Ребенок 5 лет не хочет спать в своей кровати

Обновлено: 19.05.2024

Ребёнку уже 3 или даже 4 года, а он не спит один, хотя у него самая красивая кроватка и самые терпеливые родители в мире? Уверяет, что с вами ему гораздо уютнее, и упорно является в вашу постель вечером, ночью, утром? Пора менять ситуацию: Юлия Доманова, врач и автор методики мягкого обучения детей самостоятельному засыпанию, и Анна Литвин, специалист по детско-родительским отношениям, подготовили инструкцию из 5 простых шагов, которая поможет быстро и без проблем покинуть родительскую кровать.


Шаг 1: разберитесь с дневным сном

Переход к самостоятельному засыпанию обычно происходит в 3−4 года, потому что у детей помладше режим дня ещё не сформировался. Малышам нужно неоднократно спать днём, а чем чаще сон, тем сложнее привыкнуть засыпать одному. А в трёхлетнем возрасте большинство детей уже переходит ко взрослому формату суток, у них есть нормальная ночь и, возможно, один дневной сон. О нём и поговорим.

Базовое правило: чтобы ребёнок мог засыпать самостоятельно, он должен хотеть спать — то есть, лишнего сна днём быть не должно. В то же время важно, чтобы сна в сутках было достаточно, и здесь всё строго индивидуально: кто-то обходится без дневного сна уже с трёх лет, а кому-то и в четыре года нужно пару раз в неделю отдохнуть после обеда.

Чтобы понять потребности вашего ребёнка, посчитайте среднюю продолжительность его сна в сутки. Пока ничего не меняйте, просто на протяжении недели записывайте, сколько времени малыш спал. Например:
Понедельник: 2 часа дневной сон, 9 ночной, всего 11;
Вторник: дневного сна не было, 10 часов ночной сон;
Среда: 1.5 часа дневной сон, 9 ночной, всего 10.5.

И так далее. Когда наберутся данные за всю неделю, суммируйте их и делите на 7 — получится средняя продолжительность сна, в которой нуждается ребёнок. На неё и ориентируемся, скорее всего, это будет 11−12 часов.
Для начала выделите на ночной сон 10 часов, остальное оставьте на дневной и попробуйте поддерживать этот режим. Если ребёнок днём не спит даже при том, что средней нормы сна не достигает, увеличивайте ночной сон и отказывайтесь от дневного отдыха вообще. Правда, в этом случае может быть так, что раз-два в неделю малыш начнёт уставать в середине дня — это нормально: в такие дни можно поспать, просто скорректируйте продолжительность следующего ночного сна.
Насчёт правильного контроля сна: всегда отталкивайтесь от времени подъёма. Оно настроено на циркадный ритм, сдвигать время пробуждения очень тяжело, поэтому его не меняем. Пример: допустим, ребёнок привык вставать в 8 утра, ему комфортно так просыпаться. Тогда при ночном сне 12 часов отбой у вас будет в 8 вечера — а если он поспал днём 2 часа, то отбой сдвинется на 10.

Шаг 2: выстроив режим, убедитесь, что нет недосыпа

Прошло несколько недель, вы стабилизировали режим дня — теперь нужно проверить, действительно ли ребёнку комфортно. У детей в 3−4 года очень легко определить недосып, на него указывают следующие 5 признаков:

  • Ярко выраженные синяки под глазами, их невозможно не заметить;
  • Гиперактивность и капризность: при недосыпе организм включает компенсаторные механизмы и выбрасывает в кровь гормоны стресса, чтобы хоть как-то работать в условиях недостатка отдыха, из-за этого происходит гиперстимуляция ЦНС. Крики, истерики, ребёнок становится неуправляемым — всё это может свидетельствовать о недосыпе;
  • Снижение аппетита: при недостатке сна организм экономит силы на всё, в том числе на переваривание пищи. Ребёнок перестаёт доедать даже любимую еду, но при этом требует поесть по десятку раз в сутки;
  • Ухудшение координации: проявляется при сильном недосыпе, малыш просто начинает падать на ровном месте;
  • Нарушение графика: из-за гиперактивности ребёнку сложно уснуть, а просыпается он раньше обычного — недосып усугубляется.

При наличии любого из этих признаков — и, тем более, нескольких — увеличивайте количество суточного сна, добавляйте дневной отдых. Если малыш днём засыпать отказывается, ищите способы, тут все средства хороши. Кто-то засыпает через сказку, кто-то в машине: вспоминайте ассоциации и триггеры, которые использовали.

Шаг 3: обозначьте границы

С режимом всё в порядке, ребёнок высыпается, переходим к самой процедуре перевода его в отдельную кроватку. Здесь важно избежать частой ошибки родителей: нельзя идти на поводу у ребёнка. Детские «Я хочу!», «Я не хочу!» в ключевых вопросах — таких, как сон — пока роли не играют. Малыш должен идти за вами, а не вы за ним: и вы не должны спрашивать, хочет он спать или нет, вместо этого вы как родители обязаны создать условия для этого сна.
У вас есть расчёт и вы знаете, что сейчас пора спать. Ставьте совершенно чёткие границы: я решаю, когда ты спишь, я решаю, где ты спишь. Зато ты решаешь, в каких условиях ты спишь: какую книжку почитать, какую пижамку надеть, с какой игрушкой пойдёшь.
Так вы показываете, что мнение ребёнка, не пересекающее поставленные рамки, очень важно, вы относитесь к нему к нему с уважением, но ведущая роль остаётся за вами.

Обратите внимание: чётко выставленные рамки не должны быть резкими. Нельзя сказать заигравшемуся ребёнку: «Всё, ты идёшь в кровать!» — будет вполне понятное сопротивление. Малыш вообще сейчас не здесь, он в мире своих фантазий, а вы его выдёргиваете в реальность. Это очень неприятно.

Правильная позиция:

  • За час до сна начинайте готовить ребёнка морально: «Игрушечки устали, мы устали». Переключайтесь на менее активные игры и занятия;
  • За полчаса до сна предупреждайте: «Скоро будем спать». Здесь ребёнок тоже может начать капризничать, поэтому хорошо переключить его внимание с мамы, которую можно убедить, на внешние объекты, которые не переспорить. Например, заводите будильник и говорите: «Через 10 минут зазвонит звоночек. Когда он зазвонит, будем собирать игрушки, они пойдут ложиться спать». Потом: «Следующий звоночек зазвонит, пойдём на горшок». И так с помощью постороннего объекта снимаем сопротивление.
  • Чем чётче очерчены ритуалы — и чем мягче они оформлены — тем лучше. Но ваше мнение оспариванию не подвергается: вы контролируете распорядок.

Шаг 4: готовимся к переводу в отдельную кроватку

Ваша роль ведущего неоспорима, проблем со сном нет, можно начинать подготовку к переводу. Она займёт пару недель — это время, нужное на создание у ребёнка мотивации спать отдельно. В этом вопросе мы опираемся на авторитет — у мальчиков это обычно «как папа», у девочек «как мама»: «Ты уже большой, как папа, большие же не спят рядом с бабушкой, у всех отдельные комнаты».
Важно: правила сна ещё не меняются, вы пока просто доносите мысль, что большие спят отдельно. Постепенно ребёнок цепляется за эту мысль и сам просится спать отдельно — вы буквально «продаёте» малышу его комнату.
Дальше подогреваем интерес вовлечением ребёнка в процесс. Как организуем пространство, где поставим кровать, какое бельё купим, какой ночничок — всё это делается вместе. Тогда малыш положительно настраивается и воспринимает отселение как шаг ко взрослению — а если его просто переместить в соседнюю комнату, он будет чувствовать, что его отселили, выгнали из жизни семьи. Так нельзя.
Попробуйте такой лайфхак: купите кровать, но сборку не начинайте — говорите о ней ежедневно, вспоминайте, хвалите кроватку, но «вот нет времени пока собрать». И ребёнок начнёт эту сборку ждать как праздник. А потом вовлеките его в сам процесс: «Подай инструмент», «Давай украшения вместе развесим» — в итоге малыш и уходить из комнаты не захочет.

Шаг 5: начинаем спать отдельно

Успех уже близок! Но главное — не совершить самую распространённую ошибку: как только ребёнок переезжает в свою комнату или кроватку, вы с ним больше не спите. Нужно сразу создавать новые правила игры, никаких «ну так уж и быть, ночку посплю с тобой».
Ребёнок считает, что в комнате, возможно, притаились чудовища? Чтобы он успокоился и понял, что новая комната — безопасная, можно провести целый ритуал «изгнания чудовищ». Как можно театральнее и демонстративнее: посадите игрушки охранять кровать. Опрыскайте углы «волшебным защитным спреем». Из шкафа всех монстров палкой выгоните. Докажите, что тут нет никакой угрозы.


Если малыш капризничает и отказывается засыпать, можно и нужно делать следующее (постепенно переходя по списку всё ниже и ниже):

  • Поспать рядом, но на своём, отдельном, спальном месте — раскладушке, матрасе Причём каждую ночь вы двигаете свою «кровать» всё ближе к двери, потом перемещаете за дверь.
  • Посидеть рядом перед сном, уходя после засыпания;
  • Обнять, пожелать спокойной ночи и уйти.

Обязательно объяснить ребёнку, что, если он позовёт, вы придёте — и правда приходите на зов, без отказов, конфликтов и раздражения. Через несколько раз, когда малыш привыкнет, что вы рядом, объясняйте спокойно: «Ночью все спят, отдыхают, набираются сил. Ты вон какой сильный (или вон какая красотка, если девочка), мама тоже так хочет. Надо спать». Дети за несколько дней этими идеями проникаются и перестают звать.

И ещё один совет: если ребёнок продолжает приходить к вам в кровать, обязательно нужно проснуться, встать и увести его обратно. Именно увести, за ручку, чтобы он шёл сам, спокойно и так же без раздражения. И проговаривать: «Все спят в своих кроватках. Я посижу с тобой, успокою, защищу, но спят все у себя».
Спокойствие, демонстрация безопасности и контроля над ситуацией — вот что вы должны показать ребёнку. Тогда и он будет чувствовать себя спокойно под вашей защитой, а это главное условие самостоятельного сна.
Спокойных вам ночей!

Фото: FamVeld, Tomsickova Tatyana, LightField Studios, Alena Ozerova/Shutterstock

Как научить ребенка в 5 лет спать отдельно?

Здравствуйте, мне очень нужна помощь или совет - как научить спать отдельно сына, ему сейчас 5,5 лет. У нас такая ситуация в семье: дочка (3 года) спит со мной (мамой), сын 5,5 лет спит с папой в другой комнате. Это сложилось уже очень давно. Когда я была беременной дочкой, на 8 месяце, я попросила мужа приучить сына спать с ним отдельно, потому что знала, что родится ребенок и мне будет удобно ночью кормить и спать с новорожденным в одной кровати. До этого мы спали либо с ним втроем, либо сын спал в своей кроватке, но в нашей комнате (мы жили с родителями).

Потом мы переехали в свой дом, у сына своя комната, у дочки своя. Но ситуация не изменилась, мы по прежнему спим я с дочкой, муж с сыном. Пытались сына приучить в 4 года к своей комнате и своей кровати, говорили - каждый день будет под подушкой шоколадная монетка, наберешь 7 - купим подарок. Он набрал 7, купили подарок - и опять к папе. Если папы дома нет или приходит поздно (такая работа) - я ему говорю спи один, ночью папа придет - слезы и истерика, не хочу один, хочу тогда с вами на кровати.

Я понимаю, что виновата я, допустила ошибку в самом начале. Что теперь делать, не знаю.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!

Шоколад, добрый день. Дети ходят в сад? Если Вы в гостях или в отпуске — кто где спит? Бабушки есть? У бабушек на ночь ребенок может сам остаться?

Да, дети ходят в садик, в младшую и старшую группу соответственно. Бабушки есть, если сын остается сночевой у какой-либо из бабушек- спит с бабушкой обязательно. На уговоры лечь самостоятельно и дождаться пока бабушка доделает дела и придет к нему, не соглашается- сидит на кухне и ждет когда она освободится.

Если мы в отпуске так и спим- я с дочкой, папа с сыном, и в гостях так же.

Шоколад, доброго дня!

Если родится третий- изначально укладывать его в свою кроватку 😀

Теперь серьезно. Да, проблема есть и ее нужно решать. При чем Вам понадобится для этого масса терпения, спокойствия и решительности.

Вы готовы к этому?

Готова очень, давно пора заняться этими делами!

Вот вчера такая ситуация была, папа дома не ночевал. Мне нужно было уложить обоих. Договорились с детьми так: все спим в комнате сына, но я с дочкой на диване, а он в этой же комнате на кровати. Пришло время ложиться спать- он в слезы- хочу с вами на диване и все. Я согласилась (пробовала переубедить, но безуспешно). В итоге все уснули, а ночью началось - и тесно, и боюсь, что упадет с краю.. Потом я ушла на его кровать, стоило мне уйти, проснулась младшая, заплакала, что я не рядом.. Так и бегала всю ночь.. Сегодня тоже мужа не будет.. Как себя вести не знаю

Проблема обострилась сейчас, т. к. в основном муж всегда дома вечером, но в связи с его сезонной работой, сейчас, частенько мне придется решать этот вопрос самой

Как Вас зовут?
Можно приурочить к 1 сентября, например, и приподнести сон в отдельной комнате в таком ключе, что все детки на 1 сентября становятся взрослыми и могут спать отдельно.
Скажите детям, что у них есть возможность выбрать- будут ли они спать вместе в одной комнате или каждый в своей. Важно! Вы должны обязательно одновременно отселить детей спать самостоятельно! В той или тех комнатах, где будут спать дети создайте максимально уютную для них обстановку. Спросите их, поскольку они стали взрослыми, чего бы они хотели видеть в комнате? Что им хочется добавить в интерьер, что купить туда, возможно, стоит положить мягкую игрушку в кроватку к каждому.
Создайте детям положительный настрой перед сном. Это может быть веселое купание, чтение сказок, спокойные беседы перед сном с мамой, когда дети в своих кроватках. Вы можете их поглаживать и сидеть рядом до тех пор, пока они не уснут.
Если Вы решитесь оставить детей на ночь одних, Вы обязательно должны выдержать слезы и капризы! И не поворачивать назад! Иначе они всегда будут это использовать и впредь! Если они начнут плакать, выясните причину. Расскажите о том, что бояться им нечего. Можно оставить включенным ночник и не закрывать в комнату дверь. Находитесь первое время с детьми до тех пор, пока они не уснут.
Если они проснутся и придут к вам в комнату, необходимо снова отправлять их к себе и побыть рядом.
Выдержать детский натиск и сохранить спокойствие сложно, но это важно сделать и не тянуть!

Доброе утро, меня зовут Дарья.
Большое Вам спасибо за развернутый ответ. Мне понравилась идея с 1 сентября, жалко, что до него еще далеко, хочу действовать сейчас, и действительно, пока я полна готовности и решительности не затягивать.
Вчера опять мы спали втроем, но я их предупредила, что это последняя ночь такая, а завтра мы начинаем "новую, взрослую жизнь". Конечно они были возмущены, и т. к. понимаю, что поворачивать назад нельзя, хочу сразу быть подготовленной к их некоторым вопросам и поведению.
Это будет не первая попытка научить их спать отдельно, в прошлый раз я сталкивалась с такой проблемой: сначала мы всё мирно обсуждали, читали и он ложился сам. Стоило мне уйти в другую комнату- начинался дикий рёв. Конечно, я возвращалась и уговаривала, но бесполезно, ребенок в итоге засыпал со слезами и наверно от усталости. (Но эти попытки мы прекратили, потому что он у нас очень эмоциональный и гиперактивный, врач выписывает тенотен, и мы решили, что с его психикой такие методы не подойдут, боялись навредить.) Сейчас, благодаря Вам понимаю, что его не нужно было оставлять, а надо было с ним сидеть и ждать когда уснет.
У меня вопрос, если ребенка 2, наверно действительно проще их в одной комнате укладывать, но на разных кроватях? И лучше не ложится, а именно сидеть? Мальчик у нас засыпает очень долго, девочка быстро, а сын может 1,5-2 часа вертеться..
Вчера, когда я им сообщила, что будете спать самостоятельно, он мне говорит- "Вы уже пытались меня приучить, я не смог. Потому что хочу всегда спать с папой. Я буду хитрить и ждать, что ты уйдешь и я к папе прибегу!! На что я отвечаю- Что папа будет теперь с мамой спать. А он говорит- " тогда втроем будем спать". Посоветуйте, что такое убедительное можно сказать ребенку, чтобы ему было интересно спать одному, и что ТАК должно быть?
Конечно, привожу ему примеры его братьев двоюродных, и друзей, но у него одно- "А я хочу с папой!"
И еще, спасибо, что сказали про двоих детей, я думала сначала надо одного приучить, потом второго, но вы пишите сразу двоих, наверно действительно это будет для них значимо, что они вместе переходят в "новую жизнь" )))

Как научить ребёнка засыпать самостоятельно


Многие современные родители сильно ориентированы на потребности ребёнка и стараются делать всё, чтобы малышу было комфортно. Например, мамы и папы готовы часами сидеть рядом с детской кроватью, если ребёнку страшно или он не может уснуть. Вместо того, чтобы тратить драгоценное вечернее время на бесконечные укладывания, попробуйте изменить сам процесс! Что делать, если ребёнок боится спать один и как научить его засыпать самостоятельно, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Давайте сразу договоримся, что речь пойдёт не о младенцах, а о детях старше 5 лет, у которых по разным причинам не получилось до этого возраста научиться регулярно самостоятельно засыпать в своей кровати, несмотря на то, что мама и папа изо всех сил успокаивают ребёнка словами и тщательно проверяют, не спрятался ли под кроватью какой-нибудь монстр.

Если ваш ребенок может уснуть только тогда, когда он крепко прижимается к вам, если он мгновенно открывает глаза, когда вы пытаетесь отползти на цыпочках или по-пластунски из комнаты, если ваши попытки использовать длинные рассуждения, чтобы заговорить страхи и выгнать привидений, ничего не приносят или приносят, но лишь на двадцать минут, если вы настаиваете на том, что ребёнок должен засыпать один, но это не помогает и приводит к конфликту, который заставляет всех потерять терпение, и вместо того, чтобы спать, все спорят и рыдают, если ваш ребёнок спит в вашей кровати и наотрез отказывается спать в своей или вам приходится спать у него в кровати и вы уже забыли, как это — спать отдельно, обязательно прочитайте этот текст.

Каприз или необходимость?

Многие мамы и папы не знают, стоит ли настаивать на том, чтобы ребёнок делал то, что он, кажется, сделать не готов. Мало кому хочется чувствовать себя жестокими родителями. Взрослые боятся травмировать ребёнка и обсуждают на форумах: разве не естественно, что дети спят со своими родителями столько, сколько им нужно? Зачем торопить события? Выйдет замуж/женится, тогда будет спать со своим мужем/женой. Это тоже путь. Но, возможно, вы уже начали беспокоиться о том, что происходит с вашим ребёнком, почему у него такая повышенная тревожность и откуда взялись эмоциональные проблемы, а также неуверенность в себе. Может быть, вы почувствовали, что проблема со сном разрушает вашу семейную жизнь, отнимая у родителей драгоценное вечернее время, когда столько всего можно успеть сделать для себя и для семьи, а возможно, она даже мешает отношениям между мужем и женой и вызывает интенсивный конфликт между родителями и ребёнком. В конце концов, может быть, вам просто совсем не нравится спать вместе с подросшим ребёнком, ведь ни вы, ни он не высыпаетесь нормально. Разве ребёнок не был бы более уверенным в себе, если бы мог преодолевать свою тревогу и научился бы успокаивать себя сам? Разве не все в семье чувствовали бы себя от этого лучше?

Мы хотим, чтобы наши дети чувствовали себя уверенно, умели расслабляться, зная, что они в безопасности, могли обращаться за помощью, когда чувствуют себя плохо, но в то же время были способны успокаивать себя в ситуациях, когда родители обеспечили им все условия для этого. Мы хотим, чтобы наши дети понимали свои чувства, могли говорить, если что-то не так, и рассказывали о своих проблемах. В отношениях с детьми мы стремимся к балансу независимости и близости.
Когда речь идет о сне, мы желаем, чтобы они чувствовали себя хорошо. Мы, возможно, готовы поспать с ними рядом время от времени в самые тревожные ночи, но при этом изо всех сил мечтаем, чтобы все проводили ночи в своих кроватях на регулярной основе.


Почему дети не могут заснуть без мамы?

По мере того, как дети растут, их воображение совершенствуется, способность воспринимать потенциальные угрозы становится выше. Именно поэтому лучше бы научить ребёнка засыпать отдельно и самостоятельно до того, как воображение будет занимать у него в голове слишком много места. Подрастая и воображая, дети начинают думать о будущем. «А что, если…» — мышление развивается: «Что, если бандит попадет в дом? Что, если сова залетит в окно? А если на дом упадёт самолёт? А если я засну, а маму украдут?» Это может привести к тому, что ребёнок почувствует себя слишком уязвимым. Заснуть — значит, совсем потерять бдительность и остаться в беспомощном положении.

Возможно, проблема у ребёнка началась после того, как он посмотрел страшное кино, услышал ваши разговоры о бандитах — например, вы очень эмоционально говорили, что нельзя открывать дверь чужим. А может быть, это началось после вашей неожиданной командировки, когда у вас не получилось предупредить ребёнка об отъезде, или ребёнок в принципе всегда был беспокойным, плохо спящим и нуждался в родителе с тех пор, как он был малышом — и пока ещё у него не было опыта в том, чтобы справляться самому.

Биологически так устроено, что с рождения беспомощный детёныш должен искать защиты у родителей. Когда дети напуганы, они автоматически идут за утешением к маме. Рациональные тексты не работают, потому что ваш современный взрослый мозг разговаривает со сложным, но очень древним аппаратом обнаружения угроз в мозгу ребёнка. Его устройство очень понятное. Опасность рядом? Держись рядом с мамой и папой. Игнорировать эти страшные мысли? Нет никаких шансов. В течение бесчисленных поколений дети спали с родителями или очень близко. Дети с такой функцией выживали чаще, чем те, кто бродил один без родителей по лесу. Тревога защищает детей в опасных условиях. Неважно даже, если она в большинстве случаев является неправильной, заставляя детей цепляться за родителей, когда реальной опасности нет.

Зачем нужен навык самоуспокоения?

При наличии выбора испуганный ребёнок всегда будет держаться теплого безопасного родителя, а не полагаться на свои собственные ресурсы для спасения. Утешать, успокаивать себя — это умение, которым человек овладевает на основе последовательно приобретаемого опыта, а не потому, что ему долго что-то объясняли.
Как это происходит: ребёнок думает о страшном, ждёт страшного, но ничего плохого не происходит, беспокойство утихает, со времени он узнаёт, что короткое ожидание и расслабление — это хорошие стратегии. Если ребёнок не пытался ждать и потом успокаиваться, то у него не будет возможности узнать, что самоуспокоение работает. Бежать к маме или папе намного легче, чем ждать и успокаиваться самому. Дети, которым нужны родители, чтобы уснуть, научились перед сном полагаться только на них и не научились полагаться на себя.

Если ваш ребёнок не засыпает самостоятельно, то вовсе не обязательно у него глубокая психологическая проблема, тревожное расстройство или депрессия. Вполне возможно, что это отсутствие навыка самоуспокоения перед сном, но если проблемы с ребёнком значительно шире, чем проблема засыпания, то стоит показать его профильным специалистам.


Как помочь ребёнку научиться засыпать самостоятельно?

Выработайте ритуал, которого вы будете придерживаться перед сном. Процедура должна быть расслабляющей и завершать день. Продолжительность ритуала — от 20 до 30 минут. Регулярность и последовательность успокаивает детей. Обязательно выделите на это занятие достаточно времени, чтобы никто не чувствовал себя спешащим и напряженным. Обратите внимание, что ваш ребёнок делает обычно в течение дня, чтобы успокоить себя. Есть ли у него любимая игрушка или специальная подушка? Может быть, у него есть любимый способ пожелать спокойной ночи? Развивайте эти ритуалы и наслаждайтесь ими вместе с ним. Обратите внимание на ваш тон голоса, вы должны говорить в тёплых, успокаивающих тонах, чтобы создать расслабленное, позитивное настроение.

Важно, чтобы ваш ребёнок чувствовал, что его кровать — самое уютное и безопасное место в мире. Помогите ему развить положительные ассоциации со сном: поговорите о том, насколько хороша кровать, насколько теплыми или прохладными являются одеяла, все ли в комнате находится в нужном месте, может быть, придётся что-то немного улучшить, чтобы ребёнка это устраивало.

Выберите время отхода ко сну и строго придерживайтесь его, чтобы организм привык. Для детей 5−9 лет норма сна — от 9,5 до 11 часов, для ребят 10−12 лет — от 8,5 до 10 часов. Как узнать, что ребёнку этого времени для сна недостаточно? Если он очень устал и продолжает ворчать и капризничать через 10−15 минут после пробуждения, вероятно, ему требуется больше сна. Перед началом ритуала убедитесь, что все потребности удовлетворены: ребёнок попил, поел, воспользовался туалетом, иначе он будет вставать снова и снова, убеждая вас, что он голоден или хочет в туалет — от страха, чтобы оттянуть ваш уход. Проверьте, что у кровати стоит стакан воды, а любимая игрушка или подушка на месте.

Варианты ритуалов

Что может сделать ребёнок:

Подготовить одежду на завтра.

Принять теплую ванну (душ часто возбуждает, а не успокаивает).

Что можете сделать вы:

Выделить время для беседы. Поговорите о чем-то приятном, что произошло сегодня, обсудите планы на завтра, особенно позитивные.

Прочитать историю вместе. Кстати, я бы этот пункт поставила в самое начало, чтобы торговля за то, сколько сказок и песен надо исполнить до сна, не омрачала сам процесс засыпания. Но это ваш ритуал, важно делать так, как вам кажется удобнее.

Обнять, поцеловать и пожелать спокойной ночи.

Следуйте этим же шагам каждую ночь. Занятия за 1−1,5 часа перед сном должны быть расслабляющими, а не стимулирующими. и просмотра видео прямо перед сном, а также бега, активных игр, громких споров, гневных конфликтов, критики, жалоб и обсуждения проблем. Это время для отдыха и расслабления, а не для выяснения отношений.


Правила засыпания

Эти правила стоит обсудить всем вместе днём на семейной встрече.

Ребёнок входит в зону сна (свою комнату, часть комнаты) один. Укладывается в кровать, укрывается, устраивается так, как ему кажется удобным. Возле кровати есть небольшой ночник, который он может сам включить и выключить, не вставая с кровати. После этого он может позвать родителей поговорить и пожелать спокойной ночи. Родители выключают свет, могут немного посидеть при ночнике рядом с кроватью или на кровати ребёнка, но не лежать с ним. После того, как родитель пожелал спокойной ночи, он выходит из комнаты и сидит рядом с комнатой ребёнка некоторое время в течение несколько дней. Вариант: первое время сидит на кровати ребёнка. Сидит, но не лежит! Через несколько дней — находится в комнате ребёнка, но не на кровати. Далее — родитель примерно раз в 10 минут заглядывает в комнату ребёнка, чтобы показать, что он никуда не пропал, но не ведёт никаких длительных дискуссий. Может говорить какую-нибудь одну фразу вроде: «Спокойной ночи!», «Мы рядом!» успокаивающим голосом. Обычно через несколько дней ребёнок убеждается, что у него получается уснуть одному, и дальнейший процесс идёт легче.

Если ребёнок стал засыпать сам, но прибегает спать к вам посреди ночи, это значит, что он уже совершил серьёзное продвижение к самостоятельности, и вам важно это обсудить днём, но сообщить, что вы будете очень рады, если он научится справляться сам и ночью. После этого разговора вам нужно объяснить, что будет происходить, когда ребёнок будет прибегать ночью: я буду вставать и молча отводить тебя к твоей кровати. Я посижу немного рядом, потом пересяду подальше, когда ты понемногу начнёшь справляться сам.

Как работать со своими эмоциями

Мешать ребёнку научиться засыпать самостоятельно могут родительские эмоциональные потребности.

Родители хотят избежать беспокойства за ребенка: «Мне важно слышать, как он дышит!» Возможно, у вас есть травматический опыт, связанный с болезнями близких, его можно обсудить со специалистами, ребёнок не должен оставаться неуверенным в себе из-за тяжелого родительского опыта.

«Но спать вместе так естественно». Трудно быть твердым в установлении правил, если вы все ещё сами не определились в этой основной проблеме.

«Ребёнок спит со мной потому, что ему это нужно». Нужно, но только потому, что он не знает, как можно по-другому. Когда-то он не умел сам есть, ходить и говорить, а теперь умеет.

Родительская тревога. Родители могут беспокоиться о разлуке, одиночестве или о чём-нибудь ещё, а ребёнок под боком успокаивает их. Лучше поискать другие способы утешить себя.

Родители тоже нуждаются в любви. Вы так нуждаетесь в любви, что получаете ее от ребёнка, который находится в постели с вами? Почему нет? Но вы можете обниматься, когда ваш ребёнок не спит! Создайте моменты близости и любви, обнимашек и совместного валяния, читая вместе, обсуждая важные темы, получайте близость, готовя вместе еду, рисуя или играя. Не позволяйте своим эмоциональным потребностям отнимать у ребенка чувство безопасности и независимости.

Чувство вины. Чувствуете ли вы свою вину за то, что слишком мало времени проводите со своим ребенком из-за работы или других обязательств? Современным мамам трудно совмещать все свои обязанности, и не всегда удаётся понять, как лучше разделить своё время. Но если вы соглашаетесь на требования вашего ребёнка спать с вами как на способ восполнить пропущенную близость, вы на самом деле не помогаете ему в развитии. Просмотрите расписание и подумайте, какие изменения можно внести. Может быть, можно отменить какой-нибудь кружок, где чужие люди заняты вашим ребёнком, а не вы? Или немного подвинуть что-то у вас в графике? Даже небольшие изменения могут быть очень важными для вас обоих.

Избегание секса или эмоциональной близости с супругом. Иногда родители сознательно или бессознательно выставляют своего ребёнка как щит, защищающий их от нежелательных интимных отношений. Вы имеете право хотеть или не хотеть интима, но лучше найти безопасный способ поговорить со своим супругом о чувствах, вместо того, чтобы использовать ребёнка.

Совсем не обязательно, что у вас есть похожие эмоциональные проблемы, но если что-то из этого присутствует, то научить ребёнка засыпать самостоятельно намного сложнее, потому что бессознательно вы будете сопротивляться тому, чтобы это получилось. Поэтому со своими эмоциональными помехами лучше разобраться «на берегу», до того, как вы решили, что пора учить ребёнка спать отдельно.

Придерживайтесь плана

Чтобы закрепить навык, ребёнка можно награждать за успехи, поддерживая его старания. Придумайте приз за первую самостоятельную ночь, неделю самостоятельных ночей, месяц… Лучше всего, чтобы это было какое-то совместное с родителем мероприятие, которому ребёнок будет очень рад. Вы сами знаете, какое времяпрепровождение станет наградой для вашего ребёнка. А вот наказывать за срывы точно не стоит. Также лучше не повышать голос, потому что наказание, крики, раздражение создают ситуацию ещё большей небезопасности и… усиливают желание ребёнка спрятаться у вас под крылышком, даже если вы громко кричите: «Не подходи!»

Итак, чтобы научить ребёнка засыпать самостоятельно, вам нужно:

Провести взрослую семейную встречу, чтобы обсудить проблему и то, как вы решите её вместе. Обязательно проговорите свои нереализованные эмоциональные потребности, которые могут помешать решению проблемы.

Разработать здоровый режим сна и ритуал укладывания ко сну, который устоит взрослых членов семьи.

Провести семейную встречу с ребёнком, обсудить с ним вместе проблему, объяснить, почему вы хотите научить его засыпать самостоятельно (потому что вы его любите и о нем заботитесь). Можно вместе составить правила процесса и описать последовательность действий, даже нарисовать картинки.

Придерживаться выработанных правил до тех пор, пока они не станут восприниматься как нечто обыденное. Большинство детей откликаются на чёткие правила довольно быстро, потому что они… успокаивают!

Наслаждаться успехом и гордиться собой и ребёнком.


Совместный сон становится спасением для многих семей и помогает и ребёнку, и родителям спокойно поспать несколько часов подряд. Но чем старше становятся дети, тем больше трудностей может появиться из-за того, что они отказываются спать отдельно. В блоге «ФрутоНяни» рассказывают, как наладить раздельный сон и помочь ребенку научиться спать в собственной кровати.

Дети до года

Жизнь с младенцем, порой — это частые пробуждения по ночам и регулярное грудное вскармливание. Здесь о «переезде» в отдельную кровать говорить сложно: иногда мамам проще, чтобы ребёнок был рядом — так не придется каждые два-три часа вставать, кормить и укладывать его снова.

Поэтому можно попробовать приучать младенца к своей кровати после введения прикорма. К этому времени дети по ночам просыпаются реже, а разделить кормление и сон — проще. Чтобы облегчить этот процесс, попробуйте снять бортик детской кроватки и придвинуть ее вплотную ко взрослой: так будет удобнее перекладывать в нее сытого и сонного, но не спящего ребёнка.


Дети от 1,5 до 3 лет

Это идеальные кандидаты для обучения самостоятельному засыпанию в своей кровати. Детям в этом возрасте важны ритуалы — последовательность действий, которая не меняется день ото дня и мягко успокаивает ребенка. Подготовка ко сну может выглядеть так: принимаем ванну, чистим зубы, укладываем спать любимую игрушку, выключаем свет и задергиваем шторы, читаем сказку и ложимся спать.

Ребенка лучше укладывать в собственную кровать только тогда, когда он сонный, не раньше — иначе процесс растянется на часы. Можно предложить ему перед этим взять с собой игрушку и уложить спать ее, а затем лечь самому.

Что может пойти не так? Вы спели колыбельную, прочитали сказку, сто раз поцеловали, и тут: «Я есть хочу! Я пить хочу! Хочу в туалет!». Старайтесь по возможности такие ситуации предусмотреть. Чтобы ребенок оставался сытым, но при этом чувства тяжести перед сном не возникало, можно предложить ему питьевые кашки «ФрутоНяня» — благодаря сочетанию зернового и молочного компонентов, он, возможно, будет меньше просыпаться от голода. Вечернее кормление питьевой молочной кашкой «ФрутоНяня» может стать не только приятной традицией, но и поддержит пищеварение, благодаря свойствам пребиотиков, которыми обогащены данные продукты.

Важно: в этих «предсонных» ритуалах ребенок должен принимать участие сам. Дети очень консервативны, поэтому последовательность действий лучше закрепить и сохранить, так как если постоянно менять шаги местами — у них это может вызвать активный протест.


Дети старше 3 лет

В этом возрасте дети любят проявлять самостоятельность и радостно воспринимают похвалу родителей. До начала обучения можно рассказать ребёнку, что он или она как настоящий взрослый теперь будут спать в своей кровати. Только не нервничайте, если он станет посреди ночи приходить к вам в комнату. Это нормально — старайтесь не злиться и не заставлять ребенка идти обратно к себе. Важно показать, что сон в отдельной кровати — не наказание, что вы все так же сильно любите его, как и раньше, готовы поддержать. Если у ребенка получилось всю ночь проспать в своей кровати — хвалите, рассказывайте о его успехах бабушкам и дедушкам, воспитателю, няне, другим значимым для него людям.

Дополнительной мотивацией для ребенка могут стать интересная кровать и постельное белье с любимыми героями. И то, и другое можно выбрать вместе с ним. А если вас сильно пугает желание сына или дочки купить кровать в виде машинки, договоритесь, что купите «сонную» игрушку — ту, с которой ребенок будет ложиться спать в своей кровати. И да, в этом возрасте для детей по-прежнему важны ритуалы отхода ко сну.

Про ошибки родителей

Часто усталые родители торопят события и забывают, что любое обучение — это постепенный процесс. Психологи не рекомендуют оставлять проснувшегося ночью ребенка одного в комнате, чтобы он «проплакался». Такой метод нарушает связь между родителями и детьми и может быть опасен повышенной тревожностью и неуверенностью в будущем.

Главное, что необходимо для успешного обучения, и о чём часто забывают — уверенность родителей в том, что ребенок готов к тому, чтобы «переехать» в собственную кровать или комнату. Если ее по каким-то причинам нет, отложите попытки до момента вашей эмоциональной готовности.

Что делать, если ребёнок боится спать один


Дети дошкольного возраста (до 5-6 лет) ещё не способны мыслить абстрактно (символами) и логически. Им доступен только наглядно-образный тип мышления. Детская фантазия в этом возрасте очень развита, а бессознательные образы, которые появляются во снах, дети способны приукрашать и додумывать сознательно.

Многие детские страхи, связанные со сном, возникают из-за отсутствия знаний и большого количества мифов. Колыбельная: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок…» — один из примеров мифов, которые мы сами внушаем ребёнку. Образ волка может трансформироваться в любого злодея, способного причинить вред, пока родители спят.

Важно создавать у ребёнка позитивный образ ночи

Можно посмотреть вместе мультик Pixar «День и ночь» или рассказать ребёнку, что будет, когда он уснет: вы пойдёте в свою кровать, а он, как большой, будет спать в своей. Кровать здесь может выступать как личная «игрушка», которой мы обычно не делимся. Можно мотивировать ребенка быстрее заснуть, рассказывая ему, что ждёт его завтра: какой вкусный завтрак вы ему приготовите, куда с ним пойдете и так далее. Чем быстрее ребёнок заснет, тем быстрее проснется и получит все то, что вы ему пообещали.

Баланс возбуждения и торможения

Часы перед отходом ко сну бывают особо сложными для родителей. Ребёнок возбужден (прыгает, бегает, кричит, смеется), и родителю не знают, как его успокоить. Возбуждение и торможение — это основные процессы нервной системы. Если в одних участках коры головного мозга возникает возбуждение, то в других — соседних или связанных с ним участках — торможение. Например, известно, что плачущего младенца можно отвлечь, если показать ему какую-то яркую игрушку или потрясти погремушкой. Возникший очаг более сильного возбуждения затормозит тот, который обусловил плач. В результате ребёнок забывает о причине плача и сосредотачивается на новой игрушке. Однако и торможение может вызвать противоположный процесс — возбуждение. Это связано с тем, что дети очень устают за день (много впечатлений, эмоций, активности).

Маленькие дети часто не замечают своей усталости, не чувствуют, когда им надо остановиться, поэтому взрослым нужно быть особенно внимательными, чтобы дать детям вовремя отдохнуть

Важно ответственно подходить к выбору активности, которая будет предшествовать сну ребёнка. Здесь лучше всего подойдёт книга или мультфильм. То, что вы прочтеёе или посмотрите вместе с ребёнком, должно носить спокойный характер. Никаких «страшилок» и ярких негативных образов. Что-нибудь доброе и непринужденное, но при этом интересное.

Если ребёнку нравится эта активность и она происходит только перед сном — он будет охотнее соглашаться идти спать, будет ждать этой особой, «предночной» активности.

Чётко обговаривайте количество глав книги или серий мультфильма, так как ограничение в минутах ребёнком воспринимается сложнее (чувство времени у детей появляется только в начальной школе)

Ограничения важны, и важно их озвучивать, чтобы договориться. А чтобы договоренности работали, необходимо их соблюдать. Закончилась серия — следующую можно будет посмотреть только завтра.

В каком возрасте ребёнок должен спать в отдельной кровати

Здесь важно учитывать процесс сепарации. Сепарация (отделение) — осознание ребёнком его отдельного от других людей, самостоятельного существования. Первый этап сепарации происходит уже в три годв как феномен рождения «Я». Ребёнок оказывается способным переносить физическое отсутствие матери, «не терять её», внутренне ощущать, а следовательно, сохранять устойчивый образ самого себя и надёжных человеческих отношений.

Ребёнок и до трех лет может спать в своей кровати, но она должна быть в непосредственной близости от родительской. Начиная с 4-5 лет можно задуматься об отдельной детской комнате.

Сепарация — важный процесс как для ребёнка, так и для родителя, поэтому, даже если ребёнок постоянно просится спать с вами, старайтесь быть твердыми. Взросление ребёнка невозможно без этого постепенного отделения от родителей

Как переориентировать ребёнка с родительской кровати на его кровать или его «игрушку»? Постарайтесь оформить место, где он засыпает, для него привлекательным. Это можно сделать с помощью прикроватной или настенной лампы необычной формы, постельного белья с интересным принтом, игрушек, которые будут висеть над кроватью или окружать ребёнка, пока он спит.

Придумайте вместе с ребенком ритуалы, которые будут происходить каждый раз перед тем, как он засыпает

Например, серия любимого мультфильма, включение ночника, укладывание спать игрушек. Такие ритуалы, связанные с его личной кроватью и с самим процессом сна, снизят напряжение и тревогу и создадут позитивный образ всего события «Ночь».


Когда ребёнок просыпается ночью, его первое желание — прибежать к родителям или позвать их. Это рефлекторная реакция, связанная с естественной потребностью в безопасности. Кроме того, мотивом может быть привлечение внимания: родители проснутся, пожалеют меня, подарят ещё больше заботы и любви. Поэтому важно отделить реальный страх от желания привлечь внимание. Индикатором привлечения внимания может служить постоянная смена сюжета страха (разные страшные герои, ситуации). Индикатором реального страха будет зацикленность ребёнка на самом страхе и трудность в переключении в разговоре с вами на что-то другое.

Если мы говорим про реальный, постоянный страх (одного страшного героя или события), то у него могут быть разные причины. Если причина страха — персонаж из мультфильма, просмотренного перед сном, то этот мультик стоит заменить на другой. Причину более глубокого и неочевидного страха понять и устранить сможет детский психолог или сказкотерапевт.

Вне зависимости от возраста ребёнка важно объяснить ему, что страх — это нормальное человеческое переживание, которое испытывают все люди, в том числе и вы, его родители

Читайте также: