Кровать в стиле людовика 14

Обновлено: 19.05.2024

Король Франции Людовик XIV как никто другой понимал - прочность монархии держится на важности церемониала. Он создал в Версале такую сложную и запутанную систему протоколов, основанных на демонстрации власти и влияния, что даже сотню лет спустя его потомки не смели ничего изменить.

Жертвуя своей личной жизнью и пространством, не оставляя ничего тайного и проводя на глазах у придворных все время, король контролировал таким образом и все аспекты жизни своих подданных.

Каждая минута жизни короля проходила в окружении множества придворных. Даже просто проснуться в одиночестве было непозволительной роскошью, ведь церемония одевания короля служила одним из рычагов дворцовой политики. Людовик превратил эти утренние часы в настоящее искусство.

Сама по себе традиция одевания не была придумана Людовиком XIV. Старинный обычай принимать посетителей во время, когда король облачается в одежды существовала еще в VIII веке во времена Карла Великого. К Его Величеству допускали просителей, и он решал их дела, судил и примирял спорщиков. Во второй половине XVI века Екатерина Медичи посоветовала своему сыну Карлу IX соблюдать данную церемонию, так же как поступал его отец Генрих II. В спальню короля допускались слуги и аристократы.

День Людовика XIV начинался в восемь утра, когда его будил главный хранитель королевской спальни. Этот слуга спал рядом в парадной спальне за золоченой балюстрадой, отделявшей большую парадную кровать от остальной комнаты. Хранитель поднимал занавески и закреплял их тяжелыми золотыми шнурами.

В комнату входили главный врач и главный хирург, а так же няня короля, пока она была жива. Няня нежно целовала своего венценосного воспитанника в лоб, а затем врачи интересовались, хорошо ли Его Величество спал и уносили королевский ночной горшок для дальнейших исследований.

Интересно, что король не всегда просыпался в парадной государственной кровати, где начиналась церемония пробуждения и одевания. Иногда он вставал гораздо раньше и отправлялся на охоту, но вернувшись укладывался в роскошную парадную постель в ожидании начала представления, где ему необходимо сыграть главную роль.

Через 15 минут после пробуждения короля, в спальню приглашали аристократов, имевших привилегию находиться тут. Эту привилегию можно было купить с одобрения Его Величества или унаследовать. Знатные господа отстаивали свое право допуска в королевскую спальню и очень гордились им. Людовик XIV приветствовал их в ночной рубашке и коротком парике. Один из знатных присутствующих подавал ему таз с водой для умывания, другой полотенце. Строгий этикет жестко регламентировал, кто и в каком порядке может приблизиться к королю.

После того, как король умывался, ему помогали переодеться из ночной рубашки в дневную сорочку. Каждый рукав придерживали мальчики-пажи. Людовик XIV сильно потел и менял белье несколько раз в день.

Теперь те, кто имели привилегию присутствовать при одевании короля могли поговорить с ним наедине. Королю подавали халат, парикмахер взбивал его парик, а цирюльник начисто брил. Если король был в хорошем настроении, в этот момент его можно было попросить о чем-то важном и получить согласие.

Чем дольше король одевался, тем больше людей заходило в комнату. К моменту, когда король надевал чулки и туфли, там уже был «весь Версаль». Конечно из числа тех, кто обладал привилегией войти. Это были не только аристократы, но и министры, секретари и маршалы Франции.

После того, как церемония одевания заканчивалась, Людовик XIV отправлялся в свой рабочий кабинет и принимал посетителей в порядке важности. Он озвучивал секретарям свой план на день и занимался государственными делами. Иногда по утрам король отправлялся навестить своих многочисленных детей, не всегда законнорожденных, но очень любимых.

Весь день его Величества проходил в строгом соответствии с церемониалом, будь то прием послов, обед или игра в карты. Но именно так он управлял всеми теми аристократами, когда-то замыслившими против него Фронду. Все эти представители знатнейших фамилий были постоянно заняты споря о том, кто сегодня удостоится чести завязать бант на рукаве короля.

Интересные факты о кроватях


В природе не существует ни одного человека, не имеющего представление о кровати. Люди считают, что знают о кроватях абсолютно все. Но они очень заблуждаются на этот счет. Не верите? Убедитесь в этом сами, прочитав нашу статью. В ней мы раскроем 19 интереснейших информационных данных о кроватях:


Огромнейшей коллекцией кроватей располагал Французский король Людовик четырнадцатый. В его владениях насчитывалось 413 различных кроватей. Ему бы не хватило и года, чтобы каждую ночь проводить на новой постели. Сегодня же в мире огромное разнообразие кроватей, львиную долю которых можно посмотреть на сайте и даже, в случае если она вам понравится, купить, не выходя из дома.

На фото кровать Людовика 14 в Версале


Понятие «кровать» произошло от древнегреческого «клине», что было близко по значению современному слову «поликлиника». Под поликлиникой в древней Греции понимали здание со множеством кроватей.

Народы Китая наделяли постель божественной силой. Они считали ее символом новой жизни. И не зря! Как показывают демографические показатели, в Китае наблюдается наибольший процент рождаемости.

Постель Наполеона и его возлюбленной украшали бюсты сфинкса, что являлось символикой величайшей империи.

на фото знаменитая походная кровать Наполеона


Кровать, когда-то находившаяся в расположении Петра первого, хранится в целости и сохранности по сегодняшний день. Она находится в городе на Ниве в загородной резиденции императора.


Французы написали целое произведение, посвященное кроватям, под названием "L'élit", что означает «избранный».

Постель может служить не только средством для сна. Она может применяться и в качестве тренажера. Не можете в это поверить? Это действительно так. В первой половине 90-х годов врач Штауфер для своей больной жены, которой требовалось восстановить больную спину, изобрел тренажер. Никаких упражнений на нем выполнять было не нужно, достаточно просто лежать без движения. Это было крайне неудобно. Длительное лежание в положенной позе способствовало задействованию разных мышечных групп. Данное изобретение существует сейчас, оно немного видоизменено, усовершенствованно, применяется для излечения от остеохондроза.

Известный писатель Марк Твен, назвал постель одним из самых опасных мест на Земле. Лежа на них, доживает свои последние дни множество людей.

Кровати подразделяются приблизительно на десять видов. Наибольшее распространение получили: классические, раскладные диваны, кресла-кровати.


Обладательницей крупнейшей кровати являлась француженка Ла Паива, к тому же ее кровать считалась самой дорогой. Ее цена составляла около ста тысяч франков.

Самой огромной кроватью в истории человечества является кровать, выпущенная в конце 1990-х годов. Страной изготовителем являлись Нидерланды. Ее длина превышала 5 метров, а ширина была более 3 метров.


Жители Китая, по-видимому, очень любили подолгу нежиться в постели, именно они создали кровати подогревом.

В русских преданиях кровать нередко выступала в качестве важной составляющей жизни главных героев. Помните сказку об Илье Муромце?

В Англии создали постель, имеющую форму кареты, ее радиус составлял 3 фута. Она проектировалась, изготавливалась целых 6 месяцев. Ее стоимость колеблется в пределах 47 тысяч долларов.

Кровати не всегда имели прямоугольные форму, данный вид они приняли только в начале 19 столетия. До этого периода народы России доверяли свой сон русским печкам, полатям. В странах Европы люди спали на высоченных кроватях. На них нельзя было взобраться, не прибегая к помощи лестниц.

Постели королей имели навесы. Они помогали дольше удерживать тепло, так как во дворцах было прохладно.

Утренние секреты короля Людовика XIV

Каково было жить в Версальском дворце при Дворе Людовика XIV

Жить как король или королева. или, что еще лучше, жить как король или королева в Версале. Золотой дворец мечты, где все кажется возможным. Разве это не здо́рово.

На самом деле в наших квартирах (даже в стареньких хрущёвках) и домах разных размеров больше комфорта, чем у Короля-Солнца в Версале, и он бы нам в этом точно позавидовал.

Мы уже говорили об общей гигиене в Версале, теперь поговорим об общих жилищных условиях, и они, прямо скажем, были не очень хорошими. Конечно, у Людовика XIV и его семьи были все удобства, армия слуг и много места, но это не относилось ко Двору в целом. Королевская семья, то есть король и королева, их дети и внуки, а также семья Месье , семьи Конде́ и Конти́, а также различные любовницы и все их слуги занимали 150 комнат в средней части замка.

У них были свои апартаменты, их точное местоположение менялось с годами, но тем не менее они были. Это не касалось всех, кто имел право жить в Версале. Было бесчисленное множество дворян, занимавших должности при дворе, и хотя Версаль определенно огромен, не было возможности принять их всех. И если кто-то не принадлежал к немногим счастливчикам или, скорее, к немногим важным господам, нельзя было ожидать великолепной квартиры. Надо было радоваться маленькой и холодной комнате.

Не все должностные лица постоянно находились в Версале, чтобы служить своему королю, они служили в срок, но было достаточно сложно вместить всех, кому приходилось служить постоянно. Поэтому те, у кого была должность и свой кабинет, и кто должен был приходить с докладом к королю, не всегда жили в Версале. Большинство из них имели жильё в каком-то боковом здании. Иногда можно было получить деньги, чтобы снять комнату вне стен Версаля.

Конечно, у каждого чиновника имелся хотя бы один слуга. Так что Версаль был постоянно переполнен, и людям приходилось делить крошечные комнаты или апартаменты с другими, почти не оставляя себе возможности для уединения.

Жизнь в Версале была настолько престижной, что люди предпочитали ее более просторным кварталам в городе или собственным отелям и замкам. В то время, как у кого-то вроде мадам де Монтеспа́н были роскошные апартаменты с кабинетом, приемной, прихожей (и не одной), гостиной, уже не говоря о спальне, у некоторых благородных дам были комнаты размером с кладовую, и они делили эту комнату с другой дамой. Ни расписных потолков, ни позолоченных дверей, ни дорогих гобеленов там не было, но это был Версаль, поэтому герцогиня была счастлива быть помещена в комнату размером с метлу под крышей, где очень жарко летом и ледяной холод зимой.

Мадам де Сталль, дама из окружения герцогини дю Мэн, описывала свои жилищные условия (как теперь принято говорить) в Со и Версале следующим образом:

«Я была поражена, увидев отведенное мне жилище. Это была антресоль, такая низкая и тёмная, что мне приходилось наклоняться, когда я шла и нащупывала дорогу. Нельзя было дышать из-за недостатка воздуха и согреться из-за отсутствия камина. Холод начал давать о себе знать, и у нас была только одна гардина на нас четверых, в которой можно было согреться, но я предпочла холод дурному характеру и безвкусным разговорам моей компании. Я запиралась в своей «пещере» и утешала себя чтением. Эта лачуга была не только моей: еще одна дама, которая ночевала в спальне герцогини дю Мэн, делила её со мной днем. У неё были часы для сна, и, поскольку она была замужем, это было единственное место, где она могла увидеть своего мужа наедине. В такие моменты мне приходилось уходить. Если было сыро или холодно, у меня не было убежища, кроме галерей. Моя комната в Версале, где мы провели зиму, была еще более невыносимой. В неё никогда не проникал луч солнечного света. Дама, более замкнутая, чем та, что была у меня летом в Со, находилась там днем и ночью. Нехватка места приводила к постоянным спорам, а дым от камина часто заставлял нас вообще покидать комнату.»

Личные потребности не играли никакой роли при выделении жилых помещений. Те, кому нужно было постоянно сопровождать хозяина или хозяйку, жили относительно близко. Тех, кому не нужно было присутствовать постоянно, размещали в соответствии с их рангом везде, где было место. Если кого-то нужно было переместить в другую комнату, это обычно приводило к ряду перемещений, и часто случалось, что кто-то в конце концов оказывался без места вообще и должен был ждать, пока какая-то из комнат освободится.

Иногда дело доходило до абсурда. Однажды мадам де Помпадур пожелала иметь друга в качестве соседа, и для этого пришлось переселить жителей ни много ни мало десяти квартир. Если они не были членами королевских семей, здесь не было места для младенцев, детей или подростков.

То, чему Людовик XIV наверняка позавидовал бы каждому из нас, – это центральное отопление. В королевских покоях с высокими потолками зимой никогда не было тепло. Там были огромные камины, но на самом деле это не помогало из-за открытых дверей и окон, которые не закрывались должным образом.

Как пишет Лизелотта фон дер Пфальц, жена Филиппа Орлеанского, в одном из своих писем тётке в Пфальц 5 марта 1695 года:

То, что немка не врёт, становится ясно из мемуаров герцога де Сен-Симона, в которых он писал, что зима 1709 года была настолько холодной, что

Да и камин в комнате – удовольствие далеко не для каждого. Еще одна проблема с каминами – дымоходы. Они часто были недостаточно большими, чтобы обеспечить необходимую вентиляцию воздуха, или, если было ветрено, дым возвращался вниз через трубы и окутывал всё едким туманом. Маркиза д'Онниса́н, например, написала несколько писем с жалобами на свой камин. Она пишет, как плохо функционирующий камин окутывал всю её спальню дымом и мебель окрашивалась в черный цвет. А графиня де Тессе́ жалуется на другую проблему с камином. В её случае дымоходы в квартире пропускали слишком много дождя и паркет попросту сгнил.

Наличие квартиры в Версале не означало, что можно было сделать эту квартиру уютной, сделав кое-какие изменения здесь или там. Каждое изменение требовало разрешения… даже для мелких вещей, таких как установка каких-то оконных жалюзи, чтобы летом не попадало солнце, а их установка не всегда разрешалась. Никаких оконных жалюзи на садовой стороне замка не допускалось, потому что это испортит общий вид. Нельзя было и просто красить стены. Требовалось разрешение, а если оно было получено, приходилось ждать появления королевских художников… дни, недели, месяцы.

В большинстве случаев король покрывал расходы на ремонт, а также спонсировал такие предметы, как зеркала и канделябры. Бедных господ, отвечавших за содержание дворцовых апартаментов, постоянно засыпали письмами придворные с требованием того или иного ремонта или предмета. Некоторые часами выстаивали у кабинета управляющего дворцовым хозяйством, чтобы всучить очередную жалобу прямо в руки, а не передавать через секретаря, который мог просто засунуть её в мешок для мусора.

Еще одна проблема дворцового жития – вездесущая пыль. Версаль во времена Людовика XIV постоянно строился. Всегда была часть замка, где велись строительные работы. Комнаты и залы реконструировались, стены разбирались, чтобы освободить место для чего-то еще, велись работы на фасадах, на лестничных клетках, в коридорах… и пыль была повсюду. Дамы в своих тяжелых парчовых платьях сметали подолами и шлейфами пыль, она проникала в ткани, в парики, в еду. Везде.

Строительные работы, конечно, тоже давали постоянный и назойливый шум. Вдобавок шумовой фон создавали все придворные, все слуги, все…

Очередная проблема жизни во дворце заключалась в освещении комнат. Больше всего пользовались апартаментами с большими окнами, хотя зимой в них действительно было очень холодно. но по крайней мере эти большие окна пропускали немного света. Комнаты же на первом этаже и на чердаке, как правило, были очень темными, если они не со стороны сада. А комнаты, выходящие во внутренний двор, почти не видели прямого солнечного света.

И еще были паразиты. Здесь не идет речь о неопрятных придворных, хотя их тоже было много, проблема была в настоящих мышах и крысах. В XVIII веке в Версале возникла серьезная проблема с крысами из-за запущенного ремонта. Крысы селились везде, где могли, и имели доступ к пище. Стаи крыс жили под полом кухонь, складских помещений и внутренних дворов.

Сами понимаете, если место очень многолюдно, болезни распространяются очень быстро. Версаль по своему устройству походил на чашу, полную бактерий. Люди редко мыли руки, да и и мылись, прямо скажем, не слишком часто. По нашим меркам, общая гигиена была неважнецкой. Таким образом, болезни могли распространяться быстро и легко. Их невозможно было сдерживать, и если происходил случай заболевания кого-то из жителей Версаля оспой или корью, целые крылья дворца закрывались, и люди спешно покидали это место.

Тот факт, что Двор больше не ездил так часто, как раньше, также способствовал распространению болезней. На протяжении веков французские короли меняли свои резиденции каждые несколько месяцев. Но к тому времени, когда Версаль стал резиденцией короля и правительства, Двор практически всегда оставался на месте. Это мешало уборке. Когда-то резиденции очищались и ремонтировались после того, как ее покидал король. Он переезжал в следующую, оставался там некоторое время, уезжал, и все повторялось сначала.

Версаль был оккупирован постоянно, поэтому основную уборку и ремонт нельзя было проводить спокойно. В некоторых частях замка уборкой и ремонтом часто пренебрегали, что приводило к неровным деревянным полам, крошащейся штукатурке, протекающим крышам и кучам грязи и пыли.

Итак, у нас имеются маленькие комнаты, мороз зимой и невыносимая жара летом, несносные соседи по комнате, плохое освещение, неработающие, протекающие и дымящие камины, отсутствие чистоты и ремонта, масса бактерий и болезни, общий неприятный запах и паразиты, вечный шум, гам и суета….

Да, Людовик XIV и жители Версаля нам бы очень завидовали…

Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи:

Стиль Людовика XIV — вершина безраздельной власти роскоши в дизайне интерьера

Стиль Людовика XIV — это направление в дизайне интерьера середины XVII — начала XVIII веков, для которого характерно изящное сочетание классицизма и барокко. В стиле Людовика XIV оформлен один из наиболее известных дворцовых комплексов мира — роскошный Версаль. Строительство этой роскошной королевской резиденции продолжалось более 40 лет, а над воплощением грандиозной идеи монарха трудились лучшие архитекторы, дизайнеры и мебельщики Франции.

Стиль Людовика XIV. Интерьер в стиле Людовика XIV, один из многочисленных залов Версаля

Стиль Людовика XIV часто именуют «Большим стилем», но не только в знак признания значительного его влияния на европейскую архитектуру и дизайн. Это название также недвусмысленно подчеркивает масштабность и умопомрачительную дороговизну реализации грандиозных планов короля.

Стиль Людовика XIV. Интерьер в стиле Людовика XIV, зал с расписным потолком и картиной

Периоды и особенности стиля Людовика XIV

Стиль Людовика XIV господствовал во Франции на протяжении более 70 лет и за это время постоянно претерпевал некоторые изменения. Эксперты в сфере дизайна выделяют 3 основных периода развития этого направления:

  • Ранний (1643-1660) — с преобладанием мотивов античного и французского классицизма.
  • Средний (1660-1690) — с широким заимствованием элементов стиля барокко.
  • Поздний (1690-1715) — с постепенным смещением акцентов оформления комнат в сторону свободных линий и легкости форм.

Стиль Людовика XIV. Интерьер в стиле Людовика XIV, уголок зала с двумя зеркалами, секретером и камином

К характерным особенностям стиля Людовика XIV в дизайне интерьера можно по праву отнести:

  • Огромные картины художников размерами выше человеческого роста на стенах.
  • Большое количество дворцовой мебели из элитных пород дерева, украшенной искусной резьбой, инкрустацией и позолотой.
  • Утонченную форму ножек мебели (комодов, секретеров, столов, стульев и кресел).
  • Обшивку сидений и спинок дорогими тканями с замысловатыми орнаментами. и шелковых тканей в убранстве комнат.
  • Массивные люстры из хрусталя, подвешенные к расписному потолку.
  • Большое количество самого разного декора (кружев, посуды, кованых элементов) в обстановке помещений.
  • Широкое использование мрамора и ценных пород древесины в качестве основных отделочных материалов.
  • Богатое оформление зеркальных и картинных рам.

Стиль Людовика XIV. Интерьер в стиле Людовика XIV, зал с камином и массивной хрустальной люстрой

Король-солнце с помощью целой плеяды искусных мастеров создал уникальный роскошный стиль интерьера, величие которого и сегодня производит потрясающее впечатление на любого человека. Но в наши дни даже самые богатые люди крайне редко пытаются копировать такую обстановку в своих апартаментах.

Стиль Людовика XIV. Интерьер в стиле Людовика XIV, дворцовый зал со скульптурой и расписными потолками

История стиля Людовика XIV

История Большого стиля неразрывно связана с эпохой правления Людовика XIV и берет свое начало с 1643 года. В наследство юному 5-летнему королю, вступившему на престол, от отца достался Лувр, который на протяжении более 300 лет был официальной резиденцией французских монархов.

Стиль Людовика XIV. Интерьер в стиле Людовика XIV, зал с парадным портретом короля

В те годы в искусстве господствовал классицизм, а реальное управление Францией находилось в руках кардинала Мазарини. Поэтому ранний период Большого стиля не ознаменовался значительными изменениями в дизайне и архитектуре.

Стиль Людовика XIV. Интерьер в стиле Людовика XIV, зал для приема гостей

Но в 1661 году после смерти Мазарини Людовик сконцентрировал в своих руках абсолютную власть и незамедлительно начал действовать. Он отдал распоряжение о строительстве Версаля, который тогда представлял собой скромный охотничий домик. Амбициозный монарх привлек к реализации своего замысла лучшие умы Франции, лично руководил строительством и расширением дворца вплоть до своей смерти.

Стиль Людовика XIV. Интерьер в стиле Людовика XIV, зал с ковром, камином и люстрой

Над созданием роскошного дворцового комплекса трудились выдающие мастера:

  • Андре Ленотр (André Le Nôtre) занимался ландшафтным дизайном огромной территории комплекса площадью более 8,2 км²;
  • Людовик Лево (Louis Le Vau) и Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) возглавляли архитектурные работы;
  • Шарль Лебрен (Charles Le Brun) был назначен ответственным за внутреннее оформление комнат дворца; (André-Charles Boulle) создавал роскошные образцы мебели.

Стиль Людовика XIV. Интерьер в стиле Людовика XIV, спальня с будуаром

Именно Шарлю Лебрену большинство историков приписывают авторство создания Большого стиля в дизайне интерьера. Известный художник умело пользовался покровительством короля, подбирал декоративное оформление для каждого зала и лично расписывал помещения Версальского дворца. Для эффективного воплощения в жизнь замыслов монарха Лебрен основал «Мануфактуру королевской меблировки». Это предприятие в течение почти 30 лет занималось производством для Версаля:

    и мебели;
  • светильников и драпировки; и подоконников.

Стиль Людовика XIV. Ковер в стиле Людовика XIV

Лебрену удалось изящно совместить воедино элементы классицизма и барокко в новом стиле дизайна, который очень нравился королю. Художник руководил работами по внутреннему оформлению Версаля вплоть до своей смерти в 1690 году.

Стиль Людовика XIV. Комод в стиле Людовика XIV

После кончины Лебрена Людовик XIV не нашел ему достойной замены и постепенно начал терять интерес к идее дальнейшего расширения своей резиденции. В последующие 25 лет Большой стиль хоть и оставался господствующим, но начал испытывать серьезное влияние зарождающегося рококо. Смерть Людовика XIV в 1715 году ознаменовала собой закат популярности именного стиля великого французского короля. Настало время перемен и были созданы условия для появления новых направлений дизайна интерьера.

Стиль Людовика XIV. Секретер и стул в стиле Людовика XIV

На портале Very Important Lot посетители всегда могут принять участие в аукционах искусства и приобрести любые предметы антиквариата. Наш сайт также предоставляет всем желающим прекрасную возможность купить картины и предметы декора всех стилей и направлений напрямую у современных мастеров.

Читайте также: