Кровати в древнем китае

Обновлено: 04.05.2024

В Пекине и других городах Китая можно увидеть традиционные китайские дома, которые называются сыхэюань 四合院. В самом простом варианте они представляют собой четырехугольный двор, ориентированный по сторонам света, по периметру которого построены четыре одноэтажных здания с обращенными вовнутрь окнами. В зависимости от размеров семьи и её благосостояния возможны многочисленные вариации с сохранением общей структуры. Согласно археологическим данным, первые дома сыхэюань появились еще в эпоху Западная Чжоу (1046-770 до н.э.).

Едем в Китай:

Классическая структура традиционного китайского дома

Сы 四 переводится как четыре, то есть четыре дома, хэ 合 — соединение, союз, юань 院 — двор. По принципу сыхэюань строились не только китайские дома, но и монастыри, императорские дворцы, учреждения. В богатых домах, дворцах или монастырях могло быть несколько таких дворов, связанных друг с другом разнообразными проходами и переходами. Как правило, новые дворы, если позволяла свободная земля, пристраивались с западной и восточной стороны. Дворы в монастырях обычно вытянуты по линии север-юг.

Гугун, Запретный город

Один из сыхэюань в Запретном городе (Гугун)

Дома сыхэюань Пекина считаются классическим образцом. В других районах Китая в зависимости от климатических условий, доступного строительного материала, местных традиций существовали свои типы домов, как правило, вариации сыхэюань.

сыхэюань, китайский дом

Классическая структура китайского дома сыхэюань с тремя дворами

Внешние стены традиционных китайских домов имеют либо маленькие окна, либо не имеют их вовсе. Когда гуляешь, например, по хутунам Пекина, то часто видишь только стены с нарядными воротами во двор. Воображение рисует уютный китайский дом с садиком. Реальность подчас оказывается намного прозаичнее.

Ворота, сыхэюань, Пекин, китайский дом

За нарядными воротами не всегда скрывается красивый внутренний двор

В старину, как правило, весь дом сыхэюань занимала одна большая семья, состоящая из нескольких поколений. Он символизировал её богатство и процветание. В семьях попроще каждое строение в сыхэюань состояло из одной комнаты. В богатой семье в каждом здании могло быть несколько комнат. Это отразилось и в языке: слово 房子 фан-цзы означает как дом, так и комнату.

Сыхэюань

Если позволяли размеры участка, то со временем внутренняя структура дома сыхэюань могла значительно усложниться. Впрочем, система дворов с четырьмя основными строениями остается неизменной

Главные ворота ведут в небольшой квадратный дворик, который, в свою очередь, ведет в узкий внешний двор 外院 вайюань. По центру северной стены располагаются нарядно украшенные вторые ворота 二门 эрмэнь, пройдя через которые можно попасть во внутренний двор 内院 нэйюань.

сыхэюань, парк Дагуань, Пекин, китайский дом

Внешний двор одного из домов в парке Дагуань

В небольших усадьбах внешний двор мог отсутствовать, главные ворота сразу вели через небольшой дворик во внутренний двор.

За вторыми воротами находится экран 影壁 инби (досл. стена отражений, или стена теней), который защищает жилище от посторонних взглядов и злых духов. Почти все ворота и проходы устроены таким образом, что человек практически никогда не видит анфиладу помещений, взгляд постоянно упирается в стену или экран, всё время нужно поворачивать. Благодаря этому даже на очень небольшой территории создается иллюзия большого наполненного пространства.

Защитный экран, сыхэюань

Защитный экран и внутренний двор Двора Райского благоухания в резиденции князя Гуна

Напротив входа, с северной стороны усадьбы располагается главный дом — 正房 чжэнфан, предназначенный для проживания главы семьи (старший член семьи) с супругой и, если есть, наложницами. Если семья была зажиточной, то главный дом мог состоять из трех, пяти и даже семи комнат. В таком случае, в центральной комнате, которая называлась 堂屋 тан’у или 中堂 чжунтан, устраивали алтарь для поклонения предкам. Здесь же собиралась вся семья, принимали почетных гостей. В небольших домах с двух сторон от главного зала обычно находятся спальня и кабинет.

резиденция князя Гуна

Интерьер главного дома Двора Райского благоухания в резиденции князя Гуна

Главный дом обычно самый большой в усадьбе. Благодаря тому, что окна главного дома выходят на юг, он получает больше всего тепла и света. Особенно это важно зимой.

В Пекине с северной стороны главного дома могла быть пристроена еще одна комната. Такая пристройка называется «хвост тигра» 老虎尾巴 лаоху вэйба. С западной и восточной сторон главного дома часто пристраивались флигели, которые называются 耳房 эрфан — «комнаты-уши», поскольку напоминают уши на голове человека. Иногда позади, если позволяли размеры участка, разбивали небольшой сад.

Задний двор, Пекин, дом-музей Лу Синя

Небольшой сад в заднем дворе дома-музея Лу Синя

Дома с западной и восточной стороны называются 廂房 сянфан — флигели. Они получают меньше солнечного света, чем главный дом. Здесь жили младшие члены семьи и другие родственники. К ним также могли пристраиваться «комнаты-уши».

Дом-музей Лу Синя, Пекин

Дом-музей Лу Синя. Центральная комната в главном доме — гостиная, справа от неё — комната матери Лу Синя, слева — комната его жены. Сзади пристроен «хвост тигра», где размещается спальня-кабинет Лу Синя. За ним — небольшой задний двор. В западном флигеле находится кухня, в южном — библиотека, в восточном — комната прислуги.

Дом с южной стороны называется 倒座房 даоцзофан (дословно «комната напротив сидения», т.е. главного дома, в котором согласно традиции, хозяин, подобно императору, сидел с обращенным на юг лицом). Поскольку окна в нём смотрят на север, он получает минимальное количество солнечного света. Там принимали посетителей, ели, учились. Там же могли находиться помещения для слуг.

Кабинет

Кабинет. Парк Дагуань, Пекин

Позади главного здания нередко строили задний дом — 后罩房 хоучжаофан. Как правило, он ниже главного дома, но встречаются варианты двухэтажных построек. Там жили незамужние дочери и служанки.

Интерьер павильона в Горном саду, парк Дагуань, Пекин

Интерьер павильона в Горном саду, парк Дагуань, Пекин

Дома обычно соединяются галереями 廊 лан, которые выполняют не только декоративные, но и утилитарные функции, защищая стены дома и его обитателей от солнца и дождя. В темное время суток в них зажигали лампы, которые отбрасывали свет в сад. Между галереей и стеной в углах дома часто устраивали миниатюрные сады с камнями и бамбуком.

сыхэюань

Дверь из комнаты во внутренний двор. Один из старинных павильонов в парке Сунь Ятсена, Пекин

Кроме того, в усадьбе могли находиться другие флигели, которые назывались 群房 цюньфан. Обычно они строились с западной или восточной стороны сыхэюань. Там располагались кухни и жили слуги.

сыхэюань, китайский дом

Схема классического дома-сыхэюань

Конфуцианские нормы и натурфилософия четко предписывали, где должен проживать тот или иной член семьи. В большом доме для семьи из нескольких поколений, в центральной части главного дома жил старший глава семьи, в правой части главного дома (восточной) — супруга хозяина дома, в левой (западной) — наложницы. Восточный флигель занимал старший сын и его жены, западный флигель — младший сын со своей семьей. Если в семье был взрослый внук, то он жил в доме напротив главного (южном). Незамужние дочери, которым правила приличия запрещали общаться с посторонними, жили в заднем доме.

Во дворах дома сыхэюань устраивались небольшие сады. Самым нарядным был внутренний двор перед главным домом, где старались хотя бы в миниатюре воспроизвести все необходимые элементы китайского сада: каменная горка или отдельный камень причудливой формы, водоем, карликовые деревья, цветы. Часто ставили каменные бассейны, в которых плавали золотые рыбки. Если позволяло пространство, то внутри могли еще построить разделяющие пространство галереи или перголы.

Галерея

Галерея. Парк Дагуань, Пекин

Фактически, сад внутри дома-сыхэюань превращался в гостиную или несколько комнат под открытым небом, где все члены семьи собирались вместе в свободное время. А комнаты, в свою очередь, открывались навстречу саду, являясь его продолжением.

Бамбуки и павильон. Резиденция князя Гуна, Пекин Двор в Павильоне осенней свежести, парк Дагуань, Пекин

Утилитарное назначение дома-сыхэюань

Китайский дом сыхэюань обязательно строился в соответствии с принципами китайской геомантии — фэн-шуй. Ни один элемент в нём не был случайным. Всё имело свои значения в соответствием с учением о пяти элементах, гармонизируя окружающее пространство и жизнь человека. Правильно построенный дом способствовал успеху и долголетию своего хозяина и членов его семьи.

Однако, если присмотреться внимательнее, мы увидим, что структура китайского дома сыхэюань выполняла важные защитные функции. Жизнь семьи протекала внутри замкнутого пространства, скрытая от посторонних глаз. Северные и западные стены, как правило, были глухими и выше, защищая дом от холодных ветров и пылевых бурь, особенно частых на севере страны. Загнутые верх карнизы отводили дождевую воду от фундамента (хотя считалось, что они, в первую очередь, не дают попасть в дом злым духам, отбрасывая их подальше, словно по трамплину). Толстые крытые черепицей крыши сохраняли тепло зимой и обеспечивали прохладу летом.

сыхэюань, Пекин

Глухая стена великолепно защищает внутренний двор и помещения от непогоды. Район Фучэнмэнь, Пекин

В разных провинциях Китая дома сыхэюань имели свои особенности. Так, например, в северо-западных провинциях, таких как Ганьсу или Цинхай, стены строили гораздо выше, чем, например, в Пекине, а дома сильнее вытянуты по линии север-юг, чтобы защитить жилые помещения от холодных ветров и пылевых бурь, приходящих из пустынь на северо-западе. В провинции Сычуань и южнее, наоборот, дома сильнее вытянуты с востока на запад, чтобы яркое солнце не так сильно прогревало двор. На северо-востоке Китая, где много земли и довольно холодный климат, внутренние дворы большие, чтобы получить больше солнечного света.

Традиционный китайский дом сыхэюань сегодня

После образования КНР многие старинные дома сыхэюань превратились в так называемые 大杂院 дацзаюань, (досл. «двор с большой скученностью», трущобный сыхэюань) в которых проживает несколько семей, по одной в каждом доме-комнате. Получается своеобразная коммуна. Для увеличения жизненного пространства плотно застраиваются дворики. Серьезная проблема старых сыхэюань заключается в том, что как правило в них отсутствуют современные бытовые удобства, в том числе и туалеты. Тем не менее, жители не спешат покидать свои тесные жилища. В чем же дело?

Старинный квартал близ башни Колокола

Старинный квартал близ башни Колокола с традиционной застройкой

Многие дома сыхэюань находятся в центральных исторических районах города. Это позволяет легко открыть свое собственное дело и зарабатывать очень неплохие деньги. Уезжать из хлебного места люди не хотят. Многие такие усадьбы переделывают под гостиницы и рестораны, или просто сдают комнаты внаем.

Кроме того, в таких домах живут на протяжении многих поколений. Между соседями устанавливаются тесные, почти родственные отношения. Личные связи высоко ценятся в Китае! В многоквартирных домах связь уже не такая тесная.

Крыши старого Пекина

Со стороны на многие традиционные китайские дома страшно смотреть. Но местные жители не торопятся из них уезжать. Около башни Колокола, Пекин

Когда начался бурный экономический рост в Китае в 1990-х годах, это привело к еще большей скученности населения в районах традиционной застройки. Во многих городах муниципальные власти приняли сложное решение о сносе старых кварталов и постройке на их месте современных многоэтажных домов.

Квартал традиционной застройки около башни Колокола, Пекин

Квартал традиционной застройки около башни Колокола, Пекин

Не обошел этот процесс и Пекин. Под снос идут всё новые и новые кварталы традиционной застройки, а на их месте вырастают современные многоэтажные дома. И если трущобы на окраинах города абсолютно не жалко, то исчезновение старых домов и улиц в центре Пекина вызывает грустные чувства. Ведь они хранят дух старого Пекина!

Фучэнмэнь, Пекин

Старые кварталы традиционной застройки соседствуют с современными многоэтажными домами. В районе улицы Фучэнмэнь, Пекин

Тем не менее, по данным Программы ООН по населенным пунктам на 2008 год, в Пекине насчитывалось около 400.000 традиционных домов сыхэюань. Среди них около 500 имеют историческое и культурное значение. Большинство из них были построены в эпоху Цин (1644-1911). В начале 1970-х годов в пекинском хутуне Хоуинфан 后英房胡同 были обнаружены руины дома сыхэюань эпохи Юань (1271-1368)!

Некоторые сейчас занимают музеи и мемориальные дома, как, например, дома, где жили писатель Лу Синь, драматург и прозаик Лао Шэ, писатель и первый президент Китайской Академии наук Го Можо, китайский писатель, историк и общественный деятель Мао Дунь, китайский актер Пекинской оперы Мэй Ланьфан и многие другие.

сыхэюань

В этом доме в Пекине жил знаменитый китайский художник Ци Байши (1864-1957)

Китайские дома сыхэюань, несмотря на своё подчас ветхое состояние и отсутствие элементарных бытовых удобств, на рынке недвижимости стоят очень дорого. Цены начинаются примерно от 7.000 юаней* за 1 квадратный метр. В районах Дунчэн и Сичэн цены начинаются от 40.000 юаней за квадратный метр, а в Шичахай могут достигать 100.000-150.000 юаней за квадратный метр. Так, например, в 2005 году сыхэюань площадью 2000 метров в Шичахай был продан за 6 миллионов долларов. И это не предел, сейчас цены еще выше.

*Нынешний курс: 1 доллар = 6,55 юаней.

В последнее время китайские дома, где позволяет площадь свободной земли, снова стали строить в традициях сыхэюань. Однако появились новые строительные материалы, обеспечены все бытовые удобства. В рамках программы экологической модернизации такие дома нередко оснащают солнечными батареями.

История, которую мы носим. Ханьфу

Воздушный, струящийся, практически невесомый. Таким мы знаем традиционный китайский ханьфу по фильмам. Эстетика в каждом дюйме.

Современная культура склонна на первое место выдвигать визуал. Фотография, видео - эта форма информации востребована больше всего. Если картинка зашла, вероятно человек заинтересуется и тем, что следует за ней. Согласитесь, первое, что замечаешь в китайских исторических или фэнтезийных фильмах это невероятной красоты костюмы. Самый простейший крой, но с помощью легкости ткани, объёма и деталей художники по костюмам создают изумительные наряды. За основу художники берут ханьфу - костюм который начал формироваться ещё в эпохи Ся, Шан и Чжоу.

Из-за недолговечности тканей крайне мало сохранилось предметов одежды из древности. Но есть фрески, скульптуры, письменные источники дающие довольно полное представление о том, что люди носили тысячи лет назад.

Не уверена, интересны ли кому-то исторические письменные источники или работы и диссертации историков костюма, они зачастую нудноваты и написаны языком, требующим большой концентрации и терпения))

Поэтому, постараюсь очень вкратце описать основные моменты развития китайского костюма.

В усыпальнице Фу Хао (военачальница, одна из жен У Дина, правителя Шан, 13 век до н.э.) была найдена нефритовая фигурка, верхняя часть одежды которой - рубаха с воротником цзяолин (тот самый воротник с запахом) и узкими рукавами, перетянутая широким поясом, а нижняя - длинная до пят юбка чан. Облачение фигурки считается образцом одежды эпохи Шан.

Ещё одна фигурка была найдена в Гуаньхане и относится к культуре Саньсиндуй (2800 - 800 гг до н. э.) - очень необычной, до сих пор озадачивающей историков исследователей своими артефактами. На фигурке надета шапка, нижняя длинная одежда с коротким рукавом и верхняя одежда с коротким рукавом и длинным разрезом.

В эпоху Чжоу (не будем по отдельности рассматривать Западную и Восточную и периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств) уже сложилась целая культура ношения одежды со своим этикетом, правилами и нормами, и довольно строгими, нарушать которые было чревато. Не убивали конечно, но и по волосикам не гладили.

Закрепился принцип ношения одежды - И (верхней) и Чан (нижней), и появилось много их вариаций. Одежда, материалы и красители стали разнообразнее, но простолюдинам это было недоступно (они долгое время оставались бесцветными, никем, не имеющими положения в обществе, т.е. белыми - ирония). Появился длинный халат шэньи, тоже имевший не одну вариацию, и который должен был скрывать всю фигуру человека. Для меня, шэньи как раз то, что создаёт весь этот летящий , лёгкий образ персонажей из фэнтези.

С приходом к власти во 2-м веке до н.э., Цинь Шихуан не только провел реформы в политике, экономике, культуре и армии. Он гораздо упростил культуру ношения одежды, отменил множество устаревших формальностей, сократилось количество одеяний, остались церемониальные для правителей династии, торжественные и повседневные. Император стремился к практичности и простоте.

Династия Цинь передала по наследству стиль одежды династии Хань. При Хань производство и разнообразие тканей стало гораздо больше. Именно в эпоху Цинь-Хань философии Инь-Ян (чёрный-белый) и У-Син (пять элементов) стали влиять на цвета одежды. Основным цветом в эту эпоху был чёрный - Цинь Шихуан сделал его цветом парадной мужской одежды И Чан. Чиновники ниже третьего ранга носили зелёные халаты, простолюдины белые. В женской одежде жестких правил не было.

Фасоны одежды Цинь-Хань мало отличались от эпохи Сражающихся царств, чему есть яркое подтверждение - терракотовые статуи из Шэньси.

Главными видами одежды стали халат, кафтан, платья, короткие кофты, юбки, брюки. В этот период в основном сформировался китайский ханьфу, который мы знаем сейчас. Последующие династии вносили свои элементы в одежду, но основа его сохранялась.

Традиционная китайская мебель и интерьер: функциональность и роскошь

Во время своих поездок в Китай я не могла обойти стороной китайскую мебель, как старинную, так и современную, выполненную в национальном стиле. Китайский интерьер классических домов чрезвычайно выразителен. В этом посте я расскажу об особенностях китайского интерьера и покажу фотографии китайской мебели как из музеев, так и с рынков.

Интерьеры и мебель в классических китайских домах и дворцах

Конечно, лучшие образцы мебели и интерьеров представлены во дворцах и домах знати. В отличие от других стран Азии, среди китайской мебели вы найдете высокую постель, столы, стулья, шкафы. Обращает на себя внимание изысканность отделки, внимание к деталям. Мебель изготавливалась из бамбука, древесины темных пород.

Большое пространство вытянутой комнаты часто делилось занавесями или деревянными ажурными конструкциями на 3 части: центральную и две боковых. Стены в комнатах могли быть окрашены в светлые цвета, оклеены обоями или обиты деревянными панелями с изысканной резьбой.

Интерьер павильона в Горном саду. Парк Дагуань, Пекин Один из павильонов в парке Чжуншань, Пекин

Обязательным условием было соблюдение принципа симметрии и наличие парных предметов, например, стол с двумя стульями по бокам — это символизировало любовь, благополучие, счастье. В комнатах часто устраивали уголок, где висели картины. Под ними обычно ставили стол или комод и пару стульев.

Уголок с картинами. Парк Дагуань, Пекин Стол с двумя стульями, вазы с цветами, картины, причудливой формы древесина. Парк Дагуань, Пекин Картины и стол с орхидеями. Один из павильонов в парке Чжуншань, Пекин

В китайском интерьере большое внимание уделялось оформлению окон, которые являлись украшением комнаты. Окна были украшены частыми перегородками с замысловатыми деталями. Занавески вешали редко, иногда — те, что закрывали нижнюю часть окна. Отапливалось помещение специальными печками-жаровнями, которые при необходимости ставились посреди комнаты или там, где требовалось.

Стол с цветами, традиционный китайский интерьер, китайская мебель

Стол с цветами. Парк Дагуань, Пекин

Спальни в китайских домах занимали самую дальнюю часть помещения, куда не допускались посторонние. Кровати в богатых домах часто представляли собой своеобразную комнату в комнате — имели собственные стены, потолок, которые украшала тонкая резьба, рисунки, шелковые ткани. Кровати могли быть как прямоугольные, так и круглые.

Интерьер китайский спальни. Парк Дагуань, Пекин Спальня. Парк Дагуань, Пекин Спальня. Парк Дагуань, Пекин

В кабинете обязательно присутствовал большой стол, на котором стояли «четыре сокровища кабинета» 文房四宝 вэнь фан сы бао — бумага, тушечница, тушь и кисти.

Кабинет. Парк Дагуань, Пекин Кабинет. Парк Дагуань, Пекин Письменный стол Лу Синя. Дом-музей Лу Синя, Пекин

Широкие диваны-лежаки с маленьким чайным столиком на низких ножках также были частым предметом мебели в китайских домах.

Китайский интерьер, китайская мебель

Жилая комната. Парк Дагуань, Пекин

Традиционная китайская мебель встречается как громоздкая, так и очень легкая, ажурная.

китайский интерьер, китайская мебель

Легкая мебель. Парк Дагуань, Пекин

Шкафы-стеллажи могли быть как очень простыми, так и с тонкой отделкой, которая превращала их в настоящее произведение искусства. Они могли ставиться и около стены, и около окна. На полках обычно ставили вазы, чайные сервизы и другие предметы, украшающие интерьер.

Шкаф-стеллаж Шкаф-стеллаж с вазами

Чайный столик со стульями часто делался очень нарядным. Столешница и сидения могли быть выполнены из камня, создавая причудливый рисунок.

Стол со стульями, китайский интерьер, китайская мебель

Стол со стульями. Парк Дагуань, Пекин

Каждый уголок комнаты был маленьким произведением искусства.

Комната с цветами. Парк Дагуань, Пекин Цветы сливы в вазе. Парк Дагуань, Пекин

Парадные залы, где принимали посетителей, должны были, в первую очередь, показать богатство и знатность хозяина. Активно использовалась резьба по дереву, окна украшали тонкой изящной обрешеткой. Мебель здесь расставлена симметрично, используется парные предметы, что символизирует любовь, достаток и благополучие. Вокруг много других символов счастья.

китайский интерьер, дворец князя Гуна

Интерьер парадного зала. Дворец князя Гуна, Пекин

Потолок украшают цветные панели и лампы с подвесками. На полу — ковер.

Традиционный китайский интерьер, дворец князя Гуна, Пекин

Интерьер зала в резиденции князя Гуна. Пекин

Подробнее об упоминаемых дворцах и парках:

Традиционная китайская мебель в художественных салонах и на антикварных рынках

На антикварных рынках и в художественных салонах можно найти немало интересных образцов китайской мебели в классическом стиле. Цены на такую мебель, как правило, высокие. Здесь можно увидеть как старинные предметы мебели, так и современные, сделанные под старину. Можно найти и авторские работы современных дизайнеров.

Красная лакированная мебель на рынке Паньцзяюань, Пекин Мебельный салон на рынке Паньцзяюань Изделия из дерева: стулья, вешалки, круглые полки. Рынок Паньцзяюань, Пекин Стулья. Рынок Паньцзяюань, Пекин Китайская мебель в традиционном стиле. Рынок Паньцзяюань, Пекин Китайская мебель в традиционном стиле. Рынок Паньцзяюань, Пекин Мебель для чайной церемонии. Рынок Паньцзяюань, Пекин Современная китайская мебель. Рынок Паньцзяюань, Пекин Китайская мебель в традиционном стиле. Рынок Паньцзяюань, Пекин Магазин, торгующий мебелью. Рынок Паньцзяюань, Пекин Столы. Рынок Паньцзяюань, Пекин Кресла, сундуки и другие предметы мебели. Рынок Паньцзяюань, Пекин Постель в классическом китайском стиле. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин Шкаф в традиционном китайском стиле. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин Стулья и столы. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин Резная мебель. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин Кушетка, стол и стулья. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин Резная мебель. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин Стулья. Выставка мебели в парке Чжуншань, Пекин Стулья и стол. Выставка мебели в парке Чжуншань, Пекин

Рынки Пекина, где можно купить мебель:

Кровать архата «лоханьчуан»

Рисунок кровати архата с тремя спинками, выполненными из цельных фрагментов древесины.

Рисунок кровати архата с тремя спинками, выполненными из цельных фрагментов древесины.

Появление лоханьчуан стало результатом длительной эволюции топчана та. Принципиальное отличие данного типа топчана от та заключается в том, что с трёх сторон, слева справа и в задней части обвязки сидения имеются спинки.

С китайского языка, название «лоханьчуан» переводится как «кровать архата». Происхождение данного названия до сих пор не понятно. По одной из версий, название могло быть связано с тем, что лоханьчуан использовалась монахами живущими в монастырях.

Пять династий. Гу Хунчжун. «Ночная пирушка Хань Сицзая». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Пекинского Музея Гугун.

Пять династий. Гу Хунчжун. «Ночная пирушка Хань Сицзая». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Пекинского Музея Гугун.

На картине «Ночная пирушка у Хань Сицзая» гости наблюдают за выступлением артистов, удобно расположившись на кровати архата. И объяснить это можно тем, что для китайцев использование кровати для приема гостей по уровню своей престижности было значительно выше, чем стула или даже кресла.

В поздний период правления династии Цин (во время опиумных войн) у кровати архата появляется еще одна функция. Опять же из соображений престижа, кровать начинают использовать при курении опиума, а опиум как средство для приема гостей. В это время происходит изменение размеров кровати архата, и если раньше обвязка имела прямоугольную узкую форму, то теперь она укорачивается и становится шире, чтобы позволить улечься на кровати двум людям. Появляется разновидность кровати архата, которая называется «опиумная кровать».

Кровать архата, как правило, комплектовалась небольшим столиком «канцзи», который использовался на отапливаемой лежанке и служил как в качестве стола, так и в качестве подставки для вещей. По бокам на кровати укладывались подушки, либо небольшие тюфяки. Такие же подушки укладывались под спину сидящему на топчане человеку, обеспечивая дополнительное удобство при сидении. Два человека могли беседовать, сидя боком друг к другу, словно на диване.

Примечательно, что в наши дни в бывших среднеазиатских республиках повсеместно используется топчан, попавший сюда из Китая и использовавшийся в качестве места для сна. В пользу этой версии говорит название столика «чжоза », служащего для приема пищи и имеющего явно не тюркское происхождение.

Название лоханьчуан, было не известно в южных районах Китая, и не встречается в местечковых письменных памятниках.

Кровати архата отличались многообразием форм, одни кровати имели проножку, у других ее не было, кроме того, некоторые внешне очень напоминали топчаны та, другие канчжо (столы для кана), третьи табуреты удэн. Самые очевидные изменения лоханьчуан коснулись спинок. Кровать, имеющая три спинки, называлась «саньпинфэнши» (букв. типа трёхстворчатой ширмы), спинки которой состояли из пяти частей (трехчастная спинка сзади, две по бокам) называлась «упинфэнши» (букв. типа пятистворчатой ширмы). Были и такие, у которых спинки состояли из семи частей, трёх сзади, и по две по сторонам. Спинки обычной кровати архата изготавливались из трёх отдельных цельных фрагментов древесины, могли быть наборными, состоящими из рамы и резных филёнок, могли быть украшены сквозной резьбой.

Цин. Сяо Гуанчао. У Цзинвэнь. «Двенадцать красавиц». Фрагмент. Свиток на шелку. Из собраний Пекинского Музея Гугун

Цин. Сяо Гуанчао. У Цзинвэнь. «Двенадцать красавиц». Фрагмент. Свиток на шелку. Из собраний Пекинского Музея Гугун

Одной из характерных особенностей китайской классической мебели, как наверняка уже успел заметить внимательный читатель, является полное отсутствие всякой мягкой обивки, что принципиально отличает лоханьчуан от европейской кушетки. Существует весьма расхожее заблуждение, что это связано с традиционной заботой китайцев о своём здоровье, результатами исторического и культурного развития, и даже как ни парадоксально с якобы имеющимися особенностями конституции представителей китайского этноса. На самом деле, всё обстоит значительно проще. Классическая китайская мебель почти не покрывалась лаком. Вся она выполнялась из массива ценных пород древесины, отличалась простотой форм, чёткой геометрией линий, а также идеальной обработкой поверхностей, подчёркивающей естественную фактуру и рисунок природного материала.

Кровать архата была одинаково удобна для использования как внутри помещения (в главном холле усадьбы, в кабинете, на женской половине дома), так и вне помещения. Функционально лоханьчуан играла двойную роль, находясь в спальне - служила в качестве кровати для отдыха и сна, а в гостиной во время приема гостей – неким подобием современного дивана.

В наши дни кровать архата приобретают и используют в интерьере скорее из соображений престижа, чем руководствуясь ее функциональными характеристиками. Кровать необычно смотрится в домашней обстановке, добавляя изысканности убранству жилища и престижу в глазах гостей.

Краткая история китайской мебели до начала периода правления династии Мин - часть 4

Мебель из твёрдой древесины, относящаяся к позднему периоду правления Мин, отличалась простотой и изысканностью форм, что собственно и дало рождение такому понятию как «классическая китайская мебель». Благодаря безукоризненной отделке, подчеркивающей естественную фактуру древесины, дерево как поделочный материал ценилось наравне с таким естественным материалом как нефрит. Имея в своём распоряжении такую древесину, мастера-краснодеревщики могли богато украшать её резьбой, не принося в жертву её первозданную целостность. Плотная твёрдая текстура древесины позволяла придать мебели чёткие правильные очертания, что делало её более выигрышной по сравнению с изделиями из лака. Более того, стоила такая мебель дешевле лаковой, была устойчивой и практичной, что в значительной степени обеспечило рост её популярности.

Мин. Ду Цзинь «Собрание восемнадцати ученых мужей свиток 3» Свиток на шелку. Из собраний Шанхайского Музея.

Мин. Ду Цзинь «Собрание восемнадцати ученых мужей свиток 3» Свиток на шелку. Из собраний Шанхайского Музея.

В поздний период правления Мин ослабление контроля со стороны центра привело к бесконтрольному росту торговли, особенно в приморских районах страны. Бурно растущий класс преуспевающих торговцев стал основным потребителем предметов роскоши, включая мебель. Одновременно с этим происходила постепенная ломка общественных устоев. Коррупция и загнивание административного аппарата, истощение дворцовой казны привели к такому явлению, как торговля административными должностями и рангами, дававшая богатым торговцам возможность покупать официальные чиновничьи должности, в результате чего традиционно сложившееся устройство китайского общества сильно пошатнулось.
Центральные власти продолжали терять своё политическое влияние, да и сам император Тяньци самоустранился от политического правления, находя большее вдохновение в мебельном производстве, в то время как дворцовые евнухи соперничали между собой в борьбе за власть, влияние и личное обогащение.

Мин. Ду Цзинь «Собрание восемнадцати ученых мужей свиток 3» Свиток на шелку. Из собраний Шанхайского Музея

Мин. Ду Цзинь «Собрание восемнадцати ученых мужей свиток 3» Свиток на шелку. Из собраний Шанхайского Музея

Очевидно, обострившийся социальный конфликт стал причиной появления в конце периода правления Ваньли книги под названием «Трактат о ненужных вещах», принадлежащей перу Вэнь Чжэньхэна. Хотя большая часть текста представляет собой компиляцию из двух ранних работ Гао Ляня и Ту Луна, труд содержит многочисленные дополнительные замечания автора относительно упаднических тенденций в культурной жизни общества того времени. В дополнение ко всему «Трактат о ненужных вещах» позволяет составить представление о культуре мебели в контексте социальных изменений того времени. Две из двенадцати глав трактата посвящены детальному описанию различных типов топчанов и кроватей, табуретов, стульев, столов, сундуков, книжных шкафов, кресел (шоуфуи ), подставок для ног. Здесь же содержится подробная информация о стилях и формах мебели, материала для её изготовления, конструктивных особенностях и функциональному использованию. Именно благодаря этому труду мы узнали, как высоко ценилась лаковая кровать, украшенная росписью в виде бамбука, подобная той, что была изображена на иллюстрации в энциклопедии «Сань цай ту хуй» Становится также понятно, что культурная элита предпочитала кровати, выполненные в старом стиле, имеющие в своей конструкции проножку для придания ей большей устойчивости, или та в виде платформы-топчана. Автор сообщил нам, что складная кровать (чжэдэ цзяочуан ) прекрасно подходит для использования на лодке во время речных прогулок. Далее автор говорит «…о достаточно элегантных кроватях из кипариса, украшенных резьбой в виде бамбука, которые будут хорошо смотреться в женских покоях или небольшом кабинете».

Несмотря на тот факт, что упоминания в раннецинских источниках о популярности мебели, украшенной резьбой в виде бамбука, встречаются повсеместно, труд Вэнь Чжэньхэня содержит самое раннее упоминание о моде на такую мебель. По иронии судьбы, он сам был человеком, активно пропагандирующим эти художественные формы. Такая мода достигла своего пика в период правления цинских императоров Юнчжэна и Цяньлуна когда технический уровень и навыки в использовании материала достигли высочайшего уровня, что и привело к окончательному формированию формы и стиля.

tags: мебель древнего Китая, китайская классическая мебель, минская мебель, мебель правления династии Мин, цинская мебель, средневековая китайская мебель, очерк истории развития китайской классической мебели, китайское мебельное ремесло, мебельное ремесло древнего Китая, золотой век китайской классической мебели, стилистика классической китайской мебели.

Читайте также: