Что символизирует диван обломова

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье представлено описание квартиры и кабинета Обломова в романе Гончарова "Обломов": описание интерьера, комнат, дивана и т.д.

Смотрите:
- Все статьи об Илье Обломове
- Все материалы по роману "Обломов"

Квартира Обломова на Гороховой улице


Квартира Обломова расположена в большом, многоквартирном доме в центре Петербурга на Гороховой улице. Обломов уже 8 лет снимает эту квартиру:

". В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город. "

Квартира находится на 2-ом этаже дома и состоит из 4 комнат. Однако Обломов проводит все свое время в одной комнате, а в остальных трех комнатах мебель покрыта чехлами:

". У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал [. ] В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. "

Обломову нравится его квартира тем, что она сухая, теплая и спокойная. А покой для Обломова — это самое главное:

". Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится. "

". можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. "

". как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму. "

Кабинет Обломова

". он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. "

Кабинет Обломова - запущенный и небрежный, как и сам хозяин. В этой комнате повсюду видна пыль и паутина:

". вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. "

". Пасмурно оттого, что у вас окошки то с которых пор не мыты? Грязи то, грязи на них! Зги Божией не видно, да и одна штора почти совсем опущена. "

Интерьер в кабинете Обломова выглядит красиво. Но при этом заметно, что мебель и другие вещи подобраны без души, для приличия:

". только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. "

Описание интерьера и мебели в кабинете Обломова

". в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами. "

". Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. "

". Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

". По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка. "

". На этажерках, правда, лежали две три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха. "

". несколько дрянных картин, которые навязал ему какой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно не поднималась. "

". ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит. "

". У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. Он свою способность брать в руки вещь прилагает ко всем вещам одинаково, не делая никакого различия в способе обращения с той или другой вещью. "

Диван Обломова

Любимая мебель Обломова это его диван. Диван Обломова является символом "обломовщины" и лени.

В комнате Обломова на Гороховой улице стоят целых два дивана. На одном из них он проводит все свое время:


Диван Обломова на даче

Диван присутствует в жизни Обломова всегда - где бы он ни жил. Но на даче Обломов редко лежит на диване. Он лишь аккуратно присаживается на угол дивана:

". пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертил по пыли на столе крупными буквами: «Ольга». "

". задумчиво закурил сигару и сел на диван. Прежде бы он лег, но теперь отвык. "

В доме Агафьи Пшеницыной Обломов снова "опускается" после разрыва с Ольгой Ильинской. Он снова лежит на своем любимом диване:

". приезжая домой, ложился, без ведома Ольги, на диван, но ложился не спать, не лежать мертвой колодой, а мечтать о ней. "

". После обеда, лишь только было он, лежа на диване, начал кивать головой, одолеваемый дремотой. "

". Он три раза перевернулся на диване от этого известия. "

Так выглядит описание квартиры, кабинет и дивана Обломова в романе "Обломов" Гончарова.

Почему Обломов лежит на диване? (по роману Гончарова «Обломов»)

Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» показал человека, который почти все время лежит на диване. При этом он не был больным или уставшим. Почему же главный герой Обломов так редко встает с дивана?

Основной темой романа стала «обломовщина». Этим понятием обозначают апатию, личностный застой, лень. Все эти качества присутствуют у главного героя. Но он не был уникальным образом, созданным автором, скорее типичным для России того времени. Именно поэтому Гончаров взялся за раскрытие этой сложной темы. Благодаря роману понятие «обломовщина» стало нарицательным, автор показал на примере одного героя, как жизнь общества сказывалась на отдельных людях. На то время многие русские помещики вели подобный образ жизни, это была типичная болезнь века. Ее суть раскрывается путем изображение судьбы Ильи Обломова.

Автор рассказывает читателю о жизненном пути Обломова с рождения и до самого конца. Главный герой охарактеризован, как пассивный и апатичный, оторванный от действительности, практически совсем бездеятельный человек.

Свое время он проводит на диване, замотавшись в широкий удобный халат. Он просто лежит и мечтает, иногда строит планы, которые почти никогда не осуществляет. При всем этом он был романтиком и добряком. Но подняться с дивана этому барину что-то всегда мешает.

В первую очередь, причина его лежания на диване - это социальное положение. Илья - помещик, на него работают в его родной Обломовке слуги, и нужды зарабатывать на пропитание у него нет. И воспитание тоже сильно повлияло на формирование его мировоззрения. С самого детства ему давали понять, что он не должен сам ничего делать, его обували, одевали и кормили нанятые слуги. Маленький Илья жил в атмосфере, где его окружала забота и внимание, мама и няньки ласкали и хвалили мальчишку, не давая ему самостоятельно сделать шаг. Даже учебу ему позволялось пропускать, находя для этого разные причины. Илья вырос в деревне Обломовке, благословенном уголочке земли, где царили мир и тишина, где не было ни бурь, ни разрушений.

Привыкший с детства к такому укладу, Илья и во взрослом возрасте хотел пребывать в таком блаженном и спокойном состоянии. Его ничего не привлекало, кроме лежания на диване. Даже любовь к Ольге Ильинской не смогла его разлучить с диваном. Совместная жизнь с Ольгой влекла за собой необходимость что-то делать самостоятельно, а Илья к этому не привык. Ему нужна была любимая женщина, которая смогла бы заменить ему мать, стала любящей и участливой, окружила его комфортом и позволяла лежать на диване и ничего не делать. Обломов был постоянно в мире своих грез и фантазий, от действительности он был оторван. У него не было ни цели, к которой он стремился бы, ни дела, которое он хотел бы совершить. В итоге смысла вставать с дивана у него не было.

Главного героя постепенно поглотила «обломовщина» и отгородила от общества. При всем этом Илья Обломов изображен автором человеком с честной, гармоничной и поэтической душой, в которой всегда светло и чисто. Он никому не мешал, не делал зла. Имея огромный внутренний нравственный потенциал, он не находит ему применения - и просто лежит на диване.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет

Г) «если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

7. Кто сказал об Обломове, что он «наспал свои недуги»?

8. Любимый предмет одежды Обломова:

А) восточный халат;

В) белая блуза с жабо;

Г) светлые панталоны.

9. Что символизирует диван Обломова?

Г) склонность к размышлениям.

10. Чем для Обломова было учение?

А) Радостным событием;

Б) скучной обязанностью;

В) средством познания мира;

Г) наказанием, ниспосланным Богом за грехи.

11. Голова Обломова представляла собой:

А) сборище умных мыслей;

Б) пустой барабан;

В) сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий;

Г) склеротический мозг.

12. Испытания любовью Обломов не выдержал, так как считал

А) к сближению с женщинами ведут большие хлопоты;

Б) любовь – это вообще ерунда;

В) главное в любви – это материальная составляющая;

Г) он не должен опускаться до любви к женщине.

13. Обломов день за днем, лежа на диване, следил,

А) как за окном воркуют голуби;

Б) как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна;

В) как по улице движутся люди;
Г) как ходит по комнате Захар и подбирает его вещи.

14. Обломовка для Обломова – это

А) символ любви к природе;

Б) символ деревенской жизни;

В) символ безмятежного существования;

Г) символ барства и праздности.

15. Интересы семьи Обломова (эпизод «Сон Обломова») сосредоточены на

Б) игре на рояле;

В) занятии спортом;

Г) еде, домашних заботах и сне.

16. Как относятся к Обломову-ребенку?

А) Воспитывают способность противостоять трудностям;

Б) балуют, не отпускают ни на шаг;

Г) стараются привить навыки трудолюбия;

Д) развивают навык самостоятельности.

17. Обломов – ребенок – это

А) веселый, озорной мальчуган;

Б) шалун, которому все прощают;

В) экзотический цветок в теплице;

Г) вредный, капризный барчонок.

18. Идеал Обломова –

А) обняв жену за талию, считать минуты счастья, как биение пульса;

Б) совместное семейное чтение;

В) путешествия по миру;

Г) занятие любимым делом, готовность посвятить ему жизнь.

19. Что ценил Обломов в Агафье Пшеницыной?

Б) умение вести себя в обществе;

В) круглые локти, мягкость, уверенность в себе;

Г) резкость, деловитость.

20. После Обломова остается сын

21. Увертюрой всего романа Гончаров считал эпизод

Б) «Объяснение с Ольгой Ильинской»;

Г) «Встреча со Штольцем».

22. «…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая

была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души…» О

ком эти слова?

23. «Обломовщина» - это

А) активный образ жизни;

Б) система взглядов на общество;

В) принадлежность к светскому обществу;

Г) пассивный образ жизни.

24. «Пылкая голова», «вулканическая работа души», «гуманное сердце» - то, что

ценят в герое окружающие. О каком герое идет речь?

Б) о Судьбинском;

25. И.А.Гончаров писал: «Мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое,

уже сказать после этого ничего нельзя». О какой статье идет речь?

А) Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»

Б) А.В. Дружинин. «Обломов». Роман И.А. Гончарова».

В) И.Ф. Анненский. «Гончаров и его Обломов».

Г) Д.С. Мережковский. «Начало нового идеализма в произведениях И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого».

26. В городе Ульяновске (бывшем Симбирске) находится предмет интерьера, отража-

Халат Обломова — описание домашней одежды главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»

В романе Гончарова именно халат играет роль символа, олицетворяющего праздность и бессмысленную жизнь. Об этой вещи сказано, что она старая и поношенная, при этом автор называет её шлафроком. В переводе с немецкого schlafrock означает «спальный халат» — это говорящая деталь, которая обозначает главную черту личности. По мере развития сюжета внешний вид одежды изменяется, и читателям кажется, будто вещь разделяет с героем его судьбу.

В самом начале истории приводится описание халата Обломова. Спальный атрибут выглядит роскошно, он ещё сохранил прочность ткани и яркость расцветок. Вещь настолько мягкая и гибкая, что повторяет малейшее движение тела, при этом складки перенимают беспечность, запечатлённую на лице человека. Тело почти не ощущает эту одежду, и кажется, будто халат и Илья Ильич — двойники. Как на лице героя, так и на ткани появились первые признаки «поношенности», а естественный лоск местами сменился тем, который бывает от долгого использования.

Описание халата Обломова

Гончаров подчёркивает, что Обломов и его одежда похожи не только внешне: автор наделяет бытовой предмет чертами, присущими человеку. Вот как он описывает характер Ильи:

  • мягкий;
  • гибкий;
  • добрый;
  • слегка рассеянный;
  • заботливый;
  • ласковый.

Таким же предстаёт перед читателем и неодушевлённый объект — халат, хотя по отношению к нему Иван Александрович не использует этих эпитетов. Образ одежды вырисовывается благодаря описанию складок, модного фасона и необъятного размера: обладатель шлафрока мог бы спокойно завернуться в него дважды.

Как и барин, халат был ненавязчивым, незаметным и уютным. Гончаров подчёркивает, что Илья укутан не только снаружи — вся душа его как бы спрятана в невидимое одеяние, в котором ей хорошо и спокойно.

Диван – трон Обломова

Мягкая ткань. Ее бережно ткали женские руки, порхая над ней, как мотыльки. Прочная ткань. Ее делали любя, чтобы она выстояла жизненные невзгоды.

Красивая ткань. Ее соткали из самых красивых и добрых ниток. Они поют: “Полюбуйся нами, мы так свежи!”

Изящны ручки и ножки из дерева. Дерево… Его взрастило солнце, умыл дождик, заплел косы ветер, украсил иней, укрыл снег. Из его ствола и ветвей бережно выточили эти изящные ножки и ручки.

Пушистая, как снег, набивка. Ее локоны, как у малыша, непослушны и задорны. Она все время шуршит и корчит

К тому же, она – хохотушка. Они встретились… Пришли в гости к мастеру и подружились. Решили жить друг с другом, не ссорясь.

Магазин. Неприятно пахнущая комната. Люди, люди… Люди везде: за окнами, в магазине.

Они смотрят на диван и что-то говорят друг другу.

Дом. Большой дом, тоже полный людей. Гостиная: светлая и небольшая комната.

Уют. Так приятно дивану стоять у стенки. И все смотрят на диван, и все любуются им.

А он в ответ скромно улыбается…

Время идет. Бегут, толпятся годы. Наш диван из скромного диванчика превратился в дивана-барина, дивана-богатыря, дивана-государя.

Он – велик и нескончаем. Он бессмертен. На нем целыми днями восседает и “возлегает” его царь, его предводитель, его капитан – светлая голова Обломов.

Ноги дивана – это атланты, на которых держится мир.

Его ткань – это море, это броня, это штурвал корабля. Набивка – это мозг, это вещество, смягчающее характер дивана и размягчающее характер хозяина, это уплотнитель мысли. Ах, жаль, что вас не было при таких торжественных моментах, как просыпание, пробуждение “капитана”, схождение с трона-дивана, торжественное взбивание подушек и поправление одеял, легчайший сон после обеда.

Символика одежды в образе Ильи

Символика одежды в образе Ильи Обломова

Каждый новый день барина был похож на предыдущий. Обломов бездействовал, предпочитая строить планы, но ничего не делать для их реализации. Его фантазия рисовала прекрасные картины, а в жизни этот человек ходил в одной и той же одежде, в которой телу было комфортно. Внешний вид Ильи Ильича показывал, что этот человек не придаёт значения моде и красоте, главное — удобство.

Роль халата в жизни Обломова можно назвать первостепенной. Вещь, хоть и дорогая, но без каких-либо украшений, отлично дополняет образ героя, ведь Илья тоже лишён примечательных черт внешности. Кроме шлафрока, у Обломова был и другой любимый предмет туалета, вернее, целых два: мягкие и широкие туфли, настолько длинные, что утром, спустив ноги с кровати, герой безошибочно попадал ступнями в предназначенное для них место.

Отсутствие в гардеробе галстука и жилета тоже красноречиво свидетельствует о стремлении к простору и уюту. Таким образом, вещи в романе «Обломов» помогают раскрыть характер человека, но это только на первый взгляд. При вдумчивом прочтении читатель заметит, что с помощью одежды и обуви герой стремится создать маленький мирок, где всё напоминало бы родную Обломовку. Там всё вертелось вокруг Ильи и его желаний. Гончаров сумел показать типичного барина из провинции, в личности которого преобладают такие черты:

  • отрешённость;
  • уход в иллюзии;
  • нежелание сталкиваться с реальными сложностями;
  • апатичность;
  • стремление к постоянству и размеренности.

Когда автору нужно показать переход Ильи от «обломовщины» к активной жизни, он снова использует вещественный символ — обувь. Молодому барину приходится носить сапоги, в которых ногам тяжело и неудобно, они «так и зудят».

Обломов полюбил Ольгу Ильинскую

Непривычная обувь символизирует городскую жизнь. Вынужденная активность и смена образа были обусловлены тем, что Обломов полюбил Ольгу Ильинскую. Ему пришлось собраться с силами и на некоторое время попрощаться с привычным укладом. Но сразу после расставания с возлюбленной барин вновь погружается в трясину «обломовщины», и теперь уже окончательно, поскольку он разочаровался в реальной жизни. Почему отношения не сложились, можно понять по такой цитате: «Жизнь есть жизнь, долг, обязанность, а обязанность бывает тяжела». Илья никак не может этого принять. В его понимании жизнь — череда телесных удовольствий.

Впервые роман был опубликован в 1859 году. Когда он приобрёл популярность, в обиход вошло слово «обломовщина», которым стали называть стремление к бездействию. В широком значении термин подразумевает несколько связанных между собой явлений:

  • отсутствие жизненной позиции;
  • застой в делах;
  • нежелание развиваться;
  • страх перед переменами;
  • лень, праздность;
  • душевная пустота;
  • старинный патриархально-поместный уклад.

В произведении термин впервые употребляется во 2 части, а олицетворяет обломовщину главный герой. Халат Обломова как символ эпохи вводится в произведение с первых страниц.

Диван Обломова — литература и жизнь

Удобная и качественная мебель – неотъемлемый элемент человеческого быта. Она всегда рядом. Неудивительно, что некоторые представители мебельного мира успели даже засветиться в произведениях классической литературы.

Кто не помнит, например, как следует обращаться к шкафам? Перечитайте «Вишневый сад», там об этом сказано прямым текстом: «Дорогой, многоуважаемый шкаф!»

Однако никакая мебель не выдерживает конкуренции с самым известным в мировой литературе диваном Обломова Ильи Ильича.

Невероятно, но даже те, кто в свои школьные годы не удосужился прочитать роман Ивана Гончарова, твердо знают. Его главный герой и диван неразлучны. Эти два образа давно уже слились в представлении обывателя в один.

На диване – Обломов, такова уже давно сложившаяся картинка, иллюстрирующая совершенного лентяя и безынициативного мечтателя.

Илья Обломов лежит, не пытаясь изменить свою жизнь, хотя в мечтах хотел бы достичь многого. Персонаж, который никак нельзя назвать положительным, хотя и до отрицательного он также не дотягивает.

А что, если посчитать диван Обломова отдельным персонажем, какую оценку можно было бы ему дать? Почему Обломов лежит на нем, не предпринимая никаких активных действий для достижения своих целей?

Возможно, потому что диван – имеется в виду настоящий, качественный, комфортный – это настоящий соблазн для любого человека?

Что может быть лучше, чем устроить себе теплое уютное гнездо из мягкого пледа среди подушек? Кто из нас не испытывал подобного соблазна? Разве что те, кому капитально не повезло с мягкой мебелью.

Если вы обладатель старого, продавленного изделия со сломанными пружинами, скрипучего и жесткого, с неровным спальным местом, то понять Обломова, на диване проводящего дни и ночи напролет, у вас не получится.

Но вот вы покупаете новый комплект мягкой мебели. Он идеально вписывается в интерьер вашего дома. Он отличается красотой, стильностью, Он выглядит модно и современно. А еще диван, входящий в этот гарнитур, поражает воображение своим удобством.

Вот тогда, возможно, вы поймете, что идеология жизни Обломова имеет свои привлекательные стороны.

Порой это огромный соблазн – уйти от жестокого несправедливого мира в свою раковину, отрешиться от забот, взять тайм-аут и немного передохнуть. Вот почему Обломов лежит на диване!

Однако не стоит уподобляться ему до конца. Мягкий комфорт мебели может стать спасительным на небольшой период, однако в конце концов необходимо вернуться к реальности, чтобы с новыми силами строить свою жизнь – такой, какой вы хотите ее видеть.

«Восхождение к дивану» Обломова не прекращается никогда, превращаясь, по сути, в падение человеческой личности. Потому следует помнить: все хорошо в меру, в том числе и удовольствие, получаемое от отдыха.

Расслабляйтесь и отдыхайте, но помните, что прожить интересную и достойную жизнь, не поднимаясь с мягкого ложа невозможно. Пусть диван станет для вас другом, а не поработителем!

Олицетворение личностного застоя

Иван Гончаров

Текст художественного произведения был написан Гончаровым незадолго до отмены крепостного права. Автор и его современники ощущали перемену настроений в умах людей, принадлежавших к разным классам. Активная борьба только зарождалась, и пережитки крепостничества были ещё довольно сильны.

Россия была технически отсталой, деревни жили преимущественно натуральным хозяйством. Помещики не хотели и слышать об увеличении производительности труда, обороте капиталов и любых действиях, которые сопровождались тратами. Покупка любого инструмента или приспособления, необходимого в хозяйстве, вызывала у помещиков «стоны, вопли и брань».

Единственным способом производить продукцию была грубая эксплуатация крестьян. Отчасти ситуация компенсировалась тем, что в стране было много природных богатств, в то время ещё не растраченных. Используя халат Обломова в качестве одного из центральных символов романа, Гончаров показывает пережитки эпохи и всё отрицательное, что было присуще не только Илье Ильичу, но и другим представителям высших сословий:

  • примитивность отношений;
  • умственную косность;
  • классовый паразитизм;
  • социально-экономическую отсталость.

Отсутствие смысла жизни

До Ивана Александровича Гончарова в прозе и поэзии уже фигурировали «лишние люди». Но если раньше герои изображались мятежными, не разделяющими ценности общества и талантливыми натурами, то теперь стало ясно, что за пустыми разговорами ничего нет. Прекрасные одежды оказались старым халатом, пьедестал почёта — диваном, а нежелание следовать общепринятым моральным устоям — стремлением обеспечить себе максимально комфортное существование.

Как проводит свои дни Обломов

То, как проводит свои дни Обломов, нельзя назвать полноценной жизнью. Но если вспомнить «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени», окажется, что главные герои этих произведений тоже не горели желанием приносить пользу обществу и трудиться для чьего-то блага, хотя бы и для своего. Разница — в отношении общества, которое за несколько десятков лет значительно изменилось.

Автору удалось передать неприязненное отношение к знати, у которой главными задачами в жизни были еда, питьё, отдых и развлечения. Во многом это получилось благодаря выразительному символу — домашнему халату, который подчёркивает неопрятный внешний вид, изнеженность и вялость, охватившую не только тело, но также душу и ум молодого барина.

Халат Обломова — описание домашней одежды главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»

В романе Гончарова именно халат играет роль символа, олицетворяющего праздность и бессмысленную жизнь. Об этой вещи сказано, что она старая и поношенная, при этом автор называет её шлафроком. В переводе с немецкого schlafrock означает «спальный халат» — это говорящая деталь, которая обозначает главную черту личности. По мере развития сюжета внешний вид одежды изменяется, и читателям кажется, будто вещь разделяет с героем его судьбу.

В самом начале истории приводится описание халата Обломова. Спальный атрибут выглядит роскошно, он ещё сохранил прочность ткани и яркость расцветок. Вещь настолько мягкая и гибкая, что повторяет малейшее движение тела, при этом складки перенимают беспечность, запечатлённую на лице человека. Тело почти не ощущает эту одежду, и кажется, будто халат и Илья Ильич — двойники. Как на лице героя, так и на ткани появились первые признаки «поношенности», а естественный лоск местами сменился тем, который бывает от долгого использования.

Описание халата Обломова

Гончаров подчёркивает, что Обломов и его одежда похожи не только внешне: автор наделяет бытовой предмет чертами, присущими человеку. Вот как он описывает характер Ильи:

  • мягкий;
  • гибкий;
  • добрый;
  • слегка рассеянный;
  • заботливый;
  • ласковый.

Таким же предстаёт перед читателем и неодушевлённый объект — халат, хотя по отношению к нему Иван Александрович не использует этих эпитетов. Образ одежды вырисовывается благодаря описанию складок, модного фасона и необъятного размера: обладатель шлафрока мог бы спокойно завернуться в него дважды.

Как и барин, халат был ненавязчивым, незаметным и уютным. Гончаров подчёркивает, что Илья укутан не только снаружи — вся душа его как бы спрятана в невидимое одеяние, в котором ей хорошо и спокойно.

Диван – трон Обломова

Мягкая ткань. Ее бережно ткали женские руки, порхая над ней, как мотыльки. Прочная ткань. Ее делали любя, чтобы она выстояла жизненные невзгоды.

Красивая ткань. Ее соткали из самых красивых и добрых ниток. Они поют: “Полюбуйся нами, мы так свежи!”

Изящны ручки и ножки из дерева. Дерево… Его взрастило солнце, умыл дождик, заплел косы ветер, украсил иней, укрыл снег. Из его ствола и ветвей бережно выточили эти изящные ножки и ручки.

Пушистая, как снег, набивка. Ее локоны, как у малыша, непослушны и задорны. Она все время шуршит и корчит

К тому же, она – хохотушка. Они встретились… Пришли в гости к мастеру и подружились. Решили жить друг с другом, не ссорясь.

Магазин. Неприятно пахнущая комната. Люди, люди… Люди везде: за окнами, в магазине.

Они смотрят на диван и что-то говорят друг другу.

Дом. Большой дом, тоже полный людей. Гостиная: светлая и небольшая комната.

Уют. Так приятно дивану стоять у стенки. И все смотрят на диван, и все любуются им.

А он в ответ скромно улыбается…

Время идет. Бегут, толпятся годы. Наш диван из скромного диванчика превратился в дивана-барина, дивана-богатыря, дивана-государя.

Он – велик и нескончаем. Он бессмертен. На нем целыми днями восседает и “возлегает” его царь, его предводитель, его капитан – светлая голова Обломов.

Ноги дивана – это атланты, на которых держится мир.

Его ткань – это море, это броня, это штурвал корабля. Набивка – это мозг, это вещество, смягчающее характер дивана и размягчающее характер хозяина, это уплотнитель мысли. Ах, жаль, что вас не было при таких торжественных моментах, как просыпание, пробуждение “капитана”, схождение с трона-дивана, торжественное взбивание подушек и поправление одеял, легчайший сон после обеда.

Символика одежды в образе Ильи

Символика одежды в образе Ильи Обломова

Каждый новый день барина был похож на предыдущий. Обломов бездействовал, предпочитая строить планы, но ничего не делать для их реализации. Его фантазия рисовала прекрасные картины, а в жизни этот человек ходил в одной и той же одежде, в которой телу было комфортно. Внешний вид Ильи Ильича показывал, что этот человек не придаёт значения моде и красоте, главное — удобство.

Роль халата в жизни Обломова можно назвать первостепенной. Вещь, хоть и дорогая, но без каких-либо украшений, отлично дополняет образ героя, ведь Илья тоже лишён примечательных черт внешности. Кроме шлафрока, у Обломова был и другой любимый предмет туалета, вернее, целых два: мягкие и широкие туфли, настолько длинные, что утром, спустив ноги с кровати, герой безошибочно попадал ступнями в предназначенное для них место.

Отсутствие в гардеробе галстука и жилета тоже красноречиво свидетельствует о стремлении к простору и уюту. Таким образом, вещи в романе «Обломов» помогают раскрыть характер человека, но это только на первый взгляд. При вдумчивом прочтении читатель заметит, что с помощью одежды и обуви герой стремится создать маленький мирок, где всё напоминало бы родную Обломовку. Там всё вертелось вокруг Ильи и его желаний. Гончаров сумел показать типичного барина из провинции, в личности которого преобладают такие черты:

  • отрешённость;
  • уход в иллюзии;
  • нежелание сталкиваться с реальными сложностями;
  • апатичность;
  • стремление к постоянству и размеренности.

Когда автору нужно показать переход Ильи от «обломовщины» к активной жизни, он снова использует вещественный символ — обувь. Молодому барину приходится носить сапоги, в которых ногам тяжело и неудобно, они «так и зудят».

Обломов полюбил Ольгу Ильинскую

Непривычная обувь символизирует городскую жизнь. Вынужденная активность и смена образа были обусловлены тем, что Обломов полюбил Ольгу Ильинскую. Ему пришлось собраться с силами и на некоторое время попрощаться с привычным укладом. Но сразу после расставания с возлюбленной барин вновь погружается в трясину «обломовщины», и теперь уже окончательно, поскольку он разочаровался в реальной жизни. Почему отношения не сложились, можно понять по такой цитате: «Жизнь есть жизнь, долг, обязанность, а обязанность бывает тяжела». Илья никак не может этого принять. В его понимании жизнь — череда телесных удовольствий.

Впервые роман был опубликован в 1859 году. Когда он приобрёл популярность, в обиход вошло слово «обломовщина», которым стали называть стремление к бездействию. В широком значении термин подразумевает несколько связанных между собой явлений:

  • отсутствие жизненной позиции;
  • застой в делах;
  • нежелание развиваться;
  • страх перед переменами;
  • лень, праздность;
  • душевная пустота;
  • старинный патриархально-поместный уклад.

В произведении термин впервые употребляется во 2 части, а олицетворяет обломовщину главный герой. Халат Обломова как символ эпохи вводится в произведение с первых страниц.

Диван Обломова — литература и жизнь

Удобная и качественная мебель – неотъемлемый элемент человеческого быта. Она всегда рядом. Неудивительно, что некоторые представители мебельного мира успели даже засветиться в произведениях классической литературы.

Кто не помнит, например, как следует обращаться к шкафам? Перечитайте «Вишневый сад», там об этом сказано прямым текстом: «Дорогой, многоуважаемый шкаф!»

Однако никакая мебель не выдерживает конкуренции с самым известным в мировой литературе диваном Обломова Ильи Ильича.

Невероятно, но даже те, кто в свои школьные годы не удосужился прочитать роман Ивана Гончарова, твердо знают. Его главный герой и диван неразлучны. Эти два образа давно уже слились в представлении обывателя в один.

На диване – Обломов, такова уже давно сложившаяся картинка, иллюстрирующая совершенного лентяя и безынициативного мечтателя.

Илья Обломов лежит, не пытаясь изменить свою жизнь, хотя в мечтах хотел бы достичь многого. Персонаж, который никак нельзя назвать положительным, хотя и до отрицательного он также не дотягивает.

А что, если посчитать диван Обломова отдельным персонажем, какую оценку можно было бы ему дать? Почему Обломов лежит на нем, не предпринимая никаких активных действий для достижения своих целей?

Возможно, потому что диван – имеется в виду настоящий, качественный, комфортный – это настоящий соблазн для любого человека?

Что может быть лучше, чем устроить себе теплое уютное гнездо из мягкого пледа среди подушек? Кто из нас не испытывал подобного соблазна? Разве что те, кому капитально не повезло с мягкой мебелью.

Если вы обладатель старого, продавленного изделия со сломанными пружинами, скрипучего и жесткого, с неровным спальным местом, то понять Обломова, на диване проводящего дни и ночи напролет, у вас не получится.

Но вот вы покупаете новый комплект мягкой мебели. Он идеально вписывается в интерьер вашего дома. Он отличается красотой, стильностью, Он выглядит модно и современно. А еще диван, входящий в этот гарнитур, поражает воображение своим удобством.

Вот тогда, возможно, вы поймете, что идеология жизни Обломова имеет свои привлекательные стороны.

Порой это огромный соблазн – уйти от жестокого несправедливого мира в свою раковину, отрешиться от забот, взять тайм-аут и немного передохнуть. Вот почему Обломов лежит на диване!

Однако не стоит уподобляться ему до конца. Мягкий комфорт мебели может стать спасительным на небольшой период, однако в конце концов необходимо вернуться к реальности, чтобы с новыми силами строить свою жизнь – такой, какой вы хотите ее видеть.

«Восхождение к дивану» Обломова не прекращается никогда, превращаясь, по сути, в падение человеческой личности. Потому следует помнить: все хорошо в меру, в том числе и удовольствие, получаемое от отдыха.

Расслабляйтесь и отдыхайте, но помните, что прожить интересную и достойную жизнь, не поднимаясь с мягкого ложа невозможно. Пусть диван станет для вас другом, а не поработителем!

Олицетворение личностного застоя

Иван Гончаров

Текст художественного произведения был написан Гончаровым незадолго до отмены крепостного права. Автор и его современники ощущали перемену настроений в умах людей, принадлежавших к разным классам. Активная борьба только зарождалась, и пережитки крепостничества были ещё довольно сильны.

Россия была технически отсталой, деревни жили преимущественно натуральным хозяйством. Помещики не хотели и слышать об увеличении производительности труда, обороте капиталов и любых действиях, которые сопровождались тратами. Покупка любого инструмента или приспособления, необходимого в хозяйстве, вызывала у помещиков «стоны, вопли и брань».

Единственным способом производить продукцию была грубая эксплуатация крестьян. Отчасти ситуация компенсировалась тем, что в стране было много природных богатств, в то время ещё не растраченных. Используя халат Обломова в качестве одного из центральных символов романа, Гончаров показывает пережитки эпохи и всё отрицательное, что было присуще не только Илье Ильичу, но и другим представителям высших сословий:

  • примитивность отношений;
  • умственную косность;
  • классовый паразитизм;
  • социально-экономическую отсталость.

Отсутствие смысла жизни

До Ивана Александровича Гончарова в прозе и поэзии уже фигурировали «лишние люди». Но если раньше герои изображались мятежными, не разделяющими ценности общества и талантливыми натурами, то теперь стало ясно, что за пустыми разговорами ничего нет. Прекрасные одежды оказались старым халатом, пьедестал почёта — диваном, а нежелание следовать общепринятым моральным устоям — стремлением обеспечить себе максимально комфортное существование.

Как проводит свои дни Обломов

То, как проводит свои дни Обломов, нельзя назвать полноценной жизнью. Но если вспомнить «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени», окажется, что главные герои этих произведений тоже не горели желанием приносить пользу обществу и трудиться для чьего-то блага, хотя бы и для своего. Разница — в отношении общества, которое за несколько десятков лет значительно изменилось.

Автору удалось передать неприязненное отношение к знати, у которой главными задачами в жизни были еда, питьё, отдых и развлечения. Во многом это получилось благодаря выразительному символу — домашнему халату, который подчёркивает неопрятный внешний вид, изнеженность и вялость, охватившую не только тело, но также душу и ум молодого барина.

Читайте также: