Ван гог кровать картина

Обновлено: 18.05.2024

Судьба увековеченной на знаменитом полотне кровати художника достойна романа: из французского Арля она попала в голландский городок недалеко от Арнема, пережив войну в 1945 году – подробности в новой книге

Серия картин Винсента Ван Гога, на которых запечатлена его спальня, помогает лучше понять арльский период творчества художника, когда были созданы его самые значимые работы. Кровать, изображенная на известной картине, оказывается, дожила до конца Второй мировой войны. В 1945 году потомок художника передал ее в дар общине около небольшого голландского городка Арнема, который пострадал во время освобождения Нидерландов.

Ван Гог купил кровать себе (и еще одну, для гостя) в сентябре 1888 года, как раз перед приездом Гогена, который гостил у него в Желтом доме. Каждая обошлась в 150 франков — деньги по тем временам огромные: это была арендная плата за десять месяцев. Причем кровать была двуспальная: вероятно, Ван Гог рассчитывал на то, что время от времени будет делить ложе с подругой. Устроившись в своем первом холостяцком жилище, он с энтузиазмом бросился писать новую, по-своему обставленную спальню. «Самые красивые картины — это мечты, которые приходят, когда куришь трубку в постели», — писал он. Именно таким образом он задумал несколько своих шедевров.

Гоген приехал жить к другу через месяц после того, как были куплены кровати, но сразу же покинул Арль после печальных событий 23 декабря. Именно в этой постели он лежал, когда Ван Гог, истекающий кровью в результате знаменитого акта членовредительства, вернулся домой после визита в местный бордель, где вручил кусок своего уха некой девушке. После этого инцидента у себя дома раненый художник провел всего несколько ночей, а затем его отправили в больницу Арля.

Ван Гог намеревался было выписать свою кровать в лечебницу в Сен-Реми, куда его перевели в мае 1889 года, но вместо этого попросил оставить ее в Арле, а в 1890 году ее разобрали и доставили поездом в Овер-сюр-Уаз, к северу от Парижа, где он провел последние дни своей жизни. Будучи в Овере, Ван Гог в письме своему брату заметил, что, подобно портретам, «мебель. долгие годы хранит воспоминания». 27 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь во время прогулки в пшеничных полях в пригороде и умер два дня спустя.

Брат Винсента Тео, унаследовавший его состояние, через полгода умер от сифилиса, а кровать перешла по наследству к его вдове Джо. Она сразу же вернулась в Голландию, где открыла небольшую гостиницу. Кровать Ван Гога очень пригодилась — надо же было куда-то класть постояльцев. Джо скончалась в 1925 году, а кровать унаследовал ее сын по имени Винсент, который жил в городке Ларен к востоку от Амстердама.

По бумажному следу

Работая в архивах Музея Ван Гога, я нашел в частной переписке упоминание кровати. В 1937 году Желтый дом хотели превратить в небольшой музей, и Фернан Бенуа, куратор Музея Арля, который горячо ухватился за эту идею, обратился к Винсенту Ван Гогу, племяннику художника, унаследовавшему состояние Джо, с просьбой одолжить несколько картин. Винсент согласился, добавив: «Еще могу предложить вам кровать с картины, где изображена спальня». Это письмо на тонкой папиросной бумаге, почти совсем истлевшее, стало первым доказательством того, что кровать существует. Желтый дом так никогда и не стал музеем. Позже, в 1944 году, здание было повреждено во время бомбардировки союзников, а затем и вовсе снесено.

Я продолжил свое расследование: связался с сыном племянника Ван Гога Йоханом Ван Гогом, которому на тот момент было 93 года. Я приехал к нему домой, в пригород Гааги, в 2015 году. Он вспомнил, что кровать хранилась в подвале их дома, и рассказал о событиях 1945 года: его отец пожертвовал кровать жертвам войны, которые жили «где-то в районе Арнема», в восточной части Нидерландов.

Teun Koetsier, историк из города Ларен и автор книги о Второй мировой войне, любезно помог мне в моих поисках. В сентябре 1945 года жители Ларена собрали несколько фур мебели в качестве гуманитарной помощи для Боксмеера, городка в 40 км к югу от Арнема. Фотографии грузовиков, прибывающих в Боксмеер, сохранились.

Тот нуждающийся, которому досталась кровать Ван Гога, очевидно, не имел ни малейшего представления о ее знаменитом владельце и роли в искусстве. Прошло уже больше 60 лет, и новый хозяин, вполне вероятно, мог выкинуть устаревший предмет мебели на свалку. Но все же остается вероятность, что кровать все еще находится в Боксмеере и стоит в чьей-то комнате —молчаливый свидетель жизни Ван Гога в Арле.

Мартин Бейли — автор книги «Мастерская юга: Ван Гог в Провансе», изданной Frances Lincoln (£25) 3 ноября 2016 года

Кровать, главная героиня полотна Ван Гога «Спальня в Арле» (1888 г.), обрела новую жизнь после Второй мировой войны (© Музей Ван Гога Амстердам / © Фонд Винсента Ван Гога)

В 1945 году кровать Ван Гога пожертвовали в качестве гуманитарной помощи пострадавшим во время войны в Нидерландах (© Предоставлено Голландским институтом исследования войны, холокоста и геноцида)

Секреты ван Гога: самая знаменитая спальня в мире искусства

История с меняющимся цветом стен, наводнением, бомбардировкой и поисками кровати, связанная с шедевром Винсента ван Гога «Спальня в Арле»

Ewa Zebrowki, Van Gogh’s Bedroom, an artist’s book (2020). Фото: Datz Pre

Винсент ван Гог провел свою первую ночь в Желтом доме в Арле осенью, и тогда же он написал самое знаменитое изображение спальни в истории искусства. По сути, картина представляет собой натюрморт очень большого формата. Что она может рассказать нам о жизни Винсента?

Ван Гог арендовал помещения в Желтом доме в мае 1888 года, но поскольку они не были меблированы, поначалу он сохранил за собой номер в отеле и использовал новое место только в качестве студии. В августе он купил две кровати, для себя и для гостя, одного из коллег-художников. Впервые в этой спальне ван Гог переночевал в середине сентября. «Я могу жить и дышать, думать и писать», — писал он с восторгом своей сестре Вил.

В этой комнате ван Гог задумал некоторые из своих самых выдающихся композиций. Из Арля он писал, что «самые прекрасные картины — те, о которых мечтаешь, лежа в постели с трубкой». Вне всяких сомнений, именно здесь он задумал «Спальню в Арле» (1888).

Винсент Ван Гог. «Спальня Винсента в Арле». 1888. Фото: Van Gogh Museum, Amsterdam (Vincent van Gogh Foundation)

Ван Гог начал работу над знаменитой картиной 16 октября, чтобы показать брату Тео новый дом. Он писал ему, что «при взгляде на картину должно успокаиваться сознание или, вернее, воображение». Для нас же сегодня это возможность взглянуть на домашний быт художника.

Хотя кровать и выглядит узкой, ван Гог описывал ее как «широкую двуспальную кровать», а на алом одеяле лежат две подушки. Надеялся ли он встретить женщину, которая разделит с ним эту постель? Два стула предвосхищают картину «Стул Винсента», которую художник напишет несколькими неделями позже (сейчас она находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне).

На вешалке с крючками на дальней от зрителя стене висит его одежда и соломенная шляпа, защищавшая ван Гога, когда он работал под ярким прованским солнцем. На умывальном столике миниатюрный натюрморт с флягой воды и стаканом, кувшином и тазом, мылом и бутылочками (по-видимому, он также хранил на нем бритву). Над столиком висит зеркало, которое художник только что купил и использовал, судя по всему, как для бритья, так и для создания автопортретов.

Перспектива будто бы раскачивает спальню, словно во сне, — но это отчасти связано с необычной трапециевидной формой комнаты. Передний фасад здания действительно был расположен под углом в той части, где оно выходило на городской сквер, обрезая комнату около столика с умывальными принадлежностями. Кровать будто бы надвигается на зрителя: ее изножье кажется даже выше изголовья.

Цифровая визуализация картины «Спальня Винсента в Арле». Фото: Van Gogh Museum, Amsterdam

Винсент писал Тео, что стены на картине «бледно-фиолетовые». Но со временем цвет красок изменился: кармин в составе фиолетового выцвел, и теперь оттенок стал ближе к голубому. При помощи компьютерных технологий специалисты из Музея ван Гога создали цифровую версию картины, благодаря которой можно увидеть ее оригинальные цвета.

В действительности фиолетовые стены были художественной вольностью ван Гога. Въехав в дом, Винсент писал, что «снаружи он выкрашен желтым, а изнутри побелен». Кроме того, он был известен своей небрежностью в быту, так что одежда, скорее всего, была разбросана по полу и стульям.

«Картины внутри картины» интригуют. На боковой стене под потолком висят портреты его друга художника Эжена Боша и лейтенанта зуавского полка Поля-Эжена Милле. Под ними на белые паспарту, по-видимому, наклеены две японские ксилографии. Над изголовьем висит пейзаж с большим деревом. До наших дней не дошло ни одного похожего пейзажа, так что речь, судя по всему, идет об утраченной работе ван Гога — не исключено, что это вид на холм Монмажур.

Письмо Винсента Ван Гога Гогену, 17 октября 1888. Фото: Janny Chiu/The Morgan Library & Museum

Винсент был очень доволен «Спальней» и писал Тео, что это «одна из лучших» его вещей. Он также приложил небольшой эскиз картины к письму Гогену, в котором писал своему другу, что в ней он хотел «выразить покой». Это письмо находилось в различных частных собраниях, пока в 2001 году его не приобрел коллекционер Юджин Тоу, передавший его в дар нью-йоркской Библиотеке Моргана шестью годами позже.

Гоген приехал в Арль спустя неделю после этого письма ван Гога. Его двухмесячное пребывание в городе завершилось размолвкой и инцидентом с отрезанной мочкой уха. Ван Гога положили в больницу, и, пока его не было, Желтый дом пострадал во время разлива реки Роны. По возвращении художник с ужасом обнаружил, что из стен сочится вода.

Некоторые из его картин, в том числе «Спальня в Арле», пострадали от сырости, краска на них начала отслаиваться, и ван Гог использовал для просушивания газеты. Позже реставраторы обнаружили черные точки на всех выступающих участках красочного слоя, кое-где даже угадывались буквы, но текст восстановить не удалось. После обследования картину отреставрировали и укрепили.

Позднее ван Гог создал две копии полотна: одну такого же размера (она хранится в Чикагском институте искусств), а другую в уменьшенном формате для своей матери и сестры Вил (сейчас эта копия находится в Музее Орсе в Париже). В 2016 году Чикагский институт искусств объединил все три полотна на большой выставке «Спальни ван Гога», идея которой принадлежала куратору Глории Грум.

Желтый дом сильно пострадал во время бомбардировки союзных сил 25 июня 1944 года. Спальня Гогена уцелела, а комната ван Гога была практически полностью уничтожена. Нижний этаж сохранился чуть лучше, так что дом подлежал восстановлению. К сожалению, спустя некоторое время его снесли.

Насколько известно, сохранилась лишь пара нечетких фотографий спальни, сделанных в 1933 году. Оконные рамы выглядят так же, как во времена ван Гога, а на месте умывального столика стоит кресло.

Грузовики с мебелью из Ларена, направленной в Боксмер, чтобы помочь пострадавшим от бомбардировок (1945). Фото: NIOD Institute for War, Holocaust and Genocide Studie

Грузовики с мебелью из Ларена, направленной в Боксмер, чтобы помочь пострадавшим от бомбардировок (1945).

Как рассказал мне внук Тео Йохан ван Гог, которому на тот момент было 93 года, его отец передал кровать жертвам военных бомбардировок, жившим «где-то в районе Арнема» в восточной части Нидерландов. Тогда я связался с местным историком из Ларена, сообщившим мне, что жители деревни собрали несколько грузовиков мебели, которые затем отправили в Боксмер, небольшой городок в 40 км к югу от Арнема. Сохранились фотографии, на которых запечатлено прибытие груза в Боксмер.

«Спальня Ван Гога», Отель Riche, Боксмеер. Фото: Hôtel Riche, Boxmeer

Нидерландские СМИ много писали об истории боксмерской кровати в 2016 году, и какое-то время жила надежда, что кто-нибудь обнаружит кровать ван Гога у себя на чердаке. К сожалению, ее так и не нашли. Однако крупный городской отель Riche реконструировал интерьер «Спальни», чтобы постояльцы могли перенестись во времена ван Гога.

«Спальня в Арле» - картина, написанная перед сумасшедшим домом, как зеркало душевного состояния Ван Гога



"Спальня в Арле" Винсента Ван Гога - одна из самых известных и любимых серий картин художника, которые признаны и самыми специфическими. Ван Гог написал эту серию незадолго до того, как попал в психиатрическую больницу. Но самое интересное: как художнику удалось через мебель, цвет и контрасты передать «великое состояние покоя»?

Первая картина из этой серии (1888 года) находится сейчас в коллекции Музея Ван Гога в Амстердаме и была первой из трех произведенных Ван Гогом масляных полотен и, по утверждению искусствоведов, наиболее качественной. Поскольку «Спальня Винсента в Арле» принадлежит к числу любимых и наиболее популярных, художник подробно описывал ее в личных письмах своим родным (на сегодняшний день насчитывается более 30 писем, содержащих слова об этой картине).

Чикагский институт искусств воссоздал комнату Ван Гога

История написания

Зимой 1888 года Ван Гог отправился в город-коммуну на юге Франции под названием Арль. По приезде в город Ван Гог понял, что местные отели слишком дорого обходятся, поэтому решил арендовать дом, где он может свободно и комфортно жить в удобных для него условиях. Кроме того, он надеялся создать мастерскую для вдохновения, где художники могли бы жить и работать вместе, создавая произведения искусства в регионе с прекрасными погодными и живописными условиями (в Арле невероятно прямые солнечные лучи). В конце концов он нашел то, что стало известно как «Желтый дом». Это было скромное двухэтажное здание с фронтальной студией, задней кухней и несколькими комнатами наверху. Угловое расположение дома дало ему изогнутую планировку. Впервые у Ван Гога появился собственный дом, после чего он немедленно и с энтузиазмом принялся его украшать и наполнять своими полотнами. После завершения своих задач художник был вдохновлен на создание картины своей спальни.

Тот самый желтый дом (г. Арль, площадь Ламартин, дом 2)

Цветовая задумка художника

Главный смысл картины - передача покоя. Для Ван Гога эта картина была выражением «идеального отдыха» или «сна». Как он писал своему брату Тео: «Стены бледно-лиловые, пол в битом и выцветшем красном, стулья и кровать хром-желтые, подушки и простыня бледно-лимонно-зеленые, покрывало кроваво-красное, туалетный столик оранжевый, умывальник синий, окно зеленое. Я хотел выразить полный покой всеми этими очень разными тонами». Есть мнение, что столь контрастные цвета и оттенки стали результатом многолетнего обесцвечивания и износа. Например, стены и двери изначально были фиолетовые, а не синие. А с другой стороны, есть психологический аспект: чувство покоя в картинах, полных движения, является результатом своего рода катарсического процесса. Проецируя движение на природу, художник сам освобождается от напряженности и обретает покой.

В цвете Ван Гог играл с конкурирующими центрами резкого контраста:
- смешение светло-желтого с ярко-красным - это самая сильная цветовая нота на картине,
- зеркало в черной рамке с интенсивным светом - самый яркий тон во всей работе.
Внутри этой системы есть интересные чередования тонов - желтый и оранжевый цвета мебели, зеленый и желтый цвета окон.

Через эти различные цвета Ван Гог обращается к своей любимой стране Японии, к ее креповой бумаге и ее печатным изданиям. Он объяснил: «Японцы жили в очень простых интерьерах, великие художники жили в этой стране». И хотя, по мнению японцев, спальня, украшенная картинами и мебелью, на самом деле уже не так проста, для Винсента это была «Пустая спальня с деревянной кроватью и двумя стульями». Композиция практически полностью состоит из прямых линий.

Намеренная перспектива и японские мотивы

Правила перспективы не были точно применены на всем полотне, но это был его осознанный выбор. Необычный угол задней стены не является ошибкой в изображении Ван Гога - угол действительно был перекошен. В письме Винсент сказал своему брату Тео, что он намеренно «сплющил» внутреннюю часть и не учел тени, чтобы его изображение напоминало японский рисунок (художник испытывал огромную любовь к японскому искусству). Отсутствие теней наряду с искаженной перспективой делает некоторые объекты падающими или не устойчивыми. При входе в комнату справа есть кровать. У стены справа стул, стол с кувшином на нем и окно с видом на улицу. На стене слева есть еще один стул и дверь во вторую спальню. Перспективное видение стен и кровати столь же захватывающе, как и один из его глубоких пейзажей с горизонтом. Как ни странно, именно в таком нестандартном представлении Ван Гог нашел свое «великий покой». Ван Гог был очень доволен картиной: «Когда я снова увидел свои полотна после болезни, мне показалось, что лучшее из них - «Спалья в Арле».

Картина в картине

Спальня в Арле - единственное полотно в формате «картина в картине» (когда художник включает в картину миниатюры других своих работ). В результате он повесил на стены спальни многие из своих недавно нарисованных работ на стенах «Желтого дома» (например, в соседней спальне Поля Гогена выставлено несколько знаменитых картин Ван Гога с подсолнухами).

Разные версии картины

К сожалению, печальные обстоятельства, связанные со здоровьем художника, привели к тому, что в процессе написания "Спальни" Ван Гог попал психиатрическую больницу (8 мая 1889 года он был помещен в больницу в Сен-Реми). Ван Гог оставался там чуть более года до 16 мая 1890 года. В течение этого времени он занимался созданием многочисленных рисунков и картин, в том числе еще двух версий «Спальни в Арле»: первая находится в коллекции музея Ван Гога в Амстердаме, вторая принадлежит Художественному институту Чикаго (написана год спустя), и третий холст ныне принадлежит коллекции Музея Орсе в Париже (его он написал в подарок своей матери и сестре). Во всех трех картинах композиция идентична с небольшими изменениями в деталях и цвете.



Заключение

Творчество Ван Гога - это абсолютное олицетворение его жизни и душевного состояния. Настрой художника зрители могут проследить через цвет и способы нанесения красок. Вот и в «Спальне в Арле» является зеркалом авторского состояния в конце 1888 года: главным предметом, изображенным на картине, является кровать Ван Гога - прочная, простая, создающая ощущение уюта и защищенности. Парные предметы - стулья, картины, подушки - усиливают чувство покоя, тишины и уединенности. Четкие контуры вызывают ощущение стабильности. Хотя работа не была признана при жизни художника, она оказала большое влияние на следующее поколение художников.

Art Blog Art Blog


Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.

Что может дать вам изучение искусства?

Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.

Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂

Контакты

Спальня Ван Гога в Арле

  • Posted by Монахова Карина
  • 24.04.2020
  • 4 мин на чтение
  • 0 Comments

Картина “Спальня Ван Гога в Арле” – одна из самых знаменитых работ художника. В этой статье я бы хотела рассказать именно о ней. На этой картине Ван Гог изобразил тесную комнату в Арле, где он жил с мая 1888 года. Художник снял дом на юге Франции, в городе Арль, а точнее целых 4 комнаты. В одной находилась мастерская художника, в другой – его спальня, в третьей на некоторое время поселился художник Поль Гоген, а четвертая была отведена на бытовые нужды.

Существует три версии картины. Композиционно они ничем не отличаются. Разница заметна по большей части в цветовых оттенках. Если приглядеться, то на разных версиях картин изображены разные портреты людей.

Дом, в котором жил Ван Гог, часто называют “Желтым домом”. Это связано с тем, что художник видел здание при ярком солнечном свете в его любимых желтоватых оттенках. “Желтый дом” – любимое место художника.

Автопортрет, который висит на стене в спальня Ван Гога

Автопортрет Ван Гога, который висит на стене в его спальне

Желтый цвет — высшая просветленность любви. Солнце и свет, по счастью, можно выразить при помощи желтого, бледного желто-зеленого, лимонного и золотого. Как прекрасен желтый цвет!

Винсент Ван Гог

Интересные факты, связанные с картиной Винсента ван Гога “Спальня в Арле”:

Из письма Винсента Ван Гога брату Тео:

То, что писал Винсент об этой картине своему брату Тео лучше всего объясняет ее смысл: “Мне пришла в голову новая идея, и вот набросок к ней… на сей раз это просто моя спальня; только цвет здесь должен все сделать и, придавая своей простотой стильное благородство вещам, вызвать мысли об отдыхе или вообще – обо сне. Одним словом, взгляд на картину должен дать отдых уму или, скорее, воображению.

Стены бледно-фиолетовые. Пол из красной плитки. Дерево кровати и стульев — желтые, цвета свежего масла, простыни и подушки – очень светлого, зеленоватого лимона. Покрывало алое. Окно зеленое. Туалетный столик оранжевый, таз голубой. Двери сиреневые.

И все это – больше ничего нет в этой комнате с закрытыми ставнями. Простые очертания мебели еще раз должны подчеркнуть полный покой. Портреты на стенах и зеркало, и полотенце, и одежда. Рама – поскольку в картине нет белого – должна быть белой. Это своего рода реванш за вынужденный отдых, которым я обязан был воспользоваться. Я снова буду работать над ней весь день, но ты видишь, как прост замысел. Я обошелся без оттенков и ярко выраженных теней, она написана жидко, свободными плоскостями, наподобие японских гравюр.”

Ван Гог

Письмо Винсента Ван Гога к брату Тео (1888)

О картине “Спальня Ван Гога в Арле” (1888)

Спальня Ван Гога отражает внутренний мир художника. “Он использовал цвета и формы, чтобы выразить свои ощущения от предметов, которые изображал, и хотел, чтобы это почувствовали другие” (Э. Гомбрих) Через предметы и их расположение мы можем больше узнать о душевном состоянии художника. Например, в комнате присутствуют пары предметов: две подушки, две створки окна, два стула, два портрета. Таким образом, это рассеивало чувство одиночества художника. Дарило ему ощущение покоя и уравновешенности.

Также стоит обратить внимание на цвета, которые использует художник. Ван Гог по приезду в Арль страстно одержим желтым. Это связано с обострением психического недуга. Он существенно влияет на его восприятие действительности. Художник видит мир в зелено-желтоватых оттенках и окрашивает им фрагменты картин.

2722px vincent van gogh de slaapkamer google art project 17

“Спальня Ван Гога в Арле” (октябрь 1888)

Более того, мы можем понять по картине, чем увлекался художник в последние годы своей жизни – его вдохновляло японское искусство, гравюры.

Зеркало в спальне Ван Гог купил специально для того, чтобы писать автопортреты. Самый известнейший написан после ссоры с Полем Гогеном. Как раз таки при помощи этого зеркала. На “Автопортрете с трубкой” художник изображен с отрезанным ухом.

ван гог

Винсент Ван Гог “Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой” (1889)

Картины «Спальня в Арле» Винсента Ван Гога — культовые произведения гениального мастера

Винсент Ван Гог. Картина «Спальня в Арле» (первый вариант), 1888

Винсент Ван Гог — гениальный голландский художник XIX века, оставивший яркий след в искусстве. Его недолгий творческий путь, оборванный преждевременной смертью, привёл к созданию более двух тысяч произведений. Спустя годы большая часть из них была признана современниками эталоном живописи.

В 1888 году Ван Гог перебрался в небольшой городок на юге Франции, где арендовал ветхий двухэтажный особняк, выкрашенный снаружи жёлтой краской. Интерьер своей комнаты на втором этаже он изобразил в картине «Спальня в Арле».

Винсент Ван Гог. Картина «Жёлтый дом», 1888

Первая версия произведения датируется октябрём 1888 года. В это же время художник отправил эскизы «Спальни» брату Тео (Theodorus Van Gogh) и Полю Гогену (Paul Gauguin), с которыми вёл активную переписку. В письмах он объяснил свой замысел — сохранение минимализма помещения, стиль и благородство которого должно передаваться посредством цвета, навевать мысли об отдыхе и не будоражить воображение.

Винсент Ван Гог. Этюд «Спальня в Арле» (отправлен с письмом к брату Тео), 1888

Этюды он снабдил подробным описанием с указанием всех использованных в работе оттенков. К сожалению, некоторые краски на холсте со временем выцвели. Так, изначально бледно-фиолетовые стены «Спальни» утратили красный пигмент и теперь выглядят голубыми.

Винсент Ван Гог. Эскиз «Спальня в Арле» (из письма к Полю Гогену), 1888

Основной отличительной особенностью всей серии «Спальня в Арле» стали элементы автоцитирования. В комнате мастер символично изобразил другие миниатюрные картины. Все они реально существующие работы мэтра, но в каждой версии разные.

Винсент Ван Гог. Картина «Портрет Эжена Боша», 1888

В первом варианте справа над кроватью Ван Гог поместил портреты друзей: Эжена Боша (Eugène Boch) и лейтенанта Милле (Paul Eugène Millet), которого обучал рисованию. Напротив них поставил два пустых стула — символичный атрибут в творчестве мастера, связанный с отсутствием и ожиданием человека. Эти предметы будто ведут немой диалог с изображёнными особами.

Винсент Ван Гог. Картина «Портрет Поля Эжена Милле», 1888

Если первую картину художник писал, будучи счастливым человеком, то на втором холсте отразились следы его душевного расстройства. Все предметы, включая отдельные плитки на полу, он очертил жирными чёрными контурами. А также приоткрыл ставни, которые раньше были закрыты плотнее и тем вызывали чувство защищённости.

Винсент Ван Гог. Картина «Спальня в Арле» (второй вариант), 1889

Вместо изображений друзей на стене появляется автопортрет художника. Рядом с ним портрет девушки, предположительно мадам Жину (Madame Ginoux), к которой Ван Гог испытывал тёплые чувства. Он нередко рисовал её образы, даже находясь в лечебнице.

Винсент Ван Гог. Картина «Автопортрет», 1889

Пейзаж «Валуны и дуб», расположенный над изголовьем кровати, Винсент оставил на месте. Эта картина, написанная летом 1888 года, особенно нравилась его брату и ассоциировалась с жизнью у самого художника.

Винсент Ван Гог. Картина «Валуны и дуб», 1888

Третью копию картины «Спальня в Арле» Ван Гог выполнил летом 1889 года для матери (Anna Cornelia Carbentus) и сестры Вильгельмины (Willemina Van Gogh), которые проживали в Голландии. На этом холсте миниатюры прорисованы гораздо чётче. В отличие от предыдущей версии, здесь зритель видит другой автопортрет художника и, возможно, портрет матери, образ которой он запечатлел в этюде для брата. Известно, что в то время Винсент работал над семейной серией. Как свидетельство предчувствия близкой смерти, у изголовья кровати появляется пейзаж с малиновым закатом. На данный момент он остаётся неидентифицированным.

Винсент Ван Гог. Картина «Спальня в Арле» (третий вариант), 1889

На всех трёх работах неизменными остаются только японские гравюры, которые вдохновляли Ван Гога стилистикой и настроением. В своём творчестве он часто обращался к эстетике Японии и коллекционировал творения художников, живших в этой стране.

Винсент Ван Гог. Картина «Портрет матери», 1888

Картины «Спальня в Арле» Винсента Ван Гога, по мнению самого автора, стали лучшими произведениями в его творчестве. Будучи настоящим бунтарём, игнорировавшим любые академические стандарты, он отошёл от идеи, что искусство непременно должно копировать реальный мир, и открыл современникам новую живопись постимпрессионизма.

Читайте также: