Диван начало 20 века

Обновлено: 13.05.2024

Продолжаем экскурс в историю дизайна. Эту мебель вы наверняка видели и уже не раз опробовали. А если еще нет — есть повод узнать о культовых объектах побольше!

Диван Bocca, Gufram

Диван-губы Bocca (ит. «губы») — настоящая легенда 1970-х. Дизайн-бюро Studio 65 взяло за образец знаменитую пластиковую модель, придуманную Сальвадором Дали (Salvador Dali), (который, в свою очередь, вдохновлялся губами голливудской кинодивы и секс-символа 1930-х Мэй Уэст) и творчески переосмыслили ее, придав ей сходство с улыбкой Голливудских звезд 1960-х.

Диван Marshmallow, Vitra

Диван со спинкой и сиденьем из разноцветных «таблеток» — плод фантазии и неудавшегося технического эксперимента Джорджа Нельсона (George Nelson), ставший в итоге иконой модернизма. Изначально предполагалось сделать каркас спинки и сидений из литых автомобильных дисков, но они оказались слишком гибкими и не выдержали нагрузку. Тогда Нельсон зацепился за форму, составив на ее основе яркую, необычную композицию.

Цветовое сочетание навеяно зефирками «маршмеллоу», которые любят добавлять в кофе. Наполнителем служит поролон, яркая обивка сделана из винила. Диван был выпущен в 1956 году и до сих пор бьет рекорды продаж швейцарской марки Vitra, получившей права на его производство в Европе. (В США права остались за заказчиком Нельсона, концерном Herman Miller).

Диван Tatlin, Edra

Легендарный диван конца 1980-х можно было увидеть в каждом модном клубе 1990-х. Модель получила название в честь башни III Интернационала — нереализованного и одновременно самого известного проекта Владимира Татлина — и в точности воспроизводит ее форму. Модель представляет собой современную версию классических козеток в резных рюшечках, которые в обязательном порядке стояли в салонах начала ХХ века. Каркас выполнен из стали и аккуратно обернут полиуретановой пеной. У неe разная плотность: для сиденья чуть меньше, и оно мягче, а для спинки чуть плотнее, что делает ее жестче. Выпускается фабрикой Edra в разных цветах и отделках (например, в стразах Swarovski).

Диван Pumpkin, Ligne Roset

В 1970-м году дизайнер Пьер Полен (Pierre Paulin) получил госзаказ: обновить интерьеры Елисейского дворца, резиденции президента Франции. Полен спроектировал модную обстановку, включая всю мягкую мебель. Впоследствии кресла и диваны из «Елисейского сета» вошли в модельный ряд ведущей европейской марки, специализирующейся на дизайнерской мебели — Ligne Roset, которая выпускает их до сих пор.

Диван Pumpkin своими мягкими, округлыми формами и прошитой сердцевиной действительно напоминает тыкву — так переводится с английского название модели. Наполнителем снова служит пена, а вот обивка сделана из стрейча, который до этого использовался только в пошиве купальников. Ligne Roset регулярно обновляет палитру модели, чтобы ее дизайн оставался в тренде.

Диван Terrazza, de Sede

Диван как картинка из учебника по природоведению — швейцарский дизайнер Убальд Клюг (Ubald Klug) создал оригинальную модель, вдохновившись срезом земной коры. Она представляет собой несколько положенных друг на друга подушек разной формы, которые образуют своеобразный «ландшафт» — как земная кора в разрезе или 3D-изображение географических карт. «В Альпах на таких склонах, спускающихся уступами, террасами, пасутся коровы», — говорил Клюг.

Модель стала настоящим символом 1970-х. И хотя многие критики невзлюбили диван, он пользовался неизменной популярностью у модных дизайнеров. Им комплектовали обстановку ночных клубов и хайповых ресторанов. В наши дни его также можно увидеть в проектах звезд: например, в интерьерах Мартина Лоуренса Булларда или Келли Уэрстлер. Оригинальные модели ищем на аукционах, а современное переиздание — у марки de Sede. Можно заказать диван в нужном размере и составить любую композицию, так как отдельные модули компонуются друг с другом по принципу домино.

Эволюция дивана

Эволюция дивана

Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.

Диван в Османской империи: немного лингвистики

Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого dīvān и персидского dīwān. Диваном называли поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.

Дворец Топкапы, Стамбул.

рис. 1. Дворец Топкапы, Стамбул. Источник: privet.club

Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.

Gaetano Previati. Курительницы гашиша.

Диван в эпоху античности

Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.

И все же римляне имеют отношению к современному дивану. Всем знакомая кушетка - это потомок римской клинии (рис. 3) - ложа, которое они переняли у греков. На них патриции возлежали во время бесед и принятия пищи. Это было металлическое сиденье с выступом с одной или двух сторон для подушек. На бронзе было не расслабиться и не отдохнуть, а потому подушки были не только декоративным элементом, но и помогали предотвратить онемение во время длительных трапез.

Римские клинии, I в

рис. 3. Римские клинии, I в. Источник: Википедия

Диван в Средневековье

Жители средневековой Европы не знали ни восточного дивана, ни римской кушетки. На чем же они сидели? Это зависело от происхождения: знатная персона восседала на скамье, которая как раз и заменила диван (рис. 4). Образованный монах - на аскетичном табурете, а простой работяга на корточках или грубо сколоченном ящике. И несмотря на социальные различия, первый, второй и третий не знали что значит удобно сидеть, не могли правильно расслабить спину и беспечно протянуть ноги.

Восстановленная обстановка пиршественного зала замка в Йорке (1483г.)

Причиной аскетизма была не нехватка материала или грубые руки мастеров. Средневековое христианство несло в себе цель просветить душу, но и не забывало всячески обуздать тело, так как считалось, что душа и тело - неразрывны. Мягкие сиденья никак не вписывались в концепцию умерщвления плоти.

Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.

У. Цзинвэнь “12 красавиц”.

Мягкий диван в эпоху Возрождения

Идея набить шкуру или ткань мягким материалом, чтобы потом использовать это изделие для отдыха была не нова. Еще в древнем Египте использовали подушки, но чтобы создать целую мебель по такому принципу - пришлось подождать несколько тысячелетий.

Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.

Эпоха Возрождения - это переворот эстетических предпочтений и возврат к античным идеалам. Человеческая мысль стала смелее и многие суровые постулаты христианства были свергнуты. Все эти процессы смягчили дерево и камень средневековой мебели в буквальном смысле. Богатых людей окружала мягкая мебель, вернулись забытые кушетки.

Предшественником канапе - маленького дивана - была итальянская касса-панка (рис.6). Это скамья-сундук, которая по своей форме напоминает современный небольшой диван. Касса-панку делали из дерева, поэтому удобства она доставляла не много, а вот красоты и чувства превосходства - достаточно. К тому же внутри хранили деньги и прочие ценности, а некоторые купцы предпочитали вести дела, только сидя на ней. Для безопасности.


Кстати, именно касса-панка легла в основу знаменитого сталинского дивана.

Диваны в Версальском дворце

Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.

Дворец Людовика XIV - это место открытий и эстетических переворотов. Здесь появляются не только новые виды танцев, церемоний, невообразимые законы и порядки, но и новые виды мебели . Первый диван, который отдаленно напоминает современный был как бы составлен из несколько стульев в ряд (рис. 7). Опорой такой мебели служили шесть или восемь ножек.


Чаще всего верхняя часть спинки имела волнистую форму, которую повторяли боковины. Форма волны и завитка - основной элемент роскошной и перегруженной барочной мебели.

Дворяне, у которых было достаточно денег на забавы, хотели сидеть на чем-то необычайно комфортном. Спрос рождал предложение, и мастера удивляли заказчиков новыми идеями. В результате появились шезлонги, диваны и диванчики - подобие канапе, которые по-английски двусмысленно называются loveseat . Казалось бы, это мебель для любовных утех, но вовсе нет. Изделия были специально разработаны для тяжеловесных и массивных платьев с кринолинами из железных прутьев, которые приходилось носить дамам XVII века. (рис.8)

Портрет Марии Антуанетты.

Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.

Эпоха Людовика XIV и Людовика XV - это революция в понимании комфорта, настоящий мебельный переворот. Мебель становится источником наслаждения, а не только жестким и холодным свидетельством статуса и финансового положения. А вот Людовик XVI станет свидетелем совсем другой революции, жестокой и кровавой, благодаря которой понятия удобства и красоты станут доступными не только аристократам, но и народным массам.

В Российской империи диваны стали широко распространяться в середине XVIII века. Прорубленное “окно в Европу” не привило любви русской знати к миниатюрным канапе. Зато популярность приобрел восточный тип - крупный диван, с большим мягким сиденьем.

Князь Потемкин в качестве военного трофея преподнес Екатерине II огромный турецкий диван (рис. 9), который дал имя одной из комнат дворца в Петергофе - диванная.

Диванная в Большом Петергофском дворце.

Диваны Честерфилд

Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что Честерфилд - это не только город в Англии и название футбольного клуба, но еще и диван. Например, в Оксфордском словаре английского языка сказано, что словом “честерфилд” называли кожаный диван уже в 1800-х годах.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда (рис. 10) был политиком и писателем, покровителем Вольтера, известным законодателем моды.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда

Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.

Чем он был так необычен?

  • Это был первый полностью обитый диван в истории дизайна
  • Кожаная обивка была глубоко прошита пуговицами
  • Сиденье располагалось довольно низко
  • Подлокотниками служили удобные валики
  • Подлокотники и спинка располагались на одной высоте

Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.


В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).

Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.

Кстати, отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - принимал своих пациентов в кабинете, где стоял кожаный Честерфилд.

Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим

Эпоха Наполеона - это время открытия античной истории, сотен раскопок и ценнейших находок. Новые знания коснулись не только мира ученых и путешественников, но и повседневной жизни аристократов. Наполеон был буквально помешан на Римской империи, а потому легко сменил пышные интерьеры своих предшественников-королей на рассудочность и холодное великолепие имперского стиля.

Появляется новый тип дивана, который кардинально отличается от изящных канапе и loveseat Марии-Антуанетты. Это кушетка рекамье, в основе которой лежат формы римской клинии - ложа для трапез и бесед. Своим названием мебель обязана мадам Рекамье, которая стала первой ее обладательницей (рис. 12).

Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье».

рис.12. Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». Источник: Википедия

Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.

Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).

Современная кушетка рекамье.

Диваны XIX века

Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.

Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):


Диванная эклектика и ар нуво

Конец XIX века - это время эклектики. Гостиную английского аристократа могли наполнять предметы совершенно разного стиля, и казалось бы, разных эпох. Но это не так. Мебельщики, как художники и архитекторы копировали образцы предыдущих веков, привнося свои идеи и детали. Например, этот диван (рис.15) не эпохи Наполеона, как может показаться, а 1880 года.


А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.


Порядок восстановился в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Именно там зародился стиль ар нуво или модерн, как его принято называть в России. Мебель модерна, а в частности диваны - это преобладание плавных, естественных линий. Можно сказать, что цель этого стиля - возвращение к природным формам: мастера смотрят в сторону в ьющихся растений (рис. 17), морских волн и раковин .

Диван в стиле модерн.

Одна из особенностей диванов ар нуво - это приглушенность цвета обивки, мерцающие оттенки, полутона. Асимметричные формы (рис. 18) - еще один способ оживить изделие, сделать его более “органичным”.


Мой любимый цвет, мой любимый размер: диван Ле Корбюзье

Отгремев, модерн уступил место науке и практичности. В изготовлении мебели стали использовать достижения ортопедии - изучения и лечения нарушений работы костно-мышечной системы.

В 1934 году архитектор Ле Корбюзье создает первый культовый предмет мебельного дизайна - кожаный диван LC5 (рис. 19). Идея идеального соотношения удобства и “сухости” стиля конструктивизм пришла в голову француза в процессе обустройства своей парижской квартиры.


Ножки дивана - это часть металлического трубчатого каркаса. Высокие и изящные, они создают ощущение невесомости довольно массивного предмета. В архивах Ле Корбюзье хранится несколько вариантов дивана, который стал идеальным во всех отношениях.

LC5 - отправная точка для современного интерьера, основа лаконичной и продуманной обстановки XXI века.

Диванные фантазии Сальвадора Дали

Наряду с холодным практицизмом и трезвым взглядом на потребности человека, создаются немыслимые для тех лет изделия. Сюрреалистичные идеи Сальвадора Дали касаются не только живописи, но и всего его окружения от столовых приборов до архитектуры. Предмет в его руках теряет свой изначальный смысл, и даже такое простое изделие как диван претерпевает метаморфозы.

Знаменитый алый диван в форме губ секс-символа 30-х актрисы Мэй Уэст (рис. 20) до сих пор с триумфом копируется и продается. При этом несложно догадаться, что предмет создан не для сидения, а как идея и вызов. Дали сделал несколько вариантов “губ”, один из которых оформляет знаменитую комнату Мэй Уэст его дома в Фегерасе.

Сальвадор Дали и испанский дизайнер Оскар Тускетс Бланка.

На этом диванные происки Сальвадора Дали не закончились. Еще один более практичный и чуть менее вызывающий предмет - это S-образный двухместный диван Vis-à-vis de Gala (рис.21), который был воссоздан уже современными дизайнерами по эскизам сюрреалиста. Диван для влюбленных интровертов.


Диваны СССР

Сталинский ампир произвел на свет тяжеловесные, монументальные диваны, их обивали бархатом темных насыщенных оттенков и натуральной кожей.

Такие диваны не антиквариат, поскольку им еще нет 100 лет, но ценятся как старина и стоят от 50000 рублей (в хорошем состоянии).


Время оттепели коснулось и диванов. Громоздкие формы буквально растаяли, уступив место примитивным и минималистским изделиям. Для уставших от коммуналок советских граждан стало доступным собственное жилье, а значит появилась потребность в большом количестве мебели. Количество отразилось на качестве, о чем знают и помнят многие из нас.

В 60-х появился знаменитый диван-кровать (рис.22), который превратил спальню в гостиную и позволял оставлять гостей на ночь.


Для снижения стоимости мебели стали применять ДСП, фанеру и полимерные материалы. Дизайнеры делали попытки копировать образцы из западных каталогов, но на свет все равно появлялись унылые модели, которые сейчас называют одним словом - “советские”. Часто это происходило не от бездарности авторов, а от специфики производства тех лет.

Диваны: современные разработки

Диваны нового поколения - это квинтэссенция комфорта и эстетики. Дизайнеры не ограничены формой, поэтому в мебельном салоне легко встретить кушетку в стиле ампир и изделие, не поддающейся описанию формы.


И все же можно выделить несколько тенденций, которым отвечают современные мягкие диваны и все его разновидности (кушетки, канапе, софы и т.д.)

Раскладным диваном сегодня мало кого удивишь, но теперь можно найти не только ветерана отечественного рынка - диван “книжка”, но и с десяток других систем. Например, диван-двухъярусная кровать (рис. 24) - находка для небольших квартир.


Модульные диваны - один из современных трендов. “Сделай диван таким каким ты хочешь” - девиз дизайнеров, которые придумывают изделия, состоящие из отдельных блоков. С их помощью легко соорудить диван, кровать, кресла или просто пуфы - все зависит от изначальной конфигурации.


Сам по себе диван - предмет тяжелый. Но современные изделия не идут ни в какое сравнение с диванами прошлого века. Мы часто меняем не только обстановку в комнате, но и место жительства. Диваны становятся легче, некоторые модели можно даже разбирать.

А например, чтобы переставить мебель сталинских годов, вам потребуется созвать на помощь всех соседей.

Диван - не просто символ отдыха и лени, но и катализатор развития языков. На свет появились такие выражения на русском как “диванные войска”, “диванные эксперты”, на английском - “couch potatoes”, что означает “домосед” (дословно - диванная картошка). Не говоря уже о сотнях анекдотов и интернет-мемов.

Пожалуй, диван - это чуть больше, чем мебель.

При перепечатывании прямая активная ссылка на эту страницу обязательна.

Старинный диван

Мебель винтажная 25

Диваны 7

Предметы интерьера винтажные 6

Лежанки 1

Скамейки для сада 1

Одежда ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диванчик , Войцеховь, до 1924. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван, 19 век. Карельская береза. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный русский диван, 19 век. Ампир.. Handmade.

Одежда ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Старинный антикварный диван. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Диванчик бержео. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Старинный диван. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Диванчик в стиле Людовика XV. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван большая редкость Тет_а_тет.До 1900 года. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный русский диван, 19 век. Ампир. Handmade.

Цветы и флористика ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Старинный диван для собак и кошек. Диванчик, лежанка для собаки, кошки. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Комплект мягкой мебели. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Старинный диванчик/софа. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Козетка красного дерева 1840-х гг.. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Мягкий винтажный гарнитур для дамского салона в наличии!. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван, 20 век. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван & рекамье, середина 19 век. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван & рекамье, 19 век. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван & козетка, 19 век. Handmade.

Одежда ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Старинный деревенский деревянный диванчик. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный русский диван, 19 век. Ампир.. Handmade.

Бренд ЖивыеКамни

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван, 19 век. Бидермейер.. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Лавка деревенская старинная с советской символикой. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный гарнитур для гостиной. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван в стиле Рококо. Handmade.

Для дома и интерьера ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван с высокой спинкой. Handmade.

Для дома и интерьера ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Старинный диван с красной бархатной обивкой и каретной стяжкой. Handmade.

Одежда ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Диваны: винтажный диван в гобелене Уильяма Морриса. Handmade.

Для дома и интерьера ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Винтажный мягкий резной диванчик из массива дуба. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварные кресла, 19 век. Handmade.

Для дома и интерьера ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Диван кожаный винтажный. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван, 19 век.. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван, 19 век.. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван & пате 19 века. Handmade.

Для дома и интерьера ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Антикварный диван в стиле Ампир, 19 век. Handmade.

Одежда ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Диван

Для дома и интерьера ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Реставрация и обивка старинного диванчика.. Handmade.

Одежда ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Диван антикварный реставрированный.Мебель антикварная.. Handmade.

Бренд Васту Шастра

Одежда ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Винтажный диван ручной работы. Handmade.

  • Российский рубль
  • Украинская гривна
  • Br Белорусский рубль
  • Казахский тенге
  • $ Доллар США
  • € Евро
  • AU $ Австралийский доллар
  • CA $ Канадский доллар
  • Китайский юань
  • DK kr Датская крона
  • ¥ Японская иена
  • NKr Норвежская крона
  • S $ Сингапурский доллар
  • kr Шведская крона
  • Fr Швейцарский франк
  • £ Фунт стерлингов
  • Турецкая лира

Диван начало 20 века

Введите имя пользователя, чьи записи вы хотите найти

Войти

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Диван


Слово "диван" встречается в разных языках и имеет множество неродственный значений. На Ближнем Востоке словом "диван" обозначают сборник лирических стихов одного автора. Диваном называлось собрание знатных вельмож при халифате, в который входили приближенные восточного монарха. Люди это были важные, особо почитаемые (с учетом специфики региона), так что им предоставлялось все самое лучшее. В том числе и мебель – визири собирались в особом помещении, уставленном низкими скамьями, на которые, для комфорта восседающих, в обилии раскладывали ковры и подушки. Несколько позже от скамеек отказались вовсе: их стали обивать дорогими тканями, под которые, для мягкости, набивали конский волос, пух и пр. Так появился новый вид мебели – софа (прижилось именно это, турецкое по происхождению, слово-определение: самым могущественным диваном-советом была турецкая «Высокая Порта» – тайное совещание при султане).

Ренуар Огюст. Мадам Моне на софе

Софа покрыта яркой обивочной тканью или кожей. На софе располагаются солидные мебельные подушки. Поначалу их набивали шерстью или конским волосом, но потом появились стальные пружины. И вот уже более полутора веков человечество, блаженствуя в минуты отдыха, опирается на такие подушки. Поначалу внешне сдержанный Запад предпочитал на софе сидеть, а не лежать. Но постепенно идея лежания на диване победила.

Кушетки. Белый дом.США

В Европе один из самых старых видов дивана – это кушетка, длинное, обтянутое тканью или кожей сиденье с изменяемым наклоном изголовья. При взгляде на неё сразу видно, что она берет своё начало от стула. Родство выдают тонкие, как у стула, ножки. Уже в середине XVIII века кушетки были распространены и в Европе, и как следствие, в европейских колониях.

Ж.-Л. Давид. Мадам Рекамье. 1800.

Тип кушетки, на которой лежит мадам Рекамье, после написания картины стал называться её именем.
Попытку соединить Восток и Запад предпринял Гёте. Его сборник «Западно-восточный диван» (включает более 320 стихотворений стилизованных под традиционную восточную лирику) спровоцировал в Европе очередную волну моды на ориентализм.
В живописи эту моду демонстрирует картина ученика Давида Жана-Огюста Доминик Энгра "Большая одалистка". Считается, что Энгр заимствовал у учителя для изображения одалистки позу мадам Рекамье, которую воспроизвел впоследствии на своем знаменитом полотне. А возлежит одалистка на софе.

Жан-Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814.

И все же западный образ жизни привел к появлению в Европе совершенно иных диванов – маленькие и изящные европейские диваны 18 в. были прежде всего мебелью для сидения и интимного уединения, и лишь потом стали специальной мебелью для дневного сна (по-французски – меридьен, а по-английски - day bed).

Многие ошибочно полагают, что раскладной диван – изобретение 20 столетия. Ничего подобного, трансформируемые диваны появились при французском дворе уже в 17 столетии – у одних откидывались подлокотники и они превращались в кровать, у других можно было регулировать наклон изголовья. Начало 20 века вызвало к жизни диваны скомбинированные с другими видами мебели – с этажерками, шкафами и полочками, зеркалами и горками. В 20 веке диваны совмещали с книжными полками, телевизорами, столиками для компьютеров, с ящиками для вина и прочих полезных вещей. Диван – поистине универсальный вид мебели, который абсолютно приспособлен для автономной жизни. И самое главное – они стали предметом приложения творческих сил самых известных художников, архитекторов и дизайнеров.

В начале ХХ века появилась новая профессия - дизайнер. Одним из первых был австрийский архитектор Йозеф Хоффман. В 1910 году он создал модель дивана «Club», в которой соединил эстетику кубизма с достижениями новой науки – ортопедии. По сей день этот диван является классикой качественной, дорогой мягкой мебели и производится практически без изменений.
В 1928 году появились проекты диванов Ле Корбюзье и Людвига Мисса Ван дер Роэ. Они делали ставку на функционализм, стандартизацию и новые технологии. Так возникли диваны на пружинящем каркасе из гнутых стальных трубок. Предметам мебели были приданы достоинства гамака -- настоящий переворот в концепции сиденья.
Создавать уникальную вещи или делать проекты для массового производства? Этот вопрос неизбежно вставал перед любым дизайнером ХХ века.

Великий провокатор, художник-сюрреалист Сальвадор Дали ответил на него созданием дивана в форме губзвезды бродвейских мюзиклов Мэй Уэст. Созданный в 1938 году, он,спустя 50 лет, был продан на аукционе Сотбис за 90 тысяч евро.
Стремление сблизится с природой было мечтой конца 40-х – начала 50—х годов. Диван-скульптура Исаму Ногучи был решен в виде двух гладких речных камней. А английский дизайнер Джордж Нельсон и вовсе начал хулиганить. Его диван «Маршмэлоу» сопровождался подписью: «Несмотря на шокирующий вид, предмет довольно удобный».


В начале 1990-х Филипп Старк объявил слово «потребитель» вне закона. Диван «Бабл клаб», спроектированный им для фирмы Картель – это одновременно предмет мебели для среднего класса и символ эпохи. Противоположный подход демонстрирует итальянец Фабио Новембре. Его диваны эксцентричны и уникальны, но вот сидеть на них вряд ли возможно.


В наше время любая эксклюзивная вещь обречена на тиражирование. Исключение пока составляют лишь радикальные художественные эксперименты. Диван иранского архитектора Захи Хадид, лауреата Прицкеровской премии (архитектурного «Оскара»), предполагает новый телесный опыт. Он рождает ощущение нестабильности и постоянного движения – состояние сознания, типичное для 21 века.
В соответствии со старыми нормами этикета диван допускался в домашнем рабочем кабинете, но категорически исключался в кабинете, где велся прием посетителей. Единственное исключение – кабинет врача, где допускался диван или кушетка (знаменитая кушетка венского доктора Зигмунда Фрейда вошла в историю). В наши дни многое изменилось, сегодня никого не коробит красующийся на самом видном месте в кабинете руководителя кожаный диван, который так и называют – офисным. А вопрос, где и как расположить диван – едва ли не самое главное в искусстве дизайнеров интерьера.

История дизайна российской мебели: творцы и ремесленники 19 век

Генрих Гамбс и стиль «жакоб»

Полет мысли Воронихина, Росси и других талантливых архитекторов воплощал в реальность Генрих Гамбс, который юношей приехал в Санкт-Петербург и основал там свое дело в конце 19 века. Мастерские немецкого мебельщика просто поражали невиданным по тому времени размахом. Во-первых, мастерские выполняли огромное количество заказов на убранство дворцов – работая как по экскизам Воронихина, Росси и других дворцовых архитекторов, так и разрабатывая свои собственные, оригинальные модели. А во-вторых, они занимались и производством массовой мебели высокого качества.

Это бюро принадлежит к числу самых технически сложных изделий Генриха Гамбса, работа над ним продолжалась около 20 лет. Мастер создал его для демонстрации своих возможностей в мебельном деле и в механике. В бюро вмонтировано складное кресло, которое выдвигается под музыку Моцарта, исполняемую механическим органом.

Туалетный столик, столик для рукоделия, украшенный вышивкой (по проекту Воронихина), дамское бюро

Именно с мастерской Генриха Гамбса связано появление в России оригинальной мебели в стиле «жакоб». «Жакоб» – это мебель из красного дерева, преимущественно строгих форм, декорированная латунью. Она создавалась, как считают историки мебели, в подражание французским образцам, а затем приобрела собственные узнаваемые черты.

Бюро и кресло из мастерских Гамбса, в которых прослеживаются мотивы стиля "жакоб", 1800-е

Предметы мебели в стиле «жакоб», простые по форме, дешевые в производстве и в то же время эффектные внешне, сразу стали очень популярны в России. Бюро и комоды, шкафы и столы, кресла и стулья стали тысячами копироваться другими, менее даровитыми мебельщиками, зачастую в более упрощенных и дешевых вариантах, и распространяться по городам России.

Мебель в стиле «жакоб» серийного производства, первая половина 19 века

Так было положено начало почти серийному производству массовой, относительно недорогой мебели. Мебель «жакоб» продержалась в моде почти до конца 19 века, до Александра III (правил с 1881г. до 1894г.). А фабрика, основанная Генрихом Гамбсом, дело которого переняли наследники, просуществовала до самой революции, продолжая создавать мебель высочайшего качества.

Камердинерская во дворце, обставленная мебелью "жакоб"

Мастера русского модерна

В конце 19 века в России зародился еще один оригинальный, достойный внимания стиль, который до сих пор является излюбленным предметом охоты любителей антиквариата. Это мебель в неорусском стиле или в стиле «русский модерн».

Наиболее яркими мебельными центрами этого направления считаются подмосковное Абрамцево и Талашкино Смоленской губернии, чуть менее известен в этом качестве Сергиев Посад. Художественные центры в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом посаде были созданы лучшими живописцами и архитекторами того времени, которые воплощали в жизнь свои представления об идеальной мебели. Они изучали традиции русского искусства и, творчески переосмысляя их, превращали в элементы изысканного декора в стиле модерн.

Дубовая мебель из Абрамцево, по проектам Е.Поленовой, 1880-е

Над проектами мебели работали знаменитые художники – братья Васнецовы, Врубель, Билибин, Рерих и многие другие. Мастерские в Абрамцево возглавляла сестра известного художника Елена Поленова, а в Талашкино – талантливый художник и архитектор Сергей Малютин.

Мебель из Абрамцево. Стол (справа) создан в 1880-е, а табурет (слева) представляет собой более поздний, «продвинутый», вариант стиля модерн (1910 г). Этот предмет уже гораздо меньше напоминает традиционную русскую мебель (сравните со столом), национальные мотивы приобрели здесь более авторское прочтение

Мебель, сделанную в Абрамцево, отличала простота линий и изящество. Каждый предмет идеально продумывался на всех этапах создания, от столярной работы до украшения знаменитой абрамцевской резьбой. Тем не менее, здесь пытались делать и серийную мебель, однако это получалось с трудом, поскольку каждый шкафчик делался вручную и довольно долго.

Сергиев Посад, полка "Святое воинство" и шкафчик, проекты Н.Рериха, 1900-е

Талашкинская мебель относится к более позднему этапу модерна. Ей свойственны плавные линии, применение дополнительных (кроме дерева) материалов – металла или стекла, а также большего количества техник – резьба, выжигание, раскрашивание красками. Предметы мебели из Талашкино зачастую украшены сказочными мотивами – изображениями Жар-птицы, Бабы-Яги, летящей в ступе, и других сказочных персонажей.

Талашкино, шкафчик по проекту С.Малютина, зеркало по проекту А.Зиновьева, 1900 г.

Талашкино, полка с рыбами, шкатулка по проектам художника В.Бекетова, 1900-е

Как и сам модерн, мастерские в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом Посаде просуществовали недолго. Абрамцево и Сергиев Посад прекратили работу вскоре после революции, а мастерские в Талашкино работали всего 5 лет – с 1903 по 1905 год.

Отзвуки мебельных стилей – классицизма, ампира, модерна, созданных российскими мебельщиками, можно встретить и в современной мебели. Охотно находки дореволюционных мастеров использовала и советская промышленность. Мебель «жакоб» мне, например, поразительно напомнила мебельный гарнитур, который стоял в спальне моих родителей в 70-80-х годах. У вас не было таких дежа вю?

Читайте также: