Кровать в жизни человека

Обновлено: 17.05.2024

Сейчас самое время заглянуть под кровать. Если, конечно, она у вас есть. Если есть - это роскошь и источник дополнительных сил. Раньше иметь кровать могли только богатые люди, обеспеченные. Остальные спали на полу, на сеновале, на полатях, на печке, - да где только не спали. Кровать была символом богатого дома и счастливой жизни.

А двуспальная кровать - это "супружеская двуспальная любовь", как выразился Виктор Шкловский. Такая кровать - центр супружеского мира и семьи. Не у многих она была! Она символизирует долгое счастье и мир в семье.

Философ Розанов уподоблял кровать святой горе Синай, - от до чего он кровать одухотворял. На кровати рождались, отдыхали, спали, любили, рожали, болели и уходили в другой мир. Кровать - это лодка, так считают мистики. На этой лодке мы отплываем регулярно в другой мир, в мир сновидений. А потом - в мир после-смертный, на другой берег, где тоже продолжается жизнь. Вот что такое лодка-кровать.

Кровать стоила дорого и значила очень много. Одиссей устроил супружескую кровать, прикрепив ее к дереву маслины, - это была его тайна и тайна Пенелопы. Может, потому он и вернулся из долгого странствия домой, - к своей кровати, которая звала его и поддерживала?

А философ Спиноза отдал сестре все наследство, которое ему оставил отец. Хотя эта сестра вела себя крайне непорядочно. Спиноза даже дом ей отдал, - он же был философ. И благородный человек. Но он попросил отдать ему кровать, к которой он привык. Ясное дело, сестра ничего не отдала. Да и куда бы бездомный Спиноза кровать-то поставил? Он умер в нищете на голых досках в чужом доме.

Психоналитики пишут, что в кровати происходит понижение уровня сознания, - мы погружаемся в бессознательное. Видим сны или просто отдыхаем, грезим и мечтаем. Именно в постели многим великим людям приходили великие идеи. А Черчилль вообще распорядился поставить кровать в своих покоях в Парламенте, - он отдыхал в постели между заседаниями. Это помогало ему принимать верные решения и восстанавливать силы.

Когда человеку хотели навредить, то подкладывали в постель магические предметы. Ведь человек расслаблен, открыт, он отдыхает, - ему легче причинить вред, пока он в кровати. Это сакральное место.

А в тоталитарных обществах с кроватями боролись, признавая их символом мещанства. Крошечные комнаты не позволяли сделать полноценное спальное место. И советовали использовать походные кровати-раскладушки, раскладывать диваны или, еще лучше, жить в общежитии, как рекомендовал один прогрессивный деятель.

Даже в детских садах иногда кроваток не было. Вот мы раскладывали маленькие раскладушечки из защитного цвета ткани. Застилали матрасики, простынки, одеяло. А после дневного сна собирали свою постель в мешки и несли на горбу, как маленькие гномы, складывали в большой шкаф.

Про кровать-лодку можно долго рассказывать. Даже если у вас кровати нет, лучше бы ее завести. А если нет места, что же, - посмотрите, на чем вы спите. Это и есть ваша лодочка, ваше убежище. Очень важно содержать в порядке и в уюте свое спальное место, особенно - в сложные времена. И вот что; загляните под кровать. Это особое место, - помните, в детстве иногда казалось, что под кроватью живет кто-то страшный и злой. И до сих пор остались отголоски этого страха у некоторых людей.

Все дело в том, что пространство под кроватью действительно считалось особым местом. Там жили темные духи, там прятались домовые и другие таинственные существа. Там скрывалось все злое и темное.

С одной стороны, под кроватью злые духи сидели взаперти.

С другой стороны - оттуда они влияли на человека и могли забрать его здоровье, и душевный покой. А психологически - под кроватью живет наше индивидуальное бессознательное, через которое может транслироваться темная энергия.

Ни в коем случае нельзя ничего хранить под кроватью. Это не склад. Максимум - постельное белье в специальном встроенном ящике. И нельзя позволять пыли и грязи скапливаться под кроватью или под спальным местом; это приносит болезни и несчастья. Нельзя заметать сор под кровать, - это ясно каждой хозяйке. Но вот это самое уязвимое место в вашем доме, так считалось, - место под кроватью.

И самое время заглянуть туда и чисто-начисто вымыть или пропылесосить пол. Убрать все, что там стоит, хранится, - это вредные энергии. И в этих старинных верованиях есть смысл, - если рассуждать с точки зрения символа. Наша ладья, лодка должна быть свободной, - ведь мы путешествуем в ней в иные миры. Ничто не должно мешать, обременять, загрязнять. И для профилактики болезней очень важно очистить место под кроватью.

Если тревожно на душе, если тяжело на сердце, можно просто полежать в чистой постели и отдохнуть. Расслабиться. Тогда и решение придет верное, и силы вернутся. Хотя вот Кант считал постель гнездом всех болезней, - но это он писал о тех лежебоках, которые вообще из постели не вылезают. Не вылезать вредно. Постоянно лежат только больные и умершие.

Но здоровому человеку полезно иногда прилечь и немного отдохнуть. Родная кровать придаст сил, если она чистая, красивая, уютная, если под ней нет мусора и посторонних предметов. Это полезное дело.

Значение теории архетипов в восприятии предметного мира человека (на примере кровати круглой формы)

На протяжении всей своей истории человек не мылит себя без мебели. Она окружает его везде и всюду, влияет не только на физическое, но во многом и на психологическое здоровье. Таким образом, для здоровой жизни человеку нужна комфортная мебель. Особого внимания заслуживает мебель для спальной комнаты, поскольку третью часть своей жизни человек проводит во сне. Несмотря на свое разнообразное обустройство, именно спальная комната играла, играет, и будет играть огромную роль в жизни в жизни фактически всех народов и стран мира. С течением времени вкусы у людей меняются, и требования к обустройству пространства растут. Сейчас спальная комната должна быть не только уютной, функциональной и комфортной, но также обязана быть выдержана в одном стиле. Поскольку спальная комната – это, в первую очередь, место для отдыха, покоя, место, где человек остается наедине с самим собой. Следовательно, в комнате его ничего не должно отвлекать и тем более раздражать. В спальной комнате должны быть созданы все условия для того, чтобы человек смог расслабиться и набраться сил. «Поэтому не стоит жалеть времени и средств, потраченных на ее оформление. Они не однократно окупятся прекрасными сновидениями по ночам и бодрым настроением в течение дня».[1] Главным предметом мебели, без которого спальная комната не будет таковой, является кровать. Таким образом, кровать задает тон не только интерьеру, но и всему жизненному процессу. «Кровать — предмет мебели, предназначенный для отдыха в горизонтальном положении, обычно располагается в спальне, где она составляет основу интерьера».[2] Дизайнерами всего мира регулярно выпускаются многочисленные коллекции мебели для спальных комнат на любой потребительский вкус, призванные сделать жизнь человека максимально комфортабельной. Желание дизайнеров сделать что-то новое, удивить и покорить потребителя привело к тому, что дизайнеры отошли от привычной всем прямоугольной формы кровати и начали экспериментировать. Но на сколько удобными будут являться эти нестандартные решения для покупателя и как они будут им восприниматься, а самое главное – кто будет являться потребителем подобных продуктов дизайна? В данной работе будет проанализирована круглая форма кровати, особенности восприятия ее формы человеком, так же будет выявлен примерный психологический портрет потребителя кровати вышеуказанной модели.

1.1. Значение кровати как предмета мебели в жизни человека

Кровать — неотъемлемый атрибут мебели в жизни человека, это своеобразный спутник, сопровождающий его на протяжении всей жизни. В кровати человек отдыхает, размышляет, мечтает, болеет и умирает. Термин «кровать» в современном понимании этого слова появился относительно недавно - в XV в. В Древнем Египте кровати изготовляли из золота, серебра и слоновой кости. Но кровати тогда были не горизонтальные: ножки в изголовье делались гораздо выше, чем в ногах, поэтому спали египтяне своеобразно - под углом. Если говорить о «простых смертных», то они спали на набитых сеном или листьями тюфяках прямо на полу, или на специально сооруженных подиумах из камня или досок. Никакого особого спального помещения не было, зимой спали поближе к огню, а летом - где придется. Древние римляне очень ценили собственный комфорт: ложе обычно было изготовлено из бронзы, с применением большого количества украшений. Оно использовалось для сна и отдыха, во время трапезы и даже во время принятия государственных решений, что придавало этому действию еще большее величие. Таким образом, исторически сложилось, что кровать должна иметь четыре ножки, которые приподнимают ее раму над полом, так же заднюю и переднюю спинки. Энди Уорхол *предлагает смоделировать образ идеального жилища: необходимо, чтобы человека окружали пустые пространства, таким образом надо избавиться от всей мебели кроме кровати. «Я считаю, что надо жить в. пустой комнате, где есть только кровать, поднос и чемодан».[3] Чемодан будет заменять шкаф, а поднос стане столом, но ничто не сможет заменить кровать. Только кровать сможет заменить все остальное. «Ты можешь делать все, что угодно в кровати — есть, спать, думать, заниматься гимнастикой, курить. Все становится более утонченным, если ты делаешь это в постели. Даже чистка картофеля».[4] Таким образом, кровать становится всем для человека, она подобно дому ограждает его от внешнего мира, даря умиротворенность. «…блаженство возвращает нас к первозданности убежища. Физически существо, обретшее чувство укрытия, сжимается в комок, свертывается клубком, съеживается, прячется, затаивается»[5] - так описывает гнездо Гастон Башляр, французский философ (1882 - 1962 гг.), в работе «Поэтика пространства». И в самом деле, получается, что кровать для человека как гнездо для птенца. Человек рождается на кровати, проводит в ней первый и самый важный период своей жизни. «Жизнь человека начинается со спокойного сна, а в гнезде все яйца хорошо согреты».[6] Человек как частица природы связан со всеобщими законами природы, определяющими его естественное бытие, которое, в свою очередь, диктует человеку свои нормы, когда он, будучи творцом, создает вокруг себя свой рукотворный мир второй природы, предметы жизненной необходимости ради обеспечения своего физического существования и духовной жизни. Предметный мир исходит из тех же основополагающих законов природы и является одновременно и отражением и продолжением природного мира. Создавая свой предметный мир, человек сознательно или бессознательно использует природные формы и конструкции. Окружающие человека вещи в предметном мире не исчерпываются одной лишь функциональностью. Им присущи свои мифы, своя поэтика. Форма и назначение одного и того же предмета сильно варьируются, что делает практически невозможным дать ему четкое определение. Но если определение невозможно, — возможно описание, основывающееся на сопутствующих вещам образах и представлениях.

1.2. Значение теории архетипов К.Г. Юнга на восприятие окружающей среды человеком

Образ окружающей среды дает какое-то представление об основных ее свойствах. Чрезмерно важной для субъекта характеристикой окружающих объектов являются их форма. «Воздействие «простых» форм извне не опасно для человека, поскольку его восприятие подготовлено благодаря наличию архетипов – тех же простых форм, генетически передаваемых на уровне коллективно бессознательного».[7] «Архетип — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, сказок, художественных текстов»[8]. Человеческое подсознание – это своеобразное хранилище человеческого опыта, существующее в форме архетипов, которые, в свою очередь, тем или иным способом управляют организацией индивидуального опыта человека. «Архетип означает типос (печать-imprint-отпечаток), определенное образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы». Каждому архетипу соответствует определенный смысловой ряд, который предрасполагает человека к подсознательной организации его личных переживаний определенным образом. Поскольку подсознание человека формы предметов окружающего его мира воспринимает через архетипы, то, как же будет восприниматься круглая форма кровати по сравнению с давно привычной и исторически сложившейся прямоугольной формой?

2.1. Влияние архетипов на восприятие круглой формы кровати человеком

Подсознание человека, безукоризненно считывающее архетипы, влияет на его отношение к миру окружающих его вещей и предметов. «…Этот врожденный механизм позволяет нам осуществлять семантическую обработку части информации мгновенно и бессознательно».[9] В форме круга выражается архетип целостности. Круг – это архетип центра мира, порядка. «Круг, окружность воспринимаются человеком положительно прежде всего потому, что связаны с его собственным «устройством», участвующим в освоении мира… Круг, как минимум связан с определенностью места, обозначенностью, отсюда – покоем, уютом. В хаосе возникает порядок, дающий физическое ощущение определенности и покоя»[10]. Если опираться на учение К.Г. Юнга об архетипах, то теоретически выходит, что круглая форма кровати будет восприниматься людьми «на ура», а, следовательно, данный продукт дизайна должен будет иметь успех среди потребителей. Так же круг имеет еще и дополнительные значения: данная геометрическая фигура является одним их проявлений архетипа «самости», который также характеризуется целостностью и завершенностью. «Самость - центральный архетип - архетип порядка; суммативность личности. Символизируется кругом, квадратом, кватерностью, ребенком, мандалой и так далее».[11] Круг и различные варианты его образа были названы Юнгом мандалами. «Мандала* - символ центра, цели самости как психической суммации; саморепрезентация психических процессов центрирования; создание нового центра личности. Символически представляется кругом, квадратом или кватерностью симметричным расположением числа четыре и его кратных. В ламаизме и тантрической йоге мандала есть орудие созерцания, местонахождения и место рождения богов. Потревоженная мандала: любая форма, которая отдаляется от круга, квадрата или правильного креста, или чье основное число не равно четырем или кратным ему»[12]. Таким образом, квадратная или прямоугольная форма кровати будет восприниматься человеком определенно положительно. Дополнительным «преимуществом» подобных форм будет являться еще и то, что на подсознательное восприятие архетипов квадрата и прямоугольника накладывается стереотипное мышление человека, в соответствии с которым кровать должна иметь прямоугольную или квадратную форму. Архетип квадрата «…символизирует первоэлемент земли, принцип стабильности. Круг – символ неба».[13] Следовательно, кровати круглой и квадратной формы являются абсолютными противоположностями в той смысловой нагрузке, которую несут в себе. Соответственно, потребители различных форм будут разными. В чем же состоит особенность покупателя кровати круглой формы?

2.2. Примерный психологический портрет потребителя кровати круглой формы

Как было сказано выше, кровать играет важную роль в жизни человека и именно поэтому потребителю необходимо выбирать ее с особой тщательностью. Комфорт и функциональность находятся здесь на первых местах, потому что ничто так не портит жизнь, как неправильно подобранная кровать. Но немаловажным фактором выбора кровати является ее привлекательность, поскольку данный элемент мебели является основоположником стилистики всей спальной комнаты. На предпочтения потребителя влияет огромное количество факторов, но колоссальную роль в выборе играет его психология. Круглая кровать - не краеугольное пространство, богатое символикой и ассоциациями. Это и центр жизни, и мандала, и целая вселенная. При такой насыщенности культурными смыслами спать на круглой кровати могут далеко не все. Несмотря на то, что архетип круглой формы кровати считывается подсознанием всех потенциальных потребителей, но у некоторых ассоциации, вызванные архетипами, вступают в конфликт со стандартным, стереотипным, представлением о том, что кровать должна быть все-таки прямоугольной формы, а не круглой. Этими людьми, как правило, являются консерваторы, которые фактически не приемлют и не впускают в свою жизнь что-то новое и необычное. Новаторам и экспериментаторам кровать круглой формы как раз будет очень привлекательна, поскольку ее форма выходит за рамки обычных представлений о кровати, которые складывались на протяжении истории. Круглая форма кровати абсолютно не обязывает к определенному местоположению тела на ней: можно лежать как угодно – хоть вдоль, хоть поперек. Единственным указателем на место, предполагаемое для размещения головы человека, является спинка кровати, но все-таки форма дает свободу телодвижениям и возможности существования «различных» вариантов расположения человека на кровати.

Заключение

В итоге выяснилось, что хоть архетипы и обладают огромным влиянием на человеческое подсознание и имеют большое значение для восприятия человеком предметного мира, но рациональный, осознанный подход к выбору продукта дизайна тоже наносит свой отпечаток на этот процесс. Таким образом, при восприятии круглой формы кровати у некоторых потенциальных потребителей возникнет конфликт между ассоциативным рядом, вызванным архетипом круга и стереотипным представлением о форме кровати. Далеко не все потенциальные потребители, в силу специфики своей психологии, смогут позволить себе иметь в своей спальне кровать круглой формы. В любом случае, существует категория потребителей, которая покупала, покупает и будет покупать такой продукт дизайна и, будет чувствовать себя абсолютно комфортно.

Краткая история кровати и сна.

По одной из версий слово «кровать» происходит от слова «кров». А это значит, что кровать из покон веков служила укратием, местом защищенным, центром дома, приютом и убежищем. Кровать несла в себе объединяющие функции, ведь еще в средние века жилища домов плохо грелись и всем известно, что спали все вместе, согревая тем самым друг друга. КАК ЖЕ СПАЛОСЬ ЛЮДЯМ НАЧИНАЯ С ДРЕВНОСТИ? 10 тысяч лет назад НАЧАЛАСЬ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТРАСА И КРОВАТИ, с кучи листьев и веток, в лучшем случае завернутых в шкуры убитых животных. Эти первые примитивно обустроенные лежанки, служили не столько комфорту сна пещерных людей, сколько помогали, приподняв человека с земли, защититься от холода, грязи и опасных насекомых.

В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ спалось не особо мягко: они были сделаны из необработанного дерева, покрытого травой или растительными волокнами. Был у тех кроватей и весьма любопытный функциональный нюанс: передние ножки делали выше, чем нижние. Таким образом, изголовье оказывалось выше ног. Сегодня такое положение спинки или изголовья называют «релакс» (полусидя).

В ДРЕЫНЕЙ ГЕРЦИИ от персов перешла традиция ЕСТЬ И ПИТЬ ЛЕЖА (Ох как я понимаю древних греков! ) и как же меня муж ругает за мое пристрастие к "кроватной жизни")))). Кровать таким образом теперь служила не только спальным местом, но и столом. Она представляла собой продолговатую бронзовую раму, украшенную орнаментами и поставленную на четыре или шесть ножек. Сверху располагались мягкий матрас, вышитые покрывала и подушки.

Ложе ДРЕВНИХ РИМЛЯН было схоже с греческим: бронзовая основа со спинкой, богато украшенная орнаментами, в том числе головой животного или птицы. Ложе было застлано дорогими тканями и мехом. Часто завешивалось полупрозрачной тканью (прообразом балдахина) для защиты спящего от насекомых. Кровать использовалась и для сна, и для принятия пищи, и для деловых переговоров; на ней же совершали ритуальный вынос покойника из дома. Вот уж поистине жизнь человека не отрываясь от кровати Но вот что важно! Кровать в Древнем Риме была предметом роскоши. А потому рабы, люди невысоко происхождения и все дети довольствовались стульями, скамейками или ковриками.

В ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Кровать по-прежнему выполняла массу функций. Днем в спальне обитала вся семья. Кровать представляла собой большой высокий ящик, окруженный приступкой, служившей как сиденьем, так и комодом (крышка приступки открывалась). в последствии постамент кровати рос – появилось даже такое ложе, на которое приходилось забираться по специальной лестнице. Интересно, с чем это связано? С самовозвышением человека?

ЕВРОПА XVII – XVII ВВ. На кровать, которая раньше представляла собой лишь каменное возвышение, оберегавшее от сквозняков, начинают смотреть как на элемент декора. Мастера-мебельщики, чей труд теперь оплачивался выше, чем полотна живописцев, начинают использовать дорогие породы дерева и другие материалы, украшать изделия инкрустацией, лепниной или росписью. Во Франции я встречала прекрасные ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, иначе эти "версальские" кровати сложно назвать. Важное место в жилом интерьере французского ренессанса отводится кровати ("lit de parade"); она решается как архитектурное сооружение, оформляется колоннами, балдахином, головным щитом красивой резной работы. Чарльз II как-то выбрал для подарка кровать, вы полненную из 90 килограммов чистого серебра! Кровати являлись ценными военными трофеями. Легкая ткань над кроватью превращается в полноценный балдахин из дорогой ткани, расшитой золотом и украшенной витыми кистями. Он окружал ложе со всех сторон, защищая спящего от холода и сквозняков.

ГУЛЯЯ ПО ЕВРОПЕ ВСЕГДА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ПОСМОТРЕТЬ НА "царские покои" и вот что бросается в глаза: РАЗМЕР КРОВАТЕЙ (порой он очень и очень мал). Часто это объясняется как раз тем, что спали ПОЛУСИДЯ. Или может быть размер кроватей кажется нам, жителям XXI, "современным великанам", маленькими сквозь призму нынешнего гигантизма? Неужели мы так выросли с тех времен, что кровати глазами современного человека кажутся столь малы? Мне больше верится, что спали полусидя. В какой-то книге я читала, что такой сон объяснился медицински. Врачи советовали именно так спать, чтоб кровь не приливала к голове. Вот такие вот дела!

А что было в РУСИ? Кровать в более или менее современном ее понимании популяризовал Петр Первый. Но это касалось знати и дворянства. А крестьяне по-прежнему спали на полатях – высоко поднятых над полом деревянных полках – или на печах. Второе было приятнее, так как печь всю ночь сохраняла тепло и грела спящих. Но там укладывались, как правило, маленькие дети и старики. НА РУСИ спали на полатях, сундуках и лавках. В сундуках даже делали специальные подголовники, на которые можно было положить подушку. Внутри же хранилась одежда, материя, а если на сундуке был замок, то и ценности. ЛАВКИ делали из толстых и широких досок. Ставили их по-над стенами и накрывали тюфяками и полавочниками (аналог современного покрывала). Последние могли быть сшиты из бархата или других дорогих материй (в семьях с достатком), но чаще всего были суконными.

Простите за обилие текста, теперь немного фотографий.

Краткая история кровати и сна., фото № 4
Краткая история кровати и сна., фото № 5
Краткая история кровати и сна., фото № 6
Краткая история кровати и сна., фото № 7
Краткая история кровати и сна., фото № 8

Краткая история кровати и сна., фото № 9

Краткая история кровати и сна., фото № 10

Краткая история кровати и сна., фото № 11

Краткая история кровати и сна., фото № 12

Краткая история кровати и сна., фото № 13

Краткая история кровати и сна., фото № 14

Краткая история кровати и сна., фото № 15

Краткая история кровати и сна., фото № 16

Краткая история кровати и сна., фото № 18

Краткая история кровати и сна., фото № 20

Краткая история кровати и сна., фото № 21

Краткая история кровати и сна., фото № 22

Краткая история кровати и сна., фото № 23

Краткая история кровати и сна., фото № 24

Закончим наш небольшой экскурс в историю сна и кроватей, но прежде, посмотрим на красивые современные спальни

Из истории вещей: Кровати с древности, в СССР и современные кровати

Кровать – это вещь, без которой невозможно обойтись. Она является обязательным предметом любого дома или квартиры. Вся мебель, окружающая человека формировалась веками. А кровати появились в глубокой древности.

Конечно, у первобытных людей ещё не было кроватей, они спали в пещерах группами по несколько человек на полу. Это помогало сохранить тепло. Так было до тех пор, пока не появились дома. Вместе с ними появился прообраз современных кроватей у древних шумеров, которые первыми стали устраивать специальное возвышение для сна около V тысячелетий назад.

Древние египтяне уже начали использовать в качестве кроватей в бронзовом веке деревянные прямоугольные рамы, на которые натягивали сетку, сплетенную из ремней и веревок. Так они приподняли свою лежанку над землей. Древние римляне первыми начали делать деревянные кровати со спинкой в изголовье. Ее украшали бронзовыми накладками. Такие кровати назывались «лектус». А в Древней Греции кровать называлась «краббатионе». Есть предположение, что именно от этого слова и произошло название «кровать».

Что касается железных кроватей, то их принцип устройства и конструкция остаются неизменными на протяжении нескольких тысячелетий. По версии историков, впервые кровати из металла были изготовлены в эпоху железного века (около 1000 года до нашей эры - 500 года нашей эры). Они представляли собой стоящую на нескольких опорах железную платформу без спинок. Как правило, опор было шесть (по краям и посередине), и были они до 0,5 метра в высоту. Платформа имела прямоугольную форму и состояла из наружной рамы, а также прутьев, «сотканных» между собой крест-накрест. Так, например, выглядели этрусские, древнегреческие и древнеримские металлические кровати. Спали на таких предметах мебели преимущественно зажиточные граждане и правители государств, так как металл в то время стоил дорого, а кровати изготавливались вручную.

Со временем кровати приобретали все более сложную конструкцию, их начали украшать драгоценными камнями и слоновой костью. В Средние века в моде были роскошные и изысканные кровати. Считалось, что чем выше кровать находится от пола, тем она лучше. Объяснялось это довольно просто: чем ниже кровать, тем холоднее на ней было спать. В результате на них взбирались по лестнице.

Кровати превратились в настоящие произведения искусства — их делали из ценных пород дерева, украшали резьбой и драгоценными камнями. Все это делало стоимость ложа невероятно высокой, поэтому их могли себе позволить только богатые люди. На кровать сначала накладывали тюфяки, затем сверху клали перину. Все это застилали двумя простынями, а под подушки клали валики. В войнах того времени кровати очень ценились в качестве трофеев.

Древние римляне часто завешивали лектусы полупрозрачной материей, которая со временем трансформировалась в балдахин. Однако случилось это значительно позже. Лишь в XII веке балдахины начали крепить к потолочным балкам. Пик популярности на кровати с балдахинами приходится на XIV-XV века, когда мода на такие кровати распространилась практически во всех европейских странах.

Также в период средневековья появилась кровать с металлической спинкой, которая размещалась в изголовье. Спинка служила украшением каркаса. Её выковывали из нескольких железных прутьев, соединяя их в виде различных витиеватых узоров. Спинка возвышалась над каркасом на высоту до одного (а иногда и более) метра и крепилась к нему под воздействием высоких температур.

Позже кровати начали изготавливать из стальных сплавов. Они выглядели в виде все той же сплетенной из прутьев платформы, установленной на опоры, но имели уже две спинки (в ногах и в изголовье). Каркас кровати и раму платформы отливали, а спинки соединяли с опорами, количество которых было уменьшено до четырех. Такие кровати оказались практичнее и долговечнее прежних, меньше были подвержены коррозии. В таком виде они просуществовали до начала ХХ века.

В домах же простых людей кровать появилась значительно позже – в XIV-XVI веках. Как правило, делалась одна большая кровать, на которой спали все члены семьи.

В начале XVII века история кровати начинается на Руси. Во многом популяризации этой мебели в России способствовал Петр I. В это время кровати появились только у знати. Простые же крестьяне продолжали спать на деревянных настилах и на печах. Такая ситуация сохранялась вплоть до XIX века.

Народы, ведущие оседлый образ жизни обзаводились мебелью тяжелой, удобной, основательной. Ведущие кочевой образ жизни нуждались в легких, мобильных образцах кроватей.

Идеальным образцом металлической походной кровати является складная кровать императора Наполеона, которых полжизни провел в многочисленных путешествиях. Только сталь выдерживала бесконечные сборки – разборки, переезды и воздействие среды – дожди, морозы, жару и динамические нагрузки.

В XVIII веке различали два вида кроватей – французские и польские. Первые были с одной спинкой и ставились посредине спальни. Вторые имели две спинки и располагались в специальной нише – алькове. К концу XVIII века начали появляться кровати с более простым дизайном, соответственно, более доступные.

В середине XIX века француз Делагль изобрел пружинную сетку. С этого времени в течение еще 100 лет для изготовления кроватей использовали металлические трубы для каркаса, на который натягивали пружинную сетку.

Мода на железные кровати приходила и уходила многократно. В старой Европе металлические кровати прижились благодаря тому, что в них негде было прятаться клопам. Это была так сказать гигиеничная мебель. Мода на металлические кровати возросла в Европе начала 20 века, в эпоху появления авиации и автомобилей. Но во второй половине века деревянная кровать опять заняла свои позиции.

В середине XX века на смену металлическим кроватям приходят раскладные диваны. В конце 60-х годов Ч. Холл придумал водяную кровать, которая пользовалась популярностью следующие десять лет. Значимым изобретением была подъемная кровать Уильяма Мерфи, которая позволяла существенно экономить пространство и совмещала в себе функции шкафа.

Появление металлических кроватей в России – стране бескрайних лесных массивов обусловлено непреодолимой проблемой – клопами. Эти насекомые являлись для наших предков настоящим бичом. Клопы размножались в деревянной мебели и не давали покоя людям. Только в металлической кровати эти насекомые не выживали. Металл оставался холодным в любое время года, а клопы любят тепло.

В ХХ веке стальные кровати были запущены в серийное производство. В СССР они выступали чуть ли не основным предметом интерьера спален простых советских граждан.

Железная кровать сразу вызывает ассоциации с непритязательным интерьером советских времен, то есть металлические кровати ассоциируются с дешевыми, неудобными и скрипящими по ночам изделиями прямоугольной формы из стальных прутьев и пружинной сетки.

Но в советское время, когда хорошая деревянная мебель стоила дорого и была в дефиците, такие кровати стояли почти во всех домах и квартирах. В течение нескольких десятилетий они рассматривались как самое доступное решение для подавляющего большинства семей с малым и средним достатком. Такие же кровати были повсюду – в детских садах, в пионерских лагерях, в больницах, в армейских казармах.

Журнал «Социум» №7(19) 1992 год


Другими словами, но о том же самом говорил Сергей Эйзенштейн, полагавший, что кровать – это «истиннейшее поле деятельности человека: здесь он родится, любит, умирает. Кровать именно удел человека. И даже Богу недоступно это завоевание…».

Давайте отнесёмся к этим словам как к. приглашению к основному разговору.

Синай против Голгофы

Гимн брачной постели как мировой оси, как «пупу земли» впервые, пожалуй, встречается в «Одиссее». Соорудив супружескую спальню вокруг маслины, Одиссей прикрепляет к её стволу царское ложе, превращая, таким образом, дерево в основание кровати.

Сопоставление кровати с древом жизни можно обнаружить и в дифирамбах Василия Розанова «супружеской двуспальной любви». Это определение, данное Виктором Шкловским, отражает приверженность Розанова к «детородной любви», традицию которой тот выводил из иудаизма. В одном из многочисленных розановских гимнов деторождению возникает образ Синайской горы, стоящей на четырёх деревянных ногах, образ, «перемешивающий» мировое древо жизни с вселенской горой, поскольку оба указуют на то главное отверстие, сквозь которое божественная энергия врывается во временной мир, знаменуя непрерывность творения: «Пол есть гора светов: гора высокая-высокая, оттуда исходят светы, лучи его, и распространяются на всю землю, всю её обливая новым благороднейшим смыслом. Верьте этой горе. Она просто стоит на четырёх деревянных ножках. Видел. Свидетельствую»*.

Розанов противопоставляет Синай, жизнеутверждающий символ плодородия, аскетической горе Голгофе, олицетворяющей смерть и страдание. Аналогичное сравнение мы находим у упоминавшегося уже Эйзенштейна: «Боги родятся в яслях и умирают на крестах, в то время как человек неразрывно связан с колыбелью жизни». Христианский крест ассоциируется у обоих авторов с образом кровати, утыканной гвоздями. Это монашеская аскетическая постель, весьма типичная, впрочем, и для революционеров – вспомним одного из героев романа Чернышевского «Что делать?». Розанов отвергает монастырскую койку безбрачия и революционного утопизма, прославляя обычное ложе чувственной любви.

К сказанному добавим нечто весьма существенное для нашего разговора. Если в буржуазном доме, прежде всего в Англии и во Франции XIX века, в центре главной спальной комнаты обычно стояла двуспальная супружеская кровать, то в России дело обстояло иначе. Как известно, здесь не было буржуазии в западном смысле слова и понятия семьи как посредника между интересами пола и брака просто не существовало. Более того, двуспальная кровать подвергалась беспрестанным насмешкам, ибо считалась признаком мещанства**.

Высшие классы по-прежнему предпочитали раздельные спальни, причём муж обычно ночевал на оттоманке в своём кабинете. Весьма показательна история (рассказанная Лениным) о профессоре «из бывших», который жаловался, что его принудили – ввиду жилищного уплотнения – спать в одной постели с женой***. Это не было принято!

В низших интеллигентских кругах существовало подобное же разделение покоев. Это объяснялось не только скрытой тягой к «барской» жизни, но и феминистскими мотивами, сформулированными, в частности, в том же романе «Что делать?»: Вера Павловна и Лопухов, несмотря на более чем скромный доход, живут в отдельных комнатах. Собственная комната давала женщине ощущение личной свободы, была ступенькой к равенству, в том числе и сексуальному. Подчеркну, что радикальная интеллигенция интересовалась не традиционным укладом семьи, а утопическими решениями проблемы полов.

Антиэротический эрос?!

Практика раздельных спален влекла за собой ещё одно, менее заметное следствие: она стимулировала безбрачие, заложенное в подтексте фиктивного брака и всей «антидетородной» идеологии «шестидесятников» прошлого столетия. Молодые радикалы женились подчас ради спасения барышень от семейного гнёта и меркантильного брака. Негласный кодекс чести предписывал им воздерживаться от супружеских отношений, что можно рассматривать как оборотную сторону сексуальной политики так называемой «свободной любви». Подобное поведение было вполне мотивировано и в утопической системе координат: утверждение Царства Божия на земле существенно изменит процесс человеческого самопроизводства, оправдав тем самым целесообразность отдельных спален.

Подтекст связанной с этим русской утопической культуры прослеживается во многих литературных произведениях. Так, в частности, Раскольников Достоевского в «Преступлении и наказании», развивая свою теорию необыкновенного человека, открыто провозглашает примат «нового слова» над деторождением: «. Люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных) и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Позиция Кириллова («Бесы»), пожалуй, ещё более явная: «Я думаю, человек должен перестать родить, – говорит он Шатову, – к чему дети, к чему развитие, коли цель достигнута? В Евангелии сказано, что в воскресении не будут родить, а будут как ангелы Божии». (В то время Mari Шатова рожает в соседней комнате).


Символистское поколение также стремилось заменить «детородную» любовь новой формой эроса. Мережковские, например, поставили под сомнение половой акт как таковой, плодом же нового эротического союза предполагался не ребёнок, но высшая андрогинная любовь. Их широко разрекламированный «непорочный брак» и menage a trois**** с Дмитрием Философовым отражал общую «антидетородную» культурную психологию эпохи.

Вскоре после революции этот абстрактный философский диалог между сторонниками семейных ценностей и продолжения рода, с одной стороны, и поборниками утопической любви, преображающей мир и делающей деторождение анахронизмом, – с другой, был низведён молодым поколением авангардистов с небес на землю.

Подобно 60-м годам прошлого столетия, радикальный эротический кодекс 20-х годов нашего века также содержал в себе аскетический подтекст, диктующий безбрачие. Он предписывал если не воздержание, то по крайней мере чисто физиологический подход к сексуальным потребностям (как к исключительно телесным функциям, а не священнодействию во имя продолжения рода человеческого). Так, в романе Евгения Замятина «Мы» противозаконное решение О. зачать ребёнка отражает мировоззрение древних, которым свойственны были материнские чувства, и потомки которых ещё обитают за стеной Единого Государства. В новом мире нет места биологическим семьям или, как их называют Д–503, «частным» детям. Государство присвоило себе даже сам прокреативный дискурс: в одном из эпизодов романа говорится о государственной материнской. груди.

Принижая роль биологической семьи, новые «супруги» стремились заменить её «новой семьёй», отождествлённой с социалистическим коллективом. Эта тема отчётливо звучит, например, в романе Фёдора Гладкова «Цемент». Освобождение, преображение героини Даши выражается в изменении её «спальных» привычек. Когда Глеб возвращается с гражданской войны, она больше не спит с ним в одной постели, а оборудует себе в той же комнате отдельную кровать. А в конце концов во имя коллектива уходит из семьи, жертвуя собственной дочерью, которая и умирает-то во многом от недостатка родительской любви.

Трактуя сексуальность с материалистических позиций, новый советский человек выработал утопический сексуальный кодекс. Поглощённые строительством нового мира, мужчины и женщины подчиняли свои личные проблемы и удовольствия более глобальным социальным задачам. В грандиозных мечтах Льва Троцкого освобождённому человеку предстояло научиться не только «перемещать реки и горы», но даже процесс оплодотворения сделать «коллективно-экспериментальным», поскольку предполагалось, что он не захочет «покорно склониться перед тёмными законами наследственности и слепого полового отбора»*****.

Даёшь антисемейную койку!

Размывание границ между личным и общественным отразилось, в частности, в появлении коммунальных квартир и спален. Ультрарадикальный архитектор Владимир Кузьмин, поддерживающий идею уничтожения традиционной семьи, спроектировал дома-коммуны. Холостые и незамужние должны были ночевать по шесть человек одного пола в каждой комнате. Супружеские пары спали в смежных комнатах, но в случае развода соединяющая комнаты дверь закрывалась.

. Концепция «новой кровати» была также частью общего переосмысления пространства интерьера, связанного с появлением универсальной мебели. Кровать мыслилась не просто многофункциональной и трансформирующейся (днём она превращалась в шкаф, кресло, стол), но и невидимой, скрывающей свою прокреативную функцию. Принцип невидимости не следует путать с европейским викторианством XIX века, где спальня с запертыми дверями превратилась в храм, воздвигнутый во имя продолжения рода, не связываемого более с сексуальным желанием. Советское же общество признавало физиологическую сексуальную потребность, сомнению подвергалась будущность семьи.

В отличие от буржуазной двуспальной кровати – центра семейной жизни – новая советская кровать была аскетически-одноместной. Подобно итальянским футуристам, отечественных конструкторов мебели вдохновляли милитаристские образы. Они заимствовали из военного быта складные кровати, которые обладали демонстративной антисемейной функцией (поскольку предназначались для сна в боевых условиях). Всё это прочно внедрилось в жилые квартиры. Теперь ложе ассоциировалось исключительно с темнотой, когда хорошим работникам полагалось отдыхать с единственной целью – восстановить силы.

Одним из радикальных экспериментаторов в области архитектуры Константином Мельниковым была даже придумана «лаборатория сна», где рабочие подвергались омоложению в специально созданных, научно контролируемых условиях. Автор был убеждён, что рабочие охотно предпочтут лабораторию отдельным домашним спальням и станут мечтать о дне, когда сон повсеместно будет коллективизирован»******.

Я стремилась рассмотреть избранный мною предмет исследования с точки зрения утопической идеологии, рождающей такие понятия, как «уплотнение», «коммунальная квартира» и прочее. Одним словом, всё то, что должно быть «расколдовано» в обратную сторону.

На основании публикации в журнале «Литературное обозрение»


* Розанов В. В. Опавшие листья. Короб 1 Розанов. Уединённое. М.. Издательство полит. литературы. 1990 г., с. 151

**Не следует забывать и о том, что вообще любая кровать считалась принадлежностью богатых, простой люд (особенно деревенский) предпочитал в качестве ложа сеновал, печку, пол и так далее – Ред.

***См.: Stiles R. Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Revolution, N.Y.: Oxpord Unix. Press. 1989. P. 129

****Тройственный союз (фр.)

*****Троцкий Л. Литература и революция, 2-е изд. доп.. М., Гос. изд-во, 1924 г., с. 192–193

******Starr F. Melnikov: Solo Architect in a Mass Society. Rrinceton, 1978. P. 179

Читайте также: