Фет на кресле отвалясь гляжу на потолок анализ

Обновлено: 16.05.2024

Гость, для того чтобы скачать БЕСПЛАТНО ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РЕФЕРАТА, Вам нужно кликнуть по любой ссылке после слова оплачиваемая реклама.

"Полуночные образы" в лирике А.А. Фета

(Анализ стихотворения "На кресле отвалялась, гляжу на потолок")

Перед вами картина Клода Моне "Кувшинки". Художник творил в стиле импрессионизма. Термин происходит от фр. impression - впечатление. Импрессионизм зародился в последней трети 19 в. - начале 20 в. Представители этого направления стремились естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. На картинах часто видны мазки от красок. Создается впечатление, что полотна импрессионистов являются частью чего-то целого.

А кто из поэтов 19 века стремился передать сиюминутное настроение, запечатлеть мгновение? (Фет). Действительно, одна из черт творчества Фета - импрессионизм. Поэту важно представить предмет в данную минуту. Как и картины импрессионистов, произведения Фета отличаются бессюжетностью. В сущности, Фет для своего века явился новатором, его творения часто были не поняты современниками, являлись объектом для пародий. Фет и сам понимал, что он поэт будущего поколения.

Но прежде чем мы перейдем к анализу стихотворения давайте поиграем в ассоциации. (Учитель задает слово тень, ученики записывают в тетрадь свои ассоциации. Некоторые из них прочитываются на уроке).

Ассоциативность - также одни из главных черт лирики Фета. Перед вами его стихотворение "На кресле отвалялась, гляжу на потолок". Это своеобразный ассоциативный ряд поэта об увиденных тенях на потолке. В стихотворении пропущены отдельные слова, вставьте их.

На кресле отвалясь, гляжу на потолок,

Где на задор воображенью,

Над лампой тихою подвешенный кружок

Вертится (какой?) тенью.

Зари осенней след в мерцанье этом есть:

Над кровлей, кажется, и садом,

Не в силах улететь и не решаясь сесть,

Грачи кружатся темным стадом…

Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца!

Я слышу (какие?) руки…

Как бледность холодна (какого?) лица!

Как шепот горестен разлуки!. .

Молчу, потерянный, на (какой?) путь глядя?

Из-за (какого?) сада, -

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей (какое?) стадо.

(Дети сравнивают свои варианты с первоисточником. Учитель выразительно читает все стихотворение).

Все ли понятно в стихотворении? Какая строфа кажется самой неясной? Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

Стихотворение написано 15 декабря 1890 года, за два года до смерти поэта. В произведении очень ярко проявились такие главные черты лирики, как ассоциативность и импрессионизм. Оно созвучно тому направлению в искусстве, которое развивалось в последней трети 19 века: импрессионизму.

В начале урока мы сказали о том, что для импрессионизма характерны фрагментарность, проявление мазков на картине. Можно ли в данном произведении выделить разные картины, сменяющие одну другую? Давайте еще раз медленно прочитаем стихотворение и по ходу чтения попробуем найти эти картины.

Можно выделить такие картины: I строфа - лирический герой видит тень, отбрасываемой лампой на потолок; II строфа - тени напоминают герою об осеннем саде, в котором "кружатся темным стадом грачи"; III строфа - наполнена множеством сменяющихся картинок: перед читателем проходят и образы коней, и "трепетные руки", здесь же звучит намек на женское лицо, и горечь разлуки; IV строфа - это возвращение к осеннему саду, в котором продолжают кружить грачи.

Ребята, попытайтесь выделить в стихотворении ключевые образы (осенняя пора, сад, грачи, образ девушки, разлука). Какими словами в произведении создаются эти образы? ("Осенний след зари", "темное стадо грачей", "трепетные руки", "бледность прекрасного лица", "шепот разлуки", "темнеющий сад", "встревоженное стадо").

Какие детали использует Фет для создания образа любимой? Каким образом могут быть связаны в третьей строфе "кони у крыльца" и созданный образ любимой? Можно ли сказать, что поэт специально не разворачивает такое изображение образов, стремясь вовлечь читателя в сотворчество, в область домысливания? Попытайтесь объяснить, почему Фет сближает эти два образа, вынесенные в рифму (кони у крыльца - прекрасного лица). А может быть эти образы случайны и упоминаются от только что возникшего чувства?

Можно ли сказать, что "встревоженное стадо грачей" символизирует настроение, переживание лирического героя, если исходить из того, что природа у Фета антропоморфна? Какую смысловую нагрузку несет созданный образ грачей?

Какова тема стихотворения? (Воспоминание о разлуке с любимой девушкой).

Какова особенность композиции стихотворения? (Композиция кольцевая). Какую тональность она задает всему стихотворению? Какие тропы преобладают в произведении? (Эпитеты "тихая лампа", "осенний след", "призрачная тень", "темное стадо", "трепетные руки", "прекрасное лицо", "дальний путь", "встревоженное стадо"; сравнение "вертится тенью", "кружатся стадом").

Есть ли среди эпитетов те, которые несут цветовую нагрузку? ("Темное стадо", "темнеющий сад"). Какие другие слова передают цвет? (Заря - красный, розовый; бледность лица - белый). Как вы думаете, почему в стихотворении так бедна палитра цвета? (Возможно, обусловлено темой стихотворения. Воспоминания могут быть представлены в черно-белых тонах).

Во второй строфе находим ассонанс на звук [э]: осенний, след, мерцанье, этом, есть. Помогает ли он в создании образа осени? Какую роль играет осень во взаимоотношениях двух? (Герои расстаются).

Как раскрытию темы способствует размер стихотворения? (Стихотворение написано ямбом, в который "вплетается" пиррихий. Он и создает картины длинных воспоминаний).

В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем времени: "гляжу", "вертится", "кружатся", "слышу"). Форма настоящего времени потреблена в картинах воспоминаниях. Лирический герой будто заставляет оживить воспоминание, представить его в данное мгновение. Меняется ли время в описаниях картин II и IV строф? (Обратить внимание следует на слово заря, которое несет цветовую нагрузку в стихотворении, и эпитет "темнеющий сад"). Что во фрагментах этих картин остается неизменным? (Бесприютное "встревоженное стадо"). Какие чувства вызывает эта статичность?

Какая строфа отличается экспрессией? Чем она создается? (Синтаксическим параллелизмом восклицательных предложений: "Как бледность хороша прекрасного лица!" / Как шепот горестен разлуки!. " и анафорой).

Какие знаки, символы художественного мира Фета вы встретили в стихотворении? (Шепот, заря). Какое стихотворение эти неизменные символы вам напоминают? ("Шепот, робкое дыханье"). Различаются ли по тональности эти два стихотворения? Какие поэтические символы здесь противопоставляются? (Весна-лето противопоставлены осени, встреча - разлуке, соловьи - грачам).

Попробуйте уловить душевное состояние лирического героя.

Возможно ли говорить об идеи стихотворения? Может быть она "растворилась" в настроении лирического героя, в его душевном состоянии, которое почти неуловимо?

Что нового вы открыли в стихотворении после его глубокого анализа?

Заканчиваем урок чтением стихотворения по ролям, используя принцип многоголосья.

1 голос. На кресле отвалясь, гляжу на потолок,

Где на задор воображенью,

Над лампой тихою подвешенный кружок

Вертится призрачною тенью.

2 голос. Зари осенней след в мерцанье этом есть:

3 голос. Над кровлей, кажется, и садом,

4 голос. Не в силах улететь и не решаясь сесть,

5 голос. Грачи кружатся темным стадом…

6 голос. Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца!

7 голос. Я слышу трепетные руки…

8 голос. Как бледность холодна прекрасного лица!

9 голос. Как шепот горестен разлуки!. .

1 голос. Молчу, потерянный, на дальний путь глядя?

Из-за темнеющего сада, -

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей встревоженное стадо.

Последнюю строку можно также прочитать на несколько голосов.

Список литературы

1. Фет А.А. Стихотворения, поэмы, переводы / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Тархова. - М.: Правда, 1985. - 560 с.

2. Кувшинки // Художественная галерея. - 2004. - № 1. - С.10-11.

3. Сомова, Л.А. Введение в методику преподавания литературы (коммуникативный аспект): учеб. пособие / Л.А. Сомова. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 120 с.

4. Я студентка III курса факультета Филология и журналистика Тольяттинского государственного университета. Мои увлечения: театр, кино, вязание крючком. Пять лет занималась актерским мастерством по специальности драматическое искусство в театре "Калейдоскоп" во дворце Детского и юношеского творчества г. Тольятти. В настоящее время продолжаю заниматься актерским мастерством, постигая искусство Слова в народном литературном театре им.А.С. Пушкина (Дворец культуры и техники АВТОВАЗа).

"Полуночные образы" в лирике А.А. Фета (анализ стихотворения "На кресле, отвалясь, гляжу на потолок")

Перед вами картина Клода Моне "Кувшинки". Художник творил в стиле импрессионизма. Термин происходит от фр. impression - впечатление. Импрессионизм зародился в последней трети 19 в. - начале 20 в. Представители этого направления стремились естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. На картинах часто видны мазки от красок. Создается впечатление, что полотна импрессионистов являются частью чего-то целого.

А кто из поэтов 19 века стремился передать сиюминутное настроение, запечатлеть мгновение? (Фет). Действительно, одна из черт творчества Фета - импрессионизм. Поэту важно представить предмет в данную минуту. Как и картины импрессионистов, произведения Фета отличаются бессюжетностью. В сущности, Фет для своего века явился новатором, его творения часто были не поняты современниками, являлись объектом для пародий. Фет и сам понимал, что он поэт будущего поколения.

Но прежде чем мы перейдем к анализу стихотворения давайте поиграем в ассоциации. (Учитель задает слово тень, ученики записывают в тетрадь свои ассоциации. Некоторые из них прочитываются на уроке).

Ассоциативность - также одни из главных черт лирики Фета. Перед вами его стихотворение "На кресле отвалялась, гляжу на потолок". Это своеобразный ассоциативный ряд поэта об увиденных тенях на потолке. В стихотворении пропущены отдельные слова, вставьте их.

На кресле отвалясь, гляжу на потолок,

Где на задор воображенью,

Над лампой тихою подвешенный кружок

Вертится (какой?) тенью.

Зари осенней след в мерцанье этом есть:

Над кровлей, кажется, и садом,

Не в силах улететь и не решаясь сесть,

Грачи кружатся темным стадом…

Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца!

Я слышу (какие?) руки…

Как бледность холодна (какого?) лица!

Как шепот горестен разлуки!. .

Молчу, потерянный, на (какой?) путь глядя?

Из-за (какого?) сада, -

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей (какое?) стадо.

(Дети сравнивают свои варианты с первоисточником. Учитель выразительно читает все стихотворение).

Все ли понятно в стихотворении? Какая строфа кажется самой неясной? Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

Стихотворение написано 15 декабря 1890 года, за два года до смерти поэта. В произведении очень ярко проявились такие главные черты лирики, как ассоциативность и импрессионизм. Оно созвучно тому направлению в искусстве, которое развивалось в последней трети 19 века: импрессионизму.

В начале урока мы сказали о том, что для импрессионизма характерны фрагментарность, проявление мазков на картине. Можно ли в данном произведении выделить разные картины, сменяющие одну другую? Давайте еще раз медленно прочитаем стихотворение и по ходу чтения попробуем найти эти картины.

Можно выделить такие картины: I строфа - лирический герой видит тень, отбрасываемой лампой на потолок; II строфа - тени напоминают герою об осеннем саде, в котором "кружатся темным стадом грачи"; III строфа - наполнена множеством сменяющихся картинок: перед читателем проходят и образы коней, и "трепетные руки", здесь же звучит намек на женское лицо, и горечь разлуки; IV строфа - это возвращение к осеннему саду, в котором продолжают кружить грачи.

Ребята, попытайтесь выделить в стихотворении ключевые образы (осенняя пора, сад, грачи, образ девушки, разлука). Какими словами в произведении создаются эти образы? ("Осенний след зари", "темное стадо грачей", "трепетные руки", "бледность прекрасного лица", "шепот разлуки", "темнеющий сад", "встревоженное стадо").

Какие детали использует Фет для создания образа любимой? Каким образом могут быть связаны в третьей строфе "кони у крыльца" и созданный образ любимой? Можно ли сказать, что поэт специально не разворачивает такое изображение образов, стремясь вовлечь читателя в сотворчество, в область домысливания? Попытайтесь объяснить, почему Фет сближает эти два образа, вынесенные в рифму (кони у крыльца - прекрасного лица). А может быть эти образы случайны и упоминаются от только что возникшего чувства?

Можно ли сказать, что "встревоженное стадо грачей" символизирует настроение, переживание лирического героя, если исходить из того, что природа у Фета антропоморфна? Какую смысловую нагрузку несет созданный образ грачей?

Какова тема стихотворения? (Воспоминание о разлуке с любимой девушкой).

Какова особенность композиции стихотворения? (Композиция кольцевая). Какую тональность она задает всему стихотворению? Какие тропы преобладают в произведении? (Эпитеты "тихая лампа", "осенний след", "призрачная тень", "темное стадо", "трепетные руки", "прекрасное лицо", "дальний путь", "встревоженное стадо"; сравнение "вертится тенью", "кружатся стадом").

Есть ли среди эпитетов те, которые несут цветовую нагрузку? ("Темное стадо", "темнеющий сад"). Какие другие слова передают цвет? (Заря - красный, розовый; бледность лица - белый). Как вы думаете, почему в стихотворении так бедна палитра цвета? (Возможно, обусловлено темой стихотворения. Воспоминания могут быть представлены в черно-белых тонах).

Во второй строфе находим ассонанс на звук [э]: осенний, след, мерцанье, этом, есть. Помогает ли он в создании образа осени? Какую роль играет осень во взаимоотношениях двух? (Герои расстаются).

Как раскрытию темы способствует размер стихотворения? (Стихотворение написано ямбом, в который "вплетается" пиррихий. Он и создает картины длинных воспоминаний).

В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем времени: "гляжу", "вертится", "кружатся", "слышу"). Форма настоящего времени потреблена в картинах воспоминаниях. Лирический герой будто заставляет оживить воспоминание, представить его в данное мгновение. Меняется ли время в описаниях картин II и IV строф? (Обратить внимание следует на слово заря, которое несет цветовую нагрузку в стихотворении, и эпитет "темнеющий сад"). Что во фрагментах этих картин остается неизменным? (Бесприютное "встревоженное стадо"). Какие чувства вызывает эта статичность?

Какая строфа отличается экспрессией? Чем она создается? (Синтаксическим параллелизмом восклицательных предложений: "Как бледность хороша прекрасного лица!" / Как шепот горестен разлуки!. " и анафорой).

Какие знаки, символы художественного мира Фета вы встретили в стихотворении? (Шепот, заря). Какое стихотворение эти неизменные символы вам напоминают? ("Шепот, робкое дыханье"). Различаются ли по тональности эти два стихотворения? Какие поэтические символы здесь противопоставляются? (Весна-лето противопоставлены осени, встреча - разлуке, соловьи - грачам).

Попробуйте уловить душевное состояние лирического героя.

Возможно ли говорить об идеи стихотворения? Может быть она "растворилась" в настроении лирического героя, в его душевном состоянии, которое почти неуловимо?

Что нового вы открыли в стихотворении после его глубокого анализа?

Заканчиваем урок чтением стихотворения по ролям, используя принцип многоголосья.

1 голос. На кресле отвалясь, гляжу на потолок,

Где на задор воображенью,

Над лампой тихою подвешенный кружок

Вертится призрачною тенью.

2 голос. Зари осенней след в мерцанье этом есть:

3 голос. Над кровлей, кажется, и садом,

4 голос. Не в силах улететь и не решаясь сесть,

5 голос. Грачи кружатся темным стадом…

6 голос. Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца!

7 голос. Я слышу трепетные руки…

8 голос. Как бледность холодна прекрасного лица!

9 голос. Как шепот горестен разлуки!. .

1 голос. Молчу, потерянный, на дальний путь глядя?

Из-за темнеющего сада, -

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей встревоженное стадо.

Последнюю строку можно также прочитать на несколько голосов.

Список литературы

1. Фет А.А. Стихотворения, поэмы, переводы / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Тархова. - М.: Правда, 1985. - 560 с.

2. Кувшинки // Художественная галерея. - 2004. - № 1. - С.10-11.

3. Сомова, Л.А. Введение в методику преподавания литературы (коммуникативный аспект): учеб. пособие / Л.А. Сомова. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 120 с.

4. Я студентка III курса факультета Филология и журналистика Тольяттинского государственного университета. Мои увлечения: театр, кино, вязание крючком. Пять лет занималась актерским мастерством по специальности драматическое искусство в театре "Калейдоскоп" во дворце Детского и юношеского творчества г. Тольятти. В настоящее время продолжаю заниматься актерским мастерством, постигая искусство Слова в народном литературном театре им.А.С. Пушкина (Дворец культуры и техники АВТОВАЗа).

Фет на кресле отвалясь гляжу на потолок анализ

Войти через uID

Ассоциации по эмоциональной близости играют большую роль в словоупотреблении Фета. В поздних стихах увеличивается их роль в развитии темы, в композиции стихотворения.

Встречаются (немногие, правда) стихотворения, где развитие темы целиком определено субъективными ассоциациями лирика, как бы пассивно воспроизводящего движение образов, смежившихся в его сознании. Характерный пример — следующее стихотворение 1890 г.

На кресле отвалясь, гляжу на потолок,

Где, на задор воображенью,

Над лампой тихою подвешенный кружок

Вертится призрачною тенью.

Зари осенней след в мерцаньи этом есть

Над кровлей, кажется, и садом,

Не в силах улететь и не решаясь сесть,

Грачи кружатся темным стадом…

Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца!

Я слышу трепетные руки…

Как бледность холодна прекрасного лица!

Как шепот горестен разлуки.

Молчу, потерянный, на дальний путь глядя

Из-за темнеющего сада, —

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей встревоженное стадо.

На освещенном потолке вертится тень от жестяного кружка, подвешенного над висячей керосиновой лампой (чтобы не коптился потолок) и слегка вращающегося от притока воздуха. Глядя на эту вертящуюся круглую тень, поэт вспоминает, как когда-то на осенней заре кружилась над садом стая грачей. А этот образ окрашен в его воспоминании горечью разлуки с любимой, которая уезжала в то время, как над садом кружились грачи. Цепью этих ассоциаций определяется движение стихотворной темы.

В поздних стихах Фета смелее становятся метафорические преобразования словесных значений. Целые стихотворения строятся как развернутые метафоры, или в них сопоставляется, сплетается несколько рядов метафор. Покажем это на особенно частых у Фета метафорах со значением подъема и полета.

Резкое отделение будничной, обыденной жизни от мира вдохновения, искусства и красоты — один из главных источников метафор Фета. Поэтический восторг, созерцание природы, наслаждение искусством, экстаз любви поднимают над «миром скуки и труда». Отсюда темы подъема и полета. Душа, мысль, сердце, дух, мечты, звуки, сны поднимаются, летят, мчатся, парят, реют, уносят… «Одной волной подняться в жизнь иную», «Уносишься в волшебную безбрежность», «Но сердца бедного кончается полет Одной бессильною истомой», «А душа моя так же пред самым закатом Прилетела б со стоном сюда, как пчела». Сближение с пчелой в другом стихотворении превращается в метафору, развернутую на все стихотворение («Роями поднялись крылатые мечты…»). Так же в целые стихотворения развертываются метафорический полет на ковре-самолете («Люби меня! Как только твой покорный…»), полет ракеты («Ракета»). Но наиболее частый образ, связанный с этой темой, — это образ птицы, и особенно крыла, крыльев

Пока душа кипит в горниле тела,

Она летит, куда несет крыло.

(«Все, все мое, что есть и прежде было…»)

И верю сердцем, что растут

И тотчас в небо унесут

Меня раскинутые крылья.

(«Я потрясен, когда кругом…»)

Крылья растут у каких-то воздушных стремлений.

(«Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…»)

С плеском крылий

В мир стремлений,

Преклонений

(«Quasi una fantasia»)

Ср. также «крылатая песня», «крылатый слова звук», «крылатый сон», «крылатый час», «окрыленный восторгом», «мой дух окрылился» и т. п. Все, что Фет относит к категории «прекрасного» и «возвышенного», наделяется крыльями, прежде всего песня и звук. «Уносить в даль на крыльях песни» — этот образ появляется у Фета еще в напечатанном в 1842 г. переведенном из Гейне стихотворении «Дитя, мои песни далёко На крыльях тебя унесут…». Затем этот образ становится постоянным. Наиболее развернуто и сложно разработан он в стихотворении «Певице», где поэт стремится передать впечатления, создаваемые мелодией, звучанием, настроением песни

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль;

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей

Выше, выше плыву серебристым путем,

Будто шаткая тень за крылом.

Вдалеке замирает твой голос, горя,

Словно за морем ночью заря, —

И откуда-то вдруг, я понять не могу,

Грянет звонкий прилив жемчугу.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль,

Где кротка, как улыбка, печаль,

И все выше помчусь серебристым путем

Я, как шаткая тень за крылом.

Песня уносит в даль; даль, созданная звуками, — «звенящая даль» — становится метафорическим пространством, в котором серебристый звук голоса (вспомним «И с переливом серебристым») превращается в «серебристый путь» — путь, освещенный месяцем. Свет месяца связывается с самим настроением исполняемой песни. Ведь месяц традиционно связан с печалью и любовью (ср. в раннем стихотворении Фета «В небе луна и в воде, Будто печаль и любовь»). Со светом месяца связывается и метафора «Кротко светит улыбка любви» — конкретизация обычной языковой метафоры «лицо осветилось улыбкой» (ср. «И как луна, что там вдали взошла, Всё кроткое душе напоминаешь»).

Залитая лунным светом даль — основное содержание этого метафорического пейзажа; на заднем же плане его — далекое море, возникшее все тем же путем развития обычных языковых метафор. Мы говорим о приливе и замирании звуков; у Фета звук то замирает, как заря за морем, то грянет, как жемчужный прилив.

Стихотворение ошарашивало современников своей нелогичностью (в звуках на слезы светит улыбка и т. п.); между тем оно построено в сущности рационалистично и с настойчивым подчеркиванием того, что его надо понимать метафорически (даль звенящая, зыби незримые, улыбка светит в звуках, печаль — как месяц, голос замирает словно заря).

Стихотворение «Певице» (написанное до 1857 г.) — один из ранних образцов такой манеры; в дальнейшем Фет уже не подчеркивает метафоричности своих картин, и немудрено, что современная критика — судя по отзывам — просто не понимала, о чем идет речь в таких стихотворениях, как например «Когда читала ты мучительные строки…» (1887)

Когда читала ты мучительные строки,

Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом

И страсти роковой вздымаются потоки, —

Не вспомнила ль о чем?

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,

В полночной темноте безвременно горя,

Вдали перед тобой прозрачно и красиво

Вставала вдруг заря

И в эту красоту невольно взор тянуло,

В тот величавый блеск за темный весь предел, —

Ужель ничто тебе в то время не шепнуло

Там человек сгорел!

Здесь обычная в поэзии метафора «пыл сердца» (ср. у Фета «И песни вдруг вослед за первой песней Весь сердца пыл на волю понесли», «К чему скрывать румяный пыл сердец…») развертывается в метафорическую картину пожара сердца поэта — пожара, бушующего в его стихах. Метафорический пожар сопоставляется с реальным пожаром, — но и этот реальный пожар дан в метафорическом образе внезапной зари в полночной тьме. Стихотворение кончается вопросом, относящимся, по смыслу сопоставления, и к реальному, и к душевному пожару.

Насколько плохо понимались современниками оригинальные ходы поэтической мысли Фета, показывает отзыв о данном стихотворении известного либерального критика К. К. Арсеньева «Можно ли вынести какое-нибудь цельное впечатление хотя бы из следующего стихотворения? „Заря, горящая в полночной темноте", „величавый блеск", выделяющийся за „всем темным пределом", „звучный пыл, льющий сиянье" — все это служит подходящей рамкой для образа „человека, сгоревшего в заре". Сквозь несообразности, нагроможденные одна на другую, едва виднеется мысль поэта; набор громких слов не оставляет места для истинного чувства».

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



"Полуночные образы" в лирике А.А. Фета

(Анализ стихотворения "На кресле отвалялась, гляжу на потолок")

Перед вами картина Клода Моне "Кувшинки". Художник творил в стиле импрессионизма. Термин происходит от фр. impression - впечатление. Импрессионизм зародился в последней трети 19 в. - начале 20 в. Представители этого направления стремились естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. На картинах часто видны мазки от красок. Создается впечатление, что полотна импрессионистов являются частью чего-то целого.

А кто из поэтов 19 века стремился передать сиюминутное настроение, запечатлеть мгновение? (Фет). Действительно, одна из черт творчества Фета - импрессионизм. Поэту важно представить предмет в данную минуту. Как и картины импрессионистов, произведения Фета отличаются бессюжетностью. В сущности, Фет для своего века явился новатором, его творения часто были не поняты современниками, являлись объектом для пародий. Фет и сам понимал, что он поэт будущего поколения.

Но прежде чем мы перейдем к анализу стихотворения давайте поиграем в ассоциации. (Учитель задает слово тень, ученики записывают в тетрадь свои ассоциации. Некоторые из них прочитываются на уроке).

Ассоциативность - также одни из главных черт лирики Фета. Перед вами его стихотворение "На кресле отвалялась, гляжу на потолок". Это своеобразный ассоциативный ряд поэта об увиденных тенях на потолке. В стихотворении пропущены отдельные слова, вставьте их.

На кресле отвалясь, гляжу на потолок,

Где на задор воображенью,

Над лампой тихою подвешенный кружок

Вертится (какой?) тенью.

Зари осенней след в мерцанье этом есть:

Над кровлей, кажется, и садом,

Не в силах улететь и не решаясь сесть,

Грачи кружатся темным стадом…

Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца!

Я слышу (какие?) руки…

Как бледность холодна (какого?) лица!

Как шепот горестен разлуки!. .

Молчу, потерянный, на (какой?) путь глядя?

Из-за (какого?) сада, -

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей (какое?) стадо.

(Дети сравнивают свои варианты с первоисточником. Учитель выразительно читает все стихотворение).

Все ли понятно в стихотворении? Какая строфа кажется самой неясной? Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

Стихотворение написано 15 декабря 1890 года, за два года до смерти поэта. В произведении очень ярко проявились такие главные черты лирики, как ассоциативность и импрессионизм. Оно созвучно тому направлению в искусстве, которое развивалось в последней трети 19 века: импрессионизму.

В начале урока мы сказали о том, что для импрессионизма характерны фрагментарность, проявление мазков на картине. Можно ли в данном произведении выделить разные картины, сменяющие одну другую? Давайте еще раз медленно прочитаем стихотворение и по ходу чтения попробуем найти эти картины.

Можно выделить такие картины: I строфа - лирический герой видит тень, отбрасываемой лампой на потолок; II строфа - тени напоминают герою об осеннем саде, в котором "кружатся темным стадом грачи"; III строфа - наполнена множеством сменяющихся картинок: перед читателем проходят и образы коней, и "трепетные руки", здесь же звучит намек на женское лицо, и горечь разлуки; IV строфа - это возвращение к осеннему саду, в котором продолжают кружить грачи.

Ребята, попытайтесь выделить в стихотворении ключевые образы (осенняя пора, сад, грачи, образ девушки, разлука). Какими словами в произведении создаются эти образы? ("Осенний след зари", "темное стадо грачей", "трепетные руки", "бледность прекрасного лица", "шепот разлуки", "темнеющий сад", "встревоженное стадо").

Какие детали использует Фет для создания образа любимой? Каким образом могут быть связаны в третьей строфе "кони у крыльца" и созданный образ любимой? Можно ли сказать, что поэт специально не разворачивает такое изображение образов, стремясь вовлечь читателя в сотворчество, в область домысливания? Попытайтесь объяснить, почему Фет сближает эти два образа, вынесенные в рифму (кони у крыльца - прекрасного лица). А может быть эти образы случайны и упоминаются от только что возникшего чувства?

Можно ли сказать, что "встревоженное стадо грачей" символизирует настроение, переживание лирического героя, если исходить из того, что природа у Фета антропоморфна? Какую смысловую нагрузку несет созданный образ грачей?

Какова тема стихотворения? (Воспоминание о разлуке с любимой девушкой).

Какова особенность композиции стихотворения? (Композиция кольцевая). Какую тональность она задает всему стихотворению? Какие тропы преобладают в произведении? (Эпитеты "тихая лампа", "осенний след", "призрачная тень", "темное стадо", "трепетные руки", "прекрасное лицо", "дальний путь", "встревоженное стадо"; сравнение "вертится тенью", "кружатся стадом").

Есть ли среди эпитетов те, которые несут цветовую нагрузку? ("Темное стадо", "темнеющий сад"). Какие другие слова передают цвет? (Заря - красный, розовый; бледность лица - белый). Как вы думаете, почему в стихотворении так бедна палитра цвета? (Возможно, обусловлено темой стихотворения. Воспоминания могут быть представлены в черно-белых тонах).

Во второй строфе находим ассонанс на звук [э]: осенний, след, мерцанье, этом, есть. Помогает ли он в создании образа осени? Какую роль играет осень во взаимоотношениях двух? (Герои расстаются).

Как раскрытию темы способствует размер стихотворения? (Стихотворение написано ямбом, в который "вплетается" пиррихий. Он и создает картины длинных воспоминаний).

В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем времени: "гляжу", "вертится", "кружатся", "слышу"). Форма настоящего времени потреблена в картинах воспоминаниях. Лирический герой будто заставляет оживить воспоминание, представить его в данное мгновение. Меняется ли время в описаниях картин II и IV строф? (Обратить внимание следует на слово заря, которое несет цветовую нагрузку в стихотворении, и эпитет "темнеющий сад"). Что во фрагментах этих картин остается неизменным? (Бесприютное "встревоженное стадо"). Какие чувства вызывает эта статичность?

Какая строфа отличается экспрессией? Чем она создается? (Синтаксическим параллелизмом восклицательных предложений: "Как бледность хороша прекрасного лица!" / Как шепот горестен разлуки!. " и анафорой).

Какие знаки, символы художественного мира Фета вы встретили в стихотворении? (Шепот, заря). Какое стихотворение эти неизменные символы вам напоминают? ("Шепот, робкое дыханье"). Различаются ли по тональности эти два стихотворения? Какие поэтические символы здесь противопоставляются? (Весна-лето противопоставлены осени, встреча - разлуке, соловьи - грачам).

Попробуйте уловить душевное состояние лирического героя.

Возможно ли говорить об идеи стихотворения? Может быть она "растворилась" в настроении лирического героя, в его душевном состоянии, которое почти неуловимо?

Что нового вы открыли в стихотворении после его глубокого анализа?

Заканчиваем урок чтением стихотворения по ролям, используя принцип многоголосья.

1 голос. На кресле отвалясь, гляжу на потолок,

Где на задор воображенью,

Над лампой тихою подвешенный кружок

Вертится призрачною тенью.

2 голос. Зари осенней след в мерцанье этом есть:

3 голос. Над кровлей, кажется, и садом,

4 голос. Не в силах улететь и не решаясь сесть,

5 голос. Грачи кружатся темным стадом…

6 голос. Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца!

7 голос. Я слышу трепетные руки…

8 голос. Как бледность холодна прекрасного лица!

9 голос. Как шепот горестен разлуки!. .

1 голос. Молчу, потерянный, на дальний путь глядя?

Из-за темнеющего сада, -

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей встревоженное стадо.

Последнюю строку можно также прочитать на несколько голосов.

Фет А.А. Стихотворения, поэмы, переводы / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Тархова. - М.: Правда, 1985. - 560 с.

Кувшинки // Художественная галерея. - 2004. - № 1. - С.10-11.

Сомова, Л.А. Введение в методику преподавания литературы (коммуникативный аспект): учеб. пособие / Л.А. Сомова. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 120 с.

Я студентка III курса факультета Филология и журналистика Тольяттинского государственного университета. Мои увлечения: театр, кино, вязание крючком. Пять лет занималась актерским мастерством по специальности драматическое искусство в театре "Калейдоскоп" во дворце Детского и юношеского творчества г. Тольятти. В настоящее время продолжаю заниматься актерским мастерством, постигая искусство Слова в народном литературном театре им.А.С. Пушкина (Дворец культуры и техники АВТОВАЗа).

Афанасий Афанасьевич Фет, час в метро и три стиха

Конечно же……осень. Конец октября. Или начало ноября. Эти наши бедные кустарники с последними бурыми листьями, отчаянно болтающимися на ветках. Эти наши индевеющие поля. Это наше серое, тяжёлое, вибрирующее над землёй небо. И наше навсегда зажатое между небом и землёй большое русское сердце, каждую минуту готовое быть раздавленным этими благословенными тисками. Между пятнами грязно-зеленых сосен я вижу крышу, я вижу портик, я вижу женщину. Передо мной мир трех стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета. В то время как ноги несут меня на станцию метро.
Я вхожу в первое стихотворение как в подземный переход . Но никак не наоборот. Я спускаюсь по ступеням , вспоминая текст:

«Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня».

Я, как и Афанасий Афанасьевич, очень остро сейчас чувствую полярность жизни. Ох уж эти бушующие багряные закаты над холодным безмолвным лесом. Ох уж эти инфернальные глаза, прожигающие в сердце дыры. И бесконечное, невыразимое, неизбывное чувство одиночества. Одиночества перед лицом наступающей зимы. Одиночества перед лицом неблизкой женщины. Одиночества перед сонмищем разноцветных семенящих людей, вносящих меня внутрь электрички. Двери закрываются. Следующая остановка…Память ведь тоже можно разбить на остановки. Он так и делает, смешивая реальность и фантазию во едино. И уже не разобрать, что правда, а что только химера воображения. А ему и не нужно… разбирать…

«На кресле отвалясь, гляжу на потолок,
Где, на задор воображенью,
Над лампой тихою подвешенный кружок
Вертится призрачною тенью.
Зари осенней след в мерцаньи этом есть:
Над кровлей, кажется, и садом,
Не в силах улететь и не решаясь сесть,
Грачи кружатся темным стадом.
Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца!
Я слышу трепетные руки.
Как бледность холодна прекрасного лица!
Как шепот горестен разлуки.
Молчу, потерянный, на дальний путь глядя
Из-за темнеющего сада, —
И кружится еще, приюта не найдя,
Грачей встревоженное стадо».

Я сижу и смотрю в лица пассажиров напротив, но глаза мои видят совсем другие картины. Причем каждая тянет за собой следующую, как волшебный калейдоскоп. Причем каждая является одним из слагаемых новой. Жизненные ощущения, сплетающиеся в одну долгую цепочку. Отражение света лампы на потолке . Что это, что? Что-то уже виденное мной. Что-то из прошедшей, будущей или вообще не существующей, но всё равно моей жизни. Ба, да это осенний оранжевый закат. «Что такое осень? Это…», конечно, чернота грачей на фоне ноябрьского неба. Кружат, кружат … Я чувствую, им тревожно. Они боятся страшных перемен. Как я, как поэт, чью любимую только что унесли прочь кони, чей топот он, бедный, перепутал со звуком хлопанья крыльев. Я тихо протягиваю ему белый кружевной платок, оброненный на глинистую вязкую дорогу – «Нет, нет, Вы не перепутали. Там был и топот копыт, и шум крыльев. Просто Вы сильно растерялись, просто Вы только что осознали, что брали её за руку, должно быть, в последний раз. Просто теперь Вам нужно будет жить как-то совсем по другому, но как Вы не знаете, Вы не представляете, Вы не хотите …как и эти грачи…» их крылья были так черны, а её лицо так бледно, почти бестелесно…её лицо…
Я сижу и смотрю в лица пассажиров напротив, но глаза мои видят совсем другие картины…

И, все таки, не смотря на выказываемое безразличие людей друг к другу, есть вещи, которые помимо этого ползущего эскалатора, всех нас объединяют. А именно, быстротечность жизни при эфемерном ощущении её протяженности. И ещё то, что, в сущности, никто их стоящих на этой длинной движущейся лестнице не знает, что принесёт ему завтрашний день…

«Опавший лист дрожит от нашего движенья,
Но зелени еще свежа над нами тень,
А что-то говорит средь радости сближенья,
Что этот желтый лист - наш следующий день.

Как ненасытны мы и как несправедливы:
Всю радость явную неверный гонит страх!
Еще так ласковы волос твоих извивы!
Какой живет восторг на блекнущих устах!

Идем. Надолго ли еще не разлучаться,
Надолго ли дышать отрадою? Как знать!
Пора за будущность заране не пугаться,
Пора о счастии учиться вспоминать".

Читайте также: