Алессандро мендини кресло пруст

Обновлено: 19.05.2024

16 августа 1931 года родился Алессандро Мендини – нонконформист, без которого немыслим современный итальянский дизайн, архитектор, создавший множество ярких проектов, редактор, превративший свои издания в рупоры “нового дизайна”.

Рассказываем историю человека, который посвятил творчеству всю свою жизнь.

Алессандро родился 87 лет назад в Милане. Там же получил диплом архитектора и начал свою карьеру в офисе Марчелло Низзоли. Молодой дизайнер сразу проявил себя как приверженец радикального направления и в начале 1970-х уже был признан профессионалами архитектурного сообщества.

В это время Алессандро становится редактором журнала Casabella и превращает его в издание об архитектуре и дизайне авангарда. Вокруг него начинают объединяться члены различных групп радикального дизайна, в числе которых Этторе Соттсасс, Франко Раджи, Паоло Нава. Таким образом была создана отдельная школа Global Tools, одним из основателей которой являлся и сам Мендини.

Афиша журнала Casabella.

Пережив пик расцвета радикального дизайна, Global Tools распалась, но вымостила путь для появления новых групп — “Мемфиса” и “Алхимии” (в последней Мендини стал лидером). Приверженцы направления выступали против “потребительского” дизайна и смело обращались с формой и цветом. В 1978 году для “Алхимии” Алессандро создал кресло Proust, которое стало иконой дизайна.

Интерьер публичной библиотеки в Ловере (Ломбардия), 2009.

В 1977 году Алессандро основывает журнал Modo, а спустя еще три года становится главным редактором легендарного журнала Джо Понти Domus. Оба издания в его руках превращаются в рупоры “нового дизайна".

Интерьер от Алессандро Мендини в квартире № 50 в жилом комплексе Unité d'Habitation (“Жилая единица”) Ле Корбюзье.

С 1982 года Мендини начинает сотрудничать с фирмой Zanotta, а позднее проектирует несколько офисов компании Swatch, а также создает для них модели часов Cosmesis и Metroscape. В 1983-м он также становится профессором Высшей школы прикладного искусства в Вене. В середине 1980-х из-за кризиса в “новом дизайне” Алессандро снижает свою публичную деятельность, в 1985 году вовсе уходит из Domus и возвращается к работе уже как вдохновитель и редактор журнала Ollo.

Комод Cetonia, дерево, роспись, лак, Zanotta, 1984.

Примерно в то же время Мендини начинает интересоваться архитектурой и открывает вместе со своим братом студию “Ателье Мендини”. Их самыми яркими проектами становятся музей Groninger в Нидерландах, мемориал “Башня Рая” в Хиросиме и Casa Della Felicita для Альберто Алеcси.

Готовый интерьер и предварительный эскиз отеля Villa Le Scalette, Виченца, 2005.

Мендини был талантлив во всех сферах, но все же выбрал дизайн. В 2014 году в интервью мы спросили его почему, и Алессандро ответил: “Художником я успею побыть в следующей жизни”.

article image

Культовые работы Алессандро Мендини

Кресло Proust

В 1978 году Алессандро придумал кресло Proust. За основу он взял модель XVIII века в стиле барокко, а для обивки использовал красочные мотивы картин импрессиониста Поля Синьяка. Несмотря на ироничный посыл, оно было воспринято серьезно и стало успешно продаваться. В 1993 году кресло было переиздано Cappellini в двух расцветках и с геометрическим рисунком, в 2011 году выпущено несколько пластиковых моделей компанией Magis, а в 2014-м брендом Robot City представлена версия из цельного куска мрамора.

Алессандро Мендини и кресло Пруст | История дизайна

Китч! Это слово можно произнести с разной интонацией – Алессандро Мендини предпочитал гордость. Что такого в «банальном дизайне» известного миланца, который с середины прошлого века не оставляет равнодушных к себе?

Мендини работал с обычными вещами: мебелью, посудой, сантехникой. Он насыщал все это идеей, цветом, эмоцией. Именно последняя обеспечила дизайнеру поклонников среди известных критиков и обычных потребителей.

Алессандро Мендини вдохновляла литература и философия: в некоторых его предметах читаются отсылки к творчеству Руссо, Дидро, Прусту. Именно последнему посвящено одно из самых тиражируемых кресел прошлого века с одноименным названием – Proust Chair . Глядя на пеструю обивку и сложные формы возникает вопрос – причем тут Пруст? Автор отвечал просто: «Оно бы ему понравилось». На самом деле концепция не только в эстетической притягательности.

Интерьер для жилой единицы Ле Корбюзье, маленькое золотое кресло и лампа из трех колец – от Мендини.

Интерьер для жилой единицы Ле Корбюзье, маленькое золотое кресло и лампа из трех колец – от Мендини

Что такое Proust Chair?

Символ постмодернизма в итальянском дизайне был создан в 1978 году для дворца Палаццо деи Диаманти в Ферраре. Алессандро Мендини взял за основу классическое кресло в стиле барокко и обтянул его пестрой тканью, принт на которой был полностью списан с картины Поля Синьяка, известного художника-пуантилиста. «Досталось» и деревянному резному каркасу, который расписали в том же ключе.

Символ постмодернизма - кресло Пруст

Мендини и группа Алхимия

Итальянский дизайн в послевоенные годы придерживался принципа лаконичности и строгих выверенных форм. Творческие эксперименты не слишком приветствовались. Мендини в эти годы оказался в самом эпицентре радикально настроенных молодых дизайнеров, которым надоела концепция «хорошего вкуса», пресность и простота дизайна тех лет. После того как в 1970 году Алессандро Мендини становится во главе журнала « Casabella », его творческая личность взрывается подобно атомной бомбе. Мендини превращает журнал в сборник радикальных, почти анархических идей в области дизайна. Кроме Casabella , он также был директором журнала Домус и при его руководстве журнал выглядел вот так:

Мендини и группа Алхимия

Алессандро Мендини создает сначала творческую группу Global Tools , потом Alchimia , объединяющие радикально настроенных архитекторов и предметных дизайнеров, протестовавших против хорошего вкуса холодного модернизма (отсюда гордость, с которой Мендини заявляет о китче). Вот цитата из его интервью 1998 для итальянского журнала Abitare , мой свободный перевод:

У каждого из нас в голове есть гораздо более ясное понятие дома, собирательный образ того жилья, которое у нас было, или о котором мы мечтали […]. Вопреки безликости серийного производства, личность испытывает потребность отделиться от серости функционализма. Интерьер становится декорациями частной жизни, частью театра, который представляет собой совокупность образов и воспоминаний, где каждый предмет участвует в создании “дома- сцены” […].»

Впоследствии именно группа Алхимия, а за ней группа Мемфис и создадут дизайн постмодернизма. Его принципами станут легкость и вольность в отношении форм, цвета, отсылок и заимствований. Ирония встанет во главу угла, щедро приправленная эротическими мотивами и фантазийными образами.

Основные черты дизайна Мендини:
  • Красочность (в полной мере видны по креслу Пруст).
  • Обращение к прошлому (Мастер крал как художник, и это делает его работы гораздо интеллектуальнее, чем, скажем, произведения группы Мемфис, отказавшейся от каких-либо культурологических исторических подтекстов).
  • Игра. Все, что он делает, выглядит веселым и немного детским. Так что «банальный дизайн» на самом деле совсем даже не банальный в его исполнении.
  • Часто название предмета содержит ключ к его интерпретации, например, «Энгр», «Хокусай», «Тернер», «Канова».

Современная реплика кресла Пруст

Концепция обивки

В кресле Пруст присутствуют все вышеперечисленные черт дизайна Алессандро Мендини, так что выбор в пользу именно такой эксцентричной обивки автор сделал не просто так. Все дело в том, что творчество Марселя Пруста и творчество художников-пуантилистов связано через импрессионизм. Его влияние прослеживается и в живописи, и в литературе. В живописи импрессионизм совершил настоящий переворот – он случился резко и быстро. Классическая живопись редко обращалась к теме портрета или пейзажа, считая их несерьезными. Импрессионисты перевернули эти представления, сделав ставку в своих полотнах не на большое и торжественное, а на маленькое и близкое. Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году и поразила общественность: на полотнах прогуливающиеся люди, рабочие и прочие бытовые сюжеты из повседневной жизни.

Аналогичный путь совершила и литература. Первопроходцем в этом направлении был Лоренс Стерн, в его романе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» читается описание чувств присущее импрессионизму и другие точки отсчета для литературы модерна. Марсель Пруст также следовал принципам импрессионизма, уделяя в своем творчестве внимание малому в составе большого. В его романах мир перестает быть субъективным, как и все впечатления, фокус внимания смещается с внешнего на внутренний: на настроение и субъективные ценности героев.

Кресло Пруст в интерьере

С импрессионизмом неразрывно связан и пуантилизм – техника, в которой создано полотно Поля Синька, ставшее основой для обивки кресла Пруст. Термин «пуантилизм» происходит от французского слова «точка» и является родственным такому слову как «пуанты». Эта техника живописи позволяет передать сиюминутное, мгновенное движение, живое, динамичное ощущение от происходящего. С помощью классических техник подобного эффекта достичь было невозможно. Рождение нового стиля произошло в 1885 году и связано и именем художника Жоржа Сера и в дальнейшем, его ученика, Поля Синька. Именно Синьяк сделал пуантилизм известным и довел эту технику до совершенства.

Картина Поль Синьяк - Шато Комблат, луг

Поль Синьяк - Шато Комблат, луг (именно эта картина вдохновила Мендини). Источник: impressionism.su

Концепт кресла

После штопоров для Alessi кресло Пруст – наиболее известное произведение Мендини (кстати, изначально это было Кресло ПрустА, poltrona di Proust ). Возможно, потому, что это самое красивое из его кресел. Я бы даже сказала, что в случае с Прустом отсылка к прошлому – скорее ностальгическая, в то время как другие кресла этого дизайнера намекают на прошлое с целью высмеивания известных икон функционализма. Вот, например, стеб над известным креслом Василий от Марселя Бройера (Marcel Breuer, Wassily chair):

стеб над известным креслом Василий от Марселя Бройера (Marcel Breuer, Wassily chair)

Строгое кресло Василий будто оплавилось и потекло, теряя форму и обретая эмоции.

А вот еще одна интерпретация: кресло Зигзаг Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld, Zig-Zag chair).

кресло Зигзаг Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld, Zig-Zag chair)

Мендини в буквальном смысле поставил крест на произведениях Баухауса. Он также сделал редизайн стула Тонета и стула Superleggera Gio ’ Ponti . Но вернемся к креслу Пруст.

Proust Chair сегодня

Proust Chair тиражировали бесчисленное количество раз. Сегодня его на заказ делают только в итальянской компании Cappellini . Последняя реинкарнация Proust Chair была сделана в 2014 году в мраморе. Сидеть на нем неудобно, но концепция ясна – Proust Chair уже давно возведен в ранг памятников.

Ранее в 2011 году была выпущена целая коллекция кресел Proust Chair в миниатюре, выполненных в керамике. Высота каждого кресла было 40 сантиметров и по форме они полностью повторяли оригинал.

В 2009 году выпустили кресло Proust Geometrica . Обивку с ярким геометричным принтом придумал сам Мендини. Геометрический рисунок ткани, которой было обито кресло, придумал сам Алессандро Мендини.

кресло Proust Geometrica

Proust Chair сегодня остается одним из самых узнаваемых образцов дизайна прошлого века. Его уникальность можно проследить не только в историческом контексте, но и в современности. Так как этот предмет эклектичен сам по себе, он привнесет эклектику и иронию в любой стиль: современный, классический или лофт. Главное, чтобы в доме, где вы его поселите, было место иронии.

Алессандро Мендини и его умопомрачительный дизайн


Знаете ли вы о том, что Пруст — это не только выдающийся писатель современности и любимый автор Владимира Познера, чьи вопросы он предлагает гостям в студии? А Кандинский — это не только художник? Пруст — так назвал свое дизайнерское кресло известный архитектор, дизайнер и критик Алессандро Мендини. А имя выдающегося художника получил диван. Шутник, однако, господин Мендини.


Отрицая классику

Алессандро Мендини — один из тех людей, кто значительно повлиял на развитие модернизма. Он появился на свет в 1932 году в Милане. В 60-е годы работает в архитектурном бюро, где знакомится с ярчайшими представителями авангарда и становится известным в кругу архитекторов и дизайнеров.


В 1972 году Мендини занимает пост главного редактора журнала «Casabella» и выводит издание из состояния кризиса, в котором оно находилось до появления Алессандро Мендини у руля правления. Впоследствии он создаст еще два издания — «Modo» и «Domus», которые станут проводниками тех идей в дизайне, которых придерживался сам Алессандро. А его идеи не вписывались ни в какие привычные устойчивые рамки.

О памятнике сгоревшему стулу

Тогда модернизм постепенно сходил на нет. И представители искусства стремились во что бы то ни стало изобрести правила, которые значительно повлияют на развитие дизайна. Как это обычно бывает при возникновении нового течения, представители культуры стремятся отречься от всех канонов классического искусства. Так произошло и с Мендини, и с группой «Global Tools» — школой архитектурного радикализма, которую он основал. Алессандро Мендини словно отрекается от таких понятий как эстетика, высокофункциональность, эргономичность, на которых держится весь дизайн.



Вместе с тем с именем Мендини связано такое понятие как ре-дизайн, когда классический предмет получает новую жизнь с помощью ряда смелых экспериментов. Так, например, случилось со стулом «Tonet», превратившемся из строго предмета мебели в креативный художественный объект.


Наряду с понятием ре-дизайн Мендини вводит такое определение как банальный дизайн. Основная концепция этой идеи —противопоставить парадному дизайну веселый дизайн, усилить банальность предмета, подчеркнув его излишнюю вычурность. Этой задумке вполне отвечает кресло Пруст.


Однако самую большую популярность обретает серия кухонных принадлежностей «Анна» — ложки, досочки, таймеры и прочие предметы интерьера, имеющие женское лицо.


Работы Алессандро Мендини находятся в постоянной экспозиции Музея современного искусства и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже и других культурных пространствах.

6 культовых предметов интерьера из пластика

При составлении обзора предметов из пластика обойти стороной Kartell было сложно, почти так же сложно, как поставить себе лимит на количество предметов Kartell в одной подборке. Дело в том, что компанию можно считать экспертом по части пластика и всего, что из него можно сотворить.

Стул La Marie, созданный для мебельного бренда Филиппом Старком, стал воплощением интеллектуального минимализма. Классическая, монолитная, чуть ли не строгая форма La Marie благодаря прозрачному поликарбонату выглядит легко и одновременно убедительно.

6 культовых предметов интерьера из пластика (фото 1)

2. Стул Louis Ghost, Филипп Старк для Kartell

В одном из своих интервью Клаудио Лути, управляющий Kartell, объясняет, что компания стала активно использовать пластмассу вовсе не потому, что предметы из нее получаются дешевле, а потому, что им легче придать самую невероятную форму. Вот и стулу Louis Ghost все тот же легендарный Филипп Старк придал своеобразную форму, иронично обыграв силуэт классического кресла в стиле Людовика XV. Louis Ghost по праву является бестселлером Kartell и выпускается в десятках вариаций.

6 культовых предметов интерьера из пластика (фото 2)

3. Кресло «Пруст», Magis

О легендарном «Прусте» мы вспоминали буквально на днях — творение Алессандро Мендини наконец-то стали производить промышленным тиражом и в пластике. Взялась за это дело мебельная компания Magis, которая по части освоения легкого материала тоже не на последнем месте. Пластиковый «Пруст» будет уместен как в жилом помещении, так и в саду — кресло стойко терпит капризы погоды.

6 культовых предметов интерьера из пластика (фото 3)

4. Столик Illusion, Джордж Брауэр для Essey

Прозрачный акриловый пластик, из которого сделан Illusion , формуется вручную, так что складки каждой невидимой скатерти уникальны. Джордж Брауэр разработал столик в 2005 году для датской компании Essey. Сам Брауэр говорит, что идея пришла к нему во время прогулки по Копенгагену, когда он увидел, как квадратная скатерть на столике одного из кафе касается пола. Дизайнер сделал пару снимков и стал искать способ воплощения своей идеи. Так появился прозрачный столик Illusion, который сегодня существует также в непрозрачной черной и других версиях.

6 культовых предметов интерьера из пластика (фото 4)

5. Стул Eames Plastic Side Chair , Чарльз и Рэй Эймс

Супруги Эймс создали не просто стул, а бестселлер мебельной индустрии. Eames можно увидеть в оформлении современных квартир, офисов, учреждений и кафе — кажется, что дружелюбная форма стула впишется в абсолютно любой интерьер. Созданный еще в 1950 году, Eames Plastic Side Chair стал первым пластиковым стулом, запущенным в массовое производство, и сразу — мировым хитом.

6 культовых предметов интерьера из пластика (фото 5)

6. Стул Pantone Chair, Вернер Пантон для Vitra

Когда в 1967 году стул был представлен широкой публике, то сразу произвел сенсацию: изящно изгибающийся, яркий монолит, «растущий» прямо из пола, он казался чужестранцем среди привычных сидений со спинкой и четырьмя ножками. Сейчас, когда Pantone Chair стал легендой дизайна ХХ века, уже сложно представить, что в 70-х найти фабрику, которая бы взялась за производство стула, Пантону Вернеру удалось с большим трудом.

Какие тайны хранит «Парижский Псалтырь» - роскошный образец средневековой миниатюры



«Парижский Псалтырь» - самый роскошный и великолепный образец средневековой книжной иллюстрации. Это сложная смесь классического прошлого и средневекового христианского настоящего, призванная донести политическое послание византийского императора в массы, а также возродить античное прошлое.

Плюс-сайз модель копирует модные образы стройных «звёзд», чтобы показать, что размер не имеет значения



У каждого времени свои стандарты женской красоты. На что только не идут дамы лишь бы соответствовать идеалу! Плюс-сайз модель из Нью-Йорка, Кэти Стурино (Katie Sturino) объявляет войну пресловутым «90-60-90». Одеваясь в точности как стройные знаменитости, женщина показывает, для того чтобы быть привлекательной, необязательно быть худой.

Печальный Арлекин итальянского дизайна: Как Алессандро Мендини делал обычные вещи – необычными

Алессандро Мендини и его знаменитое кресло.


«Фу, китч!» - брезгливо бросаем мы, увидев какую-то аляповатую, странную, безвкусную вещь. Алессандро Мендини, ключевая фигура итальянского дизайна, называл свои творения китчем с нескрываемой гордостью, а себя именовал Арлекином, призванным радовать людей.

Чем занимались известные писатели ХХ века до того, как прославились на весь мир



Многие люди далеко не сразу находят собственное призвание, и на пути к профессии своей мечты им приходится пробовать себя в разных областях. Писатели в этом случае тоже не являются исключением. Многие известные литераторы ХХ века начинали свою трудовую деятельность вовсе не с написания романов, а для того, чтобы обеспечить пропитание себе или своим семьям, им доводилось осваивать самые разные профессии.

Почему знаменитых американских лётчиков хоронили под гимн СССР: Эйельсон и Борланд



В 1929 году на Чукотке пропали два американских лётчика (Эйельсон и Борланд) – они прилетали туда с целью помочь экипажу судна «Нанук», вмёрзшего в лёд. Благодаря совместным усилиям американских, канадских и русских лётчиков были обнаружены тела погибших пилотов. Советские лётчики (по просьбе американской стороны) сопровождали их до Аляски и присутствовали на церемонии захоронения останков.

Как подругу жены Дантеса погубила всего одна свеча: Анастасия Хлюстина, графиня де Сиркур



Она была хозяйкой одного из самых знаменитых светских салонов в Париже. Приятельница сестер Гончаровых, принимавшая у себя супругов Дантес – в то время как от многих домов после трагической дуэли на Черной речке им было отказано. У Анастасии Хлюстиной гости чувствовали себя окруженными самым чутким вниманием и погруженными в самые высокоинтеллектуальные, тонкие беседы. А погубило ее пламя обычной свечи, в один миг разрушив здоровье и если не красоту, то по крайней мере интересную внешнюю индивидуальность.

Любовники против мужей: 7 знаменитых брутальных мужчин, жёны которых изменили им и ушли к другому



В творческой среде измены давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Когда же изменяют настоящим красавцам, являющимся, без преувеличения, пределом мечтаний миллионов представительниц прекрасного пола, это просто не может не удивлять. Снова и снова светские хроники публикуют известия об очередном разводе или расставании, причиной которого стала банальная измена. Ради кого женщины оставляют своих успешных звёздных красавцев?

За кадром фильма «Есения»: Феномен лидера советского кинопроката



Наверное, современным зрителям название этого фильма ни о чем не говорит, а в 1970-х гг. советские женщины называли своих дочерей экзотическим именем Есения в честь главной героини этой мексиканской мелодрамы. Фильм стал абсолютным рекордсменом советского кинопроката за все время его существования – в 1975 г. его посмотрели больше 90 млн человек! В списке самых кассовых фильмов «Есения» оставила позади даже кинохиты «Пираты ХХ века» и «Москва слезам не верит». Чем же так впечатлила наших зрителей эта мексиканская мелодрама?

Читайте также: