Кровать александра 1 в екатерининском дворце

Обновлено: 15.05.2024

Ираида Ботт ,

фото Ирины Туминене

Царское — «гнездышко» императрицы Марии Александровны

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе — любимая резиденция Елизаветы Петровны и Екатерины II — и в XIX столетии оставался местом пребывания членов императорской фамилии. Однако роль Царского Села при Николае I и его потомках существенно изменилась: царскосельские дворцы стали использоваться для отдыха и частной жизни семьи в кругу самых близких людей. Эту атмосферу очень точно охарактеризовал один из современников, библиограф императрицы Александры Федоровны, А.Т.Гримм, назвав парадно-официальный Петергоф « Kaiserlust », а тихое Царское Село — « Kaiserruhe », имперский уют.

Частная жизнь венценосных хозяев наложила отпечаток и на оформление дворцовых интерьеров, убранство которых, изменяясь вслед за модой, получило более «приватный» характер, отражая личные представления их обитателей о красоте и удобстве. Частично эта сторона жизни резиденции перестала существовать уже после октябрьских событий 1917 года, когда дворцы были превращены в музеи, и из интерьеров сознательно изымались приметы бытовой жизни. Окончательно этот процесс довершила война, в огне которой погибли все предметы, не вывезенные в эвакуацию. К ним, прежде всего, относились изделия из фарфора, стекла, бронза и мебель, а также фотографии и памятные вещи, наполнявшие жилые комнаты во второй половине XIX столетия и долго считавшиеся если не анти-, то малохудожественным явлением. Сегодня взгляд на эпоху историзма кардинально изменился: нас интересуют не только памятники, но и обстоятельства, их породившие. Стремление реконструировать среду, за которой стоят значимые исторические персонажи и ситуации — попытка вернуть время, посмотреть на события и художественные явления глазами их современников.

Еще будучи великим князем, избрал Александр Николаевич E катерининский дворец для проживания в летний период: личными комнатами великой княжны Марии Александровны стали апартаменты Екатерины II , созданные по проекту Ю.М.Фельтена и Ч.Камерона в 1770-х годах.

Камерные и изысканные интерьеры Екатерины Великой пришлись по душе Марии Александровне. Представление об их убранстве в эти годы дают не только сохранившиеся покомнатные описи так называемого П ятого апартамента дворца, но и прекрасные акварели Э.П.Гау и Л.О.Премацци , выполненные в 1850–1870-х годах. Глядя на них, можно заметить, что новая хозяйка уникальных интерьеров почти не тронула отделку екатерининского времени и лишь добавила в парадные и жилые покои модные, любимые и удобные предметы, соответствовавшие ее вкусам и времени. В годы правления Александра II в комнатах южного крыла дворца были подновлены (прописаны) потолки в Серебряном кабинете (по лепке Ч.Камерона) и второй ярус в Арабесковом зале. В 1855–1856 годах были проведены работы по «исправлению… стен в двух комнатах и некоторых других вещей из крепких цветных камней», в ходе которых в Лионском зале сняли всю каменную облицовку со стен и дверей, дополнили недостающие части и заново отполировали, «…у мозаичного подстолья рельефной работы» (консоли, изготовленные на Петергофской гранильной фабрике в конце XVIII века), подклеили отслоившиеся и добавили новые части мозаики. Позолоту бронзы взял на себя Английский магазин 1 .

Художники Гау и Премацци создали блестящую серию акварелей, зафиксировавших парадные и жилые апартаменты императорских резиденций С.-Петербурга и окрестностей. Во многих листах, изображающих интерьеры царскосельских дворцов, ощущается незримое присутствие владельцев — папки и портфели лежат на стульях у рабочего стола Александра II , в дверном проеме Азиатской комнаты застыл слуга-абиссинец, на кресле в кабинете ждет хозяина левретка. И лишь в одном случае мы встречаемся с обитателями дворца, запечатленными художником, без сомнения, по их желанию: на акварели Зеркального (Серебряного) кабинета перед нами великая княгиня Мария Александровна за рукоделием и великий князь, просматривающий корреспонденцию. Художнику удалось передать атмосферу, отличавшую отношения юной великокняжеской четыв первые годы совместной жизни, наполненные особым взаимопониманием и душевной теплотой. В это время «на ежедневных почти собраниях у молодой четы , — вспоминал Татищев, — господствовали веселость и непринужденность; занимались чтением, музыкой, игрой в вист; августейшие хозяин и хозяйка очаровывали гостей своей приветливостью и полной участия к ним благосклонностью. Все принадлежавшие к их двору как бы входили в состав их собственной семьи».

В Екатерининском дворце гостей принимали в парадных гостиных на половине Марии Александровны, к числу которых принадлежал Арабесковый зал, созданный по проекту Ч.Камерона. Отделка этого нарядного интерьера, к середине XIX столетия несколько испорченная поновлениями , сохранялась, в целом, почти без изменений. К золоченому гарнитуру мебели Ж.Жакоба , приобретенному Екатериной II , при последней хозяйке были добавлены диваны, «сделанные вновь в стиле Людовика XVI », а из Зимнего дворца доставлены «два больших стола, вновь вызолочены, к оным приделаны новые богато резные золоченые ножки и проножки в стиле Людовика XVI и новые доски обтянуты тонким белым сукном» 2 . Дополнения, как видим, решались в стилистике, заданной архитектурой зала. Показательно, что и знаменитый лазуритовый гарнитур, созданный Монигетти в 1860-х годах для соседней Лионской гостиной, варьировал (в понимании художника XIX столетия) формы и мотивы классического стиля, определившего характер оформления интерьера. Сегодня этот гарнитур воспринимается как прекрасный образец мебели эпохи историзма, отличающийся качеством стилистического и исполнительского решения. Однако, с некоторой оговоркой, нельзя не согласиться с Г.К.Лукомским , считавшим, что лучше «эти дивные комнаты оставить пустыми, нежели они будут наполнены ужасными, ненужными вещами, составляющими ensemble из отделки Louis XV 1770–1780 годов и из мебели 1860–1870 годов, т.е., делая сопоставление этих двух, на расстоянии ста лет, «проб» одного стиля и, тем более, подчеркивая сравнением все уродство позднейших вещей XIX в.» 3 .

Жизнь вносила и более зримые изменения в исторические интерьеры: при Александре II на стенах Лионской гостиной развесили современные живописные полотна, в том числе картину Ф.Скьявони «Смерть Рафаэля», приобретенную Александром Николаевичем у художника во время путешествия по Италии; в 1860-х годах здесь появились еще и мягкая «кутаная» мебель, « капитонированное » будуарное кресло, китайская лаковая ширма, ковер на полу, скатерти на столах и другие модные детали, характерные для оформления помещений в середине XIX столетия. В соседней Арабесковой комнате установили балюстраду, отделявшую часть зала с расположенными в ней растениями, у камина — две огромные вазы с изображением лейб-гусар и лейб-казаков , изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в 1854 году.

Во времена Марии Александровны отделку, созданную по проекту Ч.Камерона, в целом сохранял и Китайский зал, наполненный предметами восточного искусства XVIII века. На протяжении всего XIX столетия здесь находились стулья и кресла « шинуазри », созданные по проекту шотландского архитектора. Однако этого мебельного убранства оказалось недостаточно: эстетика организации парадных гостиных XIX века и сформировавшиеся к этому времени представления о комфорте требовали иного мебельного наполнения. В середине века в зале появились два комплекта мебели «второго рококо», окрашенные под черный лак с живописью и «перламутровой мозаикой», а также мягкая мебель и пате, «круглое, узорчатое, кругом обитое китайской тканью < … >на шести ножках с колесиками», размещенное в центре. Предметы мебели в формах «второго рококо» для Китайского зала отличались заданным своеобразием отделки (роспись по лаку, мозаики из перламутровых пластин), продиктованным наличием в этом интерьере настенных лаковых панно и подлинной восточной мебели. Однако, несмотря на необычность декоративного решения, определяющей в предметах этого типа оставалась функциональная сторона — это была удобная мебель, располагающая к отдыху и покою. Неслучайно, что формы «второго рококо» именно в мебели для сидения «задержались» на долгие годы.

Из Китайского зала начинались личные покои Марии Александровны. Камерные и изысканно отделанные, с окнами, выходящими в Собственный садик, наполненные светом и воздухом, помещения отличались особой уютной атмосферой. Любимым был Зеркальный (Серебряный) кабинет — одна из самых оригинальных затей Екатерины II в Царском Селе. В серии акварелей Гау кабинет был изображен дважды, с интервалом в несколько лет, и в одном случае, как уже отмечалось, на акварели были запечатлены владельцы дворца. Эта уникальная иконография дает возможность отметить, что отделка помещения не претерпела видимых изменений с 1795 года, однако из предметов, входивших в его убранство в конце XVIII века, оставались лишь хрустальные вазы-треножники, расположенные в нишах у окон 4 . Еще в 1851 году здесь появился ковер, заказанный на Императорской шпалерной мануфактуре по рисунку «искусства Савонери », утвержденному царевной после внесения изменений как в композицию, так и цветовое решение 5 . В 1860 году здесь уже стоит «мебель, кругом обитая малиновою шелковою материею», деревянные части которой были окрашены черною краскою «под лак»; в технике окраски «под лак» изготовили небольшой столик и ширму. Кроме этих вещей, в кабинете Марии Александровны находились два стола, бюро и шкафчик «под названием буль ».

Интерес к мебели в технике « буль » вновь возникает в Европе в 1840-х годах, и в это же время модная французская мебель появляется в Санкт-Петербурге. К числу редких образцов, декорированных пластинами рога и латунью, относится гарнитур мебели для сидения из спальни Марии Александровны в Зимнем дворце, выполненный во Франции Э.П.Кэлло . Однако , насколько можно судить по акварели и дворцовым инвентарям 1860 года, «под названием буль » понимали не только мебель, выполненную в традиционной технике, изобретенной А.-Ш.Буллем , но и предметы из палисандра, инкрустированные металлом и имевшие с техникой придворного французского мастера весьма отдаленное сходство.

Если появление мебели « буль » было отражением моды, то интерес к изделиям из цветных камней можно объяснить личными вкусами хозяйки царскосельских покоев. Об этом увлечении свидетельствуют и многочисленные предметы, украшенные флорентийскими мозаиками в ее комнатах в Зимнем дворце, — полушкафы , шкафы, нарядные кабинеты и разнообразные шкатулки. В 1866 году, к примеру, императрица получила в подарок от Александра II большой нарядный шкаф со сложными цветочными мозаичными композициями, изготовленный на Петергофской гранильной фабрике. Шкаф, украшенный мозаиками, бронзой и вензелем «МА», можно видеть на акварели Л.О.Премацци , изображающей Малиновый кабинет императрицы в Зимнем дворце. Это уникальное произведение мебельного искусства демонстрировалось вне конкурса на Парижской выставке 1867 года, удивляя высоким качеством технического и художественного исполнения . «Цвета подобраны с большим мастерством и отличаются натуральностью и естественностью», — поражались французы. Этот предмет был изготовлен под руководством главного мастера Петергофской гранильной фабрики И.Соколова, осуществлявшего художественный контроль над производством с 1850 по 1872 год. Автором проекта шкафа можно, вероятно, считать архитектора И.А.Монигетти , создававшего эскизы для произведений художественной промышленности, в том числе и тех, которые изготавливались на гранильной фабрике. Косвенным подтверждением данного предположения служат строки из некролога И.А.Монигетти , в которых особенно отмечались заслуги архитектора, связанные с выставкой 1867 года. Изображение шкафа было включено в иллюстрированный каталог выставки, а аннотация сообщала, что шкаф является собственностью русской императрицы. После выставки шкаф вернулся в Малиновый кабинет Зимнего дворца.

К числу личных покоев императрицы принадлежали спальня и расположенные рядом с ней небольшие служебные помещения. Парадную опочивальню Екатерины II , украшенную стеклянными колоннами и бисквитными плакетками Веджвуда, Мария Александровна использовала как гостиную, а свою спальню разместила в Уборной Екатерины, декорированной живописными медальонами. При новой хозяйке в жилых интерьерах продолжала использоваться мебель из красного и « папельного » дерева, изготовленная в 1820–1830-х годах. Предметы начала XIX столетия находились также в Буфетной и Камер-юнгферской , убранство которых отличалось простотой и практичностью. Среди бытовых вещей, известных благодаря сохранившимся описям, внимание привлекает шкаф «со вставною дверцою , ящиком внизу и складною кроватью, обитою парусиной, с матрацами и подушками», — образец трансформируемой мебели этого времени.

В убранстве Зеркальной комнаты, созданной в конце XVIII столетия, во времена Марии Александровны вместе «сосуществовали» ломберные столы XVIII века с «цветною картиною, изображающею морской вид», конторка «из разных дерев, украшенная бронзою», столики и этажерка « папельного дерева» начала XIX века и ореховые кресла, мягкая стеганая мебель, овальное пате. Так как стены небольшого кабинета от пола до потолка были решены в виде зеркальных панно в полихромных майоликовых рамах, то стилистическая и цветовая мебельная разноголосица многократно усиливалась и окончательно разрушала интерьер. В связи с этим нельзя вновь не вспомнить Г.К.Лукомского , писавшего о покоях южного крыла дворца: «Здесь больше, чем где-либо, чувствуется изнеженный и фривольный дух конца XVIII столетия. Много изящества и вкуса в отделке “Серебряного” Кабинета, Опочивальни, синей “Табакерки”, Зеркального кабинета и других миниатюрных комнат. Бронза, стекло, фаянс, стекло на фоне белой фланели, фольги — в изобилии украшают эти маленькие интимные комнаты Н ыне здесь — апартаменты супруги Александра II . Обстановка 1850–1860 годов. Уютно — но безвкусно» 6 .

Убранство в интерьерах на половине Марии Александровны сохранялось без видимых изменений до 1917 года. В таком состоянии эти комнаты предстали перед членами Художественно-исторической комиссии, возглавляемой Г.К.Лукомским , задачей которой было не только описать все находившиеся во дворце произведения искусства и предметы быта, но насколько это возможно реконструировать дворцовые помещения на время их создания. Сохранявшееся убранство на половине Александра II и его супруги, в котором определяющим был не эстетический, а практический принцип организации жилища, не могло не травмировать утонченный вкус членов комиссии, историков и искусствоведов, воспитанных на памятниках XVIII — начала XIX века: подобное убранство казалось им особенно инородным в изысканно организованном пространстве комнат екатерининского времени. «Все драпировки, тяжелыми складками закрывавшие чудесную тонкую обработку стен, “кричащие”, литые из бронзы, почти без чеканки лампы, люстры с безвкусными плохенькими фарфоровыми вставками, ширмы, грубо, прямо-таки вандальски приколоченные гвоздями к изумительным паркетам (например, в Серебр . каб .), — искажали до неузнаваемости общий характер комнат Екатерины II , — отмечали члены комиссии в 1918 году. — Ответ ясен: сохранив бережно все это мебельное имущество и прочие вещи 1860-х годов, вынести их — образовав из них специальный отдел Музея в 1-м этаже, и вернуть, хотя бы временно, некоторые вещи Екатерининской эпохи (погибавшие, напр., в помещениях под Агатовыми комнатами, в Нижней ванной…), поставив их в апартаментах Екатерины II - й , впредь до более точного о них научного изыскания и всестороннего выяснения законного для них местоположения» 7 .

Апартаменты Екатерины Великой подверглись «значительной восстановительной переработке» уже в 1918 году, однако задуманная в это время программа по созданию в первом этаже Зубовского флигеля половины Марии Александровны была реализована лишь спустя десятилетия, когда в Царское Село передали предметы из расформированного в 1933 году Фермерского дворца в петергофской Александрии. Реконструированное убранство, запечатленное на фотографиях, сохранялось недолго: в годы войны интерьеры в Зубовском флигеле погибли, а вместе с ними и те предметы из комнат Марии Александровны, которые не удалось вывезти в эвакуацию. И лишь сохранившийся иконографический и архивный материал дает возможность представить эти помещения — последние жилые комнаты императорской семьи в Екатерининском дворце.

1 РГИА. Ф.515. Оп.15. 1855-1857. Д.1516. Л.30, 43.

2 РГИА. Ф.487. Оп.8. 1866. Д.6315а. Л.11.

3 Лукомский Г.К. Краткий каталог музея Екатерининского дворца. Пг ., 1918. С.17, 18. Интересно отметить, что новую мебель для дворцовых интерьеров изготавливали, не только стилизуя классицистические формы, но и повторяя старые образцы. В 1866 году, к примеру, во время больших работ в комнатах императрицы, связанных с подготовкой к 25-летнему юбилею со дня бракосочетания, мебельная фирма «А.Тур и сын» поставила в Лионскую комнату диваны, кресла и стулья «новой богато резной, сплошь золоченой мебели в стиле Людовика XVI по старинному Высочайше утвержденному образцу».

4 В 1850-х гг. из этого интерьера были перенесены в Яшмовый кабинет Агатовых комнат некоторые предметы, принадлежавшие Екатерине II , в том числе, письменные столы императрицы, облицованные красной фольгой и украшенные листовым и литым серебром. В настоящее время столики находятся в коллекции ГМЗ «Царское Село».

Памятные комнаты Александра I

Для Александра Павловича Большой Царскосельский дворец был поистине любимым домом; здесь он провел детство и юность, сопровождая свою великодержавную бабушку во время ее летнего пребывания; сюда вернулся после победоносных походов войны 1812 года. Несмотря на то, что в 1796 году Александр Павлович в виде свадебного подарка получил от Екатерины II собственный дворец, названный позже Александровским, он предпочитал жить в Большом Царскосельском дворце, неизменно размещаясь в комнатах, в которых прошли его детские и юношеские годы. В 1820-е годы Александр I в Царском Селе бывал даже зимой, ценя уединение загородной жизни.

Апартаменты Александра I располагались к северу от Картинного зала. В их число входили Гостиная, Малая Белая столовая, Уборная, Опочивальня, Кабинет, «Эрмитажная столовая». В 1817 году архитектор В.П. Стасов на месте столовой и комнат, не имевших названия, создал Парадный Мраморный кабинет, Овальную и Сводчатую проходные и Приемную императора. Эти интерьеры, восстановленные после войны, стали ярким образцом архитектуры русского ампира.

Проект Опочивальни был исполнен архитектором Ф. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, однако оформление интерьера было завершено уже после смерти хозяйки Царского Села. Свою спальню разместила в этом помещении преемница Елизаветы, императрица Екатерина II, которая в 1782 году передала Опочивальню любимому внуку Александру. Александр I любил свою Опочивальню. Подтверждение этому находим в письме его супруги, императрицы Елизаветы Алексеевны к матери от 10 января 1822 года, в котором она отмечала, что император любит свою спальню «как нечто одушевленное…».

Кабинет, ставший рабочим местом для Александра Павловича, до Великой Отечественной войны сохранял, как и Опочивальня, отделку середины XVIII столетия. Между ним и Опочивальней были еще две комнаты – Камердинерская и Библиотека, в которой во встроенных шкафах находились книги и журналы, а на стенах – портреты любимых родственников.

В Рабочем или Малом кабинете проходила повседневная насыщенная жизнь Александра I. Здесь, вдали от шумной петербургской жизни, император любил работать. «Я в Царском в один день успеваю сделать больше, чем во всю неделю в Петербурге», – часто слышали от него родные.

С царскосельской резиденцией связаны последние события в жизни Александра Павловича: здесь, по дороге из С.-Петербурга в Таганрог, в 1825 году император последний раз останавливался на ночлег; ранней весной 1826 года царская семья встретила в Царском его останки. В церкви Большого дворца состоялось прощание с телом Александра I; все произошло тихо, семейно, без посторонних.
Идея сохранить личные комнаты и увековечить память Александра I в Царском Селе принадлежала императору Николаю I. По его личному указанию в этих помещениях все оставили «как было прежде», превратив их в своеобразный мемориал – в этой части дворца больше не проживали члены императорской семьи. В 30-летнюю годовщину со дня смерти Александра I императрица Мария Александровна (супруга Александра II) заказала художнику Л. Премацци акварель, которая запечатлела «опочивальную комнату Государя Императора Александра Павловича в старом Царскосельском дворце»; в 50-летнюю годовщину со дня смерти Александра I художник Э. Гау изобразил на акварели Рабочий кабинет императора. Убранство этих комнат оставалось без изменений и после превращения дворца в музей.
Во время Великой Отечественной войны комнаты Александра I подверглись значительным разрушениям; при восстановительных работах в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца. В результате этих работ Приемную разделили на два помещения, в одном из них была устроена лестница.
Реставрационные работы, начавшиеся во дворце в 1957 году, не затронули личных комнат Александра I. Более 30 лет в этих помещениях, как в открытом хранении, были выставлены предметы разных эпох из исторической коллекции музея.
Новая выставка «Памятные комнаты Александра I» знакомит с мемориальными вещами Александра I, сохранившимися в собрании музея; многие из них демонстрируются впервые. В витринах и на столах можно видеть предметы, наполнявшие личные комнаты императора: книги, портфели, подзорные трубы, чертежные и письменные принадлежности, печати, лорнеты, походную конторку красного дерева, бюст сподвижника и личного друга Александра I, прусского короля Фридриха Вильгельма III. Здесь же представлены подарки Александру I: оружейный дорожный гарнитур мастера Н. Бутэ, подаренный в Тильзите в 1807 году Наполеоном и чайный сервиз с изображением видов города Брюсселя и его пригородов, расписанный на фабрике Ф.Т. Фабера – дар сестры Александра Павловича, королевы Нидерландов. Особое место среди экспонатов, которые до сих пор хранят память о своем коронованном владельце, занимают походная кровать с постельными принадлежностями и мундиры Александра I.

Кровать александра 1 в екатерининском дворце




Проект Опочивальни был исполнен архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, однако оформление интерьера было завершено уже после смерти хозяйки Царского Села. Свою спальню разместила в этом помещении преемница Елизаветы, императрица Екатерина II, которая в 1782 году передала Опочивальню любимому внуку Александру. Александр I любил свою Опочивальню. Подтверждение этому находим в письме его супруги, императрицы Елизаветы Алексеевны к матери от 10 января 1822 года, в котором она отмечала, что император любит свою спальню «как нечто одушевленное…».



С царскосельской резиденцией связаны последние события в жизни Александра Павловича: здесь, по дороге из С.-Петербурга в Таганрог, в 1825 году император последний раз останавливался на ночлег; ранней весной 1826 года царская семья встретила в Царском его останки. В церкви Большого дворца состоялось прощание с телом Александра I; все произошло тихо, семейно, без посторонних.


Идея сохранить личные комнаты и увековечить память Александра I в Царском Селе принадлежала императору Николаю I. По его личному указанию в этих помещениях все оставили «как было прежде», превратив их в своеобразный мемориал – в этой части дворца больше не проживали члены императорской семьи. В 30-летнюю годовщину со дня смерти Александра I императрица Мария Александровна (супруга Александра II) заказала художнику Л. Премацци акварель, которая запечатлела «опочивальную комнату Государя Императора Александра Павловича в старом Царскосельском дворце»; в 50-летнюю годовщину со дня смерти Александра I художник Э. Гау изобразил на акварели Рабочий кабинет императора. Убранство этих комнат оставалось без изменений и после превращения дворца в музей.

Во время Великой Отечественной войны комнаты Александра I подверглись значительным разрушениям; при восстановительных работах в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца. В результате этих работ Приемную разделили на два помещения, в одном из них была устроена лестница.

Реставрационные работы, начавшиеся во дворце в 1957 году, не затронули личных комнат Александра I. Более 30 лет в этих помещениях, как в открытом хранении, были выставлены предметы разных эпох из исторической коллекции музея.

Новая выставка «Памятные комнаты Александра I» знакомит с мемориальными вещами Александра I, сохранившимися в собрании музея; многие из них демонстрируются впервые. В витринах и на столах можно видеть предметы, наполнявшие личные комнаты императора: книги, портфели, подзорные трубы, чертежные и письменные принадлежности, печати, лорнеты, походную конторку красного дерева, бюст сподвижника и личного друга Александра I, прусского короля Фридриха Вильгельма III. Здесь же представлены подарки Александру I: оружейный дорожный гарнитур мастера Н. Бутэ, подаренный в Тильзите в 1807 году Наполеоном и чайный сервиз с изображением видов города Брюсселя и его пригородов, расписанный на фабрике Ф.Т. Фабера – дар сестры Александра Павловича, королевы Нидерландов. Особое место среди экспонатов, которые до сих пор хранят память о своем коронованном владельце, занимают походная кровать с постельными принадлежностями и мундиры Александра I.

Музей-заповедник. Царское село. Екатерининский дворец.КАРТИННЫЙ ЗАЛ, МАЛАЯ БЕЛАЯ СТОЛОВАЯ И КИТАЙСКАЯ ГОСТИНАЯ АЛЕКСАНДРА I.9 часть.


Всем привет!
Продолжаем гулять по комнатам и залам дворца.В этой части я объединю несколько сразу.К своим фото добавлю описание с соц.сетей.Для точности и просвещения.
Парадный зал Большого Царскосельского дворца, получивший свое название благодаря оригинальной отделке — живописным полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески, — был создан по проекту Ф.-Б. Растрелли в 1750-х годах. Площадь Картинного зала, простирающегося на всю ширину здания, составляет около 180 квадратных метров. В XVIII веке он часто использовался для дипломатических приемов, трапез и музыкальных вечеров, а в ходе Семилетней войны (1756-1763) в нем проходили заседания — «конференции при высочайшем дворе». Летом 1757 года здесь состоялся торжественный прием в связи с доставкой знамен и ключей из завоеванных прусских городов.


Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом. В нее вошли произведения западноевропейских мастеров XVII — начала XVIII века, в том числе архитектурные композиции Э. де Витте, жанровые сцены А. ван Остаде и Д. Тенирса, пейзажи Я. Бота, натюрморты Я.-Д. де Хема и Я. Фейта, а также картины французских и итальянских художников: аллегории скульптуры и музыки Ж.-М. Натье Младшего, батальные сцены Ж. Куртуа (Бургиньона), композиции на мифологические и библейские сюжеты Л. Джордано, Ж. Бланшара и других.


Особое место в этом собрании занимают две картины П.-Д. Мартена Младшего «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной», написанные по заказу Петра I, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне. Сам император картин не увидел: они прибыли в Россию уже после его смерти.

Несмотря на очевидную художественную ценность, живописная коллекция использовалась в Картинном зале исключительно с декоративной целью. Размещая произведения на стене, архитектор учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золоченым багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

С общим колоритом стен Картинного зала гармонирует плафон «Олимп» — послевоенная копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца, исполненного художником Г. Дициани.


Золоченой резьбы в зале немного, но среди всех помещений Парадной анфилады выделяются изяществом его резные двери, решенные как порталы. Дверные проемы обрамляют золоченые кариатиды, а в центре десюдепортов изображена древнеримская богиня мудрости, покровительница ремесел и наук Минерва, опирающаяся на зеркало, которое подносит ей Амур.


В годы Великой Отечественной войны Картинный зал сгорел, однако большинство картин удалось эвакуировать: из 130 полотен сохранилось 114. Для замены 16 погибших композиций в фондах Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга были подобраны полотна, близкие по стилю и сюжету.
Воссозданный Картинный зал был открыт для посетителей музея в 1967 году.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.

Отделка столовой была выполнена по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах: стены покрывал белый штоф в резных золоченых рамах, двери украшали выполненные по моделям скульптора И.-Ф. Дункера десюдепорты в виде сложных композиций с охотничьими трубами, колчаном, орлом с распростертыми крыльями, гирляндами с цветами и т. д. Дополняли интерьер печь с «гамбургскими» изразцами, зеркала в резных золоченых рамах и наборный паркет — традиционные элементы барочного декора. После пожара в 1820 году отделка столовой была восстановлена под руководством архитектора В. П. Стасова, в 1850-х годах по проекту А. И. Штакеншнейдера был создан лепной и живописный декор потолка.


Во время Великой Отечественной войны отделка интерьера была полностью утрачена. К сегодняшнему дню его реставрация завершена: восстановлена резьба на стенах и резные десюдепорты, барочная печь, установлен белый штоф на стенах.


Для плафона использована копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры». Кроме того, в Малой Белой столовой размещены подлинные предметы, сохраненные в эвакуации: виды Большого Царскосельского дворца и парка работы Ф.-Х. Баризьена (1724–1796), три пейзажа Ж. Делабарта (около 1730–?), изображающие Екатерининский парк, и полотно Ф. Я. Алексеева (1753–1824) с видом на Камеронову галерею.

Примечательны в зале резные золоченые кресла русской работы середины XVIII века и выполненное в 1770-х годах охтинским мастером Н. Васильевым бюро наборного дерева. История этого бюро, заказанного, по всей видимости, лично Екатериной II, связана с церемонией закладки Кремлевского дворца, состоявшейся 1 июня 1773 года в Москве. По замыслу выдающегося архитектора В. И. Баженова, идеями которого была в это время увлечена императрица, новое здание должно было затмить славу древних чудес света и удивить мир «величавостью и огромностью». Вероятно, поэтому фасад бюро украшен видом на Московский Кремль. Связь предмета с именем Екатерины II подтверждает и наличие в его декоративной отделке двух наборных композиций с изображением павильонов Царского Села: Эрмитажа и Охотничьего павильона, или Монбижу (с гравюр А. А. Грекова и Е. Г. Виноградова по рисункам М. И. Махаева).

LiveInternetLiveInternet

"У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница" У каждого есть свой ангел-храни.

Художница Чувиляева Люся. "Солнечные ангелы" Ангел нежности Ангел тепла и уюта "Солнечн.

Художница Чувиляева Люся. "Кошарики" Моменты счастья Романтичный Если в доме кошка Есл.

Художница Чувиляева Люся. "Рыжий ангел. " Подарок Ангел счастья "Рыжий ангел" На сосед.

Художница Чувиляева Люся "Для каждого месяца ангел найдётся. " "12 ангелов" Для каждого .

-Музыка

-Ссылки

-Фотоальбом

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Царское Село. Екатерининский дворец. Часть 19. "Парадный кабинет Александра I"

Царское Село. Екатерининский (до 1910 года — Большой Царскосельский) дворец. Часть 19.

"Парадный кабинет Александра I"


Комната перед чугунной лестницей


В 1768 году комната, служившая уборной императрицы Елизаветы Петровны, была разделена на два помещения с одним и двумя окнами, выходящими на дворцовый плац.


Jean Henri Benner. Portrait of Empress Elizabeth I Petrovna, 1821



Елизавета Петровна (18 [29] декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 [5 января 1762], Санкт-Петербург) — императрица Всероссийская из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 25 декабря 1761 (5 января 1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления обследованы и заселены земли Сибири.

Правление Елизаветы Петровны отмечено возрождением традиций и идеалов Петровского периода, восстановлением Правительствующего сената, учреждением Московского университета, постройкой грандиозных дворцов и роскошью.



В 1770-х годах площадь меньшего из них снова сократилась в связи со строительством внутренней деревянной лестницы; тогда же интерьер отделали в стилистике залов Парадной анфилады. В 1817 году деревянную лестницу заменили чугунной, после чего «Комната перед чугунной лестницей», завершающая Парадную анфиладу Большого Царскосельского дворца, и получила своё название.



Ныне интерьер этого небольшого помещения воссоздан: стены Буфетной затянуты белым штофом в золочёных рамах, в углу - изразцовая печь с кобальтовой росписью. Напротив окна размещено ложное окно с зеркальными стеклами, зрительно расширяющее пространство.

Овальная передняя



Проходная комната ведёт из личных покоев великой княгини Марии Фёдоровны на личную половину императора Александра I.


Jean Henri Benner. Portrait of Emperor Alexander I, 1817


Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. Удостоен особого эпитета в русской историографии — Благословенный.



Открывает её созданная в 1817 году по проекту архитектора В. П. Стасова Овальная передняя, которая в различные периоды называлась также Передней, Овальной комнатой у чугунной лестницы, сохраняя служебное назначение. Будучи первым помещением личной половины Александра I, она соединяла его покои с комнатами Парадной анфилады, которые в это время занимала его супруга, императрица Елизавета Алексеевна.


Jean Henri Benner. Portrait Empress Elizabeth Alexeyvna, 1817


Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Louise Marie Auguste von Baden; 13 (24) января 1779, Карлсруэ, Баден — 4 (16) мая 1826, Белёв, Тульская губерния) — российская императрица, супруга императора Александра I. Дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского и Амалии, урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской.



Эта небольшая комната не имеет окон; её стены почти полностью заняты четырьмя дверными проёмами, в двух из которых установлены зеркальные двери. Одна из них ведёт к чугунной винтовой лестнице, соединяющей комнаты императора с помещением третьего этажа, где при Александре I размещался его личный камердинер.



В 1820 году Овальная передняя пострадала от пожара, охватившего Большой Царскосельский дворец. Комната была воссоздана в прежнем виде в 1821–1822 годах: работы по созданию искусственного мрамора выполнил мастер П. Блохин, живопись восстановил художник Ф. Брандуков.



Убранство Овальной передней сдержанно, но выразительно: стены облицованы искусственным мрамором тёплого бледно-жёлтого цвета, потолок украшает орнаментальная роспись в технике гризайли, пол выложен наборным паркетом из ценных пород древесины. В комнате, освещавшейся четырьмя бра золочёной бронзы, стояли четыре стульчика, изготовленные в петербургской мастерской Г. Гамбса. Во время Великой Отечественной войны из них уцелел лишь один, вывезенный в эвакуацию. Погибли светильники и паркет, значительным повреждениям подвергся мрамор. Нынешний интерьер Овальной передней восстановлен в ходе реставрации, завершённой в 1974 году.

Сводчатая проходная



46341249712 (375x500, 60Kb)

Созданная в 1817 году по проекту В. П. Стасова Сводчатая проходная, которая по её коробовому перекрытию называлась также Арковой комнатой, ведёт посетителей в Парадный кабинет императора.

Первоначальное убранство комнаты, пострадавшее в пожаре 1820 года, было воссоздано в 1821–1822 годах П. Блохиным (облицовка стен белым искусственным мрамором) и Ф. Брандуковым (роспись сводов). Мебель работы петербургского мастера Ф. Гроссе реставрировалась после пожара в мастерской Г. Гамбса и находилась в комнате до 1941 года.

В настоящее время в Проходной представлены шкаф для гравюр французской работы, стулья и кресла, выполненные отечественными мастерами, а также канделябры (Франция, 1820-е) и ваза с изображением «Битвы при Бриенне» (Франция, Севр, 1814).




Малая проходная комната



Интерьеры Екатерининского дворца, восстановленные после разрушений Великой Отечественной войны, соединяются с ещё не реставрированными покоями Малой проходной комнатой. Это небольшое помещение с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, является частью не дошедшей до наших дней Карельской приёмной Александра I, созданной В. П. Стасовым в 1817 году.



Нынешнюю обстановку Малой проходной комнаты составляют предметы русского и западноевропейского декоративно прикладного искусства первой четверти XIX века из исторической коллекции музея-заповедника «Царское Село»: часы золочёной и патинированной бронзы «Поклонение Гомеру» работы парижских мастеров В. Ледюра и Л. Раврио, бронзовый бюст Юпитера, а также стулья и кресла из тополя, изготовленные в мастерской А. И. Тура в 1820-х годах.



Следом за Малой проходной комнатой начинаются бывшие покои матери Александра I, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Их отделка, выполненная в 1823–1826 годах по проекту В. П. Стасова, погибшая в пожаре во время Великой Отечественной войны, пока не восстановлена. В настоящее время в этих помещениях выставлены предметы из исторической коллекции музея-заповедника.


Парадный кабинет Александра I


Jean Henri Benner. Alexandre I (Emperor of Russia)


Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций.



Эффектное архитектурное решение кабинета подчёркивается строгой простотой отделки.


Ручка двери в Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I



Подобным образом оформлена и противоположная входу стена: две ионические полуколонны обрамляют мраморный камин. Стены кабинета облицованы светло-розовым искусственным мрамором, с которым и связано его второе название.



В первоначальной отделке Парадного кабинета участвовали живописец Ф. Торичелли (роспись фриза с античными трофеями и фигурами путти; сюжетные композиции из «Истории Амура и Психеи»), скульптор Ф. Трискорни (камин), а также мастера Я. Щенников (мраморная отделка стен), А. Тарасов (паркет и двери красного дерева) и Ф. Гроссе (мебельный гарнитур красного дерева по эскизам В. П. Стасова).




В 1821–1822 годах В. П. Стасов руководил восстановлением кабинета после пожара. Мраморную отделку реставрировал тогда мастер П. Блохин, росписи воссоздавал художник Ф. Брандуков, а новая мебель из персидского ореха была изготовлена в мастерской А. И. Тура.



Значительные разрушения, нанесённые кабинету во время Великой Отечественной войны (сильно пострадали мрамор и росписи, паркет и почти вся мебель погибли), потребовали новых реставрационных работ. Наконец, в 1974 году Парадный Кабинет предстал перед посетителями в прежнем виде. Ныне в кабинете находятся изготовленная на Императорском фарфоровом заводе ваза с росписью, изображающей въезд Александра I в Париж в 1814 году, и каминные часы с бронзовой фигурой Юлия Цезаря, созданные (не позднее 1817) мастером Л.-Ф. Фешером.





На рабочем столе императора экспонируются принадлежавшие ему изделия из уральского малахита, выполненные в первой четверти XIX века на Петергофской гранильной фабрике: письменный прибор, настольная лампада, несколько пресс-папье, канделябры и декоративные вазы.






Корзухин Алексей Иванович. Кабинет Александра I в Большом Царскосельском дворце

Читайте также: