Сколько кроватей должно быть в детском саду

Обновлено: 15.05.2024

12.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные организации, осуществляется на основании медицинского заключения, выданного в установленном порядке.

12.2. Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Медицинский работник осуществляет прием детей в ясельные группы и в случаях подозрения на заболевание - в дошкольных группах. Выявленные больные дети и дети, или с подозрением на заболевание, в дошкольные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в изоляторе) до прихода родителей или направляют в лечебное учреждение.

12.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные организации только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка-реконвалесцента на первые 10-14 дней.

12.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5, 5-6 часов, до 3-х лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

12.5. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 200 С и скорости ветра более 15 м/с.

12.6. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.

12.7. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12, 5 часов, из которых 2, 0 - 2, 5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1, 5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3, 5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1, 5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

12.8. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

12.10. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной - трех.

12.11. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

12.12. Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 20-30 минут в зависимости от возраста детей. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

12.13. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

12.14. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий).

12.15. Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

12.16. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т. п.

12.17. Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

12.18. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

12.19. В середине года (январь - февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин. , в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

12.21. Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

XIII. Требования к организации физического воспитания

13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).

Для индивидуальных занятий рекомендуется использовать стол высотой - 72-75 см, шириной - 80 см, длиной - 90-100 см, имеющим мягкое покрытие из материалов, позволяющих проводить влажную обработку и дезинфекцию; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Рекомендуемая наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность, в зависимости от возраста детей, представлена в таблице 3.

Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей

Эти санитарные нормы охватывают почти все возможные формы работы с детьми и потому в них довольно сложно ориентироваться и находить нужную информацию. Ниже приведены пункты, относящиеся только к детским садам и школам.

Общие требования для детских садов и школ

Здания и территория

Расстояние от дома (п. 2.1.2):

  • в городе – не более 500 м;
  • в условиях стеснённой городской застройки – не более 800 м;
  • в сельской местности – не более 1 км.

Это расстояние может быть больше, но тогда детей необходимо доставлять транспортом, предназначенным для перевозки детей. (п. 2.1.2)

На территории должны быть освещение, забор и зелёные насаждения (не менее 50% свободной от застройки и спортивных площадок территории; в условиях плотной застройки – не менее 25%). (п. 2.2.1)

Мусоросборники с закрывающимися крышками должны стоять в непосредственной близости от въезда на территорию. (п. 2.2.3)

Покрытие спортивных и игровых площадок – полимерное (с подтверждающими безопасность документами) или натуральное. (п. 2.2.2)

Покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов. (п. 2.2.4)

На территории должно быть обеспечено отсутствие грызунов и насекомых, в том числе клещей. (п. 2.2.6)

Уборка территории проводится ежедневно или по мере загрязнения. (п. 2.11.1)

При наличии песочниц ежегодно, в весенний период, проводится полная смена песка. При обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней проводится внеочередная замена песка. Песочницы в отсутствие детей закрываются защитными приспособлениями. (п. 2.11.1)

Планировка зданий должна обеспечивать доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. (п. 2.3.1)

Внутренние помещения

Учебные помещения располагаются не выше третьего этажа. (п. 2.3.1)

Про туалеты (п. 2.4.11):

  1. На каждом этаже размещаются туалеты для детей и молодежи разного пола.
  2. Площадь туалетов должна составлять:
    • для детей до 3 лет не менее 12 м 2 ;
    • от 3 до 7 лет — 16,0 м 2 ;
    • для детей старше 7 лет — не менее 0,1 м 2 на ребенка.
  3. Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями.
  4. В туалетных кабинах должны быть мусорные ведра, держатели для туалетной бумаги, сиденья на унитазы.
  5. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора.
  6. На этаже обучения инвалидов туалетная и душевая комнаты должны быть оборудованы с учетом обеспечения условий доступности для инвалидов. (п. 2.4.11)
  1. Окна помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами с длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды, — москитными сетками. (п. 2.4.13)
  2. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года. (п. 2.7.2)
  3. Зашторивание окон в спальных помещениях проводится во время дневного и ночного сна. (п. 2.8.4)
  1. Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день. (п. 2.11.2)
  2. Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. (п. 2.11.7)

Холодной и горячей водой обеспечиваются туалеты, душевые, умывальные, комнаты гигиены для девушек, умывальные перед обеденным залом. (п. 2.6.5)

Полы, стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений. На стенах и потолках не должно быть следов протеканий и признаков поражений грибком. (п. 2.5.2, п. 2.5.3)

Во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей, должны быть установлены термометры. (п. 2.7.3)

Оборудование и разные предметы

  1. Мебель должна соответствовать требованиям ТР ТС 025/2012. (п. 2.4.3)
  2. Дети обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом. Ростовые группы учебной мебели обозначаются цветовой маркировкой. (п. 2.4.3)
  3. Парты и учебные столы размещаются по принципу: меньшие по размеру — ближе к доске, большие по размеру — дальше от доски. Если доски нет, порядок мебели может быть любым. (п. 2.4.3)
  4. В учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев использоваться не должны. (п. 2.4.3)
  5. Покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений. (п. 2.4.3, п. 2.4.6.3)
  6. Мебель и спортивное оборудование должны иметь покрытие, допускающее проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфекционных средств. (п. 2.4.9)

Про электронные средства обучения:

  1. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Она должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта. (п. 2.4.4)
  2. Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле. (п. 2.4.4)
  3. Минимальная диагональ электронных средств обучения:
    • компьютеры и ноутбуки – не менее 39,6 см;
    • планшет – 26,6 см. (п. 2.4.5)
  4. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок не допускается. (п. 2.4.5)
  5. Расстояние от экрана телевизионной аппаратуры до ближайшего места просмотра должно быть не менее 2 метров. (п. 2.4.10)
  6. При использовании электронных средств обучения должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. (п. 2.8.2)
  1. Допускается использование одноразовой столовой посуды и приборов. (п. 2.4.6.2)
  2. Не допускается использование деформированной, с дефектами и механическими повреждениями кухонной и столовой посуды, инвентаря; столовых приборов (вилки, ложки) из алюминия. (п. 2.4.6.2)

Про спальные места:

  1. Кровати должны иметь твердое ложе. Допускается оборудование спален раскладными кроватями с жестким ложем или трансформируемыми кроватями, не превышающими трех уровней и имеющими самостоятельный заход на них. (п 2.4.8)
  2. Каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой, простыней, пододеяльником) и полотенцами (для лица и для ног, а также банным). Допускается использование одноразовых полотенец для лица, рук и ног. Количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец должно быть не менее 2 на одного человека. (п 2.4.8)

Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. (п. 2.11.2)

Не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением. (п. 2.7.1)

Здоровье детей

Не позднее, чем через 2 часа после выявления необходимо сообщить в территориальный орган санэпиднадзора о:

  • возникновении групповой инфекционной или неинфекционной болезни;
  • аварийных ситуациях в системе электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования. (п. 1.10)
  1. Организация должна обеспечивать контроль за соблюдением правил личной гигиены. (п. 2.9.5)
  2. Необходимо создать условия для мытья рук воспитанников и обучающихся. (п. 2.9.7)

Детей рассаживают с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. (п. 2.4.3)

Проветривание в присутствии детей не проводится. (п. 2.7.2)

Лица с признаками инфекционных заболеваний в организации не допускаются. Если заболевший обнаруживается на территории организации, его необходимо разместить в помещения для оказания медицинской помощи или иные помещения, кроме вспомогательных, до приезда законных представителей до перевода в медицинскую организацию или до приезда скорой помощи. (п. 2.9.3)

После перенесенного заболевания дети допускаются к посещению при наличии медицинского заключения (медицинской справки). (п. 2.4.9)

Питание детей

Обязательное, если дети находятся на объекте более 4 часов. (п. 1.9)

Объем единовременно приготавливаемых блюд должен соответствовать количеству непосредственно принимающих пищу лиц. (п. 2.4.6.2)

Питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, расфасованной в емкости промышленного производства, или организуется посредством выдачи кипяченой питьевой воды. При использовании бутилированной воды должен быть обеспечен запас чистой посуды. (п. 2.6.6)

Занятия

  1. Длительность непрерывного использования экрана (п. 2.10.2):
    • для детей 5-7 лет — 5-7 минут,
    • для учащихся 1-4-х классов — 10 минут,
    • для 5-9-х классов — 15 минут.
  2. Занятия с электронными средствами обучения для детей до 5 лет не проводятся (п. 2.10.2)

Гимнастика для глаз должна проводиться (п. 2.10.2):

  • при использовании электронных средств обучения – во время занятий и перемен;
  • при использовании книжной продукции – на переменах.

Про физкультуру и спорт:

  1. Спортивные занятия и мероприятия не проводятся на мокрых и и/или имеющих дефекты площадках. (п. 2.2.2)
  2. Во время спортивных соревнований и на занятиях в бассейнах должен присутствовать медицинский работник. (п. 2.10.3)
  3. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводится в зале. (п. 2.10.3)

Для профилактики нарушений осанки должны проводиться физкультминутки во время занятий. (п. 2.10.2)

Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. (п. 2.10.3)

Работники

Проходят медосмотры, профессиональную и гигиеническую подготовку и аттестацию не реже 1 раза в 2 года (занятые в приготовлении и раздаче пищи – раз в год). Кроме того, должны проходить вакцинацию. Вся эта информация отражается в личной медицинской книжке. (п. 1.5)

Контроль за соблюдением правил

Должен осуществляться организацией в обязательном порядке (п. 1.8)

Разное

Проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается. (п. 1.7)

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для детских садов

Количество детей определяется по площади игровой комнаты. Для групп детей до 3 лет на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 кв. м. Для группу детей от 3 до 7 лет – не менее 2 кв. м на ребёнка (п.1.9). Площадь, занимаемая мебелью, из этих расчётов не вычитается.

В СанПиНе чётко прописано, что высчитывать площадь нужно по количеству детей, «фактически находящихся в группе». Но Верховный суд 4 апреля 2014 года признал недействительной эту фразу. Расчёты следует проводить исходя из списочного состава группы.

Вот цитата из решения Верховного суда:

«Данная норма допускает комплектование групп в детсадах с превышением установленных нормативов, условием соблюдения которых будет являться лишь фактическое отсутствие части детей в отдельные дни. Фактическое же присутствие всех детей, принятых в группу, повлечет нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Следовательно, эта норма может привести к несоблюдению гигиенических нормативов, ненадлежащему исполнению детсадом своих договорных обязательств перед родителями, оказанию некачественных образовательных услуг.

При этом сами по себе нормативы площади на 1 ребенка (2,5 или 2 кв м. в зависимости от возраста) не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Данные нормативы были предусмотрены и ранее действовавшими санитарными правилами, позволяют обеспечить уровень безопасности, гарантирующий безвредную и благоприятную среду обитания в период пребывания в детсаду».

Можно ли одну группу разместить в игровой, а другую — в спальне?

В этом случае нарушается принцип изолированности групп, который прописан в п. 4.4. Потому: нельзя.

Возможно ли временное объединение групп?

Временное объединение не предусмотрено действующими санитарными нормами. (См. ответ Роспотребнадзора по Ярославской области)

Разрешено ли устраивать один туалет на несколько групп?

П. 4.4 определяет групповую ячейку как «изолированные помещения для каждой детской группы». В состав групповой ячейки входят: раздевальная, групповая, спальня, буфетная, туалетная (п. 4.11). Из этого следует, что туалет должен быть свой в каждой групповой ячейке.

Сколько кроватей должно быть в группе?

Согласно п. 6.13 (в редакции от 27.08.2015 г.), кроватей должно быть столько же, сколько детей в группе. Норма не уточняет, но, скорее всего, имеется в виду списочный состав группы, как и в случае с вопросом о том, сколько детей может быть в группе.

Под кроватями подразумеваются как стационарные кровати, так и раскладные, которые можно ставить в игровой комнате.

Требования к раскладным кроватям:

  • наличие жёсткого дна;
  • соответствие росту ребёнка;
  • расстановка кроватей должна позволять свободный проход между кроватями, между кроватями и отопительными приборами, между кроватями и стенами;
  • предусматривается место для хранения кроватей;
  • предусматривается возможность для индивидуального хранения постельного белья каждого ребёнка.

Можно ли в одном шкафчике хранить вещи нескольких детей?

П. 6.2 требует, чтобы шкафы для одежды и обуви оборудовались индивидуальными и промаркированными ячейками.

Сколько унитазов должно быть в туалете?

В младшей и средней группах – 4 детских унитаза (п. 6.16.2). В старшей и подготовительной группах – 1 унитаз на каждые 5 детей (п. 6.16.3). Также в старшей и подготовительной группах унитазы должны устанавливаться в закрывающихся кабинках (п. 6.16.3).

Разрешено ли ставить в группу телевизор?

Запрета на это нет, значит – разрешено.

Разрешены ли на окнах шторы или жалюзи?

Да, шторы и внутренние жалюзи СанПиН разрешает. Но шторы может запретить пожнадзор.

Допустимо ли отсутствие горячей воды в туалете?

Горячая вода должна быть подведена в раковине в туалете в обязательном порядке (п. 6.16.1).

Какая температура должна быть в группе?

Какой может быть максимальная температура в группе?

Эту норму устанавливает СанПиН для жилых помещений: СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10 июня 2010 г.

Должно ли на территории садика быть предусмотрено место для хранения колясок, велосипедов, санок?

Да, такое место должно быть выделено (п. 3.11).

Сколько раз и как должны проветривать группу?

Все помещения садика проветриваются каждые 1,5 часа на протяжении минимум 10 минут (исключение – климатические подрайоны кроме IA, IБ, IГ).

В присутствии детей можно устраивать только одностороннюю аэрацию и только в тёплое время года (пп. 8.5).

Если проветривание проводится в отсутствие детей, то его продолжительность зависит от температуры воздуха на улице, направления ветра и эффективности отопительной системы, а закончиться оно должно за 30 минут до возвращения детей (пп. 8.6).

В спальнях проводится сквозное проветривание за полчаса до сна на протяжении 30 минут (пп. 4.11 и 8.6).

Во время сна проветривание допускается в тёплое время года. Оно не должно быть сквозным и заканчивается за полчаса до подъёма детей. В холодное время года форточки необходимо закрыть за 10 минут до отхода детей ко сну.

Может ли садик требовать стирку постельного белья с родителей?

Если в садике отсутствует постирочная, СанПиН предусматривает только одну возможность – организовать централизованную стирку постельного белья в прачечной (п. 4.37).

Имеет ли право администрация садика требовать разуваться или надевать бахилы при входе в садик?

Такого требования в СанПиНе нет.

Детский сад не является лечебным учреждением, где принципиально важно соблюдение абсолютной чистоты и стерильности.Потому нет необходимости снимать обувь при входе в здание. Каждая групповая ячейка спланирована таким образом, что игровые и спальные помещения остаются чистыми, если дети переодеваются и переобуваются в свой раздевалке.

Подобные требования администрации детского сада исходят из желания сэкономить на уборке помещений и, к сожалению, не учитывают интересов и удобства детей.

Могут ли в садике запретить пользоваться подгузниками?

СанПиН не запрещает использование подгузников. Этот вопрос должен регулироваться внутри самого детского сада и подтверждаться внутренними документами. В случае использования подгузников должны соблюдаться гигиенические требования, которые касаются частоты их смены.

Сколько раз и часов в день дети должны гулять?

Рекомендуется устраивать одну прогулку утром, вторую – вечером (п. 11.6). Общая продолжительность прогулок должна составлять 3-4 часа в день (п. 11.5). Но тут же предусматривается возможность детским садам определять продолжительность прогулок самостоятельно и уменьшать её, если температура воздуха на улице ниже минус 15 С, а скорость ветра – больше 7 м/с.

Какие в СанПиНе существуют нормы питания в детском саду?

Насколько разнообразным должно быть меню?

Меню должно составляться медсестрой и подписываться заведующей не менее чем на 2 недели. В нём каждый день должны давать разные блюда. Следование составленному меню обязательно.

Могут ли на завтрак не давать кашу?

Да, на завтрак могут давать кашу, запеканку, творожные и яичные блюда (п. 15.6).

Должны ли детей ежедневно кормить молочными продуктами?

Молоко и кисломолочные напитки должны присутствовать в меню ежедневно во всех группах, которые работают 8 и более часов (п. 15.7).

Запрещают ли санитарные нормы приносить в детский сад игрушки из дома?

Прямого запрета на свои игрушки в СанПиНе нет. Однако есть требование ежедневно мыть игрушки вечером, а в группах младенческого и раннего возраста — 2 раза в день. (п. 17.13) Воспитатель не может быть уверена в том, что игрушка была обработана перед садиком, и вряд ли захочет мыть её в конце рабочего дня. На этом основании вполне законно отказать вашему ребёнку в праве приносить в садик свои игрушки.

Сколько дней можно отсутствовать в садике без справки?

Если ребёнок не болел, то без справки он может отсутствовать в садике 5 дней плюс выходные и праздничные дни. После болезни, даже короткой, справка от врача обязательна (п. 11.3).

Можно ли водить ребёнка в садик с насморком, с кашлем?

П. 11.2: «Больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются». В качестве подозрений могут быть катаральные явления (насморк, кашель) и явления интоксикации. Больным считается ребёнок с температурой.

Запрещает ли СанПиН принимать в садик детей без прививок?

Такого требования нет и быть не может.

Куда жаловаться на нарушения СанПиНа?

Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.

Некоторые вопросы нахождения детей в садике регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.

При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.

Последней инстанцией может быть аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.

Кровати в детском саду: правила расстановки, нормы СанПиН

Дневной сон – обязательное условие полноценного развития растущего организма. Поэтому в группах детских садов оборудуются спальни с комфортными кроватями. Разбираемся, какие требования к этой мебели предъявляются по СанПиН и ГОСТу и по каким правилам производится расстановка кроватей в спальнях ДОУ.

Спящий мальчик

От правильно оборудованного спального места напрямую зависит качество сна

Требования к кроватям

Кровати для воспитанников ДОУ в первую очередь обязаны быть безопасными: изготовленными из натуральных экологически чистых материалов без вредного покрытия. Также важна форма каркаса. Стоит выбирать мебель без острых углов, чтобы юные непоседы не поранились, бегая по спальне перед сном.

  • В группах вновь строящихся садов обязательно должны быть организованы отдельные спальные комнаты. Допускается создание подвижной перегородки для обособления спальной зоны с расстановкой раскладных кроватей с жестким ложем или многоуровневых моделей-трансформеров. Максимальное количество уровней кроватей в детском саду – три.

Спальная комната в ДОУ

Пример оборудования спальни в ДОУ стационарными кроватями

  • В работающих детских садах, спроектированных без отдельных спален, при небольшой площади помещений разрешено использовать раскладушки с ламелями и кровати-трансформеры от одного до трех уровней. Если применяются раскладушки, нужно организовать место для их хранения и размещения постельных принадлежностей.

Кровати в ДОУ

Пример оборудования спальни детского сада выдвижными кроватями в три уровня

  • Количество спальных мест должно соответствовать числу воспитанников.
  • Мебельные модули подбираются с учетом роста малышей.
  • Расстановка мебели должна обеспечивать свободный проход для детей и воспитателей и предполагать достаточный отступ от стен, граничащих с улицей, и приборов отопления.
  • Кровати, закупаемые в ДОУ, должны отвечать требованиям ГОСТ 19301.3-2016 и иметь сертификат соответствия.

Размеры кроватей для детского сада

Согласно ГОСТу, детские кровати производятся 2-х типов:

  • до 3-х лет – со сменной высотой ложа и бортиком;
  • для 3–7 лет – с фиксированным ложем, без бортика.

Рекомендуемые размеры для изделий первого типа: длина – не менее 1,2 м, ширина – не менее 0,6 м, высота бортика от пола – от 0,96 м, ложа – 0,3–0,5 м.

Рекомендуемые размеры для изделий второго типа: длина – не менее 1,4 м, ширина – не менее 0,6 м, высота – 0,3 м. Предусмотрены также требования для высоты изголовья – от 0,3 м и спинки у ног – от 0,15 м.

Раскладушка с ламелями

Раскладные кровати могут снабжаться колесами для облегчения перемещения к месту хранения в собранном виде

Какие кровати выбрать для детского сада, решает руководство ДОУ, исходя из площади помещений, наличия выделенных спален, количества детей в группах. Кроме того, что кровати должны быть удобными и отвечать требованиям СанПиН и ГОСТа, важно их правильно расставить, чтобы обеспечить максимальный комфорт воспитанникам и работникам группы, исключить тесноту и травматизм.

Расстановка кроватей в детском саду

Самое главное условие правильной расстановки – соблюдение рекомендуемых санитарными нормами расстояний между кроватями в ДОУ.

Чтобы дети могли беспрепятственно перемещаться по спальне и удобно укладываться спать, спальные места нужно расставить на расстоянии минимум 0,65 м друг от друга. При этом одна из сторон может быть смежной, тогда проходы делаются по бокам.

Отступить от стен, граничащих с улицей, от которых может веять холодом, нужно не менее 0,6 м, от радиаторов отопления – не менее 0,2 м.

Смежная расстановка кроватей

В проходах желательно расстелить ковровые дорожки, чтобы детям не было холодно и вставать на пол босиком

Если площадь спальни позволяет, между изголовьями оставляется расстояние 0,3–0,4 м, но допускается вариант установки вплотную. Рекомендуемая ширина центрального прохода в спальне – 1,1 м.

Кроме стационарных, раскладных, выкатных и выдвижных кроватей, в спальнях ДОУ также устанавливаются встроенные или приставные шкафы для одежды и обуви. Желательно выдержать всю мебель в едином стиле, это поможет создать гармоничный интерьер и привить малышам хороший эстетический вкус.

Дизайн спальни

Для оформления спален в детском саду рекомендуется использовать нежные, пастельные тона, благотворно влияющие на психику детей

В центре «Ректор» представлен большой выбор кроватей для детского сада, а также других элементов обстановки спален. У нас вы сможете приобрести отдельные мебельные модули, заказать комплексное оснащение спальни или всего ДОУ под ключ. Вся продукция изготовлена надежными производителями, сертифицирована и безопасна для здоровья детей.

2007-2022 © ООО "Центр Ректор"
111394, Москва, ул. Перовская, д.65.

Тел/факс: (495) 789-46-84
Режим работы: пн-пт: с 9.30-18.00

111394, Москва, ул. Перовская, д.65
Режим работы: пн-пт: с 9.00-18.00

2007-2022 © ООО "Ректор"

ОГРН: 1197746122111

ИНН: 7720453705

КПП: 772001001

Юридический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Фактический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Генеральный директор: Родзевич Андрей Викторович, действующий на основании Устава

Банковские реквизиты:

р/с: 40702810700140800102

к/с: 30101810445250000360

Банк: Филиал «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк»

БИК: 044525360

КПП 770343003

ОКАТО 45293558000

ОКТМО 45398000000

Тел/факс: 8 (495) 789-46-84 (многоканальный)

В связи с текущей ситуацией некоторые цены на сайте могут быть неактуальны. После оформления заказа в электронном магазине с вами свяжется менеджер для согласования условий.

Требования к мебели в детских садах

Мебель для оснащения детских садов должна отвечать требованиям безопасной эксплуатации, соответствовать ГОСТам и санитарно-гигиеническим нормам. Важно, чтобы изделия учитывали возрастные особенности детей, производились из экологичных материалов и были удобны в использовании.

В этой статье мы остановимся на основных группах мебели для ДОУ и требованиях, которые к ним предъявляются.

Дошкольники лепят из пластилина

Качественная мебель в ДОУ помогает создать безопасное пространство, в котором детям приятно и комфортно находиться

Группы мебели в детском саду по СанПиН

В связи с этим можно выделить шесть основных групп мебели:

  • столы;
  • стулья;
  • кровати;
  • шкафы для одежды и игрушек;
  • кухонная мебель;
  • мягкая мебель.

Согласно СанПиН, мебель для дошкольников должна отвечать действующим ГОСТам и техническим регламентам и поставляться с сертификатом соответствия.

Мягкий уголок в игровой ДОУ

В ДОУ может использоваться корпусная и мягкая мебель, последней обычно оформляют игровые зоны

Общие требования к мебели в детских садах

Дети проводят в саду много времени, и окружающая обстановка оказывает существенное влияние на их психическое и физическое развитие. Поэтому к выбору мебели нужно подходить ответственно.

Продукция должна отвечать таким требованиям, как:

  • Безопасность. Все мебельные модули должны соответствовать ТР ТС 025/2012, создаваться из безвредных для здоровья материалов, иметь гипоаллергенное покрытие, устойчивое к влаге, дезинфекции, перепадам температуры, ультрафиолету. Важно, чтобы все элементы конструкции были надежно закреплены и мебель не имела выпирающих деталей и крепежей, о которые можно пораниться.
  • Прочность. Дети могут раскачиваться на стульях, ронять их, задевать столы во время активных игр – изделия должны быть выполнены из надежных, износостойких материалов, рассчитанных на подобную эксплуатацию.
  • Эстетичность. Обстановка в группе должна благоприятно влиять на самочувствие воспитанников, побуждать к познавательной деятельности, творчеству. Поэтому при оформлении детской мебели применяются яркие цвета, аппликации, роспись.
  • Эргономичность. Мебель должна соответствовать росту детей, обеспечивать правильное физиологическое положение при сидении и лежании, быть комфортной при кратковременном и продолжительном использовании.
  • Функциональность. Регулировка по росту, выдвижные ящики, поднимающиеся столешницы, приставные тумбы и прочие характеристики, обеспечивающие удобство использования – важные параметры детской мебели.

Особенности конструкции и размеры мебели в детском саду по СанПиН

Требования к столам и стульям

Конструктивные особенности столов отражены в ГОСТ 19301.1-2016, согласно которому выделяется пять разновидностей детских столов:

  • четырехместный;
  • двухместный с ящиками для учебных пособий;
  • двухместный в форме трапеции;
  • одноместный;
  • регулируемый.

Группа ДОУ

Четырехместные столы подходят для младших дошкольников, в старших группах преимущественно используются одно- и двухместные столы

Особенности и функциональные размеры стульев для детей отражены в ГОСТ 19301.2-2016. Выделяют два типа изделий для использования в ДОУ:

  • с постоянными параметрами;
  • с регулируемыми параметрами.

Детские стулья

Детский стул должен быть прочным, устойчивым и нетяжелым, чтобы ребенок мог самостоятельно перенести его с места на место

Новые санитарные правила определяют классификацию детских столов и стульев по ростовым группам, а также предусматривают их цветовую маркировку . Такой подход упрощает выбор мебели для ДОУ и ее распределение по группам.

Таблица размеров мебели в детском саду по СанПиН:

Рост ребенка, в см

Высота стола/стула, в мм

Ширина/глубина сиденья стула, мм

Углы детских столов и стульев скругляются, чтобы избежать травм. Крышки столов имеют достаточную площадь, чтобы разместить руки, согнутые в локтях, посуду во время приема пищи и необходимый рабочий материал во время занятий (альбом, краски, пластилин). Рекомендуемый размер крышки одноместного стола 600 х 450 мм, двухместного – 1200 х 450/500 мм, четырехместного – 700 х 700 мм.

Требования к кроватям

Особенности конструкции детских кроватей прописаны в ГОСТ 19301.3-2016. Выделяют два основных типа этих изделий:

  • с регулируемым ограждением и основанием для детей до 3 лет;
  • изделия для детей 3–7 лет.

Спальня ДОУ

Детские кровати часто оформляются в виде сказочных персонажей, животных или машин

Кровати устанавливаются в комнате для дневного отдыха. Они должны иметь достаточный размер и быть удобными для детей. Все края конструкций скругляются, каркасы оборудуются ребрами жесткости.

Изделия, предназначенные для детей до 3-х лет, дополнительно оборудуются бортиками, исключающими падение. Для экономии места могут использоваться многоярусные кровати с соблюдением требований безопасности (удобный подъем и спуск, бортики).

Таблица размеров кроватей в соответствии с возрастом:

Возраст ребенка, лет

Длина/ширина кровати, мм

Требования к шкафам

Особенности конструкции и размеры шкафов для одежды и игрушек, а также требования к скамейкам для приемных, вешалкам для полотенец и другой мебели для ДОУ определены в ГОСТ 26682-2016.

Дети должны иметь свободный доступ к игрушкам и книгам, поэтому в игровой зоне используются шкафы и полки открытой конструкции, без распашных и подъемных дверей. Хозяйственные шкафы, напротив, имеют закрытую конструкцию.

Приемная в детском саду

В приемной могут использоваться скамейки и мягкие диванчики из моющегося материала

Шкафчики в приемной закрываются дверцей с ручкой. Внутри оборудуются полки: вверху – для шапочек и панамок, внизу – для обуви, на боковых стенках размещаются крючки для одежды. На каждом шкафу отмечаются фамилия и имя воспитанника и приклеивается индивидуальная картинка, которая повторяется на кровати и вешалке для полотенец.

Шкафы в приемной размещаются вдоль стен и надежно закрепляются. Рядом устанавливаются длинные, устойчивые скамейки, чтобы дети могли одеваться и обуваться сидя.

Требования к кухонной мебели

Кухонная мебель не используется непосредственно детьми, тем не менее является обязательным атрибутом обустройства ДОУ. Она устанавливается в помещении для приготовления пищи и должна отвечать общим техническим условиям для бытовой продукции, определенным в ГОСТ 16371-2014.

Самое важное требование к кухонной мебели – рабочие и фасадные поверхности должны выполняться из материалов, устойчивых к мытью и обработке средствам дезинфекции.

Требования к мягкой мебели

Мягкая мебель для ДОУ должна отвечать ГОСТ 19917-2014, где прописаны требования к продукции, предназначенной для сидения и лежания. Кресла и диванчики можно установить в игровой, кабинетах медсестры и психолога. Такая мебель удобна, эстетична и позволяет детям чувствовать себя комфортно.

В садах может использоваться каркасная и бескаркасная мягкая мебель. Основные требования, которые к ней предъявляются, – прочность, устойчивость, эстетичность и пожарная безопасность.

Желательно, чтобы обивка изделий быть выполнена из материалов, которые легко очищаются, оптимальный вариант – виниловая кожа. Такой материал хорошо моется, быстро сохнет, гигиеничен и долговечен.

В центре «Ректор» вы сможете по доступной цене приобрести качественную мебель для детского сада, отвечающую всем требованиям ГОСТов и СанПиН.

Читайте также: