Мальчик сидит на кровати и плачет

Обновлено: 04.05.2024

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

Самосознание – совокупность всех представлений о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Дети первых месяцев жизни не способны выделять себя из окружающего мира. В ходе общения со взрослыми малыши начинают понимать, что они – единственные в своем роде существа. Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев, подражание людям и изучение норм поведения начинается примерно с 6 месяцев. Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. Внешний образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется у крохи с 8 месяцев. Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после года. О своих физических особенностях малыш знает примерно с 18 месяцев. Ориентация на социальные нормы в поведении, понимание и освоение половых ролей, «собственничество», элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание) появляется у ребенка около 2 лет.

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость. Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. Он может плакать, кричать, хлопать в ладоши, визжать, кусаться и т.д. К концу третьего года жизни у крохи появляется чувство юмора. В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм. Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления

Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды, например внезапным погружением в воду при купании или испугом. Ребенок кричит, «закатывается», у него напрягаются мышцы-разгибатели шеи, выгибается туловище. От крика синеет носогубный треугольник, и на высоте крика внезапно происходит задержка дыхания на вдохе, кожа синеет. Через несколько секунд ребенок приходит в себя, дыхание становится регулярным.

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 лет
психомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

В возрасте от 3 до 7 лет у детей впервые могут появляться невротические тики. Тики в 4 раза чаще возникают у мальчиков, а в общей популяции они встречаются у 7–13% детей. Ребенок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д. Эти движения носят непроизвольный характер, усиливаются при волнении. Если не привлекать внимание ребенка к этим движениям, тики через некоторое время исчезают. Если же ребенок «узнал» о своих тиках, у него развивается вторичная невротизация, основанная на беспокойстве за свою внешность и возможные насмешки со стороны сверстников.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

От 7 до 11 лет
аффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

Ночные истерики у ребенка

Сон человека все еще не изучен до конца. Известно, что это не отсутствие бодрствования, а целая система со сложными взаимосвязями между нейронами мозга. Процесс засыпания изучен чуть лучше: известно, к примеру, что сон и бодрствование взрослого человека не могут полностью переходить друг в друга. А у маленького ребенка с не до конца сформированными фазами сна этот процесс выглядит в разы сложнее.

Детская парасомния

Бывает так, что ребенок просыпается (или не просыпается) посреди ночи, кричит, плачет и вырывается из рук обеспокоенных родителей. Длится такое состояние может от пары минут до получаса. Дело в том, что до полноценного формирования сонных фаз они могут накладываться одна на другую или приходить в «неправильное время». В результате ребенок может просыпаться посреди ночи, горько рыдать и кричать или же продолжать спать, но при этом ходить или просто двигаться, разговаривать или плакать. Проявление активности во время глубокого сна называется парасомнией (пара — нарушение, сомниус — сон). Это вовсе не опасное нарушение работы организма, а свидетельство незрелости нервной системы и головного мозга. С возрастом наложение сонных фаз происходит все реже и к переходному возрасту исчезает окончательно. Важно понимать, что парасомния в большинстве случаев не несет никакого вреда для малыша, скорее, прибавляет тревог родителям. Особенно настороженно взрослые относятся к ночным истерикам ребенка. Что делать, если у малыша начался приступ паники, который невозможно предугадать и остановить? Для начала — разобраться, в чем же дело.

Нарушение сна

нарушение сна.jpg

Детские ночные истерики не имеют никакого отношения к сновидениям (по крайней мере, так считает ряд исследователей). Они появляются в результате наложения одной фазы сна на другую, что приводит к возникновению сильного страха, к настоящей панической атаке. Родители пугаются не меньше, ведь в этот момент ребенок сильно кричит, разговаривает или плачет, его глаза широко раскрыты, но смотрят словно сквозь окружающий мир. Сердцебиение малыша повышается, лоб покрывается испариной, дыхание становится хриплым и тяжелым. На ласковые слова родителей ребенок не реагирует, отчаянно сопротивляется против желания взять его на руки. И хотя из-за открытых глаз многие родители считают, что малыш проснулся, на самом деле он продолжает пребывать в фазе глубокого сна. Почему же в этом случае ученые отделяют ночные истерики от страшных снов? Причин несколько:

  • Любые сны, в том числе кошмары, снятся человеку во время «быстрой» фазы сна, когда видно, как под закрытыми веками двигаются глаза. Тело находится в состоянии глубокого покоя, но мозг продолжает активную работу, действуя точно так же, как и в режиме бодрствования. Сон в это время очень чуткий, и от кошмара ребенок проснется, но быстро забудет плохое, а ласковые объятия и голос родителей его успокоят. Произойти пробуждение может в любой момент ночи.
  • Ночные истерики, как правило, начинаются в начале сонного цикла (в так называемой глубокой фазе), когда ребенок не может видеть никаких снов. Зато малыш переживает сильнейшее ощущение страха: мозг пытается проснуться, но тело продолжает спать. В результате ребенок кричит и плачет, и никакие ласковые уговоры и объятия тут не помогут.
  • После пробуждения ребенок не вспомнит своей ночной истерики, а вот страшный сон может запомнить.

Ночные истерики могут начаться в 1 год и длиться до 5–7 лет, однако потом они плавно сойдут на нет. Возможно, у ребенка останется привычка говорить во сне, но это тоже не несет никакого вреда. Поэтому, даже если у малыша случился приступ ночной истерики, не стоит нервничать. Да, для родителей это сильнейший стресс, ведь они ничем не могут помочь своему малышу. Однако нужно понимать, что попытки «вытянуть» ребенка из такого сна могут быть гораздо вреднее, чем это малоприятное, но все-таки не патологическое состояние. Реже парасомния может случиться у грудничка.

Что делать при детской ночной истерике

сон ребенка.jpg

Если ребенок начал кричать по ночам, испытывая приступы паники, необходимо для начала обратиться к специалистам, чтобы исключить неврологические причины состояния. Если никаких патологий доктор не выявит, при приступах ночной истерики нужно будет действовать следующим образом:

  • не пытаться разбудить ребенка, это только усилит его тревожность;
  • не вынимайте ребенка из кровати и не берите его на руки;
  • сядьте рядом, тихо разговаривайте с малышом или напевайте колыбельную;
  • следите за тем, чтобы ребенок не повредил ручки или ножки, если будет беспокойно шевелиться во сне.

После пробуждения ребенка не стоит задавать ему наводящих вопросов. Если Вы хотите поговорить о его состоянии, лучше спросить, что ребенку снилось и как он себя чувствует.

Профилактика ночных истерик

Лучшей профилактикой парасомнии называют:

  • контроль за режимом дня. Не стоит «перегуливать» или недосыпать, нужно избегать стрессовых ситуаций или перевозбуждения;
  • контроль за режимом сна. Если у ребенка часто случаются приступы истерики, отслеживайте время начала и окончания паники. В следующую ночь аккуратно разбудите малыша за 20–30 минут до предполагаемого начала истерики: это поможет «перезагрузить» сон и сбить ритм возникновения парасомнии. Рекомендуется проводить такую профилактику на протяжении полутора-двух недель, а затем проследить за дальнейшим состоянием ребенка;
  • обеспечение спокойной обстановки. если малыш обладает легко возбудимой нервной системой, рекомендуется укладывать его пораньше, избегать больших и шумных компаний, дальних поездок.

Это важно!

Кровать у ребенка, страдающего от приступов ночной истерики, должна быть полностью безопасной: малыш не должен травмироваться, ведь во сне он может резко размахивать руками и ногами. Если это кроватка с прутьями, можно обезопасить ребенка при помощи мягких накладок на бортики.

Причины ночных истерик

В первую очередь специалисты выделяют генетическую причину. Парасомниями чаще страдают те дети, у которых есть к этому склонность. Если бабушки или дедушки были лунатиками, а беспокойный сон наблюдается и у других членов семьи, очень велик шанс, что ребенок еще до года начнет переживать приступы ночных истерик. Конечно, есть и другие причины:

  • Высокая эмоциональность. Впечатлительные малыши сильнее подвержены риску возникновения истерик.
  • Перевозбудимость в течение дня. Если у ребенка было много новых впечатлений (как положительных, так и отрицательных), то его нервная система пребывает в возбужденном состоянии, что плохо сказывается на качестве сна.
  • Стресс. Истерики могут случиться у деток, впервые попавших в новую среду, например после первого посещения детского сада. Такая же реакция может возникнуть на дальние переезды, расставание родителей или другой стрессовый фактор.
  • Болезни нервной системы. Их следует исключить в первую очередь, посетив специалиста.

Истерика перед сном

страхи_сон.jpg

Совсем другие причины имеет детская истерика перед ночным сном. Она не относится к состояниям парасомнии и может быть вызвана:

  • желанием привлечь к себе внимание родителей;
  • страхом темноты и одиночества;
  • некомфортными условиями сна (в комнате слишком жарко/душно, холодно, влажно);
  • стрессом в течение дня;
  • непривычной обстановкой.

Если ночной сон ребенка начинается с истерики, придется посетить невропатолога. А также следовать нескольким простым рекомендациям:

  • уделять ребенку внимание, перед сном обсуждать с ним прошедшее за день, давать крохе выговориться;
  • создать четкий алгоритм действий перед отходом ко сну: такие «ритуалы» помогут ребенку настроиться на сон;
  • создать максимально комфортные условия для сна в детской комнате;
  • проводить вечер за спокойными играми;
  • выбрать подходящее время ужина за три-четыре часа до сна.

И, конечно, нужно понимать, что крики и ругань никак не поспособствуют успокоению ребенка. Чем спокойнее и уравновешеннее будут вести себя родители, тем спокойнее будет их малыш.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Полгода – это первый полноценный юбилей малыша, и, конечно, любящие родители интересуются его развитием. Вопрос, что умеет ребенок в 6 месяцев, волнует и маму, и папу: знать это нужно, чтобы вовремя понять, нормально ли развивается малыш. Конечно, это в любом случае не новорожденный младенец: шестимесячный ребенок может намного больше, радует родителей своим любопытством к миру и первыми попытками самостоятельно двигаться. Помните, что каждый малыш развивается индивидуально и разные дети в одном и том же возрасте чуть отличаются друг от друга поведением. Но есть основные критерии, на которые можно ориентироваться.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.



Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.

Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.



Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги.

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места. Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма. Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.



Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Особенности развития девочек в 6 месяцев

Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит. Что касается других различий, девочки могут быть немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса – от 5,7 до 9,3 кг.



Особенности развития мальчиков в 6 месяцев

Мальчики, как уже было сказано, могут чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес – от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше. Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят [2], что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению [3].

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.



Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

Как правильно держать новорожденного ребенка

Рождение ребенка – это не только радость, но и ответственность. Маленький человечек требует особой заботы и внимания, и молодым родителям предстоит осваивать правила ухода за ним. В первую очередь им следует научиться правильно держать новорожденного ребенка на руках. Опорно-двигательный аппарат младенца еще не сформировался окончательно и нуждается в надежной поддержке.

Не так страшно, как кажется

Неопытные родители, как правило, боятся навредить малышу неосторожным движением. Этот страх вполне естественен, но новорожденный не так уж хрупок, как кажется. Необходимые навыки у родителей сформируются очень быстро, к тому же младенец крепнет с каждым днем. Если же малышу не понравится выбранная поза, он обязательно сообщит об этом недовольным криком.


Необходимость тактильного контакта

Не стихают дискуссии на тему о том, сколько времени ребенок должен проводить на руках у родных. Безусловно, не стоит брать малыша по первому его требованию, но и сводить тактильный контакт к минимуму тоже нельзя. Известный педиатр Е. О. Комаровский предупреждает об опасности воспитать маленького манипулятора, если приучить младенца к постоянному пребыванию на руках. Но он же говорит о важности взаимодействия: «Сама Природа запрограммировала человеческого детеныша таким образом, что для его полноценного развития необходим постоянный зрительный, звуковой и тактильный контакт с окружающими его взрослыми».* Тесный контакт с мамой и другими родными людьми дает ребенку чувство безопасности, тепла, любви. По мере подрастания он также позволяет новорожденному знакомиться с окружающим миром, способствует гармоничному развитию малыша.

Как поднять ребенка из кроватки

Чтобы взять малыша, нужно:

  • помыть руки, так как иммунная система новорожденного еще слаба, а на руках могут быть опасные для его здоровья бактерии;
  • освободиться от других вещей, особенно опасно держать ребенка и одновременно пытаться переносить что-нибудь с места на место;
  • успокоиться, потому что маленькие дети очень хорошо чувствуют настроение взрослых и реагируют на него;
  • двигаться спокойно, плавно, уверенно;
  • наклониться над кроваткой, давая ребенку возможность увидеть лицо;
  • просунуть ладонь под головку, шею и плечо;
  • второй ладонью фиксировать спинку и попу;
  • плавно поднять малыша.

Обратно в кроватку ребенка опускают в таком же положении, плавно наклоняясь всем корпусом. Ладони несколько секунд не убирают, давая малышу привыкнуть к новому положению. Убедившись, что он не испугался, ладони аккуратно убирают.

Общие рекомендации

Ниже приведено несколько основных рекомендаций, как держать новорожденного.

  • Следите за поведением ребенка. Если он плачет или беспокоится, попробуйте поменять позу.
  • Поддерживайте головку и шейку ребенка. Уверенно держать ее он начнет примерно в три месяца, но до этого необходима постоянная страховка. Для тренировки и укрепления шейных позвонков педиатры рекомендуют укладывать младенца на животик с первых дней жизни, начиная с нескольких минут.
  • «Не создавайте вертикальную нагрузку на неокрепший детский позвоночник. Всегда, когда вы берете ребенка на руки, переносите его, играете, присаживаете к себе на колени, – в обязательном порядке поддерживайте малыша под мышками или прижимайте его к себе…» 1 .
  • Следите за тем, чтобы нос и рот малыша были свободны для дыхания, дайте ему возможность вертеть головкой.
  • Избегайте давления на мягкие роднички на голове новорожденного.

Гигиенические процедуры

Новорожденным детям необходимы ежедневное купание и частое подмывание, чтобы уберечь от раздражения нежную чувствительную кожу. Если в первые дни малыш может настораживаться при опускании в воду, то позже он уже с удовольствием ждет купания. Купать ребенка лучше вдвоем, когда один человек двумя руками поддерживает голову малыша, а второй моет младенца. При купании в одиночку одна рука помещается под затылок новорожденного так, чтобы ладонь поддерживала дальнее плечико, а головка лежала на кисти. Значительно облегчают процесс купания специальные приспособления для ванночек – коврики, горки и другие. Для подмывания малыша кладут вдоль маминой руки животиком вверх, попка лежит на ладони. Это дает возможность промывать промежность сверху вниз, к попе. Это особенно важно для девочки, так как исключает попадание инфекции в половые органы. Подросших детей можно укладывать лицом вниз, придерживая вдоль груди и животика, бедром на ладони.

Основные положения ребенка на руках

Новорожденный малыш не способен удерживать головку, неокрепший позвоночник не в состоянии фиксировать спинку, а детские суставы и связки очень уязвимы. Поэтому при ношении на руках необходимо обеспечить поддержку голове, спинке и попе. Движения взрослых должны быть плавными и аккуратными, без рывков. Для малыша вредно длительное время находиться в одном положении, это может привести к затеканию рук и ног и даже к развитию кривошеи.

Поэтому в течение дня нужно периодически менять позу ребенка. Ниже приводятся описания и фото самых удобных для новорожденного ребенка положений.

Колыбелька

Это самая распространенная поза. При ней младенец находится в горизонтальном положении, повернувшись к маме. Головка находится в локтевом изгибе маминой руки, вторая рука придерживает спинку и попу. Малыш словно пребывает в уютной колыбели, поэтому чувствует себя комфортно.


Под животик

Это тоже горизонтальная поза, но новорожденный при этом лежит на маминой руке лицом вниз. Мамина ладонь поддерживает грудку, подбородок малыша опирается на локтевой сгиб. Другая рука поддерживает животик. Ножки могут свисать. В этой позе тренируются мышцы шеи и спины, легкое покачивание помогает освободиться от газов.



Столбиком

«После кормления всегда имеет смысл 5-15 минут подержать ребенка в вертикальном положении («столбиком»)»,* – советует доктор Комаровский. Малыш прислоняется лицом к маме, так чтобы головка лежала на мамином плече. Его надежно, но аккуратно придерживают двумя руками в области поясницы и шеи и легонько похлопывают по спинке. Это дает возможность отрыгнуть воздух, захваченный при сосании, что уменьшает образование газов и снижает вероятность срыгивания. Когда ребенок подрастет, эта позиция даст ему возможность рассматривать окружающий мир.


Поза Будды

В этой позе малыш действительно напоминает сидящего восточного святого. Ее можно практиковать не ранее, чем в месяц. Головка и спинка малыша прижимаются к взрослому. Одна рука обхватывает грудку ребенка, а вторая поддерживает ножки. При этом следует избегать нагрузки в области таза. Такое положение бедер является профилактикой развития дисплазии тазобедренных суставов.


Лицом к лицу

Ребенок удерживается в горизонтальном положении на уровне маминой груди животиком вверх. Одна мамина рука протянута вдоль спинки, ладонь фиксирует головку. Вторая рука поддерживает попу. Эта поза очень удобна для общения с малышом, так как дает ему возможность видеть мамино лицо.


Под бедро

Эта поза рекомендуется только после трех месяцев. Окрепший малыш усаживается на бедро мамы, которая поддерживает его одной рукой. В таком положении ребенку очень удобно осматривать окружающий мир.


Правильное положение новорожденного ребенка на руках очень важно для его дальнейшего физического и психического развития. Любящие родители быстро освоят самые комфортные для малыша позы. И в завершение статьи – еще одна цитата доктора Комаровского: «Вы, конечно, хотите, чтобы ребенок развивался гармонично и своевременно! Но не пытайтесь подменить внимание взрослых гаджетами и говорящими игрушками! Дарите своим детям себя и свое время. Вы сами – ваши песни и слова, ваша улыбка, ваши руки – как раз и являетесь основным фактором адекватного развития ваших детей!».*

*365 советов на первый год жизни вашего ребенка / Е. О. Комаровский; Харьков: Изд-во КЛИНИКОМ, 2018.

Парасомнии у детей. Расстройства пробуждения

Возникновение загадочного ореола вокруг состояния сна человека во многом связано с возможностью развития необычных феноменов, для бодрствующего человека неприемлемых. Стоит ли бояться маленького лунатика или переживать за него?

Необычные феномены сна носят название парасомнии (от греч. para – нечто, находящееся около; от лат. somnus – сон). Они могут возникать при засыпании, в середине сна и при пробуждении. В современной международной классификации расстройств сна (2005) сохранилось 23 нозологии, относящиеся к этой категории.

Наибольший интерес для педиатров представляет группа парасомний, связанных с нарушением пробуждения: снохождение, ночные страхи, конфузионное пробуждение (синдром сонного опьянения). Эти феномены часто встречаются у детей и требуют врачебного вмешательства для сохранения здоровья ребенка и членов семьи. Так, распространенность снохождений среди детей от 3 до 10 лет составляет 14%, а у взрослых они регистрируются только в 1% случаев.

Теория диссоциативных состояний

Более частое, чем у взрослых, возникновение необычных феноменов сна у детей объясняется с точки зрения теории диссоциативных состояний. Согласно ей, принципиально отличающимися функциональными состояниями, в которых может пребывать человек, являются бодрствование, медленный сон (фаза медленного сна) и быстрый сон (фаза быстрого сна). Каждое из этих состояний представлено уникальным набором нейрофизиологических и биохимических маркеров, результатом чего является характерное поведение, которое мы считаем нормальным. В отличие от бодрствования, генерация и поддержание медленного и быстрого сна обеспечивается двумя различными популяциями нейронов. Сон – весьма динамичное состояние с закономерным чередованием стадий и фаз, это обеспечивается сложным взаимодействием влияний наших внутренних часов и метаболических изменений в организме. В детском возрасте, когда не завершено еще становление структур хронобиологического управления, структура сна недостаточно стабильна и более вероятно возникновение ситуаций «смешивания» феноменов, характерных для различных функциональных состояний. Наиболее часто это происходит в случае снохождения, когда характерная для бодрствования электрофизиологическая, а затем и поведенческая картина возникает в период наиболее глубокого медленного сна (в 3-й или 4-й стадиях). Избыточная эмоциональная и вегетативная активация наблюдается и при другой форме парасомний, связанных с расстройством пробуждения, – ночных страхах. Наоборот, следствием внедрения медленного сна в бодрствование после пробуждения может быть развитие синдрома сонного опьянения.

Усугубить нестабильность функциональных состояний у ребенка могут такие факторы, как наличие генетической предиспозиции, младший возраст, изменения режима и прием некоторых препаратов. Наиболее важной представляется роль генетики. У 60% родителей детей, имевших приступы парасомний по типу расстройств пробуждения, имелись указания на развитие их в анамнезе, по сравнению с 30% в популяции детей без парасомний. Из патологических факторов, которые вызывают учащение приступов, следует отметить сопутствующие расстройства поведения аффективной сферы ребенка, действие стресса, лихорадку и нехватку сна.

Снохождение

Характеризуется наличием повторяющихся эпизодов комплексного поведения при пробуждении из медленного сна, проявляющихся двигательной активностью, сочетающейся с частичным или полным нарушением сознания и способности связно мыслить.

Зачастую эпизод снохождения развивается в первой половине ночи, когда наиболее высока представленность глубоких (3-й и 4-й) стадий медленного сна. Ребенок может только присесть в кровати, что-то бормотать или же встать, начать играть или выйти из комнаты. На обращенную к нему речь может не отвечать, говорить невпопад, но может и давать правильные ответы (так называемое рапортное сноговорение). В большинстве случаев действия во время эпизода носят бессмысленный характер. Приступ оканчивается самопроизвольно – ребенок возвращается в постель или укладывается спать в другом месте. При попытке разбудить он оказывает сопротивление, вплоть до агрессии, после пробуждения сохраняется конфузионное состояние и дезориентация. Важной характеристикой снохождения является отсутствие у ребенка наутро воспоминаний о случившемся. Нет связи приступа и с содержанием сновидений.

Начинается снохождение обычно в возрасте 4–8 лет, частота и выраженность эпизодов достигает пика в период с 8 до 12 лет, после чего наблюдается быстрое улучшение. У мальчиков и девочек это расстройство встречается одинаково часто. Снохождение нередко сочетается с другими расстройствами сна – синдромом сонного опьянения, ночными страхами, бруксизмом. Для постановки диагноза снохождения кроме собственно хождения во время сна требуется подтвердить наличие нарушенного сознания или способности связно мыслить. Кроме того, требуется, чтобы в это время имел место один из следующих симптомов: трудности при попытке пробудить ребенка, спутанность его мыслей во время пробуждения, полная или частичная амнезия эпизода, наличие привычной активности в непривычное время, опасное или потенциально опасное поведение. Если снохождение является проявлением другого расстройства сна или реакцией на лекарственное лечение, ставится диагноз другой формы парасомнии.

Проводить полисомнографическое исследование с регистрацией показателей сна обычно для подтверждения диагноза не требуется. Во время приступа можно зарегистрировать лишь множественные артефакты на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и признаки вегетативной активации (учащение пульса, дыхания и т.д.), возникающие в 3-й или 4-й стадиях медленного сна. Тем не менее следует всегда учитывать возможность развития у ребенка во время сна похожего по картине эпилептического припадка височного автоматизма. По данным В.А. Карлова (1990), эпилептические припадки составляют 3% случаев снохождений. Особенностями клинической картины снохождения, заставляющими проводить дифференциальную диагностику с припадком, являются: возраст ребенка до 3 лет и после 12 лет; возникновение во второй половине ночи; простой и стереотипный характер двигательной активности; невозможность разбудить; наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ во время бодрствования. Подтверждением эпилептического генеза является выявление типичной активности во время эпизода снохождения. Серьезным аргументом является и обнаружение фоновой патологической активности во время медленного сна.

В лечении снохождения выделяется два компонента: когнитивно-поведенческая терапия и лекарственное воздействие. В первую очередь требуется успокоить родителей, проинформировать их о доброкачественной, с обязательным излечением, природе этого состояния. Необходимо рассказать им, что снохождения никак не связаны со сновидениями и не оказывают разрушительного воздействия на психику ребенка. Главной опасностью является возможность самотравматизации. Следующим шагом является обеспечение безопасного окружения сна: исключение стеклянных дверей, бьющихся напольных предметов, ограничение возможности выхода на балкон или открывания окон. С родителями обсуждается режим сна ребенка: достаточно ли он спит, вовремя ли ложится в постель. Перед сном исключаются стимулирующие напитки и продукты (кофе, кола, шоколад).

Медикаментозное лечение назначается курсами по 1–3 недели в случае высокой частоты или интенсивности эпизодов снохождения. Наиболее эффективными препаратами являются Клоназепам (0,25–2,0 мг) и Нитразепам (1,25–5,0 мг) за час до сна (чтобы добиться максимальной концентрации препаратов в крови в первой половине ночи). Не доказан эффект ГАМК-эргического ноотропного препарата Фенибут и трициклических антидепрессантов (Амитриптилин); несмотря на это, они широко применяются.

Ночные страхи

К другой разновидности парасомний относятся ночные страхи. Это расстройство характеризуется наличием пробуждений из медленного сна, сопровождающихся плачем или пронзительным вскриком, а также вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Родители застают ребенка сидящим в кровати с открытыми глазами, выражением испуга на лице, дрожащим или вспотевшим. Он не отвечает на обращенные вопросы, после пробуждения какое-то время остается дезориентированным, мышление спутанное. Ребенок часто бывает агрессивным при попытке удержать, разбудить. Он может рассказывать о странных образах или вспоминать обрывки ярких сновидений. Обычно наутро эпизод забывается.

Дебют ночных страхов приходится на возраст 2–4 лет. Распространенность этого состояния у детей оценивают в 6,5%, у взрослых – около 1%. У мальчиков и девочек ночные страхи случаются с одинаковой частотой.

Как и в случае снохождения, предполагают наличие генетической предиспозиции к развитию ночных страхов. У детей с этим расстройством часто встречаются и другие формы парасомний, в особенности из группы расстройств пробуждения. Предположение, что ночные страхи являются фактором риска развития психической патологии, в дальнейшем не получило подтверждения.

Постановка диагноза ночных страхов требует соответствия клинического описания приступа приведенному выше определению. Кроме этого, необходимо наличие одного из следующих феноменов: трудности окончательного пробуждения ребенка после приступа, последующая спутанность сознания, полная или частичная амнезия приступа, наличие опасного или потенциально опасного поведения в приступе. Под опасным поведением подразумевается возможность навредить себе или окружающим во время эпизода.

Ночные страхи не следует путать с другой формой парасомний – кошмарами. Пробуждения от кошмарного сновидения происходят из фазы быстрого сна, ребенок в это время находится в полном сознании и может рассказать о том, что его напугало.

При проведении полисомнографического исследования на ЭЭГ обычно в первой трети сна можно увидеть внезапное пробуждение из 3-й или 4-й стадии, сопровождающееся проявлениями вегетативной активации. Как и в случае снохождения, полисомнография позволяет исключить эпилептическую природу, поскольку такой паттерн может наблюдаться при некоторых вариантах психомоторных припадков.

В лечении ночных страхов придерживаются тех же принципов, что и при терапии снохождений. Следует отметить разве что более частое назначение бензодиазепиновых препаратов (Клоназепама и Нитразепама).

Конфузионное пробуждение

Его еще называют синдромом сонного опьянения – это состояние, при котором какое-то время после пробуждения ребенок остается дезориентированным и может вести себя неадекватно. Обычно такое состояние возникает при пробуждении из глубокого медленного сна в первой половине ночи, например при попытке высаживания ребенка на горшок. Может возникнуть негативная реакция, вплоть до агрессии, надрывного плача. Речь во время эпизода замедленная, ответы невпопад. Такое состояние может продолжаться до часа, обычно же оно занимает 5–15 минут.

Распространенность конфузионных пробуждений в возрасте от 3 до 13 лет составляет 17%. Впервые эти состояния проявляются в период от 3 до 10 лет и у большинства детей до десятилетнего возраста прекращаются. Отмечается частое сочетание сонного опьянения со снохождением (в 36% случаев). У мальчиков и девочек встречается одинаково часто.

Для постановки диагноза конфузионных пробуждений требуется только наличие характерной клинической картины при пробуждении из сна.

Полисомнографическое исследование позволяет зарегистрировать на фоне ЭЭГ паттернов пробуждения (диффузного альфа-ритма) «внедрение» характерных для медленного сна феноменов (дельта-ритма, вспышек тета-ритма, эпизодов микросна). Для подтверждения диагноза это исследование не проводится, за исключением случаев, похожих на эпилепсию (наличие необычного стереотипного поведения, возникновение не из глубокого медленного сна, наличие подобных эпизодов в развернутом бодрствовании).

Для коррекции конфузионных пробуждений используются когнитивные и поведенческие методики. Важно объяснить родителям, что не стоит резко будить ребенка из глубокого сна. Следует учитывать возможность активной реакции ребенка во время эпизода и самотравматизации, соответственно необходимо обеспечение безопасного окружения сна. Увеличивать вероятность конфузионных пробуждений могут недостаток сна в предыдущую ночь, прием или отмена (!) седативных препаратов, инфекционное заболевание.

Предложен и метод поведенческой терапии конфузионных пробуждений. «Пробуждение по расписанию» предусматривает пробуждение ребенка за 15–30 минут до обычного времени возникновения конфузии. При этом необходимо заставить его открыть глаза и получить хоть какой-то словесный ответ. После этого ребенку позволяют заснуть и поднимают уже в желаемое время. Лечение продолжается месяц.

Пробуждения детей грудного и раннего возраста из дневного сна с негативным аффектом (плохим настроением, плачем) не являются формой синдрома сонного опьянения. Для разрешения этой проблемы стоит рекомендовать родителям во время предполагаемого конца цикла сна, когда происходит переход из глубокого сна в быстрый, перестать ограничивать свет и звуки (раздвинуть шторы, открыть дверь в спальню). Ребенок проснется естественным образом от внешних стимулов, когда его сон перейдет в поверхностную стадию. В среднем у грудных детей цикл сна составляет 45 минут, в раннем возрасте – 60 минут, у дошкольников достигает значения 90 минут (как у взрослых).

Парасомнии по типу расстройств пробуждения остаются наиболее распространенными и необычными феноменами детского сна. Эти состояния значимо не влияют на текущее состояние и дальнейшее развитие ребенка, однако могут служить источником беспокойства родителей. Разъяснительная работа с родителями, правильная организация сна и короткие курсы лекарственной терапии позволяют разрешить эту проблему.

Универсальным правилом для лечения парасомний является поддержание постоянного режима сна.

Читайте также: