Фрэнци в резном кресле

Обновлено: 17.06.2024

1. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

3. Эдвард Мунк (1863-1944)

Норвежский живописец и график,
театральный художник, теоретик
искусства. Один из первых
представителей экспрессионизма.
Его творчество повлияло
на современное
искусство. Творчество
Мунка охвачено
мотивами смерти,
одиночества, но при
этом и жаждой жизни.

Крик (1893)
«Солнце ушло
прямо вниз –
небеса стали
красными, будто
кровь. Я ощутил,
как все вокруг меня
исходит криком,
пронизывающим
природу…»

Первое крупное объединение
художников-экспрессионистов –
«Мост» сложилось в 1905 г. В
Дрездене.
В него вошли такие
мастера, как Эрнст Людвиг
Кирхнер, Эмиль Нольде,
Эрих Хеккель, Карл ШмидтРотлуфф и другие.
Эрнст Людвиг Кирхнер.
Художники группы «Мост»

Позднее, в 1910 г., русский
художник Василий
Кандинский со своими
немецкими
единомышленниками
основал альманах «Синий
всадник», а в следующем
году – выставку с тем же
названием, что стало
поводом для рождения
второго, мюнхенского,
объединения
экспрессионистов.

8. Эрнст Людвиг Кирхнер (1800-1938)

Немецкий художник, график и
скульптор, представитель
экспрессионизма
Отражение жизни через
деформацию формы – так
обозначил художник
главную цель своих
творческих поисков.

Портрет сестры
«Фрэнци в резном кресле» 1910
Герои Кирхнера
отталкивают своей
уродливостью, их лица
искажены гримасой
отчаяния, раскрашены в
самые невероятные кричащие
тона.

«Автопортрет в солдатской
форме» (1915)
На полотне – инвалид; он
тянет ввысь обрубок правой
руки – символ загубленной
творческой энергии
живописца.

11. Эмиль Нольде (1867-1956)

Один из ведущих немецких
художников-экспрессионистов,
получил известность благодаря
своим выразительным цветовым
решениям

13. Оскар Кокошка (1886-1980)

Австрийский художник и
писатель чешского
происхождения, крупнейшая
фигура австрийского
экспрессионизма

18. Отто Дикс (1819-1969)

Немецкий художникэкспрессионист и график, автор
эмоционально напряженных,
способных шокировать картин
Главный и самый печальный
жизненный опыт художник
приобрел во время Первой мировой
войны, в окопах которой провел
несколько лет.
Война стала главной темой его творчества.

24. Георг Тракль (1887-1914)

Выдающийся австрийский
поэт
За свою недолгую жизнь Тракль написал две
небольшие книжки стихов –
«Стихотворения» (1913) и «Сны Себастьяна» (1914),
проникнутые трагическими мотивами.

25. Георг Гейм (1887-1912)

Немецкий драматург, поэт,
прозаик. Один из
крупнейших
представителей немецкой
литературы ХХ века.
Ярчайший представитель
драматургии экспрессионизма

В одной из пьес («С утра до
полуночи») скромный
чиновник-кассир под
влиянием минутной
слабости похищает крупную
сумму денег. Он обретает
возможность распоряжаться
чужими судьбами, но
открывает для себя
порочную алчность людей,
прикрытую лозунгами о
всеобщем братстве.

29. Арнольд Шёнберг (1874-1908)

Австрийский и американский
композитор, педагог, музыковед,
дирижёр, публицист
Крупнейший представитель музыкального
экспрессионизма

31. Альбан Берг (1885-1935)

Австрийский композитор. Один
из виднейших представителей
музыкального
экспрессионизма и
Нововенской композиторской
школы.
Представитель музыкального
экспрессионизма

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура". Часть 1.

Просмотр содержимого документа
«Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма»

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

« Более страшной музыки не сочинял еще доныне ни один композитор на свете » . критик В.Г. Каратыгин . Искусство экспрессионистов проникнуто глубочайшим пессимизмом; его творцы видят жизнь удивительно однобоко, « в черном цвете » . Они превратили театр в драму крика и боли, живопись — в неистовство деформированных образов, музыку — в безысходно гнетущую трагедию, тем самым открыв новую, быть может, самую мрачную страницу мировой художественной культуры . Отто Дикс «Фландрия»

« Более страшной музыки не сочинял еще доныне ни один композитор на свете » .

критик В.Г. Каратыгин .

Искусство экспрессионистов проникнуто глубочайшим пессимизмом; его творцы видят жизнь удивительно однобоко, « в черном цвете » . Они превратили театр в драму крика и боли, живопись — в неистовство деформированных образов, музыку — в безысходно гнетущую трагедию, тем самым открыв новую, быть может, самую мрачную страницу мировой художественной культуры .

Отто Дикс «Фландрия»

Экспрессионизм возник в середине 1900-х гг. в Германии (латинское слово expressio означает « выражение » ). Экспрессионистскую образность можно встретить в искусстве разных стран — Австро - Венгрии, Румынии, Польши, Бельгии, России. Формирование нового направления ранее всего началось в среде немецких художников, увлеченных живописью Винсента ван Гога , Поля Гогена , но в особенности творчеством норвежского мастера Мунка , чьи картины нередко называли « криками отчаяния » . Эдвард Мунк «Женщина спит»

Экспрессионизм возник в середине 1900-х гг. в Германии (латинское слово expressio означает « выражение » ).

Экспрессионистскую образность можно встретить в искусстве разных стран — Австро - Венгрии, Румынии, Польши, Бельгии, России. Формирование нового направления ранее всего началось в среде немецких художников, увлеченных живописью Винсента ван Гога , Поля Гогена , но в особенности творчеством норвежского мастера Мунка , чьи картины нередко называли « криками отчаяния » .

Эдвард Мунк «Женщина спит»

Эдвард Мунк ( 1863—1944 ) — сын военного врача, вырос в Осло , где получил техническое образование. В 16 лет он порвал с профессией, движимый стремлением заняться живописью. 1886 год - художник выставил в « Осеннем салоне » Осло свою работу « Больной ребенок » , вызвавшую бурю возмущения у зрителей. На полотне Мунк изобразил смерть своей больной сестры, дав критикам повод для упреков в сгущении пессимизма и в натурализме . Тревожные мотивы одиночества и смерти становятся ведущими и в последующих его картинах .

Эдвард Мунк ( 1863—1944 ) — сын военного врача, вырос в Осло , где получил техническое образование. В 16 лет он порвал с профессией, движимый стремлением заняться живописью.

1886 год - художник выставил в « Осеннем салоне » Осло свою работу « Больной ребенок » , вызвавшую бурю возмущения у зрителей. На полотне Мунк изобразил смерть своей больной сестры, дав критикам повод для упреков в сгущении пессимизма и в натурализме . Тревожные мотивы одиночества и смерти становятся ведущими и в последующих его картинах .

Танец жизни 1892 год - Мунк начинает работу над циклом произведений « Фризы жизни » , сюжеты которых были почерпнуты из его личного дневника. Самая известная картина цикла — полотно « Крик » ( 1893 ), где художник запечатлел свои настроения, пережитые во время одной из прогулок. Он писал: « Солнце ушло прямо вниз — небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу » . «Танец жизни» (1900)

Танец жизни

1892 год - Мунк начинает работу над циклом произведений « Фризы жизни » , сюжеты которых были почерпнуты из его личного дневника.

Самая известная картина цикла — полотно « Крик » ( 1893 ), где художник запечатлел свои настроения, пережитые во время одной из прогулок. Он писал: « Солнце ушло прямо вниз — небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу » .

«Танец жизни» (1900)

1). Новое направление с первых же шагов демонстративно и радикально порвало как с романтическими, так и с импрессионистскими образами живописи, с традиционными представлениями о красоте . 2). Экспрессионисты жили и работали, словно в предчувствии неизбежной катастрофы, что накладывало на их творчество отпечаток нервозности и трагизма. 3). Линии в картинах экспрессионистов извиваются или поворачиваются одна к другой, образуя уродливые углы . Эдвард Мунк «Темная улица»

1). Новое направление с первых же шагов демонстративно и радикально порвало как с романтическими, так и с импрессионистскими образами живописи, с традиционными представлениями о красоте .

2). Экспрессионисты жили и работали, словно в предчувствии неизбежной катастрофы, что накладывало на их творчество отпечаток нервозности и трагизма.

3). Линии в картинах экспрессионистов извиваются или поворачиваются одна к другой, образуя уродливые углы .

Эдвард Мунк «Темная улица»

Кирхнер «Марсела» Мунк «Восход» 4). Пространство расплывается в причудливой бесформенности . Цвет поражает диссонансными «метаниями» — от импульсивных вспышек до глухой, тяжелой тьмы колорита. 5). Художники испытывали органическое неприятие любого намека на гармонию и душевную уравновешенность. экспрессионисты в своем безмерном честолюбии готовы были кричать от мучительной боли до бесконечности, не признавая иных путей в искусстве .

Кирхнер «Марсела»

Мунк «Восход»

4). Пространство расплывается в причудливой бесформенности . Цвет поражает диссонансными «метаниями» — от импульсивных вспышек до глухой, тяжелой тьмы колорита.

5). Художники испытывали органическое неприятие любого намека на гармонию и душевную уравновешенность. экспрессионисты в своем безмерном честолюбии готовы были кричать от мучительной боли до бесконечности, не признавая иных путей в искусстве .

Ведущим идеологом экспрессионистов был график, живописец и скульптор Эрнст Людвиг Кирхнер . Он появился на свет в городе Аншаффенбурге в семье химика. Образование получил в Дрездене на факультете архитектуры. Единственная реальность , которая, по мысли Кирхнера, может служить предметом искусства — субъективный мир художника, вобравший в себя страхи, ужасы, мучения человечества . «Потсдамская площадь в Берлине».

Ведущим идеологом экспрессионистов был график, живописец и скульптор Эрнст Людвиг Кирхнер . Он появился на свет в городе Аншаффенбурге в семье химика. Образование получил в Дрездене на факультете архитектуры. Единственная реальность , которая, по мысли Кирхнера, может служить предметом искусства — субъективный мир художника, вобравший в себя страхи, ужасы, мучения человечества .

«Потсдамская площадь в Берлине».

Мост у городских ворот, Хемниц Отражение жизни через деформацию формы — так обозначил художник главную цель своих творческих поисков. Мир его полотен — улицы большого индустриального города, населенные бродягами и кокотками. Герои Кирхнера отталкивают своей уродливостью, их лица искажены гримасой отчаяния, раскрашены в самые невероятные кричащие тона (портрет сестры под названием « Фрэнци в резном кресле » ; 1910 ).

Мост у городских ворот, Хемниц

Отражение жизни через деформацию формы — так обозначил художник главную цель своих творческих поисков. Мир его полотен — улицы большого индустриального города, населенные бродягами и кокотками. Герои Кирхнера отталкивают своей уродливостью, их лица искажены гримасой отчаяния, раскрашены в самые невероятные кричащие тона (портрет сестры под названием « Фрэнци в резном кресле » ; 1910 ).

Долина Зертиг осенью Состояние душевной угнетенности, которое испытывал художник со времен Первой мировой войны, отразилось в его работе « Автопортрет в солдатской форме » ( 1915 ). На полотне — инвалид ; он тянет ввысь обрубок правой руки — символ загубленной творческой энергии живописца .

Долина Зертиг осенью

Состояние душевной угнетенности, которое испытывал художник со времен Первой мировой войны, отразилось в его работе « Автопортрет в солдатской форме » ( 1915 ). На полотне — инвалид ; он тянет ввысь обрубок правой руки — символ загубленной творческой энергии живописца .

В годы нацизма в Германии его полотна были причислены к « дегенеративному искусству » . 639 его работ были удалены из немецких музеев; часть их была уничтожена. 25 картин Кирхнера демонстрировались на показательной выставке, которую Адольф Гитлер объявил « оскорблением нации » . 15 июня 1938 года художник совершил самоубийство. Мальчик играющий в карты

В годы нацизма в Германии его полотна были причислены к « дегенеративному искусству » . 639 его работ были удалены из немецких музеев; часть их была уничтожена. 25 картин Кирхнера демонстрировались на показательной выставке, которую Адольф Гитлер объявил « оскорблением нации » . 15 июня 1938 года художник совершил самоубийство.

Мальчик играющий в карты

Стремление к обостренному болезненному самовыражению — важнейшая черта художников-экспрессионистов. « Выплескивая » на полотна свои страхи, боль, тоску, они редко говорили о социальных или нравственных проблемах. В числе таких « исключений из правил » — картина выдающегося представителя экспрессионизма Эмиля Нольде ( 1867—1956 ) « Пляска вокруг золотого тельца » . На полотне полуобнаженные женщины с искаженными пропорциями тела совершают таинственные движения — символ бессмысленного поклонения человечества власти денег .

Стремление к обостренному болезненному самовыражению — важнейшая черта художников-экспрессионистов. « Выплескивая » на полотна свои страхи, боль, тоску, они редко говорили о социальных или нравственных проблемах.

В числе таких « исключений из правил » — картина выдающегося представителя экспрессионизма Эмиля Нольде ( 1867—1956 ) « Пляска вокруг золотого тельца » . На полотне полуобнаженные женщины с искаженными пропорциями тела совершают таинственные движения — символ бессмысленного поклонения человечества власти денег .

Неповторимые экспрессионистские образы создал в своем творчестве Оскар Кокошка ( 1886—1980 ) — график, скульптор, писатель. Он родился в семье чешского ювелира в Пехларне-на-Дунае , вырос в Вене . 1908 год - Кокошка заявил о себе как поэт и оригинальный художник: опубликовал сборник стихов « Мечтающие мальчики » и проиллюстрировал их своими цветными литографиями.

Неповторимые экспрессионистские образы создал в своем творчестве Оскар Кокошка ( 1886—1980 ) — график, скульптор, писатель. Он родился в семье чешского ювелира в Пехларне-на-Дунае , вырос в Вене .

1908 год - Кокошка заявил о себе как поэт и оригинальный художник: опубликовал сборник стихов « Мечтающие мальчики » и проиллюстрировал их своими цветными литографиями.

Наиболее ярко его индивидуальность проявилась в портретной живописи , где художник убедительно раскрывает психологию своих моделей. Мастер придавал особое значение жестам , изображая непропорционально большие руки, с выразительностью которых вполне могут поспорить лица его персонажей (двойной портрет « Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат » , 1909 ).

Наиболее ярко его индивидуальность проявилась в портретной живописи , где художник убедительно раскрывает психологию своих моделей.

Мастер придавал особое значение жестам , изображая непропорционально большие руки, с выразительностью которых вполне могут поспорить лица его персонажей (двойной портрет « Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат » , 1909 ).

После знакомства с Кирхнером стиль художника становится еще более экспрессивным. В нервной резкой манере написаны его работы библейской серии « Благовещение » , « Исход в Египет » и « Распятие (Голгофа) » , законченные в 1912 году .

После знакомства с Кирхнером стиль художника становится еще более экспрессивным. В нервной резкой манере написаны его работы библейской серии « Благовещение » , « Исход в Египет » и « Распятие (Голгофа) » , законченные в 1912 году .

В 20-е гг. Кокошка постепенно отошел от жесткого экспрессионизма, вернувшись к импрессионистской красочности ( « Гавань Стокгольма » , « Доломитовые Альпы » ). Со временем его роль в художественной культуре становилась все менее заметной.

В 20-е гг. Кокошка постепенно отошел от жесткого экспрессионизма, вернувшись к импрессионистской красочности ( « Гавань Стокгольма » , « Доломитовые Альпы » ). Со временем его роль в художественной культуре становилась все менее заметной.

Отто Дикс ( 1891—1969 ), немецкий художник и график. Дикс родился в Унтермхаусе в семье литейщика. Главный и самый печальный жизненный опыт художник приобрел во время Первой мировой войны , в окопах которой провел несколько лет. Война стала главной темой его творчества . Более чем в ста портретах и рисунках Дикс запечатлел ее ужасы и мерзости, разработав для этого специальную технику — « кромсание на куски » : форма предмета разбивалась на отдельные составные части. « Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно » .

Отто Дикс ( 1891—1969 ), немецкий художник и график. Дикс родился в Унтермхаусе в семье литейщика.

Главный и самый печальный жизненный опыт художник приобрел во время Первой мировой войны , в окопах которой провел несколько лет. Война стала главной темой его творчества . Более чем в ста портретах и рисунках Дикс запечатлел ее ужасы и мерзости, разработав для этого специальную технику — « кромсание на куски » : форма предмета разбивалась на отдельные составные части.

« Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно » .

В 20-е гг . художник создал антимилитаристскую графическую серию — триптих « Война » и свою самую известную работу « Полевые окопы » , насыщенную негодованием и протестом.

В 20-е гг . художник создал антимилитаристскую графическую серию — триптих « Война » и свою самую известную работу « Полевые окопы » , насыщенную негодованием и протестом.

Современный город в произведениях этого времени предстает у Дикса в отталкивающих образах, вызывающих чувство омерзения ( « Большой город » , триптих). В год прихода Гитлера к власти он создал полотно « Семь смертных грехов » — яркую карикатуру на диктатора, изображенного в виде недоразвитого подростка, оседлавшего старуху-зависть.

Современный город в произведениях этого времени предстает у Дикса в отталкивающих образах, вызывающих чувство омерзения ( « Большой город » , триптих). В год прихода Гитлера к власти он создал полотно « Семь смертных грехов » — яркую карикатуру на диктатора, изображенного в виде недоразвитого подростка, оседлавшего старуху-зависть.

В 1939 г. Дикс побывал под арестом в связи с делом о покушении на Гитлера , а в конце войны оказался во французском плену. Его лучшие работы, с поразительной точностью и болью передающие смерть, нищету, насилие, стали важнейшим историческим « документом » эпохи двух мировых войн, приговором злу и жестокости ХХ в. Болезнь

В 1939 г. Дикс побывал под арестом в связи с делом о покушении на Гитлера , а в конце войны оказался во французском плену. Его лучшие работы, с поразительной точностью и болью передающие смерть, нищету, насилие, стали важнейшим историческим « документом » эпохи двух мировых войн, приговором злу и жестокости ХХ в.

"Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма". Презентация к уроку МХК в 11 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма". Презентация к уроку МХК в 11 классе.

Истоки и особенности направления "экспрессионизм". Особенности творчества Э.Мунка,объединения художников-экспрессионистов «Мост», Отто Дикса.

Просмотр содержимого документа
«"Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма". Презентация к уроку МХК в 11 классе.»

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие с 1905 по 1920-е гг., возникшее как отклик на острейший социальный кризис (мировая война и революционные потрясения), основа – восприятие действительности через призму страха, тревоги, разочарования главная цель искусства – выражение духовного мира человека попытка показать внутренний мир человека в момент предельного духовного переживания

Экспрессионизм

  • (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшееразвитиес 1905 по 1920-е гг., возникшее как отклик на острейший социальный кризис (мировая война и революционные потрясения),основа– восприятие действительности через призму страха, тревоги, разочарования
  • главная цель искусства– выражение духовного мира человека

Экспрессионизм — художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Эль Греко

В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля

(итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля

Предшественники экспрессионизма ЭДВАРД МУНК. АВТОПОРТРЕТ Постимпрессионизм: Венсент Ван Гог - голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессионист Эдвард Мунк – норвежский художник – символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению

ЭДВАРД МУНК. АВТОПОРТРЕТ

  • Постимпрессионизм:
  • Венсент Ван Гог - голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессионист
  • Эдвард Мунк – норвежский художник – символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению

Предшественники направления: ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации ( Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген). Изображая человека, живописец нередко рассматривал его как любой другой предмет, интересуясь лишь передачей форм, словно это был не портрет, а натюрморт или пейзаж. При этом внутренний мир человека, его характер, настроение отступали на второй план.

Предшественники направления:

Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации

( Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген).

Винсент Ван Гог

Беспокойные мазки, колорит, стремление к гармонии, красоте и одновременно страх перед враждебными силами

Поль Сезанн Форма доминирует над цветом, натюрморты

Форма доминирует над цветом, натюрморты

Поль Гоген. 1848 -1903гг. «Трапеза»

Поль Гоген. 1848 -1903гг. «Трапеза»

Анри Тулуз-Лотрек

 Эдварда Мунк (1863-1944), норвежский живописец, график, театральный художник Главный герой наделён безотчётным страхом перед жизнью

Эдварда Мунк (1863-1944), норвежский живописец, график, театральный художник

Главный герой наделён безотчётным страхом перед жизнью

«Больная девочка» «Осенний салон» 18 86, портрет сестры

«Больная девочка» «Осенний салон» 18 86, портрет сестры

 «Крик» (из цикла «Фриз жизни») «Солнце ушло прямо в низ – небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил крик, пронизывающий природу».

«Крик» (из цикла «Фриз жизни»)

«Солнце ушло прямо в низ – небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил крик, пронизывающий природу».

 «Тревога» 1894

«Страх» 1894

«Страх» 1894

Эдвард Мунк. Отроковица (Половая зрелость)

Эдвард Мунк. Отроковица (Половая зрелость)

«Фризы жизни» - «это поэма жизни, любви и смерти» основные аспекты человеческого бытия Поцелуй. Вампир.

«Фризы жизни» - «это поэма жизни, любви и смерти» основные аспекты человеческого бытия

Эдвард Мунк. «Мадонна». 1894 г. В картине «Мадонна» Мунк отражает свои смешанные трагические ощущения. Чувственная, манящая своей таинственной привлекательностью обнаженная Мадонна запечатлена \ погруженной в себя, полностью отрешенной от внешнего мира. Общий тревожный фон картины, цветовая и сюжетная гамма – приближающаяся гроза, уставшие глаза женщины и ее иссиня-черные волосы – создает ощущение неминуемой беды.

Эдвард Мунк. «Мадонна». 1894 г.

В картине «Мадонна» Мунк отражает свои смешанные трагические ощущения. Чувственная, манящая своей таинственной привлекательностью обнаженная Мадонна запечатлена \ погруженной в себя, полностью отрешенной от внешнего мира. Общий тревожный фон картины, цветовая и сюжетная гамма – приближающаяся гроза, уставшие глаза женщины и ее иссиня-черные волосы – создает ощущение неминуемой беды.

ОСОБЕННОСТИ : Предчувствие неизбежной катастрофы - отпечаток нервозности и трагизма. Дисгармония и душевная неуравновешенность Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.

  • Предчувствие неизбежной катастрофы - отпечаток нервозности и трагизма.
  • Дисгармония и душевная неуравновешенность
  • Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура

Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.

Художественные приемы -

  • отказ от иллюзорного пространства, пространство – бесформенность
  • Стремление к плоскостной трактовке предметов
  • Деформация предметов
  • Любовь к резким красочным диссонансам
  • Особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм.
  • Цвет – от импульсивных вспышек до глухой, тяжёлой тьмы колорита
  • Линии извиваются или поворачиваются одна к другой, образуя уродливые углы,

«Мост» : (Дрезден, 1905 год) Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и другие.

Эрнст Людвиг Кирхнер

  • Отражение жизни через деформацию формы
  • Мир его полотен – улицы большого индустриального города, населённые бродягами и кокотками (женщина лёгкого поведения)
  • Герои – отталкивающая уродливость, лица искажены гримасой отчаяния, раскрашены в кричащие тона

Эрнст Кирхнер. «Фрэнци в резном кресле»

«Автопортрет в солдатской форме» состояние душевной угнетённости со времён Первой Мировой войны, на полотне – инвалид, который тянет вниз обрубок правой руки – символ загубленной творческой энергии живописца

«Автопортрет в солдатской форме» состояние душевной угнетённости со времён Первой Мировой войны, на полотне – инвалид, который тянет вниз обрубок правой руки – символ загубленной творческой энергии живописца

Эрнст Кирхнер. «Улица»

Эрнст Кирхнер. «Улица»

Эрнст Кирхнер. «Красная башня в Хале»

Эрнст Кирхнер. «Красная башня в Хале»

Эмиль Ханзен (Нольде) 1867-1956 гг.

Эмиль Ханзен (Нольде)

Эмиль Нольде. «Пляска вокруг золотого тельца» Символ бессмысленного поклонения человечества власти денег

Эмиль Нольде. «Пляска вокруг золотого тельца»

Символ бессмысленного поклонения человечества власти денег

«Мой прекрасный, мой трагический мир». Эмиль Нольде. «Мельница на севере»

«Мой прекрасный, мой трагический мир».

Эмиль Нольде. «Мельница на севере»

Оскар Кокошка 1886-1980 гг. Нервная, напряжённая манера Психологические портреты: большое значение жестам, непропорционально большие руки

О. Кокошка. «Портрет девушки»

Оскар Кокошка. «Благовещение» библейские сюжеты

Оскар Кокошка. «Благовещение» библейские сюжеты

Отто Дикс 1891-1969 гг. Провёл в окопах несколько лет в период Первой мировой войны. Война- главная тема творчества: её ужасы, мерзости Разработал технику – «кромсание на куски»

Провёл в окопах несколько лет в период Первой мировой войны. Война- главная тема творчества: её ужасы, мерзости

Разработал технику – «кромсание на куски»

Отто Дикс. «Большой город»(триптих)

Отто Дикс. «Большой город»(триптих)

О. Дикс. «Война». Триптих

О. Дикс. «Война». Триптих

Отто Дикс. «Семь смертных грехов» яркая карикатура на Гитлера-диктатора, изображённого в виде подростка, оседлавшего старуху-зависть

Отто Дикс. «Семь смертных грехов» яркая карикатура на Гитлера-диктатора, изображённого в виде подростка, оседлавшего старуху-зависть

Экспрессионизм

• Искусство экспрессионистов проникнуто глубочайшим
пессимизмом; его творцы видят жизнь удивительно
однобоко, «в черном цвете».
• Они превратили театр в драму крика и боли, живопись –
в неистовство деформированных образов, музыку – в
безысходно гнетущую трагедию, тем самым открыв
новую, быть может самую мрачную страницу мировой
художественной культуры
3

• Экспрессионизм (от лат. expressio —
выражение), направление, развивавшееся в
европейском искусстве и литературе примерно с
1905 по 1920-е гг., получившее наибольшее
развитие преимущественно в Германии и
Австрии.

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная
реакция на уродства капиталистической цивилизации,
Первую мировую войну и революционные движения.
Поколение, травмированное бойней мировой войны,
воспринимало действительность крайне субъективно,
через призму таких эмоций, как разочарование, тревога,
страх.
Для экспрессионистов превыше всего субъективность
творческого акта. Принцип выражения преобладает над
изображением. Очень распространены мотивы боли
и крика.

Типичный герой экспрессионистов - это
личность в момент наивысшего напряжения
сил. Печаль становится депрессией,
отчаяние превращается в истерию.
Основное настроение – крайняя боль. Герой
экспрессионизма живет по законам своей
реальности, не найдя себя в настоящем
мире. Это маленький человек,
подавленный жестокими социальными
условиями существования, страдающий и
гибнущий во враждебном ему мире. Герои
настолько чувствуют свою беспомощность
перед грозной и жестокой силой, что не
могут понять, постичь ее.

Банальность, уродливость и противоречия
современной жизни порождали у
экспрессионистов чувства раздражения,
отвращения, тревоги, которые они передавали
при помощи угловатых, искорёженных линий,
быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.
Предпочтение отдавалось цветам предельно
контрастным с тем, чтобы усилить воздействие
на зрителя, не оставить его равнодушным .

Экспрессионизм
Художественные приемы:
• Стремление к
плоскостной трактовке
предметов
• Деформация предметов
• Любовь к резким
красочным диссонансам
• Особый колорит,
заключающий в себе
апокалиптический
драматизм.
8

Сравните способ изображения
J.A.D. Ingres (1780-1867)
“Madam de Senonnes portretas,
1814-16.
Ernst Ludwig Kirchner
Two Women in the Street
1914
9

Основоположники направления:
Эдвард Мунк
ЭДВАРД МУНК.
АВТОПОРТРЕТ
(1863-1944 гг.) –
норвежский художник
– символист, чье
творчество некоторые
исследователи
склонны относить к
экспрессионистскому
течению
10

11. Эдвард Мунк

ЭДВАРД МУНК
«Болезнь, безумие и смерть –
чёрные ангелы, которые стояли
на страже моей колыбели и
сопровождали меня всю жизнь».
(Из дневника Э. Мунка).

12. Э. Мунк. Больная девочка

13. Вампир

15. Э. Мунк «Крик»

16. Отроковица

17. Основоположники направления:

18. ЭРНСТ ЛЮДВИГ КИРХНЕР

• Единственная реальность,
которая, по мысли Кирхнера,
может служить предметом
искусства – субъективный мир
художника, вобравший в себя
страхи, ужасы, мучения
человечества.
• Отражение жизни через
деформацию форм – так
обозначил художник главную
цель своих творческих поисков.
Автопортрет с девушкой.
1914-15

• Он образовал в 1905
(вместе с Э.Хеккелем и
К.Шмидт-Роттлуффом)
группу «Мост», ставшую
эпицентром
экспрессионистского
движения. Позднее в
группу вошли Василий
Кандинский, Август Маке,
Алексей фон Явленский.
Группа художников:
Отто Мюллер, Кирхнер, Хецкель, Шмидт-Роттлифф. 1926-27

20. Эрнст Кирхнер. «Фрэнци в резном кресле»

22. Автопортрет в солдатской форме

23. Франц Марк:

ФРАНЦ МАРК:
• «Нам совершенно безразлично,
«понимают» нас или нет, мы
внимаем лишь себе, не
времени…».

24. Эмиль Ханзен (Нольде)

25. Эмиль Нольде. «Пляска вокруг золотого тельца»

26. ОТТО Дикс. 1891- 1969гг.

ОТТО ДИКС. 1891- 1969ГГ.
«Тот, кто извлек из своего
мозга и сердца эти картины
ужаса, которые он нам
сейчас показывает,
опустился до дна в
глубочайшую пропасть
войны. Отто Дикс создает
здесь в ярких вспышках
молнии апокалипсический
ад войны. »
Анри Барбюс

Читайте также: