Для удобства водителя на кресло

Обновлено: 17.04.2024

При выборе автомобиля водители обычно ориентируются на внешний вид, технические характеристики и комплектацию. А вот качество сидений, возможности их регулировок, удобство посадки стоят далеко не в первом приоритете. Как результат, владельцы личного транспорта жалуются на боль в спине и дискомфорт. Как этого избежать хорошо знают таксисты и дальнобойщики, - те люди, которые постоянно за рулем. Их советы – далее в нашей статье.




Пожалуй, стоит начать с того, что будущие водители учат еще в автошколе, но потом благополучно забывают. Самая главная настройка сиденья для водителя – это расстояние до руля. Если оно подобрано неверно, то руки постоянно напряжены, просто держась за рулевое колесо. Напряжение далее передается на спину и вызывает боль, особенно у тех, у кого и так есть проблемы.

Как же настроить сиденье и руль под себя? Во-первых, следует сесть поудобнее, чтобы спина полностью прилегала к спинке водительского кресла. Руль следует держать в положении «левая рука - на 9 часов, правая - на 3 часа».

Как убедиться, что расстояние до руля выставлено правильно? Не меняя позы нужно положить на руль выпрямленные руки. Если на верхнюю часть «баранки» легли запястья – то это именно то положение, которое и должно быть. Если приходится тянуться, либо, наоборот, сгибать руки, то нужно сдвинуть сиденье.

Угол наклона спинки

К полулежачей посадке большинству водителей нужно привыкать. | Фото: remcars.info.



Конструкция большинства автомобилей предусматривает, что водитель должен сидеть практически прямо. Именно такое положение обеспечивает максимальный контроль за ситуацией на дороге.

Но некоторые владельцы автомобилей предпочитают «полулежачую» посадку. Чтобы было комфортно и тело не затекало, нужно настроить сиденье и руль «под себя». Ключевой момент – подобрать высоту и угол наклона так, чтобы было хорошо видно дорогу, подголовник был на расстоянии 2-5 сантиметров от головы, и при этом спина, плечи и поясница плотно прилегали к спинке сиденью. Если поясница будет «висеть в воздухе», то долгая поездка станет настоящим мучением.

Регулировка высоты сиденья


Не все транспортные средства имеют регулировку высоты водительского кресла, но если она есть, можно достичь максимального удобства при посадке за рулем.

Высоту регулируют следующим образом. Во-первых, полностью «занижаем» сидушку. Далее медленно приподнимаем сиденье до тех пор, пока передняя часть подушки не станет полностью прилегать к бедрам.

Если сиденье слишком низкое, то ноги и нижняя часть спины опираются только на «пятую точку», что может вызывать боль..

А если сиденье установлено слишком высоко, то будет нарушаться кровоток в ногах из-за давления на бедра, и ноги затекают.

Поясничный упор


Для этого сооружаем поясничный упор с помощью обычного полотенца. Складываем его несколько раз или скручиваем, чтобы получился валик толщиной 1-5 сантиметра (зависит от индивидуальных особенностей водителя). Заняв место за рулем, водитель наклоняется и размещает полотенце у поясницы, сразу над бедрами. Если покажется, что все равно мало поддержки, или, наоборот, слишком давит, нужно изменить толщину полотенца.

Делаем поясничный упор водительского кресла своими руками.



Также водители могут сделать водительское кресло более комфортным, причем без ухудшения внешнего вида. Для этого нужно всего лишь подложить материал, например, вспененный полиэтилен, под обивку сиденья и зафиксировать его.

Регулировка подголовника

Правильная регулировка подголовника спасет здоровье в случае ДТП.



Подголовник на автомобильных креслах устанавливается вовсе не для комфорта, а для обеспечения безопасности. Это простое устройство предотвращает перелом шеи при ДТП, ограничивая перемещение головы. Именно поэтому правильная настройка подголовника очень важна.

Когда водитель занял свое место за рулем, расстояние от затылка до подголовника должно быть небольшое – всего 2-3 сантиметра. Самому это проверить непросто, поэтому пригодится помощь переднего пассажира. Высота подголовника выставляется так, чтобы его центр был напротив затылка водителя. А угол наклона ставится такой, чтобы подголовник был верхней частью «завален» вперед.

В первое время, если сделать все, как написано выше, подголовник может немного мешать водителю. Но уже через несколько поездок его положение станет естественным и комфортным.

10 накидок на сиденья автомобиля для комфортной езды с AliExpress

Накидки на сиденья автомобиля вещь весьма полезная и практичная, ведь они не только помогают защитить места от различного рода загрязнений, но и позволяют приобрести некоторые функции, которыми обладает не каждый автомобиль в штатной комплектации. Именно поэтому сегодня посмотрим на 10 накидок на сиденья автомобиля с AliExpress, которые должны понравиться всем автолюбителям. Поехали.


Накидка с обдувом и охлаждением


Накидка с ортопедической поддержкой спины


Недорогая «дышащая» накидка с ортопедической поддержкой спины позволит в значительной мере снять нагрузку с поясницы и позвоночника при длительных поездках. Накидка выполнена из сетчатой ткани натянутой между геометрическими рёбрами жёсткости. Фиксируется насадка жёсткими широкими резиновыми ремнями непосредственно за само сиденье.

Накидка из дышащей сетчатой ткани


Ещё одна отличная накидка из дышащей сетчатой ткани, которая отлично подойдёт для длительного времяпрепровождение в автомобиле летом. В верхней части сиденья накидка надевается на подголовник, что обеспечивает её плотное прилегание. Нижняя часть крепится за счёт резиновых стяжек. Отлично подойдут для кожаных сидений, а в жаркое время будут особенно актуальны. На выбор есть три цветовые вариации.

Накидки с меховым ворсом


Очень крутые насадки из искусственного меха, на которых будет не только приятно, но и комфортно сидеть как зимой так и летом. Как показывает практика, меховые накидки или чехлы в жаркое время куда более практичны нежели кожаные сиденья. На выбор есть целых шесть видов цветовых вариаций и быстрая доставка из России.

Накидки с мягкими подушками


Крутые мягкие плюшевые накидки на сиденья автомобиля, которые обеспечат очень комфортное нахождение в нём как водителю, так и пассажиру. Это один из немногих накидок, которые практически как чехлы обеспечивают защиту сиденья ещё и сбоку. Также стоит отметить мягкие велюровые вставки в районе коленного сгиба. На выбор 5 цветовых вариаций и ускоренная доставка из Китая.

Накидка из лёгкой льняной ткани


Накидка из дышащей льняной ткани с ромбовидной строчкой. Можно выбрать строчку из чёрной, коричневой и красной нитки, что выгодно выделит накидку в автомобиле. Сама накидка очень лёгкая и при желании её можно снять и сложить, чтобы она не занимала много места в машина. Также они очень легко поддаются стирке. Крепятся за счёт стандартных резиновых ремней с пластиковыми замками.

Накидка из натуральной меховой кожи


Очень крутые и мягкие накидка из натуральной меховой кожи овчины, которые буквально обволакивают кресло автомобиля. Накидка полностью закрывают даже подголовник сиденья. Сильно радует и невысокая цена. Крепление осуществляется на ремни с металлическими и пластиковыми застёжками. На выбор представлено 6 цветовых вариаций.

Накидки из вискозы


Очень лёгкие и практичные накидки на сиденья из вискозы, которые очень легко пропускают воздух при этом быстро сохнут и являются гипоаллергенными. Также вискоза приятна на ощупь, что положительно скажется на комфорте сидения на них. Также накидки хорошо отталкивают грязь легко драпируются и не требовательны в уходе. Есть три цвета на выбор.

Накидка из алькантары


Отличная качественная накидка из бархатистой алькантары с практичными вставками из искусственной кожи. По практике замша, которая применяется при производстве этих накидок весьма качественная, её легко мыть и пылесосить. Также можно отметить, что строчка походящая по искусственной кожи практически не расходится со временем, что сохраняет презентабельный вид накидок долгое время.

Накидка с подогревом


Напоследок достаточно распространённая и полезная накидка с подогревом для автомобилей, в которых отсутствует такая опция в штатной комплектации. Накидка легко крепится на сиденья и в нужный момент поможет согреть пятую точку. Есть два режима регулировки температуры нагрева, что минимально позволит подстроить уровень отдаваемого тепла под себя. Питание осуществляется от обычного прикуривателя на 12V. На выбор есть два цвета: серый и чёрный соответственно.

На этом всё. Надеюсь, эта подборка помогла выбрать вам полезную накидку под вашу ситуацию. Ниже в разделе об авторе можно найти ещё больше интересных подборок. Также не забывайте подписываться на Telegram канал TechnoReview, там интересные инструменты, новинки от Xiaomi и крутые товары с AliExpress выходят быстрее всего. Если подборка понравилась, поделитесь с друзьями, пусть они тоже знают про возможность шуруповёрта, которые расширяются с помощью насадок. Всем удачи и хорошего настроения. Пока.

Об авторе

✅ Подписывайтесь на мой Telegram канал, где публикуются новинки от Xiaomi, интересные инструменты и скидки на них. А для тех кому не удобна «телега» есть сообщество TechnoReview в ВК. Подписывайтесь на них, чтобы ничего не пропустить.

✅ Подписывайтесь — на мой канал на YouTube
Там много интересной и полезной информации.

За рулем с комфортом или 10 товаров с Алиэкспресс для удобства водителя и пассажиров

Проводя время за рулём, логично делать это с максимальным комфортом и удобством. Разумеется, на Aliexpress можно купить все необходимое для этого. Предлагаю посмотреть на 10 популярных автотоваров, которые упростят жизнь автолюбителя или пассажира.

Подушка и накладка на кресло для поддержки спины


После какого-то времени в кресле, не важно автомобильном или офисном, спина будет уставать даже у тех, кто может похвастаться идеальной осанкой. И оба товары по ссылкам выше как раз помогут с этим справится, дав позвоночнику нужный для правильного положения упор

Несмотря на кажущуюся легковесность, вентилируемая накладка уверенно выдержит и полутяжа (см комментарии) + позволит спине дышать и не потеть. Подушка с эффектом памяти будет делать, по сути, то же самое и тут выбирать надо, исходя из своих предпочтений.

Накладки-органайзеры на спинку кресла


Купить накладку на спинку автокресла гораздо проще и дешевле чем отдавать деньги за химчистку, согласитесь? Да и в случае долгой поездки поместить в нее можно изрядно и не надо будет рыскать по сумкам и рюкзакам.

Аналогично крепится и органайзер в багажник. В нем акцент сместился с защиты от грязи на вместительноть. И она на самом деле изрядная. В случае нужды там можно аккуратно разлозить множество вещей и освободить основной объём багажника под другие вещи. Заказов просто море и отзывы сугубо положительные

Закрываем щели между сиденьем и консолью


Если вас раздражает щель между сиденьем и подлокотником, консолью, то есть решение и для этого. На выбор в виде простого, визуально продолжающего сиденье заполнителя или в виде функционального органайзера.

Лично я склоняюсь ко вторую варианту, туда весьма удобно складывать всякую неизбежную мелочь типа ключей, флешек, гарнитур и подобноо прочего

Обогрев салона


Подогрев сиденья — несомненно чертовски удобная опция. Если в вашем авто ее штатно нет, то не составляет никакого труда и затрат спасти свое седалище от мороза. По ссылке выше можно купить самый популярный чехол на автомобильное сиденье. С учетом того что, по хорошему, чехол надо покупать и для сиденья, в котором уже встроен подогрев, чисто чтобы не испачкать кресло, то этот вариант я считаю весьма оправданным.

А вот обогреваемая накладка на руль уже не выглядит такой практичной. Тут и не обходимость вставлять-вытаскивать провод (вы же не будете рулить с торчащим проводом?) и сама колхозность такой конструкции. Тем не менее, кому-то может пригодится и такой обогрев руля, так что, все же, ссылку оставлю.

Последним же в подборке идет дизель-обогревател. Ввиду специфики, устройство будет полезно в массе ситуаций, не только для автомобилистов. Можно прогреть не только кунг, но и гараж или другое помещение — главное не забыть вывести выхлоп -)

Работает устройство просто — заливаем солярку и включаем. Все дальше оно гонит горячий воздух по принципу обычной термопушки. Можно использовать как обогреватель для того же гаража.


Надеюсь подборка развлекла и вы нашли там для себя что-то полезное. Или хотя бы пригодились промокоды. Если нет, то в в разделе «об авторе» ниже вы можете найти другие полезные подборки.

Бережем здоровье и семейный бюджет. Пневматическая поясничная опора для автомобильного кресла


Комфортная поездка во многом зависит от того на сколько удобно автовладельцу сидеть за рулем автомобиля. Правильная посадка не только помогает сохранить осанку, но и может обеспечить безопасность во время движения, т.к. тело не устает, и реакция уменьшается на нештатные ситуации на дороге. К тому же, грамотная посадка обеспечивает организм хорошее кровообращение, что положительно сказывается на всем состоянии тела.


Мы с вами понимаем серьезность удобных сидений в автомобиле, поэтому, покупая транспортное средство мы обращаем внимание на их комфорт. Производители знают это и всячески стараются угодить нам, но даже выбрав хороший автомобиль с удобными штатными сиденьями, которые во время тест-драйва показали себя только с хорошей стороны, мы с вами все равно сталкиваемся с неприятными ощущениями в пояснице. Почему? Это связано с тем, что тест-драйв в течение 15 минут не может полноценно показать всю картину удобства. Хоть нам и кажется, что мы сели правильно и нам комфортно, но находиться в одном положении наше тело не может, даже, если 15 минут назад мы выбрали Очень удобное положение.

Не все производители оснащают автомобили необходимой функцией для регулировки сиденья в области поясницы. Поэтому на рынке стало появляться много различных приспособлений, которые могут ослабить нагрузку спины автовладельца: подушки, сетчатые подкладки и другие ортопедические товары, но так ли они эффективны? Подушка или сетчатая подкладка не может регулироваться, они просто заполняют свободное пространство между сиденьем и спиной, распределяя вес. Фактически кресло становится больше, но проблема не решается.


Минусы:
— нет регулирования под особенности спины автовладельца
— выглядит по колхозному
— быстро теряет свои изначальные функции из-за прямого давления спины на материалы
Плюсы:
— цена

Есть и другое альтернативное решение, это установка пневматической поясничной опоры. Такими приспособлениями дооснащают свои автомобили компания BMW и некоторые корейские производители. Отдельно приобрести их решение не получится, продается только вместе с автомобильным креслом, а это выходит в копеечку. Но для нас нет ничего невозможного.


На сегодняшний день мы сотрудничаем с крупным производителем данного оборудования. Для нас, изготавливают отдельные комплекты пневматической поясничной опоры, которые можно установить с помощью нас почти в любой премиальный автомобиль.

В чем преимущество Пневматической поясничной опоры?
— подходит под любые особенности спины;
— сверхточная регулировка опоры, благодаря электронному управлению;
— равномерное распределение опоры;
— удобное управление;
— быстрый надув пневматических подушек;

Пневматическая поясничная опора состоит из:
1. Кнопка с 4-мя режимами для максимально точной регулировки надува под особенности спины автовладельца. Кнопка устанавливается в каркас автомобильного кресла. На рисунке ниже мы показали место для установки.


2. Трубки. Через них воздух попадает в пневматические подушки. Трубки достаточно гибкие, поэтому установить оборудование можно в любое автомобильное кресло.

3. Компрессор. Компактный механизм упакован в вибро-гасящий мешок, что позволяет достичь хорошей звукоизоляции.


4. Клапанный блок. Внутри него находится блок управления, адаптированный под российские климатические условия.

5. Пневматические подушки (2шт). Они соединены между собой трубками, клапанным блоком и компрессором. Подушки размещены одна над другой с небольшим перекрытием. С помощью кнопок управления можно надуть 1 из 2 подушек или 2 сразу.


Увеличиваясь в размере, подушка надавливает на поролоновый наполнитель в спинке кресла, выдавливая его вперед. Таким образом, подушка не напрямую давит в спину, а через поролоновый наполнитель, который принимает форму подушки. За счет этого опора получается наиболее равномерной.
Чтобы пневмо-подушки не сдувались от давления, их изготавливают из прочных материалов.


Устанавливается пневматическая поясничная опора в течение 1.5 часов. После дооснащения автомобильного кресла этим оборудованием только Вы будете знать, что производились работы. Мы выполняем работы на профессиональном уровне, словно эта функция была в комплектации вашего автомобиля с самого начала.

Плюсы:
— скрытая установка;
— подходит под любой тип спины;
— бесшумная;
— несколько режимов для точной регулировки надува;
— управление 1 нажатием пальца;
Минусы:
— высокая цена в сравнении с традиционными подкладками;

Продукт разработан совместно с Клиникой Спортивной Медицины

Стоимость установки под ключ: 28т.р. на одно автомобильное сиденье.
Открыта возможность оплаты в несколько платежей.

Рекомендуем посмотреть короткое видео.

Если вас интересует больше информации — звоните, пишите в личку или в комментариях под этим постом. Мы на связи и реагируем быстро.

Мы примем Вас в 4 городах России:
Москва
Санкт-Петербург
Пермь
Екатеринбург

Детально разбираемся в автомобильных сиденьях

 Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.

Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.

Сиденья ― наверное, самая недооценённая часть автомобиля. Мы любим удобно расположиться, но плохо представляем, как они устроены. Знали бы хорошо, вряд ли использовали такие примитивные жаргонизмы, как «мебель» или «стулья». Под непрозрачной обивкой подчас скрыта сложнейшая конструкция, инженерный и технологический шедевр. Поскольку это весьма дорогой и тяжёлый элемент автомобиля, в конструировании и производстве ему уделяется гораздо больше внимания, чем в рекламе или отчёте о журналистском тест-драйве.


На примере сидений Volvo XC90 видно, как нечто, воспринимаемое цельным объектом, оказывается непростой в изготовлении конструкцией со множеством деталей.

Посадочные места, занимающие значительную часть интерьера, крайне важны для дизайнеров. А для водителя кресло ― основной канал физической связи с автомобилем: с ним соприкасается треть поверхности тела. Европейские исследования показывают, что за свою жизнь среднестатистический автолюбитель проводит в машине около 22 тысяч часов. И хотя сегодня совсем уж плохие сиденья встречаются нечасто, около 75% водителей в той или иной степени жалуются на проблемы со спиной. Плюс боли в шее, затруднения кровообращения, преждевременная усталость… Вызванная ей потеря концентрации ― причина трети серьёзных ДТП в Европе. А вы говорите «стулья».

 Типичную для начала ХХ века конструкцию сиденья на металлических пружинах демонстрирует американский седан Essex 1927 года.

Типичную для начала ХХ века конструкцию сиденья на металлических пружинах демонстрирует американский седан Essex 1927 года.

Хотя начиналось всё именно с мебельных технологий. Самобеглые повозки до начала ХХ века оснащались пружинными сиденьями а-ля бабушкин диван: набор витых металлических пружин обтягивался кожей с небольшим мягким подбоем. С 1900-х годов совершенствовали именно эту прослойку, применяя натуральные волокна от шерсти животных до кокосовых нитей, в том числе прорезиненных. В 1930-х появилась пена, сначала латексная. Она удешевила сиденья по сравнению с пружинными. С 1960-ми в автопром пришёл ещё более доступный вспененный полиуретан с различными производными.

 Во-первых, это красиво… Примерно до 70-х годов сиденья воспринимались в первую очередь как художественный объект и проектировались по наитию.

Во-первых, это красиво… Примерно до 70-х годов сиденья воспринимались в первую очередь как художественный объект и проектировались по наитию.

Ещё 30 лет назад считалось, что лучшие автомобильные сиденья сочетают пружинный каркас и формованную оболочку из пены, однако экономические соображения свели на нет «диванные» конструкции к началу 1990-х. Пружины в креслах остались и сейчас, но упростились до S-образной проволоки, в качестве ненавязчивой опоры для пены.

 В спортивных креслах Понтиака GTO конца 1960-х упрощённые, но всё ещё развитые пружины поддерживают пенную подбивку, играющую важную роль для образования формы.

В спортивных креслах Понтиака GTO конца 1960-х упрощённые, но всё ещё развитые пружины поддерживают пенную подбивку, играющую важную роль для образования формы.

Основой в любом случае служит каркас из металла или композитов. Его прочность в последние десятилетия многократно выросла ― прежде всего из-за ужесточения требований пассивной безопасности. К сиденьям теперь крепятся как минимум замки ремней, а то и надувные подушки, да и сами кресла положено испытывать на прочность по самым разным параметрам. Эти нормы, как и развитие научного подхода к проектированию штатных сидений почти убили рынок тюнинговых. Даже начинавшая с них известнейшая компания Recaro уже около десяти лет не производит гражданские автокресла сама, лишь «торгуя именем» на сторону.

 В кресла Volvo XC90 встроены деформируемые элементы, позволяющие на треть снизить нагрузку на позвоночник при вертикальном ударе ― например, если автомобиль упал с высоты.

В кресла Volvo XC90 встроены деформируемые элементы, позволяющие на треть снизить нагрузку на позвоночник при вертикальном ударе ― например, если автомобиль упал с высоты.

Профессионально оценивать сиденья принято дважды. Первичное восприятие ― статическое, в течение буквально первых 10–15 секунд после того, как ты оказался в кресле, будто покупатель в автосалоне. Не мешает ли оно процессу посадки? Насколько жёсткое? Не теснит ли? Хорошо ли держит? А главное ― как распределены реактивные силы от давления человеческого тела на обивку. Говоря по-простому, каков тот самый часто упоминаемый нами в тестах исходный рельеф или «профиль» сиденья.

 Volvo 144, конец 1960-х. Подголовники и трёхточечные ремни вынудили рассматривать кресла ещё и как важный элемент безопасности, изменив конструкторские подходы.

Volvo 144, конец 1960-х. Подголовники и трёхточечные ремни вынудили рассматривать кресла ещё и как важный элемент безопасности, изменив конструкторские подходы.

Затем в ходе поездки длиной не менее часа-двух составляется представление о динамическом комфорте. Ко всем перечисленным факторам ― а их восприятие в движении может измениться ― добавляется то, как сиденье гасит широкий спектр колебаний. Ведь за плавность хода в автомобиле отвечает не только подвеска, а триумвират шин, шасси и кресел.

С научной точки зрения это означает, что каркас, упругие элементы, пена вместе и по отдельности должны избегать резонансов в самой неприятной области частот от четырёх до восьми герц. Резонансы на частотах от 0,1 до 0,6 Гц вызывают укачивание ― помните убаюкивающий задний диван дедушкиной Волги? Отказ от каркасов на витых пружинах существенно облегчил жизнь людям со слабым вестибулярным аппаратом. Частоты собственных колебаний современных сидений много выше. Нельзя их делать и слишком жёсткими, чтобы не передавали вибрации.


У современных кресел мощные каркасы, минимум пружин и максимум пены. Слева ― сиденья «пятого» Гольфа, а справа ― адаптивные от Мерседеса SL 2012 года с подбивкой верхнего слоя из прорезиненного волокна, приспосабливающегося к форме тела, и подачей тёплого воздуха к шее.

Как сделать идеальное сиденье? Научные исследования этой темы начались только в 1940-х, и прошло два-три десятилетия, прежде чем результаты заметно сказались на серийной продукции, причём не повсеместно. Зато сейчас недостатка в данных нет, и по наитию или методом тыка никто вроде бы не работает. Многочисленные исследования даже порой противоречат друг другу. В том числе в самом важном — как должна распределяться нагрузка от тела по сиденью.

 Седан Volvo Amazon 1964 года впервые предложил регулируемый поясничный подпор. Именно в области поясницы передаётся максимальная нагрузка от спины на спинку, поэтому важно иметь возможность подстроить его под индивидуальные особенности седока.

Седан Volvo Amazon 1964 года впервые предложил регулируемый поясничный подпор. Именно в области поясницы передаётся максимальная нагрузка от спины на спинку, поэтому важно иметь возможность подстроить его под индивидуальные особенности седока.

Меньшинство учёных считают, что достаточно сделать кресло равномерно мягким, как, например, в старых французских машинах. Большинство — что жёсткость должна варьироваться, поскольку разные части тела неодинаково переносят нагрузку. Можно снизить давление на уязвимые ткани, сделав сиденье плотнее в местах контакта с наиболее выносливыми частями тела. Это ягодицы под так называемыми седалищными буграми и область поясницы на спине.

 Форма и жёсткость сиденья выводится в виде эпюры — карты нагрузок. Чем краснее зона, тем сильнее удельное давление. Чрезмерное сдавливание тканей воздействует на нервы, вызывая дискомфорт или боль, а также затрудняет кровоток в крупных сосудах.

Форма и жёсткость сиденья выводится в виде эпюры — карты нагрузок. Чем краснее зона, тем сильнее удельное давление. Чрезмерное сдавливание тканей воздействует на нервы, вызывая дискомфорт или боль, а также затрудняет кровоток в крупных сосудах.

Угол между подушкой и спинкой подбирается так, чтобы человек не «сползал» по подушке, потому что тогда к напряжению от сдавливания в нижней части тела добавится и сдвиг тканей. При этом седоки должны иметь возможность в дальней дороге сменить позу без существенного изменения карты давлений. В самой удобной для человека позе каждый из суставов находится примерно в середине его диапазона поворота. Все расчёты ведутся относительно центра тазобедренного сустава, так называемой точки Н (от hip-point, но некоторые инженеры используют индекс R).


Про задние диваны поговорим в другой раз, но к ним применимы те же закономерности, что и в случае с передними креслами. Серьёзный компоновочный вызов ― недостаток места для толстых комфортных подушек и их пружин. На фото ― срез второго ряда кроссовера Skoda Kodiaq.

 Каркас задних спинок приходится существенно усиливать, поскольку во многих случаях к ним крепится верхняя точка ремня безопасности среднего пассажира.

Каркас задних спинок приходится существенно усиливать, поскольку во многих случаях к ним крепится верхняя точка ремня безопасности среднего пассажира.

Учитывается, что под массой тела обивка деформируется в среднем на 4-5 см. У очень мягких кресел ― примерно на восемь. Комфорт посадки зависит от её высоты, то есть положения точки Н над полом кузова. Проблема в том, что все люди разные. Достаточно вспомнить долю страдающих ожирением жителей США или статистически низкий средний рост китайцев.

От рынка к рынку отличается традиционный диапазон между так называемым пятым женским перцентилем (дама ростом около 153 см) и 95-м мужским (187 см). И даже в этих рамках получается удовлетворить лишь 90% клиентов. Приходится выбирать, для кого в основном создаётся автомобиль, потому что полностью компенсировать разницу телосложений не поможет и миллион регулировок. А ведь сиденье должно не только принять, удобно разместить, но и зафиксировать тело.

 В «адаптивном» сиденье седана Cadillac Seville STS (1998–2001) при запуске двигателя надувалось десять подушек. Раз в четыре минуты наполненность каждой проверял компьютер. Подобная система стояла и в заднем диване лимузина президента США.

В «адаптивном» сиденье седана Cadillac Seville STS (1998–2001) при запуске двигателя надувалось десять подушек. Раз в четыре минуты наполненность каждой проверял компьютер. Подобная система стояла и в заднем диване лимузина президента США.

А ещё есть данные, что люди растут: за каждые десять лет американцы и европейцы становятся на сантиметр выше. Неудивительно, что диапазоны продольной регулировки передних кресел, некогда очерченные стандартами DIN как минимум 160 мм, сегодня порой достигают почти 300. Вилка перемещения по высоте обычно составляет 60–70 мм.


Последняя доступная в продаже серийная легковушка со сплошным передним диваном ― Chevrolet Impala 2012 года. Это была опция.

Отдельная история ― микроклимат. Поскольку треть нашего тела соприкасается с сиденьем, его роль в обеспечении теплового комфорта огромна. Оптимальной считается температура поверхности 23 ºС в любое время дня и года. Неудивительно, что подогрев сидений появился ещё в 1966 году в качестве опции автомобилей Cadillac. Но теплообмен ― процесс двусторонний. Обивка должна поглощать примерно 75 Вт/м² тепловой энергии человеческого тела. Проще говоря, пропускать воздух и пот.

Не считая дополнительных чехлов с авторынка, худший вариант в этом плане ― обивка из искусственной кожи. Натуральная немного, но «дышит» ― хотя и её желательно снабдить глубокой текстурой, чтобы обеспечить микродренаж. При этом в любом случае формообразующая пена должна быть толстой, ведь при сжатии более чем на 80% она становится практически непроницаемой.

 Кресло легковушки Ford 2007 года интересно как пример типичного недорогого решения. Обивка натянута сразу на пену, без промежуточных слоёв. Зато она экологически чистая соевая, а не полученный из нефтяного сырья пенополиуретан.

Кресло легковушки Ford 2007 года интересно как пример типичного недорогого решения. Обивка натянута сразу на пену, без промежуточных слоёв. Зато она экологически чистая соевая, а не полученный из нефтяного сырья пенополиуретан.

Однако ткань, даже самая дешёвая, — лучше. Кожаная обивка может с ней сравниться по эффективности теплоотвода только в случае применения дорогой перфорации и ещё более дорогой вентиляции. Как правило, вентиляторы работают на «вытяжку». Так повелось ещё с 1997 года, когда подобная система дебютировала на автомобиле Saab 9-5. Вероятнее всего, в кресла скоро начнут встраивать более экономичные небольшие тепловые насосы, использующие принцип кондиционера ― отбор или выдачу тепла при изменении агрегатного состояния хладагента.


Сиденья зачастую представляются маркетингом как нечто новое и уникальное. Но Nissan Gravity Seats в кроссовере Murano (слева) или «поддерживающие таз» кресла Мазды 3 конструктивно не оригинальны. Просто усовершенствована карта давлений.

Среди современных тенденций ― максимальная индивидуализация под конкретного человека с применением персональных ложементов, как это издавна делается в автоспорте и индустрии спорткаров. Если Ferrari довольно давно продаёт три размера кресел для дорожных машин, то Porsche уже предлагает индивидуальную формовку «ковшей» трёх степеней жёсткости для трековых версий моделей 911 и 718.

 Porsche обещает индивидуально формованные «ковши» для дорожного применения с мая 2021 года. Концептуальное сиденье Lexus Kinetic Seat обозначает важный тренд в сторону облегчения конструкции, ведь только пены в стандартном кресле не менее восьми килограмм.

Porsche обещает индивидуально формованные «ковши» для дорожного применения с мая 2021 года. Концептуальное сиденье Lexus Kinetic Seat обозначает важный тренд в сторону облегчения конструкции, ведь только пены в стандартном кресле не менее восьми килограмм.

В массовых машинах стараются увеличить число регулировок. Рекордсмен ― марка Lincoln, с 2017 года предлагающая кресла с 15 настраиваемыми параметрами, включая индивидуальные изменения длины и наклона подушек каждого бедра. На американский манер, подразумевая, что все размеры можно менять в двух направлениях, их называют сиденьями с 30 регулировками.


Опциональные кресла Perfect Position седана Lincoln Continental позволяют индивидуально регулировать вылет и высоту правой и левой передних частей подушки в зоне опоры бёдер. По статистике, мужчины, молодёжь и стройные люди при прочих равных менее придирчивы к креслам.

Массажем уже вообще никого не удивить, он предлагается даже для пикапов Ford F-150. Несложные датчики, встроенные в сиденья, скоро позволят контролировать пульс водителя и предупреждать о потере бдительности. Наверняка в серию пойдут и развитые сенсоры нагрузки на сиденья, отслеживающие «карту» давления седока на обивку. Это полезно не только для оптимизации регулировок самого кресла, но и для настроек систем активной безопасности. И даже для противоугонных систем! Поэтому мы запросто можем вскоре прочитать на щитке приборов что-нибудь типа «ваши седалищные бугорки распознаны, хорошей поездки».

Никита Гудков, 29 мая 2020 в 13:25. Фото и иллюстрации Драйва, фирм-производителей и из открытых источников

Читайте также: