Диван у монголов это

Обновлено: 19.05.2024

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой - династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.

Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной См.: Вернадский Г. В. Что дали России монголы//Родина.-1997.- № 3-4. С. 45 - 51..

При хане имелся диван - государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников.

Крупные феодалы-князья - это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников - эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды).

При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Вся эта высокая элита государственного управления известна из восточных, русских и западноевропейских исторических источников, а также из ярлыков золотоордынских ханов. В этих же документах зафиксированы титулы большого числа других должностных лиц, различных государственных чиновников, средних или мелких феодалов. К последним относились, например, тарханы, которые за ту или иную государственную службу освобождались от налогов и податей, получая от хана так называемые тарханные ярлыки См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. - М., 1998. Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь. - М., 2000. С. 113 - 115..

Ярлык - это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов. В Золотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и других татарских ханствах существовала система сойюргалов - военно-ленное право владения землей. Лицо, получившее от хана сойюргал, имел право взимать в свою пользу те налоги, которые раньше шли в казну государства. Земля по сойюргалу считалась наследственной. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались. Феодал, получивший сойюргальное право, должен был обеспечить в военное время армию соответствующим количеством конного войска, оружия, гужевого транспорта, провианта и т. д.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов. Пайцза - это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках - провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную - более простое. О наличии пайцзов в Золотой Орде имеются сведения в письменных источниках, они известны также и как археологические находки по раскопкам Сарая-Берке - одной из столиц Золотой Орды.

В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры - в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий - глава духовенства; шейх - духовный вождь и наставник, аксакал; суфи - набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий - судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые - гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани - ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам. Вообще, должность битикчи в Улусе Джучи была довольно распространенной, считалась ответственной и уважаемой. Помимо главного битикчи при ханском диване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большой властью на местах. Их можно было бы, например, сравнить с волостными писарями дореволюционной России, которые выполняли почти всю правительственную работу в глубинке.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганл[н]ар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.

Большая часть этих государственных служащих существовала и в периоды Казанского, Крымского и других татарских ханств. Весьма примечательно и то, что преобладающее большинство этих средневековых терминов и титулов дословно понятно любому современному человеку, владеющему татарским языком - они написаны так в документах XIV и XVI веков, они звучат так и в настоящее время.

То же самое можно сказать и о различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» - слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (там-говая пошлина).

В наиболее общем виде административную систему Золотой Орды описал еще в XIII в. проехавший все государство с запада на восток Г. Рубрук. В его зарисовке путешественника содержится основа административно-территориального деления Золотой Орды, определявшегося понятием «улусная система».

Сущность ее составляло право кочевых феодалов на получение от самого хана или другого крупного степного аристократа определенного удела - улуса. За это владелец улуса обязан был выставлять в случае необходимости определенное число полностью вооруженных воинов (в зависимости от размера улуса), а также выполнять различные налоговые и хозяйственные повинности.

Эта система представляла собой точную копию устройства монгольской армии: все государство - Великий Улус - делилось в соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) - на определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим См.: Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. - СПб., 2002. С. 221..

В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было, видимо, не больше 15, и границами между ними чаще всего служили реки. В этом видна определенная примитивность административного членения государства, уходящая корнями в старые кочевнические традиции.

Дальнейшее развитие государственности, появление городов, введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана.

Вместо членения территории на два крыла, появились четыре улуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом хана. Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы.

Каждый из этих четырех улусов делился на какое-то число «областей», являвшихся улусами феодалов следующего ранга.

Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в. составляло около 70 по числу темников. Одновременно с установлением административно - территориального деления происходило формирование аппарата управления государством.

Хан, стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице. Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государства продолжала базироваться на кочевом начале. Естественно, что находившемуся в постоянном движении хану было достаточно сложно самому управлять делами государства. Это подчеркивают и источники, которые прямо сообщают, что верховный правитель «обращает внимание только на сущность дел, не входя и подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования».

Всем ордынским войском командовал военачальник - беклярибек, т. е. князь князей, великий князь. Беклярибек осуществлял обычно военную власть, нередко будучи командующим ханской армией. Иногда его влияние превышало власть хана, что часто приводило к кровавым междоусобицам. Время от времени могущество беклярибеков, например, Ногая, Мамая, Едигея усиливалось настолько, что они сами назначали ханов.

По мере укрепления государственности в Золотой Орде рос аппарат управления, его правители взяли за образец администрацию завоеванного монголами государства Хорезмшахов. Согласно этому образцу при хане появился визир, своеобразный глава правительства, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства. Визир и возглавляемый им диван (государственный совет) распоряжались финансами, налогами, торговлей. Внешней политикой ведал сам хан со своими ближайшими советниками, а также беклярибек.

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312 - 1342). Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь См.: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., 1992. С. 114. .

Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.

Диван (ведомство)

Диван (перс. دیوان ‎ ) — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств, а также титул руководителя данного органа.

Содержание

Этимология

Современный перс. «دیوان» ‎ [diwān] через пехл. «dpywʾn» [diβi-vān] или «dywʾn» [di-vān] восходит к др.-перс. «dipi-vān-» — 'относящийся к документам' от корня «dipi-» — 'надпись, документ', который через эламский язык восходит к аккад. «ṭuppu» , которое, в свою очередь, заимствовано от шум. «dub» — 'глиняная табличка с надписью' [1] . От данного корня также происходит др.-перс. «dipī-var» — 'писец', ставшее в пехл. dibīr и в перс. «دبیر» ‎ [debīr].

История

Слово впервые встречается в текстах IX века, описывающих халифат времён халифа Омара (634—644), и означает списки распределения государственных доходов, а также место хранения данных списков. При создании административной системы халиф ориентировался на образец державы Сасанидов, а потому и дал совету персидское название. Позднее термин распространился на различные органы государственной власти.

Примеры

  • Диван Высокой Порты в Османской империи состоял из Великого визиря, иных визирей и аги янычар, заменяя отсутствующего султана.
  • В Дунайских княжествах диваном называли сословные собрания.
  • В языках Индонезии слово Dewan употребляется до сих пор в качестве обозначения советов различного уровня.

Министерства

В султанате Марокко некоторые министерства называются диванами:

  • Diwan al-Alaf: военное министерство.
  • Diwan al-Bar: морское министерство (МИД).
  • Diwan al-Shikayat (или - Chikayat): министерство прошений.

Церемонии

Dīwān-e-Ām

(перс. ديوان عام ‎) Публичная церемония вершения суда и приема петиций подданных мусульманским правителем.

Dīwān-e-Khās

((перс. ديوان خاص ‎) Частная церемония приема особо уважаемых посетителей мусульманским правителем.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Диван (ведомство)" в других словарях:

Диван (значения) — В Викисловаре есть статья «диван» Мебель Диван комфортабельное мебельное изделие для сидения нескольких человек Диван кровать мебельное изделие для сидения, трансформируемое в кровать. Диван тахта мебельное изделие для сидения,… … Википедия

диван — 1. ДИВАН, а; м. [от перс. divan возвышенный пол, покрытый ковром] Вид (обычно мягкой) мебели с длинной спинкой и ручками (или подушками и валиками), предназначенный для сидения и лежания. Спать на диване. Сесть на д. Разложить д. ◁ Диванчик, а; м … Энциклопедический словарь

ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Юридический словарь

ДИВАН — (перс. канцелярия присутственное место), в мусульманских странах в средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых других совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего и Ср. Востока… … Большой Энциклопедический словарь

Диван (канцелярия) — Диван (перс. ‒ канцелярия, присутственное место), 1) в Халифате, начиная со времени правления Омара (634‒644), список распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место хранения… … Большая советская энциклопедия

ДИВАН (присутственное место) — ДИВАН (перс. канцелярия, присутственное место), в мусульманских странах в средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи (см. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ) и некоторых других совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего … Энциклопедический словарь

Диван — (от перс, divan, diwan гос ная канцелярия, присутственное место) 1) при первых халифах (634 644 гг.) гос ный реестр, список для распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место… … Энциклопедия права

ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) 1) в Средние Века в мусульманских странах налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых других странах совет при государе; 2) в некоторых современных государствах Ближнего и Среднего… … Юридическая энциклопедия

диван — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Большой юридический словарь

Диван — I Диван (перс. канцелярия, присутственное место) 1) в Халифате, начиная со времени правления Омара (634 644), список распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место… … Большая советская энциклопедия

История отечественного государства и права

Золотая Орда — государство, возникновение которого связано с завоевательными походами монгольского хана Темучина, или Чингисхана (ок. 1155—1227), и его потомков. Внук Чингисхана Батый (1208—1255) образовал огромное государство, которое в восточных источниках называлось Синей Ордой, а в русских летописях — Золотой Ордой. Батый построил город Сарай, который сделал столицей своего государства.

Основная масса кочевого населения в Золотой Орде состояла из кипчаков-половцев (тюрков). С течением времени монголы растворились в массе тюрков. Общепринятым языком стал тюркский.

Наряду с тюркизацией монголов в Золотой Орде с конца XIII в. началась исламизация ее населения. Решающим в деле распространения ислама было царствование Узбек-хана (1312—1340).

Огромная Золотоордынская империя подчинила себе раздробленную Русь. В 1243 г. русские князья поехали в Орду и признали власть хана Батыя над собой. Власть Золотой Орды признал и русский митрополит.

Русские княжества стали вассальными государствами Золотой Орды. Они были обязаны нести золотоордынским ханам военную службу и платить дань — «выход». В русских землях находились представители ханской администрации — баскаки, которые нередко чинили произвол в отношении русского населения.

Закономерным явлением стал процесс постепенного дробления и распада Золотой Орды. В середине XV в. из ее состава выделились Казанское и Крымское ханства, затем образовались Астраханское и Сибирское ханства.

Государственный строй. Золотая Орда являлась феодальной монархией. Ее политическое устройство повторяло устройство великой империи Чингисхана. Верховная власть принадлежала хану. Хотя его власть носила деспотический характер, он был окружен феодальной верхушкой, которая направляла и контролировала его деятельность. Хан был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве (мог раздавать землю родичам и должностным лицам), возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал всех высших должностных лиц, объявлял войну и заключал мир, являлся верховным судьей.

Для решения основных политических вопросов в Золотой Орле созывались съезды наиболее крупных феодалов — курултаи. Членами курултаев были царевичи и нойоны, занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными.

Важным звеном центрального управления были диваны (канцелярии). В их ведении находились различные отрасли государственного управления. Диваны состояли из секретарей, называвшихся битакчи. Наиболее важным был диван, ведавший доходами и расходами. В этом диване находился особый документ с перечнем поступлений с отдельных областей и городов, называвшийся дедотаром.

Высшим должностным лицом в Золотой Орде был визирь. В его ведении находилась ханская казна и общее управление делами государства, которое он осуществлял от имени и по поручению хана.

Военное ведомство возглавлял бекляри-бек, который направлял деятельность эмиров, темников, тысячников. Он был старшим из эмиров, которых всего было четыре.

Еще одно влиятельное должностное лицо — букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием войска, учетом и доставкой военной добычи.

В центральном аппарате государства несли службу даруги и баскаки. Они занимались учетом населения, сбором податей, организацией военных походов. Главное назначение баскаков состояло в том, чтобы обеспечивать уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Войско в Золотой Орде строилось по десятичной системе. Оно делилось на десятки тысяч во главе с темниками и на тысячи, делившиеся на сотни и десятки. Высший командный состав — темники и тысячники — состоял из царевичей и знатных нойонов.

Сословная иерархия. Характеризуя общественный строй Золотой Орды, следует сказать, что четкой сословной организации, в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. Господствующее положение в феодальном обществе Золотой Орды занимал аристократический род потомков Чингисхана — так называемые царевичи. Это был довольно многочисленный род, владевший всей землей в стране. Ему принадлежали огромные стада, дворцы. Подобно ханам, члены этого рода давали своим подвластным людям ярлыки. Царевичи имели преимущественное право занятия высших государственных постов. Они, по существу, определяли внутреннюю и внешнюю политику государства.

На следующей ступени военно-феодальной иерархии Золотой Орды стояли нойоны, или беки. Они вели свое происхождение от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели огромные стада, множество слуг и зависимых людей. От своих владений они получали огромные доходы — до 100—200 тыс. динаров в год. Нойоны назначались на ответственные государственные и военные должности — темников, тысячников, баскаков. Им давались тарханные грамоты, освобождавшие от различных повинностей. Знаками их власти были ярлыки и найцзы (знак повеления, приказа, верительной грамоты в виде тонкой пластины).

Дальше шли нукеры — дружинники крупных феодалов. Они занимали средние и низшие должности в военно-административном аппарате — сотников, десятников. Это позволяло им извлекать значительные доходы с населения тех территорий, на которых они были размещены.

К средним феодалам относились и тарханы, получившие от хана тарханные грамоты, в которых им устанавливались привилегии. Они были свободны от податей и предавались суду после совершения девяти проступков.

К привилегированной части общества относилось духовенство. наибольшими привилегиями обладало мусульманское духовенство. Его представители были не только богатейшими людьми, но и занимали важные должности в административном и судебном аппарате.

Основная масса феодально-зависимого населения состояла из кочевников-скотоводов — карачу — «черная кость», а также из земледельцев и городского населения. Карачу вели хозяйство на землях, принадлежавших феодалам-землевладельцам. Занимаясь скотоводством, они несли повинности кобыльим молоком и другими продуктами скотоводства. Карачу служили в войске, обеспечивали его транспортом.

Кроме кочевников, в земледельческих районах Золотой Орды жили феодально-зависимые крестьяне — сабанчи и уртакчи. Сабанчи жили сельскими общинами, несли натуральные и другие повинности на феодалов, а также обрабатывали выделенные им участки. Уртакчи (издольщики) — кабальные люди — обрабатывали землю феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах жили ремесленники и торговцы, которые платили городским властям подати, несли другие повинности.

В Золотой Орде существовало рабство. Основным источником рабства был плен. Груд рабов применялся во всех отраслях хозяйства. Однако рабы зачастую превращались в крепостных крестьян. Их сажали на землю, наделяли средствами производства и постепенно рабы становились сабанчи.

Право. Основным источником права в Золотой Орде был составленный Чингисханом сборник правовых норм, получивший название Великой Ясы. Ее дошедшие до нас нормы в большей степени относятся к уголовному праву. Они свидетельствуют о крайней жестокости в отношении правонарушителей. Чаще всего упоминается смертная казнь и наказание палками.

За измену Яса Чингисхана предусматривала смертную казнь. К имущественным преступлениям относилось присвоение бежавшего раба, убежавшего пленника. Это каралось смертной казнью.

Кража лошадей предполагала возвращение не только украденной лошади, но добавление еще десяти лошадей. Если лошадей не было, виновный расплачивался своими детьми. Если детей не было, виновного могли «зарезать, как барана».

Смертная казнь предусматривалась за супружескую неверность, скотоложство и некоторые другие преступления и производилась, как правило, публично путем улавливания на веревке, подвешенной на шее верблюда или лошади, а также волочения лошадьми.

Наследование имущества происходило таким образом, что старший сын получал больше младших, меньший сын наследовал хозяйство отца.

Суд в Золотой Орде до принятия мусульманства действовал на основе монгольского обычного права — ясы. После введения ислама суд основывался на шариате. Судьями были кады (кадии), которые судили по шариату, а также яргучи. выносившие решения на основе Великий Ясы Чингисхана.

Государственное устройство Золотой Орды

Золотоордынское государство можно рассматривать как феодальную монархию, где ханская власть была властью кочевых, полукочевых и оседлых феодалов Дешт - и - Кыпчак.(Нижнее Поволжье, Крым и Хорезм оседлые районы). Все крупные должности занимали члены ханской династии (военные и гражданские). Крупные должности: огланы правого и левого крыла, темники, наместники, отдельных частей государства. Высший государственный орган был курултай, на котором решались все важные вопросы.

Как у Чингисхана у ханов Золотой Орды была гвардия из феодально-аристократической верхушки, называвшаяся кэшик. В Золотой орде была особая должность войскового бакаула. В его обязанность входило: распределение войска, отправление отрядов, правильное распределение добычи согласно монгольским обычаям. Эмиры, темники и тысячники должны были повиноваться бакаулам. Бакауле полагалось значительное содержание. Бакаулы были при каждом тьме (тумен) по своему значению.

Следующими за военными чинами (темники, тысячники) стояли должности по гражданскому управлению, имевшие своей функцией главным образом сбор всяких повинностей с населения. Если военная власть в Золотой Орде была четко отделена от гражданской, то этого нельзя сказать про административный аппарат. Одно и то же лицо могло ведать управлением данной области и в то же время собирать налоги от населения.

Золотая Орда и другие монгольские улусы, свою центральную и областную власть строила на сочитании монгольских обычаев и административной практике покоренной страны. В источниках по истории Золотой Орды встречается термин «визир». Термин «визир» встречается как в арабских, так и в персидских источниках.

Самой высокой должностью считалась визир. Визир должен был наблюдать за всеми диванами, особенно за диваном государственной казны, также вести надзор за кархан (ханская мастерская) конюшней и кухней. Внешним выражением власти визира была золотая чернильница, красная печать и усыпанный драгоценными камнями пояс.

В Золотой Орде имелись два высших административных чина: «даруга» и «баскак» - собиратели дани.

Важное место в системе управления занимал канцелярии. В центрах государства у хана были диваны; (сколько их было неизвестно). В диванах были секретари, которые назывались битикчи (писцы). Наиболее важным был диван, ведавший всеми доходами и расходами. Кроме главного битикчи были еще битикчи в рядовых диванах.

В административной и политической жизни Золотой Орды издавались указы. Указы эти назывались ярлыками.

Вопросами организации суда в Золотой Орде не посвящалось ни одной специальной работы. Первое время, до принятия ислама верхами общества и до мусульманизации монгольской власти, судебные порядки покоились целиком на Ясе («неписанном» монгольском праве) в делах, касающихся самих монголов. Яса не переставала действовать в определенных случаях гражданской жизни и в период исламизации, когда часть дел отошла к представителям шариата. В административной и политической жизни Золотой Орды издавалось много правительственных повелений ? указов общегосударственного и частного характера. Указы эти в монгольское время именовались на территории всех монгольских государств ярлыками. Ярлыки были разные, они выдавались на управление «знатным султанам, эмирам и меликам по делам владений» ? для них была установлена большая тамга из яшмы. Ярлыки « по делам средней важности» получали большую тамгу из золота, но меньше тех, которые были из яшмы. Ярлыки по военным делам получали также большую тамгу из золота, только с тем отличием, что на ней изображали ? «лук, булаву и саблю» по окружности тамги.

В источниках наряду с ярлыками говорится и о пайцзах золотых, которые были знаком очень высокого почета, но и давали ряд существенных привилегий. Пайцзы представляют собой дощечки ? золотые, серебряные, чугунные, бронзовые и даже деревянные с определенной надписью, выдаваемые как своеобразные пропуска и мандаты, по которым обладателям их предоставляли все необходимое при передвижении (в пути) - лошадей, повозки, помещения, пропитание и т. д. Марко Поло в своих знаменитых воспоминаниях рассказывал о золотой пайцзе, которая была вручена его отцу, дяде и ему самому, следующее: «Было на ней написано, чтобы во всех странах, куда придут три посла, давалось им все необходимое, и лошади, и провожатые от места к месту».

Монголо-татарские термины: повышенный уровень


Монгольская семья, как правило, состоявшая из 10 человек, и являвшаяся основой десятичной системы организации монгольского общества и армии.

Арат(ы)

Кочевники-скотоводы, основная часть монгольских племён, затем - населения Монгольского государства.

Багатур (богатур) («герой», русск. богатырь?)

Представитель монгольской родоплеменной знати, наряду с нойонами. Например, отца Темуджина (Темучина) – Чингисхана звали Есугей – багатур.

Басма

Грамота, послание хана. Самый известный пример: картина Кившенко «Иван III топчет басму от хана Большой Орды Ахмата, требующего возобновить выплату дани». 1479 – 1480 гг. (См. также термин пайцза).

Диван (не мебель:))

Совет старейшин (знати) при хане Золотой Орды.

Кешихтены (кеших – «очередная стража»)

Личная гвардия Чингисхана. Стража была дневная и ночная и её роль была чрезвычайно велика. Она была одновременно и надёжным орудием поддержания строгого порядка в государстве, и «кузницей» командных кадров в войске. Из рядов гвардии пополнялось армейское руководство – тысячники и командующие туменами (темники).

Пайц (д)за (пайцзе/пайдзе)

Металлическая табличка – пропуск, дававшая право проезда через монгольские владения. Могла выдаваться, например, русскому князю, ехавшему домой из Орды после получения ярлыка на княжение. Некоторые историки, однако, считают не самостоятельным понятием, а синонимом термина «басма».

Поплужное

Налог, взимавшийся монголами с каждого плуга в деревне.

Порок(и)

Осадные орудия (таран, катапульта и т.д.), заимствованные монголами в покорённом Китае.

Тамга

Родовой фамильный знак (герб), печать. В период Золотой Орды приобрёл значение «документа с ханской печатью», а также «(денежный) налог». Предположительно, от этого же слова происходит и «таможня».

Тархан (-ы; тарханная грамота)

Грамота, документ, предоставлявший привилегии, например, освобождение от налогов. Такие грамоты от ордынских ханов получали русские митрополиты, что означало освобождение церкви от ордынского выхода. По разным оценкам, выдача тарханов была прекращена по решениям Земских соборов 1580 или 1584 гг.

Тюфяк (не матрац :))

Пушка, артиллерийское орудие, стрелявшее в разное время крупными стрелами, дробным (дробосечным) железом/дробью/картечью, каменными ядрами. По некоторым данным, первые тюфяки были захвачены у монголов после взятия г. Биляр (Булгар) в 1376 (77 г.) московско-нижегородским войском под командованием князя Д.М. Боброка-Волынского, и вывезены на Русь. Впервые огнестрельное оружие применено на Руси при осаде ханом Тохтамышем Москвы в 1382 г.

Рябов Ю.А. История России с древнейших времён до конца XIX в. Развёрнутые планы-тезисы по основным темам истории Отечества для организации профильного обучения в школе, подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в выпускных классах в традиционной форме, сдаче ЕГЭ, обучению студентов в вузах. – СПб: Издательство «СМИО Пресс», 2004.

Читайте также: