Кровать екатерины 2 в зимнем дворце

Обновлено: 20.05.2024

Хранение «главных сокровищ» в личных покоях или поблизости от них являлось устойчивой европейской традицией. Следуя этой традиции, бедная немецкая принцесса, а потом российская императрица Екатерина II распорядилась устроить «главное хранилище» для коронных бриллиантов на своей половине.

Реализация проекта началась осенью 1762 г., когда по указу императрицы в Зимний дворец из пригородных и городских резиденций начали свозить драгоценное имущество, преимущественно серебро. Все эти серебряные изделия, находившиеся в Петербурге со времен Петра I и принадлежавшие короне, апробировали, маркировали (на них выбили соответствующие номера), взвешивали и вносили в реестры[16].

Ювелирная инвентаризация завершилась к 1764 г., когда в парадной опочивальне императрицы Ю.М. Фельтен оформил парадное хранилище императорских регалий. Комната получила название Бриллиантовой, или Алмазной. Еще раз отметим, что эта комната входила в комплекс парадных покоев императрицы, находившихся на втором этаже юго-восточного ризалита Зимнего дворца, окна которого выходили на Дворцовую площадь и Миллионную улицу.

После завершения отделочных работ в этой комнате хранились императорские регалии: корона, скипетр, держава и множество других драгоценностей. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере того как ювелирная коллекция императрицы разрасталась, понадобились новые застекленные витрины. Их изготовил известный мебельщик Д. Рентген.

Эти витрины обновили в конце 1784 – начале 1785 гг. 2 октября 1784 г. Ю.М. Фельтен доложил «Конторе строения», что императрица приказала «сделать новые бриллиантовые ящики с резным пристойным украшением и вызолочением». Под ящиками имелись в виду, конечно, пристенные витрины, которые следовало поставить в Бриллиантовую комнату вместо старых. Работу выполняли разные мастера: некий Шульц делал столярную работу, Дункер – резную, Вейбер – слесарную, Смирнов – золотарную. В июле 1785 г. ящики были готовы и прикреплены к стене в Бриллиантовой комнате. Судя по затраченным на ящики материалам, они были достаточно большие. Так, стекла в крышках имели в длину 1 аршин 6 вершков, а в ширину – около аршина (аршин – 71,12 см; вершок – 4,44 см)[17].

Формирование комплекса коронационных императорских регалий завершилось именно при Екатерине II. Так, Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Иеремией Позье (Jeremie Pauzier) и Георгом Фридрихом Экартом, прослужила с 1762 по 1896 г. Ей короновались все российские монархи, правившие после Екатерины II. Большая императорская корона по сей день является главным экспонатом Алмазного фонда Московского Кремля.


Самоцветы, которыми украшена Большая императорская корона, поражают своим великолепием и роскошью[18]. В общей сложности на короне укреплены 75 жемчужин и 4936 бриллиантов. Вершину короны украшает великолепная тёмно-красная шпинель в 398,72 карата. Громадная шпинель и 75 жемчужин весили около 800 г, а вместе с металлом корона весила 2 кг[19]. При этом изначально на корону отпустили 1 фунт золота и 20 фунтов серебра. Длина нижней окружности короны ныне составляет 64 см, высота с крестом – 27,5 см. Попутно отметим, что нижний ободок короны подгонялся по голове каждого монарха накануне его коронации. Поэтому эти 64 см сделаны под Николая II (корона ему оказалась великовата).

Видимо, Екатерина II, давая ювелирам карт-бланш на использование любых камней и материалов при изготовлении короны, высказала и некоторые прагматические пожелания. Об этом свидетельствует фраза в записках И. Позье о том, что он старался сделать корону как можно легче: «Несмотря на все предосторожности, принятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать камни, в ней оказалось пять фунтов весу»[20].

Тем не менее мастеру удалось угодить заказчице, которая получила великолепную вещь и в очень сжатые сроки. Придворный ювелир И. Позье лично «примерил корону Ее Величеству», и Екатерина II была «очень ею довольна», сказав, что в «течение четырех или пяти часов во время церемонии как-нибудь продержит эту тяжесть»[21]. Екатерину II в это «горячее» время интересовали только прагматические соображения.

Кроме Большой императорской короны ювелир Георг Фридрих Экарт к коронации 1762 г. сделал и Императорскую державу. На изготовление державы ювелир потратил много сил и нервов. Первоначально предполагалось использовать державу, в которой венчалась на царство Екатерина I в 1724 г. Эта держава была из древнего «большого наряда» московских царей. Но к ужасу организаторов коронации выяснилось, что вскоре после коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. из державы по повелению императрицы выломали драгоценные камни, а затем «в дело» употребили и золото[22]. В результате древнюю коронационную державу уничтожили. Это обнаружилось только 7 сентября 1762 г., а коронация была намечена на 22 сентября. На изготовление новой державы у ювелира оставалось только две недели. И тем не менее Экарт не только уложился в срок, но и изготовил безупречную по композиционному воплощению вещь, которая прослужила на восьми коронациях (1762, 1797, 1801, 1826, 1829 – коронация Николая I в Варшаве, 1856, 1883, 1896 гг.).

Следует добавить, что в облик державы образца 1762 г. при последующих коронациях внесли изменения. Самые принципиальные – при коронации Павла I в 1797 г. Тогда появился громадный сапфир под крестом и треугольный алмаз на пояске, приобретенный у Ивана Амбеликова и долгое время бывший в России вторым по величине после знаменитого бриллианта «Орлов».

Кроме Большой императорской короны и державы на коронации 1762 г. использовали «Большой букет», изготовленный для Елизаветы Петровны в 1757–1760 гг. Он служил украшением корсажа парадного коронационного платья Екатерины II. Впервые этот «букет» украсил парадный туалет императрицы Елизаветы Петровны. Букет был составлен из бриллиантов и изумрудов. Подложенная под бриллианты разноцветная фольга (распространенный в прошлые времена приём ювелиров) создавала эффект многокрасочного «живого» букета. Только сиренево-розовый 15-каратный алмаз имел природную окраску.

Несколько позже для Екатерины II изготовили новый Императорский скипетр, украшенный алмазом «Орлов» весом в 189,62 карата. Этот алмаз императрице поднес Г.Г. Орлов 24 ноября 1773 г. Через некоторое время этот драгоценный камень вставили в уже готовый «под алмаз» новый скипетр. С этого времени (1773 г.) три основные коронационные регалии (корона, скипетр и держава с 1797 г.) более уже не менялись[23]. При Павле I новый скипетр впервые использовали во время коронации и тем самым официально включили его в число императорских регалий.


А.П. Антропов. Портрет Екатерины II

Хотя «Бриллиантовая комната» Екатерины II являлась, безусловно, режимным помещением с соответствующей охраной и штатом служителей, но ее никак нельзя назвать неким закрытым сейфом для хранения драгоценностей колоссальной стоимости. «Бриллиантовая комната» представляла собой вполне утилитарное жилое помещение с богатым и уютным интерьером. Она активно использовалась императрицей для досуга в узком кругу приближенных для приятного вечернего времяпровождения. Иногда в холодные дни в «Бриллиантовой комнате» Зимнего дворца совершалась и церковная служба.

В книге И.Г. Георги «Описание императорского столичного города Санкт-Петербурга» Бриллиантовая комната описывается следующим образом: «Государственные регалии стоят. под большим хрустальным колпаком, через который все ясно разсмотреть можно. По стенам сея комнаты разставлено несколько шкапов со стеклами, где лежит множество украшений алмазных и иных драгоценных каменьев, в других же великое множество орденских знаков, портретов Ея Императорского Величества, табакерок, часов и цепочек, готовален, перстней, бантов, золотых шпажных эфесов и других драгоценных вещей, из сего выбирает Монархиня что Ей угодно на раздариваемые Ею подарки».

Действительно, драгоценности хранились в стеклянных шкафах, ключи от которых находились у камер-юнгферы императрицы Анны Константиновны Скороходовой[24]. Эти драгоценности изготавливали не только в придворной «Алмазной мастерской», но и покупали у ювелиров, оплачивая их из комнатной суммы императрицы[25]. Поэтому если в документах указывалось, что какой-либо предмет был приобретен для «Комнаты» или «взят в Комнату», то это означало его присутствие на одной из полок в стеклянных шкафах Бриллиантовой комнаты императрицы.

Драгоценностей в Бриллиантовой комнате было так много, что при всем тщательном их учете вещи подчас исчезали. Исчезали не в смысле их воровства, а в самом обычном и часто встречающемся варианте, когда привычная вещь вдруг просто выпадала из жизненного пространства, чтобы также неожиданно найтись. Такая история произошла с уникальной панагией работы Луи-Давида Дюваля, который украсил эту наградную вещь «казенным изумрудом». О том, что панагия мистическим образом «выпала» из собрания вещей Бриллиантовой комнаты, свидетельствует записка Екатерины II, адресованная Г.А. Потемкину: «Два года искала я панагию, а она лежала в ящике таком, в который два года никто не заглянул. При сем ее посылаю для вручения Преосвященному Платону»[26].

Примечательно, что именно Бриллиантовая (Алмазная) комната в личных покоях императрицы играла роль некоего выставочного зала, в котором ювелиры выставляли свои изделия. К вещам прикреплялись ярлычки с именем поставщика и ценой. Императрица и приближенные приходили и отбирали то, что им нравилось.

Надо сказать, что к этому времени уже существовала прочная традиция задерживать оплату ювелирам за взятые вещи. В архивных документах в XVIII в. нередко встречаются прошения ювелиров, а порой уже и их вдов, о выплате денег за вещи, давно взятые ко Двору.

Ювелирные ресурсы Бриллиантовой комнаты не раз использовались Екатериной II для комплектации наградных наборов для своих сановников и полководцев. Екатерина II была не только умной женщиной, но и творческой натурой, поэтому, лично подбирая наградной комплект, она привязывала его к месту и событию. Например, таким комплектом она удостоила героя Первой русско-турецкой войны графа Петра Александровича Румянцева после подписания Кучук-Кайнарджийского мира. В письме к барону М. Гримму Екатерина II перечислила составляющие набора: «…я должна рассказать вам, как я устроила фельдмаршала Румянцева в день мира: 1. Он получил диплом, в котором все его победы, завоевания и заключение мира изложены во всей подробности; потом 2. Маршальский жезл, осыпанный бриллиантами; 3. Великолепную шпагу; 4. Шляпу с лавровым венком в виде султана на ней; 5. Оливковую ветвь из бриллиантов и эмали; 6. Алмазные знаки и звезду Св. Андрея Первозванного; 7. Пять тысяч душ; 8. Сто тысяч рублей; 9. Серебряный сервиз на сорок человек; 10. Коллекцию картин»[27]. Как мы видим, императрица предусмотрела для своего полководца все – и для души, и для тела.

Так случилось, что самой значимой исторической реликвией из этого перечня стал «маршальский жезл, осыпанный бриллиантами». До 1917 г. он хранился в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где был похоронен Румянцев. После революции в ходе конфискаций жезл переправили в Российский исторический музей в Москве. В 1922 г. жезл из музея изъяли и передали в Гохран. Как это ни странно, но в ходе распродаж царского золота этот «маршальский жезл, осыпанный бриллиантами» уцелел, и сейчас он находится в одной из витрин исторического зала Алмазного фонда Московского Кремля. Остальные предметы из этого наградного набора в результате большевистских распродаж осели преимущественно в США, в частности, «серебряный сервиз на сорок человек» хранится в Нью-Йоркском Метрополитен-музее[28].

Известно, что императрица любила использовать Бриллиантовую комнату для игры в карты. Екатерина II была знатоком человеческих душ и понимала, как может «бодрить» во время азартной карточной игры на «большой интерес» (а иначе у императрицы и не играли, азартна была матушка.) завораживающий блеск бесчисленных бриллиантов, рубинов, изумрудов и сапфиров. А игра в окружении императрицы шла по-крупному и была одной из деликатных форм награды приближенных со стороны императрицы. Те, кто был допущен за карточный стол Екатерины II, постоянно имели в виду, что могут «внезапно» выиграть очень крупную сумму, сорвав банк за карточным столом.

Однако при всем этом в Бриллиантовую комнату имел доступ очень ограниченный круг людей, который по мере старения императрицы все сокращался. Поэтому Екатерина II с легкой иронией писала барону М. Гримму о сокровищах Бриллиантовой комнаты: «…всем этим любуются мыши и я»[29].

В самом конце царствования Екатерины II в корпусе «Лоджий Рафаэля», возведенных к 1792 г. вдоль Зимней канавки, устроили вторую Бриллиантовую комнату. Вероятно, новая и старая Бриллиантовые комнаты некоторое время существовали параллельно, так как основной набор царских регалий оставался рядом с Тронным залом Екатерины II. Таким образом, Бриллиантовая, или Алмазная, комната, служила главным хранилищем драгоценностей несколько десятилетий[30].

Следует подчеркнуть, что 34-летнее царствование Екатерины II окончательно превратило бриллиант в главный официальный символ богатства Императорского двора. Это действительно было время бриллиантов. Даже жеребец императрицы, на котором она в июне 1762 г. в преображенском офицерском мундире возглавила «поход» трех гвардейских полков на Ораниенбаум, где укрывался потерявший власть Петр III, звался Бриллиант.

Что касается изменений местонахождения Бриллиантовой комнаты в Зимнем дворце, то следует иметь в виду, что каждый из новых хозяев Зимнего дворца буквально перекраивал его помещения под себя, поэтому на месте спален возникали новые гостиные, а на месте гостиных – танцевальные залы. Поэтому Бриллиантовая комната периодически меняла свой адрес в стенах Зимнего дворца. При Екатерине II комната-хранилище находилась в юго-восточном ризалите дворца, и ее окна выходили на Дворцовую площадь и Миллионную улицу на месте зала № 279 Государственного Эрмитажа.

Отметим и то, что о Бриллиантовой комнате упоминалось и в путеводителях по Зимнему дворцу, изданных до 1917 г. Например, когда в 1903 г. начали собирать материал для юбилейной монографии, посвященной Зимнему дворцу, то о Бриллиантовой писали следующим образом: «…самое замечательное в Зимнем Дворце – Бриллиантовая комната, находящаяся в залах верхнего этажа. Для осмотра требуется особое разрешение министра Императорского двора. В средней витрине представлены царские регалии. Самая ценная – скипетр, стоимостью в 2 400 000 руб., увенчанный знаменитым алмазом Орлов в 185 кар. весом»[31]. В этом фрагменте обращает на себя внимание то, что место хранения регалий обозначено приблизительно – «в залах верхнего этажа». При этом с лета 1894 г. императорские регалии хранились на первом этаже Зимнего дворца.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Обрезанное кино («А зори здесь тихие…» / «Бриллиантовая рука» / «Бумбараш»)

Обрезанное кино («А зори здесь тихие…» / «Бриллиантовая рука» / «Бумбараш») Не секрет, что советский кинематограф считался если не самым, то во всяком случае одним из самых целомудренных в мире (во главе этого процесса до сих пор идет кинематограф Индии, где даже невинные

Янтарная комната[7]

Янтарная комната[7] В 1716 году прусский король Фридрих-Вильгельм I обратился к Петру I с предложением заключить союз против шведов, рассчитывая с его помощью отвоевать Померанию. Чтобы переговоры шли успешнее, он подарил русскому царю Янтарную комнату, созданную мастерами

15. Комната для допросов

15. Комната для допросов Голые стены. Невысокий МУЖЧИНА в изящном костюме и галстуке в горошек сидит за письменным столом, перед ним лежат бумаги. ДЖУЛЬЕТТА сидит на деревянном стуле.МУЖЧИНА (тыча в бумаги). Твои документы не в порядке. Как твое настоящее имя?ДЖУЛЬЕТТА.

26 ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II. РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II

26 ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II. РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II Екатерина II правила практически всю вторую половину XVIII в. (1762–1796 гг.). Эту эпоху принято называть эпохой просвещенного абсолютизма, так как Екатерина, следуя новоевропейской просвещенческой традиции, была

От Екатерины до Екатерины: Карл Карлович Андерсон

От Екатерины до Екатерины: Карл Карлович Андерсон Стокгольмский мальчишка Карл Андерсон был одним из тех многочисленных иноземцев, талант которых расцвел именно в Петербурге; в этом смысле его судьба типична. Но начало его жизненного пути было далеко не обычным;

КОМНАТА

КОМНАТА Так вот, Лёнька сидел на табуретке, Бабаня наконец-то разожгла примус, мама поставила на него кастрюлю с супом, убавила коптящую керосинку и стала объяснять Бабане, куда она поедет с Лёнькой на все лето: сначала на трамвае до вокзала, потом на дачном поезде надо

СТРАШНАЯ КОМНАТА

СТРАШНАЯ КОМНАТА Время перевалило за полдень. Как ни трудно было прийти в себя после ареста тети Марии, но надо вещи вноситьобратно в дом. Снова дядя Коля, Федя и бабушка Дуня надрывались над шкафом, комодом, матрасами. А мы с Лёнькой носили мелочь. Только главной помощницы,

«КОМНАТА № 40»

«КОМНАТА № 40» Немало из операций английской разведки времен первой мировой войны более полувека оставались государственным секретом. Не все тайное стало явным и поныне. Только в 1972 году всплыли факты, проливающие новый свет на один из трагических эпизодов войны.7 мая 1915

Кровать екатерины 2 в зимнем дворце

Екатерининский дворец. спальня екатерины ii (ЗУБОВСКИЙ флигель)

Шесть больших круглых медальонов, «диски для большого холла», как они значатся в каталоге Веджвуда, украсили стены Опочивальни над узкими зеркалами. Все они выполнены по моделям английского скульптора Д. Флаксмана. Одна — «Фаэтон» работы Стуббса — находилась меж окон.
Пятнадцать маленьких медальонов Веджвуда украсили камин. В Англии диски обычно украшали фриз камина, а Камерон расположил их «вокруг комелька», отверстия очага, притом на фоне золоченой бронзы. Сюжеты у них античные: «Геркулес», «Медея», «Диомед», «Филея соф», «Диана», «Ганимед», «Весталка», «Эскулап», «Музы», «Изобилие», «Жертвоприношение», «Читающий философ».
Все эти произведения Веджвуда были приобретены в 1780—1781 годах. В отчете Конторы Царского Села сообщается, что «за барилиевы (барельефы) из аглицкого фарфора во вкусе антика» заплатили 1760 рублей. Цены за каждый диси проставлены отдельно. Скорее всего, они приобретались не сразу. Несомненно одно — Камерон выбирал их сам, а некоторые, может быть, заказывал специально.
Скорее всего, эти произведения покупали через английских купцов, торговавших с Россией. Один из них Кannep, в переписке с Веджвудом упомянул заказ «художника на службе двора», другой, Оксфорд, писал Веджвуду, что он «старается представить несколько новоримских барельефов в Царском Селе» и надеется в этом преуспеть.
В 1781 году несколько дисков Веджвуда продал в Петербург купец N. Как установила английский искусствовед Алиса Келли, это был Георг Нейнберг из Корнхилла. Ниже удалось разыскать в реестре купца Оксфорда наименования дисков для Опочивальни — «Жертвоприношение Бахусу», «Аполлон и музы» и «Фаэтон».
Отделка комнаты отличается характерной для классической архитектуры симметрией — орнамент, расположение зеркал и пр. повторяются в трактовке противоположных стен. Строгий рисунок плафона повторен в рисунке паркета, набранного из клена, амаранта, красного дерева и груши.
Опочивальня совсем невелика, но казалась несколько больше — зеркала словно раздвигали стены. Особенно эффектной она была вечером, когда зажигали свечи, в люстрах-фонариках играли, переливались хрустальные бусы и гирлянды из хрустальных «слезок».
Строгая симметрия, изящество, тонкость и изысканность, цветное стекло и матовые барельефы Веджвуда — вот характерные особенности этого удивительного интерьера Камерона.
Мебель для Опочивальни была изготовлена из дуба и индейского дерева» с накладками из золоченой бронзы, мрамора и стекла.

Екатерининский дворец. спальня екатерины ii (ЗУБОВСКИЙ флигель)

На некоторых фотографиях интерьера, мы можем видеть уникальный перламутровый стол, стоявший в спальне Екатерины:
Уникальный столик, вся поверхность которого облицована пластинами перламутра, а набор на крышке в виде розы и меандра выполнен из панциря черепахи, повторяет европейский тип стола для карточных игр. Отличие заключается не только в необычном для европейской мебели оформлении, указывающем на неординарность изделия, но и в том, что внутренняя сторона, обычно обтянутая сукном и предназначенная для игры, также полностью покрыта перламутром. За этим столом не предполагалось вести карточные игры.
Это уникальное ювелирное изделие мебельного формата — дорогой подарок, предназначавшийся монаршей персоне. Дворцовая легенда называя этот предмет «старой константинопольской работой» объясняет его появление в Царском Селе как подарок Екатерине II от турецкого султана.
Роза на столешнице — не просто декоративный мотив, а символ, который был понятен и европейцам. Ж. Делиль с своей знаменитой, многократно цитируемой уже современниками поэме «Сады» писал:
«Киоски их (красавиц) манят, иль рощицы прельщают;
Лес розовых кустов у входа в грот возрос;
Везде, всегда цветы: восток есть царство роз»
Это уникальное ювелирное изделие мебельного формата — дорогой подарок, предназначавшийся монаршей персоне. Дворцовая легенда называя этот предмет «старой константинопольской работой» объясняет его появление в Царском Селе как подарок Екатерине II от турецкого султаны.
Документов о происхождении перламутрового столика обнаружить не удалось, однако известны свидетельства о подарках, которые готовил русский двор в ответ на поднесенные дары. Так, в 1792 году придворному художнику Г.Козлову был заказан рисунок «вышивок для подарка в Турцию» и два рисунка пером «для сына турецкого султана». Также в перечне значились рисунок турецкой крепости, три рисунка церкви Св. Софии в Константинополе, 3 цветных рисунка мечетей турецких с планами, табакерки с бриллиантами, золотые часы и другие ювелиизделия, отправленные в 1780-1790-х годах в Царицын для подарков.
Д.Григорович, следуя традиционной легенде, отмечает столик как «старую константинопольскую работу". (Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. 1762-1796).
Кровать, которая помещалась в глубине комнаты, за зеркалом, не сохранилась — супруга императора Александра II, Мария Александровна, которая занимала в середине XIX в. комнаты Екатерины I, парадную опочивальню Екатерины II использовала как гостиную, а свою спальню разместила в Уборной Екатерины, декорированной живописными медальонами.

Екатерининский дворец. спальня екатерины ii (ЗУБОВСКИЙ флигель)

1782. Решетка к межоконному зеркалу. Россия. Санкт-Петербург. По рисунку Г. И. Козлова. Мастер Роман Гнидин, мастера Тульского ружейного завода. Сталь, бронза; ковка, полирование, синий лак (под воронение), литье, чеканка, золочение. 90 х 163 х 31. Подробнее
Решетки апартаментов Екатерины II более строги, чем в аппартаментах Павла Петровича: гладкие стойки вверху украшены акантом, а в нижней части — розетками и жемчужником.

Екатерининский дворец. спальня екатерины ii (ЗУБОВСКИЙ флигель)

К сожалению, за исключением нескольких фрагментов отделки, от интерьера ничего не сохранилось. Фашисты разбили и разграбили Опочивальню. Ныне она не существует.

Царские покои и их жильцы. Как Зимний дворец стал императорской резиденцией

Петр III с Екатериной II и сыном (Г.К Гроот, XVIII в.). Вид на Зимний дворец со стороны Васильевского острова (И.Г. де Майр, 1796 г.)

О том, как были организованы императорские покои, рассказали в Эрмитажной Академии.

Первыми жильцами Зимнего дворца стали Петр III и его супруга Екатерина II. В дальнейшем интерьеры дворца преображались в соответствии с потребностями и вкусами сменявших друг друга царственных владельцев, изменялась внутренняя планировка различных частей здания, появлялись новые жилые пространства. Со временем личные апартаменты членов царской семьи начали устраивать и в других зданиях архитектурного комплекса, который в течение столетия складывался вокруг дворца.

До 1917 года Зимний оставался главной резиденцией российских монархов. Члены семьи Николая II стали его последними жильцами. Революционные события начала ХХ столетия и последовавшее превращение бывшей резиденции только в музей привели к тому, что отделка большинства жилых комнат была утрачена. Однако в собрании Эрмитажа находятся акварели ХIХ века и дореволюционные фотографии, позволяющие увидеть убранство личных апартаментов и представить обстановку, в которой протекала частная жизнь нескольких поколений императорской семьи.

Столовая великих князей

На втором этаже Зимнего дворца находится зал № 173, прежде выполнявший функции приемной или столовой.

Приёмная наследника цесаревича Александра Николаевича, XIX век. Акварель, Эдуард Гау, 1860-е.

Приёмная наследника цесаревича Александра Николаевича, XIX век. Акварель, Эдуард Гау, 1860-е. Фото: Сайт театра «Эрмитаж»/ Э.П. Гау

Комната входила в комплекс жилых покоев великих князей - будущих российских императоров Александра I, Николая I и Александра II. Убранство столовой создано в 1791 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги для великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Помещение было просто и элегантно меблировано. Императрица Екатерина II, желая окружить своего старшего внука вещами, которые настраивали бы его на будущее монарха, заказала итальянскому живописцу Джузеппе Кадесу две картины с назидательными эпизодами из жизни Александра Македонского. Позже, когда здесь жил цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), в комнате проходила такая важная часть подготовки великих князей к будущей военной службе, как «маневры». Для их проведения был заказан специальный стол, форма которого могла трансформироваться в зависимости от хода игры.

Сейчас о детстве и юности великих князей напоминают некоторые вещи, представленные в постоянной экспозиции зала. Например, в одной из витрин находится детский барабан Александра I, который ему подарила бабушка - императрица Екатерина II. Повзрослев, Александр переехал в другие покои Зимнего дворца, а в его прежние апартаменты поселили младшего брата - великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I). К тому времени великокняжеские покои получили статус мемориальных помещений и далее сохранялись в неизменном виде.

Составить стоимость экспонатов в рублях могут только эксперты, и для посетителей эта информация может быть закрытой. Однако доподлинно известно, что Большая императорская корона в 1865 году оценивалась в 823 976 рублей, Держава – 190 353 рубля.

Интерьер зала был выполнен в сдержанной сине-голубой гамме. Великий князь Николай Павлович вспоминал, что в его детстве из мебели стояли только античные позолоченные стулья, а два угла занимали громадные печи. Позже они фигурировали в переписке Николая I со старшим сыном - цесаревичем Александром Николаевичем, которому он рассказывал о ходе восстановительных работ в жилых комнатах после страшного пожара 1837 года, уничтожившего внутреннюю отделку Зимнего дворца. Восстановлением покоев занимался архитектор Александр Брюллов. Николай I лично контролировал работы, настаивая на максимально точном воспроизведении убранства комнат, в которых прошли его детские годы, а затем и детство старшего сына - будущего императора Александра II.

Несмотря на то, что после пожара во дворце существовала новая система воздушного отопления, для сохранения прежнего облика интерьера на месте действовавших ранее массивных угловых печей поставили их муляжи. Окна столовой выходят к Адмиралтейству. Сегодня за шторами скрыт огромный балкон, который раньше был одним из любимых мест времяпрепровождения в Зимнем дворце. В летние месяцы для защиты от дождя и солнца над балконом разбивали зеленую палатку, откуда члены императорской семьи наблюдали за ежедневным разводом дворцового караула и парадами.

Последним жильцом великокняжеских покоев стал император Александр II, занимавший апартаменты на втором этаже с детских лет вплоть до 1881 года, когда он скончался после покушения народовольцев. Комнаты сохранялись неприкосновенными до 1917 года. После Февральской революции здесь размещались члены Временного правительства, а в 1922-м бывшие великокняжеские покои вошли в состав так называемых «Исторических комнат», рассказывавших о жизни членов императорской семьи. Сегодня здесь размещается экспозиция «Культура России второй половины ХVIII века». Зал № 173 - один из немногих сохранившихся интерьеров Зимнего дворца, позволяющих составить представление об убранстве жилых комнат конца ХVIII столетия.

Садик императрицы

Зимний сад императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I, стал одним из самых необычных интерьеров Зимнего дворца.

Зимний сад императрицы Александры Фёдоровны (Акварель, Константин Ухтомский, 1860 г.) и портрет императрицы кисти Кристины Робертсон (1841 г.)

Зимний сад императрицы Александры Фёдоровны (Акварель, Константин Ухтомский, 1860 г.) и портрет императрицы кисти Кристины Робертсон (1841 г.) Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Когда за окнами была зима, члены царской фамилии и их приближенные могли, не покидая резиденцию, отдыхать под сенью южных растений, наслаждаясь ароматом живых цветов, шумом фонтанов и пением птиц. Идея создания Зимнего сада, или, как его называли, «Цветника» или «Оранжереи», возникла еще до пожара 1837 года, но воплощена в жизнь была уже после восстановления дворца - в конце 30-х годов ХIХ столетия.

Архитектор Брюллов сумел в небольшом узком помещении устроить садик с гротом, фонтаном и множеством растений. Ему удалось избежать ощущения тесноты и иллюзорно раздвинуть границы зала. Современник императрицы, автор брошюры «Возобновление Зимнего дворца», литератор Александр Башуцкий так описывает это помещение: «Вы сходите туда широкою мраморною лестницею, с обеих сторон украшенною растениями и цветами, и достигаете площади этого прохладного цветника, вымощенной… мелкими кусками мрамора… Посредине бьет из мраморной чаши фонтан; кругом цветы и растения, льющие в воздух благоухания; в углублении восхитительный грот».

При оборудовании цветника была решена сложная техническая задача по устройству фонтана и созданию микроклимата, необходимого для жизни растений. Для этой цели в расположенной рядом проходной поставили котел, где нагревалась вода, подававшаяся по трубам в нижнюю часть оранжереи для ее обогрева. Комфортную температуру поддерживал и камин, стоявший на уровне второго этажа, в центральном простенке.

Оранжерея производила незабываемое впечатление на всех, кому довелось в ней побывать. Одна из современниц, рассказывая о посещении дворца, с восторгом вспоминала «зимний сад, где порхали птички на свободе с одной пальмы на другую, а в клетках кричали пестрые попугаи». Хозяйка этого оазиса - императрица Александра Федоровна - «в окружении… множества цветов сама напоминала небесный цветок, случайно проросший на земле…»

Помпейская (малая столовая)

Помпейская или, как ее еще называли Малая столовая, была наиболее ярким интерьером дворца, восстановленного после пожара 1837 года. В ее убранстве отразилась мода на увлечение наследием Помпей - античного города, погибшего при извержении вулкана Везувия в 79 году нашей эры.

Помпейская столовая и столешница от консольного стола.

Сохранившиеся под слоем пепла жилища со сложными яркими росписями и мозаиками были открыты в ходе археологических раскопок, начатых в середине ХVIII столетия.

В числе многих деятелей искусства, для которых Помпеи стали источником вдохновения, был архитектор Александр Брюллов. Он сам принимал участие в их раскопках и даже опубликовал исследование, посвященное помпейским термам. Свое восхищение искусством этого древнеримского города Брюллов и воплотил в отделке Малой столовой. Она находилась в северо-западной части Зимнего дворца, на половине императрицы Александры Федоровны - супруги Николая I, к ней вела светлая галерея, также оформленная в помпейском стиле.

Во дворце было три столовых, и место обеда царской семьи изо дня в день могло меняться, но Помпейскую столовую выделяли особо. В семье Николая I было принято садиться за стол около четырех часов дня - гораздо позже, чем в предыдущие царствования. Эта частная привычка императорской семьи стала в светском обществе своеобразным законом. Обычно обед проходил в узком кругу от двух до двенадцати человек. Однако члены семьи не всегда собирались вместе за столом, и зачастую Николай I и Александра Федоровна оставались обедать наедине. Императорская чета любила проводить время в необычном ярком и изящном интерьере Малой столовой, в котором Брюллов мастерски передал настроение и стилистику декора древнеримских вилл. Зодчий разбил стены на ярусы, разделенные бордюрами, и использовал присущую помпейским фрескам гамму белого, красного, синего и черного.


Брюллова вдохновляла идея создания не только уникального, но и долговечного интерьера. Для декора стен он выбрал трудоемкую технику инкрустации искусственным мрамором по искусственному мрамору (скальоло): на медную доску накладывали искусственный камень выбранного цвета, потом прорезали его соответственно будущему рисунку и углубления заполняли искусственным материалом других цветов. Декоративные панно изготавливали в мастерской Терциани на протяжении нескольких лет. Отделка столовой просуществовала чуть более полувека и была демонтирована в конце ХIХ столетия при оформлении покоев к свадьбе будущего императора Николая II. На ее месте архитектор Красовский создал декорированную в духе второго рококо Белую столовую, дошедшую до наших дней.

Некоторые предметы убранства Помпейской столовой сохранились и представлены в экспозиции Эрмитажа. Так, в бывшем кабинете Николая II можно увидеть столешницу от консольного стола - единственный уцелевший от прежнего убранства предмет, выполненный в технике скальоло. Здесь же - предметы мебельного гарнитура, выполненные по проекту Брюллова в мастерской братьев Гамбс. Гарнитур состоял из стола, консоли, дивана, шестнадцати стульев, шести табуретов, ящика для дров, экрана и плевательницы. Сохранился и созданный по проекту Брюллова цветной паркет сложного геометрического рисунка, который после демонтажа из Помпейской столовой перенесли в Бильярдную Николая II (зал № 177), где его можно увидеть по сей день.

Кабинет Николая II

В 1895 году после свадьбы цесаревича великого князя Николая Александровича (будущего императора Николая II) в северо-западной части Зимнего дворца была устроена «квартира» для молодой царской четы.

Кабинет Николая II (фото 1917 г.) и А.Ф. Керенский за рабочим столом бывшего царя.

Кабинет Николая II (фото 1917 г.) и А.Ф. Керенский за рабочим столом бывшего царя. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

В помещениях, где во второй трети ХIХ века находился садик императрицы Александры Федоровны (залы № 181 и 182), разместился кабинет ее правнука - последнего российского императора Николая II.

Отделка помещения не сохранилась до нашего времени, но снимки, сделанные фотографом Карлом Кубешем в 1917 году, позволяют увидеть интерьер. Он выполнен в модном в конце ХIХ века «готическом» духе по проекту архитектора Александра Красовского.

Кабинет был отделан дубом, обработка которого имитировала старое, потемневшее от времени дерево, напоминающее английскую готику. Окна драпированы шелковой тканью со сложным орнаментом в виде букетов цветов, перевязанных лентами. Потолок украшали две люстры из кованого железа. Мебель - типичная для эпохи модерна. Например, диван с низким сиденьем и высокой спинкой, завершенной полочкой, на которой расставлены вазочки, статуэтки, рамки с фотографиями. Кабинет относился к личным покоям императора - туда были вхожи только члены семьи и не допускались посторонние.

Зимними вечерами, вернувшись из театра, Николай Александрович и Александра Федоровна любили ужинать, расположившись перед огромным камином (сегодня зал № 181). Его топку обрамляли витые колонны, а верхнюю конусообразную часть украшали изображения родового герба Романовых - стоящего на задних лапах грифона с круглым щитом в одной лапе и мечом в другой.

Картина Л. Туксена «Венчание Николая Александровича и Александры Федоровны».

Тему родового гнезда поддерживали и многочисленные портреты членов императорской фамилии. Недалеко от камина, возле окна, располагался рабочий стол Николая II, за которым по утрам император занимался государственными делами. В перерывах между работой ему нравилось наблюдать за происходящим за окнами дворца, о чем делал записи в дневнике: «Утром читал. Смотрел на льдины, которые плыли сверху и налезали одна на другую, потому что им мешал мост». В теплое время года Николай I, предпочитавший проводить время на свежем воздухе, работал в кабинете с открытыми окнами.

В другой части кабинета (зал № 182) стояло фортепиано, за которым Николай и Александра музицировали, нередко вдвоем. Императрица была великолепной пианисткой, и совместное исполнение любимых произведений давало супругам ощущение особой эмоциональной близости. О таких волнующих моментах в своем дневнике император писал: «Играли в четыре руки… так трогательно». Семья последнего российского императора прожила в Зимнем дворце меньше десяти лет. В 1904 году, после рождения цесаревича Алексея, Николай II и Александра Федоровна с детьми переехали в Александровский дворец Царского Села. Кабинет Николая II стал последним жилым интерьером, находившимся в пространстве нынешних залов № 181 и 182. Он пострадал во время революционных событий 1917 года, но затем был восстановлен. Сегодня там можно увидеть предметы в «помпейском» стиле, распространенном в 1830-1840-х годах, из Помпейской столовой Зимнего дворца.

В тексте использованы фрагменты книг «Зимний дворец: очерки жизни императорской резиденции». Т. 1, Эрмитаж; Т. Л. Пашкова «Император Николай I и его семья в Зимнем дворце».

Покои Екатерины II в последние годы жизни

В 1790-х гг. апартаменты Екатерины II продолжали занимать восточную часть Зимнего дворца от Иорданской лестницы и до половины наследника Павла Петровича (№№ 283 и 290). Парадную половину императрицы Екатерины II открывали «два проходных покоя» (№ 193), за ними следовала Арабесская перед галереей, к которой с востока примыкала Столовая камер-пажей и официантов (№ 194). За Белой галереей (№ 195) располагались: Штатс-дамская (№ 195 – юго-восточная часть), Перед Штатс-дамской (№ 197 – восточная часть), Буфет маскерадной (№ 196 – северная часть), Большая лестница, называвшаяся Красной (№ 196 – часть), Предцерковный зал (№ 270) и Церковь во имя Спаса Нерукотворного образа (№ 271). Из Предцерковного зала можно было пройти в Столовую (№ 269) и Буфетную, где стоит пост лейб-гвардии Конного полка Рейтары (№ 196 – южная часть)[32]. Во всех комнатах еще во второй половине 1760-х гг. положили штучные, т. е. паркетные полы, по чертежам Фельтена и Валлен-Деламота.


План залов юго-восточного ризалита

Если в начале царствования Екатерины II в ее половину входило только девять «покоев» как представительского, так и сугубо личного характера, то к концу ее правления их число, безусловно, изменилось. Это вполне естественно, поскольку императрица прожила в Зимнем дворце 34 года – все годы своего правления. В архивных документах имеется еще один перечень помещений на половине императрицы Екатерины II: 1. Главный приход и большая вхожая лестница; 2. Парадные три антикамеры; 3. Аудиенция (Тронная зала); 4. Столовая; 5. Мундшенкская; 6. Лестница на все этажи; 7 и 8. Две проходные комнаты; 9. Парадная опочивальня; 10. Уборная; 11. Комната для камердинеров; 12. Опочивальня; 13. Будуар; 14. Кабинет; 15. Библиотека; 16. Лестница для хода Ея Величества; 17. Комната с антресолью, а в ней – печь-лежанка; 18. Спальня; 19 и 20. Две комнаты[33].

Сегодня только малая часть из покоев Екатерины II сохранила очертания 1790-х гг. Многочисленные перепланировки в последующие годы исказили облик и «географию» покоев императрицы. Например, нынешний Александровский зал занимали парадные комнаты: Совет, Сержантская, «где Гвардии Ундер афицеров», и Кавалергардская (б. Кавалерская), обращенная окнами на Дворцовую площадь. За ней шла Тронная Екатерины II с залом для аудиенций, Кавалерская с эркером-фонариком, выходящая на площадь (№ 280) и подробно описанная нами Бриллиантовая комната (№ 279).

В личные покои Екатерины II можно было попасть с Дворцовой площади, поднявшись по Малой лестница. Эта лестница выходила к Столовой (№ 269). Сегодня на ее месте находится Комендантская лестница[34].

Известный историк М.И. Пыляев описывал эту часть Зимнего дворца следующим образом: «…взойдя на Малую лестницу, входили в комнату, где на случай скорейшего исполнения приказаний государыни стоял за ширмами для статс-секретарей письменный стол с чернильницей. Комната эта была окнами к Малому дворику[35]; из нея вход был в уборную[36]; окна последней комнаты были на Дворцовую площадь. Здесь стоял уборный стол, отсюда были две двери: одна направо, в бриллиантовую комнату, а другая налево, в спальню[37], где государыня обыкновенно в последние годы слушала дела. Из спальни прямо выходили во внутреннюю уборную[38], а налево – в кабинет[39] и зеркальную комнату[40], из которой один ход в нижние покои, а другой прямо через галерею в так называемый „Ближний дом“[41]; здесь государыня жила иногда весною…»[42].

За упомянутым Пыляевым Зеркальным кабинетом окнами на Малый дворик помещались две комнаты камер-юнгферы Екатерины II Марии Саввишны Перекусихиной (№ 263–264).

На антресолях первого этажа с 1763 г. находилась уже упоминавшаяся мыльня, построенная под руководством архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота и включавшая три помещения. По описаниям 1790-х гг., в банный комплекс входили: Купальня (№ 272); под ризницей Большой церкви (№ 701) находилась Уборная и непосредственно под алтарем – обширная Баня с бассейном. Баня, или мыльня, была обита «столярством» (липовыми деревянными панелями) от пола до потолка. В обитую сукном палевого цвета Купальню можно было спуститься по небольшой деревянной лесенке из личных покоев императрицы. Эти помещения тоже выходили окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу[43]. Отдельно были расположены «вмазанные котлы для нагревания воды» и резервуар для холодной воды[44]. Там же, на антресолях, находился кабинет со спальней для графа Орлова, а позже жили и последующие фавориты.

Личные покои Екатерины II были буквально пронизаны небольшими лесенками. В том числе и потайными. Такой потайной деревянной лесенкой антресоли сообщались с Библиотекой (с 1764 по 1776 г.)[45]. Потайную лесенку оформили под библиотечный шкаф красного дерева так, что одна из створок шкафа служила дверью, через которую можно было пройти на лесенку и подняться на антресоли. Заметим, что в начале правления Екатерины II это не было игрой. Потайная лесенка, и, вероятнее всего, не единственная, могла очень пригодиться в эпоху дворцовых переворотов.

С антресолями Екатерины II связана очень важная страница жизни Зимнего дворца. Сегодня общепризнанным считается, что современный Государственный Эрмитаж, буквально «набитый» сокровищами всех времен и народов, «вырос» из скромных антресолей Екатерины II. Это были четыре небольшие, выходящие окнами на восток комнаты, тогда они назывались Зелеными антресолями. Именно в эти комнаты поступали различные предметы, собирательством которых императрица увлекалась в те или иные времена своей жизни. Сначала эта коллекция редкостей не носила систематизированного характера. Однако по мере разрастания коллекций императрицы на антресолях остались только вещи восточного происхождения, и антресоли стали называть Китайскими. Часто императрица использовала антресоли для обедов в кругу близких людей. В этих помещениях изысканно сочетались уют, экзотика и роскошь. Императрице нравился такой антураж.

Эти исторические антресоли просуществовали вплоть до пожара Зимнего дворца в декабре 1837 г. Признавая их историческое значение, антресоли тогда не только не трогали, но и периодически ремонтировали. Причем ремонтировали с сохранением исторических интерьеров. Об этом свидетельствует записка вице-президента Гоф-интендантской конторы графа П.И. Кутайсова, датированная началом 1833 г. Тогда Кутайсов писал Николаю I: «Все прочее подверглось влияниям моды, кроме Китайских антресолей времен новейших, но напоминающих эпоху царствования Екатерины II, столь славную для России. Совершенно будучи уверен, что сохранение сих памятников полезно как для истории, так и для археологии, я имею честь представить о возобновлении нынешним временем сих комнат. Сие тем более кажется мне удобным, что Камерцал-мейстерская весьма богата отличными Китайскими произведениями, лежащими там без всякого употребления несколько десятков лет и бесполезно подвергающихся порче…»

Николай I одобрил предложение П.И. Кутайсова. Реставрация Китайских антресолей Екатерины II продолжалась с 1833 по 1835 г. под руководством архитектора Л.И. Шарлеманя 2-го. Однако после пожара 1837 г., в котором антресоли погибли, эти помещения восстанавливать не стали[46].

Последние годы Екатерины II. Фавор Зубовых

Последние годы Екатерины II. Фавор Зубовых Последние годы правления Екатерины II отмечены ослаблением ее творческих способностей, явным застоем в общественной жизни, разгулом фаворитизма. Вообще, за Екатериной в истории тянется след как за распутницей, вакханкой, жадной

Микоян в последние годы жизни

Микоян в последние годы жизни В последние годы своей жизни Микоян все меньше и меньше уделял внимания государственным делам. Он не искал встреч с Брежневым или Косыгиным, но ни разу не посетил также и Хрущева. В 1967 году Микоян проявил интерес к судьбе советского историка

Последние годы жизни

Последние годы жизни Ворошилов не был лишен тех привилегий, которыми пользовался в прошлом. Поэтому он спокойно доживал свои последние годы на большой даче-усадьбе в Подмосковье. Семья у него была невелика. Жена Ворошилова, Екатерина Давыдовна, умерла. Своих детей у них

Последние годы жизни Суслов был не особенно крепок здоровьем. В молодости он перенес туберкулез, в более зрелом возрасте у него развился сахарный диабет. Когда он работал в Ставрополье и Литве, то после бурных объяснений с тем или иным работником у него начинались

Дж. Саттер в последние годы жизни.

Дж. Саттер в последние годы жизни. Дж. Саттер в последние годы жизни. 1870-е

Последние годы жизни Уже в самые последние годы жизни, снова поступив на службу и получив приказ стать во главе эскадры, отправлявшейся в Архипелаг, Сенявин в одном замечательном приказе, данном его подчиненному, графу Гейдену, выразил благородное, гуманное, характерное

Глава 6 МИФ О «ПАРАНОЙЕ СТАЛИНА» В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЕГО ЖИЗНИ

Глава 6 МИФ О «ПАРАНОЙЕ СТАЛИНА» В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЕГО ЖИЗНИ Практически все отмечают, что ближайшие соратники Сталина были людьми мелкими для занимаемых ими постов — мелкими именно как личности. Вот только выводы из этого делают, как всегда, фрейдистские — что снедаемый

Последние годы жизни К 1669 году был построен деревянный Коломенский дворец фантастической красоты, он являлся загородной резиденцией Алексея Михайловича.В последние годы жизни царь увлекся театром. По его приказу был основан придворный театр, который представлял

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ 7 июля 1810 года в жизни маркиза де Сада произошло страшное событие: умерла его жена, маркиза де Сад, ставшая, как мы помним, монахиней и посвятившая свою жизнь делам милосердия. Рене-Пелажи всеми силами старалась искупить грехи мужа, но у него их было

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Ко времени поражения ихэтуаней реальная сила Цыси пошла под уклон, но окружающие это не очень замечали, потому что вдовствующая императрица продолжала цепко держаться за кормило правления и сохраняла весьма внушительный вид. Вот как описывает ее Юй

5.5. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ЛЕНИНА. СМЕРТЬ

5.5. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ЛЕНИНА. СМЕРТЬ Есть одно важное обстоятельство, не затронув которое, невозможно представить, кто в действительности управлял Советским государством в первые годы его существования, был ли это здоровый нормальный человек или это был больной

Последние годы жизни Мутеса продолжал свою «игру с религиями». Она имела для кабаки и внутриполитическое значение: вокруг религий складывались сильные группировки бами — «бафаланса», «банглеза», мусульмане и те, которые придерживались традиционных верований.

Последние годы жизни В Турции шейха Джамалутдина встретили с особым расположением к нему, почтительно отнеслись и к его сану, и к его имени. Султан не только выделил шейху хороший дом с прислугой, назначил пожизненную пенсию из своей казны – пригласил Джамалутдина к себе

3. Последние годы жизни императора

3. Последние годы жизни императора И вот Александр, которого Лагарп воспитывал честным и благородным человеком на классических примерах, взятых из истории разных стран и веков, тем не менее, уже с детских лет должен был учиться скрывать свои чувства. Потому что, с одной

Заключение. Последние годы жизни

Заключение. Последние годы жизни С конца 1940-х гг. в письмах Эйнштейна все чаще мелькали замечания об общей усталости от жизни, звучала печальная нота прощания. Эта спокойная грусть похожа на настроение, порой охватывающее человека в тихие вечера.Испытываемые чувства

Ванные и бани Зимнего дворца

Немаловажной частью повседневной жизни дворцовых комплексов были ванные и бани. По европейской традиции, в XVIII в. «взятие ванны» могло сопровождаться приемом посетителей, поскольку тогда было принято принимать ванну в простыне. Как правило, это были роскошные комнаты с тщательно продуманной отделкой, включенные в череду парадных дворцовых интерьеров. В России бытовали несколько иные традиции, сохранившие связь с народными нравами допетровской Руси. Поэтому даже во дворцах сооружали традиционные парные бани. Одну из таких придворных парных мы можем сегодня увидеть в Банном корпусе Нижнего парка в Петергофе.

Ранее уже была описана баня Екатерины II, сооруженная на антресолях первого этажа Зимнего дворца близ ее личных покоев архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

Упоминалось уже и о бане Александра I, построенной в северозападном ризалите Зимнего дворца под руководством архитектора И.Е. Старова в 1788–1793 гг. В 1816 г. архитектор Л.И. Руска капитально перестроил эту баню. Все работы обошлись в 72 988 руб. Судя по перечню проведенных работ, это было роскошное, истинно дворцовое помещение. Так, кроме парилки, обшитой липовым деревом, ванны из «дикого камня» и пола, выложенного шлифованными мраморными плитами, там имелись и вполне жилые помещения.

Живописец П. Скотти выполнил «живопись во всех комнатах, ванной и лестнице». В бане на окнах были зеркальные стекла, там установили многочисленные зеркала со стеклянными ширмами. В бане можно было работать, поскольку имелись стол с «гранено-хрустальной» чернильницей, дюжина стульев и диван, бронзовая люстра, ситцевые и коленкоровые занавеси. Кроме этого, мебельщик Г. Гамбс поставил кровать, шкафы, комод и стол[516].

В 1834 г. на Первой запасной половине (бывшие комнаты императрицы Марии Федоровны) была устроена ванная комната императрицы Марии Федоровны. Видимо, тогда заменили сантехнику, установленную пятью годами раньше. Все работы обошлись в 1247 руб.[517] Все эти ванные и бани уничтожил пожар 1837 г.

В возобновленном Зимнем дворце в новых интерьерах традиционно большое внимание уделялось парадным ванным комнатам. Их описывали и демонстрировали. Ванны превратились из дворцовой забавы в необходимую часть повседневной жизни.

На половине императрицы Александры Федоровны – жены Николая I – архитектор А.П. Брюллов спроектировал Ванную (зал № 670) в стиле мавританско-испанской архитектуры. На акварели Э. Гау видна роскошная комната, у одной из стен которой находилась мраморная ванна с двумя кранами. В описании возобновленного Зимнего дворца об этом помещении говорилось как о небольшой комнате «около 13,5 аршина в длину и не более шести в ширину», где сосредоточена «вся роскошь гренадских мавров», с мраморной углубленной ванной под самым зеркалом, где из кранов «бьет хрустальным ключом горячая или холодная вода, сперва в огромную раковину, а из нее каскадами в ванную»[518]. Расходы на сооружение этого помещения шли в смете «отдельной строкой» и обошлись казне 42 000 руб.[519]

Как это ни покажется странным сейчас, в парадных ванных комнатах устраивались приемы для избранного общества. Это было данью традициям XVIII в. В 1834 г. автора гимна «Боже, царя храни» А.Ф. Львова пригласили на вечер к императрице Александре Федоровне, которая приняла его в своей «купальне»[520].

После пожара 1837 г. ванную комнату Александры Федоровны восстановили «один в один», но имелись и некоторые доработки. Тогда для императрицы купили новую белую мраморную ванну, над которой сделали «по-прежнему раковину». В этой же комнате установили еще одну совершенно функциональную ванну. В документе сказано, что Николай Павлович, «высочайше повелеть соизволил» сделать «две ванны, одну мраморную белую, а другую медную или жестяную»[521]. При этом функциональную медную ванну спрятали под диваном, утопив ее до уровня пола. Позже подобные замаскированные под диванами ванны установили и во всех пригородных резиденциях. На акварели Э.П. Гау 1870 г. хорошо виден этот красный диван, скрывавший медную ванну императрицы. Буржуазные, функциональные удобства тогда еще не было принято демонстрировать, их стеснялись. Кроме этого, медная ванна выбивалась из стилистики роскошных интерьеров.


Э.П. Гау. Ванная императрицы Александры Федоровны. 1870 г.

Если ванная комната императрицы традиционно включалась в череду парадных дворцовых интерьеров, то у Николая I, который отличался крайней непритязательностью в повседневной жизни, ванная комната была гораздо скромнее. Собственно, это был «купальный снаряд», оборудованный в 1830-х гг. «в шкафу» в кабинете императора, расположенном на третьем этаже дворца в северо-западом ризалите. До нас дошла редкая фотография этого «купального снаряда», на которой видна медная лохань, к которой подведены два крана для горячей и холодной воды.

Сохранились уникальные архивные материалы по так называемой «Гардеробной сумме» императора Николая I. В этих тетрадях зафиксирована оплата буквально каждой ванны и бани императора. Когда великий князь Николай Павлович был ребенком, его еженедельно мыли в дворцовой бане – мыльне. При этом двум истопникам при мыльне из средств мальчика каждые четыре месяца платили по 20 руб. жалованья. Когда мальчик превратился в молодого человека, на смену бане пришла ванна и значительно реже – баня. Их приготовление оплачивалось и имело стандартные расценки. Приготовление каждой ванны обходилось императору в 25 руб., а бани – в 100 руб. ассигнациями. В 1841 г., когда ассигнации пересчитали на серебро, одна ванна стоила 7 руб. 15 коп. серебром. Потом эту сумму округлили до 8 руб. серебром. Оплачивалось только ношение воды, поскольку до 1838 г. в Зимнем дворце водопровода не было. Для дворцовой прислуги это был важный источник доходов, и все было поделено. Как правило, готовили ванные и бани либо камердинеры, либо дворцовые инвалиды. При этом следует иметь в виду, что тогда инвалидами называли обычных военных пенсионеров, которые выполняли при императорских дворцах хозяйственные обязанности.

В 1830-х гг. император Николай Павлович в зимние месяцы мылся в ванне один-два раза в месяц. Например, за весь 1833 г. император 11 раз (раз в феврале, два раза в марте, три раза в мае, два раза в июне, по разу в октябре, ноябре и декабре) мылся в ванной и 4 раза в бане (по разу в феврале, мае, июле и августе)[522]. Если попытаться как-то объяснить эту периодичность, то можно предположить, что ванная и баня в феврале потребовались для 37-летнего императора, поскольку он принимал самое активное участие в череде дворцовых балов и маскарадов и, соответственно, много потел в дворцовых залах, освещавшихся свечами. Летом император мылся чаще, поскольку это и жара, и пыль на традиционных маневрах в Красном Селе. С наступлением осени Николай Павлович ограничивался одной ванной в месяц. Воду изредка носили, когда ломалась сантехника или когда император находился в резиденциях, не оборудованных водопроводом.


Медная лохань Николая I на антресолях в Зимнем дворце

Видимо, еще до пожара 1837 г. на половине Николая Павловича предпринимались какие-то попытки механизировать процесс носки воды для ванны императора. Об этом свидетельствуют счета за 1836–1837 гг. Так, в декабре 1836 г. бандажнику Остерлову уплатили «за трубу с насосом» довольно крупную сумму – 360 руб. Вероятно, конструкция была недоработана, и ее постоянно ремонтировали. Поэтому уже в феврале 1837 г. перчаточнику Остерлову за ремонт «рукава к насосу» уплатили 30 руб. В мае перчаточник вновь «поправлял трубу» за 35 руб. Потом пришла очередь механики. В июне «физик Гоипини» поменял насос за 333 руб. В июне «оптику Боде за починку газовой огненной горелки» уплатили 29 руб. В сентябре механик Роспини (ранее в документах он проходил как Гоипини) «за починку насоса» получил 65 руб.[523]

Обращение к бандажнику или перчаточнику свидетельствует о том, что труба была гибкой и, видимо, изготовленной из пумповой кожи. Либо речь шла о каких-то гибких соединительных муфтах. Обращение для ремонта механики к физику, оптику и механику свидетельствует, что в целом конструкция для снабжения царской ванны невской водой оказалась крайне неудачной. Скорее всего, в подвале установили ручной насос, который по гибкой кожаной трубе закачивал воду на третий этаж Зимнего дворца в ванну царя. Эта вода подогревалась газовой горелкой.

После монтажа в Зимнем дворце водопроводной сети, подведенной и к ванне царя, из гардеробных книг Николая Павловича исчезли счета за носку воды. Ванна царя благоустраивалась, и в июне 1839 г. механику Роспини уплатили за термометры. Позже счета за носку воды встречаются, но этими деньгами оплачивались ванны на Елагином острове, Царском Селе, петергофской Александрии, где водопровод еще не провели.

Судя по документам, свою ванну Николай I модернизировал на протяжении всех 1840-х гг. В результате многочисленных переделок в кабинете императора в Зимнем дворце появился некий аналог современной душевой кабины.

Из счетов, оплаченных царем, вырисовывается следующая конструкция купального шкафа, установленного на третьем этаже Зимнего дворца. Это был «шкап из красного дерева вышиной 4 3 /4 аршин, шириною 2 вершка». В шкаф был встроен «нужный механизм», называемый «дождевым аппаратом», с «особою складною лестницей»[524].

Ванна называется в документах «дождевой» не потому, что в ней использовалась дождевая вода, а потому что в ванной был установлен душ, который рассеивал струю воды. Вода поступала в шкаф из «жестяного ящика для воды», расположенного вверху шкафа.

В счетах за 1843 г. конструкция душа детализируется: «купальный снаряд, состоящий из большого лакированного ящика с общею длинною трубкою с 10 большими шлифованными цапками, на которые надеваются 6 трубочки и 4 ситы с отверстиями, и с находящегося на верху ящика большою ситою с собственным краном загнутою трубкою и внизу длинною, медную загнутою трубкою с двойными ситами, которые навинчиваются винтами (так указано в документе. – И. З.)»[525]. Следовательно, в царском душе имелось 4 душа и 6 струйных отверстий. Скорее всего, эти «10 больших шлифованных цапок» были разнесены по периметру шкафа, находясь и сверху, и с боков. Поскольку через эти отверстия шла вода под некоторым давлением, то купальный шкаф можно с полным правом назвать прообразом современной душевой кабины.

Если обратиться к истории вопроса, то Николай I не был новатором, просто он воспользовался опытом соседей. В 1844 г. Николай I посетил Англию с официальным визитом. К этому времени английские аристократы уже активно использовали душевые кабины. Одна из первых английских моделей душевой кабины была разработана в 1810-х гг. Судя по приведенному описанию душа Николая I, конструкция, установленная в Зимнем дворце, имела элементы гидромассажа.

В 1845 г. в Зимнем дворце поставили новый купальный шкаф, в котором установили один большой рассеиватель для воды («большую ситку»), кроме этого, видимо, по бокам шкафа установили «четыре ситки с маленькими отверстиями из полированной меди»[526]. Этот душевой механизм сохранялся в Зимнем дворце на половине императора вплоть до второй половины 1880-х гг.

Бани Зимнего дворца постоянно обновлялись. Это было связано как со сменой хозяев бань, так и с ремонтами на жилых половинах. По традиции мужские бани размещались в подвалах, а женские – на первом, служебном этаже. К примеру, баня императрицы Елизаветы Алексеевны была оборудована на первом этаже северо-западного ризалита.

Так, следуя традиции, в Зимнем дворце в 1879 г. устроили «собственную» баню наследника-цесаревича, будущего Александра III, хотя он к этому времени постоянно жил в Аничковом дворце. Это были труднообъяснимые расходы. Возможно, «собственная» баня была положена наследнику по статусу[527]. Возможно, эту баню строили для княжны Е.М. Долгорукой, которая именно тогда поселилась в Зимнем дворце со своими детьми. При этом баня с ванной для Александра II была устроена в подвальном этаже Зимнего дворца еще в 1841 г.[528]

Отметим только, что Александр III, сознательно выстраивая сценарий свой власти, всячески подчеркивал свое русское начало, очень по-русски любил париться в компании приятных ему людей.

В 1895 г., когда в Зимнем дворце начались работы по оборудованию личных покоев Николая II и его семьи, в них, по желанию царя, предусмотрели сооружение бассейна, который находился в западной части дворца между северо-западным ризалитом и Салтыковской лестницей, на антресолях первого этажа. В январе 1895 г. Николай II записал в дневнике: «Наши будущие апартаменты в Зимнем отделываются, Аликс и я принимаем деятельное участие, вмешиваясь в каждую мелочь»[529]. Это были уже западные стандарты, замеченные Николаем II во время его визитов в Европу. Царь отказался от традиционной бани и устроил у себя дома бассейн, чего раньше в Зимнем дворце никогда не было.


План части антресольного этажа Императорского Зимнего дворца. 1898 г.

Николай II с женой и маленькой дочерью переехал в Зимний дворец 30 декабря 1895 г., а уже 1 января 1896 г. он записал в дневнике: «Пополоскался с наслаждением в моей ванне и после кофе засел за несносные телеграммы»[530]. Под привычным термином «ванна» царь имел в виду свой личный небольшой бассейн. Примечательно, что вода, поступавшая в бассейн, в обязательном порядке прокачивалась через целую батарею специальных фильтров.

Отметим и то, что в конце XIX в. ванная комната, как часть парадного дворцового интерьера, окончательно уходит в прошлое. Историк Петербурга П.Н. Столпянский писал: «Если при Николае I ванна представляла собой действительно произведение архитектора-художника, то при Николае II эта ванна превратилась в обычную, свойственную хорошему тону ванную комнату»[531].

Бассейн так пришелся по вкусу царю, что в 1898 г. его капитально перестроили. В мае 1898 г. дворцовый архитектор Н. Крамской составил смету на «переустройство мраморного бассейна» на сумму в 13 083 руб. Предполагалось прежде всего увеличить размеры бассейна. Длина сторон нового квадратного бассейна составляла около 4 метров (5 аршин 8 вершков) и глубина – 165,5 см (2 аршина 5 вершков). Николаю II при его росте в 1 м 68 см этого вполне хватало. Соответственно увеличили объемы баков для холодной и горячей воды. Кроме этого, усовершенствовали систему вентиляции помещения бассейна. Поскольку бассейн располагался на антресолях первого этажа северо-западного ризалита, то после демонтажа старого бассейна в капитальных стенах укрепили новые металлические балки перекрытий. Затем соорудили непроницаемый железобетонный чехол, который облицевали мрамором[532]. Таким образом, ванные и бани были важной и необходимой частью повседневной жизни императорских дворцов.



Листы сметы на переустройство мраморного бассейна Николая II

Уместно сказать здесь несколько слов и о дворцовой прачечной. Сразу оговоримся, что прачечная Зимнего дворца находилась на Фонтанке. Однако, хотя прачечная и находилась вне стен Зимнего дворца, эта тема вполне укладывается в наше повествование об использовании технических новинок в инженерной инфраструктуре императорских резиденций.

Белье, одежда и вообще все необходимое стиралось особой командой прачек, сосредоточенных на Прачечном дворе. Этот Прачечный двор являлся особым хозяйственным подразделением. Со времен Екатерины II Прачечный двор находился у истока Фонтанки, дав название Прачечному мосту. План территории Прачечного двора разрабатывался архитектором Г.Х. Паульсеном в 70-е гг. XVIII в. Основное здание Дворцовой прачечной протянулось вдоль набережной Фонтанки. «Географически» Прачечный двор не был связан с Зимним дворцом, но находился в прямой служебной его подчиненности.

В ходе восстановления Зимнего двора после пожара 1837 г. дворцовые хозяйственники решили механизировать процесс стирки белья. Это было связано с большими объемами ежедневной стирки и необходимостью особо тщательной обработки всего белья, проходившего через императорскую и великокняжеские половины.

Когда в ноябре 1839 г. семья Николая I въехала в Зимний дворец, все оборудование «Парового заведения для мытья белья парами» уже смонтировали и опробовали. Отвечал за производство этих работ «иностранец Корба». Судя по документам, в «Прачешном доме» смонтировали водопровод, верхний деревянный резервуар, «снабжающий водою заведение», проложили трубы в стенах и под землей, установили паровую машину с дублирующим ее ручным насосом. Воду для стирки белья брали, естественно, из Фонтанки.

Все оборудование для «Парового заведения для мытья белья парами» поставил «заводчик и механик Иван Шервуд», который гарантировал исправную работу всех механизмов на протяжении двух лет, в чем и дал расписку. Собственно все заведение включало в себя: «Резервуар из досок, обшитый внутри свинцом, укрепленный снаружи железными скобами»; «Комнату с паровой машиной и котлом» и «Сушильную комнату». Первые опыты по механизированной стирке показали ее удовлетворительность, что и подтвердил «смотритель столового белья»[533].

Читайте также: