Ханака диван беги ляби хауз

Обновлено: 19.05.2024

Архитектурный ансамбль Ляби-хауз образован тремя крупными монументальными зданиями: медресе Кукельдаш на севере, ханака и медресе Надира Диван-беги на западе и востоке. С юга площадь замыкала торговая улица.

Организующим центром этого большого ансамбля старой Бухары стал открытый водоем. Название «Ляби-хауз» означает «у водоема». По местному преданию, могущественный сановник Имамкули-хана Надир Диван-беги долго не мог откупить участок, где стоял дом одинокой женщины, для намеченного сооружения. Тогда всесильный визирь приказал провести под домом (или возле него) канал, и, когда вода стала подмывать стены, несчастной пришлось уступить участок. Ханский хауз тайком называли «хаузи базур» («базур насилия»), что в арабском начертании дает числовое значение даты постройки – 1620 г.

Ляби-хауз – один из самых крупных бассейнов общественного пользования в Бухаре. Прямоугольник его (46х36 м), вытянутый с запада на восток, окружен вековыми деревьями. Берега его оформлены ступенчатым сходом к воде из массивных блоков желтоватого известняка. В старину здесь располагался «чайный базар» с торговлей сладостями, лакомствами, хлебом, готовыми кушаньями.

Медресе Кукельдаш

Типичное сооружение времени Абдуллахана, самое большое в Бухаре (80х60 м). В нем 160 худжр. Построено оно по традиционной схеме восточного вуза-интерната. Однако в нем, впервые в медресе, на улицу города выводятся лоджиями светлые, проветриваемые жилые худжры. Зодчий проявляет смелость, нарушая каноническую замкнутость боковых фасадов и обращая на боковые улочки лоджии второго этажа – удвоение числа доходных худжр постановкой их «спиной» друг к другу (принцип «дуруя»). Попытка эта в последующем уже никогда не повторялась. Решение главного и дворового фасадов медресе шаблонно, майоликовый декор скуден по колориту и мотивам орнаментации. Усложнение планировки запечатлено в угловых узлах, где вокруг восьмигранных вестибюлей группируются радиально расположенные худжры.

Лишь интерьеры, как всегда в эту эпоху, оригинальны своими сводчатыми системами. В медресе Кукельдаш свод над вестибюлем имеет невысокую стрелу подъема и дает замысловатую картину отлитых из ганча ребер. Ребра эти образуют решетку щитовидных парусов, выведенных кирпичной кладкой в «елочку» с четкой расшивкой швов белым раствором.

Оригинально разработаны и общественные залы. В дарсхане световой фонарь несут 4 пересекающиеся арки, переброшенные из угла в угол по диагонали и затканные сетчатым декором.

Зодчие Бухары XVI в. словно соперничают друг с другом неисчерпаемой изобретательностью инженерной схемы, создавая все новые и новые вариации сложных сетчато-звездчатых кирпичных и ганчевых конструкций. В их строе – выражение стиля бухарского зодчества: сдержанное благородство, синтез архитектурных форм и их художественной разработки.

Памятник сильно искажен многочисленными ремонтами. Причиной деформаций послужила конструкция стен, выложенных «в три версты», т.е. в 1,5 кирпича по лицевым сторонам с забутовкой внутренней полости кирпичным боем на ганчевом растворе. Укрепление обрушившихся кладок началось с 1920-х годов. Были переложены арка главного портала, вся аркада верхнего этажа на восточной стороне двора (ведущие реставраторы – архитектор К.Крюков, усто Аминджан Салямов).

Ханака Надира Диван-беги

На западном берегу хауза находится ханака Надира Диван-беги (1619/20 г). Это прямоугольная в плане, крупная многокамерная постройка с центральным купольным залом с неглубокими нишами по сторонам. В углах здания устроены жилые худжры. Фасад оформлен чрезмерно узким, фланкированным башнями порталом. Внутреннее и внешнее оформление здания очень бедное.

Ханака – это тип архитектурного сооружения, напрямую связанного с суфизмом в исламе. Суфизм подменял богословскую науку – калам интуитивным приобщением к богу. Поэтому ежедневные обязательные пятикратные моления заменялись иным обрядом, общим для всех суфийских орденов – зикром. Нововведением суфизма в исламе был культ святых, противоречивший самой идее единобожия, но быстро признанный, так как поклонение местным святым освобождало от обязательного для мусульман паломничества – хаджа в Мекку. Святыми считались главы орденом, их захоронения становились объектом паломничества и ядром строительства культовых комплексов и обителей – ханака.

Функциональной основой этих специальных зданий являлись структура, быт и деятельность дервишских орденов. Часть дервишей жила постоянно на одном месте, у праха основателя ордена, где находился его глава – шейх; другая часть постоянно странствовала. Число «странников» пополняли бесчисленные паломники, совершающие хадж в Мекку или к местным святыням. Возникла потребность в большом количестве зданий для их временного пристанища. Такими гостиницами с даровыми номерами и пищей для странников и скота были странноприимные дома (такия, теккие), существовавшие за счет благотворительности. Их строили на пустынных дорогах и в городах. В Средней Азии в домонгольское время таких приютов для странников насчитывалось, по Истахри, до 10 тысяч.

Название «такия» (букв. «угол», «келья») дублирует «завия». В таких гостиницах-завия останавливался арабский путешественник Ибн-Батута (XIV в.) в Куня-Ургенче и в Самарканде.

Существовал второй род функций – не временного жилища (завия, такия), а стационарного, монастырского типа – ханака. О быте ханака известно следующее: главе ордена с его гаремом отводился отдельный дом; если он не был женат, то жил в одной из худжр. Неженатые дервиши, уже совершившие хадж, пожизненно оставались в худжрах ханака; женатые обитали в частных домах, а в ханака ночевали два раза в неделю, в дни проведения зикров. При ханака имелись крупные обрядовые залы: в одном из них молились ежедневно утром и вечером (мечеть), в другом совершались радения (муракебе, тавхид, зикр).

Слово «ханака» (от «ханэ» — дом) обозначает «жилище», «стойбище». Именно так оно употребляется Рашид ад-Дином. Средневековые источники дают представление о развитых разнообразных жизненных процессах, протекавших в зданиях этого рода, с их многочисленными постоянными и временными обитателями, периодическими и случайными трапезами, предусмотренными вакфом, обрядами и процедурами, для которых требовался набор различных помещений. В ханака, основанных ильханскими государями и Рашид ад-Дином, были сделаны роспись расходов и «штатное расписание», позволяющее судить об их функциях. Здесь проживали шейх, мюриды (его последователи), 50 хафизов (послушников), 2 муэдзина, 1 хранитель книг, 1 подавальщик, 2 повара, 1 поливальщик – фарраш. Таким образом, в ханака могло проживать до 100 постоянных обитателей.

Возле ханаки Надира Диван-беги всегда было очень многолюдно. Арминий Вамбери, венгерский ученый-востоковед и бесстрашный путешественник, в 1863 г. под именем дервиша Хаджи Махмуд-Ришада посетил Бухару и оставил красочное описание жизни столицы Бухарского эмирата. (А.Вамбери. Путешествие по Средней Азии. СПб., 1865 г.). Он пишет: «…На четвертой стороне к западу, образующей род террасы, помещалась мечеть Маджида-Диванбеги. У ее входа тоже несколько деревьев, а под ними дервиши и медда (публичные чтецы) рассказывают в прозе и стихах, а актеры представляют геройские подвиги знаменитых воинов и пророков; и никогда не ощущается недостатка в толпах любопытных слушателей и зрителей. …Когда я пришел сюда, как будто нарочно проходили недельной процессией дервиши ордена Накшбанди. Я никогда не забуду, как эти дикие фанатики в длинных конических шапках, с развевающимися волосами и длинными палками, плясали, как сумасшедшие, распевая в то же время гимны, каждую строку которых сперва пел перед ними их седобородый предводитель».

Медресе Надира Диван-беги

На восточный берег хауза выходит фасад любопытного архитектурного феномена – медресе Надира Диван-беги (1622 г.) Сначала здание строилось как караван-сарай, но на торжественном его открытии Имамкули-хан провозгласил его медресе. Надиру Диван-беги пришлось переоборудовать караван-сарай в медресе, пристроив к главному фасаду лоджии, портал и угловые башни. Тогда же надстроили второй этаж. Вот почему в этом медресе нет мион-сарая, дарсханы и мечети. На продольной оси во дворе, напротив пештака, устроен традиционный в караван-сараях проезд на задний двор, предназначавшийся для вьючного скота.

Главная художественная ценность памятника – мозаичный тимпан портала: среди растительных орнаментов изображены фантастические птицы, несущие в когтях белых ланей (та же тема «терзания», что и на Шер-Доре в Самарканде). Рисунок восстановлен буквально на ощупь – по слабым отпечаткам частичек утраченной мозаики в скреплявшем их ганчевом растворе. Реставрация была произведена самаркандскими и бухарскими мастерами в 1970-х годах.

В ансамбль вписан декоративный фонтан «Кристалл». Он создан в 1975 г. бухарским художником В.Купряжным из той же мозаичной плитки, которой реставрировался портал медресе Надира Диван-беги.

Насреддин Афанди

У каждого народа есть свой любимый народный герой – острослов, борец за справедливость, высмеивающий людские пороки. Таким популярным героем Среднего Востока являлся вездесущий Насреддин Афанди, анекдоты о котором распространены по всей Средней Азии. Памятник Насреддину, весельчаку и острослову, установлен на фоне портала медресе Надира Диван-беги. Изображен Насреддин Афанди на своем неизменном друге – осле, лицо его озаряет плутовская улыбка (скульптор Я.Шапиро, архитектор К.Крюков

Ляби-хауз

Вид на хауз и медресе Нодир-Беги

Ляб-и Хауз (узб. Labi Hovuz , перс. لب حوض ‎ [læbi hawz], тадж. Лаби ҳавз — букв. «У пруда», «У хауза») — одна из центральных площадей города Бухары, архитектурный ансамбль, созданый в XVI — XVII веках. Площадь образован зданиями медресе Кукельдаш (Бухара), медресе Диван-Беги и ханаки Диван-Беги, сгруппированными вокруг водоема хауза Надир-Беги. Размеры ансамбля примерно 150 на 200 метров.

В Средние века Ляби-хауз был оживленной торговой площадью, этому способствовала близость к главной торговой улице с ее торговыми куполами (один из них находится в 200-х метрах от площади) и крайняя скученность построек в Бухаре, так что Ляби-хаус был попросту одним из немногих открытых пространств.

Содержание

История

Первое сохранившеея сооружение на Ляби-хаус появилось в 1569-м году, когда сановник шейбанида Абдулла-хана II велел построить крупнейшее в Средней Азии медресе Кукельдаш. В начале 1619-20 гг по инициативе и на средства представителя узбекского рода арлат Надира Диван-Беги, визиря при Имамкули-хане, на площади разбивается хаус и возводится ханака, получившая имя своего создателя. В 1623-м году году тем-же Надиром Диван-Беги возводится здание караван-сарая, затем превращенного в медресе Диван-Беги. В 20-е годы хауз чудом избегает осушения, проделанного с большинством остальных хаузов Бухары, которые рассматривались как источники заболеваний, главную роль в спасении хауза сыграла высокая художественная ценность ансамбля. В позднее время на площади был установлен памятник Ходже Насреддину. Как и большинство хаузов города,Лаби-хауз было сушен, после ВОВ из него сделали своеобразную спортивную арену- там проводились соревнования по волейболу и борьбе "кураш". В непосредственной близости от хауза. в советское время располагались"Гастроном" , ресторан "Бухара" , кинотеатр "Комсомолец". В 50-х годах произошел пожар в "Гастрономе", магазин выгорел до тла, воды в проходившем рядом арыке"Шахруд" для пожаротушения не хватило. После этого инцидента, власти города решили заполнить хауз водой, а в конце 50-х по периметру хауза проложили трубу- сделали примитивный фонтан, который работает до настоящего времени.

Расположение и планировка



План комплекса Ляб-и хауз в Бухаре:
1 — ханака Диван-Беги; 2 — Боля-хауз; 3 — медресе Кукельдаш; 4 — медресе Диван-Беги; 5 — памятник Ходже Насреддину

Ансамбль Ляб-и хаус расположен в юго-восточной части шахристана Бухары, поблизости от центральной торговой улицы Бухар, на участке, близком к Ляб-и хаус находятся Ток-и Тельпак Фурушон и караван-сарая Нугай.

Площадь представляет собой неправильный многоугольник, в восточной части которого находится медресе Диван-Беги, напротив него, на западной — ханака Диван-Беги, таким образом они образуют кош. По центральной оси коша с запада находится Боля-хауз, а чуть восточнее — памятник Ходже Насреддину. Всю северо-восточную часть занимает внушительное медресе Кукельдаш.

Архитектурные особенности

Хауз Диван-Беги

Хауз, называющийся Диван-Беги [1] , представляет собой водоем восьмиугольной формы размером 42 на 36 метров и глубиной до пяти метров. Стенки хауза образованы каменными ступенями. Водоем был способен вместить более 4 000 м 3 воды, которая поступала из системы арыков, стока хауз не имел. В позднейшее время хауз был превращен в фонтан. .

Медресе Кукельдаш

В северной части площади находится медресе Кукельдаш. Это самое старое сооружение на площади, оно было построено в 1568 — 1569 годах Кулбабой кукельташем- сановником Абдулла-ханом II. Медресе представляет собой прямоугольное сооружение размером 86 на 69 метров и включает в себя мечеть, дарсхану (место для обучение) и 160 келий-худжр. Планировка медресе неудачная — из-за отсутствия внутренних порталов худжр во во двор сооружение оставляет впечатление тесноты и нагромождения. [2] . Медресе выгодно отличается искусно выполненной отделкой куполов.

Ханака Диван-Беги

Ханака была построена одновременно с хаузом в 1619-20 годах Надиром диванбеги, дядей и визирем Имамкули-хана. Ханака небольшая по размерам, крестообразная, с центральным купольным залом , вокруг которого в два этажа расположены худжры. По краям главного фасада расположены башенки, сам фасад украшен мозаикой, по бокам его нанесена вязь. Боковые фасады оформлены арочными входами и системами меньших арок.

Медресе Диван-Беги

Медресе Диван-Беги находится в восточной части ляби-хауз, на одной оси с ханакой и хаузом. Медресе было построено в 1622-23 годах визирем Имамкули-хана Надиром диванбеги в качестве караван-сарая, но в дальнейшем было переоборудовано в медресе. Отличается планировкой,совершенно несхожей с типичной планировкой медресе — отсутствуют мечеть и лекционный зал. Фасад здания украшен мозаичным панно.

Примечания

  1. Б.В. Вейрман. Искусство Средней Азии. — С. 104.
  2. ↑ Бухара. Город и Легенды.. — С. 37.

Литература

Б.В. Вейрман. Искусство Средней Азии. — 1-е изд. — М: Искусство, 1940. — С. 104. — 191 с.

Ансамбль Ляби-Хауз

Ансамбль Ляби-Хауз

Ансамбль Ляби-Хауз — знаменитая площадь города и самое любимое место для отдыха туристов в Бухаре. Площадь привлекает посетителей своим величием и умиротворением.

Здесь, по сторонам площади, расположены три монументальных здания, составляющих архитектурный ансамбль: Медресе Кукельдаш, построенное в середине XVI веке, на территории которого расположены мечеть, школа и жилые помещения; Ханака Диван-Беги, которая была построена в начале XVII века; Медресе Диван-Беги, построенное в начале XVII века, расположено в восточной части.

Центральную часть площади занимает хауз (водоем восьмиугольной формы), являющийся самым древним и самым большим из подобных сооружений в Центральной Азии. Водоем имеет размеры 42 на 36 метров, глубина — 5 метров. Стенки его образованы каменными ступенями. Водоем вмещает более 4 000 м³ воды, которая поступала из канала Шахруд, протекающего рядом.

Медресе Кукельдаш

Рядом с водоемом обустроили уютное место для спокойного отдыха после экскурсии — здесь удобно расположены кафе и небольшие рестораны, чайханы и торговые лавки.

Ансамбль Ляби-Хауз является одним из излюбленных мест гостей города. Туристов привлекает безмятежность, загадочность и дух спокойствия. Ляби-хауз уютно расположился на юго-востоке шахристана — это один из районов, который находился в периметре городских стен, но за пределами цитадели. Недалеко от места расположения ансамбля проходит главная торговая улица Бухары.

В дословном переводе название ансамбля означает «берег бассейна». Именно отсюда население города в прошлые века получало пресную воду, добываемую местными водовозами. Во времена Советского Союза многие водоемы Бухары подвергались активному осушению в связи с опасностью распространения всевозможных инфекций, но пруд Ляби-Хауз каким-то чудом остался нетронутым.

Ансамбль Ляби-Хауз

История о Ляби-Хауз

Ляби-Хауз — одна из самых известных и популярных достопримечательностей города. Здесь на одной территории собраны великолепные архитектурные шедевры — медресе и ханака Надира Диван-Беги, возведенные в 1622 году, и медресе Кукельдаш, постройка которого датируется 1568 годом.

Основателем пруда считается визирь Надир Диван-Беги. Именно по его приказу был выкопан крупный водоем на территории между двумя медресе и ханакой. Визирь заботился об архитектурном облике города, и пруд стал завершающей точкой в образовании величественного бухарского пейзажа. Некоторые историки подробно рассказывают о возникновения пруда.

Водоем

Легенда

Говорят, что некогда на месте сегодняшнего водоема стоял домик старой вдовствующей еврейки. Когда визирь облюбовал эту территорию, он пришел к старухе и предложил ей купить ее подворье за очень большие деньги. Но женщина не соглашалась продавать родное жилище. Диван-Беги отвел ее к эмиру, надеясь, что правитель разрешит их спор в пользу визиря и заставит еврейку согласиться на продажу. Но эмир Имам Кули-хан поступил очень мудро: он не стал выносить единоличное решение, а дал поручение коллегии муфтиев рассмотреть это дело.

Конечно же муфтии запретили визирю отнимать у женщины единственное жилище, если она добровольно не желает его покинуть, потому что считали, что евреи и мусульмане должны иметь одинаковые права. Но Надир Диван-Беги не сдался. Он решил вырыть арык прямо вдоль усадьбы еврейки. В итоге, хитрый вельможа добился своего: вода из арыка постепенно разрушала стены старой постройки, и женщина все-таки сдалась. Но в качестве платы за дом она попросила выделить ей другой участок для возведения на нем синагоги. Визирь, не раздумывая, отдал старухе часть своей собственной территории. На ней была возведена первая в городе еврейская церковь, а вокруг синагоги вскоре образовался целый квартал, который сегодня так и называется «еврейский».

Ханака Диван-Беги

Так, все остались довольны: еврейка получила то, что хотела, а Диван-Беги вырыл желанный пруд. Кстати, до наших дней дошло и другое, неофициальное наименование этого водоема — Хауз-и Базур, которое в дословном переводе на русский язык означает «построенный с принуждением».

В средние века Ляби-Хауз играл роль базарной площади. Здесь заключались крупные торговые сделки. Торговать здесь было довольно удобно только потому, что городская территория застроена очень густо, и Ляби-Хауз — одно из немногих мест Бухары, которое обладает достаточным количеством свободного пространства.

Ляби-Хауз ночью

Как добраться до Ансамбля Ляби-Хауз в Бухаре

Ансамбль Ляби-Хауз расположен в самом сердце города — в Старом городе. Добраться можно как самостоятельно на машине, так и на общественном транспорте. Остановка «Labi Hovuz», расположенная рядом с водоемом.

В Бухаре также работают такси: Yoko Taxi, Ulitsa Namozgokh, Ucell-Buxoro, Uber такси.

Панорама Ансамбля Ляби-Хауз в Бухаре на картах Google Maps:

Видео: Ансамбль Ляби-Хауз, бухара, Узбекистан (Labi Hovuz, Bukhara)

Медресе Нодир-Диван-Беги в Бухаре

Медресе Нодир-Диван-Беги в Бухаре

Медресе Нодир-Диван-Беги в Бухаре входит в исторический комплекс XVI—XVII вв. Ляби-хауз. Здание возведено в 1622—23 гг. на средства Нодира диванбеги и предназначалось для караван-сарая. Площадь Ляби-хауз была очень многолюдной в те времена.

Медресе Нодир-Диван-Беги в Бухаре

Медресе Нодир-Диван-Беги в Бухаре входит в исторический комплекс XVI—XVII вв. Ляби-хауз. Здание возведено в 1622—23 гг. на средства Нодира диванбеги и предназначалось для караван-сарая. Площадь Ляби-хауз была очень многолюдной в те времена.

История

То, что здание было перестроено в медресе видно из того, что нет большого зала для занятий, а только кельи для учащихся. Портал богато украшен изображениями птиц, животных и даже человека-солнце. Небольшие кусочки мозаики сохранились и по бокам портала. Такие изображения — это отголоски эпохи зороастризма, которые привлекали Нодира.

Зороастризм — древняя религия существовавшая в Средней Азии до VII в., когда она постепенно уступила место исламу.

Известно, что Нодыр был шиитом, а в этом течении ислама не запрещается изображать живых существ. Медресе возводилось по примеру самаркандского медресе Шер-Дор, но визирь пожелал изменить изображения львов на мифических птиц счастья.

Согласно народному преданию, визирь хотел соорудить караван-сарай на торговой площади и получать прибыль, ведь постояльцев было бы более, чем достаточно.

Но, когда сооружение здания было завершено, на его открытие пожаловал сам хан Имамкули и по какой-то причине назвал строение, возведенным «во славу Аллаха».

Нодиру ничего не оставалось делать, как немного достроить и отдать здание для духовного образования молодежи. Строители добавили портал, лоджии и угловые башни, надстроили еще один этаж с кельями.

Хан, безусловно, знал, что сооружается, но дипломатично поздравил визиря с возведением медресе. И тому ничего не оставалось, как немного перестроить здание. На портале взмахнули крыльями сказочные птицы, которые унесли надежду на прибыль.

Так получилось, что медресе и расположенная напротив него ханака, также возведенная на средства диванбеги в 1619—20 гг., прославили Нодира как щедрого мецената и защитника ислама.

Ханака

Ханака — массивное многокамерное сооружение, предназначенное для раздумий и бесед суфиев. В стенах, в форме ниш, располагаются худжры. Портал украшен эпиграфической вязью. Декор входа довольно консервативен, но его освежает удивительный цветочный орнамент.

На самом деле руководила постройкой ханаки жена визиря, когда тот должен был уехать по государственным делам в довольно долгое путешествие. Возводили ханаку шииты. Солнце с человеческим лицом и птицы, которые крепко держат в когтях поросят являются символом торжества ислама над неверными.

Ханака, Диван-Беги

Ханака имеет очень удобное местоположение и несколько столетий является центром Бухары. Между ханакой и медресе Нодир Диван-Беги находится хауз. Его края сделаны в виде ступеней из больших монолитов желтоватого известняка.

С 1993 г. исторические памятники Бухары включены в Список ЮНЕСКО.

Нодир Мухаммад диванбеги тагаи (1568 — 1644) заведовал финансами, происходил из рода арлат и являлся дядей Имамкули-хана. В 1632-33 гг. он был хокимом в Самарканде. В это время неподалеку от мазара Ходжи Ахрара хоким начинает сооружение медресе с элементами ханаки. Закончено строительство было 1635-36 г.

Имамкули-хан был одним из могущественных представителей династии Аштарханидов и правил в Бухаре с 1611 по 1642 г. Он уделял огромное внимание не завоеванию новых земель, а строительству и украшению городов.

В конце жизненного пути Имамкули-хан почти потерял зрение и в 1642 г. он отрекся от престола в пользу брата и направился в хадж.

Верный визирь Нодир не оставил Имамкули и последовал за ним в Мекку. Хан отошел в мир иной в 1644 г. и был захоронен в Медине. Нодир не намного пережил хана и также нашел упокоение в Медине.

По легенде, когда Нодир диванбеги решил жениться, то в день свадьбы подарил невесте серьги. Девушка была обижена и сказала, что подарок мог бы быть дороже. Но Нодир просто промолчал. Через некоторое время визирь построил мечеть и медресе. Жена с упреком напомнила, что на дорогой подарок денег не было, а на возведение этих величественных строений вдруг нашлись! Супруг опять не стал спорить, а попросил ее открыть шкатулку. Та открыла и увидела, что среди множества украшений, лежала лишь одна серьга, подаренная ей на свадьбе. Женщина стала кричать, что кто-то украл сережку.

Нодир спокойно ответил: “Милая, все здания, которыми ты восхищаешься возведены на деньги от продажи одной серьги! Ты не оценила подарок, но оценила то, что построено за половину стоимости подарка!”

Существует предание о том, как был расширен хауз у ханаки. После того, как была возведена ханака, Нодир обратил внимание на маленький дворик по-соседству, который принадлежал пожилой вдове, еврейке. Визирь подумал, что на месте ветхого домика можно соорудить хауз и попросил ее продать двор. Но вдова ответила отказом. Нодир обратился с просьбой к хану помочь ему в решении этого вопроса. Он был уверен, что хан решит спор в его пользу. Но Имамкули-хан посоветовал обратиться к коллегии муфтиев. Муфтии тоже были на стороне вдовы, поскольку евреи платили налог «джизье» и поэтому имели те же права, что и мусульмане. Строители соорудили маленький хауз. Сановники подсказали незадачливому визирю, как решить его вопрос. И тогда, от канала был прокопан арык, который прошел вблизи дома вдовы. Когда вода начала подмывать фундамент, женщина пошла к Нодиру, а визирь поставил те же условия. Вдова согласилась продать двор, если будет выделен участок для постройки еврейской синагоги. Визирь с удовольствием согласился и выделил участок земли. Евреи за короткий срок построили синагогу, а диванбеги расширил хауз.

Туристам на заметку

В наши дни медресе — это любимое место горожан и туристов.

Его атмосфера позволяет ознакомиться с культурным наследием, всей прелестью народного фольклора и национальными традициями, прошедшими сквозь века.

Для туристов, путешествующим с детьми, будет интересно сфотографироваться на фоне памятника Ходже Насреддину, гордо восседающем на своем ослике в небольшом скверике. Дети могут тоже посидеть на ослике рядом с самым знаменитым фольклорным героем многих мусульманских стран.

Красочное фольклорное шоу, Диван-Беги

Оно проводится вечером и длится до 45 мин. Это национальная музыка и танцы народов Средней Азии, рассказы об уникальных музыкальных инструментах. Дизайнеры одежды представят интересные варианты современной одежды, которая гармонично сочетает традиции и элементы мировой моды. Вся одежда пошита из натуральных тканей: шелка, бархата и хлопка.

В заключение шоу предлагается отведать неповторимые блюда узбекской кухни, по которой тоскуют все, кому хоть раз довелось их отведать.

Но какими бы профессионалами не были здесь повара, добиться такого вкуса, как в самом Узбекистане у них не получится. Ведь как говорится, здесь не только вода другая, но и воздух особенный. К тому же, настоящий плов в больших казанах готовят только мужчины. Вот такой плов и подается на свежем воздухе, после завершения шоу.

А вот когда уже зрелище отличное посмотрели и вкусные узбекские блюда откушали, почему бы и не пройтись по сувенирным лавочкам, которых здесь в изобилии.

А в них чего только нет, глаза разбегаются, и это нравится и вон то… Причем, в основном, это эксклюзивные сувениры ручной работы, что за рубежом ценится, буквально, на вес золота Местные умельцы, к счастью, не утратили секреты старинного ремесла.

Архитектурный ансамбль Ляби Хауз в Бухаре

Ляби-Хауз – одна из главных достопримечательностей города Бухара. Комплекс издавна привлекает толпы туристов со всего мира. История архитектурного ансамбля берет начало в XVI веке. Находится он неподалеку от центральной торговой улицы Бухары, на юго-востоке Шахристана.

Ляби-Хауз относится к ансамблю Старого города, сочетающий в себе 5 различных архитектурных частей. В переводе с узбекского означает «берег пруда».

Главная площадь города Бухары и комплекс Ляби Хауз

комплекс Ляби Хауз

Архитектурный ансамбль Ляби-Хауз – центральная торговая площадь Бухары. Она выглядит как искусственный водоем под названием хауз Надир-Беги, рядом с которым располагаются несколько построек:

  • медресе Кукельдаш;
  • медресе Диван-Беги; .

Общая площадь ансамбля составляет примерно 30 км 2 .

В последние годы двадцатого века в стране происходило массовое осушение водоемов, считающихся разносчиками болезней. Ляби-Хауз – один из немногих уцелевших в то время водных бассейнов.

С давних времен на площади проводятся различные по масштабу праздники, по вечерам появляются палатки с товарами, включаются подсветки и восточная музыка.

Медресе Кукельдаш в Бухаре

Медресе Кукельдаш – исторический памятник, являющийся одной из частей ансамбля Ляби-Хауз. Учебное заведение построено в XVI веке и считается самым крупным в Бухаре. Данное строение внешне напоминает здание прямоугольной формы. Сооружение включает в себя мечеть, место для обучения студентов и около 170 келий. Медресе Кукельдаш имеет несколько отличий от стандартных для того периода построек: здесь нет глухих стен, везде построены балконы, украшенные ганчем.

внутренний двор медресе Кукельдаш медресе Кукельдаш в Бухаре

Здание хорошо сохранилось, но сейчас проходит реконструкция, которая завершится только в 2020 году. В настоящее время внутри располагается музей творчества писателя Садриддина Айни. Посетители могут ознакомиться с личными вещами и рукописями автора.

Туристов привлекает возможность увидеть жилые комнаты узбекских студентов XVI века, интерьеры которых сохранены или воссозданы по старым записям.

Медресе Диван-Беги

Еще одна часть Ляби-Хауза построена в XVII веке. Строение внешне похоже на все среднеазиатские мусульманские памятники, но украшено изображениями человека, птиц и животных, что отличает медресе от иных исламских достопримечательностей. Еще одна особенность украшения Диван-Беги в том, что в некоторых местах строения мозаика выложена в форме птицы Симург, являющаяся олицетворением счастья и благополучия в мусульманской религии.

Диван Беги

медресе Диван Беги

В медресе нет традиционной мечети и зала для проведения лекций, потому что изначально постройка задумывалась как караван-сарай, и лишь через десяток лет после завершения строительства была переделана в медресе.

Ханаки Диван-Беги

Ханака Диван-Беги — третий компонент Ляби-Хауза. Ханака выполнена в виде здания с залом, украшенным куполами. В центре расположен зал с несколькими нишами. Один из входов выложен мозаикой и башенками, по обеим сторонам здания располагаются арочные входы.

Ханака Диван-Беги

Уже сотни путешественников воспользовались бонусами и скидками от изветных туристических кампаний и сервисов. Как они их получили? Читайте здесь.

Медресе имеет небольшие размеры, но располагается прямо перед водоемом. Этим и ценится среди местных жителей и гостей города Бухара.

История строительства

История постройки архитектурного ансамбля берет начало с 1560-х годов, когда Абдулла-хан II приказал создать самое большое медресе и назвал его Кукельдаш. Спустя почти 100 лет сановник Надир Диван-Беги начал строительство собственного медресе. После этого приказал вырыть искусственный водоем между двумя зданиями и достроил ханаку.

Существует мнение, что на месте современного бассейна располагался дом старой вдовы, отказавшей продать свой участок Надиру. Тогда Диван-Беги специально вырыл рядом с ее домом водоем, размывшем фундамент лачуги старой женщины. Отчаявшись, вдова согласилась отдать сановнику участок, если тот предоставит другой кусок земли, на котором она сумеет построить синагогу. Надир Диван-Беги согласился, забрал участок и выделил вдове другой, послужившем площадкой для первого в городе еврейского молитвенного дома.

Уже сотни путешественников воспользовались бонусами и скидками от изветных туристических кампаний и сервисов. Как они их получили? Читайте здесь.

Архитектурные особенности комплекса Ляби Хауз

Ляби-Хауз представляет собой искусственный бассейн, его глубина 5 метров, а площадь примерно 1 500 метров. Раньше водоем не имел водостоков. Местные жители спускались к воде по каменным ступеням и набирали воду в кувшины и другие емкости. Чуть позже водоем переделали в своеобразный фонтан.

Комплекс Ляби Хауз

Любопытно, что старейшими элементами всего ансамбля являются не здания и постройки, а деревья. Одно из них было посажено еще в XV веке, то есть до строительства первого медресе.

Неподалеку от водоема стоит памятник Ходже Насреддину – знаменитому персонажу восточного фольклора и рассказов Леонида Соловьева.

Расположение и планировка

Ляби-Хауз красуется недалеко от главной улицы, служившей площадкой для торговли. Место выбрано из-за близкого расположения к торговой улице и из-за наличия открытой площади. Факт редко встречающийся в Бухаре, так как строений в городе очень много.

Ляби-Хауз имеет форму неправильного восьмиугольника, на востоке которого стоит медресе Диван-Беги, а на западе – одноименная ханака.

В разные времена на территории площади располагались базары, чайхана, лавочки цирюльников. Сейчас там работают лавочки с сувенирами, коврами и тканями, в одной из построек располагается небольшая гостиница. Знаменито место и некоторыми ресторанами.

Великолепная площадь Регистан в Самарканде с величественными медресе Улугбека, медресе Тилля Кари и медресе Шердор

Читайте также: