Перемещение пациента из положения сидя на кровати в положение сидя на стуле

Обновлено: 01.05.2024

установить доверительные отношения ,объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить согласие на проведение.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати. Поставить кресло-каталку у ног пациента. По возможности, опустить кровать до уровня кресла

Последовательность выполнения:

Одна сестра становится сзади кресла-каталки и наклоняет его вперед так, чтобы подставка для ног касалась пола.

Вторая сестра (помощник) становится напротив пациента, сидящего на кровати

с опущенными ногами, ноги сестры расставлены на ширину 30 см, согнуты в коленях.

Попросить пациента охватить сестру за талию, придерживать его за плечи.

Подтянуть пациента к краю кровати так, чтобы его ноги (в нескользящей обуви) коснулись пола

Поставить одну ногу между коленями пациента, другую по направлению движения.

Прижать пациента в позе «объятия», плавно поднимать его, не дергая и не поворачивая. Не давить пациенту под мышками!

Предупредить его, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая, слег­ка раскачивайтесь с ним. На счет «три» поставьте пациента, поворачивайтесь с ним до тех пор, пока он не займет положение спиной к креслу-каталке. Попросить пациента предупредить вас, когда он коснется края каталки.

Опустить пациента в кресло-каталку; согнув свои колени, придерживать ими колени пациента; держать спину прямо. Пациент может помочь, если положит руки на подлокотники кресла-каталки.

Отпустить пациента, убедившись, что он надежно сидит в кресле.

Разместить комфортно пациента в кресле.

При необходимости транспортировать пациента - снять тормоз.

Завершение процедуры:

Убедится, что пациент сидит комфортно

Вымыть и высушить руки


б

Перемещение пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» в кресло-каталку.

4.3 Перемещение пациента с кровати на стул (кресло-каталку) методом «поднятие плечом»

Цель: перемещение пациента не способного оказать помощь

(выполня­ют два или более человек пациент может сидеть, но самостоятельно не передвигается)

Оснащение:

кресло – каталка или стул, кожный антисептик, перчатки, функциональная кровать

Подготовка к процедуре:

Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить согласие на проведение.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

Поставить стул рядом с кроватью.

Помочь пациенту сесть ближе к краю кровати, свесив ноги.

Встать с обеих сторон от пациента лицом к нему. Обе сестры подводят руку под его бедра и держат друг друга «запястным захватом» (см. рис. 2.10), поддер­живая его бедра.

Обе сестры подставляют плечи под плечи пациента, а он кладет руки на спины сестер. Свободную руку согнуть в локте, опираясь ею на кровать. Ноги врозь, колени согнуты.

Одна из сестер отдает команду. На счет «три» обе выпрямляют колени и локти, встают и поднимают пациента. Поддерживать спину пациента свободной рукой, пока вы несете его на стул (кресло-каталку).

Каждая из сестер кладет поддерживающую руку на подлокотник или сиденье стула и опускает пациента на стул, сгибая колени и локоть. Убедиться, что вы опускаете пациента на стул одновременно. Стул не должен наклоняться назад: одна из сес­тер придерживает спинку стула.

Перемещение пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» на стул


Может использоваться при перемещении с функциональной кровати на функциональное кресло-каталку, имеющее подвижную (съемную) подставку для ног, и на стул.

  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение.
  2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
  3. Поставить стул (кресло-каталку) рядом с кроватью. По возможности, опустить кровать до уровня стула. У кресла-каталки отодвинуть подставку для ног, закрепить тормоза.
  4. Использовать один из способов удерживания пациента (рис. 2.10).
  5. Встать с той стороны, где находится кресло-каталка (стул). Не давить пациенту под мышками!
  6. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая, слегка раскачивайтесь. Поставив пациента на счет «три» на ноги, поворачиваться с ним до тех пор, пока он не окажется спиной к креслу-каталке (стулу).
  7. Попросить пациента сказать вам, когда он коснется края кресла-каталки (стула).
  8. Опустить его в кресло-каталку (на стул): согнуть свои колени и придерживать ими колени пациента, держать спину прямо. Пациент поможет вам, если положит руки на ручку кресла-каталки (на край стула) и опустится в него.
  9. Усадить пациента в кресле (на стуле) комфортно.
  10. При необходимости транспортировать пациента, снять тормоз.

Перемещение пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» в кресло-каталку, имеющее несьемную подставку для ног

Выполняют два человека, пациент может помочь (рис. 2.29). Использовать для последующей транспортировки.


  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить согласие на проведение.
  2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати. Поставить кресло-каталку у ног пациента. По возможности, опустить кровать до уровня кресла.
  3. Одна сестра становится сзади кресла-каталки и наклоняет его вперед так, чтобы подставка для ног касалась пола. Вторая сестра (помощник) становится напротив пациента, сидящего на кровати с опущенными ногами, ноги сестры расставлены на ширину 30 см, согнуты в коленях.
  4. Попросить пациента охватить сестру за талию, придерживать его за плечи.
  5. Подтянуть пациента к краю кровати так, чтобы его ноги (в нескользящей обуви) коснулись пола (рис. 2.29, а).
  6. Поставить одну ногу между коленями пациента, другую — по направлению движения.
  7. Прижать пациента в позе «объятия», плавно поднимать его, не дергая и не поворачивая. Не давить пациенту под мышками!
  8. Предупредить его, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая, слегка раскачивайтесь с ним. На счет «три» поставьте пациента, поворачивайтесь с ним до тех пор, пока он не займет положение спиной к креслу-каталке. Попросить пациента предупредить вас, когда он коснется края каталки.
  9. Опустить пациента в кресло-каталку: согнув свои колени, придерживать ими колени пациента; держать спину прямо. Пациент может помочь, если положит руки на подлокотники кресла-каталки.
  10. Отпустить пациента, убедившись, что он надежно сидит в кресле.
  11. Разместить пациента в кресле комфортно.
  12. При необходимости транспортировать пациента, снять тормоз.

Размещение пациента в кресле-каталке

Выполняют два человека (рис. 2.30).


  1. Проверить, закреплены ли тормоза кресла-каталки.
  2. Встать сзади кресла-каталки за спиной пациента.
  3. Обеспечить себе надежную опору: одной ногой опереться в спинку кресла, другую ногу отставить назад. Согнуть колени.
  4. Попросить вторую сестру (помощника) присесть на одно колено сбоку от пациента, приподнять его ноги до уровня бедер и положить их на свое колено.
  5. Поддерживать голову пациента своей грудной клеткой или плечом. Сделать захват через руку. Держать спину прямо, напрягая мышцы живота и ягодиц.
  6. Сказать пациенту и помощнику, что на счет «три» вы подвинете пациента к спинке кресла.
  7. На счет «три»: помощник слегка приподнимает бедра пациента и передвигает их к спинке кресла; вы подтягиваете пациента к спинке кресла, используя скольжение.
  8. Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно, снять колеса кресла-каталки с тормозов.

Перемещение пациента с кровати на стул (кресло-каталку)

Выполняют два или более человек методом «поднятие плечом»; пациент может сидеть, но самостоятельно не передвигается (рис. 2.31).

Перемещение пациента с кровати на стул без подлокотников или спинки

Выполняют два или более человек методом «захват через руку», пациент может сидеть, но самостоятельно не передвигается (рис. 2.32).


  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться что он ее понимает и получить его согласие на проведение. Представить всех участвующих в перемещении.
  2. Установить высоту кровати на высоту стула. Оценить окружающую обстановку.
  3. Помочь пациенту сесть (ноги пациента не опущены).
  4. Одна из сестер встает сзади пациента — одно колено ставит на кровать и делает «захват через руку».
  5. Передвинуть пациента к краю кровати. Поддерживать его, встав на пол обеими ногами сзади.
  6. Вторая сестра ставит стул удобно и близко к кровати, но так, чтобы пациент не упирался локтем в кровать, когда будет сидеть на стуле.
  7. Эта же сестра встает напротив стула лицом к пациенту. Ноги согнуты в коленях (положение «на корточках»), одна нога выставлена вперед.
  8. Она же подводит руки под колени пациента и на счет «три» волоком перемещает его ноги к краю кровати, в то время как другая сестра поднимает его туловище и, сгибая свои колени, опускает пациента на стул.
  9. Разместить пациента на стуле комфортно.

Поднятие пациента со стула при помощи раскачивания и перемещение на кресло (кровать)

Выполняется одной сестрой (рис. 2.33).


  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться что он ее понимает и получить его согласие на проведение.
  2. Оценить окружающую обстановку. Сдвинуть оба сиденья вместе, фиксируя тормоза и сняв боковые перекладины стульев (кресел).
  3. Встать лицом к пациенту:
    • ноги расставить на ширину плеч;
    • одной стопой придерживать стопы пациента, другой — ножку стула.
  4. Попросить пациента наклониться вперед так, чтобы его плечо упиралось в грудную клетку сестры.
  5. Передвинуть пациента на край стула, раскачивая его из стороны в сторону и переставляя ноги вперед. Колени пациента под углом 90°. Колени и стопы вместе.
  6. Поставить одну ногу рядом с пациентом, другой зафиксировать его колени.
  7. Начать плавное раскачивание, перемещая массу своего тела вперед-назад, удерживать пациента рядом с собой.
  8. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать.
  9. Поднять пациента и переместить его под углом 90° на другое кресло (стул).

Перемещение пациента из положения «сидя на стуле» в положение «лежа на кровати»

  1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение.
  2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
  3. Провести удерживание пациента одним из известных вам способов (см. рис. 2.10).
  4. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая до «трех», раскачивайтесь. На счет «три» поставить пациента, затем поворачиваться с ним, нога к ноге, пока он бедрами не коснется края кровати.


  1. Посадить пациента на кровать. Встать сбоку к нему лицом. Расставить ноги на ширину 30 см. Согнуть колени. Держать спину прямо!
  2. Подвести руку под колени, охватить их сверху, другой рукой охватить плечи пациента.
  3. Поднять ноги пациента на кровать, разворачивая его туловище на 90°, опустить голову на подушку.
  4. Укрыть пациента, убедиться, что он лежит комфортно.

Перемещение пациента с кровати на каталку и обратно

Выполняют четыре человека, кровать с изменяющейся высотой (рис. 2.35).


  1. Вы и ваш помощник станьте с одной стороны, две другие сестры — с другой стороны кровати. Закрепите тормоза.
  2. Поставьте каталку к той стороне кровати, куда вы будете перемещать пациента. Необходимо оставить пространство, чтобы иметь возможность стоять между кроватью и каталкой.
  3. Укройте пациента простыней или одеялом. Скажите ему, чтобы держал простыню или одеяло руками, а сами сверните простыню у его ног.
  4. Передвиньте пациента к краю кровати.
  5. Расправьте простыню и оставьте ее на матраце (не заправляя). Верхней простыней укутайте пациента, подвернув под него концы. Встаньте близко к кровати, чтобы пациент не упал.

Примечание. Изголовье кровати находится в горизонтальном положении. Две сестры стоят с противоположной стороны от кресла-каталки и придерживают пациента; два других помощника придвигают каталку к краю кровати.

Ситуационные задачи по теме "Правильная биомеханика тела при перемещении"

На рабочем месте постовой медицинской сестры поставили новую мебель. Один шкаф с документацией поставили к стене за спиной медицинской сестры, а другой – справа от нее. Правильно ли поставили мебель? Рационально ли используется оборудование рабочего места? И что для этого необходимо учесть и приобрести?

На посту в терапевтическом отделении установлен комплект мебели. Сидя на стуле, медицинская сестра не достает ногами пол. Можно ли так работать и почему? Что надо предпринять?

Как предупредить ушиб головы о щиток кровати при перемещении пациента к изголовью кровати двумя медицинскими работниками и с возможностью пациента помочь отталкиванием стоп от постели? Как согласовать движения всех лиц участвующих в перемещении? Как предупредить эффект Вальсальвы?

Каковы действия медицинской сестры при перемещении пациента из положения «Лежа на боку» в положение «Сидя в постели с опущенными вниз ногами»?

Как предупредить возможное падение пациента при перемещении пациента из положения «Лежа в постели» в положение «Сидя в постели с опущенными вниз ногами»?

Как помочь пациенту встать с постели при перемещении пациента из положения «Сидя на кровати» в положение «Сидя на стуле». Как помочь сесть на стул?

В какой последовательности проводится перемещение беспомощного пациента одной медицинской сестрой к изголовью кровати?

С какой целью подкладывают подушку пациенту под поясницу в положении Фаулера?

С какой целью пациентке в положение «На животе» подкладывают небольшую подушку под живот, чуть ниже уровня диафрагмы?

С какой целью обеспечивается упор для стоп под углом 90 0 С в положении пациента «лежа на спине»?

Меры безопасности при перемещении пациента в кресле- каталке?

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при перемещении пациента с каталки на кровать на простыне?

После длительного лечения, в хирургическом отделении находясь на постельном режиме пациента, перевели на палатный режим. Встав на ноги, почувствовал боль в правовом голеностопном суставе и затруднение при переступании. Стопа стала «не послушная, отвисшая». Какая причина может привести к этому? Почему осложнилась функция конечности? Как надо было бы предупредить такое осложнение?

При транспортировке пациента в физиотерапевтическое отделение в кресле-каталке по пути он ударился локтем о дверной проем и получил большую ссадину на локте. По чьей вине это произошло? Как надо было бы предупредить эту травму?

Из операционной в палату на каталке привезли пациента. Поставили каталку на середине палаты и на простыне попытались переложить пациента на кровать. Но одна из санитарок не успела взять за угол простыни и каталка поехала. Она крепко схватила пациента за плечо, прижала его к каталке, а под колесо каталки подставила стопу свою. Кто виноват в создании ситуации риска травматизма? Что надо было бы предпринять?

1. Нет. При возможности вся документации должна быть перед собой. Необходимо приобрести «вертящийся» стул.

2. Нет. Нарушается биомеханика тела медсестры при работе сидя. Под ноги поставить подставку.

3. 1. Подушку поставить к изголовью кровати.

2. Действия производить на счет «три».

3. Отталкиваться от постели на выходе.

4. Повернуть туловище пациента на угол 90 0 С.

5. Придерживать пациента за плечи и постоять рядом с пациентом т.к. возможен постуральный рефлекс.

6. Для равновесия медицинской сестры отставить одну ногу назад и удерживать пациента за плечи. Помочь пациенту создать упор коленями в колени медицинской сестры, ступнями ног в ступни и придерживаться за талию.

7. Ноги, таз, верхняя часть туловища, голова.

8. Для уменьшения нагрузки на поясничный отдел позвоночника.

9. Для уменьшения переразгибания поясничных позвонков и напряжения в пояснице, уменьшения давления на грудь.

10. С целью обеспечения тыльного сгибания стоп и предупреждения «провисания» стопы.

11. Проверить наличие тормоза у каталки. Можно подстраховать поддерживанием кресла вторым медицинским работником. Руки пациента уложить на подлокотники, так чтобы они не могли касаться проемов дверей.

12. В прочности простыни и в наличии тормоза у каталки.

13. 1. Длительное пассивное положения.

2. Длительное время без сгибательных функций.

3. Пользоваться упором для ног.

14. По вине транспортирующего. Предплечья надо положить на подлокотники.

15. Каталку поставить вплотную к кровати. Не воспользовались тормозом у каталки.

Перемещение пациента к краю кровати (выполняет одна сестра, пациент может помочь)

Использование: смена белья; как предварительный этап для других перемещений.

Противопоказания: травма позвоночника; операция на позвоночнике; эпидуральная анестезия

1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение.

2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

3. Убедиться, что пациент лежит горизонтально. Опустить боковые поручни с той стороны, где находится сестра.

4. Приподнять голову и плечи пациента, убрать подушку и прислонить ее к изголовью.

5. Встать у изголовья. Расставить ноги на ширину 30 см, согнуть колени, не наклонясь вперед.

6. Попросить пациента обхватить себя за локти.

7. Подложить одну руку под шею и плечи пациента, другую — под верхнюю часть

8. На счет «три» отклонить корпус и подтянуть к себе верхнюю часть спины пациента.

9. Поменять положение рук: одну руку положить под талию, другую — под бедра.

10. На счет «три» отклонить корпус и подтянуть к себе нижнюю часть туловища.

11. Подложить руки под голени и стопы пациента и на счет «три» придвинуть их к себе.

12. Помочь пациенту приподнять голову и подложить подушку. Поднять боковые поручни (если они есть).

13. Выполнить процедуру, ради которой пациент был перемещен.

Перемещение пациента из положения «лежа на боку» в положение «сидя с опущенными ногами» (выполняется одной сестрой)

Может выполняться как на функциональной, так и на обычной кровати.

Используется при вынужденном и пассивном положении.


3. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится сестра.

4. Встать напротив пациента: левую руку подвести под плечи, правую — под колени, охватывая их сверху. Согнуть ноги в коленях. Не наклоняться!

5. Поднять пациента, опуская его ноги вниз и одновременно поворачивая его на постели в горизонтальной плоскости под углом 90°.

6. Усадить пациента, придерживая одной рукой за плечо, а другой — за корпус.

7. Убедиться, что пациент сидит устойчиво и уверенно. Подложить упор для спины.

8. Надеть пациенту тапочки, если его ноги касаются пола, или подставить под ноги скамейку, если они не касаются пола.

Перемещение пациента из положения «сидя на кровати в опущенными ногами» на стул (функциональное кресло-каталку, имеющее съемную подставку для ног) – выполняется одной сестрой, пациент может помочь

Используется при смене положения; транспортировке


3. Поставить стул (кресло-каталку) рядом с кроватью. По возможности, опустить кровать до уровня стула. У кресла-каталки отодвинуть подставку для ног, закрепить тормоза.

4. Использовать один из способов удерживания пациента (см.выше).

5. Встать с той стороны, где находится кресло-каталка (стул). Не давить пациенту под мышками!

6. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая, слегка раскачивайтесь. Поставив пациента на счет «три» на ноги, поворачиваться с ним до тех пор, пока он не окажется спиной к креслу-каталке (стулу).

7. Попросить пациента сказать вам, когда он коснется края кресла-каталки (стула).

8. Опустить его в кресло-каталку (на стул): согнуть свои колени и придерживать ими колени пациента, держать спину прямо. Пациент поможет вам, если положит руки на ручку кресла-каталки (на край стула) и опустится в него.

Читайте также: