Диван в античном стиле

Обновлено: 04.05.2024

Античный стиль в интерьере

Несмотря на современные тренды в дизайне интерьеров, античный стиль все еще является классикой и своеобразным ориентиром для современных дизайнеров. Уникальная эстетика и гармония такого оформления вряд ли когда-то потеряет свою актуальность, поэтому использование этого стиля в интерьере всегда будет актуальным и невероятно величественным.

Гармония в оформлении

Отличительные черты античного стиля

Для этого стилевого направления характерны отсылки к древнеримской и древнегреческой архитектуре и культуре. Помимо этого, античный стиль стремится к соблюдению пропорций, гармонии в сочетании цветов и разнообразных декоративных элементов, определенной сдержанности, но, в то же время, невероятной величественности. Это делает его привлекательным и в наше время.

Если погружаться в историю, то греческое убранство комнат отличалось невероятным минимализмом. Единственным украшением их покоев являлись фрески, которые зачастую тоже были предельно сдержанны. В своем истоке античный стиль является восхвалением простоты и гармонии.

Разберем же подробнее самые яркие черты этой стилистики.

1. Минимальный декор и его строгая дозированность.

Обеденная зона и зона отдыха

2. Большой простор, высокие потолки, большие окна, которые пропускают много света. В какой-то мере именно из-за этих причин античный стиль намного проще реализовать в частном доме, чем в квартире.

Просторная гостиная в античном стиле

3. Использование архитектурных элементов родом из античности, таких как портики, колонны, разнообразные арки. Также не стоит забывать про красочные фрески и разнообразную настенную живопись.

Колонны в интерьере гостиной античного стиля

В связи с особенности античного стиля, он подходит только для частных домов и больших квартир, которые могут позволить себе свободную планировку.

Цвета

Оттенки в этой стилистике довольно сдержанные. Обычно это нейтральные пастельные тона, например, белый, молочный и другие оттенки в комбинации с более ярким и насыщенным цветом, например, черным, синим или любым другим оттенком.

Белый в сочетании с серым в интерьере гостиной античного стиля

Молочный оттенок гостиной в античном стиле

Отделка

Еще в античных временах при строительстве домов знатных людей использовались самые премиальные материалы. Это были и редкие породы дерева, и редкие вещицы наподобие слоновой кости, а также натуральный камень, например, мрамор или гранит. Стены декорировали гобеленами с различными сюжетами из мифов, битвами и не только. В те времена такие изделия делались только вручную, поэтому представляли невероятную культурную ценность.

Роскошный дизайн интерьера холла в античном стиле

П-образная кухня Верона-02 Ясень золото

Спальня Лозанна-2 Дуб белый

Прямой диван София Экокожа белый

Кресло Торин Корфу Бежевый

Кухонный гарнитур Прага-15 Венге Премиум/ Белый ( столешница Антарес)

Стул Leset Остин Шенилл 017А/Слоновая кость

Оформление стен

Для оформления стен самым правильным выбором будет использование сдержанных и теплых оттенков, которые сделают атмосферу в комнате очень комфортной. Также для декора можно использовать роспись или фактурную штукатурку. Для украшения стен можно разместить картины в золоченых рамах, которые бы очень эффектно смотрелись на светлом фоне. Помимо это, допустимо оформление с помощью барельефов и лепнины, а также сусальное золото. Главное условие - это сохранить гармонию и не переусердствовать с обилием элементов.

Также при желании на стены можно поклеить обои. Главное условие - чтобы они были по цвету и рельефу сходны с натуральным камнем или штукатуркой. Использование обоев помогает не заботится о выравнивании стен, и, в отличие от той же штукатурки, этого материала помогает сэкономить. Но стоит помнить, что на это покрытие очень негативно влияет влага, из-за которой очень портится внешний вид обоев.

Декор стен гостиной в античном стиле картинами в золоченых рамах

Оформление пола

У греков полы в большинстве случаев были оформлены с использованием мозаичной кладки. Это делало пол красивым, поэтому редко кто думал о каких-либо ковровых покрытиях. Однако римский народ сделал ковры одним из ярких декоративных элементов, размещая красочные узорчатые ковры поверх минималистичного каменного пола.

Сейчас если вы хотите, чтобы ваш пол был сделан именно из каменной породы, то стоит использовать тот же керамогранит или керамику, которые будут намного бюджетней настоящего камня, но визуально ничем от него отличаться не будут.

Интересный вариант декора полового покрытия также можно сделать, используя два оттенка материала, расположенных в шахматном порядке. Также при желании вы можете найти плиты с каким-либо красивым античным узором, который будет смотреться в вашем доме не менее эстетично.

Однако этим варианты не ограничиваются. При желании, вы можете использовать древесину, например, ламинат или же паркет. При выборе такого покрытия важно выбрать тот цвет, который гармонично будет сочетаться с остальными оттенками, присутствующими в интерьере. Не забывайте, что даже тут можно воплотить какой-либо интересный орнамент.

Напольное покрытие из керамической плитки в гостиной античного стиля

Оформление потолков

В античности часто потолок изготавливался из натурального камня, чаще всего из мрамора, или расписывался каким-либо красочным орнаментом. Причем форма выбиралась, по современным меркам, весьма необычная, и реконструировалась она из балок. Сейчас такой эффект легко повторить с помощью использования гипсокартонных плит. Также для оформления этой зоны можно использовать натяжные потолки.

Помимо этого, часто для декора изготавливают объемный карниз с каким-либо интересным орнаментом.

Необычное оформление потолка в гостиной античного стиля

Мебель

Мебель должна быть изготовлена из дерева, и, при желании, украшена с помощью использования бронзы или же позолоты. Важно внимательно относится к подбору формы, для того, чтобы предмет идеально вписался в остальную обстановку.

Также можно украсить ножки мебели, которые в античном интерьере часто изготавливались в виде лап каких-либо животных. Помимо этого для декора допустимо использование вставок из слоновой кости, а также орнамента с помощью дерева иного оттенка.

Не забывайте и про то, что мебели в античном стиле не должно быть чрезмерно много, потому что в таком интерьере очень важно свободное пространство.

Изящная мебель в гостиной античного стиля

Декор

  1. Скульптура - это не только полноценные статуи каких-либо нимф или героев мифов, но и лепнина, колонны и даже барельефы. В этом плане все зависит от вашей фантазии. Очень распространено в античном стиле использование бюстов каких-либо великих деятелей того времени. Причем они могут быть изготовлены из совершенно разных материалов - от гипса до редкой слоновой кости.
  2. Картины в красивых рамах. .
  3. Ковры - этот вариант декора зависит от того, какое покрытие вы выбрали для оформления пола.
  4. Камин, окруженный колоннами.

Камин в интерьере гостиной античного стиля

Особенности оформления комнат

В античном стиле очень много внимания уделялось зонированию, поэтому сейчас мы пройдемся по особенностям оформления разных комнат в доме.

Гостиная - в античном интерьере это центр жилища и идеальное место для отдыха, поэтому идеально было бы разместить здесь камин, окруженный креслами. Для уюта можно использовать ковер.

Ванная - оформление этой комнаты лучше сделать в нейтральных оттенках керамогранита. Смесители стоит выбирать в золотом или бронзовом цвете, чтобы они прекрасно вписались в такой классический интерьер. Как украшение можно использовать красивое зеркало, оформленное лепниной или каким-либо интересным орнаментом. При желании можно добавить живых цветов в горшках.

Спальня - в этой комнате центральным элементом является сама кровать, которую можно оформить с помощью изящного мягкого изголовья и лепнины или какой-либо росписи. Для украшения лучше использовать не массивные объекты, а зеркало, комод и красивые легкие занавеси.

Кухня - в этой зоне размещается кухонный гарнитур с резьбой и, как вариант, зеркальными вставками, а рабочая зона оформляется с помощью искусственного камня. Фартук тоже лучше выбирать из каменного материала. Как украшения допустимы мозаика в столовой и разнообразные барельефы, карнизы и даже лепнина.

Бежевый тон в интерьере ванной комнаты в античном стиле

Вот такие основные принципы работы с античным стилем, которые позволят вам сделать уютное и гармоничное жилое пространство.

Исторические стили интерьера: описание и фото-примеры

Исторические стили интерьера: описание и фото-примеры

Слово «стиль» произошло от древнегреческого στύλος – так называлась палочка для письма. То есть стиль – это совокупность образных средств, характерных для внешних признаков того или иного направления в искусстве, в моде, в общественной жизни. Применительно к интерьеру «стиль» - это, образно говоря, почерк вашего жилища.

Роскошное убранство исторических интерьеров

Что такое исторический стиль в интерьере

Сегодня интерьерные стили можно разделить на три большие группы: исторические, этнические и современные. Тема нашей статьи – исторические стили в оформлении интерьера. Из названия видно, что в них нашла отражение эпоха, в которой они формировались. У них многовековая история и свою эстетическую состоятельность они давно доказали.

Однако, поскольку зарождались они в дворцах и замках, в условиях городских квартир они трудно осуществимы – масштабы не те. Исторический стиль по определению требует больших площадей, просторных залов. Поэтому в чистом виде сегодня его почти не встретить. В условиях города можно говорить лишь о стилизации и отдельных элементах этого стиля.

Шик исторического интерьера

Совсем другое дело – загородный дом. Счастливые обладатели такой недвижимости могут не ограничивать себя в воплощении своих замыслов. И здесь исторический интерьер прекрасно продемонстрирует высокий статус, успешность и хороший вкус хозяев жилища.Какие же интерьерные стили пришли к нам из древних времён?

Вот они: античный, романский, готический, барокко, рококо, ампир, классический. Каждый по-своему великолепен. Так давайте же отправимся в увлекательное путешествие по эпохам.

Античный стиль в интерьере

Античный стиль среди этого великолепия – долгожитель. Он пришёл из домов греческой знати.

И вот его опознавательные признаки:

  1. Масштабность. Он не для тесных помещений с низкими потолками.
  2. В отделке преобладают природные материалы: древесина, натуральный камень, керамика.
  3. Колонны, арки, портики – этих характерных архитектурных элементов в античном стиле должно быть много.
  4. Большие окна почти ничем не драпируются – лёгкие полупрозрачные тюлевые занавески.
  5. Декора не много. Отличительные черты стиля – элегантность и изысканный вкус.

Это видно прежде всего в отделке. Потолки украшались росписью или плитками из мрамора. Сегодня такую отделку можно смоделировать из гипсокартонных плит. Потолок в стиле антик – достаточно сложная конструкция, которая состоит из небольших секций подчас сложных геометрических форм. Добиться такого эффекта с помощью натяжного полотна или обычной покраски невозможно.

Интерьер кухни в античном стиле

Стены отделываются рельефной штукатуркой, украшаются фресками, лепниной. Относительно последнего необходимо соблюсти меру. Сегодня возможны и обои, если они имитируют натуральный камень или штукатурку. На полу – мозаика или натуральный камень, которые сегодня с успехом заменяют керамогранит или керамическая плитка. Ещё один вариант отделки пола – натуральное дерево или наборный паркет.

Их тоже можно заменить сегодня ламинатом. Что касается цветовой гаммы, то античный стиль предпочитает тёплые оттенки. Это не удивительно: его родина там, где много солнца. Оформление стен часто неброское, но ярких красок вовсе не избегает. Активно используются зелёный, красный, синий, золотистый цвета.

Античный интерьер наполнен светом и благородной роскошью

Античный интерьер светел. Свет излучают декоративные канделябры, оригинальные бра в форме факелов и роскошные люстры. Особенность античного стиля – гармония в каждой детали. Здесь всё созвучно и образует неповторимый ансамбль. Давайте посмотрим, как он звучит в разных комнатах.

Кухня, с которой мы начинаем наше путешествие имеет монохромное исполнение и хорошо освещена. Без колонн или без их имитации не обойдётся и здесь. В верхней части стены возможна небольшая лепнина. Кухонный гарнитур имеет резные фасады и зеркальные вставки. Рабочие поверхности имитируют натуральный камень, в частности, мрамор. В обеденной зоне – мозаика и небольшие барельефы.

Кухня в античном стиле: много благородного камня

Фартук тоже имитирует любой натуральный камень. Такое же покрытие, с имитацией на полу. Это может быть плитка, керамогранит. Смесители, фурнитура часто позолоченные. Кухня обязана быть просторной, с явно выраженной обеденной зоной или кухонным островом.

Декора не много. Девиз стиля – внутреннее благородство. Так же гармонично и благородно звучит и гостиная. Она в античном интерьере играет роль атриума – внутреннего дворика, а потому обязательный элемент – скульптуры и колонны. Центром композиции может стать камин, окружённый совершенно особой мебелью.

Мебель в античном стиле обладает идеальной геометрией и простой формой, но к ножкам диванов и кресел – повышенное внимание. Они могут иметь форму лап животных или изображения существ, населяющих античную мифологию.

Интерьер столовой в античном стиле

Столы прямоугольные или круглые, но непременно с узорами или инкрустацией из стекла или слоновой кости. Можно поставить в гостиную длинную скамью с резной спинкой, банкетку или кушетку наподобие тех, на которых возлежала аристократия. Вместо шкафов для хранения одежды в такую гостиную можно поставить старинные комоды или декоративные сундуки.

Вся мебель – из дерева, с бронзовыми или золочёными вставками. На пол для завершения интерьера можно положить ковёр с соответствующей тематикой. Помните, что мебели не должно быть много, античному стилю нужно свободное пространство.

Мебель в античном стиле в интерьере: витиеватые ножки обязательно

Античная мебель, украшенная резьбой и позолотой, сама по себе декоративна, поэтому дополнительного декора не много. Помимо уже упомянутых колонн и статуй, это могут быть напольные вазы типа амфор, картины в роскошных рамах, бюсты известных деятелей древности и так далее. Гостиная в античном интерьере – это центр жилища, его смысловая ось.

Для оформления спальни дизайнеры не рекомендуют использовать колонны и массивные скульптуры – это зона отдыха. Чтобы отдать дань стилю, в изголовье кровати можно сделать полуколонны. Мебели в спальне совсем не много, основная, конечно, кровать. Она обязательно красивая, с мягким изголовьем и роскошной тканевой обивкой. Кроме этого, в спальню можно поставить деревянный резной комод и большое зеркало.

Вешать на окна тяжёлые портьеры не стоит. Более органичны будут лёгкие красиво драпирующиеся занавески. Цветовая гамма спальни пастельная, здесь лучше избегать резких контрастов. Красивые канделябры светят приглушённым светом и завершают оформление интерьера.

Интерьер ванной комнаты в античном стиле

Про ванную в античном стиле хочется сказать особо. Она напоминает знаменитые римские термы. Это пол, облицованный керамогранитом, это стены, украшенные фресками на героические или мифологические темы и лепниной. Это непременно большое зеркало.

Сама купель и раковина чаще всего белые и имеют смесители, стилизованные под бронзу или золото. Почти обязательным элементом интерьера такой ванной являются живые цветы в горшках или больших вазонах. Античный стиль – это роскошь без помпезности, это изящество и утончённая элегантность.

Романский стиль в интерьере

В X – XII веках в Центральной и Западной Европе античный стиль вытесняется романским. Это стиль величественных неприступных замков и крепостей. Суровые условия бесконечных войн и рыцарских турниров наложили отпечаток на образ жизни и внутренне убранство помещений. От воздушной лёгкости и изящества античного стиля не осталось и следа, хотя некоторые его элементы, например, колонны, арки и богатые ткани перекочевали и сюда.

Романский стиль в интерьере

Другие особенности стиля:

  • Массивность, монументализм.
  • Толстые стены и маленькие окна-бойницы.
  • Мебель простых форм и минимум декора.
  • Обязательное присутствие рыцарской тематики.
  • Подсвечники, витражи, ковры и непременный камин.

Романский стиль несколько тяжеловесен, в отделке много камня – он всюду: на полу, на стенах, даже на потолке. Обитателям средневековых замков было не до роскоши, поэтому мебель грубая, громоздкая и массивная.

Романский стиль в интерьере: суровая монументальность

Декора очень немного, но именно он придаёт этому суровому интерьеру нотки теплоты и уюта. Это текстиль – ковры на полу, драпировки на окнах. Это окна с витражами, гобелены и фрески на стенах. Особая фишка стиля – рыцарская тематика. В качестве декора – шлемы, доспехи, мечи, гербы и так далее.

На кухне главная роль принадлежит обеденному месту. Центром должен стать массивный обеденный стол и такие же громоздкие стулья. Это отсылает к роскошным рыцарским пирам средневековья. Кухня – она же гостиная. Большая массивная люстра – кованая или бронзовая усиливает великолепие обеденной зоны.

В оформлении кухни много камня, бронзы и дерева. А вот бытовую технику уберите с глаз долой. Ну не пользовались рыцари посудомоечными машинами и микроволновыми печами. Конечно, вся мебель, от кухонного гарнитура до последней табуретки делается по специальному заказу.

Интерьер кухни в романском стиле

Спальня – это массивная кровать с балдахином, деревянный сундук с кованым вставками в изножье и простые по форме светильники, в которых вставлены лампочки, напоминающие свечи. Текстиль, он же декор – несколько подушек разного размера и покрывало из натуральной ткани. Вот, пожалуй, и всё.

В средневековых замках ванн не было. В то время как-то не испытывали в них потребности – гигиена и эстетика быта античности канула в Лету. Да, вот так и жили. Но нам совсем не обязательно обходиться без этого очень нужного и важного помещения. Элементы романского стиля – это каменный пол, каменные мыльницы, бронзовые светильники. Медный смеситель и сама ванна тоже может быть медной.

Элементы романского стиля в интерьере ванной

В целом романский стиль – это не про комфорт. Поэтому в чистом виде романский стиль сейчас не увидишь. Любители средневековых древностей в лучшем случае вносят в свой интерьер только его отдельные элементы.

Готический стиль в интерьере

Высокие шпили, башни, устремлённые в небо, рвущиеся ввысь высокие стрельчатые окна, кружевные колонны – готический стиль легко узнаваем и неповторим. Он зародился в Европе в XII – XV веках, но долгое время существовал только в архитектуре. Во внутреннем убранстве он проявился несколько позже и нашёл немало приверженцев.

Готический стиль в интерьере

Вот характерные черты стиля в интерьере:

Готика, пожалуй, самый таинственный и загадочный стиль. Он весь пронизан мистицизмом. Цветовая гамма стиля этому способствует. Это никак не пастельные оттенки, а наоборот насыщенные и преимущественно тёмные.

Готика в интерьере

Вот любимые готические цвета:

  • Чёрный, иссиня-чёрный.
  • Тёмно-синий.
  • Пурпурный.
  • Вишнёвый.
  • Изумрудный.
  • Рубиновый.

Отделочные материалы исключительно натуральные, это либо металл, либо камень, либо дерево.

Чтобы интерьер не создавал гнетущего впечатления, большое внимание уделяется светильникам. Это обязательно большая и массивная люстра и много настенных и настольных источников света. Ну и, конечно, это большие окна, через которые проникает дневной свет.

Готика любит в интерьерах большие окна, устремлённые вверх

Потолок в готическом стиле – это чаще всего неприкрытые деревянные балки и перекрытия. Для отделки стен используются дерево, натуральные ткани, камень. Распространённый готический приём – рельефные ребра, выступающие из стен и сходящиеся под потолком. Под ногами – натуральный камень, дерево или ковёр.

Эволюция дивана

Эволюция дивана

Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.

Диван в Османской империи: немного лингвистики

Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого dīvān и персидского dīwān. Диваном называли поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.

Дворец Топкапы, Стамбул.

рис. 1. Дворец Топкапы, Стамбул. Источник: privet.club

Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.

Gaetano Previati. Курительницы гашиша.

Диван в эпоху античности

Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.

И все же римляне имеют отношению к современному дивану. Всем знакомая кушетка - это потомок римской клинии (рис. 3) - ложа, которое они переняли у греков. На них патриции возлежали во время бесед и принятия пищи. Это было металлическое сиденье с выступом с одной или двух сторон для подушек. На бронзе было не расслабиться и не отдохнуть, а потому подушки были не только декоративным элементом, но и помогали предотвратить онемение во время длительных трапез.

Римские клинии, I в

рис. 3. Римские клинии, I в. Источник: Википедия

Диван в Средневековье

Жители средневековой Европы не знали ни восточного дивана, ни римской кушетки. На чем же они сидели? Это зависело от происхождения: знатная персона восседала на скамье, которая как раз и заменила диван (рис. 4). Образованный монах - на аскетичном табурете, а простой работяга на корточках или грубо сколоченном ящике. И несмотря на социальные различия, первый, второй и третий не знали что значит удобно сидеть, не могли правильно расслабить спину и беспечно протянуть ноги.

Восстановленная обстановка пиршественного зала замка в Йорке (1483г.)

Причиной аскетизма была не нехватка материала или грубые руки мастеров. Средневековое христианство несло в себе цель просветить душу, но и не забывало всячески обуздать тело, так как считалось, что душа и тело - неразрывны. Мягкие сиденья никак не вписывались в концепцию умерщвления плоти.

Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.

У. Цзинвэнь “12 красавиц”.

Мягкий диван в эпоху Возрождения

Идея набить шкуру или ткань мягким материалом, чтобы потом использовать это изделие для отдыха была не нова. Еще в древнем Египте использовали подушки, но чтобы создать целую мебель по такому принципу - пришлось подождать несколько тысячелетий.

Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.

Эпоха Возрождения - это переворот эстетических предпочтений и возврат к античным идеалам. Человеческая мысль стала смелее и многие суровые постулаты христианства были свергнуты. Все эти процессы смягчили дерево и камень средневековой мебели в буквальном смысле. Богатых людей окружала мягкая мебель, вернулись забытые кушетки.

Предшественником канапе - маленького дивана - была итальянская касса-панка (рис.6). Это скамья-сундук, которая по своей форме напоминает современный небольшой диван. Касса-панку делали из дерева, поэтому удобства она доставляла не много, а вот красоты и чувства превосходства - достаточно. К тому же внутри хранили деньги и прочие ценности, а некоторые купцы предпочитали вести дела, только сидя на ней. Для безопасности.


Кстати, именно касса-панка легла в основу знаменитого сталинского дивана.

Диваны в Версальском дворце

Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.

Дворец Людовика XIV - это место открытий и эстетических переворотов. Здесь появляются не только новые виды танцев, церемоний, невообразимые законы и порядки, но и новые виды мебели . Первый диван, который отдаленно напоминает современный был как бы составлен из несколько стульев в ряд (рис. 7). Опорой такой мебели служили шесть или восемь ножек.


Чаще всего верхняя часть спинки имела волнистую форму, которую повторяли боковины. Форма волны и завитка - основной элемент роскошной и перегруженной барочной мебели.

Дворяне, у которых было достаточно денег на забавы, хотели сидеть на чем-то необычайно комфортном. Спрос рождал предложение, и мастера удивляли заказчиков новыми идеями. В результате появились шезлонги, диваны и диванчики - подобие канапе, которые по-английски двусмысленно называются loveseat . Казалось бы, это мебель для любовных утех, но вовсе нет. Изделия были специально разработаны для тяжеловесных и массивных платьев с кринолинами из железных прутьев, которые приходилось носить дамам XVII века. (рис.8)

Портрет Марии Антуанетты.

Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.

Эпоха Людовика XIV и Людовика XV - это революция в понимании комфорта, настоящий мебельный переворот. Мебель становится источником наслаждения, а не только жестким и холодным свидетельством статуса и финансового положения. А вот Людовик XVI станет свидетелем совсем другой революции, жестокой и кровавой, благодаря которой понятия удобства и красоты станут доступными не только аристократам, но и народным массам.

В Российской империи диваны стали широко распространяться в середине XVIII века. Прорубленное “окно в Европу” не привило любви русской знати к миниатюрным канапе. Зато популярность приобрел восточный тип - крупный диван, с большим мягким сиденьем.

Князь Потемкин в качестве военного трофея преподнес Екатерине II огромный турецкий диван (рис. 9), который дал имя одной из комнат дворца в Петергофе - диванная.

Диванная в Большом Петергофском дворце.

Диваны Честерфилд

Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что Честерфилд - это не только город в Англии и название футбольного клуба, но еще и диван. Например, в Оксфордском словаре английского языка сказано, что словом “честерфилд” называли кожаный диван уже в 1800-х годах.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда (рис. 10) был политиком и писателем, покровителем Вольтера, известным законодателем моды.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда

Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.

Чем он был так необычен?

  • Это был первый полностью обитый диван в истории дизайна
  • Кожаная обивка была глубоко прошита пуговицами
  • Сиденье располагалось довольно низко
  • Подлокотниками служили удобные валики
  • Подлокотники и спинка располагались на одной высоте

Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.


В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).

Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.

Кстати, отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - принимал своих пациентов в кабинете, где стоял кожаный Честерфилд.

Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим

Эпоха Наполеона - это время открытия античной истории, сотен раскопок и ценнейших находок. Новые знания коснулись не только мира ученых и путешественников, но и повседневной жизни аристократов. Наполеон был буквально помешан на Римской империи, а потому легко сменил пышные интерьеры своих предшественников-королей на рассудочность и холодное великолепие имперского стиля.

Появляется новый тип дивана, который кардинально отличается от изящных канапе и loveseat Марии-Антуанетты. Это кушетка рекамье, в основе которой лежат формы римской клинии - ложа для трапез и бесед. Своим названием мебель обязана мадам Рекамье, которая стала первой ее обладательницей (рис. 12).

Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье».

рис.12. Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». Источник: Википедия

Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.

Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).

Современная кушетка рекамье.

Диваны XIX века

Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.

Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):


Диванная эклектика и ар нуво

Конец XIX века - это время эклектики. Гостиную английского аристократа могли наполнять предметы совершенно разного стиля, и казалось бы, разных эпох. Но это не так. Мебельщики, как художники и архитекторы копировали образцы предыдущих веков, привнося свои идеи и детали. Например, этот диван (рис.15) не эпохи Наполеона, как может показаться, а 1880 года.


А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.


Порядок восстановился в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Именно там зародился стиль ар нуво или модерн, как его принято называть в России. Мебель модерна, а в частности диваны - это преобладание плавных, естественных линий. Можно сказать, что цель этого стиля - возвращение к природным формам: мастера смотрят в сторону в ьющихся растений (рис. 17), морских волн и раковин .

Диван в стиле модерн.

Одна из особенностей диванов ар нуво - это приглушенность цвета обивки, мерцающие оттенки, полутона. Асимметричные формы (рис. 18) - еще один способ оживить изделие, сделать его более “органичным”.


Мой любимый цвет, мой любимый размер: диван Ле Корбюзье

Отгремев, модерн уступил место науке и практичности. В изготовлении мебели стали использовать достижения ортопедии - изучения и лечения нарушений работы костно-мышечной системы.

В 1934 году архитектор Ле Корбюзье создает первый культовый предмет мебельного дизайна - кожаный диван LC5 (рис. 19). Идея идеального соотношения удобства и “сухости” стиля конструктивизм пришла в голову француза в процессе обустройства своей парижской квартиры.


Ножки дивана - это часть металлического трубчатого каркаса. Высокие и изящные, они создают ощущение невесомости довольно массивного предмета. В архивах Ле Корбюзье хранится несколько вариантов дивана, который стал идеальным во всех отношениях.

LC5 - отправная точка для современного интерьера, основа лаконичной и продуманной обстановки XXI века.

Диванные фантазии Сальвадора Дали

Наряду с холодным практицизмом и трезвым взглядом на потребности человека, создаются немыслимые для тех лет изделия. Сюрреалистичные идеи Сальвадора Дали касаются не только живописи, но и всего его окружения от столовых приборов до архитектуры. Предмет в его руках теряет свой изначальный смысл, и даже такое простое изделие как диван претерпевает метаморфозы.

Знаменитый алый диван в форме губ секс-символа 30-х актрисы Мэй Уэст (рис. 20) до сих пор с триумфом копируется и продается. При этом несложно догадаться, что предмет создан не для сидения, а как идея и вызов. Дали сделал несколько вариантов “губ”, один из которых оформляет знаменитую комнату Мэй Уэст его дома в Фегерасе.

Сальвадор Дали и испанский дизайнер Оскар Тускетс Бланка.

На этом диванные происки Сальвадора Дали не закончились. Еще один более практичный и чуть менее вызывающий предмет - это S-образный двухместный диван Vis-à-vis de Gala (рис.21), который был воссоздан уже современными дизайнерами по эскизам сюрреалиста. Диван для влюбленных интровертов.


Диваны СССР

Сталинский ампир произвел на свет тяжеловесные, монументальные диваны, их обивали бархатом темных насыщенных оттенков и натуральной кожей.

Такие диваны не антиквариат, поскольку им еще нет 100 лет, но ценятся как старина и стоят от 50000 рублей (в хорошем состоянии).


Время оттепели коснулось и диванов. Громоздкие формы буквально растаяли, уступив место примитивным и минималистским изделиям. Для уставших от коммуналок советских граждан стало доступным собственное жилье, а значит появилась потребность в большом количестве мебели. Количество отразилось на качестве, о чем знают и помнят многие из нас.

В 60-х появился знаменитый диван-кровать (рис.22), который превратил спальню в гостиную и позволял оставлять гостей на ночь.


Для снижения стоимости мебели стали применять ДСП, фанеру и полимерные материалы. Дизайнеры делали попытки копировать образцы из западных каталогов, но на свет все равно появлялись унылые модели, которые сейчас называют одним словом - “советские”. Часто это происходило не от бездарности авторов, а от специфики производства тех лет.

Диваны: современные разработки

Диваны нового поколения - это квинтэссенция комфорта и эстетики. Дизайнеры не ограничены формой, поэтому в мебельном салоне легко встретить кушетку в стиле ампир и изделие, не поддающейся описанию формы.


И все же можно выделить несколько тенденций, которым отвечают современные мягкие диваны и все его разновидности (кушетки, канапе, софы и т.д.)

Раскладным диваном сегодня мало кого удивишь, но теперь можно найти не только ветерана отечественного рынка - диван “книжка”, но и с десяток других систем. Например, диван-двухъярусная кровать (рис. 24) - находка для небольших квартир.


Модульные диваны - один из современных трендов. “Сделай диван таким каким ты хочешь” - девиз дизайнеров, которые придумывают изделия, состоящие из отдельных блоков. С их помощью легко соорудить диван, кровать, кресла или просто пуфы - все зависит от изначальной конфигурации.


Сам по себе диван - предмет тяжелый. Но современные изделия не идут ни в какое сравнение с диванами прошлого века. Мы часто меняем не только обстановку в комнате, но и место жительства. Диваны становятся легче, некоторые модели можно даже разбирать.

А например, чтобы переставить мебель сталинских годов, вам потребуется созвать на помощь всех соседей.

Диван - не просто символ отдыха и лени, но и катализатор развития языков. На свет появились такие выражения на русском как “диванные войска”, “диванные эксперты”, на английском - “couch potatoes”, что означает “домосед” (дословно - диванная картошка). Не говоря уже о сотнях анекдотов и интернет-мемов.

Пожалуй, диван - это чуть больше, чем мебель.

При перепечатывании прямая активная ссылка на эту страницу обязательна.

Офисная мебель и всё вокруг неё

Офисные кресла

История дивана: от древних римлян до Сальвадора Дали

Римляне на пиру

Знайте, что делать свои дела лежа — прерогатива преуспевающих людей, хозяев жизни, как модно было говорить в 90-е! Прекрасный пример всему миру показали древние римляне — непобедимые завоеватели, просвещенные науками, избалованные развлечениями и телесными удовольствиями. Не спешите и не суетитесь! Расслабляйтесь в позе победителя — лежа или полулежа, прилюдно или в одиночестве. А лучше всего для этого предназначен диван!

Римляне пировали, лежа на клине или триклиниях — удобных лежанках с приподнятым изголовьем. Они были мраморными или бронзовыми, устеленными для мягкости покрывалами и подушками. Лежа на боку, опираясь на одну руку, или на животе, гости брали еду с низких столиков, уставленных яствами. Проводить день в неподвижности было прерогативой высшего класса. Римские знатные матроны, например, принимали гостей тоже лежа или полулежа на клине. Эту античную моду с удовольствием переняли светские красавицы 19 века. Однако, об этом позже.

Древнеримский барельеф: знатный римлянин на пиру.

Символом роскоши и преуспевания были диваны и на Востоке. Широкие тахты без ножек с мягкими шикарными подушками из дорогих тканей так и манили прилечь. На них знать проводила день в праздности. Здесь ели и пили, курили кальян и вели беседы. А утомившись от бесед можно было поспать, не сходя с места.

Восточная красавица курит кальян на диване

Европейцы пошли другим путем. Диваны и диванчики, которые появились в 17 веке — начале 18 века во Франции, были далеки от восточных. На них не принято было величаво возлежать или попросту валяться. Да и попробуй развались в тогдашних костюмах, — в корсетах и огромных юбках на каркасе. В них лучше всего было красиво стоять или присесть на краешек канапе и кушетки. Именно канапе и кушетки и стали первыми разновидностями европейских диванов. Кому-то пришло в голову объединить несколько составленных вместе стульев, а, может быть, расширить кресло так, чтобы в нем поместились трое-четверо. Так и получилось канапе. Эдакая сороконожка — с шестью или восьмью ножками. Также канапе было снабжено тремя спинками и двумя подлокотниками по бокам. Позже спинки слились все-таки в одну, порой ассиметричную, хотя существовали канапе и с несколькими спинками. На таком диванчике принято было чинно сидеть и беседовать, лучше всего, конечно же, о любви.

Канапе в стиле рококо с одной спинкой

В эпоху ампира, когда стала модной одежда и мебель в античном стиле, на кушетки в красивых позах улеглись светские дамы, подражая древнеримским матронам. Мода эта была чрезвычайно сильна при Наполеоне. Ведь задумав создать из Франции великую мировую империю, он подражал Древнему Риму. Красавицы в античных туниках (уже без корсета) принимали гостей полулежа на кушетке. Поза эта, чрезвычайно живописная и соблазнительная, позволяла выставить ножки в хорошеньких туфельках, которые в обычной жизни показывать было неприлично. Их также можно было поставить на маленькую скамеечку. Лежа на кушетках вели беседы, музицировали, читали стихи. Одно условие — возлежать могла только хозяйка гостинной, гости вели себя более сдержанно.

Рафаэль Джианетти, «Красавица Помпей». Вот так в 18 веке представляли себе античных красавиц, и светские дамы старались их копировать

Красотка в стиле ампир подражает античным матронам. Ривьер. "Портрет дамы с лирой", 1806 г.

Светские дамы на кушетке кокетничают с молодым франтом

Одна из разновидностей кушетки — рекамье — получила свое название по имени известной красавицы наполеоновского Парижа мадам Рекамье. Известная законодательница мод и покровительница искусств она собирала в своем салоне политиков, художников, писателей и прочих властителей дум. Мадам увлекалась античностью. Специально для нее была изготовлена кушетка, в точности повторяющая рисунки с фресок, найденных при раскопках в Помпеях. Это кушетка с двумя изголовьями по бокам и без спинки.

Жак-Луи Давид, портрет мадам Рекамье на одноименной кушетке, 1800 г.

Россия не осталась вдалеке от диванной моды. До России диваны добрались в середине 18 века. Это были восточные широкие диваны с мягкими подушками. Они, возможно, больше подходили русской натуре, воспитанной на печи. Считается, кстати, что моду на восточные диваны завел граф Потемкин. Однако, вскоре до России дошли и французские моды — и кушетки, и канапе, и лежащие на виду у всех красавицы.

Диваны. Перезагрузка

В 20 веке европейские и восточные веяния соединились. Наиболее популярные диваны сегодня — широкие, невысокие, мягкие и удобные. Эти качества они взяли от восточных прототипов. От западных современные диваны получили ножки, спинки и подлокотники. Кроме того, в 20 веке некоторые диваны соединились и с другими предметами мебели. В начале века стали делать диваны, совмещенные со шкафами, этажерками, горками, баром. На протяжении столетия эта тема развивалась в соответствии с достижениями науки и техники — например, появились диваны со встроенными телевизорами или столиками для компьютера.

Современная кушетка-рекамье с полками

Диван со встроенным телевизором

Кроме того, 20 век совершил настоящую революцию в диванном деле — стали применяться достижения науки новой ортопедии, современные технологии для создания удобного сидения. Отличный пример — знаменитый архитектор и дизайнер Ле Корбюзье. В 1928 году он создал просто революционные для того времени кушетки на пружинящем каркасе из гнутых стальных трубок и кубические диваны, втиснутые в хромированный металлический каркас.

Знаменитая пятнистая кушетка Ле Корбюзье стала новым словом в мебельном деле и настоящим символом сладкой жизни в 20 веке. На ней возлежат с бокалом в руке голливудские звезды, которые наследуют римский дух — они всего добились и им некуда спешить. Еще один хит от Ле Корбюзье — кубические кожаные диваны. Прошел уже почти век с их создания, а они до сих выглядят модно и современно.

Диван и кушетка по эскизам Ле Корбюзье

Слева: таким Ле Корбюзье представлял интерьер для своей мебели, фото 1929г. Справа: эскиз кубического кресла

Не забывайте, что диван стал еще и объектом искусства. В 20 веке дизайнеры и художники сделали диван одним из объектов для приложения своей творческой фантазии. На эти диваны и садиться-то не стоит — не дай боже, нарушишь задуманный образ! Хороший пример — это пожалуй, самый известный диван в мире — диван-губы от Сальвадора Дали. Алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандально известной в 30-е годы в Америке звезды Мэй Уэст, появился в 1937 году.

Комната Мэй Уэст в театре-музее Сальвадора Дали

А каков диван в видении современных дизайнеров? Вот, к примеру, диван от иконы современного дизайна Филиппа Старка. Элементы дивана, соединенные между собой, можно расположить, как вам заблагорассудится — установить спинку под нужным углом или совсем опустить в виде изголовья, сделать подлокотники или превратить диван в одно большое ложе. В общем, настоящий диван-возможность. Здесь можно чинно сидеть, вольготно лежать, свернуться клубочком и т. д.

Диван и кресло-трансформеры от Филиппа Старка

Диваны «Бисмарк» и «Кай»: мягкие кожаные подушки строгих форм в сочетании с хромированной сталью - блестящая идея Ле Корбьюзье

Оригинальное сочетание старинной темы канапе и футуристических форм мебели «Клерк»

Античные формы кушетки «Крофорд» и современное понимание роскоши и удобства. Никакого мрамора или бронзы — только мягчайшая кожа!

Admin comments: диваны и кресла для отдыха из ассортимента ЮНИТЕКС показаны на нашем сайте.

Читайте также: