Художник в инвалидном кресле

Обновлено: 02.07.2024

Мало кто знает, что в Москве существует уникальный вуз. В настоящий момент Российская государственная специализированная академия искусств – единственное в мире высшее творческое учебное заведение, в котором 90% студентов – инвалиды

Мало кто знает, что в Москве существует уникальный вуз. В настоящий момент Российская государственная специализированная академия искусств – единственное в мире высшее творческое учебное заведение, в котором 90% студентов – инвалиды.

В 1991 году в Москве был создан первый в мире уникальный центр творческой реабилитации для инвалидов, вскоре центр превратился в Специализированный институт искусств. Несмотря на нелегкий путь, пройдённый в 90-е годы, часто выживая без должного финансирования, институт продолжал развиваться, открывая новые кафедры и разрабатывая новые методики. В 2013 году институт получил статус академии.

На актерском факультете в основном учатся глухие студенты, при факультете существует театральный проект неслышащих актеров «Недослов». Практически все выпускники актёрского факультета работают по специальности после окончания вуза.

На музыкальным факультете студенты учатся на шести различных кафедрах. Многие из студентов являются лауреатами международных музыкальных конкурсов. В 2014 году в стенах академии открывается оперный театр.

Факультет изо включает в себя кафедру дизайна и кафедру живописи и графики. Часто свои дипломные работы студенты кафедры дизайна посвящают проектам, целью которых является создание более комфортной среды для людей с ограниченными возможностями.

А ещё РГСАИ – это место со своей особенной творческой и семейной атмосферой, где все знают друг друга и общаются даже не на языке жестов или языке Брайля, а на языке искусства.

Кухаренко Елена, выпускница Российской Государственной Специализированной Академии Искусств, победительница международных конкурсов среди незрячих пианистов: Если по порядку: то я сначала видела и училась в обычной школе, и там было отделение хоровое. Я там узнала про фортепьяно, узнала про ноты.

Когда потеряла зрение, меня отчислили из этой школы. Я пошла учиться в школу, где есть интегрированный класс, то есть там учатся дети и зрячие и незрячие. Одновременно я пошла в обычную школу музыкальную. И директор сказала, что «нет, нам такого не надо», что «у нас первый случай, мы вообще не знаем, что с ней делать». Я потом села за инструмент, начала играть мелодию, которую я сочинила как раз. Она удивилась и сказала: «Ну, мы попробуем. Нам интересно.» Я закончила с красным дипломом тоже школу музыкальную.

Кондрацкая Анна, студентка третьего курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: Нам посчастливилось – мы единственная академия в мире, которая специализируется именно на детях с ограниченными возможностями. Почти 90% ребят – это у нас ребята-инвалиды: глухие, незрячие или опорно-двигательная система.

Воронова Анастасия, студентка первого курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: Для обычного человека – это всё довольно дико, и не все понимают, как это можно с инвалидами рядом учиться. Всё время начинают спрашивать как и что. Ну, я не считаю, что это что-то сверхъестественное.

Некоторые жесты и так можно понять, что они говорят. Поскольку я здесь одна, я думаю, что в скором времени я их начну понимать.

-Ты хочешь попросить… что? Помочь? А! Бумагу!

Кухаренко Елена, выпускница Российской Государственной Специализированной Академии Искусств, победительница международных конкурсов среди незрячих пианистов: Мне очень нравится, потому что всегда идешь по коридору и слышишь звуки, как вокалисты поют, баянисты, пианисты, актёры, художники там где-то рисуют…

Кондрацкая Анна, студентка третьего курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: У нас очень часто приезжали ребята-колясочники и спрашивали: «Можем ли мы поступить? Мы желаем учиться. Мы – музыканты.. Мы хотим очень». Но, к сожалению, мы не могли принять, потому что у нас не было возможности – не подготовлен был вуз для этого просто. Не было возможности. И буквально в том году нам всё-таки сделали лифт, и мы надеемся, что уже со следующего года будем принимать ребят с колясками.

Воронова Анастасия, студентка первого курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: То, что ты можешь из своей души извлечь – то становится искусством в принципе. Главное, чтобы это было сделано со вкусом и не было… как это сказать… не было искусственности в искусстве.

Кухаренко Елена, выпускница Российской Государственной Специализированной Академии Искусств, победительница международных конкурсов среди незрячих пианистов: Бывает там наболело или наоборот хочется о каких-то ярких своих эмоциях рассказать. И они у меня сидят внутри и мешают мне жить. Мне хочется выплеснуть, показать, передать! И потом после этого становится гораздо легче.

Кондрацкая Анна, студентка третьего курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: Висит картина моя, и проходящий человек – что он подумает, когда он будет смотреть. Какие ниточки в его душе затронет эта картина. Исходя из этих мыслей, я пишу картину. Стараюсь как-то выбрать темы, которые для каждого человека будут личными.

Топ-25: художники с физическими недостатками создают шедевры, на которые не способно большинство здоровых людей

Согласно ежегодным отчетам международной организации Disability Statistics, примерно 10% людей во всем мире (около 650 миллионов человек) – инвалиды, живущие с ограниченными возможностями. Однако посмотрев на работы в нашей подборке, вы вряд ли поверите, что их сотворили безрукие или слепые, ведь эти шедевры достойны всяческих похвал, и на их создание у любого самого талантливого человека ушло бы немало труда.

Герои нашей публикации рисуют с помощью рта и ног, они снимают уникальные фотографии, будучи слепыми или слабовидящими, и творят уникальные вещи при помощи самых необычных приспособлений, что не может не восхищать и не вдохновлять. Большинство из нас не может себе и представить, как тяжело вести нормальный образ жизни с инвалидностью, а эти творцы нашли в искусстве новый способ взаимодействия с окружающим миром и практически единственное спасение от самых темных мыслей в тяжелые времена. Давайте же вместе насладимся их работами и зарядимся позитивом для свершений в наших собственных жизнях!

1. Мариус Кедзирски (Mariusz Kedzierski) родился без рук, но он не сдался и смог исполнить свою мечту – научиться рисовать необычайно реалистичные портреты, чем восхищает не только своих близких, но и случайных прохожих.

2. В три годика Стивену Вилтширу (Stephen Wiltshire) поставили диагноз аутизм. Сегодня он известный художник, и его картины ошеломляют своей детализацией. Особенность таланта Стивена состоит в том, что столь масштабные и точные копии реальных мест он воспроизводит, посмотрев на натуру всего лишь раз. Феноменальная память!

3. У Айрис Грейс (Iris Grace) тоже аутизм. Деткам с таким расстройством часто рекомендуют терапевтические сессии, направленные на разработку навыков для повышения качества их жизни, и рисование – одна из популярных методик в этом направлении. Родители Айрис и не подозревали о таланте дочери, пока девочка не попала на уроки по рисованию.

Фото: Arabella Carter-Johnson

4. Пол Смит (Paul Smith) родился с церебральным параличом (нарушение двигательных функций и координации), но это не мешает ему создавать удивительные работы с помощью всего одного пальца и печатной машинки.

5. Питер Лонгстафф (Peter Longstaff) родился без рук из-за того, что во время беременности его мать принимала талидомид (снотворное лекарство с серьезными побочными эффектами). Однако Питер никогда не считал себя ущербным и всегда старается заражать окружающих позитивным настроем. Искусство стало его лучшим помощником в этой благородной миссии.

6. Представьте себе, что всю жизнь вы мечтали стать тату-мастером, но во время несчастного случая лишились своей правой руки. Как бы вы поступили? Джей Си Шейтан Тенет (JC Sheitan Tenet) попал именно в такую ситуацию, и он знает, что делать. Оказывается, протез может послужить даже лучше настоящей руки из крови и плоти. Свой протез парень сделал на заказ. Искусственная рука выполнена в стиле стимпанка и оснащена специальной татуировочной машинкой. От клиентов у Джей Си нет отбоя.

7. Хуан Гофу (Huang Guofu) лишился обеих своих рук в ужасном несчастном случае, связанном с электричеством, когда ему было всего 4 года. Однако несчастье не помешало ему добиться желаемого – с 12 лет Хуан занялся рисованием, и теперь он создает удивительные картины, используя при этом рот и ноги.

8. Алана (Alana) родилась с физическим отклонением, но она все равно стала художницей и сегодня она творит настоящие шедевры, удерживая кисть либо во рту, либо пальцами ног.

9. Каждой своей новой работой Ракан Абдулазиз Курди (Rakan Abdulaziz Kurdi) доказывает, что инвалидность – не причина ограничивать себя.

10. После несчастного случая Дага Лэндиса (Doug Landis) парализовало по самую шею. Мужчина получил травму позвоночника во время матча по реслингу еще в старшей школе. Свой талант к рисованию Даг открыл, когда обратил внимание на красивую рождественскую открытку. На карточке был нарисован праздничный домик, и парализованный борец решил, что и он сможет нарисовать такой же. У него получилось, и этот рисунок стал началом удивительного творческого пути!

11. Уттам Кумар Бхардвадж (Uttam Kumar Bhardwaj) намного способнее многих здоровых людей, ведь держа кисточку между пальцев ног, а не рукой, он способен создавать невероятно красивые полотна.

12. Даг Джексон (Doug Jackson) родился с церебральным параличом, но инвалидность не помешала ему стать художником. Рисует мужчина с помощью специального держателя для кисти, закрепленного прямо у него на голове. Даг начал рисовать в 11 лет, и его любовь к импрессионизму сделала талантливого мужчину известным почти по всей Америке.

13. Джон Брэмблитт практически слепой. Что это значит? Он различает свет и тьму, но не видит формы, очертания и цвета. Вопреки своей инвалидности Джон стал настоящим художником. Секрет мужчины прост – во время рисования он использует специальные текстурные краски, помогающие ему творить свои картины буквально на ощупь.

14. Викторин Флойд Фладд (Victorine Floyd Fludd) – слепой фотограф. Зрение она утратила в 26 лет, но это не остановило ее и не ограничило в творческих порывах.

15. Все эти роскошные ювелирные украшения – дело рук Аннетт Гэббедей (Annette Gabbedey). Дизайн изделий женщина тоже придумывает сама.

16. Фатемех Хамами (Fatemeh Hamami) – иранская художница. Как видите, ногами она рисует намного лучше, чем многие руками. Как вам портрет Рональдо?

17. Если есть горячее желание, никаких преград не существует, и Зули Сангино (Zuly Sanguino) – прямое тому доказательство. Она так сильно любит рисовать, что научилась творить даже несмотря на свою инвалидность.

18. Мариам Парэ (Mariam Par?) рисует портрет Чака Клоуса (Chuck Close), зажав кисть во рту. У нее просто удивительный талант!

19. Стив Чемберс (Steve Chambers) тоже рисует свои картины с помощью рта. Из-за редкой болезни он родился с руками без мышц, но это не помешало ему научиться создавать прекрасные картины.

20. Томми Холленштейн (Tommy Hollenstein) попал в инвалидное кресло после перелома шеи. Раньше он был настоящим экстремалом, но неудачное падение с горного велосипеда навсегда изменило его жизнь. Парень не пал духом и продолжил познавать грани возможного, но теперь уже в изобразительном искусстве.

21. Вырезание узоров из бумаги «Цзяньчжи» - это древнее китайское искусство, и Янг (Yang) однозначно овладел им на очень достойном уровне. В 10 лет парню поставили диагноз бокового (латерального) амиотрофического склероза (дегенеративное заболевание ЦНС, вызывающее паралич и атрофию мышц), но заболевание не помешало Янгу стать настоящим мастером своего дела, пускай для вырезания узоров ему приходится пользоваться даже собственным лицом. Если присмотреться, вы заметите, что к голове мастера присоединен держатель, помогающий его рукам двигаться вдоль полотна будущего творения.

22. Генри Фрейзер (Henry Fraser) обожает рисовать, и создавать такие яркие картины ему удается, удерживая кисть во рту. Редкое упорство, достойное уважения!

23. Десмонд Блэр (Desmond Blair) – настоящее вдохновение, ведь несмотря на то, что парень родился без кистей, ему все равно удается писать удивительные картины.

24. Инвалидность никогда не могла удержать этого парня! Дхираж Сатавилкар (Dhiraj Satavilkar) – студент Мумбайского университета (один из самых престижных вузов Индии), и с помощью ног он воплощает все свои творческие замыслы наравне со всеми другими студентами.

25. Брайан Тагалог (Brian Tagalog) тоже родился без рук, но он никогда не воспринимал свою инвалидность как причину сдаться и отказаться от полноценной жизни. Брайан – возможно, единственный сертифицированный безрукий тату-мастер в мире!

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле

Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен

В русском и советском искусстве XX века трудно найти живописца более жизнеутверждающего, яркого и радостного, чем Кустодиев, 140-летний юбилей которого мы отмечаем 7 марта.

Но все эти красочные зимние пейзажи, портреты дородных красавиц, балаганы, купцы Сусловы, купчихи Пискулины, ухари и молодцы – написаны человеком, страдавшим от сильных болей, долгие годы прикованным к инвалидному креслу.

«Тогда это был еще подвижный, стройный человек, застенчивый, но всегда правдиво высказывавший свое мнение, остроумный собеседник, загоравшийся от разговоров об искусстве, никогда, однако, не выступавший публично, – пишет в своих мемуарах известный пейзажист Георгий Семенович Верейский. – У Бориса Михайловича начинала все сильнее разрастаться опухоль в спинном мозгу, и в том же, 1913 году ему была сделана операция в Берлине.

В 1915 году у Кустодиева отнялись ноги, и он мог лишь с трудом передвигаться на костылях. Несмотря на тяжелое состояние, он, на костылях, работал над большими полотнами.

Болезнь угрожающе развивалась, пришлось прибегнуть ко второй операции в клинике профессора Цейдлера в Петрограде.

Накануне операции Борис Михайлович, говоря о том, что исход ее неизвестен, упорно дописывал свой эскиз к коллективному портрету членов «Мира искусства».

После пребывания в клинике Цейдлера Кустодиев уже не вставал на ноги и окончательно был прикован к подвижному креслу, которое так хорошо было знакомо всем его друзьям.

Последние годы его жизни были подвигом.

Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского (1922 г.)

Своих друзей Борис Михайлович встречал всегда с веселой улыбкой, с добродушной шуткой и горячо вдохновлялся разговорами об искусстве, жадно интересуясь всем, что происходило в этой области. И это, несмотря на то, что весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен. Нельзя было не поражаться его силе воли, его неиссякаемой работоспособности».

В последние два года у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля.

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – вспоминал Федор Шаляпин.

Книги, графика, плакат, календари, декорации

Больной, малоподвижный, Кустодиев продолжает писать, разрабатывая новый жанр портрета-картины (знаменитый Шаляпин), ищет свои пути и нередко подвергается критике за «дебелых купчих» и «безвкусных венер». Много занимается и книжной иллюстрацией («Шинель» Гоголя, Сказки Пушкина), а после революции – плакатом и даже календарями.

Пробует себя в графике, оформлении театральных постановок, работая со МХАТом, Большим театром, Мариинкой. Его последней, и удивительной по искрометному темпераменту, работой в театре стало оформление кукольного спектакля «Петушок, золотой гребешок».

Вот как вспоминает о работе с Кустодиевым режиссер Георгий Константинович Крыжицкий. «Мне мерещились какие-то необыкновенно яркие, ослепительно красочные декорации, празднично нарядные куклы. К кому же было обращаться с предложением оформить эту вещь, как не к… Кустодиеву, незадолго перед тем блеснувшему карнавалом красок в «Блохе» Евг. Замятина на сцене Большого драматического театра?

Пускай спектакль в целом и не очень удался, неважно — но каким ослепительным богатством красок поразил Кустодиев в этом ситцево-пестром зрелище, как пленительны были и игрушечная «Тула», и диковинная «Англия»!

…Нас провели в кабинет Кустодиева. Да, пожалуй, именно кабинет, рабочая комната, но никак не обычная мастерская художника. Большая комната в несколько окон на улицу. Полутемно. Под потолком лампа с большим круглым абажуром, отбрасывающая яркий конус света на центр кабинета.

А под лампой — кресло на колесах, а в нем, словно гофмановский волшебник, склоненный над работой художник. Перед ним прикрепленный к креслу рабочий столик, бумага, цветные карандаши, баночки красок и туши — словом, лаборатория этого алхимика, извлекающего из волшебных тюбиков и баночек ослепительные картины балаганных праздников, разноцветных веселых человечков и полнотелых рубенсовских красавиц.

Я представлял себе Кустодиева пожилым, почти стариком, — к нашему удивлению на нас глядело приветливое молодое, да, да, именно молодое лицо. Только вот несколько восковая бледность и легкая припухлость, но разве это имеет какое-нибудь значение при ласковом, веселом блеске глаз!

Оформление и куклы «Петушка» оказались последней театральной работой Кустодиева, его лебединой песней. … Мне представляется символичным, что творческий путь жизнелюба Кустодиева завершился веселой театральной шуткой».

Борис Кустодиев умер 26 мая 1927 года. Годы его болезни совпали с трудным временем: революция, война, новый режим. Он «стойко переносил лишения, – вспоминала дочь художника Ирина Кустодиева, – нехватку во всем, холод и, несмотря на болезнь, работал ежедневно, ежечасно, создавая картины для народа, «для всех», как он любил говорить».

Кустодиев – не исключение

Художник, прикованный к креслу, испытывающий сильные боли и страдания – создает удивительно радостные произведения. Что за парадокс? Как это возможно?

Вера Донец, искусствовед, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, автору монографий и статей об истории русского изобразительного искусства:

«История искусства знает такие примеры. Кустодиев – не исключительный случай.

Крупные мастера воспринимают свою работу как служение, как единственный вариант бытия.

Тот же Репин, у которого к концу жизни стали отказывать руки, но он работал – до самой смерти. Ему к руке привязывали кисть, и он писал.

Слепнущий Дега – писал практически пальцами, и получалось такое парящее кружево – потому что человек был практически уже слеп и творил, можно сказать, наощупь. Он ничего не видел уже в нескольких шагах. На натурщицах рисовал цветные линии, чтобы лучше ощущать форму.

Рубенс. На его работах мы видим такую пышную красоту… А ведь он страдал от жесточайшего артрита и умер от болевого шока – не выдержало сердце. И тоже до конца своей жизни он писал великолепие и трепет жизни.

Зима. Масленичное катанье (1919 г.)

Когда мы говорим о таких крупных мастерах, то – надо понимать, что если он и чувствует себя в этом мире к чему-то призванным, то его единственное призвание – это творчество.

Такой мастер уже не ищет славы, не ищет самоутешения, он просто не может существовать по-другому.

Троицын день (1920)

Так же и у Кустодиева. Свойственные ему жизнелюбие и взгляд на вещи – нисколько не изменились с болезнью. Более того, его живопись, вопреки всему, что с ним происходило, стала еще ярче. Да, он ощущал сильную боль, и несмотря на это, он продолжал жить в своем мире и писать свой мир – ярко, радостно и празднично. Его кисть была замешана на этих красках, на этом цвете, на этой радости.

У Кустодиева есть картина «Лыжники», написанная в 1919 году. В ней он изобразил то, чего – не видел.

Он просто не мог это видеть, так как к тому времени передвигался на коляске и оказывался на улице крайне редко. Но его дочка Ирина ездила со своими друзьями на лыжную прогулку и потом приехав, радостная, раскрасневшаяся, рассказала ему, как они катались с гор, какое зеленоватое было небо, какие великолепные открывались дали.
И Кустодиев по ее рассказам написал картину, не видев ни снега, ни мороза, ни далей… Написал исключительно от слышания этой радости, этих впечатлений. Художнику этого оказалось достаточно.

Мы так привыкаем к каким-то штампам. А если выбраться за привычные рамки, которыми мы себя окружаем, – возникает невероятное ощущение вечности, радостной вечности рядом с человеком, которую художник способен и слышать, и видеть».

«Отражение души» незрячих и слабовидящих художников

Здесь на улице Стрельнинской, в доме № 11 планируются постоянные выставки незрячих и слабовидящих художников, скульпторов, фотографов из Петербурга, других городов и даже других стран. Это будут как персональные, так и тематические выставки.

Как известно, в городе на Неве множество арт-галерей, выставочных залов и музеев, теперь свое арт-пространство есть и у художников с инвалидностью по зрению, ведь раньше им не так-то просто было организовать персональную выставку. Горожанам подобное творчество интересно. Это как путешествие в мир, отличный от того, который тебе привычен. Вот что написали посетители библиотеки в книге отзывов во время проведения акции «Ночь Музеев»: «Спасибо всем, кто нарисовал картины с выставки. Эти картины помогают верить, что возможности человека безграничны». Еще запись: «На мой взгляд, людям просто необходимо иногда попробовать посмотреть на мир с иной, новой стороны. Вы нам предоставили такую возможность».


Санкт-Петербургская Государственная Библиотека для слепых на улице Стрельнинской, д.11 (ст. метро «Чкаловская»)

Андрей САВОЧКИН
«Круговорот», пластилин
«Андрей Савочкин родился в 1967 году в Ленинграде. С детства плохое зрение. Окончил школу-интернат для слепых и слабовидящих детей им. К. К. Грота. Около 20 лет занимается лепкой, пишет стихи. В 2000 году с отличием окончил Санкт-Петербургский Профессион­ально-реабилитационный Центр по специальности изготовитель художественных изделий»

Константин ЧЕПУРИН
«Аларчин мост»
«Константин Чепурин родился в 1964 году в Ленинграде. Окончил факультет истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Зрение сильно ухудшилось в результате аварии. Работал в ГИОП, в ЦГАЛИ. С 1992 года инвалид II группы по зрению. С 2009 года начал рисовать картины маслом»

Александр НЕХОРОШЕВ
«Поздняя осень»
«Александр Нехорошев родился в 1972 году. Художник, инвалид по зрению II группы. Родился в Барнауле. Учился в Ленинграде в школе-интернате для слабовидящих детей. Окончил медицинское училище № 2 по специальности массажист. Получил диплом педагога-психолога в институте им. Р. Валленберга»

Яна ЛИСИНА
«Волчья ягода», уголь
«Яна Лисина родилась в 1983 году в Ленинграде. Окончила школу-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей им. К. К. Грота. С рождения имеет плохое зрение. Рисует с детства. Работает дизайнером. Студентка факультета Графического дизайна»


Олег ЗИНОВЬЕВ
«Яблоневый цветопад»
«Олег Зиновьев родился в Ленинграде в 1937 году. В результате пережитой блокады постепенно терял зрение, не был допущен в высшее учебное заведение. С 1956 года – живописец по фарфору на заводе им. Ломоносова. Работал художником-мультипликатором на Ленинградской студии телевидения. Автор 11 персональных выставок, на которых были представлены скульптура, живопись, графика, керамика, резьба по дереву и камню. С 2006 года член Союза художников России»

Елена ПАШУТИНА
«Младенец», карандаш
«Елена Пашутина родилась в 1978 году в Ленинграде. Зрение начала терять в старших классах школы, окончательно потеряла в 20 лет. Образование среднее. Пишет стихи, издано несколько сборников»

Тамара КУРЕНКОВА
«Райский сад»
«Тамара Куренкова родилась в Ленинграде в 1950 году. В 8 лет потеряла зрение. С 12 лет стала заниматься в изо кружке под руководств­ом Ю. А. Нашивочникова. Тамара одна из первых и наиболее талантливых учеников Юрия Алексеевича. С большим увлечением занимается изобразительным творчеством. В основном увлекается керамикой, иногда рисует. Принимает участие в выставках Союза художников России и в ежегодных выставках в Манеже. Является лауреатом международной премии «Филантроп 2004»»

Елена ПАШУТИНА
«Под Луной», пастель
«Елена Пашутина родилась в 1978 году в Ленинграде. Зрение начала терять в старших классах школы, окончательно потеряла в 20 лет. Образование среднее. Пишет стихи, издано несколько сборников»

Также задачей выставочного пространства станет привлечение внимания представителей профессионального сообщества (художников, искусствоведов и т.д.) к творчеству незрячих и слабовидящих людей.

С 1961 года изобразительным искусством с незрячими детьми, а потом и взрослыми начал заниматься Юрий Алексеевич Нашивочников. Сегодня этот выдающийся художник и педагог находится уже в преклонном возрасте, к сожалению, его методики работы никто так и не подхватил.

Ольга Юрьевна УСТИНОВА, директор Санкт-Петербургской Государственной Библиотеки для слепых, поделилась с собравшимися: «Один из корреспондентов спросил меня, хватит ли работ у художников, которых мы хотим представить, для того, чтобы мы на постоянной основе организовывали выставки. Хватит работ, мы вас уверяем! На выставку, которую мы открыли сегодня, нам помогли отбирать работы сотрудники Эрмитажа. Я думаю, что в запасниках у наших художников есть много работ, которые они хотели бы показать людям».

«У библиотеки для слепых всегда была большая мечта – открыть выставочный зал. Многие годы это была только мечта. Мы смогли сегодня открыть этот зал только благодаря тому, что теперь дом, в котором мы находимся, полностью принадлежит библиотеке для слепых. Больше двадцати лет библиотека боролась за это здание. Эта библиотека для слепых – одна из лучших в России: всегда с передовым взглядом на обслуживание читателей, здесь появился первый информационный центр, оборудованный для незрячих» – рассказала Татьяна Борисовна ФЛОРЯ, главный специалист отдела культурно-исторического наследия Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Ольга Ивановна КВОЧКИНА, заведующая проектным отделом Санкт-Петербургской Государственной Библиотеки для слепых рассказала об основных методиках, которые используют незрячие и слабовидящие художники в своем творчестве. Лист резины, слой пластилина или плотная фольга – могут быть помощниками незрячего художника. Левая рука мастера контролирует изображение благодаря бороздкам, которые оставляет шариковая ручка или карандаш на мягкой поверхности.

Александр НЕХОРОШЕВ
«Морской закат»
«Александр Нехорошев родился в 1972 году. Художник, инвалид по зрению II группы. Родился в Барнауле. Учился в Ленинграде в школе-интернате для слабовидящих детей. Окончил медицинское училище № 2 по специальности массажист. Получил диплом педагога-психолога в институте им. Р. Валленберга»

Наталья СЕЛИВАНОВА
«Наталья Селиванова родилась в 1963 году в Ленинграде. Несмотря на почти полную слепоту вспоминает свое детство как освещенный солнцем кабинет рисования, место, куда она стремилась в любое время дня и ночи. Закончила Петербургскую Академию культуры и продолжает заниматься творчеством. Сюжеты картин приходят к Наталье по-разному. «Открыла глаза после последней операции – увидела летящего по коридору врача в голубом халате. Это было так красиво, что нельзя было не запомнить», – вспоминает она. Технику темперы для своих работ художница выбрала неслучайно. Акварель требует очень хорошего зрения, а темперой писать легче»

Наталья СЕЛИВАНОВА
«Летающий лыжник»
«Наталья Селиванова родилась в 1963 году в Ленинграде. Несмотря на почти полную слепоту вспоминает свое детство как освещенный солнцем кабинет рисования, место, куда она стремилась в любое время дня и ночи. Закончила Петербургскую Академию культуры и продолжает заниматься творчеством. Сюжеты картин приходят к Наталье по-разному. «Открыла глаза после последней операции – увидела летящего по коридору врача в голубом халате. Это было так красиво, что нельзя было не запомнить», – вспоминает она. Технику темперы для своих работ художница выбрала неслучайно. Акварель требует очень хорошего зрения, а темперой писать легче»


Татьяна Борисовна ФЛОРЯ – главный специалист отдела культурно-исторического наследия Комитета по культуре Санкт-Петербурга


Анна Евгеньевна ТЕРЕНТЬЕВА – заместитель начальника Отдела Реставрационно-хранительского центра «Старая деревня».
Представила проект Государственного Эрмитажа, ориентированный на развитие творческих способностей детей


Ольга Ивановна КВОЧКИНА – заведующая проектным отделом Санкт-Петербургской Государственной Библиотеки для слепых.
Рассказала об основных методиках, которые используют незрячие и слабовидящие художники в своем творчестве


Гостям был предложен фрагмент музыкально-поэтического вечера, посвященного Моцарту. В постановке приняли участие незрячие музыканты

На выставку «Отражение души» намерено были отобраны работы, выполненные в различных техниках, это и рисунки карандашем и углем, и акварель, и масто, мелок, выдавливание по фольге и бисерная мозаика по пластилину.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Согласно статистике, около 10 процентов населения мира, или примерно 650 миллионов человек, живут с инвалидностью. Глядя на произведения искусства в нашей подборке, и не скажешь, что они были созданы людьми с ограниченными возможностями. Эти люди действительно вдохновляют. Они живут в таких условиях, которые порой и представить сложно. Но инвалидность не стала для них помехой в творчестве.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Кустодиев * Троицын день

поискал еще в интернете:

фото картин художников-инвалидов разных городов России и выставка их картин в выставочном зале "Смольный" в Санкт-Петербурге 12.

к сожалению авторы не указаны - в рекламе каталога больше внимания инвалидности нежели чем к личности автора . увы.

инвалид---- (600x600, 281Kb)

1.

инвалид- (600x496, 324Kb)

2.

инвалид-- (600x530, 332Kb)

3.

инвалид--- (600x481, 298Kb)

4.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Мариуш Кедзерский родился без рук, но все-таки сумел исполнить свою мечту рисовать картины.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Хуан Гофу потерял обе руки в четыре года из-за сильного удара током. Но это не остановило его на пути к мечте, и в 12 лет он научился рисовать ногами.

Айрис Грейс больна аутизмом. Когда с девочкой, которая очень медленно училась говорить, занимался логопед, он посоветовал родителям научить Айрис рисовать. Оказалось, что у нее настоящий талант.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Питер Лонгстафф родился без рук, став жертвой талидомида, который принимала его мать во время беременности. Но он никогда не считал себя инвалидом. Он научился рисовать правой ногой.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

В три года у Стивена Уилтшира диагностировали синдром саванта (-состояние, когда люди с отклонениями в развитии (например, с аутизмом или синдромом Аспергера) проявляют удивительные способности в одной или нескольких областях знаний). А теперь он известен всему миру тем, что рисует подробные картины по памяти.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Родившийся с церебральным параличом Пол Смит рисует картины на печатной машинке, используя только один палец.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Джейси Шейтан Тенет потерял правую руку более 20 лет назад и с тех пор мог рисовать только левой. Но его друг, инженер и дизайнер, сконструировал для него протез, с помощью которого художник может набивать татуировки.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Ракан Абдулазиз Курди из Саудовской Аравии доказывает, что инвалидность творчеству не помеха.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Викторин Флойд Флад — слепой фотограф, потеряла зрение в возрасте 26 лет.

ХУДОЖНИКИ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ * начнем с Кустодиева.

Дуг Джексон родился с церебральным параличом и рисует с помощью кисти, прикрепленной к голове повязкой.

Читайте также: