Можно ли молиться сидя на кровати

Обновлено: 18.05.2024

Очень хорошо, что в одном посте собраны практически все популярные вопросы, связанные с молитвами и акафистами. Практически ежедневно то или это верующие спрашивают, как в Интернете, так и напрямую у священников.

Акафист — это духовный гимн, его читают стоя

Акафист — это форма молитвы. По содержанию она больше всего напоминает гимн. Традиция сочинять подобные произведения на религиозную тему появилась давно — и не в христианстве. К нам она пришла из античности.

Греческие творцы вообще много дали всему человечеству в плане культуры.

До сих пор во многих сферах мы пользуемся наследием афинских философов, изобретателей и поэтов. Хотя ради справедливости надо заметить, что вовсе не греки придумали сочинять гимны богам.

Ещё египетский фараон Эхнатон писал хвалебные произведения в честь бога Амона. И, конечно же, он тоже не первый

В ранние века это влияние античной культуры было особенно сильным. Большая часть Европы находилась во власти Римской Империи. Собственно, распространению христианства верующие тоже во многом обязаны римской политике.

Христианская церковь формировалась в той нише, которую прежде занимали Олимпийские боги. А потому ритуалы и обычаи Рима и Греции отразились на христианской традиции.

Первый акафист написан в честь Пресвятой Богородицы, его принято читать стоя

Первый акафист написан в честь Пресвятой Богородицы, его принято читать стоя

Акафист — яркий тому пример.

Поэтический дар направлен на восхваление высших сил.

В некотором смысле это диалог, молитва, но в большей степени — именно гимн.

Первый акафист предположительно написал преподобный Роман Сладкопевец, хотя есть и другие кандидаты. Шёл VI век.

Церковные традиции почти сформировались, уже зрелая христианская религия обретала свои каноны.

И вот в христианской среде возникает нечто необычное — огромной поэтической силы произведение во славу Божией Матери.

Далеко не сразу акафистам нашли применение. Только через век его впервые исполнили в церковном богослужении. Но с тех пор в подражание появились сотни акафистов разного качества — от восхитительных, до посредственных.

Со временем устоялись особенности и правила чтения акафиста:

  1. В богослужебной практике обязательно чтение только акафиста Пресвятой Богородице. Проводится это в один день в году — на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Другие читать в храмах можно, но это уже по желанию руководства храма. Акафисты не должны быть заменой традиционному богослужению.
  2. Православная церковь рекомендует читать акафист дома. Его можно совмещать с утренними или вечерними молитвами. Также акафист уместно читать в паломничестве или крестных ходах.
  3. Православная церковь разрешает читать акафисты, опубликованные в официальных изданиях. Если же произведения там нет или оно не одобрено Священным Синодом, такой акафист нельзя читать. По крайней мере, в храмах и монастырях это немыслимо.
  4. Акафист следует читать стоя. С греческого «акафист» так и переводится — «не сижу» или «стоячая песнь». Люди поднимаются с кресел во время государственного гимна. С акафистом — то же самое. Довольно странно выглядит, если человек восхваляет святого, Бога или архангела, но при этом располагается в кресле.

Иногда акафист можно читать сидя и даже лёжа, если человек очень устал, болен или в дороге

Рекомендации по чтению акафиста — общие, они не учитывают особых обстоятельств. А ведь в жизни бывают разные ситуации.

Разве можно требовать от пожилого человека, который быстро утомляется, 30 минут стоять? Какую духовную пользу получит он, если переутомится?

Поэтому священники рекомендуют ко всему подходить без фанатизма, с рассуждением. Есть ситуации, когда встать просто невозможно.

К примеру, калека на инвалидной коляске уж точно не способен выполнить это церковное правило.

Не запретить же лежащему парализованному читать акафист из-за формальности?

Можно ли читать лежа? Можно, если нет физической возможности стоять.

Да и обычный человек не обязательно должен быть серьёзно болен, чтобы ему дозволялось присесть. Усталость — это тоже недомогание. Если ноги желают отдохнуть, это не помеха для духовного дела.

Тоже самое касается и людей в транспорте. Встать там нельзя. Но отказывать себе в праве помолиться не стоит.

Об этом рассказывает на видео протоиерей Владимир Головин:

Вот то высказывание, на которое ссылается в видео протоирей:

«Молиться нужно везде и всегда:

и дома,

и на работе,

и в транспорте.

Если ноги крепкие,

лучше молиться стоя,

а если больные,

то, как говорят старцы,

лучше во время молитвы думать о Боге,

чем о больных ногах».

Так что на вопрос «можно ли читать акафист сидя» ответ — можно, но, если на то есть причины.

Молитвы можно читать сидя и в транспорте, если нет другой возможности

Можно ли сидеть, исполняя утреннее и вечернее молитвенное правило или читая обычную молитву? И если можно, то когда. Ответ священника, протоиерея Александра Билокура:

«Нежелание молиться грехом не является, а есть признак отсутствия веры, любви к Богу и неблагодарность за все Им содеянное.

Например, человек неверующий, атеист, не согрешает тем, что он не молиться, не поститься, не посещает храм.

Т.к. самая большая его проблема это отсутствие веры в Бога, что делает его, по словам Библии, «безумным».

В наших ежедневных молитвах мы реально беседуем с Богом.

Поэтому если у человека есть возможность на молитве постоять, а он этого не делает, этим оскорбляет Бога, проявляет к Нему небрежение и не осознает что молитва это разговор творения со своим Творцом.

Если же человек реально устал, болен, находиться на работе, в транспорте или в другом месте, где он вынужден сидеть, в случае если он будет молиться сидя — это не будет считаться неблагоговейным отношением к Богу».

Вспомним начало статьи, где пользователь форума спрашивает, можно ли молиться в транспорте, если не успеваешь к причастию. Пожалуй, лучший ответ — пример достойного верующего. На фото — Сербский Патриарх Павел:

Сербский Патриарх Павел в дороге сосредоточен на духовном

Сербский Патриарх Павел в дороге сосредоточен на духовном

А вот что говорит священник настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков), когда его спрашивают, что важнее, почитать правило дома или прийти вовремя на службу:

«Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва».

И всё же молитва — не повинность. Нельзя читать её, потому что нужно. Желание общаться с Богом должно быть искренним.

Зачем же тогда нужны молитвенные правила? Снова процитируем игумена Пахомия (Брускова):

«Свобода — это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело.

В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям.

Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила.

Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве.

Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения.

Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться.

Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу.

Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах».

«Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени.

Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние — вечером.

Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий.

Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон?

Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелие».

Так что вопросы в духе «Можно ли молиться лёжа в постели» не столь существенны, как кажется на первый взгляд. Главное — не как человек выглядит снаружи, а то, что происходит у него внутри. Об этом однозначно говорит Схиигумен Иоанн (Алексеев):

«Святые Отцы сказали,

если и сидя по нужде молишься внимательно,

Господь принимает твою молитву,

а если и стоя молишься, но рассеянно,

Господь не внемлет такой молитве.

Ибо внимание — душа молитвы».

Читать псалмы можно сидя, рекомендуется делать это вслух

Псалмы — это форма религиозной поэзии . Огромное собрание псалмов содержит книга Псалтырь. Читать Псалтырь лучше вслух, но очень тихо. Так советовал преподобный Серафим Саровский.

Причём если акафист читают стоя, то псалмы — сидя. Слово «кафизма» (раздел Псалтыри) так и переводится — то, что читается сидя.

Вставать же положено при начинательных и заключительных молитвах, а также на «Славах».

Чтобы правильно читать, нужно следить за ударениями. Также полезно предварительно ознакомиться с толкованием псалмов.

Также полезно послушать, как звучит текст Псалтыри в исполнении священников. Когда его читают знающие люди, это хороший образец для подражания.

Читать Евангелие сидя можно, если это не молитва, а познавательное чтение

На вопрос, можно ли читать Евангелие сидя, протоиерея Александр Билокур отвечает:

«Если чтение Священного Писания является частью Вашего молитвенного правила,

например чтение дневного Апостола и Евангелия,

то это нужно делать стоя.

Но если Вы читаете Библию для назидания несколько глав подряд,

то, естественно во время этого чтения можно сидеть».

Каноны можно читать сидя и вместо молитвенного правила

Канон — это служба из 9 пес, в каждой по четыре тропаря (небольшие молитвы).

Первые два тропаря читают с обращением к тому, к кому адресован канон, например: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

На видео ниже иерей Алексий Дарашевич отвечает на вопрос, как совмещать молитвенное правило, акафисты и каноны во время домашней молитвы.

Иерей объясняет, что не стоит требовать от себя читать вообще всё. Менять молитвы даже полезно. Также он сообщает, что можно читать каноны сидя.

Почему не принято сидеть при богослужениях?

Редко, или почти нико­гда, восточ­ные хри­сти­ане не сидят во время бого­слу­же­ний, согла­су­ясь с мне­нием Тер­тул­ли­ана, кото­рый в Книге о молитве гово­рит: «Непри­стойно вообще сидеть в при­сут­ствии и пред лицом того, кого боишься и почи­та­ешь, а тем более нече­стиво сидеть пред лицом Бога живого, кото­рому пред­стоят и Ангелы со стра­хом и тре­пе­том».

pochemu ne prinjato sidet pri bogosluzhenijah - Почему не принято сидеть при богослужениях?

«Обя­за­тельно ли во время бого­слу­же­ния стоять? Почему нельзя сидеть?»

отве­чает архи­епи­скоп Викен­тий:

- В нашей Пра­во­слав­ной Церкви при­нято стоять на бого­слу­же­нии. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть тра­ди­ция ува­жать и почи­тать стар­ших. Поэтому мы при виде чело­века, кото­рый старше нас, с почте­нием к нему отно­симся и встаем. Об этом напи­сано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почи­тать Бога, так как Он явля­ется нашим Твор­цом, Про­мыс­ли­те­лем и Попе­чи­те­лем. Мы пришли в цер­ковь бесе­до­вать с Богом, попро­сить про­ще­ния в своих грехах. В знак того, что мы осо­знаем свою гре­хов­ность, мы при­но­сим этот малень­кий подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Гос­подь про­стил нам наши пре­гре­ше­ния. Для того, чтобы Гос­подь увидел нашу жертву, услы­шал наши молитвы и даро­вал нам Свою милость. Вот почему в нашей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

Я не хожу в храм, т.к. в огром­ном скоп­ле­нии народа мне очень тяжело сосре­до­то­чится на молитве…

отве­чает свя­щен­ник Михаил Немно­нов:

- Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч чело­век, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы нахо­димся в более ком­форт­ных усло­виях. А Вам легко сосре­до­то­читься на молитве там, где нет боль­шого скоп­ле­ния народа? Напри­мер дома, утром и вече­ром?… Духов­ная жизнь – это труд, а не отдых… А уте­ше­ние в ней полу­чают те, кто не уте­ше­ния ищет.

В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здо­ро­вому в общем-то чело­веку, неловко. Когда же реша­ешься сесть, обычно ока­зы­ва­ется, что лавочки уже заняты. Иногда греш­ным делом зави­дую като­ли­кам с их ска­ме­еч­ками. А они, гово­рят, ценят то, что мы в храме не при­вя­заны к одному месту, можем пере­дви­гаться, не мешая осталь­ным (если, конечно, храм не забит до отказа). Гово­рят, что когда-то и в пра­во­слав­ных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?

отве­чает иерей Олег Давы­ден­ков, доктор бого­сло­вия:

– Дей­стви­тельно, веру­ю­щие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было спе­ци­аль­ных сиде­ний, сади­лись прямо на пол. Но, как известно, чело­веку свой­ственно устра­и­ваться с мак­си­маль­ным ком­фор­том. Даже суще­ствует такая исто­рия про одного епи­скопа, насто­я­теля мона­стыря. Вла­дыка во время службы нико­гда не при­са­жи­вался хоть на минутку. Когда его спро­сили – почему, он отве­тил: «Если я сяду, осталь­ные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удоб­нее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Пра­во­слав­ная Цер­ковь отка­за­лась от ска­меек не в одно­ча­сье. Она пришла к этому, осно­вы­ва­ясь на прак­ти­че­ском опыте. Когда ты молишься стоя, ты не рас­слаб­ля­ешься, а стоит сесть, уже и в сон потя­нуло. Как пока­зы­вает прак­тика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.

Когда же, речь идет о боль­ных людях, как сказал мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет (Дроз­дов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже боль­ным, если они в силах, во время чтения Еван­ге­лия лучше стоять.

- Каса­тельно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень – это не при­чина того, чтобы не понуж­дать себя к молитве стоя.

про­то­и­е­рей Сергий Бара­нов:

Почему мы стоим на бого­слу­же­нии? Мы делаем жертву Богу. Понуж­да­емся. И этим дока­зы­ваем, что наша любовь дея­тель­ная. Вся аскеза пра­во­слав­ная на этом смысле стоит: мы все время жерт­вуем ради люби­мого, понуж­даем себя. Совре­мен­ные либе­ралы гово­рят: «Богу не нужны наши поклоны земные и прочее. Надо просто всех любить и всё». Да не смо­жешь ты всех любить, не пройдя аскезу по вытес­не­нию своего эго. Вот это эго не даст тебе любить дру­гого. Оно всегда будет доми­ни­ро­вать. Насто­я­щая любовь начи­на­ется только там, где пре­одо­лен эгоизм. А пре­одо­ле­ние эго­изма под­ра­зу­ме­вает аске­тику. Долго, всю жизнь. Бес­по­щад­ную, стро­гую к самому себе. Это сло­во­блу­дие – гово­рить о любви без аскезы.

Как побо­роть уста­лость

Попро­сите своими сло­вами у Гос­пода укре­пить вашу немощь и вы убе­ди­тесь в Его мило­сти.

А еще самый про­стой способ есть — посмот­реть на Рас­пя­тие, вися­щего на Кресте Христа. И усты­диться своей сла­бо­сти.

Если Вы впер­вые на бого­слу­же­нии и регу­лярно не участ­ву­ете в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­стия, то силь­ная уста­лость, недо­ста­ток воз­духа и тяжело пере­но­си­мый запах фимиама при каж­де­нии отно­сятся больше к духов­ной, чем физи­че­ской сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искрен­ней испо­веди и При­ча­стия, как пра­вило, гне­ту­щие чув­ства исче­зают.

Суще­ствует и чисто пси­хо­ло­ги­че­ская сто­рона утом­ля­е­мо­сти у ново­на­чаль­ных: не зная состава и дли­тель­но­сти службы, не имея навыка в пони­ма­нии цер­ков­но­сла­вян­ского языка молиться зна­чи­тельно слож­нее. Вообще, утом­ле­ние обратно про­пор­ци­о­нально актив­но­сти Вашей бого­слу­жеб­ной жизни. Чем чаще Вы моли­тесь в храме, тем есте­ствен­нее будет про­те­кать служба.

Как молиться (положение, поза)

Скажите, есть ли какие-то требования или правила о положении тела при молитве? Как должны молиться миряне? Допускается ли молитва сидя, лёжа (полагаю, что нет, но все же).

И ещё - лично вы как молитесь?

Олег Лесняк

Брат, я не знаю насчет правил, поэтому молюсь всегда стоя.

Когда читаю Евангелие и Псалтирь, Каноны, - использую подставку, чтобы класть книгу.
Когда читаю утреннее и вечернее Правило, или Последование ко Причащению - подставку не использую, чтобы можно было совершать полноценные поясные поклоны (пальцами касаюсь пола перед собой).

Сидя молюсь только тогда, когда в машине еду, ну, и утром, ноги спускаю с кровати, и: "Ангеле Божий. "

Дмитрий Харьковчанин

_олег

Скажите, есть ли какие-то требования или правила о положении тела при молитве? Как должны молиться миряне? Допускается ли молитва сидя, лёжа (полагаю, что нет, но все же).
И ещё - лично вы как молитесь?

Святые отцы говорят так: если устал молиться стоя --- сядь, если устал молиться сидя --- ляжь, только молись.

Денис А.Р.

Например,20 правило 1 Вселенского Собора.


"Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу."

Зонара. Чтобы не преклонять колена в воскресный день и во дни пятидесятницы, - это установлено и другими священными Отцами, и Василием Великим, который присовокупляет и причины, по коим запрещено преклонять колена в сказанные дни и заповедано молиться стоя, и кои суть следующие: совоскресение наше со Христом и истекающий из сего наш долг искать вышних, и то что воскресный день есть образ ожидаемого века, ибо он есть един день и осьмый день, как и в миробытии у Моисея он назван единым, а не первым днем, так как прообразует оный, действительно единый и истинный осьмый невечерний день, нескончаемый оный век грядущий. Посему-то церковь, руководствуя своих чад, для напоминания им об оном дне и для преуготовления к нему, постановила молиться стоя, дабы взирая на высшее воздаяние, непрестанно имели оное в уме (Твор. Св. Вас. Вел. т. 3, стр. 334-335). Поелику же установление не преклонять колена в сказанные дни – не везде было соблюдаемо, то настоящее правило узаконяет, чтобы оно соблюдаемо было всеми.

Аристен. В воскресные дни и во дни пятидесятницы не должно преклонять колена, но молиться людям в прямом положении. Не должно преклонять колена в воскресные дни и во дни пятидесятницы, но стоя возносить молитвы Богу.


Вальсамон. Апостольское 64-е правило постящегося в какой-либо воскресный день или в какую-либо субботу, кроме единой и единственной субботы, то есть великой, клирика повелевает извергать, а мирянина отлучать. Настоящее же правило определяет каждый воскресный день и все дни пятидесятницы праздновать и молиться стоя всем, как воскресшим вместе со Христом и ищущим горней обители. Спрашиваю: из сказанного Апостольского правила, определяющего не поститься ни в какую субботу, ни в какой воскресный день, и из настоящего правила, определяющего не преклонять колена в воскресный день и во всю пятидесятницу, не открывается ли и того, что не должно нам и поститься во всю пятидесятницу, но разрешать во все дни седмицы, как и в день воскресный? И некоторые говорили, что поелику вся пятидесятница почитается как один день Господень, то и должно нам поэтому праздновать, и не поститься, и не преклонять колен. А я думаю, что правила имеют силу в отношении к тому, о чем постановлены.

Славянская кормчая. Во вся недели, и во вся дни пятидесятные, недостойно преклоняти колена: но прости стояще вси человецы да молятся.
Толкование. Еже не преклоняти колена во всякия недели, и во дни святыя пятидесятницы; се же есть, от воскресения Христова, до сшествия Святого Духа, и иными священными отцы повелено бысть, и великим Василием: иже и словеса предлагает, ими же отречено есть преклоняти колена в реченных днех; сиречь, во всякия недели, и пятидесятные дни: стоящим же молится повелевает, еже есть, яко воскресохом со Христом, и вышних искати должни есмы. И еще же к тому, яко хоящего века образ есть воскресения день, сиречь, святая неделя; той бо есть день един, и осмыи. Якоже и Моисеом в бытейских книгах, един, а не первый именован бысть: рече бо, и бысть вечер, и бысть утро, день един: и един в правду и истину, осморицы по образу, а невечернии день, бесконечного оного века хотящего быти. Тем же устраяющи церкви своя пищники, дне оного помяну, и к тому проуговатися, и стоящим молитися повеле: да на вышнее пребывание взирающе, непрестанно то в помышлении имамы, се убо есть, еже не преклоняти колен в нареченных днех, еже бе не везде соблюдаемо, се правило хранити всем и блюсти законно всем повелевает.

Можно ли молиться сидя: положение во время молитвы, жесты, поведение молящегося и соблюдение молитвенных правил

Не всегда есть силы и возможность стоять. Работа связана с тяжелым физическим трудом, и к вечеру человек устает настолько, что ноги гудят. В силу преклонных лет открываются возрастные заболевания. Беременная женщина, у которой тянет поясницу и отекают ноги. Причин много, а человек испытывает потребность в молитве.

Что же теперь, не молиться вовсе? Нет, конечно. Обязательно молиться сидя. И так делать можно, несмотря на возмущение бабушек из церкви.

Господи, помилуй

Что такое молитва?

Это непосредственное общение с Богом. Разговор с Ним. Это беседа ребенка со своим Отцом. Но не станем объясняться высокими словами, а расскажем об этом проще.

Когда мы молимся, мы встречаемся с Богом. Встречаемся с Богородицей и со святыми, к которым молитвенно припадаем. Мы просим их о чем-то, а через какое-то время понимаем, что наша просьба исполнена. И благодаря этому приходит осознание участия святых в нашей жизни, равно как и участия Бога. Он всегда рядом, всегда готов помочь и терпеливо ждет, когда же мы обратимся к нему.

Есть еще один вид молитвы. Это молитва - диалог. Когда человек ведет беседу, ему важно не только высказаться, но и услышать мнение собеседника. В тот момент, когда мы возносим молитвы Богу, нужно быть готовыми к тому, что Он открывается нам. Порой не так, как мы представляем Его. Поэтому и нельзя придумывать себе образ Бога, как-то представлять его. Мы видим Бога на иконах, видим Матерь Божью, святых угодников. Этого достаточно.

Читать молитвы сидя можно ли? Представьте, что человек пришел к своему отцу. Пришел после работы, очень хочет поговорить с ним, но ноги болят и устали так, что стоять просто сил нет. Неужели отец, видя это, не станет разговаривать со своим ребенком? Или заставит его стоять в знак уважения к родителю? Нет, конечно. Скорее наоборот: видя, насколько устал сын, предложит ему скорее сесть, выпить чашку чая и поговорить.

Так неужели Бог, видя рвение человека, не примет искренней молитвы только из-за того, что молящийся сидит?

Когда мы молимся?

Чаще всего, когда что-то случается в жизни и срочно нужна помощь. Тогда человек начинает молиться и просить этой помощи у Бога. Иной надежды у него просто не остается. Помощь приходит, довольный человек радуется, забывает поблагодарить и отходит от Бога до следующей экстренной ситуации. Правильно ли это? Вряд ли.

В идеале мы должны жить с молитвой. Жить с ней так же, как мы живем с воздухом. Люди же не забывают дышать, ибо без кислорода мы просто умрем через несколько минут. Без молитвы умирает душа, это ее "кислород".

При нашей загруженности и условиях жизни непрестанно находиться в молитве крайне непросто. Суета на работе, суета в быту, окружающие люди - этого всего слишком много. И слишком шумно вокруг нас. Однако мы просыпаемся утром. И о чем думаем в первую очередь? О том, что должны сделать сегодня. Встаем, умываемся, одеваемся, завтракаем и вперед - навстречу новой суете. А нужно немного скорректировать свое утро. Встать и поблагодарить Бога за еще один дарованный день. Попросить Его заступничества в течение дня. Конечно, самый лучший вариант - прочесть утренние молитвы. Но и благодарность от сердца еще никто не отменял.

Молитвенное правило

Молитва в течение дня

Такое возможно при нашей-то загруженности? Почему бы нет, все возможно. Можно ли молиться сидя, например, в машине? Конечно. Можно ехать на работу, а мысленно молиться Богу.

Сел человек кушать - перед трапезой нужно помолиться мысленно, прочесть "Отче наш". Этого никто не услышит, а какая польза для молящегося! Поел, поблагодарил Господа за трапезу - и снова пошел работать.

Молитва сердечная

Молитва в храме

Можно ли молиться сидя православному человеку? Тем более в храме, где все стоят? По немощи - можно. Есть такая замечательная фраза Митрополита Московского Филарета: "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах".

При некоторых болезнях человеку сложно стоять. И при других немощах не всегда легко. Поэтому не стоит смущаться от того, что присели на лавочку в храме. Есть в богослужении определенные места, при возглашении которых нужно встать. Это Херувимская песнь, чтение Евангелия, молитвы "Верую" и "Отче наш", вынос Чаши. В остальных случаях, если чувствуете, что не можете выстоять службу, присядьте.

Храм Христа Спасителя

Домашняя молитва

Можно ли перед иконами сидя молиться дома? В этом нет ничего страшного в том случае, если человек это делает по болезни или другим уважительным причинам. Если же просто от лени, лучше не лениться и встать, помолиться стоя.

В том случае, когда молящийся сильно устал, вполне допустимо сесть на стул или на диван возле икон, взять в руки молитвослов и помолиться от души.

Как быть больным людям?

А что, если человек настолько болен, что не может самостоятельно подняться? Или прикован к кровати? Или лежит в силу совсем преклонного возраста? Ему даже молитвослов в руки не взять. Как тогда молиться? И вообще, можно ли молиться лежа или сидя?

В таком случае можно попросить кого-то из домочадцев подать молитвослов. Держать его в непосредственной близости от кровати, таким образом, чтобы больной мог самостоятельно дотянуться до него. Точнее, протянуть руку и взять. Что касается чтения Евангелия, то домашние вполне могут выделить пару минут и прочесть по просьбе больного отрывок из него.

Ко всему прочему, лежачий человек способен творить молитву мысленно. Обращаться к Богу своими словами, в этом нет ничего предосудительного. В молитве, идущей из глубины сердца, от всей души, разве может быть что-то оскорбительное для Бога? Даже если она читается в "неустановленной" позе. Господь видит сердце молящегося, знает его мысли. И принимает молитву больного или немощного.

Можно ли молиться дома, сидя или лежа? Да. И не просто можно, а нужно. "Врача к себе не кличут здравые, а вот болящим очень нужен врач". И не только в буквальном смысле этих слов.

Молиться можно лежа

Может ли молитва быть неугодной?

Сложный вопрос. Она может быть не услышана, скорее. Почему? Все зависит от качества молитвы. Если человек шаблонно прочел молитвенное правило за 15 минут, не вдумываясь в слова и их смысл, закрыл молитвослов - и на этом точка, какая же это молитва? Человеку непонятно, что и зачем он читал. А Богу шаблон не нужен, Ему нужна искренность.

Кому можно молиться сидя, дома? И Богу, и Богородице, и святым. Пусть молитва будет совершаться в сидячем положении, но исходя из сердца. Это лучше, чем стоя перед иконами просто прочитать правило, ничего в нем не поняв и не попытавшись это сделать.

Детская молитва

Можно ли молиться сидя ребенку? Детская молитва считается самой искренней. Потому что дети невинны, наивны и доверяют Богу. Не зря же сам Господь сказал: будьте как дети.

Для деток существуют послабления. В том числе и в молитвенном правиле. Самое главное - это не принуждать ребенка читать длинные и непонятные для него молитвы. Пусть малыш прочитает перед сном, например, "Отче наш" и поговорит с Богом своими словами. Это куда полезнее, нежели вычитывание правила с холодным сердцем, потому что мама так сказала, то есть по принципу "надо взрослым". А надо не взрослым, надо должно быть самому ребенку.

Господу помолимся

Благодарственные молитвы

Мы часто просим, не благодаря. О последнем нельзя забывать. Нам было бы неприятно выполнить чью-то просьбу, а в ответ не услышать спасибо. Почему же Бог должен нам что-то давать, зная нашу неблагодарность?

Можно ли молиться сидя, читать благодарственный акафист или возносить благодарственные молитвы? Вы устали? Плохо себя чувствуете? Болят ноги? Тогда сидите и не переживайте по этому поводу. Сели, взяли в руки акафист или молитвослов, и читаете спокойно, не торопясь, вдумчиво. Огромная польза для молящегося. И Богу радостно видеть такую искреннюю благодарность.

Когда нет сил молиться

Бывает такое, что нет сил молиться. Никак. Ни стоя, ни сидя, ни лежа. Не идет молитва, человек не хочет этого делать.

Как быть тогда? Заставить себя подняться, встать перед иконами, взять в руки молитвослов и прочитать хотя бы одну молитву. Через силу. Потому что не всегда нам хочется молиться, как бы это удивительно ни звучало. Разве можно не хотеть общаться с Богом? Это дико, странно, непонятно, но такие состояния бывают. И при их появлении необходимо понуждать себя на молитву.

Но она же будет не от души наверное? А тут уже все зависит от молящегося. Можно вчитываться в каждое слово с предельным вниманием, хотя бы это и всего лишь одна молитва. Такой молитвенный настрой будет куда полезнее, чем если не помолиться вообще или прочитать правило одними губами, когда мысли при этом где-то далеко-далеко витают.

Сколько времени занимает утреннее и вечернее правило? Минут 20, не более. Это потому, что человек быстренько его прочитывает, и все. Так лучше эти 20 минут потратить на прочтение двух молитв, но с толком и сосредоточением, чем отчитать кое-как, потому что положено так.

Важное дополнение

Что необходимо знать, приступая к молитве? Только лишь ответ на вопрос, можно ли молиться сидя или лежа? Нет. Основное, о чем необходимо помнить - что молиться нужно вдумчиво. Пытаться понять каждое слово молитвы. А еще последняя должна исходить из сердца. Вот для чего нужно не только вычитывать правила, но и молиться своими словами.

Деткам разрешены послабления

Заключение

Из статьи мы узнали, можно ли молиться сидя. В случае тяжелого заболевания, старческой немощи, беременности или очень сильной усталости это не возбраняется. Разрешено молиться сидя деткам.

Что касается лежачих больных, то в их случае вполне уместно возносить молитвы Богу в привычном положении.

Важно не положение, хотя оно играет не последнюю роль. Самое главное - это сердце и душа человека, искренняя, горящая и стремящаяся к Богу.

Можно ли молиться сидя: положение во время молитвы, жесты, поведение молящегося

Читайте также: