Подвесная кровать у моряков

Обновлено: 18.05.2024

КОЙКА — (нижн. нем. koje). 1) постели на кораблях; вообще кровать без матраца. 2) двор, отдельный от избы и усадьбы, с шалашами для людей и скота. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЙКА висячая постель.… … Словарь иностранных слов русского языка

Койка парусиновая подвесная — матросская постель в виде гамака с пробковым матрацем. Широко использовались в эпоху парусного флота (в настоящее время сохранились лишь на некоторых кораблях старой постройки). Днем хранились в коечных сетках. EdwART. Толковый Военно морской… … Морской словарь

КОЙКА — жен. (покой, покоиться) костр. постель, ложе, все, что подостлано для лежки; архан. кровать, лавка, рундук для спанья; мор. подвесная постель, из полотнища парусины, на день убираемая. | Беседка, яшик, рамы связанные стойками, в чем подымают на… … Толковый словарь Даля

КОЙКА — КОЙКА, койки, жен. (голланд. kooi, букв. корзина). 1. Подвесная постель на пароходах. 2. Кровать в больнице, казарме или общежитии. Больница на 100 коек. 3. Особый вид повозки для перевозки песку, земли, щебня с опрокидывающимся кузовом (спец.).… … Толковый словарь Ушакова

КОЙКА — КОЙКА, и, род. мн. коек, жен. 1. Подвесная постель на судне. 2. Кровать в больнице, общежитии, казарме, а также (прост.) вообще кровать, место для спанья. Снять койку (поселиться в одной комнате с хозяином помещения, с другими жильцами). Сдавать… … Толковый словарь Ожегова

койка — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? койки, чему? койке, (вижу) что? койку, чем? койкой, о чём? о койке; мн. что? койки, (нет) чего? коек, чему? койкам, (вижу) что? койки, чем? койками, о чём? о койках 1. На корабле койка это… … Толковый словарь Дмитриева

Койка — ж. 1. Подвесная постель (обычно из парусины на судне). 2. Односпальная кровать (в больнице, казарме и т.п.). 3. перен. разг. Единица учёта мест (обычно в больнице). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

койка — и; мн. род. коек, дат. койкам; ж. [от голл. kooi] 1. Подвесная постель из парусины (обычно на судне). Лежать в койке, на койке. Положить больного в койку, на койку. Уложить в койку. 2. Односпальная, простого устройства кровать (в больнице,… … Энциклопедический словарь

койка — и; мн. род. ко/ек, дат. ко/йкам; ж. (от голл. kooi) см. тж. коечный 1) Подвесная постель из парусины (обычно на судне) Лежать в койке, на койке. Положить больного в койку, на койку. Уложить в койку. 2) Односпальная, простого уст … Словарь многих выражений

ГАМАК — (англ. hamac, от нем. Hangematte, от hungen висеть, и Matte рогожа). Висячая койка на кораблях; также сетка, подвешиваемая в садах и на балконах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАМАК (англ.)… … Словарь иностранных слов русского языка

ГАМАК — муж., иностр. койка, подвесная койка; бывает либо на пялах, мор. офицерская, либо простою полстью, матросская. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Почему моряки многие века спали в гамаках на своих кораблях, а не на обычных кроватях, как в наше время?

Если вы знакомы с историческими голливудскими фильмами или популярными литературными романами о моряках и пиратах Золотого века, то наверняка могли заметить тот факт, что многие мореплаватели постоянно спали в своих гамаках.

Но задумывались ли вы, почему выбор пал именно на гамаки? Ведь в современное время моряки во время плавания спят на обычных кроватях и не испытают какого-то дискомфорта, так почему в прошлом это было проблемой?

Сейчас подробнее обо всём расскажем в нашей новой статье:

Небольшой экскурс в историю

Моряки жившие более 500 лет назад, большую часть всей истории спали на простых гoлыx досках, мешках, наполненных свежими листьями, на разложенной соломе или, в редких случаях, на матрасах набитых конским волосом.

В чём была основная проблема таких спальных мест?

Эти спальные места быстро намокали из-за протекающих палуб во время штормов или ливней, cгниливaли и были негигиеничными. Простыни иногда могли скрывать ужасный вид, но ужасный запах замаскировать было ещё сложнее. Микробы и бактерии всего за небольшое количество времени превращали эти спальные места в рассадники худших инфeкционных болезней.

Кто и когда придумал гамак?

Гамак или так называемая «плавающая кровать» была изобретением жителей Средней и Южной Америки задолго до европейцев и тем более древних греков или римлян. Ранние индейцы спали в таких гамаках и всюду путешествовали с ними.

Этнолог и исследователь текстиля Аннемари Сейлер-Балдингер в своих трудах рассказывает, что вполне вероятно, что индейцы изготавливали гамаки из лиан, листьев агавы, пальм, а позже и хлопка. В более холодных регионах, вроде Северной Колумбии, индейцы использовали кожу и шерсть животных для создания теплых гамаков.

Именно Колумб и Америго Веспуччи в 1500 годах привезли эту диковинку из джунглей, прямиком в Европу, где знать впервые увидела эти необычные примитивные «плавающие кровати», которые в то время были невероятно популярны у аборигенов на территориях Южной и Северной Америки.

Но некоторые историки указывают на то, что гамак был изображён в английской рукописи Псалтири Латтрелла, датированной 1330 годом и тем самым доказывает существование гамаков в Европе до открытия Америки Христофором Колумбом. Однако, технологии изготовления наиболее прочных и удобных гамаков не были известны европейцам.

Но даже если этот вид кроватей и был известен европейцам, то почему Колумб в своих судовых журналах удивляется гамакам у индейцев? Вот его текст из судового журнала 1492 года: « Кровати, на которых спали эти люди, — это своего рода, обычная плетеная сеть ».

Почему гамаки стали активно использовать на флоте?

После того как Колумб показал индейскую чудо-кровать всем знатным европейцам, в том числе и привезённые уникальные техники изготовления гамаков, то большая часть людей не увидела в них какого-либо смысла. Однако, спустя 50 лет, гамак постигла та же участь, что и знаменитую картошку, также завезенную в Европу испанцами в середине XVI века. Он стал популярен во всей Европе.

Уже в конце XVI века практически все матросы елизаветинского флота качались в гамаках. Королевский флот Англии официально принял брезентовый гамак в 1597 году, как основное спальное место для каждого матроса, спящего на артиллерийских палубах военных кораблей.

Ограниченное пространство внутри кораблей не позволяло установить большое количество спальных коек, а гамаки здорово экономили место, поскольку после сна их было легко свернуть и убрать. Вскоре после этого, практически весь остальной европейский флот также перешёл на гамаки.

Помимо экономии места, гамак обладал рядом гигиенических преимуществ, что позволило ему стать настоящей сенсацией среди всех европейских моряков. Он не только спасал моряков от лежания в грязи и на cгнившиx матрасах, но и позволил морякам легко очищать брезент.

Но кроме экономии и гигиены, гамак также позволял морякам спать гораздо спокойнее, поскольку свободно качающийся гамак следовал за движением и раскачиванием корабля, что было очень полезно для вестибулярного аппарата.

Врач Герхард Бекен из Военно-морского медицинского института в Киле рекомендовал следующее: «Страдающим от морских болезней, по возможности, следует спать в гамаке, который уравновешивает качку корабля и обеспечивает более комфортный сон, чем классическая койка ».

Ещё одно преимущество такого спального места, как гамак, также заключается в том, что когда подвешенный гамак раскачивается вместе с движением судна, то моряк не рискует быть сброшенным на палубу во время волнений моря или сильных штормов и в него не прилетит лежащее где-то в стороне и плохо привязанное ядро, бочка или какой-нибудь опасный элемент снаряжений.

До появления военно-морских гамаков, моряки (особенно пираты) часто получали травмы или даже пoгибaли, когда падали со своих спальных мест, а затем катались по всей палубе во время сильных штормов, вместе с тяжелыми ядрами, пушками и даже острыми видами оружия.

Брезентовый морской гамак обвивался вокруг спящего, как кокон, что делало непреднамеренное падение с него практически невозможным.

Многие моряки настолько привыкли к такому способу сна, что использование гамаков на флоте продолжалось вплоть до 20 века.

Например, во время Второй мировой войны военные иногда использовали гамаки как для военно-морских сил, так и для солдат, чтобы увеличить доступное пространство и грузоподъемность. Многие моряки-любители даже сегодня предпочитают гамаки койкам из-за большего комфорта во время сна в открытом море.

Гамаки даже использовались на космических кораблях, чтобы наиболее эффективно использовать доступное пространство. Во время программы «Аполлон», американский лунный модуль был оборудован гамаками, чтобы командир и пилот лунного модуля могли спать с комфортом.

Как появились гамаки у моряков?

Сегодня в матросских кубриках спят на двухэтажных кроватях, подобных тем, что в купе вагона поезда. Но на парусных судах в прошлом моряки использовали гамак.

В общем помещении могли висеть десятки таких подвесных кроватей.

Почему на судах было принято использовать гамаки?

Кто придумал этот вид постели?

В чем были преимущества гамаков перед обычными кроватями?

Эх, моряк, ты слишком долго плавал…

Парусники требовали гораздо большего числа членов команды относительно площади корабля по сравнению с сегодняшними судами. Чтобы управлять парусами, нужно было много матросов.

В результате на судах царила небывалая скученность. При возможности спали прямо на палубе, но это не всегда позволяли климат и погода.

В результате матросам выделяли общее помещение — кубрик на нижней палубе. Отдельную каюту мог иметь разве что только капитан.

Часто в кубрике было так мало места, что спать приходилось по очереди. Использовали подобие спальников — мешки, набитые соломой или конским волосом.

Но и это не решало проблемы. В условиях качки в кубрике могли кататься по полу незакрепленные предметы. Да и самих спящих могло при крене приложить об стену.

Хуже всего было то, что в дождь и шторм в кубрик попадала вода, и постели подмокали.

Выходом стали гамаки.

Есть две версии их появления.

Придумали или заимствовали?

Официально считается, что впервые гамак увидел Колумб в Южной Америке в XVI веке. В своем дневнике он описал висячие кровати индейцев. Позже в обиход вошло слово hamaka — так они назывались на одном из местных наречий.

Потребовалось около 100 лет, прежде чем гамаки стали обычным делом на кораблях всех стран.

Но есть и другая версия. Изображения, подобное гамаку, находят в морских трактатах XIII – XIV веков. Но тогда они почему-то не прижились.

Висячая кровать Колумба

Гамак решил сразу много проблем. Подвесная кровать не намокала при попадании воды. Подвешенные под потолком в ряд гамаки оставляли место, чтобы пробраться под ними при необходимости, не перешагивая через спящих. Качаясь, гамаки частично погашали крен корабля. На матроса, лежащего на висячей кровати, не могли упасть предметы в шторм. Да и сам он в качку из глубокого гамака имел мало шансов свалиться.

Традиционно матросы шили себе гамаки сами из старых парусов. После долгого пребывания на солнце и ветрах их ткань становилась мягкой. На малых судах встречались гамаки из старой рыболовной сети . Дополнительно в гамак могли поместить тонкий слой пробки в качестве матраса. По коротким сторонам гамака делались отверстия под восемь люверсов. Через них пропускались веревки — шкентросы. Они сходились к кольцу. При помощи веревки гамаки на ночь крепились к балкам или особым укреплениям — бимсам, на которых держалась палуба. Для этого матросы использовали специальные узлы, чаще всего — коечный штык.

Днем гамак снимали, скатывали в валик вместе с подушкой и одеялом. И вывешивали за борт в специальных сетках. Так освобождалось пространство кубрика.

Вечером звучала особая команда — койки вниз. После этого матросы вновь подвешивали гамаки в трюме.

Почему моряки на кораблях Колумба не могли спать в гамаках

В одной из более ранних публикаций, где рассказывалось про то, как жили матросы на кораблях Колумба и чем они занимались во время плавания , я упоминала о том, что спать спутникам первооткрывателя Нового Света приходилось прямо на палубе.

И многие комментаторы тут же начали спрашивать: что мешало морякам с удобством расположиться в гамаках, а не лежать вповалку на продуваемой ветрами и заливаемой волнами палубе?

Помнится, я тогда ответила, что на палубе в тропическом климате люди чувствовали себя более комфортно , чем в душном трюме. Но вот буквально сегодня мне попалась интересная информация, объясняющая, почему моряки Колумба не могли спать в гамаках.

Кто на самом деле изобрёл гамак

Оказывается, во времена Колумба в Европе (да что там в Европе, во всём Старом Свете, включая Русь, Османскую империю и даже Китай) гамаков попросту не было. А всё потому, что его изобретателями были индейцы Центральной и Южной Америки, которая ещё не была открыта.

Коренные обитатели Нового Света с глубокой древности использовали эти приспособления, чтобы защитить себя во время сна от укусов ядовитых змей и насекомых. По некоторым данным первые гамак, сплетённые из коры тропических деревьев, был известен индейцам ещё 2 тысячи лет назад.

Его популярность в жарких и влажных регионах объясняется несколькими факторами:

  1. Гамак легко сделать из подручных материалов. Для этого не понадобится ни, сложных технических приспособлений, ни владения инженерным складом ума. Достаточно сплести прямоугольное полотно нужной длины и ширины, а потом просто растянуть её между деревьями.
  2. Такая несложная конструкция служила хорошей защитой от всякой ядовитой живности , имеющей обыкновение выползать по ночам из своих укрытий и к тому же давала людям возможность с комфортом отдохнуть.
  3. Гамак можно было развесить даже в заболоченной местности . Ведь для его размещения наличие твёрдой почвы под ногами не является обязательным условием. А между тем в условиях местности, где земля легко размокает, гамак превращается в настоящий островок спокойствия и безопасности для человека.

Почему гамак стал популярен в Европе

В Европе это приспособление стало известно только после возвращения Колумба из Нового Света. Именно тогда европейцы впервые увидели гамаки и, опробовав на себе, смогли по-достоинству оценить их пользу.

Даже само гаитянское слово "гамак" в европейские языки попало именно из дневников Колумба, который использовал для описания этого приспособления его аборигенное название.

Европейцы вскоре сообразили, что такая вот несложная подвесная "кровать" удобна не только в условиях влажного тропического леса, но и на корабле, где иногда и не разместишься с удобством, а спать приходится на грязной и мокрой палубе.

К тому же гамак позволял экономить место на судне и был безопаснее обычной кровати , с которой запросто можно было слететь из-за внезапно начавшейся качки. Если же предстояла высадка на берег, то гамак несложно было захватить с собой , предварительно уложив его в какую-нибудь сумку или в заплечный мешок.

Но это случилось значительно позднее. Первое упоминание о подвесных кроватях, используемых на флоте, датировано 1597 годом. А широкое распространение корабельные гамаки получили только в 17 веке .

Таким образом, получается, что хоть появление гамака в Европе и было связано с именем Колумба, это ещё не означает , что люди на его кораблях во время плавания пользовались такими подвесными "кроватями".

На этом пока всё.

Жду ваших комментариев по теме данной публикации. Да, и кстати, друзья, вы же не забыли поставить этой статье "лайк" и подписаться на мой канал ?

КОЙКА

(Hammock) — краснофлотская постель в виде гамака, представляющая собой парусиновый прямоугольник длиною 1 м 86,6 см, шириною 1 м 6,7 см, сшитый из двух полотнищ коечного канифаса; вдоль К., отступив от продольных краев на 17,8 см, пришиваются банты из двойного канифаса, один с внутренней стороны К., другой — с наружной.

Койка.

В бантах делается по 7 отверстий со вставленными люверсами. Такие же люверсы имеются и в краях самой К. В люверсы поперечных краев ввязываются тонкие пеньковые концы (шкентросы), соединяющиеся затем в одном общем кольце, которое подтягивается тросом (штертом) к гаку или лееру под бимсы палубы, а в крайние люверсы вставляются деревянные палки — распорки. Принадлежностями всякой К. являются пробковый матрац, подушка, одеяло и простыни; все эти вещи закатываются на день в К., последняя шнуруется через люверсы продольного края и соответствующего банта и укладывается до следующей ночи в специальные хранилища на верхней палубе, называемые коечными сетками. В силу плавучести пробкового матраца К. служит спасательным средством, а раньше еще служила и защитой от пуль и осколков во время боя. Кроме того, на военных кораблях К. называют и местные кровати.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Смотреть что такое "КОЙКА" в других словарях:

койка — место, коечка, шконцы, койкоместо, кровать, постель Словарь русских синонимов. койка сущ. • кровать Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

койка — КОЙКА, и, ж. Всё, что относится к сексу. Смотри, чтоб без койки! Никакой койки, одни взгляды, только глазками. Пойти в койку с кем вступить в половую связь с кем л. См. также: замыкиваться; отбивать койку; Что ты рвешься, как голый в баню … Словарь русского арго

Койка — КОЙКА, постель матроса на кораблѣ, представляющая собою парусиновый прямоуг къ, дл. 2 арш. 10 верш., шириною 1 арш. 8 верш., сшитый изъ двухъ полотнищъ коечн. канифаса; вдоль К., отступя отъ продол. краевъ на 7 дм., пришиваются банты изъ двойного … Военная энциклопедия

Койка — У этого термина существуют и другие значения, см. Койка (значения). Койка (нидерл. kооi или н. нем. kȏje «перегородка», которое происходит из лат. саvеа «клетка») лежанка на корабле, предназначенная для отдыха матросов.… … Википедия

койка — Заимств. в XVIII в. из голл. яз., где kooi «койка» < «клетка, огороженное место» < лат. cavea тж., производное от cavus «свободный, пустой». Голл. kooi в рус. яз. переоформлено с помощью суф. к (ср. и см. сайка) … Этимологический словарь русского языка

Читайте также: