Два кресла в храме христа спасителя

Обновлено: 14.05.2024

Горельефы храма Христа Спасителя. Текст составлен по книге М.С.Мостовского «Храм Христа Спасителя».

Храм Христа Спасителя в Москве, как правило, включается в каждую обзорную экскурсию по городу. Он вызывает живой интересу всех гостей столицы, и, несомненно, является интересным и нужным объектом показа. Но, исходя из того, что ХХС является музеем, в котором экскурсии проводят специалисты музея и гиды-переводчики не имеют права рассказывать о внутренней отделке храма, представляется целесообразным сосредоточится на его внешнем декоре, в частности, на бронзовых скульптурных композициях, украшающих храм.

Для удобства цифрами обозначены горельефы храма Христа Спасителя и ниже приведены имена святых или сюжеты Библейских композиций. Так как вход расположен на северной стороне храма, то и осмотр собора начнём с Севера.Стоя лицом к храму сначала немного пройдём влево, а затем вправо по кругу. Я расположила снимки таким образом, чтобы не нарушать логики и следовать порядку Мостовского. Про проведении экскурсии удобнее всего начать также с Северной стороны, но не сначала, а с изображения св.Ольги и св.Владимира. А в конце экскурсии после осмотра западной стороны закончить оставшимися композициями на северной.
Разобраться с горельефами на месте, узнать о святынях храма, взглянуть на Москву со смотровых площадок самой большой церкви России можно на на нашей экскурсии по храму. Подробности по ссылке.
Экскурсия в Храм Христа Спасителя

Горельефы храма Христа Спасителя. Северная сторона

(фасад, выходящий на улицу Волхонка, там главный вход в храм)

На северной стороне изображены просветители веры Христовой в России, хранители этой веры от врагов и помощники в битвах, а также изображения святых, в дни празднования памяти которых происходили заграничные сражения.

( В левом углу Храма). Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков (левая оконная арка выступа)

2. и 3.(левая оконная арка выступа) Святой благоверный князь Даниил Московский и святой Савва Звенигородский.

4. (левая арка малых врат).

Святой равноапостольный благоверный князь Владимир

и святая благоверная княгиня Ольга.

5.(арка больших средних врат).

Храм Христа Спасителя

Святые апостолы Пётр (с ключами)

Храм Христа Спасителя

и Павел (с книгой) и четыре евангелиста.

Храм Христа Спасителя

6.(правая арка малых врат).

Храм Христа Спасителя

Святой равноапостольный царь Константин

Храм Христа Спасителя

и матерь его, царица Елена.

Храм Христа Спасителя

7.(в правом углу Храма) Преподобный Сергий благословляет великого князя Димитрия Донского на брань с татарами и даёт ему иноков Пересвета и Ослябю.

Вот как барельеф выглядел на первоначальном храме Христа Спасителя архитектора К.Тона. Хранится барельеф в Донском монастыре.

Преподобный Сергий благословляет великого князя Димитрия Донского на брань с татарами и даёт ему иноков Пересвета и Ослябю. Скульптор А.В.Логановский. Горельефы Храма Христа Спасителя. Фрагмент композиции. Фигура инока. Скульптор А.В.Логановский

8 — 9. (правая оконная арка выступа)

8.Святой великомученик Георгий

Храм Христа Спасителя

и 9.Святой апостол Андрей.

Горельефы храма Христа Спасителя. Западная сторона

(фасад, выходящий на Соймоновский проезд, там вход в нижний храм)

Храм Христа Спасителя

Так как Храм посвящён Христу Спасителю, то с западной стороны, при входе, помещено Его божественное изображение, окружённое силами небесными, с символами их служения и святыми покровителями императоров – храмоздателей, их соимёнными.
10.(в левом углу Храма) Помазание Соломона на царство.

Храм Христа Спасителя

11.(левая оконная арка выступа) Архангел Уриил с пламенем в руке.
12.(левая оконная арка выступа) Архангел Гавриил с лилией в руке.
(простите за качество снимка, снято против солнца, при возможности заменю фотографию).

Храм Христа Спасителя

13. (левая арка малых врат) Два ангела с наклонёнными знамёнами, на которых изображён крест.

Храм Христа Спасителя

14.(арка больших средних врат) Два ангела с простёртыми крылами, держащие над срединою арки хартию с надписью: «Господь Сил с нами».

Храм Христа Спасителя

15.(правая арка малых врат) Два ангела с церковными хоругвями, накланенными крестообразно; в память московского в 1812 году ополчения, имевшего вместо знамён церковные хоругви;

Храм Христа Спасителя

16.(правая оконная арка выступа) Архангел Иегудиил с венцом в руке.
17.( правая оконная арка выступа) Архангел Варахиил с цветами в руке.

Храм Христа Спасителя

18.(в правом углу храма) Давид в собрании вельмож передаёт Соломону чертежи Храма. Этот барельеф напоминает содержанием своим историю и настоящее Храма: император Александр, подобно Давиду, даёт обет соорудить Храм, но исполняет обет его преемник.

Горельефы храма Христа Спасителя. Южная сторона

(фасад, выходящий на реку и Патриарший мост).

Изображены те святые, в дни празднования памяти которых происходили битвы в 1812 году, а также и такие священные изображения, которые имеют непосредственное отношение к событиям Отечественной войны.

Храм Христа Спасителя

19.(в левом углу храма) Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жён;

Подлинная композиция, хранится в Донском монастыре.

Горельефы Храма Христа Спасителя

Встреча Давида, победившего Голиафа. Скульптор — А.В.Логановский.

Храм Христа Спасителя

20. и 21. (левая оконная арка выступа) Антоний и Феодосий Печерские;

Храм Христа Спасителя

22.(левая арка малых врат) Моисей и Мариам.

Подлинная скульптура Мариам. Скульптор — А.В.Логановский.

Горельефы Храма Христа Спасителя

Мариам. Библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами.

Храм Христа Спасителя

23.(арка больших средних врат)

Явление архангела Михаила Иисусу Навину.

Храм Христа Спасителя

24.(правая арка малых врат) — Варак и Деборра.

Горельефы Храма Христа Спасителя

Девора. Героиня библейской книги судей стала вдохновительницей и руководительницей войны против царя Явина, правившего в Хацоре. Скульптор — А.В.Логановский.

Эти ветхозаветные истории о Вараке и Деборре и Моисее и Мариам напоминают нам, что и слабый, но истинно верующий и надеющийся на помощь Божию никогда не погибнет, как это доказывает история Деборры и Варака, победивших при помощи Божией сильнейшего врага, история Моисея, освободившего евреев от ига египетских фараонов.

25. и 26.(правая оконная арка выступа)


Преподобный Варлам Хутынский.

и благоверный князь Гавриил Псковский.

Граф Витгенштейн, прикрыв путь от Двины к Новгороду и Пскову, защитил от неприятеля нашу северную столицу. Псковское купечество, желая выразить графу как защитнику Пскова свою признательность, поднесло ему образ Гавриила Псковского. У святого Гавриила на мече надпись: «Чести моей никому не отдам»

Храм Христа Спасителя

27.(Горельефы храма Христа Спасителя в правом углу Храма ) Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями. Его встречает Мельхиседек. Это изображение, как и изображение Давида, возвращающегося с триумфом после победы над Голиафом (угол Храма слева, №19) напоминают то событие, когда император Александр I, возвращаясь после победы над Наполеоном, был всюду встречаем союзниками как освободитель и миротворец.

Горельефы Храма Христа Спасителя

Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями. Скульптор А.В.Логановский.

Восточная сторона

(фасадом выходящая на памятник императору Александру II)

На этой стороне помещены святые заступники и молитвенники за Русскую землю и избавители её от внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий жизни Спасителя: Его Рождество и Воскресение. Первое напоминает об изгнании врагов из пределов России, второе – о взятии Парижа (19 марта 1814 года).

Храм Христа Спасителя

28.(в левом углу Храма). Рождество Христово (поклонение пастырей).

Храм Христа Спасителя

29. и 30.( левая арка оконного выступа).

Святой благоверный князь Михаил

и боярин его Фёдор

– черниговские мученики, почивающие в Архангельском соборе Московского Кремля.
31.(левая арка малых врат). Иона и Филипп (Колычев?) Московские в архиерейском облачении.(оба захоронены в Успенском соборе Московского Кремля?)

32.(арка больших врат) Святители Пётр и Алексий Московские в архиерейских облачениях.

Храм Христа Спасителя

Св. Пётр держит хартию с изображением на ней московского Успенского собора; позади его два диакона: один держит образ Успения Пресвятой Богородицы, другой – посох.

Храм Христа Спасителя

Св. Алексий благословляет модель церкви Чуда св. архангела Михаила, позади его два диакона с рипидами (рипида – посаженный на древко круглый образ херувима). Над срединою арки два ангела держат Евангелие.

Храм Христа Спасителя

33.(правая арка малых врат).

Храм Христа Спасителя

Горельефы храма Христа Спасителя: Святитель Стефан Пермский в епископском облачении с хартией пермского письма, им изобретённого,

Храм Христа Спасителя

и преподобный Сергий с молитвенным выражением, в монашеской мантии и епитрахили.

(Епитрахиль – одно из обрядовых облачений священника, надеваемых на шею в виде двух широких полос, которые спускаются до земли. Для священника служат знаком благодати, полученной им от Бога).

Храм Христа Спасителя

34. и 35.(правая арка оконного выступа.)

Преподобный Никон Радонежский

и преподобный Иосиф Волоколамский.

36.(в правом углу храма). Воскресение Христово.

Экскурсии по храму Христа Спасителя и вокруг:

Ещё раз напомню, что мы проводим экскурсии в храме Христа Спасителя. Автор сайта прошёл обучение и получил право ведения экскурсии. Подробности о ценах, содержании экскурсии, её насыщенности изложили в статье «Экскурсия в храм Христа Спасителя» . Ждём вас на экскурсии!

Окрестности Храма Христа Спасителя мы показываем на пешеходных экскурсиях по Москве.

Что нужно знать о Храме Христа Спасителя, чтобы сойти за москвича

«Экспресс газета» в Google Новостях

На месте сегодняшнего Храма Христа Спасителя был и монастырь, и, собственно, храм, и Дом культуры, и самый знаменитый долгострой советских времен, и большая лужа… Возможно, его судьба сложилась бы иначе, если бы изначально его построили не на месте двух кладбищ, по сути, на костях, а там, где планировали поначалу.

«Путешествие» в Чертолье с Воробьевых гор

Изначально Храм Христа Спасителя должен был стоять абсолютно в другом месте – на юго-западе, на Воробьевых горах. Именно там его задумывал построить молодой шведский архитектор Карл Магнус Витберг, известный в России также как Александр Лаврентьевич (это имя-отчество он получил при принятии православия). Проект, одобренный Александром I, изначально также был другим: масштабнее по размеру, с колоннадой из нескольких сотен французских трофейных пушек, и фактически сооружение должно было являться тремя храмами в одном. Нижний, подземный, планировался как поминальный – для панихид по героям войны 1812 года.

Однако строительство не заладилось, а после того как всплыли хищения почти на миллион рублей (гигантская по тем временам сумма), новый император Николай I отстранил архитектора и отправил в ссылку в Вятку с конфискацией имущества. Как считают современные историки, сам Витберг вряд ли был злостным вором – скорее всего, как творческий человек, он просто плохо следил за процессом.

Проект Храма Христа Спасителя, автор - Витберг. wikimedia

Проект Храма Христа Спасителя, автор - Витберг. wikimedia

Николай I решил перенести строительство поближе к Кремлю, в район, который назывался Чертолье, – впоследствии это название, в котором многие усматривали нехорошее предзнаменование, в связи со сложной судьбой Храма Христа Спасителя всплывало не раз. Не одобрил самодержец и архитектурный проект, показавшийся ему слишком сложным и «иностранным» – новый, по его поручению, разработал Константин Тон.

Храм Христа Спасителя. Фото 1903 года. wikimedia

Храм Христа Спасителя. Фото 1903 года. wikimedia

Проклятие игуменьи

На месте постройки будущего храма еще с XVI века стоял женский Староалексеевский монастырь – и, несмотря на протесты монахинь, тот решили снести. По преданию, игуменья Клавдия в сердцах заявила: все, что воздвигнут на этом месте, не простоит и полвека. По другой легенде, она также предрекла, что на этом месте будет «лужа».

Звучали ли проклятие и пророчества в действительности – ни один историк сказать не может, но факты остаются фактами: первый Храм Христа Спасителя простоял 48 лет, а в бассейне «Москва» жители столицы круглогодично плескались тридцать с небольшим лет.

И монастырь, и храм, как оказалось, были построены на костях – при рытье котлована обнаружили два старых кладбища, одно из которых, как считают историки, было чумным.

Храм Христа Спасителя. Дореволюционное фото. wikimedia

Храм Христа Спасителя. Дореволюционное фото. wikimedia

Справка: Закладка Храма Христа Спасителя состоялась 26 августа 1837 года, в 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Строили его до 1860 года, пожертвования на строительство собирали по всей стране (выделенных из казны миллионов явно не хватало). После еще два десятилетия длились работы по его росписи и внутренней отделке. Храм был освящен 26 мая 1883 года.

Дальнейшую судьбу главного храма России решила революция. В конце 1920-х собор закрыли, а здание со снятыми куполами передали для оборудования Дома культуры. Однако и тот просуществовал недолго. В июле 1931 года на заседании Центрального исполнительного комитета СССР в соответствии со сталинским Генпланом реконструкции столицы приняли решение храм снести, а на его месте воздвигнуть самое высокое здание в мире – Дворец советов, который стал бы грандиозным памятником Ленину, Коминтерну и Советскому Союзу. Придуманная Борисом Иофаном, бывшим одним из любимых сталинских зодчих и автором проекта знаменитого «Дома на набережной», гигантская башня, которую впоследствии окрестили «вавилонской», должна была иметь высоту более 400 метров и заканчиваться такой же гигантской статуей вождя революции.

Вначале стены храма пытались разобрать – не получилось. Рабочие ограничились лишь варварским разрушением скульптур (упавшие на землю ангелы без крыльев и голов представляли жуткое зрелище), уникальных барельефов и частей конструкции. Врывать Храм Христа Спасителя (это произошло 5 декабря 1931 года) пришлось дважды. После первого взрыва здание устояло.

Взрыв Храма Христа Спасителя в 1931 году. wikimedia

Взрыв Храма Христа Спасителя в 1931 году. wikimedia

Разборки обломков длились почти полтора года. Уникальный мрамор пошел на отделку столичного метрополитена (называются такие станции, как непосредственно «Дворец Советов» - сегодня «Кропоткинская», «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», сегодняшняя «Театральная»), скамьи нашли свое пристанище на «Новокузнецкой». Каменные плиты с именами героев войны 1812 года частично использовали для отделки и реставрации зданий, частично – раскрошили и посыпали ими дорожки в парках и скверах. Колокола переплавили, смытое с них с помощью химикатов золото пошло на нужды страны. Рассказывали, что часовню-алтарь выкупила у большевиков супруга президента США Рузвельта и подарила Ватикану – но проверить это впоследствии не удалось.

«…а теперь – срам»

Дворец Советов планировали построить за два года. Проблемы начались уже на уровне котлована – из-за сложного и насыщенного водой грунта с трудом был заложен фундамент, основное строительство началось лишь в 1937-м.

Дальше в ход знаменитого долгостроя вмешалась Великая Отечественная война. С ее началом стало ясно, что проект вряд ли будет осуществлен. Практически готовые к монтажу металлоконструкции пустили на противотанковые ежи, путепроводы и мосты.

После Победы проект заморозили. Котлован начал наполняться водой – старожилы рассказывали, что в нем даже завелись караси. В 1958 году на месте котлована появился бассейн – по иронии судьбы, он какое-то время считался самым большим открытым плавательным бассейном в мире.

Рассказывали, что по ночам, зимой, в поднимавшихся над «Москвой» водяных парах некоторые видели образ разрушенного храма. В 1960-х ходили страшные слухи, что там якобы часто тонут люди – были разговоры о целой секте, мстившей за разрушенный храм.

А в обиход москвичей вошла знаменитая поговорка: «Сначала был храм, потом – хлам, а теперь – срам».

Бассейн «Москва», 1969 год. wikimedia

Бассейн «Москва», 1969 год. wikimedia

На своем месте

О том, что святыню нужно вернуть на законное место, активно заговорили в конце 1980-х. Тогда инициативная группа выступила за воссоздание храма. «Срам» наконец закрыли. В 1994 году начали строительство. Если дореволюционный храм строили 40 с лишним лет, что в новой истории на это потребовалось лишь три года. Верхний, который большинство москвичей и гостей столицы и называет Храмом Христа Спасителя, был восстановлен в том виде, в котором его создал Константин Тон. Под ним находится Преображенская церковь, сооруженная в память стоявшего здесь ранее женского монастыря.

Храм Христа Спасителя и Патриарший мост. wikimedia

Храм Христа Спасителя и Патриарший мост. wikimedia

Иудейская символика в храме Христа Спасителя

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Самый известный в Москве и в России храм Христа спасителя имеет на каждом кресте по 12 шестиугольных звёзд Давида, звёзд имеющих в Каббале тайное значение, и перевёрнутый рогами вверх серп ущербной луны, тоже являющийся специальным символом черной магии. Конечно же иудохристианские попы говорят, что мол это не серп, а чаша (чаша изобилия) однако нормальный человек способен отличить плоский серп от круглой чаши (которая к тому же должна быть наполнена дарами земли, если это чаша изобилия).

В книгах по еврейству знак "Полумесяц" на самом деле не полумесяц, полумесяц - вертикален, и это тоже масонский символ; а горизонтальный "полумесяц" - это ритуальный сосуд, применяемый при ритуальной службе в иудаизме. То есть ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ мало того, что перечёрнут, ОН ЕЩЁ ПЕРЕЧЁРКНУТ ЭТИМ ЕВРЕЙСКИМ СОСУДОМ.

Во многих церквях и монастырях ,после реставрации, вместо явно различимых шестиконечных звезд Давида, каббалистического символа иудеев, на куполах размещают восьмиконечные «нейтральные» звезды, «дабы не смущать стадо христианское», но шестиконечные звезды не убирают, их просто маскируют, делают маленькими, такими что невооруженному взору не видны, но стоит только взять бинокль и каждый может убедиться в наличии военной символики иудеев на христианских святынях обуславливающих покорность стада христианского перед поводырями (пастухами) иудейскими.

А теперь мы узнаем кое что подробнее из жизни стилизованных угольников. Вот это из Вики всем вам известный классический еврейский магендавид (Магендавид или Маген-Давид, или Звезда Давида) - кабаллистическая гексограмма. Чётко написано в Вики, что гексограмма - символ еврейской индентичности.

А чтобы вы ещё более убедились, окукультная наука изучения угольников - это издавна монополия иудейской каббалы, - иудейского сатанизма, откройте английскую Вики,

посвящённую угольникам, и вы увидите там и колючие шары тоже.

В центре зала в самом храме выложен огромный магендавид (шестиугольная звезда) так же по окружности, те же звезды.

На снимке похороны еврея - масона Боруха Эльцмана (Бориса Ельцина), внутри своей антрибутики.

Вообще вся атрибутика просто пропитана иудаизмом, на предметах утвари, и культовых предметах везде лежит печать нечисти, даже на подсвечниках шестилучевые звезды.

Символ закабаления Руси в руках "смотрящего". Еврей Ридигер (Алексий II) благословляет свою паству крестом с иудейской звездой.

Фото из Церковного календаря Московской патриархии за 2000 год.

Алексий II совершил Божественную литургию.

Видна часть орнамента пола из шестиупольныж звеэд.

Люстра в главном храме страны.

Орнаменты в храме.

Орнаменты на фасаде.

Напрашивается вопрос - это двери в ХРАМ или в СИНАГОГУ?

«Православные» храмы, монастыри, часовни - знак полной победы иудаизма в России. Сегодняшнее «православие» в России - это иудаизм, который Русские ошибочно называют верой своих отцов. Истинное Православие - это Светлые Законы Матери Природы, Законы Русского Человеческого Рода, вот истинные законы наших отцов.

Пусть кто-либо из сегодняшних служителей «русской» «православной» церкви возьмет на себя смелость и открыто заявит, что сегодняшнее православие в России Русское, а не иудейское. Ну, смелее. Не найдется такой.

Православие было Русским тысячу лет назад, пока на Русскую землю не пришло иудейское христианство, и православие Русское превратилось в сегодняшнее псевдо православие иудейское. Православие означает Правь славить, истину и красоту Природы, жизни, а то что мы имеем сегодня под видом православия, это махровый иудаизм.

Почему все американские президенты иудеи, начиная с первого президента США иудея Авраама Линкольна клянутся на библии? Да потому что библия это и есть тора, основной закон для иудеев.

Чтобы уловить души славян, христианству пришлось чужое и враждебное вероучение подделать под русское. Им пришлось взять языческое название "православие". Русские люди помнили, что они православные, ибо славили Правь, жили по Прави. Правь в русском язычестве - это правящая или управляющая ипостась (роль) бытия. Русские были православными, когда никаких христов и прочих моральных уродов ещё и в проекте не было. Мороча головы, христиане называют себя "православными". Возникло нелепое и абсурдное словосочетание "православное христианство". В библии нигде нет слова "православие". Этого слова я нигде не встречал в древнерусских христианских летописях. Да и само слово "православие" появилось лишь в XVI веке стараниями патриарха Никона. Византийская церковь, приверженцы которой и крестили Русь огнем и мечом, никогда не называлась православной. Она называлась ОРТОДОКСАЛЬНОЙ, то есть правоверной, а не православной. Православное христианство - это смесь русского язычества и еврейского христианства.

"Многие думают, что православие выражает Русский Дух. На самом деле же РПЦ - это не дух Русского народа, а лишь его отражение на полотне еврейского духа. Чтобы выжить на русской почве, жидовский дух рядился в дохристианские обычаи и верования.

Посмотрите на евреев. С какой любовью они носят свой магендовид. А русские люди что-нибудь национальное и родное на себе носят? Ничего они национального и родного они на себе не носят! Носят на себе ублюдочные христианские кресты с распятым обрезанным евреем!

Кстати, когда крестятся; на самом деле, не крестом себя осеняют, а рисуют на себе пятиконечную звезду Соломона или Маген-Шломо. Масоны и каббалисты называют его также пентаграммой.

Христианское осенение крестом, - это процедура наложения пентаграммы на самого себя. То есть процесс одебиливания, одурения и обезволивания, превращение духа арийца в полную противоположность - безмозглого гоя. Процедура накладывания на себя христианского креста - это процедура рисования на себе пятиконечной звезды, процедура закрепления отрицательной энергетики вместо избавления от неё. Не случайно выражение "нести свой крест" означает неимоверные страдания, лишения и мученичества.

Христиане крестятся правой рукой, начиная со лба, заканчивая левым плечом. Вы можете самостоятельно проследить весь путь рисования 5-конечной звезды при осенении себя крестом. Характерно и то, что левый (энергетический) угол Маген-Шломо (который находится в правой руке молящегося) подобно вампиру высасывает из него его энергию.

Тот, кто крестится, - только ухудшает свою карму, делает её менее здоровой, а потом передает её своим потомкам. И рабы воспроизводят рабов. Только цепи находятся не на руках и не на ногах. Они внедряются в собственную голову, в собственное сознание.

Далее

Оператор Димитрий С., снимающий замечательные фильмы по православной тематике, работая как-то в закрытом Храме Христа Спасителя, обратил внимание на группу туристов из Израиля, которых почему-то допустили в храм во внеслужебное время.

Группа состояла из 30-35 человек, среди которых, судя по характерной одежде, были раввины. Вопрос появления группы туристов во внеурочное время не обсуждается - это внутренний режим храма. Обратило на себя внимание другое обстоятельство.

Группа, не задерживаясь долго в других приделах храма, собралась кучно недалеко от солеи, насколько это позволяли храмовые ограждения. Развернувшись спиной к алтарю и указывая друг другу на что-то под куполом, гости стали оживленно обсуждать увиденное. Было понятно, что они заранее знали, где искать то, что так их взволновало. После этого группа быстро удалилась. Было очевидно, что их не интересовали сюжеты Св. Писания, столь блестяще выполненные современными мастерами. Что же тогда привлекло внимание наших гостей? Заинтересовавшись такой своеобразной и странной реакцией группы на внутреннее убранство храма, Димитрий стал искать предмет их восторга.

И вот в объективе камеры при сильном увеличении он увидел странное начертание на западной стороне плафона главного купола. Начертание, необычное для православного храма, - слово, написанное на иврите. Оно было как бы затушевано, так что разглядеть его обычным посетителям, а тем более верующим, практически невозможно. К тому же, чтобы его прочесть, необходимо повернуться спиной к алтарю, что православному человеку недопустимо (!).

Свод купола Храма Христа Спасителя.

Стрелка сверху указывает на расположение начертания. Что же оно обозначало? С этой загадкой оператор и обратился к нам. Начались поиски ответа.

Нам пришлось обратиться за разъяснениями к богословам, которые сами были озадачены столь неожиданным открытием. Непонятным было расположение слов на церковнославянском языке СВЯТЪ, СВЯТЪ, СВЯТЪ, которые относятся, судя по фото 2, не к изображенной, как и положено, на восточной стороне плафона новозаветной Троице - Господу Саваофу, Иисусу Христу и Святому Духу, а исключительно к этому загадочному чужеземному слову, в их поле находящемуся - к нему они обращены и развернуты. Специалисты перевели это слово как «Элохим», т. е. боги во множественном числе.

Начертание на иврите

Возникает вопрос. На Божественной литургии мы каждый день поем: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Нашей молитве не соответствует начертание на главном куполе - там мы читаем свят, свят, свят - кто? К тому же это прямое отрицание первозаповеди «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов (элохим) перед лицом Моим». Безусловно, проблема требует специального рассмотрения, вопрос о причинах расписывания центрального купола главного храма воинской доблести и памяти всех погибших за Отечество воинов словом на иврите (вряд ли даже самые просвещенные из них смогли бы его прочесть), тем более что читать его приходится, стоя спиной к престолу, освященному в честь Рождества Христова.

В православных храмах никогда ничего не писалось на иврите, так что для православного человека, эта надпись непонятна и чужда.

Ответ найдете здесь.

Вы можете выразить свое мнение об этой публикации по ссылке:

или ознакомиться с самыми эмоциональными и популярными новостями по ссылке:

Злачное дно Храма Христа Спасителя


Негодование верующих, вызванное «панк-молебном» группы «Pussy Riot» в Храме Христа Спасителя, заставило нас напомнить о других скандалах, связанных с главным храмом Москвы. Дело в том, что подобные «акции» — отнюдь не редкость в стенах ХХС и, как правило, они не встречают неодобрения со стороны церковного начальства.

В интересах читателей, прежде всего православных верующих, мы возьмем на себя труд прояснить ситуацию вокруг проведения закрытых vip-вечеринок в комплексе Храма Христа Спасителя.

Вспоминается очередной скандал, разгоревшийся вокруг vip-вечеринки с морем алкоголя, танцами и светской тусовкой в комплексе Храма Христа Спасителя (119019, Москва, ул. Волхонка, д. 15), которую организовало 15 ноября 2011 г. для президента компании Vertu, Перри Оустинга, агентство-бутик R.S.V.P. Завсегдатаи подобных мероприятий, приглашенные на модное party по случаю выхода новой модели Vertu constellation (любимого смартфона олигархов!), были в шоке от его месторасположения — перед входом в арт-центр Volkhonka Fine Art горели газовые горелки, которые кое-кому напомнили даже огни ада, – так диссонировали они с образом главного православного храма России.

Ведущими скандальной vip-вечеринки стали Владимир Познер и Иван Ургант, которые пародировали правящий тандем. «- Вы видите эту красную кнопку на телефоне, Владимир Владимирович? – вопрошал коллегу Иван Ургант. – Это сигнал опасности! Нажал — и тут же приходит консьерж-служба. Связь беспрепятственная вообще, известны случаи, когда человек замуровывал сам себя в бетон и разговаривал из бетона, как ни в чем не бывало! — Что вы говорите? – изумлялся Познер».

Между тем, в арт-центре журналистам подтвердили, что их помещение, где часто проходят выставки и презентации с участием vip-персон, действительно находится на территории комплекса Храма Христа Спасителя, но «располагается не под церковью, а под улицей Волхонкой». Причем организацией vip-вечеринок обычно занимается постоянный партнер Volkhonka Fine Art center — компания Art & Sound Expo. В самом же храме и вовсе открестились от скандального vip-объекта, утверждая, что галерея даже территории Храма не принадлежит, а находится в помещении бывшего бассейна «Москва». «Мы ничего не можем поделать с таким соседством, у нас же светское государство. Но они ведут себя тихо. Когда у нас идет служба – музыку не включают», — сказал «МК» представитель Храма Христа Спасителя.

Для справки: в 1991 г. был основан международный банк Храма Христа Спасителя (МБХСС) «для обслуживания строительных операций РПЦ». В указе Бориса Ельцина от 5 мая 1995 г. «О воссоздании храма Христа Спасителя в Москве» было отмечено, что «все работы финансируются без привлечения бюджетных ассигнований, за счет добровольных пожертвований, поступающих в Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя». В 1998 г. международный банк Храма Христа Спасителя (МБХСС) был вставлен на продажу, но единственным покупателем стал банк Bankhaus Erbe AG, которому РПЦ в 2006 г. уступила полный пакет акций. В 1999 г. во исполнение решения Премьера Правительства Москвы «О торговле и сервисном обслуживании посетителей Храма Христа Спасителя» № 55-РП от 20 января 1998 г., создана организация ООО "Венец-Ф" для реализации сувенирной продукции. В 2000 г. после великого освящения храма «Фонд финансовой поддержки воссоздания храма» был переименован в «Фонд Храма Христа Спасителя» (исполнительный директор — Василий Поддевалин). В 2002 г. храм, официально числящийся на балансе города Москвы, по решению № 2 Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя от 14 марта 2002 г. был практически целиком передан в оперативное управление НО «Фонд Храма Христа Спасителя». Как раз 14 марта 2002 г. было официально объявлено об окончании работ по воссозданию храма и названа сумма затрат в размере $170 млн. Позднее эта цифра возросла до $200 млн и потом до $ 650 млн.

Согласно распоряжению Правительства Москвы № 703-РП от 15 апреля 2004 г., объекты общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя были переданы в доверительное управление НО «Фонд храма Христа Спасителя». Ему было поручено «оформить договорные отношения с православной религиозной организацией "Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя — Подворье Патриарха Московского и всея Руси" о совместном использовании помещений общекультурного назначения комплекса Храма Христа Спасителя». Однако, и после этого столичный бюджет продолжал нести финансовую нагрузку за обеспечение жизнедеятельности Храма Христа Спасителя. В 2010 г. власти объявили конкурс на право заключения госконтракта на оказание услуг по страхованию имущественного комплекса собора на 6, 159 млрд. руб. В 2011 г. по договору, заключенному с «Фондом Храма Христа Спасителя», страховая компания «РЕСО-Гарантия» застраховала весь имущественный комплекс Храма (включая внешнюю и внутреннюю отделку зданий, инженерные коммуникации, телекоммуникации, вспомогательное и технологическое оборудование) общей площадью более 56 тыс. кв. м на сумму 6 млрд. 410 млн. руб.!


Фонд прямо подотчетен Патриарху Московскому и всея Руси как настоятелю Храма Христа Спасителя, а также Совету попечителей Храма Христа Спасителя. 14.03.2002 г. произошла смена Президента «Фонда Храма Христа Спасителя», и вместо архимандрита Петра (Полякова), поставленного Патриархией на 2 года, был назначен ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев (см. фото), ведению которого было поручено финансирование техобслуживания всего храмового комплекса (кондиционеры, лифты и обслуживающий персонал более 400 человек) вместе с прилегающей территорией. Причем отдельной строкой было прописано, что «сопутствующие помещения могут использоваться иногда, когда они свободны, для того, чтобы помогать содержанию Храма Христа Спасителя» …

В своём недавнем интервью о. Михаил Рязанцев признался, что «многих приводит в ужас надпись на древнееврейском языке под куполом, где помещается изображение Троицы. И многие говорят: «Что сюда ходить? Здесь вообще масоны, нет никакой благодати, все это новодел…». Там написано «Бог», так что ничего страшного нет» (см. фото).

Ключарь Храма Христа Спасителя отдаёт должное бывшему градоначальнику как инициатору воссоздания Храма Христа Спасителя, говоря о нём «наш мэр Юрий Михайлович Лужков, как бы к нему сейчас ни относились». Однако следующее его признание на официальном патриархийном сайте приводит просто в оторопь: «- Одна из особенностей Храма Христа Спасителя заключается в том, что, в отличие от других храмов, у нас присутствуют две организации: это Русская Православная Церковь и городские власти, которые осуществляют содержание Храма Христа Спасителя — его коммунальных служб, хозяйства, охраны. Эта городская структура, которой передана в управление эксплуатация Храма Христа Спасителя, называется «Фондом Храма Христа Спасителя». Фонд осуществляет эксплуатацию и аккумулирует средства для того, чтобы Храм Христа Спасителя мог функционировать и осуществлять свою миссию. Так, к ведению фонда относится Зал церковных соборов и подземная стоянка для машин, от коммерческой деятельности которых поступают средства на содержание храма… приходится слышать претензии от верующих людей, которые не знают об этих особенностях. Например, Фонд иногда сдает Зал Церковных Соборов в аренду для проведения мероприятий, далеких от церковных. Однако, поскольку соседство Зала Церковных Соборов с храмом обязывает, чтобы проводимые мероприятия выглядели не чисто светскими, приходится наблюдать и корректировать их проведение, чтобы это не шло в разрез с церковными канонами… Что касается набора сотрудников в эту государственную структуру, то, конечно, мы не имеем отношения к этому набору, и потому иногда бывает, что в число технических сотрудников храма зачисляют людей неверующих. Но все-таки руководство Фонда в лице исполнительного директора пытается довести до сознания людей, что они пришли не просто на какое-то предприятие трудиться».

Помилуйте, и это говорит Президент «Фонда Храма Христа Спасителя» ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев! Неужто и вправду Божьего Суда не боятся?! Причем то же самое повторяет за своим руководством начальник коммерческого управления «Фонда Храма Христа Спасителя» Сергей Девержиев: «Речь о комплексе Храма, а не о самом Храме, это две большие разницы. Мероприятия, которые проходят в залах для торжеств, – очень разноплановые, проводятся даже свадьбы. Но есть определенные этические ограничения. Мы не разрешаем, например, устраивать гулянки с шумными плясками, запрещаем танцевать эстрадным артистам без одежды. Не рекомендуем петь шансон» …

Именно «Фонд Храма Христа Спасителя» занимается сдачей в аренду служебных помещений под офисы различных фирм, о чем поведала в своем блоге одна из посетительниц: «когда мне сообщили, что меня ждут в офисе в ХХС, я восприняла это как шутку. Но меня попросили подойти ко главному входу Храма, перед которым была табличка, что Храм закрыт. Из главной двери ко мне вышли, окликнули и просили пройти. Мы прошли через пункт досмотра и двинулись в глубь Храма. Прошли чуть мимо алтаря, открыли магнитным ключем дверь к лифтам! Мамочки, лифты прямо за алтарем! На лифте поднялись в офисную часть Храма (звучит, конечно, жесть), в нужный офис …».


Имущественный комплекс Храма Христа Спасителя (см. план) включает непосредственно здание собора общей площадью 8 тысяч кв. м, стилобатную часть площадью 61 тысячу кв. м и прилегающую территорию с парковыми элементами. В стилобатной части размещены церковь Преображения Господня, Музей истории и воссоздания храма и картинная галерея, Зал церковных соборов, Зал совещаний Священного Синода, 5 залов Трапезных палат, технические и служебные помещения (VIP-гримерная (22 тыс. за вечер в ценах 2007 г.) и т.п.), а также гаражный охраняемый подземный комплекс вместимостью 305 машиномест (двухуровневый), оснащённый автомойкой и камерами видеонаблюдения.

В 2009 г. в самый разгар кризиса, когда были заморожены многие дорожные объекты в столице, власти Москвы выделили более 60 млн. руб. на устройство монолитной армированной плиты поверх сборных железобетонных плит, а также дренажа подпорной стенки вдоль ул. Волхонка. Эти внеплановые расходы из городского бюджета были связаны с … открытием 19 мая 2009 г. нового антикварного салона Volkhonka Fine Art center площадью в 2 тыс. кв. м (самый большой в Москве!) на месте прежней автостоянки в подземной части Храма Христа Спасителя. В ходе вернисажа с приветствием выступил Михаил Швыдкой и специально приглашенная принцесса Мария-Кристина Кентская. В интервью «НГ» она сообщила, что не только не видит никакой проблемы в том, что магазин расположился прямо под храмом, но и, наоборот, надеется, что «Бог будет хранить эту галерею. В Европе антикварные магазины часто располагаются вокруг соборов – люди идут молиться, а заодно заходят посмотреть картины».

Таким образом, «Фонд Храма Христа Спасителя», президентом которого является ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, совместно с Центром изящных искусств на Волхонке приступил к реализации предметов антиквариата. Volkhonka Fine Art center — это не галерея в привычном смысле слова, а всего лишь посредник между покупателями в Москве и западными галереями, откуда на временной основе привозятся сами предметы. Например, на продажу выставлен камин весом 3 т и высотой 3 м (см. фото) в ренессансном стиле с вытяжным колпаком, состоящий из 21 детали.


XVII век. Камень, мрамор.

Убранство Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне был построен по проекту Константина Тона и освящён в 1883 году. С приходом к власти большевиков началась антирелигиозная кампания и на месте храма планировалось возвести грандиозный архитектурный памятник новому строю - Дворец Советов. Храм был взорван в 1931 году, проект советского небоскрёба помешала реализовать война и на историческом фундаменте построили открытый плавательный бассейн «Москва».

00. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.08..jpg

До взрыва в храме реквизировали ценности и демонтировали всё, что могло пригодиться, например, большие мраморные мемориальные доски использовались для отделки новых административных зданий. От уничтожения были спасены несколько горельефов, украшавших фасад, - сейчас их можно увидеть в Донском монастыре. Шесть живописных полотен Василия Верещагина были намотаны на валы, переданы на хранение в Казанский собор в Ленинграде и позднее отреставрированы. Фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря», украшавшей алтарь, уцелели и находятся в музее храма Христа Спасителя. Сохранилось и алтарное мраморное кресло.

В 1988 году в атеистическом Советском Союзе торжественно отметили тысячелетие Крещения Руси. Политика государства в отношении религии смягчилась и группы православных стали обращаться с просьбами о возрождении храмов. Такая инициативная группа, ратовавшая за восстановление на прежнем месте храма Христа Спасителя, собрала тысячи подписей, был основан фонд сооружения храма и власти приняли решение закрыть бассейн и построить храм, внешне копирующий здание Константина Тона.

Возведение исторического храма продолжалось 44 года, но с современными строительными технологиями работа спорилась быстрее и заняла всего пять лет. 31 декабря 1999 года храм был открыт для посещения, а в рождественскую ночь отслужена первая торжественная литургия. В XIX веке оформление храмовых интерьеров заняло два десятка лет, над росписью трудились живописцы Императорской Академии художеств Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни.

Роспись внутри современного храма занимает площадь около 22 000 квадратных метров. Не берусь судить, насколько детально воссоздано историческое убранство, но основные живописные работы воспроизведены точно, достаточно сравнить их со старыми фотографиями. Воссоздание сюжетных и орнаментальных росписей храма осуществляла Российская Академия художеств. Возглавлял работу Зураб Церетели, координатором группы специалистов по художественному убранству был священник Леонид Калинин. Два десятка мастеров возглавляли бригады художников, это Владимир Ананьев, Николай Гаврилов, Василий Нестеренко, Сергей Присекин и другие.

05. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.00..jpg

07. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.02..jpg

Храм имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

09. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.28..jpg


На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа, Ветхого старца. По слову Всемогущего Творца возникает земной шар и крылатые херувимы, озаренные в полете пламенем первобытного огня. Голова Господа, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты. Он творит вселенную и в то же время благословляет созидаемое Им.

11. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.40..jpg


В поясе главного купола представлены образы ветхозаветной Церкви, имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира - или как предвозвестники Его пришествия, или как свидетели Его жизни и проповедники Его учения.

12. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.15..jpg

На сводах малых куполов изображены Святой Дух в виде голубя, в ярком сиянии, окруженный семью божественными Его дарами; Спаситель, сидящий на престоле в царском облачении с книгой и скипетром в руках; младенец Иисус Христос в окружении ангелов; Господь Вседержитель, держащий в руках скипетр и книгу судеб, запечатанную семью печатями.

13. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.43..jpg

14. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.51..jpg

Главный иконостас храма выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора. Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, вверху суживающимся, и состоящим из четырех ярусов, предназначенных для помещения икон. Внутри её находится престол. На нижнем ярусе направо от Царских врат изображён образ Господа Вседержителя, а налево - образ Пресвятой Богородицы. Второй ярус иконостаса состоит из Господних и Богородичных праздников, третий ярус представляет новозаветную Церковь и Четвёртый ярус состоит из поясных изображений Праотцев и Пророков ветхозаветной Церкви.

17. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.38..jpg

21. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.39..jpg

20. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.36..jpg

18. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.22..jpg

15. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.58..jpg

22. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.46..jpg

На парусах храма помещены священные изображения: Преображение Господне, а под ним - Евангелист Матфей; Вознесение Господне, а под ним - Евангелист Иоанн; Воскресение Христово, а под ним - Евангелист Марк; Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним - Евангелист Лука.

23. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.47..jpg

24. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.53..jpg

25. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.65..jpg

26. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.20..jpg

27. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.30..jpg

28. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.16..jpg


Среди главных святынь храма Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)

32. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.54..jpg

32. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.55..jpg

29. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.32..jpg

30. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.13..jpg

31. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.14..jpg

34. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.42..jpg

36. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.11..jpg

На стенах коридоров на мраморных досках в хронологическом порядке даны описания сражений войны 1812 года с местами и датами, названиями войсковых подразделений, именами убитых и раненых, полученными наградами. Здесь же воспроизведены Высочайшие манифесты о вступлении французской армии в пределы России, воззвание к народу русскому об ополчении, манифесты об изгнании Наполеона из пределов России, благодарности русскому народу и русскому дворянству, манифест о построении храма Христа Спасителя в Москве.

37. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.45..jpg

38. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.06..jpg

39. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.52..jpg

40. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.59..jpg

41. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.60..jpg

43. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.17..jpg

42. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.23..jpg

44. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.04..jpg

45. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.26..jpg

46. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.34..jpg

47. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.56..jpg

50. Храм Христа Спасителя. МЧС. 17.09.16.14..jpg

51. Храм Христа Спасителя. МЧС. 17.09.16.11..jpg

53. ХХС. Зал церковных соборов. 16.11.15.01. jpg

При воссоздании храма появились новые пространства, которых не было в проекте Тона. Это помещения стилобатной части, построенной на месте холма. В ней находятся Храм Преображения Господня, Музейная галерея, Зал Церковных Соборов, Зал Высшего Церковного Совета, Трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Зал Церковных Соборов предназначен для заседаний Поместных и Архиерейских Соборов, и, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, для проведения светских мероприятий. Зал открылся в 2000 году, он оснащён современной акустической аппаратурой и рассчитан на 1250 мест. Здесь проходят концерты церковных хоров, симфонической музыки, фольклорных коллективов, фестивали и конференции.

54. ХХС. Зал Церковных Соборов. 26.11.15.03..jpg

57. ХХС. Зал Церковных Соборов. 26.11.15.13..jpg

58. ХХС. Зал Церковных Соборов. 26.11.15.17..jpg

62. ХХС. Зал Церковных Соборов. 26.11.15.15..jpg

63. ХХС. Холл. 16.11.15.02..jpg

64. ХХС. Холл. 16.11.15.03..jpg

67. ХХС.Трапезная. Аванзал. 16.11.15.01..jpg

Трапезные палаты предназначены для проведения трапез участников Поместных и Архиерейских Соборов и праздничных приёмов. В обычные дни некоторые залы могут использоваться как благотворительные столовые для паломников и туристов, а также для проведения выставок и иных мероприятий. Пять залов трапезных палат (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал) рассчитаны на 1500 мест. Росписи залов выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных элементов и резных изображений святых. Автор проекта - академик Дмитрий Солопов (Руководитель мастерской № 2 Управления Моспроект-2).

68. ХХС.Трапезная. Аванзал. 16.11.15.02..jpg

69. ХХС.Трапезная. Аванзал. 16.11.15.03..jpg

70. ХХС.Трапезная. Аванзал. 16.11.15.04..jpg

71. ХХС.Трапезная. Белый зал. 16.11.15.02..jpg

72. ХХС.Трапезная. Белый зал. 16.11.15.08..jpg

73. ХХС.Трапезная. Красный зал. 16.11.15.01..jpg

74. ХХС. Псалмы. Ревякин. 16.11.15.02..jpg


На фото: музыкант Дмитрий Ревякин («Калинов Мост») во время дискуссии «Духовная лирика в поле зрения современной музыки и массовой культуры».

Читайте также: