Алвар аалто кресло паймио

Обновлено: 16.05.2024

3 февраля родился великий финский дизайнер Алвар Аалто, а 25 января отмечала день рождение его супруга и верный соратник Айно Аалто. Вспоминаем самые выдающиеся проекты, объекты и факты биографии легендарной четы

Один из отцов и основоположников финского дизайна и скандинавского модернизма в целом Алвар Аалто (Alvar Aalto, 1898 — 1976) закончил Политехнический институт города Гельсингфорса в 1921 году. К моменту окончания учебы он уже успел построить дом для родителей в Алаярви по своему проекту. С Айно (Aino Aalto) он познакомился в 1924 году, когда она пришла работать в его студию — спустя полгода они поженились и с тех пор никогда не расставались, совместно работая над всеми проектами — будь то архитектура, предметный дизайн или дизайн интерьеров — вплоть до самой смерти Айно в 1949 году.

Санаторий «Паймио» (1932)

Туберкулезный санаторий «Паймио», строительство которого закончилось в 1932 году, — первая серьезная архитектурная работа студии Аалто. Здесь все продумано до мельчайших деталей и следует единой цели: улучшить состояние пациентов с помощью целебного воздуха (пансионат окружен соснами), солнца и активного отдыха. Окна спланированы так, чтобы максимально использовать естественный дневной свет, на каждом из семи этажей корпуса предусмотрены просторные балконы (на них пациенты принимали воздушные ванны, лежа на кроватях), а на самом верху здания — терраса, которая идет вдоль всего корпуса. Всю мебель для этого проекта Алвар и Айно спроектировали сами, включая раковины для палат (из соображений гигиены у каждого пациента была своя), металлические кровати без острых углов, шезлонги, табуретки для переобувания, кресла для зала медитации.

Зал для медитации и релаксации санатория «Паймио» был укомплектован креслами специальной конструкции, которые позволяли пациентам дышать полной грудью.

Туберкулезным больным надлежало проводить несколько часов в полулежащем положении и дышать целебным лесным воздухом в специальном зале. Для него Алвар и Айно разработали специальное кресло особой конструкции, которая позволяла пациентам полулежать-полусидеть, полностью расслабившись, глядеть в потолок и дышать полной грудью. Из 41 оригинальных кресел до наших дней дожило лишь одно, но, к счастью, Paimio Chair было вновь запущено в производство и выпускается сегодня фабрикой Artek — на радость всем ценителям скандинавского дизайна!

Side Table 606, дизайн Айно Аалто, 1932, Artek. По первоначальному замыслу Айно, этот объект служил табуреткой для переобувания больных. Сегодня выпускается как журнальный столик.

Библиотека в выборге (1935)

Зал абонемента, расположенный в центре здания, не имеет окон. 57 световых фонарей в потолке позволяют летом обходиться без искусственного освещения

Центральная городская библиотека Выборга — единственная постройка финского архитектора на территории России. Конкурс на ее строительство Аалто выиграл еще в 1927 году, но приступить к строительству удалось далеко не сразу: то не было средств, то протестовали местные жители, недовольные стройкой посреди городского парка. В итоге библиотека была достроена и открыта только в 1935 году, зато проект получился поистине революционным для своего времени. Книги на специальном лифте поднимались из хранилища до балкона, где летом можно было читать на свежем воздухе, освещение абонементного зала осуществлялось через специальные световые фонари в потолке, а волнообразный потолок лекционного зала обеспечивал уникальную акустику.

Табурет, разработанный архитектором для лекционного зала, стал одним из самых культовых дизайн-объектов Алвара Аалто и фирмы Artek

Мебель для библиотеки Аалто также проектировал сам. Самым известным объектом стал круглый штабелируемый табурет Stool 60 из гнутой березы (1933 г), который выпускается до сих пор маркой Artek в разных версиях. Его главная «фишка» — простота сборки: три ножки крепятся непосредственно к сидению при помощи девяти винтов. Любопытно, что мировую славу эта модель приобрела в своей четырехногой версии благодаря ИКЕА, которая скопировала табурет Аалто и выпустила его из гнутой фанеры. Но сам Аалто версию на четырех ножках не любил (хотя она и есть у Artek), считая ее более банальной и менее органичной.

Во время Второй Мировой Войны библиотека утратила световые фонари, витражи и знаменитый волнообразный потолок, а в советское время пришла в еще большее запустение. Здание пытались ремонтировать, но это лишь ухудшало положение. Только в 1994 году началась полноценная научная реставрация с привлечением наследников Аалто и с использованием оригинальных чертежей и макетов. Из-за нехватки финансовых средств восстановление растянулось почти на десять лет, наконец, в 2013 году библиотека вновь была открыта для посетителей.

Экспозиция Финляндии на миланской триеннале (1936)

Экспозиция Artek на Миланской Триеннале 1936 года, оформленная Айно Аалто, получившей Гран-при выставки.

Айно закончила Политехнический институт Хельсинки в 1920 году и пришла в студию Аалто уже с дипломом архитектора. Над большинством проектов они работали совместно с мужем, однако известно несколько крупных работ ее авторства, которые внесли не меньший вклад в историю финского дизайна, чем работы Алвара Аалто. В 1936 году Айно оформила стенд Artek на Миланской Триеннале, который был удостоен Гран-при.

Триеннале в Милане 1936 года стала звездным часом для Artek и всего финского дизайна в целом. На этой же выставке Айно получила золотую медаль за коллекцию стекла Aalto Glasses, дизайн которой был навеян кругами, расходящимися по воде, а Алвар Аалто — медаль за кресло Armchair 400 (за свою форму и ножки из гнутой березы, напоминающие гусеницы танка, оно получило второе название Tank). Посуда успешно выпускается маркой iittala, «Танк» стал культовым объектом финского дизайна и продолжает производиться Artek.

Ресторан отеля «Савой» в Хельсинки (1937)

«Сегодня в уникальном новом здании на углу южной Эспланады и улицы Касармикату открылся ресторан топ-класса „Савой“, — гласила передовица газеты Helsingin Sanomat от 3 июня 1937 года. — Все свидетельствует о том, что он станет популярным местом встреч для жителей города и туристов». Он разместился на 7-8 этажах бизнес-центра, построенного по проекту архитектора Вальтера Юнга (Valter Jung). Оформления интерьеров ресторана поручили чете Аалто, которые поставили перед собой задачу создать по-домашнему уютное пространство на высоте птичьего полета.

Стены и потолки они обшили любимым материалом — березовым шпоном, а также разработали для этого проекта светильники из цельного листа латуни, форма которых напоминала колокольчик. Сегодня эта модель выпускается Artek в нескольких цветовых решениях. Кстати, недавно финская марка выпустила обновленную версию легендарного «Золотого колокольчика» А330S из цельной латуни с необработанной верхней поверхностью и приятной патиной, которая возникает в процессе естественного окисления. Благодаря отсутствию полировки, внутренняя поверхность латунного светильника дает более мягкий, чем в других версиях, свет.

Финский дизайн: самая популярная табуретка в мире

Stool 60 — обязательный атрибут всех официальных салонов Apple — один из самых массовых и самых подделываемых предметов интерьера. Более 8 миллионов экземпляров выпущено с начала 1930-х годов.

Автор табуретки — знаменитый финский архитектор Алвар Аалто, чей юбилей в 2018 году отмечает мир. Финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто (1898 — 1976) построил множество зданий и около 75 частных домов в Европе, США, и даже в Ираке. По всей Финляндии стоят его университеты, библиотеки, музеи, театры, культурные центры, офисы, школы и церкви.


Архитектор Алвар Аалто.

Авторский стиль Аалто: сочетание функционализма, диктующего строгость форм, и мягкой, плавной органики в интерьерах, плюс эргономика и ориентированность на человека во всем, вплоть до мелочей. Образцом почерка может служить кресло, сконструированное Алваром Аалто для туберкулезного санатория Паймио (1930-е) — его конструкция помогала выздоровлению больных. У откинувшегося на спинку пациента раскрывалась грудная клетка: устремив взгляд вверх он дышал полной грудью. Кресла стояли под потолком, выкрашенным глянцевой небесно-голубой краской: блестящая поверхность отражала деревья за окном.

В начале 1930-х Аалто плотно сотрудничал с финским мебельщиком Отто Корхоненом: вместе они экспериментируют с гнутой березовой фанерой и патентуют технологию производства мебели из нее. Основным запатентованным ими элементом стала ножка-опора L-leg: она была плавно изогнута под углом в 90 градусов. По легенде Аалто придумал такую ножку, когда рассматривал свои лыжи.


Знаменитый штабелируемый табурет Stool 60. Artek. 1933.

На основе L-leg была создана целая серия кресел, стульев и табуретов, и первым в 1933 году был легендарный табурет Stool 60 с круглым сиденьем на трех опорах — Аалто первоначально использовал его в интерьерах выборгской библиотеки. Потом началось его массовое производство, которое продолжается и в наши дни. Оригинальных табуретов, произведенных в Финляндии, с 1930-х годов выпущено более миллиона. Всего же в мире разными производителями было выпущено, по разным данным, до восьми миллионов таких табуретов.

Табурет Stool 60 — первый в мире предмет мебели, выполненным из гнутой паром клееной фанеры. Материалом для фанеры служит дерево не моложе восьмидесяти лет из финских лесов. Светлый цвет древесины объясняется большим содержанием минеральных веществ в почве.


Stool 60 удобен для маленьких квартир: он штабелируется — легко складывается один на другой. Некоторые угадывают в составленных табуретках Аалто ДНК-образную спираль.


Кресло для туберкулезного санатория Paimio. Artek. 1932.


Сервировочный столик для чая 901, Artek. 1936.


Шезлонг 43. Artek. 1936.


Подвесной светильник A330S. Artek. 1939.


Подвесной светильник A338, Artek. 1950.


Подвесной светильник A331, Artek. 1953.


Табурет X601. Artek. 1954.

В 1935 году Аалто, его жена и еще пара их единомышленников основали компанию Artek, что значило арт+техника, — теперь мебель его дизайна выпускалась под этой маркой. Сегодня это один из ведущих финских дизайн-брендов, владеющий правами на римейки предметов мебели, созданных Аалто и его женой.


Stool 60, как и многие другие вещи великого модерниста входят в постоянные музейные коллекции (например, в собрание MoMA, Museum of Modern Art в Нью Йорке). Однако их копируют и переиздают. Причины — популярность, доступность материала и простота изготовления, а значит — низкая цена и потенциал массовых продаж. Известный копиист «великой финской табуретки» шведская компания Ikea продает свою версию «Фроста» по цене около 10 евро. Оригинал от Artek стоит 200 евро.

TEFAF Maastricht 2019: имена, пароли, явки

С 16 по 24 марта в Маастрихте прошла ярмарка искусства и антиквариата TEFAF Maastricht 2019. Она была создана в 1987 году как «наш ответ» крупнейшим аукционным домам Sotheby’s и Christie’s и главное место встреч коллекционеров старых мастеров. В этом году организаторы TEFAF показали свое стремление к лидерству по всем направлениям и расширили список участников ведущими галереями в области модернизма и современного искусства. Впервые за всю историю ярмарки 40 новых галерей получили возможность присоединиться к постоянным экспонентам. В рамках масштабной реорганизации сектора Modern были привлечены такие галереи, как Gmurzynska, Simon Lee, Pace Gallery, Almine Rech, Sprüth Magers.

Antiques

Несмотря на нововведения и смещение вкусов в сторону нового искусства Antiques все еще остается самым крупным разделом ярмарки. Девяносто семь участников привезли на ТEFAF 2019 лучшие произведения декоративно прикладного искусства со всего мира.

Средневековье, Ренессанс, Барокко

Предметы, созданные до XVIII века, пользовались большим спросом, чем более поздние экспонаты. Галереи Kugel, Blumka Gallery, Brimo de Laroussilhe, De Backker Medieval Art предлагали европейское искусство Средних веков и эпохи Возрождения: лиможские эмали, произведения золотых дел мастеров и ювелиров, мраморные мозаики, скульптуру, мебель и различный декор. В один из голландских музеев прямо с TEFAF отправился кукольный домик Анны Марии Трип проданный галереей John Eldlich Antiquairs. Предмет принадлежал одной из известных семей с 1760 года.

Иллюминированные рукописи, редкие книги и карты

Les Enluminures — одна из лучших галерей, специализирующихся на иллюминированных манускриптах. Лувр, Метрополитен и Музей Гетти являются ее постоянными клиентами. На стенде Dr. Jörn Günther Rare Books предлагали «Часослов Фокье» с тринадцатью миниатюрами исключительного качества за 880 тыс. евро, небольшое руководство по рыбной ловле 1510 года за 25 тыс. евро, отдельные миниатюры, манускрипты и книги. Две рукописи были проданы Токийскому музею.

Новые технологии применили Daniel Crouch Rare Books, чтобы перенести посетителей на улицы Амстердама и Парижа XVII–XVIII вв. Более трех тысяч изображений этих городов были воссозданы в виртуальной реальности. У этой галереи впечатляющее предложение шедевров голландской картографии: первая напечатанная в 1544 году карта Амстердама (400 тыс. евро), карта мира Луиса Тейшейры (500 тыс. евро), «Атлас Блау» (900 тыс. евро и пара глобусов издательства Блау (1,5 млн евро).

Азиатское искусство

Очень популярное сегодня благодаря вниманию китайских коллекционеров искусство стран Азии было представлено рядом высококлассных специалистов. Эклектичная коллекция Polak Works of Art еще раз доказала блестящий вкус и эрудицию ее владельца — антиквара широко профиля, «последнего из могикан», как называют его коллеги, Яапа Полака (Jaap Polak). Один из лучших специалистов в мире по индонезийскому искусству, он привез на TEFAF изумительные скульптуры двух храмовых стражей XIV c острова Ява из своего собрания, которые только что побывали на выставке «Жизнь Будды», проходившей в Новой Церкви в Амстердаме.

Японскую живопись на вертикальных свитках, ширмы и раннюю буддийскую скульптуру можно было увидеть на стенде галереи Gregg Baker Asian Art. Блестящий образец японской деревянной пластики XI–XII века — фигура будды Амида — была продана сразу после открытия ярмарки за 1,2 млн евро.

Несколько галерей этого раздела также предложили вниманию посетителей тематические коллекции по узким специализациям: исторический текстиль (S Franses), оружие и доспехи (Peter Finer) музыкальные инструменты (Jean Michel Renard).

Антикварные ювелирные украшения

Исторические драгоценности и культовые изделия лучших ювелирных домов были традиционно широко представлены на ярмарке. Галерея Deborah Elvira специализируется на ювелирных украшениях от Средневековья до XVIII века с особым вниманием к Золотому Веку Испании. Шедевры Rene Lalique, Cartier, Boucheron, Fouquet, Chaumet, Van Cleef & Arpels и других прославленных ювелирных Домов XX века привлекали внимание посетителей (и особенно посетительниц!) на стенде Epoque Fine Jewels.

Paintings

Коллекционеры живописи c нетерпением ждут TEFAF, так как лучшие полотна дилеры всегда придерживают специально для этой ярмарки. Неудивительно, что уже в первые часы VIP-превью многие работы из раздела Paintings были проданы. Так, например, на картину Джозефа Райта из Дерби (Joseph Wright) «Два мальчика с пузырем» 1769 года на стенде галереи Lowell Libson & Jonny Yarker покупатель нашелся моментально (цена составила 3 — 4 млн. фунтов).

Аналогичная ситуация произошла и на стенде галереи Canesso, где весьма быстро нашел нового хозяина «Портрет собаки» итальянского мастера Тиберио Тити (Tiberio Titi), известного большим количеством заказов для семьи Медичи.

Интересной находкой стали два женских портрета кисти Жан-Марка Натье (Jean-Marc Nattier) (галереи Didier Aaron, Jean-Francois Heim). Richard Green показала великолепную коллекцию работ Камиля Писсарро (Camille Pissarro), а Bottegantica —работу​ итальянского импрессиониста Антонио Манчини (Antonio Mancini) «Акробат со скрипкой» 1878 года, за которую просила цену порядка 1 млн. евро.

Modern

В разделе Modern можно было найти весь спектр имен и художественных направлений XX века. Пожалуй, самые дорогостоящие работы американского поп арта и неоэкспрессионизма были представлены на стенде нью-йоркской галереи Van de Weghe Fine Art. Здесь можно было найти несколько работ Жан-Мишеля Баския (Jean-Michel Basquiat), одну из которых сразу после открытия ярмарки приобрел за 120 млн. евро коллекционер из Китая, «Лягушку» Энди Уорхола (Andy Warhol) за 2 млн 450тыс евро и работу Кита Харинга (Keith Haring) за 1млн 500 тыс евро.

Landau Fine Art одна из крупнейших галерей, специализирующихся на модернизме первой половины XX века, предлагала работы музейного уровня от Макса Эрнста (Max Ernst) до Джакометти (Alberto Giacometti). Applicat-Prazan специалист по послевоенному искусству с первоклассными работами Карла Аппеля (Karel Appel), Пьера Сулажа (Pierre Soulages), Жана ле Бюффе (Jean Dubuffet).

На​ стенде Galerie Henze & Ketterer шедевров немецкого экспрессионизма хватило бы на небольшой музей: ее владельцы — главные специалисты по Кирхнеру. Еще одна известная галерея — Mazzoleni, специализирующаяся на итальянском послевоенном искусстве, — показала на TEFAF работу основателя направления метафизической живописи, предвестника сюрреализма Джорджо де Кирико «Гектор и Андромаха» 1959 года. Также невозможно было пройти мимо стенда Galerie Shiggers: центральное место здесь занимала работа американского скульптора Джона Чемберлена (John Chamberlain) 1991 года из тщательно отлакированных частей разбитых машин.

На стенде Georges-Philippe & Nathalie Vallois была прекрасная подборка классиков неореализма Даниэля Сперри (Daniel Spoerri), Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle), Жака Виллегле (Jacques Villeglé). Особое внимание привлекала сидящая девушка из бронзы в натуральную величину — скульптура американского мастера гиперреализма Джона де Андреа (John de Andrea).

Знаковую работу Гюнтера Юккера (Günther Uecker), одного из основателей группы Зеро, представила галерея из Дюссельдорфа Beck & Eggeling International Fine Art. Рельеф из гвоздей 1972 года меняет свой рисунок в зависимости от источника света и угла зрения, создавая у зрителя иллюзию движения.

Классиков модернистской скульптуры представляла галерея Bowman Sculpture: Генри Мур (Henry Moorе, от 85 тыс. евро), Огюст Роден (Auguste-René Rodin, от 750 тыс. евро), Пабло Пикассо (Раblo Рicassо, от 120 тыс. евро).

Ancient Art

Пожалуй, самый интересный стенд в секции Ancient Art был у галереи Chenel, которая занимается древнеримским искусством. Ее главный раритет — торс Геракла (I–II в н.э.) из знаменитой коллекции Лудингтона (Wright S. Ludington (1900-1991)), — был продан в первые часы работы ярмарки за сумму более миллиона евро! Были здесь и другие редкости, среди которых мраморная ваза I в. н. э. (250 тыс. евро) и голова Гермеса конца I в. н. э. (350 тыс. евро).

Помимо тринадцати галерей, представлявших на ярмарке искусство древних народов, античные произведения можно было найти у Акселя Вервордта (Axel Vervoordt).

Tribal & Design

В этом году впервые галереи, представляющие племенное искусство, расположились между стендами с коллекционным дизайном. Такое соседство не случайно и отражает последние тенденции. В галерее Monbrison можно было увидеть фигуру XIX века из Папуа Новой Гвинеи (200 тыс. евро) с узорами, точь-в-точь напоминающими культовые работы Кита Харинга.

Галерея Meyer продемонстрировала влияние искусства эскимосов на творчество нидерландского художника, участника движения Кобра, Эжена Брандса (Eugene Brands). Несколько его работ, выполненных в технике гуаши на бумаге (от 3,5 тыс. евро), соседствовали здесь с невероятно экспрессивными фигурками с Аляски (ок. 48 тыс. евро). На стенде также можно было найти великолепные скульптуры и маски из Папуа Новой Гвинеи, в том числе церемониальную маску Татануа XIX века стоимостью 55 тыс. евро.

Всеобщее внимание привлекала коллекция антропоморфных ложек племени Дан (Кот д’Ивуар) на стенде De Grunne. Цены варьировались от 50 до 150 тыс. евро за предмет. Галерея одного из лучших в мире специалистов по африканскому искусству Дидье Класа (Didier Claes) показала предметы исключительного качества: деревянную пластику Бауле, навершия реликвариев Мбулу-Нгулу Кота и др. А редчайшая ритуальная фигура Вануату начала XX века, символизирующая достаток , предлагалась за 200 тыс. евро.

Кресло Paimio не стареет уже 83 года

Кресло Armchair 41 Paimio

26.11.2013
Кресло Paimio, известное также под названием Кресло 41, является одним из самых известных проектов финского архитектора и дизайнера Альвара Аалто. Стильное и современное на вид, это кресло – долгожитель финского мебельного рынка. В 2014 году оно отметит 83-ий день рождения. Что делает кресло привлекательным для нескольких поколений покупателей во всем мире и почему оно не выходит из моды? Можно ли его отнести к стилю модерн, или скорее к классике? Какие еще секреты хранит этот мебельный патриарх?

5.0.2

Своим звучным именем кресло обязано небольшому городку под названием Паймио, расположенному в Западной Финляндии . В начале 1930-х годов Аалто взялся спроектировать здание санатория в Паймио, предназначавшееся для лечения легочных заболеваний, а также сконструировал подходящие для интерьера санатория предметы мебели. Самым известным из них стало кресло, получившее название Paimio. Любители финского дизайна считают, что это кресло – одно из самых красивых детищ Аалто. Его легкость и конструкторская гениальность до сих пор не знают равных. Во времена Аалто мебель для казенных заведений обычно была довольно тяжеловесной, изготавливалась на основе каркаса из металлических трубок. Таким, например, было знаменитое кресло венгерского дизайнера Марселя Бройера, хит 1920-х.

Artek furniture

Artek furniture


Модернист-новатор Аалто стремился создать предмет мебели, который был бы более эстетичным и изящным на вид, используя при этом природные материалы, отдающие человеку энергию и тепло. Так в 1931 году родилось кресло Paimio, изготовленное из цельного куска согнутой фанеры и ламинированного дерева. Аалто стремился к тому, чтобы мебель в санатории была не только функциональной, но и внешне красивой, так как эстетичные предметы, по мнению дизайнера, способствовали выздоровлению пациентов. Благодаря округлой форме спинки кресла, пациент мог разместиться в нем полулежа, что существенно облегчало его дыхание. Действительно, в кресле Paimioлегко принять очень удобное положение, то есть, говоря языком современным, этот предмет мебели можно назвать эргономичным. Именно с момента создания кресла Paimio Альвар Аалто стал считаться признанным мастером мебельного дизайна и получил титул «гуманного модерниста».

В наше время производством кресел Paimioзанимается финская компания Artek, созданная еще в 1935 году самим Альваром Аалто и его женой Айно. Сидение кресла традиционно исполняется из согнутого листа фанеры, подлокотники из березы. Ширина кресла 60 см, глубина 80 см, высота 64 см, высота сидения 33 см, высота подлокотников 51 см. Сидение кресла представлено в белом и черном вариантах. В наши дни кресла Paimioможно встретить в любой точке земного шара – от Канады до Новой Зеландии. Мог ли Аалто мечтать о таком глобальном признании и популярности! Модерн 30-ых, на многие десятилетия опередивший свое время, теперь считается нестареющей классикой. Кресла Paimio закупают для украшения интерьера как крупные и динамично развивающиеся компании (например, Nokia), так и любители строгого и лаконичного скандинавского дизайна в жилых помещениях. Стоимость кресла от производителя 2890 евро.

Дом-легенда: санаторий "Паймио" в Финляндии

В 1932 году финский архитектор Алвар Аалто закончил строительство пансионата "Паймио". Здание, которое было призвано компенсировать недостатки тогдашней медицины, до сих пор поражает воображение — не только своим размахом и сохранностью оригинальных деталей, но и идеализмом, который лежал в основе этого проекта.

Санаторий «Паймио» в Финляндии по проекту Алвара Аалто | Admagazine

В 1932 году финский архитектор Алвар Аалто закончил строительство пансионата "Паймио". Здание, которое было призвано компенсировать недостатки тогдашней медицины, до сих пор поражает воображение — не только своим размахом и сохранностью оригинальных деталей, но и идеализмом, который лежал в основе этого проекта.

Так выглядит пансионат в наши дни - балконы для солнечных ванн остеклены.

От туберкулезного пансионата "Паймио" до ближайшего поселения минут тридцать на машине. Вокруг, сколько хватает глаз, только сосны. В начале 1930-х годов, когда пансионат только начал принимать первых пациентов, лекарства от туберкулеза еще не существовало. Заменить его должны были свежий воздух, усиленное питание и продуманная архитектура. По крайней мере, так это видел Алвар Аалто, выигравший право строить "Паймио" в ходе архитектурного конкурса — всего в нем участвовало тринадцать проектов-претендентов.

А так пансионат выглядел до переделок. Здание с трубой на заднем плане - хозяйственный корпус.

Последние несколько лет "Паймио" используется как центр по работе с детьми из неблагополучных семей. Так что медицинское оборудование можно видеть разве что в музейной части здания, где собран врачебный инструментарий первой половины ХХ века и предметы из обихода пациентов, но в коридорах по-прежнему чувствуется характерный больничный запах.

Архитектор Алвар Аалто на крыше пансионата.

В 1950-х годах, когда чахотку наконец-то научились лечить, "Паймио" перепрофилировали в обычную легочную клинику, но общественные зоны менять не стали. Разве что в фойе первого этажа появилась будка регистрации. Впрочем, и она была спроектирована Аалто, о чем, кстати, несложно догадаться — ее обтекаемая форма напоминает знаменитую вазу Savoy. Нижняя часть этой конструкции выкрашена желтой краской, так же как и лестничные марши и площадки между ними — яркий цвет должен был компенсировать недостаток солнца.

Фойе со стульями, которые Аалто спроектировал специально для пансионата. Они сохранились до сих пор, в отличие от секции для хранения тапочек — их архитектор предусмотрел для того, чтобы пациенты чувствовали себя в "Паймио" как дома.

Работа над пансионатом ознаменовала переход Аалто от классицизма, которым он увлекался на начальном этапе карьеры, к функционализму, поэтому в интерьере нет места случайностям — все во имя пациента, все на благо пациента. Архитектор проектировал здание как своего рода физиотерапевтический прибор, призванный компенсировать несовершенство медикаментозной терапии. Внутренняя планировка продумана так, чтобы использовать естественный свет на полную мощность: все палаты в жилом корпусе смотрят на северную сторону, а вдоль коридора тянутся ленточные окна, так что темных зон в здании нет.

Двусветная столовая. Углубления, в которых размещаются светильники, обшиты золотистым металлом, - чтобы сделать комнату еще светлее.

"Паймио" стал первым проектом архитектора, где интерьер был полностью укомплектован мебелью его дизайна. В том числе специально для него спроектированной, как, например, кресло Paimio. Форму модели Аалто разработал так, чтобы у откинувшегося на спинку кресла человека раскрывалась грудная клетка и он мог использовать весь доступный ему объем легких, медитативно устремив взгляд к потолку. Предаваться этому занятию полагалось в особом зале с потолком, выкрашенным глянцевой голубоватой краской — цвет должен был умиротворять, а блестящая поверхность отражать деревья за окном, чтобы пациент не скучал.

Так называемый лекционный зал с креслами, которые впоследствии получат название Paimio, и глянцевыми потолками, в которых отражается сосновый лес.

Читайте также: