Диван в индии это

Обновлено: 17.05.2024

(персид., Divan, Diwan) — первоначально обозначал на Востоке список, реестр, в особенности расписание податей, вообще сверток счетов по государств. делам, а также и место хранения этих счетов — архив. Название это было перенесено и на собрание стихотворений, принадлежащих одному автору. Своим "Westöstlicher Divan" Гете ввел это слово в европ. литературу. Кроме того, название Д. носил (со времен Моавии) государственный совет, вообще центр управления страны. Такой Д. был и в Алжире. В Турции Д. — то же что Высокая Порта, тайный совет султана, состоящий, под председательством великого визиря, из Шейх-уль-Ислама, министров и председателя государ. совета. Д. стали называть и другие собрания сановников или чиновников по административным или судебным делам. В то же время название Д. носят и помещения, в которых происходят собрания; так, Д. — также зал собрания Высокой Порты и т. д. Затем Д. стали называться приемные залы в дворцах и квартирах богачей на Востоке, а в частности находящиеся вдоль стен в этих залах низкие софы (оттоманки), покрытые коврами и снабженные многими вышитыми подушками. Этот род мебели перешел и к нам. На Кавказе Д. в смысле мебели называется тахтой.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Диван" в других словарях:

диван — а, м. divan m.<перс. возвышение, покрытое ковром. 1. Род мягкой мебели для сидения и лежания. Сл. 18. Когда хозяйка одета Гречанкою, тогда и мёбели Греческия, когда она в Турецкой шубе, тогда мягкие диваны покоят ея прелести. ММ 1803 1 176.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИВАН — (перс, diwan, араб. daiwan). В Персии и Турции: 1) поземельная книга, реестр, список. 2) собрание поэтических произведений. 3) одна из комнат в жилище турок, по стенам которой находятся мягкие софы. 4) собрание министров в Турции под… … Словарь иностранных слов русского языка

диван — См … Словарь синонимов

Диван — (соб. «счетная книга, канцелярия») в языках Ближнего Востока собрание лирических стихотворений одного поэта или группы их, объединяемой по какому нибудь признаку (напр. «Диван племени Хузайль»). Стихотворения располагаются в алфавитном порядке их … Литературная энциклопедия

ДИВАН — 1. ДИВАН1, дивана, муж. (см. диван2). Род мягкой мебели для сидения и лежания, с длинной спинкой и ручками. 2. ДИВАН2, дивана, муж. (перс. divan, первонач. записи доходов). 1. В старой Турции совет высших сановников при султане. 2. В восточных… … Толковый словарь Ушакова

диван — 1. ДИВАН, а; м. [от перс. divan возвышенный пол, покрытый ковром] Вид (обычно мягкой) мебели с длинной спинкой и ручками (или подушками и валиками), предназначенный для сидения и лежания. Спать на диване. Сесть на д. Разложить д. ◁ Диванчик, а; м … Энциклопедический словарь

диван — ДИВАН, канапе, оттоманка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ДИВАН — ДИВАН. Как правило, диван имеет спинку и подлокотники. Сиденье может быть жёстким, полужёстким, полумягким и мягким. Три первых вида диванов используются только для сидения, их длина 1200 1800 мм, длина мягких не менее 1850 мм. Для удобства… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Юридический словарь

ДИВАН — (персидское), в классических литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихов одного поэта, расположенных в традиционном порядке жанров, а в пределах жанра в порядке алфавита рифм (по последним буквам рифмующихся слов) … Современная энциклопедия

Диван (ведомство)

Диван (перс. دیوان ‎ ) — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств, а также титул руководителя данного органа.

Содержание

Этимология

Современный перс. «دیوان» ‎ [diwān] через пехл. «dpywʾn» [diβi-vān] или «dywʾn» [di-vān] восходит к др.-перс. «dipi-vān-» — 'относящийся к документам' от корня «dipi-» — 'надпись, документ', который через эламский язык восходит к аккад. «ṭuppu» , которое, в свою очередь, заимствовано от шум. «dub» — 'глиняная табличка с надписью' [1] . От данного корня также происходит др.-перс. «dipī-var» — 'писец', ставшее в пехл. dibīr и в перс. «دبیر» ‎ [debīr].

История

Слово впервые встречается в текстах IX века, описывающих халифат времён халифа Омара (634—644), и означает списки распределения государственных доходов, а также место хранения данных списков. При создании административной системы халиф ориентировался на образец державы Сасанидов, а потому и дал совету персидское название. Позднее термин распространился на различные органы государственной власти.

Примеры

  • Диван Высокой Порты в Османской империи состоял из Великого визиря, иных визирей и аги янычар, заменяя отсутствующего султана.
  • В Дунайских княжествах диваном называли сословные собрания.
  • В языках Индонезии слово Dewan употребляется до сих пор в качестве обозначения советов различного уровня.

Министерства

В султанате Марокко некоторые министерства называются диванами:

  • Diwan al-Alaf: военное министерство.
  • Diwan al-Bar: морское министерство (МИД).
  • Diwan al-Shikayat (или - Chikayat): министерство прошений.

Церемонии

Dīwān-e-Ām

(перс. ديوان عام ‎) Публичная церемония вершения суда и приема петиций подданных мусульманским правителем.

Dīwān-e-Khās

((перс. ديوان خاص ‎) Частная церемония приема особо уважаемых посетителей мусульманским правителем.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Диван (ведомство)" в других словарях:

Диван (значения) — В Викисловаре есть статья «диван» Мебель Диван комфортабельное мебельное изделие для сидения нескольких человек Диван кровать мебельное изделие для сидения, трансформируемое в кровать. Диван тахта мебельное изделие для сидения,… … Википедия

ДИВАН — (перс. канцелярия присутственное место), в мусульманских странах в средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых других совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего и Ср. Востока… … Большой Энциклопедический словарь

Диван (канцелярия) — Диван (перс. ‒ канцелярия, присутственное место), 1) в Халифате, начиная со времени правления Омара (634‒644), список распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место хранения… … Большая советская энциклопедия

ДИВАН (присутственное место) — ДИВАН (перс. канцелярия, присутственное место), в мусульманских странах в средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи (см. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ) и некоторых других совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего … Энциклопедический словарь

Диван — (от перс, divan, diwan гос ная канцелярия, присутственное место) 1) при первых халифах (634 644 гг.) гос ный реестр, список для распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место… … Энциклопедия права

ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) 1) в Средние Века в мусульманских странах налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых других странах совет при государе; 2) в некоторых современных государствах Ближнего и Среднего… … Юридическая энциклопедия

диван — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Большой юридический словарь

Диван — I Диван (перс. канцелярия, присутственное место) 1) в Халифате, начиная со времени правления Омара (634 644), список распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место… … Большая советская энциклопедия

ДИВАНИ

(перс. - государственный, имеющий отношение к гос-ву) - термин для обозначения гос. земель в Иране и странах Закавказья в средневековье ("арази-йе дивани", или "амлак-е дивани"). В раннем средневековье в халифате категория земель Д. была преобладающей; к землям Д. относились и общинные земли, крестьяне считались лишь держателями земли и были обложены поземельной податью - харадж. На землях Д. гос-во было непосредственным эксплуататором крестьян через свой финанс. аппарат. Нередко сбор налогов с гос. земель отдавался на откуп.

Лит.: Али-заде А. A., Соц.-экономич. и политич. история Азербайджана XIII-XIV вв., Баку, 1956; Петрушевский И. П., Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV вв., М.-Л., 1960; Løkkegaard F., Islamic taxation in the classic period, Copenhagen, 1950.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое "ДИВАНИ" в других словарях:

Дивани — Пример письма дивани. Дивани каллиграфический стиль арабского письма, выработанный турками османами в 16 веке для использования в своей империи, объединявшей большое число народов (в том числе и тех, для которых арабский язык не был родным) … Википедия

Агра — город в Северной Индии в штате Уттар Прадеш, на реке Джамна, главном притоке Ганга. 543,4 тыс. жителей (1967). Транспортный узел. Центр кустарной промышленности. Производство кожевенно обувных изделий, хлопчатобумажных тканей,… … Большая советская энциклопедия

Дели (столица Индии) — Дели, столица Индии и административный центр союзной территории Дели. Расположена в северной части страны, на высоком правом берегу р. Джамна, притоке Ганга, у подножия холмистой гряды Аравали (на высоте 216 м). Климат муссонный. Весна и лето… … Большая советская энциклопедия

Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

Дели — I Дели союзная территория Дели, административно политическая единица на С. З. Индии, управляемая центральным правительством. Расположена в средней части бассейна р. Джамна. Площадь 1,5 тыс. км2. Население быстро увеличивается, главным… … Большая советская энциклопедия

АГРА — В А. созданы ярчайшие образцы могольской архитектуры Индии: крепость Агра форт (красный песчаник, 1564 74) с дворцом Джахангири Махал (красный песчаник, 1570), Жемчужной мечетью (белый мрамор, 1646 53), залами Дивани Ам (начат в 1627) и Дивани… … Энциклопедия Кольера

АГРА — 1 . город в Индии, в шт. Уттар Прадеш. 376 т. ж. (1951). Возникла, по видимому, в 15 в. В 1526 А. была захвачена Лабуром. В 1526 1707 наряду с Дели была столицей Могольского гос ва, достигла значит. экономии, и культурного расцвета. В 18 в. A.,… … Советская историческая энциклопедия

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Азербайджан, расположена в вост. части Закавказья, на берегу Каспийского м. На Ю. граничит с Ираном и Турцией. Внутри СССР соседями республики являются: на С. РСФСР (Дагестанская АССР), на С. З. Грузинская ССР, на Ю. З. Армянская ССР. Образована… … Советская историческая энциклопедия

ИРАН — (в Зап. Европе и Америке до сих пор употребляется также перешедшее от древних греков назв. Персия) гос во в Юго Зап. Азии. Граничит на С. с СССР и омывается Каспийским м., на З. с Тур цией и Ираком, на В. с Афганистаном и Пакистаном, на Ю.… … Советская историческая энциклопедия

Агра — город на севере Индии. В XVI XIX вв. резиденция Великих Моголов; сохранились яркие образцы их архитектуры. Крепость Агра форт (красный песчаник, 1564 74) с дворцом Джахангири Махал (красный песчаник, 1570), Жемчужной мечетью (белый мрамор … Художественная энциклопедия

Диван-и Кхас и Павлиний трон

Диван-и Кхас представляет собой павильон из белого мрамора, окруженный с трех сторон открытыми арками. Серебряный потолок поддерживают 32 колонны, украшенные тончайшей резьбой. Когда-то и они были инкрустированы самоцветами.

Именно в зале этого дворца стоял Павлиний трон, украшенный знаменитым бриллиантом «Кох-и-Нор», который впоследствии побывал в усыпальнице Мумтаз-Махал, потом был украден, а сейчас сверкает в короне английской королевы.

По своей форме Павлиний трон напоминал легкую кровать на золотых ножках. Покрытый эмалью балдахин поддерживался двенадцатью изящными изумрудными колоннами. На каждой из них были изображены по два инкрустированных драгоценными камнями павлина, между которыми находилось дерево, выложенное бриллиантами, изумрудами, рубинами и жемчугом.


Ажурная мраморная ширма из Хас-Махала

Сам же трон был поистине великолепен: он был из чистого золота и весил почти 2 т, украшен тончайшей ювелирной резьбой, усыпан множеством бриллиантов, рубинов, изумрудов. На спинке трона было изображение двух павлинов из золота, эмали и драгоценных камней.

Когда в 1739 г. его вывезли в Персию по приказу шаха Афшара Надир-шаха, одних только украшений – оправленных в золото рубинов, изумрудов, жемчуга и бриллиантов (а среди них был и знаменитый «Кох-и-Нор») сняли с колонн, трона, и балдахина над ним более 5 т.

Все это богатство вез в Персию караван из 21 верблюда. Драгоценный серебряный потолок, мраморный полированный пол, украшения из золота, драгоценных камней и мрамора – все свидетельствовало о правдивости персидского изречения, что рай на земле находится именно в стенах этого дворца.

Любопытно, что образ павлина с позиции индийской культуры выглядит несколько двусмысленно – он издавна является самым ярким мужским эротическим символом в Индии.

Возможно, мастер преследовал две цели, создавая этот шедевр: во-первых, представить падишаха как самого значительного мужчину государства, что характерно практически для всех народностей, а во-вторых, подчеркнуть роскошь и великолепие двора Великих Моголов.

Павлиний трон был любимым троном Шах-Джахана. Он возлежал на нем, давая личные аудиенции принцам королевской крови, придворной знати, иностранным послам и важным посетителям.

Как уже говорилось, изящный павильон из красного песчаника, с рядами колонн и зубчатыми арками с трёх сторон был открыт. Возле него ставили огромный шатер из пестрой расписной ткани, что зрительно вдвое увеличивало пространство зала.

Пол был застлан роскошными персидскими коврами, колонны драпировали золотой парчой.

Обычно в полдень падишах приглашал к себе одного из сыновей и садился на трон возле большого окна.

В это время в крепость могли войти все, кто искал у падишаха помощи или правосудия. Из толпы, приветствовавшей повелителя, раздавались восторженные возгласы приветствия, тянулись руки со свитками, в которых подданные излагали свои прошения или жалобы. Падишах немедленно знакомился с содержанием прошений и старался сразу решить ту или иную проблему.

По вечерам в Диван-и Кхасе собиралось на совещания ближайшее окружение падишаха. На них должны были присутствовать определенные лица, и не являться на прием было опасно. В лучшем случае провинившихся ожидал приступ монаршего гнева и большой вычет из жалованья. Читателям возможно будет интересно узнать, как проходили приемы у падишаха.

Судя по сохранившимся миниатюрам, можно представить Шах-Джахана, возлежавшего на павлиньем троне, облаченного в великолепный наряд из тончайшего индийского шелка или сатина, расшитого золотом и серебром. Голову падишаха венчал роскошный тюрбан из парчи. Султан из перьев прикреплялся к нему бриллиантовым аграфом.

Для управления гардеробом правителя, считавшимся одной из важнейших хозяйственных единиц, существовал целый штат чиновников. Сотни рулонов великолепной шелковой ткани, парчи, кисеи, тончайшего батиста, тысячи тяжелых кашмирских шалей ярких расцветок производились для семьи падишаха в дворцовых мастерских и закупались у торговцев.

Мода менялась, и часть тканей выносили для продажи на рынок. Кроме того, предметы одежды часто были наградой отличившимся придворным или чиновникам. Обычно вручали халат, а за самые большие заслуги жаловали сиропао, что в переводе буквально означает «с головы до ног» (на самом деле под этим подразумевался полный комплект роскошной одежды).

Иностранцев удивляло, что могольские правители не носили бархатной и меховой одежды и не знали чулок. Единственной обувью восточной знати были легкие матерчатые туфли, сплошь затканные золотыми и серебряными узорами.

Во время приемов рядом с падишахом обычно сидел один из его сыновей; справа стояли писцы со свитками, слева – слуги с опахалами и подносами с ароматической жевательной смесью (бетелем) и плевательницами. Придворные стояли перед троном рядами, в строгом соответствии с рангом и заслугами.

Трон был установлен на небольшом возвышении так, что падишах господствовал над всем собранием. Согласно этикету, присутствующие должны были склонять голову в почтительном поклоне, опустив глаза в пол, скрестив руки на животе. Взгляд, брошенный на падишаха, считался дерзостью.

Гость мог приблизиться к трону только в сопровождении кого-то из придворных. И здесь весь церемониал был расписан по нотам. Спектакль включал в свой сценарий непременные поклоны: корниш и таслим. Выполняя корниш, подданный беспрестанно склонял голову, прикладывая правую руку ко лбу. При выполнении таслима человек сгибался до земли, касался ее рукой и, постепенно выпрямляясь, прикладывал руку ко лбу.

Главным в процессе аудиенции был традиционный ритуал обмена дарами. Падишаху обычно подносили назр – поднос с деньгами, дорогое оружие или заморские диковинки. Гостю вручали халат или сиропао, а также украшения или благовония в дорогих сосудах.

Каждый подарок от падишаха принимали с низким поклоном, почтительно прикладывая вещь ко лбу. Все внимательно следили за тем, как падишах относился к назру. Если он брал подарок в руки и говорил при этом какие-то добрые слова, гостя или просителя ждала милость, а если падишах не притрагивался к дарам и не отвечал на приветствия, проситель попадал в опалу. Знаком особого расположения всегда считался дар, принятый из рук падишаха.

В придворном этикете до мелочей расписано поведение придворных, особенно во время приемов. Они не имели права ни при каких обстоятельствах поворачиваться спиной к трону и выходить из зала прежде падишаха. В особых случаях допускался ранний уход, но только с высочайшего позволения.

Интересно, что и сам повелитель был таким же рабом этикета, как и его подданные. День за днем при дворе Великих Моголов разыгрывалось пышное действо, продолжавшееся и в те немногие часы, когда, казалось бы, падишах был предоставлен самому себе.

Каждый шаг, каждый поворот головы, каждый поступок правителя должен был говорить о его непобедимости, всемогуществе и богатстве. Падишах просто не имел права не осыпать своих приближенных золотом, не тратить баснословные суммы на возведение дворцов, мечетей и мавзолеев, не одаривать ученых, поэтов и музыкантов.

Падишах раздавал деньги и подарки даже в тем случаях, когда казна стремительно пустела и армия роптала, не получая жалованья. Торжественные приемы (дарбары) с непременной раздачей наград были обязательной частью этикета не только при дворе. Дарбары устраивали в своих поместьях вельможи и феодалы, тратившие на показную роскошь все свои доходы.

Жизнь могольского двора проходила в постоянных праздниках и увеселениях. На пышных церемониях жглись фейерверки, звучали выступления музыкантов и поэтов, происходила раздача одежды, благовонных масел и других подарков.

По традиции индусских раджей в день рождения падишаха или его близких виновника торжества усаживали на чашу огромных весов, а на другую чашу выкладывали золотые и серебряные монеты, самоцветы и жемчуг, которые потом щедро раздавали челяди и беднякам на улице.

Интересно, что, по примеру европейских монархов, могольские падишахи держали при дворе множество так называемых королевских нищих. Этому обычаю следовали и индийские феодалы.

Ярким и красочным спектаклем становились выезды падишаха (сафари), независимо от того, отправлялся ли он по делу или желал лишний раз продемонстрировать свое могущество и великолепие.

Обычно процессию замыкали роскошно убранные слоны и кони, а когда падишах ехал на охоту, за ним следовали егеря с собаками и гепардами и сокольничьи со специально обученными для загонной охоты соколами и ястребами.

Иногда наложницы тоже сопровождали своего господина, выезжая из гарема в закрытых паланкинах вместе с многочисленной прислугой, евнухами и стражницами, вооруженными мечами и луками. Количество обитательниц гарема исчислялось тысячами. Там, кроме служанок, были музыкантши, танцовщицы, чтицы, вышивальщицы и массажистки.

Каждая супруга и дочь падишаха имела свои покои и свою прислугу. В качестве придворных дам время от времени на приемы приглашались жены и дочери знатных сановников.


Диван-и Кхас в Красном форте

В самом гареме несли службу охранницы, а за его стенами – евнухи и дворцовая стража.

Большинство браков могольских падишахов и принцев были традиционными, чисто династическими, а признаваемый в мусульманстве временный союз (мута) разрешал узаконить отношения с наложницами и дать их детям приличное содержание.

Гарем не был скандальной сферой дворцовой жизни, каким он казался европейцам. На самом деле это было важное государственное учреждение. Каждая из жен приводила за собой ко двору родню, которая сразу включалась в борьбу за влияние на падишаха. Каждая супруга стремилась, чтобы именно ее сын стал наследным принцем.

Чтобы ослабить противостояние кланов, в Индии был принят довольно жесткий закон: новорожденного принца отнимали у матери и отдавали на попечение другой жене падишаха. Женщина головой отвечала за его благополучие, а ее собственный ребенок воспитывался у другой жены.

За видимой роскошью и праздностью жизнь в гареме скрывала весьма мрачные тайны, интриги и даже убийства. В то же время многие пленницы гарема вошли в историю как высокообразованные и одаренные женщины, занимавшиеся благотворительностью и строительством мечетей, караван-сараев, медресе и больниц. Среди наложниц было немало прекрасных поэтесс и музыкантш.

Итак, за стенами Красного форта, похоже, был если не рай, то его земное подобие, остров вечного праздника для знати и падишаха. Это для него создавались архитектурные шедевры мастерами-ювелирами, ремесленниками и художниками.

Падишаха славили поэты, его слух услаждали лучшие музыканты, для него везли из самых дальних стран диковинные товары, ради его развлечения устраивали слоновьи бои, схватки тигров, состязания силачей.


Но ни за какие сокровища ни один падишах не мог купить мир и покой в семье, избежать интриг и предательства самых близких людей. Жажда власти превращала братьев во врагов, толкала сына идти против отца, заражала жестокостью самых кротких обитательниц гарема. Вот такое общество со сложными взаимоотношениями скрывалось за роскошными фасадами дворцов Красного форта.

С северной стороны от Диван-и Кхаса расположены три мраморных павильона, связанные друг с другом: комната для молитв, спальня и гостиная. Неподалеку – известные своей роскошью банные помещения – Хамам. В резные окна Хамама было вставлено венецианское стекло.

С восточной стороны спальни стоит башня Мусамман Бурдж, восьмигранный купол которой изначально был золотым. Внутри пять наружных стен башни преобразились в ажурные мраморные ширмы, через узоры которых на роспись и позолоту стен падает рассеянный свет. С ювелирной точностью выполнена отделка на отполированном до блеска мраморе. С балкончика башни хорошо видна мощная крепостная стена и Джамна у ее подножия.

Совсем рядом с Хамамом – неповторимая Моти-Масджид, известная во всем мире как Жемчужная мечеть, строительство которой было начато Шах-Джаханом в честь его дочери, Джаханары Бегум, а завершено Аурангзебом в 1662 г.

Историки отмечают, что разорение дворцов в Красном форте в 1857 г. было символично и означало окончательное падение империи Великих Моголов и превращение Индии в английскую колонию. Символично и то, что спустя 90 лет именно в Красном форте 15 августа 1947 г. был спущен английский флаг и поднят флаг независимой Индии.

Мечеть Джами-Масджид близ Делийской крепости, предназначенная для общественных богослужений, производит впечатление благодаря своей величественности и красоте и считается самой большой и самой высокой. И все же, несмотря на великолепное сочетание пропорций, это здание не вызывает такой гаммы чувств, как другие.

Несколько замечательных зданий было построено в период правления Шах-Джахана и в Лахоре. Их главная особенность – великолепная отделка фасада, наличие глазурованных изразцов.

Прекрасным образцом могольской архитектуры этого периода является мечеть Вазир-хана в Лахоре, а также гробницы Али Мардан-хана и Шараф ун-Нисса. Другой великолепный пример могольского зодчества в Лахоре – мавзолей Джахангира в Шахдаре, построенный его женой Нур-Джахан и сыном Шах-Джаханом.

Наиболее выдающимся зданием периода Шах-Джахана является Тадж-Махал. Сооружение этого мавзолея обошлось в пять миллионов рупий. Это прекраснейший цветок могольского искусства, самый великолепный в мире памятник супружеской любви, согласия и верности.

Местные жители хранят легенду, будто безутешный падишах во время сна был вознесен в райскую обитель Магомета, где он встретился с Аллахом, поведал о своем горе и получил от Всевышнего в утешение план одного из его дворцов. По этому плану и был выстроен Тадж-Махал.

По своей красоте, великолепию, богатству украшений, изысканности, единству замысла и мастерству исполнения Тадж-Махал справедливо считается одним из чудес света.

В этом творении, где строительное мастерство находится на грани искусства, проявились высшие художественные достоинства, незаурядная научная мысль, технические навыки, великолепный замысел и чувственное обаяние.

Перси Браун в своих трудах справедливо отмечал, что этот памятник, несомненно, знаменует завершение развития архитектуры в период Моголов.

Мнение о том, что проект Тадж-Махала принадлежит европейскому архитектору, не обосновано сколько-нибудь убедительно. В. Смит в своей «Истории изящного искусства Индии и Цейлона» считает, что Тадж-Махал – «продукт соединения европейского и азиатского гения». Но это ошибочная точка зрения.

Хэйвелл и Перси Браун высказывают мнение, что Тадж-Махал – целиком творение могольской архитектуры и логическое завершение ее развития. Ученые приводят веские доказательства в пользу того, что Тадж-Махал – продукт именно индийского архитектора-гения.

Когда Шах-Джахан был у власти, он старался продолжать политику своего деда Акбара. Падишах хотел поддерживать мир с индусами, сохранять союз с раджпутскими раджами и не признавал абсолютного превосходства ислама. На протяжение всего времени его правления индусы, христиане, сикхи и мусульмане мирно сосуществовали друг с другом.

Старший сын Шах-Джахана, Дара-Шукох, собирался продолжать эту политику, но мусульманская знать и муллы стеной стояли за четвертого по старшинству сына Шах-Джахана, Аурангзеба.

После смерти императора Шах-Джахана искусство пришло в упадок, так как Аурангзеб, не покровительствовал ему. Аурангзеб предпочитал разрушать индусские храмы, нежели сооружать свои собственные великолепные здания. Но несколько построек периода его правления все же заслуживают упоминания.

Это небольшая мраморная мечеть в Делийской крепости, предназначавшаяся для молитв самого Аурангзеба, мечеть с высокими минаретами в Бенаресе, построенная на развалинах священного храма Вишнаватха, и мечеть Бадшахи в Лахоре, почти копия великолепной мечети Джами-Масджид в Дели. Фергюссон считает ее позднейшим образцом могольского архитектурного стиля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Под каким именем фараон Тутанхамон взошел на трон и почему его изменил?

Под каким именем фараон Тутанхамон взошел на трон и почему его изменил? Отцом Тутанхамона был фараон-еретик Аменхотеп IV (1364–1347 до нашей эры). Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, Аменхотеп IV объявил верховным божеством Атона, олицетворявшего

Диван

Диван Диван (персид., Divan, Diwan) – первоначально обозначал на Востоке список, реестр, в особенности расписание податей, вообще сверток счетов по государств, делам, а также и место хранения этих счетов – архив. Название это было перенесено и на собрание стихотворений,

Трон Трон, иначе престол – принадлежит к знакам верховной власти государей или регалиям в обширном смысле слова. Понятие о почетном возвышенном седалище существовало в самой глубокой древности и у всех народов. И в настоящее время все государи имеют в своих дворцах

. трон . трон (сокращение слова электрон ), традиционное окончание назв. электронных приборов, например оротрон .

Особенности индийской мебели, правила выбора

Индийская мебель

Выбираем по стилю

Индия – страна колоритная, разнообразная, полная ярких красок и богатых орнаментов. Не удивительно, что индийская мебель полностью воплощает эти качества. Сейчас этнические мотивы находятся на пике популярности. Но чтобы необычные предметы не нарушали гармонию современного интерьера, нужно знать их особенности и уметь сочетать друг с другом.

Особенности и отличительные черты

С одного взгляда на индийские предметы интерьера становится ясно, где они берут свое начало. Не только яркая цветовая гамма отличает ее от остальных, есть и другие особенности:

  • небольшая высота — сравнивая мебель в индийском стиле с отечественными предметами, в глаза бросается их высота, несколько необычная для нас: столики на коротких низких ножках, невысокие диваны, кровати, шкафы почти никогда не упираются в потолок, как мы привыкли;
  • сложная резная отделка – типична для Индии. Такой способ украшения изначально использовался для защиты мебели от высокой влажности и термитов, но постепенно настолько «сросся» с культурой, что стал ее частью;
  • инкрустация — эта техника представляет собой разновидность мозаики, когда на деревянную основу наносят узоры из другого материла. Обычные отделочные материалы: слоновая кость, перламутр, стекло, зеркало. Такой вариант дорог, поэтому сейчас из-за популяризации восточного стиля часто используют имитацию инкрустации, выполненной с помощью белой краски;
  • кроме резьбы и инкрустации активно применяются ковка, чеканка, покрытие эмалью, ручная роспись;
  • ручная работа – это обязательное условие мебели из Индии. Сложные элементы резных узоров или чеканка выполняются полностью вручную, без использования современной техники. Например, на индийских «производствах» практически невозможно встретить пилу и иные технические средства, привычные нам;
  • натуральные материалы;
  • много текстиля: подушки, шторы, балдахины, покрывала выполнены из натуральных тканей с набивным рисунком, изображающим цветочные и растительные орнаменты, животных. Отличительным узором индийского полотна является каплеобразный орнамент под названием «индийский огурец».

Богатая отделка и ее роскошь делают из индийских предметов настоящие украшения интерьера, а высокое качество материалов и работы обеспечивают ее долговечность.

Индийская мебель добротная, основательная и невысокая

Индийская мебель и предметы декора в интерьере

Индийская мебель с ручной росписью через трафарет

Разновидности

Конечно, индийский интерьер представляет собой полный набор необходимой мебели, но в других культурах активно применяются только часть. Самыми популярными и известными являются:

  • пуфики, табуреты – обязательный атрибут помещения. Они представляют собой невысокие квадратные стульчики без спинки, сиденье у которых плетеное или мягкое, выполненное в виде подушки. Они не занимают много места, а их конструкция позволяет при необходимости сложить их в стиле «матрешки». Обязательным предметом индийского интерьера является низкий пуфик под ноги;
  • мягкая мебель обычно отличается от привычных диванов цветом и фактурой обивки. В качестве основы используют натуральное дерево, из которого выполнены и короткие ножки. Ткань используется яркая, часто с добавлением люрекса или вышивки, что позволяет без особых усилий привнести в интерьер ауру Востока. На диван обычно наброшено много разноцветных и мягких подушек;
  • низкий кофейный или журнальный столик – обязательно на коротких толстых ножках. По периметру его украшают резьбой или декором, а поверхность столешницы часто покрывают стеклом;
  • обеденный стол – часто больших размеров. В Индии с ним связана интересная особенность – стол и дверь являются взаимозаменяемыми вещами. Чем богаче семья, тем лучшие материалы используются для изготовления: раньше были популярны столы из мрамора, которые дополнительно украшались драгоценными камнями;
  • шкаф – обычно невысокий, но массивный и тяжелый за счет полностью натурального состава. Этот предмет мебели обычно представляет собой настоящий шедевр, который щедро украшен резьбой или кованными решетками в виде вставок;
  • ширма – очень популярный предмет интерьера, с помощью которого можно легко отгородить пространство. Чаще всего ширмы полупрозрачны, за счет полностью ажурного рисунка.

Общими чертами индийского «мебельного» стиля являются прочность, грубоватость, потертость. Ну и, конечно, много разнообразного декора.

Мягкая мебель Ширма Пуф Стол Табурет Шкаф

Цветовая гамма

Цветовая гамма, которая используется в производстве мебели поражает воображение европейского и российского человека. Их сочетание часто кажется несовместимым, но удивительным образом очень гармонично. Особенно поражает разнообразие оттенков, используемых в текстильных элементах.

Можно отметить, что большая их часть повторяет цвета местных пряностей, которые относятся к теплому спектру: красный, желтый, оранжевый, песочный, зеленый, коричневый. Кроме этого распространен синий, голубой, бирюзовый. При этом все оттенки очень насыщенны, ярки, тем более удивительным является их сочетание. Белый цвет не используется при оформлении индийского интерьера, поскольку в этой стране он считается «траурным».

Индийская мебель с ручной росписью

Индийская мебель

Индийская резная мебель - скамья диван с подушками

Материалы изготовления

В отличие от фабричных шкафов и кроватей, которые изготавливаются из ДВП, ДСП и других современных, не очень экологически чистых материалов, индийские предметы имеют натуральную основу. Для работы выбирают твердые сорта древесины: манго, роза, кунжут, орех, акация, тик и ротанг.

Натуральный материал требует длительной и кропотливой подготовки, в частности, хорошей просушки, что в дальнейшем обеспечит ее надежность, отсутствие трещин и изменения форм. По этой причине индийцы стараются привозить древесину именно из засушливых районов, где она уже практически готова к обработке из-за подходящего климата. Для покраски и полировки не используются химические вещества – это красители на растительной основе и пчелиный воск. Помимо отличных закрепляющих качеств, натуральный воск обладает приятным запахом и позволяет дереву «дышать».

Индийский интерьер

Индийский интерьерный стиль

Индийский стиль

Как вписать в интерьер

Индийская резная мебель появилась в России примерно в конце ХХ века, но сначала не пользовалась популярностью и была недорога. Спустя некоторое время восточные мотивы в интерьере стали очень популярными не только в мире, но и в нашей Родине. Поэтому индийская мебель сразу же стала намного дороже. К тому же есть некоторые особенности при обустройстве квартир индийскими предметами, так как ими легко перегрузить помещение.

Конечно, идеальным стилем для использования такой мебели является классический индийский, но далеко не все могут похвастаться таким. Похожим является стиль «хинди» и этнический – основное отличие заключается в более сдержанных цветах. Тем не менее такое помещение легко примет новую мебель.

Если не стоит целью восстановить в современной квартире аутентичный индийский интерьер, то для декора достаточно приобрести всего несколько вещей. Большое их количество в обычной российской обстановке будет выглядеть несколько странно.

Декор – можно выполнить с помощью нескольких аксессуаров. Например, шторы с кистями, несколько ярких подушек, придиванный пуфик под ноги, зеркало с резной рамой или ковер. Такое украшение помещения ни к чему не обязывает: нет необходимости делать стилизованный ремонт, а при необходимости подушки легко убрать. К тому же сочетать 2-3 экзотических предмета с современным интерьером достаточно просто – главное подобрать подходящие цвета.

Абсолютно противоположным индийскому в оформлении интерьеров является скандинавский стиль и минимализм. Если жилье оформлено именно так, то добавить яркого колорита будет очень сложно. Хотя сейчас много стилизованных минималистических вещиц, которые могут напомнить о Индии, но все же они не имеют определенного «духа».

Можно отметить, что при производстве мебели в Индии используется кардинально противоположный подход, чем в «потребительских» странах. Во многом это оправдывает высокую цену настоящих индийских предметов интерьера. Но хорошо, что привнести частичку Индии в свой дом можно даже с помощью небольшого яркого декора.

Видео

Читайте также: