Кровать петра 1 в петергофе

Обновлено: 26.04.2024

Насчет роста Петра I существует две теории – одна опирается на мнение людей, которые могут сами изучить и в прямом смысле слова «пощупать» руками вещи великого императора, а вторая опирается на народные догадки, мол, раньше все люди были маленькие и низкие.

С этим трудно спорить, ведь четыре века назад на Руси мужчина ростом 165 см считался рослым, а доспехи, которые находят археологи в местах исторических битв, часто не превышают 46-48 размера, что по нынешним временам сравнимо с размерами одежды школьников средних классов, но никак не с русскими богатырями. Где же истина?

Петр был высок, худощав и хорош собой

Историк Василий Осипович Ключевский в своей книге «Исторические портреты» описывает императора как великана, который был «без малого трех аршин ростом» и был выше окружавших его людей «на голову». Христосуясь на Пасху, он постоянно был вынужден наклоняться – до боли в пояснице. Далее Ключевский указывает, что Петр пошел в мать – Наталью Кирилловну и позаимствовал у Нарышкиных живость, энергию, мышечную силу – он мог свернуть в трубочку серебряную тарелку или разрубить ножом на лету кусок шерстяной ткани. Шаг его был настолько стремителен, что другим приходилось поспевать за ним едва ли не вприпрыжку.

Долго сидеть на месте он не мог – на пирах то и дело уходил в комнаты – размяться и был большим охотником до танцев. Если учесть, что «петровский», то есть введенный самим Петром аршин был равен 71,12 см, то его рост был немногим ниже 213,36 см, Однако вплоть до начала XIX века в России ходил и другой аршин – от 68,6 см, но и в этом случае рост императора был немалый – 204 см. При этом одежда, оставшаяся от императора, и его обувь говорят о том, что он не был богатырем – размер его камзола достигал современного 48 российского размера, то есть он был худощав и узкоплеч, а нога его была мала для человека такого огромного роста – и едва достигала 39 размера.

Это подтверждают иностранцы

Прижизненный портрет Петра в полный рост, написанный европейским художником Иоганном Готфридом Таннауэром, подтверждает его высокий рост. Герцог Сен-Симон, принимавший Петра в Париже, вспоминал, что русский царь был «очень высок» ростом, худ и хорошо сложен. У него было круглое лицо, высокий лоб, короткий нос, густые брови и «крупные» губы. Герцог обратил внимание на то, что Петра были красивые глаза, взгляд – живой, умный и проницательный, а вид величественный и спокойный, а когда царь забывался, то сразу становился диким, суровым, а по лицу то и дело пробегали судороги.

При этом «наружность выказывала ум, величие и не лишена была прелести». Польский историк Каземир Феликсович Валишевский приводит в книге «Петр Великий» свидетельства из архива французского Министерства иностранных дел, в которых говорится о том, что Петр приятен, красив, очень высок, но неимоверно сутул: «…он горбится на ходу хуже голландских матросов, которым, очевидно, старается подражать».

Или он был обычным?

На чем же основаны предположения, что Петр не был высокого роста по современным меркам, а гигантом его называли лишь низкорослые современники? В основном на размерах мебели, которой были обставлены покои императора, да на высоте дверной притолоки в Домике Петра в Санкт-Петербурге, где император жил в летнее время. Действительно, дверные проемы там низкие, а мебель для современного высокого человека весьма неудобна и больше подходит для человека ниже среднего роста. Возразить на это можно лишь то, что Петр комфорту предпочитал работу, и некоторые историки явно упоминают то, что низкие притолоки, перед которыми императору приходилось склоняться, его не смущали. Кроме этого, спать сидя в XVII веке считалось не только нормальным, но и полезным. Европейские лекари того времени считали, что такая поза минимизирует возможность «удара» (инсульта) и полезна для мозга.

А поскольку Петр страдал неким нервным расстройством, от которого лечился в Европе, а по лицу его то и дело пробегали судороги, то скорее всего, такую позу для сна и небольшую по размеру кровать он выбрал сознательно. В Домике Петра возле входа есть специальная табличка, на которой есть отметка роста императора – 2 метра 4 сантиметра. Еще одна версия говорит о том, что император был всего 170 см ростом, поскольку якобы все остальные в XVII веке были не выше 140 см, и он казался им гигантом. Однако экстраполяция русских мер, таких как «локоть», «аршин», «сажень» говорит о том, что и раньше на Руси средний рост мужчин оставлял примерно 160–163 см.

Точно такой же рост Петра – два метра четыре сантиметра, вам скажут экскурсоводы на официальной экскурсии по Эрмитажу. Кстати, такой высокий рост был не редкостью в те времена. Ближайший друг и соратник Петра – генерал-адмирал Франц Лефорт был на несколько сантиметров выше императора.

Монплезир в Петергофе – любимый дворец Петра I

Расположенный за пределами Санкт-Петербурга Петергоф – это живописнейшая резиденция Российской императорской семьи. Это место было выбрано первым российским императором Петром для размещения фонтанов, парка и нескольких дворцов. Петра I так поразила красота Версаля и Амстердама, что он задумал и воплотил в жизнь идею создания романтичного паркового комплекса с великолепными фонтанами.

Большой Дворец в Петергофе


Отличие великолепного фонтанного парка Петергофа от Версаля в том, что вода в нижний парк льется с Ропшинских высот из-за разницы высот и фонтаны работают целый день. В Версале же фонтаны включают всего лишь несколько раз в день.

Оказавшись под впечатлением от фонтанов Петергофа в первый раз, времени на посещение Большого Дворца и многочисленных павильонов обычно не хватает. Но в Нижний парк Петергофа хочется приезжать вновь и вновь.

лестница около Большого каскада


В этой статье мы расскажем о посещении Монплезира — любимого дворца Петра Первого. Он расположен в восточной части Нижнего парка.

красивый газон перед Монплезиром

Петр I планировал Монплезир как удобный дом для проживания и встречи иностранных гостей. Дворец на берегу Финского залива был построен самым первым.

Для оформления левой и правой художественных галерей император лично отбирал картины знаменитых европейских живописцев. И, внимание, многие оригиналы картин сохранились до наших дней!

Дворец может служить хорошим примером рациональности для многих правителей. Минимализм планировки, расположение спальной комнаты по соседству с хозяйственными помещениями и большим залом, вид на Финский залив, пристань в 3 минутах ходьбы – все это соответствовало, по мнению Петра I, загородному жилищу просвещенного императора.

Для осмотра Монплезира нужно купить в кассе билеты. Билет для взрослого стоит 300 рублей, для льготной категории граждан — 200 руб., дети до 16 лет проходят бесплатно.

Билеты можно приобрести

Санитарный день – один раз в месяц каждый последний понедельник месяца.

время работы и санитарный день


Имейте в виду, что дворец-музей не работает во время дождя и при высокой влажности.

Фотографировать в музее строго запрещено. За этим следят смотрительницы в каждом зале.

После покупки билетов, около совсем непрезентабельного входа в Дворец необходимо дождаться, когда соберется группа от десяти человек.

экскурсовод около Монплезира

Летом группа собирается очень быстро, и буквально через несколько минут всех приглашают пройти в первый зал.

экскурсанты ждут начала экскурсии

И вот первая (правая) художественная галерея Монплезира. Экскурсовод вам расскажет подробно о сохранившихся картинах конца 17, начала 18 века.

художественная аллея в музее

Роспись потолка символизирует четыре времени года.

роспись потолка в галерее

Вы пройдете через великолепную Китайскую комнату, в ней находится древнейшая фарфоровая китайская посуда.

китайские туристы в музее

Из Китайской комнаты попадаем в Парадный зал. Сразу взгляд устремляется вверх. Роспись потолка и лепнина очень живописны.

четыре арлекина на потолке

статуи богинь на потолке

боковая сторона росписи

роспись в парадном зале

красивая лепнина в зале

Структура дворца очень простая. Центральная часть — это Парадный зал, слева и справа от него по три небольших комнаты. Слева расположены спальня императора, кабинет секретаря (первым его занимал будущий князь Меншиков), морской кабинет.

В кабинете секретаря на бордовых лентах размещены несколько десятков картин европейских художников.

картины на бордовых лентах

Балдахин над кроватью Петра I. Во время экскурсии обратите внимание, что кровать императора совсем небольшая. Естественно возникает вопрос, как при росте больше двух метров спал на ней Петр? Так вот, в то время врачи рекомендовали спать полусидя, чтобы кровь не приливала к голове, поэтому и кровать такая небольшая. В спальне есть несколько сохранившихся вещей Петра I.

спальня императора

В морском кабинете много картин с изображением кораблей, морских баталий, портов. Петр I лично принимал молодых людей, обучавшихся за границей морскому делу и устраивал экзамен около картин, где спрашивал о названии или предназначении той или иной морской снасти, название изображенных кораблей.

Справа от Парадного зала расположены буфетная, кухня и Китайская комната. На кухне можно увидеть настоящий водопровод, медный бак был установлен на крыше дворца и вода самотеком поступала в кран.

В буфетной много старинной посуды и пресс для глаженья белья. В кухню и буфетную заходить нельзя, но можно осмотреть через дверные проемы.

китайские вазы на шкафу

Во вторую (левую) художественную галерею мы попадаем, пройдя через кабинет секретаря.

экспозиция в комнате секретаря

Вам продемонстрируют первый императорский туалет с использованием канализации.

туалет с канализацией

Обратите внимание на напольную плитку, она ровесница Дворца, ей почти 300 лет.

окаончание экскурсии в музее

На выходе экскурсовод ответила на все возникшие вопросы, рассказала несколько интересных историй о восстановлении Монплезира после Великой Отечественной войны.

Этот дворец небольшой, но какой-то домашний и очень уютный и оставил о себе приятные и теплые впечатления.

Кровать петра 1 в петергофе

3 сентября музыкальный концерт в Ораниенбауме не состоится




  • 23.09.2022 — 24.09.2022 Осенний праздник фонтанов 2022
  • 17.10.2022 — 18.10.2022 ДЕТСТВО ВО ДВОРЦЕ
  • От метро "Автово" до остановки "Правленская ул." или "Разводная ул." Автобусы: №200, №204, №210
  • От метро "Проспект Ветеранов" Маршрутки: К-639Б. Автобусы: №103, №343
  • От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции "Новый Петергоф". От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №351А, №351Б, №352, №356, №463, №489
  • От метро «Автово» до остановки «Александрия» Автобусы: №200, №201, №204, №210
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутки: К-639Б. Автобусы: №103, №343
  • От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №162, №201, №278
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»). Автобус №200, №204, №401
  • От метро «Проспект Ветеранов» Автобус №343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
  • От метро «Автово» до остановки «Торговая площадь» Автобусы: №200, №204, №210
  • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Торговая площадь» Автобусы: №103, №343
  • От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №351А, №351Б, №356, №463, №489, №162, №201, №278
  • От метро «Автово» до остановки «Фронтовая» Автобусы: №200, №204, №210
  • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фронтовая» Автобусы: №103, №329, №343

12 сентября в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее открылась передвижная стендовая выставка "Петергофский Монплезир — "удовольствие" Петра Великого", организованная в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра I и вошедшая в масштабную программу мероприятий Ассамблеи петровских музеев России. Первой экспозиционной площадкой выставки стал Псковский музей-заповедник, а после Каргополя проект можно будет увидеть в Архангельске.

Стендовая выставка рассказывает о личности Петра Великого, его увлечениях и привязанностях, через повествование о любимом петергофском дворце царя. Экспозиционные модули проекта ведут зрителя по Монплезиру с остановками в Лаковом кабинете, Парадном зале, Морском кабинете, Кухне, Спальне Петра и картинных галереях. В основе визуального ряда — предметы исторической коллекции, связанные с жизнью и судьбой первого российского императора. Мотив арки и характерные панорамные окна с расстекловкой, ставшие узнаваемым символом петровской эпохи, определили стилистическое решение выставки. Дополняет экспозицию ландшафтный компонент — аллюзия на тему барочного сада.

Стендовую выставку можно посмотреть в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее до 17 октября 2022 года.

Дата постройки: 1714-1723 гг.

Архитекторы: Андреас Шлютер (1660-1714), Иоганн Фридрих Браунштейн (?-?), Жан-Батист Леблон (1679-1719), Николо Микетти (1675-1759)

На самом берегу Финского залива стоит любимый загородный дворец Петра I – "Монплезир" (фр. monplaisir — "моё удовольствие"). Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого царя, наметившего не только местоположение, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки и т.д. В облике "Монплезира" отразились незаурядность личности первого российского императора, его эстетические вкусы, интересы и привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли "Голландским домиком". Французский посол Кампредон писал: "Комнаты в "Монплезире" малы, но очень удобны, и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам".

Галереи и комнаты дворца украшены полотнами западноевропейской живописи XVII-XVIII веков, большая часть из которых относится к первоначальной коллекции, собранной Петром. Для размещения большой коллекции китайского фарфора в "Монплезире" был создан уголок Востока – Лаковый кабинет. Его стены декорированы большими черно-лаковыми панно с миниатюрной живописью, выполненной в китайском стиле. На прикрепленных между панно полочках-консолях размещен восточный фарфор, который в петровскую эпоху чрезвычайно ценился и являлся предметом особой гордости владельцев.

Парадный зал, находящийся в центре дворца, – одно из лучших достижений петровского барокко. Характерные темы смены времен года, изменчивости мироздания, построенного на четырех стихиях, отражены в скульптурном и живописном оформлении купола. Для отделки стен на английский манер использован благородный вощеный дуб. Парадный зал "Монплезира" – свидетель самых разнообразных событий. Здесь отмечались семейные праздники и победы русского оружия, проводились приемы иностранных послов. Огромный стеклянный кубок на столе напоминает о серьезном наказании: штрафном "Кубке Большого орла", который во время пиров наполняли до краёв вином и подносили нарушителям правил, введенных царем.

Редкие предметы кухонной посуды выставлены в опрятной Кухне, оформленной на голландский манер. Здесь иногда готовила и супруга царя Екатерина Алексеевна. Особенностью монплезирской кухни является наличие каменной раковины для мытья посуды, вода для которой подавалась по трубе от фонтана "Сноп". Водопровод и проточно-промывная канализация, созданные для "Монплезира", были значительными новшествами для XVIII века.

Рабочий кабинет Петра I связан с морской темой. Одним из важнейших направлений деятельности царя было создание флота. Из окон кабинета открывается вид на Финский залив, Кронштадт и Санкт-Петербург. Нижняя часть стен кабинета украшена плитками, на которых мастера изобразили 13 типов парусников того времени. Забавные обезьянки в росписи потолка напоминают о путешествиях в заморские страны. Навигационные и измерительные инструменты, представленные на полках шкафа-поставца, свидетельствуют о морских занятиях императора – знатока кораблестроения и морского дела.

Особую атмосферу ушедшей эпохи создают сохранившиеся личные вещи царя, которыми он пользовался в повседневной жизни: фетровый ночной колпак, полотенце, кувшин и тазик для умывания.

Ни один российский монарх не забывал о "Монплезире" – на него смотрели, прежде всего, как на одну из самых почитаемых реликвий отечественной истории. Дворец, сохранивший до наших дней значительную часть подлинной отделки и убранства, является жемчужиной в дворцовой коллекции Петергофа.

Дворец Монплезир – детище и любимец Петра I

Дворец Монплезир

На прибрежной полосе пологого берега Финского залива, у самой воды, в Петергофе, расположилось элегантное строение – любимый дворец Петра I, Монплезир. Место на берегу, рядом с морем, откуда видно проходящие корабли, выбрал сам Петр I. В переводе с французского языка название означает «Мое удовольствие». Дворец – любимое детище Петра, в создание которого император вложил душу, лично определив планировку залов, устройство сада и фонтанов.

Строительство дворца

Строительство началось в 1714 году с участием команды архитекторов. Проектировал резиденцию немецкий архитектор Андреал Шлютер. Строительством руководил зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Качество работ контролировал итальянец Никола Микетти, петергофский парк основал французский архитектор Жан БатистЛеблон.

Еще Дворец, 19 век

Царь желал удобное и практичное жилье, где царит уют и спокойствие. Монплезир оправдал ожидания государя. Здание, построенное через 9 лет в стиле голландских традиций, отличалось простотой и комфортом. Во дворце проведен водопровод и канализация – новое явление для России XVIII века.

Архитектура Монплезира

Дворец выглядит скромно и изящно: в убранстве нет ничего помпезного и лишнего. Монплезир – одноэтажное кирпичное здание протяженностью 67 метров, с высокой шатровой крышей, не имеет крыльца, пол начинается на уровне земли.

К центральной части примыкают две галереи с небольшими павильонами. Стены прорезаны узкими окнами, чередующимися с глубокими нишами, что подчеркивает представительность здания.

Простая архитектура

Прямо над водой со стороны выходящего к морю фасада поднимается высокая каменная терраса, выстланная голландским кирпичом и обнесенная белой балюстрадой. Фигурные столбики ограждения подчеркивают уют и изящество сооружения.

Петр любил засыпать во дворце под звук волн. Выйдя днем на террасу, любовался Кронштадтом и Петербургом. У основания террасы громоздятся мощные гранитные валуны. Ближе к берегу установлена гранитная статуя Нептуна, владыки морей, – символ победы России в борьбе за выход к Балтийскому морю.

Дворец воплотил веяния голландской архитектуры с атмосферой легкости и безмятежности, которая перенесена и во внутренние покои дворца.

Интерьеры резиденции

Внутренняя планировка резиденции проста и рациональна. Петр внес в свой любимый дворец лучшее, что увидел в иноземной жизни. Здесь все свидетельствует о личности царя, интересах, вкусах и привычках.

Роскошь внутри

Интерьеры дворца дышат уединением и спокойствием. В Монплезире император отдыхал, встречался с послами иностранных государств, с капитанами, корабельными шкиперами и русскими купцами. Здесь проводил пышные ужины, дружеские встречи и ассамблеи-съезды царского двора. Гости отмечали, что маленькие комнаты чрезвычайно удобны для жизни.

Залы и другие помещения

В центре здания – Парадный зал, к которому с одной стороны примыкают Секретарская, Спальня и Морской кабинет. С другой – Китайский кабинет, Кухня, Буфетная.

Парадный зал оформлен в традиции петровского барокко с простотой и сдержанностью в убранстве. Зал, двери которого выходят на берег Финского залива и в сад, простирается в ширину дворцового корпуса. Стены отделаны вощеным дубом, а пол – мраморными черно- белыми плитками, подобно шахматной доске.

Над центральной частью зала поднимается большой купол, делая помещение просторным и торжественным. Потолок покрывает многоцветная роспись на тему времен года. В центре – покровитель искусств бог Аполлон в окружении богов Четырех ветров. Растительный орнамент с букетами цветов обрамлен затейливым лепным декором.

Морской кабинет окнами обращен к заливу. Отсюда открывается панорамный вид, который бесконечно вдохновлял императора, влюбленного в море. Дубовые панели кабинета украшают образцы кораблей времен Петра, сделанные по его эскизам.

Навигационные измерительные приборы, стальная шкатулка и инструменты в шкафу – свидетельство морских занятий императора, знатока кораблестроения. Забавные обезьянки в росписи на потолке напоминают о путешествиях царя в заморские страны.

Китайский кабинет (Лаковый кабинет). Для размещения коллекции китайского и японского фарфора в Монплезире создан специальный зал, представляющий уголок Востока, – Лаковый кабинет.14 иконописцев полтора года создавали для кабинета одиннадцать больших вертикальных чернолаковых панно с изображением сцен восточного быта.

Китайский кабинет

Вокруг – малые панно, которые запечатлели летящих среди облаков сказочных птиц, драконов, журавлей. Потолок украшен лепными гипсовыми орнаментами в виде дубовых листьев, ветвей, развевающихся лент. Фарфор размещен на специальных полочках, гармонично вписанных в интерьер панно.

В опрятной Кухне – посуда, оформленная на голландский манер. В каменную раковину для мытья посуды вода подавалась по трубе из фонтана Сноп.

Секретарская – деловое помещение. По стенам кабинета – картины западноевропейских живописцев. Тульская металлическая шкатулка с короной и вензелем Петра I декорирована литыми деталями – головками петровских солдат в треуголках. Украшает кабинет резное кресло с затейливым орнаментом с изображением русского герба и монограммами Петра I.

Паровая комната с вещами для банных процедур использовалась по назначению. Пол выстлан гладко обструганными сосновыми плахами, потолок – из липы. При нагревании помещения липа источает приятный медовый запах. В углу – шайка для веников и ушат, рядом расположилась печь с лежащими на ней ядрами. Их нагревали и поливали водой, добиваясь нужной температуры в парной.

Банный комплекс

В любимом дворце Петр открыл первую в России Картинную галерею. Для этого император лично приобрел коллекцию полотен европейских живописцев, украшающих комнаты дворца. Коллекцию царь украсил русским стеклом и посудой.

Императорская спальня

Спальня изолирована от Парадного зала, вход возможен через Морской кабинет. Спальня императора, с детства любившего небольшие помещения, – образец дворцового интерьера. Ощущение теплоты и уюта достигается хорошим освещением комнаты.

Стены Спальни затянуты однотонной зеленоватого цвета материей. На полу – паркет геометрического рисунка. Камин украшают пышные гипсовые гирлянды цветов, на потолке – маски смеющихся Сатиров.

Спальня

Основная часть Спальни занята кроватью с пологом. Умывальный столик, облицованный латунью, зеркало в золоченой резной раме непринужденно вписываются в интерьер. Особую атмосферу создают личные вещи царя: покрывало ручной работы, халат, полотенце, фетровый ночной колпак, деревянная расписанная кружка, кувшин и тазик для умывания.

Сад Монплезира

Перед южным фасадом дворца – сад протяженностью 72 метра. Прямые аллеи с яркими узорчатыми цветниками делят его на четыре зоны. В центре – фонтан Сноп, по обе стороны от которого расположились 4 фонтана Колокол со скульптурами.

Внутренний двор

Позолоченные бронзовые изваяния Психеи и Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах в виде ваз и колонн с желобками. Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает по желобкам тонкой пеленой, создавая впечатление стеклянного колокола.

На боковых аллеях сада – скамейки-диванчики. Здесь скрываются фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра I в 1723 году. Как только гуляющие по парку ступали на камешек рядом со скамейкой, струи воды обливали гостей.

Сад Монплезира

С середины XVIII века Монплезир приобрел статус мемориала, связанного с именем Петра I. Реликвия не поражает роскошью и величием, но простота, изысканность и законченность деталей подчеркивает значение маленького дворца для правителя великой державы.

Читайте также: