, дочь сама спускается,у подруги тоже не понимает, голвой вниз, зато уже ходит, а мы только стоим. видимо у кого как. Продолжайте обучение, кстати очень хорошо помогает когда вы проделываете все совместно с ребенко. Забавно , но дйственно ! ))




Ну не команды. Она воспроизводит около 10 звуков, которые животные произносят, нужные игрушки приносит, знает, куда идти кушать или купаться.


мой, когда пытался вперед головой с диване слететь, я его разворачивала ногами и говорила "попой вниз"
несколько раз так делала, щас сам поворачивается правильно и спускается
иногда забывает, говоришь "попой!", он сам разворачивается и правильно спускается
так и научили :)





мой, когда пытался вперед головой с диване слететь, я его разворачивала ногами и говорила "попой вниз"
несколько раз так делала, щас сам поворачивается правильно и спускается
иногда забывает, говоришь "попой!", он сам разворачивается и правильно спускается
так и научили :)


Как и всему остальному-монотонно изо дня в день каждый раз, поправляя направление "слазенья" на правильное-попой назад и ножками к полу :)
Ребенок очень подвижный-встал в 6 месяцев, пошел в 9, а научился правильно сползать с высоких поверхностей (стулья, диваны, кровать родительская) только примерно к 1, 3 :)
Если долго мучаться, что-нибудь получится!

Нужно ли пеленать младенца, техники и способы

Пеленать или не пеленать — этот вопрос неизбежно появляется у каждой женщины, которая скоро станет мамой. И часто с разных сторон звучат совершенно противоположные рекомендации.

Почему вокруг пеленания столько споров?

Идея пеленания ребенка стара как мир. С древних времен мамы закутывали своих детей в кусок ткани, который служил одновременно одеждой и подгузником. Главным и абсолютно обезоруживающим аргументом в пользу метода была его практичность: пеленки недорого стоят, защищают малыша от холода и несложно стираются.

Историческая справка

Одноразовые подгузники появились в магазинах США только в 1950-х годах. Им понадобилась еще пара десятилетий, чтобы завоевать мир, и лишь в 1990-х, с приходом западных компаний на российский рынок, они стали популярны в нашей стране. Причина жарких споров вокруг пеленания малышей в том, что по историческим меркам эта общественная дискуссия началась буквально вчера.

Сегодня мир молодых родителей разделился на два лагеря. Сторонники системы пеленания приводят новые доводы в пользу сохранения традиций, противники считают этот метод устаревшим. Так нужно ли пеленать новорожденного ребенка? Кто прав — консерваторы или новаторы? Давайте рассмотрим аргументы обеих сторон.

Тугое пеленание

Эта техника — самая традиционная. Малыша заматывают в пеленку как в кокон, полностью обездвиживая его ручки и ножки. Иногда при тугом пеленании ребенка укутывают с головой, т.е. из ткани формируется еще и плотно сидящий «капюшон», а открытым остается лишь личико крохи.

Сторонники метода утверждают, что это «естественное» пеленание, как бы моделирующее стесненные условия, в которых малыш находился последние недели перед родами.

Однако риски для здоровья ребенка при тугом пеленании значительные. Плотно закутанный ребенок потеет и перегревается. У него ухудшается кровообращение и отсутствует двигательная активность, что замедляет развитие мышц.

Тугое пеленание новорожденного имеет следующие плюсы и минусы:

Улучшает сон малыша: он не может пошевелиться или случайно перевернуться, не будит себя рефлекторными вздрагиваниями ручек и ножек во сне.

Ребенок вынужден находиться в неестественной позе.

Есть риск нарушения дыхания.

Существует вероятность перегрева.

Младенец лишен возможности познавать окружающий мир с помощью осязания.

Замедляется развитие мышц.

Если ребенок родился с дисплазией тазобедренного сустава, патология усугубляется.

Чтобы закончить с темой тугого пеленания грудничка, разберем еще два аргумента его сторонников. Мы не включили их в таблицу, потому что это не плюсы, а обычные заблуждения.

Колики — очень странное явление: это приступы плача у младенцев, причину которых медикам пока не удалось выяснить. Однако большинство специалистов склонны считать, что эти приступы связаны с болезненными ощущениями в процессе созревания желудочно-кишечного тракта.

Пеленание новорожденного не является гарантированной техникой избавления от колик. Чтобы успокоить малыша, специалисты предлагают целый ряд методов, и родителям рекомендуется пробовать их по очереди, пока какой-то не поможет, или колики не пройдут сами по себе.

Миф: без тугого пеленания ноги малыша будут кривыми. На самом деле: наоборот, тугое пеленание в значительной степени способствует развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Если предыдущий миф просто скрывает часть правды, этот — вредное и опасное заблуждение на все сто процентов.

Многие дети в нашей стране страдают рахитом — расстройством образования костей. По данным Союза педиатров России, это заболевание выявляется более чем у половины детей первого года жизни. Ключевой причиной рахита является нехватка витамина D. Есть и дополнительные факторы, способствующие его развитию, среди них — неестественная нагрузка на кости и низкая мышечная активность. Именно то, к чему приводит пеленание ног!

Другое распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата у младенцев — дисплазия тазобедренного сустава или врожденный вывих бедра. Гуляющая в народе «мудрость» рекомендует для лечения этого состояния начинать жесткое пеленание сразу после родов. Однако все наоборот: фиксированное, закрытое положение ножек малыша только усугубляет дисплазию! Для успешного лечения вывихов необходимо, чтобы ноги ребенка находились в естественном, разведенном состоянии.

Мы назвали этот метод традиционным? Пожалуй, более правильное слово для него — архаичный. Вред тугого пеленания научно доказан, а польза весьма сомнительна.

Есть ли другие способы пеленания новорожденного?

Широкое пеленание ребенка

Техника оставляет малышу некоторый простор для движений. Ножки малыша при заматывании не выпрямляют, а ручки стараются не фиксировать плотно. В итоге из пеленки формируется что-то наподобие спального мешка, внутри которого кроха может шевелиться. К открытым способам пеленания относят и метод, при котором ручки малыша остаются снаружи, и их движения ничем не ограничены — этот способ называется «пеленание без ручек».

Если сторонников тугого пеленания новорожденного среди педиатров вы вряд ли найдете, то свободное считается допустимым.

Благодаря пеленанию малыш крепче спит.

Использование пеленок в первые месяцы жизни позволяет не покупать детскую одежду, из которой малыш все равно быстро вырастет.

Некоторым родителям психологически проще брать на руки спеленатого ребенка.

Даже свободное пеленание может привести к ухудшению кровоснабжения.

Завернутый в пеленку (а особенно в одеяло) малыш может перегреться.

Ребенок лишен тактильных ощущений и ограничен в возможности познавать окружающий мир.

Новорожденному надо несколько раз в сутки менять подгузники. И каждый раз пеленать заново.

Кроме тугого, есть свободное и широкое — более прогрессивные техники. Давайте разберем эти методики и взвесим все «за» и «против».

Свободное пеленание ребенка

Эту технику можно назвать лечебной процедурой. Рекомендуется при дисплазии тазобедренного сустава и состоит в фиксации ножек малыша в разведенном состоянии, для чего используются специальные трусики, подушка или несколько пеленок. Широкое пеленание можно практиковать даже без назначения врача. Как показывает практика африканских стран, в которых мамы приматывают новорожденных с разведенными ножками к своей спине, а также азиатского региона, где младенцев традиционно носят на боку, эта техника вполне безопасна.

А что, если правильное пеленание младенца — это отсутствие пеленания?

Отказываться от пеленания в пользу боди, ползунков и слипов мамы стали сравнительно недавно. Тем не менее, такой подход достаточно распространен, и даже в некоторых роддомах пеленание больше не практикуется.

Легко менять подгузники.

Малышу доступны тактильные ощущения, что способствует его развитию.

Если ребенок родился с легкой формой дисплазии, в первый месяц жизни происходит самопроизвольное вправление сустава, не требующее какого-либо участия специалистов.

Кроха может просыпаться от самопроизвольных движений ручками, трогать комариные укусы, опрелости, другие повреждения кожи и расчесывать их.

В период быстрого роста родителям придется постоянно покупать малышу новую одежду.

Что в итоге — надо ли пеленать новорожденного ребенка или нет?

Нужно ли пеленать новорожденного ребенка на ночь или в течение всего дня? Каждая молодая семья должна решить для себя этот вопрос самостоятельно. Единственное, на чем мы, вместе со всей медицинской наукой, настаиваем — не используйте тугой способ. Не слушайте тех, кто агитирует за этот метод, даже если это ваши близкие люди!

Читайте также: