Картина ван гога кровать

Обновлено: 16.05.2024

Именно столько есть вариантов этой известной картины нидерландского художника. Если первую картину он написал еще будучи на свободе, то вторую и третью - уже на лечении в психиатрической клинике.

В 1888 году Ван Гог решает сбежать из Парижа, где его творчество было не оценено и не принято большинством современников. Он перебирается на юг Франции в город Арль и снимает там четырехкомнатный флигель в правом крыле дома. Этот дом художник тоже изобразит на одной из своих работ. Забавная ирония (только для носителей русского языка) заключается в том, что менее чем через год Ван Гог попадет в другой "желтый дом" - психиатрическую клинику. Как известно, в России так называли именно такие клиники, потому как их часто окрашивали в желтый цвет, так как считалось, что он угнетает психику и делает буйных пациентов более спокойными.

"Желтый дом", Ван Гог, 1888. Этот дом будет уничтожен в ходе Второй мировой войны, на его месте сейчас находится другое здание.

Ван Гог надеялся здесь устроить нечто вроде коммуны, братства художников-единомышленников, которые будут работать и жить вместе. Первый член коммуны - Поль Гоген даже приехал в этот самый дом и жил там вместе с голландцем. Но, как это бывает у творческих людей, они стали спорить и ссориться, и мечта о братстве рассыпалась в пыль. Именно после одной из таких ссор и случился тот печально известный эпизод, когда Ван Гог отрезал себе мочку уха. Художник очень болезненно переносил крушение своих грез, и возможно, это стало последней каплей, после которой его сумасшествие стало необратимым. Итак, давайте посмотрим на первый вариант картины, написанный в октябре 1888 года.

"Спальня в Арле", Ван Гог, 1888. Этот вариант картины находится в музее художника в столице его родины - Амстердаме

Созданная специалистами музея Ван Гога в Амстердаме цифровая версия картины художника, которая показывает какими были ее цвета в оригинале

"Я купил не железные кровати, а местные деревянные, двуспальные. Они создают впечатление чего-то прочного, устойчивого и спокойного" - так описывал свою покупку Ван Гог в письме своему брату Тео. Множественное число тут используется потому, что кроватей он сразу купил две - для себя и своего друга Гогена. В этом варианте спальни мы видим на стенах картины самого Ван Гога: над кроватью портреты Эжена Боша и Поля-Эжена Милле, а на дальней стене "Валуны и дуб". Интересно, что изначально стены были "бледно-лиловые", но со временем кармин (красный краситель) в составе фиолетового выцвел и поэтому стены теперь выглядят голубоватыми (листайте галерею и увидите восстановленные с помощью компьютерных технологий изначальные цвета картины).

По поводу своей картины художник писал своему брату что "при взгляде на картину должно успокаиваться сознание или, вернее, воображение". Картина выполнена преимущественно в желтых тонах, а в психологии считается что большое количество этого цвета наоборот приводит к перевозбуждению, особенно этот эффект наблюдается как раз у людей с неустойчивой психикой. Так же среди исследователей бытует мнение, что последние годы жизни художник принимал наперстянку (или дигиталис), а с этим средством нужно быть предельно аккуратным с дозировкой. Если превысить норму, то последуют изменения в зрительном восприятии - всё становится желтовато-зеленым.

В этом варианте картины, написанном в апреле 1889 года, мы видим другую цветовую гамму - сине-зелено-коричневую, нет той отчаянной желтизны, как в первом варианте. Также изменились портреты над кроватью: один из них -это автопортрет самого Ван Гога и еще одна картина не определена исследователями (на мой взгляд, там портрет какой-то дамы).

Третья картина меньшего формата была выполнена Ван Гогом (летом все того же 1889 года), наряду с несколькими другими полотнами, в качестве авторского повторения для своих сестры и матери. Художник писал об этом своему брату Тео и ему же их выслал. Здесь над кроватью изображены те же картины Ван Гога, что и во втором варианте "Спальни в Арле" и снова неопознанный портрет, теперь уже точно видно, что женский (есть предположение, что это неизвестный портрет мадам Жину, хозяйкой того самого заведения, изображенного на другой картине Ван Гога - "Ночное кафе").

Во всех трех картинах используются парные предметы: два стула, две двери, две створки окна (которые художник редко открывал, закрытыми они вызывали у него чувство защищенности), две подушки, два портрета и под ними две гравюры (считается, что японские, художник был увлечен искусством этой страны). По словам самого Ван Гога парные предметы для него создавали ощущение покоя и уравновешенности, а также ослабляли чувство одиночества, которое преследовало художника. Сам Ван Гог был очень доволен своей картиной и писал своему брату Тео, что это "одна из лучших" его работ. А в письме Гогену он даже сделал небольшой набросок картины и именно там написал, что в ней хотел бы "выразить покой". Но к сожалению, покой в душе художника так и не воцарился.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь , если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

Постельная история Ван Гога

Судьба увековеченной на знаменитом полотне кровати художника достойна романа: из французского Арля она попала в голландский городок недалеко от Арнема, пережив войну в 1945 году – подробности в новой книге

Серия картин Винсента Ван Гога, на которых запечатлена его спальня, помогает лучше понять арльский период творчества художника, когда были созданы его самые значимые работы. Кровать, изображенная на известной картине, оказывается, дожила до конца Второй мировой войны. В 1945 году потомок художника передал ее в дар общине около небольшого голландского городка Арнема, который пострадал во время освобождения Нидерландов.

Ван Гог купил кровать себе (и еще одну, для гостя) в сентябре 1888 года, как раз перед приездом Гогена, который гостил у него в Желтом доме. Каждая обошлась в 150 франков — деньги по тем временам огромные: это была арендная плата за десять месяцев. Причем кровать была двуспальная: вероятно, Ван Гог рассчитывал на то, что время от времени будет делить ложе с подругой. Устроившись в своем первом холостяцком жилище, он с энтузиазмом бросился писать новую, по-своему обставленную спальню. «Самые красивые картины — это мечты, которые приходят, когда куришь трубку в постели», — писал он. Именно таким образом он задумал несколько своих шедевров.

Гоген приехал жить к другу через месяц после того, как были куплены кровати, но сразу же покинул Арль после печальных событий 23 декабря. Именно в этой постели он лежал, когда Ван Гог, истекающий кровью в результате знаменитого акта членовредительства, вернулся домой после визита в местный бордель, где вручил кусок своего уха некой девушке. После этого инцидента у себя дома раненый художник провел всего несколько ночей, а затем его отправили в больницу Арля.

Ван Гог намеревался было выписать свою кровать в лечебницу в Сен-Реми, куда его перевели в мае 1889 года, но вместо этого попросил оставить ее в Арле, а в 1890 году ее разобрали и доставили поездом в Овер-сюр-Уаз, к северу от Парижа, где он провел последние дни своей жизни. Будучи в Овере, Ван Гог в письме своему брату заметил, что, подобно портретам, «мебель. долгие годы хранит воспоминания». 27 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь во время прогулки в пшеничных полях в пригороде и умер два дня спустя.

Брат Винсента Тео, унаследовавший его состояние, через полгода умер от сифилиса, а кровать перешла по наследству к его вдове Джо. Она сразу же вернулась в Голландию, где открыла небольшую гостиницу. Кровать Ван Гога очень пригодилась — надо же было куда-то класть постояльцев. Джо скончалась в 1925 году, а кровать унаследовал ее сын по имени Винсент, который жил в городке Ларен к востоку от Амстердама.

По бумажному следу

Работая в архивах Музея Ван Гога, я нашел в частной переписке упоминание кровати. В 1937 году Желтый дом хотели превратить в небольшой музей, и Фернан Бенуа, куратор Музея Арля, который горячо ухватился за эту идею, обратился к Винсенту Ван Гогу, племяннику художника, унаследовавшему состояние Джо, с просьбой одолжить несколько картин. Винсент согласился, добавив: «Еще могу предложить вам кровать с картины, где изображена спальня». Это письмо на тонкой папиросной бумаге, почти совсем истлевшее, стало первым доказательством того, что кровать существует. Желтый дом так никогда и не стал музеем. Позже, в 1944 году, здание было повреждено во время бомбардировки союзников, а затем и вовсе снесено.

Я продолжил свое расследование: связался с сыном племянника Ван Гога Йоханом Ван Гогом, которому на тот момент было 93 года. Я приехал к нему домой, в пригород Гааги, в 2015 году. Он вспомнил, что кровать хранилась в подвале их дома, и рассказал о событиях 1945 года: его отец пожертвовал кровать жертвам войны, которые жили «где-то в районе Арнема», в восточной части Нидерландов.

Teun Koetsier, историк из города Ларен и автор книги о Второй мировой войне, любезно помог мне в моих поисках. В сентябре 1945 года жители Ларена собрали несколько фур мебели в качестве гуманитарной помощи для Боксмеера, городка в 40 км к югу от Арнема. Фотографии грузовиков, прибывающих в Боксмеер, сохранились.

Тот нуждающийся, которому досталась кровать Ван Гога, очевидно, не имел ни малейшего представления о ее знаменитом владельце и роли в искусстве. Прошло уже больше 60 лет, и новый хозяин, вполне вероятно, мог выкинуть устаревший предмет мебели на свалку. Но все же остается вероятность, что кровать все еще находится в Боксмеере и стоит в чьей-то комнате —молчаливый свидетель жизни Ван Гога в Арле.

Мартин Бейли — автор книги «Мастерская юга: Ван Гог в Провансе», изданной Frances Lincoln (£25) 3 ноября 2016 года

Кровать, главная героиня полотна Ван Гога «Спальня в Арле» (1888 г.), обрела новую жизнь после Второй мировой войны (© Музей Ван Гога Амстердам / © Фонд Винсента Ван Гога)

В 1945 году кровать Ван Гога пожертвовали в качестве гуманитарной помощи пострадавшим во время войны в Нидерландах (© Предоставлено Голландским институтом исследования войны, холокоста и геноцида)

Секреты ван Гога: самая знаменитая спальня в мире искусства

История с меняющимся цветом стен, наводнением, бомбардировкой и поисками кровати, связанная с шедевром Винсента ван Гога «Спальня в Арле»

Ewa Zebrowki, Van Gogh’s Bedroom, an artist’s book (2020). Фото: Datz Pre

Винсент ван Гог провел свою первую ночь в Желтом доме в Арле осенью, и тогда же он написал самое знаменитое изображение спальни в истории искусства. По сути, картина представляет собой натюрморт очень большого формата. Что она может рассказать нам о жизни Винсента?

Ван Гог арендовал помещения в Желтом доме в мае 1888 года, но поскольку они не были меблированы, поначалу он сохранил за собой номер в отеле и использовал новое место только в качестве студии. В августе он купил две кровати, для себя и для гостя, одного из коллег-художников. Впервые в этой спальне ван Гог переночевал в середине сентября. «Я могу жить и дышать, думать и писать», — писал он с восторгом своей сестре Вил.

В этой комнате ван Гог задумал некоторые из своих самых выдающихся композиций. Из Арля он писал, что «самые прекрасные картины — те, о которых мечтаешь, лежа в постели с трубкой». Вне всяких сомнений, именно здесь он задумал «Спальню в Арле» (1888).

Винсент Ван Гог. «Спальня Винсента в Арле». 1888. Фото: Van Gogh Museum, Amsterdam (Vincent van Gogh Foundation)

Ван Гог начал работу над знаменитой картиной 16 октября, чтобы показать брату Тео новый дом. Он писал ему, что «при взгляде на картину должно успокаиваться сознание или, вернее, воображение». Для нас же сегодня это возможность взглянуть на домашний быт художника.

Хотя кровать и выглядит узкой, ван Гог описывал ее как «широкую двуспальную кровать», а на алом одеяле лежат две подушки. Надеялся ли он встретить женщину, которая разделит с ним эту постель? Два стула предвосхищают картину «Стул Винсента», которую художник напишет несколькими неделями позже (сейчас она находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне).

На вешалке с крючками на дальней от зрителя стене висит его одежда и соломенная шляпа, защищавшая ван Гога, когда он работал под ярким прованским солнцем. На умывальном столике миниатюрный натюрморт с флягой воды и стаканом, кувшином и тазом, мылом и бутылочками (по-видимому, он также хранил на нем бритву). Над столиком висит зеркало, которое художник только что купил и использовал, судя по всему, как для бритья, так и для создания автопортретов.

Перспектива будто бы раскачивает спальню, словно во сне, — но это отчасти связано с необычной трапециевидной формой комнаты. Передний фасад здания действительно был расположен под углом в той части, где оно выходило на городской сквер, обрезая комнату около столика с умывальными принадлежностями. Кровать будто бы надвигается на зрителя: ее изножье кажется даже выше изголовья.

Цифровая визуализация картины «Спальня Винсента в Арле». Фото: Van Gogh Museum, Amsterdam

Винсент писал Тео, что стены на картине «бледно-фиолетовые». Но со временем цвет красок изменился: кармин в составе фиолетового выцвел, и теперь оттенок стал ближе к голубому. При помощи компьютерных технологий специалисты из Музея ван Гога создали цифровую версию картины, благодаря которой можно увидеть ее оригинальные цвета.

В действительности фиолетовые стены были художественной вольностью ван Гога. Въехав в дом, Винсент писал, что «снаружи он выкрашен желтым, а изнутри побелен». Кроме того, он был известен своей небрежностью в быту, так что одежда, скорее всего, была разбросана по полу и стульям.

«Картины внутри картины» интригуют. На боковой стене под потолком висят портреты его друга художника Эжена Боша и лейтенанта зуавского полка Поля-Эжена Милле. Под ними на белые паспарту, по-видимому, наклеены две японские ксилографии. Над изголовьем висит пейзаж с большим деревом. До наших дней не дошло ни одного похожего пейзажа, так что речь, судя по всему, идет об утраченной работе ван Гога — не исключено, что это вид на холм Монмажур.

Письмо Винсента Ван Гога Гогену, 17 октября 1888. Фото: Janny Chiu/The Morgan Library & Museum

Винсент был очень доволен «Спальней» и писал Тео, что это «одна из лучших» его вещей. Он также приложил небольшой эскиз картины к письму Гогену, в котором писал своему другу, что в ней он хотел «выразить покой». Это письмо находилось в различных частных собраниях, пока в 2001 году его не приобрел коллекционер Юджин Тоу, передавший его в дар нью-йоркской Библиотеке Моргана шестью годами позже.

Гоген приехал в Арль спустя неделю после этого письма ван Гога. Его двухмесячное пребывание в городе завершилось размолвкой и инцидентом с отрезанной мочкой уха. Ван Гога положили в больницу, и, пока его не было, Желтый дом пострадал во время разлива реки Роны. По возвращении художник с ужасом обнаружил, что из стен сочится вода.

Некоторые из его картин, в том числе «Спальня в Арле», пострадали от сырости, краска на них начала отслаиваться, и ван Гог использовал для просушивания газеты. Позже реставраторы обнаружили черные точки на всех выступающих участках красочного слоя, кое-где даже угадывались буквы, но текст восстановить не удалось. После обследования картину отреставрировали и укрепили.

Позднее ван Гог создал две копии полотна: одну такого же размера (она хранится в Чикагском институте искусств), а другую в уменьшенном формате для своей матери и сестры Вил (сейчас эта копия находится в Музее Орсе в Париже). В 2016 году Чикагский институт искусств объединил все три полотна на большой выставке «Спальни ван Гога», идея которой принадлежала куратору Глории Грум.

Желтый дом сильно пострадал во время бомбардировки союзных сил 25 июня 1944 года. Спальня Гогена уцелела, а комната ван Гога была практически полностью уничтожена. Нижний этаж сохранился чуть лучше, так что дом подлежал восстановлению. К сожалению, спустя некоторое время его снесли.

Насколько известно, сохранилась лишь пара нечетких фотографий спальни, сделанных в 1933 году. Оконные рамы выглядят так же, как во времена ван Гога, а на месте умывального столика стоит кресло.

Грузовики с мебелью из Ларена, направленной в Боксмер, чтобы помочь пострадавшим от бомбардировок (1945). Фото: NIOD Institute for War, Holocaust and Genocide Studie

Грузовики с мебелью из Ларена, направленной в Боксмер, чтобы помочь пострадавшим от бомбардировок (1945).

Как рассказал мне внук Тео Йохан ван Гог, которому на тот момент было 93 года, его отец передал кровать жертвам военных бомбардировок, жившим «где-то в районе Арнема» в восточной части Нидерландов. Тогда я связался с местным историком из Ларена, сообщившим мне, что жители деревни собрали несколько грузовиков мебели, которые затем отправили в Боксмер, небольшой городок в 40 км к югу от Арнема. Сохранились фотографии, на которых запечатлено прибытие груза в Боксмер.

«Спальня Ван Гога», Отель Riche, Боксмеер. Фото: Hôtel Riche, Boxmeer

Нидерландские СМИ много писали об истории боксмерской кровати в 2016 году, и какое-то время жила надежда, что кто-нибудь обнаружит кровать ван Гога у себя на чердаке. К сожалению, ее так и не нашли. Однако крупный городской отель Riche реконструировал интерьер «Спальни», чтобы постояльцы могли перенестись во времена ван Гога.

Анатомия шедевра

Крошечная спальня в Желтом доме на площади Ламартин стала, пожалуй, самым любимым жилищем Винсента за всю его жизнь. В этом доме он снимал четыре комнаты, в одной из которых жил сам, а во второй вскоре поселился Поль Гоген. Еще одна комната, вероятно, была отведена под студию, в которой художник работал в ненастные дни. Всего Ван Гог написал три варианта «Спальни в Арле». Композиционно они ничем не отличаются, разница есть только в оттенках, которые использует Винсент, и в картинах, висящих на стене спальни.

Само собой, это картины самого Ван Гога. Обстановка комнаты довольно скромная, даже скудная, что не в последнюю очередь обусловлено ее размерами. Впрочем, Винсенту, похоже, и не нужно было слишком много вещей для счастливой жизни.

1. Картина в картине

Над изголовьем кровати висит картина, которая остается неизменной на всех трех вариантах «Спальни в Арле» – «Валуны и дуб», написанная Винсентом в Арле летом 1888 года. Эта работа была одним из любимых полотен его брата Тео.

2. Другие автоцитаты

Справа над кроватью можно разглядеть портреты, написанные Винсентом. Некоторые из них легко узнаваемы. На первом варианте картины это портреты Эжена Боша и лейтенанта Милле . На втором угадывается один из автопортретов Ван Гога. А на третьем (который является копией второго) эти работы прорисованы гораздо четче, и здесь уже точно можно определить что одна из них – автопортрет художника 1889 года, а вторая – неопознанный портрет женщины (возможно, мадам Жино ).

3. Гардероб

За спинкой кровати на дальней стене развешаны любимые синие блузы Ван Гога, которые, если верить воспоминаниям современников, он всегда носил за работой. Здесь же – знаменитая соломенная шляпа, запечатленная художником на нескольких автопортретах. С ее помощью Винсент не только спасался от жаркого южного солнца, но и, по некоторым данным, крепил на ее поля свечи, работая над ночными пейзажами.

4. Стулья

По причине небольших размеров комнаты мебели в ней немного: кровать, туалетный столик и два одинаковых стула. Одному из этих стульев Винсент посвятил отдельную картину, которую часто упоминают в связке с «Креслом Гогена». Сиротливый стул с лежащими на нем трубкой и табаком в который раз становится для Ван Гога символом отсутствия, чего-то безвозвратно ушедшего, потерянного.

5. Зеркало

Слева от окна над туалетным столиком висит небольшое зеркало. По всей видимости, именно перед этим зеркалом Винсент пытался отрезать себе ухо накануне Рождества 1888 года. Нашедшие Ван Гога полицейские поначалу сочли его мертвым: по всему дому были оставлены кровавые следы, а в комнате художника они обнаружили полный крови таз (вероятно, тот самый, который можно заметить на столике) и его самого без сознания.

Несмотря на то, как трагически закончилась жизнь Винсента в Желтом доме, эта комнатушка хотя бы ненадолго стала его убежищем, его счастливым местом. Рассказывая брату о картине «Спальня в Арле», художник пишет: «Вся штука здесь в колорите, упрощая который, я придаю предметам больше стиля с тем, чтобы они наводили на мысль об отдыхе и сне вообще. Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение» .

Какие тайны Ван Гога хранит самая известная спальня в истории искусства



Была осень, когда Ван Гог впервые ночевал в знаменитом «желтом доме» и написал картину с самой известной спальней в истории искусства. А потом художник-постимпрессионист написал еще две работы, которые вкупе составляют целую историю со спальнями Винсента. О чем же говорит трилогия картин со спальнями Ваг Гога?

Как создавалась трилогия

Винсент Ван Гог «Желтый дом» (1888 г.) / Фото: sothebys.com

Спальня Винсента Ван Гога в Арле, пожалуй, самая известная комната в истории искусства. Еще большее значение она имела для самого художника, создавшего три отдельные картины этого сокровенного пространства (с 1888 по 1889 год). Жизнь Ван Гога была короткой и кочевой. Ко времени своей смерти в возрасте 37 лет Ван Гог успел прожить в 37 разных домах и в 24 городах. В 1888 году он, наконец, переехал в дом, который действительно считал своим и родным - его любимый «желтый дом» в Арле. Впервые он написал образ со своей комнатой в 1888 году вскоре после переезда в Арль, а затем написал подобную композицию еще дважды в 1889 году.

Какой же была спальня Ван Гога?

На первый взгляд узкая кровать написана Ваг Гогом «широкой и двуспальной». На кровати расположены две подушки рядом с алым одеялом. Две подушки - символ надежды Ван Гога вскоре встретить свою возлюбленную, а два стула являются прообразом его собственного «пустого стула», которым он посвятит через несколько недель знаменитое полотно.

Картина «Стул Ван Гога с трубкой», 1888 год

На дальней стене расположены крючки, на которых висит одежда и соломенная шляпа (она защищала его во время работы под сильным провансальским солнцем). На небольшом столике - миниатюрный натюрморт (фляга, стакан, кувшин и таз, мыло и две или три стеклянные бутылки). Во всех трех вариантах висит зеркало (оно использовалось и для ухода, и для создания автопортретов).

Винсент написал в одном из писем своему брату Тео, что стены в спальне были бледно-фиолетовыми. Яркие цвета должны были выражать абсолютный «покой» или «сон». Но поскольку пигменты на холсте устарели, то стены со временем приобрели голубоватый оттенок. Винсент был в восторге от спальни, назвав ее «одной из лучших», которые он когда-либо видел. Он также написал небольшой набросок спальни в письме Гогену, в котором намеревался «выразить полный покой».

Письмо Винсента Ван Гога Гогену (17 октября 1888 г.)

Гоген прибыл в Арль через неделю после письма Ван Гога, что в конечном итоге вылилось в бурное девятинедельное пребывание, закончившееся травмой уха. Ван Гог был госпитализирован, и пока он отсутствовал, в «желтом доме» возникла сырость. Причиной было то, что Рона, близлежащая река, разлилась. По возвращении он с ужасом обнаружил, что вода сочилась из стен. Некоторые из его картин, в том числе «Спальня», были повреждены влагой и начали отслаиваться. Чтобы высушить их, Ван Гог прикладывал газеты к поверхности хоста, но, к сожалению, небольшое количество чернил все-же проникло в краску.

Трилогия «Спальни» Ван Гога: первая версия

«Спальня в Арле», Первая версия, октябрь 1888 г. Холст, масло, 72 x 90 см, Музей Ван Гога, Амстердам.

«Спальня в Арле», Первая версия, октябрь 1888 г. Холст, масло, 72 x 90 см, Музей Ван Гога, Амстердам.

В первой версии трилогии Ван Гог изобразил родную спальню в знаменитом «желтом доме», который расположен на улице Ламартин дом №2 во Франции. Дверь слева направляет в гостевую комнату, которую он готовил к приезду своего друга Гогена. Дверь справа направлена на верхний этаж. Окно спереди выходило на площадь и сквер.

Самым необычным аспектом картины является своеобразная перспектива. Работа нереалистична в искаженном изображении спальни, в которой предметы повернуты вниз к зрителю. Это одна из деталей, которая делает картину такой уникальной и легко узнаваемой. Винсент как-то писал Тео, что намеренно «сплющил» интерьер и убрал все тени, чтобы его фотография напоминала японскую гравюру. Ван Гог был большим поклонником японской эстетики. Его переезд на юг Франции отчасти был направлен на поиски более здоровой окружающей среды. Винсенту было необходимо наблюдать «природу под более ярким небом», чтобы лучше понимать, как японцы «чувствуют и рисуют». В картине «Спальня» Ван Гог стремился воспроизвести палитру ярких цветов и отсутствие теней, характерных для японской гравюры на дереве.

Вторая версия

«Спальня в Арле», Вторая версия, сентябрь 1889 г. Холст, масло, 72 x 90 см, Художественный институт Чикаго.

«Спальня в Арле», Вторая версия, сентябрь 1889 г. Холст, масло, 72 x 90 см, Художественный институт Чикаго.

Спальня обставлена простой деревянной мебелью, а стены украшены картинами Ван Гога. Используя яркие, контрастные цвета, художник стремился выразить особые эмоции: бледно-фиолетовый цвет плитки, желтый цвет мебели и светло-фиолетовый цвет стен. Яркое и смелое использование цвета в спальне Винсента в Арле типично для яркой палитры, которую он начал использовать в конце своего парижского периода. Желтый всегда был любимым цветом Ван Гога на протяжении всего его периода в Арле и Сен-Реми - будь то использование на открытом воздухе на пшеничных полях под провансальским солнцем или в интерьере спальни..

Третья версия

«Спальня в Арле», Третья версия, конец сентября 1889 г. Холст, масло, 57,5 x 74 см, Музей Орсе, Париж.

«Спальня в Арле», Третья версия, конец сентября 1889 г. Холст, масло, 57,5 x 74 см, Музей Орсе, Париж.


В письме своему брату Тео Винсент объяснил, что спровоцировало его нарисовать такую картину: он хотел подчеркнуть простоту своей спальни, используя символику цветов. Он писал: «бледные, сиреневые стены, неровный, выцветший красный пол, хромированные стулья и кровать, подушки и простыня в очень бледно-зеленом цвете, кроваво-красное одеяло, оранжевый умывальник, синий умывальник и зеленое окно». Удивительно! Но столь яркой палитрой Ван Гог «хотел выразить абсолютный покой».

Реальный прообраз «Спальни» Ван Гога (номер расположен в районе Ривер-Норт, Чикаго) / Фото: news.artnet.com

«Спальня» Винсента в Арле - одна из самых известных картин художника. Серия работ Ван Гога необычна еще и тем, что это единственные работы, в которых художник изображает «картину в картине». «Желтый дом» Винсента в Арле служил не только домом, но и мастерской Ван Гога. В результате он повесил многие из своих недавно написанных работ (например, в соседней спальне Поля Гогена было несколько знаменитых картин Ван Гога с подсолнухами). Хотя Ван Гог часто писал о своих работах в деталях, витиеватое описание цветов и сюжетов «Спальни» художник передает с особой внимательностью. Более того, Винсент даже предлагает собственную раму для картин, которая ясно показывает, что художник гордо и бережно хранил их. Яркие цвета, необычная перспектива и простой сюжет создают не только одну из самых популярных трилогий Ван Гога, но и то, что он сам считал одним из своих личных фаворитов.

Читайте также: