Бескаркасное кресло для детей в машину с какого возраста

Обновлено: 11.05.2024

WhatsApp

Забегая вперед, сразу разъясним: Правила дорожного движения вообще не упоминают такого понятия как "" и допускают установку лишь . Но это отнюдь не значит, что использовать такие детские кресла в машине по ПДД нельзя. При соблюдении ряда условий они вполне законны и не могут стать причиной для внимания со стороны сотрудников ГИБДД. В каких случаях возможно использование таких устройств, а когда за них могут оштрафовать?

Что говорят ПДД 2022 года?

Как бы вы не искали, но прямого и очевидного ответа о возможности использовать бескаркасные детские средства в правовых актах нет. Но есть общие требования к езде в автомобиле вместе с детьми.

Согласно пункта 22.9 ПДД, перевозка детей:

  • в возрасте 0-6 лет допускается только в случае установки в автомобиле детской удерживающей системы (ДУС), которая соответствует росту/весу несовершеннолетнего – и здесь речь не идёт только о бескаркасном автокресле;
  • в возрасте 7-11 лет допускается при наличии соответствующей росту/весу ДУС либо при использовании ремней безопасности на заднем сидении, а на переднем – только при использовании соответствующей росту/весу ДУС. То есть на заднем сидении ребенка старше 7 лет сажать в кресло не обязательно – можно пристегнуть и ремнями безопасности.

Таким образом, законодатель называет любые приспособления для посадки детей как "удерживающие устройства". Соответствие требованиям по росту/весу обычно указывается в инструкции по эксплуатации. Как правило, для грудничков используются люльки, а для детей постарше уже сидения и иные устройства.

Правильное детское удерживающее устройство

Но можно ли перевозить детей в бескаркасных креслах и со сколько лет? Как видно, сведений о том, какие именно устанавливать детские кресла в автомобиле, в ПДД нет. Единственная оговорка – любые ДУС, установленные в автомобиль, должны соответствовать Техническому регламенту ТС Р РС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".

Отвечают ли бескаркасники Техническому регламенту?

А вот уже на этот вопрос однозначно ответить нельзя. Дело в том, что согласно п. 35 Перечня требований к типам компонентов ТС, удерживающие устройства признаются отвечающими требованиям Технического регламента при условии их соответствия Правилу ЕЭК ООН №44-04, а таковым в России по состоянию на 2022 год признается ГОСТ Р 41.44-05.

Но в его тексте тоже нет ни слова, можно ли использовать бескаркасные детские кресла в машине. Но это, опять же, не означает, что перевозка ребёнка в них вне закона! Дело в том, что большинство таких ДУС представляют собой устройства цельной конструкции с ремнем крепления в трех точках. И такая конструкция уже соответствует требованиям ГОСТ Р 41.44-05.

Как узнать, подходит ли моё автокресло?

Но как определить, отвечает ли купленное вами конкретное устройство для перевозки детей требованиям ГОСТ и Технического регламента? Все очень просто – при покупке у вас будет 2 критерия, и оба должны выполняться:

  1. к разрешённому бескаркасному креслу идёт сертификат соответствия, поэтому попросите у продавца выдать вам заверенную копию на всякий случай,
  2. правильное автокресло определённым образом маркируется как соответствующее Правилам ЕЭК ООН.

Просто потребуйте у продавца сертификат соответствия, выданный Росстандартом. Если в нем будет указано, что изделие соответствует ТР 018/2011 – такое сидение можно установить в автомобиль и использовать при перевозке детей, так как оно соответствует Правилам дорожного движения.

Что касается маркировки, то мы взглянем, как она выглядит и что даёт, немного ниже.

Проверка сертификата

Сам сертификат соответствия можно проверить в единой базе Росстандарта на официальном сайте Росаккредитации.

Для этого проделайте 3 простые вещи:

В результате вам выдаст информацию о действительности сертификата, хотя, на практике нередко документ не находится. В любом случае, бескаркасное кресло можно использовать только при условиях:

  • действующего статуса сертификата,
  • не просроченного документа (дата окончания действия в будущем).

Как выглядит маркировка правильного бескаркасного кресла?

Вам как обычному автолюбителю важно знать указанные 2 момента выше. Но, вероятно, достаточно и одного – только маркировки. Как мы уже упомянули выше, оно должно соответствовать ЕЭК 44/04 и быть сертифицированным по ним.

А вот маркировать соответствующие автокресла, в том числе бескаркасники, есть обязанность у их производителей, согласно пункту 7 раздела III Техрегламента:

7. Транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.

Таким образом, правильное детское бескаркасное автокресло, чтобы его можно было использовать без штрафа, должно быть обозначено единым знаком обращения. Вот как он выглядит:

Таким образом, делаем вывод, что ставить бескаркасное кресло можно только в одном случае – когда детскую удерживающую систему ПДД допускают вообще не использовать:

Как подобрать автокресло, чтобы перевозить ребёнка без штрафа ГИБДД?

Водитель отвечает за безопасность находящихся в машине пассажиров. Если в салоне находятся дети – ответственность удваивается. Поэтому ПДД обязывает родителей грамотно подбирать детские удерживающие устройства – автокресла, бустеры, автолюльки. В основе такого подбора лежат параметры юного пассажира – рост, вес и возраст. Если ошибиться с выбором автокресла, можно получить штраф ГИБДД. Но еще опаснее ухудшение безопасности ребёнка при езде на машине. Неправильно подобранная или не сертифицированная модель может привести к травмам и наихудшим последствиям при ДТП. Давайте выяснять, по каким параметрам выбирать детское автокресло, где и как его устанавливать, какое наказание за отсутствие удерживающего устройства и как правильно возить малышей в автомобилях в соответствии с ПДД.

Какой размер штрафа за перевозку ребёнка в машине без автокресла?

Правила дорожного движения 2022 года регламентируют, как правильно перевозить детей в легковых и грузовых автомобилях, а также на автобусах и мотоциклах. В части наказания за это нарушение в КоАП есть только денежное взыскание.

Размер штрафа ГИБДД за неправильную перевозку ребёнка в автомобиле составляет 3 000 рублей – для водителя, 25 000 рублей – для должностных лиц, и 100 000 рублей – для предпринимателей и юрлиц (часть 3 ст. 12.23 КоАП РФ). К счастью, на данный вид штрафов распространяется 50% скидка. Но для этого вы должны успеть внести платёж в течение 20 дней с момента вынесения постановления.

Теперь посмотрим, что входит в понятие «неправильная перевозка ребёнка в машине»:

  • если ребёнок до 7 лет едет не в автокресле, а на обычном сиденье,
  • дети располагаются на руках у взрослых,
  • малыш не пристёгнут,
  • если в одном удерживающем устройстве сидят двое детей,
  • нарушены правила установки автокресла или автолюльки,
  • удерживающая система не подходит ребёнку по соотношению рост-вес,
  • перевозка детей до 12 лет на мотоцикле.

На практике 2022 года сотрудники ГИБДД определяют нарушение на глаз. Остановив автомобиль и подойдя к водителю, они могут заглянуть в салон – и если инспектор увидит вышеназванные нарушения при перевозке детей в машине, то водителю выпишут штраф. Заодно могут оштрафовать ИП или организацию, если речь идёт о служебном авто и штатном водителе.

Конечно, если детское автокресло уже не требуется в силу возраста маленького пассажира, а у инспектора ДПС возникли сомнения – можно показать ему свидетельство о рождении ребёнка. Тогда штраф водителю, скорее всего, не выпишут. Но если нет с собой подтверждающих документов, то ИДПС составит постановление, а вам придётся его обжаловать, и уже к жалобе приложить детское свидетельство о рождении как доказательство отсутствия события правонарушения.

Штраф ГИБДД за нарушение перевозки ребенка

Правда ли, что штраф увеличили?

Нет, но вскоре это должно произойти.

Почему должно? Официальные источники сообщают, что в 2022 году готовится масштабное обновление редакции КоАП РФ. Уже известно, что в новой версии Кодекса изменится и текущая санкция за перевозку детей без удерживающего устройства. Размер штрафа ГИБДД для водителей составит от 3 000 до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 35 000 рублей, а для юридических лиц до 150 000 рублей.

Ещё один новый штраф грозит пьяным водителям, если в салоне машины сидит ребёнок до 16 лет. Ответственность будет наступать за подтверждённое опьянение или за отказ от прохождения медосвидетельствования. В этом случае церемониться с пьяными не будут – штраф 50 000 рублей одновременно с лишением прав сроком до 5 лет.

Но все эти поправки еще не вступили в силу. Мы обновим информацию в статье после официальной публикации переработанной версии КоАП РФ.

Правила перевозки детей в автокресле по ПДД в 2022 году

Законодательство 2022 года чётко определяет требования к размещению детей в салоне автомобиля и применении/не применении удерживающих устройств для юных пассажиров. Все эти требования можно найти в пункте 22.9 ПДД.

Давайте вспомним, что входит в эти правила:

  1. Дети от рождения и до 7 лет могут перевозиться на заднем сиденье исключительно в сертифицированной удерживающей системе – автокресле или автолюльке. Если ребёнку от 7 до 11 лет, то специальное устройство необязательно, и можно пристегнуть пассажира ремнём безопасности. Начиная с 12 лет, дети могут ездить сзади, как и взрослые – со штатным ремнём.
  2. При перевозке ребёнка рядом с водителем и с обычным ремнём безопасности есть требование по возрасту – старше 12 лет. Малышей от рождения и до 11 лет (включительно) допускается размещать на переднем сиденье только в автокресле или в автолюльке.
  3. Нельзя провозить детей на коленях у взрослых или чтобы ребёнок лежал на сиденье.
  4. Запрещено катать детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
  5. Если по закону требуется автокресло, но у вас оно отсутствует – поездку совершать нельзя. Иначе, в случае остановки сотрудниками ГИБДД, грозит штраф по ст. 12.23.3 КоАП РФ.
  6. Чтобы перевезти ребёнка, разрешено использовать только детские удерживающие устройства – обычные люльки, переноски и «конверты» к ним не относятся.

Важно понимать, что пренебрежение правилам безопасности может привести к печальным последствиям во время дорожного происшествия. Особенно если перевозить ребёнка на коленях у взрослого, игнорировать посадку в кресло или вообще не пристёгивать ремнём безопасности.

Как правильно подобрать детское автокресло по весу и росту ребёнка?

Возвращаемся к главному вопросу нашей статьи о выборе удерживающего устройства для ребёнка в машине. Несмотря на кажущуюся простоту, нужно учитывать технические требования к детскому автокреслу. Иначе есть риск получить претензии от инспектора ДПС с последующим штрафом.

И далее мы расскажем, какие бывают автокресла и автолюльки, а также на какие параметры обращать внимание при их выборе.

Какие требования?

Неважно, для каких поездок покупается кресло – регулярных или разовых, оно должно отвечать действующим в России стандартам. Эти стандарты именуются Техрегламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных ТС». А в самом ТР ТС есть Приложение №10 – «Перечень требований к типам компонентов транспортных средств», где содержатся условия к эксплуатации автокресел, автолюлек, бустеров и других устройств.

Итак, детская удерживающая система должна иметь одну из двух маркировок:

  • ЕЭК ООН №44-04 – если модель произведена на территории РФ,
  • ECE R44/04 – если речь идёт о зарубежных устройствах для перевозки детей в машине.

Маркировка имеет форму нестираемой оранжевой наклейки, которая находится на корпусе детского автокресла. Наличие такой маркировки означает, что приспособление соответствует нормам безопасности, сделано из нетоксичных материалов, а самое главное – прошло краш-тесты и пригодно к использованию.

Вот как выглядит оранжевая наклейка:

Маркировка детского автокресла

Проверить подлинность сертификата автокресла можно на сайте Росаккредитации (например, по номеру документа). Если по результату поиска у вас на экране высветится зелёная галочка, значит с сертификатом всё в порядке, и он актуальный.

Высокие требования предъявляются и к фиксации удерживающего устройства на заднем или переднем сиденье автомобиля. Если вы закрепите кресло с нарушением и это обнаружит инспектор ДПС, то, опять же, вы рискуете получить трёхтысячный штраф.

Выделяют два вида фиксации автокресла в салоне машины:

  • с помощью креплений ISOFIX,
  • обычным штатным ремнём безопасности.

Разница в том, что система «изофикс» есть не в каждом автомобиле. Крепления располагаются в районе спинки сидений и обычно подписаны. То есть, если вы обнаружите разъёмы с надписью «ISOFIX», то значит автомобиль оборудован такой системой. Следовательно, вы сможете закрепить детское автокресло таким способом – просто защёлкнув замок кресла на скобах «изофикса». Если никаких разъемов и надписей нет – значит придётся выбирать удерживающее устройство без ISOFIX.

Что касается ремня безопасности, то для правильной фиксации кресла с ребёнком длина ремня должна быть не менее 215 см. При этом важно следить, чтобы лямка проходила через плечо, а не через шею сидящего малыша. В противном случае вы рискуете здоровьем и даже жизнью ребёнка в случае ДТП.

Классификация детских автокресел

Различают шесть групп удерживающих систем, каждая из которых предназначена для разного веса и возрастов юных пассажиров. При выборе детского автокресла следует отталкиваться именно от параметров роста и веса – поскольку это наиболее точный показатель того, подойдёт оно вашему ребёнку или нет.

Сравнительная таблица детских удерживающих систем (автокресел):

Группа автокресел Возраст Вес/рост ребёнка Особенности удерживающего устройства
0 с рождения не более 10 кг, до 75 см предназначение – для новорожденных, наклон спинки 30-45 градусов, располагается против хода движения машины
0+ с рождения до 15 месяцев до 13 кг, до 75 см обычно это автолюлька, ребёнка пристёгивают внутренними ремнями, положение – полулёжа, против хода движения ТС
Категория I 1 – 4 года от 9 до 18 кг, до 98 см дети уже сидят, направление – лицом по ходу движения машины, поддержка либо ремнями безопасности, либо «столиком»
Категория II 3 – 6 лет 15 – 25 кг, до 120 см аналогично предыдущему
Категория III 6 – 12 лет 25 – 36 кг, до 135 см бескаркасные удерживающие устройства – бустеры, фиксация ремнём безопасности
Универсальные любой (до 12 лет) любой из вышеперечисленных регулируется в зависимости от веса и роста ребёнка, подходит как для новорожденных, так и для детей до 11 лет (включительно),

И ниже мы подробнее рассмотрим каждую группу автокресел.

Для новорожденных (до 10 кг)

Напоминает обычную колыбельку и предназначена для перевозки в машине самых маленьких пассажиров – новорожденных. Детские кресла группы 0 еще называют автолюльками. Максимальный возраст пассажиров, которых можно размещать в таком устройстве – 6 месяцев, а вес не должен превышать 10 кг.

Наклон спинки 30-45 градусов, при этом правильным расположением автолюльки на переднем сиденье будет против хода движения машины. Это связано с тем, что грудной ребёнок еще не может самостоятельно держать голову.

Важной тонкостью является отключение подушки безопасности. Как вы, возможно, уже догадались это нужно для того, чтобы не навредить хрупкому тельцу крохи при срабатывании подушки во время ДТП.

Кресла для детей 0+ (от 10 до 13 кг)

Удерживающие устройства категории 0+ – это те же автолюльки, только для подросших малышей, вплоть до 15 месяцев. Но никто не запрещает вам приобрести автокресло для перевозки только что родившегося ребёнка.

Удерживающие устройства этой группы располагаются таким образом, чтобы затылок младенца смотрел в сторону передвижения автомобиля. При этом кресло позволяет менять положение ребёнка с лежачего на полусидячее – но это индивидуально.

Автолюлька для перевозки детей до года

Категория I (9 – 18 кг)

Автокресла этой группы можно установить как рядом с водителем, так и на заднем сиденье машины. В отличие от устройств 0-0+, данные кресла должны располагаться по ходу движения ТС, то есть ребёнок будет сидеть лицом к лобовому стеклу.

Модели кресла идут в комплекте с пятиточечным ремнём безопасности. Но в ряде случаев вместо них устройство оборудуется специальным столиком – он поддерживает ребёнка во время езды и не даёт падать вниз. Оба варианта являются допустимыми и безопасными с точки зрения Техрегламента.

Современные удерживающие устройства для детей в машину

Категория II (от 15 до 25 кг)

Автокресла имеют трёхточечный ремень фиксации, а в остальном не отличаются от моделей систем группы I.

Категория III (25 – 36 кг)

Модели этой категории представляют собой сиденье от кресла, но без спинки – бустеры. Еще их называют бескаркасными. Предназначены такие устройства для подросших детей в возрасте от 6 до 12 лет, и с ростом от 130 см до 150 см.

Вот как выглядит бустер:

Бустер в машину

На некоторых моделях бустеров встречаются подлокотники. Но это слабая защита, в отличие от стандартных каркасных автокресел. Фиксация происходит с помощью штатного ремня безопасности. Высокая посадка подушки-подкладки позволяет приподнять малыша, чтобы ремень проходил не через шею и живот, а через плечо и грудную клетку.

Универсальные кресла для любых возрастов

Вышеназванные кресла для перевозки детей легко умещаются в так называемом «трансформере» – универсальном удерживающем устройстве, которое подходит и для новорожденных, и для детей до 4 лет, и для ребёнка весом 36 кг.

Автокресло-трансформер можно использовать длительное время. По мере роста ребёнка вы можете легко подстраивать каркас устройства под рост и вес юного пассажира. Это возможно благодаря съемной спинке, внутренним ремням, боковой защите и регулирующемуся подголовнику. Но с точки зрения безопасности универсальные ДУУ ощутимо уступают подходящим по возрасту и весу группам автокресел.

Можно ли использовать адаптеры?

Вообще, адаптеры ФЭСТ запрещены для использования на территории РФ. Однако в некоторых магазинах всё еще продаются такие «направляющие лямки». Если вы увидите такие – ни в коем случае не покупайте. Лучше чуть переплатить, но приобрести качественное и сертифицированное автокресло, чем рисковать жизнью и здоровьем ребёнка, который пристёгнут с помощью слабого в плане защиты адаптера ФЭСТ.

Бескаркасное детское автокресло: защита или халатность?

Бескаркасное автокресло

В наше время сложно найти семью с детьми, которым не пришлось бы ехать на машине хотя бы раз. По правилам дорожного движения для этого ребёнок должен быть размещён в специальном удерживающем детском средстве, соответствующем возрасту и весу ребёнка. Среди различных вариантов существует бескаркасное автокресло, имеющее как достоинства, так и свои недостатки.

Как выглядит и устанавливается в машине бескаркасное детское автокресло

Бескаркасное детское кресло относится к удерживающим устройствам, предназначенным для перевозки в автомобиле тех детей, которым по возрасту и размерам ещё не разрешено быть пристёгнутыми штатным ремнём безопасности.

Как очевидно из названия, у данного типа устройства отсутствует каркас жёсткости. Оно похоже на макет обычного детского автокресла, выполненный из ткани — у устройства есть спинка, основание, пятиточечные ремни безопасности для фиксации малыша внутри кресла. Автомобильный ремень безопасности в данном случае не крепит кресло к сиденью автомобиля, а может использоваться для дополнительной фиксации пассажира. А крепится устройство за само сиденье авто: два длинных ремня опоясывают спинку сиденья и таким образом, закрепляются.

В зависимости от модели и фирмы-производителя кресла, в нём могут также быть специальные мягкие вставки в районе головы, спины и таза, для увеличения комфорта пассажира при поездке. Но элементов типа подлокотников и боковых подголовников в таком кресле нет.

Бескаркасное автокресло

Разрешено ли перевозить в таком устройстве ребёнка согласно правилам дорожного движения в 2022 году

В правилах дорожного движения есть отдельный пункт, посвящённый перевозке людей, в том числе детей. Пункт 22.9 гласит:

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка.

Таким образом, камнем преткновения становится вопрос — относится ли бескаркасное кресло к разрешённым удерживающим средствам?

В инструкциях к этим креслам обычно указывается возрастная категория 1/2/3, то есть считается, что их можно применять в диапазоне от года до 12 лет, при этом вес ребёнка должен быть от 9 до 36 килограмм. Так что формально в бескаркасном кресле можно перевозить детей от года (если в инструкции к креслу не указано иное). Но нужно помнить, что устройство для перевозки ребёнка обязательно должно быть сертифицировано, иначе оно не может быть оценено и признано инспектором «подходящим по возрасту и весу». И этом случае водителю автомобиля может быть выписан штраф за перевозку ребёнка без обязательного средства.

Итак, признать бескаркасное кресло детским удерживающим устройством можно при наличии у кресла нашивки, подтверждающей, что оно сертифицировано в соответствии с действующими на сегодняшний день на территории России правилами безопасности. Если водитель никак не может доказать наличие действующего сертификата, ему будет выписан штраф, как при отсутствии кресла. Причем такой штраф может быть выписан неоднократно.

Сейчас на территории России действует технический регламент таможенного союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», и все автокресла обязаны пройти сертификацию по этому регламенту. Положения регламента согласованы с требованиями стандарта ЕЭК ООН №44. В настоящее время ЕЭК ООН действует параллельно со стандартом ЕСЕ 129.

Важно! Наличие международной сертификации не является обязательной для поездок по России, а вот если планируется путешествие в Европу, без сертификата сооветствия стандарту ECE R44/04 не обойтись.

Преимущества и недостатки мягких кресел без каркаса по сравнению с другими детскими удерживающими устройствами

Автокресло без каркаса имеет как плюсы, так и минусы по сравнению с другими удерживающими детей средствами — традиционным автокреслом и бустером.

Среди плюсов стоит отметить следующие:

  • невысокая цена — по сравнению со стоимостью детских автокресел, которая порой доходит до нескольких десятков тысяч, бескаркасное автокресло обойдётся достаточно недорого — средняя цена на это изделие около тысячи рублей;
  • универсальность — производители заявляют, что устройство можно использовать в течение практически всего срока, когда ребёнка нужно пристёгивать специальным средством, то есть с года до 12 лет;
  • незаметность в машине — в отличие от автокресел с каркасом и бустеров, такое средство практически не занимает места;
  • компактность — его легко переносить с места на место, брать с собой, кроме того, на заднем сиденье неширокой машины можно пристегнуть сразу три таких устройства, что невозможно сделать с обычным автокреслом.

Установка бескаркасного кресла на заднем сидении

Разумеется, есть при этом и минусы, и они куда значительнее плюсов:

  • несоответствие современным стандартам безопасности — многие модели этого устройства сертифицируются по устаревшему стандарту ECE R44/03 и не обеспечивают находящемуся в нём ребёнку достаточную защиту в случае ДТП;
  • непрочные ремни и слабая пластиковая фурнитура креплений — при резком торможении в соответствии с законами физики вес ребёнка резко увеличивается, ремни и защёлки на них могут не выдержать такой нагрузки; если ремни пришиты к тканевой конструкции кресла, если они выполнены из тонкой ткани, ширина их существенно меньше ширины штатного ремня безопасности, из них торчат нитки, фастексы имеют повреждения или легко расстёгиваются — такое кресло не переживёт даже лёгкой перегрузки;
  • полное отсутствие боковой защиты — в каркасных автокреслах при боковом ударе именно каркас принимает на себя часть удара и смягчает его последствия для детей, у бескаркасных кресел такой защиты нет.

Следует сказать отдельно несколько слов относительно стандарта сертификации ECE R44/03 — c 23 июня 2009 года детские удерживающие устройства, соответствующие стандарту ECE R44/03, не подлежат продаже и распространению в странах Евросоюза из-за несоответствия стандарту ECE R44/04. Так как Россия не входит в список стран Евросоюза, автокресла, сертифицированные по стандарту ECE R44/03, разрешены к продаже и использовать их законно. Однако стоит помнить, что в странах ЕС этот стандарт считается устаревшим и уже не безопасным.

Проведённые краш-тесты показывают, что при серьёзном ДТП такое устройство не обеспечивает достаточную безопасность ребёнка, в отличие от сертифицированных детских автокресел и бустеров, подобранных согласно весу и возрасту детей.

Видео: краш-тест бескаркасного автокресла

Сертификат соответствия на автокресло

На каждом удерживающем устройстве, имеющем сертификат соответствия, также должна находится вшитая нашивка, на которой указаны основные данные:

  • вес ребёнка, на который рассчитано кресло;
  • возрастная группа;
  • номер сертификата.

Со скольки лет можно использовать бескаркасные автокресла, к каким группам по возрасту и весу они относятся

По весу и возрасту детей, для которых предназначено удерживающее устройство, все виды автокресел делятся на следующие группы:

  • 0+ – до 13 кг (приблизительно до года);
  • 1 — до 18 кг (в среднем от 1 до 4 лет);
  • 2 — от15 до 25 кг (от 3 до 7 лет);
  • 3 — от 22 до 36 кг (6–12 лет).

Часто категории автокресел бывают совмещены — 0/1, 1/2/3, 2/3, что позволяет продлить их срок службы. Это относится и к бескаркасным автокреслам — они относятся к группе 1/2/3, что позволяет якобы безопасно использовать их для детей от года до 12 лет.

Все бескаркасные кресла рассчитаны на детей, уже умеющих уверенно сидеть, поэтому их нельзя применять для перевозки детей младше года. Кроме того, годовалых детей вплоть до 1.5–2 лет крайне желательно возить в положении «против хода движения», так как при резком торможении ещё слабые мышцы шеи не удержат голову, что может закончиться гибелью пассажира. Так как для бескаркасных автокресел возможна установка лишь в положении по ходу движения, в них лучше не возить детей, не достигших возраста 2–3 лет.

Как пользоваться адаптером ремня безопасности

Бескаркасное автокресло имеет:

  • крепёжные ремни, которыми оно крепится к спинке кресла,
  • пятиточечные ремни безопасности, которыми пристёгивают малыша в кресле
  • и адаптер штатного ремня безопасности. Через этот адаптер пропускается штатный ремень и надёжно пристёгивает малыша.

Возникает вопрос — почему нельзя просто пристегнуть ребёнка штатным ремнём поверх автокресла? Дело в том, что ремень предназначен для взрослого человека и спроектирован с учётом анатомии взрослого, ребёнок же по росту гораздо ниже, поэтому ремень безопасности пойдёт от его бедра вверх через шею, что, разумеется, небезопасно и недопустимо. Чтобы приспособить ремень к параметрам малыша, в бескаркасное кресло добавлен адаптер ремня. Он расположен в том месте, где сходятся все 5 ремней внутренней системы кресла — в районе живота ребёнка. Представляет он собой «муфту», внутрь которой нужно пропустить ремень вместе с «язычком» и закрепить его в замке. Таким образом малыш оказывается пристёгнут пятиточечными ремнями кресла, а поверх них ещё и штатным ремнём безопасности, который проходит по безопасной траектории и в случае ДТП не должен навредить ему.

Как пристегнуть ребёнка в бескаркасном автокресле

Отзывы

У бескаркасного автокресла имеются как достоинства, так и недостатки. Среди его плюсов можно отметить невысокую стоимость и компактность, а в минус записать отсутствие боковой защиты. Сферой его применения можно назвать поездки по городу, особенно при отсутствии собственного автомобиля, а вот для выезда на скоростные автомагистрали лучше озаботиться более надёжными средствами удержания детей.

Правила использования бустера для перевозки детей в автомобиле

Низкая стоимость бустеров по сравнению с другими удерживающими системами делает эти конструкции наиболее популярными среди бюджетных приспособлений для безопасной перевозки детей.

Использование надёжных систем фиксации при перевозке детей исходит из двух рисков — штрафа за отсутствие защитных приспособлений и безопасности малышей. Второе, безусловно, имеет первостепенное значение, но Правила дорожного движения (ПДД) даже после изменений статьи 22.9 не дают чёткого ответа, что конкретно в том либо ином случае можно применять при транспортировке юных пассажиров. Поэтому рассмотрим детально, при каких условиях и со скольких лет согласно ПДД разрешено в 2023 году провозить детей в бустере.

Понятие бустера и его использование в перевозке детей согласно правилам

Бустер — это компактное упрощённое детское автокресло в виде сиденья с маленькими подлокотниками, но без подголовника, дополнительных ремней и спинки. Бустер кладётся на сидение автомобиля, затем на него садится ребёнок и пристегивается штатным ремнем безопасности.

То есть по факту удерживающим устройством в данном случае выступает ремень безопасности, а бустер только оптимизирует посадку юного пассажира до правильной — чтобы ремень проходил по плечу, а не по шее. Тем не менее номинально, согласно документации, бустеры причисляются к детским удерживающим устройствам.

Бустер для перевозки детей в автомобиле

Этот вид защитных детских удерживающих устройств (ДУУ) предназначен для того, чтобы приподнять ребёнка над сиденьем автомобиля до уровня правильной и прочной фиксации стандартными ремнями — по аналогии со взрослым человеком.

В конструкцию автомобильных ремней заложены минимальные параметры роста пассажира, при которых они обеспечивают защиту — от 150 см. Оттого использование для перевозки детей с меньшими габаритами только ремней безопасности без вспомогательных устройств может привести при аварии к перелому неокрепших шейных позвонков.

Со скольки лет и как ребенку разрешено ездить с бустером и без него

В действующих ПДД п.22.9 слова «бустер» нет, конкретно не упоминается ни одно приспособление для фиксации детей — ни автокресло, ни другие. Есть лишь обшее размытое понятие — детская удерживающая система (устройство) и правила перевозки несовершеннолетних на переднем и заднем сиденье в контексте возраста:

  1. Малышей до 7 лет можно перевозить в авто лишь с использованием ДУУ.
  2. Детей от 7 лет до 11 (включительно) разрешено перевозить:
    • на заднем сиденье пристёгнутыми лишь ремнями безопасности,
    • а на переднем — только в автокресле.
  3. С 12 лет ребёнок может перевозиться на любом сиденье автомобиля пристёгнутый лишь ремнями безопасности.

Бустеры бывают разных размеров — рассчитаными по разному допустимому весу ребёнка. Сейчас в продаже можно найти:

  • 15–36 кг (группа 2–3, от 3 лет),
  • 22–36 кг (группа 3, от 6 лет).

Это нужно обязательно учитывать, так как в правилах есть важная оговорка: ДУУ должно обязательно соответствовать параметрам пассажира. Иначе перевозка будет квалифицирована как небезопасная. Однако в 2017 году было внесено важное уточнение: бустеры стали допустимыми лишь для группы 3. То есть, даже если у вас бустер с маркировкой «группа 2–3» или «15–36 кг», сажать на него ребёнка младше 6 лет не рекомендовано.

У качественных бустеров всегда есть фиксатор ремня. На фото он отмечен стрелкой.

бустер с фиксатором ремня

Он помогает зафиксировать положение штатного ремня так, чтобы отвести его от шеи ребёнка. Если же даже с настроенным фиксатором вам не удаётся добиться правильного расположения ремня, вероятно, бустер ребёнку ещё велик, не подходит.

мальчик сидит в бустере

Можно ли ставить бустер на переднее сидение

Чёткого ответа на этот вопрос нет, хотя есть однозначная рекомендация не использовать на переднем сидении ничего, кроме полноценных автокресел,защищающих и от бокового, и от лобового ударов. В паспорте бустера может быть прописано, что его можно устанавливать и спереди, и сзади. Соответственно, этот документ стоит всегда иметь с собой, чтобы предъявить проверяющему, если вы намерены перевозить ребёнка в бустере рядом с водителем.

Какие бустеры можно использовать, а какие нет

Установка ДУУ и размещение в них детей осуществляется согласно руководству по эксплуатации этих устройств. ДУУ должны соответствовать следующим стандартам:

  • ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44) для защитных приспособлений российского производства;
  • ECE R44/04 — для импортных удерживающих систем.

Обязательные критерии детских защитных средств прописаны в ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44), согласно им, удерживающие системы считаются безопасными при наличии соответствующего сертификата, сопровождающегося специальной маркировкой с обязательным отражением следующих данных:

  1. Стандарт безопасности — после 2009 года ЕСЕ R 44/04.
  2. Тип детского защитного устройства.
  3. Допустимый вес ребёнка для конкретной модели.
  4. Уникальный номер, присвоенный при тестировании, информация об изготовителе и проводимых тестах на безопасность — код страны и индикатор соответствия.

маркировка бустера

Получается, что бустеры с такой маркировкой использовать можно.

С какого возраста можно пользоваться бустерной подушкой

Осталось лишь прояснить — с какого возраста это разрешено. Согласно ГОСТ Р 41.44–2005 удерживающие детские конструкции группируются согласно весу и возрасту юных пассажиров.

Таблица: классификация вспомогательных устройств

Использование бустеров

При этом рост ребёнка должен быть не меньше 125 см.

Маркировка бустерной подушки без спинки

Важно помнить, что дети одного возраста имеют разные габариты, и если верхняя лямка штатного ремня проходит не по грудной клетке, а по шее ребёнка, которого уже можно провозить на заднем сиденье без ДУУ, то необходимо посадить его в детское кресло или на бустерную подушку, чтобы избежать смертельной травмы при ДТП.

Видео: бустеры — когда их можно использовать и как установить правильно

Штраф за неправильную перевозку детей

Штраф может быть назначен в начале каждого движения автомобиля. Если с нарушениями перевозятся несколько детей, то должен быть выписан один штраф за каждую остановку транспорта инспектором ДПС.

Видео: краш-тест с детскими бустерами

Бустеры можно устанавливать как на переднем сиденье рядом с водителем, отключив подушку безопасности (чтобы защитить лицевые кости черепа от удара о подушку) и отодвинув сиденье с ребёнком максимально назад, так и на заднем сиденье, причём обязательно по ходу движения транспорта. Но самым безопасным местом считается центр заднего сиденья, где ребёнок будет максимально защищён и от лобового, и от боковых ударов.

Можно ли использовать бескаркасное детское кресло

На сегодняшний день предлагается на выбор потребителя большое число разных приспособлений, цель которых состоит в защите ребёнка, находящегося в автомобиле. Чаще всего это большие по размеру автомобильные кресла. Они монтируются на сидение, при помощи каркаса, имеющего ремень безопасности, защищают малыша при ДТП.

Некоторое время назад в продаже появились бескаркасные кресла для малышей. Их отличает маленькие габариты и небольшая стоимость. У водителей сразу стали появляться вопросы о том, а можно ли использовать бескаркасное детское кресло, какие у него плюсы и минусы.

Как выглядит устройство

Бескаркасное автокресло

Бескаркасное кресло для детей в машину представляет собой небольшой ковёр, сделанный из мягкого материала, в конструкции его не предусмотрено ни одной жёсткой детали. Ткани, используемые для изготовления кресла для малышей, должны быть не жёсткими, не иметь запаха, они должны пропускать воздух и иметь три слоя губчатой материи.

К основанию автолюльки пришиты РБ, для фиксации маленького пассажира. На уровне пояса ребёнка у данного приспособления сделана петля, она выполнена для автомобильного РБ. Однако она существует на всех видах кресел. Ремешки автокресла очень широкие, это дополнительная деталь для безопасности ребёнка.

Производители все защитные приспособления для перемещения детей разделяют на шесть классов, каждый из которых связан с тем, сколько ребёнку лет. Однако данные автокресла являются исключением.

Детское автокресло

Производители объединяют одновременно три категории по возрасту:

  1. Предназначена для малышей весом от 9 до 18 килограмм. Это в основном дошкольники.
  2. Для школьников лучше покупать приспособление второй категории. Оно рассчитано для детей, вес которых от 18 до 22 килограмм.
  3. Для детей с весом от 22 до 36 кг нужно покупать большое автокресло.

Такой большой диапазон связан с возможностью разной фиксации накладок для плеч и отсутствием ограничителей с обеих сторон. Данный факт очень важен при покупке приспособления, т. к. в привычных автомобильных креслах нужно учитывать не один лишь возраст малыша.

Важно, чтобы кресло полноценно подходило под рост и вес ребёнка. Малыш, перемещаемый в обычном кресле, чаще всего ощущает дискомфорт, движения скованны из-за несоответствия габаритов приспособления телу.

Испытания

В 2018 году продолжают вести споры о том, насколько безопасно бескаркасное кресло. Чтобы определить уровень безопасности существует краш-тест автомобильных кресел. Данные испытания приспособление без каркаса прошло, что позволило ему получить сертификат безопасности.

При проведении испытаний специалисты проверяют четыре фактора:

  • практичность;
  • экологичность;
  • эргономику и работоспособность;
  • безопасность.

Автокресло

Но на момент проведения испытаний автомобильных кресел, учитывается наименьшая возможность лобового столкновения авто. Главной функцией приспособлений, которые предназначены для перемещения малышей, является наилучшая их фиксация. Приспособления на каркасе выделяются дополнительной защитой ребёнка от удара вбок.

Если говорить о защите по сторонам, то необходимо упомянуть о приспособлении, именуемом как бустер. Его широко используют, так как оно небольших габаритов и стоит недорого.

Бескаркасное кресло обладает одним немаловажным преимуществом, в нём, в дополнение к обычному РБ, существует ещё четыре ремешка, которые дают возможность крепко зафиксировать малыша.

С какого возраста разрешено использовать автомобильное кресло

Производители говорят, что перемещать малыша в мягком кресле допускается с одного года. Если ребёнку не исполнилось три годика, то лучше приобрести такое устройство с Y-образной системой крепления. При ДТП оно защитит живот и позвоночник малыша, не передавливая при этом гениталии.

Бескаркасное устройство обладает рядом преимуществ:

  • оно многофункциональное, корректируется по росту, из-за этого подойдёт ребёнку от одного года до двенадцати лет. В зимний период, когда верхняя одежда очень прибавляет объём телу, малыш без труда сядет в него;
  • просто фиксируется к сидению;
  • подойдёт небольшому авто. Приспособление может вместить сзади троих малышей. Три автомобильных жёстких кресла не войдёт в машину, а мягкое устройство установится без сложностей;
  • позволяет не нарушать ПДД, если нет своего транспорта и приходится ездить на чужом авто или в такси;
  • из-за того, что отсутствует каркас и конструкция простая, стоимость данного приспособления небольшая.

Бескаркасное детское автокресло

По итогам испытаний недостатки бескаркасного кресла значительно превысили его достоинства:

  • использование автокресла связано с риском. Стандарт безопасности ECE R44/03, для сертификации множества моделей устарел. Отсутствие жёсткой фиксации означает, что приспособление не обеспечивает защиту по бокам тела и не держит голову. Малыш попросту «болтается» в автокресле;
  • продолжительные переезды становятся дискомфортными. При поездке у ребёнка затекает тело, он не может хорошо расслабиться и спать;
  • при ДТП мощь удара приходится на малыша. Каркасные автокресла немного облегчают давление и защищают тело;
  • производители говорят, что в мягких креслах возможно перевозить ребёнка весом до 36 килограмм, но при аварии вес становится больше. Ремешки, которые пришиваются нитями, лопаются, если масса ребёнка приближена к максимально допустимым.

Прежде чем приобретать такое кресло необходимо изучить все достоинства и недостатки его, решить для каких целей чаще всего будет использоваться приспособление. Для длительных поездок лучше применять стандартные каркасные автокресла и автолюльки.

Допускается ли использовать мягкие кресла

Многих родителей интересует, можно ли перевозить ребёнка в бескаркасном автокресле. ГИБДД п.22.9 ПДД гласит, ребёнок до одиннадцати лет обязан транспортироваться в автомобиле в детском удерживающем приспособлении, которое подходит ему по росту и весу. Т. к. мягкое кресло принадлежит к таким приспособлениям, его применение не противоречит правилам дорожного движения.

На дороге инспектор может остановить машину, в которой перевозится ребёнок и проверить:

  • фиксацию приспособления штатным РБ;
  • сопоставить действительный вес малыша с допустимым.

Можно ли использовать бескаркасное кресло в автомобиле для перевозки детей? Российские ПДД разрешают совершать поездки с малышом, который зафиксирован в мягком приспособлении. Бескаркасное автокресло в машине с ребёнком до года разрешено ли использовать? Специалисты советуют подождать, пока малышу не исполнится полтора года и более.

Стоит ли приобретать бескаркасное устройство или предпочесть иной вариант – решение родителей, которые в первую очередь отвечают за жизнь своего маленького пассажира. Главное, чтобы приспособление соответствовало возрасту и весу ребёнка.

Монтаж устройства в автомобиле

Установка десткого автокресла

Можно ли использовать мягкое кресло при транспортировке малыша? Да, но только если оно будет правильно смонтировано и хорошо закреплено. Сделать это несложно. Монтировать конструкцию возможно лишь при наличии в автомобиле штатных РБ.

Кресло без каркаса монтируется следующим образом:

  1. Пару наиболее длинных ремешков на кресле просовывают в щель между сидением и спинкой основного кресла, с переда назад.
  2. Пару небольших ремешков просовывают сквозь верхнюю часть сиденья – между спинкой и подголовником.
  3. Соединяем небольшие и длинные ремешки с задней стороны спинки обычного сидения. Для этого применяем определённый фиксатор, встроенный в бескаркасное устройство.
  4. Усадите малыша в кресло и откорректируйте продольные и боковые ремешки по росту ребёнка.
  5. Штатный РБ продевается сквозь отверстие в бескаркасном кресле и фиксируется в замке ремня безопасности.

Насколько крепко зафиксирован малыш при использовании бескаркасного устройства? Отклики родителей свидетельствуют о том, что они не тревожатся о своём малыше, т. к. он прочно и надёжно закреплён РБ благодаря их корректировке.

Довольно часто водителей интересует вопрос: «Бескаркасное кресло можно применять на переднем сидении машины?». Да, можно. Правилами это разрешено, но лишь тогда, когда в автомобиле отключена или отсутствует вовсе подушка безопасности спереди. Это исключает получение травм ребёнком при ДТП.

Если нет возможности зафиксировать обычное приспособление

Очень часто водители сталкиваются с проблемой монтирования каркасного кресла для перемещения ребёнка из-за того, что сзади отсутствует РБ. Он порой просто не предусмотрен конструкцией автомобиля. Конечно, установить его возможно, однако, потребуется согласовать это в ГИБДД, это займёт много времени и сил.

Часто в семейном авто нет системы изо-фикс, которая предназначена для фиксации кресла на каркасе. Что же делать тогда? Лучшим вариантом для решения этой проблемы будет покупка бескаркасного кресла, т. к. оно фиксируется прямо к спинке сидения и держит малыша при помощи ремешков.

В каких случаях допускается применение бескаркасного устройства:

  1. Для перемещения в такси. Применять устройство возможно, даже если нет собственного авто. Из-за своих маленьких размеров и небольшой массы его часто используют при поездках в такси. Возможность быстрого монтажа позволит сэкономить время посадки, особенно если оно лимитировано. Достаточно часто бескаркасное кресло покупают и сами водители такси, т. к. перевозят не только родителей, но и их малышей.
  2. При непредвиденных ситуациях. Обычно из детских учреждений малыша забирает мама, у которой в авто установлено каркасное кресло. Однако нередко бывает, что забирает ребёнка папа. Что делать в этом случае? Если у него в авто будет бескаркасное устройство, то это спасёт ситуацию. Наличие этого приспособления благодаря его размерам не доставит дискомфорта.
  3. Для продолжительных поездок. Данное приспособление достаточно часто покупают водители, отправляясь с малышом в продолжительную поездку. Если посадить ребёнка в чётко зафиксированном положении, то спустя три часа, он начнёт плакать. В если усадить малыша в бескаркасное устройство, то сидеть ему будет мягко и комфортно.

Бескаркасное автокресло обладает своими плюсами и минусами. К достоинствам можно отнести его небольшую стоимость, компактность, и возможность применения для большого диапазона возрастов.

Недостатком является вопрос безопасности в виде отсутствия защиты по бокам. Из вышеизложенного следует вывод, что такое устройство лучше использовать для непродолжительных поездок по городу, нежели по скоростным автобанам.

Читайте также: