Диван сталина жерар депардье

Обновлено: 15.05.2024

В московском кинотеатре «Пионер» прошёл показ фильма «Диван Сталина». Режиссёром драмы, снятой по мотивам одноимённого романа Жана-Даниэля Бальтасса, стала французская актриса Фанни Ардан. Роль советского вождя исполнил актёр Жерар Депардье. О чём эта картина и почему она может удивить российского зрителя — в материале RT.

Упомяните фамилию Сталин в названии нового фильма — и интерес к картине возрастёт в разы. Складывается впечатление, что именно таким правилом руководствуются режиссёры, когда берутся за проекты об «околосталинских» персонажах и вписывают генсека в рабочие названия кинолент.

Намерения французской актрисы, а теперь и режиссёра Фанни Ардан, решившейся на эксплуатацию образа Сталина, заключались в ином: она пыталась раскрыть тему взаимоотношений художника и человека, сосредоточившего в своих руках абсолютную власть, а Иосиф Виссарионович идеально подходил на роль последнего. Выбери Ардан другого, вымышленного персонажа, пришлось бы рассказывать зрителям, почему он держит в страхе всё окружение. В случае со Сталиным что-либо объяснять нет необходимости, а это экономия сил и экранного времени.

Видимо, дойдя до крайней степени тоски и скуки, неглупая, знающая нравы генсека Лидия прямо перед его носом начинает оказывать знаки внимания юному Данилову. Сам скульптор в перерывах между короткими свиданиями ведёт обстоятельные разговоры с начальником службы безопасности и пытается понять, что важнее: сохранить достоинство или войти в историю как автор монумента великому Сталину.

То, что перед нами фильм по меньшей мере своеобразный, становится ясно с первых кадров. Утопающий в тумане и экзотических деревьях португальский дворец Буссако скорее напоминает декорацию мистического триллера, чем резиденцию советского вождя; горничные в накрахмаленных фартучках, выстроившиеся в ряд, чтобы поприветствовать «хозяина», будто бы выкрадены из киноленты о жизни французской аристократии. А потом на сцене появляется Депардье в образе Сталина…

Своё отношение к расхождениям во внешности Сталина и Депардье Ардан выразила одним словом: плевать. Стоит отметить, что к середине картины привыкаешь к выглядывающим из-под фуражки длинным волосам актёра или разнице в весе и даже перестаёшь замечать Депардье в Депардье. Однако поверить, что бросающийся бананами в прислугу человек и есть Сталин, нельзя ни на минуту.

Ещё сложнее вообразить, что лидер государства с маниакальной настойчивостью будет воспроизводить у себя кушетку Зигмунда Фрейда, чтобы, лёжа на ней, подобно мнительному пациенту, пересказывать свои сны любовнице (перед этим заставив её прочесть труды психоаналитика). Сны Сталина, такие же незамысловатые, как и весь сценарий данной картины, призваны показать, насколько одинок вождь народов и как он от этого одиночества страдает. Это всё вполне могло бы быть правдой — снизить бы только градус сюрреализма.

Фанни Ардан

«Самое ценное — свобода»: Фанни Ардан — о фильме «Диван Сталина», феномене абсолютной власти и малосольных огурцах

Звезда французского кинематографа Фанни Ардан представила в Москве свою новую режиссёрскую работу — драму «Диван Сталина» с Жераром.

Время от времени Ардан всё же подкармливает зрителя отсылками к Сталину реальному. Так, в кадре внезапно появляется пластинка любимой пианистки генсека Марии Юдиной; устами самого Сталина нам ненавязчиво напоминают, что генерал Власик служит ему верой и правдой вот уже двадцать лет (хотя, если заменить этого героя любым другим военным, не изменится ровным счётом ничего); а поставивший неугодное «хозяину» кино солдат кричит, что арестован по ошибке — калькированное воплощение человека, до последнего верящего в непричастность лидера государства к репрессиям.

Режиссёр словно пытается продемонстрировать владение фактическим материалом, мол, историю знаем, а выбор в пользу художественности сделан сознательно. Только эти попытки выбиваются из общей канвы и оттого смотрятся несколько нелепо.

В какие-то моменты кажется, что создатели «Дивана» решили рассказать обо всех известных им фактах о жизни в СССР. Так, чтобы продемонстрировать вездесущность советской власти, они постоянно делают героев жертвами слежки. Прослушивающие устройства размещены в каждом уголке резиденции. И не только там — Данилову дают послушать запись разговора, который произошёл между ним и подругой-художницей в московском парке задолго до приезда на дачу. В общую клишированность картины вполне вписывается биография романтика-скульптора, который оказывается сыном врагов народа и в финале должен будет выбирать между жизнью и честью.

При этом совершенно лишена любых советских клише Лидия (Эмманюэль Сенье). Это типичная француженка средних лет, слабо напоминающая русскую любовницу советского генсека, зато подходящая под антураж псевдосоветской туманной резиденции. В этом месте постоянно кричат то ли лисы, то ли люди, а по ночам, пока Сталин смотрит кино, персонал развлекается, как французы на набережной Сены.

Всё это выглядит как сон Фанни Ардан. Поэтому неудивительно, что его герои думают как французы и ведут себя как французы. Даже атмосферу всеобщего напряжения и страха, которую так скрупулёзно пыталась воссоздать режиссёр, нивелирует романтический французский флёр. Впрочем, если и стоит смотреть «Диван Сталина», то только ради этого флёра и возможности увидеть мир глазами Фанни Ардан.

И ещё, пожалуй, ради сцены с убегающей от овчарок маленькой собачкой — вы удивитесь, но она была снята с первого дубля.

Диван Сталина

Сталин, говорят, не любил самолеты, предпочитая им поезда. Не поручусь, что это правда. Хотя на конференцию в Тегеран вождь неторопливо ехал на поезде. Фильм Фанни Ардан «Диван Сталина» добирался до России еще медленнее. Больше двух лет и то, приехал в виде спецпоказа и без особенных планов на прокат.

Создавая эту картину, Ардан, по её собственным словам, ставила перед собой две задачи. Во-первых, этот фильм является посвящением Мандельштаму и всем погибших и пострадавшим в годы сталинских репрессий. Режиссёр картины призналась, что, изучая работы жертв, она «начала интересоваться силой, которой противостояли диссиденты (Ардан вкладывает в это понятие всех оппозиционеров, начиная с конца 20-х годов XX века)». Генерализация всех диссидентов вполне логично вылилась в генерализацию их противника. Таким образом, второй задачей стало преобразование Сталина из конкретного человека в собирательный образ - тирана. Более того, Ардан даже уточняла, что мыслила своего Сталина как героя шекспировской трагедии, наподобие Макбета или Ричарда III.

Впрочем, мифологизация Сталина – процесс объективный и, можно сказать, состоявшийся, причем как на Западе, так и на Востоке. Однако фильм состоит не только из шаблонов, приличествующих красному монарху.

Карла слову, сюжет довольно мелодраматичен. Действие занимает трое суток, от первой до третьей ночи. Сталин приезжает на одну из своих дач. На этой даче с одной стороны есть некая женщина по имени Лидия (Эммунюэль Сенье). Сказать, что она фаворитка вождя, конечно нельзя, но то что он определенно ее ревнует – это точно. Одновременно с Лидией на даче есть и некий Данилов (Поль Ами), молодой и талантливый скульптур, который должен создать монумент отца народов. Что происходит дальше, и так понятно.

Вместе с тем, есть в фильме и несколько удачных деталей. Например, психоанализ, который происходит на диване Фрейда (собственно оттуда в названии слово «диван»). Этот самый диван по приказу Сталина был выкуплен в буржуинствах и доставлен на дачу вождя. Вообще, мысль положить диктатора на кушетку и заставить его рассказывать о снах – это неплохо. Что снится тиранам – хороший вопрос для исследования. Сеансы или точнее некие попытки их сымитировать (за недостатком психологических знаний), ведёт эта самая Лидия.

В какой-то момент Лидия (видимо, прочитав Фрейда за кулисами) начинает делать довольно общие (и, следовательно, банальные) предположения о содержании сновидений вождя. Она начинает говорить об его страхах. Логично, что такие предположения вызывают его агрессивную реакцию. Чего может бояться вождь? И тем более признаваться в этом. Сталин закрывается.

В следующий раз он уже вместо описания сна делает прозрачные намеки о возможном будущем героини, уже этим вызывая у неё животный страх. Таким образом, он вновь становится охотником, а она жертвой, разумеется, в самом широком психологическом смысле. Вообще, использование недомолвок и своеобразное чувство юмора – довольно популярная деталь, засевшая в коллективной мифологии, сложившейся о Сталине.

К вопросу о кулисах

«Диван Сталина» - очень театральный фильм. И не случайно, Ардан несколько раз подчеркнула, что выбрала для экранизации роман Жана-Даниэля Бальтасса, в том числе, и за его театральное триединство: места, времени и действия. К слову, действие картины происходит на выдуманной даче Сталина, роль которой играет замок, построенный в Португалии. Это, конечно, немного сбивает с толку вначале, но потом к этому можно привыкнуть.

Театральность фильма проявляется приёмах. Например, одним из действующих лиц является безмолвная толпа служанок и сотрудников госбезопаности с автоматами, которая следует за Сталиным. Некоторые эпизоды сделаны так, словно Сталин и немая толпа выходят из-за кулис. Добавляет ощущение спектакля и постоянный туман, который скрадывает глубину и создает ощущение авансцены.

Ардан говорила о том, что хотела сделать своего персонажа шекспировским тираном, эдаким Ричардом III или Макбетом. Поэтому и играл Депардье не совсем Сталина, а некоего условного диктатора, собственно ограничиваясь лишь одним символом – френчем цвета хаки.

Нет ни сухой левой руки, ни даже пресловутой трубки. Сталин курит сигареты, что странно. Вместе с тем, даже отказ от некоторых деталей не сильно портит образ диктатора в исполнении Депардье. Он получился, живой, с каким-то своим внутренним миром и даже человечностью, ну, с диктаторской точки зрения.

Что касается других персонажей, то стоит выделить очень неплохой образ Лидии, созданный Эммунюэль Сенье, хотя местами он и смотрится чересчур пафосно. Неплох и Франсуа Шатто (генерал Власик), пожалуй, единственный кроме Сталина реальный исторический персонаж. Вместе с тем в фильме, он уже совсем превратился в мифического героя «начальника личной стражи» и только фамилия придает ему оттенок реальности.

В картине много символов, к ним можно отнести тему лис, которых то ловят, то режут. Они подбираются совсем близко к даче и тревожат охрану. Охота на лис – это же вообще перевернутая отсылка, потому как именно этим термином назывался поиск коммунистов, устроенный в США.

Еще один символ в фильме – это бананы. Сперва зёленые они вызывают бешенство Сталина, потом зрелый банан предлагают молодому скульптору, ну а потом гнилые бананы оказываются кормом для собак. Что же символизируют бананы? Выделение контекста Фрейда позволит нашей фантазии уйти довольно далеко. Опять-таки, Фрейд писал много о чём, но все почему-то запомнили его только как поэта одной песни. Впрочем, банан, как говорил в одном анекдоте всё тот же Фрейд, «иногда, это просто банан».

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 5 / 3
  • тип рецензии:

ЖАНР. Историко-биографическая психологическая драма.

ПЕРВОИСТОЧНИК. Фильм поставлен по одноим. (2013) роману француза Жан-Даниэля Бальтасса (род. 23.7.1949), за который он выдвигался на Гонкуровскую премию. Правда, отзывы противоречивы и во многих говорится о витиеватом языке и трудоемкости чтения. Кстати, это уже 9-й его роман, а первый вышел в свет еще в 1987 году. По образованию Бальтасса – историк искусств в области кино и фотографии. Был успешен в рекламе, в том числе как создатель галереи «Чудак». Однако с середины 80-х годов посвящает себя исключительно литературе. «Диван Сталина» – первая экранизация Жан-Даниэля. С кино до этого он имел дело лишь однажды, в 2002 году, выступив сценаристом по книге другого писателя.

ВЫБОР/ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД. Во-первых, интересна тема, неожиданно ставшая еще и чрезвычайно актуальной. Во-вторых, сильное впечатление производят имена создателей картины. Великие актеры (и немного режиссёры) Ж. Депардье (род. 27.12.1948 г.) и Ф. Ардан (род. 22.3.1949) снялись вместе еще в 1981 году в полюбившейся и в СССР мелодраме Ф. Трюффо «Соседка». После этого сотрудничали не часто, но Фанни не раздумывала, кого пригласить на роль Сталина. При полном понимании разности «весовых категорий» и прочих внешних обстоятельств. А то, что «Диван Сталина» не стал ярким событием, в данном случае – даже лучше. Ибо меньше шума и поводов для раздражения, при желании вникнуть в суть экранных событий, которые, скорее всего, не всегда близки к реальности. Хотя, кто может доподлинно знать про интимные подробности личной жизни товарища Сталина и уж тем более, про что ему думалось на закате жизни… Не случайно Депардье особо отмечает творческую смелость Ардан, показывающую вождя народов в далеком от традиций ракурсе. Более того, Жерар сравнивает манеру постановки с оперной, не забывая отвешивать комплименты Ардан за умение достигать амбициозных целей. Он даже вспоминает, что его мама называла подобные характеры труднопереводимым culot (от «наглость» до «стальные яйца»). Согласен, нужно обладать дерзостью, дабы отнюдь не в комедии, представить миру огромное (в т. ч. и голое) пузо Сталина, который, ко всему прочему, настолько неадекватен (на первый взгляд), что пытается разобраться в себе с помощью методик З. Фрейда. Он называет этого психоаналитика шарлатаном, однако счастлив, что добыл для себя его реальную кушетку. Но вместо того, чтобы привлечь специалиста, пользует в качестве толкователя собственных сновидений даму, которая уже много лет сочетает обязанности секретаря, помощника и любовницы. При этом, страшно боясь Хозяина, даже в момент его отдыха в родной Грузии…

О ЧЕМ РЕЧЬ. Почти уверен, что роль Лидии, Фанни с удовольствием поручила бы себе, будь, извините, несколько моложе. Об этом думается, когда видишь Лидией другую знаменитую красавицу – 49-летнюю Э. Сенье («Венера в мехах»), супругу прославленного Р. Поланского. Не буду сопоставлять с известными историческими реалиями, но в «Диване Сталина» – Лидия нечто вроде старшей (или любимой) жены в гареме. У нее нет никаких официальных обязанностей, но она уже более четверти века интимно близка с вождем, знает о нем много секретов и вынуждает окружающих относиться к ней с почтением. Кстати, поразительно, насколько велика обслуга и охрана вождя. При постановке фильма видимо руководствовались правилом: короля играет свита. Попутно думаешь, сколь глупы люди, которые всерьез вещают о якобы скромности Сталина. В данном фильме, не лишенном злой иронии (и даже карикатурности с гротеском), он все еще довольно заводной, горазд и подурачиться, притом, что Виссарионовичу уже за 70, и жить осталось около трех лет. Помимо болезненной подозрительности и вопиющего самодурства (очень хорошо раскрыта сия тема в переложении отношения к кинематографу), Сталину присуща и жгучая ревность (даже к Ленину). Так что Лидия понимает, что играет с огнем (словно мышка с кошкой), когда даже просто разговаривает со скульптором Даниловым. Тот приглашён пожить на территории правительственной дачи, чтобы в удобный момент поведать Сталину о проекте монумента «Отец народов». У Данилова тоже есть скелет в шкафу, может быть именно это, наряду с довольно привлекательной внешностью и подталкивает Лидию к весьма рискованному в этих обстоятельствах общению… При этом, как рассказывал о своем персонаже Депардье – «понимая, что его все боятся, он начинает бояться самого себя». К чему приведет сей странный любовный треугольник и есть интрига фильма.

ПРОИЗВОДСТВО. Фильм снят в Португалии, в «пятизвездочном» дворце-отеле в Буссако, в прошлом – месте отдыха монархов, имеющем репутацию загадочного, почти мистического. Дворец является архитектурной фантазией, окруженной экзотическими садами. Как заявлено создателями фильма, все оружие – настоящее и охранялось на съемках полицией. Наверняка оно «игровое» мосфильмовское. Сенье рассказывала, что испугалась, впервые увидев Депардье в образе тирана. Может быть, это лишь комплимент, но заметно, что и статисты разделяют ее мнение. Хотя большинство из них – не актеры, а местные жители. Ардан их сильно хвалила за старательность, а Депардье материально поощрял из своего кармана, когда не портили его игру.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 6 / 4
  • тип рецензии:

В усадьбе Сталина

Фанни Ардан замечательная, французская актриса театра и кино с большой буквы. Ее я люблю и уважаю, и смотреть за тем, как она играет - всегда одно сплошное удовольствие. Фанни тот редкий сорт актеров, которые несут с собой свет что-то теплое, настоящее, живое. Ей веришь, ее героинь любишь, и каждую она играет с душой.

Мадам Ардан помимо актерской работы, уже ни раз пробовала себя в кресле режиссера. Она сняла такие малоизвестные фильмы, как «Прах и кровь» и «Навязчивые ритмы», к которым лично я отношусь с нейтральной позиции.

Совсем недавно в 2016 году французская дива выпускает свою новую кинокартину, в которой она была режиссером. Ардан экранизирует роман Жана-Даниэля Бальтасса и снимает фильм под названием «Диван Сталина». Чтобы ее кино имело значимость и интерес, актриса и режиссер приглашает на главную роль ни кого-нибудь, а самого Жерара Депардье.

Как известно, дуэтом Фанни с Жераром ни раз играли в кино, и фильмы с их участием, такие, как «Соседка» или «Натали», или «Бальзак» я очень люблю. «Полковник Шабер» и «Привет пока» уже отношусь нейтрально. Ардан уже снимала Жерара в «Навязчивых ритмах», и вот теперь у него главная роль в ее новом фильме, и не просто главная роль, он играет самого Иосифа Сталина.

С большим любопытством отнесся к этой кинокартине, приготовившись увидеть интересный, глубокий фильм о очень сильном и противоречивом человеке. Хотелось узнать что-то новое, да и взгляд самой Фанни на образ и жизнь Сталина тоже был интересен. Посмотрев же это европейское кино, сложилось смутное мнение обо всем увиденном.

Мы видим историю молодого скульптора Данилова, который стал работать в усадьбе Иосифа Сталина по непростому проекту монумента в честь вождя. Герой оказывается втянутым в щекотливую ситуацию. Им заинтересовалась женщина по имени Лидия, которая имеет близость со Сталиным и живет в этой самой усадьбе. Везде прослушка, КГБ, взгляды, уши, назревал конфуз. Мы видим последние годы жизни Сталина и внезапно сложившейся любовный треугольник…

Смешанные чувства у меня к этому фильму по многим причинам. Пытавшись разглядеть что-то интересное и достойное в этой картине, ждало разочарование. Фильм не вдохновляет, более того он получился какой-то чужой, холодный, местами ужасно затянутый и скучный. Все внимание и интерес держится исключительно на сценах главных героев. Трио актеров были подобрано продумано, но актерская игра не спасет фильм о скупости и динамики сюжета и исхода событий и то, как все было показано.

Разные детали в картине того времени бросаются в глаза, и над мелочами хорошо поработали, это мы оценили. Не хватало чего-то живого в картине, некой глубины, фильм смотрелся тухло, как будто он был совсем ненужный, никому ненужный и не понятно зачем его сняли. Вот такое странное впечатление почему-то осталось после просмотра.

Депардье мною любимый актер, и хвалить я могу его долго, но эта роль была не его. Мы смотрим на него в этой картине и видим только Депардье, а не Сталина. Депардье вживается в роль и играет, и мы снова видим только Депардье, от Сталина там ничего нет. Образ Жерару не удался, и если пару лет назад он здорово сыграл Распутина, то Сталин был не его персонаж. Образ не удался ни внешностью, не манерами, ни чем.

То, что мне действительно понравилось, и то, что можно смело похвалить, так это женский образ в исполнении Эммануюль Сенье. На роль загадочной Лидии Фанни удачно выбрала эту талантливую актрису. Жена моего любимого режиссера Романа Полански – Сенье была душой этого фильма. Сыграла она живо, и сцены с ее участием только и приходят на ум, когда вспоминаешь увиденный фильм. В роли скульптора засветился многообещающий актер Поль Ами.

«Диван Сталина» - холодный, драматический фильм 2016 года, который является проходным и сомнительным проектом, у которого больше минусов, чем плюсов. Данный третий фильм Фанни Ардан представляет из себя неправдоподобный эпилог из экранизации книги «Le divan de Staline», которому я говорю «нет», «не верю». Кино найдет для себя небольшого зрителя, но не ждите от него ничего выдающегося. Фильм чужой и не для русского зрителя. Нам это нечто будет сложно оценить, ведь оно представляет из себя что-то неправдоподобное и далекое.

«Самое ценное — свобода»: Фанни Ардан — о фильме «Диван Сталина», феномене абсолютной власти и малосольных огурцах

Звезда французского кинематографа Фанни Ардан представила в Москве свою новую режиссёрскую работу — драму «Диван Сталина» с Жераром Депардье в главной роли. Ардан рассказала, как проходили съёмки картины, что для неё значит русская литература и какое российское кино она готова «пересматривать до бесконечности». Она также прокомментировала ситуацию вокруг обвинений в адрес Катрин Денёв, осудившей кампанию по обличению сексуальных домогательств, и пояснила, почему выступает против политики Запада по демонизации России. О любви к Пушкину, изучении феномена абсолютной власти и дегустации малосольных огурцов известная актриса рассказала в интервью RT.

— Мне понравилась идея. Мне всегда нравилось приезжать в Москву, в Россию. Я люблю литературу, в том числе русскую. Не думаю, что моя кандидатура была идеальной для роли крёстной такого мероприятия, потому что я всегда выступала от своего имени. Но сама идея мероприятий, связанных с отношениями между Россией и Францией при участии писателей, мне понравилась.

— Что вас особенно вдохновляет в русской литературе?

— На меня большое влияние оказала классическая литература, поэты. В особенности поэты-диссиденты, которые научили меня, что стихи сильнее «коктейлей Молотова». Ещё мне нравится следить за современной литературой. Чтобы понять, что какой-то писатель станет великим, нужно подождать. В кино то же самое: есть фильмы, которые 20 лет назад имели огромный успех, но сейчас их смотреть невозможно. А есть фильмы Любича или Эйзенштейна, которые можно смотреть бесконечно. Я всегда говорю, что есть книги, а есть литература. Литература — это то, что останется с нами. В русской литературе мне нравится гуманизм, широкое видение жизни. Она ставит вопрос об искуплении, даже вне религиозного контекста. Вопрос о том, как можно спасти свою душу.

— Какой русский писатель вам наиболее близок?

— Очень давно, когда я была ещё молоденькой девушкой, мне был близок Достоевский. Позднее я прочитала всю классическую литературу, но, например, Горький — это немного не моё. Больше мне нравился Гоголь. Я читала и других писателей, таких как Бабель, поэтов. Я обожала Мандельштама. Французскую поэзию я, как ни странно, не читаю.

— Как вы считаете, возможно ли передать мелодику стихов на другом языке?

— Это непросто. Для этого нужно быть гением. Во Франции есть такой гений — Андре Маркович, он перевёл всего Достоевского, всего Пушкина. Появилась возможность читать стихотворные переводы Пушкина, воспринимая не только смысл. Ведь для великого писателя важны и форма, и содержание.

— Во Франции Пушкина знают не так хорошо, как Достоевского и Толстого. Иностранцам обычно сложно понять, почему в России так ценят его творчество.

— Сложно потому, что они не читали новый перевод, сделанный гениальным Марковичем. Если бы мне когда-то сказали, что мне так понравится роман в стихах, я бы не поверила. Пушкин — гений.

— Когда вы впервые заинтересовались русской культурой?

— Я очень хорошо помню этот момент. Я была у бабушки с дедушкой, в доме прямо посреди леса, и могла читать всё что угодно! У дедушки была огромная библиотека. Я прочла всё. И я помню, как представляла себе Россию. В детстве я часто бывала в опере и на балете, слушала русскую оперу… Для меня Россия была страной из книг, страной роковых женщин, родиной страстей. В ней всегда сочеталось огромное и ничтожно малое, и это мне очень нравится. «Война и мир» как раз про это. Сначала мы пытаемся понять характер Пьера Безухова, а вот мы уже говорим о битвах. В этом заключается гениальность.

Так что когда я приехала в Россию, я уже была знакома с вашей культурой. А потом познакомилась с русскими людьми, узнала, что такое трапеза по-русски, попробовала малосольные огурцы. Мне понравилась водка и понравилась атмосфера. У меня было ощущение, что я стала героиней какого-то романа. История вашей страны похожа на роман! Мне очень близки некоторые ваши мужские персонажи. Например, Евгений Онегин…

— Потому что вы, как и он, чувствуете себя вне общества?

— Нет, потому что я легко могла бы пройти мимо того, что сделало бы меня счастливой. Для меня «Евгений Онегин» — это роман об умении жить, о том, что мы живём лишь один раз, что нельзя опоздать на свой поезд. Этот роман глубоко трагичен. Я ещё читала «Пиковую даму» Пушкина. Когда я приехала в Санкт-Петербург, мне захотелось побывать в его доме. Сама жизнь Пушкина — с этой дуэлью — напоминает роман. И этот безумный француз, которого звали Дантес. А потом Александр Дюма напишет «Граф Монте-Кристо», в котором героя зовут Эдмон Дантес…

— Какая экранизация русского романа кажется вам наиболее успешной?

— Когда я смотрела фильм Бондарчука «Война и мир» в Париже, был август. Его показывали с антрактами. В те времена в августе на каникулы не уезжали только неудачники. Мне хотелось оказаться в компании таких вот неудачников. Потом я узнала, что этот роман экранизировал и Кинг Видор, американец. Я подумала, что вряд ли американцы сделают это хорошо, а оказалось, что фильм весьма неплох. Хотя мне очень нравится фильм Бондарчука, там такие образы…

— Вы приехали в Россию ещё и для того, чтобы представить свой новый фильм — «Диван Сталина». Какой реакции вы ожидаете от российской публики?

— Я не жду какой-то конкретной реакции, но мне интересна критика, комментарии. Даже если публике не понравится, мне будет интересно.

— Вокруг картины Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» разразился скандал. Министерство культуры России отозвало у неё прокатное удостоверение. Как думаете, может ли ваш фильм спровоцировать что-то подобное?

— Нет, потому что по своей сути это не документальный фильм. Я не претендую на историческую достоверность. Это метафора, относящаяся к власти. Все французы знают, кто такой Сталин, он сохранился в памяти людей, его фигура за рамками русской истории. Мне интересно понять, что случается с людьми, когда у них есть абсолютная власть.

— Прошло уже больше года с момента первого показа вашей картины. Вы довольны, что она получилась именно такой?

— Когда пересматриваешь фильм, особенно если ты актёр, никогда нельзя быть довольным. Жизнь потому и увлекательна, что мы находимся в поиске абсолюта, который от нас ускользает. У меня что-то не получилось, что-то я хотела бы переделать, что-то мне удалось.

— Французская и российская публика отличаются?

— Думаю, разницы нет. Я, например, хожу на российское кино во французские кинотеатры. Я смотрю его не как француженка, а как человек. Гражданство — это хорошо, но когда речь идёт о сути мы выходим за рамки национальности. Поэтому читать книги и путешествовать так важно. Так мы замечаем, что очень похожи друг на друга. Хотя у нас есть свои качества и свои недостатки, все мы — люди.

— На ваш взгляд, имеет ли культура право быть политизированой?

— Нет. Культура по определению должна быть свободной, свободно распространяться. Даже если между странами вдруг портятся отношения, настоящая литература всё-таки доходит до читателя. Я говорила вам, что очень любила вашу литературу в советские времена. Книги до нас дошли! Дело не в том, что мы будем продавать меньше камамбера, а Россия — колбасы. Это никого не интересует, вкусы меняются. Сильная книга — клянусь! — всегда найдёт своего читателя. Я в это верю. Музыка всегда дойдёт до слушателя.

— В прошлом году вы, выступая по телевидению, высказались против «демонизации России». Вы до сих пор считаете, что Россию демонизируют?

— Меня это раздражает. Ненавижу, когда кого-то демонизируют, строя из себя ангелов, серафимов, рассказывая, как надо жить, представляя себя божественными созданиями. Каждый пытается жить по-своему. Я не люблю, когда критикуют, продвигая общие идеи. Журналисты часто ограничиваются лаконичными комментариями, а ведь жизнь страны — понятие очень сложное. Поэтому я всегда говорю, что очень люблю международную политику, это невероятно интересно, похоже на реку с её течениями, все эти альянсы — это очень увлекательно. Но нельзя сказать, что по одну сторону хорошие, а по другую — плохие.

— Многие сегодня выступают против расширения влияния России во Франции в рамках работы канала RT France…

— Мне кажется, что влияния боятся только те, кто уязвим. Это значит, что у нашего общества есть недостатки. Тем не менее доступ к информации стал более свободным. Каждый из нас формирует своё собственное мнение, вместо того чтобы слушать директора 1-го, 2-го, 3-го каналов. Люди думают быстрее, чем кажется. Хватит думать, что народ — это сборище идиотов!

— Около сотни французских женщин подписались под заявлением, в котором осуждались «пуританские перегибы», связанные со скандалами о сексуальных домогательствах. Вы бы присоединились к этим женщинам?

— Я крайне редко подписываюсь под чем-то. И потом, я не люблю коллективные инициативы. Я считаю, что самое ценное — это свобода. И мы слишком поздно замечаем, что утратили свободу. Общество устроено так, что безопасность всегда противопоставляется свободе, и это само по себе очень опасно. Свобода — великая ценность, она всё время ускользает, и её надо всегда отстаивать.

— Что вы думаете о критике в адрес Катрин Денёв после этого заявления? Почему все так ополчились против неё?

— Сразу могу сказать, что мне претит любое линчевание в прессе — это слишком примитивно. Я очень люблю Катрин, она отважная и свободная женщина. Люди этого не поняли, в особенности СМИ, когда заявили, что ей пришлось опубликовать письмо с извинениями. Это не извинения, а пояснения: «Дамы и Господа, если вы меня не поняли, вот что я на самом деле хотела сказать…» Катрин — гуманист, она слишком хорошо понимает жизнь. Так что всё это было во имя гуманизма. Но, возможно, мы на пороге новой эпохи, когда все пойдут друг против друга.

— Вам поступало много предложений сниматься в кино и играть в театре в России. Какие-нибудь проекты вас заинтересовали?

— За закрытой дверью тебя всегда кто-то поджидает. Но вы знаете, что прекрасно в нашей профессии? Мы всегда в ожидании. Не всё предопределено, не всё можно контролировать, не расписано на много лет вперёд — нет. Что мне нравится в актёрской профессии: ты никогда не знаешь, когда судьба преподнесёт тебе очередной подарок.

— Но 2018 год у вас, наверное, уже полностью расписан?

— В марте у меня начнутся съёмки. Это будет комедия под названием «Моя мама — сумасшедшая», и я в роли матери.

— Что вас сейчас привлекает больше: режиссёрская или актёрская деятельность?

— И то, и другое. Примерно раз в два года я возвращаюсь в театр. Думаю, настанет день, когда я больше не захочу играть и с этим покончу. Очень часто вас ставят перед выбором: кино или театр? Просят выбрать, кем вы хотите быть, актрисой или режиссером. Но жизнь безгранична! Вопрос только в том, сколько у вас энергии и времени. Пока мне нравится и то, и другое, и я не хочу ни от чего отказываться.

"Диван Сталина". Мифы и правда о любовных похождениях вождя

Кинотеатр "Пионер" в Москве оштрафовали за демонстрацию 26 января фильма "Диван Сталина". У кинокартины не было прокатного удостоверения.

Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons</p>

Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

В фильме говорится об одной из любовниц вождя по имени Лидия. Была ли она на самом деле и кто ещё побывал на "диване Сталина"?

О чём фильм

Киноленту в Москве демонстрировали одновременно с нашумевшей комедией "Смерть Сталина" в рамках кинофестиваля "Наконец-то в кино". Премьера фильма состоялась во Франции в январе 2017 года. Кинокартина совместного производства России, Франции и Португалии. Снимала её режиссёр Фанни Ардан, известная российскому зрителю по "Париж, я люблю тебя".

Скриншот фильма

Скриншот фильма "Диван Сталина"

По сюжету, в начале 50-х годов Иосиф Сталин (его играет Жерар Депардье) уезжает в свою тайную резиденцию, расположенную посреди леса. Вместе с ним отправляются несколько человек из прислуги, а также его (ориентировочно) сверстница Лидия, которую играет Эмманюэль Сенье. Кроме того, в резиденцию едет художник по фамилии Данилов, которому необходимо сделать набросок будущей скульптуры Сталина. Проект, разумеется, засекречен. А сам Данилов (Поль Ами) находится под пристальным вниманием КГБ.

Скриншот фильма

Позже оказывается, что Лидия на самом деле — давняя подруга и любовница вождя. Однако в резиденции она играет роль его психотерапевта. На диване, который якобы когда-то принадлежал Зигмунду Фрейду, вождь рассказывает ей о своих снах и переживаниях.

Что за Лидия

В список любовниц Сталина записывают столько женщин, что хватит на целый полк: и балерины, и актрисы, и певицы. Ну и, конечно, крестьянки (по молодости). Есть среди них и одна Лидия — 14-летняя сирота по фамилии Перепрыгина.

В марте 1913 года Сталина арестовали на вечеринке, которая была устроена Петербургским комитетом большевиков в зале Калашниковой биржи. Его осудили на четыре года и выслали на поселение в Туруханский край Енисейской губернии.

Иосиф Сталин (в молодости) и Лидия Перепрыгина (после войны). Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

Иосиф Сталин (в молодости) и Лидия Перепрыгина (после войны). Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

Дальнейшее развитие событий в своих книгах описывают историки. По их словам, находясь в ссылке в селе Курейка, 34-летний Джугашвили познакомился с 13-летней сиротой по имени Лидия. Они стали встречаться и чуть ли не жили вместе.

В какой-то момент девушка забеременела, а жандармы пригрозили возбудить уголовное дело. Джугашвили дал обещание жениться, как только девушка будет совершеннолетней. Однако в конце осени он бежал.

Лидия же родила сына, которого назвали Александром. Вскоре она переехала в Игарку, вышла замуж за местного рыбака Якова Давыдова, который стал мальчику отцом. Вскоре в семье родилось ещё трое детей. Со Сталиным она больше никогда не виделась.

От мальчика не скрывали, чьим он является сыном, однако и не афишировали данную информацию. Биологический отец никогда не общался с мальчиком, а в семье матери старались лишний раз не говорить об этом.

Александр Давыдов (сын Сталина) с женой Евдокией. Фото © Wikimedia Commons

Александр Давыдов (сын Сталина) с женой Евдокией. Фото © Wikimedia Commons

В войну Давыдов был дважды ранен, дослужился до майора. После ВОВ работал директором столовой в Новокузнецке. У него было трое детей. Сам мужчина скончался в 1987 году.

Внук Сталина, Юрий Давыдов, не раз пытался доказать свою причастность к роду Сталиных. Проблемы были в том, что официальные потомки не шли на контакт.

— Всё, что я хотел — это защитить честное имя своей бабушки и родителей, которых долгие годы обвиняли в самозванстве, — говорит Юрий Давыдов. — Я давно был готов к этому анализу и рад, что официальные родственники наконец решились на этот шаг. Произошло это в 2016 году.

Материалы для анализа ДНК сдал Александр Бурдонский — прямой внук Иосифа Сталина, старший сын Василия Сталина. Клетки двоюродных братьев полностью совпали.

Юрий Давыдов — инженер, после окончания института и до выхода на пенсию работал шахтостроителем в НИИ проектирования шахт в Новокузнецке. Продолжает трудиться и сейчас: разрабатывает электроподстанции для нефтедобывающей отрасли. У него три сына и четыре внука.

Ещё одна Давыдова

Скандальная книга Леонарда Гендлина "Исповедь любовницы Сталина" написана в форме воспоминаний советской оперной певицы Веры Давыдовой, заслуженной артистки РСФСР и Грузинской ССР, трижды ставшей лауреатом Сталинской премии, вышла в 1993 году. Автор опубликовал её в год смерти женщины, а её родственники потом опровергали связь с вождём. Они даже заявили, что саму Давыдову хватил удар после прочитанного, после чего она и скончалась.

Вера родилась в семье землемера и учительницы в Нижнем Новгороде. Вскоре семья переселилась на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. А в 1920 году, когда японцы пытались захватить город, семья бежала в Благовещенск.

Иосиф Сталин и Вера Давыдова. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

Иосиф Сталин и Вера Давыдова. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

В 1924 году Вера на свой страх и риск поехала поступать в Ленинградскую консерваторию и выдержала все экзамены. Когда ей было 23 года, Давыдову пригласили в Мариинский театр, ей начали доверять серьёзные партии в "Аиде", "Кармен", "Хованщине", а позже назначили дублёром солистки. К тому моменту примой была знаменитая Софья Преображенская, в которую, по слухам, был влюблён "тогдашний правитель" Ленинграда Григорий Зиновьев.

Весной 1932 года труппа уехала на гастроли в Москву, где выступала в Большом театре. Когда артисты узнали, что одну из постановок посетит лично Сталин, практически прекратили есть и спать — репетиции шли с утра до вечера. И вот тот день премьеры настал.

— Верочка, вы прекрасно спели! Давно уже Москва не слышала такой дивной Кармен. Эти цветы вам прислал Иосиф Виссарионович Сталин, — шепнула одна из актрис Большого театра, Алла Тарасова, передавая огромный букет пурпурных роз.

А что Вера? Она не могла сдержать слёз и успокоилась только тогда, когда нужно было идти в правительственную ложу, где её лично представили Иосифу Виссарионовичу.

— Поздравляю с успехом, товарищ Давыдова, — сказал вождь.

После этого все пошли на банкет, где Вере объявили, что она переезжает в Москву. Через месяц Вера уже жила в столице. Как описывается в книге, она была любовницей Сталина около 20 лет. Её муж Дмитрий Мчедлидзе всё знал, но не мог ничего предпринять. И официально развестись не мог — якобы был нужен "как прикрытие". Связь, разумеется, не афишировалась.

Роза Каганович

В любовный список Сталина записывают также Розу Каганович. По основной версии, она была родственницей сподвижника Сталина Лазаря Кагановича. Полное имя — Рахиль, но для домашних — Роза. Историк Дмитрий Волкогонов и дипломат Александр Бармин подтверждают её существование. Но в семье Кагановича было две Рахиль, которых звали Розой. Сестра Кагановича умерла в 1926 году, а племянница сменила фамилию в 1940-х и уехала в Нижний Новгород.

Лазарь Каганович. Фото © Wikimedia Commons

Лазарь Каганович. Фото © Wikimedia Commons

Познакомились они в начале 1930-х годов по инициативе Лазаря Кагановича. Как именно протекал роман — нет ни одного свидетельства. Розу называли даже гражданской женой Сталина. Что было в перерыве между началом 1930-х и 1932 годом, остаётся загадкой.

Сталину приписывают также романы с балеринами Мариной Семёновой и Ольгой Лепешинской, певицами Валерией Барсовой и Натальей Шпиллер. В общем, со всеми, кому удалось довольно быстро взобраться по карьерной лестнице. Почему? Видимо, в головах историков просто не укладывается тот факт, что вождь мог оставаться без хоть сколько-то постоянных отношений на протяжении 20 лет.

Жёны. Официально

Первой женой Сталина была Като Сванидзе — её брат Александр учился вместе со Сталиным в Тифлисской духовной семинарии. Пара обвенчалась в 1906 году, а меньше чем через год в семье родился ребёнок, названный Яковом. Вскоре Екатерина скончалась от брюшного тифа.

Второй раз Сталин женился в 1919 году. С Надеждой Алиллуевой он встретился двумя годами ранее — ей тогда было 16 лет. У пары родилось два ребёнка, Василий и Светлана. Но счастливая семейная жизнь закончилась в 30-х годах.

Надежда Алиллуева покончила с собой в 31 год, в ночь с 8 на 9 ноября 1932 года. На её могиле на Новодевичьем кладбище установлен памятник с надписью "От И.В. Сталина".

Самоубийство произошло после ссоры со Сталиным. По слухам, скандал разразился накануне парада в ноябре 1932 года, а его причиной стала как раз Роза Каганович.

Диван Сталина (2016)

Диван Сталина кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

актеры и роли

Жерар Депардье

Жерар Депардье

Эмманюэль Сенье

Эмманюэль Сенье

Поль Ами

Франсуа Шатто

Тудор Истодор

Ксавье Мали

Люна Пиколи-Трюффо

Алексис Маненти

Мигел Монтейру

Лидия Франку

Жоана де Верона

Филипе Леруш

Марта Бараона Абреу

Жуау Кунья

Моника Феррейра

Карла Гильерме

Тьягу Гимарайнш

Даниэл Лоуру

Сержио Марафона

Тьягу Сарменту

Даниил Ушаков

Ошибка

кадры из фильма >>

Диван Сталина (2016) фотографии

Диван Сталина (2016) фотографии

Диван Сталина (2016) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Фильм ,тема фильма актуальна и в наши дни..Те же самодуры начальники и им подобные ,тот же страх перед ними,только не расстреливают,не убивают ,не пытают и то не факт в некоторых случаях. Особенно это. читать далее>>

Депардье, как Безруков! У обоих - мания! Играют всех и всё. Можно простить мадам Ардан этот фильм. Я, даже верю, что она сняла его из любви к России! Но, при одном условии: в начале фильма. читать далее>>

Депардье - Ну просто вылитый Сталин, копия, как две капли, особенно усы. Кого он там представлял ещё из русских знаменитостей? . Распутина! Этот ещё ближе к оригиналу)) читать далее>>

Читайте также: