Сон кровать фрида кало

Обновлено: 05.07.2024

Фрида Кало (исп. Frida Kahlo de Rivera, 6 июля 1907, Койоакан, Мексика – 13 июля 1954, Койоакан, Мексика ) – мексиканская художница, прославившаяся благодаря своим сюрреалистическим картинам. В юности Фрида попала в автокатастрофу, которая наложила отпечаток на всю ее жизнь и сказалась на творчестве. Писать Кало начала, будучи прикованной к постели. Художница прославилась в Европе (в частности, благодаря своему мужу Диего Ривере), но всегда мечтала о признании на родине. Первая персональная выставка Фриды в Мексике состоялась в 1953 году, незадолго до ее смерти.

Особенности творчества художницы Фриды Кало: по большей части в своих символических работах Фрида рассказывает о себе – своих переживаниях, физической и душевной боли. Внушительную часть ее картин составляют автопортреты, на которых ее обычно окружают растения и животные. Кроме того, Фрида часто обращается к теме болезни и смерти.

Мексиканцы – странный народ, уж очень необычный. Они раскрашивают свою одежду, свои дома и всю свою жизнь в небесные и солнечные цвета, разговаривают на каком-то собственном, особенно певучем испанском, а песнями и вовсе вынимают душу. Они поклоняются Санта Муэрте («Святой Смерти»), а главный национальный праздник – День мертвых – превращают в настоящее торжество жизни. Где же еще, если не здесь, могла родиться такая личность, как Фрида Кало?

Фрида – один из тех редких случаев в мире искусства, когда популярность художника обусловлена по большей части его трагической личной историей, оттесняющей на второй план талантливые работы. Всю жизнь она будто бы бежала наперегонки со смертью, то отставая, то выбиваясь вперед, то отчаянно цепляясь за жизнь, то мечтая «уйти и никогда не возвращаться». Как бы парадоксально это ни звучало, смерть оказалась самой верной спутницей Кало на всем ее жизненном пути.

Переломный момент

Начать историю Фриды Кало стоит с ее родителей. Ведь именно они, задолго до ее рождения, начали этот танец со смертью – каждый под собственную музыку.

Матильда родила Гильермо четырех девочек (Матильду, Адриану, Фриду и Кристину), а их единственный сын умер от пневмонии через несколько дней после рождения. Магдалена Кармен Фрида Кальдерон появилась на свет 6 июля 1907 года. Спустя много лет эта дата покажется Фриде недостаточно значительной, и она «подгонит» день своего рождения под начало Мексиканской Революции – 7 июля 1910 года.

Когда девочке было шесть лет, у нее начали болеть мышцы правой ноги. Несмотря на старания врачей и Гильермо Кало, серьезно занявшегося физическим развитием дочери, полиомиелит иссушил ногу девочки, на всю жизнь обеспечив ее хромотой. Но настоящая трагедия была впереди. Девочка еще успеет вырасти, поступить в престижную немецкую школу, обзавестись «бандой» верных друзей, впервые влюбиться и начать строить планы о медицинской карьере.

Все рухнуло 17 сентября 1925 года, когда трамвай врезался в автобус, в котором Фрида ехала из школы. Врачи сомневались в том, что девушка выживет, не говоря уже о том, чтобы снова начать ходить: раздробленные тазовые кости, сломанный позвоночник и множество других повреждений на долгие месяцы приковали Фриду к постели и всю жизнь напоминали о себе постоянной болью. В этот момент смерть впервые обратила на нее внимание, подошла поближе, чтобы присмотреться, и все время держалась поблизости. В этот момент жизнь Фриды закончилась. И началась совсем другая.

Танец со смертью

Одна из особенностей картин Кало заключается в том, что все они написаны крошечными мазками. Это серьезная нагрузка на руки и позвоночник, поэтому можно только догадываться, как тяжело приходилось Фриде, когда она только начала рисовать. До аварии единственным ее опытом в этой области были несколько уроков, взятых у гравера Фернандо Фернандеса. Первые кисти и краски купил девушке отец, зарабатывавший на жизнь фотографией. А мать заказала подрамник, при помощи которого Фрида могла рисовать лежа. В это время ее работы – это по большей части натюрморты и автопортреты. Спустя годы Кало скажет, что пишет так много автопортретов, потому что собственное лицо – это то, что она знает лучше всего. Но в те месяцы, когда Фрида восстанавливалась после аварии, она боялась, что умрет, и память о ней быстро исчезнет, поэтому старалась оставить как можно больше напоминаний о себе. Первой такой работой стал «Автопортрет в бархатном платье» (1926).

Еще одна вещь, отличающая картины Фриды Кало, – их глубокая эмоциональность. Все, что она не может выразить словами, все, о чем вынуждена молчать, Кало переносит на холст. Она показывает зрителю кровь, боль, человеческие внутренности, неприглядную правду жизни. Фрида делится переживаниями из-за постоянных измен мужа – знаменитого художника Диего Риверы («Всего-то несколько царапин!», 1935), страданиями из-за очередной потери ребенка («Госпиталь Генри Форда», 1932) и непрекращающейся болью после травм, болезней и бесчисленных операций («Сломанная колонна», 1944, «Без надежды», 1945, «Раненый олень», 1946). И всю жизнь Кало безжалостно вскрывает свою душу, как доктора снова и снова вскрывали ее измученное тело, и демонстрирует зрителю собственное открытое сердце, чувствительное и беззащитное («Две Фриды», 1939).

И, наконец, Фрида не была бы Фридой, если бы не унаследовала мексиканское отношение к смерти – безусловно, с уважением, но при этом и с изрядной долей юмора. Неотъемлемой частью мексиканской культуры являются так называемые «ретабло», примитивные картинки на маленьких металлических пластинах, которые рисовались в благодарность святым (Диего и Фрида Кало собрали огромную коллекцию таких изображений). В частности, именно с ретабло смерть в разных ипостасях и обличиях перекочевала на картины Кало. Она стоит, выпрямившись в полный рост на площади в Койоакане неподалеку от дома Фриды («Жители Мехико», 1938), таращится пустыми глазницами маски, венчающей тело маленькой девочки в розовом платье («Девочка с маской Смерти», 1938) и с улыбкой ждет своего часа над постелью спящей Фриды («Сон (Кровать)», 1940). Только так художница спасается от страха, который внушает ей это постоянное незримое присутствие.

Viva la vida!

Фриде Кало пришлось долго добиваться популярности в родной Мексике, несмотря на то, что еще в 1938 году она наделала много шума в Нью-Йорке, где проходила ее первая персональная выставка в галерее Джулиана Леви. Критики, поначалу отнесшиеся к «миссис Ривере» скептически, были очарованы ею и самобытностью ее картин.
Вскоре после этого Кало отправляется в Париж по приглашению Андре Бретона, пообещавшего художнице устроить ее персональную выставку. Они познакомились во время визита Бретона и его супруги Жаклин Ламба в Мексику. Поэт и художник был поражен работами Фриды Кало, в частности, незавершенной на тот момент картиной «Что мне дала вода» (1938), и сообщил художнице, что она пишет в стиле сюрреализма, чем немало ее удивил. Однако, несмотря на обещания, организацией выставки Бретон так и не занялся. Фрида узнала об этом только после приезда в Париж, очень разозлилась на Бретона и стала называть парижских сюрреалистов «чокнутыми сукиными детьми».

Фрида Кало очень неуютно чувствовала себя вдалеке от родной Мексики. Ни Нью-Йорк, ни Париж ее не впечатлили, она рвалась назад, в свой Голубой дом, где она родилась и прожила почти всю жизнь, к своему Диего. Они уезжали и возвращались, ссорились и мирились, разводились и женились вновь, жили в разных домах, соединенных тонким мостиком. А тем временем рассыпающееся на части тело Фриды пытались собрать воедино при помощи металлических корсетов, многочисленных операций и лекарств.

Первая персональная выставка Фриды Кало в Мексике состоялась только в 1953 году. К тому моменту художница уже была прикована к постели и постоянно находилась под действием сильных болеутоляющих и алкоголя. Но такое важное событие в своей жизни она пропустить никак не могла. Во время открытия выставки Фриду Кало внесли в Галерею современного искусства на носилках и уложили на кровать в центре зала.

В последние годы Кало становилось все тяжелее рисовать. Она вернулась к тому, с чего начинала – писала натюрморты, лежа в постели. Последней работой Фриды считается картина «Viva la vida! Арбузы» (1954), однако, судя по четким линиям и уверенным мазкам, она была написана задолго до этого. Финальным штрихом стала лишь надпись кроваво-красной краской, словно вырезанная на спелой мякоти арбуза. «Viva la vida!» - «Да здравствует жизнь!» Что же еще, как не этот дерзкий вызов, могла написать Фрида Кало, уже заглядывая в глаза смерти?

Фрида
Кало

Фрида Кало: картины, описание

Фрида Кало

Фрида Кало, картины которой продаются на мировых аукционах за суммы, исчисляемые миллионами долларов, жила, страдая от физической и душевной боли. Ее творения пронизаны муками и терзаниями, трагедией бытия человека. О самых лучших картинах мексиканской художницы расскажем подробнее.

Фрида Кало — яркая, неудержимая, страстная и открытая дочь жаркой Мексики, принесшая славу своей стране, —стала символом мексиканского сюрреализма. Ее, живую, подвижную, дерзкую в поведении, желании и творчестве, сравнивали с Сальвадором Дали.

В 1930-х гг. Фрида уже была известной художницей. С ее именем связано множество сплетен и скандалов. Она путалась в своих бесконечных любовных связях. Открытая бисексуалка, она одинаково быстро находила любовников как среди женщин, так и среди мужчин. Российский коммунист Лев Троцкий и поэт Владимир Маяковский, испанский художник Хосе Бартоли, скульптор Исаму Ногути, певица Чавела Варгас — это лишь небольшой список увлечений Кало.

Откуда такая страсть и неуемность? И почему столько трагического и болезненного изображено на ее полотнах?

Фрида Кало: картины, описание

Фрида Кало занялась живописью после того, как попала в ужасную катастрофу, в результате которой сломала в трех местах позвоночник, в одиннадцати хрупкую из-за перенесенного в детстве полиомиелита ногу. Железный прут насквозь проколол ей живот и вышел через пах. В тот момент она заглянула смерти в глаза, и этот образ навсегда остался в ее памяти.

Писать картины она начала, будучи прикованной к постели. Ее отец снабдил комнату зеркалами, и Фрида начала писать. За всю жизнь она написала более 150 картин, из них тридцать две — автопортреты.

Как говорила сама художница, она слишком долго находилась наедине с собой. Картины Кало — это отображение ее души, в которой переплелся бурлящий, яркий и страстный мексиканский дух с искренностью и утонченностью европейки.

Предлагаем познакомиться с творчеством художницы, изучив ее лучшие картины:

«Мое рождение» (1932)

Фрида Кало: картины, описание

В двадцать два года Фрида Кало вышла замуж за мексиканского художника Диего Риверу. Кстати, она выходила за него дважды (второй раз в тридцать три года).

Молодая женщина мечтала родить ребенка. В глубине ее души жила настоящая мексиканка — открытая, веселая и любящая мать. Однако из-за штыря, который буквально пронзил матку девушки, из-за изломанных костей таза ей никогда не суждено было пережить радость материнства.

Картина «Мое рождение» была написана после первого выкидыша, который случился у Фриды Кало. Художница натуралистически воссоздала картину родов, вот только в образе роженицы и младенца отображено состояние души молодой женщины.

Картина пугает и привлекает примитивизмом. Она исполнена страдания из-за потери малыша, надежды, естественных возможностей стать матерью.

Кало трижды пыталась забеременеть и выносить ребенка и трижды теряла плод. О своей трагедии и отчаянии она поведала также в картине «Больница Генри Форда».

«Две Фриды» (1939)

Фрида Кало: картины, описание

Когда Фрида Кало в 1929 году согласилась выйти замуж за мексиканского художника Диего Риверу, она отлично знала, что тот имеет весьма относительное понятие о супружеской верности, жесток по отношению к женщинам. О том поведали две предыдущие жены ее избранника.

Не остановила Фриду и весьма некрасивая внешность Диего: он был похож на огромную жабу. Долгое время в богемных кругах их союз называли союзом голубки и слона. Однако Кало искренне любила Риверу. Поэтому прощала ему романы на стороне, да, впрочем, и сама не оставалась в долгу.

Не смогла она простить ему только одну измену — роман с ее младшей сестрой. Женщина подала на развод. Это событие больно ранило чувствительную Фриду, недаром же она говорила, что в ее жизни было две катастрофы — когда автобус въехал в трамвай и Диего.

Свою личную драму она выразила в картине «Две Фриды», на которой представлены две ее сущности — любящая мексиканка в национальном наряде и гордая европейка в свадебном платье викторианской эпохи. Они связаны друг с другом артерией, которая дает жизнь. Источник жизни — маленький портрет Диего, который держит в руке Фрида-мексиканка. Вторая героиня картины старается зажимом остановить кровотечение, но силы покидают ее.

Этот автопортрет рассказывает об одиночестве Фриды Кало. Как в детстве и юности, она снова остается наедине с самой собой.

«Сон, или Кровать» (1940)

Фрида Кало: картины, описание

1940 год. Фрида Кало проходит лечение в Сан-Франциско у лучшего врача по болезням позвоночника. Она истощена постоянными болями в спине, раздробленной ноге и тазу. Поэтому в картинах воссоздает собственный уход. Так она передает свои мысли о суициде.

Яркое воплощение этой идеи — картина «Сон, или Кровать». На ней изображена кровать с балдахином, в которой спит Фрида.

Наверху скелет, овитый цветами и динамитом. Это Иуда, предавший Христа. У мексиканцев есть традиция: в пасхальную субботу подрывать чучело Иуды. Они считали, что тот освободится от бремени предательства, только убив себя.

Так и Фрида — спящая девушка, овитая растениями (прикованная, привязанная, обездвиженная), — ждет избавления от страдания.

«Моисей» («Ядро Создания», 1945)

Фрида Кало: картины, описание

Мексиканская художница воплощала в творчестве мировоззрение и мифологию своих предков — ацтеков. Вместе с тем она шагала в ногу со временем, знала достаточно много о научных открытиях, которые в это время делали культурологи, психологи и этнологи.

Одна из книг, которая впечатлила Фриду, была работа Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм». Она настолько перевернула ее воображение и представление о мире, что художница создала объемную по количеству персонажей и символов картину.

Воссоздать схему истории мира — такую дерзкую и масштабную задачу поставила перед собой Фрида Кало. Картина «Моисей» в деталях передает представление о мироустройстве ацтеков, адаптированное мексиканской художницей, чтобы продемонстрировать эволюцию человечества.

Картина поделена на четыре квадрата, каждый из которых населен историческими и мифологическими персонажами. В нижних квадратах расположились персоны, с которыми ассоциируется развитие человечества и постигшие его войны и катаклизмы. Слева соседствуют египетский фараон, Карл Маркс, Будда и Чингисхан, Махатма Ганди и Зигмунд Фрейд. Справа расположились Иисус Христос, Наполеон, Эпикур и Парацельс, Гитлер и Нерон. Это земная юдоль человечества — его интеллектуальное и духовное развитие.

Верхнюю часть картины (небесную) — место жительства ацтекских, египетских, иудейских и христианских богов — отделяют скелеты, что символизируют переход человека из бренности земного существования в мир духов.

Единство всех миров обеспечивает солнце — энергия жизни, которая бесконечна и живительна. Она согревает мировое яйцо — человека в плаценте, еще две яйцеклетки справа и слева не оплодотворены. Их касаются лучи, значит жизнь будет продолжаться.

Матка с ребенком — символ бесконечности жизни на земле, перехода смерти в жизнь. Она орошает дождем-слезами корзину, в которой плывет маленький Моисей — духовный учитель и мудрец (у него есть третий глаз).

Так Фрида Кало увидела бесконечность бытия, путь человечества из плена смерти в объятия духовного мира.

«Да здравствует жизнь» (1954)

Фрида Кало: картины, описание

Последнее десятилетие жизни художницы принесло ей славу. Проходит выставка в Нью-Йорке, к ее ногам падает Париж. Эта удивительная и экстравагантная дама выражает в картинах то, о чем страшатся даже помыслить чопорные европейцы и американские пуритане. Диего Ривера сказал о Кало, что она смогла эмоционально, откровенно и свирепо рассказать о том, что мучит женщину. Ее боготворят, ее картины покупают.

Однако 47-летняя художница очень страдает. Это физическая боль, которую некоторое время удавалось заглушать алкоголем, сигаретами и наркотиками, но вскоре она стала невыносимой. Фриде Кало ампутируют по колено ногу, пораженную полиомиелитом, проводят девять операций на позвоночнике. Она практически не поднимается.

В это время в Мехико открывается ее персональная выставка. Художницу приносят на носилках и укладывают на кровать, которую поставили в галерее. Она шутит, пьет текилу и поет сентиментальные песни.

На выставке представлена последняя работа, которую написала Фрида Кало. Картина «Да здравствует жизнь» стала завершающим аккордом в драме страдания мексиканской сюрреалистки.

Яркий натюрморт со сладкими арбузами отображает ее отношение к жизни и смерти. Красные разрезанные плоды напоминают изрезанного человека, но они полны живительного сока, который утоляет жажду и продлевает кому-то жизнь, дарует наслаждение. Поэтому на мякоти одного из них вырезано: «Да здравствует жизнь!» — девиз Фриды Кало.

Блистательная и неординарная Фрида Кало сделала знаменитой свою родину — Мексику. Ее удивительный талант, смелость и дерзость в выражении человеческого страдания в художественных образах до сих пор завораживают людей. Картины художницы пронизаны болезненными, драматическими эмоциями. Они будоражат воображение и шокируют, но при этом не теряют своей актуальности.

Болезнь Фриды, часть 1

Прошло чуть больше века с момента рождения Фриды Кало (1907–1954), самой эмоциональной художницы ХХ века, а ее жизнь завораживает не только искусствоведов и поклонников ее таланта, но и врачей. Великая мексиканская художница Фрида Кало без сомнения остается одной из самых загадочных персон XX века не только в связи с перипетиями ее личной жизни. Загадка ее физической и душевной боли, выраженной различными художественными приемами, окружает ее и поныне, постоянно обрастая все новыми и новыми деталями. Ее творчество по словам ее биографа Хайден Эрерры – один из ярчайших примеров арт-терапии, «изображая себя кровоточащей, проливающей слезы, с развороченными внутренностями, она превращала свою боль в искусство». В описаниях ее жизни часто делается акцент на душевные, а не соматические недуги, тогда как физическая составляющая отходит на второй план.

В шесть лет девочка из состоятельной семьи заболела полиомиелитом - заболеванием, поражающим спинной мозг, что привело к вялому парезу правой нижней конечности: двигательные нарушения со снижением мышечного тонуса у людей, заболевших в детстве, часто имеют тяжелые последствия - паретическая конечность значительно отстает в росте, даже после достаточного восстановления, а если страдают не только мышцы бедра, но и голени, обеспечивающие различные движения стопы, развивается деформация стоп, появляется хромота. Фрида маскировала свою асимметрию, надевав сразу несколько чулок на «тощую» ногу и в 15 лет отправилась в Препаторию − Национальную подготовительную школу, готовясь стать врачом (этому желанию не суждено осуществиться). Однокурсники утверждали, что Фрида не стеснялась своей хромоты. Более того, она часами с восхищением наблюдала за работой художника-монументалиста Диего Ривера, который украшал Препаторию росписью «Созидание», и даже стала кокетничать с ним.
Надо сказать, что эта несчастная правая конечность была ампутирована 40 годами позже, но уже по иной причине, на что неунывающая Фрида сказала: «А зачем ноги человеку, который летает?»
Жизнь Фриды резко изменилась в возрасте 18 лет, когда она попала в страшную аварию: трамвай врезался в автобус, в котором она ехала. У нее были множественные переломы костей, в том числе тел позвонков L3 и L4, и глубокое проникающее ранение живота металлическим стержнем. После неоднократных хирургических вмешательств она на несколько месяцев оказалась заключенной в гипсовый корсет, страдая от сильной боли. Несмотря на обещания врачей, генерализованная скелетно-мышечная боль задержались с ней на всю оставшуюся жизнь. На протяжении многих лет предполагались различные диагнозы, приглашались лучшие врачи, чтобы понять причину ее хронического болевого синдрома, исключались туберкулез и даже сифилис (есть данные о позитивной RW, вероятно, ложноположительной, но об этом во второй части).
Она получала разнообразные лечебные процедуры, включая длительное ношение гипсового или даже металлического корсета. В попытках облегчить ее боль были выполнены несколько ортопедических операций на позвоночнике, как в Мексике, так и в Соединенных Штатах, однако уменьшения симптомов достигнуто не было. Несмотря на изнуряющую боль Фрида вела активную жизнь. У нее был бурный роман со знаменитым мексиканским монументалистом Диего Риверой, переросший затем в не менее бурный брак. Она много путешествовала, общалась с мировыми социалистическими лидерами и известными художественными деятелями того времени.
Фрида начала рисовать сразу же после аварии. Когда она была иммобилизована гипсовым корсетом, она использовала специальный мольберт и зеркало, которое было прикреплено к ее кровати. Фрида была самоучкой, рисовавшей больше для себя, и поначалу никто ее работами особо не интересовался - обычный примитивизм. Это уже позже Фриду сами сюрреалисты будут считать одной из самых ярких «своих» представителей, а одна из ее картин «Корни» на аукционе Sotheby′s в 2005-ом будет оценена в 7млн долларов.
Мучения и боль - общие темы практически всех ее работ. Как заметил Хайден Эррера, описывая «Сломанную колонну»: «определенная бесстрастность и даже безучастность Фриды создает почти невыносимое напряжение. Боль становится практически физически ощущаемой зрителем – боль от гвоздей, вбиваемых в ее обнаженное тело…Огромная и бесплодная равнина на заднем плане только усиливает страдание». Боль, с которой Фрида Кало вынуждена была делить собственное тело всю жизнь, кажется, отображена на этой картине в абсолютной степени. Сложно поверить, но даже к этой глубоко трагической картине Фрида «спрятала» надежду: в каждом ее зрачке изображен крошечный белый голубь.
Есть все основания полагать, что Фрида Кало страдала от фибромиалгии. Во всяком случае, такая гипотеза была высказана группой докторов из Мехико под руководством Мануэля Мартинеза Лави в 2000г. совместно с доктором Леонардо Самудио, который открыл доступ к медицинским картам Фриды. Относительно недавно были описаны критерии диагностики фибромиалгии, хотя болезнь «родилась» еще до Фриды: в 1904 году Вильям Говер применил термин «фиброзит» для описания схожих симптомов, однако далее мнения ученых разошлись: одни считали, что первичен «фиброзит» и именно он приводит к появлению болей в мышцах и депрессии, другие полагали, что психологическое напряжение приводит к «зажатости» («психогенный ревматизм»). Фибромиалгия характеризуется распространенной хронической мышечно-скелетной болью, депрессией, нарушением сна, утренней скованностью, повышенной утомляемостью. Для болезни характерно наличие на теле болезненных участков или «болевых точек». Считается, что около 5 % мирового населения имеет симптомы фибромиалгии.
Современная концепция фибромиалгии, созданная в середине 70-х годов, базируется на наличии локальной повышенной чувствительности, так называемых «болевых точках». В 1990г. были разработаны диагностические критерии. Главным механизмом в формировании хронической боли является феномен центральной сенситизации - после длительной периферической болевой стимуляции остается определенный уровень возбуждения в центральных сенсорных нейронах заднего рога, который поддерживает боль даже при отсутствии в дальнейшем периферической патологии. Кроме этого, сенситизация может возникнуть и без периферического повреждения. Именно поэтому многих пациентов, у которых не выявляют причин боли, даже до настоящего времени врачи рассматривают как ипохондриков.
Диагноз фибромиалгии объясняет хроническую, сильную, распространенную боль Фриды, сопровождающуюся глубоким утомлением. Это также объясняет отсутствие ответа на различные формы лечения.
Рисунок в дневнике Фриды укрепляет такое предположение. На нем изображено 11 стрел, вонзенных в тело Фриды, причем именно в общепризнанные «болевые точки».

Продолжение следует.
1. Herrera H. Frida: a biography of Frida Kahlo. New York: Harper Row; 1983.
2. Tibol R. Frida Kahlo: una vida abierta. Mexico City: Universidad Nacional Auto´noma de Me´xico; 1998.
3. Zamora M. Frida Kahlo: the brush of anguish. San Francisco: Chronicle Books; 1990.
4. Monsiva´is C. Vazquez-Bayod R. Frida Kahlo: una vida, una obra. Mexico City: Conaculta; 1992.
5. Del Conde T. Frida Kahlo: la pintora y el mito. Mexico City:Universidad Nacional Auto´noma de Me´xico; 1992.
6. Wolfe F, Smythe HA, Yunus MB, Bennett RM, Bombardier C, Goldenberg DL, et al. The American College of Rheumatology 1990 criteria for the classification of fibromyalgia: report of the multicenter criteria committee. Arthritis Rheum 1990;33:160–72.
7. Martı´nez-Lavı´n M, Hermosillo AG, Rosas M, Soto M-E. Circadian studies of autonomic nervous balance in patients with fibromyalgia: a heart rate variability analysis. Arthritis Rheum 1998;41: 1966–71.
8. Buskila D, Neumann L, Vaisberg G, Alkalay D, Wolfe F. Increased rate of fibromyalgia following cervical spine injury: a controlled study of 161 cases of traumatic injury. Arthritis Rheum 1997;40:446–52.
9. Freeman P. Frida Kahlo: Diario: autorretrato ı´ntimo. Mexico City: La Vaca Independiente; 1995.

Читайте также: