Техника перемещения пациента с кровати на стул

Обновлено: 19.05.2024

16. Техника проведения генеральной уборки процедурного кабинета.

17. Техника обработки грелки после процедуры

18. Уход за полостью рта (пациент без сознания)

19. Обработка полости рта пациент в сознании

20. Чистка зубов пациента

21. Уход за глазами пациента

22. Умывание пациента

23. Уход за зубными протезами и полостью рта

24. Уход за ушами пациента

25. Обработка носа

26. Алгоритм бритья пациента

27. Алгоритм ухода за ногтями тяжелобольного (стрижка)

28. Алгоритм ухода за ногами тяжелобольного

29. Алгоритм ухода за руками тяжелобольного

30. Закапывание сосудосуживающих капель в нос

31. Закапывание масляных капель в нос

32. Закапывание капель в глаза

33. Закапывание капель в ухо

34. Набор лекарственного средства из ампулы

35. Набор лекарственного средства из флакона

36. Разведение порошка во флаконе

37. Внутрикожная инъекция

38. Подкожная инъекция

39. Подкожное введение инсулина

40. Внутримышечное введение ЛС

41. Техника внутривенной инъекции

42. Внутривенное капельное введение

43. Забор крови на биохимическое исследование

44. Промывание желудка

45. Сифонная клизма

46. Гипертоническая клизма

47. Постановка очистительной клизмы

48. Постановка масляной клизмы

49. Постановка газоотводной трубки

50. Постановка горчичников

51. Постановка грелки

52. Пузырь со льдом

53. Постановка согревающего компресса

54. Оксигенотерапия через носовой катетер

55. Извлечение носового катетера

56. Определение частоты, глубины и ритма дыхания

57. Техника измерения артериального давления

58. Исследование артериального пульса на лучевой артерии

59. Измерение температуры тела

60. Введение назогастрального зонда

61. Кормление пациента через назогастральный зонд с помощью шприца Жанэ

62. Обучение пациента подготовке и взятию мокроты для бактериологического исследования (в стационарных условиях)

63. Обучение пациента(ки) подготовки и сбору общего анализа мочи

64. Обучение пациента(ки) подготовке и сбору общего анализа мочи

(в амбулаторных условиях)

65. Обучение пациента(ки) подготовке и сбору пробы мочи по Зимницкому

66. Обучение пациента(ки) подготовке и сбору пробы мочи по Зимницкому

(в условиях стационара)

67. Обучение пациента(ки) подготовке и сбору анализа мочи на сахар

68. Обучение пациента(ки) подготовки и сбору анализа мочи по Нечипоренко

69. Обучение пациентки технике сбора мочи для бактериологического исследования (в амбулаторных условиях)

70. Обучение пациента технике сбора мочи для бактериологического исследования

71. Мазок из носа на бактериологическое исследование

72. Взятие содержимого зева для бактериологического исследования

73. Взятие кала для бактериологического исследования

74. Обучение пациента подготовки и сбору кала для исследования на скрытую кровь (в амбулаторных условиях)

75. Обучение пациента подготовке и взятию мокроты для бактериологического исследования (в стационарных условиях)

76. Обучение пациента подготовки и сбору мокроты для общего исследования

(в стационарных условиях)

77. Замена трахеостомической трубки в домашних условиях

78. Замена трахеостомической трубки в стационарных условиях

79. Катетеризация мочевого пузыря женщины катетером Фолея

80. Катетеризация мочевого пузыря мужчин катетером Фолея

81. Катетеризация мочевого пузыря мужчин уретральным катетером

82. Сердечно-легочная реанимация (СЛР)

83. Помощь пострадавшему при полной обструкции дыхательных путей,

обнаруженному без сознания

84. Первая помощь при полной обструкции дыхательных путей пострадавшему,

находящемуся в сознании

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

Медицинский колледж № 7»

ОДОБРЕНО предметной (цикловой) комиссией протокол № «____»____ 2017 г. Председатель ПЦК_____________ УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе ______________ /З. М. Загретдинова/ «____»____________ 2017 г.

ЛИСТЫ ОЦЕНКИ МАНИПУЛЯЦИЙ

по ПМ.04

Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

(наименование профессионального модуля)

базовая подготовка

(уровень среднего профессионального образования)

2 курс 3-4 семестр

(курс, семестр)

Г.

Лист оценки манипуляции

Техника перемещения пациента с кровати на стул

(оценивается сформированность ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.5., ПК 1.6., ПК 2.1., ОК 8)

№ п\п Алгоритм манипуляции Исходный балл Полученный балл
1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение. 1
2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати. 1
3. Поставить стул рядом с кроватью. По возможности, опустить кровать до уровня стула. Поставить кровать на тормоз . 2
4. Использовать один из способов удерживания пациента. 2
5. Встать с той стороны, где находится стул. Не давить пациенту подмышечными впадинами. 2
6. Попросить пациента сказать вам, когда он коснется края стула. 2
7. Опустить его на стул: согнуть свои колени и придерживать ими колени пациента, держать спину прямо. 2
8. Усадить пациента на стуле комфортно. 2
Всего 14

0 – 8 баллов – «2» «0» баллов оцениваемые компетенции не сформированы
9 – 10 баллов – «3» «1» балл соответствует низкому уровню сформированности оцениваемых компетенций
11 – 12 баллов – «4» «2» соответствует среднему уровню сформированности оцениваемых компетенций
13 – 14 баллов – «5» «3» балла соответствует высокому уровню сформированности оцениваемых компетенций

Подпись преподавателя _______________

Подпись студента(ки) _______________

Манипуляция № 26 «Пересаживание пациента с кровати на стул (кресло-каталку)».

Противопоказания: травма позвоночника, операция на позвоночнике, эпидуральная анестезия.

Оснащение: функциональная кровать, функциональное кресло-каталка, имеющую подвижную (съемную) подставку для ног, стул.

Алгоритм манипуляции.

Обоснование

1. Подготовка к манипуляции.

1.Объяснить пациенту ход процедуры, получить его согласие.

Соблюдается право пациента на информацию.

2. Обеспечить подготовку к перемещению пациента:

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку;

Закрепить тормоза кровати;

Поставить стул (кресло-каталку) рядом с кроватью;

По возможности опустить кровать до уровня стула;

У кресла-каталки отодвинуть подставку для ног, закрепить тормоза.

Обеспечивается безопасность пациента.

II. Выполнение манипуляции

3.Использовать один из столбов удерживая пациента.

4.Голова медсестры должна находиться с той же стороны головы пациента, где располагается кресло-каталка (стул). Не надавливать пациенту под мышками!

Обеспечивается безопасность пациента и правильная биомеханика тела сестры.

5.Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать.

- На каждый счет слегка раскачивайтесь вперед-назад, создавая инерцию.

- Поставив на счет «три» пациента на ноги, поворачивайтесь одновременно с ним до тех пор, пока он не займет положение спиной к креслу-каталке (стулу).

Обеспечивается безопасность пациента и сестры. Благодаря инерции уменьшается нагрузка на медсестру.

6.Попросить пациента предупредить вас, когда он почувствует край кресла-каталки (стула) задней поверхностью бедер.

7.Опустить пациента в кресло-каталу (на стул). Для этого:

- согнуть колени и придерживать ими колени пациента;

- держать спину прямо;

- пациент может помочь, если положит руки на ручки кресла-каталки (на край стула), чтобы опуститься в него.

8.Усадить пациента в кресле (на стуле) комфортно.

Обеспечивается возможность комфортного размещения пациента.

III. Завершение манипуляции.

9.Снять тормоз и транспортировать пациента.

10.Вымыть и осушить руки.

Обеспечивается инфекционная безопасность.

Манипуляция № 27 «Перекладывание пациента с кровати на каталку».

Показания: доставка пациента в операционную.

Противопоказания: нет.

Оснащение: каталка, обустроенная кровать. Психологически подготовьте пациента. Оцените состояние пациента и условия, в которых он находится.

I способ 1. Поставьте каталку перпендикулярно к кровати, чтобы ее головной конец подходил к ножному концу кровати. 2. Втроем станьте у пациента с правой стороны: один человек подводит руки под голову и лопатки пациента, второй – под поясничную область и таз, третий – под бедра и голени. 3. Согласовано подтяните пациента на край каталки, словно перекатив пациента на себя, прижмите его к себе и поднимите, разогнув ноги в коленях и выпрямив спину. 4. Разверните пациента под углом 90 ° и осторожно положите его на кровать. II способ 1. Каталку поставьте ножным концом перпендикулярно головному концу кровати. 2. Встаньте у пациента с левой стороны. 3. Согласовано подтяните пациента на край каталки, словно перекатив пациента на себя, прижмите его к себе и поднимите, разогнув ноги в коленях и выпрямив спину. 4. Развернитесь под углом 90 ° и осторожно положите пациента на кровать. III способ 1. Каталку поставьте параллельно кровати. 2. Согласован поднимите пациента, как указано выше. 3. Сделайте шаг назад. 4. В этот момент четвертое лицо откатывает каталку. 5. Сделайте два шага вперед и переведите пациента на кровать.

IV способ 1. Каталку разместите параллельно кровати так, чтобы их головной конец находился напротив ножного конца кровати а расстояние между кроватью и каталкой было достаточным для разворота. 2. Встаньте лицом к пациенту, одновременно поднимите его, как указано выше, вернитесь на 180°. 3. Осторожно переложите его на кровать.

Перекладывание пациента с кровати на каталку.

Показания: тяжелое состояние пациента.

Противопоказания: нет.

Оснащение: носилки- каталка, простым (для жестких но­силок - матрац), подушка, одеяло, пододеяльник, в летнее время простыня для накрывания, удерживающий ремень или поручни. Условия: наличие не менее двух медицинских работников.

Алгоритм манипуляции:

I. Подготовка к процедуре.

Определить физические и психические способности паци­ента (мышечную силу, подвиж­ность суставов, наличие парали­чей, парезов, уровень сознания).

Определение степени учас­тия пациента в процедуре.

Подготовить необходимое оборудование: удерживающий ремень, носилки - каталку.

Для транспортировки паци­ента.

На носилки - каталку зас­телить простыню, положить по­душку (на жесткие носилки предварительно положить мат­рац).

Создание комфортных условий во время транспортировки.

Разъяснить пациенту смысл процедуры, если пациент в сознании.

Подготовка пациента к со­трудничеству.

Вымыть руки, надеть пер­чатки.

Снижение риска инфекцииро- вания при контакте с пациентом.

II. Выполнение процедуры.

Носилки - каталку голов­ным концом поставить перпен­дикулярно ножному концу кровати.

Для удобства перекладыва­ния пациента.

7. Зафиксировать тормоза на каталке.

8. Один медработник подводит руки под голову и лопатки пациента, второй - под таз и верхнюю часть бедер, третий - под середину бедер и голени.

Равномерное распределение массы тела пациента.

Одновременно подняв пациента, вместе с ним повер- нуться на 90 о в сторо­ну - каталки, двигаясь вперед.

Согласованность действий обеспечивает безопасность па­циента.

Медработники сгибают ноги в бедренных и коленных суставах так, чтобы их локти коснулись края носилок, и осто­рожно опускают пациента на середину носилок.

Снижение риска травмирова­ния пациента.

Создать положение удоб­ное для транспортировки.

Рациональное перемещение пациента на носилки.

Укрыть пациента одеялом с пододеяльником.

При необходимости за­фиксировать пациента ремнями или поднять боковые поручни.

Уменьшение риска травмы скелетно-мышечного аппарата. Предотвращение возможнос­ти падения пациента.

Сообщить в отделение, что к ним направили пациента в тяжелом состоянии.

Преемственность информации о пациенте.

При транспортировке па­циента медработник сопровож­дает его в отделение с медицин­ской картой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если нет возможности доставить пациен­та на каталке, то его переносят на носилках вручную 2-4 чело­века. Вниз по лестнице нести пациента ногами вперед, пере­дний конец слегка приподнят. Вверх по лестнице несут пациента головой вперед.

Для своевременного приема пациента в отделение.

Профилактика травматизма головы пациента.

III. Завершение процедуры

В палате: головной конец каталки (носилок) подвести к ножному концу кровати. Зак­рыть дверь в палату.

Для удобства перекладыва­ния. Исключить присутствие посторонних.

Снять ремни или опустить поручни.

Для удобства перекладыва­ния.

Откинуть одеяло или про­стыню.

Втроем поднять пациен­та, повернуться на 90 о , положить пациента на кровать.

Обеспечение безопасности пациента.

Укрыть пациента, пере­дать медицинскую карту палат­ной медсестре.

Поместить постельное белье с носилок - каталки в ме­шок для грязного белья.

Оснащение: носилки- каталка, простым (для жестких но­силок - матрац), подушка, одеяло, пододеяльник, в летнее время простыня для накрывания, удерживающий ремень или поручни. Условия: наличие не менее двух медицинских работников.

Алгоритм манипуляции:

Перемещение пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» на стул


Может использоваться при перемещении с функциональной кровати на функциональное кресло-каталку, имеющее подвижную (съемную) подставку для ног, и на стул.

  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение.
  2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
  3. Поставить стул (кресло-каталку) рядом с кроватью. По возможности, опустить кровать до уровня стула. У кресла-каталки отодвинуть подставку для ног, закрепить тормоза.
  4. Использовать один из способов удерживания пациента (рис. 2.10).
  5. Встать с той стороны, где находится кресло-каталка (стул). Не давить пациенту под мышками!
  6. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая, слегка раскачивайтесь. Поставив пациента на счет «три» на ноги, поворачиваться с ним до тех пор, пока он не окажется спиной к креслу-каталке (стулу).
  7. Попросить пациента сказать вам, когда он коснется края кресла-каталки (стула).
  8. Опустить его в кресло-каталку (на стул): согнуть свои колени и придерживать ими колени пациента, держать спину прямо. Пациент поможет вам, если положит руки на ручку кресла-каталки (на край стула) и опустится в него.
  9. Усадить пациента в кресле (на стуле) комфортно.
  10. При необходимости транспортировать пациента, снять тормоз.

Перемещение пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» в кресло-каталку, имеющее несьемную подставку для ног

Выполняют два человека, пациент может помочь (рис. 2.29). Использовать для последующей транспортировки.


  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить согласие на проведение.
  2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати. Поставить кресло-каталку у ног пациента. По возможности, опустить кровать до уровня кресла.
  3. Одна сестра становится сзади кресла-каталки и наклоняет его вперед так, чтобы подставка для ног касалась пола. Вторая сестра (помощник) становится напротив пациента, сидящего на кровати с опущенными ногами, ноги сестры расставлены на ширину 30 см, согнуты в коленях.
  4. Попросить пациента охватить сестру за талию, придерживать его за плечи.
  5. Подтянуть пациента к краю кровати так, чтобы его ноги (в нескользящей обуви) коснулись пола (рис. 2.29, а).
  6. Поставить одну ногу между коленями пациента, другую — по направлению движения.
  7. Прижать пациента в позе «объятия», плавно поднимать его, не дергая и не поворачивая. Не давить пациенту под мышками!
  8. Предупредить его, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая, слегка раскачивайтесь с ним. На счет «три» поставьте пациента, поворачивайтесь с ним до тех пор, пока он не займет положение спиной к креслу-каталке. Попросить пациента предупредить вас, когда он коснется края каталки.
  9. Опустить пациента в кресло-каталку: согнув свои колени, придерживать ими колени пациента; держать спину прямо. Пациент может помочь, если положит руки на подлокотники кресла-каталки.
  10. Отпустить пациента, убедившись, что он надежно сидит в кресле.
  11. Разместить пациента в кресле комфортно.
  12. При необходимости транспортировать пациента, снять тормоз.

Размещение пациента в кресле-каталке

Выполняют два человека (рис. 2.30).


  1. Проверить, закреплены ли тормоза кресла-каталки.
  2. Встать сзади кресла-каталки за спиной пациента.
  3. Обеспечить себе надежную опору: одной ногой опереться в спинку кресла, другую ногу отставить назад. Согнуть колени.
  4. Попросить вторую сестру (помощника) присесть на одно колено сбоку от пациента, приподнять его ноги до уровня бедер и положить их на свое колено.
  5. Поддерживать голову пациента своей грудной клеткой или плечом. Сделать захват через руку. Держать спину прямо, напрягая мышцы живота и ягодиц.
  6. Сказать пациенту и помощнику, что на счет «три» вы подвинете пациента к спинке кресла.
  7. На счет «три»: помощник слегка приподнимает бедра пациента и передвигает их к спинке кресла; вы подтягиваете пациента к спинке кресла, используя скольжение.
  8. Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно, снять колеса кресла-каталки с тормозов.

Перемещение пациента с кровати на стул (кресло-каталку)

Выполняют два или более человек методом «поднятие плечом»; пациент может сидеть, но самостоятельно не передвигается (рис. 2.31).

Перемещение пациента с кровати на стул без подлокотников или спинки

Выполняют два или более человек методом «захват через руку», пациент может сидеть, но самостоятельно не передвигается (рис. 2.32).


  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться что он ее понимает и получить его согласие на проведение. Представить всех участвующих в перемещении.
  2. Установить высоту кровати на высоту стула. Оценить окружающую обстановку.
  3. Помочь пациенту сесть (ноги пациента не опущены).
  4. Одна из сестер встает сзади пациента — одно колено ставит на кровать и делает «захват через руку».
  5. Передвинуть пациента к краю кровати. Поддерживать его, встав на пол обеими ногами сзади.
  6. Вторая сестра ставит стул удобно и близко к кровати, но так, чтобы пациент не упирался локтем в кровать, когда будет сидеть на стуле.
  7. Эта же сестра встает напротив стула лицом к пациенту. Ноги согнуты в коленях (положение «на корточках»), одна нога выставлена вперед.
  8. Она же подводит руки под колени пациента и на счет «три» волоком перемещает его ноги к краю кровати, в то время как другая сестра поднимает его туловище и, сгибая свои колени, опускает пациента на стул.
  9. Разместить пациента на стуле комфортно.

Поднятие пациента со стула при помощи раскачивания и перемещение на кресло (кровать)

Выполняется одной сестрой (рис. 2.33).


  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться что он ее понимает и получить его согласие на проведение.
  2. Оценить окружающую обстановку. Сдвинуть оба сиденья вместе, фиксируя тормоза и сняв боковые перекладины стульев (кресел).
  3. Встать лицом к пациенту:
    • ноги расставить на ширину плеч;
    • одной стопой придерживать стопы пациента, другой — ножку стула.
  4. Попросить пациента наклониться вперед так, чтобы его плечо упиралось в грудную клетку сестры.
  5. Передвинуть пациента на край стула, раскачивая его из стороны в сторону и переставляя ноги вперед. Колени пациента под углом 90°. Колени и стопы вместе.
  6. Поставить одну ногу рядом с пациентом, другой зафиксировать его колени.
  7. Начать плавное раскачивание, перемещая массу своего тела вперед-назад, удерживать пациента рядом с собой.
  8. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать.
  9. Поднять пациента и переместить его под углом 90° на другое кресло (стул).

Перемещение пациента из положения «сидя на стуле» в положение «лежа на кровати»

  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение.
  2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
  3. Провести удерживание пациента одним из известных вам способов (см. рис. 2.10).
  4. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая до «трех», раскачивайтесь. На счет «три» поставить пациента, затем поворачиваться с ним, нога к ноге, пока он бедрами не коснется края кровати.


  1. Посадить пациента на кровать. Встать сбоку к нему лицом. Расставить ноги на ширину 30 см. Согнуть колени. Держать спину прямо!
  2. Подвести руку под колени, охватить их сверху, другой рукой охватить плечи пациента.
  3. Поднять ноги пациента на кровать, разворачивая его туловище на 90°, опустить голову на подушку.
  4. Укрыть пациента, убедиться, что он лежит комфортно.

Перемещение пациента с кровати на каталку и обратно

Выполняют четыре человека, кровать с изменяющейся высотой (рис. 2.35).


  1. Вы и ваш помощник станьте с одной стороны, две другие сестры — с другой стороны кровати. Закрепите тормоза.
  2. Поставьте каталку к той стороне кровати, куда вы будете перемещать пациента. Необходимо оставить пространство, чтобы иметь возможность стоять между кроватью и каталкой.
  3. Укройте пациента простыней или одеялом. Скажите ему, чтобы держал простыню или одеяло руками, а сами сверните простыню у его ног.
  4. Передвиньте пациента к краю кровати.
  5. Расправьте простыню и оставьте ее на матраце (не заправляя). Верхней простыней укутайте пациента, подвернув под него концы. Встаньте близко к кровати, чтобы пациент не упал.

Примечание. Изголовье кровати находится в горизонтальном положении. Две сестры стоят с противоположной стороны от кресла-каталки и придерживают пациента; два других помощника придвигают каталку к краю кровати.

Читайте также: