Кровать екатерины 2 в эрмитаже

Обновлено: 19.05.2024

Поделитесь с друзьями

В 1754–1762 годах по проекту ведущего архитектора русского барокко Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге было построено здание новой императорской резиденции — Зимний дворец. Его первыми обитателями были Пётр III и его семья. Спустя полгода в результате смены власти полноправной хозяйкой резиденции стала Екатерина II. Императрица провела масштабные работы по обустройству Зимнего дворца как места важнейших церемониальных действий и частной жизни монарха и его домочадцев. Рядом с Зимним дворцом в её царствование были возведены Малый Эрмитаж и Большой Эрмитаж, где также размещались апартаменты. Каждый новый владелец резиденции стремился оформить дворцовые помещения с учётом архитектурной моды и личных вкусов. Чудовищный пожар 1837 года полностью уничтожил интерьеры Зимнего дворца. Жилые покои императорской семьи были вновь созданы знаменитыми архитекторами с роскошью и комфортом, подобающими статусу их владельцев. На протяжении ещё более 50 лет Зимний дворец был центром политической жизни страны и резиденцией монаршей семьи. В 1904 году последний российский царь Николай II покинул Зимний дворец и поселился в Царском селе. Революционные события начала ХХ столетия и последовавшее превращение бывшей резиденции в музей привели к тому, что отделка большинства жилых комнат была утрачена. В собрании Государственного Эрмитажа находятся акварели XIX века и дореволюционные фотографии, позволяющие увидеть убранство личных покоев и представить обстановку, в которой протекала частная жизнь нескольких поколений императорской семьи.

Жилые покои главной императорской резиденции


. От роскошных приёмных, от прелестных кабинетов, библиотек, будуаров и ванн — до прислуг и кухонь. вам хотелось бы никогда не выходить отсюда. Но вы перешли ещё не через все очарования волшебного жилища.

Жилые покои цесаревича Николая Александровича (1843–1865) в Южном павильоне Малого Эрмитажа

Кабинет Николая II в Зимнем дворце

Будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце

Кабинет императрицы Александры Фёдоровны — супруги Николая II — в Зимнем дворце

Садик императрицы Александры Фёдоровны — супруги Николая I — в Зимнем дворце (зал № 181)

ЗАЛЫ И ЗДАНИЯ ЭРМИТАЖА. Комнаты императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце

Эрмитаж возвращает былую красоту портретам великих женщин. Екатерины II стала первой


Первой отреставрированной картиной стал портрет императрицы Екатерины II работы Пьера-Этьена Фальконе. В декабре 2019 года шедевр уже был представлен на выставке "Это сам Потёмкин!" в Эрмитаже.


В настоящее время реставраторы Эрмитажа работают над картиной французской художницы Элизабет Виже-Лебрен, на которой изображена императрица Мария Фёдоровна.


В минувший четверг, 11 марта, Государственный Эрмитаж и компания "Санкт-Петербургский нефтяной терминал" (АО "ПНТ") представили совместную долгосрочную программу по реставрации портретов великих женщин Российского Императорского двора из собрания Государственного Эрмитажа.

Онлайн-конференция, проводимая в честь Международного женского дня, была посвящена реализации проекта по сохранению живописных портретов представительниц императорской семьи Романовых "Великие женщины Российского императорского двора".

Для СМИ участники рассказали о результатах уже проделанной работы, ответили на вопросы журналистов и зрителей онлайн-трансляции, а также поделились планами по дальнейшему развитию проекта. Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил:

Наше сегодняшнее событие не только к 8 марта, это наш отклик на современные и модные темы, а также возможность отдать должное всем тем замечательным женщинам, про которых может рассказать Эрмитаж. Хочется вспомнить, что в Эрмитаже одна из самых больших коллекций картин, написанные женщинами. Мы делали выставки об этом в то время, когда это ещё не было на острие моды. Сегодня у нас и женщины-художницы и портреты замечательных женщин. Спасибо говорить очень приятно. Мы благодарим Петербургский нефтяной терминал за готовность помогать и за готовность участвовать в такой интересной и долгосрочной программе.

Портрет Екатерины Великой был выполнен Пьером-Этьеном Фальконе, сыном знаменитого скульптора. Благодаря покровительству отца он получил престижный заказ на написание серии картин для Чесменского дворца, где создавалась галерея портретов европейских монархов.

Портрет отличается мягкостью выражения лица императрицы, которая не присуща официальным парадным изображениям монарха. Платье Екатерины украшено двумя высочайшими российскими орденами, при этом императрица опирается правой рукой не на трон или стол с регалиями, а на обыкновенное кресло, на котором свободно расположилась её любимая левретка.


Сейчас реставраторы трудятся над портретом Марии Фёдоровны, 2-й жены императора Павла I, который и заказал его у Елизаветы Виже-Лебрен. Напомним, Мария Фёдоровна была не только 2-й женой великого князя Павла Петровича, впоследствии императора, но и матерью 2-х российских императоров – Александра I и Николая I.


До 1918 года картина, наряду с другими портретами членов императорской семьи, находилась в Романовской галерее Зимнего дворца. В 1941 году полотно было свернуто на валу и отправлено в эвакуацию в Свердловск, а после возвращения в Эрмитаж осталось на валу.

После завершения реставрации портрета Марии Фёдоровны планируется продолжить сотрудничество в рамках этой программы. Хранители уже занимаются подбором холста для нового проекта.

Русский императорский двор всегда заказывал портреты членов царствующей семьи у лучших художников. Коллекция женских портретов наиболее активно пополнялась в XVIII веке, который можно назвать веком женского правления в истории России, когда императрицы находились на троне почти 70 лет.

Несколько десятков женских портретов, как правило, широкоформатных картин, украшали тогда залы Зимнего дворца – бывшей императорской резиденции. Сегодня эти произведения занимают важное место в собрании Государственного Эрмитажа, но не все они находятся в постоянной экспозиции.

Во встрече приняли участие: Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, Михаил Скигин; председатель совета директоров АО “ПНТ; Валерий Хон, генеральный директор АО “ПНТ; Екатерина Дерябина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа; Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Эрмитажа; художники-реставраторы Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа – Алексей Никольский и Андрей Цветков, а также Евгений Фёдоров, начальник Сектора проектного финансирования Службы развития Государственного Эрмитажа.

Кровать екатерины 2 в эрмитаже

Екатерининский дворец. спальня екатерины ii (ЗУБОВСКИЙ флигель)

Шесть больших круглых медальонов, «диски для большого холла», как они значатся в каталоге Веджвуда, украсили стены Опочивальни над узкими зеркалами. Все они выполнены по моделям английского скульптора Д. Флаксмана. Одна — «Фаэтон» работы Стуббса — находилась меж окон.
Пятнадцать маленьких медальонов Веджвуда украсили камин. В Англии диски обычно украшали фриз камина, а Камерон расположил их «вокруг комелька», отверстия очага, притом на фоне золоченой бронзы. Сюжеты у них античные: «Геркулес», «Медея», «Диомед», «Филея соф», «Диана», «Ганимед», «Весталка», «Эскулап», «Музы», «Изобилие», «Жертвоприношение», «Читающий философ».
Все эти произведения Веджвуда были приобретены в 1780—1781 годах. В отчете Конторы Царского Села сообщается, что «за барилиевы (барельефы) из аглицкого фарфора во вкусе антика» заплатили 1760 рублей. Цены за каждый диси проставлены отдельно. Скорее всего, они приобретались не сразу. Несомненно одно — Камерон выбирал их сам, а некоторые, может быть, заказывал специально.
Скорее всего, эти произведения покупали через английских купцов, торговавших с Россией. Один из них Кannep, в переписке с Веджвудом упомянул заказ «художника на службе двора», другой, Оксфорд, писал Веджвуду, что он «старается представить несколько новоримских барельефов в Царском Селе» и надеется в этом преуспеть.
В 1781 году несколько дисков Веджвуда продал в Петербург купец N. Как установила английский искусствовед Алиса Келли, это был Георг Нейнберг из Корнхилла. Ниже удалось разыскать в реестре купца Оксфорда наименования дисков для Опочивальни — «Жертвоприношение Бахусу», «Аполлон и музы» и «Фаэтон».
Отделка комнаты отличается характерной для классической архитектуры симметрией — орнамент, расположение зеркал и пр. повторяются в трактовке противоположных стен. Строгий рисунок плафона повторен в рисунке паркета, набранного из клена, амаранта, красного дерева и груши.
Опочивальня совсем невелика, но казалась несколько больше — зеркала словно раздвигали стены. Особенно эффектной она была вечером, когда зажигали свечи, в люстрах-фонариках играли, переливались хрустальные бусы и гирлянды из хрустальных «слезок».
Строгая симметрия, изящество, тонкость и изысканность, цветное стекло и матовые барельефы Веджвуда — вот характерные особенности этого удивительного интерьера Камерона.
Мебель для Опочивальни была изготовлена из дуба и индейского дерева» с накладками из золоченой бронзы, мрамора и стекла.

Екатерининский дворец. спальня екатерины ii (ЗУБОВСКИЙ флигель)

На некоторых фотографиях интерьера, мы можем видеть уникальный перламутровый стол, стоявший в спальне Екатерины:
Уникальный столик, вся поверхность которого облицована пластинами перламутра, а набор на крышке в виде розы и меандра выполнен из панциря черепахи, повторяет европейский тип стола для карточных игр. Отличие заключается не только в необычном для европейской мебели оформлении, указывающем на неординарность изделия, но и в том, что внутренняя сторона, обычно обтянутая сукном и предназначенная для игры, также полностью покрыта перламутром. За этим столом не предполагалось вести карточные игры.
Это уникальное ювелирное изделие мебельного формата — дорогой подарок, предназначавшийся монаршей персоне. Дворцовая легенда называя этот предмет «старой константинопольской работой» объясняет его появление в Царском Селе как подарок Екатерине II от турецкого султана.
Роза на столешнице — не просто декоративный мотив, а символ, который был понятен и европейцам. Ж. Делиль с своей знаменитой, многократно цитируемой уже современниками поэме «Сады» писал:
«Киоски их (красавиц) манят, иль рощицы прельщают;
Лес розовых кустов у входа в грот возрос;
Везде, всегда цветы: восток есть царство роз»
Это уникальное ювелирное изделие мебельного формата — дорогой подарок, предназначавшийся монаршей персоне. Дворцовая легенда называя этот предмет «старой константинопольской работой» объясняет его появление в Царском Селе как подарок Екатерине II от турецкого султаны.
Документов о происхождении перламутрового столика обнаружить не удалось, однако известны свидетельства о подарках, которые готовил русский двор в ответ на поднесенные дары. Так, в 1792 году придворному художнику Г.Козлову был заказан рисунок «вышивок для подарка в Турцию» и два рисунка пером «для сына турецкого султана». Также в перечне значились рисунок турецкой крепости, три рисунка церкви Св. Софии в Константинополе, 3 цветных рисунка мечетей турецких с планами, табакерки с бриллиантами, золотые часы и другие ювелиизделия, отправленные в 1780-1790-х годах в Царицын для подарков.
Д.Григорович, следуя традиционной легенде, отмечает столик как «старую константинопольскую работу". (Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. 1762-1796).
Кровать, которая помещалась в глубине комнаты, за зеркалом, не сохранилась — супруга императора Александра II, Мария Александровна, которая занимала в середине XIX в. комнаты Екатерины I, парадную опочивальню Екатерины II использовала как гостиную, а свою спальню разместила в Уборной Екатерины, декорированной живописными медальонами.

Екатерининский дворец. спальня екатерины ii (ЗУБОВСКИЙ флигель)

1782. Решетка к межоконному зеркалу. Россия. Санкт-Петербург. По рисунку Г. И. Козлова. Мастер Роман Гнидин, мастера Тульского ружейного завода. Сталь, бронза; ковка, полирование, синий лак (под воронение), литье, чеканка, золочение. 90 х 163 х 31. Подробнее
Решетки апартаментов Екатерины II более строги, чем в аппартаментах Павла Петровича: гладкие стойки вверху украшены акантом, а в нижней части — розетками и жемчужником.

Екатерининский дворец. спальня екатерины ii (ЗУБОВСКИЙ флигель)

К сожалению, за исключением нескольких фрагментов отделки, от интерьера ничего не сохранилось. Фашисты разбили и разграбили Опочивальню. Ныне она не существует.

Покои Екатерины II в последние годы жизни

В 1790-х гг. апартаменты Екатерины II продолжали занимать восточную часть Зимнего дворца от Иорданской лестницы и до половины наследника Павла Петровича (№№ 283 и 290). Парадную половину императрицы Екатерины II открывали «два проходных покоя» (№ 193), за ними следовала Арабесская перед галереей, к которой с востока примыкала Столовая камер-пажей и официантов (№ 194). За Белой галереей (№ 195) располагались: Штатс-дамская (№ 195 – юго-восточная часть), Перед Штатс-дамской (№ 197 – восточная часть), Буфет маскерадной (№ 196 – северная часть), Большая лестница, называвшаяся Красной (№ 196 – часть), Предцерковный зал (№ 270) и Церковь во имя Спаса Нерукотворного образа (№ 271). Из Предцерковного зала можно было пройти в Столовую (№ 269) и Буфетную, где стоит пост лейб-гвардии Конного полка Рейтары (№ 196 – южная часть)[32]. Во всех комнатах еще во второй половине 1760-х гг. положили штучные, т. е. паркетные полы, по чертежам Фельтена и Валлен-Деламота.


План залов юго-восточного ризалита

Если в начале царствования Екатерины II в ее половину входило только девять «покоев» как представительского, так и сугубо личного характера, то к концу ее правления их число, безусловно, изменилось. Это вполне естественно, поскольку императрица прожила в Зимнем дворце 34 года – все годы своего правления. В архивных документах имеется еще один перечень помещений на половине императрицы Екатерины II: 1. Главный приход и большая вхожая лестница; 2. Парадные три антикамеры; 3. Аудиенция (Тронная зала); 4. Столовая; 5. Мундшенкская; 6. Лестница на все этажи; 7 и 8. Две проходные комнаты; 9. Парадная опочивальня; 10. Уборная; 11. Комната для камердинеров; 12. Опочивальня; 13. Будуар; 14. Кабинет; 15. Библиотека; 16. Лестница для хода Ея Величества; 17. Комната с антресолью, а в ней – печь-лежанка; 18. Спальня; 19 и 20. Две комнаты[33].

Сегодня только малая часть из покоев Екатерины II сохранила очертания 1790-х гг. Многочисленные перепланировки в последующие годы исказили облик и «географию» покоев императрицы. Например, нынешний Александровский зал занимали парадные комнаты: Совет, Сержантская, «где Гвардии Ундер афицеров», и Кавалергардская (б. Кавалерская), обращенная окнами на Дворцовую площадь. За ней шла Тронная Екатерины II с залом для аудиенций, Кавалерская с эркером-фонариком, выходящая на площадь (№ 280) и подробно описанная нами Бриллиантовая комната (№ 279).

В личные покои Екатерины II можно было попасть с Дворцовой площади, поднявшись по Малой лестница. Эта лестница выходила к Столовой (№ 269). Сегодня на ее месте находится Комендантская лестница[34].

Известный историк М.И. Пыляев описывал эту часть Зимнего дворца следующим образом: «…взойдя на Малую лестницу, входили в комнату, где на случай скорейшего исполнения приказаний государыни стоял за ширмами для статс-секретарей письменный стол с чернильницей. Комната эта была окнами к Малому дворику[35]; из нея вход был в уборную[36]; окна последней комнаты были на Дворцовую площадь. Здесь стоял уборный стол, отсюда были две двери: одна направо, в бриллиантовую комнату, а другая налево, в спальню[37], где государыня обыкновенно в последние годы слушала дела. Из спальни прямо выходили во внутреннюю уборную[38], а налево – в кабинет[39] и зеркальную комнату[40], из которой один ход в нижние покои, а другой прямо через галерею в так называемый „Ближний дом“[41]; здесь государыня жила иногда весною…»[42].

За упомянутым Пыляевым Зеркальным кабинетом окнами на Малый дворик помещались две комнаты камер-юнгферы Екатерины II Марии Саввишны Перекусихиной (№ 263–264).

На антресолях первого этажа с 1763 г. находилась уже упоминавшаяся мыльня, построенная под руководством архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота и включавшая три помещения. По описаниям 1790-х гг., в банный комплекс входили: Купальня (№ 272); под ризницей Большой церкви (№ 701) находилась Уборная и непосредственно под алтарем – обширная Баня с бассейном. Баня, или мыльня, была обита «столярством» (липовыми деревянными панелями) от пола до потолка. В обитую сукном палевого цвета Купальню можно было спуститься по небольшой деревянной лесенке из личных покоев императрицы. Эти помещения тоже выходили окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу[43]. Отдельно были расположены «вмазанные котлы для нагревания воды» и резервуар для холодной воды[44]. Там же, на антресолях, находился кабинет со спальней для графа Орлова, а позже жили и последующие фавориты.

Личные покои Екатерины II были буквально пронизаны небольшими лесенками. В том числе и потайными. Такой потайной деревянной лесенкой антресоли сообщались с Библиотекой (с 1764 по 1776 г.)[45]. Потайную лесенку оформили под библиотечный шкаф красного дерева так, что одна из створок шкафа служила дверью, через которую можно было пройти на лесенку и подняться на антресоли. Заметим, что в начале правления Екатерины II это не было игрой. Потайная лесенка, и, вероятнее всего, не единственная, могла очень пригодиться в эпоху дворцовых переворотов.

С антресолями Екатерины II связана очень важная страница жизни Зимнего дворца. Сегодня общепризнанным считается, что современный Государственный Эрмитаж, буквально «набитый» сокровищами всех времен и народов, «вырос» из скромных антресолей Екатерины II. Это были четыре небольшие, выходящие окнами на восток комнаты, тогда они назывались Зелеными антресолями. Именно в эти комнаты поступали различные предметы, собирательством которых императрица увлекалась в те или иные времена своей жизни. Сначала эта коллекция редкостей не носила систематизированного характера. Однако по мере разрастания коллекций императрицы на антресолях остались только вещи восточного происхождения, и антресоли стали называть Китайскими. Часто императрица использовала антресоли для обедов в кругу близких людей. В этих помещениях изысканно сочетались уют, экзотика и роскошь. Императрице нравился такой антураж.

Эти исторические антресоли просуществовали вплоть до пожара Зимнего дворца в декабре 1837 г. Признавая их историческое значение, антресоли тогда не только не трогали, но и периодически ремонтировали. Причем ремонтировали с сохранением исторических интерьеров. Об этом свидетельствует записка вице-президента Гоф-интендантской конторы графа П.И. Кутайсова, датированная началом 1833 г. Тогда Кутайсов писал Николаю I: «Все прочее подверглось влияниям моды, кроме Китайских антресолей времен новейших, но напоминающих эпоху царствования Екатерины II, столь славную для России. Совершенно будучи уверен, что сохранение сих памятников полезно как для истории, так и для археологии, я имею честь представить о возобновлении нынешним временем сих комнат. Сие тем более кажется мне удобным, что Камерцал-мейстерская весьма богата отличными Китайскими произведениями, лежащими там без всякого употребления несколько десятков лет и бесполезно подвергающихся порче…»

Николай I одобрил предложение П.И. Кутайсова. Реставрация Китайских антресолей Екатерины II продолжалась с 1833 по 1835 г. под руководством архитектора Л.И. Шарлеманя 2-го. Однако после пожара 1837 г., в котором антресоли погибли, эти помещения восстанавливать не стали[46].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Последние годы Екатерины II. Фавор Зубовых

Последние годы Екатерины II. Фавор Зубовых Последние годы правления Екатерины II отмечены ослаблением ее творческих способностей, явным застоем в общественной жизни, разгулом фаворитизма. Вообще, за Екатериной в истории тянется след как за распутницей, вакханкой, жадной

Микоян в последние годы жизни

Микоян в последние годы жизни В последние годы своей жизни Микоян все меньше и меньше уделял внимания государственным делам. Он не искал встреч с Брежневым или Косыгиным, но ни разу не посетил также и Хрущева. В 1967 году Микоян проявил интерес к судьбе советского историка

Последние годы жизни

Последние годы жизни Ворошилов не был лишен тех привилегий, которыми пользовался в прошлом. Поэтому он спокойно доживал свои последние годы на большой даче-усадьбе в Подмосковье. Семья у него была невелика. Жена Ворошилова, Екатерина Давыдовна, умерла. Своих детей у них

Последние годы жизни Суслов был не особенно крепок здоровьем. В молодости он перенес туберкулез, в более зрелом возрасте у него развился сахарный диабет. Когда он работал в Ставрополье и Литве, то после бурных объяснений с тем или иным работником у него начинались

Дж. Саттер в последние годы жизни.

Дж. Саттер в последние годы жизни. Дж. Саттер в последние годы жизни. 1870-е

Последние годы жизни Уже в самые последние годы жизни, снова поступив на службу и получив приказ стать во главе эскадры, отправлявшейся в Архипелаг, Сенявин в одном замечательном приказе, данном его подчиненному, графу Гейдену, выразил благородное, гуманное, характерное

Глава 6 МИФ О «ПАРАНОЙЕ СТАЛИНА» В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЕГО ЖИЗНИ

Глава 6 МИФ О «ПАРАНОЙЕ СТАЛИНА» В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЕГО ЖИЗНИ Практически все отмечают, что ближайшие соратники Сталина были людьми мелкими для занимаемых ими постов — мелкими именно как личности. Вот только выводы из этого делают, как всегда, фрейдистские — что снедаемый

Последние годы жизни К 1669 году был построен деревянный Коломенский дворец фантастической красоты, он являлся загородной резиденцией Алексея Михайловича.В последние годы жизни царь увлекся театром. По его приказу был основан придворный театр, который представлял

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ 7 июля 1810 года в жизни маркиза де Сада произошло страшное событие: умерла его жена, маркиза де Сад, ставшая, как мы помним, монахиней и посвятившая свою жизнь делам милосердия. Рене-Пелажи всеми силами старалась искупить грехи мужа, но у него их было

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Ко времени поражения ихэтуаней реальная сила Цыси пошла под уклон, но окружающие это не очень замечали, потому что вдовствующая императрица продолжала цепко держаться за кормило правления и сохраняла весьма внушительный вид. Вот как описывает ее Юй

5.5. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ЛЕНИНА. СМЕРТЬ

5.5. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ЛЕНИНА. СМЕРТЬ Есть одно важное обстоятельство, не затронув которое, невозможно представить, кто в действительности управлял Советским государством в первые годы его существования, был ли это здоровый нормальный человек или это был больной

Последние годы жизни Мутеса продолжал свою «игру с религиями». Она имела для кабаки и внутриполитическое значение: вокруг религий складывались сильные группировки бами — «бафаланса», «банглеза», мусульмане и те, которые придерживались традиционных верований.

Последние годы жизни В Турции шейха Джамалутдина встретили с особым расположением к нему, почтительно отнеслись и к его сану, и к его имени. Султан не только выделил шейху хороший дом с прислугой, назначил пожизненную пенсию из своей казны – пригласил Джамалутдина к себе

3. Последние годы жизни императора

3. Последние годы жизни императора И вот Александр, которого Лагарп воспитывал честным и благородным человеком на классических примерах, взятых из истории разных стран и веков, тем не менее, уже с детских лет должен был учиться скрывать свои чувства. Потому что, с одной

Заключение. Последние годы жизни

Заключение. Последние годы жизни С конца 1940-х гг. в письмах Эйнштейна все чаще мелькали замечания об общей усталости от жизни, звучала печальная нота прощания. Эта спокойная грусть похожа на настроение, порой охватывающее человека в тихие вечера.Испытываемые чувства

Бриллиантовая комната Екатерины II

Хранение «главных сокровищ» в личных покоях или поблизости от них являлось устойчивой европейской традицией. Следуя этой традиции, бедная немецкая принцесса, а потом российская императрица Екатерина II распорядилась устроить «главное хранилище» для коронных бриллиантов на своей половине.

Реализация проекта началась осенью 1762 г., когда по указу императрицы в Зимний дворец из пригородных и городских резиденций начали свозить драгоценное имущество, преимущественно серебро. Все эти серебряные изделия, находившиеся в Петербурге со времен Петра I и принадлежавшие короне, апробировали, маркировали (на них выбили соответствующие номера), взвешивали и вносили в реестры[16].

Ювелирная инвентаризация завершилась к 1764 г., когда в парадной опочивальне императрицы Ю.М. Фельтен оформил парадное хранилище императорских регалий. Комната получила название Бриллиантовой, или Алмазной. Еще раз отметим, что эта комната входила в комплекс парадных покоев императрицы, находившихся на втором этаже юго-восточного ризалита Зимнего дворца, окна которого выходили на Дворцовую площадь и Миллионную улицу.

После завершения отделочных работ в этой комнате хранились императорские регалии: корона, скипетр, держава и множество других драгоценностей. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере того как ювелирная коллекция императрицы разрасталась, понадобились новые застекленные витрины. Их изготовил известный мебельщик Д. Рентген.

Эти витрины обновили в конце 1784 – начале 1785 гг. 2 октября 1784 г. Ю.М. Фельтен доложил «Конторе строения», что императрица приказала «сделать новые бриллиантовые ящики с резным пристойным украшением и вызолочением». Под ящиками имелись в виду, конечно, пристенные витрины, которые следовало поставить в Бриллиантовую комнату вместо старых. Работу выполняли разные мастера: некий Шульц делал столярную работу, Дункер – резную, Вейбер – слесарную, Смирнов – золотарную. В июле 1785 г. ящики были готовы и прикреплены к стене в Бриллиантовой комнате. Судя по затраченным на ящики материалам, они были достаточно большие. Так, стекла в крышках имели в длину 1 аршин 6 вершков, а в ширину – около аршина (аршин – 71,12 см; вершок – 4,44 см)[17].

Формирование комплекса коронационных императорских регалий завершилось именно при Екатерине II. Так, Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Иеремией Позье (Jeremie Pauzier) и Георгом Фридрихом Экартом, прослужила с 1762 по 1896 г. Ей короновались все российские монархи, правившие после Екатерины II. Большая императорская корона по сей день является главным экспонатом Алмазного фонда Московского Кремля.


Самоцветы, которыми украшена Большая императорская корона, поражают своим великолепием и роскошью[18]. В общей сложности на короне укреплены 75 жемчужин и 4936 бриллиантов. Вершину короны украшает великолепная тёмно-красная шпинель в 398,72 карата. Громадная шпинель и 75 жемчужин весили около 800 г, а вместе с металлом корона весила 2 кг[19]. При этом изначально на корону отпустили 1 фунт золота и 20 фунтов серебра. Длина нижней окружности короны ныне составляет 64 см, высота с крестом – 27,5 см. Попутно отметим, что нижний ободок короны подгонялся по голове каждого монарха накануне его коронации. Поэтому эти 64 см сделаны под Николая II (корона ему оказалась великовата).

Видимо, Екатерина II, давая ювелирам карт-бланш на использование любых камней и материалов при изготовлении короны, высказала и некоторые прагматические пожелания. Об этом свидетельствует фраза в записках И. Позье о том, что он старался сделать корону как можно легче: «Несмотря на все предосторожности, принятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать камни, в ней оказалось пять фунтов весу»[20].

Тем не менее мастеру удалось угодить заказчице, которая получила великолепную вещь и в очень сжатые сроки. Придворный ювелир И. Позье лично «примерил корону Ее Величеству», и Екатерина II была «очень ею довольна», сказав, что в «течение четырех или пяти часов во время церемонии как-нибудь продержит эту тяжесть»[21]. Екатерину II в это «горячее» время интересовали только прагматические соображения.

Кроме Большой императорской короны ювелир Георг Фридрих Экарт к коронации 1762 г. сделал и Императорскую державу. На изготовление державы ювелир потратил много сил и нервов. Первоначально предполагалось использовать державу, в которой венчалась на царство Екатерина I в 1724 г. Эта держава была из древнего «большого наряда» московских царей. Но к ужасу организаторов коронации выяснилось, что вскоре после коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. из державы по повелению императрицы выломали драгоценные камни, а затем «в дело» употребили и золото[22]. В результате древнюю коронационную державу уничтожили. Это обнаружилось только 7 сентября 1762 г., а коронация была намечена на 22 сентября. На изготовление новой державы у ювелира оставалось только две недели. И тем не менее Экарт не только уложился в срок, но и изготовил безупречную по композиционному воплощению вещь, которая прослужила на восьми коронациях (1762, 1797, 1801, 1826, 1829 – коронация Николая I в Варшаве, 1856, 1883, 1896 гг.).

Следует добавить, что в облик державы образца 1762 г. при последующих коронациях внесли изменения. Самые принципиальные – при коронации Павла I в 1797 г. Тогда появился громадный сапфир под крестом и треугольный алмаз на пояске, приобретенный у Ивана Амбеликова и долгое время бывший в России вторым по величине после знаменитого бриллианта «Орлов».

Кроме Большой императорской короны и державы на коронации 1762 г. использовали «Большой букет», изготовленный для Елизаветы Петровны в 1757–1760 гг. Он служил украшением корсажа парадного коронационного платья Екатерины II. Впервые этот «букет» украсил парадный туалет императрицы Елизаветы Петровны. Букет был составлен из бриллиантов и изумрудов. Подложенная под бриллианты разноцветная фольга (распространенный в прошлые времена приём ювелиров) создавала эффект многокрасочного «живого» букета. Только сиренево-розовый 15-каратный алмаз имел природную окраску.

Несколько позже для Екатерины II изготовили новый Императорский скипетр, украшенный алмазом «Орлов» весом в 189,62 карата. Этот алмаз императрице поднес Г.Г. Орлов 24 ноября 1773 г. Через некоторое время этот драгоценный камень вставили в уже готовый «под алмаз» новый скипетр. С этого времени (1773 г.) три основные коронационные регалии (корона, скипетр и держава с 1797 г.) более уже не менялись[23]. При Павле I новый скипетр впервые использовали во время коронации и тем самым официально включили его в число императорских регалий.


А.П. Антропов. Портрет Екатерины II

Хотя «Бриллиантовая комната» Екатерины II являлась, безусловно, режимным помещением с соответствующей охраной и штатом служителей, но ее никак нельзя назвать неким закрытым сейфом для хранения драгоценностей колоссальной стоимости. «Бриллиантовая комната» представляла собой вполне утилитарное жилое помещение с богатым и уютным интерьером. Она активно использовалась императрицей для досуга в узком кругу приближенных для приятного вечернего времяпровождения. Иногда в холодные дни в «Бриллиантовой комнате» Зимнего дворца совершалась и церковная служба.

В книге И.Г. Георги «Описание императорского столичного города Санкт-Петербурга» Бриллиантовая комната описывается следующим образом: «Государственные регалии стоят. под большим хрустальным колпаком, через который все ясно разсмотреть можно. По стенам сея комнаты разставлено несколько шкапов со стеклами, где лежит множество украшений алмазных и иных драгоценных каменьев, в других же великое множество орденских знаков, портретов Ея Императорского Величества, табакерок, часов и цепочек, готовален, перстней, бантов, золотых шпажных эфесов и других драгоценных вещей, из сего выбирает Монархиня что Ей угодно на раздариваемые Ею подарки».

Действительно, драгоценности хранились в стеклянных шкафах, ключи от которых находились у камер-юнгферы императрицы Анны Константиновны Скороходовой[24]. Эти драгоценности изготавливали не только в придворной «Алмазной мастерской», но и покупали у ювелиров, оплачивая их из комнатной суммы императрицы[25]. Поэтому если в документах указывалось, что какой-либо предмет был приобретен для «Комнаты» или «взят в Комнату», то это означало его присутствие на одной из полок в стеклянных шкафах Бриллиантовой комнаты императрицы.

Драгоценностей в Бриллиантовой комнате было так много, что при всем тщательном их учете вещи подчас исчезали. Исчезали не в смысле их воровства, а в самом обычном и часто встречающемся варианте, когда привычная вещь вдруг просто выпадала из жизненного пространства, чтобы также неожиданно найтись. Такая история произошла с уникальной панагией работы Луи-Давида Дюваля, который украсил эту наградную вещь «казенным изумрудом». О том, что панагия мистическим образом «выпала» из собрания вещей Бриллиантовой комнаты, свидетельствует записка Екатерины II, адресованная Г.А. Потемкину: «Два года искала я панагию, а она лежала в ящике таком, в который два года никто не заглянул. При сем ее посылаю для вручения Преосвященному Платону»[26].

Примечательно, что именно Бриллиантовая (Алмазная) комната в личных покоях императрицы играла роль некоего выставочного зала, в котором ювелиры выставляли свои изделия. К вещам прикреплялись ярлычки с именем поставщика и ценой. Императрица и приближенные приходили и отбирали то, что им нравилось.

Надо сказать, что к этому времени уже существовала прочная традиция задерживать оплату ювелирам за взятые вещи. В архивных документах в XVIII в. нередко встречаются прошения ювелиров, а порой уже и их вдов, о выплате денег за вещи, давно взятые ко Двору.

Ювелирные ресурсы Бриллиантовой комнаты не раз использовались Екатериной II для комплектации наградных наборов для своих сановников и полководцев. Екатерина II была не только умной женщиной, но и творческой натурой, поэтому, лично подбирая наградной комплект, она привязывала его к месту и событию. Например, таким комплектом она удостоила героя Первой русско-турецкой войны графа Петра Александровича Румянцева после подписания Кучук-Кайнарджийского мира. В письме к барону М. Гримму Екатерина II перечислила составляющие набора: «…я должна рассказать вам, как я устроила фельдмаршала Румянцева в день мира: 1. Он получил диплом, в котором все его победы, завоевания и заключение мира изложены во всей подробности; потом 2. Маршальский жезл, осыпанный бриллиантами; 3. Великолепную шпагу; 4. Шляпу с лавровым венком в виде султана на ней; 5. Оливковую ветвь из бриллиантов и эмали; 6. Алмазные знаки и звезду Св. Андрея Первозванного; 7. Пять тысяч душ; 8. Сто тысяч рублей; 9. Серебряный сервиз на сорок человек; 10. Коллекцию картин»[27]. Как мы видим, императрица предусмотрела для своего полководца все – и для души, и для тела.

Так случилось, что самой значимой исторической реликвией из этого перечня стал «маршальский жезл, осыпанный бриллиантами». До 1917 г. он хранился в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где был похоронен Румянцев. После революции в ходе конфискаций жезл переправили в Российский исторический музей в Москве. В 1922 г. жезл из музея изъяли и передали в Гохран. Как это ни странно, но в ходе распродаж царского золота этот «маршальский жезл, осыпанный бриллиантами» уцелел, и сейчас он находится в одной из витрин исторического зала Алмазного фонда Московского Кремля. Остальные предметы из этого наградного набора в результате большевистских распродаж осели преимущественно в США, в частности, «серебряный сервиз на сорок человек» хранится в Нью-Йоркском Метрополитен-музее[28].

Известно, что императрица любила использовать Бриллиантовую комнату для игры в карты. Екатерина II была знатоком человеческих душ и понимала, как может «бодрить» во время азартной карточной игры на «большой интерес» (а иначе у императрицы и не играли, азартна была матушка.) завораживающий блеск бесчисленных бриллиантов, рубинов, изумрудов и сапфиров. А игра в окружении императрицы шла по-крупному и была одной из деликатных форм награды приближенных со стороны императрицы. Те, кто был допущен за карточный стол Екатерины II, постоянно имели в виду, что могут «внезапно» выиграть очень крупную сумму, сорвав банк за карточным столом.

Однако при всем этом в Бриллиантовую комнату имел доступ очень ограниченный круг людей, который по мере старения императрицы все сокращался. Поэтому Екатерина II с легкой иронией писала барону М. Гримму о сокровищах Бриллиантовой комнаты: «…всем этим любуются мыши и я»[29].

В самом конце царствования Екатерины II в корпусе «Лоджий Рафаэля», возведенных к 1792 г. вдоль Зимней канавки, устроили вторую Бриллиантовую комнату. Вероятно, новая и старая Бриллиантовые комнаты некоторое время существовали параллельно, так как основной набор царских регалий оставался рядом с Тронным залом Екатерины II. Таким образом, Бриллиантовая, или Алмазная, комната, служила главным хранилищем драгоценностей несколько десятилетий[30].

Следует подчеркнуть, что 34-летнее царствование Екатерины II окончательно превратило бриллиант в главный официальный символ богатства Императорского двора. Это действительно было время бриллиантов. Даже жеребец императрицы, на котором она в июне 1762 г. в преображенском офицерском мундире возглавила «поход» трех гвардейских полков на Ораниенбаум, где укрывался потерявший власть Петр III, звался Бриллиант.

Что касается изменений местонахождения Бриллиантовой комнаты в Зимнем дворце, то следует иметь в виду, что каждый из новых хозяев Зимнего дворца буквально перекраивал его помещения под себя, поэтому на месте спален возникали новые гостиные, а на месте гостиных – танцевальные залы. Поэтому Бриллиантовая комната периодически меняла свой адрес в стенах Зимнего дворца. При Екатерине II комната-хранилище находилась в юго-восточном ризалите дворца, и ее окна выходили на Дворцовую площадь и Миллионную улицу на месте зала № 279 Государственного Эрмитажа.

Отметим и то, что о Бриллиантовой комнате упоминалось и в путеводителях по Зимнему дворцу, изданных до 1917 г. Например, когда в 1903 г. начали собирать материал для юбилейной монографии, посвященной Зимнему дворцу, то о Бриллиантовой писали следующим образом: «…самое замечательное в Зимнем Дворце – Бриллиантовая комната, находящаяся в залах верхнего этажа. Для осмотра требуется особое разрешение министра Императорского двора. В средней витрине представлены царские регалии. Самая ценная – скипетр, стоимостью в 2 400 000 руб., увенчанный знаменитым алмазом Орлов в 185 кар. весом»[31]. В этом фрагменте обращает на себя внимание то, что место хранения регалий обозначено приблизительно – «в залах верхнего этажа». При этом с лета 1894 г. императорские регалии хранились на первом этаже Зимнего дворца.

Обрезанное кино («А зори здесь тихие…» / «Бриллиантовая рука» / «Бумбараш»)

Обрезанное кино («А зори здесь тихие…» / «Бриллиантовая рука» / «Бумбараш») Не секрет, что советский кинематограф считался если не самым, то во всяком случае одним из самых целомудренных в мире (во главе этого процесса до сих пор идет кинематограф Индии, где даже невинные

Янтарная комната[7]

Янтарная комната[7] В 1716 году прусский король Фридрих-Вильгельм I обратился к Петру I с предложением заключить союз против шведов, рассчитывая с его помощью отвоевать Померанию. Чтобы переговоры шли успешнее, он подарил русскому царю Янтарную комнату, созданную мастерами

15. Комната для допросов

15. Комната для допросов Голые стены. Невысокий МУЖЧИНА в изящном костюме и галстуке в горошек сидит за письменным столом, перед ним лежат бумаги. ДЖУЛЬЕТТА сидит на деревянном стуле.МУЖЧИНА (тыча в бумаги). Твои документы не в порядке. Как твое настоящее имя?ДЖУЛЬЕТТА.

26 ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II. РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II

26 ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II. РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II Екатерина II правила практически всю вторую половину XVIII в. (1762–1796 гг.). Эту эпоху принято называть эпохой просвещенного абсолютизма, так как Екатерина, следуя новоевропейской просвещенческой традиции, была

От Екатерины до Екатерины: Карл Карлович Андерсон

От Екатерины до Екатерины: Карл Карлович Андерсон Стокгольмский мальчишка Карл Андерсон был одним из тех многочисленных иноземцев, талант которых расцвел именно в Петербурге; в этом смысле его судьба типична. Но начало его жизненного пути было далеко не обычным;

КОМНАТА

КОМНАТА Так вот, Лёнька сидел на табуретке, Бабаня наконец-то разожгла примус, мама поставила на него кастрюлю с супом, убавила коптящую керосинку и стала объяснять Бабане, куда она поедет с Лёнькой на все лето: сначала на трамвае до вокзала, потом на дачном поезде надо

СТРАШНАЯ КОМНАТА

СТРАШНАЯ КОМНАТА Время перевалило за полдень. Как ни трудно было прийти в себя после ареста тети Марии, но надо вещи вноситьобратно в дом. Снова дядя Коля, Федя и бабушка Дуня надрывались над шкафом, комодом, матрасами. А мы с Лёнькой носили мелочь. Только главной помощницы,

«КОМНАТА № 40»

«КОМНАТА № 40» Немало из операций английской разведки времен первой мировой войны более полувека оставались государственным секретом. Не все тайное стало явным и поныне. Только в 1972 году всплыли факты, проливающие новый свет на один из трагических эпизодов войны.7 мая 1915

Читайте также: