Что постоянно обдумывает обломов лежа на диване

Обновлено: 17.05.2024

Книгу рекомендует заместитель декана философского факультета МГУ имени Ломоносова, кандидат философских наук Алексей Козырев

Мы все читали «Обломова» в школе, где преподносится, что это роман о русской лени. О том, как плохо быть ленивым, ведь из-за этого ты можешь в жизни потерять все. А когда перечитываешь роман, то другими глазами смотришь на самого Обломова. Обломов видится человеком, у которого хрустальная душа, он воспринимает время по-христиански, как то, что несет в себе образ вечности. Для него время — это особая реальность, в которой нужно постараться не совершить ошибок. Мы часто повторяем: кто не действует, тот и не ошибается. Но часто действие нами совершается без лада с самим собой и нашими ближними. Это деятельность ради деятельности, повергающая нас в суету и не приносящая нам никакого удовлетворения. «Обломов» заставляет об этом задуматься. Меня как философа особенно поразили мысли Гончарова о Другом. В романе есть сцена, где Обломов возмущается, что слуга сравнивает его с другим («я для тебя все равно, что “ другой ” ?»), а потом и вправду решает, что другой давно уже сделал бы то, что он не может. Слово «Другой» употребляется Гончаровым практически как философское понятие. 100 лет спустя благодаря Э. Левинасу, П. Рикёру, Ж. Деррида возникнет целая философия «Другого» — с большой буквы. Перечитывание этой книги убеждает меня в том, что в русской литературной классике можно найти немало философских тем и смыслов, вполне нетривиальных и отнюдь не только моралистических.

Автор

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) — писатель и литературный критик.

Время написания и история создания

В 1849 году в журнале «Современник» был напечатан большой фрагмент под названием «Сон Обломова», который Гончаров считал «увертюрой всего романа». Полный текст произведения был опубликован через десять лет, в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Критик Николай Добролюбова в статье «Что такое обломовщина?» («Современник», 1859) писал, что в романе Гончаров показал «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Содержание

Сюжетную основу романа составляет история драматической судьбы Ильи Ильича Обломова — дворянина и помещика — и его любви к Ольге Ильинской, девушке «цельного и одухотворенного характера». Их отношениям посвящены центральные вторая и третья романные части из четырех.


О чем роман?

Ключевой темой в романе стала судьба героя, впавшего в жизненную апатию, несмотря на то, что он не чужд «высоких помыслов», обладает «пылкой головой» и «гуманным сердцем». Обломов — это не просто ленивый помещик в старом халате, воспитанный в дворянско-помещичьей среде с присущими ей тишиной, неподвижностью, сном, под властью которых пребывают и барин, и слуги, и крепостные, и сама природа. В ходе работы над произведением Гончаров значительно углубляет образ главного персонажа. Характер Обломова постоянно развивается. Он сам задается вопросом: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Говоря своему другу Андрею Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич объясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушал толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту…» Обломову противны «деятельные» страсти и сплетни, он не видит смысла в том, чтобы устраивать карьеру. Он ясно видит то, что происходит вокруг, — «не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…»

Гончаров нередко говорил о несовместимости этого идеала с нынешним «веком», где всех волнуют «казенные квартиры, удачная женитьба, модное сочинительство, накопительство и подобные страсти и цели». Все это — суета и бездуховность. Обломов восклицает: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь. Все это мертвецы, спящие люди…»

Несмотря на «обломовскую бездонную лень, апатию, сон», Илья Ильич способен на сильное и глубокое чувство. Именно любовь преображает Обломова. Роль Ольги — это роль ангела в судьбе главного героя, которого она смогла расшевелить. Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Илье Ильичу. Она называет свою любовь долгом и говорит: «Мне как будто Бог послал ее… и велел любить!» Несмотря на несчастливое окончание любовной истории Ольги и Ильи Ильича, он навсегда сохранит в душе ее светлый образ, а она никогда не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.

А вот как о своем герое говорит сам Гончаров: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Именно такой в конце романа Илья Ильич. Штольц говорит, что «честное и верное сердце» Ильи Ильича — его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь…» Начало «в высшей степени идеалиста» действительно свойственно герою, и это позволяет ряду исследователей соотнести его с героями произведений мировой литературы — Гамлетом Шекспира и Дон Кихотом Сервантеса. Гамлетовским «быть или не быть» звучит для Обломова вопрос: идти вперед или остаться в состоянии покоя? С Дон Кихотом Илью Ильича объединяют не только чистота души и идеализм, но и отношения с его слугой Захаром. Он объединяет в себе и высокие устремления, и комизм, и трагизм этих великих «прототипов». Герой «Обломова» становится их «преемником», характером, одновременно принадлежащим как своей эпохе, так и вечности.

Интересные факты

Фамилию Обломов можно соотносить не только с устаревшим словом облый (плотный, толстый, тучный), который в словаре В. И. Даля определяется как округлый (друг Обломова Андрей Штольц говорит Илье Ильичу: «Точно ком теста, свернулся и лежишь»). Обломов — это также намек на человека, обломанного жизнью. Он — обломок, чуждый своей среде и нравам.

С 1852 года Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Писатель побывал в Англии, Южной Африке, Сингапуре, на острове Ява, в Японии, Китае. Творческим итогом путешествия стал двухтомный географический роман «Фрегат “Паллада”. Только завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову».

«Обломов» — центральное звено романной «трилогии О» Гончарова, куда также входят «Обыкновенная история» (1847) и «Обрыв» (1869). Три романа Гончаров мыслил как единую эпопею.

«Ни на ком здесь нет свежего, здорового лица. »

Отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов рассказывает своему другу Андрею Штольцу о том, каким ему представляется современное общество.


— … Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?

— Что-нибудь да должно же занимать свет и общество, — сказал Штольц, — у всякого свои интересы. На то жизнь.

— Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят — за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?

— Это все старое, об этом тысячу раз говорили, — заметил Штольц. — Нет ли чего поновее?

— А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! А посмотри, с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носят их имени и звания. И воображают несчастные, что еще они выше толпы: «Мы-де служим, где, кроме нас, никто не служит; мы в первом ряду кресел, мы на бале у князя N, куда только нас пускают». А сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие! Разве это живые, не спящие люди? Да не одна молодежь: посмотри на взрос­лых. Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения! Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтоб похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому. Третьего дня, за обедом, я не знал, куда смотреть, хоть под стол залезть, когда началось терзание репутаций отсутствующих: «Тот глуп, этот низок, другой вор, третий смешон» — настоящая травля! Говоря это, глядят друг на друга такими же глазами: «вот уйди только за дверь, и тебе то же будет». Зачем же они сходятся, если они таковы? Зачем так крепко жмут друг другу руки? Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии! Стараются залучить громкий чин, имя. «У меня был такой-то, а я был у такого-то», — хвастают потом. Что ж это за жизнь? Я не хочу ее. Чему я там научусь, что извлеку. Ты посмотри: ни на ком здесь нет свежего, здорового лица.

— Климат такой, — перебил Штольц. — Вон и у тебя лицо измято, а ты и не бегаешь, все лежишь.

— Ни у кого ясного, покойного взгляда, — продолжал Обломов, — все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим — нет, они бледнеют от успеха товарища. У одного забота: завтра в присутственное место зайти, дело пятый год тянется, противная сторона одолевает, и он пять лет носит одну мысль в голове, одно желание: сбить с ног другого и на его падении выстроить здание своего благосостояния. Пять лет ходить, сидеть и вздыхать в приемной — вот идеал и цель жизни! Другой мучится, что осужден ходить каждый день на службу и сидеть до пяти часов, а тот вздыхает тяжко, что нет ему такой благодати.

— Ты философ, Илья! — сказал Штольц. — Все хлопочут, только тебе ничего не нужно!

— …Как, всю жизнь обречь себя на ежедневное заряжанье всесветными новостями, кричать неделю, пока не выкричишься? Сегодня Мехмет-Али послал корабль в Константинополь, и он ломает себе голову: зачем? Завтра не удалось Дону Карлосу — и он в ужасной тревоге. Там роют канал, тут отряд войска послали на Восток; батюшки, загорелось! лица нет, бежит, кричит, как будто на него самого войско идет. Рассуждают, соображают вкривь и вкось, а самим скучно — не занимает это их; сквозь эти крики виден непробудный сон! Это им постороннее; они не в своей шапке ходят.

Дела-то своего нет, они и разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему! А избрать скромную, трудовую тропинку и идти по ней, прорывать глубокую колею — это скучно, незаметно; там всезнание не поможет и пыль в глаза пустить некому.

— Ну, мы с тобой не разбросались, Илья. Где же наша скромная, трудовая тропинка? — спросил Штольц.

Обломов вдруг смолк.

— Да вот я кончу только. план. — сказал он. — Да бог с ними! — с досадой прибавил потом. — Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку.

— Какой же это идеал, норма жизни?

Обломов не отвечал.

— Ну, скажи мне, какую бы ты начертал себе жизнь? — продолжал спрашивать Штольц.

— Что ж это такое? Расскажи, пожалуйста, как?

— Как? — сказал Обломов, перевертываясь на спину и глядя в потолок. — Да как! Уехал бы в деревню.

Квартира и кабинет Обломова в романе "Обломов": описание интерьера, комнат и дивана

В этой статье представлено описание квартиры и кабинета Обломова в романе Гончарова "Обломов": описание интерьера, комнат, дивана и т.д.

Смотрите:
- Все статьи об Илье Обломове
- Все материалы по роману "Обломов"

Квартира Обломова на Гороховой улице


Квартира Обломова расположена в большом, многоквартирном доме в центре Петербурга на Гороховой улице. Обломов уже 8 лет снимает эту квартиру:

". В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город. "

Квартира находится на 2-ом этаже дома и состоит из 4 комнат. Однако Обломов проводит все свое время в одной комнате, а в остальных трех комнатах мебель покрыта чехлами:

". У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал [. ] В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. "

Обломову нравится его квартира тем, что она сухая, теплая и спокойная. А покой для Обломова — это самое главное:

". Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится. "

". можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. "

". как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму. "

Кабинет Обломова

". он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. "

Кабинет Обломова - запущенный и небрежный, как и сам хозяин. В этой комнате повсюду видна пыль и паутина:

". вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. "

". Пасмурно оттого, что у вас окошки то с которых пор не мыты? Грязи то, грязи на них! Зги Божией не видно, да и одна штора почти совсем опущена. "

Интерьер в кабинете Обломова выглядит красиво. Но при этом заметно, что мебель и другие вещи подобраны без души, для приличия:

". только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. "

Описание интерьера и мебели в кабинете Обломова

". в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами. "

". Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. "

". Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

". По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка. "

". На этажерках, правда, лежали две три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха. "

". несколько дрянных картин, которые навязал ему какой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно не поднималась. "

". ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит. "

". У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. Он свою способность брать в руки вещь прилагает ко всем вещам одинаково, не делая никакого различия в способе обращения с той или другой вещью. "

Диван Обломова

Любимая мебель Обломова это его диван. Диван Обломова является символом "обломовщины" и лени.

В комнате Обломова на Гороховой улице стоят целых два дивана. На одном из них он проводит все свое время:


Диван Обломова на даче

Диван присутствует в жизни Обломова всегда - где бы он ни жил. Но на даче Обломов редко лежит на диване. Он лишь аккуратно присаживается на угол дивана:

". пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертил по пыли на столе крупными буквами: «Ольга». "

". задумчиво закурил сигару и сел на диван. Прежде бы он лег, но теперь отвык. "

В доме Агафьи Пшеницыной Обломов снова "опускается" после разрыва с Ольгой Ильинской. Он снова лежит на своем любимом диване:

". приезжая домой, ложился, без ведома Ольги, на диван, но ложился не спать, не лежать мертвой колодой, а мечтать о ней. "

". После обеда, лишь только было он, лежа на диване, начал кивать головой, одолеваемый дремотой. "

". Он три раза перевернулся на диване от этого известия. "

Так выглядит описание квартиры, кабинет и дивана Обломова в романе "Обломов" Гончарова.

Тест по роману "Обломов" Гончарова, вопросы и ответы, викторина

В этой статье представлен тест по роману "Обломов" на знание текста: вопросы и ответы по произведению (материалы для викторины). Тест состоит из 30 вопросов.

Правильные ответы на вопросы смотрите в конце теста.

Тест по роману "Обломов" Гончарова в вопросах и ответах

  1. купец
  2. дворянин
  3. мещанин
  4. разночинец
  1. план поездки за границу
  2. план карьерного роста
  3. план улучшения имения
  4. план своей книги
  1. из Саксонии
  2. из Бремена
  3. из Тироля
  4. из Баварии
  1. Алексеев
  2. Штольц
  3. Тарантьев
  4. Мухояров
  1. 25-26
  2. 32-33
  3. 37-38
  4. 45-46
  1. карие
  2. голубые
  3. темно-серые
  4. темно-зеленые
  1. коллежский секретарь
  2. статский советник
  3. надворный советник
  4. титулярный советник
  1. Анисья
  2. Агафья Пшеницына
  3. Ольга Ильинская
  4. Сонечка
  1. Тарантьев
  2. Штольц
  3. Судьбинский
  4. Мухояров
  1. Малая Морская
  2. Большая Морская
  3. Гороховая
  4. Невский проспект
  1. швейцарцем
  2. австрийцем
  3. немцем
  4. поляком
  1. Тарантьеву
  2. Мухоярову
  3. Штольцу
  4. Пенкину
  1. с бабушкой
  2. с теткой
  3. с дедушкой
  4. с дядькой
  1. ария "La Donna e Mobile"
  2. ария "Habanera"
  3. ария Людмилы
  4. ария "Casta Diva"
  1. Агафья Пшеницына
  2. Анисья
  3. Акулина
  4. Ольга
  1. 2 года
  2. 5 лет
  3. 10 лет
  4. 12 лет
  1. 1 апреля
  2. 1 мая
  3. 1 августа
  4. 1 октября
  1. Адамово
  2. Кистеневка
  3. Штольцевка
  4. Верхлево
  1. на кровати
  2. на диване
  3. на софе
  4. на кушетке
  1. Обломов
  2. Штольц
  3. Мухояров
  4. Захар
  1. шитье
  2. вязание
  3. вышивка
  4. икебана
  1. Алексеев
  2. Тарантьев
  3. Мухояров
  4. Пенкин
  1. французская гувернантка
  2. русская дворянка
  3. цыганка
  4. итальянская певица
  1. от хозяина квартиры
  2. от Штольца
  3. от старосты своей деревни
  4. от начальника канцелярии

Ответ на вопросы теста по роману "Обломов"

1. (2) дворянин
2. (3) план улучшения имения
3. (4) 20 лет
4. (1) из Саксонии
5. (4) Захар
6. (2) Штольц
7. (2) 32-33 года
8. (3) темно-серые
9. (1) коллежский секретарь
10. (4) 300 душ
11. (2) халат
12. (3) Андрей
13. (2) Агафья
14. (4) Мухояров
15. (3) Гороховая
16. (2) Штольц
17. (3) немцем
18. (1) Тарантьев
19. (2) с теткой
20. (4) ария "Casta Diva"
21. (2) Анисья
22. (1) 2 года
23. (2) 1 мая
24. (4) Верхлево
25. (2) на диване
26. (4) Захар
27. (3) вышивка
28. (1) Алексеев
29. (2) русская дворянка
30. (3) от старосты деревни

Это был тест по роману "Обломов" Гончарова на знание текста: вопросы и ответы по произведению (материалы для викторины).

Почему Обломов "лежит на диване"?

Обломов пребывал на диване потому что таков был его идеал жизненного устройства. Ему ничего не хотелось делать, только лежать и мечтать. Это его философия, его образ жизни и менять что-либо в устоявшемся положении Обломову не хотелось. Нет, он конечно был отнюдь не дурак и иногда ему приходили в голову мысли, что надо испытать что-нибудь другое, но лень перебивала все. Он совершенно нарасно приехал в Петербург, оставался бы в райской Обломовке и жил не тужил. А тут потуги Штольца его едва не женили, он едва не полюбил, а это может быть могло бы все изменить. Но нет, он женился на Агафье, которая воплотила его идеалы хозяйки и остался лежать на диване.

Ах, если бы все так просто! У него нет ни интереса к работе (деятельности, должности, как написано в романе), нет интереса к развлечениям, нет интереса к общению, нет интереса к познанию нового, нет интереса к семейным отношениям. Даже нет интереса к своим делам: управление имением пущено на самотек. Хуже того, такое же настроение у его слуги. Нет целей в жизни. Как ни странно, сейчас таких людей тоже много, особенно среди молодых. Не очень это позитивная тенденция в обществе, когда таких людей становится много.

А лежит он на диване, потому что встать с дивана - означает выйти из этого режима с минимальной активностью. А для этого надо поставить цель и начать двигаться к ней. А у него нет сил: привычка существовать в самом экономичном режиме не дает. Роман не просто остросоциальный для своего времени. Он очень актуален сейчас. Быт облегчен, а интерес к жизни есть не у каждого.

Убежать от конфликта в покой и комфорт. Помните, как он уволился со службы? Ошибся, потом струсил, заболел и подал в отставку. Бежать от проблем в уютную пещерку. И так во всем.

Потеря интереса к жизни.

Роман Ивана Гончарова, во второй половине 19 века был остро социальным и современным. Время показывает, что и сегодня он, к сожалению, не устарел. На примере героя романа - Обломова, Иван Гончаров хотел показать бездеятельность, не желание развиваться дворянства, огромную лень людей которые не живут а проживают, просыпают жизнь. Дворян давно нет, а Обломовы остались. Сколько людей, как Обломов, не могут победить свою лень, предпочитают вести пассивный образ жизни. Этот роман, о великой лени именно русского человека, не случайно немец Штольц, лучший друг Обломова, полная противоположность лежебоке. Русский человек прекрасен душой, талантлив, но часто лень побеждает все его прекрасные качества.

Иван Гончаров, на примере своего героя, предлагает задуматься читателям, какой путь они предпочтут выбрать: пассивный образ жизни, цель которой лишь в удовлетворении необходимых потребностей организма; либо интересную, разнообразную жизнь. Но если вы выбрали второй вариант жизни, надо сначала встать с дивана.

Если говорить современным языком, то это его зона комфорта, из которой он не хочет выходить. Ему нравится лежать на диване, и он не видит особого смысла вставать с него. Да, иногда возникают кое-какие мысли и идеи, но они не в состоянии поднять с дивана героя романа "Обломов".

И действительно, я согласна с некоторыми ответами, жизнь Обломова импонирует многим представителям современной молодежи - нет ни цели, ни желаний, пугает реальность, зато есть мечты, в которые так удобно погрузиться, заменив ими настоящую жизнь.

В романе "Обломов" читателю демонстрируется не просто жизнь одного из помещиков, нет, в нём мы видим много большее: червивое нутро общества старой дореформенной России. Обломов, который лежит на диване и ничего не делает, - это символ аристократии того времени, ленивой, апатичной, пассивной, лишь мечтающей и строящей грандиозные планы. "Обломовщина" - это жизненная идеология, собирательный образ жизни сливок общества. Новое поколение дворян было слишком оторвано от действительности, никогда не трудилось, а просто созерцало жизнь вокруг себя. Ведь можно было просто лежать на диване и ничего не делать, за тебя всё сделают слуги. "Обломовщина" - это болезнь общества, деградация его наиболее влиятельных движущих сил.

Да он лежит то только в первой части (а первая часть длится 8 с половиной часов) фактически, в остальных иногда, да ложится, но не на большее время, чем обычный человек. Это фактически, т.е. то, что мы имеем, что видим в романе. Теоретически же - да, "это было его нормальным состоянием"

В то же время мы видим и то, что "как только - так сразу", то есть стоит в его жизни появиться цели - и он действует, вполне нормально. Ради Ольги. Сама Ольга конечно тот еще экземплярчик. "от насмешек над его существованием перешла к деспотическому проявлению воли", своей воли. "Она преследовала малейшую тень сонливости даже у него на лице. Она спрашивала не только, что он делает, но и что будет делать." Она может быть тысячу тысяч раз права, да только. любящая женщина не так поступает. у любящей другие цели. другая середина стремлений. Впрочем мы не Ольгу обсуждаем, она к слову пришлась. Итак: Илья может быть и действенным (что вовсе не испаряется и после разрыва с Ольгой).

Почему он лежал? Я отвечу вопросом - а что еще было делать? Нет, конечно, можно было

Но ведь вопрос не о том, почему его не привлекло никакое дело, а о том почему он лежит. Ну так вот именно потому, что не было дела, в которое он мог вложить душу. А делать дела без души он не желал. И считал, что если нет нравящегося дела, то нечего и суетиться. Кто виноват.

Это пронзительные слова человека, который не хотел понять, что нет рая на земле. Нет идеальной любви.

Нет идеальной любви? Но как же Агафья, с ее самоотверженостью? Как же она?

Почему Обломов лежит на диване? (по роману Гончарова «Обломов»)

Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» показал человека, который почти все время лежит на диване. При этом он не был больным или уставшим. Почему же главный герой Обломов так редко встает с дивана?

Основной темой романа стала «обломовщина». Этим понятием обозначают апатию, личностный застой, лень. Все эти качества присутствуют у главного героя. Но он не был уникальным образом, созданным автором, скорее типичным для России того времени. Именно поэтому Гончаров взялся за раскрытие этой сложной темы. Благодаря роману понятие «обломовщина» стало нарицательным, автор показал на примере одного героя, как жизнь общества сказывалась на отдельных людях. На то время многие русские помещики вели подобный образ жизни, это была типичная болезнь века. Ее суть раскрывается путем изображение судьбы Ильи Обломова.

Автор рассказывает читателю о жизненном пути Обломова с рождения и до самого конца. Главный герой охарактеризован, как пассивный и апатичный, оторванный от действительности, практически совсем бездеятельный человек.

Свое время он проводит на диване, замотавшись в широкий удобный халат. Он просто лежит и мечтает, иногда строит планы, которые почти никогда не осуществляет. При всем этом он был романтиком и добряком. Но подняться с дивана этому барину что-то всегда мешает.

В первую очередь, причина его лежания на диване - это социальное положение. Илья - помещик, на него работают в его родной Обломовке слуги, и нужды зарабатывать на пропитание у него нет. И воспитание тоже сильно повлияло на формирование его мировоззрения. С самого детства ему давали понять, что он не должен сам ничего делать, его обували, одевали и кормили нанятые слуги. Маленький Илья жил в атмосфере, где его окружала забота и внимание, мама и няньки ласкали и хвалили мальчишку, не давая ему самостоятельно сделать шаг. Даже учебу ему позволялось пропускать, находя для этого разные причины. Илья вырос в деревне Обломовке, благословенном уголочке земли, где царили мир и тишина, где не было ни бурь, ни разрушений.

Привыкший с детства к такому укладу, Илья и во взрослом возрасте хотел пребывать в таком блаженном и спокойном состоянии. Его ничего не привлекало, кроме лежания на диване. Даже любовь к Ольге Ильинской не смогла его разлучить с диваном. Совместная жизнь с Ольгой влекла за собой необходимость что-то делать самостоятельно, а Илья к этому не привык. Ему нужна была любимая женщина, которая смогла бы заменить ему мать, стала любящей и участливой, окружила его комфортом и позволяла лежать на диване и ничего не делать. Обломов был постоянно в мире своих грез и фантазий, от действительности он был оторван. У него не было ни цели, к которой он стремился бы, ни дела, которое он хотел бы совершить. В итоге смысла вставать с дивана у него не было.

Главного героя постепенно поглотила «обломовщина» и отгородила от общества. При всем этом Илья Обломов изображен автором человеком с честной, гармоничной и поэтической душой, в которой всегда светло и чисто. Он никому не мешал, не делал зла. Имея огромный внутренний нравственный потенциал, он не находит ему применения - и просто лежит на диване.

Читайте также: