У родителей под кроватью

Обновлено: 31.05.2024

«Мы с Олькой со школы дружили. Потом поступили на высшее, замуж повыскакивали. У Оли родители богатые, когда она забеременела, подарили ей квартиру 3-комнатную, так сказать, для пинка в будущее. Родился чудный мальчишка, назвали в честь деда Ольги – Виталей, мы ласково звали его Витькой. Когда малышу исполнился годик, Оля с мужем въехали в отремонтированную новую квартиру для счастливой жизни молодой семьи.
Но малыш сразу же стал там часто болеть, капризничать, плакать. Позже истерики доходили до того, что ребёнок как-то перебирался через свою кроватку и прибегал к родителям в спальню. Оля жаловалась, что покоя теперь им нет от сына. Тот ни в какую не хотел оставаться в комнате. У бабушек и дедушек Витька был вполне нормальным ребёнком, а у себя дома его будто подменяли.
Однажды мать дала малышу фломастеры и бумагу, пока готовила обед, надо было развлекать сына. Когда пришла посмотреть – ужаснулась: сын нарисовал совершенно чётко человека, сидящего под кроватью, весь лист был изрисован чёрными линиями с жёлтыми и красными вперемешку. Витька толком объяснить не мог, что нарисовал, говорил слово «дядя» и показывал под кровать.
Так прошёл год. Психиатры говорили, что ребёнок насмотрелся телевизора и просто проецирует свои страхи на тёмные углы в доме. Но мальчик был беспокойным. По ночам он стабильно бежал к родителям и ложился между ними. Он начал уже разговаривать довольно неплохо и постоянно жаловался на какого-то дядьку в тёмных углах. Психологи и психиатры в один голос утверждали, что мальчик видит негатив в телевизоре, от окружающего мира, но, естественно, ни специалисты, ни родители в мистику верить не желали. Матери наказали любыми силами отучать ребёнка от родительской постели.
И вот Ольга пошла на крайний шаг. Вычитала где-то в интернете, что ребёнка уложили и закрыли, он плакал, а потом устал и уснул. Поговорив с ребёнком, что никакого дяди нету, что он всё придумал, она вышла за дверь, не выключая ночника, и заперла мальчонку.
Минут 20 было тихо, но потом мальчик начал плакать. Ольга мучилась, но отучать ребёнка как-то надо. Со слезами на глазах Ольга сидела и ждала, когда малыш успокоится и уснёт. Но Витька перешёл на крик. Подумав, что сейчас прибегут ругаться соседи, мать открыла комнату. Сын сидел на подоконнике, вжавшись в стекло, глазки его были мокрыми и он нервно всхлипывал. А на руках и ногах сына были свежие синяки. Заикаясь, ребёнок продолжал говорить, что из-под кровати вылезает страшный дядька, который хочет его укусить и потащить с собой. Мать, измученная фобиями сына, назавтра с утра снова побежала с мальчиком по врачам. Ничего, кроме мультиков, которые отобрали сыну родители, Витька не видел. Не смотрел он также и на страшные картинки. Откуда в голове ребёнка поселился этот жуткий страх? Врачи уже разводили руками. Одни полагали, что родители бьют малыша, но он говорил, что мама и папа никогда его не били, соседи характеризовали семью как положительную, в общем, не было никаких доказательств, кроме синяков. Мама с малышом поехала на неделю отдохнуть в санаторий. Там мальчишка был спокоен и спал самостоятельно без криков и скандалов.
По приезде всё возобновилось снова. И тут Ольга не выдержала. Она, по совету пожилой соседки, позвала освятить квартиру. Пришедший батюшка сразу сказал, что живут они в нечистом месте и что мальчишку надо беречь.
После его ухода был спокойный вечер и ничто не предвещало беды. Ольга готовилась встречать мужа из командировки, сына положила у себя в спальне, а сама готовила еду. Время было позднее, когда она обнаружила, что не хватает муки, она выбежала к соседям. Немного разговорившись, все вдруг резко услышали нечеловеческий страшный крик, а потом - тишина. Оля с соседями быстро поднялась к себе в квартиру. То, что увидела мать, оставило глубочайший отпечаток на всю её жизнь. Её маленький сын лежал на кровати, раскинув руки в стороны, всё его тело покрывали укусы, глаза закатились в ужасе. Подбежав к ребёнку, мать обнаружила, что мальчик не дышал.
Экспертиза обнаружила множественные человеческие укусы на теле малыша. Провели экспертизу, в которой заключили, что родители полностью невиновны в его смерти, да и алиби у женщины было: мальчонка кричал именно тогда, когда она разговаривала с соседями сверху.
Это дело поместили как не расследованное в секретные документы, и до сих пор источник укусов не установили.
Потом Оля с мужем рассказали мне по большому секрету, что узнавали о квартире. В ней лет 10 назад застрелился мужик, которого обвиняли в педофилии, и, чтобы избежать наказания и суда, а потом и мучений в тюрьме, он решил застрелиться перед самым его арестом. Оля сейчас верит в мистику, она не нашла других объяснений смерти своего ребёнка. Не нашли таковых и в милиции.
Каждый день моя подруга плачет по малышу. Зловещую квартиру они продали, причём продавали людям, у которых не было детей».

Вот такую очень жуткую историю я недавно услышала и поняла, что к любому слову своего ребёнка буду прислушиваться, пусть даже это будет казаться бредом. Дети видят больше взрослых, и если у малыша проблемы, их надо разглядеть под всеми углами, даже мистическими.

Откуда берутся детские страхи и как их победить: от монстров под кроватью до боязни смерти

Бабайка в шкафу, пришельцы, злые собаки и темная комната — родители пытаются объяснить, что это не страшно, а ребенок продолжает переживать и плакать. Страхи — естественный этап, который дети должны пройти вместе с родителями, считает детский психолог и игровой терапевт Александр Покрышкин. И рассказывает, как мы можем им в этом помочь.

Мы боимся высоты или насекомых, вздрагиваем от резких звуков или неожиданных моментов в фильмах ужасов. Все это естественно. Страх — одна из базовых человеческих эмоций, реакция на раздражитель, который наше подсознание воспринимает как реальную опасность (на деле он может быть реальный или нет). Знания и опыт помогают рационально смотреть на ситуацию и уменьшать напряжение, а вот детям в этом плане сложнее.


Страхи часто возникают у детей 3–7 лет. В этом возрасте они еще не умеют рассуждать логически и строить причинно-следственные связи, а вот воображение у них уже отлично работает. Детские страхи зачастую не связаны с реальной угрозой, они формируются на основе информации (например, сказки) и преобразуются фантазией.

Но такой умеренный стресс — это даже хорошо. Это естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы

Распознать страх несложно: дети ярко показывают его своим поведением. Могут не отходить от родителей, прятаться или закрывать лицо руками, могут плакать или нервничать (грызть ногти, сосать пальцы, перебирать руками и т. д.). Видно, что они замирают и выглядят настороженно в какой-то момент. Часто страх — это то, о чем ребенок может рассказать нам.

Он боится темноты и игрушек, а его друг — нет

Все зависит от ребенка, от его чувствительности и силы воображения. Кто-то может бояться темноты, кто-то — нет, кого-то пугают пришельцы — кто-то любит мультфильмы про них. Есть несколько факторов, которые влияют на эмоциональное состояние детей:

1. Опыт, связанный с опасностью. Например, в 2 года ребенка укусила собака. Вполне логично, что сейчас приближающаяся собака может вызывать беспокойство, даже если это добродушный домашний пес и он хочет просто поиграть.

2. Чувствительность ребенка, обусловленная определенным этапом его взросления и просто его индивидуальными особенностями.

3. Воображение и недостаток опыта. Воображение развивается быстро, а опыт накапливается постепенно. Поэтому в какой-то момент первое значительно перевешивает второе, и дети начинают бояться больше и чаще.

4. Обстановка в семье. Частые скандалы, громкие ссоры, напряжение, отсутствие взаимопонимания и поддержки.

5. Социальное окружение. Например, то, что происходит у родителей на работе или в ближайшем окружении семьи.

Зеленый монстр или развод?

В целом детские страхи можно разделить на несколько видов:

  • Сверхценные. Это то, что дети воображают, результат их фантазии, чаще всего некие выдуманные персонажи. Именно из-за таких страхов дети чаще всего боятся оставаться дома.
  • Навязчивые. Это боязнь повторения предыдущего негативного опыта, как в ситуации с собакой. Плюс дети часто проецируют реакцию родителей, и такой страх тоже становится навязчивым. Например, если мама сильно закричала, когда увидела паука, для ребенка это насекомое тоже по умолчанию станет страшным, ведь если родители его боятся, значит, это действительно очень страшно. Сюда также можно отнести реальные ситуации из жизни, которые каким-то образом обсуждаются либо происходят в семье: смерть, развод, страх толпы.
  • Бредовые или необоснованные. Например, ребенок боится играть с какой-то определённой игрушкой или носить определённую пару обуви. Кажется, что это абсурдно, а на деле он мог упасть в этих кедах или удариться обо что-то, когда держал в руках именно этого плюшевого зайца. Главное — попытаться выяснить настоящую причину, а не паниковать из-за странной фобии ребенка.
  • Ночные страхи. Сны, которые можно рассматривать как отдельную категорию.
  • Социальные страхи. Они возникают у детей постарше, лет с 9–10, когда взаимодействие со сверстниками уже не полностью контролируется родителями. Им страшно сделать ошибку, показаться смешными или опозориться — детей пугает все, что связано с мнением и репутацией.

В целом не очень важно, чего именно боится ребенок, поскольку причины их возникновения и помощь, которую оказывают родители, схожи. Основная причина — это его богатое воображение. Любой взрослый человек теоретически может представить, что в комнату залетает дракон или врывается какой-нибудь монстр, но мы осознаем нереальность этой идеи. Опыт нам подсказывает, что такого не случится, хотя представить мы можем все что угодно. Именно в этом разница между взрослым и ребенком: мы можем смотреть на это со стороны и проверять идею, а ребенку кажется, что его идеи реальны. Он не может абстрагироваться от своих эмоций. Он видит, что тень похожа на волка, и ему кажется, что это по-настоящему. Он видит человека, и ему кажется, что это преступник.


Мозг ребенка уже достаточно созрел, чтобы визуализировать какие-то вещи, он может представлять разное (не очень приятное) развитие событий, но еще не может отделять его от реальности. Если вы считаете, что ребенку это как-то мешает, стоит проконсультироваться со специалистом, но в целом страхи — это естественный процесс.

Условно страхи можно разделить по возрастам. Но это не значит, что, если фобия у ребенка отсутствует, все идет не по плану. Ее может не быть, она может появиться в другом возрасте, могут появляться несколько фобий сразу — все это индивидуально.

  • 1–3 года. Разлука с родителями, потому что в этом возрасте дети максимально к ним привязаны и не представляют, как можно расстаться на какое-то время. Еще здесь появляются ночные кошмары и страх больших объектов (например, тракторов), которые выходят за рамки детского мировосприятия.
  • 3–5 лет.Формируются навязчивые страхи. Дети смотрят мультфильмы и в любой момент могут придумать себе страшного героя. Они узнают о смерти и терактах, пожарах и болезнях.
  • 6–8 лет. Навязчивые страхи сказочных персонажей не теряют актуальности, даже проявляются сильнее. Пугает темнота, перспектива остаться одному, появляется страх одиночества и незащищенности.
  • 9–13 лет. Вымышленные персонажи забываются, начинается период социальных страхов: несостоятельность, внешность, критика.

Что делать родителям?

Первый этап — выявление страха. О них нужно спрашивать аккуратно, чтобы не заострять внимание ребенка. Делать это в спокойной обстановке, а не сразу после приступа паники. Можно мягко расспросить про ощущения ребенка и его эмоции, понять, как выглядит страх.

Второй этап — разговор. У ребенка должно быть ощущение, что родители действительно понимают его и пытаются помочь. Можно не верить, что бабка Грэнни сейчас проберется в квартиру, но представить это. Вспомнить, что мы сами в детстве боялись чего-то. Вера в то, что страх настоящий и ребенок действительно страдает — надёжный мостик взаимоотношений между детьми и родителями, именно он помогает размыть напряжение. Говорить уважительно очень важно.


Не мешайте им выдумывать! Почему детям важны вымышленные миры

Родители могут показать ребенку, что в доме хороший замок и никакой преступник не сможет проникнуть в квартиру. Окна закрываются изнутри, и никакой дракон не сможет залететь. Есть сигнализация, которая сработает в случае проникновения, а они охраняют ребенка в соседней комнате, и мимо них медведь не сможет к нему пройти.

Какие-то вещи можно объяснить логически. Но не все. Родители могут объяснить один раз, второй, третий. А ребенок продолжает в это верить — и часто это начинает раздражать. Может показаться, что наши объяснения какие-то не такие, слова подобраны неправильно или с ребенком что-то не так. Но на самом деле ответ простой — время.

Умение уживаться со своим воображением — это как попытки научиться ходить

То есть человек уже не ползает, но еще не ходит. Ему нужна рука, чтобы перешагнуть порог. Но это физическое: здесь мы видим, какие конкретно есть препятствия и какой прогресс. Со страхами аналогично, только сложнее. Когда этот этап у нас далеко позади, кажется, что надо просто понять, что происходит, — и успокоишься. Но психика детей устроена иначе, им нужно больше времени. То есть какой-то период, так же как с порогом: вы просто живете с этим. Нет быстрого решения. Это требует сил, это выматывает, но это естественно. Лучшее лекарство — эмоциональная поддержка, неспешные разговоры и совместное решение проблемы. Это три главных антидота от страхов.


Следующий этап — думаем, как сражаться. Вспомогательных инструментов много, но все они будут работать только вместе с разговором, пониманием и поддержкой. Хочется, чтобы ребенок прочитал сказку про смелого мальчика, лег спать и больше не боялся темноты. Но это так не работает. Это не значит, что сказка плохая или вы сделали что-то не так. Чтобы вместе придумать способ борьбы, ребенок должен быть готов обсуждать страх.

1. Амулеты. Если придет медведь, а мы стукнем тапком — он уйдет? Если да, то тапок нужно положить рядом с кроватью. Можно сделать ловушку из подушек или завести «волшебный спрей» (например, любой пустой флакончик, на котором будет картинка с условной перечёркнутой Бабой- ягой), сделать волшебную палочку, которую ребенок будет носить с собой, или другой амулет.

2. Рисунки. Страх можно нарисовать и разыграть с ним фантастическую драку. Например, зеленый монстр, который попадает в капкан по пути к дому, а потом приезжает полиция и забирает его. Это наглядно, да и зачастую весело. А процесс, конечно, нужно сопровождать разговором.


Монстры под кроватью, клоуны и пауки: как не превратить детские страхи в фобии

3. Терапевтические сказки. Есть специальные психологические рассказы про детей, которые боялись темноты или незнакомцев, а потом успешно эти страхи побороли. Это хорошая возможность обсудить страх и увидеть пример успешной борьбы. Важный момент при чтении такой литературы — настроение. Опять же не нужно думать, что после прочтения книжки ребенок перестанет бояться. Скорее всего, нет. Это может поддержать, сделать еще один шаг на этом пути. Можно сочинить свою сказку, в которой главный герой обязательно победит чудовище.

4. Свой опыт. Можно рассказать ребенку про свое детство. Сказать, что вам тоже было страшно оставаться в темноте, вы пугались незнакомцев на улице или с криками отказывались носить красные ботинки. Главное — не усугубить детский страх таким разговором, а помочь понять, что это естественное состояние и все рано или поздно справляются с ним. И особенно важным для ребенка может оказаться ваш рассказ о том, что вообще-то у вас тоже был период, когда вы не справлялись, вам было трудно. Это дает детям возможность увидеть, что всем иногда бывает трудно, и вполне ествественно не чувствовать свою «особость» из-за того, что боишься.

5. Сценка. Инсценировка ситуации со страхом часто проигрывается с психологами или в детском саду. Эту сценку можно попробовать повторить дома, но только если процесс не вызывает у ребенка негативных эмоций. Важно акцентировать внимание на смелости ребенка и его способностях побороть этот страх: «Ты старался и победил!»

«Зайди в темноту, и перестанешь бояться»

«Вот Никита боялся, повесил фонарик — и бояться перестал. Может, ты тоже так сделаешь?». Иногда мы стремимся наглядно проиллюстрировать способ решения проблемы, но это не помогает, и дело тут не в словах. Для многих детей спешка — это давление, которое усиливает беспокойство.Как мы уже говорили выше, у каждого ребенка свой темп, и он избавится от страха тогда, когда будет готов.

Мы говорим: «Пойдем я покажу тебе, что в шкафу никого нет». Это действительно может помочь, но порой работает в обратную сторону — может напугать ребенка

Важно, насколько ребенок расстраивается, когда сталкивается с этой ситуацией: как часто этот страх проявляется в течение дня, сколько времени ребенок борется с ним и успокаивается, когда и на что он реагирует (условно, ему страшно только вечером в темноте или это мешает ему еще и выходить на улицу, когда темнеет).

Ночные кошмары и дедушкина болезнь

Если речь идет о ночных кошмарах, то нужно научить ребенка отделять сон от реальности. Дети часто боятся засыпать, потому что для них все действия во сне происходят будто на самом деле. Нужно объяснить, что увиденное называется «сон», он приснился, это было неприятно, но это закончилось. Такое бывает с каждым, и это нормально. Если страшные сны снятся ребенку часто, они могут влиять на соматическое здоровье, тогда можно обсудить этот вопрос с педиатром и неврологом. Но важно помнить: разделять ощущение сна и реальности — то, чему дети учатся не сразу.


Страх смерти — это про опыт. В процессе взросления ребенок постепенно знакомится с разными сложными ситуациями. Например, он узнает, что люди умирают или родители разводятся. Даже идея рождения других детей в семье может пугать. Эти вещи объяснить сложно, потому что они абстрактные. Человек узнает про войны и террористические акты, техногенные катастрофы или какие-то природные катаклизмы. К сожалению, защитить детей от этой информации невозможно, и снова лучшая профилактика — разговор.

И, конечно, мы можем делиться с детьми тем, во что мы верим сами. Тем не менее, даже этого недостаточно — детям нужно сформировать свою понятную картинку, а для этого нужны подробности. Рассказ о том, что дедушка теперь на облачке важен, но его недостаточно.

Чаще это не один разговор: все проговорили, а вопрос начал появляться снова, причем такой же. И ребенку снова нужно время, чтобы понять и осознать, что происходит, ему хочется услышать один и тот же ответ, убедиться, что все происходит именно так, а не иначе.

Нам может казаться, что мы объяснили все подробно, а ребенок начинает еще больше бояться. Например, «дедушка был старенький, он болел, и поэтому умер. Люди могут умирать от болезней».

Ребенок, который думает наглядно, может решить, что и его насморк смертелен. Поэтом нужны подробности: болезни бывают разные, что такое смерть, что значит «перестал жить», что происходит с телом дальше, как его хоронят, что он будет на кладбище и мы будем его навещать — буквально все.

Важно, что борьба со страхом не дело одного дня. Обычно ребенок в ходе взросления боится чего-то и ему требуется время, чтобы побороть страх. Время и поддержка — главная игра, которую можно предложить. Она нередко требует особого внимания, но с ней точно проще. Ребенку нужна эмоциональная поддержка, потому что рациональная часть — это классно (он должен знать, что замки хорошие и сигнализация в рабочем состоянии), но страх — вещь иррациональная.

Монстры под кроватью, клоуны и пауки: как не превратить детские страхи в фобии

Ребёнок может бояться монстра под кроватью или чудовища в шкафу. А может бояться выступать на сцене, спать один в комнате (или в темноте), и переживать, что кто-то из близких когда-то умрёт. Всё это абсолютно нормально. Главное, правильно реагировать, отличать страх от тревоги и не допускать, чтобы всё превратилось в фобию. Как это сделать — психолог Ирина Беляева.

Вы наконец-то вышли из детской, прикрыли за собой дверь, и, налив чашку чая, удобно расположились в кресле, чтобы посмотреть сериал. Проходит минута и вы слышите: «Мама, посиди со мной, мне страшно!». До этого вы долго сидели, светили фонариком под кровать, держали за руку. Всё без толку. Кажется, он просто издевается! Выдыхаете и идёте за ребёнком.

Страх — это естественный, заложенный в нас эволюцией механизм, который помогает выживать и адаптироваться. Он может отсутствовать или, наоборот, быть очень сильным. Это сигнал, что нужно в жизни что-то изменить. Вопрос один: как определить эту границу. Как понять, когда страх — это нормально, а когда нужна помощь специалиста. Кроме того, страх нужно отличать от тревоги.

Тревога — состояние опасения без видимой причины (монстр под кроватью — видимая причина, если что). Вокруг всё спокойно, но хочется срочно куда-то исчезнуть, в животе образуется пустота, сердцебиение учащается, а давление повышается. Тревога помогает нам быть внимательными, удерживать фокус, концентрироваться, но это работа психики на пределе. Такое состояние изматывает. Высокая тревожность у детей может приводить к неврозам и отставанию в развитии. Страх, в отличие от тревоги, имеет конкретные причины, их можно распознать.

Когда страх — это нормально (и совсем не страшно)

Типы страхов меняются в зависимости от возраста и имеют свои особенности.

С рождения младенцы боятся одного — исчезновения мамы или взрослого, который её заменяет. Это понятно: младенцы не способны выжить самостоятельно. Поэтому специалисты по теории привязанности и призывают всех мам реагировать на плач детей, не оставлять их в одиночестве, проводить как можно больше времени в физическом контакте.

В 6-8 месяцев дети начинают бояться незнакомцев. Если ещё недавно они улыбались и протягивали ручки любому встречному, то теперь могут заходиться в плаче даже при виде родной бабушки. Это нормально и пройдёт. И ребёнка, и бабушку нужно просто успокоить. Но если бабушке можно рассказать про возрастную психологию, то младенцу предлагать рациональные доводы по борьбе со страхами не рекомендуется ещё несколько лет.

С 1 года до 3 лет дети боятся сепарации — исчезновения мамы. Ведь именно мама — гарант и залог благополучия (и психического и физического), а ещё любых изменений. Мир расширяется и постепенно исчезает мысль о собственном всемогуществе. Вдруг оказывается, что мир огромный, а ты — маленький. Становится страшно. Нужны островки стабильности. Кому-то из детей важно, чтобы все действия совершались в строго определённом порядке, для кого-то –чёткое положение вещей в пространстве, кто-то любит одни и те же игры, а у кого-то присутствуют все эти формы.

4-6 лет — период иррациональных страхов. Волшебное время развития фантазии, безудержного творчества и игры. А ещё время, когда под кроватями появляются монстры, все кусты в вечернем парке подозрительно шелестят, пена для ванны скрывает, что находится на дне, а поход в туалет в новом месте, особенно с шумящими трубами, становится подвигом.

Ещё 4-7 лет – время, когда мы осознаём, что жизнь невечная, и начинаем думать о смерти, нашей и родных. Именно в этом возрасте дети задают больше всего вопросов о том, что будет, когда я умру, когда умрёт мама и можно ли как-нибудь отменить это.

Дошкольнику пока сложно осознать, что эмоция может быть реальна, а вот то, что её вызвало, — нет. Другими словами, если страх чудовища в канализации реален, то и чудовище есть! Младший школьный возраст — период социального развития, когда дети учатся общаться, работать в группе, понимать, какие они. У них начинает формироваться префронтальная кора мозга и включается рациональное мышление. На смену монстрам из канализационного люка приходят учителя (или одноклассники). Появляются социальные страхи, которые постепенно будут вытеснять остальные.

Как помочь ребёнку победить свои страхи

1. Покажите, что вы понимаете его страх (как минимум не считаете глупостью)

Первое, что мы должны сделать, это показать, что мы уважаем страх и готовы помочь. Высказывания в стиле «Да нет там никого под кроватью!», «Не будь трусом, ты же мальчик!», «Тебе же сказали, что эта собака не кусается» — путь в никуда. Это отрицание детского страха, история, при которой мы бросаем ребёнка одного в стрессовой ситуации. Неважно, что думаете вы. Важно, что чувствует ваш сын или дочь. Поговорите с ними, часто активное слушание работает само по себе.

2. Попытайтесь выяснить, что на самом деле его пугает

Шум от бормашинки, вид сверла или неприветливое лицо врача? Для этого тоже часто достаточно поговорить. Полезно научиться рейтинговать страх по шкале от 0 до 10. Это поможет ребёнку понять, что с ним происходит, и настроиться на работу с собой.

3. Объясните ребёнку, что он не должен скрывать свои страхи

Он может и должен говорить окружающим: «Я не могу это сделать, потому что это меня пугает!». Особенно если речь идёт о детях дошкольного и младшего школьного возраста. Иногда отказ от какой-то деятельность воспринимается другими взрослыми как капризы. Когда страхи названы и озвучены, взрослому (воспитателю, врачу, учителю, тренеру) становится понятнее, как себя вести, уходит и ненужное раздражение. Если же взрослый реагирует в стиле «такой большой, а боишься» — бегите от такого человека как можно дальше, как минимум он не профессионал.

4. Не устраивайте сюрпризы, которые могут испугать

Для детей важна предсказуемость, особенно когда у них период иррациональных страхов. Рассказывайте, что планируется, куда вы идёте, что будет происходить. Если случился переизбыток эмоций (большой и шумный праздник, дальняя поездка, поход в парк аттракционов), помните о важности контакта с вами: поддерживайте контакт глазами, держите за руку, просто позвольте опереться на вас спиной или боком, поглаживайте по голове.

5. Если ребёнок боится клоунов — не надо тащить его в цирк

Страхи можно и нужно приручать, но необходимо разбить задачу на маленькие шаги (как, впрочем, и в любом обучении, если дело касается детей). Например, ваш сын боится собак. Сначала посмотрите на собак на картинках и видео, обсудите, как понять, что собака сердится (положение хвоста, поднятая шерсть на загривке, оскал). Потом можно помахать знакомой собаке издалека, поговорить с хозяином, держа ребёнка на руках на безопасном расстоянии, почитать книги и посмотреть фильмы о собаках, которые дружат с детьми. Правда, тут важно, чтобы вы сами не испытывали страха. Иначе операция провалится.

6. Придумайте игру, где будет задействован страх (но не в лоб)

Есть такая вещь, как эмоциональная интеграция: когда одна эмоция, смешиваясь с другой, гасит предыдущую. В деле борьбы со страхами эта особенность человеческой психики может помочь. Хорошие эмоции дадут необходимый ресурс для интеграции плохого опыта в своё сознание. Например, если ребёнок боится темноты, можно придумать совместные игры в темноте: почитать с фонариком под одеялом, пособирать в тёмной комнате светящиеся игрушки, поиграть с завязанными глазами. Главное, двигаться осторожно, ваша задача — дать положительный опыт.

7. Придумайте способы защиты (от монстров в том числе)

Вооружите сына или дочь: дайте волшебный фонарик, который будет лежать под подушкой и отгонять прикроватных монстров или пульверизатор с антидраконьей жидкостью. Можно подарить невидимый волшебный скафандр. Попросите сына расслабиться, закрыть глаза и представить, что, когда вы нажимаете на «кнопку» на голове, вокруг него образуется непробиваемый защитный экран. Подробно обсудите, какого он размера, цвета, можно ли его увеличивать и уменьшать. Против чего он работает? Против монстров и плохих и обидных слов? Такой экран поможет ребёнку, когда он придёт в новый коллектив, например. Напомните, что легче всего вызвать этот экран, если ноги твёрдо чувствуют пол, а тело — спинку стула.

8. Нарисуйте страх и обсудите его

Самое страшное — неведение. Зачем приходит подкроватный монстр? Какой он, что он умеет, может ли ребёнок показать его? Когда мы играем во что-то (даже в страх), мы начинаем управлять ситуацией. Например, дочь в начальной школе пугает угроза учительницы отвести к директору или замечание в дневнике. Спросите, а что будет, если это произойдёт. Дочка будет плохо себя вести, её отведут к директору, а потом вызовут маму. В конце концов, все дороги приведут именно к родителю, который всегда защитит — и от монстра под кроватью, и от директора.

9. Научите простым упражнениям, как успокоиться в критичный момент

Выясните, где именно живёт страх внутри ребёнка, и научите простым дыхательным упражнениям, которые помогут успокоиться. Например, визуализировать свои лёгкие, как воздушные шарики, которые сдуваются и надуваются при вдохе и выдохе. Можно попробовать практики внимательности (много упражнений в интернете).

10. Разговаривайте обо всём на свете

Как устроена канализация, почему люди боятся пауков, кто живёт в нашем шкафу, что будет происходить в кабинете врача, почему мы умираем, как меняется звук турбин в самолёте при посадке и взлёте, почему учителя разговаривают таким тоном, зачем люди дразнятся, что такое вербальная агрессия и многом-многом другом. Если называть страх — он перестаёт быть таким ужасным.

Если ребёнок совсем ничего не боится — вот тут стоит задуматься о помощи специалиста. Полное отсутствие страхов может говорить о нарушении привязанности, чувствительности или даже каких-то психиатрических заболеваниях.

Разные типы страхов не соответствуют возрастным нормам, не сменяют друг друга, а просто добавляются и сохраняются какое-то время. Если совсем не реагировать или делать это неправильно, всё может перерасти в фобию — неконтролируемый страх, который проявляется в одних и тех же ситуациях.

Страх — базовая эмоция человека. Тут важно решить, кто кем управляет: страх человеком или человек использует страх для адаптации и обучения.

Страх жил под кроватью

Зачем, когда и как учить ребёнка спать в одиночестве

В некоторых семьях ребёнок из колыбели без проблем перебирается в собственную кровать, а в некоторых — спит с родителями до школы. В некоторых семьях приучить ребёнка спать в одиночестве не составляет никакого труда, а в некоторых он страшно скандалит, просыпается от кошмаров, пробирается в родительскую спальню украдкой и впадает в ужас от перспективы стать чуточку самостоятельнее.

ребенок спит самостоятельно

Почему нужно приучать ребёнка к самостоятельному сну?

  1. Он должен уметь успокаивать себя сам. Если рядом родители, ему это просто не нужно, и с возрастом могут появиться проблемы.
  1. Он должен понимать, что у родителей имеется собственная жизнь, собственные отношения. Родители — ролевая модель для ребёнка. Видя их взаимоотношения, малыш учится строить свои.
  1. Он будет чувствовать удовлетворение, совершая самостоятельные действия. Сон, гигиена, одевание утром — всё это помогает построить автономность и набраться уверенности в собственных силах.
  1. Он научится справляться со страхами самостоятельно. Страхи — темноты, похитителей, «подкроватных монстров» — это совершенно нормальная для ребёнка вещь. Но и преодолеть их он должен сам.
  1. Некоторые родители полагают, что совместный сон может заменить всё общение с детьми. Но это не так, совместного сна недостаточно. И сон в разных кроватях мотивирует искать другие способы взаимодействия — игры, прогулки, походы.
  1. Совместный сон мешает детям заниматься своими делами и достигать чего-то, чего достигают их сверстники. У ребёнка всегда должна быть личная зона, где нет места даже самым близким людям — родителям. Это помогает формированию здоровой независимой личности.

Как приучить ребёнка спать отдельно?

Устраните всё, что отвлекает

Телевизоры, компьютеры и прочие электронные гаджеты нужно убрать из детской, чтобы создать в ней идеальное для сна пространство. По словам детских психологов, телевизоры и компьютеры вызывают у ребёнка ассоциации, связанные с просмотром программ или видеоиграми. Уснуть с такими «раздражителями» становится в разы тяжелее. Можно оставить приглушённый ночник, но это — максимум.

Разработайте ритуалы перед отходом ко сну

Например: тёплая ванна, пижамка, чистка зубов, чтение сказки на ночь — всё это, повторённое многократно, ставится рутиной и подталкивает малыша к засыпанию. Дети привыкают к определённой очередности действий, это убирает тревогу, понижает уровень стресса и психологически помогает заснуть быстрее.

Минимизируйте своё присутствие

Уходите из детской раньше, чем ребёнок уснёт, чтобы засыпание не ассоциировалось у него с присутствием родителей. А если вы по какой-то причине находитесь в одной комнате, отойдите как можно дальше, не ложитесь рядом, не разговаривайте и не взаимодействуйте с ребёнком. Это поможет малышу постепенно снизить зависимость от вас.

Сделайте всё возможное, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым

Детские страхи — вещь иррациональная. Ребёнок может думать, что под кроватью снуют страшные монстры, а из темноты смотрят чудовища. Поэтому купите ребёнку плюшевые игрушки, одеяла и подушки, поставьте рядом с кроватью аквариум с рыбкой. Присутствие кого-то ещё в комнате поможет малышу успокоиться.

Приучайте ребёнка постепенно

Например, вы можете пообещать, что вернётесь через какое-то время. Обязательно сдержите обещание, но с каждым днём увеличивайте интервалы. В идеале ребёнок заснёт во время одного из таких интервалов. Психологи рекомендуют ждать около 10 минут, потому что за 5 минут малыш может не уснуть. Но и оставлять малыша в одиночестве надолго не годится: если «переждать», ребёнок может разволноваться, и всё станет только хуже.

Будьте последовательны

Если ребёнок проскользнёт к вам среди ночи, отведите его обратно. Скажите: «Ты должен спать в своей кровати». Нужно быть последовательным и строгим, не давать поблажек и не позволять ребёнку спать у себя. Дети быстро учатся — ребёнок может подумать, что если будет упорным, ему разрешат спать там, где хочется ему.

Вознаграждайте хорошее поведение

К примеру, если ребёнок вёл себя хорошо, вы можете предложить ему любимый завтрак утром. Плач же, в свою очередь, лучше игнорировать.

иконка сердечка

Звёзды с G’n’K: Наталья Варвина показала, как смотрится на её крестнике зимний костюм G’n’K Baby

Звёзды с G’n’K: Наталья Варвина показала, как смотрится на её крестнике зимний костюм G’n’K Baby

Ваш ребёнок — левша

Ваш ребёнок — левша

Для холодной весны — яркий демисезонный костюм С-660/С-661!

Для холодной весны — яркий демисезонный костюм С-660/С-661!

«Мне скучно», или почему скучать — это нормально

«Мне скучно», или почему скучать — это нормально

Читайте также: