Кровать йога с гвоздями

Обновлено: 17.05.2024

Последнее время большую популярность набирает новый медитативный тренд – стояние на гвоздях, или, как его правильно называть, практика с доской садху, или йога-деск. Многие знаменитости, блогеры, медийные персоны периодически выкладывают на своих страничках в социальных сетях, как они стоят на гвоздях и «перезагружаются». Стоит ли испытать на себе чудодейственные свойства доски садху и ожидать, что так можно избавиться от всех болезней, проблем и пересмотреть взгляды на жизнь? Разбираемся в вопросе.

Немного истории

Гвоздестояние – одна из мощнейших медитативных практик, известных с давних времен. Сегодня она набирает популярность среди тех, кто хочет раскрыть свой внутренний потенциал, найти гармонию с собой, достичь поставленных целей.

Корни этой практики очень глубокие, уходят в древнеиндийский эпос «Махабхарата». Во время одной из битв тело героя по имени Бхишма пронзило множество стрел, на которые он упал. Раненый остался лежать на них, как на мягкой кровати, не касаясь земли. Зрелище было впечатляющим, и боги благословили великого воина. Бхишма смог отсрочить свою смерть. Он лежал 58 ночей на стрелах, ожидая зимнее солнцестояние. Образ Бхишмы стал символом смирения и искупления грехов. Йоги начали использовать практику лежания на гвоздях в память об эпическом герое и заметили в ней полезные для телесного и ментального здоровья свойства.

С конца 2020 года во всем мире наблюдается всплеск интереса к доскам садху

Появились центры и курсы, которые специализируются на обучении гвоздестоянию, обещая в результате занятий тотальное преображение на всех уровнях, перезагрузку, принятие себя и окружающего мира, избавление от страхов и обретение смысла жизни.

Стояние на гвоздях – это медитация, поэтому во время практики на доске садху можно прокачать свою духовность со всех ракурсов

Вы очистите сознание, поймете, что вам действительно нужно от жизни, привлечете удачу, деньги, гармонию, вторую половинку. Гвоздестояние помогает учиться управлять своими эмоциями, снижает стресс, поднимает настроение, развивает внимание и концентрацию, улучшает интеллект, повышает работоспособность. Исчезают внутренние блоки и страхи, приходит осознание себя, снижается чувствительность к боли, снимается напряжение во всем теле, уравновешивается психоэмоциональное состояние. Благодаря этому вы станете более терпеливым, сможете сосредоточиться на важных и сложных задачах, будете выполнять их не отвлекаясь. Правильный подход к практике гвоздестояния помогает научиться управлять своим телом и использовать внутренние ресурсы себе на пользу.


Медитация так не работает. Она фокусирует внимание на дыхании, очищении каналов, циркуляции энергии по телу. Гвоздестояние может сработать как самовнушение. В процессе преодоления себя в организме начинают вырабатываться гормоны счастья и стресса. Дофамин и эндорфин притупляют боль, вы чувствуете эмоциональный подъем и готовы свернуть горы.

Почему все решили стоять на гвоздях — и нужно ли это вам?

Откуда вообще появилась идея лежать, стоять или сидеть на гвоздях?

Корни у такой практики по-настоящему глубокие — они уходят в древнеиндийский эпос «Махабхарата» (начало его составления пришлось на III век до нашей эры, а окончание — на IV век нашей эры). Это гигантский труд, состоящий из более 75 тыс. двустиший. Главное, что надо знать в рамках разговора о гвоздестоянии, — это история героя по имени Бхишма, земном воплощении бога неба. Во время одной из битв его тело пронзило множество стрел, на которые он упал и остался лежать, словно на кровати, не касаясь земли. Это зрелище смирило даже богов, которые смотрели с небес с почтением в Бхишме и благословили великого воина. Благодаря магическому дару Бхишма смог отсрочить свою смерть и, лежа на своем «ложе из стрел», он терпеливо ждал 58 ночей до зимнего солнцестояния. Этот образ стал символом смирения и искупления грехов.

Йоги использовали практику лежания на гвоздях как дань легенде о Бхишме и как часть своей духовной практики. Но популяризации образа йога на гвоздях поспособствовал британский колониализм: такая практика самоистязания казалась представителям западной культуры цирковым представлением. Так, известная фотография йога в Индии, сделанная британским фотографом Гербертом Понтингом в 1900 году, называется «Факир сидит на кровати из гвоздей».

В западной культуре взаимодействия тел с гвоздями так и остались элементом мистических шоу и представлений фокусников. А еще «кровать из гвоздей» перекочевала в школьные и университетские лекции о законах физики: американский UCLA, например, рекомендует преподавателям с помощью человека на гвоздях, возложенного на него груза и молотка демонстрировать первый закон Ньютона (закон инерции).

Почему все решили стоять на гвоздях именно сейчас?

Облегченные и менее пугающие вариации лежания на гвоздях с нами уже давно — стоит вспомнить, например, массажные коврики с пластиковыми «колючками». Когда и почему многие стали интересоваться так называемыми досками садху, понятно не до конца. Но если отслеживать статистику поисковых запросов, становится ясно, что в России люди стали постепенно искать информацию о гвоздестоянии зимой 2020 года, — за год до этого таких запросов было почти ноль. А своего пика интерес, судя по всему, еще не достиг: на данный момент количество запросов по поисковым словам «доска садху» и «гвоздестояние» только растет. Скорее всего, одна из студий стала активно продвигать новую услугу в соцсетях — а остальные не захотели отставать от передового тренда. Причем если посмотреть на динамику поисковых запросов по всему миру, становится ясно, что такой всплеск интереса произошел только в России .

Для чего люди ходят «на гвозди»? Это вообще безопасно?

На страницах с рекламой гвоздестояния можно встретить самые разные обещания: от полной перезагрузки и «входа в состояние потока» (что бы это ни значило) до излечения болезней и даже достижения оргазма. Важно понимать, что у таких обещаний, конечно, нет серьезной доказательной базы. Кроме того, врачи предупреждают, что распространенное сравнение гвоздестояния с рефлексотерапией на самом деле некорректно. « Стояние на гвоздях не равно акупунктура , — объясняет врач-невролог BestDoctor Павел Смирнов, — встать на гвозди не значит правильно поставить акупунктурные иглы». При этом сама иглорефлексотерапия нередко входит в стандарты комплексного лечения неврологических заболеваний, но обладает низким уровнем доказательности и применяется только в качестве дополнения основных методов терапии.

Смирнов подчеркивает, что такие практики, как гвоздестояние, точно нельзя рассматривать как метод лечения (даже вспомогательный). И не только из‑за отсутствия данных об эффективности, но и из‑за небезопасности. Врач напоминает, что при стоянии на гвоздях всегда есть риски повреждения кожных покровов и последующего инфицирования, как бы преподаватели ни уверяли в обратном .

Впрочем, далеко не все ходят «на гвозди» ради магического исцеления. Многим такая практика помогает сбросить напряжение, расслабиться и получить заряд эндорфинов. Дарья Дудина рассказывает, что впервые услышала о гвоздестоянии из рекламы в инстаграме — и решила попробовать. «Я склонна к любопытству ко всяким практикам, но при этом стараюсь отделять это от чрезмерной эзотерики, — рассказывает девушка, — в той рекламе я увидела больше психологии, чем эзотерики, поэтому записалась на первое занятие». Оно оказалось групповым, и в качестве подготовки к вставанию на гвозди проходила групповая медитация, а затем все участники разогревались и двигались в танце.

«Со стороны это, наверное, выглядело как лютый кринж, — говорит Дарья, — но мне сложно представить, что можно встать на гвозди, просто вернувшись из офиса домой. Какая‑то перенастройка настроения должна произойти».

На самих гвоздях в первый раз Дарья простояла около минуты: было больно, но, сойдя с них, девушка почувствовала расслабление. «Но я отчетливо понимала, что преодоления чувства боли я не испытала», — признается она.

Второй раз Дарья решила взять индивидуальное занятие. Так как преподавательница работает телесно-ориентированным терапевтом, такие занятия предполагают работу с запросом клиента. В начале практики Дарья много говорила о своей проблеме, а также об образах и ассоциациях, которые с ней связаны. После этого снова был разогревающий танец, а следом — вставание на гвозди. В этот раз Дарья простояла 25 минут. «Все это было с болью и криками, но на десятой минуте болезненные ощущения отпустили, — рассказывает она, — появилось чувство облегчения и желание танцевать. Дальше можно стоять без боли очень долго — только снова вставать на пол больно». Дарья уверена, что возможность долго простоять на гвоздях и получить тот самый эндорфиновый приход — заслуга правильного дыхания и человека, который находится рядом и контролирует практику.

«Это нереально расслабляет — я потом день-два летаю, в теле долго сохраняется легкость, — описывает девушка эффекты от практики, — а еще мне нравится момент преодоления: каждый раз немного горжусь собой, что перешагнула боль и познала дзен». Дарья добавляет, что психотерапию такие практики заменить не могут, но совмещение классической терапии и «встряски на гвоздях» ей очень подходит.

Почему гвоздестояние может приносить удовольствие, расслабление и выброс эндорфинов?

Психолог, экзистенциальный психотерапевт

Практики гвоздестояния рекомендуют фокусировать внимание не на боли, а на дыхании, на запросе. В более эзотерическом подходе — на «очищении каналов», «циркуляции энергии в чакрах» и внутренних органах. В такой медитативной технике можно получить эффект самовнушения, общего расслабления, снятия телесного напряжения . Трансовые состояния также используются в психотерапии — например в гипнозе.

Думаю, за ощущения от стояния на гвоздях отвечает также «отвлекающий эффект». В медицине он возникает при использовании местнораздражающих средств, например, горчичников. Это все тот же механизм раздражения нервных окончаний кожи, который приводит к расширению кровеносных сосудов, подавлению болевых импульсов и выбросу эндорфинов.

Как экзистенциальному психотерапевту мне кажется понятным желание человека прикоснуться к духовному, непознанному, заглянуть внутрь себя, приручить свои страхи и найти смысл. Во все времена для этого люди обращались к религии и духовным практикам. С развитием психотерапии наш выбор расширился. Сейчас, в кризисной обстановке, мы особенно нуждаемся в устойчивой опоре. Каждый вправе идти своим путём, обусловленным воспитанием, опытом и окружением. Мы находим свои смыслы в беседе с другом, переезде, новом хобби, духовных и физических практиках, в том числе в стоянии на гвоздях. Но для того, чтобы решить глубинные запросы, изменить жизненный сценарий, стать более психически устойчивым, я советую обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, психиатру). Гвоздестояние же может добавить в жизнь эмоциональных красок и физических ощущений. Стоит помнить, что в вопросах здоровья очень важно не упустить время и не отвлечься на второстепенное.

Зачем йогины спят на гвоздях?

Зачем йогины спят на гвоздях? - купить доску с гвоздями

Зачем йогины спят на гвоздях, ходят по битому стеклу, тлеющим углям, глотают яд, выходят обнаженными на пронизывающий холодный ветер, неужели йогины рискуют жизнью, для того, чтобы позабавить публику? Или все же это - средство самосовершенствования, самопознания?

Во-первых, все эти практики можно обнаружить не только в йоге, они также есть и в других культурах. Конечно, часть их стала составной частью шоу. Но большей частью эти практики относятся к исцеляющим, основанным как на тактильном воздействии на тело, так и более глубоком воздействии – не только на систему грубых тел, но и на следующие уровни – тонкие и причинные тела.

Индийские йоги в своих медитативных практиках использовали кровать из гвоздей. Конечно, вид лежащего на такой кровати человека немного беспокоит наблюдателя. И зря – количество гвоздей вбитых на одном уровне в доску велико – поэтому вес лежащего распределяется по всей поверхности кровати. Необходимо равномерно распределить всю поверхность спины или стоп по гвоздям и не совершать горизонтальных движений. Сложнее становится тогда, когда количество гвоздей уменьшается. Но все – дело привычки или тренировки, и любое количество гвоздей станет для вас перинкой, если вы постепенно снижать их количество и тренировать свою способность – расслабляться в первую очередь.

Специалисты рефлексотерапии - направления нетрадиционной медицины - утверждают, что острые гвозди воздействуют на рефлекторные зоны, стимулируя работу внутренних органов и улучшают кровообращение.

Но – не в технике этого процесса дело!

Надо сказать, что в школе йоги Анандасвами есть ряд основополагающих принципов – один из них - одной ногой в древних традициях, другой – в современной жизни. Есть много других действенных способов медитации, глубокого расслабления, способов достижения пратьяхары и медитативных практик. Одну из них мы практикуем на практиках крия-йоги (динамической медитации) – другую на практиках нидра-йоги (медитации на грани сна и бодрствования). Уместно здесь вспомнить и 1 принцип йоги (непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости…), чтобы понять, нужно ли тебе сейчас ложиться на гвозди.

С тех времен прошли годы, люди придумали много полезных и продвинутых вещей. В том числе – нашли замену гвоздям. В России это - аппликатор Кузнецова и аппликатор Ляпко, различные массажные мячики, дорожки и прочее. В Индии – придуман Шакти-мат. Это тоже – аппликатор , сделанный из полимера в форме Шри Янтры, древнего сакрального символа, который гармонизирует пространство и сознание человека, а также стимулирует правое полушарие, помогает войти в особое расслабленное состояние.

Боль, особенно в начале применения, присутствует. Но потом процесс становится приятным, он приносит облегчение тем, у кого болит спина или проблемы со сном, стрессы или проблемы с весом.

Благодаря воздействию острых кончиков аппликатора стимулируется множество важных акупунктурных точек, и высвобождаются эндорфины. В результате – мощная стимуляция кровообращения и глубокое расслабление.

Ответ - вместо гвоздей можно применять современные аналоги. Использую ли я их? Нет. Как я уже сказал, мне нравятся немного другие практики, да и по плану – у меня сейчас другие цели и задачи, к которым в соответствии со вторым принципом йоги, я иду эффективно – не отвлекаясь на возникающие сторонние, второстепенные цели, иногда очень даже привлекательные и манящие!

Зачем лежать на гвоздях и как правильно лечь на доску садху новичку

Зачем лежать на гвоздях и как правильно лечь на доску садху новичку

Аскеза на доске садху открывает безграничные возможности, но не каждый знает, зачем лежать на гвоздях и как правильно начинать практику.

Содержание:

Изучая практику лежания на гвоздях, не стоит останавливаться на поверхностных знаниях. Просто «захотел, взял и лег» здесь не пройдет. Прежде чем начать аскезу, нужна серьезная подготовка и понимание, что будет происходить с вашим телом, душой, какой будет реакция организма, что вы получите в результате. Разберемся, зачем лежать на гвоздях и как правильно это делать новичку, чтобы полученный опыт для новоиспеченного йога не стал негативным. Чтобы не возникло отвращение и нежелание возвращаться к этой непонятной страшной «пытке».

Зачем ложиться на гвозди


Лежать на гвоздях, как и стоять на них, часто больно. И эту боль невозможно перетерпеть, если нет понимания, для чего это нужно делать, в чем польза, и когда нет заветного желания, которое обязательно должно осуществиться. Что же все-таки дает аскеза и зачем лежать на гвоздях:

  • Вы начнете осознавать возможности своего тела, развиваете духовность.
  • Укрепите силу воли, понимание того, что только вы в ответе за свою жизнь.
  • Ощутите, как ваше тело становится здоровее, уходят или затихают хронические заболевания.
  • Ощутите сильный прилив положительной энергии, которая даст силы бороться с трудностями.
  • Научитесь проживать и отпускать боль, переключать свое сознание, отделять второстепенное от важного.

Это всё в комплексе помогает человеку стать более успешным, добиваться поставленных целей, разделять важное и второстепенное. Но чтобы проявилась эта польза, лежать на гвоздях спиной нужно правильно, иначе ничего не будет работать.

Как правильно освоить практику

Начинать аскезу гвоздележания нужно с поиска хорошего тренера, который изучает практику уже не первый год, а еще обладает некоторыми навыками психолога. Очень важно, чтобы в курс дела вводил наставник, который помогает разобраться в себе, своих ощущениях, чувствует ваше настроение и состояние в каждом этапе проведения аскезы на садху.

Подготовка к йоге включает:

  • Осознание, почему терапия нужна именно вам.
  • Поиск серьезной цели, которая будет мотивировать пройти этот путь.
  • Подготовка атрибутов для медитации на гвоздях: соответствующая музыка, свечи, подходящая доска, небольшая подушка под голову, любимые успокаивающие благовония.
  • Проветривание помещения, в котором будет проводиться практика.

Простая инструкция, как правильно лежать на гвоздях:


  1. Установите доску на ровной поверхности, где вам удобно будет находиться вместе с учителем, чтобы ничего не мешало. Если доска с гвоздями будет лежать неровно, вы можете получить травму.
  2. Сядьте спиной к садху, наставник в это время будет находиться сзади вас.
  3. Потихоньку начинайте опускаться назад, опираясь на локти. Не делайте резких движений, опускайтесь плавно. Наставник будет поддерживать вас со спины, подложит под голову подушку, чтобы вы могли расслабиться.
  4. Когда опуститесь полностью, вы ощутите боль, но она будет терпимее, чем при стоянии на гвоздях. Постарайтесь расслабиться и настроить себя на мысли о цели, это придаст немного сил.
  5. Постепенно боль начнет отпускать, вы почувствуете как напряжение отпускает ваше тело, попробуйте в мыслях прощупать каждую освободившуюся клетку. Тренер всё время должен следить, чтобы вы лежали на гвоздях правильно.

Находиться на гвоздях впервые нужно минимальное время, всего несколько секунд, но этого достаточно, чтобы вы успели окунуться в вихрь эмоций, которые вас накроют. Увеличивать время нужно постепенно. Когда вы сможете спокойно лежать больше пяти минут, можно осваивать самостоятельное гвоздележание.

Вставать с доски нужно не спеша, как и при гвоздестоянии, чтобы не поранить кожу. Чтобы вы случайно не упали назад, наставник придержит вас, поможет подняться. После процедуры разотрет спину, чтобы неприятные ощущения, которые могут остаться после аскезы, быстрее ушли. После терапии полезно полежать немного в позе Шавасаны, это даст возможность полностью прийти в себя.

Когда нельзя ложиться на садху

Как бы ни хотелось, но подготовка к практике требует исключения противопоказаний. Не стоит лежать на доске садху, если есть:

  • раны и высыпания на коже, большое количество родинок, которые можно зацепить и нанести себе вред;
  • любые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой;
  • онкологические заболевания;
  • ощущение слабости, плохое самочувствие в целом;
  • сердечно-сосудистые заболевания в фазе обострения.

Если есть какие-то сомнения по поводу здоровья, лучше получить консультацию врача, чтобы понять, насколько ваш организм готов к новому испытанию.

Понимание, зачем ложится на гвозди, и тщательная моральная и физическая подготовка к ней позволят освоить практику с наименьшим негативом. Боль будет чувствоваться, но ее легче будет принять и переключиться на поставленную цель, ради которой вы приняли решение освоить садху-терапию.

Но одного настроя недостаточно, чтобы не получить травмы, начинать практику нужно в сопровождении опытного тренера. Он расскажет, что и как нужно делать правильно. Если вы тоже хотите освоить технику лежания на гвоздях, приходите в Академию осознанного мышления. Здесь вам помогут проработать страхи, побороть неуверенность и найти цель, ради которой стоит делать этот серьезный шаг.

Спящие на гвоздях. Почему индийские йоги до сих пор шокируют учёных?

Жизнь йога - это ежедневные изнурительные тренировки.

Продолжаем публикацию репортажей из Индии. Начало в №№ 40-45 «АиФ» за 2016 г.

В 2010 г. американские и британские доктора тщательно изучали йога из Гуджарата Прахлада Джани, утверждающего, что благодаря особой системе медитации он не пьёт и не ест аж. с 1940 г. Джани поместили в опечатанную комнату без туалета под круглосуточное наблюдение видеокамер: две недели подряд брали анализы, делали рентгеновские снимки. В итоге врачи беспомощно развели руками: подтвердилось, что йог не только не принимает пищу и воду, но и. не отправляет естественных надобностей. Ассоциация диетологов США заявила о несогласии с подобными выводами: мол, без еды человек способен прожить месяц, однако 14 дней без воды физически невозможны, начнут отмирать почки. Сейчас Прахлада Джани собираются подвергнуть новому исследованию.

Медведь и подземелье

Такие вещи всегда являлись шоком для европейцев (стоит вспомнить мемуары британских колонизаторов), но для самой Индии — норма. На вопрос о небывалых способностях стариков-отшельников индусы пожимают плечами: мол, ну да, умеют и чего тут необычного, они же этому всю жизнь учатся. В «мировой столице й­оги», городе Ришикеш, местные сиддха (так называют в Индии йогов, практикующих чудеса) иногда устраивают выступления перед публикой. Как правило, они показывают отключение дыхания, перемещение предметов взглядом, сон на кровати из острых гвоздей, хождение по огню, повышение и понижение температуры тела. Скажу честно: я не могу подтвердить стопроцентно, фокусы это или нет. Но лично был свидетелем: у человека исчезли дыхание и пульс на 15 минут. По всем признакам он должен быть мёртв. И вдруг поднялся как ни в чём не бывало.

Спать, есть и жить прямо на улице здесь не считается зазорным.

Старик и сотовый

С этим стоит согласиться. Например, один из старейших людей в мире, житель Калькутты Свами Шивананда, недавно отметил 120-летие, что подтверждено документами. Йог ест только варёную пищу («никакой соли и специй») и является девственником — он даже не целовался с женщиной. Шивананда называет молоко и фрукты вредной едой, советует засыпать на голодный желудок (Свами дремлет на полу на циновке), не пользуется электричеством и мобильным и начинает утро с двухчасового занятия хатха-йогой.

Но главная вещь, фигурирующая в рассказах про индий­ских йогов, — это лагхима (способность передвигаться в воздухе). Сиддха в Ришикеше периодически демонстрируют свои умения: они сидят, скрестив ноги, после чего резко поднимаются вверх (оставаясь в позе лотоса) примерно сантиметров на 10. Предположительно настоящим искусством левитации йог овладевает после 20 лет тренировок, и для перелёта на расстояние в несколько метров ему требуется пятичасовая подготовка.

— Специалист по левитации йог Суббайях Пуллавар 6 июня 1936 г. смог подняться в воздух на 4 минуты при 150 свидетелях, — объясняет гуру йоги Ачарья Винай. — Старец находился в трансе, отключив сознание. После завершения экс­перимента врачи измерили температуру тела Пуллавара: она упала до 25 градусов, мускулы стали твёрдыми, как железо. Трое известных в Индии сиддха умеют становиться невидимыми. Они концент­рируются на форме тела: излучение, идущее из него, перестаёт контактировать со зрительными органами окружающих людей, и те больше не видят йога. На юге живут старики, которые могут голыми руками поднять автомобиль или выдерживают на груди слона, не говоря уже о сиддха, способных бежать без остановки несколько часов. Соблазн овладеть таким искусством велик. Но надо знать — ты достигнешь высшей степени совершенства, занимаясь хатха-­йогой по 16 часов в день три десятка лет подряд. А жить всё время на что?

Тысячелетние традиции здесь успешно смешиваются с современностью. Индусам удобно так жить.

Большинст­во йогов Ришикеша живут в пещерах — по их мнению, цивилизация только отвлекает: единение с природой помогает управлять энергией человеческого тела. И в Европе, и в России сиддха всегда воспринимались скептически. Тем не менее уже официально подтверждено: йоги из Индии действительно в состоянии контролировать своё тело, у­правлять дыханием, сердце­биением и нервной системой. Любое тщательное исследование самых серьёзных учёных всегда заканчивается определением: «Такое физически невозможно, и мы не знаем, как именно они это делают». Конечно, в циничном XXI в. многие считают индийских сиддха шарлатанами и мистификаторами, но доказать этот факт опять-таки не могут.

«Один человек принял позу лотоса, а потом его три массажиста разгибали». Советы от ведущих гуру Ришикеша, как правильно практиковать настоящую индийскую хатха-йогу с целью поправки здоровья и долголетия, читайте в следующем номере «АиФ».

Читайте также: